Интерфакс: Россия направила в состав миротворческого контингента Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в Казахстан элитные части своих Вооруженных сил. В случае ее проведения из Миротворческих сил ОДКБ формируются Коллективные миротворческие силы, которые представляют собой части (подразделения) из состава. Интерфакс: Россия направила в состав миротворческого контингента Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в Казахстан элитные части своих Вооруженных сил. Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) была создана в 1992 году. В состав постоянных членов ОДКБ входит 6 государств. группировка в составе сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ, созданная в целях повышения оперативности перевозок и.
Российский политолог высказался о бесполезности ОДКБ
Совет коллективной безопасности является высшим органом ОДКБ. Об этом президент Казахстана заявил на сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ. ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности) — это региональная международная структура на постсоветском пространстве, созданная для. Совет коллективной безопасности (СКБ). Высший орган Организации, в состав которого входят главы государств-членов.
ОДКБ: расшифровка, кто входит, где базы
На следующий год к ДКБ присоединились Азербайджан, Грузия и Белоруссия впрочем, первые два государства уже в 1999-м году вышли из Договора, как и Узбекистан, который восстановил свое членство в 2006 году, но в 2012 опять покинул Организацию. В то время новоявленные государства больше интересовались налаживанием отношений с Западом, чем с друг другом, потому договоры, подобные ДКБ, не могли быть эффективными инструментами реинтеграции. Лишь с начала 21 века Россия предприняла серьезные попытки к налаживанию процесса реинтеграции постсоветского пространства: неслучайно именно в Москве 14 мая 2002 году ДКБ был придан статус международной организации. В конце 2003 года были сформированы механизмы внешнеполитической координации стран-участниц организации, что в теории должно было положить начало функционированию общей внешней политики. Также были проведены мероприятия, направленные на активизацию взаимодействия ОДКБ с другими международными организациями и повышение эффективности сотрудничества с третьими странами.
Для чего в 2011 году был создан механизм Коллективных указаний представителям государств — членов ОДКБ при международных организациях, который должен формировать принципы общей политики в сфере международной безопасности. В этот же период резко активизировалось и военное строительство в рамках ОДКБ. В 2001 году были созданы Коллективные силы быстрого развертывания в среднеазиатском регионе численностью в 5 тысяч человек. В 2004 году был создан Объединенный штаб ОДКБ, курирующий основные аспекты функционирования вооруженных сил Организации.
В 2009 году создаются Коллективные силы оперативного реагирования КСОР , состоящие на данный момент из 20 тысяч человек, которые способны выполнять задачи войскового и специального характера. Не был забыт и миротворческий компонент: в 2007 году были созданы миротворческие силы ОДКБ численностью в 3000 человек.
Кроме того, страны-участницы ОДКБ подписали в октябре 2007 года соглашение , которое предусматривает в случае необходимости порядок развертывания миротворческих сил. В документе говорится, что решение о проведении миротворческой операции на территории государств-членов принимается советом коллективной безопасности с учетом национального законодательства государств-членов на основании официального обращения государства-члена о проведении на его территории миротворческой операции или решения Совета Безопасности ООН о проведении миротворческой операции на территории государства, не входящего в ОДКБ. Подготовка решения о проведении миротворческой операции осуществляется по рекомендации Совета министров иностранных дел, Совета министров обороны и Комитета секретарей советов безопасности ОДКБ. Для анализа военно-политической обстановки в зоне потенциального или существующего конфликта и выработки предложений о целесообразности проведения миротворческой операции, ее масштабах, сроках и составе коллективных миротворческих сил создается специальная группа. При этом в соглашении указывается, что миротворческие операции не заменяют урегулирование конфликта путем переговоров и другими мирными средствами. Ранее Ереван обвинил Баку в обстреле приграничных городов, в Азербайджане выдвинули Армении обвинения в диверсиях и провокациях.
Обычно в них задействуется более 500 человек личного состава и около 100 единиц военной техники, включая бронетранспортеры, вертолёты и БПЛА. Однако даже в те учения, которые, на первый взгляд, были направлены на отработку действий по уничтожению незаконных вооруженных формирований, в том числе, на территории Центральной Азии например, «Кобальт 2021» фактически включались задания для миротворческих подразделений. Помимо этого, постоянно велась подготовка миротворцев на национальном уровне. Особенно активно, естественно, она осуществлялась в РФ.
Так что нельзя сказать, что казахстанские события застигли ОДКБ врасплох. Особенности миротворческой операции в Казахстане Стремительное ухудшение обстановки в стране заставило президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева 5 января 2022 г. Уже на следующий день было опубликовано заявление председателя Совета коллективной безопасности ОДКБ — премьер-министра Армении Никола Пашиняна, в котором он отметил следующее: «В связи с обращением президента Республики Казахстан К. Токаева и ввиду угрозы национальной безопасности и суверенитету Республики Казахстан, вызванной, в том числе, вмешательством извне, Совет коллективной безопасности ОДКБ в соответствии со статьей 4 Договора о коллективной безопасности принял решение направить Коллективные миротворческие силы ОДКБ в Республику Казахстан на ограниченный по времени период с целью стабилизации и нормализации обстановки в этой стране».
