После штурма театрального центра тело Васильева нашли с шестью пулевыми ранениями в подвале. По факту захвата Театрального центра на Дубровке уголовное дело было возбуждено прокуратурой Москвы сразу в день захвата театра — 23 октября 2002 года. Взрыв в здании Театрального центра мог привести к катастрофическим последствиям, поскольку главный зал не имел надежных опор.
Теракт на Дубровке: 21 год после трагедии «Норд-Оста»
И закоперщиком этого, опять же совершенно неожиданно для самого себя, выступил ваш покорный слуга. Хохмилось мне там как-то много и довольно удачно. Но пика своего успеха я достиг примерно к середине той декады. В один прекрасный октябрьский день все обучающиеся были разделены на несколько команд и получили задание сымитировать телевизионное выступление политика в прямом эфире. В одной из команд эта роль досталась мне. Совершенно случайно. На короткой репетиции решили изобразить одного известного оппонента единороссов, совсем недавно ставшего большим сюрпризом для всей страны. Придумали текст в форме вопросов и ответов, надели на меня очки.
По счастью, выступали не первыми. Организаторы по завершении каждого раунда молитвенно упрашивали всех последующих твердо придерживаться временного регламента. Касались эти призывы и нас. После первых же моих слов, произнесенных характерной скороговоркой вкупе с разносторонними кивками откуда и когда я подсмотрел у политика эту манеру поведения?.. Все дружно реагировали на каждую мою реплику. А в дальнейшем никто так и не захотел поверить, что все это было чистой импровизацией, тем более получившейся впервые. Для «Софрина» я так и остался закоренелым кавээнщиком, хотя раньше в этом клубе не состоял.
Но кульминацией того спектакля стала совершенно неожиданная ситуация. В разгар моего выступления внезапно раздался громкий трезвон телефона Нелли Петковой. Мобильники были тогда большой редкостью и служили предметом бесконечной гордости их обладателей. Так что такое нарушение тишины воспринялось всеми очень болезненно. А что же я? Не успела Петкова дотянуться в демонстративном жесте до своей «моторолы», как я бойко обратился к своему партнеру по сценке: «Что? Я должен понимать, что мое время уже истекло?..
Это был взрыв. Уже не смеха или всеобщего хохота. Словом, экстаз был достигнут полный! И над всем этим регочущим морем тел невозмутимо возвышался я, пребывая в абсолютной серьезности своего образа. Справедливости ради надо признать, что вне учебных выступлений я в компании коллег выглядел довольно бледно. Ведь хохмачей и остроумцев собралось со всей страны тогда немало. Но такого уровня ситуационной реакции во время занятий никто из них демонстрировать почему-то не мог.
Или им было неохота?.. В итоге нам объявили, что вожделенная поездка на мюзикл «Норд-Ост» для нас отменяется. Что ж, осадочек сожаления вполне себе сумел загладить прощальный банкет в санатории «Софрино». На календаре было 24 октября 2002 года. В школе Беслана еще учились все.
Из архива "Норд-Оста" Спектакль с нарастающим успехом прошел более 400 раз, он был награжден премией "Золотая маска" как лучшее произведение в этом жанре - и пока, добавим, непревзойденное. Его взлет был прерван террористическим захватом театра, и это была не только огромная человеческая трагедия, но и потеря для всего нашего искусства. С окончательной утратой гениального, этапного произведения не могли смириться его поклонники, энтузиасты.
Почти все они без сознания. На архивных записях - история большой беды, которую принес терроризм, и уникальной штурмовой операции. Ее изучают в лучших мировых школах спецназа все прошедшие с тех пор двадцать лет. Театральный комплекс на Дубровке. Вечерний сеанс популярного мюзикла "Норд-Ост". Внутри зрители, актеры, персонал - 916 человек. Когда раздались выстрелы вверх, я в армии служил, прекрасно знаю, как выглядит настоящий "калаш", прекрасно знаю, как он звучит", - поделился воспоминаниями актер мюзикла "Норд-Ост" Андрей Субботин. Андрей был на сцене, когда ворвались террористы. Сорок человек с орудием: автоматами, пистолетами, гранатами, пулеметом и большим количеством разной взрывчатки. Ее распределили по заранее продуманной схеме сразу после того, как установили полный контроль над людьми. То есть, по сути, это большая пустая коробка без межэтажных перекрытий и стен, которые придавали бы дополнительную жесткость. Крупными бомбами были заминированы несущие конструкции, и в случае взрыва здание просто сложилось бы, как карточный домик. Более того, серьезные повреждения получили бы и постройки поблизости. Противопехотные мины и растяжки боевики установили у главного входа, служебного и в зрительный зал. Вдоль двух стен стояли пакеты из-под молока, в каждом — тротил. Взрывчатка и на сцене, а на стульях между ними — канистра с бензином. В середине партера — гигантская мощная бомба: 50 килограммов тротила. Еще одно СВУ — на балконе. Бомбы террористы изготовили из фугасных артиллерийских снарядов. Обложили тротилом и пластитом, а затем упаковали в металлические баллоны. При подрыве осколки и ударная волна превратили бы зрительный зал в кровавое месиво. Привести в действие заряды должны были женщины-смертницы. Мы с ней глаза в глаза диалог вели. Я спрашивала: "зачем вы пришли?
За сцену полетела светошумовая граната, за этим последовал оглушительный взрыв, яркая вспышка, и я отрубился. Очнулся в Склифосовского, сразу спросил, где девочки. Оказалось, они в порядке, их отвезли в другие больницы. Домой меня отпустили через три дня. Там уже вся родня собралась: обнимали, целовали, праздновали. Второй день рождения, не иначе. Ничего не может печальней быть, чем смерти стольких людей: друзей, приятелей, коллег. После случившегося я многое в своей жизни переосмыслил, такое ведь не может пройти бесследно, многое во мне тогда перевернулось. Из года в год мы в этот день встречаемся, вспоминаем всех погибших: артистов, членов оркестра — всех. Пусть в эти печальные дни, когда мы о них вспоминаем, на сердце тяжело, но всё же сама память про них — светлая. Это главное. Мы всем актерским составом хотим, чтобы проект возродился. Спектакль ведь сам по себе светлый, чистый — настоящее произведение искусства. Поэтому хотелось бы его снова видеть на сцене. Попытки поставить его уже были, но он всё же прочно ассоциируется у людей с трагедией. Мы пытались доказать, что постановка несет в себе другое чувство, но пока ничего не вышло. Поклоны на первом спектакле передвижной версии 24 сентября 2004 года одна из попыток возродить мюзикл Источник: «Норд-Ост. Мы любим, мы надеемся! Она мечтала увидеть другую постановку — «Нотр-Дам», но билетов на нее не оказалось, и в кассе предложили «Норд-Ост». О жизни своего мужа и последних днях в зрительном зале Татьяна Николаевна написала книгу «Комета моей судьбы». С разрешения автора публикуем отрывок из нее. Началось второе действие. На сцене лихо отплясывали летчики, и вдруг как гром среди ясного неба раздались автоматные очереди. На сцену и одновременно во все двери зала ворвались вооруженные автоматами люди в камуфляжной форме, на головах — черные маски с прорезями для глаз и рта. Среди них несколько женщин, одетых во всё черное с ног до головы. Лица тоже до самых глаз закрыты черными повязками. В руках — пистолеты. Соседка слева, еще не понимая, что происходит, наклоняясь ко мне, прошептала: — У Каверина я такого не помню. Это что-то новое? Понимая, что произошло самое худшее, и сжав твою руку, я почти выдохнула: — Нас захватили! Юрий и Татьяна Жаботинские на отдыхе, 5 октября 2002 года. Снимок подписан: «Последний отдых вместе» Источник: книга «Комета моей судьбы» Под дулами автоматов террористы согнали со сцены в зал всех артистов. На сцену вышел их главарь, назвавшийся Бараевым. Oбращаясь в зал, он сказал: «Вы тут жируете, а наш народ много лет борется за независимость, вы должны заставить ваше правительство вывести свои войска из Чечни». Тем временем двое боевиков прикрепили на сцене лозунг на арабском языке. Несколько захватчиков принялись прикручивать взрывчатку скотчем к стульям. Пусть выдвигают правительству требование освободить Чечню от своих войск. На поясах шахидок тоже была прикреплена взрывчатка, провода от которой скрывались в их нагрудных карманах. Недалеко от сцены, примерно в пятом ряду, установили большущую бомбу. Рядом с ней уселась шахидка. Чтобы пройти в туалеты, надо было выйти в фойе, где до входной двери рукой подать. Очевидно, это не устраивало террористов. Они никого не хотели выпускать из поля зрения. Поэтому нужду справляли сразу по несколько человек под дулом автомата чеченца сначала на лестнице, ведущей в подвал, а затем в маленьком помещении, напоминающем радиорубку. Было заминировано всё, что можно» Татьяна Жаботинская, была в зале во время теракта Помещение, в которое водили в туалет, оказалось слишком мало и быстро пришло в негодность. Поэтому бандиты решили превратить в туалет оркестровую яму. Туда разрешалось ходить в определенное время при наличии поднятой руки и по очереди. Причем передвигаться можно было только со стула на стул. Ходить нельзя, за этим следили шахидки. Командуя очередью, они проявляли свои симпатии и антипатии. Если время истекало, доступ в яму прекращался. И это была пытка.
Легендарный "Норд-Ост" снова выходит к массовому зрителю
Театральный центр на Дубровке: работает как и прежде. Сейчас в Театральном центре проходят показы мюзиклов, здесь размещается цирк «Аквамарин». Новый Театр Боякова – современное театральное пространство в исторической усадьбе XIX века в центре Москвы. Сегодня театр на Дубровке продолжает радовать своих зрителей высококачественными спектаклями и концертами. Группа из 40 боевиков захватила заложников в здании Театрального центра на Дубровке (бывший Дворец культуры Первого государственного подшипникового завода).
Кобзон и Рошаль вывели детей, а Пугачева не сумела. Роль звезд в помощи заложникам «Норд-Оста»
Владелец Crocus Group Агаларов принес соболезнования погибшим и пострадавшим во время теракта. В зал [террористы] зашли не через дверь, а через окно соседнего выставочного центра с автоматами наперевес, начали стрелять по всему, что они видели. По всем людям, по охранникам. Один охранник убит, один ранен. Это даже не охранники, они у нас называются контролеры», — заявил Араз Агаларов. Позже его сын, певец Эмин Агаларов, обратился со словами поддержки к тем, кто потерял родных. Этот теракт — страшная трагедия для всех, он коснулся лично меня и моей семьи. Нет слов, чтобы передать всю скорбь», — сказал Агаларов. Позже компания-владелец концертного зала выразила свои соболезнования в связи с трагедией и заявила, что те, кто пал жертвой террористов, никогда не будут забыты.
Также, по словам Араза Агаларова, это позволит сохранить тысячи рабочих мест для сотрудников компании. Эксперты оценивают стоимость восстановления здания в 12-15 млрд руб. Как на идею восстановления «Крокус Сити Холла» отреагировала общественность? Депутат Госдумы Татьяна Буцкая высказалась против того, чтобы на месте «Крокуса» снова был концертный зал.
Мы сидели рядом. Что с ним? Вас привезли на машине скорой помощи одну. Но вы не волнуйтесь. Наверное, он в другой больнице. Потом приходили какие-то люди, комиссии, и все отмечали, что мне очень повезло.
А я говорила только об одном, что я сидела рядом с мужем, и просила их узнать, куда он попал. Мне обещали. Приходила женщина-психолог. Она хотела, чтобы я представляла себя в приятной обстановке на природе. Я старалась, но получалось плохо. В сердце поселилась тревога. В понедельник уже ближе к вечеру приехала дочь Оля и сообщила: — Пaпa в морге». Светлана Губарева Потеряла потеряла в Театральном центре на Дубровке 13-летнюю дочь Сашу и своего жениха, американца Сэнди Букера, с которым собиралась строить новую жизнь. Сегодня она вместе с родными жертв теракта и такими же бывшими заложниками, как она сама, встретилась у Театрального центра на Дубровке, чтобы помянуть своих близких. И после того как прошло собеседование — а оно прошло замечательно: в посольстве увидели жениха, поняли, что серьезные намерения, и сразу мы получили одобрение — в этом радостном состоянии пошли, погуляли по Москве и, проходя мимо станции метро Маяковская, увидели ларек, в котором продавались билеты на разные мероприятия, в том числе и на мюзикл "Норд-Ост".
