Новости доклад на тему ислам

Доступность мусульманской религия исследователи объясняют тем, что ислам максимально учитывает местные условия, не запятнал себя колониальной политикой и т.д. Нельзя не согласиться, что в силу этих причин ислам широко распространился в Африке.

Кратко об исламе

Он говорит в откровении. В чем выражается это откровение? Естественно, оно выражается в Писании — то, что Бог через пророков ниспосылает людям. И вот таким Писанием, в котором говорит Бог, для мусульман является Коран. То есть можно сказать еще иначе: как иудаизм, как и христианство, ислам — это религия книги, божественной книги. Не нужно только думать, что Коран — это единственная священная книга, богооткровенная книга для мусульман. Согласно Корану, Бог, до того, как он ниспослал откровение Мухаммаду, ниспосылал откровение и другим пророкам, в том числе и в книгах. Итак, ислам — религия мировая, религия теистическая, религия авраамическая, религия богооткровенная. Теперь два слова все-таки, что значит само слово «ислам», что значат слова «мусульмане», «мусульманин». Для нас это слова, которые звучат как совершенно разные, но в арабском языке они происходят от одного корня, от одного глагола — «аслама».

Очень часто «ислам» переводят как «покорность». Это не совсем так. Это прежде всего вверение, предание себя Богу, «аслама», и отсюда отглагольное существительное «ислам». А действительное причастие, если мы будем переводить в наши грамматические категории, понятные нам, действительное причастие от глагола «аслама», предавать себя Богу, будет «муслим», то есть мусульманин, тот, кто предал себя, тот, кто вверил себя Богу. Краткие определения ислама Теперь, наверное, нужно нам немножко поговорить о том, как исламоведы пытались дать свое, краткое определение ислама. Это полезно знать, потому что вот в таких попытках краткого определения ислама выявляются какие-то характерные черты этой религии. Совершенных определений, конечно, быть не может, но тем не менее вот на, по крайней мере, два, а точнее, три определения я бы хотел обратить ваше внимание. Ну, общепринято теперь стало определять ислам как тотальную религию, религию, которая объединяет религиозное, культурное, социальное, политическое. Действительно, сказать, что ислам — это просто религия, это будет не совсем верно, потому что для мусульманина ислам — это образ жизни прежде всего, характер его отношений с единоверцами и иноверцами.

Организация жизни, быта и так далее — это все будет тоже ислам. Может быть, поэтому больше, чем в какой-либо иной религии, политическое в исламе связано с религиозным, и это дает как раз возможность, увы, и для спекуляций, когда религиозное привлекается для обоснования каких-либо политических амбиций, устремлений и так далее и так далее. Еще на одну характеристику ислама я бы хотел обратить ваше внимание. Это определение ислама дал выдающийся французский исламовед XX века Луи Массиньон. Ислам — это эгалитарная светская теократия. Парадоксально звучит, на первый слух, так сказать, это определение, но давайте разберемся коротко. Почему эгалитарная? Потому что, согласно и Корану, и мусульманскому вероучению, все мусульмане равны перед божественным законом. На деле что такое божественный закон?

Это то, что сказано в Коране. Вот перед божественным словом все мусульмане равны, будь это хоть халиф, верховный правитель в мире ислама, или абиссинский раб, но мусульманин. По крайней мере теоретически это так, эгалитарная. Почему светская? Дело в том, что в исламе нет некоего аналога институту священников, который есть в христианстве. Можно сразу спросить: а как же имамы, как же муллы и так далее и так далее? Но дело в том, что имам —это первоначально был человек, который возглавлял молитву: «амама» — стоять впереди, предстоять. Потом, конечно, имамы выделились в особый институт. Необходимо было получить какое-то образование, необходимо было соответствовать ряду условий, для того чтобы исполнять функции имама, но в принципе, если такого человека, получившего специального образования, нет, то возглавить молитву может любой мусульманин.

Единственное условие — он должен уметь читать Коран по-арабски. Института священства как людей, которые через таинства наделены какими-то особыми полномочиями, в исламе нет, поэтому вот Массиньон и употребил определение «светская». И, наконец, теократия, эгалитарная светская теократия. Теократия в первоначальном значении этого слова: «теос» — Бог, «кратос» — власть, власть Бога, потому что верховная законодательная власть в исламе принадлежит только Богу. Он делегирует просто уже людям часть своей власти через особые институты. Долгое время, вплоть до 1924 года, таким институтом был, например, халиф — глава мусульманской общины. Понимание откровения в исламе Давайте еще постараемся кратко охарактеризовать ислам через градацию ценностей — что именно и в какой последовательности представляется важнейшим для мусульман. Если мы будем говорить о христианстве, то, конечно, в центре христианства это фигура, личность, деятельность Иисуса Христа. В исламе несколько иначе.

Можно было спорить по поводу неясных мест Корана, оспаривать те или иные суры или хадисы, становиться на точку зрения того или иного мазхаба, той или иной секты, но нельзя было выступить против ислама ни прямо, ни даже косвенно например, в манере Рабле или Вольтера. Нельзя было не потому, что это кем-то категорически воспрещалось или за это сжигали на кострах — как раз костров-то в исламе никогда и не было. Невозможно это было потому, что в условиях абсолютного господства ислама, его всеобщности, интегральности выступить против него означало бы выступить против всего того, что есть в жизни и обществе мусульман, то есть противопоставить себя этому обществу, оказаться как бы вне его, вне закона. Все это стократ усиливало позиции ислама, придавало силу и прочность его культурной традиции, его влиянию на население, причем даже тогда, когда обстановка в мире резко изменялась, жизнь теряла свои привычные устои и новое решительно требовало считаться с собой.

Вышесказанное объясняет те формы, в которых протекала трансформация ислама в мусульманском мире. Только в Турции, где антиклерикальные силы возглавили кемалистскую революцию и привели страну к радикальным преобразованиям, оказалось возможным решительным рывком вырваться из объятий ислама, хотя и не полностью. Во всем остальном мусульманском мире, в том числе и в тех странах, где еще недавно охотно говорили об исламском социализме и где действительно осуществляются порой радикальные социальные преобразования, ислам, не будучи решительно отброшен, сумел видоизмениться, трансформироваться, адаптироваться и даже укрепиться. Вписавшись в современную структуру, даже в меру признав авторитет науки, ислам продолжает воздействовать на поступательное развитие общества с помощью своих тысячелетних традиций, подчас искусственно реставрируемых, как это можно видеть на примере некоторых стран, где радикальные и даже революционные перемены чаще всего несут на себе заметный оттенок фундаментализма.

Конечно, современные мусульманские улемы — не чета мутакаллимам тысячелетней давности. Они хорошо образованны, идут в ногу с современностью, не говоря уже о том, что многие из них пользуются всеми благами современной цивилизации, вплоть до телевизоров и автомобилей.

Сражайтесь с теми из неверных, которые близки к вам. И пусть они найдут в вас суровость. И знайте, что Аллах — с богобоязненными!

На практике в исламе всякое разделение между сторонниками иных религий стерлось: все они рассматривались как неверные джяур , подлежащие или истреблению, или покорению. Под знаменем джихада газавата мусульманские лидеры не раз, вплоть до наших дней, побуждали верующих к истребительной войне против всех иноверцев. Этика ислама довольно элементарна. Предписывается быть справедливым, воздавать за добро добром, за зло злом, быть щедрым, помогать бедным и т. Невыполнимых моральных предписаний в исламе, в отличие от христианства, нет.

В семейной морали и во взгляде ислама на взаимоотношения полов отразились понятия патриархально-родового уклада. Женщина — подчиненное существо, созданное Аллахом для услаждения мужчины. Вместе с тем в Коране признаются человеческие и гражданские права женщины: осуждается излишняя жестокость мужа в отношении к жене, оговариваются имущественные права женщины — право на приданое, на наследство. Коран несколько облегчил положение женщины по сравнению с патриархальным обычным правом арабов. В социальных принципах раннего ислама нашел отражение тот же патриархально-родовой уклад.

Все мусульмане равны перед богом, но имущественные различия, богатство и бедность признаются естественным фактом, установленным самим Аллахом. Обязательный налог в пользу бедных призван как будто смягчать имущественные противоречия; однако частная собственность защищается Кораном. Закабаление за долги запрещено. Окидывая общим взглядом догматику, обрядность, этику раннего ислама, мы без труда видим, что в основе этой идеологии лежит иудейско-христианское мировоззрение, но приспособленное к более примитивному общественному укладу — к разлагавшемуся родо-племенному быту арабов. Идеология арабов проще, грубее, понятнее для широкой массы верующих, особенно для кочевников и земледельцев Азии; предписания его несложны и вполне выполнимы.

Эти-то особенности мусульманства, порожденные самими условиями его возникновения, облегчили его распространение среди арабов. Хотя и в борьбе, преодолевая сопротивление родо-племенной аристократии, склонной к сепаратизму восстание племен Аравии после смерти Мухаммеда , ислам довольно скоро одержал среди арабов полную победу. Новая религия указывала воинственным бедуинам простой и ясный путь к обогащению, к выходу из кризиса: завоевание новых земель. Преемники Мухаммеда — халифы Абу-Бекр, Омар, Осман — завоевали в короткое время соседние, а потом и более отдаленные страны Средиземноморья и Передней Азии. В покоренных арабами странах повинности крестьянского населения были значительно облегчены, особенно для тех, кто принимал ислам; и это содействовало переходу широких масс населения разных национальностей в новую религию.

