Каждый восьмой россиянин (13%) уверен, что у него есть зависимость от гаджетов и интернета; признаки этой зависимости отмечают у себя 45% (в 2021-м их доля составляла 42%). Цифровая зависимость это не только про интернет, это про игры, социальные сети, смартфоны и даже телевизор. Цифровая цивилизация предоставила нам бесконечное количество информации, которую мы пожираем ежесекундно. Отрывок выступления Андрея Курпатова «Всё, что нужно знать о технологии счастья» для MGNTech: лекторий о технологиях и и оригинальное видео. Цифровая зависимость: опасности интернет-зависимости и её характеристика.
«Интернет-зависимость может вызвать информационный инфаркт...»
Чем опасна интернет-зависимость и как освободиться от «гаджетомании», рассказывает психиатр Василий Шуров. Цифровая зависимость ведет к снижению времени и качества живого общения между людьми. Цифровая зависимость ведет к снижению времени и качества живого общения между людьми. Чем опасна интернет-зависимость и как освободиться от «гаджетомании», рассказывает психиатр Василий Шуров. Поколение Z, также известное как зумеры, с юных лет погружено в цифровой мир. Интернет-зависимость проявляется навязчивым стремлением использовать интернет. Патология приводит к изменению сознания, работоспособности головного мозга и когнитивных функций.
Освобождение от цифровой зависимости
Внедрение такого функционала в продукты — хороший пример того, что технологические компании несут ответственность перед своими потребителями. При этом эффективность таких мер, конечно, зависит именно от пользователей и их самодисциплины: функционал по контролю экранного времени легко отключается, и те, кто не в силах противостоять своим привычкам, могут продолжить использовать устройства, как раньше». Чем больше времени человек проводит за экраном, тем чаще он испытывает стресс. Чаще всего на это жаловались жители крупных городов, женщины, люди, занимающие руководящие позиции. Людмила Спиридонова, исполнительный директор НАФИ: «Задача, которая сегодня стоит перед обществом — помочь справиться с цифровой зависимостью тем, кто не в состоянии сделать это самостоятельно. Отсутствие цифровой зависимости — это один из аспектов цифровой грамотности: речь идет об установках человека, и, как показывают наши исследования, это самый трудный компонент для изменения. Информационная кампания, нацеленная на изменение этих установок, должна вестись по всем направлениям: и со стороны разработчиков ПО, и со стороны регуляторов, и со стороны общественных объединений». Это не полная версия релиза.
С тех пор исследования подтвердили рост числа страдающих от цифровой зависимости в большинстве развитых стран. В настоящее время интернет-зависимость стала серьёзной проблемой для современного общества. В ближайшем будущем планируется включить её в новую редакцию DSM-5 руководство по диагностике и статистике психических расстройств, разработанное Американской психиатрической ассоциацией. В наше время интернет-зависимость воспринимается многими как норма. Нам кажется нормальным, что подавляющее большинство офисных работников в своё рабочее время сидят в социальных сетях, делают онлайн-покупки, смотрят порнографию и играют в игры; что, возвращаясь с работы, люди в транспорте занимаются веб-сёрфингом, играют в игры или переписываются в мессенджерах; сидя в кафе или на лавочке в парке, не разговаривают друг с другом, а зачарованно смотрят в смартфоны; вечером смотрят в Интернете сериалы и болтают с друзьями в мессенджерах. С момента пробуждения и до отхода ко сну современный человек держит руку на своём гаджете и готов в любой момент «нырнуть в него». Реактивная модель общения с миром.
Традиционная концепция человеческой активности, парадигма активного действия «реши, что нужно делать, и делай это» постепенно заменяется реактивной парадигмой «получи воздействие и отреагируй на него», то есть сделай то, что от тебя хочет «чужой дядя». При этом, очевидно, этот «чужой дядя» часто даже никакой не дядя, а банда бездушных роботов, посылающих пользователю сформированный программно поток предложений, уведомлений, побуждений, звоночков, валом сыплющихся в почту, мессенджеры и т. Это один из основных рисков воздействия цифровой среды на сознание, воспитывающей «реактивный» характер взаимодействия с миром. Конечно, это не абсолютное зло опустим очевидные аргументы о полезности цифровых сервисов и устройств , но психологам и исследователям взаимодействия «человек — машина» уже известно, что вовлечённость в цифровую сферу постепенно превращается в зависимость и приводит к развитию депрессии, тревожных расстройств, фобий и других проблем.