Он тогда очень активно рекламировался. История "Двух капитанов" Каверина. И мысль такая прокралась: когда еще попадем в Москву вот так все вместе, почему бы не посмотреть, тем более такая реклама. И настроение замечательное, хотелось продолжения. Светлана Губарева с дочерью Сашей и женихом Сэнди nord-ost. Оглянулась по сторонам, увидела, что по проходу идет толпа, одетая в военную форму. Впереди — мужчины, за ними группа женщин. И эти женщины останавливались, отделялись от группы и останавливались вдоль стен. Посмотрела направо — та же самая история. И даже когда уже стало ясно, всё равно я не могла смириться.
Человек, который поднялся на сцену, объявил, что это захват. Что они пришли остановить войну в Чечне это как раз то время, когда шла вторая чеченская война и что это их единственное требование. Реакция была очень разная у людей. Кто-то впал в истерику, кто-то наоборот окаменел, кто-то спокойно воспринял. Тем, кто очень нервничал, чеченки из своих больших сумок доставали валерьянку, чтобы успокоить. Я насчитала 19 женщин в партере, сколько было на балконе, я не видела, но когда подходили к сцене, я видела четырех женщин на балконе по углам. Женщины сначала стояли, потом сидели, им принесли стулья. И они практически не сходили со своих мест, даже если их о чем-то просили, они по цепочке передавали. Они сидели на расстоянии чуть больше вытянутой руки. Так что они друг друга хорошо слышали.
Вели они себя тоже по-разному, кто-то был дружелюбен по отношению к нам, кто-то был агрессивен. Бараев, руководитель террористов был в таком эйфорическом настроении. Потому что представляете: группа боевиков пришла в центр Москвы, а метро Пролетарская — это центр Москвы. И захватила театр, тысячу человек, вот так легко и просто. Может быть, они не были уверены, что им удастся. Они не думали, что нам захочется есть, пить, спать, в туалет ходить. Им эта мысль вообще даже не приходила в голову, и они по мере возникновения проблем пытались их как-то решить. Несли большие сумки — эти пояса шахидов они обматывали скотчем и закрепляли на женщинах. Этот треск скотча в течение первых суток. Я потом долгое время вообще не могла слышать этот звук.
Потому что целый день трещит, трещит, трещит скотч. То они женщин обматывают, то к стульям приматывают. К колоннам они, по-моему, тоже что-то приматывали. Потом ходил мужчина, раздавал батарейки, показывал, как присоединять, как вставлять. В общем, всё было страшно. Они разгромили буфет, и все, что там было — сладости, напитки — такими кучками по залу и возле сцены сложили. И если нам хотелось пить, я спрашивала разрешения, мне говорили: «Да, можно», я брала упаковку и приносила, оставляла своим попить и раздавала по рядам. Через какое-то время напитки закончились, а люди продолжали испытывать жажду. Тогда они нашли ведра, пластиковые стаканчики, и из туалета приносили в ведрах воду. И вот в этих пластиковых стаканчиках передавали воду тем, кто хочет пить.
За водой они ходили сами, потому что холл простреливался. Но рядом с нами была чеченка, у которой было радио. И она так по радиостанциям скакала, слушала, что говорят, и настроение их менялось в зависимости от того, что они слышали по радио. Когда говорили о том, что кровь льется рекой, трупы в проходах лежат, они, конечно, зверели. Бараев даже не выдержал и сказал как-то: «Вот вы слышите, как они врут про вас? Где тут убитые? И мы, конечно, переживали за эту ложь, потому что от этой лжи зависело настроение террористов, а от их настроения зависела наша жизнь. Они пытались управлять залом, успокоить. Когда зал немножко успокоился, Бараев шел по проходу как раз недалеко от нас, кому-то по телефону доложил, что они захватили заложников, и были такие слова: «Такой ужас, здесь столько детей и женщин». Вообще террористы периодически стреляли по потолку и в эти боковые двери.
И когда они собирались стрелять, они всех заставляли ложиться на пол. Когда первый раз это случилось, сказали лечь на пол, у меня было чувство протеста: чего это я должна тут на полу валяться, но Сэнди меня силком придавил и пояснил, что это очень опасно. Зачем они это делали, я не знаю. Позже читала, что вроде как по перекрытиям ходили спецслужбы. Может, пытались чего-то там предотвратить. То они обещали расстреливать каждого десятого, то, наоборот, говорили, что если силовики начнут штурм, они нас тут закроют в зале, а сами уйдут отбиваться до последнего патрона, спасая нас. Такое вот все сумбурное, непонятное. Конечно, становилось страшно, когда стреляли. Бараев сказал, что иностранцев будут выпускать, но только с представителями посольств, и стали делить нас на россиян и иностранцев. Тут нам в очередной раз не повезло, потому что наши с Сашей паспорта были в американском посольстве на получении визы, а Сэнди просто не привык ходить с паспортом, он у него лежал в гостинице.
Единственное, что у него с собой было, это водительские права. Я попросила женщину позвать Бараева, она сама не пошла, а по цепочке передала. Бараев подошел, я показала ему права, попыталась объяснить, что мы иностранцы, он долго рассматривал. Видимо, первый раз видел такой документ. Но в конце концов сказал, чтобы нас пропустили.
И в Питер не ногой? А город весь стоит на костях, — парирует критикам Елена Семеренко. Тоже люди погибли, разрушено здание было, и что, разве забросили и перестали отстраивать? Нет, отстроили, потому что не место красит человека, а человек место, — убеждена Татьяна Каменских.
