Достоевский много работал над романом, торопясь добавить к каждой очередной книжке журнала свежие главы. В первых числах января Достоевский начинает работу над январским выпуском «Дневника писателя». Его первый роман был благосклонно встречен известными литераторами, Достоевского радушно приняли в кружке Белинского.
Роман за 26 дней. Пять фактов о произведении Федора Достоевского «Игрок»
Истоки романа восходят ко времени каторги Ф. М. Достоевского. В 1867–1868 годах Достоевский написал роман "Идиот", задачу которого видел в "изображении положительно прекрасного человека". В 1867–1868 годах Достоевский написал роман "Идиот", задачу которого видел в "изображении положительно прекрасного человека". В рамках проекта Абонемента «Клуб Достоевского» мы приглашаем всех любителей творчества писателя принять участие в наших литературных встречах. Произведения Достоевского высоко оценивал основатель психоанализа Зигмунд Фрейд.
«Не прочитаешь Достоевского, русского не поймёшь»
В частности, он знакомится с мыслителем М. Петрашевским и начинает посещать его «пятницы», где обсуждают свободу книгопечатания, перемену судопроизводства и освобождение крестьян. Самые радикальные петрашевцы объединились в тайное общество, которое ставило своей целью осуществление государственного переворота в России. И хотя дальше чтения запрещенной литературы Достоевский не заходил, в 1849 году он был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Суд приговорил писателя к расстрелу, но позднее смертную казнь заменили каторгой. Причем Достоевскому и его товарищам пришлось пройти через инсценировку казни: им зачитали приговор, преломили над головой шпагу и только потом объявили о помиловании. Нервное напряжение оказалось настолько сильным, что один из приговоренных сошел с ума. Что помогло сохранить рассудок Достоевскому?
Возможно, вера. Перед казнью он сказал товарищам по несчастью: «Мы будем с Христом». С этого страшного момента образ Христа будет во многом определять мировоззрение писателя. Четыре года каторги Ф. Достоевский провел в Омске. Тяжесть наказания усиливалась тем, что писатель был дворянином и остальные арестанты относились к нему враждебно. Попадая в лазарет а именно на каторге у Достоевского начались приступы эпилепсии , он ведет записи в «каторжной тетрадке».
Позднее из этих заметок вырастет повесть «Записки из Мертвого дома». После каторги Достоевский был отправлен служить рядовым в Семипалатинск. Здесь его застает известие о том, что на российском престоле императора Николая I сменил Александр II. В день коронации нового самодержца 26 августа 1856 года бывшие петрашевцы получают прощение.
И это, конечно же, лучше соответствует авторской концепции «Преступления и наказания», но порождает свои сложности как в преподавании, так и в ученическом восприятии.
Высказывалось даже мнение, что глубина замысла этого романа «неподъёмна» для 15—16-летних подростков. Предлагалось заменить «Преступление и наказание», например, на роман «Подросток». Но это предложение не нашло поддержки. И это хорошо! Потому что, во-вторых, «Преступление и наказание» — это художественный шедевр.
Это одно из самых композиционно стройных и совершенных произведений Достоевского. Плюс: это самый «петербургский» роман русской литературы. Сотрудники нашего музея проводят экскурсии по местам действия произведения, которые пользуются большой популярностью у школьников — ведь это очень «освежает» восприятие романа. Немаловажно, что это произведение является первым из так называемого «великого пятикнижия» писателя, в нём впервые проявились важнейшие принципы архитектоники религиозно-философского романа Достоевского. Иллюстрация Д.
Шмаринова к роману, 1935—36 гг. Для постижения религиозно-философских глубин поздней прозы писателя указать на это исключительно важно! Изучение «Преступления и наказания» даёт в этом и многих других отношениях хороший опыт чтения Достоевского. Когда говорят: «самый известный», то встаёт вопрос о критериях, о методиках построения рейтинга. О чём у нас речь: о тиражах, о количестве переводов, экранизаций, инсценировок?
Всерьёз такими подсчетами никто не занимался, хотя это и представляется весьма небезынтересным.
Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения... Писатель намеревался перенести на страницы романа весь духовный опыт каторги. Именно здесь Достоевский впервые столкнулся с сильными личностями, под влиянием которых началось изменение его прежних убеждений. Замысел своего нового романа Достоевский вынашивал шесть лет.
За это время были написаны «Униженные и оскорбленные», «Записки из Мертвого дома» и «Записки из подполья», главной темой которых являлись истории бедных людей и их бунта против существующей действительности. Краевскому для «Отечественных записок» свой новый роман под названием «Пьяненькие». Но Краевский ответил писателю отказом, который объяснил тем, что у редакции нет денег. За те же деньги, которые Краевский отказался выплатить за роман, Достоевский продал Стелловскому право на издание полного собрания сочинений в трех томах и обязался написать для него новый роман объемом не менее десяти листов к 1 ноября 1866 года. Получив деньги, Достоевский раздал долги и в конце июля 1865 года выехал за границу. Но денежная драма на этом не завершилась.
За пять дней в Висбадене Достоевский проиграл в рулетку все, что у него было, включая карманные часы. Последствия не заставили себя долго ждать. В скором времени хозяева отеля, в котором он остановился, приказали не подавать ему обеды, а еще через пару дней лишили и света. В крошечной комнате, без еды и без света, «в самом тягостном положении», «сжигаемый какой-то внутренней лихорадкой», писатель приступил к работе над романом «Преступление и наказание», которому суждено было стать одним из самых значительных произведений мировой литературы. В сентябре 1865 года Достоевский решил предложить свою новую повесть журналу «Русский вестник». В письме к издателю этого журнала писатель сообщил, что идеей его нового произведения станет «психологический отчет одного преступления»: «Действие современное, в нынешнем году, молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях, поддавшись некоторым странным, «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решил разом выйти из скверного своего положения.
Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. Старуха глупа, глуха, больна, жадна, берет жидовские проценты, зла и заедает чужой век, мучая у себя в работницах свою младшую сестру. Он решает убить ее, обобрать, с тем, чтобы сделать счастливою свою мать, живущую в уезде, избавить сестру, живущую в компаньонках у одних помещиков, от сластолюбивых притязаний главы этого помещичьего семейства — притязаний, грозящих ей гибелью, — докончить курс, ехать за границу и потом всю жизнь быть честным, твердым и неуклонным в исполнении «гуманного долга к человечеству» — чем уже, конечно, «загладится преступление», если только можно назвать преступлением этот поступок над старухой глухой, глупой, злой и больной, которая сама не знает, для чего живет на свете, и которая через месяц, может быть, сама собой померла бы... Достоевский поставил цель наглядно выразить эту мысль на примере молодого человека — представителя нового поколения.
Второе первое отдельное издание романа Достоевский быстро «сторговал» петербургским книгопродавцам, и оно вышло уже в начале 1867 года. Три года спустя роман был перепечатан в составе полного собрания сочинений писателя, изданного Ф. Владельческая надпись А. Островского на экземпляре романа В конце декабря 1876 года на титульном листе стоит 1877 год появилось последнее при жизни автора второе отдельное издание романа в двух томах. Вероятно, Достоевский просматривал корректуру, так как в тексте имеется несколько десятков авторских исправлений. Набор производился с издания 1867 года, причем было допущено немалое количество опечаток. Отпечатанная тиражом две тысячи экземпляров, эта книга крайне редко встречается на антикварном рынке. Однако есть издания редкие, а есть уникумы: к таковым может быть отнесено издание 1876 года с дарственной надписью Ф. Достоевского драматургу А. Их знакомство произошло в Москве во второй половине июня 1861 года: Достоевский просил Александра Николаевича поддержать журнал «Время» и получил согласие — там были напечатаны пьесы Островского «За чем пойдешь, то и найдешь» и «Грех да беда на кого не живет». Экслибрис А. Островского Достоевский Ф. Скверный анекдот. Ремизова и Ж. Шюзевиля; Ил. Анненкова; Пред. Париж, 1945. В изд.
Петербург Достоевского/Набор-книжка/Формат-В1/РФ-2016
По поводу возникновения замысла и начала работы Достоевского над романом в разное время высказывались различные предположения [8] [2]. Некоторые исследователи полагали, что замысел будущего романа возник у писателя во время учёбы в Николаевском инженерном училище. Сам же Достоевский в 1877 году в « Дневнике писателя » дважды отметил, что работу над романом начал «сам не зная зачем, с самыми неясными и неопределенными целями» в начале зимы 1844 года [9] [8] [10]. При этом ни в письмах писателя, ни в мемуарах его окружения начала 1840-х годов не сохранилось каких-либо письменных подтверждений возможной работы над произведением до указанной даты. Первым письменным свидетельством является письмо Фёдора Михайловича к старшему брату от 30 сентября 1844 года [8]. Литературовед Георгий Фридлендер также обратил внимание на характер работы Достоевского до 1844 года, в частности, перевод романа « Евгения Гранде » Оноре де Бальзака. Начинающий писатель испытывал сильное влияние романтической эстетики, для которой характерны «возвышенные» образы и сюжеты, а также лирически приподнятый, эмоциональный стиль. В это время Достоевскому было психологически сложно приступить к созданию реалистического социального романа в духе « натуральной школы » 1840-х годов. Сам Фёдор Михайлович в январском номере «Дневника писателя» 1877 года отметил, что начал своё произведение «вдруг», что значило резкое изменение планов [8]. Весной 1844 года про работу над романом, о котором ещё «никто не знал», Достоевский рассказал Константину Трутовскому , который позже упомянул этот факт в своих мемуарах [8].
Выбор формы произведения[ править править код ] Выбрать форму романа в письмах молодого Достоевского побудило не только желание изобразить в своём произведении социальную судьбу «бедных людей», но и стремление максимально полно раскрыть их внутренний мир [11]. При помощи романа в письмах Достоевский смог объединить описательный материал с эмоциональной, исповедальной интонацией. Писатель получил возможность одновременно применить методы тонкого микроанализа человеческой души, характерные для сентиментальных романов, и приёмы психологического романа-исповеди 1830—1840-х годов. Вместо автора стали говорить сами персонажи, и благодаря их речи писатель сумел показать уровень духовной жизни, силу и слабость своих героев [12]. К выбору эпистолярной формы Достоевский был подготовлен частой и напряжённой перепиской с братом Михаилом и отцом. В письмах отцу писатель часто сетовал на бедность, признаком которой считал необходимость отказа от чаепития [2]. Из писем к брату видны муки самоопределения молодого автора [13]. На форму произведения мог повлиять и роман в письмах Жорж Санд «Жак», опубликованный 1 августа 1844 года в « Отечественных записках » [14]. А им и невдогад, что говорит Девушкин, а не я, и что Девушкин иначе и говорить не может» [12].