Разнообразьте список ваших домашних дел «оффлайновыми» занятиями Например, совместными физическими упражнениями, чтением книг или настольными играми. Каждый родитель должен начать с себя. Вы можете подать хороший пример независимого поведения ребёнку и сами, сократив свой досуг перед экраном ноутбука или смартфона. Время просмотра: 20 мин.
В их распоряжении исследования, веками финансируемые из государственного бюджета, в области нейробиологии, психологии, лингвистики, когнитивных наук и социального поведения. К сожалению, лишь немногие дети и родители осознают, что, пользуясь бесплатными онлайн-сервисами, они сами становятся продуктом, а не клиентом. Такие корпорации, как Google, Facebook, Instagram и Amazon, внимательно отслеживают «лайки», покупки и местонахождение своих пользователей. Речь идет обо всей той информации, которую они смогут упаковать и продать рекламодателям. Это ставит в тупик руководителей технологических компаний, говорит Билл Дэвидоу, бывший вице-президент Intel Corp: «Либо они пользуются нейробиологией, чтобы отвоевать долю рынка и получить серьезную прибыль, либо позволяют конкурентам сделать то же самое и лишить их места на рынке». Никто не проявлял более наглого и такого распространенного желания взломать нейрологический код, который Facebook разгадал с самого начала, как скандальный калифорнийский стартап Dopamine Labs. Он стремится «удивить и зацепить» пользователей, наделяя свои приложения и платформы такой же вызывающей зависимость силой, как Instagram и Twitter. Dopamine Labs — детище двух близких друзей, нейроэкономиста Далтона Комбса и нейропсихолога Рамзи Брауна. Он признает, что сила, о которой идет речь, одновременно восхищает и пугает: «У нас есть возможность подкрутить рычаги на панели инструментов машинного обучения, которую мы создаем, и в результате поведение сотен тысяч людей по всему миру изменится незаметно для них самих, причем таким образом, что для них это будет естественно, хотя на самом деле все было сделано преднамеренно». Браун говорит о том, что решения человека, которые ему кажутся осознанными, на деле могут приниматься в результате методов воздействия, которые инженеры используют для изменения нашего поведения. В производстве своих продуктов они применяют методы, которые запускают этот выброс. Самые успешные из них подсаживают нас на крючок, эксплуатируя первобытные человеческие потребности: быть любимыми, быть с людьми и быть признанными, чтобы чувствовать себя компетентными, уделять внимание другим и получать его, чего-то достичь. Некоторые утверждают, что задача родителей — защитить детей от подобных манипуляций. Однако мы не можем защитить детей и подростков от того, в чем не разбираемся сами. Итак, обсудим самые распространенные методы, которые программисты используют, чтобы завладеть вниманием вашего ребенка. Узнав о них, вы сможете научить ребенка замечать их и понимать принципы их работы. Это поможет ему вернуть себе хотя бы часть контроля над тем, как он использует цифровые устройства. Красная тревога! Всем известно, что красный цвет означает: «Чрезвычайная ситуация! Красный — самый насыщенный и динамичный цвет. Более того, это «цвет-триггер»: исследования показывают, что он способен учащать сердцебиение и повышать давление. Кроме этого, люди чаще кликают на текст и изображения именно красного цвета, а не какого-либо еще. Изначально Facebook рассылал своим пользователям уведомления голубого цвета. Они соответствовали корпоративному брендбуку. Оттенки синего для него были выбраны неслучайно, ведь основатель компании Марк Цукерберг лучше всего видит именно их. Он страдает частичным дальтонизмом и не различает оттенки красного и зеленого. Однако Facebook обнаружил, что люди часто игнорировали эти уведомления. Их цвет сменили на красный, и количество кликов выросло до небес. В индустрии сразу же приняли это к сведению. Сегодня вы регулярно смотрите на красные кружочки рядом со значками приложений на вашем iPhone, которые «умоляют» вас запустить их. Когда в следующий раз будете общаться с ребенком, достаньте свой телефон и покажите ему, как выглядят уведомления о новом сообщении или о том, что кто-то поставил «лайк» вашему статусу. Объясните, почему они красные и какие биологические причины побуждают нас нажать на приложение, рядом с которым мы видим этот цвет. Можно переключить телефон в монохромный режим, чтобы ребенок увидел, насколько меньше эмоций у него вызывает черно-белая картинка, и понял, что она скучнее и не так привлекает внимание. Одобрение общества Мы, люди, испытываем базовую потребность в пище и убежище. Но кроме нее у нас есть еще одна врожденная потребность — принадлежать к группе и формировать прочные связи с другими людьми. Пусть мир вокруг нас сильно изменился со времен палеолита, но наш мозг остался прежним. В саванне нам приходилось тщательно следить за своим социальным положением в племени. Одиночки и изгои, как правило, подвергались нападкам. Наше выживание зависело от того, как сильно в нас нуждаются и как высоко ценят. В подростковом возрасте мы особенно остро ощущаем давление общества и хотим принадлежать к какой-нибудь группе.
