Как Украина воссоединилась с Россией: в РФ отмечают 370-летие Переяславской рады. Борьба украинского народа за освобождение от гнёта со стороны Польши и последующее присоединение Украины к российскому государству. В середине XVII века западная часть нынешней Украины входила в состав Польши, а восточная её половина звалась Диким Полем.
Присоединение Левобережной Украины к России
Присоединение Украины к России 1654 год. Внешняя политика Россиив XVII веке. Присоединение Украины к России 1654-1667 гг — краткий конспект. В XVI-XVII веках на территории Украины происходили значительные политические и социальные события, которые оказали влияние на разделение Украины и России. 18 января 1654 года состоялась Переяславская Рада, принявшая решение о присоединении Украины к России. Присоединение Украины к России дорого обошлось последней. Лишившись добрососедских отношений с Речью Посполитой, она была втянута в кровопролитную войну на последующие 13,5 лет.
Почему Россия присоединила только часть Украины во времена Богдана Хмельницкого
Начало воссоединения Украины с Россией — пост пикабушника Max72. ФедералПресс рассказывает о присоединение Левобережной и Правобережной частей Украины к России: когда и как воссоединялись, в чем была роль Богдана Хмельницкого, царя Алексея Михайловича и императрицы Екатерины II. А в середине 17 века было мощное антипольское восстание запорожских казаков под руководством Богдана Хмельницкого. Украина в 17 веке терпела сильные потрясения, на ее территории вольготно располагались турки и поляки, которые разоряли города Украины, а также уводили в плен многих украинцев.
Присоединение Левобережной Украины к России
На момент Земского Собора в XVII веке то, что впоследствии стало Украиной, занимало скромную площадь. В середине XVII века западная часть нынешней Украины входила в состав Польши, а восточная её половина звалась Диким Полем. Вторым противником России в 17 веке была Швеция. Верхушку общества на Украине в XVII веке составляли магнаты (аристократия), среди которых выделялись Острожские, Чарторыйские, Вишневецкие и другие.
Не токмо права и привилея
Мы боролись за общую победу. Если смотреть глубже, то история Украины XVII века — это вхождение Украины в состав Российского государства на правах автономии как лучшая альтернатива для развития Украины. Ведь Киевская Русь — общая этническая, этнокультурная база для трёх наших восточнославянских народов. Первое издание было встречено на Украине не очень хорошо. Тогда Виктор Ющенко потрясал книгой перед публикой и говорил, мол, вот как прислужники Кремля подают нашу историю в общем контексте, а Украина должна быть отдельно, мы европейцы, и так далее, и так далее. Я думаю, что и это издание будет встречено точно так же, даже, вероятно, ещё более жестко. Потому что здесь мы кое-что даже обострили, довели повествование до 2014 года — переворота на Майдане. Но это уже не наши проблемы. Для меня тот раздрай, который происходит между Россией и Украиной, — личное горе. Потому что этнически мы родственники, да и культурно тоже.
Россия наконец решилась вступить в войну на сокрушение с польской сверхдержавой, которая тогда владела не только всей Украиной с Киевом, всей современной Белоруссией, но и большинством западных русских земель, включая Смоленск. Однако для начала необходимо было выработать и утвердить договор русского царя с восставшими против поляков запорожцами. Казачье посольство привезло «Переяславский договор» — ещё в январе 1654 года в городе Переяславе ныне Переяслав-Хмельницкий в Киевской области на левом берегу Днепра запорожские казаки присягнули на верность русскому царю, и теперь предстояло выработать окончательные условия соглашения о вхождении Запорожского войска, представлявшего тогда всю Украину, в подданство Русского царства. Привезенные в Москву «переяславские статьи» обсуждались казачьим посольством с представителями русского правительства — с казанским наместником князем Алексеем Трубецким, тверским наместником боярином Василием Бутурлиным и каширским наместником окольничим Петром Головиным. Обсуждение деталей договора происходило на территории Кремля, в избе Казенного приказа, расположенной возле Успенского собора, где совместно молились московские представители и казачьи послы. Уже на следующий день запорожцы и московские аристократы составили окончательный проект договора о вхождении Украины в состав России, как бы сказали сегодня, на правах широкой автономии. Ещё через день, 24 марта 14 по старому стилю 1654 года царь Алексей Михайлович утвердил подробный договор из 23 статей.