И людей не в «Крокусе» похоронят. Так что надо восстанавливать, если есть возможность. И первый концерт, назло врагам, провести митинг-концерт и деньги первые от концерта на памятник у входа поставить, — считает женщина. Владельцев «Крокуса» призывают наказать по всей строгости А вот в чём большинство пользователей соцсетей сходятся, так это в том, что на владельцах «Крокуса» лежит как минимум часть вины за гибель людей. В адрес Араза Агаларова летят упрёки: — Лучше бы поддержал семьи погибших. Столько задохнулось людей из-за неработавшей системы пожаротушения. Ему ответить бы по всей строгости, а не хвастаться восстановлением, — говорят в Сети. Действительно, как рассказали те, кому удалось спастись от кровавой бойни и пожара, многие эвакуационные выходы были заперты, а часть проходов, вопреки всем пожарным нормам, была завалена мусором и коробками. Это подтверждают и пожарные: один из спасателей рассказал РБК, что часть эвакуационных выходов оказалась перекрыта, а системы пожаротушения сработали не в полной мере.
Люди считают, что если бы владельцы «Крокуса» следили за соблюдением требований безопасности, жертв было бы намного меньше, ведь большая часть погибших элементарно задохнулись в дыму или оказались раздавлены рухнувшими многотонными конструкциями. Сам Араз Агаларов, президент «Крокус Интернешнл» и отец известного певца Эмина, поспешил заверить журналистов, что «сработало абсолютно всё». Он уверяет, что системы несколько часов удерживали конструкцию от обрушения, что дало зрителям время на спасение. Фото: t. Впрочем, вероятнее всего, никаких нарушений со стороны владельцев не обнаружат — ведь не нашли же ничего криминального в том, что ЧОПовцы, которые охраняли площадку в день концерта группы «Пикник», даже не были вооружены и не смогли противостоять террористам с автоматами. Как выяснилось, это обычная практика — считается, что в таких ситуациях необходимости в вооружённой охране нет. Если не ТЦ, то что? В профессиональном сообществе пока нет единого мнения по поводу возможности, а главное, этичности восстановления торгового центра и концертного зала.
Но разрушения конструкций и интерьера здания легко устранимы - сейчас центр полностью отреставрирован и мюзикл "Норд-Ост" был возрожден.
А вот в памяти людей центр на Дубровке на долгие годы будет связан с трагедией 2002-го года. Поэтому в репертуаре центра - регулярные вечера памяти, посвященные жертвам терроризма. Спустя 3 месяца после теракта, в конце января 2003 года здание было восстановлено также в нем располагаются несколько магазинов и школа танцев. Театральный центр на Дубровке — это концертный зал со сложной и трагической судьбой, каждый театральный сезон на Дубровке теперь открывается вечерами памяти жертв международного терроризма. Сегодня в репертуаре Театрального центра — концерты эстрадных звезд мировой величины, мюзиклы и конечно же спектакли.
Пляски на костях или дань памяти? Волны хейта вылились на Агаларовых из-за «Крокуса»
Играем на сцене театрально центра "На Страстном". 23 октября 2002 г. чеченские боевики захватили Театральный центр на Дубровке в Москве, где зрители смотрели мюзикл «Норд-Ост». Театральный комплекс на Дубровке. Что сейчас происходит у «Крокус Сити Холла».
«Рассказать, почему я жёлтенькая? После «Норд-Оста полетела печень»
Цветы и свечи несли сегодня москвичи к Театральному центру на Дубровке в память о жертвах теракта, который произошел там 20 лет назад. После штурма театрального центра тело Васильева нашли с шестью пулевыми ранениями в подвале. В пять утра 26 октября 2002-го начался штурм Театрального центра на Дубровке. После теракта 23-26 октября 2002 года на мюзикле «Норд-ост» здание московского Театрального центра на Дубровке восстановили.
Театральный центр на Дубровке
Ровно 20 лет назад, 26 октября 2002 года, начался штурм Театрального центра на Дубровке, захваченного террористами во время мюзикла «Норд-Ост». Здание театрального центра на Дубровке вполне используется, в прошлом году его переименовали в театр на Мельникова. Легендарный спектакль Театра на Дубровке "Норд-Ост" обретает новую жизнь на больших киноэкранах. Виталий Демидкин 20 лет назад освобождал от террористов Театральный центр на Дубровке Фото: Александр БОЙКО.
20 лет спустя. Бывшие заложники «Норд-Оста» о погибших близких и жизни после теракта
В период 23-25 октября около 60 человек были выведены из здания переговорщиками или смогли убежать самостоятельно. Остальные заложники все это время находились без воды и пищи. Штурм театрального центра Рано утром 26 октября 2002 года у Театрального центра прозвучали выстрелы. В связи с угрозой взрыва здания и гибели людей президентом РФ Владимиром Путиным было принято решение о немедленном начале спецоперации по освобождению заложников силами спецподразделений ФСБ России. Штурм, в ходе которого спецслужбами был применен газ, продолжался около 40 минут. Из них пятеро были застрелены боевиками до начала штурма, остальные погибли во время проведения спецоперации, а также скончались в больницах из-за кислородного голодания, обезвоживания и дыхательных расстройств, вызванных "воздействием неидентифицированного газообразного химического вещества" по данным следствия, газ не был непосредственной причиной гибели заложников. Среди погибших были десять детей, в т. Выжили 782 заложника, из них более 700 получили ранения различной степени тяжести.
В ходе спецоперации все находившиеся в здании боевики - 21 мужчина включая Мовсара Бараева и 19 женщин - были уничтожены. Взрывотехники изъяли 15 автоматов, пистолеты, гранатомет, 25 "поясов смертников" и два мощных взрывных устройства, в каждом из которых было по 40 кг взрывчатки. Зданию Театрального центра был причинен ущерб на сумму около 60,7 млн руб. Траур и увековечение памяти 28 октября 2002 года в России был объявлен днем траура по погибшим на Дубровке. В феврале 2012 года на Дубровке была освящена временная деревянная православная часовня в честь Иверской иконы Божией Матери.
Они встали у микрофона. Зал замер. И тут прозвучали слова сладкой лжи: «Штурм прошел блестяще! Террористы убиты все! Жертв среди заложников — нет!