Цифровая зависимость
На первой стадии пользователь знакомится с интернетом, узнает о его возможностях и выбирает подходящий для себя вариант виртуальной реальности. Постепенно у человека формируется собственный стиль в сети, восполняющий ему тот недостаток общения или информации, которого ему не хватает в реальной жизни. Далее происходит отдаление от настоящей жизни, пользователь все больше времени начинает проводить в той реальности, которую он выбрал на предыдущей стадии. Время нахождения в онлайне увеличивается… Также на второй стадии формирования интернет зависимости, когда человек перестает использовать интернет для достижения жизненных целей, происходит перенос этих самых целей в виртуальную реальность. Например, одни люди знания, полученные в сети, применяют в жизни, другие этими знаниями делятся тут же в интернете, кто-то хочет прославиться или заработать деньги, третьи же поднимают себе рейтинги в соцсетях. Третья стадия стабилизирующая. Проблема очевидна, признаки и симптомы интернет зависимости на лицо, она плавно переходит в хроническую форму. Человек возвращается в реальность, однако делает он это без всякого желания.
В результате чего он просто складируется где-то в подсознании без всякого осмысления, рано или поздно приводя к негативным эффектам. Основная угроза Если мы посмотрим на современных детей, да и на большинство взрослых, то увидим, что основная часть свободного времени, которое они проводят перед экранами, расходуется на ознакомление со всевозможным «развлекательным контентом» : фильмы, мультфильмы, электронные игры, музыка, юмористические сообщества в соцсетях, телешоу, развлекательные видеоканалы на Ютубе и так далее. Конечно, есть много профессий, когда человек длительное время проводит за компьютером по работе, но, скажем честно, эти ситуации редко связаны с цифровой зависимостью. А вот всевозможный развлекательный контент — в том числе «погружение в соцсети», — чаще всего и приводит к цифровой зависимости.
Таким образом, если выделить главное звено во всей этой системе, которое несёт наибольшее количество вреда, как физиологического из-за длительного времени взаимодействия с экранами , так и психологического — из-за деструктивной алгоритмики транслируемых образов, — то это именно так называемый «развлекательный контент». Цифровой иммунитет И возникает вопрос — а как этому противостоять? Как, с одной стороны уменьшить количество потребляемого развлекательного контента? Потому что, если каждый день смотреть по 3-4 эпизода сериала, то каким бы хорошим ни был фильм, в голове будет сплошная каша.
А с другой стороны — как подвигнуть человека получать с экранов ту информацию, которая будет ему полезна с точки зрения интеллектуального или нравственного развития, а не только то, что веселит и будоражит? Для этого надо научить человека оценивать и различать полезную и вредную информацию, чтобы это стало его привычкой, особенно при взаимодействии с любым медиаконтентом. По-другому — это значит сформировать навык осознанного восприятия информации. На слайде показаны основные этапы этого процесса.
Осознанное восприятие информации подразумевает Знание, что распространение информации — это процесс управления, что любая информация на нас всегда влияет. Умение выявлять цели, на достижение которых работает информация в нашем случае медиаконтент.
Лишь каждый пятый респондент не видит у себя признаков зависимости. Часть респондентов, которые не устраивают отдых от гаджетов, объясняют это тем, что не могут позволить себе остаться без связи. Некоторые отказавшиеся организовать цифровой детокс воспринимают гаджеты и интернет как естественную среду обитания.
Следовательно, изучение психологических особенностей лиц с компьютерной зависимостью в век стремительно развивающихся информационных технологий является актуальной проблемой. Вопрос о компьютерной зависимости в обществе впервые стал широко обсуждаться в 80-х годах прошлого столетия, когда английский психолог М. Шоттон провела тщательное исследование среди профессиональных программистов и людей, часто работающих за компьютером.
