(4 класс, 3 четверть). Рассвет в лесу. Диктанты по русскому языку 4 класс. Итоговый контрольный диктант 4 класс 2008-09 уч. год. Рассвет в лесу: Диктант 4 класса, 3 четверть 2022-2023 учебного года (демоверсия).
Контрольный диктант 4 класс
И снова над лесом светит ласковое солнце. Рассвет в лесу. Словарный диктант Комплексная итоговая контрольная работа на материале основных тем, изученных во 2-4 классах. Первая часть всероссийской проверочной работы по русскому языку прошла 17 апреля для учащихся 4 классов.
Рассвет в лесу: Диктант 4 класса, 3 четверть 2022-2023 учебного года (демоверсия)
Утренний ветерок проснулся в вершинах берёз. Тихим перезвоном отозвались ему обледенелые ветки высоких сосен. Лес наполнился шуршанием, шелестом. Вот хрустнула ветка. Живая струйка воды выбежала из-под глыбы снега и понеслась к оврагу. Под старой ёлкой было ещё много снега. Он напоминал о зимней стуже. Вдруг полилась тихая, робкая песня. Это подала голос зарянка. Рано возвратилась она на родину. Холодные стояли ещё наши леса.
Птичка проснулась чуть свет. Чудесные звуки её песни разбудили лес. Слово для справок: зарянка. Как хорошо в эту весеннюю пору! Ласковое солнце осветило всю окрестность. После тёплого дождя покрылись сочной зеленью поля, луга и леса. Синие и жёлтые цветки подняли прелестные головки. Земля надела пёстрый наряд. Вот уже появились душистые кисти на черёмухе, на сирени. У лесного оврага цветут ландыши и земляника.
На вершину высокой ели забралась шустрая белочка. Спешат домой перелётные птицы. Лес встречает своих певцов. С раннего утра до позднего вечера не смолкают в лесу птичьи голоса. С полей и лесов несутся весенние звуки. Май — самый нарядный и звонкий месяц года. Задания 1. Подчеркнуть главные члены предложения. Над каждым именем существительным указать падеж. Вариант 1 — в девятом предложении На вершину высокой...
Вариант 2 — в двенадцатом предложении С раннего утра... Разобрать по составу слово: Вариант 1 — майский; Вариант 2 — нарядный. Весенний звон Пробудилась земля от долгого зимнего сна. Весна пришла. Хрупкими хрустальными слезинками заплакали ледяные сосульки. Весёлые солнечные лучи ласково разбудили спящую зимой крепким сном природу. В овражках зажурчали, зазвенели, запели озорные ручейки. На берегу тёмной реки появились первые робкие, но яркие и весёлые первоцветы -мать-имачеха. Выбрался из укромного зимнего жилья в корнях старого дуба колючий ёжик. Потянулись к солнышку веточки пушистой вербы.
В зарослях сухого валежника проснулся в своей тёплой берлоге косолапый хозяин леса — медведь. Запрыгали по лесной лужайке шустрые зайчишки. Все весне рады! Весенний снегопад Весна пришла с мартовскими грозами. Но вдруг на четвёртой неделе марта начался могучий снегопад. Всё в природе изменилось. Снег глухим одеялом закрыл землю и пищу. Птицам стало голодно. Уже давно не прилетали птицы на зимнюю кормушку, и горсть разбухших от сырости семечек не привлекла даже воробьёв. Но в этот день вспомнили пернатые о зимней столовой.
Даже скворцы присели на край и осторожно склевали старые крошки. Другие птицы ищут спасения в паническом бегстве. Полетели на юг зяблики, певчие дрозды, жаворонки. Обгоняют их, легко преодолевают встречный ветер над Доном бесчисленные чибисы. Даже в полдень, когда стало пригревать солнце, поток пернатых не прекратился. Май Стоит чудесный майский день. Горячее солнце осветило всю окрестность. После тёплого дождя появилась зелёная травка4. Синие, жёлтые, красные цветы подняли головки. С каждым днём земля надевает новый пёстрый наряд.
Вот уже появились душистые кисти на черёмухе и на сирени. Лёгкий ветерок играет в зелени деревьев. С раннего утра до позднего вечера на разные голоса поют свои песни птицы. Среди них ты легко узнаешь голос1 соловья. Как красиво он поёт! Пришла3 настоящая весна3.
Наступило раннее утро. На краю болота токует глухарь. Далеко раздается его громкая песня.
Над полянами стелется туман. Роса покрыла листву на деревьях. Проснулись птицы. Закуковала кукушка. Выглянуло солнышко и покатилось по синему небу. Обсохнет на солнце роса. Громче закукует кукушка.
Так вот она какая — кукушка!
Выпиши из текста три местоимения. Определи их лицо, число, падеж. Распредели слова на две группы. Запиши их на две строки. Для, он, по, её, от, возле, вы, нам, у, тебе. Она положила завтрак и книги под куст, а сама побежала за красивой бабочкой. На тропинке ей встретился малыш. В руке он держал букварь с тетрадкой.
Девочка решила подшутить над ним и назвала малыша прогульщиком. Оказалось, что мальчик убегал от собаки и заблудился. Нина повела его через рощу. Забрать завтрак и книги она постыдилась и оставила их под кустом. Прибежала собака. Книг не тронула, а завтрак съела. Нина заплакала. Она не жалела завтрак, её грызла беспощадная совесть.
Выписать из текста три глагола, указать их время, лицо, число. Поставь глаголы в неопределённую форму. Пришла, идёт, посмотрит. Валю с братом Андрюшей в игру не принимали. Валя была трусиха. А Андрюша умел только плакать. Вдруг ребята услышали крики. Пёс Лохмач сорвался с цепи.
Дети бросились врассыпную, только Андрюша остался на улице. Валя кинулась к брату. Огромный пёс нёсся прямо на девочку. Она заслонила Андрюшу, бросила в собаку игрушку и громко закричала. Наперерез Лохмачу бежал сторож. Он схватил пса за ошейник и увёл. Ребята выходили из своих убежищ. Андрюша уже улыбался, а Валя плакала навзрыд.
Она очень испугалась. Выписать из текста предложение с однородными членами. Подчеркните основу предложения. Выписать сложное предложение. Подчеркнуть основу предложения. Красиво было в лесу в этот ранний час. Тихо шумели, качались деревья. С листьев стекали свинцовые капли росы.
На мху, в траве уже лежали следы осени. Остро пахло сырой землей, прелыми листьями. Из вороха старых листьев, травы, валежника выглядывают грибы. Мы вошли в редкий березняк. А вот и лесной царь — белый гриб. Он стоял на крепкой ножке, в золотисто-коричневой шапке. Гриб был очень хорош. Слова для справок: свинцовые, золотисто-коричневый, ворох.
Грамматическое задание: Найти в тексте предложение с однородными дополнениями, разобрать его по членам, выписать словосочетания. Чудесная пора осени Летели и летели осенние листья. Ветер подхватил их и погнал к речке. По зеркальной воде поплыли золотые монетки. На краю деревни заиграл рожок. Это пастух собирал стадо. Я выхожу из дома, беру весла и иду к речке. Восток светлеет, розовеет.
Удивительная тишь кругом. Река словно похорошела, выпрямилась. Под первыми лучами солнца засверкали, заискрились капельки воды. Стояла чудесная пора осени. Слова для справок: собрал, словно. Грамматическое задание: Iв. В 6-м предложении подчеркнуть главные члены, разобрать его по составу, указать части речи. В 10-м предложении подчеркнуть главные члены, рать его по составу, указать части речи.
Диктант на «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе» Как мужик убрал камень На площади в одном городе лежал огромный камень. Он занимал много места и мешал проезду на лошади. Призвали инженеров и попросили помощи в уборке камня. Первый предложил порохом разбить камень на части и вывезти их. Он запросил оплату в восемь тысяч рублей. Другой инженер придумал под камень подвести большой каток и свалить его на пустоши. По стоимости это будет шесть тысяч рублей. А один мужик взялся камень за сто рублей убрать.
Он выдумал выкопать подле камня яму, свалить его туда и заровнять землёй. Мужик так и сделал. Ему дали сто рублей за работу и сто рублей за умную выдумку. Ранним утром я иду в соседнюю рощу. Хорошо и радостно в эту весеннюю пору на душе! Передо мной ряды белых берёз. Сквозь листочки на траве играют золотые лучики солнца. В чаще кустов и деревьев звонко распевают птицы.
Звуки их песен разливаются по всей окрестности. В полном разгаре настоящая весна. В глубоком овраге у берёзовой рощи журчит холодный ключ. Сяду я на пенёк у ключа, достану кружку и кусок хлеба. Приятно выпить студёной ключевой водицы и вдохнуть полной грудью наполненный радостью жизни воздух! Выполни синтаксический разбор предложения: I в. Лёгкий ветерок играет в зелени деревьев. Солнце льёт на землю жаркие лучи.
Укажи падежи существительных и прилагательных в предложении: В ночном небе вспыхнули огни праздничного салюта. Диктанты по программе «школа России» 4 класс Пронеслась дождевая туча. Мы идем в лес. У нас с собой ножи и корзинки. После грибного дождя в лесу много грибов. Появляются лисички, рыжики, сыроежки, дождевики, маслята. Иногда мы замечаем подберезовики. Они растут на полянках и под деревьями.
Порой их охраняют колючки. Они прячутся в сочной траве и под мохнатыми елками. Лесная мошкара также мешает грибникам. Впереди, дорога, библиотека, аллея, прекрасный, здравствуйте, здесь, желтый, коллектив, пассажир, хозяйство, автомобиль, вчера, потом, комбайн. В золотые осенние дни готовились журавли к отлету. Покружились они над рекой, над родным болотом. Вот стройные косяки потянулись в далекие страны. Над лесами, полями, городами высоко в небе летели журавли.
В глухом лесу сделали остановку. Еще темно, а журавли уже проснулись. На востоке показалась ранняя зорька. Скоро взойдет над рекой веселое солнце. Высоко взлетят журавли. С неба слышим мы их прощальные голоса. Впереди у них длинная дорога. Осень пришла в лес.
Листья раскрасились в яркие цвета. Лес был очень красив. Подули сердитые ветры. Они швыряли желтые, красные, бурые листья с веток, носили их по воздуху и швыряли на землю. Скоро лес поредел. Ветки стали голыми. Земля под деревьями покрылась разноцветными листьями. Наступили холода.
Листья становились жесткими и хрупкими. Но были и погожие, ясные дни. Нежаркое солнце светило ласково. Оно прощалось с летом. Гореть, везде, жилище, самолет, шоссе, комбайн, автомобиль, вчера, хозяйство, пассажир, коллектив, здесь, желтый, прекрасный, здравствуйте, дорога. На лесной поляне Лесную полянку укрыл пушистый снежок. Но полянка живет. Вот старый пенек.
В уютной квартире под корой спрятались от стужи букашки. В норке между корнями лежит ящерица. Жук улегся в крохотной спаленке. В канавке на краю полянки под снегом спят лягушки. Рядом в куче хвороста заснул их враг — ежик. Тихо и пусто на полянке. Только дятел сидит на сосенке и таскает из шишки вкусные семена. Иной раз пробежит по полянке лисица или беляк.
Ночью выпал снег. Я подошел к окошку. Ворона подлетела к ветке сирени и села. Ветка закачалась. Птица медленно поднялась и улетела. Утром мы отправились на лесное озеро дед проводил нас до опушки. День как будто дремал. Падали одинокие снежинки.
Мы осторожно дышали на них. Они становились капельками воды и скатывались с ладони. Стая снегирей села на засыпанную снегом рябину. Мы сорвали несколько ягод. Это была последняя память о лете, об осени. Контрольные диктанты по русскому языку 4 класс Рос на опушке могучий дуб. Был он самым заметным в округе. Стоял великан и осматривал всю местность, тихо шелестел листвой.
Пышным ковром стелилась изумрудная трава под деревом. Однажды к дубу пришли люди и поставили скамейки. Теперь здесь с утра до позднего вечера толпился народ. Свежесть манила всех.
Она обращает внимание на значение слова тайга, приведенное в словаре С. Сибирская т. Непроходимая т. Таёжный житель.
Таёжные реки. Тайговые заросли». В этом толковании носителя русского языка — нелингвиста многое удивляет.
ИТОГОВЫЕ диктанты 4 класс (2)
А вот и лесной царь - белый гриб. Он стоял на крепкой ножке, в золотисто-коричневой шапке. Гриб был очень хорош. Диктант проводится с учащимися 4 классов по итогам изучения темы "Однородные члены предложения".
Из книги «Сборник упражнений по русскому языку» Автор Г. Сычёва Задание: Выпишите 2 словосочетания с именем существительным и определите его падеж. Разберите как часть речи слова: по тропинке, в тетради. Выделите грамматическую основу первого предложения.
Итоговые диктанты Летняя прогулка Ранним утром иду я в соседнюю рощу. Стоят ряды белых берёз. Сквозь листочки на траве играют золотые лучи утреннего солнца. В чаще кустов и деревьев распевают птицы.
Звуки их песен разносятся по всей окрестности. На опушке леса поспевает первая земляника. В конце рощи есть пруд. В глубоком овраге журчит ручей.
Я сяду на пенёк у ключа, достану кружку и кусок мягкого свежего хлеба. Как приятно выпить в жару холодной воды! Хорошо летом в роще, в лесу, в поле! Выпишите по 1-му имени существительному, прилагательному и глаголу.
Сделайте фонетический разбор имён существительных из 2-го предложения. Черное золото Ты знаешь, что такое золото? Это драгоценный металл жёлтого цвета. А слыхал ты про чёрное золото?
Чёрным золотом называют нефть. Без нефти остановились бы на дорогах автомобили, в полях — тракторы, не плавали бы красивые корабли, не ездили бы тепловозы, не летали бы быстрокрылые самолёты. Машины, корабли и тепловозы движутся, работают благодаря нефти. Много полезных вещей даёт людям нефть.
Нам нужны целые моря нефти. Пройдут годы, и мы будем добывать чёрного золота во много раз больше, чем сейчас. А учёные смогут из неё изобрести много нужных и полезных предметов. Выпишите три словосочетания имени существительного с прилагательным, определите его падеж и склонение.
Сделайте морфологический разбор слова на выбор. В гостях у лесника Мы вышли из леса. Так от опушки к опушке мы добрались до домика деда Евсея. У изгороди стоял сам хозяин.
Его пушистая борода развевалась на ветру. Теплая шапка лихо сдвинулась на затылок. Тулуп съехал с плеча. Он был очень рад гостям.
Перед домом деда росла корабельная сосна. Сверху упала шишка. Мы посмотрели вверх. Там с ветки на ветку прыгала дымчатая белочка.
Дед рассмеялся и пригласил нас в теплый уютный дом. В доме топилась печь. Мы радостно толпились у печки и грели озябшие руки.
Далеко раздаётся его громкая песня. Над полянами стелется туман. Роса покрыла листву на деревьях.
Проснулись птицы. Закуковала кукушка.
От всех врагов ушёл ловкий зверёк. Грамматическое задание: Запиши слова в две группы: слова, в которых нужно писать Ь на конце; слова, в которых ь писать не нужно. Испеч…, чертеж…, плющ…, не плач…, придумаеш…, много задач…, глуш…, мяч…. Запиши глаголы , обозначь спряжение глаголов.
Крас…м, слуша…м, приглаша…м, пил…м, боле…м, не обид…м, гуля…м, прос…м. Выпиши 9-е предложение, разбери по членам предложения, укажи части речи.
Диктант рассвет в лесу 4 класс
Молчат и лес, и ветер, и вода в озере. Трубный звук долго гудит под огнём берёз. Лес слушает свою последнюю песню, верит трубной клятве перед зимним ненастьем. Задание: Н Обозначить графически однородные члены в двух предложениях. Снег весной растаял, вода поднялась и затопила бобровую хатку. Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась ещё выше, и бобрята расплылись в разные стороны. Самый маленький бобрёнок выбился из сил и стал тонуть. Я заметил его, вытащил из воды и принёс домой. За печкой он почистился, высушился, потом нашёл веник, уселся на задние лапки и стал его грызть. Утром стружки валялись по всему полу, а у стола ножка стала тоненькой. Это бобрёнок постарался!
Вода в реке спала, и я выпустил зверька. Задание: Н Составить схемы двух сложных предложений. Обозначить графически однородные члены в двух предложениях. На реке. Дорога шла через рожь. Всё по пути мне было интересно. Вот пробежала мышь. Вот в лесу послышался плач. Это сыч затянул свою песню. Мы подошли к реке, сбросили на траву тяжёлые рюкзаки, приготовили удочки.
Наступила ночь, и рыбная ловля началась. Кругом стояла тишь, только камыш тихо шептался с рекою. Скоро у меня показался большой ёрш, а у отца на толстой леске бился огромный лещ. Вот и полночь. Мы быстро сделали шалаш. Утром, только проглянул луч солнца, мы были на ногах. Рождался новый день. Задание: Н Обозначить орфограмму - мягкий знак на конце существительных после шипящих. Выполнить морфологический разбор имени существительного: 1 вариант - с рекою; 2 вариант - в лесу.
На поляну вышел лось. Лось - мирный лесной житель. Он обитает в сибирской тайге и в лесах под Москвой. У лесного великана длинная горбоносая морда. Он тяжелый и грузный, а ноги высокие и стройные. Ему не страшны болота и снега. Зимой лось ест ветки и осиновую кору. Летом он питается болотными травами. Острые и широкие рога, тяжелые копыта защищают его от врагов. Слова для справок: вышел, обитает, горбоносая, не страшны, питается, копыта. Птицы С первым морозом и снегом прилетают гости с севера. С островов Северного Ледовитого океана летит маленькая беленькая птичка. Только кончики крыльев да полоска вдоль хвоста черные. Любит пеночка бегать около дороги. Там она ищет корм. Пеночку называют еще снежным подорожником. Прилетает снегирь. Он с яркой грудкой, в черном шапочке, с черными хвостом и крыльями. Удивительно красивая птица! С удовольствием съест ягодку калины и рябины. Стая клестов подлетела к ели. Эта птица выводит птенцов зимой. Скоро зима Я люблю бродить по лесу поздней осенью. Кусты и деревья давно сбросили листья. Они пожелтели от осенних дождей. Опавшая листва не шуршит под ногами. Иногда от елки к елке перелетают птицы. Протяжно и грустно свистит в ельнике рябчик. Лес угрюм. Но скоро он станет иным. Весь посветлеет, оденется в снежный убор. На чистой белой скатерти отпечатается цепочка звериных и птичьих следов. Они о многом могут рассказать человеку. Скребицкому Слова для справок: оденется, отпечатается. Следы Распахнулась дверь подъезда. На улицу выбежал пес и замер. Падал снег. Первый снег в его жизни. Кругом тишина. Тишина не понравилась Фомке. Он трусцой пустился по дорожке. В морозном воздухе смешно разнеслось его рычание. Снег скрипел под лапами пса. На свежем насте отпечатались его следы. Он переступал с места на место и удивлялся новым следам. Могут ли собаки удивляться? Я не знаю. Но в это снежное утро я верил. Бурлаку Слова для справок: удивляться. Вести из лесу Посыпался колючий снег. Зарябило в густом осиннике. Удары снежной крупы о стволы деревьев сливались в таинственный гул. От опушки леса к деревне потянулись следы. Наступило утро. На ели блестел снег. К деревне спешила стайка воробьев. Глухарь и тот подлетел к дороге в поисках корма. Лоси, косули устремились к вырубке. Они объедали кору с деревьев. Зайцы уплотнили снег около хвороста. Зимой животному миру нужна помощь. Слова для справок: устремились, хворост. Первый месяц зимы Стоит декабрь. В декабре то ясное небо, то набегут тяжелые тучи. Вот и метель разгулялась. Пушистое белое покрывало легло на землю. Оно надежно защищает растения. У подорожника, земляники под снегом зеленые листочки сохранились. Под защитой снега проводят зиму мыши, полевки. От осинки к осинке бегут следы зверьков. Зайцы, лось, косуля, волк отдыхают на снегу. Хорошо, когда снежная зима. Декабрь хитрые узоры и на окнах рисует. В декабре наступают и оттепели. Слова для справок: оттепель, косули, полевки. Встреча с рысью Однажды в воскресенье мы с друзьями отправились в лес на лыжную прогулку. Мы подъехали к просторной долине и осмотрели местность. Здесь мои друзья остановили машину. Мы пошли дальше по узкой тропке. Тропа петляла в ельнике. Мой товарищ заметил следы. Это были отпечатки лап крупной кошки. А вот и сама рысь. Она лежала на толстом суку. Зверь был весь на виду. Дальше идти было опасно. Мы вернулись домой. Слова для справок: заметил, на виду. Зимой Зима завалила деревню пушистым снегом. Стояли мягкие серые дни. С верхушки старой ели сорвалась птица. Посыпался серебристый иней. Он белой пылью осел на куст сирени. В доме трещала печь. Пахло дымом. Порывы сильного ветра уносили запах дыма к речке. Группой шли женщины к проруби за водой. Над крутым обрывом разместилась старая беседка. Ступеньки ее поседели от инея. Мы взяли лопаты и расчистили дорожку к беседке. Показалось зимнее солнце. Природа ожила. Слова для справок: пахло, расчистили. Растите, елочки! Встретили Новый год. С елки сняли игрушки и понесли ее на улицу. По гладкой дорожке тянулся след от сухих иголок. Грустно было смотреть на это. Прошла зима. Солнце стало согревать землю. На улице появились лужи. На площадке перед домом лежали елки. Пахло хвоей. Весь двор собрался сажать лесных красавиц. Взрослые рыли ямки. Дети приносили воду. Посадили деревца. Стоят елки на мягкой земле, как на пуховой подушке. Примечание: обратите внимание детей на постановку запятых в заглавии диктанта, в последних двух предложениях, а также на словосочетание Новый год. Приход зимы Погода была ужасная. Стояла поздняя осень. Осенний ветер нес над землей рваные клочья туч. Из них стал сыпать снег. Лес был гол. На поляне стояла одинокая рябина. Она тянулась к небу. Зимние пичужки с ярким оперением подлетели к рябине. Снегири и синицы медленно, с выбором начали клевать крупные ягоды. Они закидывали головки, вытягивали шейки и с трудом глотали. На белой скатерти снега появились первые следы. Наступала зима. Слова для справок: пичужки, вытягивали. Петр Павлович Ершов Наш волшебный ключ открыл замок волшебного книжного шкафа. Мы сняли с полки книгу "Конек-Горбунок". Это наша любимая сказка. Написал ее Петр Павлович Ершов. Ершов узнал эту сказку от рассказчиков, а потом кое-что сам придумал и рассказал все стихами. Ершов родился в сибирском селе Безруково, около Тобольска. Потом он жил в глухом сибирском местечке Березове. Ершов даже суровую сибирскую природу видел сказочной. Языковой Горшок каши Пошла девочка в лес за ягодами и встретила там старушку. Старушка подарила ей волшебный горшок. Он варил вкусную, сладкую кашу. Однажды девочка ушла из дома. Кашу стала варить мать. Она забыла волшебные слова. А горшочек все варил и варил кашу. Горячая каша лилась рекой по улице. Это увидела девочка. Она вбежала в дом и произнесла волшебные слова. Горшок перестал варить. Кто ехал из деревни, тот проедал себе дорогу. Очень каша была вкусна! По сказке Братьев Гримм В походе Когда идешь в поход, не пытайся захватить с собой все. Многое можно раздобыть в лесу. Если ты натер ногу или обжег руку, сорви лист подорожника. Хорошо вымой его и приложи к больному месту. У тебя кончилось мыло. Как быть? Грязные руки вымой с помощью бузины. Чтобы в лесу не надоедали комары, нарви полыни, повесь в шалаше и разложи вокруг места привала. Комары не любят ее запаха. Мы отправились на рыбалку. На берегу я насадил на крючок червячка и забросил удочку. Одна рыбка схватила червячка. И вот на крючке - красивая широкая серебристая рыбина. У нее красные, как кетовые икринки, глаза, черно-зеленая спинка, розовые плавники. Это оказалась плотва. Чтобы поймать рыбу, нужны выдержка и умение. Я рассмотрел рыбу и пустил ее снова в речку. Живи, рыбка, долго! Однажды случилась беда. Овца попала под машину. Остался маленький пушистый ягненок. За сироткой стала ухаживать Надя. Она кормила его молоком, угощала хлебцем. Особенно ягненок любил капусту. Пришло лето. Теперь это был уже взрослый баран. А какие рога! Они были похожи на два огромных скрученных бублика. Баран все время ходил за девочкой, как собачка. Он защищал ее даже от мальчишек. Раз Надя пошла в кино, и баран за ней. Девочка вошла в зал. А баран уселся у двери и ждал ее. Настоящий друг! Куратовой Прощальная песня Вечером шел дождь. Под утро мокрую траву схватил мороз. Холодный ветер поселился в лесу. Он бродил между сосен, перелетал от поляны к поляне. Грустно шумели вековые ели. Я стоял на опушке и слушал прощальную песню леса. С неба упал журавлиный крик. Почему печально кричат журавли? Птицы сделали круг над Волгой и полетели к югу. Я вспомнил песни о журавлях. Они, как осенний птичий крик, веселые не бывают. Васильеву Примечание: учитель предупреждает детей о постановке знаков препинания в последнем предложении. Облепиха Облепиха помещена в длинный список лекарственных даров леса. Они быстро росли и хорошо себя чувствовали. Цветет облепиха в апреле, мае. С конца августа до октября созревают плоды. Много облепихи находится на Кавказе, в Сибири, на Алтае. Она хорошо растет у речки, озера. Облепиху сажают и в пустыне. Попробуй посадить облепиху у себя. Слова для справок: поселишь, у себя. Зимой Листья на деревьях пожелтели и побурели. Ветер кружит их по воздуху. Тяжелые осенние тучи сыпали на землю снег и град. На изгороди сидел ворон и каркал от холода. На поверхности пруда появились льдинки. Зима настала холодная. Лед трещал от мороза. Бедный утенок плавал по воде без отдыха. Полынья становилась меньше. Бедняжка выбился из сил, растянулся и примерз ко льду. Ранним утром птицу заметил крестьянин. Он взял ее домой. Андерсену На льдине Зимой море замерзло. Рыбаки собрались на лед ловить рыбу. Поехал и рыбак Андрей. С ним был сынишка Володя. Много рыбы наловили. Рыбаки решили заночевать. Ночью поднялся сильный ветер. Волны заливали льдину. Кругом было только море. Утром рыбаки заметили самолет. Они стали кричать и махать шапками. Вскоре пришел пароход. Люди были спасены. Житкову В горах Мы разбили палатки на гладкой площадке и остановились на ночлег. Ночь прошла спокойно. Наступило раннее утро. Я оглядел местность. Белел снег. Вот над горным склоном плывет орел. Ветер свистит в его распахнутых крыльях. Молчаливая тень скользит по склону. Лесные птицы прячутся в гуще ветвей. Орел перелетает от полянки к полянке. В ужасе бегут от него косули. Как мячики, прыгают в кусты зайцы. Всюду паника. Летит царь-птица. Слова для справок: распахнутых, прячутся, паника, царь-птица. Река стала Река стала. К реке бежали ребята. На лед выскочил мальчуган.
Закружилась пыль по дороге и умчалась. Засверкали молнии, прокатился по небу гром. Ударили по листьям первые тяжёлые капли дождя. Вдруг на землю обрушилась сплошная стена воды. Быстро проходит летняя гроза. Светлеет, проясняется туманная даль. Небо начинает голубеть. Над полем и лесом, над водной гладью плывёт лёгкий пар. Уже выглянуло горячее солнце, но дождь ещё не прошёл. Это падают дождинки с деревьев и блестят на солнце. Я шел по лесу и уловил сильный запах липы. Свернул с дорожки и направился к опушке. Дерево цвело. Липа пожаловалась: «Неумелый портной сшивал сегодня облака». Я закинул голову и увидел, что дерево примеряет платья облаков. Ветер отбрасывает ее бело-снежную одежду в сторону. Все окрестные липы готовились к балу цветения. Пошел грибной дождь. Сквозь тучку выглянул радостный луч солнца, в небе выстроилась разноцветная радуга. Липа решила перекинуть радугу через платье. Такого чудесного наряда на празднике еще никто не видел. Не бывает в жизни радостным и удачным каждый день. Обезьяны в минуты возбуждения бьют себя в грудь, собака рычит и скалит зубы, слон размахивает хоботом. Человек обязан владеть собой! Выдержка ценится людьми, но нелегко даётся. Ты сел играть с товарищем. У тебя чудесное настроение. Но вот ты проигрываешь. Сразу становишься подозрительным, проверяешь каждый ход, споришь, ссоришься. Будь справедлив и скажи себе: «Мой друг был сильнее». Сумей овладеть своими чувствами. Самообладание сослужит тебе хорошую службу. Не с кем ей играть, вот и убежала она как-то в лес. Идет навстречу лев, а крошка фея львов никогда не видела. Зарычал он грозно, присел, к прыжку готовится! А фея ласково улыбается, поиграть с ним собирается. Удивляется лев! Почему его не боятся? Плохо это или хорошо? Сердиться нужно или смеяться?. Протянула фея льву волшебную палочку. Лев сначала слева к палочке подошёл, потом справа. Так и не взял. Но сердиться уже никак не получалось. Фея и грозный лев скоро подружились. В орешнике на берегу озера ребята поймали белку. Они обрадовались красивой зверюшке с пушистым хвостом, любопытными глазами и проворными лапами. Мальчики привели в порядок старую беличью клетку. Они сделали подстилку из листьев, поставили блюдце с молоком, положили орешки. Ребята подумали, что осчастливили белочку. А зверёк не стал обживать свой домик. Белочка печально сидела в углу и жалобно повизгивала. К корму она не притронулась. Дети удивились. Мальчики решили отнести белку снова в орешник. Там она жила. Зверёк легко и стремительно понёсся с ветки на ветку. Впереди них шла хроменькая старушка. Из её сумки выпал кошелёк с деньгами. Костя увидел это. Он нагнулся, схватил его, побежал и отдал старушке. Старушка назвала себя растеряхой и взяла кошелёк. Костя вернулся к сестре и стал жаловаться на старушку. Он был обижен тем, что она ему не сказала спасибо. Сестра остановилась и строго посмотрела на брата. Она сказала ему, что быть честным — долг каждого человека, а не заслуга. Не сразу Костя понял слова сестры. А когда понял, то запомнил их на всю жизнь. Виноват в этом человек. Иногда сознательно, а иногда и нет, но он распространяет различные виды живых организмов по планете. Во время войны англичане для маскировки аэродромов в Индии использовали вьюнок из Южной Америки. Вражеские разведчики ничего не видели под сплошным пологом вьющегося растения, которое, к тому же, очень быстро растёт. Сейчас этим вьюнком покрыты тысячи квадратных километров. Другие растения там жить не могут. Люди уже десятилетия воюют с вьюнком, но победить его не получается. Однажды около дерева работали люди. Орёл подлетел к дереву с рыбой в когтях. Люди увидели рыбу, стали бросать в орла камнями. Он выронил рыбу. Люди взяли её и ушли. Орёл сел на край гнезда. Орлята просили корм. Орёл устал и не мог лететь. Он прикрыл орлят крыльями и стал их ласкать. Птица как будто просила чуть подождать. Но птенцы стали кричать. Тогда орёл полетел к морю. Он вернулся поздно вечером. В когтях у него была опять рыба. Орёл огляделся, сел на край гнезда и накормил детей. Он же встречает его, когда моряк возвращается в порт. В древности моряки ориентировались по звёздам. Позже кто-то додумался создать рукотворную звезду и разжёг костёр на берегу. Это и был первый маяк, который помогал мореплавателям попасть в узкую бухту, не налететь на подводные камни. О первом построенном маяке написал греческий учёный седьмого века до нашей эры. Самый известный маяк, без сомнения, Александрийский. Его высота достигала сто тридцать метров, а свет был виден на шестьдесят километров. От названия острова Фарос, на котором стояло это чудо света, происходит слово фары. С чего началась её история? Наверное, с тростникового пера, которым писали в Древнем Египте. Позже, на протяжении полутора тысяч лет, люди писали перьями птиц: павлинов, лебедей, а чаще всего — гусей. Перьев нужно было много. Писатель не садился за стол, если перед ним не стояло пятнадцать — двадцать подготовленных перьев. Пишущих людей становилось всё больше, нужны были перья металлические. Они были созданы в Германии и Англии. Перо вставлялось в деревянную ручку. Такие ручки у нас дожили до шестидесятых годов прошлого века. Учителя считали, что такая ручка может выработать «правильный почерк». Но победил прогресс, и ученики начали писать шариковыми ручками. На их склонах растёт необычный цветок — королевская примула. Она буйно цветёт перед извержением вулкана, как будто предупреждая об опасности. Другие растения и животные также чувствуют приближение стихийного бедствия. Во время последнего разрушительного цунами в Бирме ни один слон не погиб. Животные почувствовали приближение волны и ушли в джунгли. Было много случаев, когда собака вытягивала ребёнка из колыбели и выбегала с ним на улицу. За собакой, разумеется, выбегала вся семья. И тут же землетрясение превращало дом в кучу обломков. Ящерицы, змеи, грызуны за несколько часов до катастрофы покидают свои норы. Значит, живя в опасном районе, нужно быть внимательным. Но напрасно. Сегодня чудесная царица Музыка отвергала меня своей властной рукой. Свистнув последний раз, я умолк и производил звуков не больше, чем бессловесный камень. Я принялся созерцать окрестности. Местность была довольно холмистая. Вдалеке виднелись крепостные стены и красная крыша замка. Там жили когда-то доблестные рыцари и вели интересную и опасную жизнь, полную яростных битв. Теперь в замке живут их честные и серьёзные потомки. Они ходят по тесным коридорам, карабкаются по узким винтовым лестницам. Они едят вкусные обеды в парадном зале, где на стенах ещё висят железные доспехи. Та далёкая эпоха кажется этим людям ужасной и безобразной, а собственная пресная жизнь — прекрасной. Но сегодня с самого утра небо ясное. Ласково пригревает летнее солнце. Чудесный денёк! Мы решаем залезть на гору и посмотреть местную старинную крепость. Это очень интересно! Поздним утром мы вышли из дому и зашагали по широкой тропинке по направлению к крепости. Она стоит на вершине небольшой горы и видна издалека. Возникает такое чувство, что идти до неё недолго. Но нам потребовался целый час. Вот и крепостные стены. Прекрасный вид открывается сверху! Все окрестности как на ладони. Напрасно мы не взяли видеокамеру. Залезаем на стену. Мы, доблестные защитники крепости, отражаем атаки грозного врага. Положение серьёзное и опасное. Сквозь узкие, тесные бойницы мы стреляем из арбалетов. Яростный штурм окончен. Враг бежит. Погода была чудесной. Лёгкие облачка бежали по небесной лазури. Юный паж любезно беседовал с принцессой. На лестнице собралась группа прелестных фрейлин, Вдруг раздался ужасный плеск. Из тростника вылезло безобразное чудовище. У него гигантское зелёное тело и красные лапы с алмазными когтями. Уши чудовища похожи на капустные листы. Оно взглянуло на принцессу яростным взглядом и облизнулось.
Сделать звуко — буквенный разбор слова: вариант 1 — поздний, вариант 2 — гриб. Найти в третьем предложении многозначное слово, составить с ним словосочетания в разных значениях. Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе» Как мужик убрал камень. На площади в одном городе лежал огромный камень. Он занимал много места и мешал проезду на лошади. Призвали инженеров и попросили помощи в уборке камня. Первый инженер предложил порохом разбить камень на части и вывести их. Он запросил оплату в восемь тысяч рублей. Другой инженер придумал под камень подвести большой каток и свалить его на пустоши. По стоимости это будет шесть тысяч рублей. А один мужик взялся камень за сто рублей убрать. Он выдумал выкопать подле камня яму, свалить его туда и заровнять землёй. Мужик так и сделал. Ему дали сто рублей за работу и сто рублей за умную выдумку. Толстому Слова для справок: его, тысяч, предложил. Выписать по одному словосочетанию с именами существительными 1, 2, 3 — го склонения. Выделить окончания существительных, определить падеж. Выполнить звуко - буквенный разбор слова: вариант 1 — его, вариант 2 — шесть. Разобрать имя существительное как часть речи: вариант 1 — за выдумку, вариант 2 —инженеров. Составить из слов пословицы. Выделить окончания имён существительных. Контрольный диктант за первое полугодие Лес. Лес — это большой город с тысячами жителей. Разными жилищами застроен этот гигант. В глубоких норках, тёплых гнёздах, просторных берлогах, крошечных хибарках поселились лесные обитатели. Жители лесов — звери, птицы, насекомые. Весь день хлопочут они по хозяйству. С утра до вечера снуют птицы меж стволов деревьев, кустов, веток. Поймают жуков, гусениц — несут своим птенчикам. Не сидят без дела работящие муравьи. Они поедают вредителей леса. Охраняют лес от болезней хищники — лесные санитары. Леса наши — это кладезь богатств. Берегите деревья, кусты, травы. Не разоряйте птичьих гнёзд. Не разрушайте муравейники. Будьте природе друзьями и рачительными хозяевами. Выписать три словосочетания с именами существительными во множественном числе. Определить падеж и склонение имён существительных. Списать предложения. Имена существительные, данные в скобках, записать в форме родительного падежа множественного числа. Сок апельсины и мандарины содержит много витамины. Бабушка сварила варенье из вишня и абрикосы. Разобрать имя существительное как часть речи: вариант 1 — вредителей, вариант 2 — гусениц. Записать противоположные по значению фразеологизмы парами. Семи пядей во лбу, ворон считать, держать ухо востро, без царя в голове. Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» Зимний день. Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Всё вокруг покрыто пушистым снежным ковром. Яркий свет слепит глаза.
Рассвет в лесу диктант 4 класс школа 21 века
Критерии оценивания в начальной школе «5» — ставится. За одну ошибку в диктанте считаются: - два исправления; - две пунктуационные ошибки; - повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.
Разобрать имя существительное как часть речи: вариант 1 — вредителей, вариант 2 — гусениц.
Записать противоположные по значению фразеологизмы парами. Семи пядей во лбу, ворон считать, держать ухо востро, без царя в голове. Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» Зимний день.
Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Всё вокруг покрыто пушистым снежным ковром.
Яркий свет слепит глаза. Мы въехали в лес. Деревья стоят словно в сказке.
На стволе высокой сосны мы заметили пёстрого дятла. Он ловко долбит шишку. Синички и воробьи дружно подбирают сосновые семена.
Рыжая белка быстро мелькнула среди деревьев. Под сосной видны следы. Это заяц-беляк пробежал по нетронутому снегу.
Хорошо в лесу! Легко дышать свежим морозным воздухом. Выписать три словосочетания «прил.
Составить три словосочетания: прил. Списать, вставить подходящие по смыслу имена прилагательные. Контрольный диктант по теме «Местоимение» Лесной голосок.
В солнечный день я бродил в берёзовом перелеске. Вдали послышался знакомый лесной голосок. Это куковала кукушка.
Я её слышал много раз. Но никогда не видел, какая она из себя. Увидеть её оказалось совсем непросто.
Я иду к ней на голосок, а она - от меня. В прятки со мной играет. Решил наоборот играть: я спрячусь, а ты поищи.
Залез в куст орешника и кукукнул один раз. Кукушка замолкла. И вдруг неподалёку послышался её крик.
Я молчок: поищи получше. А она уже совсем близко кукует. Гляжу — через поляну летит птица.
Хвост у неё длинный, сама серая, грудка в тёмных пестринках. Может, это ястребёнок? А птица подлетела к соседнему дереву, села на сучок и закуковала.
Вот она какая — кукушка! Выписать из текста местоимения, указать их лицо, число и падеж. Распределить слова по группам и записать в два столбика.
Для, он, по, её, от, за, вы, нам, у, тебе. Списать, вставить подходящие по смыслу местоимения. В субботу… пошли в парк.
Деревья стояли в пёстром наряде. На… были красные, жёлтые, оранжевые листья. На … дождём посыпались осенние листья.
Контрольный диктант по теме «Глагол» Совесть. Нина не приготовила уроки, решила не идти в школу, а украдкой пошла в рощу.
Кругом растёт пушистый ельник. Зеленеют молодые ёлочки. Из земли бьёт чистый родник.
Ребята собрали сучья и ветки. Мальчики разожгли весёлый костёр на берегу речки. В лесу было очень тихо. Дети сели вокруг огня. Серёжа наполнил чайник водой.
Пора заваривать чай. Анна и Эмма угостили ребят печеньем. По дороге домой все пели песни. Радостные ребята вернулись домой. Выгнали однажды охотники из берлоги медведицу.
А в берлоге кто-то кричит. Вытащил Геннадий Григорьевич из берлоги медвежонка. До деревни он нёс малыша в куртке. Медвежонок оказался очень любопытным. На окне стояли цветы.
Малыш зацепился когтями, потянул горшок зубами. Тот покачался и упал. Цветок оказался кисленьким и сочным. Из кучи земли выполз толстый и аппетитный червяк. Он полз, извивался.
Червяк тоже был вкусный. Охотник погрозил малышу пальцем. Медвежонок спрятался за печку и ворчал. Журавли готовились к отлёту. В золотые дни осени они покружились над родным болотом.
Вот и потянулись стройные косяки в тёплые страны. Журавли летели над лесами, полями,шумными городами. Внизу оставались реки, горы и моря. В глухом лесу птицы сделали отдых. На востоке показалась ранняя зорька.
Искрами засияли снежинки на скатерти снегов. Как радостно смотреть на окружающий мир! На рябинке щебетали воробьи, синички. Игорь и Дима вышли строить ледяную горку.
Дворник дядя Вася чистил дорожки к подъезду дома. Сделайте синтаксический разбор второго предложения. Определите склонение у существительных шестого предложения. Разберите по составу слово «подъезд».
За несколько дней до торжества папа достаёт большую коробку из кладовки и собирает ёлку. Затем мы все вместе её наряжаем. Пушистые ветки мы украшаем лёгкими разноцветными игрушками. Они блестят и сверкают, отражая свет электрических гирлянд.
Мы с братишкой в новогоднее утро находим под ёлкой долгожданный сюрприз. Его нам дарит Дед Мороз. Взрослые готовят подарки друг другу. Они тоже верят в новогоднюю сказку и сами хотят быть чуть-чуть волшебниками.
Сделайте синтаксической разбор первого предложения. Определите падежи имён существительных во втором предложении. Определите склонения имён существительных последнего предложения. От лютого холода попряталось все живое.
Вдруг появилась целая стайка северных гостей. С шумом пронеслись клесты над тихой поляной. Птицы облепили вершину мохнатой ели. На самой верхушке висели гроздья румяных шишек.
Цепкими когтями птицы стали таскать вкусные семена. Между сучьев старой ели спрятаны их жилища. Там уже вывелись птенцы. Заботливые мамы кормят их еловой кашей.
Почему клесты зимуют в наших краях? У нас им теплее, чем на далеком Севере. Разберите по частям речи слова третьего предложения. Определите склонение имён существительных первого предложения.
Сделайте фонетический разбор слова «ель». На реке, в лесу его надуло целые горы. Потом установилась тихая чудесная погода. Крупные снежинки хлопьями опускались на землю.
Мы подошли к болоту. Оно заросло травой, вокруг камыши и молодые осинки. Мой сосед посмотрел на деревья и сказал: «У всех осинок поломаны верхушки! Деревца в сильные морозы становятся хрупкими.
Вот лоси их и ломают. Сделайте синтаксический разбор третьего предложения. Обведите в тексте все местоимения. Разделите для переноса слова первого предложения.
Льдом покрылась река, уснула, как в сказке. Ходит зима по горам, по лесам, по долинам. Вот ветер с бугорка на поляне сдул белую шапку. Выглянуло раннее солнце и осветило верхушки деревьев.
Красные и зелёные огоньки зажглись на пушистом снегу. Хорошо в зимнем лесу! Легко скользят лыжи по мягкому ковру. Медведь спит в берлоге.
Колючий ёж в ямке закрылся сухими листьями. Хитрая лисица смастерила жильё. Трусливый заяц днём спит под кустом, а ночью объедает кору деревьев. Укажите над именами существительными второго предложения падежи и выделите окончания.
Укажите над именами существительными последнего предложения род, склонение падеж и выдели окончание. Сделайте морфологический разбор имени существительного «в берлоге». В каждом доме стоит ёлка. На ней висят игрушки, шарики, сладости.
В древние времена Новый год встречали весной.
Рассвет в лесу диктант 4 класс школа 21 века
Контрольный диктант за I полугодие, 4 класс. Реальные тексты для диктантов ВПР 2024 по русскому языку 4 класс с ответами для подготовки к всероссийской проверочной работе 2024 года. Каждый тренировочный текст диктанта составлен. Диктанты по русскому языку Диктанты 4 класс Русский язык 4 класс диктанты с заданиями. В лесу было очень тихо.
4 класс: диктанты по русскому языку с грамматическими заданиями
Каждое пропущенное в тексте диктанта слово, содержащее орфограмму, квалифицируется как орфографическая ошибка. Итоговый контрольный диктант 4 класс 2008-09 уч. год. Контрольный диктант № 1 Лес переливался весёлыми звёздами росы. Ошибки, допущенные учеником в диктанте и воспроизведённые при переписывании предложения, не учитываются при оценивании выполнения данного задания.