Хотя ислам в какой-то степени и сплачивал людей на основе общности религии, но национальные противоречия в странах ислама отнюдь не исчезли, напротив, они постепенно все обострялись. Это нашло отражение в разных течениях в мусульманской религии, в расколах и сектах. Считают, что в шиитском движении проявилось недовольство и борьба персов против завоевателей — арабов, то есть что это была своего рода религиозная оболочка национального антиарабского движения в Иране. Это отчасти верно, но такой характер шиизм принял не сразу, а лишь впоследствии. Началось дело с внутренней борьбы среди арабов — с борьбы за власть между преемниками Мухаммеда.

Борьба за власть приняла форму спора о преемственности власти в халифате. Сторонники Али потерпели поражение, Али был убит, но его последователи укрепились в Иране и Ираке, и там шиизм широко распространился как выражение протеста против власти Арабского халифата. По шиитскому преданию, Али и его сыновья Хасан и Хусейн пали мучениками за веру. В память этого шииты ежегодно справляют траурный праздник шахсей-вахсей, при котором фанатично настроенные верующие наносят себе раны холодным оружием, выражая свою религиозную преданность памяти мучеников. В связи с этим шииты отвергают сунну, составленную при первых халифах из преданий о пророке.

Но шиизм не остался единым, внутри него возникли различные течения. Господствующим стало течение, признающее одиннадцать законных имамов — потомков Али; двенадцатый имам будто бы еще в IX веке таинственно скрылся и где-то пребывает невидимо, однако должен в конце времен объявиться как спаситель — махди. Это наиболее распространенное в шиизме течение особенно укрепилось в Иране и с начала XVI века при династии Сефевидов стало там официальной государственной религией. Другие ответвления шиизма насчитывают гораздо меньше последователей и составляют скорее секты. Такова секта исмаилитов по имени Исмаила, ее основателя в VII веке , распространенная ныне в горных районах Афганистана, Бадахшана и др.

Эти имамы образуют наследственную династию Агаханов, ведущих светскую, роскошную жизнь и собирающих отовсюду дань с членов секты. В учение исмаилитов влилось много идей из домусульманских религиозно-философских систем Азии и из местных народных верований. От исмаилитской секты отделилась в IX веке группа карматов — демократическая секта, члены которой, преимущественно крестьяне и бедуины Аравии, устанавливали общность имущества. Секта карматов просуществовала до XI века. От того же исмаилизма отпочковалась секта ассасинов, соединявшая мистицизм с фанатической борьбой против немусульман.

Наконец в XI веке от того же корня отделилась группа последователей халифа Хакима. По имени видного предводителя секты Исмаила ад Дарази последователи секты до сих пор известны как друзы в Ливане. В отличие от шиитского направления, ортодоксальный ислам, охвативший большинство мусульман мира, называется суннизмом: сторонники его признают законность сунн. Суннизм тоже не остался вполне единым. Мутазилитов поддерживали некоторые халифы, искавшие в этой секте опору для своей власти.

Но вскоре коней IX века реакционное фанатическое духовенство взяло верх в халифате, мутазилитов стали преследовать. Однако идеи мутазилитов оставили след на дальнейшем развитии мусульманского богословия. Последняя из этих школ была проникнута духом крайнего фанатизма, буквального толкования религиозных догматов; она укрепилась среди отсталого бедуинского населения Аравии; близка к ней была и школа маликитов, получившая господство в Северной Африке. Другие две школы, распространившиеся в более культурных областях мусульманского мира, допускали более свободное толкование учения.

Подробнее о шахаде… Намаз — ежедневная молитва у мусульман, очищающая и оберегающая от грехов. Подробнее… Пост в Священный месяц Рамадан. Подробнее о нем… Закят — обязательный налог с избытка имущества мусульманина, при условии что этот избыток пролежал год. Подробнее о Закяте… Хадж — большое паломничество в Мекку. Подробнее… Самый страшный грех в Исламе, который делает человека не мусульманином, это — многобожие, приобщение Господу сотоварищей идолы, амулеты, обереги и тп. Это когда человек взывает с мольбами к кому то другому, кроме Бога, или уповает на что то другое. Поэтому со всеми мольбами мусульманин обращается напрямую к Творцу, надеясь на Его милость, зная что Он видит его, слышит и при искреннем покаянии простит все грехи его. Ведь никто кроме Господа не сможет простить грехи! Вера в Ангелов — это создания Господа, которые беспрекословно Ему подчиняются. Вера в Священные писания, последние из которых Тора, Евангелие и Коран. Мусульмане следуют Корану, как заключительному Божьему писанию, после которого не будет других.

Ислам, его возникновение, особенности вероучения

То же самое сделал Каъаб Ибн Малик. На следующий день Умар пошёл к Пророку мир ему и благословение Аллаха и рассказал ему об этом. Они одеяние для вас, а вы - одеяние для них. Аллах ведает, что вы обманываете самих себя и обратился к вам, и простил вас. Отныне прикасайтесь к ним и ищите того, что предписал вам Аллах сура Бакара, аят 187 Этим аятом Аллах разрешил половое сношение, приём пищи и питьё на протяжении всей ночи. И это проявление Его милости для людей. Имам аль-Бухари приводит хадис, в котором сказано, что тот, кто выучит 99 имен Аллаха, войдет в Рай. Количество имен Аллаха не ограничивается числом 99, потому что Всевышний имеет неисчислимые совершенные атрибуты и Прекрасные имена, сущность которых знает только Он Сам. С точки зрения ислама считать какой-либо день предвестником плохого или же неудачным является ересью и ложными верованиями. Подобные верования присущи лишь людям со слабой верой, которые не знают, что такое упование на Аллаха. Каждый день недели является днем Аллаха.

Во многих хадисах сообщается о том, что посланник Аллаха салаллаху алейхи ва саллям категорически отвергал любые суеверия и верования в приметы. Абу Юсуф ответил: «Да, конечно можно». Тогда Харун Рашид спросил: «А что является доказательством этого? Совершать намаз вовремя, оставив все дела, а не откладывать на потом. Со слов Умм Фаруа да будет доволен ею Аллах сообщается, что когда посланника Аллаха мир ему и благословение Аллаха спросили: «Какое из деяний является наилучшим? Оставить все мирские дела и сконцентрироваться только на поклонении, представить, что ты стоишь перед Всевышним. Пророк мир ему определил искренность в намазе: «Ихсан — это когда ты поклонишься Аллаху так, как будто ты видишь Его, но даже если ты не можешь видеть Его — Он видит тебя». Тщательно выполнять земные и поясные поклоны. Совершать сунна-намазы. В хадисе сказано: «Кто совершит 12 ракаатов суннат-намаза в день не считая обязательного фард-намаза , тому будет построен дом в Раю».

Поминать Аллаха после намаза. В хадисе сказано: «Кто скажет после намаза три раза: «Астагъфиру ллага ллази ла илага илла гуваль хайяль кайюма ва атубу илайги», тому Аллах простит все его грехи, даже если их количество равно количеству пены на море». Совершать дополнительные намазы тахаджуд, духа-намазы. Пророк Мухаммад мир ему сказал: «Лучший намаз из дополнительных намазов — это намаз, выполняемый глубокой ночью — намаз-тахаджуд».

Все, кто хранит эти пять столпов, являются мусульманами. При этом должно помнить, что в исламе не существует духовенства. Из-за того, что Коран отвергает возможность усыновления людей Богу, в исламе нет посредников. Ведь по сравнению с Аллахом все люди букашки. Поэтому никакое высказывание людей не обладает абсолютным авторитетом. Более того, для блага ислама шариат предоставляет мусульманам право на ложь.

Поэтому не стоит серьезно подходить к высказываниям религиозных лидеров ислама. Они и сами не относятся серьезно к тому, что вкладывают в доверчивые уши кафиров неверных , предназначенных к аду. Никакой мулла не властен отлучить мусульманина от уммы общины. Это может сделать только шариатский суд. Православная Церковь оценивает эти пять столпов как демоническое заблуждение. Первый столп — вера акида , включает веру в шесть основ: мусульманин должен верить в Аллаха, его ангелов, его Писание, в его посланников, в последний день и предопределение. Главным предметом веры в исламе является Аллах — особое существо, похожее на Бога христиан. Главным его атрибутом является единство. Ему приписывается создание мира, ниспослание Писания и пророков и суд в конце времен. Однако в отличие от истинного Бога Аллах не личность.

Он не добр, не дает свободы своему творению, ибо определяет все действия как добрые, так и злые. Он ограничен пространством. Ислам отвергает Триединство. Наряду с Аллахом вечно существует Коран. Это учение было официально подтверждено на Константинопольском Соборе 1180 года. Аллах ислама не существует в действительности. Это результат извращения представления об истинном Творце, которое дьявол посеял в уме Мухаммеда. Мы можем назвать его идолом, построенным в уме мусульман, подобно тому как язычники измышляли себе ложных богов. Вера в ангелов в исламе также отличается от откровения Божия. Ангелы ислама — особые существа, сотворенные из света, исполняющие волю Аллаха.

Ислам отвергает грехопадение ангелов кроме Иблиса — сатаны, чья ангельская природа находится под сомнением. Кроме ангелов есть еще один вид существ — это джинны, созданные из бездымного пламени. Они разделены на джиннов-язычников и джиннов-мусульман. Первые являются причиной бед людей. Джинны могут жениться, рожать детей, даже вступать в половые отношения с людьми. Такое учение об ангелах крайне далеко от истины. Бог открыл нам существование мира духовных ангелов, расколотого мятежом Денницы. Благие ангелы — наши помощники и старшие братья, входящие в небесную Церковь. Мятежные ангелы— наши враги, изгоняемые силой Божией и знамением креста. В результате искаженного понимания ангельской природы в исламе нет реальной духовной борьбы с демонами.

Напротив, очень легко человек подпадает под действие духов зла. В связи с этим весь исламский мир пронизан страхом перед порчей, сглазом и колдовством. Часто встречаются и случаи беснования. Вера в Писания также отделяет ислам от христианства. Но, по убеждению мусульман, все Писания, кроме Корана, искажены. Поэтому они отвергают истинное Откровение Божие, признавая только Коран. Мусульмане убеждены, что Коран является копией некоего вечного подлинника, надиктованного Аллахом через ангела Джибрила. Они считают, будто Писание должно быть всегда прямой речью Аллаха на арабском языке. Поэтому реальное слово Божие, где Творец говорит и словом и делом, совершенно неприемлемо для сторонников ислама Коран радикально отличается от Библии. Истории, содержащиеся в нем, выдуманы и противоречат как Писанию, так и истории.

Богословие радикально отличается от библейского. В отличие от Библии Коран содержит 225 противоречий. Православная Церковь считает Коран выдумкой Мухаммеда, основанной на демоническом внушении. Мусульмане убеждены, что Библия — это человеческое искажение, неузнаваемо извратившее слово Творца. Вера в посланников также отличает ислам от христианства и иудаизма. По убеждению мусульман, в принципе сущность послания Аллаха не меняется. Во все времена единственной вестью является утверждение единобожия. Ничего другого Аллах сказать не может. Все, что не сводится к этому, объявляется человеческим измышлением. Похоже, бог мусульман меньше способен к творчеству, чем человек.

Впрочем, мы знаем, что ангелы, в том числе и падшие, не способны к творчеству, в отличие от человека. Те посланники, которых упоминает Коран и сунна «священное Предание» , хотя и носят имена, похожие на библейские, чаще всего не имеют почти ничего общего с реальными. Например, Христос объявляется не Богом, а творением. Его чудеса абсурдны заимствованы чаще всего из апокрифов. К примеру, рассказывается о столе с едой, посланной с неба по просьбе Исы, или воспроизводится рассказ апокрифов об оживлении Им глиняных птичек. Самое страшное, что мусульмане отвергают сам факт распятия и воскресения Христа Спасителя. По их убеждению, Аллах вознес Христа, а на кресте был распят другой человек Иуда или Симон Киринейский. Это богохульное утверждение противоречит как Евангелию, так и самому характеру Богочеловека. Не случайно мусульмане ненавидят святой Крест, так что утверждают, будто одним из главных дел Христа после Его возвращения на землю будет уничтожение всех крестов. Так дух, действующий в исламе, выдает себя.

Думаю, что и запрет на вино на самом деле связан с ненавистью к святому Причастию. Исламисты доходят до абсурда, объявляя даже идолопоклонников посланниками Аллаха например Александр Македонский — Зу-ль-Кифль. Поэтому является совершено неверным утверждение, будто мусульмане почитают Моисея, Христа или Давида. Под этими именами выведены совершенно другие персонажи. В этом отношении мусульмане тождественны оккультистам. Вера в последний день у мусульман также не соответствует слову Божию. По их учению, душа умершего существует в трупе, где грешников мучают ангелы, а праведники пребывают в покое. Хотя непонятно, какое наслаждение может быть в могиле. Перед концом мира исламский Иса вернется на землю, уничтожит христиан, женится и умрет в Медине. Заметим, что для нас данный персонаж исламской мифологии неотличим от антихриста, предсказанного в Библии.

Появится антихрист Аль-Джадж. Наконец, ангел Исрафил затрубит в трубу, и все в мире умрет, а затем Аллах всех воскресит. Все люди предстанут перед Аллахом, и он будет судить их. Мусульманам представят их грехи, они признаются в них и будут прощены. Те, кто погиб на джихаде, войдут в рай, минуя суд. В судный день их раны раскроются, но вместо крови из них потечет мускус. Остальные должны будут перейти через мост ас-Сират, ведущий в рай. Праведники спокойно перейдут через него мусульмане верят, что переехать этот мост они смогут на жертвенном баране , а грешники в первую очередь немусульмане упадут в ад. Обитателей ада ожидает вечное мучение от огня, кипящего железа и сдирания кожи. Осуществлять пытку будут специальные ангелы.

Но в конце концов все мусульмане ходатайством Мухаммеда будут выведены из ада. А праведники будут наслаждаться в райском саду множеством различных видов пищи, а также соитием с особыми существами — гуриями. При этом праведники будут наслаждаться созерцанием пыток немусульман. Это представление показывает дьявольскую жестокость исламского лжепророка.

Это объясняется, в частности, тем, что как религиозная доктрина и форма социальной организации он всегда играл на мусульманском Востоке несколько иную роль, нежели, скажем, христианство в Европе. Никогда, даже в пору своего полного господства над людьми, в периоды самых жестоких гонений и разгула инквизиции, христианство не вытесняло полностью светской власти. Ислам же заполнил собой все поры мусульманского общества, определил характер экономических отношений и формы политического администрирования, социальную структуру, культуру и быт правоверных. Духовная жизнь в исламских странах не только всегда была под контролем ислама — она протекала исключительно в рамках ислама, была исламской как по сути, так и по форме. И хотя мусульманские мыслители свободно оперировали философскими категориями, не имевшими ничего общего с исламом, — все равно он был тем фундаментом, на котором стояли и на который ориентировались правоверные. Можно было спорить по поводу неясных мест Корана, оспаривать те или иные суры или хадисы, становиться на точку зрения того или иного мазхаба, той или иной секты, но нельзя было выступить против ислама ни прямо, ни даже косвенно например, в манере Рабле или Вольтера. Нельзя было не потому, что это кем-то категорически воспрещалось или за это сжигали на кострах — как раз костров-то в исламе никогда и не было. Невозможно это было потому, что в условиях абсолютного господства ислама, его всеобщности, интегральности выступить против него означало бы выступить против всего того, что есть в жизни и обществе мусульман, то есть противопоставить себя этому обществу, оказаться как бы вне его, вне закона. Все это стократ усиливало позиции ислама, придавало силу и прочность его культурной традиции, его влиянию на население, причем даже тогда, когда обстановка в мире резко изменялась, жизнь теряла свои привычные устои и новое решительно требовало считаться с собой. Вышесказанное объясняет те формы, в которых протекала трансформация ислама в мусульманском мире. Только в Турции, где антиклерикальные силы возглавили кемалистскую революцию и привели страну к радикальным преобразованиям, оказалось возможным решительным рывком вырваться из объятий ислама, хотя и не полностью.

Аллах мой! Прошу у Тебя обстоятельств, требующих Твоей милости, и поступков, делающих необходимым Твое прощение. Прошу дать мне возможность обрести добро и отдалиться от греха. Не оставляй ни один не прощенный Тобою грех, ни одного не превращенного в радость беспокойства, ни одной нужды, не противоречащей Твоей воле. О милосерднейший из милосердных Аллах мой! Вопрос: Несколько месяцев назад я вышла замуж. До свадьбы мы с мужем не были знакомы. Я начинаю в него влюбляться, видя его отношение ко мне и то, какой он замечательный человек. Он сразу поставил меня в известность, что планирует иметь двух или более жён. Меня это очень задело, но я переводила эти разговоры в шутку, надеясь, что это лишь его фантазии. А недавно прочитала его переписку, которую он тщательно скрывал, и узнала, что есть и другая, которую он любит. Он предлагает ей выйти за него второй женой. Когда я прочла эту переписку, у меня хлынули слёзы из глаз. Сначала у меня на сердце была невероятная обида, но потом я постаралась понять своего мужа. Ведь он, любя другую девушку, ни словом, ни делом, ни взглядом не давал мне этого понять и относился ко мне так, будто я — любовь всей его жизни. Это ещё больше подняло его в моих глазах. А то, что он скрывал свою переписку, меня не столько задевало, так как я думала, что он просто не хотел, чтобы кто-то лез в его личное общение. До сих пор он утверждает, что никого не любит и нужна ему я. Но я видела то, что видела. Раньше я могла подойти к нему, обнять, сказать ласковое слово, а сейчас… думаю, нужно ли ему это. Он стал мне каким-то чужим. Моё сердце разрывается на части... Ответы: С точки зрения религии: Довольно много есть женщин, которым легко даётся исполнение религиозных предписаний, таких как чтение ежедневной пятикратной молитвы, соблюдение требований хиджаба к одежде и т. Но, как показывает практика, большинство женщин даже из числа соблюдающих нормы Ислама с тяжестью переносят новость о вторичной женитьбе своих мужей. Учитывая такие факторы, что женщины в отличие от мужчин более чувственны, ранимы и немного сентиментальны, вполне можно понять их.

Презентация на тему Ислам

Распространение ислама Е стественно, что после ухода пророка из жизни встал вопрос о духовном лидерстве. И естественно, что на него претендовали ближайшие сподвижники. Их называют халифы — то есть преемники. Первым халифом был Абу Бакр. Было очень много войн, которые вели халифы, как защищая ислам, так и пытаясь распространить его. Завоёвывая какую-либо территорию, проживавшим там народам не вменялось принимать безоговорочно ислам. Но им приходилось платить налоги, которых раньше у них не было. Ведь сохраняемая ими религия не предусматривала закят или военную обязанность. В 661 г. В 750 г.

Ислам и наука Р аспространяя свою веру, арабы сыграли огромную роль в развитии науки. Период с 900 по 1200 г. Арабские архитекторы разработали новые двухъярусные арки, поддерживающие крышу мечети в Кордове Испания — одной из крупнейших мечетей мира. Уже в 10 в. В Багдаде был построен «Дом мудрости» — огромная библиотека, в которой халиф хотел собрать все книги мира. Многие древнегреческие и персидские сочинения дошли до нас только благодаря арабским ученым и переводчикам. В одной из книг о водяных мельницах описан вечный двигатель, как его представляли исламские ученые того времени. Арабы заменили неудобные римские цифры арабскими и ввели десятичную систему счисления по десяткам, сотням, тысячам ит. Мечеть: главное храмовое сооружение в исламе Х рамовое сооружение в исламе называется мечеть.

На арабском языке — масджид, дословно переводится как «место простирания ниц». Предусмотрено в мечети, кроме молельного зала, и комната для обучения подрастающего поколения основам ислама. Во дворе делают место для омовения. Некоторые сооружения увенчаны эмблемой ислама в виде полумесяца и звезды. Она не имеет религиозного значения, но является символом этой религии, ведь в мусульманстве летоисчисление ведется по лунному календарю, а звезда, согласно Корану, была одним из знамений Аллаха. Мечеть «Сердце Чечни» им. Грозный — одна из самых больших мечетей мира В стене мечети, обращенной в сторону Мекки, есть небольшая ниша михраб. Она указывает верующим направление на Мекку. Справа от михраба расположен минбар — возвышение для проповеди с тремя ступенями.

Мухаммед проповедовал, стоя па верхней ступени минбара, оставляя место наверху пустым в знак уважения к Аллаху, Ныне проповеди произносят со средней ступени, потому что верхняя посвящена Мухаммеду, Слева от михраба иногда стоит столик, с которого читают Коран. Главной частью мечети является большой прямоугольный зал.

Однако ислам - это религия с ярко выраженным социальным учением. Идеал ислама таков же, как и в учении Иисуса: братская любовь. Ислам не только говорит об истинном пути, но также и даёт подробные указания, как достичь этого идеала. Поддерживая торговлю и прибыль, ислам подчёркивает необходимость справедливости в любых общественных отношениях.

Во времена Мухаммеда всё наследство отца переходило только к старшему сыну. Это вело к вопиющему неравенству. Мухаммед потребовал, чтобы наследство делилось между всеми детьми, включая дочерей. Ислам также способствовал значительному улучшению положения арабских женщин, которые до этого не имели никаких прав. Ислам освятил узы брака, придавая особое значение вопросам нравственности. Данное учение также подчёркивает полнейшее равенство рас, и смешанные браки для него не представляют ничего необычного.

Важным понятием в вероучении ислама является джихад «усилие» - борьба за веру. Пророк Мухаммед в разные периоды жизни во исполнение джихада рекомендовал не искать конфликта с язычниками, кто бы они ни были, а склонять их к истинной вере «мудростью и хорошим увещеванием»; бороться с неверными всегда и везде, но только не в священные месяцы. Вскоре появились такие понятия, как «джихад сердца», подразумевавший собственную борьбу в совершенствование веры; «джихад языка»- верующий одобрительно говорит о богоугодном; «джихад руки», подразумевавший наказание за преступление перед верой, и, наконец, «джихад меча», подразумевавший прямую войну с неверными. Когда начались мусульманские завоевательные войны, имевшие прямую связь с джихадом, взаимоотношения с врагами строились по-разному. Для язычников выбор был лишь один: переход в ислам или смерть. Молитвенное здание мусульман именуется мечетью араб.

Первая мечеть появилась в селении Куба сразу после прибытия Мухаммада в Медину. Своеобразный облик мечети сложился к концу 8 в. Минарет может составлять с мечетью единый ансамбль или стоять отдельно. Внутри мечети в одной из стен делают михраб - нишу, обозначающую направление в сторону Мекки. Лицо молящегося должно быть обращено именно туда. Стоять перед михрабом - всё равно что стоять перед лицом Бога.

С самого начала мечеть являлась не только молитвенным, но и общественным зданием со многими функциями. В первые столетия существования ислама сборные мечети строились вместе с резиденцией правителя, в них хранили казну и важнейшие документы, объявляли указы, вели судебные разбирательства. Постепенно мечеть освободилась от светских функций. Для прибивания в мечети от молящихся требуется ритуальная чистота; они должны быть опрятно одеты, скромно вести себя. При входе в мечеть надо обязательно снимать обувь. Женщины молятся либо в отгороженной занавесом части.

Либо в особых изолированных галереях мечети. Если у христиан о начале церковной службы извещает колокольный звон, то у мусульман перед обязательной молитвой раздаётся пение муэдзина «призывающего». Поднявшись на галерею минарета, он поворачивается в сторону Мекки и, держась за мочки ушей большим и указательным пальцами, нараспев читает азан «молитвенный призыв» : «Аллах велик. Свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха произносится дважды. Идите на молитву. Ищите спасения».

Перед чтением молитвы муэдзин дважды произносит: «Молитва лучше сна», а шииты последователи одного из направлений в исламе здесь добавляют фразу: «Идите к лучшему из дел». Завершает азан фраза: «Аллах велик. Нет Бога, кроме Аллаха». Улемы «Знатоки веры» улема ад-дин - собирательное название знатоков религиозного предания, морально правовых норм ислама, богословия. Обычно улемы прекрасно знают судопроизводство, обряды, однако называть их мусульманским духовенством некорректно. Хотя улемами именовали только лиц, выделявшихся своей образованностью и учёностью, знатоков религиозных наук и исполнения религиозно- общественных функций, строгой последовательности в употребление этого слова не было.

Ислам в современном мире. Изменения в социально-экономических структурах стран Востока, становление нового класса - национальной буржуазии, развитие национально-освободительного движения, распространение идей марксизма - все это в совокупности не могло не повлечь за собой перемены во взглядах на роль Ислама в обществе, так и в самой исламской мотивации новых религий общественного бытия. Отличие заключается, во-первых, в том, что эти процессы происходили в различные эпохи, в различных конкретно-исторических условиях. В-третьих, отсутствие в Исламе института церкви и духовенства, аналогичных христианским, наложило весьма существенный отпечаток на характер реформ в Исламе. Одновременно с этим осуществляется кодификация норм мусульманского права свод положений ханафисткого права - Манджалла - был составлен в 1869-1876 годах , в ряде стран вводятся уголовные кодексы и другие правовые документы, не предусматриваемые шариатом. Потребности социально-экономического развития ставили мусульманских богословов и правоведов перед необходимостью нового осмысления целого ряда традиционных положений Ислама.

Однако этот процесс оказался весьма болезненным и затяжным. Это отразилось, в частности, в полемике по поводу допустимости или греховности создания в мусульманских странах банковской системы. Полемика разворачивалась, с одной стороны, вокруг положения о взимании ссудного процента риба , а с другой - в связи с шариатским запретом на омертвение капитала. Эта фатва способствовала приведению существовавшей системы в соответствие с интересами национальной буржуазии. Расширение практики капиталистического предпринимательства в мусульманских странах влекло за собой не только пересмотр шариатских положений как в случае с риба , но и оживление некоторых традиционных принципов, имевших широкое распространение в период мусульманского средневековья, например мушарака и кирад принципы торгового сотрудничества. С другой стороны, не редко новые по содержанию явления воспринимались как продолжение и развитие мусульманской традиции: таковы, например, коммерческие объединения, действовавшие в различных частях мусульманского мира на религиозно-общинное основе торговые дома и финансовые предприятия исмаилитов ходжа и бохра, меманов , воспринимавшиеся как продолжение средневековой традиции создания мусульманских торговых домов, но которые по сути свей имели уже капиталистический или полукапиталистичекий характер.

Важнейшую роль сыграли изменения, происходившие в сфере общественного сознания. Это касается, прежде всего, процесса становления национального самосознания и возникновения буржуазного национализма. В русле этого процесса получилось новое осмысленное традиционное положение Ислама о единстве всех мусульман. Джамал ал-дин ал-Афгани формулирует идею солидарности мусульман, вылившуюся затем в концепцию панисламизма и получившую широкое распространение по всему мусульманскому миру. Параллельно с панисламизмом, направленным на объединение всех мусульман на конфессиональной основе, развивается и мусульманский национализм, сторонники которого выступают за обособление мусульманских общин от представителей других конфессий. Мусульманские религиозно-националистические идеи имели объективно двойственный характер: с одной стороны, они на определенном этапе способствовали развитию национально-освободительного движения, с другой - в конечном счете оказывались орудием в руках наиболее реакционных сил.

В целом влияние национализма ощущалось в той или иной мере почти во всех направлениях мусульманской общественной мысли конца XIX начала XX века. Сторонники реформаторского направления высказывались за модернизацию установления Ислама, тормозивших процесс внедрения достижений Запада. Им противостояли традиционалисты, выступавшие за возрождение норм и ценностей раннего Ислама, противясь нововведениям западного образца. По мере развития национального самосознания и национально-освободительного движения все более отчетливо стала проявляться политизация Ислама хотя на протяжении всей истории Ислам никогда не был оторван от политики , выражавшаяся в широком использовании исламских лозунгов в политической борьбе. Антиколониальные выступления нередко сопровождались обращением к мессианским идеям, объявлением их лидеров махди. Для рассматриваемого периода характерна также активизация участия в политической борьбе суфийских братств; на базе некоторых из них возникают мощные новые исламские религиозно-политические движения, как, например, движение сануситов в Северной Африке.

В конце XIX и особенно в начале XX века большой размах по всему мусульманскому миру приобретает движение за реформацию Ислама, представители которого вступают в острую полемику и с мусульманскими традиционалистами, и со сторонниками светских концепций общественного развития. Качественно новый этап в истории Ислама - вторая половина XX века.

Загрузить презентацию Обратная связь Если не удалось найти презентацию, то Вы можете заказать её на нашем сайте.

Мы постараемся найти нужную Вам презентацию в электронном виде и отправим ее по электронной почте.

Течения ислама Ислам делится на два основных течения: Сунниты Шииты Подавляющее большинство мусульман — Сунниты. Сунниты придерживаются принятого ими свода хадисов, религиозной практики и правил поведения мусульманина во всех жизненных ситуациях, называя этот свод сунной. Это не просто обычай, а жизненный принцип, на основании которого строится вся жизнь человека, который исповедует Ислам. Шииты в свою очередь считают, что власть в общине должна принадлежать только потомкам пророка Мухаммеда то есть детям Фатимы, его дочери, и Али, его двоюродного брата , а не тем, кого выбирают, как это происходит у Суннитов.

Они не принимают сунну безоговорочно и дополняют ее наставлениями имамов, которых считают посредниками между человеком и Аллахом. Ислам и православие Читайте также — Православие и Ислам: возможности диалога Несмотря на то, что Ислам, как и христианство — монотеистическая религия, мы не можем говорить о том, что верим в одного Бога, потому что Бог не обезличен. Иисус в Исламе считается лишь пророком, но не Богом.

Краткая история возникновения Ислама — мусульманской религии

Согласно Корану – священной книги мусульман – ислам существовал задолго до появления людей и продолжил своё существования с момента сотворения Адама и Евы. Ислам является, по большинству оценок, второй по численности верующих религией в современной Российской Федерации после православного христианства. Тема данной работы – «Развитие ислама в мире». Ислам является второй религий по численности в мире после и христианства. самая молодая и вторая по численности приверженцев, после христианства, мировая монотеистическая авраамическая религия. В России ислам является второй по количеству приверженцев религией: более 20 % верующих в стране — мусульмане.

Ислам в современном мире: роль, распространение по свету и возникающие проблемы

Доклад на тему ШАРИАТ Вид материала Реферат Подобный материал: Реферат по обществознанию на тему: «Ислам» Выполнила работу: ученица 10 класса.
Вы точно человек? Сложное положение сирот в исламе объясняется тем, что некогда Мохаммед решил жениться на Зейнаб — весьма привлекательной барышне, на которой был женат его приемный сын Зейд.
Ислам в современной россии доклад Как и иудаизм, и христианство, ислам явился продолжателем религиозных представлений и традиций жителей этого региона.
Ислам в России: история и современность новости, аналитическая и просветительская информация об исламе и сообществе мусульман.

Реферат по обществознанию на тему: «Ислам»

В данном разделе вы найдете много статей и новостей по теме «Ислам». Все статьи перед публикацией проверяются, а новости публикуются только на основе статей из рецензируемых журналов. Сила ислама не в количестве его адептов (число христиан или буддистов в мире вполне сопоставимо с числом мусульман), но прежде всего в той идейно-институциональной структурной слитности вселенской мусульманской общины (уммы). Все о религии Ислам, ее состоянии, культуре, проблемах, географии и роли в современном мире. это возрождение религиозных традиций, образа жизни и культуры, стремления политизации ислама вплоть до установления шариатского строя; повышенный демографический уровень в мусульманских странах. Корень слова ислам – «сильм», означает «примирение», нахождение во взаимно мирной среде, обретение мира, достижения спасения и благополучия или быть вдали от опасности, достижения добра и т.д. То есть ислам – это мир с Аллахом, примирение человека с Создателем. Презентация, доклад на тему ИСЛАМ.

Что мы узнали?

  • Ислам в современной России.docx
  • Подрубрики
  • Слайды и текст этой презентации
  • Презентация на тему Ислам

Экспертный доклад: "Вопросы соблюдения прав мусульман в России"

«Для мусульман Бог стал книгой» — это высказывание как нельзя лучше характеризует статус Священного Писания в исламе. Тем временем, полагают мусульмане, текст дошедшей до нас Псалтири существенно отличался от оригинала, который до нас не дошел и содержал в себе наставления, поучения, рекомендации, мудрые изречения. В этой статье вы рассмотрите историю возникновения ислама, а также особенности данной религии и ее основные направления. Ислам или мусульманство представляет собой самую молодую из мировых религий.

Социально-культурные особенности ислама

  • Доклад на тему ШАРИАТ
  • Поиск рефератов
  • Ислам — Википедия
  • ИСЛАМ СЕГОДНЯ | Group on OK | Join, read, and chat on OK!

Кратко об исламе

Ислам является, по большинству оценок, второй по численности верующих религией в современной Российской Федерации после православного христианства. Сила ислама не в количестве его адептов (число христиан или буддистов в мире вполне сопоставимо с числом мусульман), но прежде всего в той идейно-институциональной структурной слитности вселенской мусульманской общины (уммы). Группа предлагает читателям полезную информацию из ислама, актуальные темы и новости, фетвы и ответы на насущные вопросы. Разделение исламской веры на несколько направлений, связано со специфическими особенностями этого вероучения, которые в корне отличают ислам от иных мировых религий. Убив принявшего ислам местного правителя, и изгнав назначенных Мухаммадом чиновников, Аль-Анси вступил в военно-идеологическое противостояние с исламом, закончившееся тем, что за несколько дней до смерти самого Мухаммада.

ислам – последние новости

Осевая композиция, организующая пространство произведения исламского иск-ва в соответствии с идеей сакральной ориентации, тем самым вводит это произведение в единую универсальную систему пространственных связей, созданную исламской космографией, и. Ислам в современной россии доклад | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей. Исламский и западный мир имеют общую историю, судьбы их переплелись, начиная с распространения ислама в Ⅶ веке н.э. Средневековая европейская цивилизация произрастала в тени, отброшенной могущественными исламскими империями. В этой статье вы рассмотрите историю возникновения ислама, а также особенности данной религии и ее основные направления. Ислам — все самые свежие новости по теме.

Реферат на тему: Ислам

ИСЛАМ СЕГОДНЯ | Group on OK | Join, read, and chat on OK! ислам – последние новости.
Общественная палата Российской Федерации Ислам признает Иисуса только в качестве пророка-посланника, хотя и наделенного исключительным, привилегированным статусом (девственное рождение, власть творить чудеса, взятие живым на небо).
Реферат по обществознанию на тему: «Ислам» Как и иудаизм, и христианство, ислам явился продолжателем религиозных представлений и традиций жителей этого региона.

Что такое Ислам?

Это объясняется тем, что господствующая верхушка племени курейш неодобрительно относилась к новой религии. Она опасалась, что распространение ислама в Мекке подорвет культ местных божеств, который был тесно связан с торговлей. Мекканское свободное население находилось в постоянной экономической зависимости от этой верхушки. Основной же причиной неуспеха ислама в Мекке явилось разочарование местных рабов и неимущих в вероучении, которое обещало им освобождение от гнета и нужды только после смерти, в сомнительном потустороннем мире. При таком безнадежном положении группа мекканских мусульман была вынуждена переселиться в Медину.

Это переселение произошло в 622г. С этого года — бегства в Медину и начинается мусульманское летоисчисление. В Медине создалась мусульманская община, являвшаяся надродовой организацией. В ней люди объединялись по признаку принадлежности к одной религии — исламу; порывались прежние кровные и родственные отношения.

Согласно мусульманскому преданию, во главе этой общины стоял Мухаммед, «посланник аллаха», претендовавший на сношения с мусульманским богом. Жители Медины признали Мухаммеда своим пророком, религиозным и политическим вождем и поддерживали его в стремлении победить Мекку. Ожесточенная война между этими городами закончилась полной победой Медины. В 630г.

Мухаммед торжественно вернулся в Мекку, которая стала центром ислама. Храм Кааба стал главным мусульманским святилищем. Тогда же формируется мусульманское теократическое государство — Арабский халифат, первым руководителем которого был сам Мухаммед. Его сподвижники и преемники на посту главы халифата провели целый ряд удачных завоевательных походов, которые привели к значительному расширению территории халифата и способствовали быстрому распространению там ислама.

Ислам или мусульманство становился государственной религией Арабского Востока. Мухаммед умер в 632г. Его могила — важнейшая святыня ислама. Источники вероучения Основной источник мусульманского вероучения — Коран, понимаемый мусульманами как предвечное, несотворенное «слово Божие», откровение, которое Бог, говорящий в Коране преимущественно от первого лица, как бы слово в слово продиктовал Мухаммаду через своего ангела Гавриила.

Второй источник мусульманского вероучения — Сунна, своего рода священное предание, примеры из жизни Мухаммада как источник материала для решения религиозных, социально-политических, правовых проблем, возникающих перед мусульманской общиной. Сунна слагается из хадисов, повествующих о высказываниях Мухаммада по тому или иному конкретному поводу, его поступках или невысказанных одобрениях. Хадис всегда состоит из двух частей: собственно краткого рассказа и т. Важнейший принцип ислама — строгий монотеизм, носящий абсолютный и безусловный характер.

Бог в Коране предстает одновременно и как всемогущий, всевышний, даже грозный и в то же время как милостивый, сострадающий и прощающий. Он ближе к человеку, «чем его шейная артерия», говорится в Коране и в то же время утверждается: «Не постигают Его взоры... То есть Бог абсолютно потусторонний, непроницаемый, непостижимый в своей сущности. Бог открывает Себя человеку только через откровение, знамения и свои имена.

Милосердный, Верный — это божественные имена. Проявлением благочестия считается у мусульман как можно чаще упоминать Бога и Его имена. Вероучение Понятие «дин» неоднократно встречается в Коране и имеет много значений: суд, воздаяние, личная вера человека, закон, система ритуальной практики, наконец, — божественный закон, которому следует подчиняться. В основном своем значении, согласно мусульманскому вероучению, «дин» — это совокупность веры иман , исполнения религиозных предписаний ислам в узком смысле и искренности при их исполнении ихсан.

Вера, согласно большинству мусульманских теологов, состоит из трех элементов словесного признания Бога, добрых дел и добродетельных намерений и включает в себя пять основных предметов: 1 веру в единого и единственного Бога, 2 ангелов, 3 Богооткровенные Книги в Коране названы пять таких Книг: свитки Авраама, Тора Моисея, Псалтырь Давида, Евангелие Иисуса, Коран Мухаммада , 4 Божьих пророков и посланников, 5 Судный День, рай и ад, воздаяние и наказание. Позже к этим пяти предметам веры был добавлен шестой некоранического происхождения — вера в предопределение все происходящее в мире — как добро, так и зло, а также все дела людей обусловлены волей Всевышнего. Религиозные предписания, которые обязан соблюдать каждый мусульманин, — это прежде всего «пять столпов ислама»: 1 словесное исповедание единобожия и пророческой миссии Мухаммада, выражающееся в произнесении молитвенной формулы свидетельства: «Нет божества, кроме Бога, и Мухаммад — раб Его и Посланник Бога»; 2 ритуальная молитва, которую мусульманин должен совершать пять раз в день; 3 очистительная милостыня в пользу нуждающихся; 4 пост в месяц рамадан см. Рамазан , который состоит в полном воздержании от еды, питья и любых увеселений в светлое время суток; 5 паломничество хотя бы раз в жизни в Мекку к главной мусульманской святыне — Каабе.

Паломничество в Мекку, где ежегодно собираются мусульмане со всего мира, символизирует, прежде всего, единство мусульманской общины, которая в идеале не признает национальных и культурных различий. После окончания паломничества начинается длящийся три дня главный мусульманский праздник — ид ал-адха или курбан-байрам, праздник жертвоприношения, поскольку в последний день паломничества приносится в жертву домашний скот в память о жертвоприношении Авраама. Второй по значимости мусульманский праздник — ид ал-фитр или ураза-байрам, праздник разговенья в честь окончания поста в месяц рамадан. В целом ислам представляет собой нерасторжимое единство религии, культуры и социально-политического устройства, тотальную систему, объемлющую в их единстве все стороны, все уровни жизни человека.

Классический ислам не дифференцирует духовную и мирскую сферы, ему чуждо характерное для христианства различение понятий «Божьего» и «кесарева», что проявляется как у средневековых теологов, так и у идеологов нашего столетия например, у реформатора Рашида Риды, считавшего, что «ислам есть в равной степени духовное начало и социально-политический идеал», или в известном девизе современных Братьев мусульман: «Ислам есть религия и государство». Мусульманская культура Ислам наложил глубокий отпечаток на культуру тех стран, где он получил распространение. Уже в раннем исламе зарождаются три основных мусульманские дисциплины: 1 наука о толковании и чтении Корана, 2 наука о хадисах, 3 правоведение, в рамках которого в суннизме складываются четыре в равной мере признанных авторитетными религозно-правовых толка: ханифитский, шафиитский, маликитский, ханбалитский. Из коранических предписаний и запретов и юридических прецедентов, зафиксированных в хадисах, формируется мусульманский закон шариат , который по сей день остается главным источником законодательства большинства мусульманских стран.

В шариате слиты воедино религиозное, правовое и этическое начала. Несколько позже — отчасти в силу контактов и полемики с христианством, в результате которых в исламе возникают первые теологические споры о свободе воли и предопределении, несотворенности Корана, божественных атрибутах, — развивается мусульманское спекулятивное богословие калам , внутри которого складываются различные школы: мутазилизм, ашаризм, матуридизм. Восприятие античного философского наследия аристотелизм, неоплатонизм способствовало развитию определенных рационалистических тенденций в теологии, а в 9-12 вв. В то же время получает развитие суфизм — мистическое направление в исламе, первоначально возникшее как аскетическое движение, а впоследствии в той или иной степени распространившееся на все мировоззренческие течения.

Там, согласно хадисам — преданиям о жизни пророка — к нему явился ангел Джабраиль. Страх сменился смирением, и вскоре пророк начал вести публичные проповеди, призывая арабов к единобожию. Конфликт с язычниками Многим соплеменники Мухаммада стали враждебно относиться к нему и к его последователям, отказываясь признавать вероучение пророка и продолжая поклоняться своим идолам. Страдая от угнетений со стороны курайшитов, первые мусульмане в количестве нескольких десятков человек совершили в 615 году свою первую хиджру — переселение. Община Мухаммада но не он сам! Курайшиты, имея давние торговые связи с Эфиопией, преподнесли царю дары, прося того выдать им мусульман для расправы. Царь, выслушав мусульман, был настолько поражён их словами, что не просто встал на их сторону, но также принял ислам. Стремясь уничтожить мусульман, в 617 году арабы-язычники договорились изолировать их от себя. Отныне с мусульманами было запрещено заключать браки и вести какие-либо дела.

Курайшиты отказывались торговать с мусульманами и призывали других продавать мусульманам свои товары по завышенным ценам, награждая торговцев за сотрудничество. Пророк и его окружение укрылись в ущелье рода Хашима и оказались в полной блокаде. У мусульман кончалась провизия, и им грозила мучительная, медленная смерть. Несмотря на это, часть арабов примкнули к лагерю Мухаммада, а другие тайно нарушали введённый бойкот. Не только верующие, но и неверующие арабы примкнули к пророку. Абу Талиб так и не принял религию, проповедуемую его племянником, но при этом оставался главным защитником Мухаммада и одним из его сторонников. Вскоре наступило перемирие, и наложенный на мусульманскую общину бойкот был снят. Мусульмане и пророк вновь поселились в Мекке, однако угроза расправы со стороны язычников продолжала расти. В этих условиях пророк принял решение совершить вторую хиджру — из Мекки в Медину.

Переселение произошло в 622 году и имело большое значение для мусульман. Год хиджры впоследствии стал первым годом исламского лунного календаря, от него мусульмане стали вести своё летоисчисление. Ушедшие в Мекку стали называться мухаджирами, дав название явлению мухаджирства — исходу мусульман. Несмотря на переселение, курайшиты по-прежнему продолжали преследовать мусульман, ставить им многочисленные препоны. Вскоре конфликт между сторонами вылился в настоящую войну, в которой немногочисленная мусульманская община противостояла могущественному племени. Умелыми действиями Мухаммад громил войска противника, уводил его торговые караваны и привлекал на свою сторону всё больше и больше последователей. В период с 624 по 630 год Мухаммаду удалось разгромить курайшитов и их союзников и освободить Мекку от их владычества, однако вскоре умер. Пророк Мухаммад ушёл из жизни 8 июня 632 года.

Слабость и упадок государств Ближнего Востока и Северной Африки. Военный и религиозный.

После смерти пророка было создано теократическое государство — Халифат, оно начало быстро экспансию и взяло под контроль территорию от Марокко на западе и до Памира на востоке. Именно год хиджры стал первым в исламском лунном календаре, а также в иранском солнечном календаре. Летоисчисление от этой даты началось с 637 года. Однако, еще в 614-615 годах две группы мусульман уехали в Эфиопию. Пророк Мухаммед.

В середине X веке был достигнут молчаливый консенсус, который делал невозможным появление новых мазхабов со своей системой способов формулирования правовых решений фатва.

Необходимость следовать учению определённого мазхаба получило название таклид. С этого времени развитие фикха продолжалось в рамках признанных мазхабов [26]. Во второй половине XIX века в правовых системах наиболее развитых исламских стран фикх-право уступил ведущее место законодательству, скопированному преимущественно с западноевропейских образцов. В результате фикх сохранил свои позиции главным образом в регулировании отношений личного статуса [27]. Несмотря на то, что начиная со второй половины XIX века общей тенденцией было неуклонное падение роли фикха, в странах с преобладающей частью мусульманского населения до сих пор продолжают применяться в той или иной степени отдельные отрасли, институты и нормы фикха. В современных условиях фикх-юриспруденция сохранил своё значение формального источника права.

В настоящее время конституции многих исламских стран признают главным источником законодательства основополагающие нормы фикха. Поэтому при подготовке соответствующего законодательства широко используются классические труды по фикху. С середины XX века получили широкое распространение труды юристов современного профиля по отдельным отраслям и институтам фикха-права. В современной литературе важное место занимают исследования, посвящённые сравнительному изучению фикха в целом и его отдельных отраслей и современного законодательства и других правовых систем [28]. Акида появилась в период активного сложения исламской догматико-правовой системы VIII век , непосредственным предшественником которой явились написанные в жанре «опровержения» радд сочинения. В отличие от опровержений, носивших откровенно полемический характер, акида представляла собой сжатый, чёткий текст прокламативного характера, в котором изложены позиции догматической школы или отдельного автора в основных вопросах исламской догматики и права.

Текст одной из первых акиды восходит к группе сирийских богословов Умайя ибн Усман, Ахмад ибн Халид ибн Муслим, Мухаммад ибн Абдуллах , которые в начале VIII века выступили от имени суннитов с кратким изложением концепции веры. В середине IX века с серией акид выступили багдадские традиционалисты, наиболее известными из которых являются шесть акид Ахмада ибн Ханбала. С IX века в акиды начали вводиться системы доказательств основных положений, которые включали особые «доксографические» части. Эти своды включали изложение и обоснование главных догматических представлений, правовых, этических, ритуальных норм и правил. Несмотря на появление развёрнутых сводов, простая и доступная краткая акида по-прежнему оставалась одной из главных форм публичного «провозглашения» основ веры. В XI веке она избирается для объявления «правоверия» от имени верховной власти «Кадиритский символ веры» [30].

Согласно исламской доктрине, наилучшим знанием Корана обладал пророк Мухаммед, который разъяснял смыслы Писания своим сподвижникам. Сподвижники Пророка хранили в памяти обстоятельства произнесения многих аятов, причины полемики Пророка со своими оппонентами. Это наиболее древний пласт, который в той или иной форме вошёл в большую часть тафсира, отразившую действительную историю возникновения Корана [31]. После смерти пророка Мухаммеда задачу толкования Корана решали его сподвижники. Часть сподвижников толковала Коран только на основании слов Пророка. Первоначально тафсир в основном бытовал в устной форме [31].

Имамы мечетей часто комментировали отдельные аяты и суры после пятничной проповеди.

Реферат на тему: Ислам

Мусульмане считают это правдой. Они считают, что обещанный сын Авраама в книге Бытие на самом деле Измаил, а не Исаак. Они утверждают, что Авраам отправился в Мекку с Измаилом и поклонялся там единственному истинному Богу в Каабе, каменному идолу в Мекке. Не существует внешних доказательств для проверки этого утверждения и свидетельств того, что Авраам делал это путешествие. Что мы можем с уверенностью сказать, это то, что Измаил определенно не основал религию ислам, потому что он умер более двух тысяч лет назад, прежде чем религия была основана Мухаммедом. Мухаммед, безусловно, не утверждал, что Измаил основал ислам, но он утверждал, что был пророком в духе Авраама, Измаила, Моисея. У меня есть целая презентация, посвященная возникновению религии Ислама. Вы можете пройти в раздел, посвященный презентациям на моем сайте и нажать далее на соответствующую ссылку.

После ряда военных поражений хариджиты сосредоточились на разработке государственно-правовых, этических и догматических идей, создав значительную богословскую литературу. Центральной догмой шиитов стал культ имама — авторитетного учителя из «дома Али», безгрешного и непогрешимого в делах веры, обладающего тайным знанием и наделенного способностью толковать сокровенный смысл Откровения.

Имамом его делает не человеческое произволение, а внутренний характер его природы — присутствие в его существе предвечной божественно-световой субстанции. Без имама и его руководства невозможно спасение верующих. Авторитет имамов шииты противопоставляют согласному мнению религиозных авторитетов иджма суннитов, эзотерический смысл откровения батин , доступный только «посвященным», — экзотерическому захир. Своей кульминации шиитская доктрина достигает в учении о «скрытом имаме»: последний из «видимых имамов» разный в различных шиитских сектах: у исмаилитов — 7-й, у имамитов — 12-й не умер, а перешел в состояние гайба, т. Миросозерцание шиизма глубоко эсхатологично и носит профетический характер. В целом — это своеобразная попытка ввести в ислам персонифицированного посредника между Богом и человеком тенденция, особенно характерная для крайних шиитских сект, в той или иной мере обожествлявших Али и его потомков и развивавших чуждые суннитскому исламу идеи воплощения и метемпсихозы. Вероучение и догматика крайних шиитов алавитов, друзов, али-илахи, карматов, хуруфитов носят синкретический характер и содержат элементы древних астральных культов, индуизма, зороастризма, манихейства. В новое время, когда в странах Ближнего Среднего Востока народились и стали развиваться капиталистические отношения, появились секты, отражавшие интересы местной, национальной буржуазии. Основателем этой секты был Али Мохаммед, иранский купец из г.

Он назвал себя Бабом, что значит «врата», через которые должно проникнуть к людям новое вероучение, приходящее на смену исламу. Основы бабизма изложены в книге «Беян», написанной Бабом. Эта книга, в которой изображено идеальное утопическое буржуазное государство, по сути дела н6аправлена против иранских феодалов и иностранных капиталистов, являвшихся конкурентами иранского купечества. Чтобы ограничить влияние духовенства на верующих, Баб объявил посещение мечети и собрание верующих для молитвы необязательным, отменил также обязательное выполнение религиозных обрядов. Каждый может молиться где и когда ему угодно. Антифеодальная направленность бабизма привлекла к нему трудящиеся массы, которые превратили Бабизм в орудие и знамя мощной антифеодальной борьбы. В разных районах Ирана вспыхнули народные восстания, которые вскоре были подавлены, а Баб был казнен в Тивризе летом 1850 г. Бабизм в Иране вскоре утратил свое общественное и политическое значение. Небольшие бабидские общины, разбросанные по всей стране, продолжали существовать позднее как мелкие тайные организации.

В противовес бабизму возник бехаизм — религиозное учение, которое освящало институт буржуазной частной собственности, и было направлено против развития классовой борьбы. Основоположником бехаизма был Мирза Хусейн Али, выступавший в роли преемника Баба. Он стал именовать себя Бехаулла, что значит «блеск божий» в дальнейшем он выдавал себя за воплощение бога, т. Основы учения изложены в «китабе акдес» «священная книга» , которая, по мнению автора, заменила Коран и Беян. Согласно «китабе акдес», все люди являются братьями, поэтому между ними не должно быть ни войн, ни классовой борьбы. Основоположенник бехаизма считал, что всякое проявление свободы «приводит к смуте, пламя которой не потушишь» свобода, по его мнению, присуща животным, а человек должен подчинится существующим законам. Бехаизм нашел для себя подходящую почву в империалистических государствах, особенно в США и Германии. Реформаторские движения В лоне суннитского ислама в сер. Ваххабизм оказал определенное влияние на мусульманских реформаторов 2-й пол.

Панисламизм — реакционное религиозно-политическое учение, проповедовавшее объединение мусульманских народов для борьбы против «наступления христианского Запада». Основоположником был Джемаль-эн-дин аль-Афгани 1839 — 1897 гг. Панисламизм — сложное и противоречивое явление. При своем возникновении он, с одной стороны, был направлен против колониального порабощения мусульманского Востока. С другой стороны, он являлся орудием внутренней реакцией в странах распространения ислама. В конце XIX и начале XX в панисламисты считали возможным выступать с планами объединения всех мусульманских стран в одно государство, во главе которого должен был стоять турецкий султан — халиф. После второй мировой войны лидеры современного панисламизма носились с проектами создания блока мусульманских стран. Себя и весь мусульманский мир они пытались представить в виде независимой «третьей силы». Этой «силе», по их мнению, предстояла борьба на два фронта: против империализма и против коммунизма.

Ислам в России Ислам в истории России играл и продолжает играть гораздо более значительную роль, чем это всегда официально признавалось. Одна статистика показывает, насколько необоснованно это официальное непризнание. В шести республиках «ближнего зарубежья» проживает сегодня 54 млн. В самой России ислам является второй по численности религией, 12 млн. В России сегодня действуют более 4 тыс. Первые контакты русичей с мусульманами восходят к 8-9 вв. Они носили характер и военного противоборства и культурного, политического, экономического взаимодействия. Хазары, которые исповедовали не только иудаизм, но и ислам, половцы, булгары были первыми народами, с помощью которых Древняя Русь узнала мир ислама. Достаточно оснований предполагать, что восточные славяне уже в начале 8 в.

Об этом говорят и многочисленные клады арабских серебряных монет в районе Днепра и свидетельство раннего мусульманского географа перса Ибн Хардадбеха, современника Рюрика и Аскольда, о славянских купцах «ар-рус», которые возили свои товары к Черному и Каспийскому морям. После падения в 10 в.

Первым халифом был Абу Бакр. Было очень много войн, которые вели халифы, как защищая ислам, так и пытаясь распространить его. Завоёвывая какую-либо территорию, проживавшим там народам не вменялось принимать безоговорочно ислам. Но им приходилось платить налоги, которых раньше у них не было. Ведь сохраняемая ими религия не предусматривала закят или военную обязанность. В 661 г. В 750 г.

Ислам и наука Р аспространяя свою веру, арабы сыграли огромную роль в развитии науки. Период с 900 по 1200 г. Арабские архитекторы разработали новые двухъярусные арки, поддерживающие крышу мечети в Кордове Испания — одной из крупнейших мечетей мира. Уже в 10 в. В Багдаде был построен «Дом мудрости» — огромная библиотека, в которой халиф хотел собрать все книги мира. Многие древнегреческие и персидские сочинения дошли до нас только благодаря арабским ученым и переводчикам. В одной из книг о водяных мельницах описан вечный двигатель, как его представляли исламские ученые того времени. Арабы заменили неудобные римские цифры арабскими и ввели десятичную систему счисления по десяткам, сотням, тысячам ит. Мечеть: главное храмовое сооружение в исламе Х рамовое сооружение в исламе называется мечеть.

На арабском языке — масджид, дословно переводится как «место простирания ниц». Предусмотрено в мечети, кроме молельного зала, и комната для обучения подрастающего поколения основам ислама. Во дворе делают место для омовения. Некоторые сооружения увенчаны эмблемой ислама в виде полумесяца и звезды. Она не имеет религиозного значения, но является символом этой религии, ведь в мусульманстве летоисчисление ведется по лунному календарю, а звезда, согласно Корану, была одним из знамений Аллаха. Мечеть «Сердце Чечни» им. Грозный — одна из самых больших мечетей мира В стене мечети, обращенной в сторону Мекки, есть небольшая ниша михраб. Она указывает верующим направление на Мекку. Справа от михраба расположен минбар — возвышение для проповеди с тремя ступенями.

Мухаммед проповедовал, стоя па верхней ступени минбара, оставляя место наверху пустым в знак уважения к Аллаху, Ныне проповеди произносят со средней ступени, потому что верхняя посвящена Мухаммеду, Слева от михраба иногда стоит столик, с которого читают Коран. Главной частью мечети является большой прямоугольный зал. Его стены либо пусты, либо украшены изразцами расписной плиткой ; икон и статуй нет. Первоначальным назначение центрального купола было сохранение в молельном зале прохлады, что особенно важно в жарких странах. Со временем купол стал неотъемлемой архитектурной деталью мечетей.

В 631-632 гг.

В последние годы жизни Магомет определяет цель этого объединения - распространение власти ислама на север; он деятельно готовит военную экспедицию в Сирию. Существует легенда, что он был отравлен. Похоронен он в главной мечети Мединны Мечети Пророка. За право выдвижения на пост халифа своего представителя соперничали разные группы мусульман. Первым халифом стал один из ближайших соратников Магомета - Абу Бакр. После смерти Хадиджи Магомет заключал большое количество браков.

В большинстве своем эти браки носили политический характер, укрепляя связи Магомета с различными родоплеменными группами. После смерти Пророка она пыталась играть политическую роль в качестве хранителя и толкователя его заветов. Особой любовью Магомета также пользовалась коптская невольница Мария, родившая ему сына Ибрахима, умершего в младенчестве и горько оплаканного Пророком. Согласно преданию, у Магомета было 11 официальных жен, девять из которых были живы в момент его кончины. Магомет не оставил мужского потомства. Аби Талиба.

В жизнеописании Магомета сира , в преданиях о его словах и поступках хадис , в комментариях к Корану тафсир и т. Все вместе они и составляют известную всем мусульманам биографию Пророка. Ислам в принципе не наделяет Магомета никакими сверхъестественными чертами. В Коране неоднократно подчеркивается, что он такой же человек, как и все. Тем не менее, вокруг его фигуры постепенно возник цикл легенд о чудесах. Некоторые из них развивают намеки Корана, как, например, легенда о том, что ангелы рассекли молодому Магомету грудь и омыли его сердце, или легенда о его ночном путешествии на волшебном животном ал-Бураке в Иерусалим и последующем вознесении на небеса.

Сложился ряд легенд о чудесах, сотворенных Магометом, - в его присутствии недойная овца дает молоко, малой пищи хватает на множество людей и т. В целом, однако, подобного материала в преданиях о Магомете сравнительно мало. В европейской культуре образ Магомета был первоначально объектом разных нападок и обвинений в коварстве, жестокости, любострастии, возникали и волшебные легенды, притягивавшие христианских завоевателей, как, например, о висящем в воздухе гробе Магомета. Причудливым образом он становился порой объектом тайного поклонения, например у тамплиеров. Просветители считали Магомета обманщиком, использовавшем религию в целях собственного благополучия. Ученые и публицисты Европы видели в Магомете и революционера, и реформатора, и пламенного политического вождя, и вдохновенного пророка, и ученика иудейских раввинов или христианских монахов, и крупного политика и т.

Успех ислама как религии и как социальной системы был обеспечен и объективными и субъективными факторами. Мусульманское вероучение Уже в начальный период существования мусульманской общины сложилось представление о пяти важнейших положениях вероучения. Это исповедание веры шахада , молитва салат , пост саум , налог в пользу неимущих закат и паломничество хаджж. В каждой религии содержатся утверждения, которые помогают её последователям найти правильные ориентиры в своей жизни. Шахада - словесное свидетельство, удостоверение веры, выражаемое фразой: «Ла илаха илла-л-лахи» «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед- посланник Аллаха». Эти слова, произнесённые с искренним чувством на арабском языке, означают обязательство подчиняться Богу и следовать пророку.

Это первые слова, которые мать шепчет на ухо новорождённому младенцу, и последние, которые произносит мусульманин, умирая. Хотя верующий мусульманин повторяет эти слова по нескольку раз в день, по крайней мере, один раз в жизни он должен произнести символ веры правильно, вдумчиво, с полным пониманием и с искренней убеждённостью в его истинности. Каноническая молитва араб. Коран называет человека «богопочитателем» и рассматривает каждого верующего как часть религиозной общины. Поэтому молитва и богопочитание в исламе - это не только личная обязанность каждого, но и акт общей веры. Через молитву человек напоминает себе, что он не Бог.

Он скорее создание, чем Создатель. Когда люди забывают об этом, они пытаются поставить себя в центр Вселенной, а это неизменно ведёт к саморазрушению. Человек- создание, и его жизнь обретает верную перспективу, только когда он осознаёт это. Так что молитва для мусульман отражает естественное стремление человеческого сердца изливать свою любовь и благодарность к своему создателю, а также помогает сохранить верную перспективу своей жизни и подчинить себя воле Бога, нашего законного повелителя. Мусульмане молятся пять раз в день - на рассвете, в полдень, в середине дня, после заката и перед рассветом. Всей общиной, выстроившись в ряды, они простираются ниц перед Богом и молятся, обратившись лицом к Мекке.

Знание того, что братья и сёстры во всех уголках земного шара делают то же самое, создаёт чувство участия во всемирном братстве, даже когда мусульманин находится в одиночестве. Содержание молитвы сводится к восхвалению Бога, выражению благодарности и мольбе о руководстве и о прощении. Третье обязательное предписание ислама - пост перс. Рамадан - священный месяц в исламском календаре, потому что именно в этом месяце Мухаммед был первоначально призван как пророк, а через десять лет принял решение перейти из Мекки в Медину. В память об этих двух великих событиях все мусульмане, которым это позволяет здоровье, постятся на протяжении всего Рамадана. С рассвета до заката они не едят и не пьют.

И только после заката они могут позволить себе скромную трапезу. В течение Рамадана изменяется поведение всего сообщества. Темп жизни замедляется, наступает время размышлений. Это период, когда вновь утверждаются социальные отношения, поощряются примирения, и люди чувствуют большее единство друг с другом. Все, и богатые, и бедные, постятся вместе. У поста есть несколько достоинств.

Он заставляет людей задуматься, поразмыслить о своём духовном состоянии. Он учит самодисциплине, поскольку человеку, способному подчиняться его требованиям, будет легче умерить свой аппетит и в другое время. Он также напоминает человеку о его бренности и зависимости от Бога. Он делает людей более чуткими, поскольку тот, кто сам испытывал голод, скорее отзовётся на страдания окружающих. Налог в пользу нуждающихся мусульман - обязательная милостыня, которая «очищает», даёт тем, кто платит налог, моральное право пользоваться богатством, благоприобретённым имуществом. Поэтому материальный достаток в жизни весьма важен, но одни имеют больше чем другие.

Ислам не задаётся вопросом, почему так происходит, однако он даёт совет, что делать в такой ситуации. Ответ прост. Те люди, жизнь которых сложилась более благополучно, должны помочь облегчить бремя тех, кому везёт меньше. Мухаммед ввёл такой порядок в седьмом веке, установив обязательный для всех ежегодный налог. Эти деньги должны были раздаваться рабам, желающим выкупить свою свободу, беднякам, должникам, заключённым и странникам.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий