Волны Мартено или электрофон — одноголосный электронный инструмент с семиоктавной клавиатурой наподобие фортепьяно, а также нитью с кольцом.
Терменвокс, траутониум и другая электроакустика
Такой появляется при настройке старых приемников и знаком сегодня практически каждому. Надо отметить, что Морис Мартено не был изобретателем. Но он с детства увлекался музыкой, обучался игре на фортепиано и виолончели, профессионально играл на скрипке и в соавторстве со старшей сестрой Мадлен разрабатывал метод обучения музыкальному искусству. Позднее они вместе открыли специальную школу для детей. А в 1933 году Морис был награжден золотой медалью им. Луи Лепина за изобретение развивающих музыкальных игр. Младшая же его сестра Жинетт была одной из первых успешных исполнительниц на инструменте волн Мартено. Параллельная история Главной темой творчества Мориса стало музыкальное электричество.
Увлечение это началось в 1919 году по возвращении с военной службы. Эксперименты и исследования затянулись на девять лет. Результатом стал Ondes Martenot в переводе с французского значит «Электрические волны Мартено». Инструмент был официально представлен публике на парижской выставке в 1928 году. Он стал одним из первых в электромузыке и отдаленно напоминал терменвокс, изобретенный восьмью годами ранее советским изобретателем Львом Терменом. Оба музыкальных инструмента были схожи по своему устройству и принципу создания звуков. Кроме того, исследования и разработка их пионерами электромузыки происходили параллельно.
По официальным данным, Мартено и Термен не были знакомы до 1930 года. Тогда их изобретения уже были запатентованы. Однако существуют источники, утверждающие, что встреча их произошла в первый раз в 1923 году.
Полученные электрические сигналы с терменвокса подаются на динамик через усилитель. Данный инструмент был придуман советским изобретателем Львом Терменом в 1919 году. Стеклянная гармоника Стеклянная гармоника или просто Гармоника от итальянского Armonia — необычный музыкальный инструмент, состоящий из ряда стеклянных чаш или кубков различного размера, вращающихся на валу с помощью педальных механизмов. Касания мокрого пальца вызывает вибрации стеклянной чаши определенного размера, что и генерирует звук нужной частоты.
Гравикорд Гравикорд — это двойная электрическая арфа, которая была изобретена и запатентована Робертом Грави в 1986 году по образцу 21 струнной западноафриканской коры. Представляет собой сварной каркас труб из нержавеющей стали, с 24 нейлоновыми струнами. Техника игры очень похожа на кору — музыкант щипает струны большим и указательным пальцами, однако руки находятся на струнах в более эргономичном и естественном положении. Кайcэтсуко Кайcэтсуко — механический экспериментальный музыкальный инструмент, изобретенный Юичи Оноуэ из Токио. Этот инструмент воспроизводил звуки не за счет вибрации струн при помощи смычка, а при помощи небольшой рукоятки, вращающей нейлоновое колесо, которое передает вибрацию на две стальные струны. Вращающееся колесо по технике действия очень похоже на колёсную лиру, изобретенную ещё в XI веке. Музыкальная пила Музыкальная пила или поющая пила — это обыкновенная ручная пила, которую используют в качестве музыкального инструмента.
NET представляет подборку самых необычных музыкальных инструментов! Терменвокс Вы наверняка слышали этот жутко звучащий инструмент в старых фильмах ужасов. Терменвокс был спроектирован и создан в 1920 году русским ученым Львом Терменом — отсюда и название. Он производит необычный призрачный вибрирующий звук, который обожают большинство музыкантов-экспериментаторов.
Чтобы играть на инструменте, музыкантам приходится менять расстояние между руками и антеннами инструмента — таким образом меняется высота звука.
Более того, скажу, что исполнители, в частности наш исполнитель, который будет 19 числа, Тома Блок, он приезжает со своим собственным инструментом. Таких инструментов в России нет. В программе фестиваля - выступление оркестра радио Франции, премьера опер «Вишнёвый сад» и «Катя Кабанова», оперетты и духовная музыка. Закроется «Площадь искусств» 24 декабря.
