Исследователи относят к русским народным промыслам росписи посуды и других предметов быта, глиняную и деревянную игрушку, кружевоплетение, гончарное, кузнечное дело и другое. Просмотрите доску «народные промыслы россии» пользователя Ainagul Amanova в Pinterest. Посмотрите больше идей на темы «русское народное искусство, художественные промыслы, ремесла». XIХ Выставка-ярмарка народных художественных промыслов и ремёсел России «Жар-птица. Вот пять необычных ремесел из разных регионов России. Народные промыслы россии картинки с названиями.
народные промыслы
Новая эстетика народных промыслов, фото № 2. Есть интересная интерпретация орнамента с райской птицей Сирин, использованная для оформления интерьера кофейни. Шемогодская резьба — традиционный русский народный художественный промысел резьбы по берёсте, известность которому принесли мастера Шемогодской волости Великоустюгского уезда Вологодской губернии России. 16 июня 2023 года в структурном подразделении МАУК ЦБС ТМР Новотарманской сельской библиотеке, для молодёжи, прошёл КВИЗ «Народные промыслы России». По условиям КВИЗа участники выполнили задания согласно вопросам 5-ти раундов. XXXV Выставка-ярмарка народных художественных промыслов России. Расцвет гжели, как одного из самых известных народных промыслов России, пришелся на время существования «Товарищества производства фарфорово-фаянсовых изделий М.С. Кузнецова» в конце XIX — начале XX века. 4 августа в Куртамышском СУВУ прошло мероприятие «Народные промыслы России». Воспитанницы узнали, что с незапамятных времен на Руси в жизни русского народа важное место занимала особая форма творчества — «промысел» или «промыслы».
XXXV Выставка-ярмарка
Впервые в России в 1747 году выпуск тонкой майолики освоил московский купец Афанасий Гребенщиков. Славу этой посуде принесли майоликовые изделия голубоватой поверхности с традиционной синей росписью. Форма посуды напоминала аналогичные изделия из серебра в стиле барокко. Гжельская майолика — один из самых ярких образцов русской художественной керамики. Центром промысла стала деревня Ульяновская. Ключевые роли в росписи получили золотисто-охристый и черный цвета, но зеленый и темно-красный тоже присутствуют. Ракульскую роспись отличает крупный орнамент в виде листьев, кустиков и птиц, обычно это — сороки и курицы.
Промысел возник в середине XIX века в семье Витязевых, но в 1930-х годах пережил тяжелый кризис и почти исчез. Синий, зеленый и красный тона обычно складывались в необычный цветочный букет, яблоки и птиц. Онежской росписью украшали прялки и другую домашнюю утварь. Детали рисовали крупно, непринужденными смелыми мазками.
Если потянуть за веревочку, привязанную к игрушке, персонаж начинает делать равномерные движения. Всем известный пример такой игрушки — курочки, которые клюют зерно, или лесоруб, который то поднимает, то опускает свой топор. Типичная богородская игрушка современный вариант. Искусство зародилось у берегов реки Мезени. Мезенская роспись. При этом обычно использованы два цвета — красный и черный. Такой росписью мастера чаще всего украшали предметы обихода. Обычно используют красный и черный цвета. Борецкая роспись Этот вид росписи, возникший в городке Борок Шенкурсвого уезда, существует не одну сотню лет. До сих пор в этих краях есть талантливые художники, получившие секреты мастерства от отцов и дедов. Борецкая роспись. Орнамент росписи состоит их треугольников, ромбов, завитков, кружков, а цвета обычно используются разнообразные — коричневый, красный, зеленый, желтый, реже — синий. Поповой Шемогодская резьба Шемогодская резьба, или, как ее еще называют «берестяное кружево» представляет собой технику сквозной прорези и тиснения по бересте. Шемогодская резьба.