Для решения крайне важного для нации вопроса о присоединении Богдан Хмельницкий созвал в Переславле ныне — Переславль-Хмельницкий всеукраинскую Раду. В отличие от обычных старшинских или войсковых рад она отличалась тем, что была объявлена «явной всему народу», то есть открытой. В ней приняли участие прибывшие отовсюду казаки, крестьяне, ремесленники, городская беднота, купцы, казацкая старшина, представители православного духовенства и мелкой украинской шляхты. Рада сочла более чем убедительными доводы Хмельницкого о присоединении к России как единственной возможности обезопасить украинцев от гнета Польши и вероломства крымского ханства. Значительную роль в принятии решении сыграли единая с русскими вера и общая славянская кровь. После Переславской Рады представители московского посольства побывали в 177 городах и селениях Украины для принятия присяги от населения на верность царю. По их данным присягу дали 127 328 лиц мужского пола женщины и крестьяне к присяге не приводились. Данное, условно говоря, голосование не было сфальсифицированным. В исторических документах говорится и о тех, кто оказался присягать.
Но их число оказалось крайне незначительным. Украина вошла в состав России не в качестве «бедного родственника», а на равных правах. В Москву были отправлены послы с «Мартовскими статьями», в которых Хмельницкий в 11 пунктах сформулировал условия вхождения в Россию. То есть это был своего рода союзный договор. В Москве послы добавили еще 12 пунктов. Практически все они были утверждены Земским собором. Левобережная Украина, включая Киев, получила широкую автономию. Гетман сохранял полноту административной власти. Количество «реестровых» казаков, состоявших в войске, возросло до 60 тыс.
Горожане, купцы, духовенство, украинское дворянство получили значительные льготы. Все доходы с городов и сел, весьма разумные и отнюдь не грабительские, оставались в гетманской казне. Они шли в основном на вооружение. Россия руку в казну не запускала. Более того, из Москвы периодически отпускались средства на поддержание крепостей в надлежащем порядке. Гетману было разрешено принимать иностранные посольства. Вскоре воссоединение принесло долгожданные плоды.
Правящим сословием в Речи Посполитой была шляхта-дворяне, но привилегии распространялись только на католиков, поэтому знать на украинских землях переходила из православия в католичество. В 1596 году была провозглашена Брестская уния, по которой православная церковь Украины и Белоруссии подчинялась Папе Римскому. Таким образом, население Украины подвергалось тройному гнёту, феодальному, национальному и религиозному. В 1648 году освободительное восстание начал гетман глава запорожских казаков Богдан Хмельницкий. Ему удалось разбить поляков под Жёлтыми Водами, Корсунем и в 1649 году под Зборовым. Затем война продолжалась с переменным успехом, понимая, что силы не равны, на Переславской Раде, Хмельницкий в 1654 году присягнул Московскому царю. Окончательно Украина вошла в состав России в 1687 году.
Почему Россия присоединила только часть Украины во времена Богдана Хмельницкого
Протестантов стали всячески притеснять. Гонениям подвергались и православные. Брестская церковная уния 1596 подчинила православную церковь Литвы папе римскому. Католики начали закрывать православные соборы, монастыри, отнимать у православных библиотеки и типографии. Русская церковь и большинство украинских и белорусских иерархов Брестскую унию не признали. Появились тайные православные братства.
Шла настоящая религиозная война, в которой православные своим защитником считали московского царя и стремились «воссоединиться» с православной Россией. Украинские крестьяне. XVII в. Запорожская Сечь. К XVII в.
Шляхта присвоила себе право распоряжаться жизнью и смертью крепостных. Убегая от ненавистных панов, православные крестьяне селились в Запорожье вдоль границы с турками и крымцами и становились вольными казаками. Запорожское войско превращалось в солидную военную силу, готовую сражаться за свободу и православную веру. Хозяйство вели в основном женщины, а казаки «охотились за добычей» в чужих пределах, бражничали, ловили рыбу, торговали, ходили с поляками в походы, так как были занесены в реестр т. Казацкая молодежь собиралась за днепровскими порогами у засек, созданных на случай войны с турками и крымцами.
Здесь на острове Хортица возникла казацкая «столица» — Запорожская Сечь позже она переносилась на другие острова Днепра. Сюда стекались недавние беглые, молодые неженатые казаки женатых казаков — «сидней», как и женщин, в Сечи не было. В Сечи находилось обычно тысячи три народа. Когда же что-то затевалось, взметалось все Запорожье. Военное братство — кош — выбирало кошевого атамана, есаулов, судью и писаря, и казацкое войско, разделенное на отряды — курени — с выборными куренными атаманами во главе, выступало в поход.