Что это за звуки?! 5 необычных музыкальных инструментов с характерным голосом
интеллектуальный журнал. Но приверженцы аутентичного электронного звука тоже существуют, таким является Такаши Харада, сочинивший произведение Fuku-in для шести волн Мартено. Жена Мессиана, Ивонн Лорио, говорила, что звучание волн Мартено для Мессиана буквально передавало звучание божественного космоса: «Мессиан был католик, и точно такие звуки. Отчасти как терменвокс, однако возможности волн Мартено гораздо шире, чем у его советского предшественника. Short Joke in E for Harp(арфы) and Ondes Martenot(волны мартено). Волны Мартено – одноголосый электронный музыкальный инструмент.
Топ-6 удивительных музыкальных инструментов, о которых вы могли и не знать
Уральцы едут в Петербург – Радио Орфей (Москва 99,2 FM) | «Волны Мартено» — англофильский поп-рок в объятьях волжской меланхолии. |
Волны Мартено выплеснулись в Зарядье - Статьи - Зал Зарядье - Концертные залы - Музыка - РЕВИЗОР.РУ | Волны Мартено Волны Мартено — это электромузыкальный инструмент, сконструированный Морисом Мартено в 1928 году. |
Что такое волны Мартено | Жена Мессиана, Ивонн Лорио, говорила, что звучание волн Мартено для Мессиана буквально передавало звучание божественного космоса: «Мессиан был католик, и точно такие звуки. |
Топ-6 удивительных музыкальных инструментов, о которых вы могли и не знать | Как известно, характерной и самой, пожалуй, примечательной деталью Волн Мартено была нить, служившая «неразрывной» связью между музыкантом и инструментом. |
Очарование волн Мартено (Ondes Martenot) | Этот электронный музыкальный инструмент — своеобразный гибрид фортепиано и скрипки — настолько впечатлил Джонни, что он стал использовать его и в студии (волны Мартено звучат. |
Уральцы едут в Петербург
Впервые он прозвучал с Эйфелевой башни в 1928 году, когда исполнялась симфония Турангалила ее написал композитор Оливье Мессиан. Как рассказывает Жанна Лорио первая исполнительница партии Волн Мартено в Турангалиле, новый «инструмент привлек Мессиана необычайной музыкальностью и неземным звуком, парящим надо всем оркестром... Мессиан был католиком, и примерно такой звук ожидал услышать на небесах». Волны Мартено или электрофон — одноголосный электронный инструмент с семиоктавной клавиатурой наподобие фортепьяно, а также нитью с кольцом, надеваемым на указательный палец правой руки.
Элвин Люсье, Music for Solo Performer Корпус идей Люсье до сих пор остается актуальным и разрабатывается современными композиторами. Кейдж и Люсье заставляют нас по-новому слушать пространство, включая в понятие «музыка» весь слышимый мир.
Однако это еще не электронная музыка в современном смысле. Когда же началась эпоха освоения синтезаторов? Дело электронного инструментостроения не остановилось: в 1930-х Термен на пару с американцем Генри Коуэллом создает свое второе — менее известное — детище под названием ритмикон. Демонстрация ритмикона В России наиболее успешный экспериментальный инструмент создал изобретатель Евгений Мурзин. Из авангардистов, оставшихся после революции, электронной музыкой занимались только Авраамов , Шолпо и их приближенные.
Шолпо еще в 1917 году сочиняет фантастический рассказ, где описывает механический оркестр, в 1930-м он вместе с Авраамовым пытается записать звук на 35-миллиметровую кинематографическую пленку. Еще через 8 лет находится изобретатель, способный объединить идеи обоих композиторов и создать легендарный синтезатор АНС , названный в честь композитора Александра Николаевича Скрябина. Хроместезия — отличительная особенность некоторых композиторов, в том числе и Скрябина. В его сознании звуки вызывали определенные цветовые образы — это привело его к созданию цвето-музыкальных произведений, где партия света была выписана наравне с инструментами. В первом синтезаторе световой поток порождал звуковой сигнал — почти как в сознании Скрябина.
При участии музыкантов Евгений Мурзин создает инструмент внушительных размеров, который больше похож на вычислительную машину. Именно это свойство АНСа позволяет Мурзину убедить военное начальство финансировать его создание: помимо музыки синтезатор способен зашифровывать сообщения. Интригующие связи ранней электронной музыки и разведки — ресурс для вдохновения композиторов. И Термен, и Мурзин работали на военных, достижения первого в области разведовательной аппаратуры стали достоянием общественности, а синтезатор Мурзина — одним из самых дорогостоящих музыкальных инструментов, созданных за счет военной казны. АНС использовали и в академической, и в прикладной музыке , к которой можно отнести многочисленные саундтреки к фантастическим фильмам.
Лекция о синтезаторе АНС, посвященная 95-летию со дня рождения его создателя Главным электронным композитором Советского Союза можно смело назвать Эдуарда Артемьева : начиная с рождения инструмента Артемьев пишет корпус электронных произведений, часть которых известна многим из нас по фильмам Тарковского, Михалкова и многих других. В области киномузыки композитор работает до сих пор, последним в его фильмографии числится «Герой» Юрия Васильева. Дитер Кауфман, «Акусматическая симфония», скерцо Штокхаузен, «Космические пульсы» Была ли эта волна однонаправленной разработкой новых проблем? Скорее наоборот. Ксенакис и Лигети были заинтересованы погружением во внутренние пространства звука — рассматривание звука как бы под микроскопом и изучение его спектра.
Кауфманн скорее, наоборот, пытался записать весь мир в музыку, по заветам американских коллег, но их всех объединяла эра освоения космоса, которая не могла не сказаться в произведениях. Более всего фантазиям на эту тему был подвержен Штокхаузен, а самые известные его произведения имеют «звездные» имена. Сам Штокхаузен нередко предается размышлениям о внеземном происхождении человека и считает себя уроженцем Сириуса. Карлхайнц Штокхаузен, «Сириус» Неудивительно, что Стэнли Кубрик в работе над фильмом «2001 год: Космическая одиссея» использует одно из произведений пионеров электронной музыки — Дьёрдя Лигети. Несмотря на то что «Атмосферы» написаны для хора с оркестром, они создают ощущение космического размаха, которого добивались многие композиторы.
Освоив возможности электроники, Ксенакис перенес ее характерные особенности на акустические инструменты и создал более убедительный космический образ, чем его коллеги-электронщики. И выбор этого произведения в третьем тысячелетии подтверждает эту победу: после «Космической одиссеи» Кубрик еще не раз обратится к творчеству Ксенакиса, используя его музыку в других фильмах.
Волны Мартено одновременно способны издавать только один звук, но это качество с лихвой компенсируется его богатым и насыщенным тембром - от мягких басов до пароксизма супервысокого фортиссимо, от игривого присвистывания до душераздирающего воя и звуков "летающей тарелки", а также различных приёмов звукоизвлечения от глиссандо до вибрато и тп. Мартено впервые продемонстрировал свое творение 3 мая 1928 года в Париже. Необычный, как бы неземной, прилетевший из глубин космоса, одновременно кажущийся и радостным, и загадочным, и величественным звук потряс воображение слушателей. В начале это была маленькая коробочка, к которой Мартено прикреплял чертеж клавиатуры. В поисках своего пути Мартено объехал с этой коробочкой весь мир. Когда его музыку услышал Равель, он сказал: «Какой изумительный звук! Просто фантастика.
Но панели управления не хватает способности колебаться».
Французский диптих составлен из музыки к балету Мориса Равеля «Дафнис и Хлоя» и «Турангалила-симфонии» Оливье Мессиана, чрезвычайно редко исполняемого сочинения, тем более — в России. Два произведения объединены еще и любовной тематикой, трактованной по-французски изысканно, но в разных ракурсах: пасторально-античном и экстатически-восточном.
Программа концерта данного оркестра вполне может быть трактована как красочный гимн любви, и ежегодно коллектив представляет свыше 100 концертов и более 70 программ в крупнейших залах мира. Оркестр— инициатор и основной участник международных проектов федерального масштаба, проходящих в Свердловской филармонии.
Волны Мартено (электрофон) .A. V. Oxenuk listen online
Впрочем, рад признать, что чертовы Волны Мартено не намного более продвинутый инструмент. Этот симфонический монстр со специфическим солирующим инструментом волны Мартено своей сложностью и масштабностью отталкивает от себя дирижеров и коллективы. Возможно один из самых таинственных музыкальных инструментов всех времен, Волны Мартено (Ondes Martenot или Martenot Waves). Жанна Лорио, игравшая на ондесе мартено, редком электронном инструменте, известном своим навязчивым воем, скончалась в возрасте 73 лет. Волны Мартено седьмого поколения — модель 1975 года — с полнофункциональной клавиатурой, педалями и тремя громкоговорителями.