Так что, учитывая наличие официального запроса казахстанской стороны, соблюдение всех процедур внутри Организации и положений Устава ООН, а также широкое информирование представителей мирового сообщества о целях миротворческой операции ОДКБ в Казахстане, никаких претензий к ее легитимности быть не может. Как отметил генеральный секретарь ОДКБ Станислав Зась в интервью международному информационному агентству «Россия-Сегодня» 6 января, общая численность группировки Коллективных миротворческих сил согласно принятым решениям может корректироваться, исходя из ситуации. В настоящий момент она составляет 2500 человек. При этом он заявил, что есть возможность усиливать группировку в Казахстане, если этого потребует ход операции по поддержанию мира.
По его словам, формулировка «на ограниченный по времени период» означает, что операция может продлиться как несколько дней, так и несколько недель, в зависимости от развития оперативной обстановки в республике и позиции казахстанских властей. Вполне ожидаемо основу миротворческого контингента ОДКБ в Казахстане составят элитные подразделения Вооруженных сил РФ, которые полностью укомплектованы контрактниками, оснащены самой современной военной техникой и постоянно участвуют в специализированных учениях. Стоит отметить, что Министерство обороны России создало специальную воздушную группировку из более чем 70 самолетов Ил-76 и 5 Ан-124, которые, начиная с 6 января, стали осуществлять круглосуточную переброску российского контингента миротворческих сил ОДКБ в Казахстан. По понятным причинам наиболее оперативное развертывание осуществили именно российские миротворцы.
Это связано в первую очередь с тем, что РФ имеет большой опыт участия в миротворческих операциях на Балканах, в Африке и на постсоветском пространстве, как под эгидой ООН и СНГ, так и в индивидуальном формате. Также довольно быстро подготовились к переброске в Казахстан белорусские военнослужащие.
На случай, если потребуется оперативное рассмотрение вопросов, в 2012 году при Совете был создан Военный комитет. Взаимодействие между государствами-членами на тему национальной безопасности происходит преимущественно на уровне Комитета секретарей Советов безопасности. Организационными функциями в ОДКБ занимается Секретариат организации, возглавляемый генеральным секретарем. С 2020 года эту должность занимает белорусский генерал-лейтенант Станислав Зась. Объединенный штаб отвечает за подготовку предложений и координацию решений в сфере военного сотрудничества, в том числе формирование войск коллективных сил ОДКБ совместно с министерствами обороны государств-членов. Кроме того, под эгидой организации сейчас функционируют несколько десятков вспомогательных органов, среди которых есть: Координационные советы по противодействию незаконному обороту наркотиков и нелегальной миграции. Фотография: Russian Defense Ministry Press Service via AP Что события в Казахстане значат для России Россия подтвердила приверженность союзническим обязательствам в рамках ОДКБ и поддержала принятие неотложных мер в связи со стремительной деградацией внутриполитической ситуации и ростом насилия в Казахстане. Москва продолжит консультации с казахстанской стороной и союзниками по ОДКБ для анализа и выработки, в случае необходимости, дальнейших шагов, прежде всего по содействию правоохранительным органам, добавили во внешнеполитическом ведомстве.
После протестов в Белоруссии летом 2020 года, беспорядки в Казахстане стали для России очередным тестом, который выявит ее способность помочь стабилизировать политическую ситуацию в странах-союзниках, не отчуждая их население, констатировал директор Московского Центра Карнеги политолог Дмитрий Тренин. Эта ситуация может вызывать непредвиденные негативные последствия, но в случае успеха Москва укрепит свои позиции», — отметил Тренин. Международная реакция Не считая стран-участниц ОДКБ, о ситуации в Казахстане пока высказались не так много других государств. Дипломат не стал комментировать отправку миротворческого контингента ОДКБ. Евросоюз принял к сведению обращение президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева к ОДКБ и призвал всех участников операции «соблюдать суверенитет и независимость страны». Мы также призываем к проявлению всеми сторонами сдержанности и мирному урегулированию ситуации. Очевидно, что ЕС готов и желает поддержать диалог в стране», — говорится в заявлении. Глава европейской дипломатии Жак Боррель заявил , что глубоко озабочен событиями в Казахстане.
Миротворцы ОДКБ в Казахстане: Детали операции и перспективы блока
Вскоре был запущен и сам процесс формирования КСОР, задачи которых перестали быть исключительно военными. Теперь в фокусе внимания оказался и криминал. Отныне спектр решаемых КСОР задач включает: противодействие военной агрессии; борьба с радикальными экстремистами и терроризмом; операции против организованной преступности. В 2014 году окончательно сформировали подразделения, призванные бороться с наркотрафиком, которые за весь срок службы сумели выявить и утилизировать более 340 тонн запрещенных веществ. Численность силового блока при этом остается примерно на одном уровне в течение всех лет: КСИР — около 20 тыс.
Мы вместе этим постоянно занимаемся, уделяем, на мой взгляд, необходимое внимание этим вопросам.