Работа над романом[ править править код ] По мнению исследователей творчества Достоевского, сам писатель позже передал своё состояние в момент работы над романом «Бедные люди», рассказывая в романе « Униженные и оскорблённые » о произведении Ивана Петровича: «Если я был счастлив когда-нибудь, то это даже и не во время первых упоительных минут моего успеха, а тогда, когда ещё я не читал и не показывал никому моей рукописи: в те долгие ночи, среди восторженных надежд и мечтаний и страстной любви к труду; когда я сжился с моей фантазией, с лицами, которых сам создал, как с родными, как будто с действительно существующими; любил их, радовался и печалился с ними, а подчас даже и плакал самыми искренними слезами над незатейливым героем моим» [15] [16]. Дмитрий Григорович Только осенью 1844 года Достоевский решил рассказать о своей работе старшему брату Михаилу. В письме от 30 сентября он сообщил: «У меня есть надежда. Роман довольно оригинальный. Я его уже переписываю, к 14-му я наверно уже и ответ получу за него. Я бы тебе более распространился о моем романе, да некогда…» [8]. Он слова не говорил о том, что пишет; на мои вопросы он отвечал неохотно и лаконически; зная его замкнутость, я перестал спрашивать. Усиленная работа и упорное сиденье дома крайне вредно действовали на его здоровье…» [8] В октябре — ноябре 1844 года Достоевский продолжил работу над первой редакцией романа [17]. Из его переписки следует, что произведение имело не менее двух черновых вариантов, но из-за отсутствия рукописей невозможно точно судить об их характере.
Первая версия романа была закончена ещё в ноябре 1844 года, после чего претерпела переработку в декабре. В феврале — марте 1845 года Фёдор Михайлович работал уже над второй редакцией произведения, которая, в итоге, и была переписана набело [18]. Основываясь на структуре произведения, К.
Но она пошла своим путем и выработала свой стиль даже для водевильного амплуа. Юная Сашенька Куликова считалась любимой ученицей Щепкина, от которого восприняла черты сценического реализма. Она высоко ценила и своего любимейшего партнера — «грустного комика» Мартынова с его тонким лирическим раскрытием страданий запуганного и бесправного «маленького человека». Новая школа художественной правды внушила ей отвращение к рутинным эффектам и сообщила ее игре пленительную безыскусственность трактовки и взволнованную жизненность интонаций.
Когда Шуберт назвала как-то Достоевского сердцеведом, он отверг такое высокое признание: «Не принимаю вашего слова на свой счет; какой я сердцевед перед вами! В то время и несколько позже, в 60-х годах, Шуберт удалось дать ряд выдающихся образов в серьезной комедии, иногда и в драме: Лиза в «Горе от ума», Агнесса в «Школе жен» Мольера, Марья Андреевна в «Бедной невесте» Островского, несколько позже — и мистрис Квикли из «Виндзорских проказниц» Шекспира. Это уже требовало уверенной психологической живописи, лиризма и юмора. Все это объясняет увлечение Достоевского. Его письма к Шуберт очень нежны, и заботливы, он интересуется всей жизнью своей новой знакомой, стремится быть полезным во всех ее делах, особенно в ее художественной деятельности. Я даже написал ему, как, по моему мнению, можно охарактеризовать ваш талант… Вы не поверите, как бы я желал быть на ваших первых дебютах». Достоевский даже собирается с этой целью выехать непременно в Москву.
Он отговаривал молодую актрису от участия в ходовом репертуаре и поддерживал ее желание работать над серьезными ролями: «Если б у меня был хоть малейший талантишка написать комедийку, хоть одноактную, я бы написал для вас. Хочу попробовать. Если удастся решат другие , то поднесу ее вам в знак моего глубочайшего уважения…» Есть и более откровенные признания, свидетельствующие об искреннем увлечении: «Очень бы желал заслужить вашу дружбу. Вы очень добры, вы умны, душа у вас симпатичная, дружба с вами хорошее дело. Да и характер ваш обаятелен: вы артистка; вы так мило иногда смеетесь над всем прозаическим, смешным, заносчивым, глупым, что мило становится вас слушать». Сквозь вынужденную сдержанность письма к замужней женщине и видной артистке прорываются нотки сердечной взволнованности: «Прощайте. Целую еще раз вашу ручку и искренне от всего сердца желаю вам всего, всего самого светлого, беззаботного, ясного и удачного в жизни.
Ваш весь, уважающий вас бесконечно Ф. Здесь нет преувеличений. Отзывы Достоевского подтверждаются многими современниками. Давыдов, считавший себя учеником Шуберт, признавал ее исключительно талантливой женщиной и редким человеком. За эту учительную связь с молодыми Шуберт в 70-х годах шутливо называли «консерваторией». В марте 1860 года Шуберт решается на разрыв с мужем. Она принимает ангажемент в Малый театр и переезжает в Москву, где может свободно встречаться с близким человеком, который открыто поддерживает этот план.
В письме от 12 июня 1860 года Достоевский подробно передает А. Шуберт разговор, который он имел наедине с ее мужем. Степан Дмитриевич развивал мысль, что жена его не способна жить и вести хозяйство одна и что ему придется переселиться в Москву, чтоб устроить ее жизнь. Неужели вы на это решитесь? В 1853 году оставила сцену, выйдя замуж за военного. Играть можно и на домашних сценах. На месте Александры Ивановны я бы вам не подчинился.
Признаюсь, не ожидал этого от вас, с вашими гуманными правилами и убеждениями. Но что-то слишком уж вы защищаете Александру Ивановну. Вы, видно, беспрерывно переписываетесь с нею — она явно живет вашими советами. И доверяете вы ей больше, чем мне. Вы изменили мне в дружбе. Она прямо сказала мне в Москве: «Ты не знаешь еще Достоевского, он вовсе не друг тебе». Поставленный между двух огней Федор Михайлович пытается разъяснить молодой женщине сложность положения.