Книга-альбом «Мордовия: народное искусство» - своеобразная энциклопедия мордовского народного искусства, которое представляет собой яркое, самобытное явление. Среди искусств других народов и народностей, входящих в состав Российской Федерации, художественное творчество Мордвы имеет свои особенности и черты, которые слагают неповторимость художественного характера. Традиции мордовского народного творчества восходят к глубокой древности, в них истоки и корни национальной культуры. И сегодня широко за пределами Республики Мордовия известны изделия мордовских ювелиров, оригинальная резьба по дереву, яркие народные костюмы, мордовская керамика и другие самобытные образцы народных промыслов. Вдоль живописных склонов Северного и Полярного Урала, на бескрайних просторах северной тайги, издавна живет трудолюбивый народ коми. Яркой страницей его национальной культуры является самобытное народное искусство. Художественная резьба по дереву, узорное ткачество, вязание, набойка, обработка меха, кости отражают богатый духовный мир народа коми, его тесную непосредственную связь с окружающей природой. Альбом впервые знакомит читателя с произведениями традиционного коми народного искусства, истоки которого уходят вглубь тысячелетий. Основу альбома составляют коллекции Коми республиканского историко-краеведческого музея, музея археологии и этнографии Института языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения Российской Академии наук, музея археологии Сыктывкарского государственного университета. Майстровский, Марк Яковлевич. Земля мастеров : Очерки о нар. У художественных промыслов Тверского края интересная многовековая история. Эта книга расскажет о некоторых из них: о великой культуре обработки дерева, которой владели наши предки, о таинствах гончарного ремесла, о загадочных древних символах старинной вышивки, об изысканном искусстве кружевниц, о праздничном разноцветье узорного ткачества, о сложной судьбе уникальнейшего из древних ремесел — золотного шитья. Резьба по дереву и кости Искусство резьбы восходит к быту древних славян, селившихся в древности по берегам Волги, Дона, Днепра, озера Ильмень. На стенах славянских святилищ изображались люди, птицы, звери, которые, по свидетельству мифов и сказок "жили" в те далекие времена. Северную резьбу по кости иностранные путешественники так и называли "резьбою русов". Уханова, И. Уханова; Гос. Эрмитаж, 2005. Альбом рассказывает об изделиях мастеров - косторезов севера России - из Архангельска и деревни Холмогоры. В издании опубликовано более 80 тоновых фотоиллюстраций произведений косторезного искусства из собрания Государственного Эрмитажа, Музея этнографии народов СССР и Государственного Русского музея. Абросимова, Александра Андреевна. Абросимова, Н. Изделия культурно-бытового назначения Русские мастера издавна великолепно умели обрабатывать дерево, кости и рог. Из книги вы узнаете о видах обработки этих материалов: например, о геометрической и плоскорельефной резьбе, резьбе по бересте и мозаике, домовой корабельной и скульптурной резьбе. Читатель узнает о резьбе, названной по региону промысла: холмогорской, тобольской, хотьковской, чукотской резьбе и гравировке. Эта книга рассчитана на обучающихся традиционным русским ремеслам, поэтому большая ее часть посвящена описанию технологий обработки дерева, кости и рога. В книге есть фоновые иллюстрации. Вышивка Насколько вышивание является древним ремеслом — точно не определено, но оно всегда популярно. У всех народов в основу вышивки положены национальные мотивы и орнаменты. Лебедева, Серафима Христофоровна. Лебедева ; Нац. Кузебая Герда. Удмуртская народная вышивка, имея некоторое сходство с вышивкой других народов, имеет свои примечательные черты. Большая ее часть выполнена на холсте. Наиболее древняя вышивка в Удмуртии выполнена счётной техникой: выполнялась на холсте по счёту нитей без канвы, часто без пялец. Как и у других народов, особо богатой вышивкой отличалась свадебная одежда невесты и служила оберегом от злого глаза и порчи. Автор в своей книге представляет читателю небольшую часть коллекции удмуртской вышивки, хранящейся в фондах Национального музея УР им. Цветные фотографии подлинных изделий введут его в прекрасный мир народного творчества, в мир знаков и символов. Деревянная игрушка В России существуют три наиболее известных исторически сложившихся региона изготовления деревянных игрушек. Один из них располагался в Архангельской и Вологодской губерниях, другой — в Нижегородской губернии. Но столицей деревянных игрушек, несомненно, можно назвать город Сергиев Посад и село Богородское, расположенное недалеко от него. По берегам Белого моря, на Онежском полуострове, в Архангельской и вологодской губерниях игрушки, изготовленные северными мастерами, своим скупым столбоватым обликом напоминают древних северных идолов. Основные мотивы производства для северных мастеров — это кони, птицы, куклы-бабы и разнообразные погремушки. В Нижегородской губернии, славившийся резьбой по дереву, производились лучшие образцы корабельной и кормовой резьбы, было хорошо развито «ложкарство» изготовление деревянных ложек , точение веретён и городецкая резьба. Центрами изготовления традиционной деревянной игрушки стали Городец, Семёнов, Лысково, Пурех, Федосеево. В городе Сергиев Посад и селе Богородское мастера предпочитали использовать жанровые изображения, игрушки часто изготавливались в виде сюжетных композиций и включали несколько «действующих» лиц. Иногда такие игрушки делались движущимися для усиления эффекта. В игрушечном промысле существовало разделение труда. Одни деревни специализировались на изготовлении белья, то есть неокрашенной игрушки, а другие - на росписи. В начале ХХ века игрушки стоили на рынке немало - четвертак, скупщики же покупали их у мастеров за 18 рублей сотню. По некоторым данным, мастер-игрушечник вырабатывал товара за месяц рубля на два. Тарановская ; ред. Формы и типы русской народной деревянной игрушки, рожденные талантом и увлеченностью мастеров, поражают своим многообразием. Полено, чурка, щепка, дощечка - вот с чего начинали мастерить игрушку и на Севере, и в поволжье, и под Москвой.