После Смоленской войны Владислав IV решил пресечь бегство крестьян в Запорожье и приструнить казаков. В 1630-е гг. Гетман Потоцкий подавил эти восстания. Часть восставших ушла в Россию. Русское правительство не только не выдало перебежчиков, как требовал польский король, но велело воеводам выделить переселенцам «государево жалованье», хлеб и земли.
Запорожский герб 2.
За свою верную службу он получил во владение хутор Субботов, расположенный недалеко от Чигирина. Богдан, как и его отец, сначала был на хорошем счету у польского правительства. Ему довелось несколько раз представляться тогдашнему польскому королю Владиславу, на которого он произвел благоприятное впечатление. Однако, чем больше почета и достатка приобретал Хмельницкий, тем сильнее разгоралась зависть и недоброжелательство окружавшей его польской шляхты.
Основания к этому были более чем достаточные: Хмельницкий был русским и не был дворянином. В глазах польских панов этого было довольно, чтобы обречь человека на роль парии, чтобы беззастенчиво отбирать его добро и всячески третировать его. Страшный Пилявецкий разгром фактически сделал Хмельницкого вершителем судьбы Речи Посполитой. Однако Богдан все еще не помышлял о том, чтобы вовсе разрывать с Польшей. Хмельницкий знал, что Речь Посполитая еще сильна и что, почуяв смертельную угрозу, она окажет яростное сопротивление.
А если удастся справиться с ней, к чему это приведет? Не посадят же паны на королевский престол козацкого гетмана. Полный разгром Польши козаками и крестьянами легко мог повлечь за собой вмешательство соседних государств; паны могли пообещать корону московскому царю и он оказал бы им поддержку, тем более что московские бояре немало тревожились, как бы волнения не перекинулись с Украины на их холопов, не забывших еще о временах Болотникова. Наконец, папа Римский побудил бы вмешаться католическую Австрию, может быть, даже Францию. Две задачи, неразрывно между собой связанные, наметил и блестяще разрешил Хмельницкий: смести польское иго и соединиться с Москвой.
И за это, за непоколебимую преданность своей великой идее, за глубокий патриотизм, за умение страстно ненавидеть, страстно желать победы над врагами своей родины чтит его память украинский народ». Ежи Гоффман. Начнем с того, что мы действительно мало что знаем о происхождении Хмельницкого. Например, его герб не числится в польских шляхетских гербовниках. Венецианский посол А.
Вимина в 1650 году утверждал, что отец Хмельницкого был лишен шляхетского звания. Был ли он русским?
Есть выступление Мазепы перед войском, где он объясняет свой поступок. Но лучше всего его объясняют слова Александра Меншикова , которые он писал Петру Первому. Узнав о том, что Мазепа поехал к шведскому королю, Меншиков просит Петра, чтобы тот немедленно обратился к украинскому народу с универсалами, и в этих универсалах он должен был сказать, что во всех бедах Украины виноват Мазепа — и в поборах, и в налогах на содержание московского войска. Потому что если Мазепа обратится первый, то народ пойдет за ним. Потому, утверждает Меншиков, что «он сие учинил, то не для одной своей особы, но и всей ради Украины». Вот это предложение, которое не фигурирует в российских изданиях, учебниках и так далее. Даже у Татьяны Таировой-Яковлевой директор центра по изучению истории Украины исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета — прим. Я раньше нее смотрел материалы походной канцелярии Меншикова, где были и документы Мазепы.
Кстати, я видел там письмо Мазепы полтавскому полковнику Черняку, о котором она также не упоминает. А в этом письме есть такая интересная фраза, которую тоже нужно каким-то образом объяснять: «Чтоб ни в чем Москве не верили». Но это документ, понимаете. Можно Меншикова не любить, но Меншиков написал, как я уже говорил выше. Если он сказал эти слова о Мазепе, давайте оценивать, прав Меншиков или не прав. А если просто говорить «Мазепа — изменник», то это упрощенный взгляд. По сути, получается, что Мазепа был последним самостоятельным гетманом. Фактически так. Суметь продержаться 22 года в должности гетмана, угодить Петру Первому — это не так просто было. Ну, история с его приходом к власти тоже не очень красивая была...