Все благодарили власти, чиновников за спасенные жизни родных и близких». А в это время, как потом стало известно из материалов уголовного дела, тела погибших заложников складывались в два автобуса, стоявших возле ДК… Первое официальное сообщение о единичных случаях гибели заложников прозвучало около 09:00, однако заместитель начальника штаба Владимир Васильев ныне депутат ГД РФ — прим. Как впоследствии выяснилось, к тому времени медики констатировали смерть уже 5-ти детей. Все это время власти молчат о применении спецсредства во время штурма. В 13:00 на пресс-конференции заместитель начальника штаба Васильев сообщил о гибели 67 человек, но по-прежнему скрывалась гибель детей. По его словам, он уполномочен заявить о применении спецсредства и о захваченных живыми нескольких террористах. При этом родственникам заложников сообщили «справочные телефоны», по которым они якобы могли узнать информацию, в какую больницу доставлены их близкие. Однако информацией о бывших заложниках «диспетчеры» не владели. Федеральные СМИ сообщили недостоверный перечень больниц, в которые поступили бывшие заложники. Допуск родственников бывших заложников в больницы был запрещен.
Неопознанных пострадавших было много, и родственники предлагали фотографии для опознания личностей, но им категорически отказывали. Несмотря на обещание властей, списки во многих больницах так и не появились, что заставляло страдать людей, не сумевших найти своих близких ни среди живых, ни среди мертвых. Бывшие заложники продолжали умирать и 26-го, и 27-го, и 28-го октября. Наконец, только через неделю была сообщена более или менее реальная информация о погибших — более 120 человек. По сообщению Прокуратуры от 1 ноября 2002 г. Часть из них была обнаружена в Лефортовском морге — первоначально их тела были причислены к телам террористов. Однако только в июне 2003 года семья Г. Влаха была извещена о том, что его труп кремирован вместе с телами террористов. Никаких объяснений и извинений по этому поводу семья не получила. Официальная версия о безвредности примененного в ходе штурма «спецсредства» широко использовалась в средствах массовой информации.
С телеэкранов руководящие сотрудники здравоохранения еще до получения результатов экспертиз заявляли, что причиной смерти заложников явились «комплекс неблагоприятных факторов» и наличие хронических заболеваний. Скрывались также случаи поражения «спецсредством» сотрудников специальных служб, осуществлявших спасательную операцию. Но 06. Как известно сегодня, в результате проведенной операции, как минимум, 130 заложников погибло, десять из которых — дети; около 700 заложников отравлено, часть из них стала инвалидами II и III групп, 12 человек частично или полностью лишились слуха; 69 детей, лишившись родителей, остались сиротами". Кто виноват? Что за гей-клуб? До сих пор не удалось установить истинную картину случившегося в театральном центре. Следствие по делу закрыто еще в 2007 году. К суду привлечены всего два «стрелочника». За пособничество террористам получил 8,5 лет Заурбек Талхигов, который переговаривался по телефону с Бараевым.
Милиционер Алямкин получил 7 лет за то, что он осенью 2002 г. Впоследствии Бакуева оказалась среди участников захвата Театрального центра на Дубровке. Вот и все оргвыводы. В докладе общественной организации «Норд-Ост», по этому поводу говорится: «Неприемлема ситуация, когда ответственность рядового сотрудника превышает ответственность руководителей ведомств, которые не смогли предотвратить трагедию на Дубровке. Высокопоставленные должностные лица ФСБ и МВД получили награды за операцию по ликвидации террористов, в ходе которой гибнут более сотни заложников, а единственным, кто понес наказание, оказался Алямкин — рядовой сотрудник паспортного отдела. Суровый приговор Алямкину призван продемонстрировать решительность и бескомпромиссность власти в борьбе с терроризмом. Однако общественности так и не были представлены какие-либо реальные результаты расследования причин случившегося. До сих пор не дано объяснений, почему в ходе операции по спасению заложников столько людей погибло не от рук террористов. Приговор, вынесенный Алямкину, непропорционально суров, и наказание рядового сотрудника правоохранительных органов не может исчерпать ответственности властей за трагедию на Дубровке». А вот справка из материалов следствия том 1, лист 93 : «В подвальном помещении ДК находился гейклуб.
Там в то время шел ремонт.
Не залезайте в души выжившим в том аду, рядом побудьте лучше, жизнь иль минуту одну… Вновь равнодушные взгляды, камеры, суета… Люди, людьми быть надо, всем, как они тогда. На ступеньках театрального центра стоят красные лампадки, лежат гвоздики.
Здесь же портреты погибших. На этот раз не больше 15 фотографий. Миловидов объявляет минуту молчания.
Фото: Ирина Боброва Большинство присутствующих на акции памяти — пожилые женщины. После поименного перечисления всех погибших, в небо запускают 130 белых шариков по количеству жертв. Большинство покидает площадь.
Хотя кое-кто здесь есть. Подводит меня к представителям районной управы. Управа принимает участие в организации: приносим лампады, шары, цветы, устанавливаем звук на сцене.
Кстати, вы возлагали цветы? Вот возьмите, — собеседник протягивает мне гвоздики. Вот мы с ними договариваемся каждый раз… Само здание выглядит бесхозным.
Центральный вход закрыт, окна пыльные, кажется, что давно не мыли. Тем не менее, здесь висит афиша музыкального шоу-спектакля «Королевы обнажают душу». А на двери главного входа объявление: «Спектакль «Что творят мужчины» отменяется по техническим причинам.
В ближайшее время здесь покажут шоу для всей семьи «Волшебная лампа» и «Снежную королеву». Если у вас ничего не ёкнет… — Ходят сюда на ёлки? Лично я не хожу, не могу.
Желание Араза Агаларова восстановить «Крокус Сити Холл» с точки зрения ведения бизнеса весьма оправдано. Земля здесь на вес золота, она очень выгодна с точки зрения ведения бизнеса, поэтому есть мотивы восстановить. В 2002 году после теракта в «Норд-Осте» Центр культуры на Дубровке возобновил свою работу. Прецедент восстановления подобного объекта есть, и об этом тоже надо помнить.
По-человечески, учитывая трагедию, которая произошла, понять это пока сложно.
Легендарный "Норд-Ост" снова выходит к массовому зрителю
Удивительно, но мюзикл «Норд-Ост» просуществовал еще несколько лет после трагедии, несмотря на тяжелые с ним ассоциации. Более того, роли в нем исполняли те же актеры. Это нормально, такое бывает. Если говорить про людей вообще, то народу меньше не стало точно, может, даже немного больше. И очень жаль, что его закрыли, — на мой взгляд, он был единственным российским качественным проектом. Надеюсь, когда-нибудь восстановят.
Из-за чего закрыли — сказать сложно. Может, в связи с терактом. Никаких проблем с творческой частью не было точно. Наверняка это безумно тяжело.
А съемочную группу НТВ и вовсе пустили внутрь театра. Террористы хотели, чтобы их сняли — им нужно было рассказать о своих требованиях, показать смертниц и заложников. Основная группа террористов заняла концертный зал, другие стали проверять остальные помещения театра. Они находили людей и сгоняли их к зрителям — всего в заложниках оказались 912 человек. Террористки-смертницы усаживались между зрителями, демонстрируя свои пояса, начиненные взрывчаткой. В это время другие боевики расставляли по залу бомбы. Террористы предупредили, что за каждого убитого или раненого из своих они будут расстреливать по десять человек, а после этого отобрали у всех мобильные телефоны. В начале захвата один из зрителей успел дозвониться в Службу спасения. Распечатка этого разговора сохранилась в библиотеке мемориала погибших в «Норд-Осте». Ну, в принципе, ничего, все сейчас дозвониться пытаются, но не у всех получается. И боевики ходят с оружием. Мы как сидели, так и сидим. Как смотрели спектакль. По краям, там, где откидные сиденья, стоят женщины, заминированные все. В середине лежит заминированное взрывное устройство. Около него и по всему периметру, по всему залу. Стоят как бы.
Записи переговоров Талхигова с террористами, переданные им в ФСБ, были уничтожены [80]. По сообщению Русской службы новостей , истолковавшей постановление как усматривающее нарушения в работе силовиков, президент ассоциации ветеранов «Альфа» сообщил о возмущении решением ЕСПЧ: да, что-то не сработало. Мы действовали правильно … То, что произошло — это трагедия, но это было необходимо для того, чтобы спасти больше людей [82]. Решение ЕСПЧ было обжаловано [ где? В июне 2007 года прокуратура Москвы приостановила расследование уголовного дела в связи с невозможностью установить местонахождение Дудаева и Закаева [77]. В 2016 году в Москве состоялось первое судебное заседание по делу Хасана Закаева, обвиняемого в причастности к теракту [85]. Позже приговор смягчили до 18 лет 9 месяцев [87]. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его. Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела. Вы можете помочь проекту, обновив её и убрав после этого данный шаблон. Пострадавшие В результате террористического акта, по официальным данным, погибли 130 человек, в том числе 10 детей. Из числа погибших заложников 5 человек были застрелены до начала штурма [88] , 119 человек умерли в больницах после завершения штурма [89]. В ходе штурма применялся специальный газ для усыпления членов террористической группы. По словам Сельцовского, воздействие специального газа только осложнило ряд губительных факторов, которым подверглись заложники в условиях, созданных террористами стрессовая ситуация, гиподинамия , отсутствие еды и т. Процесс выздоровления от последствий применения усыпляющего газа у многих выживших заложников был долгим; так, у пришедшей на мюзикл с 10-летним сыном Алексеем тоже выжил москвички Татьяны Светловой длительное время оставалась парализованной левая половина тела [20]. В декабре 2002 года Министерство здравоохранения России официально отказалось сообщить данные о свойствах газа, применённого во время операции [92]. Владимир Путин с пострадавшими при теракте. Критика действий властей Меры по предотвращению Перед терактом российские власти неоднократно объявляли о ликвидации Мовсара Бараева [94] [95]. Несколько журналистов утверждали, что располагают свидетельствами арестов до захвата заложников некоторых участвовавших в нём террористов [96] [97]. По данным журналистов «Новой Газеты», накануне захвата заложников российские власти обладали информацией о готовящемся теракте [98] [99]. Спасение заложников Основные обвинения некоторых бывших заложников и родственников погибших в адрес властей сводятся к следующему: власти не обеспечили освобождённым заложникам своевременной квалифицированной медицинской помощи одной из основных причин столь большого числа погибших явились неверно организованные вынос и эвакуация спящих заложников, при котором из-за неправильного положения — с наклоном тела и головы вперёд или назад — у них были перекрыты дыхательные пути, что вызывало асфиксию [100] ; власти не организовали надлежащего расследования обстоятельств трагедии [101]. Обвинения строятся прежде всего на том, что военные так и не сообщили состав газа; что власти, пытаясь снять с себя вину за происшедшее, категорически отрицали и отрицают, что газовая атака могла послужить причиной смерти заложников. В свидетельствах о смерти, выданных родственникам погибших, в графе «причина смерти» был поставлен прочерк [102] [103] [104] [105]. Комитеты Государственной думы по здравоохранению и по безопасности поднимали вопрос о правомерности засекречивания сведений о газе, применённом при освобождении заложников. Инициатором запросов был депутат Государственной думы Сергей Юшенков [106]. Задержание и ликвидация террористов Непосредственно после штурма Заместитель министра МВД Владимир Васильев допустил уход части уцелевших террористов [107] [108]. Адвокат Игорь Трунов утверждал, из материалов уголовного дела и показаний свидетелей следует, что нескольким террористам удалось скрыться с места происшествия [109] [110] [111]. Сообщалось, что проведенные экспертизы по идентификации тела Абубакара показали противоречивые результаты [112] [109] [113]. По данным корреспондента «Новой газеты» Сергея Михайловича Соколова, после штурма ДК одна женщина в гражданской одежде с белой повязкой на руке застрелила раненого человека в наручниках, но проведённая экспертиза представленной видеозаписи якобы опровергла этот факт [114]. Заявления о связи террористов с российскими властями Адвокат Михаил Трепашкин утверждал, что перед терактом Бараев был замечен в Москве на месте встречи с людьми, приезжавшими на автомобилях Администрации Президента РФ [115] [116]. По версии властей ЧРИ в изгнании, одним из организаторов теракта являлся обвиненный в работе на российскую спецслужбу Ханпаши Теркибаев [118] , ранее занимавший должность представителя президента Аслана Масхадова [119]. Согласно интервью, опубликованному журналистом Анной Политковской , Теркибаев признал свое участие в захвате театра, отрицал наличие у террористов взрывчатки и утверждал, что имеет связи в Администрации президента России [120]. Позднее Теркибаев заявил, что не имеет никакого отношения к теракту на Дубровке [121] [122]. Во время теракта журналист Вадим Речкалов написал, что источник в правоохранительных органах Чечни передал ему список участников захвата заложников, позднее названный Речкаловым предварительным [123] , в который входил Ханпаши Теркибаев [124]. Также от имени Ханпаши Теркибаева было опубликовано предложение обменять себя на заложников с указанием азербайджанского номера телефона [125]. Сообщалось, что во время захвата заложников Теркибаев организовал телефонные переговоры Бараева с Зелимханом Яндарбиевым , который впоследствии был обвинен российскими властями в причастности к теракту [126] [127]. По словам Апти Баталова , его приятель был завербован ФСБ при содействии Теркибаева для захвата одного из правительственных учреждений Москвы [98]. Журналисты газеты «Московские новости» писали, что Теркибаев в течение нескольких лет занимался антиваххабитской деятельностью и, следовательно, не мог быть в группе Бараева [129] , а чеченский политик Иса Темиров, обвиненный в сотрудничестве с российскими властями [118] , утверждал, что во время теракта Теркибаев находился в Баку [130]. Согласно информации журналистов «Новой Газеты», официальное следствие проигнорировало просьбу допросить Теркибаева, а через полгода после интервью Теркибаев погиб в автокатастрофе [131]. После убийства Политковской Речкалов написал, что, по данным следователя, Политковская встречалась и обсуждала с Закаевым вопрос о том, чтобы выставить Теркибаева сотрудником российских спецслужб, готовившего теракт на Дубровке [123]. Реакция ООН 24 октября была принята Резолюция Совета Безопасности ООН 1440 , которая осуждала теракт, выражала соболезнования пострадавшим и требовала безусловного освобождения заложников [132]. Россия Президент России Владимир Путин соответствующим указом объявил в России 28 октября 2002 года днём траура по погибшим в результате трагических последствий этой террористической акции [133] [134] [135]. Мельникова , д. Архитектор — А. Центральный престол храма освящён в честь святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, правый — в честь Иверской иконы Божией Матери, левый — во имя святого равноапостольного великого князя Владимира. Арабский мир В обращении, которое было показано 12 ноября на телеканале « Аль-Джазира », лидер международной террористической сети « Аль-Каида » Усама бен Ладен одобрил захват чеченскими боевиками заложников в Москве, а также одобрил теракты в Индонезии , Йемене и Кувейте [137]. С другой стороны, президент Ирака Саддам Хуссейн осудил теракт, назвав как минимум «неразумным» стремление чеченских политиков к разрыву с Россией, и заявил, что чеченские сепаратисты своим поступком «подорвали доверие к исламу», чем обязательно могут воспользоваться США и страны Европы [138]. Отражение в музыке.
С террористами в переговоры вступили только в первом часу ночи. Главное требование, которое они выдвинули, — прекращение боевых действий в Чечне и вывод из неё российских войск. Главной тактикой силовиков было тянуть время, поэтому за трое суток — до 6:30 26 октября в переговоры с преступниками вступали самые разные люди: от певца Иосифа Кобзона до врача Леонида Рошаля.
18 лет назад чеченские боевики захватили «Норд-Ост». История жестокой трагедии России — в 20 фото
Герои «Норд-Оста». Как переговорщики выводили людей из захваченного террористами театра на Дубровке | Например, после теракта в 2002 году на территории Театрального центра на Дубровке, который сейчас продолжает функционировать, были возведены храм и мемориал. |
Легендарный "Норд-Ост" снова выходит к массовому зрителю | Там, в подвале, оказалось три работника центра, которые три дня сидели в подземелье. |
Трагедия «Норд-Оста»: хронология и последствия теракта 2002 года на Дубровке
Трагедия «Норд-Оста»: хронология и последствия теракта 2002 года на Дубровке | Театр Театральный центр на Дубровке в Москве. |
«Нам отсюда уже не выйти». Истории выживших и погибших в «Норд-Осте» | Легендарный спектакль Театра на Дубровке "Норд-Ост" обретает новую жизнь на больших киноэкранах. |
После «Норд-Оста». Как живут люди, пережившие теракт на Дубровке
Вот мы с ними договариваемся каждый раз… Само здание выглядит бесхозным. Центральный вход закрыт, окна пыльные, кажется, что давно не мыли. Тем не менее, здесь висит афиша музыкального шоу-спектакля «Королевы обнажают душу». А на двери главного входа объявление: «Спектакль «Что творят мужчины» отменяется по техническим причинам. В ближайшее время здесь покажут шоу для всей семьи «Волшебная лампа» и «Снежную королеву». Если у вас ничего не ёкнет… — Ходят сюда на ёлки? Лично я не хожу, не могу. К разговору присоединяется мужчина в красной жилетке с надписью «Председатель общественного пункта охраны порядка»: «Когда случился теракт, я был оперативным дежурным, вся информация стекалась ко мне.
Работал в штабе. Теперь каждый год на митингах дежурю». Некоторые приезжали к 8 утра, чтобы возложить цветы. Кто-то подойдет позже, — говорит Дмитрий Миловидов. Родители некоторых уже глубокие старики. Кого-то уже нет с нами… — Вы знаете всех, кто пришёл сюда? Мы ведь, когда писали Книгу памяти, искали друг друга по кладбищам.
Людей хоронили на разных погостах, в разное время. Так мы на кладбищах оставляли записки, чтобы найтись… Каждый год к театральному центру приходят школьники. На этот раз тут тоже толпа ребят. Ежегодно из разных школ сюда приводят детей. Мы тоже одно время практиковали школьные лекции 3 сентября.
В тот вечер у некоторых зрителей были странные предчувствия перед представлением.
Об этом рассказывает заложник Сергей Будницкий. Мы на мюзикл хотели пойти втроем с Галиной и дочкой Ирой, но Галя на работе задержалась, и, чтобы билет не пропадал, мы взяли с собой сестру зятя Ксюшу, — рассказывает мужчина. Постановка нам очень понравилась: актеры, декорации, музыка — все такое убедительное. Когда на сцену вышел мужчина с автоматом, я удивился: вот это сценарий! Конечно, быстро стало понятно, что это не сценарий. Со сцены объявили, что мы взяты в заложники.
Потянулись часы. В первые часы захвата боевики освободили 15 детей. Но детям Сергея повезло меньше. Кто был чем-то недоволен — получал прикладом по спине или рукояткой пистолета в висок, — поясняет Будницкий. Вместе с другими детьми из заминированного здания отпустили иностранцев и одну беременную женщину. К зданию начали съезжаться наряды полиции.
На месте был мэр Москвы Юрий Лужков. Первые жерт вы теракта на Дубровке В этом теракте были жертвы, которых можно было бы избежать. Так, например, 26-летняя Ольга Романова была расстр еляна террорис тами в одном из подсобных помещений. Девушка решила, что в одиночку сможет убедить боевиков отпустить людей. Ей удалось прорваться через оцепление к зданию. Попытки вернуть ее обратно провалились, и Романова дошла до дверей т еатральн ого центра.
Они оказались закрытыми. За оцеплением все выдохнули, однако Ольга нашла вход в здание с тор ца и оказалась внутри. Через несколько минут прозвучали выстрелы. Позже боевики вынесли ее тело. А до этого террористы расправились с полковником юстиции Константином Васильевым, ко торый требовал, чтобы т е отпустили заложников. Переговоры 24 октября на переговоры с террористами приезжали депутат Госдумы Асламбек Аслаханов и сенатор Руслан Аушев.
Но п ереговоры у спехом не ув енчались. Хакамада прибыла на перегов оры с терро ристами, но уговорить их отпустить заложников ей не удалось. Они сказали, что принципиально их не отпустят, — говорила она в интервью телеканалу НТВ. Боевики не хотели договариваться.
В заложниках оказались более 915 человек. Случайные люди — реальные смерти «Я планировала пойти на этот спектакль, но за день сдала билеты. Конечно, я и многие москвичи тогда были напуганы взрывами жилых домов в сентябре 1999 года. Но почему именно я решила не ходить на мюзикл, я не знаю, интуиция, что ли.
А вот некоторые мои друзья попали в театральный центр в тот злополучный день. К счастью, они остались живы», — рассказала «Газете. Ru» Екатерина Аденина. Среди заложников оказались не только артисты спектакля и зрители. Мы были в абсолютно другом крыле театра, но, видимо, захватчики были неплохо осведомлены о том, что и где там расположено. Они зашли к нам, дали очередь в потолок из автомата и согнали меня и моих учеников в зрительный зал, сказали, где сесть и велели не разговаривать и не улыбаться», — вспоминает основатель школы ирландского танца Iridan Игорь Денисов. По его словам, террористы в то же время разрешали захваченным людям звонить близким родственникам с мобильных телефонов. Все остальное люди услышат и так, по телевизору, так я тогда подумал», — отметил Денисов.
По словам других заложников, боевики заставляли их звонить домой и говорить, что за каждого убитого захватчика те будут расстреливать по 10 жертв. В группу террористов, ворвавшихся в театральный центр, входили как мужчины, так и женщины. Они были вооружены автоматами, пистолетами и пулеметами, а, кроме того, они заминировали зрительный зал. Захватчики разместили взрывчатку в центре прохода, на балконе и, кроме того, у части женщин-террористок были на теле пояса смертниц. Более того, если бы все взрывные устройства сработали, то не исключено, что было бы повреждено близлежащее метро, что могло привести к тяжелым последствиям. А у части группы террористов тогда появилась бы ненулевая вероятность скрыться», — сообщил «Газете. Ru» полковник ФСБ РФ , ветеран спецподразделения «Альфа» Сергей Милицкий, принимавший участие в операции по освобождению заложников в театральном центре. С самого начала захвата театра произошло несколько случаев, повлиявших на дальнейший ход событий.
Прямо в режиме онлайн снимали передвижения спецназа и милиции. А у террористов тоже был телевизор, и они все это внимательно смотрели», — вспоминает Милицкий. В то же время всех обстоятельств боевики не учли, и нескольким актерам и сотрудникам центра удалось покинуть его через окна или запасные выходы. Он сразу позвонил на базу к своим и сказал о случившемся. Тогда собровцы сидели на 2-ом Колобовском переулке в центре города.
Его взлет был прерван террористическим захватом театра, и это была не только огромная человеческая трагедия, но и потеря для всего нашего искусства. С окончательной утратой гениального, этапного произведения не могли смириться его поклонники, энтузиасты. И все эти годы они собирали сохранившиеся видеоматериалы, реставрировали их, даже применив искусственный интеллект и нейросети.
Концертный зал "Театральный Центр на Дубровке "
Вчера мы с yuragevara ездили туда, на Дубровку, чтобы снять репортаж о том, что происходит в этом здании сейчас, каково живется и работается людям по соседству с "проклятым" театральным центром. Подпишитесь на канал 360: В Москве у Театрального центра на Дубровке прошёл митинг, посвящённый борьбе с терроризмом. Террористический акт на Дубро́вке — захват заложников на Дубровке в Москве, начавшийся 23 октября и продолжавшийся до 26 октября 2002 года. Коллектив Театрального центра на Дубровке не поддается унынию и панике, которые бы означали признание силы вероломного террора. После операции по освобождению заложников театральные постановки вернулись в центр, но популярности «Норд-Оста», первого российского мюзикла, они так и не достигли.