Синдром вахтёра у википедиста — профессиональная деформация сознания википедиста, заключающаяся в изменении отношения к другим участникам, повышенным требованиям к их квалификации, проявление авторитарности и излишней категоричности в отношении «чужого».
Психолог Миросенко рассказала о сути синдрома вахтёра
ими человек с синдромом вахтера питается и подзаряжает свое Эго. что такое синдром консьержа Простыми словами, синдром линчевателя в психологии – это форма поведения человека, при которой он стремится командовать и контролировать все вокруг себя, тем самым самоутверждаясь. Ицхаку Кальдерону. Синдром вахтера или почему охранники такие злые? Разбираем причины возникновения синдрома вахтера, его опасность для окружающих и советы, как справляться с "вахтерами". Синдром вахтёра (Синдром гардеробщика) — распространённый мем, означающий человека, серьезно злоупотребляющего административными полномочиями. Updated 4 сентября 2023,, 10:43. Синдром вахтера: тероборона в некоторых регионах начала «терять берега».
"Синдром вахтера" в здравоохранении
Чтобы подобных ситуаций не происходило, руководителю следует распределять задачи и обязанности между работниками равномерно. Например, в США активно используют понятия узкой специализации и взаимозаменяемости, — делится директор кадрового центра «Агентство 21 век» Светлана Петровичева. Если это не подействует, то ситуацию нужно обсудить со своим руководителем. Выявить склонность к вахтёрству на рабочем месте довольно просто, для этого применяют тест одного вопроса с очевидным ответом. Тест полностью описывается его названием: притворитесь клиентом фирмы и задайте сотруднику вопрос по работе, ответ на который очевиден. Например, кассиру, который сейчас занят покупателем, стоящим перед вами: «Скажите, вы работаете? Лучше всего сотрудников с синдромом вахтёра вообще не принимать на работу, а из работников нижнего звена выбирать исключительно флегматиков. Во-первых, сотрудников с явной склонностью к синдрому вахтёра следует нагрузить дополнительными функциями за небольшую доплату — это повысит их ступеньку в общественной иерархии и отвлечёт от напряжённого ничегонеделания. Во-вторых, для профилактики или даже исправления начального вахтеризма их следует, как это ни парадоксально, хвалить. Премировать тоже можно, но похвалить словами в присутствии других сотрудников, поместить на доску почёта — жизненно важно, — утверждает врач-психиатр и психотерапевт Сергей Горин. Глубоко в душе такие люди чувствуют свою незначительность, в крайних случаях — ничтожность.
Весь мир для них выглядит враждебным, где нет друзей и хороших понимающих фигур, где лучшая защита — это нападение. Такое восприятие реальности формируется в раннем детстве, — рассказывает Марина Смовж, аналитический психолог. Марина Смовж отмечает, что сотрудник данного типа компенсирует бессознательное ощущение тем, что он выбирает разместиться поближе к фигурам, наделённым властью в компании, таким образом, ореол власти руководителя попадает и на его голову, либо парочка известных персон в клиентском списке маленького начальника дают повод ощущать власть, поэтому с другими людьми сотрудник будет общаться как с недостойными и на них он спроецирует свою внутреннюю несостоятельность. Для такого человека столкнуться с сотрудниками, которые враждебно к нему настроены, — лишнее доказательство того, что мир плох и вести в нём себя надо нападая. Поэтому только обратная стратегия доброжелательности его коллег будет иметь результат, — делится Марина Смовж, аналитический психолог. Несмотря на всю комичность, за этими названиями кроются серьезные психологические проблемы и личная неустроенность этих людей. Что такое синдром вахтера? Синдром вахтера — это не заболевание, а паттерн поведения, присущий людям с незначительной, а иногда и вовсе никому не нужной, должностью. Но это нисколько не мешает им «раздувать щеки» от важности и всячески показывать, «кто здесь главный», тем самым максимально используя свою маленькую власть для компенсации большого недовольства жизнью. Как правило, при невысокой должности и нехитрых обязанностях такие люди умудряются изображать видимость такой кипучей деятельности, что создается впечатление — его работу курируют из самого Кремля, не иначе!