Мы, конечно же, видим не только достижения, но и проблемы. Сегодня коллеги об этом говорили, сегодня мы поговорим, — думаю, что без всяких камер, — об этом и поподробнее. Но всё-таки для нас очевидно, что совместная работа в рамках ОДКБ приносит видимую практическую отдачу, помогает обеспечивать защиту национальных интересов, суверенитета и независимости наших стран. Нашего дальнейшего внимания, конечно, требуют, — я согласен с коллегами, которые уже об этом говорили, — и вопросы, связанные с усилиями по достижению комплексного армяно-азербайджанского урегулирования. Безусловно, это острый вопрос, который нашего внимания требует. Положительно оцениваем в этой связи прошедший в Сочи в конце октября саммит лидеров Азербайджана и Армении в присутствии вашего покорного слуги, Президента России.
Состоявшиеся переговоры создали хорошую основу для будущих компромиссов по принципиальным вопросам. Важно, что в совместном заявлении были подтверждены приверженность к трёхсторонним договорённостям на высшем уровне, которые были достигнуты ранее — в 2020 году и в 2021 году, и ключевая роль нашего совместного формата взаимодействия в обеспечении мира и стабильности на Южном Кавказе. Только последовательно выполняя эти договорённости в вопросах делимитации границы, разблокирования транспортных коммуникаций, решения гуманитарных проблем, можно добиться устойчивой нормализации отношений Армении и Азербайджана. Надеемся, что это позволит в конечном итоге выйти на заключение мирного договора между Ереваном и Баку.
Для чего в 2011 году был создан механизм Коллективных указаний представителям государств — членов ОДКБ при международных организациях, который должен формировать принципы общей политики в сфере международной безопасности. В этот же период резко активизировалось и военное строительство в рамках ОДКБ. В 2001 году были созданы Коллективные силы быстрого развертывания в среднеазиатском регионе численностью в 5 тысяч человек. В 2004 году был создан Объединенный штаб ОДКБ, курирующий основные аспекты функционирования вооруженных сил Организации.
В 2009 году создаются Коллективные силы оперативного реагирования КСОР , состоящие на данный момент из 20 тысяч человек, которые способны выполнять задачи войскового и специального характера. Не был забыт и миротворческий компонент: в 2007 году были созданы миротворческие силы ОДКБ численностью в 3000 человек. Усиление международной напряженности, в том числе на границах стран-участниц Организации потребовало активизации информационно-аналитической работы, направленной на преодоление кризисных ситуаций. Проверка на прочность За годы существования Организации ее страны-участницы столкнулись со многими конфликтами. Какую роль в их разрешении сыграла ОДКБ? В ходе апрельской революции в Киргизии в 2010 году на юге страны, в городах Ош и Джалал-Абад, сотни людей погибли в результате межэтнического насилия между киргизами и узбеками, что в итоге привело к масштабным этническим чисткам. Российский президент Дмитрий Медведев тогда объяснил, что у Организации нет компетенции вмешиваться во внутренние конфликты.
Секретариат ОДКБ не получал заявлений Еревана о приостановке членства, тезис премьер-министра Армении Никола Пашиняна, по всей видимости, касается неучастия республики в ряде мероприятий организации, сообщили РИА Новости в секретариате Организации договора о коллективной безопасности.
При этом он заверил, что вопрос сохранения российской военной базы в Армении не стоит на повестке дня. Армянская сторона дала согласие по некоторым документам, принятым в ходе минского саммита, поэтому вопрос о выходе Еревана из Организации Договора о коллективной безопасности не стоит, заявил посол по особым поручениям МИД России по вопросам ОДКБ Виктор Васильев.
Страны-участники ОДКБ (6 государств в 2023): полный состав, как расшифровывается, история, цели
Официальный канал Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) сделала еще один шаг в рамках противостояния общим внешним угрозам. Пять из шести глав стран – членов ОДКБ. Вхождение в Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ) новых членов не обсуждается, заявил РИА Новости генсек ОДКБ Станислав Зась. В отличие от НАТО, Организация Договора о коллективной безопасности является организацией, направленной на поддержание безопасности, без агрессивных устремлений.
Asharq Al-Awsat: ОДКБ сделала новый шаг для борьбы с общими внешними угрозами
«Членство в ОДКБ полностью отвечает национальным интересам нашей страны», — подчеркнули в МИД Казахстана. Сейчас в состав ОДКБ входят шесть стран. Помимо ситуации на Кавказе, на сессии совета коллективной безопасности ОДКБ в узком составе лидеры ОДКБ обсудили палестино-израильский конфликт. Совет безопасности Армении принял решение обратиться в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) за помощью в связи с обострением ситуации на границе.
ОДКБ — история и назначение организации
- Страны-участники
- Что такое ОДКБ: расшифровка, какие страны входят
- Новости по теме: ОДКБ
- В составе ОДКБ может появиться боевая авиация
ОДКБ: «союзники», предпочитающие свою игру
Читайте последние новости дня по теме ОДКБ: ОДКБ спланировала совместные учения на 2024 год, Лавров: власти Армении сознательно ведут дело к обрушению отношений с РФ. Президент РФ Владимир Путин на заседании в широком составе Совета коллективной безопасности ОДКБ Договор о коллективной безопасности ОДКБ. Совместная оперативная и боевая подготовка сил и средств системы коллективной безопасности – одна из приоритетных задач Объединенного штаба ОДКБ. Аббревиатура ОДКБ – это сокращенное обозначение названия «Организация Договора о коллективной безопасности».
Российский политолог высказался о бесполезности ОДКБ
Генсек Организации Договора о коллективной безопасности Имангали Тасмагамбетов заявил, что ОДКБ с тревогой наблюдает эскалацию напряжённости на Ближнем Востоке. Начальник Объединенного штаба ОДКБ Анатолий Сидоров рассказал о планах включения в состав коллективных сил боевой авиации. Система коллективной безопасности ОДКБ (военная составляющая).
В составе ОДКБ может появиться боевая авиация
Соглашение предусматривает, что системы коллективной безопасности предназначены для участия: в предотвращении угрозы и отражении вооруженного нападения агрессии в отношении одной или нескольких сторон, локализации вооруженных акций и конфликтов; в мероприятиях по противодействию вызовам и угрозам безопасности сторон, включая борьбу с международным терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оружия и боеприпасов, другими видами транснациональной организованной преступности; в выполнении мероприятий по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, в ликвидации чрезвычайных ситуаций и оказании чрезвычайной гуманитарной помощи; в усилении охраны государственных границ, а также государственных и военных объектов сторон; в миротворческих операциях; а также для решения иных задач, определенных советом коллективной безопасности ОДКБ. В состав сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ входят: объединения, соединения, воинские части и подразделения национальных вооруженных сил и других войск сторон, а также подразделения специального назначения группы специалистов органов внутренних дел полиции , внутренних войск, органов безопасности и специальных служб, формирования органов, уполномоченных в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, подчиненные национальным органам управления и используемые по решению органов ОДКБ; коалиционная группировка войск; группировки объединенных совместных военных систем; коллективные миротворческие силы. При этом в документе говорится, что стратегические ядерные силы Российской Федерации выполняют функцию сдерживания от возможных попыток осуществления вооруженного нападения агрессии в отношении одной или нескольких сторон. Региональную объединенную группировку войск составляют дислоцированные в мирное время или развернутые в угрожаемый период для отражения возможного вооруженного нападения агрессии органы управления и войска вооруженных сил и других воинских формирований сторон соответствующего региона коллективной безопасности. Одной из таких сил является объединенная группировка войск Кавказского региона коллективной безопасности, которая формируется на основе двусторонних соглашений между Арменией и Россией. Кроме того, страны-участницы ОДКБ подписали в октябре 2007 года соглашение , которое предусматривает в случае необходимости порядок развертывания миротворческих сил.
Соответственно, и график нашей работы был напряженным. Начиная с весны Беларусь практически ежемесячно принимала мероприятия по линии ОДКБ: Совет Парламентской Ассамблеи, затем межсессионные заседания уставных органов на министерском уровне, координационные встречи руководства профильных государственных органов государств — членов ОДКБ по противодействию транснациональным угрозам, таким как наркотрафик, нелегальная миграция, чрезвычайные ситуации, вызовы в сфере биологической безопасности, кибербезопасности». Говоря о реализации приоритетов Беларуси за истекший период, Александр Лукашенко отметил: «На внутреннем контуре мы стремились повысить сплоченность государств — членов ОДКБ в целях укрепления самой Организации, а также обеспечения безопасности и стабильности в зоне ответственности. На внешнем контуре нашей целью было усиление роли и значимости Организации в системе международных отношений.
Выступая с речью на саммите, президент России Владимир Путин особо отметил усилия по совершенствованию коллективных сил реагирования, а также укрепление сотрудничества по линии спецслужб и правоохранительных органов. Он сообщил о проведении в странах ОДКБ операции «Наемник», которая направлена на пресечение выезда граждан этих стран за рубеж для участия в террористических группировках. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев отметил, что, выстраивая тактику и стратегию деятельности ОДКБ, нужно учитывать угрозы и вызовы современных реалий. Вместе с тем, на его взгляд, риторитка организации должна быть жесткой, но предельно корректной. В конце концов, угрозы существовали всегда. Такова сущность международного сообщества», — констатировал Токаев. По его словам, ОДКБ показала свои успехи как авторитетная военно-политическая организация, но впереди стоят новые задачи, которые должны соответствовать конструктивному настрою ее государств-участников. По итогам саммита главы государств подписали пакет из 15 документов. Также в новой редакции утверждено положение о порядке реагирования ОДКБ на кризисные ситуации и о порядке принятия и реализации коллективных решений на применение сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ.
Любое государство при голосовании имеет один голос. В таких непростых условиях совмещения интересов шести оборонных ведомств государств — членов ОДКБ формируются предложения и принимаются решения в сфере военного сотрудничества, развития военной составляющей Организации. Сегодня в рамках ОДКБ наработана необходимая нормативная правовая база, регламентирующая деятельность Организации по всем направлениям обеспечения коллективной безопасности, непосредственное участие в разработке которых принял Объединенный штаб.