Степан Дмитриевич «знает, что вы мне многое доверили и сделали мне честь, считая мое сердце достойным вашей доверенности; знает, что я и сам горжусь этой доверенностью… и, кроме того, симпатизирую во всей этой семейной истории более вам, чем ему; что я и не скрыл от него, не соглашаясь с ним во многом, а тем самым отстаивал ваши права». Достоевский замечает, что доктор Яновский ревнует к нему свою жену: он считает, «что я в вас влюблен…». На столе у Яновского стоял большой портрет его жены: это была «маленькая худенькая брюнетка с густыми чудными волосами так описывает ее несколько позже М. Савина , с мелкими, но правильными чертами и небольшими чрезвычайно живыми глазами». Внешность замечательно соответствовала основному амплуа артистки — ролям «семнадцатилетних». Портрет невольно привлекал к себе серьезностью и задумчивой грустью выражения. Чувствовалась не столько водевильная «актерка» с веселой бойкостью манер и мимики, сколько исполнительница классической комедии и лирической драмы.
Достоевский, видимо, не мог оторваться от этого дорогого ему лица. Потом, когда я другой раз подошел к столу,…он, говоря со мной, вдруг перевернул ваш портрет так, чтоб я его не видал. Мне показалось это ужасно смешно, жест был сделан с досадой…» Достоевский советует жене этого ревнивца разъехаться с ним: «Вам вместе не житье, а мука». Но вскоре жизнь заставляет его изменить сложившуюся ситуацию. Достоевскому необходимо действовать осторожно, точно и верно, чтоб прервать свой опасный роман, ничем не задевая известную артистку и жену своего друга: «Увижу ли я вас, моя дорогая? В июле я буду, наверно, в Москве. Не удастся ли нам с вами поговорить по сердцу?
Как я счастлив, что вы так благородно и нежно ко мне доверчивы; вот так друг! Я откровенно вам говорю: я вас люблю очень и горячо, до того, что сам вам сказал, что не влюблен в вас, потому что дорожил вашим правильным мнением, и боже мой как горевал, когда мне показали, что вы лишили меня вашей доверенности; винил себя. Вот мука-то была! Но вашим письмом вы все рассеяли, добрая моя бесконечно. Дай вам бог всякого счастья! Я так рад, что уверен в себе, что не влюблен в вас! Это мне дает возможность быть еще преданнее вам, не опасаясь за свое сердце.
Я буду знать, что я предан бескорыстно…» Актриса слишком много рассказала своему мужу об отношениях Достоевского к ним обоим. Писатель, видимо очарованный перед тем прелестной Агнессой, воздержался от упреков или ссор и предпочел внешнюю безукоризненность прощального объяснения, при твердом заявлении о свободе своего сердца и бескорыстности своей преданности. Характерно уже начало объяснения: «С наслаждением прочел я ваше письмо, тем более что уже не думал более получать от вас писем». Весь ответ Достоевского — замаскированный разрыв с его корреспонденткой при безупречной любезности его обращения к ней. На этом их отношения завершились навсегда. Комедийная актриса, блеснувшая на горизонте Достоевского, только что возвратившегося из Сибири, оставила след в его сердечной памяти. Савина рассказывала, что когда Достоевский впервые увидел ее в роли Верочки в «Месяце в деревне», то после спектакля с восторгом воскликнул: — Вы хороши, как хороша была в таких ролях Шуберт!..
Это имя, видимо, оставалось для него высшей похвалой. Около полувека хранила у себя Александра Ивановна три письма к ней Достоевского и лишь незадолго до смерти рассталась с ними. Она скончалась в Москве в 1909 году восьмидесяти двух лет от рождения. Похороны ее прошли тихо и незаметно. Новому поколению актеров и зрителей ее имя ничего не говорило. Но от первых русских артистов того времени: Савиной, Давыдова и Варламова — был возложен на гроб венок с надписью: «Незабвенной учительнице». Друг или враг?
Из главных сотрудников «Времени» наиболее близким Достоевскому был Н. По образованию естественник и математик, по профессии гимназический учитель, по научному званию магистр зоологии, он только теперь, то есть в 1860 году, когда его мечты о профессорской кафедре не осуществились, обратился к литературной деятельности. Молодой натурфилософ считал себя в журналистике учеником Аполлона Григорьева и приверженцем программы Достоевского. Отсюда его разработка проблем органической критики, «почвы», обновленного славянофильства, идеалистической эстетики наряду с неутомимой полемикой против материалистической философии и революционного действия. Настойчивость в идейной борьбе и навыки ученого в критике враждебных течений сообщили его публицистике злободневный интерес.
Это роман-переписка: пишут друг другу средних лет титулярный советник Макар Девушкин и юная обнищавшая дворянка-сирота Варенька. Блестящий актерский дуэт Ефима Шифрина и Анны Каменковой искусно проводит слушателя через психологически нюансированную драму двоих людей, каждый из которых пытается сберечь душу на фоне тягот бедности. Только одному из них это удается — ценой разбитого сердца.
Григорович, познакомивший с ним Н. Впервые опубликован в «Петербургском сборнике» Н. Некрасова Санкт-Петербург, 1846.
Непостижимый Достоевский: 200 лет назад родился самый известный в мире русский романист
150 лет назад, 10 ноября 1866 года, Федор Достоевский закончил роман «Игрок», ставший судьбоносным для писателя. Второе (первое отдельное) издание романа Достоевский быстро «сторговал» петербургским книгопродавцам, и оно вышло уже в начале 1867 года. Первый роман Достоевского пользовался большим успехом среди публики. Произведения Достоевского высоко оценивал основатель психоанализа Зигмунд Фрейд. «Бедные люди» — первый роман Достоевского, который он начал создавать в 23 года, подав в отставку с военной службы и решив полностью посвятить себя литературе.
200 лет назад родился Достоевский: Сама жизнь словно откликалась на его роман
5 Достоевский: первый роман и первый успех. Лекция Дмитрия Богача «Первый роман Достоевского: история успеха» была посвящена оригинальному подходу к литературному наследию великого русского классика. Вы здесь: Архив новостей Величайший роман Достоевского.
Цюрих, Швейцария. Около 1865 года. Гравюра Генриха Зигфрида. Центральная библиотека Цюриха
- Первый роман Достоевского: история успеха | Лекция Дмитрия Богача | Клуб Достоевского - YouTube
- История создания романа «Бедные люди» — Википедия
- ЕГЭ не должен включать «замудренные» вопросы, считают в Госдуме
- Роман Достоевского "Бедные люди"
5 романов Достоевского, которые следует прочесть каждому
Роман «Бедные люди» еще не был напечатан, а уже принес Достоевскому славу и знакомство с литературным бомондом Петербурга. Роман «Преступление и. Как пройдет городской праздник «День Достоевского» 1 июля 2023 в Петербурге? 29 января 1866 года «Русский вестник» начал публиковать первые главы нового романа Федора Достоевского "Преступление и наказание".
Вы точно человек?
Среди них Достоевский обрел подлинных друзей, которые помогли ему пережить душевную травму после обрушившегося на него шквала критики за роман «Двойник» и глубочайшего разочарования в Белинском и его единомышленниках. Достоевский под арестом на гауптвахте, здание которой располагалось на Сенной площади. Фото: wikipedia Как Достоевский избежал смертной казни А в 1847 году он увлекся воззрениями русского мыслителя и общественного деятеля, социалиста Михаила Петрашевского. Участие в его кружке чуть было не стоило Достоевскому жизни.
В апреле 1849 года писателя вместе с другими петрашевцами арестовали за «вольнодумство» и заключили в Петропавловскую крепость. Повести Александра Грина «Алые паруса» 100 лет: почему прототип Ассоль получила 10 лет лагерей и умерла в нищете Повести Алые паруса Александра Грина в 2022 году исполнилось 100 лет. Узнайте историю создания великого произведения о любви и печальную судьбу прототипа Ассоль — жены писателя — Нины Грин Узнать подробности Спустя восемь месяцев Достоевский был приговорен к смертной казни.
Писателя сослали в Сибирь. Свои воспоминания о пяти годах острога он позже отразит в повести «Записки из Мертвого дома». Новгородская область Старая Русса.
Дом-музей Достоевского. Фото: Михаил Фролов После заключения Достоевский служил рядовыми в 7-м Сибирском линейном батальоне в Семипалатинске, через год был произведен в унтер-офицеры, а еще через год, в 1856-м — помилован по указу вступившего на трон императора Александра II. Хотя под негласным надзором полиции находился аж до 1875 года.
Новгородская область. Старая Русса. Интерьер, мебель в доме-музее Достоевского.
Между ними вспыхнули чувства, но молодая женщина не готова была уйти из семьи, сохраняя верность мужу, пусть опустившемуся и жалкому. Мария Дмитриевна Достоевская. Фото: wikipedia Федор Михайлович и Мария Дмитриевна поженились в 1857-м, через два года после того, как умер ее муж они проживут вместе семь лет, но их брак не будет счастливым.
В том же году в журнале «Отечественные записки» было опубликовано первое после заключения и опалы произведение Достоевского — рассказ «Маленький герой». В войну работала медсестрой: почему Агату Кристи не хотели печатать, и куда писательница пропадала после измены Феномен популярности книг Агаты Кристи так и не удалось разгадать. Ее романы по сей день выходят многомиллионными тиражами, режиссеры с удовольствием снимают сериалы и «большие метры» по мотивам книг знаменитой детективщицы.
А ведь поначалу рукопись Агаты Кристи не приняли ни в одном издательстве. Вспомним, жизненный путь известной писательницы. Узнать подробности В 1859 году писатель с женой и ее сыном от первого брака вернулся в Петербург.
Одни за другими начинают выходить из под его пера замечательные романы и повести, каждое из которых становится событием в литературной России: «Дядюшкин сон», «Село Степанчиково и его обитатели», «Записки из мертвого дома», «Униженные и оскорбленные», «Скверный анекдот»… Достоевский с братом Михаилом начинают издавать собственные журналы «Время» и «Эпоха». Аполлинария Суслова: болезненные отношения Аполлинария Суслова 1867. Фото: wikipedia В 1860-е Федор Михайлович часто выезжает за границу: в Германию, Францию, Англию, Швейцарию, Италию и Австрию, где проходит лечение от эпилепсии, обнаружившейся еще во время учебы в пансионе.
И… увлекается рулеткой в казино, проигрывая баснословные суммы, постоянно нуждаясь в деньгах.
Вольфа и Т. По словам Достоевского, «мне показался он очень оригинальным человеком, но не пустым; я заметил его начитанность, знания». Молодой петербургский чиновник Петрашевский устраивал у себя на квартире собрания, где обсуждались, в частности, идеи французских утопических социалистов.
Среди посетителей «пятниц» Петрашевского были и литераторы, среди них молодой Михаил Салтыков Щедрин и критик Валериан Майков. Эти авторы печатались в журнале «Отечественные записки», где Достоевский, в частности, опубликовал повести «Двойник» и «Хозяйка», которые многим современникам небезосновательно казались похожими на сочинения других членов кружка. Утопический социализм вскоре перестанет привлекать писателя, но образы идеалистов, желающих перестроить мир по законам справедливости, окажутся очень значимы для поздних произведений Достоевского. Обряд казни на Семёновском плацу.
Рисунок Бориса Покровского 22 декабря 1849 года. Пять минут до расстрела На Семёновском плацу арестованным петрашевцам, включая Достоевского, зачитали смертный приговор, приготовили всё необходимое для расстрела, но в последний момент объявили о высочайшей милости. Казнь была инсценирована: Николай I заранее принял решение заменить её каторжными работами и ссылкой. Главным обвинением против писателя было чтение вслух знаменитого зальцбруннского письма Белинского Гоголю.