Справедливости ради стоит отметить, что синдромом вахтера страдают не только и не обязательно именно вахтеры — это могут быть и мелкие госслужащие, официанты, работники поликлиник, кондукторы, консьержи, охранники, социальные работники, секретари и т. Признаки синдрома вахтера Человека с синдромом вахтера очень легко узнать, не нужно даже особенно напрягаться — он сам себя проявит во всей красе: Его профессиональный лексикон ограничен категоричными фразами: «Не положено! Очень уверенно чувствует себя на своей территории: это не я к вам пришел, а вы ко мне, поэтому вы — в моей власти! Упивается своей возможностью говорить людям «нет», часто в хамоватой и презрительной манере. В своем стремлении соответствовать должностным инструкциям и приказам может дойти до полнейшего абсурда. Создает видимость бурной деятельности, при этом жутко раздражается, когда его отвлекают по всяким «пустяковым» вопросам. Не гнушается стукачества — «Обязан сигнализировать! Перед вышестоящими лебезит и всячески «прогибается» — в общем, лизоблюд редкий! Безынициативен, въедлив, дотошен в деталях, придирчив, злопамятен. Нередко является энергетическим вампиром и имеет завышенное ЧСВ.
Как вести себя с человеком с синдромом вахтера Ни в коем случае! Для него это будет великолепной возможностью поиграть перед вами в большого начальника. Также, вопреки избитым советам, не стоит пытаться проявлять дружелюбие по отношению к нему, если вам этого не хочется. Другая крайность — говорить с ним на «одном языке», то есть опускаясь до оскорблений, истерик и грубости. Этим вы можете нажить себе врага, пусть мелкого, но жутко вредного и с хорошей памятью, который в отместку, в силу собственной гадливости, при каждой встрече будет «выносить» мозг. Соблюдайте подчеркнутую вежливость и излучайте холодное спокойствие. Если так получилось, что вы вынуждены обратиться к нему по какому-то вопросу, то это совсем не повод «растопыривать» перед вами пальцы. Итак, при контакте с человеком с синдромом вахтера следует придерживаться трех универсальных правил: не провоцировать его ни словами, ни своим поведением, тем самым не давая повод для конфликта; если человек откровенно «включает босса», то в корректной форме дайте понять, что вы тоже не с «подворотни»; в случае тяжелой клиники не тратьте время и требуйте встречи с вышестоящим начальником. И всё! К чему усложнять?
А по какому вопросу? И не важно, кто перед вами: консьерж, охранник или мелкий клерк — эти люди оскорбляют нас одинаково умело. Наш автор выяснила, как с этим бороться. Термин, обозначающий злобного человека у проходной, появился в постперестроечные годы. Выполняли свои функции в стиле «шаляй-валяй» и с ними всегда можно было договориться», — поясняет психолог Ольга Маховская, автор книги «Зависть, как повод для нежности». Долгое время такой труд оплачивался намного выше, чем работа учителя или врача». Это, в общем, все и испортило: люди этих профессий осознали свою значимость и возможность управлять другими. Корни этого явления, по мнению психологов, стоит искать в принципах воспитания. Мы мало уделяем внимания тому, как объяснить ребенку поэтапно те или иные механизмы действия, зато регулярно контролируем и наказываем», — рассуждает Маховская. Вспомните, как подростки описывают свою будущую карьеру: «Стану большим начальником, буду командовать».
Не «соберу свою команду и сделаю классный проект». Ключевые слова «буду командовать», то есть запрещать. Часть из этих подростков действительно становится руководителями высокого ранга. Но уделом многих остается должность «начальника шлагбаума». Там они и реализовывают свои карьерные амбиции: демонстрируют свою важность, оскорбляют людей. Как его распознать? Типичный человек с синдромом вахтера — это «мистер «нет». Его лексикон небогат: «не пущу», «не дам». Он нуждается в эмоциональном доноре. Обычно это одинокий человек без детей или внуков, и все его собеседники — это проходящие мимо люди».
Учитывая нашу ментальность, было бы странно, если бы такие люди утоляли жажду общения по хорошему поводу. Редко какой «начальник шлагбаума» окликнет вас, чтобы сказать, что вам очень к лицу плащ лимонного цвета. А вот «у вас сапоги грязные, а у нас полы чистые» — это запросто. Дайте им общения Многие стараются отплатить людям с «синдромом вахтера» той же монетой — презрением, хамством, грубостью. И напрасно. Они соглашаются на эту зарплату, чтобы решить какие-то свои проблемы, получить свою «эмоциональную мелочь, пусть и оскорбляя людей, — поясняет наш эксперт. Вас быстро запомнят и, как ни странно, полюбят. Этим людям не хочется просто сидеть, а по-своему быть нужными». Вывод: подружитесь с консьержкой. Допустим, заранее спросите, не будет ли она возражать, если курьер в ваше отсутствие принесет заказ и оставит ей.
Подарите в ответ шоколадку и увидите — никакая она не «карга», а просто одинокая женщина, страдающая от эмоционального вакуума. Особенно сложные случаи встречаются на женских форумах, где «балом правит» юная студентка, у которой эта должность — первый опыт власти над людьми. Такие девушки считают себя этакими королевами с хрустальными палочками в руках: и вот сидят они, размахивают этой палочкой по принципу «этого, так и быть, помилую, а этого в «бан» отправлю». Вывод: вступая в ту или иную группу, наш эксперт советует посмотреть на правила сообщества. Если там четко прописаны нормы, за нарушение которых «отправляют в бан», то, вероятнее всего, соблюдая их, вы обеспечите себе спокойную жизнь в этой группе. В противном случае вы не застрахованы от самодурства модератора. Здесь помогает в случае конфликта либо призвать к обсуждению группу, либо, если допустим, это форум на каком-то тематическом сайте — написать на общий адрес редакции или сайта. Принцип «нажимать на кнопку этажом выше» — главное оружие в борьбе с «вахтерами».
В конце концов отвечаю, что года три назад, да, вызывала.
Коротко и сухо: «Врач будет». А мог не быть? Подхожу к регистратуре другого медицинского учреждения. За окошком сидит моя знакомая. Она смотрит в бумаги. Заметив, что кто-то подошел, произносит леденящим душу тоном: «Что вам? Моя подруга выигрывает пригласительный в Музыкальный театр на балет. Подойдя к кассе, узнает, что билет на ее место то ли по ошибке, то ли еще по какой-то причине продан. Обращается к служащей зала с просьбой решить проблему.
Та усаживает ее на худшее место, чем изначально предполагалось. Когда моя подруга говорит ей об этом, то получает ответ: «Вам билет достался бесплатно, а другие люди покупали его за деньги! В силу своей воспитанности моя подруга ничего не отвечает. Балет прекрасен, но вот плохой осадок все-таки остается. Уверена, в жизненном опыте любого человека — масса подобных примеров. Парадокс в том, что, как правило, «жертвами» чаще становятся скромные, ненавязчивые клиенты. А потому возникают вопросы: почему так происходит? От чего это?
У каждого человека есть свой набор игр, и чаще всего они нами не осознаются. В случае с человеком с синдромом вахтера можно говорить о психологической игре «Изъян». Она заключается в том, что человек постоянно ищет изъяны в других, тем самым порождая поводы для конфликтов. Для выстраивания грамотного взаимодействия с «вахтером» важно понимать, откуда на самом деле идет его агрессивность, отметила Миросенко. Так проще будет занять эмпатичную позицию и увидеть в нем не самодура, а «взрослого ребенка», проживающего свои травмы доступным ему способом. За действиями «вахтера» стоит потребность в признании, внимании и одобрении, которые он когда-то недополучил в детстве.