Поющее электричество
Этот симфонический монстр со специфическим солирующим инструментом волны Мартено своей сложностью и масштабностью отталкивает от себя дирижеров и коллективы. Главная Новоcти Анонсы В Доме Радио представят новую барочную программу и премьеру «В эфире». от мягких басов до пароксизма.
Фестиваль “Притяжение” пройдет в Московской консерватории
Математика в музыке и волны Мартено | от мягких басов до пароксизма. |
В Доме Радио представят новую барочную программу и премьеру «В эфире» | В исполнении опуса, написанного для смешанного хора, будет задействован необычный для академической музыки состав: электроника, перкуссия, волны Мартено и четыре контрабаса. |
Волны Мартено — Рувики: Интернет-энциклопедия | Главная» Новости» Новости кача севастополь сегодня. |
Музыкальный лук
- Вы точно человек?
- Маргарита Воробьёва
- Что такое волны Мартено
- Энергетика вокруг
- Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
- Волны Мартено выплеснулись в Зарядье
Куда идем: планы на неделю с Татьяной Троянской
- Навигация по записям
- Гитарист-новатор из Radiohead и кинокомпозитор — 10 фактов о Джонни Гринвуде — Радио ULTRA
- "Турангалила-симфония" Мессиана из Франции через Екатеринбург
- :: Волны Мартено
Другие статьи по тегам
- ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"
- Маргарита Воробьёва
- Волны Мартено выплеснулись в Зарядье
- Фестиваль “Притяжение” пройдет в Московской консерватории
- Введение в RADIOHEAD: на пути к царству мейнстрима
Мариинский театр затопит Волнами Мартено
В левой части инструмента расположена кнопка, играющая роль смычка. Звук производится генератором электрических колебаний, который управляется с клавиатуры, через усилитель подаётся на систему громкоговорителей. Для извлечения звука музыканту необходимо нажать клавишу на клавиатуре либо натянуть нить до соответствующей позиции и нажать левую кнопку. Сила нажатия на неё управляет атакой и громкостью. Рядом имеется переключатель режимов управления при помощи клавиатуры либо нити и переключатели тембра. Лёгкое смещение клавиши вбок позволяет получить эффект частотного вибрато , плавное перемещение руки с кольцом вдоль клавиатуры — глиссандо.
Кайcэтсуко Кайcэтсуко — механический экспериментальный музыкальный инструмент, изобретенный Юичи Оноуэ из Токио. Этот инструмент воспроизводил звуки не за счет вибрации струн при помощи смычка, а при помощи небольшой рукоятки, вращающей нейлоновое колесо, которое передает вибрацию на две стальные струны. Вращающееся колесо по технике действия очень похоже на колёсную лиру, изобретенную ещё в XI веке. Музыкальная пила Музыкальная пила или поющая пила — это обыкновенная ручная пила, которую используют в качестве музыкального инструмента. Относится к идиофонам по системе классификации музыкальных инструментов Хорнбостеля-Сакса. Базантар Базантар — это многофункциональный музыкальный инструмент с 29 струнами, вмещающий в себя диапазон в 5 октав, от контрабаса до скрипки. Он состоит из массивного корпуса и многогранного грифа, на котором расположены струны и множество колков для регулирования натяжения. Техника игры такая же, как на любом смычковом инструменте. Цимбалы Цимбалы — струнный музыкальный инструмент, состоящий из деревянного корпуса, прямоугольной, чаще трапециевидной формы с натянутыми над ним струнами. Первые концертные цимбалы сделал И. Шунда, который работал музыкальным мастером при венгерском королевском дворе.