Достоевский признался, что действительно читал его 15 апреля. Письмо Белинского, возмущённого православной и монархической книгой Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями», действительно содержало очень резкие места. Впрочем, власти, судя по всему, реагировали не на чтение письма само по себе. После волны революций, прокатившихся по Европе в 1848 году, российское правительство очень опасалось тайных заговоров.
В этой обстановке полиции и Третьему отделению очень хотелось раскрыть хоть какую-нибудь тайную организацию, и петрашевцы прекрасно подошли на эту роль. Вся сцена произвела на Достоевского сильнейшее впечатление. По воспоминаниям свидетелей, Достоевский «был несколько восторжен, вспоминал «Последний день осуждённого на смерть» Повесть французского писателя Виктора Гюго, опубликованная в 1829 году. Написана от лица человека, осуждённого на смерть.
Вина приговорённого неизвестна, но по косвенным деталям можно предположить, что он отцеубийца. Произведение оказало большое влияние на Чарльза Диккенса и Фёдора Достоевского, исследователи подчёркивают параллели и с «Приглашением на казнь» Владимира Набокова. В 1846 году начал посещать собрания у Петрашевского и стал членом кружка Николая Кашкина. Оказал большое влияние на Фёдора Достоевского, которого тот называл «своим Мефистофелем».
Подобно другим петрашевцам, был приговорён к смертной казни расстрелянием, но по императорской конфирмации отправлен в ссылку на каторжную работу в рудниках на 10 лет. Стал прототипом Николая Ставрогина, главного героя романа Достоевского «Бесы». Свой личный опыт и впечатления от чтения Гюго сольются в знаменитом монологе князя Мышкина : Выходило, что остаётся жить минут пять, не больше. Он говорил, что эти пять минут казались ему бесконечным сроком, огромным богатством; ему казалось, что в эти пять минут он проживёт столько жизней, что ещё сейчас нечего и думать о последнем мгновении, так что он ещё распоряжения разные сделал: рассчитал время, чтобы проститься с товарищами, на это положил минуты две, потом две минуты ещё положил, чтобы подумать в последний раз про себя, а потом, чтобы в последний раз кругом поглядеть.
Что, если бы воротить жизнь, — какая бесконечность! И всё это было бы моё! Я бы тогда каждую минуту в целый век обратил, ничего бы не потерял, каждую бы минуту счётом отсчитывал, уж ничего бы даром не истратил! Мемориальный дом-музей Фёдора Достоевского в Семипалатинске 6 февраля 1857 года.
С будущей женой он познакомился ещё весной 1854 года, вскоре после окончания своих каторжных работ и освобождения из острога. Мария Дмитриевна в это время жила со своим мужем в Семипалатинске, где Достоевский, согласно приговору, должен был служить рядовым. У неё был сын Павел, который станет пасынком писателя. Я походил на больного, который начинает выздоравливать после долгой болезни и, быв у смерти, ещё сильнее чувствует наслаждение жить в первые дни выздоровления.
Надежды было у меня много. Я хотел жить. Что сказать тебе? Я не заметил, как прошёл первый год моей жизни здесь.
Я был очень счастлив. Бог послал мне знакомство одного семейства, которое я никогда не забуду. Это семейство Исаевых, о котором я тебе, кажется, писал несколько, даже поручал тебе одну комиссию для них. Это дама, ещё молодая, 28 лет, хорошенькая, очень образованная, очень умная, добра, мила, грациозна, с превосходным, великодушным сердцем.
Участь эту она перенесла гордо, безропотно, сама исправляла должность служанки, ходя за беспечным мужем, которому я, по праву дружбы, много читал наставлений, и за маленьким сыном. Она только сделалась больна, впечатлительна и раздражительна. Характер её, впрочем, был весёлый и резвый. Я почти не выходил из их дома.
Что за счастливые вечера проводил я в её обществе! Я редко встречал такую женщину. С ними почти все раззнакомились, частию через мужа. Да они и не могли поддерживать знакомств.
Она осталась на чужой стороне, одна, измученная и истерзанная долгим горем, с семилетним ребёнком и без куска хлеба. Даже похоронить было мужа нечем. Жить без неё я не могу, и потому, если только обстоятельства мои переменятся хотя несколько к лучшему и положительному, я женюсь на ней. Я знаю, что она мне не откажет.
Но не могу же я теперь, не имея ничего, воспользоваться расположением ко мне этого благороднейшего существа и теперь склонить её к этому браку. С мая месяца, когда я расстался с ней, моя жизнь была ад.
Обложка июньской книжки журнала «Русский вестник» за 1866 год с публикацией второй части романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Таким образом, весь 2016 год — это год 150-летия «Преступления и наказания», великого русского романа, который еще во время публикации взбудоражил общественное мнение и остается в центре идейных баталий и спустя полтора столетия. Роман Достоевского комментировали диктаторы и психоаналитики, революционеры и богословы, медиамагнаты и кинорежиссеры. Образ Родиона Раскольникова — бедного студента, оправдывающего убийство старухи-процентщицы никчемностью ее существования и своей потребностью в деньгах ради «свершения дел добрых», — остается самым узнаваемым и самым цитируемым образом русской литературы в мире, а сам роман прочно ассоциируется за рубежом с самим понятием русской литературной классики. Нельзя понять Россию и русских, не прочитав «Преступление и наказание».
Я слово дал до него не дотрагиваться» [18]. К этому моменту пристроить куда-либо произведение так и не удалось, что «до дурноты, до тошноты» беспокоило начинающего автора, чьё финансовое положение зависело от успеха этой работы [21]. Достоевский планировал издать роман самостоятельно, либо отдать рукопись в литературный журнал «Отечественные записки», имевший в то время тираж 2500 единиц [21] [18]. Первому варианту препятствовала безвестность начинающего писателя, рискнуть объявить о котором не согласился бы ни один продавец книг. Поэтому оставалось «отдать рукопись за бесценок» в журнал: «Напечатай я там — моя будущность литературная, жизнь — всё обеспечено» [21]. Возможный провал «Бедных людей» рассматривался автором как катастрофа: «А не пристрою романа, так, может быть, и в Неву. Что же делать? Я уж думал обо всем.
Николай Некрасов В конце мая 1845 года Достоевский переписал роман набело [15] [18]. Фёдор Михайлович прочитал рукопись начинающему писателю Дмитрию Григоровичу , либо, по версии самого Достоевского, отдал Григоровичу рукопись, чтобы тот ознакомился с произведением сам [18]. В 1877 году в «Дневнике писателя» Достоевский вспоминал: «Литературных знакомств я не имел совершенно никаких, кроме разве Д. Григорович к этому времени уже успел напечатать первый очерк в журнале Николая Некрасова « Физиология Петербурга », поэтому, пребывая в восхищении от «Бедных людей», сразу же передал роман Некрасову [18]. По воспоминаниям Григоровича, роман произвёл на него и Некрасова настолько сильное впечатление, что он стал просить Некрасова сразу идти договариваться о публикации: «На последней странице, когда старик Девушкин прощается с Варенькой, я не мог больше владеть собою и начал всхлипывать; я украдкой взглянул на Некрасова: по лицу у него также текли слезы. Прочитав рукопись за ночь, уже утром следующего дня Некрасов объявил о том, что принимает роман для печати, пообещав заплатить за него 150 рублей серебром [18]. Позже Достоевский вспоминал о впечатлениях, связанных с этим событием: «Точно я мог заснуть после них! Виссарион Белинский Договорившись с Достоевским, Некрасов передал рукопись литературному критику Виссариону Белинскому , сравнив при этом Достоевского с Гоголем.
В этой благодарности-то его ужас! Это трагедия! Вы до самой сути дела дотронулись, самое главное разом указали. Мы, публицисты и критики, только рассуждаем, мы словами стараемся разъяснить это, а вы, художник, одною чертой, разом в образе выставляете самую суть, чтоб ощупать можно было рукой, чтоб самому нерассуждающему читателю стало вдруг всё понятно! Вот тайна художественности, вот правда в искусстве! Вот служение художника истине! Вам правда открыта и возвещена как художнику, досталась как дар, цените же ваш дар и оставайтесь верным и будете великим писателем!.. Это первая попытка у нас социального романа, и сделанная притом так, как делают обыкновенно художники, то есть не подозревая и сами, что у них выходит» [3].
Согласно записям цензурного комитета, рукопись произведения была принята к рассмотрению 4 сентября 1845 года: «Для альманаха, роман в письмах. Объём рукописи — 251 страница» [25]. Такой невинный роман таскают, таскают, и я не знаю, чем они кончат. Ну как запретят? Вскоре после этого рукопись «Бедных людей» была одобрена цензором Фрейгантом [26]. В конце 1845 года Некрасов, заказывая художнику П. Праца экземпляры «Петербургского сборника».
Родственные изделия
- Русский писатель, философ, публицист
- Федор Михайлович Достоевский
- Достоевский Фёдор
- Читайте также:
Федор Достоевский - биография, новости, личная жизнь
Не просто литератором, филигранно владеющим словом, а «практикующим философом». Занятие «практической философией» заключалось и в том, что Достоевский брал какую-то идею и претворял её в жизнь с помощью своих книг. Однако если посмотреть черновые записи Достоевского, относящиеся ко времени работы над «Идиотом», станет ясно, что не сразу князь Мышкин стал обладателем тех самых «христоподобных» черт: бесконечной доброты и любви ко всем окружающим. Всего известно восемь авторских редакций романа. И первоначально главный герой представлялся человеком совсем другого плана. Речь шла о порывистой, подверженной страстям натуре, которую в своих набросках Достоевский даже сравнил с Иваном Грозным. Стоит отметить, что в своих черновиках Фёдор Михайлович часто рисовал портреты героев. Причём нередко образ рождался сначала визуально, в виде рисунка, а потом в буквальном смысле обрастал словами.
Не все восприняли его одинаково хорошо. Но звезда под именем «Достоевский» зажглась. Сам автор в письме к своему брату Михаилу писал: …никогда, я думаю, слава моя не дойдет до такой апогеи, как теперь. Всюду почтение неимоверное, любопытство насчет меня страшное. Он почти полностью состоит из 54 писем, которыми обмениваются Макар Девушкин и Варвара Добросёлова. И лишь несколько страниц в нем посвящены дневнику о прошлом Варвары. Два главных героя — Макар и Варвара — «маленькие» люди.
Только после этого была приостановлена казнь и осужденным дано помилование. Было назначено наказание в виде каторжных работ [72]. Во время инсценировки казни один из осужденных, Николай Григорьев , сошёл с ума. Испытанные Достоевским ощущения отражены в одном из монологов князя Мышкина в романе « Идиот » [72] С 9 по 20 января 1850 года на пути к месту каторги осужденные находились в Тобольске. Здесь жёны сосланных декабристов Ж. Муравьёва [73] , П. Анненкова [74] и Н. Фонвизина [75] встретили осуждённых петрашевцев и подарили каждому Евангелие , внутри были спрятаны по десять рублей [76] [77] Достоевский до конца жизни хранил это Евангелие как реликвию [78]. Каторгу писатель отбывал в Омске. Каторжане не имели права переписки, но Достоевский вёл тайно записи в «Сибирской тетради» «моя каторжная тетрадка» "Сибирской тетради" «моя тетрадка каторжная» [45]. Они легли в основу его романа « Записки из Мёртвого дома ». В этот же период впервые произошла медицинская констатация его болезни как падучая эпилепсия [79] [80]. После освобождения Достоевский провёл около месяца в Омске, где завел дружбу с известным в будущем казахским этнографом Чоканом Валихановым [81]. Дом в Семипалатинске , в котором Достоевский жил в 1857—1859 гг. В конце февраля 1854 года Достоевский отправился рядовым на место службы в 7-й Сибирский линейный батальон в Семипалатинске [47]. Здесь он знакомится с Марией Дмитриевной Исаевой , женой местного чиновника А. Исаева, горького пьяницы. В ознаменование начала царствования Александра II согласно приказу военного министра ряду осуждённых были дарованы льготы и милости, Достоевский же был произведён в унтер-офицеры [83]. Фёдор Михайлович пишет письмо своему давнему знакомому, герою Севастопольской обороны генерал адъютанту Эдуарду Ивановичу Тотлебену с просьбой походатайствовать о нём перед новым императором [84]. Письмо в Петербург доставил друг писателя барон Александр Егорович Врангель [85]. Генерал Тотлебен на личной аудиенции добился определённого помилования для писателя [86]. В этом браке Достоевский не был счастлив. Полная амнистия и разрешение печататься было дарованы Достоевскому высочайшим указом 17 апреля 1857 года [91]. Также были возвращены права дворянства. Годы каторги и военной службы оказались поворотными в жизни писателя: из ещё не определившегося в жизни «искателя правды в человеке» он превратился в глубоко верующего человека, идеалом которого на всю жизнь стал Иисус Христос. После ссылки Достоевский в 1863 году 30 июня 1859 года Достоевскому выдали временный билет [92] , по которому он мог покинуть Семипалатинск [93]. В 1860 году вышло двухтомное собрание сочинений Достоевского [96]. Вторым громким литературным дебютом писателя стала публикация «Записок из Мёртвого дома» [97]. Для современников «Записки» оказались откровением, до Достоевского никто не касался изображения тем каторжной жизни. Новаторский роман, жанр которого до сиз пор не могут определить, позволил писателю занять достойное место не только в русской литературе, но и в мировой. С начала 1861 года Фёдор Михайлович вместе с братом Михаилом выпускали собственный литературно-политический журнал «Время» [99] , потом в 1863 году — журнал «Эпоха». Работа в журналах положило начало публицистической деятельности писателя, а совместная работа с Н. Страховым [105] и А. Григорьевым [106] способствовала становлению братьев Достоевских на позициях почвенничества. Летом 1862 года Достоевский предпринял первую поездку за границу, побывав в Германии , Франции , Англии , Швейцарии , Италии и Австрии. Хотя главной целью путешествия было подлечить здоровье на немецких курортах, в Баден-Бадене писатель пристрастился к игре в рулетку [107]. Лето 1863 года он провёл с эмансипированной особой Аполлинарией Сусловой [108] «инфернальной женщиной» по словам писателя [109]. Их сложные отношения, страсть к игре в рулетку отражены в романе « Игрок » [110]. Достоевский продолжал играть в азартные игры вплоть до 1871 года, когда он после проигрыша навсегда поборол в себе страсть к игре. Свои впечатления от первой поездки по Европе, размышления об идеалах Великой французской революции Достоевский описал в цикле из восьми философских очерках-эссе « Зимние заметки о летних впечатлениях » [111]. Размышления писателя о буржуазной цивилизации в « Зимних заметках.. Долинина, была заложена в «Записках из подполья» [112]. Замысел этого романа зародился в 1862 году, но так и не был реализован.
Этот роман вызвал бурю восторгов и негодования. Но шумный успех не изменил тяжелого материального положения автора будучи еще в 1862 году первый раз на лечении в Германии, писатель увлекся игрой в рулетку. Достоевский уезжает за границу со своей второй супругой, Анной Сниткиной, где проведет четыре года. В этот период произошло много событий в их жизни. За границей Достоевский еще больше пристрастился к рулетке. Это была настоящая болезнь. Все тонкости этой игры и психологию игрока Достоевский опишет в романе "Игрок". На вершине творчества В 1871 году чета Достоевских возвращается в Петербург. Наступает относительно спокойный и благополучный период жизни писателя. Благодаря деловитости его супруги материальное положение семьи улучшается. Достоевский становится издателем собственных книг, они начинают приносить доход. В этот период он создает свои гениальные произведения "Подросток", "Бесы", "Братья Карамазовы". Кроме того, Достоевский активно занимается журналистикой. В 1873 году Федор Михайлович начал редактировать газету "Гражданин". Следует отметить, знаменитый "Дневник писателя" начинался рубрикой в "Гражданине", а затем перерос в отдельный журнал, который Достоевский издавал единолично то есть и писал все статьи в 1876-1877, 1880-1881 годах. В 1880 году писатель закончил свой последний роман "Братья Карамазовы", печатавшийся в журнале "Русский вестник".
Права на недвижимость за один час
- Петербург Достоевского/Набор-книжка/Формат-В1/РФ-2016
- Вы точно человек?
- «Не прочитаешь Достоевского, русского не поймёшь»
- ЕГЭ не должен включать «замудренные» вопросы, считают в Госдуме
- Биография Федора Достоевского: родители, арест, жены, дети, смерть и похороны писателя
- История создания романа «Преступление и наказание»