А что творил - даже страшно становится... И у "маленького" человека возникает "синдром вахтера". Если хоть что-то в его власти, он будет этой властью упиваться и мучить других людей. Это месть. Это подчеркивание своей важности. Он может пустить, а может - не пустить. Может дать справку, а может заставить вас еще раз прийти. Может нахамить, унизить, - ведь от него кто-то зависит! Вот он и превращается в Ивана Грозного или в помещицу Салтычиху. И испытывает крайнее удовольствие от того, что может куражиться над людьми. Это психологический садизм. При общении с таким "вахтером", кем бы он ни был, нельзя разговаривать слишком вежливо и проявлять неуместную деликатность. Только "маленький человек" их воспринимает как слабость. Значит, надо вами можно поиздеваться.
Синдром вахтера: что это, что относится и как быть
Люди отмечают, что вахтеры могут быть излишне навязчивыми, строгими и даже агрессивными в своем поведении. Этот синдром вызывает раздражение и негодование у тех, кто сталкивается с подобным поведением. Вместо того чтобы создавать атмосферу доверия и уважения, вахтеры могут вызывать чувство дискомфорта и ограничения свободы. Способы общения с больными людьми Психология настаивает, что во время разговора с человеком-вахтером не стоит обращать лишнего внимания на его манеру общения. Не нужно заводить конфликты и начинать ругаться. Лучше вести себя спокойно, как будто ничего не происходит.
Когда человек в присутствие больного начинает нервно себя вести, больной получает от этого удовольствие. Если к больному проявить вежливость, сказать: «извините, что вас побеспокоил», «можно вас попросить» и еще что-то в этом роде, то больной увидит слабость в личности. Он начнет этим пользоваться и показывать на всю силу свою важность и власть. Если человек идет на собеседование или решить какой-то важный вопрос, ему нужно четко сформулировать свои мысли и вопросы. Вести себя необходимо уверенно на приеме и не показывать свою слабость, люди с синдромом только этого и ждут.
Самое больное и слабое место персоны с синдромом — это страх принять на себя ответственность. Чтобы немного «поставить больного на место», можно ему намекнуть, что от его поступков и решений могут быть негативные последствия. Такого поведения вахтеры очень боятся. Методы лечения Психологи утверждают, что стать слабым можно очень быстро, поэтому необходимо вовремя начинать лечение. Специалисты советуют поменять место работы, если она очень не нравится, а на людях показывать свои настоящие чувства и не играть.
Если поменять работу не выходит, нужно просто взять отпуск и поехать отдохнуть на несколько недель, начать заниматься спортом или йогой.
По словам Миросенко, обычно человек в позиции преследователя не ожидает подобной реакции. В итоге это может снизить уровень его агрессивности в моменте, а иногда даже стать началом более благоприятного контакта. Проявить внимание к личности «вахтёра», признать его значимость.
Нужно найти в нём то, что может вызывать симпатию и уважение. Но ваш комплимент должен быть искренним. Ещё один психологический недуг, который одолевает человека, — синдром самозванца. В этом случае сильно страдает сам его обладатель.
Ему свойственно обесценивать свои собственные достижения, считать их незаслуженными.
В 2000 году была разработана самими врачами — звездами отечественной медицины во главе с академиком Андреем Воробьевым «Декларация о правах пациентов». Во всех этих присягах, декларациях и клятвах было и о вежливом обращении с пациентами, но, главное, все-таки об их лечении. Повлиять на качество лечения действительно сложно и требует больших затрат. А вот заставить относиться к пациентам корректно, казалось бы, проще простого. С детства вдалбливали: ничто не дается так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.
Однако не получалось. Сформировалось даже понятие так называемого синдрома вахтера — стремление маленького человека продемонстрировать свою маленькую власть, самоутвердиться за счет того, кто в данном случае зависим или слабее: не пустить, не дать, заставить собирать кучу ненужных справок. В советской сфере обслуживания орали на покупателей, клиентов. Всюду — в магазинах, на почте, в разнообразных конторах. В лечебных учреждениях тоже — главным образом санитарки, регистраторы, бывало медсестры. Иногда, что греха таить, и врачи.
Но вот времена изменились. В супермаркетах кассиры здороваются с каждым покупателем, еще и улыбаются неискренней улыбкой.
Отдых помогает предотвратить эмоциональный срыв, поэтому тем, кто не хочет заболеть синдромом линчевателя, стоит прислушаться к советам психологов. Поймите для себя, каких целей вам нужно достичь в жизни, и старайтесь достигать их понемногу. Стоит осознать, что работа — это средство, а не цель. Найдите друзей и постарайтесь расслабиться с ними после работы.
Вы можете заниматься любимым хобби и совмещать его с друзьями и семьей. Начните заниматься спортом. Это нормально отдыхать по выходным и каждый год ездить в отпуск подальше от дома. Нужно правильно планировать свое время и не работать из дома. Контролируйте свои эмоции и настроение. Бытует мнение, что работу надо менять каждые 7 лет, поэтому менять жизнь никогда не поздно и даже полезно.
Если человек стал замечать у себя симптомы синдрома, ему следует сделать следующее: задумайтесь о своей жизни и постарайтесь что-то в ней изменить, учтите советы, написанные выше, и подчеркните, что для вас важно; изменить ситуацию; подумайте о плюсах и минусах работы — они помогут точнее оценить текущую ситуацию; если человек все-таки решил сменить работу, это как раз плюс, но ему не стоит менять «очередь на мыло», ему стоит попробовать себя в новой деятельности; также можно сходить на прием к психологу, он изучит проблему и постарается помочь ее решить. Эксперты рекомендуют больше отдыхать, гулять и выезжать на природу с друзьями и семьей. Отдых восстанавливает силы и помогает максимально расслабиться. Вы можете завести небольшой огород или огород. Копать землю никогда не вредно. Важно понимать, что эмоции на пределе и вовремя начинают выгружаться.
Человек может пойти в безлюдное место и закричать. Во многих странах Европы с этим заболеванием борются введением правовых норм и четко определенных правил, а в некоторых странах комплекс карается достаточно суровыми наказаниями. Правила поведения Если обычный человек столкнулся с индивидуумом с таким синдромом, то он должен придерживаться определенных правил. Не придавайте значения поведению такого сотрудника, не стоит на него злиться и показывать свой стыд и обиду. Не проявляйте особой вежливости, ведь это воспринимается как зеленый сигнал к применению силы, самоуправства. Лучше всего четко сформулировать свое желание или цель, сделать это нужно холодным голосом, не выражающим особых эмоций.
Запросите имя и фамилию этого охранника, объяснив свою заинтересованность тем, что его поведение не останется незамеченным и безнаказанным: об этом будет сообщено вышестоящему руководству. В крайнем случае пригрозите пожаловаться на это в контролирующие органы. Примеры человека с синдромом вахтера из моей жизни Наверняка каждый хоть раз встречал человека, страдающего синдромом мстителя. Например, все ходили в школу, колледж или университет.
Socioniks.org
Синдром вахтера — агрессивное и хамское поведение человека на невысокой должности в попытке показать свою власть и самоутвердиться. Синдром вахтера – распространенная форма поведения, заключающаяся в стремлении человека самоутвердиться за счет окружающих людей, демонстрируя им свое превосходство. Редкие счастливчики никогда в жизни не сталкивались с кем-то, о ком можно сказать: «Да у него синдром вахтера». Синдром вахтера – это негативное поведение, которое выражается в стремлении человека командовать. Валерий Васильевич [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ], и страдал он самой, что ни на есть, острой формой синдрома вахтёра. «Синдром вахтёра» — уникальное российское или, если говорить в общем, советское и постсоветское изобретение.
Синдром вахтера. Почему нам хамят работники сферы обслуживания
Что такое Синдром вахтера: описание и примеры проявления | Самое интересное, что в начале XXI века настоящие вахтёры синдрому вахтёра обычно не подвержены. |
Избавляемся от синдрома вахтера | Что такое синдром вахтера? Master. 8 месяцев. Бизнес, Работа. |
Telegram: Contact @izvestya | Синдром вахтера – это паттерн поведения, когда человек с минимальной властью стремится продемонстрировать ее при любом удобном случае. |
Что такое Синдром вахтера: описание и примеры проявления
«Синдром вахтёра» — уникальное российское или, если говорить в общем, советское и постсоветское изобретение. Синдром вахтера. Что такое синдром вахтера? Master. 8 месяцев. Бизнес, Работа.
Определение понятия
- Вижу синдром вахтера в других
- Синдром вахтера: что это такое
- Описание синдрома вахтера
- Что такое синдром вахтера?
Синдром вахтера: причины, признаки, лечение
Редкие счастливчики никогда в жизни не сталкивались с кем-то, о ком можно сказать: «Да у него синдром вахтера». «Синдром вахтёра» (синдром гардеробщика, королевы регистратуры) – поведение, выражающееся в стремлении «маленького человека» самоутвердиться, компенсировать свои психологические проблемы, придавая особую важность своей социальной роли. По сути, синдром вахтёра напрямую связан с тем, что чувствует этот "вахтер", сидя за своим столом. Синдром вахтера – это негативное поведение, которое выражается в стремлении человека командовать.
Синдром вахтера - что это простыми словами
Синдром вахтера. Синдром вахтёра может формироваться под воздействием различных факторов, как индивидуальных, так и средовых. ими человек с синдромом вахтера питается и подзаряжает свое Эго. "Синдром вахтера" уже устойчивый фразеологизм. Синдром вахтёра у википедиста — профессиональная деформация сознания википедиста, заключающаяся в изменении отношения к другим участникам, повышенным требованиям к их квалификации, проявление авторитарности и излишней категоричности в отношении «чужого».
Синдром вахтера: почему нас оскорбляют незнакомые люди
Выражается в стремлении «маленького человека» максимально воспользоваться своей маленькой властью, за счёт чего самоутвердиться. То есть, «закрыть и не пущать» , намеренно создавать бюрократические преграды, заставлять людей собирать десятки справок, придираться к любой мелочи — вот то, на что идут ради подсознательной компенсации осознания собственной ничтожности и мелочности занимаемого рабочего места. Синдром вахтёра идёт рука об руку с таким явлением, как те же метробабки: в обоих случаях имеет место попытка неудачника самоутвердиться за счёт того, кто слабее или, волею судьбы, находится в некоторой зависимости от самоутверждающегося.
Но существуют определенные причины ее появления и развития. Власть и контроль над другими, данные человеку. Многих людей это портит. Личная неполноценность и ничтожность, которые отражаются на человеке. Каждый, кто не состоялся в карьерном плане, может иметь этот комплекс. Незаменимость некоторых сотрудников.
В каждом предприятии или компании есть человек, который многое делает, и без него значительная часть работы просто не будет происходить. Часто такие незаменимые люди пользуются своей важностью и отказываются выполнять приказы руководства, издеваются над другими сотрудниками и т. Часто этому недугу подвергаются мелкие боссы, офисные работники, имеющие хоть какую-то власть, низшие чины в военной и полицейской службе, некоторые преподаватели и чиновники, работающие в приемных. Такие люди имитируют бурную деятельность, лишь бы их не отвлекали и вообще не трогали. И если задеть вахтера, то он всеми возможными способами намекнет, что вы непонятно кто, и вообще непонятно, зачем сюда пришли. Единственная цель человека, страдающего комплексом маленького руководителя, это показать, что ваша просьба невыполнима. А если и очень важна, то сделать это безумно сложно и стоить будет просто огромнейших усилий такому важному человеку. В интернете В интернете недугу вахтера подвержены системные администраторы различных сайтов и модераторы.
Может проявляться на любых ресурсах. К примеру, на форумах они ищут нарушителей, поучают всех вокруг и стараются исполнять чужие обязанности, показывая свою важность. В социальных сетях подверженными синдрому начальника считают некоторых администраторов групп и сообществ.
Представьте себе детину эдак 120 кг массы, совершенно лысый, аж блестит. Серая рубаха, и на правой руке латексная перчатка. Но это, скажу я вам, еще не самое интересное. Он говорит громко на … нерусском языке. Я не буду говорить вам о каком языке идет речь, так как не хочу раскрывать в какое именно консульство я ходила. Но для понимания скажу: в очереди под консульством на этом языке не говорил ровным счетом никто!
Итак представьте себе — выходит такой детина на крыльцо — тычет в тебя своим пальцем в синей латексной перчатке и непонятной тарабарщиной тебе что-то громко говорит — почти кричит! В 9 утра-то, на холоде! Он перешел на русский — представляете, говорит вообще без акцента! И тут же начал меня учить жить, что как я себя должна вести и что к нему, понимаете ли, должна проявлять уважение. Не буду утомлять вас подробностями — документы я сдала и любимому смс-ку отписала. Но после общения с охранником я вспомнила пассаж из Адизеса. Узнайте этап жизненного цикла своей компании! Пройти тест Он пишет, что гармоничный человек реализует себя в 4-х сферах — догадываетесь каких? Например, у человека есть миссия в жизни.
Он хочет оставить после себя наследие. Это, наверное, E. Он любит и любим — это I.
Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.
Публикации
- Как одолеть человека с синдромом вахтёра? Тактики от психолога
- Telegram: Contact @izvestya
- Появилось страшное видео с места, где погиб студент в Петрозаводске (18+)
- Синдром вахтера. Почему нам хамят работники сферы обслуживания
Почему появляется
- Определение феномена «синдром вахтёра»
- Погибший в Петрозаводске студент перед смертью жаловался на одиночество
- Синдром вахтера: причины, признаки, лечение
- Что такое синдром вахтера и как с ним бороться?
Синдром вахтёра
В статье психологи объясняют такое поведение сотрудников и дают советы, как реагировать. Валерий Гут — кандидат психологических наук, основатель Института адаптивного интеллекта — уверен, что такое поведение может встречаться в самых разных сферах и характерно не только для России. Вахтером» может оказаться кто угодно: сотрудник регистратуры, который игнорирует собравшуюся очередь, чиновник, который придирается к документам и требует очередную справку, охранник, который не пропускает, потому что «всех запоминать не обязан. Ситуации разные, но есть и сходства между «вахтерами»: Непрестижная должность с низким социальным статусом Узкий круг обязанностей и ответственности Большой поток людей, с которыми нужно взаимодействовать Синдром вахтера — это современная версия «маленького человека» из классической литературы. Незаметный для окружающих винтик системы, он уверен, что достоин большего, обижен, озлоблен и глубоко несчастен. Это может быть пункт охраны, регистратура, ресепшн, парковка, почтовое отделение — очень ограниченная территория, на которой сотрудник все знает, контролирует и показывает, кто в доме хозяин, — дополняет наш эксперт, сертифицированный фасилитатор Татьяна Федорова. У феномена есть еще одно название — синдром стража порога. Когда человек видит, что от его скромной персоны зависит решение вопроса клиента или посетителя, он наслаждается иллюзией власти. Мешает, грубит, сознательно ставит палки в колеса. Психолог и преподаватель Анастасия Назарова уточняет — синдром вахтера чаще всего встречается в сферах обслуживания, таких как рестораны, магазины, гостиницы, аэропорты, банки и другие места, где сотрудник вынужден общаться с посетителями или клиентами.
Полезная статья в тему: Как уживаться с хроническими нытиками и демотиваторами Причины Стоп, но ведь не все люди в таких ситуациях вредничают и ведут себя по-хамски. Есть отзывчивые и дружелюбные администраторы, охранники, сотрудники бюджетных учреждений.
Её властность, бескомпромиссность и придирчивость стали одной из школьных легенд. То, как она вела себя со специалистами, вообще не укладывалось в рамки здравого смысла: приказывала и поучала специалистов, переставляла вещи в учительской без согласования с педагогами и могла легко запретить учителю заходить в школу в неподходящей обуви. Учителя терпели Марину Сергеевну, но постепенно её поведение стало выходить за рамки разумного, она стала придираться к мелочам, которые не имели никакого значения, грубила и оскорбляла учителей. Нервы специалистов были накалены до предела. Последней каплей стал её вояж к одному из них.
Однажды Марина Сергеевна пришла в кабинет к молодому учителю истории по имени Егор Александрович. Она увидела, что на столе у него стоит чашка с кофе. И ещё, я хотела бы вам сказать, что ваша учебная программа для учеников 7 класса по обществознанию плохая, вам нужно переделать её. Он убрал чашку с кофе в шкаф. Марина Сергеевна ушла, а молодой историк отправился прямиком к директору, где рассказал о произошедшей беседе. Он был сильно возмущён поведением, бестактностью и хамством уборщицы. Возможно, он бы отнёсся к этому случаю как курьёзу, но вот оценку своей компетентности человеком вообще без образования спустить не мог.
Егор Александрович рассказал директору, как ведёт себя технический персонал, какие вольности допускает по отношению к учителям и детям. Директор вызвал Марину Сергеевну в свой кабинет, где прямо сказал, что её поведение недопустимо. Уборщица была искренне удивлена и расстроена. Она не могла поверить, что директор говорит ей такое, ведь она считала, что имеет право делать всё, что хочет. Марина пообещала директору, что она будет вести себя лучше. Но она не сдержала своего обещания, продолжила пакостить по мелочам и придираться к учителям. В итоге директор школы был вынужден уволить Марину, а учителя наконец-то смогли работать в спокойной обстановке.
Эта история показательна и, к сожалению, очень распространена. Героем этого сюжета мог стать вахтёр, младший сотрудник городской администрации, регистратор или санитарка в поликлинике. Смысл здесь не в профессии или в гендере, а в том, что синдром вахтёра опасен последствиями. Он становится причиной: конфликтов; снижения эффективности и работоспособности персонала; возникновения недопонимания и недоразумений; плохих отношений с окружающими; репутационных издержек предприятия или организации в которой работает человек с синдромом вахтёра. Важно уметь распознавать проявления синдрома вахтёра и избегать действий, которые могут его спровоцировать.
В транзактном анализе принято выделять особую категорию игр: повторяющихся паттернов при взаимодействии, имеющих как внешнюю форму, так и скрытый психологический подтекст. У каждого человека есть свой набор игр, и чаще всего они нами не осознаются. В случае с человеком с синдромом вахтера можно говорить о психологической игре "Изъян". Она заключается в том, что человек постоянно ищет изъяны в других, тем самым порождая поводы для конфликтов. Подсознание человека с этой игрой содержит установку "я никуда не гожусь", но осознавать это слишком больно, поэтому через защитные механизмы психики она обретает внешнюю направленность и превращается в атакующую позицию "они никуда не годятся". Игра "вахтера" заключается в доказательстве последнего тезиса через принижение других", — сказала психолог. Для выстраивания грамотного взаимодействия с "вахтером" важно понимать, откуда на самом деле идет его агрессивность, отметила Миросенко.
Довести ситуацию до абсурда. Это уместно в том случае, если не обойтись без вашего ответа или вам самому хочется как-то отреагировать. Пример: «вахтёр» сыпет придирками, а вы неожиданно начинаете полностью поддерживать сказанное им, а ещё и добавляете подробности. Вариант фразы: «Я вам больше скажу, я не только неаккуратно заполняю документы, но ещё и постоянно забываю выключить дома утюг». По словам Миросенко, обычно человек в позиции преследователя не ожидает подобной реакции. В итоге это может снизить уровень его агрессивности в моменте, а иногда даже стать началом более благоприятного контакта. Проявить внимание к личности «вахтёра», признать его значимость. Нужно найти в нём то, что может вызывать симпатию и уважение.