К настоящему моменту заключено и ратифицировано около 60 международных договоров по наиболее принципиальным вопросам межгосударственного взаимодействия в сфере коллективной безопасности, подписано более 300 документов на уровне глав государств, секретарей советов безопасности, а также руководителей ключевых министерств — обороны и иностранных дел наших государств. Объединенным штабом непрерывно осуществляется работа по уточнению действующей нормативной правовой базы, регламентирующей статус, порядок формирования и функционирования сил и средств системы коллективной безопасности, а также порядок принятия решений на их применение. Большое внимание уделяется развитию всех компонентов Войск Коллективных сил ОДКБ, приведению их структуры, состава и оснащения в соответствие с реально существующими вызовами и угрозами военной безопасности государств — членов ОДКБ, совершенствованию подготовки к выполнению задач по предназначению.
Совместно с генеральными штабами вооруженных сил государств — членов ОДКБ, заинтересованными министерствами и ведомствами, а также Секретариатом ОДКБ проводится ежегодное уточнение состава и дислокации компонентов Войск Коллективных сил ОДКБ для внесения необходимых изменений в соответствующие нормативные правовые документы. Принимаются решения по развитию системы управления, порядку формирования и подготовки соответствующих командований. Организована и продолжается работа по созданию объединенных военных систем.
Выделенные первоначально государствами — членами ОДКБ в их состав наиболее боеготовые и мобильные соединения, воинские части, подразделения и формирования сил специального назначения на настоящий момент усилены частями и подразделениями разведки, РХБ защиты, инженерного и материально-технического обеспечения, а также подразделениями авиации. Учитывая опыт урегулирования конфликта в Сирии, для охраны командных пунктов и поддержания правопорядка в районах выполнения задач по предназначению в состав КСОР включены подразделения военной полиции и комендантской службы. При активном задействовании научного потенциала базовых научно-исследовательских и учебно-методических организаций ОДКБ осуществляется работа по созданию объединенных систем военного назначения прежде всего — ПВО, управления и связи, материально-технического обеспечения.
При этом большое внимание уделяется разработке подходов к обеспечению межрегионального взаимодействия созданных коалиционных группировок в рамках общей системы коллективной безопасности. В развитие направления материально-технического обеспечения, исходя из необходимости правового регулирования вопросов организации и осуществления материально-технического и медицинского обеспечения Войск Коллективных сил ОДКБ при совместном решении ими задач по обеспечению коллективной безопасности, а также в ходе совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки Объединенным штабом подготовлено и в 2021 году подписано главами государств Соглашение о совместном материально-техническом и медицинском обеспечении Войск Коллективных сил ОДКБ. Он был создан на фондах военного городка, где размещается Объединенный штаб, и стал функционировать с 2018 года.
При планировании структуры, оснащения и механизмов взаимодействия ЦКР ОДКБ с оборонными и другими заинтересованными ведомствами государств — членов ОДКБ были учтены лучшие наработки Национального центра управления обороной Российской Федерации, непосредственное оснащение Центра и обеспечение его функционирования осуществляется Министерством обороны и Генеральным штабом Российской Федерации с применением новейших средств коммуникации. Это позволяет ЦКР ОДКБ обеспечивать информационный обмен с Национальным центром управления обороной Российской Федерации, центральными командными пунктами вооруженных сил государств — членов ОДКБ, организационную, информационно-аналитическую и информационно-технологическую поддержки деятельности уставных и рабочих органов ОДКБ в интересах своевременного принятия решений, направленных на обеспечение безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитета государств — членов ОДКБ в рамках кризисного реагирования, в том числе, в режиме закрытой видеоконференц-связи между членами уставных органов ОДКБ и электронный документооборот. Данная работа осуществляется также при активном взаимодействии с Антитеррористическим центром СНГ и Координационной службой Совета командующих Пограничными войсками государств — участников СНГ.
Анализ вызовов и угроз коллективной безопасности регулярно рассматривается как один из ключевых вопросов в ходе заседаний Военного комитета и СМО ОДКБ. Внедрена система проведения тренировок по регионам коллективной безопасности, а также с привлечением представителей министерств по чрезвычайным ситуациям государств — членов ОДКБ. С 2018 года с использованием возможностей ЦКР ОДКБ ежегодно проводятся стратегические командно-штабные тренировки и деловые игры, в ходе которых в соответствии с алгоритмом работы готовятся предложения органам ОДКБ по урегулированию кризисных ситуаций в зоне ответственности ОДКБ.
В условиях санитарно-эпидемиологических ограничений, в которых находились государства — члены ОДКБ с 2020 года, ЦКР открыл еще одну возможность своего использования: на базе ЦКР в режиме видеоконференции в открытом и закрытом режимах обеспечивается проведение совместных мероприятий различного уровня, предусмотренных в формате ОДКБ. С использованием ресурсов ЦКР проведено и обеспечено свыше 315 международных мероприятий, в том числе с участием глав государств, руководителей оборонных ведомств, генеральных штабов, а также консультации и рабочие встречи представителей заинтересованных министерств и ведомств государств — членов по важнейшим вопросам развития военной составляющей и совместной подготовки коллективных сил ОДКБ. С 2015 года была активизирована работа по созданию совместных объединенных систем Войск Коллективных сил ОДКБ: с 2016 года начали проводиться совместные учения «Поиск» с силами и средствами разведывательных служб и подразделений государств — членов ОДКБ, в 2018 году проведено командно-штабное учение с КАС ОДКБ «Воздушный мост», а с 2019 года проводятся специальные учения с силами и средствами материально-технического обеспечения государств — членов ОДКБ «Эшелон».
Asharq Al-Awsat: ОДКБ сделала новый шаг для борьбы с общими внешними угрозами
Начиная с весны Беларусь практически ежемесячно принимала мероприятия по линии ОДКБ: Совет Парламентской Ассамблеи, затем межсессионные заседания уставных органов на министерском уровне, координационные встречи руководства профильных государственных органов государств — членов ОДКБ по противодействию транснациональным угрозам, таким как наркотрафик, нелегальная миграция, чрезвычайные ситуации, вызовы в сфере биологической безопасности, кибербезопасности». Говоря о реализации приоритетов Беларуси за истекший период, Александр Лукашенко отметил: «На внутреннем контуре мы стремились повысить сплоченность государств — членов ОДКБ в целях укрепления самой Организации, а также обеспечения безопасности и стабильности в зоне ответственности. На внешнем контуре нашей целью было усиление роли и значимости Организации в системе международных отношений. Сегодня можно констатировать, что цели, намеченные Белорусской стороной в ноябре прошлого года, в целом достигнуты».
Фактически ОДКБ была учреждена лишь в 2002 году. Особенности деятельности: нападение на одну страну приравнивается к нападению на все государства, входящие в Организацию; создание многоструктурных органов для защиты безопасности стран; оказание необходимой помощи государствам-участникам, ставшим «жертвами агрессии». Совет коллективной безопасности является высшим органом ОДКБ. В него входят главы государств.
Российская Федерация Эмблема Вооруженных Сил Российской Федерации Дата подписания Договора: май 1992 г Географическое положение: Восточная Европа, Северная Азия Российская Федерация занимает лидирующее положение в ОДКБ по причине обеспечения Организации основными денежными средствами и административными ресурсами, необходимыми для ее успешного функционирования и развития. Республика Таджикистан Эмблема Министерства обороны Республики Таджикистан Дата подписания Договора: май 1992 г Географическое положение: Центральная Азия Республика Таджикистан рассматривает вопросы активизации процесса военно-политической интеграции государств-членов и координации их возможностей. Также принимает участие в совершенствовании военной политики и дальнейшем развитии военно-технического сотрудничества. Помимо этого в 2016 г была принята Стратегия коллективной безопасности. Она подразумевает укрепление политического и военного сотрудничества для противодействия угрозам ОДКБ.
Ведь беспилотники выполняют задачи, которые находятся в зоне повышенного риска, потери неминуемы», — считает Климов. Кроме того, был случай, когда американский беспилотник упал в Черном море в результате инцидента с российскими истребителями Су-27 в марте 2023 года. Эта деятельность продолжается сейчас как в Черном, так и в Красном морях», — сказал военный эксперт. Однако у России не получится перенять опыт хуситов в борьбе с Reaper. Климов указал: американские разведывательные аппараты в Черном море летают над международными водами, их уничтожение приведет к неблагоприятным для Москвы международным последствиям. Об уязвимости разведывательно-ударных беспилотников Reaper говорит и эксперт в области беспилотной авиации Денис Федутинов. При этом они малоскоростные и неманевренные. Совокупность этих факторов делает их несложными целями для средств ПВО», — указал он. Собеседник напомнил, что БПЛА Reaper использовались американскими военными в ходе всех конфликтов последних почти двух десятков лет, а также применялись в отдельных операциях ЦРУ. Сейчас США также используют Reaper в числе прочих пилотируемых и беспилотных средств разведки вблизи наших границ на Черном море, добавил Федутинов. Тем не менее их использование, очевидно, связано с решением Украины собственных военных задач. В этом вопросе они буквально балансируют на грани casus belli», — подчеркнул он. Федутинов в этой связи вспомнил события, повлекшие потерю одного из Reaper над акваторией Черного моря. Сейчас все возвращается обратно. Чтобы память наших визави не подводила, необходимо, чтобы такие вещи повторялись чаще», — заключил эксперт. Ранее йеменские хуситы сбили американский беспилотник MQ-9 Reaper. Об этом сообщили представители движения «Ансар Алла». Цель была поражена в воздушном пространстве провинции Саада. Кроме того, с помощью противокорабельных ракет им удалось нанести удар по британскому нефтяному танкеру Andromeda Star. Издание CBS News пишет, что стоимость одного экземпляра равна примерно 30 млн долларов. Подчеркивается, что американские дроны, базирующиеся в регионе, призваны защищать международную торговлю в акватории Красного моря. Так, MQ-9 Reaper был уничтожен хуситами в ноябре. Тогда представитель движения Яхья Сариа сообщил, что силами ПВО удалось сбить беспилотник Штатов, «осуществлявший враждебные разведывательные действия» над территориальными водами страны для «поддержки израильского режима». В феврале заместитель пресс-секретаря Пентагона Сабрина Сингх подтвердила , что хуситы сбили второй дрон. По ее словам, ликвидация аппарата происходила с помощью ракеты класса «земля-воздух». Между тем, по данным открытых источников, всего йеменским повстанцам начиная с 2019 года удалось сбить четыре MQ-9 Reaper. Напомним, американский аппарат является модульным разведывательно-ударным дроном, разработанным компанией General Atomics Aeronautical Systems.
Страны ОДКБ: список 2024, цели, история, взаимодействие
На постоянной основе проводятся мероприятия по поддержанию их боевой готовности, улучшению системы управления и повышению выучки военных кадров. Эффективность этих мероприятий подтвердила и осуществлённая в январе миротворческая операция ОДКБ в Казахстане, которая позволила предотвратить захват власти экстремистами, помогла стабилизировать внутриполитическую ситуацию в республике. Касым-Жомарт Кемелевич выражал признательность за оказанную поддержку и подставленное плечо. И, пользуясь случаем, ещё раз поздравляю его с убедительной победой на выборах и желаю успехов в осуществлении намеченных масштабных планов преобразования в политической, социальной, экономической жизни страны.
Можно с удовлетворением отметить, что полученный в ходе миротворческой операции в Казахстане весьма ценный практический опыт был проанализирован нами, секретариатом организации, и Россия, безусловно, поддерживает вынесенное на наше утверждение важное решение об оснащении миротворческих сил организации современными вооружениями, военной и специальной техникой, а также специальными средствами. Решение, которое нам предстоит сегодня принять, касающееся в том числе улучшения системы связи ОДКБ, создания совместного формирования радиационной, химической, биологической защиты и медицинского обеспечения, функционирования в ОДКБ единой системы технического прикрытия железных дорог, Россия, безусловно, поддерживает. Упомяну и о том, что расширяется военно-техническое сотрудничество между государствами — членами нашей организации.
В деятельности на этом направлении энергично участвует созданная по инициативе России межгосударственная военно-экономическая комиссия ОДКБ. По линии спецслужб и правоохранительных органов осуществляются совместные оперативные мероприятия по борьбе с терроризмом и экстремизмом, транснациональной преступностью, нелегальной миграцией, оборотом наркотиков, по защите от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. И, конечно, всех нас по-настоящему сплачивает работа по сохранению памяти об общей истории наших государств, о том, что наши народы вместе победили в Великой Отечественной войне.
Мы вместе этим постоянно занимаемся, уделяем, на мой взгляд, необходимое внимание этим вопросам.
При планировании структуры, оснащения и механизмов взаимодействия ЦКР ОДКБ с оборонными и другими заинтересованными ведомствами государств — членов ОДКБ были учтены лучшие наработки Национального центра управления обороной Российской Федерации, непосредственное оснащение Центра и обеспечение его функционирования осуществляется Министерством обороны и Генеральным штабом Российской Федерации с применением новейших средств коммуникации. Это позволяет ЦКР ОДКБ обеспечивать информационный обмен с Национальным центром управления обороной Российской Федерации, центральными командными пунктами вооруженных сил государств — членов ОДКБ, организационную, информационно-аналитическую и информационно-технологическую поддержки деятельности уставных и рабочих органов ОДКБ в интересах своевременного принятия решений, направленных на обеспечение безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитета государств — членов ОДКБ в рамках кризисного реагирования, в том числе, в режиме закрытой видеоконференц-связи между членами уставных органов ОДКБ и электронный документооборот. Данная работа осуществляется также при активном взаимодействии с Антитеррористическим центром СНГ и Координационной службой Совета командующих Пограничными войсками государств — участников СНГ. Анализ вызовов и угроз коллективной безопасности регулярно рассматривается как один из ключевых вопросов в ходе заседаний Военного комитета и СМО ОДКБ. Внедрена система проведения тренировок по регионам коллективной безопасности, а также с привлечением представителей министерств по чрезвычайным ситуациям государств — членов ОДКБ. С 2018 года с использованием возможностей ЦКР ОДКБ ежегодно проводятся стратегические командно-штабные тренировки и деловые игры, в ходе которых в соответствии с алгоритмом работы готовятся предложения органам ОДКБ по урегулированию кризисных ситуаций в зоне ответственности ОДКБ. В условиях санитарно-эпидемиологических ограничений, в которых находились государства — члены ОДКБ с 2020 года, ЦКР открыл еще одну возможность своего использования: на базе ЦКР в режиме видеоконференции в открытом и закрытом режимах обеспечивается проведение совместных мероприятий различного уровня, предусмотренных в формате ОДКБ.
С использованием ресурсов ЦКР проведено и обеспечено свыше 315 международных мероприятий, в том числе с участием глав государств, руководителей оборонных ведомств, генеральных штабов, а также консультации и рабочие встречи представителей заинтересованных министерств и ведомств государств — членов по важнейшим вопросам развития военной составляющей и совместной подготовки коллективных сил ОДКБ. С 2015 года была активизирована работа по созданию совместных объединенных систем Войск Коллективных сил ОДКБ: с 2016 года начали проводиться совместные учения «Поиск» с силами и средствами разведывательных служб и подразделений государств — членов ОДКБ, в 2018 году проведено командно-штабное учение с КАС ОДКБ «Воздушный мост», а с 2019 года проводятся специальные учения с силами и средствами материально-технического обеспечения государств — членов ОДКБ «Эшелон». Очередным шагом в совершенствование системы совместной оперативной и боевой подготовки в 2017 году стало ее выведение на оперативно-стратегический уровень. При этом был осуществлен переход к проведению совместных учений в формате оперативно-стратегического учения под наименованием «Боевое братство», которое на сегодняшний момент является высшей формой совместной подготовки в ОДКБ, в ходе которого в рамках единой оперативно-стратегической задачи обстановки в течение года одновременно или последовательно задействуются все элементы системы коллективной безопасности ОДКБ в нескольких регионах коллективной безопасности. Объединенным штабом постоянно уделяется внимание вопросам актуализации и повышения эффективности мероприятий совместной оперативной и боевой подготовки сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ. С каждым годом совместная подготовка в формате ОДКБ становится более насыщенной, отрабатываемые в ходе совместных учений задачи наращиваются по количеству и усложняются по содержанию. В 2022 году в формате ОДКБ внедрен новый подход к подготовке и проведению учений. Каждое учение начинается с совместной штабной тренировки Объединенного штаба, Секретариата ОДКБ и оперативных групп заинтересованных министерств и ведомств государств — членов ОДКБ по выработке проектов решений на формирование и развертывание сил и средств системы коллективной безопасности в кризисном регионе коллективной безопасности.
На базе ЦКР ОДКБ усиленная дежурная смена осуществляет контроль перегруппировки и развертывания воинских контингентов в районах проведения учений. Следующий этап — активная фаза учения, которая завершается практическими действиями Коллективных сил. Учение завершается лишь по возвращении всех войск в пункты постоянной дислокации. Миротворческая операция ОДКБ в Республике Казахстан «Цену куска хлеба в голод узнаешь, цену настоящей дружбы в беде узнаешь» — казахская народная пословица. В январе 2022 года Коллективные силы ОДКБ впервые за 30 лет с момента подписания Договора о коллективной безопасности были задействованы в реальной обстановке кризисного реагирования — для нормализации обстановки на территории Республики Казахстан в связи с возникновением угрозы безопасности, стабильности и суверенитету страны, вызванной, в том числе, вмешательством извне. Принимая во внимание тенденцию быстрого негативного развития ситуации, главами государств в ходе телефонных переговоров в кратчайшие сроки в тот же день было принято решение о направлении в Республику Казахстан миротворческих контингентов государств — членов ОДКБ в соответствии с Договором о коллективной безопасности, Уставом Организации и Соглашением о миротворческой деятельности. Нормативное правовое закрепление достигнутых договоренностей завершилось подписанием 6 января Решения Совета коллективной безопасности ОДКБ «О мерах по нормализации обстановки в Республике Казахстан». В соответствии с данным решением вопросы организации подготовки и проведения миротворческой операции были возложены на Совет министров обороны ОДКБ.
Весь личный состав Объединенного штаба с 5 января был переведен на усиленный режим работы.
Тасмагамбетов назначается решением СКБ. На сессии СКБ в Минске 23 июня 2006 одобрена Декларация о дальнейшем совершенствовании и повышении эффективности деятельности ОДКБ, поставившая задачу её превращения в многофункциональную структуру противодействия всему спектру вызовов и угроз безопасности государств-членов; тогда же принято решение о восстановлении членства Узбекистана 19 декабря 2012 членство Узбекистана приостановлено. С 2006 г.
Деятельность В целях дальнейшего укрепления безопасности государств-членов на внеочередной сессии в Москве 4 февраля 2009 г. В январе 2022 г. Токаева в связи с массовыми протестами в стране. Члены ОДКБ активно сотрудничают в сфере борьбы с нелегальным оборотом наркотиков операция «Канал» , нелегальной миграцией операция «Нелегал» , противодействия преступлениям в информационной среде операция «Прокси».
Но пока официального подтверждения этим данным нет. Россия Российский флаг Самый крупный из союзников. В альянсе с мая 1992 года, изначально выступала инициатором создания, долгое время являлась равноправной страной-участницей.
После очередного заседания был поднят вопрос о государстве-координаторе в лице Российской Федерация. В апреле 2022 года соответствующий протокол был подписан и изменения внесены в Устав. Объединенный штаб союза находится в Москве, долевой взнос РФ больше, чем у других участников.
Армения Флаг Армении В союзе с начала создания — 1992 года, учредитель и активный участник альянса. Располагается в кавказской зоне, столица — Ереван. В стране располагается региональная группировка военных сил Армении и России.
Единственная страна, из тех, кто входит в ОДКБ, предоставившая миротворцев в разрешении сирийского конфликта, где участвовала Россия. Киргизия Флаг Киргизии Является участницей организации с 15. Киргизия находится в центрально-азиатском регионе влияния.
Располагает коллективными силами быстрого развертывания ЦАР.