Я вам могу вот что сказать. Если Василий Голицын фактический глава русского правительства во время регентства царевны Софьи и ее фаворит — прим. Есть такая поговорка с тех времен: в Москве ничего без взятки не решается. До сих пор так, ничего не изменилось. Да, но это поговорка в среде казачества. Не дал бы Мазепа — дал бы другой претендент. Голицын свои деньги взял бы. Традиционно считается, что после того, как Левобережье вошло в состав Московского царства, там стало активно развиваться хозяйство. Туда потек народ православный с правого берега, который не хотел жить под католической шляхтой, и вообще началось развитие края. То есть получается, что воссоединение с Россией обернулось благом для этой территории.
А кто этот народ туда изгонял с Правобережья? Тут еще много вопросов есть, к тому же Ивану Сирку. То есть насильно сгоняли? Потому что, когда царские власти решили отдать Польше Правобережье против воли украинского населения, народ начали оттуда изымать. Там и идеологическая обработка была, и экономические условия, и своего рода насильственные действия, с тем чтобы не оставлять их под польским владычеством — дескать, всех в католицизм обратят или в унию. Потому и Правобережье опустело и в разорение пришло, это факт. А потом вопрос: даже если вы смотрите «мартовские статьи», есть ли там такое положение, что московский царь имеет право делить Украину, отдавать кому-то? Конечно, нет. Может быть, в оригинале статей Богдана Хмельницкого такое есть, так покажите нам… смеется Родство, братство и вера Я тут натолкнулся на точку зрения некоего современного историка Анатолия Филатова , который убежден в том, что никакого присоединения Украины к России не было, было лишь воссоединение Руси. Дело в том, что в российской историографии и по сегодняшний день популярна такая точка зрения, что Украина и Россия — единый народ.
Но нужно понимать, что процесс общения между украинской территорией и нынешней русской территорией начался чуть больше тысячи лет назад, когда руськие не русские , то есть украинские князья начали завоевывать земли нынешней России. Тогда предков нынешних россиян присоединили к Киевской Руси насильно... Были они родными братьями тогда? В условиях украинского климата, украинского чернозема люди вышли на высший уровень материального производства — хлеборобство. А в северных районах продолжали жить рыбалкой, охотой, собирательством. Было ли в районе Вологды в то время хлеборобство? Нет, конечно. А у нас еще за несколько тысяч лет до нашей эры известна трипольская хлеборобская культура… Но в условиях, когда человек занимается рыбалкой, охотой, собирательством, у него вырабатывается и менталитет соответствующий — берет все, что есть у природы. Он не создает ничего. Хлебороб, который сеет, собирает, он создает новый продукт.
У него совсем другая психология. А поскольку и контактов между ними тогда не было, то не могли жители Приднепровья и жители Мещоры быть родственниками. Тысячу лет назад киевские князья пошли как агрессоры на северные земли, как завоеватели, пошли и завоевали угро-финские племена. Никаких славян там же не было. Есть известный перечень угро-финских племен от Балтики до Урала. Остались финны, остались карелы, эстонцы. А вот ижора, которая на месте Петербурга жила, она ассимилирована. Мещора возле Москвы пропала, тверь фактически пропала, а кто дальше от центра, те остались: удмурты, мордва, пермяки... Мы не могли быть единым народом тысячу лет назад. Нас свели в Киевской Руси.
Кто свел? Агрессоры, украинские князья. И они, на беду нынешним украинцам и потомкам угро-финнов, то есть русским, создали проблемы, которые до сих пор нельзя решить. Я на сто процентов уверен, что ни мещора возле Москвы, ни тверь, ни чудь, ни ведь не присылали прошений до киевских князей о присоединении. Киевские князья пошли туда как агрессоры. Они совершили преступление, потому что они забрали духовность этих коренных народов, они их ассимилировали, они их русифицировали... Практически как крестоносцы в Прибалтике. Они при помощи православной веры и толкования Евангелия-Библии на староболгарском начали насильно создавать новый язык, который потом станет постепенно шлифоваться в литературный при участии тех же украинцев. Тот же Гоголь, которого многие великодержавные патриоты российские упрекали в том, что он привнес много украинизмов в русский язык. И за это его вспоминали недобрым словом.
Или тот же Чехов, русский писатель, писал по-русски, но естество у него было украинское, оно все равно вводило в русскую речь какие-то украинизмы. А что насчет религиозного аспекта? Постоянно же упирают на то, что религия была одной из основных причин, почему Хмельницкий обратился к православному царю. Действительно ли был такой сильный пресс со стороны католиков на Украине? Пресс со стороны католиков был действительно сильный. Украина поэтому много теряла, потому что украинская шляхта была поставлена перед выбором, особенно после Кревской унии 1385 года соглашение о династическом союзе между Великим княжеством Литовским и Польшей, по которому литовский великий князь Ягайло, вступив в брак с польской королевой Ядвигой, провозглашался польским королем — прим. Нет — ты не имеешь никакого права голоса, ни в сеймике, ни в сейме. Это однозначно. Поэтому они изменяли, будем прямо говорить, украинскому народу, они бросали православную веру и шли в католицизм. Считается, что от Кревской до Люблинской унии 1569 года государственный союз между Польшей и Великим княжеством Литовским, положивший начало существованию Речи Посполитой — прим.
Материалы по теме:.
Что легло в основу присоединения Украины к России Украина в начале 17 века была частью Речи Посполитой, небольшая часть ее земель принадлежала России. Однако украинцы и поляки не были равны перед законом. Полноправными хозяевами страны были поляки, а украинцы жили на правах вассалов, вынужденные терпеть притеснения со стороны как поляков, так и евреев. Земледельцам-украинцам приходилось платить аренду полякам за то, что те сдавали в аренду украинцам украинскую же землю. Свободолюбивые казаки с трудом терпели этот гнет, а потому периодически поднимали восстания. Однако силы были слишком неравны, и каждое восстание жестоко подавлялось. Стало понятно, что для обретения свободы, казакам необходим сильный защитник, и первым кандидатом на эту роль была, конечно, Россия. Помощи у России просил сначала гетман реестровых казаков Криштоф Косинский, затем гетман Петр Сагайдачный.
В 1622 году епископ Исаия Копинский предложил русскому царю принять православных под свое подданство, а в 1624 году о том же просил митрополит Иов Борецкий. Кроме присоединения своих земель к России гетманы рассматривали и вариант объединения с турецким султаном. Но это был, так сказать, запасной вариант: объединение с единым по вере и духу русским народом было украинцам намного ближе. Однако Россия долгое время не давала однозначного ответа на предложение украинцев — слишком неоднозначны были для нее последствия такого шага. Возглавил его гетман Богдан Хмельницкий. У Хмельницкого был богатый боевой опыт. Он участвовал Испано-Французской войне, в которой возглавлял казацкий полк который принимал участие во взятии Дюнкерка. Вернувшись домой, Богдан не мог спокойно смотреть на унижения земляков, вынужденных платить евреям не только за землю, право торговать на рынке, возможность передвигаться по дорогам, но и за возможность совершать православные обряды. Возмутившись таким состоянием дел, Хмельницкий написал жалобу польскому королю, но тот её проигнорировал, а через Жалоба, написанная гетманом королю Польши, осталась без внимания, но последствия ее были трагическими: Богдан лишился сына, которого засекли до смерти, и жены, которую насильно выдали замуж за поляка, признав ее брак в Хмельницким недействительным потому что по православным обычаям. Собрав к апрелю 1648 года огромное по тем временам войско - 43720 человек — Богдан Хмельницкий поднял восстание против угнетателей.
Как Украина в Россию просилась
«»: Если говорить о присоединении Украины к России, то, как вы считаете, какие временные рамки охватывает этот процесс? Воссоединение Украины с Россией в XVI-XVII веках сделало возможным присоединение большей части казацкого гетманства к Российскому государству. Проведение сравнительного анализа исторического развития Украины в XVII веке с учетом влияния России, Польши, Речи Посполитой и католицизма. Большая часть Украины в первой половине XVII века входила в состав Речи Посполитой. В 1954 году отмечалось 300-летие воссоединения Украины с Россией, и по предложению Хрущева Верховный Совет СССР передал в состав Украинской ССР Крым (присоединенный к России в 1783 году.—. мирное объединение России и Украины в 17 веке История России.
Присоединение украины к россии 17 век карта
Присоединение Украины к России привело к войне с Речью Посполитой. Хотя Переяславское соглашение не привело к окончательному и бесповоротному присоединению Украины к России, оно имело колоссальное значение. Т. 10; Воссоединение Украины с Россией.