Шоттон описывала данную аддикцию как патологическое пристрастие к работе за компьютером. Компьютерная аддикция является разновидностью зависимого поведения и характеризуется стремлением уйти от жизненных реалий в виртуальный мир с помощью трансформации собственного эмоционального состояния. Патологическое пристрастие к времяпровождению за компьютером приводит к ограничению интересов и других видов деятельности, сужает круг социальных контактов. Ряд исследователей выделяют физические и психологические симптомы компьютерной зависимости. К психологическим относятся: эйфория от пребывания в виртуальном мире, увеличение количества времени, проводимого за компьютером, ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером, проблемы с работой или учебой, невозможность вовремя прекратить работу за компьютером. К физическим: сухость в глазах, боли в спине, нерегулярное питание, пропуск приемов пищи, расстройства сна, изменение режима сна и другие. Если рассматривать ситуацию на примере интернет-зависимости, Всемирная паутина привлекает людей по следующим причинам: 1. Анонимность позволяет человеку ощутить свободу в общении, особенно если он в реальной жизни застенчив.
Неограниченный доступ к информации и развлечениям. Реализация своих желаний и фантазий, пусть и виртуальном мире. Возможность нахождения желаемых собеседников, удовлетворяющих любым требованиям. Отсутствие ответственности. Психологические характеристики личности могут повышать или понижать риск развития компьютерной зависимости. Например, у одних людей наблюдается зависимость, другие устойчивы к формированию аддикции от компьютерных игр. Зависимые испытывают склонность к интеллектуализации, чувство одиночества и недостатка взаимопонимания, эмоциональную напряженность, склонность сосредотачиваться на негативных аспектах жизни, желание бороться с фрустрациями. Все исследователи сходятся во мнении, что лицам с высоким уровнем зависимости от компьютера присуща тревожность и депрессивность.
Такие люди обладают низкими показателями силы воли, стрессоустойчивости и уверенности в себе. Для них характерны трудности в формировании и успешном осуществлении межличностного общения. По результатам многочисленных опросов, проводимых во многих странах в разное время, формируется общий психологический портрет зависимых от компьютера. Последствия Компьютерная зависимость определяет патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером. Феномен формирования патологической связи между человеком и компьютером стал очевиден и приобретает все больший размах. Компьютерная аддикция включает некоторые родственные виды зависимостей: интернет-зависимость, игромания и порнофилия, которые, так или иначе, связаны с проведением длительного времени за компьютером. Характерными особенностями зависимостей различного типа являются синдром абстиненции, поведение, направленное на приобретение объекта зависимости, снижение критического отношения к негативным сторонам зависимости, потеря интереса по отношению к социальной стороне жизни, внешнему виду, удовлетворению других потребностей. Как уже было сказано ранее, симптомы компьютерной зависимости могут быть двух типов: психические и физические.
Психические признаки компьютерной зависимости схожи с проявлениями зависимостей другого типа. Важными симптомами компьютерной зависимости являются смешанное чувство радости и вины во время работы за компьютером, а также раздраженное поведение, которое появляется, в случае если по каким-то причинам длительность работы за компьютером уменьшается. Физические признаки компьютерной зависимости менее специфичны, и, как правило, вызваны длительным нахождением за компьютером в статичном положении. Некоторые из этих признаков могут возникнуть и у людей, вовсе не страдающих компьютерной зависимостью, но которые вынуждены проводить долгое время за компьютером ввиду профессиональной деятельности. В разумных количествах работа за компьютером, пользование Интернетом или некоторые видеоигры могут быть даже полезными для человека, как средства, развивающие логику, внимание и мышление. Многие компьютерные игры могут быть познавательными, а во Всемирной паутине много полезной и интересной информации. Проблемы возникают, когда человек проводит за компьютером слишком много времени, и формируется патологическое пристрастие и необходимость находиться перед экраном монитора больше времени. Наиболее выражено негативное влияние компьютерной зависимости на социальные качества человека: дружелюбие, открытость, желание общения, чувство сострадания.
При выраженной компьютерной зависимости наблюдается ухудшение социальных качеств личности, в результате чего возникает социальная дезадаптация человека, которая часто развивается у детей и подростков, проводящих много времени за компьютерными играми и в Интернете. Деградация социальных связей в этом случае развивается из-за вытеснения объективной реальности виртуальной, созданной при помощи компьютера. На фоне социальной дезадаптации и углубления в мир виртуальной реальности могут появиться избыточная агрессивность и различные виды асоциального поведения. Человек, страдающий компьютерной зависимостью, как правило, уделяет меньше внимания работе и исполнению различных социальных функций. Это может послужить причиной серьезных проблем в трудовой деятельности и семейных отношениях. Неопрятный внешний вид и очевидная отстраненность зависимых от окружающих людей делает их непривлекательными для общества, что, в свою очередь, усугубляет конфликт между обществом и человеком, страдающего от излишней тяги к компьютеру. Физические аспекты зависимости характеризуются общим истощением организма, и, как следствие, хронической усталостью. Зависимые субъекты в большинстве своем пренебрегают сном, отдыхом и пищей.
При этом эйфория и возбужденность, вызванные играми или пребыванием в Интернете, маскируют усталость, что становится причиной еще большего утомления организма.
В чем суть диджитал-зависимости
Если компьютерной зависимостью является пристрастие к машине, то какие же причины данной зависимости? Специалист отмечает, что цифровая зависимость появилась в российском реестре психических заболеваний около семи лет назад. ВОЗ планирует включить цифровую зависимость в перечень болезней. О компьютерной зависимости у подростков заговорили из-за массового распространения видеоигр и приставок в начале 1980-х годов.
Профилактика цифровой зависимости
Если компьютерной зависимостью является пристрастие к машине, то какие же причины данной зависимости? Цифровая зависимость может быть связана с внутренними проблемами? Цифровая зависимость тесно связана с дизайном соцсетей, который вызывает привыкание. О признаках и опасности гаджет-зависимости рассказывает психолог Воронежского центра общественного здоровья и медицинской профилактики.
Бондарский район
- Цифровая зависимость у подростков: причины возникновения
- Освобождение от цифровой зависимости | Мичуринская правда
- Страшилки цифровой зависимости
- Многозадачные и мыслящие «клипами»
- Дети и цифровая зависимость: признаки и методы лечения – Лига безопасного Интернета
- Чем опасна зависимость от гаджетов?
Цифровая зависимость. Причины, последствия и меры борьбы
Сегодня нам и нашим детям грозит опасность не менее страшная, чем многие вирусы, и имя этой опасности — цифровая зависимость. Цифровая зависимость ведет к снижению времени и качества живого общения между людьми. Как проявляется компьютерная зависимость, чем она опасна и можно ли защитить от нее близких людей? это не просто увлечение, а патологическое желание использовать девайс. Около 5-10% молодых людей до 30 лет в России могут страдать игровой зависимостью.
Чем опасна зависимость от гаджетов?
По словам экспертов, цифровая зависимость россиян растет — в 2021 году в ней признались 42% опрошенных. Лим подчеркивает, что проблема цифровой зависимости очень реальна и вызывает беспокойство, и он хотел бы увидеть исследования, как лучше всего с ней бороться. Возможно, один из лучших способов отказа от цифровой зависимости заключается в том, чтобы заменять вредные привычки более здоровыми и не связанными с цифровыми технологиями. Различных видов цифровой зависимости'.
Что же такое цифровая зависимость?
Введение штрафов за отвлечение на телефон, когда ты в компании например, нарушивший правило платит за выпивку. Наиболее часто эту стратегию упоминали молодые люди. Какая стратегия лучше В этой категории не оказалось явных фаворитов. Однако отключение уведомлений во время деловой или личной встречи описывалось как весьма эффективная стратегия. Комментаторы отметили, что это повысило их ощущение контроля над своими смартфонами. Кроме того, введение штрафов за использование смартфона вызывало позитивные эмоции у коллег и друзей опрошенных. Многим из них помогло ограничение использования телефона в определенных семейных ситуациях — например, когда дети просят родителей поиграть с ними либо когда муж или жена начинают жаловаться на то, что им уделяют мало времени. Один из комментаторов заметил: «Несколько раз меня обвинили в том, что я женился на своем смартфоне и не обращаю внимания на окружающих». Стратегии достижения этой цели включали: Отслеживание собственных привычек, связанных со смартфоном, для более осознанного его использования. Регулярное напоминание о собственных жизненных приоритетах и о тех, кто требует к себе повышенного внимания, а также о рисках, связанных с неконтролируемым использованием смартфона.
Напоминание впоследствии становилось мотивацией. Обсуждение порядка использования смартфона с супругами или сотрудниками и совместный поиск эффективной стратегии. Какая стратегия лучше Мнения комментаторов о самых эффективных стратегиях в этой категории разделились. Отслеживание собственных поведенческих привычек было сочтено хорошим способом для повышения осознанности, что, в свою очередь, стало стимулом для изменения нежелательных привычек. Точно так же работало и напоминание самим себе о жизненных приоритетах для комментаторов с сильной привязанностью к семье.
Поэтому, чем меньше раздражителей будет вокруг вас, тем дольше вы сможете держать внимание на нужной задаче. Так что целесообразно будет на время работы отключить уведомления. Если вы будете вне сети пару часов, мир от этого не рухнет, а вот задача будет сделана быстрее.
Также можно поставить экран компьютера в черно-белый режим, а вкладки браузера - в режим чтения. Это поможет не отвлекаться на цветовой фон и рекламу. Какой же отдых может быть альтернативой смартфону и позволит по-настоящему восстановиться? Главный отдых для мозга — это смена деятельности. Так что, если день был загруженный, прогулка на природе поможет быстро вернуть силы. Она улучшит работу дофаминовой системы и успокоит ум. Ещё один способ прийти в себя после трудовых будней - это живое общение с близкими людьми. Оно укрепляет когнитивные навыки и положительно влияет на мозговую деятельность.
Также снять умственное напряжение поможет медитация.
Технически после этого момента можно будет получить в больничном листе диагноз игровая зависимость. Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите , пожалуйста. Сколько всего в часах вы играли в компьютерные игры в 2021 году? Воздержались 52 пользователя.
Механизмы зависимости — будь то алкогольная, наркотическая, пищевая или любая другая зависимость — одни и те же. Социальные сети проще вызывают зависимость, потому что это то, что у нас всегда под рукой, почти не влияет на наше физическое состояние и как будто не мешает нашей жизни. Ключевое слово — «как будто». На самом деле любая зависимость влияет на наш мозг: со временем появляется жажда. Я бы не выделяла конкретную соцсеть, но стоит отметить, что на такой «быстрый» формат контента, как в «Инстаграме» и «Тиктоке», люди «подсаживаются» быстрее. Речь идет об эмоциональной вовлеченности, публикации вызывают у нас радость или грусть, заставляют нас сравнивать себя с другими людьми. Эмоциональный отклик на нереальный контакт, на симулятор, — это как раз то, что формирует зависимость. Цифровая зависимость может быть связана с внутренними проблемами? Пытаясь «переключиться» на цифровую среду, человек может сознательно или бессознательно бежать от реальности: «переключение» позволяет ему не замечать, что происходит в его жизни. Это могут быть как положительные моменты, так и не очень. Цифровой детокс в этом случае поможет оторвать глаза от экрана и посмотреть на реальность другими глазами.
Каждый второй россиянин считает себя интернет-зависимым
Скачать электронную версию Библиографическое описание: Шмаль, С. Шмаль, Живко Янев. Казань, январь 2021 г. С развитием технологий и появлением новых цифровых устройств феномен цифровой зависимости с каждым годом становится все шире и масштабнее, особенно среди детей.
Это новая проблема в современном обществе. Согласно последнему отчету Всемирной организации здравоохранения ВОЗ , использование цифровых технологий детьми во всем мире за последние четыре года увеличилось почти на 50 процентов. В частности, у детей быстро развиваются цифровые привычки.
И виной этого является использование смартфонов и гаджетов. Отчет ВОЗ показывает, что количество детей и подростков, имеющих проблемы с поведением, выше в развивающихся странах, где цифровые технологии более доступны. Детская зависимость от цифровых устройств стала реальностью, с которой необходимо бороться и предотвращать.
Социальные сети должны быть безопасными, чтобы дети не попадали в ловушку «онлайн-ухода» или компьютерных игр». В отчете также говорится, что родители должны играть большую роль в цифровом благополучии и поведении своих детей не только дома, но и за его пределами. Однако, когда этих детей нет дома, увеличивается количество причин для плохого поведения.
Цифровые платформы оказывают сильное влияние на поведение и умственное развитие детей, что может иметь долгосрочные последствия для их физического и психического здоровья и благополучия.
Он исследовал две контрольные группы детей 62 ребёнка и пришёл к неутешительным выводам. Дети, которые смотрели в экран компьютера, телевизора или планшета более 4 часов отставали в развитии. Они плохо говорили, повторяли одни и те же движения и слова, не смотрели в глаза и по всем признакам напоминали аутистов. В качестве лечения детям назначили — общение, игры с родителями и отказ от гаджетов. Именно после этого исследования заговорили о цифровом аутизме — потере навыков живого общения под влиянием информационных технологий. У каждого в телефоне свой персональный цифровой мир. Взрослый цифровой аутизм До определенного момента считалось, что взрослые более устойчивы к влиянию цифрового мира. Но это вовсе не так.
Андрей Курпатов, автор научных работ, посвященных методологии мышления посвящает этой теме много своих выступлений. В книге «Чертоги разума. Убей в себе идиота» один из параграфов посвящен проблеме цифрового аутизма у взрослых. Согласно его исследованию, мышление человека глубоко социально, поскольку эволюционно люди объединялись в группу для обмена знаниями. Сегодня каждый может погуглить и найти ответ на любой вопрос. Общаться ради знаний больше нет нужды. Зачем, как говорит Курпатов, терпеть другого человека, когда все знания можно получить в сети. Это приводит к отчуждению людей и снижению плотности общения, а как следствие — появлению аутистических признаков. Цифровой аутизм имеет серьезные последствия в жизни Как проявляется цифровой аутизм?
Если вы в любой непонятной и понятной ситуации «сидите» в телефоне и скролите ленту, — это повод задуматься и проверить себя на признаки цифрового аутиста. И, кроме того, если вам: проще общаться в мессенджерах, чем вживую; хочется постоянно проверять соцсети, даже когда рядом друзья и семья или просто приятные люди; проще отказаться от общения с человеком, чем подстраиваться под его характер; не заинтересованы в конкретных людях, и они для вас легко заменимы; непонятно, что чувствует другой человек, и вам, в общем-то, все равно; много времени проводите в сети; ваша реальная жизнь бедна на события и эмоции. Если на большинство этих утверждений вы ответили утвердительно, то внимание — вы попали в цифровой капкан. Последствия цифровой зависимости К сожалению, цифровая аутизация приводит к тому, что человек тупеет.
А большинство сидят за монитором сутками. Хотя родителям это удобно: дал в руки айпад или мобильный телефон - и ребенка не видно, не слышно, он никому не мешает.
Но еще неизвестно, как это будет влиять на развитие личности, состояние здоровья. Масштабные комплексные исследования проводятся на Западе. Недавно я побывал на академической практике в Мюнхене. Директор немецкого Института ранней педагогики знакомил нас с исследованиями влияния ИКК на детей от 0 до 3 лет. Специалисты утверждают, что раннее знакомство детей с достижениями цифровых технологий может иметь негативные последствия. Попробуйте прожить без телефона хотя бы день - В чем выражаются эти негативные последствия?
Они просто не умеют общаться. Планшет, телефон заменяют им общение с живыми людьми. И вероятно, им в будущем будет сложно выстраивать отношения, создавать семью. Вы заметили, что мы постепенно разучиваемся выражать свои эмоции, мысли словами? Нам легче отправить смайлик. Это тоже результат глобальной цифровизации.
Ребенку справиться с ним сложно, отсюда повышенный уровень агрессии, тревожности, неуверенности в себе, подверженность стрессам. В одном классе самой обычной школы провели эксперимент - ученикам предложили сдать на день все телефоны, планшеты. Через 1,5 - 2 часа у детей началось беспокойство. Без привычного интернета, соцсетей они явно ощущали себя дискомфортно, потерянно. Некоторые ребята стали вести себя неадекватно. Вот настолько все эти гаджеты стали продолжением нас.
Дают круглосуточный доступ к важной информации, объединяют людей, которые не могут встретиться лично, расширяют наш кругозор. Почему же мы в принципе говорим о них в столь негативном контексте? Любая зависимость рано или поздно ведет к неприятным последствиям. В случае зависимости от мобильных устройств они будут заметны в нескольких аспектах. Социальный аспект — когда виртуальные разговоры вытесняет реальные, слабеют не только наши социальные связи, но и навыки качественно коммуницировать свои мысли при личном общении. Когнитивный аспект — потребность в тотальном упрощении контента для «вечно занятого» читателя, ведет к тому, что со временем человек утрачивает способность рационально анализировать входящие информационные потоки, хватая по верхам обрывки фактов и цифр. Психологический аспект — агрессия, раздражительность, депрессивные состояния и расстройства — это только малый перечень проблем, к которым может привести чрезмерное увлечение гаджетами. Понять, что отныне не вы управляете смартфоном, а наоборот, достаточно просто: — Проснувшись утром, вы первым делом листаете новостную ленту или проверяете мессенджер. Любой из вышеперечисленных пунктов — это первый тревожный звоночек.
Цифровой аутизм: как не попасть в капкан виртуальной зависимости
Курпатов Что происходит с мозгом, если мы перестаем совершать какую-либо мыслительную операцию? Импульс не переходит от нейрона к нейрону, а связь между ними разрушается раз и навсегда. Мы не просто теряем навык, мы теряем те самые нервные клетки, которые обеспечивали нам этот навык. Если мы разучились общаться друг с другом, то часть нейронов в голове у нас безвозвратно исчезла.
Можем ли мы при этом эффективно мыслить? Младенцы в этом плане гораздо умнее нас. Как ребенок добивается своего?
Он проводит невероятную мыслительную работу: всматривается в лицо мамы, анализирует ее настроение, устанавливает с ней зрительный контакт и всеми способами убеждает ее взять его на ручки — он гукает, улыбается, кряхтит. Если ничего не помогает, он прибегает к безотказному методу — крику и рыданиями. Шах и мат.
Он на руках и уже безмятежно улыбается. Он думал, анализировал и добился своего, а между тем, ему всего два месяца. Может ли взрослый похвастаться такими успехами?
Может ли цифровой аутист добиться успеха в обществе, не владея навыками общения? Известный антрополог и популяризатор Робин Данбар доказал, что объем коры головного мозга у примата зависит от численности стаи, к которой он принадлежал. По сути, чем больше его стая, тем больше социальных связей он может установить, а значит, тем он умнее.
Это повод задуматься, так ли выгоден нашему мышлению фриланс и что мы теряем, исключая себя из социальной иерархии. Второе последствие аутизма — добровольное одиночество. Социальные сети и мессенджеры создают иллюзию общения.
Но, встретившись с кем-то, кто регулярно лайкает ваши посты, вы вряд ли найдете о чем поговорить. В Нидерландах была установлена скульптура «Поглощённые светом».
Наконец, периодически полезно саморефлексировать и отвечать себе на вопросы об удовлетворенности жизнью и отношениями с другими людьми, своих ценностях и безопасном ощущении мира. Если вы понимаете, что этих мер недостаточно, обратитесь за помощью к специалисту», — резюмировала специалист. Безопасность этой платформы можно проверить только после всестороннего аудита, считают эксперты 30 января семейный психолог сервисов детской безопасности «Где мои дети» и KIDS360 Галина Прутковска рассказала «Известиям» о негативном влиянии на ребенка родительского гиперконтроля. По ее мнению, чрезмерный контроль мешает развитию самостоятельности у детей. Это может проявляться в страхе перед ответственностью и взрослым миром.
Многие предпочитают общаться в сети, покупать товары в онлайн-магазинах, так как не нужно выходить из дома. В связи с этим появляются сложности с поиском новых друзей. Человек постепенно замыкается в себе. У людей со слабым психическим здоровьем интернет-зависимость подводит к возникновению суицидальных мыслей, которые нередко приводят к самоубийству. Также могут возникать физические последствия интернет-зависимости в виде: снижения остроты зрения заболеваний опорно-двигательного аппарата сколиоз, артроз, остеохондроз патологий сердечно-сосудистой системы тахикардия, аритмия, гипертония, варикоз нижних конечностей постоянных головных болей мигренозного характера Выводы и рекомендации Длительное времяпровождение за компьютером или в телефоне нарушает процесс засыпания, ухудшает качество сна.
Если у ребёнка спросить, что он хочет сделать в свободное время, он чаще всего ответит, что хочет погулять или сходить в кино. А если у ребёнка уже сформирована цифровая зависимость, он скажет, что хочет посидеть, поиграть в смартфон. Второй симптом, который появляется почти одновременно с первым, это трудности в ограничении себя. Многие дети играют в гаджетах, но через некоторое время устают или утомляются и сменяют деятельность. При цифровой зависимости происходит утрата контроля над количеством времени, проведённом в интернете. Во-первых, ребёнок должен понимать, что гаджет, который лежит у него в кармане, служит определённой цели: при помощи него можно позвонить, почитать, посмотреть расписание транспорта или карту. Рассказывать об этом ребёнку должны все: и родители, и педагоги, и психиатры, и государство. В разных странах этот вопрос решается по-разному, однако везде он решается при участии государства. Где-то введены возрастные ограничения: в основном до 13-14 лет запрещается пользоваться гаджетами без контроля родителей; где-то есть специальные уроки в школах, на которых объясняют, как извлечь максимум пользы из своего смартфона. Но не только запретами и регулированием нужно выстраивать профилактическую работу, также нужно подготовить личность ребёнка. Этим, как правило, занимаются доктора, которые имеют специальные психотерапевтические программы профилактики.