Судите сами: "Туранга" — лошадь, движение, скорость, а если совсем музыкально, то и ритм. Через музыку Мессиан тоньше, полнее и точнее передает свой посыл. Звучащая партитура симфонии одаривает слушателя сверх-радостью, сверх-счастьем любых оттенков, от чувственного экстаза любви человеческой к запредельно-совершенной божественной любви. Фото: Елена Алексеева Для воплощения своих идей Мессиану было и целого мира мало. Потребовался огромный состав оркестра, от 8 до 11 что называется, как уж управятся исполнителей на перкусионных инструментах, развернутая сольная партия фортепиано и главное — солирующие волны Мартено. Электронный музыкальный инструмент с клавиатурой и колонками, сконструированный французским экспериментатором Морисом Мартено в прошлом веке, предтеча синтезаторов получил название своего изобретателя. Звук реально идет вибрирующими волнами, имея зависимость от формы и типа резонаторов в колонках. И как считает волнистка Натали Форже, ни какой современный синтезатор не в состоянии заменить этого выжившего "ископаемого" по причине гиперчувствительности клавиатуры и получаемого эффекта. Действительно, на сцене большого зала "Зарядье" во время исполнения симфонии волнистка срослась со своим инструментом, взаимочувствительность исполнительницы и электрических волн казалась сверхъестественной.
Кауэлл предложил инженеру идею фотоэлектрического устройства, который генерировал бы ритмический рисунок из тонов нот. И Лев Термен блестяще с этим справился, представив публике новый инструмент в 1932 году. Первоначально ритмикон не получил такой широкой известности, как терменвокс. Полноценную жизнь детище Термена обрело в 1950—1960-е гг, когда лондонский музыкальный продюсер Джо Мик выкупил и отреставрировал прототип аппарата. Звучание этого уникального инструмента можно услышать во многих фильмах тех лет, в том числе таких, как «Доктор Стрейнджлав», «Дожди Ранчипура», «Подземная битва», а также на альбомах PinkFloyd, Tangerine Dream и Артура Брауна. Позже Лев Термен загорелся идеями синтеза искусств. Микс музыки, движения танца и света он пытался воплотить в Терпситоне. Но, увы, этот инструмент не удалось реализовать до конца. Но прототипы его сохранились. В 1928 году французский изобретатель Морис Мартено создал клавишный электромузыкальный инструмент Волны Мартено. На фортепианной клавиатуре играют правой рукой, за счёт колебания клавиши производят эффект вибрато. Перемещение руки с надетым специальным кольцом на палец позволяет делать плавный не темперированный переход от ноты к ноте. Левая рука регулирует громкость и атаку звука, изменения тембра. То есть в этом инструменте заложены принципы работы, подобные тем, что разработал Л. Волны Мартено широко использовались в музыке французских композиторов 1930—1940-х гг. Мессиан например, классическая пьеса «Празднество прекрасных вод» , Д. Мийо, Э. Нельзя не вспомнить созданный русским инженером-акустиком Андреем Володиным в 1935 году одноголосый клавишный инструмент Экводин, который имитировал звуки инструментов и моделировал синтезировал новые звучания. И, конечно, Эмиритон — уникальный шумовой инструмент, разработанный в 1932—1935 гг. Римским-Корсаковым совместно с инженерами А. Ивановым, В. Крейцером и В. Путевку в жизнь инструменту дал сам Д. В 1940-х гг.
Что такое волны Мартено
Кстати, клавиши клавиатуры могут слегка смещаться влево или вправо, что допускает создание микротональных вибраций и достижение эффекта вибрато. Другой блок волн Мартено приводится в действие левой рукой. Это небольшой выдвижной ящичек с левой стороны инструмента, и на нем музыкант может найти элементы управления артикуляцией нот, динамикой и насыщенностью тона. Однако мир популярной музыки все же не забыл об изобретении Мориса Мартено. В современной музыке есть артисты, посчитавшие волны Мартено достойным инструментом.
Как в ритмическом, так и в гармоническом плане, а также — в плане духовном» [7, с.
Для воплощения своих философских идей он обратился к микротоновой звуковысотной организации, в которой, подобно расщеплению атома, тон разделяется не на привычные полутоны, а на ещё более мелкие звучности — ультрахроматизмы. Открытие нового пространства между звуками композитор назвал «континуумом» или «всезвучием» [6]. Первые опыты в микрохроматике Вышнеградский осуществлял в Петрограде на заре своего пути в 1918 году. Однако формат дуэта композитора не устраивал — для воплощения нового звукового «континуума» Вышнеградскому требовалось создание специального рояля. В поисках решения этого вопроса в 1920-х годах композитор покинул Петроград.
Встречаясь с ведущими производителями фортепиано в Париже и Берлине, он нашёл своего единомышленника — чешского композитора Алоиса Хабу, в той же степени увлеченного идеями четвертитоновой музыки. Вместе они приступили к созданию нового трехмануального рояля, в котором традиционный строй совмещался с четвертитоновым. Иван Вышнеградский и его четвертитоновое фортепиано. Париж, 1929. Фотопортрет с дарственной надписью поэту Рою Кэмпбеллу.
Однако на этом сложности не закончились — теперь были инструменты, но не было исполнителей. Пианисты оказались не готовы к игре на столь диковинном инструменте. То есть я решил использовать двух пианистов и два инструмента, причем один из них был настроен ниже на четверть тона» [5, с. Именно в таком виде — с разнонастроенными фортепиано — исполнялись его произведения в Париже. Во Франции композитор познакомился с крупнейшими авангардистами того времени — Оливье Мессианом, Анри Дютийё и Пьером Булезом, которые поддерживали его в реализации творческих идей.
Булез нередко исполнял сочинения Вышнеградского на концертах, а Мессиан во время проведения в Париже IV Фестиваля четвертитоновой музыки 1937 содействовал организации его первого авторского концерта.
Необходимо посвятить много времени саморазвитию и созданию своей собственной манеры игры. Конечно же, сначала училась играть на фортепиано, затем была скрипка — и барочная, и современная; потом курс музыковедения, во время его прохождения я получила возможность выбрать вводный курс владения ещё одним инструментом — и выбрала волны Мартено. Я полюбила этот инструмент, я влюбилась в звучание его усилителей и поняла, что этот инструмент был создан для меня, а я создана для него. Почему именно волны Мартено стали наиболее распространённым из них?
Очень часто говорят, что волны были первым электроакустическим монофоническим инструментом, но на самом деле терменвокс был создан немного раньше. Однако тот способ игры, который придуман для волн Мартено, позволяет добиться более точной передачи мелодии, более тонкой выразительности. Хотя и у терменвокса есть преданные поклонники, которые видят в нём свои достоинства и стараются их развивать. На начальном этапе терменвокс и волны Мартено были очень схожи, поскольку основаны на одних и тех же принципах: бесконтактная игра, использование лампового электричества. Но если мы посмотрим список изменений, который был продел с волнами Мартено — это просто огромная работа.
Начальный вариант инструмента — только нить с кольцом и нарисованная клавиатура. Потом появилась настоящая клавиатура, потом был переход от лампового принципа к транзисторам, затем появились различные усилители, которые позволили получить новые оттенки звучания. Можно назвать этот инструмент самым проработанным из волновых электроакустических. Самое главное его отличие: несмотря на то, что волны Мартено — это электрический инструмент, контроль за звучанием, за выбором тембра всегда остаётся за исполнителем, за человеком. Были попытки сделать этот инструмент программируемым, внедрить возможность запрограммировать тембр заранее.
Сын Мартено, в частности, пытался это сделать, но не получилось.
А с шестнадцати лет я уже активно выступала с оркестром Электромузыкальных инструментов Мещерина. Кроме Вас и Ковальского кто-то ещё исполнял музыку на терменвоксе в то время? По-настоящему активно никто не выступал, но были некоторые люди по стране, которые выступали с самодельными терменвоксами, например, исполнитель Андреев играл с военным оркестром. Были два брата-музыканта в Уфе, Лев Сергеевич сделал для них инструмент, и они выступали с терменвоксом в музыкальных шоу. У Ковальского был высокий уровень мастерства, он создал школу своего варианта терменвокса, и у него было много учеников.
Его ученица Зоя Раневская тоже выступала. Позднее в лекциях Льва Термена играла на терменвоксе также его дочь Наталья. В оркестре Электро-музыкальных инструментов В. Мещерина В плане репертуара: в основном играли романсы. С оркестром электронных инструментов Мещерина я играла тот репертуар, который был согласован с Комитетом Гостелерадио, и этот репертуар играли все, и Народный Оркестр Гостелерадио и Симфонический Оркестр Гостелерадио. Так что первой музыкой, специально написанной для терменвокса, которую я исполняла, стал «Вьетнамский альбом» Назаровой-Метнер, она написала пьесу специально для соло терменвокса.
В те времена я довольно часто играла на её творческих вечерах. Я тогда училась в музучилище, дружила со студентами-композиторами и стала их привлекать к сочинению для терменвокса. Моя мама организовала кружок терменвокса, договорилась с руководством училища, чтобы Лев Сергеевич мог преподавать студентам. Раз в неделю он проводил этот кружок, и туда приходили студенты, причем не только из нашего училища. Одним из таких очень заинтересовавшихся терменвоксом был ученик ЦМШ Валерий Белунцов, он стал писать для терменвокса, причем написал довольно много Что происходило с Вами в момент поступления в Консерваторию и во время обучения? Горбачевское время — это годы заката оркестра Мещерина, когда уже были там проблемы между музыкантами и дирижером, в частности из-за того, что был законсервирован репертуар, и работа была для музыкантов неинтересна.
Практически до конца существования оркестра я продолжала с ними выступать. Мы ездили на всякие гастроли, играли концерты и на атомной электростанции и в шахтах, на Байконуре — типично советских площадках. Но, конечно, у меня уже были и другие, свои концерты, в частности с новой терменвоксной музыкой юных композиторов. Как публика воспринимала звук терменвокса на концертах? На концертах всегда с большим энтузиазмом и интересом воспринималась игра на терменвоксе, я чувствовала, что показываю людям что-то новое, чего они ещё не знали. У меня была потребность показать новый инструмент и какую интересную новую музыку он может играть.
Все концерты были разные и когда происходили выступления оркестра Мещерина, шло общее ощущение от концерта, некое восхищение от красивой музыки. Когда я делала концерты, посвященные именно терменвоксу, то Лев Сергеевич или я рассказывали об истории создания инструмента, это был просветительство. Вы сотрудничали с Брайном Ино и Ваша работа с Михаилом Малиным выходила в его компиляции-сборнике, можно несколько слов об этом? На этапе горбачевского времени стали открываться возможности нового общения, появились новые идеи и желание делать что-то новое. У меня появился круг друзей, которые изучали появляющиеся тогда новые электронные инструменты, первые цифровые синтезаторы. К тому времени я уже поработала в музее музыкальной культуры им.
Глинки, и там тоже были разные контакты с новыми для меня, неклассическими музыкантами, например, индийскими. В 88м году на меня вышел Миша Малин, который хотел сделать музыкальные работы для Ино именно с терменвоксом. С Львом Терменом и Михаилом Малиным. Имя Ино для меня тогда ничего не говорило, я не было знакома с этим миром, не знала его работ, и я сотрудничала с Мишей Малиным, потому что мне было интересно с ним записывать материал. Всё было для меня ново, это были импровизации, которыми я особо не занималась, импровизированное сочинение при помощи наложения многих слоев и запись в студии. В те времена я слушала «Пинк Флойд», «Зодиак», «Спэйс», и работа с Мишей Малиным в большой степени была для меня образовательной.
Она мне открыла новые сферы, что можно мыслить звуковыми пластами, что можно записывать музыку, импровизируя в реальном времени, как тебя поведут уши, и это было для меня действительно ново. Помимо опыта общения с электронной музыкой, Малин открыл мне глаза на то, что можно сотрудничать с другими странами, что нужно научиться английскому языку, уметь общаться с людьми. Уже в 90м году окончил свое существование оркестр Мещерина, произошли выступления Ельцина, в 92м я закончила Консерваторию. Не могли бы Вы рассказать с каким произведением Вы заканчивали Консерваторию? Как дальше складывалась Ваша карьера? Диплом у меня был — симфониетта для симфонического оркестра, также камерный концерт — струнный квартет, поэма для голоса и фортепиано и сюита для терменвокса и фортепиано, эту мою композиторскую работу мне и до сих пор интересно исполнять на своих концертах.
В те времена студенческие дипломные работы исполнялись оркестром, и моя симфониетта прозвучала так, как я её задумывала. В период перестройки была трудная жизнь, не хватало денег на еду, приходилось одеваться в вещи, подобранные на помойке. В 1992м, учась на последнем курсе Консерватории, я снова стала работать в музее Глинки. Там я работала в лекционном отделе, читала лекции, экскурсии, принимала участие в организации концертной работы. По окончании Консерватории я параллельно стала работать в издательстве «Музыка», где нас обучали набирать ноты на компьютере, и я быстро переключилась на преподавание нотного набора, то есть преподавала наборщикам эту компьютерную программу в «Нортон коммандере». Организовывала концерты, и когда состоялся первый фестиваль «Альтернативы» в музее Глинки, я там, конечно, тоже выступала с терменвоксом.
Это было голодное время в бытовом плане, но при этом была такая восторженность, что открывается много новых путей для творчества, для нетрадиционной музыки. Меня приводили в восторг всякие новые приемы, и то, что музыканты могут залезать внутрь рояля, извлекая звуки, что можно использовать новые электронные инструменты, это было очень интересное время. Для меня это время оказалось очень коротким, потому что уже в декабре 1992го года меня пригласили в Гамбург, и я туда переехала и несколько лет проработала в театре. Далее Ваша карьера не ограничивается рамками России и переходит на европейские, а потом на мировые рельсы, не могли бы Вы об этом рассказать? Очень все это хорошо помню, мне было тогда двадцать пять лет, произошло все очень стремительно. Они решил, что обязательно в музыке должен использоваться терменвокс.
Уэйтс вообще собрал в ансамбле много удивительных инструментов, притащил сделанный им самим ударный инструмент, который выглядел как большая доска с кучей разных предметов, проволоки, ярлычков по которым надо было ударять. Была скрипка с раструбом трубы, такая скрипка-труба, небольшая страна чудес в оркестровой яме, куда им понадобился и терменвокс. В то время найти терменвокс было практически невозможно, была информация, что Роберт Муг начинает снова производить терменвоксы, и они сначала ожидали, что смогут получить инструмент от Муга, но там процесс затянулся, и они стали искать где можно найти такой инструмент и человека, который мог бы научить кого-нибудь из их музыкантов. У ассистента режиссера театра была жена русская, музыкант из Москвы, которая видела мои выступления в Москве в Консерватории. С другой стороны, Том Уэйтс спрашивал в своем кругу в Америке, и Стив Мартин, создатель документального фильма о Льве Термене, к тому времени слышал кассету с моими записями, которую записали и привезли ему друзья по его просьбе. Мне позвонили в два часа ночи из Америки и сказали, что ищут музыкантов для мюзикла в Гамбург.
На следующий день разыскали меня в музее Глинки уже звонком из театра, и через несколько дней я уже была в Гамбурге. Для немецких музыкантов это было такое явление, если бы приехал кто-нибудь с Чукотки. Я приехала из заснеженной Москвы в меховых сапогах, в штанах от лыжного костюма и совершенно не умела говорить по-английски, потому как в школе учила немецкий, поэтому с Томом Уэйтсом мы общались исключительно языком жестов. Он махал руками, рычал, размахивал сигаретами над моей головой, пытаясь объяснить, как и что мне надо играть. Я думала, что приехала на три дня, научить кого-нибудь играть на терменвоксе, но они очень скоро решили, что я должна остаться и сама играть, так и осталась на три года. Какие у Вас остались впечатления от Тома Уэйтса как от человека и музыканта?
У меня было столкновение с Томом Уэйтсом и его музыкой, будучи из советской консервативной среды, я ничего о Томе Уэйтсе не знала, и эта встреча для меня была достаточно шокирующая. С другой стороны, у меня не было никакого отторжения, и все это было очень интересно — и человек и его музыка, я была открыта для всего нового. Не совсем быстро и не совсем просто я входила в процесс и в понимание того, что от меня требуется. Обучение новой музыке, новым требованиям, импровизации, работе в театре, было для меня продолжением той перестройки в России, когда стало понятно, что можно много чего узнать и много с чем экспериментировать. У Тома Уэйтса не было партитуры в чистом виде, и ноты состояли из мелодий и гармоний, все остальное творилось в процессе репетиции, — как мы это будем интерпретировать, кто и когда играет мелодию, какие линии ещё будут играться. Многие подголоски я сама придумывала, надо было создавать много изобразительного — щебет птиц, свист ветра, рычание басами терменвокса… С тех пор я обожаю театр и наслаждаюсь каждым мгновением нахождения в театре, благодаря этому замечательному опыту в мюзикле.
Мы играли этот спектакль четыре сезона, гастролировали в Италии, в Португалии, в Америке, и это было очень успешное шоу с прекрасной музыкой и замечательной яркой красочной режиссурой Роберта Уилсона. Я учила язык, ходила на курсы, очень мне помогла адаптироваться семья, у которой я снимала комнату. Очень интеллигентные люди, стали моими большими друзьями, он — журналист, а она — певица, прекрасная оперная певица американка.