Я его слепила из того, что было Когда-то на Вятской земле существовал народный праздник — Свистопляска. Его непременным атрибутом была свистулька. В преддверии гуляния жители слободы Дымково добывали местную ярко-красную глину, лепили из неё фигурки-флейты и окрашивали их в яркие цвета. Со временем праздник канул в Лету, а вот промысел продолжил своё развитие. Дымковские мастера стали создавать не только свистульки, но и игрушки — преимущественно в форме баранов, индюков, скоморохов, барынь, нянек с детьми. Костяное кружево То, что косторезное ремесло зародилось близ беломорского побережья, напрямую объясняется географией. С древних времён северяне охотились на моржей и тюленей, искали останки мамонтов. Из добытой кости делались предметы быта и украшения, позднее — предметы декора. Искусные мастера вырезали на белоснежном материале растительные орнаменты, образы животных, сценки народной жизни. Холмогорская резная кость — один из самых старых русских промыслов: ему более 400 лет. Русская игрушка с японской душой «Отцом» матрёшки считается художник Сергей Малютин. Вероятно, идея создания разъёмной деревянной куклы пришла к нему после того, как он увидел вкладывающихся одна в другую японских куколок, олицетворяющих богов счастья. Представитель русского стиля, он занимался возрождением народной культуры и потому решил «одеть» фигурки в традиционные сарафаны. Продолжение вы знаете: матрёшка обрела огромную популярность и стала абсолютным национальным символом. Название игрушки происходит от имени Матрёна, которое до революции ассоциировалось в сельской среде с матерью многочисленного семейства, женщиной с отличным здоровьем и пышными формами. Куда идти, что читать и смотреть?
Реклама в газете и на сайте
Конкурс проходил в два этапа — заочный и очный. Победители заочного тура презентовали на Фестивале свои сувениры. МУК "Егорьевский историко-художественный музей" 2. ИП Муратов Энвер Исмаилович 3.
Международная выставка-форум "Россия" — это важнейшие достижения страны, собранные на одной площадке. В течение всего времени проведения выставки гостей ждут культурные мероприятия, насыщенная деловая и образовательная программа. Посетителям представлены экспозиции 89 регионов России, ведущих федеральных ведомств, корпораций и общественных организаций.
Сейчас традиции этой росписи продолжают два предприятия.
Одно располагается в деревне Турыгино, а другое — в селе Речицы. Оба можно посетить, чтобы узнать об истории гжельской росписи и научиться самостоятельно украшать посуду при помощи кистей и красок. Тульский самовар Где: Тула В 1778 году оружейники И. Лисицыны запустили производство новомодного изделия из меди — самовара. Братья переформатировали тульскую фабрику, десятилетиями выпускавшую оружие, под новые нужды, и стали заполнять местные прилавки самоварами необычных форм. К примеру, сосуд мог быть выполнен в форме яйца или вазы. Много внимания уделялось декору: на изделия наносили гравировку, украшали их изысканными ручками и носиками.
Вскоре самовары стали неотъемлемыми предметами быта, а в Туле появилось ещё несколько мастерских по их производству. Дорожный самовар И. Найти подходящее изделие в Туле не составит труда: местные заводы до сих пор заполняют прилавки магазинов самоварами всех мастей. А изучить историю и увидеть ещё больше разнообразных «пузатых» сосудов можно в Музее самоваров в местном кремле. Тут есть и оригинальные образцы с фабрики Лисицыных, и экземпляры, служившие для сервировки стола знатных особ, и даже 70-литровый гигант, из которого раньше наливали чай в буфете. Филимоновская игрушка Где: деревня Филимоново, Тульская область Этот русский народный промысел зародился в небольшой деревне. По легенде, когда-то местный горшечник Филимон обнаружил здесь залежи глины.
Его находка подарила населённому пункту название деревню назвали в честь ремесленника , а жителям — прибыльное дело. Мастера зарабатывали на изготовлении глиняных изделий, а из обрезков материала лепили свистульки для детей в виде животных. Позже глиняные фигурки стали покрывать красочной росписью и продавать на ярмарках. Простейшие сюжеты, например мать, кормящая ребёнка, или парочка влюблённых, выполнены в простейших формах. И всё это расписано разноцветными полосками и пятнами. Со временем интерес к народным промыслам России был утрачен, а в Филимонове почти не осталось местных жителей, владеющих технологией изготовления игрушек. И только в 1960-х годах старинным видом народного творчества заинтересовались искусствоведы и коллекционеры.
Они обучились промыслу, смогли передать свои знания ученикам и сохранить ремесло. Современный путешественник может купить оригинальную филимоновскую игрушку в одноимённом музее в городе Одоеве, а также в сувенирных лавках некоторых тульских музеев. Кстати, в столице региона дают мастер-классы по лепке фигурок из глины. Будете в Туле — обязательно посетите!
Такие тематические выставки знакомят детей с традициями и культурой нашего народа, развивают устойчивый интерес к народному творчеству и искусству, формируют уважение к труду и таланту мастеров, воспитывают чувства причастности детей к наследию прошлого.
Ассоциация Народные художественные промыслы
Роспатент совместно с Ассоциацией «Народные художественные промыслы России» запустили проект — «Народные промыслы #RUCRAFTS». Подмосковье представило изделия народных промыслов на выставке «Россия» на ВДНХ. Народные женские костюмы разных губерний Российской Империи (ФОТО). 5 самых известных народных росписей в России. Народные женские костюмы разных губерний Российской Империи (ФОТО). 5 самых известных народных росписей в России.
Реклама в газете и на сайте
«» — самый полный портал о народной культуре и художественных промыслах России, раскрывающий интересные темы простым языком. В России предложено вести реестры образцов изделий народных художественных промыслов. Мастера знаменитых нижегородских промыслов продолжают сохранять народные традиции, культурные богатства и национальную самобытность, за что их благодарит губернатор и все, кому не чуждо стремление к прекрасному. Народные промыслы России. В рамках тематической недели, посвященной Дню народного единства, в нашем детском саду в музыкальном зале оформлена выставка «Народные промыслы России». Новости. Народные промыслы России. Если спросить современного россиянина о том, какие народные промыслы он знает, скорее всего, прежде всего будут названы гжель, хохлома, жостовская роспись. На самом деле в России существует невероятно огромное количество промыслов. проект о народных художественных промыслах России. Каталог предприятий, новости, полезные статьи.
Жостовская роспись
- Народные промыслы
- Работы кировских мастеров представлены на крупнейшей выставке народных промыслов в Москве
- Красивые картинки
- Русский народный промысел: имя, традиция или бренд?
6 удивительных народных промыслов Русского Севера
Народные декоративные промыслы – культура многонациональной России. Каждое неповторимое художественное является объектом нематериального – творческого наследия семьи народов. Вас ждут стоковые изображения в HD по запросу «Народные промыслы» и миллионы других стоковых фотографий, трехмерных объектов, иллюстраций и векторных изображений без лицензионных платежей в коллекции Shutterstock. XXXV Выставка-ярмарка народных художественных промыслов России. Вас ждут стоковые изображения в HD по запросу «Народные промыслы» и миллионы других стоковых фотографий, трехмерных объектов, иллюстраций и векторных изображений без лицензионных платежей в коллекции Shutterstock. Народные промыслы России.
Народные текстильные промыслы России
Народные промыслы Росси. Народный промысел России. Народные промыслы России. В рамках тематической недели, посвященной Дню народного единства, в нашем детском саду в музыкальном зале оформлена выставка «Народные промыслы России». Россия — страна, богатая народными промыслами. Просмотрите доску «Народные промыслы» в Pinterest пользователя Наталья, на которую подписаны 252 человек. Посмотрите больше идей на темы «русское народное искусство, художественные промыслы, народная художественная роспись». Цель выставки: возрождение интереса у населения к традициям русской народной культуры, форсирование чувства гордости за историю России, составной частью которой являются русские народные промыслы и ремёсла. Весь славный путь, который народный промысел прошёл за последние двести лет, сегодня ярко представлен в Музее, созданном при Павловопосадской платочной мануфактуре.
народные промыслы россии
Лаверецкого, каслинское литье, 1896 г. Большую часть работников завода также составили старообрядцы, прибывшие из разных мест на Уральскую землю, где были не так ощутимы гонения на старую веру. Каслинское литье Традиции Каслинского литья — графическая четкость силуэта, сочетание тщательно отделанных деталей и обобщённых плоскостей с энергичной игрой бликов — сложились в XIX веке. В этот период владельцы завода привлекли к работе новых талантливых скульпторов, художников, чеканщиков и формовщиков. Изделия каслинского литья получили награду «Гран при» на престижной Парижской всемирной выставке прикладного искусства в 1900 году. Шемогодская прорезная береста Особую популярность получила шемогодская прорезная береста, которая берет свое начало в Вологодской области. Береста, несмотря на свою кажущуюся хрупкость, — довольно прочный и долговечный материал. Вологодские мастера изготавливают разнообразные корзинки, посуду, туеса, украшения и даже обувь и одежду. Шемогодская прорезная береста Особенность этих изделий заключается в том, что с традиционным узором переплетается естественный растительный орнамент, листья и ягоды, цветы и стебли, животные и люди. Традиционные узоры Шемогодской прорезной бересты гравируются на листах бересты тупым шилом и прорезаются острым ножом с удалением фона. Под ажур иногда подкладывается цветная бумага или еще один слой бересты; резьба дополняется тиснением.
В XIX веке эти изделия прозвали «берестяным кружевом». Шемогодская прорезная береста В советское время изделия из шемогодской прорезной бересты считались символом русского леса и пользовались спросом среди иностранцев. Тогда же был организован цех резьбы по бересте при Шемогодском мебельном комбинате Вологодская область. И в наши дни ни одна русская ярмарка не обходится без берестяной посуды. Варнавинская резьба по кости Этот русский промысел возник в среде профессиональных нижегородских столяров, занимающихся резьбой по дереву. В качестве основного сырья мастера используют трубчатую кость крупного рогатого скота — «цевку» и рог. Также для изготовления дорогих видов изделий используются более редкие и ценные виды кости мамонта и моржа. Варнавинская резьба по кости Варнавинская резьба по кости применяется, главным образом, при изготовлении женских украшений заколки, гребни, шпильки, расчески, броши, кулоны, бусы, колье, подвески, браслеты, серьги, кольца, перстни , шкатулок, ларцов, авторучек, декоративной посуды и других сувениров. Варнавинская резьба по кости Особенность таких изделий заключается в абсолютной неповторимости и индивидуальности. Каждый предмет выполняется вручную, без каких-либо шаблонов и штампов.
Абрамцево-кудринская резьба Абрамцево-кудринская резьба — это художественный промысел резьбы по дереву, сформировавшийся в конце XIX века в окрестностях подмосковной усадьбы Абрамцево. Абрамцево-кудринская резьба С помощью данной техники делали ковши, блюда, вазы и шкатулки, а также любые предметы домашнего декора и обихода. Особенность этих изделий состоит в преобладании различных завитков, розеток, веточек, тонировки и полировки дерева. Абрамцево-кудринская резьба Расцвет этого промысла приходится на советский период времени — 20-40-е годы. Заказы работникам кудринской артели «Возрождение» поступали даже от Третьяковской галереи. Исторические и современные изделия, сделанные в стиле абрамцево-кудринской резьбы, были представлены на международной выставке в Париже в 1937 году. После распада СССР фабрика кудринской резьбы была закрыта. Сегодня промысел сохраняется благодаря работе частных мастеров. Гусевский хрусталь История гусевского хрусталя началась в 1756 году, когда орловский купец Аким Мальцов основал на берегу реки Гусь в дремучих мещерских лесах первый стекольный завод. Когда на строительство в Подмосковье стекольных мануфактур был наложен запрет из-за чрезмерной вырубки лесов, в поселке Гусь на одноименной реке был построен первый хрустальный завод, мастеров для которого специально привезли из Можайска.
Так началась история не просто производства, но целого народного промысла, процветающего и по сей день. Гусевский хрусталь Сейчас завод в первую очередь славится своим художественным стеклом. Гусевские художники, учитывая особенности материала, придают ему высокохудожественную выразительность, умело используя и цвет, и форму, и декор. Филигрань Филигрань или скань — ювелирный промысел, использующий ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной и т. Элементы филигранного узора бывают самыми разнообразными: веревочка, шнурок, плетение, елочка, дорожка, гладь. В единое целое отдельные элементы филиграни соединяют при помощи пайки. Часто филигрань сочетают с зернью — металлическими мелкими шариками, которые напаиваются в заранее подготовленные ячейки углубления. Зернь создает эффектную фактуру, игру светотени, благодаря чему изделия приобретают особо нарядный, изысканный вид. Материалами для филигранных изделий служат сплавы золота, серебра и платины, а также медь, латунь, мельхиор, нейзильбер. Украшения, выполненные в технике филиграни, оксидируют и серебрят.
Часто филигрань сочетают с эмалью в том числе финифтью , гравировкой, чеканкой. Скань Филигранные изделия производились в царских или монастырских мастерских. В XVIII веке изготовлялись большие сканные изделия, наряду с камнями широко применялись хрусталь, перламутр. Одновременно получили большое распространение небольшие серебряные вещи: вазочки, солонки, шкатулки. С XIX века изделия из филиграни уже выпускались фабриками в больших количествах. Это и дорогая посуда, и церковная утварь и многое другое. Казаковская филигрань. Шкатулка Центрами сканного дела сегодня являются: Село Казаково Вачского района Нижегородской области, где располагается предприятие художественных изделий, которое производит уникальную ювелирную продукцию в древнейшей технике художественной обработки металла — скань. Поселок Красное-на-Волге Костромской области, тут находится Красносельское училище художественной обработки металлов, главной задачей которого является сохранение традиционного красносельского ювелирного промысла — скань, эмаль, чеканка и другое. Город Павлово Нижегородской области, где расположен техникум народных художественных промыслов России.
Финифть Финифть — изготовление художественных произведений с помощью стекловидного порошка, эмали на металлической подложке. Стеклянное покрытие является долговечным и не выцветает со временем, изделия из финифти отличаются особой яркостью и чистотой красок. Эмаль приобретает нужный цвет после обжига с помощью добавок, для которых используются соли металлов. Например, добавки золота придают стеклу рубиновый цвет, кобальта — синий цвет, а меди — зеленый. Вологодская усольская финифть Вологодская усольская финифть — традиционная роспись по белой эмали.
Красивые аватарки Русские народные промыслы картинки Русские народные промыслы — это неповторимые и незабываемые изображения, произведенные мастерами народного искусства. Они представляют собой невероятно красочные и детализированные картины, на которых изображены пейзажи, предметы и люди.
Народные промыслы — это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой. С целью развития познавательного интереса, расширения знаний детей о народных промыслах России, в подготовительной группе прошла тематическая неделя «Народные промыслы России» и была проделана большая работа по ознакомлению детей со старинными промыслами России. На этой недели большое внимание мы уделили таким народным промыслам, как роспись предметов быта в разных техниках. Ребята украшали жостовские подносы цветами, досочки и посуду расписали в стиле городецких мастеров, рисовали орнаментом «Гжель - сине-голубое чудо», а дымковскую игрушку выполнили в технике пластилинография.
За пределами художественных оценок эти картины являются важным доказательством традиционной русской культуры и истории. Они помогают понять и лучше оценить искусство, произведенное мастерами древних и нынешних времен.
Народно художественный - 89 фото
В 2023 году группа ремесленников решила восстановить традиции абрамцевской резьбы и уже успешно продаёт свои работы в Сети. Матрёшка Где: Подольск, Московская область Когда речь заходит о традиционных русских сувенирах, нельзя не упомянуть о знаменитой «кукле в кукле». Сейчас матрёшек можно найти в любой лавке с национальными подарками, а раньше изготовление этой игрушки считалось сложным народным промыслом. Подольские мастера стали торговать вырезанными на токарном станке фигурками с росписями в XIX веке. Тогда это были ещё не матрёшки, а, например, грибы, пирамидки или яйца. Деревенские жители изготавливали и перепродавали их купцам, которые отвозили изделия в Москву на радость гостям города, желающим привезти домой сувенир. Промысел расцвёл настолько, что уже к концу столетия в Подольской губернии насчитывалось более 800 кустарных производств таких игрушек.
Сама же матрёшка была придумана В. Звёздочкиным, мастером из небольшой деревни под Подольском, попавшим под протекцию семейства Мамонтовых. В 1900 году он отправил только что изобретённую игрушку, состоящую из шести элементов, последовательно вставляющихся друг в друга, на выставку в Париж. Звёздочкин потрудился не только над формой, но и над оформлением необычной игрушки: нанёс на каждый деревянный элемент роспись в виде женщины в платке. Старания мастера оправдались: матрёшка покорила сердца иностранцев и стала всемирно известным русским сувениром. Фабрика «Климо».
Фото: А. Кущенко В Подольске изготавливают игрушки с росписью и сейчас, но уже более быстрым способом — на предприятии «КЛИМО», с помощью современных станков. На фабрике можно увидеть процесс изготовления матрёшек, а для маленьких посетителей работники проводят мастер-классы. Ещё здесь работает Музей русской народной деревянной игрушки, где представлено более 250 работ местных мастеров. Посещение музея входит в программу экскурсии. В XVIII веке в округе насчитывалось несколько десятков светёлок, где наёмные работницы ткали шали на станках.
Одна из таких «фабрик» принадлежала И. Лабзину из села Павлово. Дело предпринимателя успешно развивалось и после его смерти: бразды правления производством передавались Лабзиными из поколения в поколение. Внёс изменения в семейный бизнес лишь правнук основателя фабрик Яков, который решил производить ещё и шерстяные шали с набивным рисунком. Владелец мануфактуры не прогадал: предприятие разрослось до такой степени, что к началу XX века насчитывало около двух тысяч работников, а склады с готовыми платками и шалями располагались по всей стране. Выставка, посвящённая 225-летию народного промысла в Павловском Посаде.
На ней изготавливают платки с учётом двух веков истории народного промысла России.
Костяное кружево То, что косторезное ремесло зародилось близ беломорского побережья, напрямую объясняется географией. С древних времён северяне охотились на моржей и тюленей, искали останки мамонтов. Из добытой кости делались предметы быта и украшения, позднее — предметы декора. Искусные мастера вырезали на белоснежном материале растительные орнаменты, образы животных, сценки народной жизни. Холмогорская резная кость — один из самых старых русских промыслов: ему более 400 лет. Русская игрушка с японской душой «Отцом» матрёшки считается художник Сергей Малютин. Вероятно, идея создания разъёмной деревянной куклы пришла к нему после того, как он увидел вкладывающихся одна в другую японских куколок, олицетворяющих богов счастья. Представитель русского стиля, он занимался возрождением народной культуры и потому решил «одеть» фигурки в традиционные сарафаны. Продолжение вы знаете: матрёшка обрела огромную популярность и стала абсолютным национальным символом.
Название игрушки происходит от имени Матрёна, которое до революции ассоциировалось в сельской среде с матерью многочисленного семейства, женщиной с отличным здоровьем и пышными формами. Куда идти, что читать и смотреть? Ремёсла, о которых мы рассказали в этом материале, — лишь малая часть национального богатства страны. Если вы хотите глубже погрузиться эту тему, мы подготовили для вас некоторые рекомендации. В Москве советуем посетить Музей декоративно-прикладного и народного искусства , в Подмосковье — музей-заповедник «Абрамцево» , в Петербурге — Музей прикладного искусства Академии Штиглица , Этнографический музей и Русский музей. У канала «Культура» есть отличный проект , посвящённый народным промыслам. На YouTube-канале можно найти десятки видео, посвящённых гончарному и златошвейному делу, ткачеству, стеклодувному мастерству, лаковой миниатюре и другим видам народного творчества.
Ее стиль больше нигде в мире не повторяется. Зародился русский народный художественный промысел в Заволжье, а свое название получил по одному из сел Нижегородского округа — Хохлома. Село удачно располагалось на торговых путях, поэтому хохломская посуда развозилась по всей России, продавалась в страны Западной Европы и Азии. Особенностью хохломской деревянной посуды является пестрый черно-красно-золотой узор растительных мотивов. Любопытно, что на дерево наносится не золотой, а серебряный оловянный порошок. После посуда покрывается лаком, 3-4 раза обрабатывается в печи. Так появляется эффект матовости и уникальный медово-золотой цвет. В наши дни хохломской росписью занимаются в двух центрах — в г. Семенове на фабриках «Хохломская роспись», «Семеновская роспись» и в деревне Семино Ковернинского района на предприятии «Хохломской художник». Жостовские подносы Кажется, что украшенные жостовской росписью металлические подносы подсвечиваются изнутри. Сложно не залюбоваться рисунком из полевых трав и садовых цветов, мелким золотым узором по краю. Любопытно, что изначально в деревне Жостово расписывали портсигары и табакерки из папье-маше. Но после того как местные мастерские стали выпускать кованые металлические подносы, промысел вышел на новый уровень. Жостовские мастера последовали примеру тагильцев, которые рисовали цветочные композиции на железе еще с середины 18 века. Оба промысла живы по сей день, и отличить их непрофессионалу сложно. Но есть одна особенность: в Жостово помимо цветов рисуют коней. Дымковская игрушка Красочная нарядная глиняная игрушка из слободы Дымково ныне окрестность г. Кирова имеет многовековую историю. Народ изготавливал игрушки из местной глины к празднику Свистопляски. Петухи, бараны, птички и коровы имели полость внутри и могли издавать свист. Позднее появились образы барынь, крестьянских мужиков, офицеров, всадников, водоносок. В начале 20 века промысел едва не прекратил свое существование. Оставалась только одна мастерица — Анна Мерзина.
Палехского художественного училища им. Горького Бокарев Александр Дмитриевич стал победителем Всероссийского смотра-конкурса «Молодые дарования.
Новая эстетика народных промыслов
Лэпбук «Народные промыслы России» Современные требования, предъявляемые государством к качеству образования, не позволяют стоять нам на месте, заставляют нас двигаться вперед,. В рамках проекта "Народные промыслы России", в старшей группе я создала. Библиотека изображений:.
Среди них было много иконописцев и мастеров книжной миниатюры. И те, и другие прекрасно владели кистью, а последние, к тому же, много работали с цветочными орнаментами.
Художественные умения переселенцев вкупе с талантом местных токарей обусловили зарождение хохломы. Основной цвет хохломы — золотой — пришёл, по всей вероятности, из иконописи. Лёгкий, как пёрышко Оренбургского платка не было бы без особой породы оренбургских коз. Из их пуха русские казачки наловчились вязать тёплые изысканные шали с затейливыми узорами. Чтобы убедиться в тонкости оренбургского платка, принято пропускать изделие через обручальное кольцо.
Неоднократно предпринимались попытки вывезти оренбургских коз за границу, чтобы наладить там производство изделий из нежнейшего материала. Но вот незадача: спустя какое-то время нахождения животных на чужбине их пух теряет драгоценные свойства и становится «обычным». Причина — отсутствие морозного уральского воздуха. Я его слепила из того, что было Когда-то на Вятской земле существовал народный праздник — Свистопляска. Его непременным атрибутом была свистулька.
В преддверии гуляния жители слободы Дымково добывали местную ярко-красную глину, лепили из неё фигурки-флейты и окрашивали их в яркие цвета. Со временем праздник канул в Лету, а вот промысел продолжил своё развитие. Дымковские мастера стали создавать не только свистульки, но и игрушки — преимущественно в форме баранов, индюков, скоморохов, барынь, нянек с детьми. Костяное кружево То, что косторезное ремесло зародилось близ беломорского побережья, напрямую объясняется географией.
В книге доктора исторических наук, заслуженного деятеля науки Российской Федерации В. Ашурова «Город мастеров» можно прочесть сведения о том, что жители «кропали портное, делали крашенины, ножички, занимались всяким иным «рукомеслом», торговали по мелочам орехами и пряниками». А в книге «Старинные производства Тульского края» автор, Полегаева В. У каждого владельца пряничной мануфактуры был свой секрет теста для выпечки и своя традиция украшения кулинарного лакомства. Только хозяин и два-три мастера знали нюансы и тонкости технологии изготовления своего пряника. В целях сохранения тайны кулинары даже использовали для взвешивания отдельных ингредиентов импровизированные гири. Мало того, эти булыжники или железные предметы прятали под замок. Конечно, в мануфактуре всегда были ученики и подмастерья, но обучение длилось до нескольких лет, мастера неохотно делились знаниями, а рецепт передавался только в пределах семьи. В записной книжке знаменитого тульского кондитера П. Замешивать осторожно, во избежание затяжки. Как на Руси называли тульский пряник? Их как бы отпечатывали на поверхности пряничного теста, поэтому и пряники называли печатными. Представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красными, зелёными и золотистыми тонами по чёрному фону Какие виды узоров есть в хохломской росписи? На данный момент в хохломской росписи существует два крупных направления: верховой рисунок и фоновый рисунок. Отличает их друг от друга принцип нанесения изображения на дерево. Фоновый тип — это узоры, выполняемые на однотонном фоне — черном либо красном. Сам орнамент при этом непременно имеет золотистый цвет. Существуют два основных вида хохломской росписи: «верховая» красным и черным цветом на золотистом фоне и «под фон» золотистый рисунок на цветном фоне. К «верховой» росписи принято относить традиционную «травку» и орнамент «под листок». Что символизирует хохлома? В хохломской цветовой палитре символически отражена борьба света и тьмы. На стороне света — красный цвет, который в народном понимании означает жизнь, красоту, служит для выражения понятий блага, счастья, плодородия. На стороне тьмы — черный, который означает мрак, болезни, неурожаи. Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет. История Жостово и жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости ныне Мытищинский район Московской области — Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. История Жостовского промысла восходит к началу ХIХ века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости ныне Мытищинский район Московской области — Жостово, Осташково, Хлебниково, Троицком — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. В прейскуранте Вишняковых значилось: «Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч… существует с 1825 г. В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщенностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т. В его основе лежали старые разработки декоративных цветочных композиций с набором садово-полевых цветов «собранный букет», «букет в раскидку», гирлянда, венок. Павловопосадские платки Первые павловопосадские шали были выпущены в начале 1860-х годов. Расцвет мануфактуры приходится на 1870—1880-е годы. В 1881 году Яков Лабзин получает звание поставщика великой княгини Александры Петровны, предприятие награждается серебряными медалями Всероссийских художественно-промышленных выставок. История павловопосадского платка начинается с конца 17 века, и именно благодаря российским мастерам, этот головной убор стал известен во всем мире и давно уже стал визитной карточкой России. Но, в отличие от русской матрешки, павловопосадские платки кроме эстетической ценности обладают также широчайшим практическим применением. Впервые о Павлово-Посадской фабрике по изготовлению платков с авторским печатным рисунком упоминалось в 1795 году. Как и многие подобные производства, это было основано зажиточным крестьянином — Иваном Лабзиным. В те годы крестьяне охотно начинали собственный бизнес, но не каждый разрастался так, как предприятие, основанное Лабзиным, а уж тем более далеко не каждый приобретал такую славу. Малахитовые изделия Народный промысел это отражение богатства русской души. Украшения из малахита открывают мистическую потаенную сторону ее проявления. Ведь таинственные разводы оттенков зеленого имеют самую огромную связь с легендами и поверьями с древности. Люди верили, что он проводит на Землю Вселенские силы, может помочь уберечь младенца от злых духов. Поговаривали, что камень даже может претворить человека в неведимку, а так же исполнить любое желание, поддержать в различных делах. Самородки не большого размера находились людьми до 18-х веков. Но когда Россия начала разработку залежей малахита в Уральском регионе, то популярность его резко возросла. Нашими добытчиками были найдены минералы с весом несколько сот тонн. Минерал самого большого размера, который весил целых 250 тысяч килограмм, был найден в 35 году 19 века. Первое крупное малахитовое месторождение, открытое в 1740-х годах послужило стартом для истории промысла: умельцы начали активно создавать украшения из малахита: бусы, сережки, подвески, колечки. Тогда его часто комбинировали с ценными камнями. Знаменитое медноруднянское месторождение расположенное в Нижнем Тагиле Открытие Медноруднянского месторождения подтолкнуло мастеров на зарождение нового и по сей день редкого стиля производства изделий из малахита «русская мозаика». После этой мастерской через почти сорок лет была открыта Екатеринбургская гранильная фабрика. Где камень добывали, обрабатывали, резали, а так же обучали мастеров. Малахитовая ваза — дорогое украшение дворцового поместья Европейская и русская знать украшали этим камнем свои дома. Им облицована целая комната Зимнего дворца, названная Малахитовой гостиной, колонны в Исаакиевском соборе. Эти памятники архитектуры раскрываются великолепие и шедевральность данного вида зодчества. Ведь рисунок составлен настолько искусно, что стыковочных швов между плитами совершенно не видно. Из минерала делали: вазы, часы, табакерки, шкатулки, канделябры, камины, столешницы, пуговицы, подносы, чарки и чернильницы. Самой знаменитой является техника, прозванная «Русской мозайкой». Суть техники: камнерез распиливает малахит на тоненькие пластинки, далее узоры тщательно подбираются, наклеиваются на основу. Главное искусство идеальное соединение без стыков, чтобы выглядело монолитно и едино. Малахит часто использовали вместе с металлами чаще всего с позолоченной бронзой и россыпями полудрагоценных камней-самоцветов. Народные промыслы — это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой.
Когда мы говорим Россия, то представляем себе и павловопосадский платок, и гжельский фарфор, федоскинскую шкатулку или жостовский поднос», — отметила она. Так, например, одна из посетительниц ярмарки пополнила свою коллекцию павлопосадских платков, а Франциско из Перу приобрел себе кружку, изготовленную на Гжельском фарфоровом заводе, поскольку ему очень понравились расцветка и узор. Фото: [Сергей Хакимов] В скором времени на выставке «Россия» также можно будет увидеть уникальную лаковую миниатюру из Федоскино и приобрести коломенскую пастилу. Ярмарка народных художественных промыслов будет работать до апреля следующего года.