Новости башкин матвей

Возникло очень любопытное дело, объясняющее нам способ тогдашнего вольномыслия – это суд над сыном боярским Матвеем Семеновичем Башкиным. В окончании беседы Матвей Башкин обличил духовника, напомнив ему его высокую обязанность такими словами. Матвей Семёнович Башкин XVI век — представитель реформационного движения, вольнодумец-гуманист, основатель «ереси Башкина». Матвей Башкин и Феодосий Косой#365днейТВ #История #ЧасИстины #ИсторическиеФакты #Мир.

Матвей Башкин

Башкин Матвей Семенович, русский вольнодумец середины 16 века, дьяк. Происходил из среды небогатых дворян. Матвей Башкин происходил из семьи мелкопоместных детей боярских, входил в III статью «избранной тысячи». В 1550 г. Матвея Башкина предполагалось наделить поместьем под Москвой в числе тысячников как сына боярского III статьи по Боровску. Матвей Семёнович Башкин (русский: Матвей Семёнович Башкин) был русским боярским отпрыском во времена Ивана Грозного, обвиненным в ереси за отрицание учения о Троице. Матвей Башкин и его кружок стали одной из фигур в политической игре придворных интриганов, которая привела его к беде. Дело матвея башкина кратко | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей.

В Новосибирске дважды избили до полусмерти 10-летнего мальчика

О первоначальной жизни его до 1553 г. Не известны ни год, ни место рождения Б. Костомаров, можно догадываться о его татарском происхождении. Что касается самого учения Б. Все, что известно о религиозных взглядах Б. В жалобнице Симеона жалобница Сильвестра, тоже священника Благовещенского собора, есть повторение, как бы подтверждение сказанного Симеоном читаем: "В великом посту 1553 г.

Духа и поклоняюсь образу Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Пречистой Богородицы , и великим чудотворцам, и всем святым, на иконе написанным". Затем Б. В заключение Б. После этого он еще несколько раз беседовал с Симеоном, ища у него разрешения гнетущей его мысли о несогласии догматов христианского учения с тогдашней жизнью.

Его отец Семен Иванович и дядя Алексей Иванович, согласно выписи 1519 года, были совладельцами деревни Башкино в волости Великая Слобода Переяславского уезда. Крестьян не имели и землю обрабатывали сами. Первое известие о Матвее относится к 1547 году, когда он вместе с Ф. Адашевым, Ф. Нагим, Ф. Шуйским и Д.

Юрьевым выступал поручителем за опального князя И. Дата рождения и смерти неизвестны. Разговор со священником Во время Великого поста 1553 года Башкин пришёл на исповедь к священнику Благовещенского собора Симеону, однако не ограничился покаянием, а сам, по сути, стал учить священника, призывая его «бдеть о душах наших». В другую встречу, уже на подворье Симеона, говорил: «Надобно не только читать написанное в беседах тех, а и совершать на деле. А начало от вас: прежде вам, священникам следует показать начало собою и нас научить». В следующую встречу он уже позвал благовещенского священника к себе.

Царем был издан указ «о великой царской опале на еретиков по градским законам, а от святителей духовным запрещением»13. Наказание по делам об еретичестве по-прежнему устанавливалось церковным судом, светские же суды были их исполнителями. Котошихин, живший в XVII в.

Пытки обвиняемых также производились по требованию духовных властей14. Требования кровавой расправы над церковными противниками отразились и на законодательстве XVII в. В Соборном уложении 1649 г. Так же наказывались «без вся кого милосердия» и другие выступления против религии и церкви — переход в «басурманскую» веру, святотатство и др. По свидетельству иностранца Петрея, врагов церкви, «святотатцев», сажали на кол, после смерти тело снимали с кола, выносили за городские ворота и сжигали, а пепел засыпали землей15.

Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей, Новости Направление, данное Нилом и Вассианом, не обошлось, однако, без того, чтобы не выработаться в учение, действительно противное православной церкви. Они ставили сущность выше формы, внутреннее выше внешнего, ополчались против злоупотреблений существующего порядка, возбуждали к мысли и к самобытному изучению основ веры и своей снисходительностью к еретикам, хотя даже, быть может, против собственной воли, требовали уважения к полной свободе мысли. Такое направление не могло остановиться на полдороге. Всегда и везде подобные зародыши несогласия с существующим порядком в области религии, порядком, освященным веками, открывали путь к дальнейшим попыткам критики, приводившим, наконец, к полному отпадению от авторитета, к тому, что на церковно-историческом языке называется ересью. Прежде чем в XVI веке образовалось протестантство, выражавшее явную борьбу с католической церковью и полное отпадение от последней, являлись один за другим ученые и благочестивые люди, недовольные как злоупотреблениями церкви, так и господством формы над содержанием в области религии, хотя эти люди всею глубиною души были преданы этой же католической церкви. Тот же путь должен был последовать и у нас, хотя в незначительной степени в сравнении с Западом. Уже «осифляне» старались набросить тень неправославия на самого Нила. Ученика его Вассиана и единомышленника Максима Грека они обвинили в ереси, хотя и неосновательно с нынешней точки зрения. Но с тех пор образовалось мнение, что в Ниловой пустыне и в других монастырях Белозерья гнездятся еретические мнения между старцами и оттуда распространяются по всей Руси. Возникло очень любопытное дело, объясняющее нам способ тогдашнего вольномыслия — это суд над сыном боярским Матвеем Семеновичем Башкиным и его соумышленниками. К большому сожалению, дело, производившееся об этом лице и его соумышленниках, не сохранилось вполне и известно только по отрывкам. Из них мы узнаем, что в Великий пост 1554 года Башкин явился к священнику Благовещенского собора, Симеону, на исповедь, объявил себя православным христианином, верующим в Св. Троицу и поклоняющимся иконам, но вместе с тем стал задавать такие вопросы, которые показались священнику «недоуменными»: Симеона поразило то, что Башкин сам же начал разрешать перед ним вопросы, которых не мог разрешить священник. В заключение Матвей напомнил ему высокую обязанность духовного сана в таких словах: «Великое дело ваше, сказано в писании; ничто же сия любви больше, еже положити душу свою за други своя; вы за нас души свои полагаете и печетесь о душах наших и за нас будете отвечать в день судный». После этой исповеди Башкин приехал на дом к священнику, привез «Беседы Евангельские» и говорил: «Ради Бога, пользуй меня душевно, надобно читать написанное в Евангельских беседах, но на одно слово не надеяться, а совершать его делом. Все начало от вас, священники, вам следует показать собою пример и нас научать. Видишь ли, в Евангелии стоит: научитеся от меня, яко кроток есмь и смирен сердцем; иго мое бо благо и бремя мое легко есть. Все это на вас лежит». После того Башкин пригласил к себе священника на дом и показал ему Апостол, измеченный восковыми пятнами по тем текстам, которые возбуждали в нем размышления. Симеон становился в тупик; Башкин сам ему предлагал собственные объяснения, которые казались Симеону подозрительными. Между прочим Башкин сказал: «Написано: весь закон заключается в словах — возлюби искреннего своего, как сам себя; если вы себя грызете и терзаете, то смотрите, чтобы вы не съели друг друга. Вот, мы Христовых рабов держим у себя рабами, а Христос всех называет братиею; а у нас на иных кабалы нарядные фальшивые , на иных полные, а другие беглых держат. Благодарю Бога моего, у меня были кабалы полные, да я их всех изодрал, держу людей у себя добровольно; кому хорошо у меня — пусть живет, а не нравится, пусть идет куда хочет; а вам, отцам, надобно посещать нас, мирян, почаще да научать нас, как самим жить и как людей у себя держать, чтобы их не томить». Я сам знаю: тебе некогда об этом думать, ты в суете мирской и день и ночь покоя не знаешь». Симеон передал об этом Сильвестру: «Пришел, — говорил он, — ко мне духовный сын необычный, спрашивает у меня недоуменное, да сам меня и учит; а мне показалось это развратно». Через несколько времени разнесся между духовными слух, что около Башкина собирается кружок людей, которые неправильно умствуют о существе Сына Божия, о таинствах, о церкви, о всей православной вере. Царя в то время не было в Москве. Он ездил в Кирилловский монастырь. Когда он воротился, то ему донесли, что «прозябе ересь и явися шатание в людях». У Башкина вытребовали Апостол, измеченный восковыми пятнами: сам Башкин, уверенный в правоте своих толкований, подал его Симеону. Царь рассматривал книгу, но, как видно, в ней не было еще явных улик.

Русские вольнодумцы. Матвей Башкин и Феодосий Косой

Царь рассматривал книгу, но, как видно, в пометках Башкина не было еще явных улик. Башкина не трогали. Он продолжал сходиться со своими приятелями и толковать о религиозных предметах. Духовные узнали об этом и требовали преследования Башкина и его друзей, говорили, что все это выходит из Белозерских монастырей, которые сделались гнездом всякого еретичества. Башкина взяли под стражу с двумя братьями Борисовыми — Григорием и Иваном Тимофеевичами и захватили еще двух лиц, по имени Тимофея и Фому. На все вопросы они отвечали, что они православные христиане.

Царь приказал поместить их в подклети своих палат. Решили созвать собор. Собор состоялся под председательством митрополита Макария[1]. Подсудимых обличали в том, что они признавали Иисуса Христа неравным Отцу, называли тело и кровь Господню простым хлебом и простым вином, отрицали святую соборную и апостольскую церковь, выражаясь, что церковь есть только собрание верных, а созданная вещественная ничего не значит; отвергали поклонение иконам, называя их идолами, отрицали силу покаяния, выражаясь так: как перестанет грех творить, так хоть у священника не покается, так не будет ему греха. Считали церковные предания и жития святых баснословием, отзывались с пренебрежением о постановлениях семи соборов, говоря, это все они для своих выгод написали.

Наконец, и в самом Священном Писании видели баснословие, излагали Евангелие и Апостол так, как бы эти книги содержали истину в неправде. До нас не дошли ответы Башкина и его соумышленников, а из соборной грамоты того времени видно, что с Башкиным сделалось на соборе какое-то расстройство или припадок, что он говорил какую-то бессмыслицу, что ему потом представлялся голос Богородицы, и он в испуге во всем сознался и открыл своих единомышленников. За неимением подлинных ответов подсудимого мы не можем сделать об этом никакого заключения. Собор признал его виновным. К делу Башкина привлечен был троицкий игумен Артемий.

Об этом человеке мы знаем то, что он был родом из Пскова, избран в игумены Троицкого монастыря, приобрел там общую любовь, но вскоре на него пало подозрение в вольнодумстве. Он снял с себя игуменство и удалился в Нилову пустынь вместе с другом своим Порфирием. Когда началось дело Башкина, их обоих вызвали оттуда как будто затем, чтобы присутствовать на соборе, а на самом деле затем, что считали их подозрительными. Еще Башкин, как видно, не сознавался, а Артемия побуждали спорить с ним и обличать его. Но когда Башкин пришел в расстройство и начал оговаривать и себя, и других, Артемий ушел из Москвы в свою пустынь, но был возвращен и предан соборному суду.

Ему ставили в вину эту самовольную отлучку. По-видимому, Артемий не признавал Башкина еретиком и говорил только, что Матвей делает ребячество. Эти ответы Артемия поставили ему в обвинение.

По сообщению Симеона, Б. Во время посещений Симеоном дома Б. Основываясь на словах ап. Павла Гал 5. С подобными рассуждениями духовного сына свящ. Симеон согласился: «И мне то показалося добро». Петровским постом, в июне того же года, Б. На этот раз рассуждения и толкования духовного сына показались священнику «развратными» и он посчитал нужным известить об этом протопопа московского Благовещенского собора Сильвестра , к-рый уже слышал о Б. Симеон и Сильвестр в присутствии прот. Андрея см. Афанасий, митр. Московский и окольничего А. Адашева доложили царю о своих подозрениях, Симеон принес царю Апостол, исправленный Б. Ознакомившись с делом, Иоанн Грозный повелел посадить Б. Расследование затянулось из-за отсутствия в столице царя, к-рый со 2 июля по 18 авг. После возвращения Иоанна Грозного в Москву разбирательство дела еретиков приняло более активный характер. К тому же сам Б. По повелению митр. Макария он в письменном виде изложил свои воззрения. В качестве сообщников Б. Принадлежность братьев Григория и Ивана Борисовых-Бороздиных ко двору опальных князей старицких и связи самого Б.

