Правительство Москвы вынесло решение о ликвидации гостиницы «Россия» в Зарядье.
Новая жизнь «Зарядья»: как выглядит парк за 13 млрд, построенный на месте гостиницы «Россия»
Вечером пятницы 25 февраля 1977 года в концертном зале гостиницы «Россия» проходил вечер Аркадия Райкина. После открытия в 1967 году гостиница «Россия» стала самым большим отелем мира и в 1970 году была занесена в этом качестве в «Книгу рекордов Гиннеса». Когда весной 2006 года начался снос гостиницы «Россия», то на ее территории тут же появились строгие люди в штатском. Комплекс гостиницы «Россия» в Москве включал в себя зал для проведения концертных мероприятий и кинотеатр, находившийся этажом выше. 25 февраля 1977 года в 21:24 в УПО Москвы поступило первое сообщение о пожаре в гостинице «Россия».
Гостиница «Россия» (не сохранилась)
Каждый 12-этажный корпус смотрел на разные стороны света. К северному корпусу примыкала высотка в 23 этажа, где располагались трехкомнатные люксы. Свои двери «Россия» открыла в 1967 году и сразу попала в Книгу рекордов Гиннеса как самый крупный отель в мире. Впервые номера представляли собой хорошую, удобную квартиру с кондиционером. Не удивительно, что многие гости жили там по несколько месяцев. В ней останавливались актеры, певцы, политические деятели. И, конечно, иностранные туристы. Жить здесь было почетно и очень удобно. Концертный зал «Россия» стал лучшей площадкой в стране.
Считалось, если артист выступил в «России», значит он состоялся. Муслим Магомаев. Источник: wikipedia На протяжении нескольких лет здесь жил со своей возлюбленной Муслим Магомаев. Впервые она увидела Магомаева на проходной в Доме звукозаписи. Певцу не заказали пропуск, и он не мог пройти. Девушка побежала к редакторам и попросила решить эту проблему. Мила, как редактор, начала работать с артистом. Вскоре между молодыми людьми вспыхнул роман.
Муслим, когда приезжал в Москву, останавливался только в «России». Но в гостинице действовали правила: после 23. Пришлось влюбленным знакомиться со всем персоналом, договариваться, чтобы Людмилу не выгоняли из номера того, кто не являлся официально ее мужем. Хотя сама пара считала себя супругами. Им так надоело оправдываться или кого-то подкупать, что артист обратился за помощью к министру внутренних дел Николаю Анисимовичу Щелокову. Тот выдал справку, в которой говорилось: брак между Магомаевым и Каревой считать фактическим. С этим документом влюбленные жили беспрепятственно не только в «России», но и во всех советских гостиницах во время гастролей. Они были всегда вместе.
Но постепенно чувства угасли. Художественный вымысел В 70-е годы «Россия» стала одной из главных достопримечательностей столицы. Не удивительно, что отель стал звездой советского кинематографа. Так, в фильме 1979 года Александра Стефановича «Пена» Алла Пугачева сыграла певицу ресторана гостиницы. И, конечно же, любимая всеми картина «Мимино», герои которой случайно стали постояльцами престижного отеля. Однако в гостинице после выхода комедии разразился грандиозный скандал. Они суют музыкантам деньги и заказывают любимые песни. В результате в КГБ были вызван весь оркестр ресторана, их попросили написать заявление «по собственному желанию», так как в советской гостинице не могут брать деньги за исполнение песен.
Испуганные музыканты обратились за помощью к режиссеру Георгию Данелии, который написал письмо примерно такого содержания: «Я за свою жизнь не встречал музыкантов, которые берут деньги. В фильме показан художественный вымысел, необходимый для развития сюжета». Стоит добавить, что все эпизоды в «России» планировалось отснять за два дня. Но планам киношников помешала страшная трагедия. В фильме «Мимино» гостиница стала одним из «героев». Кадр из фильма Страшная беда 25 февраля 1977 года в начале десятого вечера на пульт пожарной охраны поступил первый звонок о пожаре в «России».
По ней вверх метнулись спасатели — встречать погорельцев.
Но вместе с пожарными поднялся и представитель «Интуриста». Он сказал: «Товарищи, надо вперед пропустить иностранцев! Их пропустили. Заметим, не женщин и детей, а именно иностранцев, как всегда было принято в СССР. Спасенный постоялец-негр кинулся лобызать руки пожарным, которые страховали спускающихся. Он был в явном исступлении и чуть было не сбивал их с ног. Дмитрий Юрченко, понимая, что человек явно не в себе, привел его в чувство ударом могучего кулака.
Африканец улетел в сугроб прямо на глазах троицы Политбюро. Зато тут же успокоился. Применение насилия к иностранцу — уголовная статья, и Юрченко знал, чем рисковал. Но наверху были люди, и их надо было спасать, презрев изъявления чувств уже спасенных. Впрочем, на следующий день сам Щелоков на планерке оценил по достоинству поступок пожарного, заметив, что лично он бы «врезал сильнее». Тогдашний начальник караула 3-й пожарной части на Красной Пресне Виктор Лизогубов вспоминал, что, когда только подняли лестницу и начали эвакуацию, некоторые мужчины отталкивали женщин и пытались выбраться сами. Но, похоже, это были единичные случаи.
Куда более характерными называли иные сцены. По воспоминанию представителя штаба тушения пожара Владимира Зайцева, по лестнице спускался здоровенный мужик, который тащил на ресторанной скатерти битком набитый портфель без ручки. Ему кричали, чтобы бросил свой хлам, ибо может запросто сорваться с шаткой лестницы. Тот — ни в какую. Посчитали, что, вероятно у него секретные документы. Но, когда мужик спустился вниз, грохнул портфель к ногам пожарных — тот доверху был набит водкой и коньяком: «Вам, ребята, за спасение! Всего по этой лестнице удалось спустить 43 человека из ресторана.
Всего же в этот вечер пожарные спасли около тысячи постояльцев. Толпы народа внизу, включая спасенных, мешали пожаротушению. В штабе позвонили в концертный зал, где продолжался концерт Аркадия Райкина, и максимально корректно попросили артиста немного продлить концерт, дабы вышедшие на улицу несколько тысяч зрителей совершенно не парализовали процесс. Сатирик, не зная толком, в чем собственно дело, отнесся к просьбе с пониманием и удлинил выступление более чем на полтора часа. Ничего не знавшая о полыхающем на верхних этажах пожаре публика была в восторге. Поиск крайнего За 4,5 часа борьбы с огнем совместными усилиями пожар удалось одолеть. Всего, по официальным данным, 42 человека погибли, в том числе пять сотрудников гостиницы.
Травмированных, обожженных и отравленных насчитали 52 человека, из них 13 пожарных. Выгорело порядка сотни гостиничных номеров с 4-го по 17-й этажи общей площадью три тысячи квадратных метров. Сумма материального ущерба была спорна, политического — вообще подсчету не поддавалась. Спалить лучшую гостиницу страны в год 60-летия Октября, за три года до Олимпиады — это пахло не только потерей партбилета и теплого кресла. Тут требовался козел отпущения. Расследовать причины ЧП стали сразу несколько ведомств, начавшие параллельные поиски. Прессе, попытавшейся было живописать подвиги спасателей, сразу же заткнули рот, дабы та не ляпнула лишнее.
Лишь на четвертый день после пожара в газете «Труд» промелькнула коротенькая заметочка о ЧП с соболезнованиям семьям погибших, число которых, естественно, не указывалось. Но вся Москва видела этот пожар, и слухи о его причинах понеслись по стране со скоростью курьерского поезда. Молва тут же приписала причину поджога всем известной борьбе двух ведомств — Щелокова и Андропова. То, что в гостинице были «свои», снабженные «жучками», номера, в которые селили «пасшихся клиентов», знали многие. И то, что силовики с удовольствием ставят друг другу палки в колеса, тоже ни для кого не являлось тайной. Ходил слух, что якобы одна из служб захотела пустить локального «красного петуха» своим друзьям-соперникам, а вышло слишком с большим размахом. Эту версию развивал писатель Эдуард Тополь в романе «Красная площадь».
Другие знатоки авторитетно уверяли, что поджог — дело рук неких теневых преступных деятелей о каких-то «организованных преступных группировках» тогда и понятия не имели , которые-де не поделили что-то на столичном ипподроме, вот и попытались отомстить пожаром. Третьи привычно кляли западных шпионов, хотя в эту версию мало кто верил из-за ее явной несуразности. Интересно, что версию о поджоге всячески поддерживал сам Гришин, очевидно, понимая, что слишком тщательное расследование может припомнить, кто именно гнал строителей десять лет назад и принимал здание с явными ляпами. До пожара его уже не раз осторожно прочили в наследники Брежнева, но теперь, после такого афронта, на первый план могли выйти другие потенциальные преемники генсека из КГБ и Политбюро. Поэтому для него так важно было отыскать злой умысел в поджоге столь знакового объекта. А спихнуть пожар на отсутствие бдительности — лишний повод пнуть конкурентов из силовых ведомств. На версии с поджогом, по понятным причинам, настаивал и проектировщик Виталий Мазурин, бывший в числе восьми главных архитекторов «русского Пентагона».
Он уверял, что используемые при строительстве и отделке материалы никак не могли дать того огненосного эффекта, который вызвал столь скорый и масштабный пожар. Иначе под удар попадали уже сами спецслужбы с другим наследником генсека — Андроповым. Пожарным же необходимо было прикрыть себя и выставить виновными самих работников гостиницы. Благо для этого у них был многолетний ворох предписаний, вынесенных дирекции, и благоразумно сохраненная копия «особого мнения» на акте приемки «России» в 1967 году. Поэтому им тоже версия с поджогом была более выгодна. Участвовавшие в тушении пожара Владимир Зайцев и Василий Лященко настаивали именно на этом, утверждая, что в гостинице было сразу несколько источников возгорания. Иными словами, все сводилось к «козлам отпущения» в отеле, первые лица которого также не горели желанием идти под суд.
У них были хорошие связи в МГК у Гришина, да и у самих силовиков. За следствие поэтому рьяно взялись сразу несколько автономных групп: эксперта Игоря Таубкина официальная , который принимал участие в расследовании всех крупных аварий на территории СССР последних лет, и старшего следователя по особо важным делам КГБ СССР Олега Добровольского участвовал в расследовании уголовных дел капитана 3-го ранга Валерия Саблина, поднявшего в ноябре 1975 года мятеж на большом противолодочном корабле «Сторожевой», пилота-хулигана Маттиаса Руста. Под стражу были взяты начальник и старший инженер службы слабых токов Тимошкин и Викдорчук. Мастер дежурившей в ту ночь смены Муравьев после одного из допросов вернулся домой, выпил бутылку водки и повесился на ремне в своем подвале. Оставшиеся в живых гуляки из радиоузла выдали Добровольскому версию о кофейнике, которая того вполне устроила.
Там были и судебные разбирательства, и дебаты», - заметил Собянин. Мэр Москвы добавил, что с момента сноса здания прошло порядка трех лет, и на его месте так ничего и не сделано. Путин на это заметил, что один из предложенных проектов касается парламентского центра. Один - создание делового гостиничного офисно-апартаментского центра, чуть меньше 400 тыс квадратных метров.
Такой смысловой мост между новым и старым не был характерен для архитектуры модернизма. Необычным стало и название гостиницы. Россия осталась в прошлом. Но именно в хрущевские времена зарождается довольно сильное консервативное православно-почвенническое течение, ориентированное на возрождение духовного и политического наследия дореволюционной России», — поясняет Наталья Самовер. Гостиница «Россия», где остановились участники V Международного конкурса имени П. Это касается не только технической составляющей, но и дизайна: в интерьерах холлов и номеров активно использовался металл, пластик и другие синтетические материалы, которые, к сожалению, сыграли роковую роль. Во время пожара 1977 года многие люди погибли, отравившись продуктами горения этих передовых материалов». К началу 1960-х стало ясно, что нельзя одновременно делать несколько больших проектов, и все силы строительной индустрии были брошены на возведение «России». Именно поэтому здание удалось построить в рекордно сжатые сроки для столь масштабного проекта. В результате гостиница стала не только самой большой в мире, но и самой передовой», — отмечает Юрий Волчок. Вид на Красную площадь и гостиницу «Россия». После этого здание восстановили, заменили коммуникации, однако к концу 1990-х «России» требовался капитальный ремонт.
История легендарной гостиницы «Россия»
На северном корпусе здания располагалась башня в двадцать три этажа, а южный корпус был пронизан длинной галереей для прогулок. Общее для всех четырёх корпусов число номеров равнялось шести тысячам. Посетителей развозили по этажам около одной сотни лифтовых кабин. Суммарная длина гостиничных коридоров превышала восемь километров. Номера гостиницы освещались электрическими светильниками, число которых составляло примерно сто тысяч штук. Гулливер и лилипуты Комплекс гостиницы «Россия» в Москве включал в себя зал для проведения концертных мероприятий и кинотеатр, находившийся этажом выше. Концертное помещение могло одновременно принять до двух с половиной тысяч зрителей, а кинозал был рассчитан на полторы тысячи посетителей. Искусствоведы определяют архитектурное решение, в котором была построена «Россия», как интернациональный стиль.
Современный гигант, бесспорно, имел определённую историческую и культурную ценность. Но, вследствии неудачно выбранного для постройки места, комплекс вызывал негативную реакцию у определённой части населения столицы. Воздвигнутая в самом сердце Москвы, гостиница подавляла своим гигантским видом впечатление от сохранившихся вокруг неё памятников старинного зодчества. Ряд храмов и зданий шестнадцатого-девятнадцатого веков постройки проигрышно смотрелся на фоне монолита огромных размеров. Гигантское здание, ворвавшись в архитектурный ансамбль исторического центра Москвы, благодаря своим размерам отвлекал внимание стороннего наблюдателя от памятников архитектуры, которые по праву должны являться архитектурной доминантой центра города. Зарядье и нереализованный план Сталина До постройки гостиницы «Россия» в Москве на этом месте находился жилой район, носивший название Зарядье. В эпоху правления Иосифа Виссарионовича Сталина, старинный район было решено снести.
Но первоначально не гостиница «Россия» в Зарядье должна была занять большую часть снесённого квартала, а ещё более массивное здание, ещё один небоскрёб, выдержанный в имперском стиле сталинских высоток. Это здание стало бы восьмым по счёту строением такого размаха, воздвигнутым в сталинское время. Согласно архитектурному замыслу, здание должно было иметь тридцать два этажа. Но в связи с кончиной вождя строительные работы были прекращены. К тому времени на будущем месте гостиницы «Россия» в Москве успели возвести металлический каркас для постройки монолитного здания. Под цоколем этого сооружения находились три подземных этажа. Самый верхний из них предназначался для хозяйственных помещений, а два нижних представляли собой военный бункер, который мог выполнять функцию бомбоубежища в случае авиационной атаки на столицу.
Новый архитектурный подход При Хрущёве имперские архитектурные пристрастия Сталина оказались неактуальными. Спустя два года после смерти вождя народов было принято постановление о ликвидации, оставшейся от незаконченного строительства конструкции. Металлический каркас был перевезён на строившийся в это время стадион "Лужники" и использован в качестве строительного материала. Фундамент же было решено использовать при постройке нового здания на этом месте. Архитектор Чечулин, который занимался воплощением в жизнь сталинской идеи, крайне тяжело пережил закрытие своего проекта. Долгие десять лет этот пустырь в самом центре столицы России стоял незастроенным. Лишь в 1952 году было принято решение воздвигнуть на этом месте ансамбль из нескольких зданий.
Изначально здесь находились торговые ряды. Согласно составленному и подписанному в 1935 г. Сталиным плану реконструкции Москвы, будет изменена часть квартала. В результате этого высвобождалась довольно большая площадь — 13 га. Здесь собирались строить здание для комиссариата тяжелой промышленности. Потом стали рассматривать возможность возведения второго Дома Советов народных комиссаров. Но началась война, после окончания которой планы повторно изменились. Теперь собирались возводить сталинскую высотку. Стройка началась, в 1953 г.
Однако смерть Сталина прервала планы. Только через 6 лет было предложено строить гостиницу, которых и так не хватало в Москве. Строительство гостиницы «Россия» Архитектор Чечулин специально ездил перенимать опыт у представителей компании Hilton.
Архивное фото. Справа видна гостиница Москва, слева — высотное здание гостиницы Интурист В результате строительства подземного торгового центра уровень грунтовых вод в районе Манежной площади был искусственно существенно понижен, чтобы не допустить затопления котлована. И дубовое свайное поле под фундаментом гостиницы Москва оказалось осушенным. Деревянные сваи начали гнить. Этот процесс мог занять ещё долгий срок, однако первые его проявления следовало ожидать уже через 10-15 лет — просадка фундаментов, трещины в стенах и т. Но тогда результат инженерной ошибки стал бы уже явным.
А учитывая высказывавшиеся опасения специалистов, можно было бы говорить не об ошибке, а о сознательно допущенной халатности или даже о целенаправленной диверсии. Поэтому спустя 7 лет после строительства ТЦ «Охотный ряд» гостиница Москва была подвержена демонтажу по смешной и явно надуманной причине. Предсказание академика сбывалось на глазах. Следы «диверсии» в ходе реконструкции были тщательно подчищены — так под новым зданием появилась гигантская многоуровневая автостоянка. В том же 2004-м году «неожиданно» сгорело здание Манежа. Это были два самые близко расположенные к ТЦ «Охотный ряд» массивные капитальные строения. Оба — памятники архитектуры. Пожар в здании Манежа. Архивное фото Полностью выгоревшее здание Манежа.
Архивное фото По официальной версии, пожар начался на крыше вследствие короткого замыкания и уже через 15-20 минут охватил площадь в 9 000 м 2 , в результате чего здание выгорело полностью. Однако председатель комитета по культуре Москвы Сергей Худяков заявил тогда агентству «Интерфакс», что никакой проводки, а также электроприборов на крыше Манежа не было. Уже на следующий день после пожара Лужков выступал на московском телеканале, представляя публике проект реконструкции здания Манежа на новый «современный» лад. Там были чертежи, планы, разрезы и даже макет с благоустройством. И, конечно же, под обновлённым зданием появился новый, «спасительный» подземный уровень. Но неужели эта объёмная проектная работа была сделана всего за одну послепожарную ночь!? Манежная площадь. Космическая съёмка 2003 года P. В 2005 году я проектировал московскую квартиру для одного галериста.
Он содержит в Германии частный музей советской фотографии 20-30-х годов и конструктивистского искусства. Богатый человек. Тот ещё «жук» — своего ни за что не упустит. Содержимое интерьеров бывшей гостиницы Москва сталинский ампир крайне интересовало его, как коллекционера. Он включил все свои связи, чтобы попытаться выйти на тех, у кого можно было бы приобрести эти предметы — люстры, двери, мебель, посуду, живопись в каждом номере гостиницы и в коридорах висело по нескольку картин в стиле советского реализма ; словом, его интересовало абсолютно всё. Помню, как он с нескрываемой досадой и огромным удивлением рассказывал мне, что не смог найти никаких концов, даже намёка на то, в чьих руках в итоге оказались все эти предметы. Всё, что находится сейчас в интерьерах новодела — дешёвые турецкие поделки из говна и пластика. Ни на одном аукционе и ни в одной частной коллекции эти предметы с тех пор не всплыли. Сегодня я хочу поговорить об одном очень неоднозначном здании, сорок лет занимавшем значительную часть одного из древнейших районов Москвы и уже успевшим стать историей.
Речь пойдет, конечно, о гостинице «Россия». Построенная в 1964-1967 годах громада самого крупного в Европе отеля довлела даже над московским Кремлем, который, если я ничего не путаю, сам считается крупнейшей крепостью все той же Европы. Гигантское здание буквально оттягивало на себя все зрительные акценты при взгляде на эту часть центра столицы, в тени его стен из стекла, железобетона и алюминия терялись уцелевшие памятники старины древнего Зарядья. Споры вокруг проекта не утихали с самого момента его появления в начале 1960-х, но, несмотря на бурные протесты общественности, циклопическая гостиница была построена в непосредственной близости от Кремля и Красной площади на берегу Москвы-реки. Вот вид на гостиницу с запада - с южной части Красной площади; фотография была сделана мною в сентябре 2004 года. А здесь здание предстает с северо-запада в перспективе одной из улиц Китай-города близ ГУМа осенью 2003 года. Это одна из первых фотографий, сделанных моей первой цифровой камерой в конце мая 2002 года. Такой «Россия» выглядела с северо-востока - с древней улицы Варварки. Как было видно выше, гостиница и в самом деле зрительно и стилистически подавляла куда более скромную в размерах историческую застройку Зарядья.
Стоит взглянуть на старые фотографии этого района города, чтобы оценить масштабы утраты. Согласно археологическим данным, этот район был населен еще в XIII веке. Имя он получил от своего местоположения за длинными торговыми рядами, тянувшимися от Москвы-реки до улицы Варварки. Именно тут проходила одна из древнейших улиц города - Великая, позже названная Мокринским переулком. В 1534-1538 годах Зарядье вместе со всем Китай-городом было обнесено оборонительной стеной, отделившей этот район в том числе и со стороны реки. Долгое время из-за отсутствия стока вод Зарядье, особенно нижняя его часть, было весьма грязным местом. Выход на набережную открыли только в 1782 году с обустройством в стене Китай-города Проломных ворот. Несмотря на престижную казалось бы близость к сосредоточию власти, район населял преимущественно мелкий торговый и ремесленный люд. Ситуация не изменилась и после 1812 года, когда практически вся застройка выгорела в большом московском пожаре.
К слову, именно в Зарядье находилось Глебовское подворье - единственное место в городе, где в течение большей части XIX века дозволялось останавливаться еврейским купцам, и тут даже возникло нечто вроде гетто. На данном снимке дан общий вид западной части Зарядья в 1930 году, что позволяет составить некоторое мнение об архитектурном облике района. Фотография того же года, вид на Зарядье и еще густо застроенный Васильевский спуск со стороны Большого Москворецкого моста. В левом верхнем углу кадра можно заметить Покровский собор на Рву, более известный как храм Василия Блаженного. В глубине же район этот был весьма бедным и преимущественно депрессивным, в этом смысле мало чем отличаясь от лежащей невдалеке конечно, если рассматривать период уже после разорения криминального рассадника в последней. Однако сомнительная честь практически полного уничтожения старинного Зарядья, вопреки распространенному мнению, принадлежит вовсе не строительству гостиницы «Россия». Начало ему было положено значительно раньше. Еще в 1934 году была снесена большая часть Китайгородской стены, и район стал полностью открыт со стороны набережной. Годом позже началось проектирование грандиозного здания Наркомата тяжелой промышленности, которое собирались строить примерно на этом же месте.
И хотя проект в итоге заморозили, старые дома продолжали активно сносить, причем не только здания XIX века, но и куда более древние церкви, пережившие пожар 1812 года. В 1947 году в Зарядье затеяли строительство одного из восьми запланированных московских сталинских высотных домов другие семь были построены, среди прочего это главный корпус МГУ, гостиница «Украина», дом на Котельнической набережной и т. Хотя строительство 32-тажного 275-метрового гиганта именно он изображен на этом эскизе успели начать, даже выполнили нулевой этап и возвели стальной каркас до высоты восьмого этажа, смерть Сталина поставила точку и в этом проекте. Вскоре Хрущев выступил с критикой «архитектурных излишеств», что окончательно решило судьбу амбиционной стройки. Однако к тому времени от былого Зарядья уже мало что уцелело… В 1964 году с использованием фундамента невозведенной высотки началось строительство крупнейшей в Европе гостиницы «Россия». По иронии судьбы руководителем проекта был тот же Дмитрий Николаевич Чечулин, являвшийся главным архитектором десятилетием ранее замороженного здесь высотного дома. Новое здание, правда, было выдержано не духе сталинского ампира, а скорее в так называемом международном стиле - развитии модернистского. Огромное здание в плане представляло собою прямоугольник размерами 250 на 150 метров, образованный четырьмя 12-этажными корпусами, северный из которых был увенчан 23-этажной башней. В гостинице насчитывалось 3182 номера, несколько ресторанов, кафе и т.
Главный фасад западного корпуса, обращенного в сторону Кремля. Из-за такого расположения этот корпус считался самым престижным, тут находились только номера повышенной комфортности. Между тем до ближайшей станции метро - «Китай-город» -отсюда идти было дольше всего: приходилось сначала огибать западный вестибюль, а потом идти вдоль всего северного, и только после этого можно было попасть на Варварку около входа в южной части площади Варварских ворот. Вдали можно видеть Старое Английское подворье XVI века в свое время подаренное Иоанном IV Грозным английским купцам и отобранное царем Алексеем Михайловичем после Английской революции, послужившей формальным предлогом, на деле же главную роль сыграли интересы меркантилизма и угол храма Максима Блаженного на Варварке самого конца XVII столетия. Кое-какие памятники старины все же пережили градостроительные метаморфозы середины прошлого века.
Сейчас гостиница Россия предлагает своим гостям комфортабельные номера, высокий уровень сервиса и удобства, сочетая старинный шарм с современными технологиями. Она продолжает оставаться одним из символов Москвы и важным объектом культурного наследия.
Гостиница Россия — это не просто место для ночлега, это кусочек истории, который продолжает жить и радовать своих гостей своими уникальными атмосферой и традициями.
Снос гостиницы. История гостиницы «Россия. Спасибо за внимание! Всех благ
Гостиница «Россия» строилась с 1964 по 1967 годы на месте, расчищенном в ходе сталинской реконструкции Москвы. Появлению гостиницы «Россия» на карте Москвы предшествовали долгие работы по реконструкции исторического района Зарядье. Гостиница «Россия» (Москва) являлась не только одним из известнейших отелей мира, но также символом советской эпохи. Итак, сотрудница орготдела гостиницы «Россия» Ксения Романовна Баскакова (в исполнении очаровательной Екатерины Вилковой) отвечает за прием и комфортное пребывание в отеле гостей, среди которых — по большей части, советская знать и высокопоставленные иностранцы.
Как появилась и исчезла гостиница Россия. История в картинках
Сегодня рассказ о гостинице «Россия». До окончательного разрушения столичной гостиницы "Россия" – символа показушного советского гостеприимства – остались считанные дни. Гостиницу «Россия» возвели на фундаменте, который предназначался для сталинской высотки. Пожар в гостинице «Россия» — факты о главной трагедия 1977 года в Москве: причины возгорания, результаты расследования, версии, западный след. пятизвездочный международный отель, построенный в Москве с 1964 по 1967 год по заказу советского правительства. Гостиница «Россия» в Москве была одним из крупнейших отелей СССР.
Часы работы парка Зарядье в 2020 г.
- Собянин представил Путину проекты по строительству на месте снесенной гостиницы «Россия»
- Старое фото гостиницы «Россия» вызвало у москвичей воспоминания
- Как появилась и исчезла гостиница Россия. История в картинках
- Новая жизнь «Зарядья»: как выглядит парк за 13 млрд, построенный на месте гостиницы «Россия»
Гостиница «Россия» – Прогулки по Москве — LiveJournal
Постройка была одной из крупнейших в мире, она имела 3182 номеров на 5300 человек. Руководителем архитектурного проекта являлся архитектор Д. Чечулин, а главным конструктором Н. Гостиница была построена в интернациональном стиле. Под гостиницей находились объекты военного назначения. Загорелись одновременно 5-й, 11-й и 12-й этажи Северного корпуса гостиницы. Люди, которые находились выше 12 этажа и посетители ресторанов на 17-м и 22-м этажах, оказались в огненной ловушке. Огонь распространялся с высокой скоростью, говорят, это случилось из-за синтетических ковровых покрытий и обоев. От пожара погибло 42 человека, включая пятерых сотрудников гостиницы. Травмы получили 52 человека - в их числе 13 человек их пожарных расчётов.
Так как между Москворецкой набережной и улицей Варваркой существовал 10-метровый перепад высот, 3 корпуса «России» подняли на высокий стилобат. Со стороны улицы Варварки, северной части гостиницы, возвели Северную башню высотой в 23 этажа, а с противоположной, южной стороны комплекса, обустроили прогулочную галерею, обращенной к Москворецкой набережной. В южном корпусе гостиницы «Россия» в 1971 году открыли концертный зал, вмещающий 2500 зрителей. Под ним, в стилобате, был устроен кинотеатр «Зарядье», рассчитанный на 1500 человек. Была в истории гостиничного комплекса на Москворецкой набережной и трагическая страница. Так, в 1977 году, 25 февраля, здесь случился сильнейший пожар, который со временем причислили к одному из крупнейших не только в СССР, но и в мире. При этом стихийном бедствии погибло 42 человека и 52 были травмированы. Только номеров экстра-класса выгорело около 100.
Официальной причиной признали не выключенный паяльник в комнате радиоузла на 5 уровне, но масштаб бедствия и одновременное возникновение пожара, помимо 5-го, на 11-м и 12-м уровнях, оставляет много вопросов, ответов на которые нет и сейчас. Конец истории гостиничного комплекса «Россия» В 2004 году московское Правительство утвердило план по возврату району Зарядье на Москворецкой набережной исторического облика.
Воздвигнутая в самом сердце Москвы, гостиница подавляла своим гигантским видом впечатление от сохранившихся вокруг неё памятников старинного зодчества.
Ряд храмов и зданий шестнадцатого-девятнадцатого веков постройки проигрышно смотрелся на фоне монолита огромных размеров. Гигантское здание, ворвавшись в архитектурный ансамбль исторического центра Москвы, благодаря своим размерам отвлекал внимание стороннего наблюдателя от памятников архитектуры, которые по праву должны являться архитектурной доминантой центра города. Зарядье и нереализованный план Сталина До постройки гостиницы «Россия» в Москве на этом месте находился жилой район, носивший название Зарядье.
В эпоху правления Иосифа Виссарионовича Сталина, старинный район было решено снести. Но первоначально не гостиница «Россия» в Зарядье должна была занять большую часть снесённого квартала, а ещё более массивное здание, ещё один небоскрёб, выдержанный в имперском стиле сталинских высоток. Это здание стало бы восьмым по счёту строением такого размаха, воздвигнутым в сталинское время.
Согласно архитектурному замыслу, здание должно было иметь тридцать два этажа. Но в связи с кончиной вождя строительные работы были прекращены. К тому времени на будущем месте гостиницы «Россия» в Москве успели возвести металлический каркас для постройки монолитного здания.
Под цоколем этого сооружения находились три подземных этажа. Самый верхний из них предназначался для хозяйственных помещений, а два нижних представляли собой военный бункер, который мог выполнять функцию бомбоубежища в случае авиационной атаки на столицу. Новый архитектурный подход При Хрущёве имперские архитектурные пристрастия Сталина оказались неактуальными.
Спустя два года после смерти вождя народов было принято постановление о ликвидации, оставшейся от незаконченного строительства конструкции. Металлический каркас был перевезён на строившийся в это время стадион "Лужники" и использован в качестве строительного материала. Фундамент же было решено использовать при постройке нового здания на этом месте.
Архитектор Чечулин, который занимался воплощением в жизнь сталинской идеи, крайне тяжело пережил закрытие своего проекта. Долгие десять лет этот пустырь в самом центре столицы России стоял незастроенным. Лишь в 1952 году было принято решение воздвигнуть на этом месте ансамбль из нескольких зданий.
В этом же году появилась идея создания новой высотной гостиницы, главным архитектором которой был назначен Чечулин, мечта которого о постройке многоэтажного современного строения в центре столицы наконец-то осуществилась. Самая большая гостиница в мире Открытие гостиницы «Россия» бывшей на тот момент самой большой в мире состоялось через пять лет после начала работ по её возведению. В семидесятых годах двадцатого века гостиничный комплекс удостоился включения в Книгу рекордов Гиннеса.
Специалисты утверждают, что бывшая гостиница «Россия» занимает в настоящее время девятнадцатую строчку в списке самых больших отелей всех времён, куда входят как существующие сегодня здания, так и постройки, существовавшее когда-то. Рассказывают также, что главный архитектор чуть было не получил очередной нервный срыв, когда Хрущёв предложил ему сделать тринадцатиэтажное здание, вместо планировавшегося десятиэтажного. В итоге сошлись на двенадцати этажах.
Пожар В конце семидесятых в гостинице произошёл сильнейший пожар. В этот день в северном здании гостиницы «Россия» в Москве произошло возгорание одновременно на трёх этажах. Заблокированными огнём оказались посетители ресторанов на верхних этажах башни.
Телефонный звонок с сообщением о пожаре поступил в ближайшую пожарную часть в десятом часу вечера.
В проемах окон — гроздья людей. Кричат, машут руками, перевешиваются через подоконники… Кто-то пробует спуститься вниз на импровизированных веревках, наспех скрученных из белья, и срывается с высоты!.. Тушить «Россию» кинулись все пожарные расчеты Москвы, подключилось и Подмосковье, где в этот момент проходили республиканские сборы. Всего в тушении участвовало около 1400 пожарных и 150 спецмашин. К «России» съехались высшие руководители страны — Андропов, Косыгин, Щелоков. Из-за большого скопления техники и людей Райкина и попросили продлить концерт: появление 2500 ни о чем не ведающих зрителей осложнило бы ситуацию. Пожар начался одновременно на 5-м, 11-м и 12-м этажах. Огонь стремительно поднимался выше.
Через час горели уже 13 этажей, с 4-го по 17-й.
Почему демонтировали гостиницу Россия в Москве
Стало трудно дышать, люди поневоле рванулись к окнам, которые были наглухо забиты на зиму. Кто-то терял сознание, кто-то ударился в истерику. Музыканты оркестра и посетители начали швырять в стекла тяжеленные кресла — те с рамами полетели вниз. Уборщица дико завизжала, чтобы «перестали хулиганить», пригрозив «вызвать милицию». Ей тут же налили коньяку, чтобы взяла себя в руки. Вместе со свежим воздухом через окна в зал потянулся и дым с нижних этажей. Лестница в небо И внизу царила паника. Начальник управления пожарной охраны Мосгорисполкома генерал Иван Антонов поднял по тревоге весь личный состав пожарного гарнизона. К «России» прислали все, что могло двигаться, подтянулись караулы из области.
По счастливому совпадению в Подмосковье как раз в это время проходили сборы пожарные команды со всего Союза. Площадь перед «параллелепипедом» забили 140 пожарных машин и порядка 1600 огнеборцев. Командир взвода пожарной охраны Александр Маклецов потом вспоминал, что охранников важных персон собралось едва ли не больше самих пожарных. Теснота была необыкновенная. На глазах у партийных бонз жильцы «России» с верхних этажей, не выдержав нестерпимого жара, пытались спуститься по связанным простыням, но те рвались, и люди разбивались насмерть. Пытались даже прыгать с матрасами, чтобы хоть как-то самортизировать падение — тщетно. Один из свидетелей рассказывал, что толстый мужчина в подтяжках сорвался с импровизированного каната и, ударившись о бетонную ограду, рухнул в снег. Подбежавший его осматривать милиционер обнаружил в кармане целехонькую бутылку водки и незаметно ее прикарманил.
Как и часы толстого гражданина. Руководивший тушением пожара Дмитрий Юрченко вспоминал, что люди выбрасывали сумочки с деньгами и документами. Их собралась целая гора в ближайшем сугробе. Спасатели в бессилии взирали снизу на гибель постояльцев. Короткие пожарные лестницы смотрелись как издевательство, а единственная в городе 62-метровая лестница сразу же вышла из строя. С 16-го этажа гостиницы по телефону 01 каждые пять минут звонил блокированный в номере первый заместитель министра торговли Болгарии Иванов, к которому пришли в гости два соотечественника-аспиранта. Высокий чиновник вежливо просил прислать для спасения пожарный вертолет, уверенный, что таковых не может не быть в столице первого в мире социалистического государства. Параллельно в трубку отчаянно кричала горничная этажа, прекрасно знающая, что таких вертолетов в Москве в помине не было.
Потом болгарин еще более вежливо стал интересоваться у диспетчеров, какую смерть ему предпочесть — выброситься из окна или сгореть заживо. Их четыре трупа так и обнаружили потом вместе — не сгоревшими, задохнувшимися от дыма. Как и подавляющего большинства жертв пожара. Погибла еще одна дежурная по этажу, которая после возгорания побежала по коридору, стуча в номера и оповещая жильцов о случившемся. Увидев, что ей самой не спастись, она позвонила домой и попрощалась с родными. Так ее и нашли, задохнувшейся с телефонной трубкой в руках. Спасатели пытались хоть как-то взять ситуацию под контроль — от Москвы-реки протащили шланг, установили три насоса для подачи речной воды. Вскрывали двери, чтобы спасти людей.
Ликвидировали водой и пеной очаги и продвигались дальше. Казалось бы, вот, прошли на своем этаже, загасили. И вдруг сзади опять вырывается огонь! Решение нашел начальник отдела управления пожарной охраны Виктор Кононов, предложивший сделать вертикальную «дорожку» из четырехметровых штурмовых лестниц, с которыми пожарные тренируются на специальных соревнованиях. Их надо было лишь последовательно одну за другой зацепить за перила балконов. Благо, вокруг полно было спортсменов-прикладников из Подмосковья. Это был, возможно, единственный шанс на спасение. Пожарные кинулись вязать железки.
Самодельная лестница-гигант устремилась к ресторану с вынесенными стеклами. По ней вверх метнулись спасатели — встречать погорельцев. Но вместе с пожарными поднялся и представитель «Интуриста». Он сказал: «Товарищи, надо вперед пропустить иностранцев! Их пропустили. Заметим, не женщин и детей, а именно иностранцев, как всегда было принято в СССР. Спасенный постоялец-негр кинулся лобызать руки пожарным, которые страховали спускающихся. Он был в явном исступлении и чуть было не сбивал их с ног.
Дмитрий Юрченко, понимая, что человек явно не в себе, привел его в чувство ударом могучего кулака. Африканец улетел в сугроб прямо на глазах троицы Политбюро. Зато тут же успокоился. Применение насилия к иностранцу — уголовная статья, и Юрченко знал, чем рисковал. Но наверху были люди, и их надо было спасать, презрев изъявления чувств уже спасенных. Впрочем, на следующий день сам Щелоков на планерке оценил по достоинству поступок пожарного, заметив, что лично он бы «врезал сильнее». Тогдашний начальник караула 3-й пожарной части на Красной Пресне Виктор Лизогубов вспоминал, что, когда только подняли лестницу и начали эвакуацию, некоторые мужчины отталкивали женщин и пытались выбраться сами. Но, похоже, это были единичные случаи.
Куда более характерными называли иные сцены. По воспоминанию представителя штаба тушения пожара Владимира Зайцева, по лестнице спускался здоровенный мужик, который тащил на ресторанной скатерти битком набитый портфель без ручки. Ему кричали, чтобы бросил свой хлам, ибо может запросто сорваться с шаткой лестницы. Тот — ни в какую. Посчитали, что, вероятно у него секретные документы.
И оно случилось: несколько ребятишек, действительно, при падении остались живы! Поистине ужасная история оказалась запечатлена на магнитофонных пленках в диспетчерской службы «01», — запись телефонных звонков обитателя одного из люксов, заместителя министра внешней торговли Болгарии.
Несколько раз этот человек обращался к дежурной с просьбой ускорить его спасение. А когда понял, что помощь явно запаздывает, спросил у диспетчера: «Посоветуйте, какую смерть мне предпочесть: задохнуться в дыму или выброситься из окна? Однако помощь им уже не понадобилась, — все четверо задохнулись, отравившись угарным газом, просочившимся в помещение. Эх, знать бы болгарину, что спасение-то — буквально в десяти метрах: по коридору за углом от его апартаментов находилась дверца, ведущая на балкон, где можно было бы дождаться прихода спасателей. Пленники ресторана «Кремлевский» На самом верхнем этаже башни располагался знаменитый ресторан «Кремлёвский», считавшийся лучшим в гостинице. В тот вечер здесь находилось около 250 человек — посетители, официанты и повара, музыканты оркестра. Эти люди сперва не замечали, что огонь разгулялся по северному корпусу.
Сигналом надвигающейся беды для них стали струйки дыма, просочившиеся в зал. Когда внезапно погас свет и стал виден огонь за окнами, публика кинулась на лестницу, но с ужасом обнаружила, что дорога вниз скрывается в плотной пелене дыма. Мне довелось поговорить с одним из тех пленников ресторана. Даже много лет спустя он хорошо помнил подробности той огненной эпопеи. А вслед за тем заметил: со стороны входных дверей наползают сизые облачка. Кто-то из наших ребят крикнул: «Давай вниз! Всего на полэтажа ниже были расположены туалеты.
Когда повалил дым, там находились две наши однокурсницы. Любовь Лазорина, которая страдала астмой, сразу же потеряла сознание. У ее подруги едва хватило сил, чтобы ползком добраться до ресторана, а Люба погибла. За несколько минут удушливая пелена заполнила зал. Еще немного, и все, кто здесь находился, могли бы задохнуться. Трое посетителей ресторана схватили в качестве тарана стол и разбили им несколько окон. Дым в помещении немного рассеялся, стало легче дышать.
Зато через пробоины проник зимний холод. Женщин, особенно страдавших от него, укутывали во что только можно. Некоторые мужчины отдавали им свои пиджаки, а сами предпочитали «греться» спиртным. Чтобы не замерзнуть, люди усаживались на полу, плотно прижимаясь друг к другу. Тогда вооружившись кухонными ножами, принялись спарывать ковровое покрытие. Его лоскуты сваливали в кучу посреди зала, а обнажившийся бетон перекрытий поливали водой, которую носили с кухни в кастрюлях… Публика в зале вела себя по-разному. Многие женщины, конечно, плакали.
Один из оркестрантов решил с отчаяния все-таки прорываться вниз, но погиб на лестничных маршах. Несколько молодых немцев-туристов сидели на полу и спрашивали время от времени: «Аллес капут? Помощь к запертым в «поднебесном» ресторане людям пришла лишь через три часа. В дверях появились двое в касках, в брезентовых костюмах. Один из них крикнул: «Соблюдайте спокойствие! Сейчас выведем вас вниз, но придется проходить через горячие зоны». Народ с ревом кинулся к своим спасителям.
Еще чуть-чуть — и толпа обезумевших людей просто растоптала бы их. Пришлось окатить ресторанных затворников струями воды из брандспойта, а подоспевший на помощь к своим бойцам майор Брежнев окончательно восстановил порядок, дав пару затрещин самым ярым «авральщикам». Остальных чуть позже, когда дым уже значительно развеялся, повели вниз по главной лестнице башни, а дальше — на крышу северного корпуса гостиницы. Загубленное расследование Лишь ближе к половине второго ночи стало ясно, что распространение пожара удалось остановить. Огню не дали перекинуться на соседние корпуса гостиницы. Впрочем окончательно справились с разбушевавшимся пламенем лишь два часа спустя. Настала пора подсчитывать потери.
При пожаре в «России» погибло 43 человека, еще 52 пострадавших — обожженных, переломанных, порезанных осколками, отравившихся дымом, — угодили в больницы. Подобного количества жертв не было ни на одном другом московском пожаре за все столетие! И тут нужно еще учитывать, что цифры эти занижены: фактически смертей было больше. В последующие дни в больницах умерло еще около 20 человек, привезенных из «России». Однако этих покойников зарегистрировали в официальных документах уже по другому разряду: тогда существовало правило, согласно которому, если пострадавший от возгорания скончался более, чем через 5 суток, он уже не учитывался в списках погибших на данном пожаре. Самой гостинице нанесен был очень серьезный ущерб. Полностью выгорело 87 номеров, сотни других пострадали от воды, на первом этаже обрушились подвесные потолки, во всем северном корпусе практически не осталось целых стекол...
Но уже через день, 27 февраля перед специально собранными архитекторами и строителями выступил товарищ Гришин. Тогдашний хозяин столицы распорядился: гостиницу надо восстановить к майским праздникам, поскольку уже 6 мая в Москве открывается Съезд профсоюзов, а его участников и гостей в том числе и иностранцев! Все заказы на материалы, на оборудование выполнялись моментально, по первому требованию.
Только номеров экстра-класса выгорело около 100. Официальной причиной признали не выключенный паяльник в комнате радиоузла на 5 уровне, но масштаб бедствия и одновременное возникновение пожара, помимо 5-го, на 11-м и 12-м уровнях, оставляет много вопросов, ответов на которые нет и сейчас.
Конец истории гостиничного комплекса «Россия» В 2004 году московское Правительство утвердило план по возврату району Зарядье на Москворецкой набережной исторического облика. По этому проекту предполагался снос гостиницы «Россия», которая признавалась уникальным и современным сооружением, но своими размерами принижала архитектурный облик этой местности. Демонтаж гостиничного комплекса провели в период с 2006 по 2007 годы. Дело оказалось не простым. Исходя из расположения, взрывные работы на объекте производить было нельзя из-за близкого расположения к Кремлю и другим архитектурным шедеврам по улице Варварке.
Для демонтажа 5-ти верхних уровней задействовали мощные башенные краны, установленные на время работ на специально построенные для этого колонны. Стоит отметить, что масса одной панели, из которых и была выстроена гостиница «Россия», составляла порядка 8 тонн. Часть из них демонтировали целиком, а некоторые, из-за большого удаления от оси крана, пришлось разрезать пополам.
Конструкция из этих панелей держала жесткость всего здания. Часть панелей удалось снять целиком, а часть в так называемых «мертвых зонах» пришлось резать пополам. Нижние 5 этажей сломали с помощью тяжелой техники. Долгое время на месте гостиницы «Россия» был пустырь. Уже в конце 2017 года парк на месте гостиницы «Россия» принял первых гостей. Говорят, что...
Никита Сергеевич Хрущев чуть не довел Чечулина до инфаркта, когда велел увеличить высоту гостиницы на 3 этажа. Также планировали все корпуса «России» сделать одинаковыми по высоте, но когда построили первую часть, люди стали возмущаться этой «громадиной». Тогда высоту здания быстренько скорректировали. Так и осталась на северном корпусе одинокая башня. Он «искренне» покаялся в своих грехах и стал работать на полицию. Ванька доносил на своих коллег, но при этом брал взятки от тех, кто не хотел оказаться за решеткой.
Нашли ошибку?
- Грандиозный пожар в гостинице «Россия» 25 февраля 1977 года | MAXIM
- Причины ликвидации "России": Чем "провинилась" самая знаменитая в СССР гостиница |
- История легендарной гостиницы «Россия»
- Москва (гостиница, Москва) — Википедия с видео // WIKI 2
Как появилась и исчезла гостиница Россия. История в картинках
Судьбу концертного зала документ не прояснял. Тогда же мэр Москвы Юрий Лужков заявил, что намерен сохранить концертный зал "Россия" как место "со своей аурой". Опубликовано: 25 октября 2006.
Несмотря на престижную казалось бы близость к сосредоточию власти, район населял преимущественно мелкий торговый и ремесленный люд. Ситуация не изменилась и после 1812 года, когда практически вся застройка выгорела в большом московском пожаре. К слову, именно в Зарядье находилось Глебовское подворье - единственное место в городе, где в течение большей части XIX века дозволялось останавливаться еврейским купцам, и тут даже возникло нечто вроде гетто. На данном снимке дан общий вид западной части Зарядья в 1930 году, что позволяет составить некоторое мнение об архитектурном облике района. Фотография того же года, вид на Зарядье и еще густо застроенный Васильевский спуск со стороны Большого Москворецкого моста. В левом верхнем углу кадра можно заметить Покровский собор на Рву, более известный как храм Василия Блаженного. В глубине же район этот был весьма бедным и преимущественно депрессивным, в этом смысле мало чем отличаясь от лежащей невдалеке конечно, если рассматривать период уже после разорения криминального рассадника в последней. Однако сомнительная честь практически полного уничтожения старинного Зарядья, вопреки распространенному мнению, принадлежит вовсе не строительству гостиницы «Россия».
Начало ему было положено значительно раньше. Еще в 1934 году была снесена большая часть Китайгородской стены, и район стал полностью открыт со стороны набережной. Годом позже началось проектирование грандиозного здания Наркомата тяжелой промышленности, которое собирались строить примерно на этом же месте. И хотя проект в итоге заморозили, старые дома продолжали активно сносить, причем не только здания XIX века, но и куда более древние церкви, пережившие пожар 1812 года. В 1947 году в Зарядье затеяли строительство одного из восьми запланированных московских сталинских высотных домов другие семь были построены, среди прочего это главный корпус МГУ, гостиница «Украина», дом на Котельнической набережной и т. Хотя строительство 32-тажного 275-метрового гиганта именно он изображен на этом эскизе успели начать, даже выполнили нулевой этап и возвели стальной каркас до высоты восьмого этажа, смерть Сталина поставила точку и в этом проекте. Вскоре Хрущев выступил с критикой «архитектурных излишеств», что окончательно решило судьбу амбиционной стройки. Однако к тому времени от былого Зарядья уже мало что уцелело… В 1964 году с использованием фундамента невозведенной высотки началось строительство крупнейшей в Европе гостиницы «Россия». По иронии судьбы руководителем проекта был тот же Дмитрий Николаевич Чечулин, являвшийся главным архитектором десятилетием ранее замороженного здесь высотного дома. Новое здание, правда, было выдержано не духе сталинского ампира, а скорее в так называемом международном стиле - развитии модернистского.
Огромное здание в плане представляло собою прямоугольник размерами 250 на 150 метров, образованный четырьмя 12-этажными корпусами, северный из которых был увенчан 23-этажной башней. В гостинице насчитывалось 3182 номера, несколько ресторанов, кафе и т. Главный фасад западного корпуса, обращенного в сторону Кремля. Из-за такого расположения этот корпус считался самым престижным, тут находились только номера повышенной комфортности. Между тем до ближайшей станции метро - «Китай-город» -отсюда идти было дольше всего: приходилось сначала огибать западный вестибюль, а потом идти вдоль всего северного, и только после этого можно было попасть на Варварку около входа в южной части площади Варварских ворот. Вдали можно видеть Старое Английское подворье XVI века в свое время подаренное Иоанном IV Грозным английским купцам и отобранное царем Алексеем Михайловичем после Английской революции, послужившей формальным предлогом, на деле же главную роль сыграли интересы меркантилизма и угол храма Максима Блаженного на Варварке самого конца XVII столетия. Кое-какие памятники старины все же пережили градостроительные метаморфозы середины прошлого века. Увенчанный башней северный фасад. Насколько я понял, в неофициальном гостиничном «табеле о рангах» этот корпус стоял на втором месте после западного. Тем не менее здесь уже встречались довольно-таки дешевые стандартные номера.
В башне же, если не ошибаюсь, кроме ресторанов находились только люксы и полулюксы - там мне останавливаться не доводилось. К северному вестибюлю подходила автомобильная эстакада, видимо, когда-то предназначенная в основном для туристических автобусов. Мне, часто жившему в этой гостинице, начиная с 2002 года и до самого ее закрытия, ни разу не доводилось видеть движение по этой эстакаде. Между тем наземные стоянки были достаточно обширны. Случались попытки сделать их платными, но всякий раз они заканчивались неудачей, вероятно, в борьбе с антимонопольщиками. Кстати, с такси здесь вообще было очень просто. Дело в том что поблизости находится Старая площадь, где расположены соответствующие госструктуры, а шоферы служебных авто, возвращающиеся порожними, всегда не прочь заработать, благо бензин бесплатный, за амортизацию машины также платить не из своего кармана. Так что стоило выйти на Варварку, поднять руку - и максимум через пять минут уже можно было за удивительно небольшие по столичным меркам деньги ехать в салоне чванливой чиновничьей BMW или Audi с российским триколором вместо индекса региона на номере. Доводилось мне таким образом разъезжать и на машине с мигалкой, правда, последняя была отключена. Фотографий восточного корпуса, к сожалению, у меня нет, хотя первое время из соображений экономии я чаще останавливался именно там.
В феврале 2002 года, когда я впервые жил в «России», прельщенный ее удобным для командировочного расположением, двухместный номер я не любил тесные одноместные, благо разница в цене обычно была смехотворной стоил тысячу рублей в сутки. Однако на тот период пришлось начало стремительного подорожания столичных гостиниц. В итоге уже в августе того же года я предпочел перебраться в «Измайловскую» примерно на пару лет, пока там в свою очередь не начались неприятные новые веяния , где за меньшие деньги тогда можно было снять куда более приличный номер: с новой мебелью, чистым ковролином на полу, современной сантехникой, холодильником и т. В противоположность восточному южный корпус я фотографировал. Это его вид с противоположной стороны Москвы-реки поздней осенью 2002 года. Тут видно, что выходящая к реке часть «России» из-за разницы высот с Варваркой была построена на 10-метровом стилобате, облицованном коричневым полированным гранитом. Южный корпус отличается от остальных отсутствием отдельного вестибюля для проживающих: даже стойка размещения у него общая с восточным. Дело в том, что в южной части здания в 1971 году открылся концертный зал «Россия» на 2500 мест, а в стилобате разместили двухзальный кинотеатр «Зарядье». Вот он, южный вестибюль, служащий входом в концертный зал. Вид с 10-метровой высоты стилобата на Раушскую набережную.
Именно из-за этой красочной картины я, пока не хватало денег на номера повышенной комфортности западного крыла, предпочитал останавливаться в считавшемся наименее престижным южном корпусе. У юго-восточного угла гостиницы сохранилась церковь Зачатия св. Этот снимок я сделал в ноябре 2003 года, когда первый и единственный раз остановился в одноместном номере с окном, выходящим во внутренний двор. Если ничего не путаю, я тогда вообще не собирался выбирать «Россию», но надо было срочно лететь, а в «Измайловской» не оказалось устраивающих меня номеров. Зато у меня остался этот снимок, на котором хорошо видно не только башню, но и концертный зал «Россия». Настало время показать сам номер этой трехзвездочной гостиницы. Снимков стандартных номеров у меня, увы, нет, почему-то не догадался в свое время их фотографировать, так могу предложить только виртуальную экскурсию по двухместному номеру повышенной комфортности западного корпуса с видом на Кремль. Это вид прихожей из комнаты. Слева можно видеть дверь стенного шкафа, по правую руку находится вход в санузел. Вот последний собственной персоной.
Стоил такой номер, если мне не изменяет память, от 3500 рублей где-то в самом начале 2005 года до 4200 рублей к декабрю. Меня порадовало, что там, в отличие от стандартных номеров, был телефонный аппарат, подключенный к европейской розетке, то есть его легко было отключить, просто выдернув штекер. В стандартных же номерах шнур наглухо уходил в стену. Это было неприятно, если вспомнить, как часто звонили поздними вечерами агентства, предлагающие услуги дам легкого поведения. До сих пор улыбаюсь, как вспомню грудной томный голос с придыханием в трубке выдающий перл: «Молодой человек, а вам не одиноко одному? В номерах повышенной комфортности я сразу после заселения выдергивал телефон из розетки на все время своего пребывания в Москве - и не знал печали. В стандартных же номерах я по необходимости вскоре освоил хитрый трюк командировочных: на ночь снимал трубку и клал рядом с аппаратом, а чтобы не беспокоило пищание свободной линии, нажимал любую цифру, что переводило телефон в режим набора номера, и он замолкал. На некоторых этажах западного корпуса была медленная 10-мегабитная локальная сеть с бесплатным выходом в Интернет, но вообще эту услугу не гарантировали: очень часто сеть банально не работала. Я обычно ходил в Интернет по имеющемуся у меня бесплатному диалап-аккаунту. Правда, в «России» приходилось платить по рублю за минуту соединения с городским номером в «Измайлово-Бета» я платил только за само соединение что-то около двух рублей, а потом просто не отключался, что было куда удобней.
К слову, где-то в марте 2002 года в «России» заблокировали номера доступа основных операторов междугородней и международной IP-связи вроде «Зебры-Телеком» и т. Таким образом гостиница пыталась увеличить спрос на услуги своих телефонистов по заоблочным ценам. Однако эта хитрость легко обходилась: менеджеры «России» не догадались заблокировать номера техподдержки указанных операторов, так что я звонил именно саппорту и просил переключить меня на основную линию. Из-за вида на Кремль такой номер стоил на пару сотен рублей в сутки дороже, чем такие же, но с окнами во двор. Ей-богу, подобные утренние картины стоили небольшой переплаты! Да и вечерние тоже.
В тушении участвовали значительные пожарные силы Москвы и Московской области — около 1400 по другим данным — 1600 [2] сотрудников пожарной охраны, которые использовали 35 автоцистерн с водой, 61 автонасос и другое пожарное оборудование. Всего на тушении пожара было задействовано 140 единиц техники [2]. На место пожара прибыли представители высшего партийного руководства страны, включая председателя КГБ Юрия Андропова [2]. Борьба с возгоранием длилась четыре с половиной часа [17].
Всё было закончено к половине первого ночи 26 февраля. Тушение пожара затрудняло то, что пожарные не могли добраться до верхних этажей по причине отсутствия лестниц необходимой высоты. Начальником отдела управления пожарной охраны Виктором Кононовым было принято решение связывать несколько лестниц между собой, что позволило пожарным добраться на верхние этажи и спасти находившихся там постояльцев [2]. В гостинице в итоге выгорели номера и помещения с 4-го по 17-й этажи, общей площадью около трёх тысяч квадратных метров. Первые 43 постояльца отеля были обнаружены живыми, при пожаре погибло 42 человека 12 женщин и 30 мужчин [2] , ещё 52 пострадали от травм, ожогов и отравления газом. Среди пострадавших также было 13 пожарных. Всего из горящего здания было эвакуировано и спасено порядка 1500 человек [17] [2]. Специальная комиссия по выяснению причин возгорания выявила в гостинице нарушения пожарной безопасности, но однозначно источник возгорания установить не смогла. По одной из версий, причиной пожара стал поджог на пятом этаже. Обвинения в халатности и нарушении пожарной безопасности предъявили двум работникам радиоузла, пожарному инспектору, главному инженеру гостиницы и её директору, так как одной из версий происхождения пожара является забытый паяльник в радиоузле.
Трое последних были освобождены от уголовной ответственности. Сотрудники службы слабых токов были приговорены к уголовному наказанию [17] [2]. Демонтаж гостиницы «Россия», август 2006 года Снос остатков гостиницы «Россия» перед строительством парка «Зарядье». Март 2015 Вид на парк «Зарядье», 2017 год По сообщению издания « Коммерсантъ », в 1990-х годах гостиница, которая полностью принадлежала московскому правительству , стала приносить убытки. В связи с этим мэр столицы Юрий Лужков 5 сентября 1994 года подписал указ о её реконструкции, работы оценивались приблизительно в 235 миллионов долларов. Однако инвесторы в то время найдены не были. В октябре 2001 — июне 2003 гг. Новый проект предполагал снижение высотности гостиничного комплекса до шести этажей, а также максимальное приближение к стилю окружающей застройки [6].
Ксения — сотрудница орготдела гостиницы «Россия». Она отвечает за прием и комфортное пребывание гостей, среди которых в основном советская знать и высокопоставленные иностранцы. Гостиница — целый мир, не похожий на обыденную советскую реальность. Здесь ощущается дыхание другой жизни, роскошной, неизвестной, притягательной.
История легендарной гостиницы «Россия»
Почему гостиницу «Россия» необходимо было снести? — Я так хочу! (Галина Пешехонова) — NewsLand | Гостиница "Россия" в историческом районе Зарядье, возведенная в 1964 -1967 гг. по проекту архитекторов Дмитрия Чечулина и Павла Штеллера. |
Самый загадочный теракт СССР: тайна пожара в гостинице «Россия» - МК | ↑ Под гостиницей «Россия» в Москве обнаружен секретный бункер (неопр.). |
От гостиницы до парка — коррупция в Зарядье | Значение гостиницы «Россия» для Москвы Гостиница «Россия» была одним из символов Москвы и являлась значимым элементом городского пейзажа. |
Почему снесли гостиницу Россию Вся правда | Гостиница была построена в 1964-1967 годах на месте старинного района Зарядье. |