Опять он позвал священника к себе и показал «Апостол», густо размеченный воском, и начал излагать свои сомнения, а ещё более толкования, которые показались Симеону «не по существу и развратными». В июле Башкин со своими толкованиями предстал перед царём. Из-за угрозы со стороны Крыма дело было отложено, а сам смутьян оказался в подклети царского дворца под охраной двух иноков Иосифо-Волоколамского монастыря. В заключении он вдруг стал бесноваться, но потом стал каяться и выдал своих единомышленников: Григория и Ивана Борисовых и других, и сознался, что своё учение он позаимствовал от аптекаря Матфея литвина и Андрея Хотеева, «латынников». Башкин так же сообщил, что заволжские старцы не только «не хулили его злобы», но и ещё укрепляли его в ней. Поскольку никаких сочинений Башкина не сохранилось, судить о его учении можно лишь по репликам противников. Так, из посланий митрополита Макария в Соловецкий монастырь и царя к Максиму Греку узнаём, в чём состояла ересь Башкина и его последователей: [6] 1 Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа неравна Его Отцу поведают; 2 честное и святое тело Его и честную и святую кровь Его ни во что ж полагают, но токмо прост хлеб и просто вино вменяют; 3 святую и соборную апостольскую церковь отричют, глаголюще, яко верных собор — сие есть токмо церковь, сия же зданная ничтоже есть; 4 божественныя плоти Христовы воображение и Пречистыя Богоматери и всех святых Его честных икон изображение идолы наричют; 5 покаяние ни во что же полагают, глаголюще: как престанет грех творити, аще у священника и не покается, несть ему греха; 6 отеческое предание и их жития баснословие вменяют; 7 вся божественная писания баснословие наричют, апостол же и евангелие не истинно излагают. Соборный суд[ править править код ] После того как смута, вызванная Башкиным, стала известной, его заключили под стражу. В 1553 году для суда над ним был созван собор.

Ежедневная аудитория портала Проза. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей. Портал работает под эгидой Российского союза писателей.

Александр Башкин принял участие в «Диктанте Победы»

В 1550 г. Матвея Башкина предполагалось наделить поместьем под Москвой в числе тысячников как сына боярского III статьи по Боровску. С именем М. Б. в нашей церковной истории связывается возникновение ереси, известной под названием ереси М. Б. О первоначальной жизни его до 1553 г. Поначалу Башкин отрицал своё еретичество, но впоследствии сознаётся и выдаёт своих единомышленников Григория и Ивана Борисовых, а также неких Игнатия и Фому. Поначалу Башкин отрицал своё еретичество, но впоследствии сознаётся и выдаёт своих единомышленников Григория и Ивана Борисовых, а также неких Игнатия и Фому. Башкин Матвей Семенович, русский вольнодумец середины 16 века, дьяк. Происходил из среды небогатых дворян.

В Новосибирске дважды избили до полусмерти 10-летнего мальчика

Ученика его Вассиана и единомышленника Максима Грека они обвинили в ереси, хотя и неосновательно с нынешней точки зрения. Но с тех пор образовалось мнение, что в Ниловой пустыне и в других монастырях Белозерья гнездятся еретические мнения между старцами и оттуда распространяются по всей Руси. Возникло очень любопытное дело, объясняющее нам способ тогдашнего вольномыслия — это суд над сыном боярским Матвеем Семеновичем Башкиным и его соумышленниками. К большому сожалению, дело, производившееся об этом лице и его соумышленниках, не сохранилось вполне и известно только по отрывкам. Из них мы узнаем, что в Великий пост 1554 года Башкин явился к священнику Благовещенского собора, Симеону, на исповедь, объявил себя православным христианином, верующим в Св. Троицу и поклоняющимся иконам, но вместе с тем стал задавать такие вопросы, которые показались священнику «недоуменными»: Симеона поразило то, что Башкин сам же начал разрешать перед ним вопросы, которых не мог разрешить священник. В заключение Матвей напомнил ему высокую обязанность духовного сана в таких словах: «Великое дело ваше, сказано в писании; ничто же сия любви больше, еже положити душу свою за други своя; вы за нас души свои полагаете и печетесь о душах наших и за нас будете отвечать в день судный». После этой исповеди Башкин приехал на дом к священнику, привез «Беседы Евангельские» и говорил: «Ради Бога, пользуй меня душевно, надобно читать написанное в Евангельских беседах, но на одно слово не надеяться, а совершать его делом. Все начало от вас, священники, вам следует показать собою пример и нас научать.

Видишь ли, в Евангелии стоит: научитеся от меня, яко кроток есмь и смирен сердцем; иго мое бо благо и бремя мое легко есть. Все это на вас лежит». После того Башкин пригласил к себе священника на дом и показал ему Апостол, измеченный восковыми пятнами по тем текстам, которые возбуждали в нем размышления. Симеон становился в тупик; Башкин сам ему предлагал собственные объяснения, которые казались Симеону подозрительными. Между прочим Башкин сказал: «Написано: весь закон заключается в словах — возлюби искреннего своего, как сам себя; если вы себя грызете и терзаете, то смотрите, чтобы вы не съели друг друга. Вот, мы Христовых рабов держим у себя рабами, а Христос всех называет братиею; а у нас на иных кабалы нарядные фальшивые , на иных полные, а другие беглых держат. Благодарю Бога моего, у меня были кабалы полные, да я их всех изодрал, держу людей у себя добровольно; кому хорошо у меня — пусть живет, а не нравится, пусть идет куда хочет; а вам, отцам, надобно посещать нас, мирян, почаще да научать нас, как самим жить и как людей у себя держать, чтобы их не томить». Я сам знаю: тебе некогда об этом думать, ты в суете мирской и день и ночь покоя не знаешь».

Симеон передал об этом Сильвестру: «Пришел, — говорил он, — ко мне духовный сын необычный, спрашивает у меня недоуменное, да сам меня и учит; а мне показалось это развратно». Через несколько времени разнесся между духовными слух, что около Башкина собирается кружок людей, которые неправильно умствуют о существе Сына Божия, о таинствах, о церкви, о всей православной вере. Царя в то время не было в Москве. Он ездил в Кирилловский монастырь. Когда он воротился, то ему донесли, что «прозябе ересь и явися шатание в людях». У Башкина вытребовали Апостол, измеченный восковыми пятнами: сам Башкин, уверенный в правоте своих толкований, подал его Симеону. Царь рассматривал книгу, но, как видно, в ней не было еще явных улик. Башкина не трогали.

Он продолжал сходиться со своими приятелями и толковать о религиозных предметах. Духовные узнали об этом и требовали преследования Башкина и его друзей, говорили, что все это выходит из Белозерских монастырей, которые сделались гнездом всякого еретичества. Башкина взяли под стражу с двумя братьями Борисовыми: Григорием и Иваном Тимофеевичами и захватили еще двух лиц, по имени Тимофей и Фома. На все вопросы они отвечали, что они православные христиане. Царь приказал поместить их в подклети своих палат. Решили созвать собор.

VI , полагает, что Башкин, вероятно, говорил что-либо иное, от чего недоумевал Симеон, и что казалось ему «развратным», но что он побоялся изложить в своей жалобнице, написанной им в оправдание себя от обвинения дьяка Висковатого в соучастии в ереси Башкина. Говорил ли действительно Башкин что-либо, идущее вразрез со взглядами Симеона на сущность главных догматов православной церкви, высказанными сразу после прихода к Симеону, или нет, исследователям теперь сказать трудно. Симеону могли показаться вопросы Башкина «недоуменными» уже потому, что тогдашнее русское духовенство, основывавшееся больше на букве догматов, чем на их сущности, не допускало и мысли о возможности для мирян рассуждать о догматах веры; а Башкин к тому же осуждал деятельность духовенства и делал наставления. Если бы, далее, Башкин высказал многое из того, в чем его впоследствии обвиняли, то вряд ли бы он так смело, уверенный в правоте своих толкований, явился к Иоанну со своим отмеченным апостолом, и вряд ли бы Иоанн отпустил его, не придав всем слухам и толкам о его ереси никакого значения. И лишь несколько времени спустя Иоанн, под влиянием внушений митрополита Макария, приказывает заключить Башкина под стражу, а для суда над ними собраться Собору. Но исповедальные беседы Симеона с Башкиным смутили его настолько, что он рапортовал обо всем личному духовнику молодого царя, Успенскому протопопу Сильвестру. После чего и было решено провести этот необычный исповедальный казус через соборный суд.

Мальчик сделал им замечание — покрытие на площадке для этого не предназначено. В ответ подростки привели взрослых ребят, которые избили Матвея до бессознательного состояния. После этого мальчик полтора месяца провел в больнице с сотрясением мозга. Мы их даже не накажем, даже на учет не поставим». Она мне прям в лицо ухахатывалась. Мой ребенок в больнице в тяжелом состоянии, под капельницами.

Она традиционно собрала участников разного возраста и социального статуса. Свои знания пришли проверить представители общественных организаций, участники специальной военной операции, школьники, студенты, представители Думы Астраханской области и Думы г. Астрахани, а также все, кому интересна история. Обращаясь с приветственным словом, Александр Башкин поблагодарил собравшихся за проявленный интерес к акции. Сенатор отметил, что цель масштабного тестирования не в проверке знаний военной истории России, акция является важным инструментом воспитания подрастающего поколения.

Башкин, Матвей Семёнович

Кровавый террор по отношению к еретикам и другим противникам церкви получил широкое распространение и нашел отражение в народном творчестве. В былине о Добрыне Никитиче рассказывается, например, как он «учил» жену свою Марию Игнатьевну — еретичку, безбожницу: Сперва отсек руки и ноги, а затем голову. И этот язык не надобен, Знал он дела еретические. По мере того как ограничивались феодальные права церкви, обязанность бороться с ересями принимала на себя государственная власть, осуждение же церковных противников по-прежнему производилось иерархами церкви.

При содействии и по настоянию московских митрополитов Даниила и Макария «церковные мятежники» стали рассматриваться как государственные преступники. На борьбу с «обидящими церковь» государство ополчилось в контакте с представителями церкви. На стоглавом соборе 1551 г.

Просьба церковных иерархов была выполнена. Царем был издан указ «о великой царской опале на еретиков по градским законам, а от святителей духовным запрещением».

Сергиев монастырь. В 1553 году он организовал в Москве шляхетский кружок и начал проповедовать против православной церкви. Преображенский - 1488 г.

Задавал своему священнику неудобные вопросы — как холопство согласуется с любовью к ближнему, почему епископы сами себя возвеличивают и только богатых любят, почему монастыри потеряли святость и стали притонами разврата, почему Евангелие в церквах не изучается, почему не Христу поклоняются а иконам. Говорил что церковь это союз единоверцев, а иерархия — от лукавого.

Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Глава первая. Вера христианская и правда. Матвей Башкин: опасные мысли.

Матвей Башкин БАШКИН Матвей – основатель «ереси Башкина».
Матвей Башкин - Matvei Bashkin Поначалу Башкин отрицал своё еретичество, но впоследствии сознаётся и выдаёт своих единомышленников Григория и Ивана Борисовых, а также неких Игнатия и Фому.
Русские вольнодумцы. Матвей Башкин и Феодосий Косой - YouTube Башкин, Матвей, основатель "ереси Б.". О первоначальной жизни его до 1553 года.
Александр Башкин принял участие в «Диктанте Победы» | Газета ВОЛГА Костомаров Николай Иванович Матвей Семенович Башкин и его соучастники.

Участник СВО Тимур Башкин проголосовал в Подольске

Башкина подвергли пыткам и заставили признаться в еретичестве. Как передают некоторые источники, по приговору церковного собора Башкина посадили в деревянную клетку и сожгли. Его сторонники были разосланы по монастырям в строгое заключение11. Не прошло и года, как вновь собрались церковные иерархи. Феодосий Косой учил, что не следует повиноваться попам и властям, он звал угнетенные массы на борьбу за уничтожение церковного и светского гнета и коренное переустройство общества. Церковный собор приговорил Феодосия к тяжкому наказанию, но ему удалось вырваться из цепких лап инквизиторов и бежать в Литву. Кровавый террор по отношению к еретикам и другим противникам церкви получил широкое распространение и нашел отражение в народном творчестве. В былине о Добрыне Никитиче рассказывается, например, как он «учил» жену свою Марию Игнатьевну — еретичку, безбожницу: Сперва отсек руки и ноги, а затем голову.

Воочию убедившись в таком требовании Нового Завета, Башкин не только публично покаялся и собственноручно распустил всех своих крепостных, оставив у себя только тех, кто добровольно пожелал ему служить, но и повсеместно доказывал, что холопство противоречит евангельскому учению о равенстве людей. Такое яркое противление существовавшей системе крепостного права не осталось незамеченным властями и Башкина, вместе с сочувствующими ему людьми, взяли под стражу. На следующем церковном Соборе во время допросов Башкин в отчаянном испуге открыл имена своих единомышленников Григория и Ивана Борисовых, а также братьев Игнатия и Фому. Не имея возможности обвинить Башкина в подрыве существовавшей на тот момент системе крепостного права, Собор обвинил его в ереси. Из посланий митрополита Макария в Соловецкий монастырь и царя к Максиму Греку «ересь» Башкина описывалась следующими обвинениями: 1. Истинное и святое тело Христа и истинную и святую кровь Его [во время причастия] ни во что полагает, но как просто хлеб и просто вино вменяет; 3. Святую и соборную апостольскую церковь отрицает, глаголет, яко верный собор [собрание верующих] — сие есть только церковью, сия же зданная ничтоже есть; 4. Божественные воображения плоти Христовой и Пречистой Богоматери и всех святых Его истинных икон изображения идолами нарекает; 5.

Знай свои дела, которые на тебя положены. Когда ты овца, не твори из себя пастыря. Во время производства этого дела или, быть может, тотчас по окончании его, привезен был в Москву из белозерских монастырей монах Феодосий Косой с несколькими товарищами, также обвиняемыми в еретических мнениях. Их посадили под стражу в одном из московских монастырей; но Косой склонил на свою сторону стражей и бежал вместе со своими товарищами. Он нашел себе убежище в Литве, женился на еврейке и проповедовал ересь с большим успехом, тем более, что в литовско-русских владениях распространялись тогда с запада так называемые арианские мнения. Автор представляет, что к нему приходят три последователя ереси Косого и излагают учение своего наставника, а Зиновий опровергает их. Из этого сочинения мы узнаем, что Косой был раб, убежавший от своего господина на господском коне и захвативший с собою одежду и еще кое-какие вещи. Последователи его доказывали, что это было не воровство, а, напротив, вознаграждение, которое следовало бежавшему за его службу господину. Феодосий постригся в одном из монастырей Белозерья и своим умом приобрел к себе такое уважение, что даже прежний господин, узнавши о нем, относился к нему с приязнью. По известиям, передаваемым книгою Зиновия, Феодосий отвергал св. Троицу, божество Иисуса Христа, считая его только богоугодным человеком, посланником свыше. Зачем ему приходить в плоть, если всемогущий Бог создал все своим словом, то словом же мог обновить свой образ и подобие и без вочеловечивания. Никакого обветшания и падения образа и подобия Божьего во человеке не было. Человек создан смертным, как и все другие животные — рыбы, гады, птицы, звери. Косой называл иконы идолами и подводил к ним разные изречения Ветхого Завета, направленные против богослужения, вооружался против поклонения мощам и по этому поводу указывал на Антония Великого, который порицал египетский обычай сохранять тела мертвых. Монастыри он называл человеческим изобретением и указывал, что ни в Евангелии, ни в апостольских сочинениях нет о них ни слова. Они знают только пение да каноны, чего в Евангелии не показано творить, а отвергают любовь христианскую, нет у них духа кротости, — они не дают узнать нам истину, гонят нас, запирают в тюрьмы. В Евангелии не велено мучить даже и неправых. В Литве Феодосий и его соучастники успешно распространяли свою ересь. Конец Феодосия неизвестен. На Никейском соборе 325 г. Основатель арианства. Писания на польский язык. Похожие публикации:.

Матвей Башкин. Феодосий Косой — казнь еретиков На церковном соборе 1554 г. Он считал, что рабство несовместимо с принципами истинного христианства, и говорил о необходимости уничтожить холопство, так как «Христос всех братией нарицает»10. Башкин подверг критике церковные каноны и догмы: отрицал божественное происхождение Иисуса, не признавал «угодников» и поклонения иконам. В выступлении Башкина против церкви и ее догматов под религиозной оболочкой скрывался протест масс против закабаления и феодальной эксплуатации. Защищая устои феодально-крепостнического государства, церковные иерархи не могли простить Башкину его взглядов. Башкина подвергли пыткам и заставили признаться в еретичестве. Как передают некоторые источники, по приговору церковного собора Башкина посадили в деревянную клетку и сожгли.

Матвей Башкин

Повидимому, Артемий не признавал Башкина еретиком и говорил только, что Матвей делает ребячество. БАШКИН — Матвей Семенович († 3-я четв. XVI в.), еретик. Из боярских детей, его отец Семен Иванович и дядя Алексей Иванович были совладельцами дер. Башкино в вол. Вел. Слобода Переяславского у. В 1547 г. Б. вместе с Ф. Г. Адашевым, Ф. М. Нагим. Матвей Башкин и Феодосий Косой#365днейТВ #История #ЧасИстины #ИсторическиеФакты #Мир.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий