Ещё одной частой причиной нарушения памяти у молодых могут быть черепно-мозговые травмы, ВИЧ-инфекция, инфекционное поражение головного мозга. Расстройства, которые обычно приводят к нарушению памяти, подразделяются на два типа. У людей пожилого возраста нарушение памяти связано с дисфункцией в головном мозге и плохо поддается лечению.
Нарушение памяти в молодом и пожилом возрасте. Снижение памяти на недавние события. Забывчивость
Амнезия может затрагивать и приобретенные навыки, например, умение водить машину, ездить на велосипеде, готовить какие-либо блюда. Виды амнезии Ретроградная амнезия проявляется в забывании событий на какой-то промежуток времени, предшествующий возникновению травмы. Например, человек, получивший травму голову, может забыть все, что с ним происходило за неделю или больше до несчастного случая. Антероградная амнезия является противоположностью предыдущей и подразумевает потерю памяти на промежуток после получения травмы. Фиксационная амнезия — это когда пациент неспособен запомнить поступающую информацию. Он вполне адекватно воспринимает действительность, но забывает информацию уже через несколько минут или секунд после ее получения. Это вызывает проблемы во временном ориентировании, а также в запоминании окружающих людей.
При тотальной амнезии человек не в состоянии вспомнить ничего из своей прошлой жизни. Он не знает своего имени, возраста, адреса, кто он и чем занимался. Как правило, такое расстройство психической функции запоминания наступает после получения тяжелой травмы черепа. Палимпсест возникает в результате алкогольного опьянения, когда индивид не может вспомнить отдельные моменты. При истерической амнезии личность забывает тяжелые, болезненные или просто невыгодные для себя воспоминания. Она свойственна не только душевно больным людям, но и здоровым, относящимся к истерическому типу.
Парамнезия — тип нарушения памяти, при котором возникающие пробелы заполняются разными данными. Экмнезия и криптомнезия Экмнезия — явление, когда личность проживает давно минувшие события как явление настоящего времени. Оно свойственно пожилым людям, которые начинают воспринимать себя как молодую особь и готовятся к поступлению в университет, свадьбе или к другим событиям, которые были пережиты в молодом возрасте. Криптомнезия — расстройство, при котором человек выдает услышанные или прочитанные идеи за свои собственные, искренне веря в свое авторство. Например, прочитанные книги великих писателей в своем воображении больные могут присвоить себе, уверяя в этом окружающих. Разновидностью криптомнезии может быть явление, когда человек событие из собственной жизни воспринимает как прочитанное в книге или увиденное в кино.
Лечение нарушений памяти Классификация нарушений памяти являет собой довольно большой объем информации в психологии, существует множество трудов по изучению таких явлений, а также о методах их лечения.
В большинстве случаев эти изменения обратимы, следует лишь своевременно начать терапию. Часто причиной проблемы с памятью у молодых людей служит недостаточная активность щитовидной железы. В результате снижается обмен веществ, человек чувствует себя сонливым, заторможенным, а головной мозг начинает работать медленнее. Соответственно, процесс запоминания усложняется. Таким пациентам нужен не только прием препаратов для улучшения работы головного мозга, но и консультация врача эндокринолога.
Еще один фактор, вызывающий ухудшение ментальных функций у людей среднего возраста — злоупотребление алкоголем. Это приводит к дефициту витаминов группы В, вследствие чего страдают нервные клетки. При длительном употреблении спиртного в больших количествах изменения могут быть крайне выраженными. В первую очередь утрачивается кратковременная память. У лиц, страдающих алкоголизмом, развивается тяжелая форма когнитивной дисфункции — синдром Корсакова. При этом заболевании возможность запоминать текущие события практически отсутствует, а долговременная память сохраняется лишь частично.
Ухудшением функции мозга страдают и курильщики с большим стажем. Это касается не только активных, но и пассивных курильщиков. Любой удар в область головы может стать причиной когнитивных нарушений. Даже если повреждение кажется незначительным и не сопровождалось потерей сознания человека, последствия могут быть крайне серьезными. После сотрясения мозга часто возникает такой феномен, как ретроградная амнезия. В этом случае человек помнит свое прошлое, но обстоятельства, при которых была получена травма, забываются.
Проблемы с памятью после ковида На сегодняшний день известно, что тяжелые формы ковид могут привести к серьезным когнитивным расстройствам. Ухудшение когнитивной функции актуально как для молодых, так и для пожилых людей. Почему после коронавируса память ухудшилась? Всем известно, что вирус поражает легкие и вызывает порой очень тяжелую дыхательную недостаточность. При недостатке кислорода в организме гипоксии в первую очередь страдает самый чувствительный к этому фактору орган — головной мозг. Но когнитивная функция может пострадать даже у тех, кто перенес заболевание легко или бессимптомно.
Это связано со стрессом, который испытывает организм во время борьбы с инфекцией. Кроме того, ученые выяснили, что вирус обладает токсическим действием на нервные клетки, приводит к затруднению их работы, а в Германии установили, что коронавирус у больных людей может из носоглотки напрямую проникать в головной мозг и поражать его клетки. Еще один механизм, который приводит к нарушениям функции мозга при ковид — это так называемый «цитокиновый шторм» при коронавирусе, являющийся иммунной реакцией организма в ответ на проникновение возбудителя. Во время этой реакции может возникать агрессия антител к собственным клеткам организма. Вследствие этого еще недостаточно изученного феномена страдают нервные клетки нейроны. Жалобы на проблемы с памятью у человека, перенесшего ковид, обычно возникают в течение полугода после перенесенного заболевания.
При своевременно начатой терапии осложнений коронавируса удается восстановить функцию головного мозга. Что делать, если ухудшается память В первую очередь, когнитивную дисфункцию у человека нужно своевременно заметить и сразу что-то делать с этой проблемой. Все мы иногда замечаем за собой забывчивость, в какие-то дни ощущаем снижение работоспособности, но это не значит, что в каждом случае нужна медицинская помощь. Что делать, чтобы не пропустить серьезные отклонения? Когда проблема с памятью возникает остро, необходимость в обращении к врачу не вызывает сомнений. Человек, который еще совсем недавно был здоров, ярко демонстрирует признаки полной или частичной потери памяти.
Иногда внешние и внутренние физические факторы способствуют развитию такого патологического состояние здоровья человека, при котором мозг не может полноценно накапливать, сохранять, а затем использовать полученную ранее информацию в процессе восприятия и взаимодействия с окружающим миром. Такие нарушения знакомы всем людям, они могут быть постоянными или эпизодическими, кроме того, вызывают серьезный дискомфорт и способны ухудшить качество жизни человека. Если верить медицинской статистике, подобные нарушения памяти регулярно беспокоят четвертую часть населения нашей планеты.
От чего зависит появление проблем с памятью? Эти причины существенно различаются в каждом случае, и обусловлены целым рядом факторов. Причем самая распространенная причина — психоэмоциональное перенапряжение, повышенная тревожность или депрессивное состояние.
Часто плохая память наблюдается у людей при выздоровлении после перенесенных соматических заболеваний. Тем не менее, некоторые виды расстройства памяти изначально основываются на более серьезных причинах — психических нарушениях или тяжелых поражениях головного мозга. В медицине выделяются следующие существенные причины, которые вызывают ощутимые нарушения памяти.
Переживания, стрессовое состояние, навязчивое чувство тревоги — делают человека рассеянным, потому что его мозг концентрируется на той проблеме, которая является причиной его беспокойства. Серьезный недостаток сна и хроническая усталость — мешают сосредоточиться, закономерный итог — плохая память. Нарушения в системе кровообращения головного мозга человека — острого или хронического характера, среди них инсульт, атеросклероз или спазм сосудов мозга, а также иные возрастные проблемы.
Замедление процессов мышления — чаще всего из-за токсического влияния на организм алкоголя, курения и сопутствующего им гиповитаминоза. Аналогичное действие оказывают некоторые успокоительные лекарственные средства или антидепрессанты, также ослабляющие кратковременную и визуальную виды памяти.
Головной мозг ребенка, который часто и тяжело болеет ОРВИ и ОРЗ, недостаточно подпитывается, все силы организма направлены на выздоровление. Стрессовые ситуации в семье или на учебе, черепно-мозговые травмы влияют на способность запоминать. Проблемы встречаются у гиперактивных детей, которые не умеют концентрировать внимание и усваивать информацию. Особенно это касается детей в возрасте до 13 лет.
Проблемы с памятью возникают у малышей с врожденными проблемами головного мозга. Девочка думает за столом Муж не хочет близости с женой — причины проблемы и советы психолога Помимо болезней и стрессов, существуют другие факторы, незаметно провоцирующие снижение памяти: Алкоголь. Влияет на участки мозга, отвечающие за хранение информации и обучение. Снижается способность запоминать новое, частично стирается уже усвоенная информация. Головной мозг человека с алкогольной зависимостью не получает достаточного питания, его работа затормаживается; Курение. Головной мозг насыщается кислородом вперемешку с табачным дымом и ядовитыми веществами, которые в нем содержатся.
Даже в минимальном количестве сигареты будут ухудшать работу мозга; Недобор тиамина — вещества, необходимого для работы центральной нервной системы, метаболических процессов. Его недостаток провоцирует проблемы с кратковременной и долговременной памятью; Недостаток сна. Когда человек спит, организм создает мозговые потоки и волны, которые отвечают за сохранность информации. Волны передают воспоминания и мысли в кору головного мозга, где собирается и хранится долгосрочная информация. Если человек спит мало, волны не успевают вырабатываться, информация не откладывается. Недостаток сна ведет к провалам в памяти и кратковременной её потере; Привычка делать несколько дел сразу.
Некоторые ошибочно думают, что таким образом тренируют свою память и повышают производительность. На самом деле мозг не может нормально работать в нескольких направлениях, в результате снижается внимательность. Некоторые лекарства провоцируют временные провалы в памяти, к ним относятся обезболивающие и снотворные препараты. Частично такими же свойствами обладают антидепрессанты и средства от аллергии. Профилактика снижения памяти Плохое настроение — что делать и почему это происходит Как быть, если провалы в памяти уже есть? Если они не связаны с серьезными заболеваниями, можно самостоятельно сделать профилактику.
Что делать, если ухудшается память: Восполнить дефицит витамина В12 и тиамина. Витамины группы в большом количестве содержатся в молочной продукции, печени, красном мясе и яйцах. Рыба и морепродукты также богаты витамином В12.
Снижение памяти
Исследования исходной памяти в здоровых популяциях показали, что ненадежное поведение запоминается лучше, чем заслуживающие доверия действия, но этот эффект был в основном из-за нарушения первоначальных ожиданий. Лакунарное слабоумие характеризуется нарушением лишь отдельных сторон познавательной деятельности, в первую очередь, расстройством памяти. Клиническое лечение психических расстройств памяти в этом случае направлено на восстановление поврежденных участков мозга и стабилизацию общего состояния. Чаще всего можно заметить ухудшение памяти в молодом возрасте и у пожилых людей, что объясняется процессами функционирования мозга. Исследования исходной памяти в здоровых популяциях показали, что ненадежное поведение запоминается лучше, чем заслуживающие доверия действия, но этот эффект был в основном из-за нарушения первоначальных ожиданий. Депрессивные расстройства также сопровождаются когнитивными нарушениями в различных областях, таких как внимание, исполнительные функции, память и скорость обработки информации.
Ухудшение памяти у молодых людей и в старости
Они не опасны и всегда проходят или уменьшаются после устранения причины этих нарушений. Но иногда может потребоваться медикаментозное лечение и наблюдение в течение какого-то времени врача- невролога. Нарушение памяти Органические когнитивные нарушения возникают в результате повреждения вещества головного мозга, которое является следствием того или иного заболевания. Самыми частыми причинами органических когнитивных расстройств является недостаточность кровоснабжения головного мозга. Недостаточность кровообращения головного мозга в начальной стадии заболевания проявляется повышенной утомляемостью, снижением настроения, тяжестью в голове, могут быть головные боли, нарушение сна. Более выраженные расстройства памяти, поведенческих реакций развиваются при возрастной атрофии головного мозга или болезни Альцгеймера по имени австрийского невролога,описавшего это заболевание в 1905г. Причины болезни Альцгеймера до сих пор не известны. Установлено, что риск этого заболевания многократно увеличивается с возрастом, а также при наличии заболеваний сердечно-сосудистой системы, после инсульта и черепно-мозговых травм. Главный симптом - прогрессирующее снижение памяти. Сначала забываются события ближайшего прошлого, в то время как память на события молодости и детства долгое время остается сохранной.
Постепенно появляется нарушение пространственной ориентировки, трудности счета и речи.
При недостатке кислорода в организме гипоксии в первую очередь страдает самый чувствительный к этому фактору орган — головной мозг. Но когнитивная функция может пострадать даже у тех, кто перенес заболевание легко или бессимптомно. Это связано со стрессом, который испытывает организм во время борьбы с инфекцией. Кроме того, ученые выяснили, что вирус обладает токсическим действием на нервные клетки, приводит к затруднению их работы, а в Германии установили, что коронавирус у больных людей может из носоглотки напрямую проникать в головной мозг и поражать его клетки. Еще один механизм, который приводит к нарушениям функции мозга при ковид — это так называемый «цитокиновый шторм» при коронавирусе, являющийся иммунной реакцией организма в ответ на проникновение возбудителя. Во время этой реакции может возникать агрессия антител к собственным клеткам организма.
Вследствие этого еще недостаточно изученного феномена страдают нервные клетки нейроны. Жалобы на проблемы с памятью у человека, перенесшего ковид, обычно возникают в течение полугода после перенесенного заболевания. При своевременно начатой терапии осложнений коронавируса удается восстановить функцию головного мозга. Что делать, если ухудшается память В первую очередь, когнитивную дисфункцию у человека нужно своевременно заметить и сразу что-то делать с этой проблемой. Все мы иногда замечаем за собой забывчивость, в какие-то дни ощущаем снижение работоспособности, но это не значит, что в каждом случае нужна медицинская помощь. Что делать, чтобы не пропустить серьезные отклонения? Когда проблема с памятью возникает остро, необходимость в обращении к врачу не вызывает сомнений.
Человек, который еще совсем недавно был здоров, ярко демонстрирует признаки полной или частичной потери памяти. Не всегда он замечает это сам, обратить внимание на изменения должны его близкие. При постепенном развитии заболевания его признаки видят тогда, когда она мешает выполнять профессиональную деятельность, вызывает дезориентацию даже в привычной среде. Если проследить процесс во времени, можно отметить прогрессирование нарушений. Рассмотрим основные симптомы, которые могут отмечаться при когнитивной дисфункции: Амнезия — это отсутствие воспоминаний, связанных с определенным временным промежутком. Он может быть коротким, например, момент до или после получения травмы, и довольно продолжительным, вплоть до того, что человек забывает свое имя, домашний адрес, близких и другую важную информацию. Гипомнезия — это частичное снижение памяти.
События, которые хранятся в голове, забываются не полностью. Фиксационная амнезия — это затруднения при запоминании новой информации. Этот вид нарушений не только делает невозможным процесс обучения, но и затрудняет коммуникацию, поскольку человек может забыть то, что ему сказали минуту назад. Анэкфорией называют нарушение, при котором пациент не может вспомнить информацию, полученную давно, например, какие-либо моменты своего прошлого, сведения, связанные с профессиональной деятельностью. Аффектогенная амнезия служит своеобразным защитным механизмом психики. В этом случае забываются события, которые вызвали бурные эмоциональные переживания. Например, это может быть катастрофа или смерть близкого человека.
Скотомизация аналогична аффектогенной амнезии, но отличается тем, что фрагменты, выпавшие из памяти, не связаны с эмоциональными переживаниями. Псевдореминесценции — это замена выпавших из сознания эпизодов событиями, которые происходили с человеком ранее. При конфабуляциях больной заполняет то, что он забыл, вымышленными, порой крайне неправдоподобными фактами. При криптомнезии забытые события пациент заменяет историями, прочитанными в книгах либо услышанными по телевизору. При эхомнезии больной трактует текущие события, как произошедшие давно. Перечисленные нарушения могут иметь как постоянный, так и периодический характер. Следует учитывать, что сам человек далеко не всегда критичен к своему состоянию и может считать себя полностью здоровым.
Если у себя или своих близких вы обнаружили симптомы нарушения памяти, нельзя терять время.
Пирогова Павлом Камчатновым. Неужели влюбленность и вправду может влиять на нашу память и восприятие? На этом фоне человек становится рассеянным и невнимательным, снижается способность мыслить критически. Но это не истинные проблемы с памятью. Причин для их возникновения множество.
Ежедневно наш мозг испытывает колоссальные информационные нагрузки, которые в условиях психоэмоционального напряжения оказывают негативное влияние на мозговую активность. Молодые люди, которые способны целую ночь провести за компьютером или с друзьями на вечеринке, утром испытывают проблемы с памятью, не могут сконцентрироваться на занятиях. Ненормированный рабочий день, многозадачность, дедлайны, недостаточная физическая активность, отсутствие сбалансированного питания делают людей трудоспособного возраста уязвимыми в отношении развития когнитивных нарушений.
Используйте любую возможность быть в обществе и активно участвовать в коммуникации, в том числе — в интеллектуальных беседах. Дайте мозгу возможность для развития. Играйте с семьей и друзьями в настольные игры — они полезны для памяти и внимания. Решайте вместе с детьми школьные задачи — они тренируют концентрацию. Разгадывайте кроссворды, учите стихи наизусть, читайте литературу в стиле нон-фикшн. Активно двигайтесь. Мозгу нужно достаточно большое количество кислорода для нормальной работы, а регулярная физическая нагрузка может обеспечить необходимый приток кислорода.
Посещайте фитнес-центр, запишитесь на групповые занятия йогой или аэробные тренировки, больше ходите пешком, делайте утреннюю зарядку, плавайте в бассейне, выбирайтесь в выходные на природу — любая активность пойдет на пользу не только общему самочувствию, но и мозгу. Не забывайте отдыхать. Спите ночью не менее 8 часов, старайтесь ложиться до 23. Нервной системе нужен отдых — в условиях постоянной перегрузки когнитивные функции снижаются. Откажитесь от вредных привычек: не курите и не злоупотребляйте алкоголем. Обследуйтесь у врача: выявите дефицит витаминов и микроэлементов. Начните пить витамины, чтобы восполнить их нехватку. Избегайте стрессовых ситуаций. А если не получается справиться со стрессом самостоятельно — обратитесь к психологу. Что делать при нарушении памяти и внимания При снижении памяти и ухудшении внимания могут применяться лекарственные препараты из различных фармацевтических групп.
Прежде всего это средства, влияющие на обменные процессы в головном мозге и улучшающие когнитивные функции. Они нормализуют активность ключевых медиаторов, обеспечивающих передачу импульсов в нервной системе, улучшают память и повышают концентрацию внимания. Для улучшения внимания и памяти также применяются лекарства, улучшающие кровоток в головном мозге.
И это не проблемы с памятью. Профессор-невролог назвал первый симптом болезни Альцгеймера
Они почти ничем не отличаются от сверстников, однако им гораздо сложнее читать, считать и писать. Изучив литературу, Фил узнал о существовании 4 подобных расстройств: Дискалькулия — невозможность решать математические примеры. Дислексия — нарушение способности к овладению навыками чтения и письма фонемно-графическими знаниями. Дети с дислексией читают значительно медленнее сверстников и из-за этого почти не понимают смысла прочитанного. Таким детям трудно осваивать формы слов и грамматические конструкции, у них возникают сложности с пониманием семантических конструкций, что может впоследствии вылиться в проблемы эмоциональной сферы. Это расстройство отличается от дислексии, хотя некоторые симптомы общие и обе проблемы могут сосуществовать. Дисграфия — нарушение способности осмысленно и правильно писать. Из-за названных проблем дети учатся хуже и медленнее.
Успехи, которых они теоретически могли бы достичь, на практике оказываются значительно скромнее, чем ожидалось. Эти дети получают средние и высокие результаты при выполнении интеллектуальных тестов, однако испытывают трудности с правильным произношением, быстрым чтением, написанием и подсчетами. Фил познакомился с известным исследователем Ли Свенсоном, который посвятил себя изучению расстройств рабочей памяти. Свенсон предположил, что и чтение, и письмо, и счет зависят от рабочей памяти. Логично , что ядром развития подобных расстройств также служит фонологическая петля, ведь все названные проблемы связаны с символами и словами. И чтение, и письмо требуют от человека удерживать в активной зоне памяти смысл, извлекать значения слов из долговременного хранилища, интегрировать их с получаемой информацией. Всё это происходит в рабочей памяти.
Основываясь на данном предположении, Свенсон разработал целый ряд тестов для рабочей памяти, с помощью которых можно диагностировать текущие или будущие проблемы с обучением. Одна из задач, которая часто использовалась учеными, — заполнение пропусков в тексте. Для ее выполнения требуется как понимание текста и представление его смысловой картины, так и поиск нужного слова и кодирование его в ряд мелких моторных действий, осуществляемых при письме. Позже Фил встретился с Уэйном Лазаром и Франком Ятчиком, которые продемонстрировали , что расстройства обучения могут быть связаны с лобной корой, левой теменной корой, а также с той областью мозга, которая связывает два полушария, — мозолистым телом. Читайте также Как депрессия и эпилепсия влияют на память? Левое полушарие мозга чаще всего активируется при выполнении тестов на вербальную связь, поэтому идея о влиянии проблем в развитии фонологической петли получила распространение. Свенсон предположил , что дети, которым трудно читать, могут не проговаривать текст про себя, из-за чего у них нарушается кратковременное запоминание.
И здесь нужно вспомнить про скорочтение, в рамках которого именно проговаривание про себя считают главной причиной медленного темпа чтения. Фила задался вопросом: почему у людей с проблемами в вербальном компоненте рабочей памяти не наблюдаются проблемы с интеллектом. Свенсон предположил, что, возможно, такие пациенты используют различные компенсаторные стратегии, к примеру, опираются на визуальную память вместо аудиальной, когда учатся. Последующие эксперименты показали Филу, что не только фонологическая петля — причина всех бед его учеников. На самом деле у студентов с расстройством способности к обучению были проблемы и с другим компонентом рабочей памяти — визуально-пространственным блокнотом. Они плохо выполняли тесты на визуальную память, если имели проблемы со счетом, и наоборот. Фил нашел график, из которого ясно видно, что дети с трудностями в чтении или в счете хуже решают задачи на вербальную память, а если оба расстройства проявляются вместе, то вербальная рабочая память ухудшается еще больше.
В то же время собственно визуальная рабочая память влияет лишь на навыки счета и ситуацию, когда присутствуют оба нарушения. Алекс, мальчик из класса Фила с таким нарушением, очень неуклюж. Его рисунки выглядят странно, потому что ему трудно прорисовывать детали. Он плохо контролирует свое тело и его позы, из-за чего с ним сложно общаться. На уроках физкультуры Алекс часто становится объектом насмешек, потому что не может даже просто бросить и поймать мяч. Кроме того, у Алекса плохая осанка, а порой он не может сообразить, какой рукой воспользоваться для решения той или иной задачи. Лонгитюдные длительные исследования таких детей в течение 3 лет показали, что впоследствии у них появляются проблемы с чтением и пониманием речи.
Поэтому важно вовремя заметить развивающееся расстройство и разработать индивидуальную программу обучения ребенка. Трейси Эллоуэй показала, что детям с подобными проблемами тяжело решать задачи, где нужно определить размер объекта, его положение в пространстве или расстояние до предмета. С нейрологической точки зрения координационное расстройство может быть следствием незрелости моторной части неокортекса, которая ответственна за то, чтобы передавать двигательные команды телу. К сожалению, подобная неразвитость коры часто сохраняется и во взрослом возрасте, приводя к социально-эмоциональным проблемам. Судя по всему, неразвитость визуально-пространственного блокнота постепенно охватывает всю рабочую память, влияя и на фонологическую петлю, из-за чего появляются проблемы с чтением. Фил понял, что связь нарушений в компонентах рабочей памяти с расстройствами обучения можно использовать для своевременного обнаружения последних. Он стал применять специальную батарею тестов на рабочую память Working memory test battery for children , чтобы диагностировать расстройства и разрабатывать специальные программы обучения.
Подобные программы включают в себя специальные упражнения, направленные на тренировку двигательных навыков и внимания.
Принцип многозадачности уже признан неэффективным, поскольку приводит к ухудшению возможностей памяти, внимательности, нервным расстройствам. Для нормальной работы мозга необходимо постоянно пополнять запасы витаминов группы B. Эти вещества защищают клетки от старения и перегрузок, участвуют в кислородном обмене и синтезе некоторых нейромедиаторов, обеспечивают нормальную работу центральной нервной системы. Стрессы, нервное и эмоциональное переутомление. При таких состояниях блокируются физиологические процессы, связанные с памятью. При затяжном стрессе информация не запоминается вовсе. Хроническое недосыпание. Во время сна синтезируются новые клетки.
Если человек постоянно не высыпается, мозг не успевает восстанавливаться, нарушается процесс запоминания и воспроизведения информации. Злоупотребление вредной пищей. В еде с пищевыми красителями содержится алюминий. Вещество накапливается в организме, плохо выводится. Результат — ухудшение памяти, мышления, внимания. Напитки с кофеином. Постоянная стимуляция мозга приводит к снижению памяти. Отравление свинцом, ртутью, другими тяжелыми металлами. Длительный и бесконтрольный прием транквилизаторов, седативных и антигистаминных препаратов, нейролептиков.
Негативно на работу мозга влияют холинолитики, антидепрессанты, барбитураты. Курение разрушает мозг. Заядлые курильщики страдают от проблем с памятью, ухудшается способность к восприятию новой информации, логическое мышление. Ежедневное употребление 36 г чистого спирта приводит к раннему ухудшению памяти. Но и полный отказ от алкоголя негативно влияет на работу мозга.
Соответственно, дисфункциональное поведение или попытки суицида накапливаются в ходе проблемных взаимодействий. Улучшения в социальном функционировании бывают сравнительно незначительные у пациентов с ПРЛ и даже такие пациенты в ремиссии характеризуются низким социальным функционированием. Недавние исследования социального взаимодействия при ПРЛ показывают, что нарушения в межличностных отношениях могут быть связаны со снижением доверия, дефицитом сотрудничества и изменениями в социальном познании. Важно отметить, что искажения в социальном познании были зарегистрированы при многих психических расстройствах, помимо ПРЛ, включая депрессию, расстройства пищевого поведения и тревожное расстройство. В дополнение к изменениям в социальном познании, избирательная память на негативную социальную информацию может быть важным фактором, разжигающим межличностные проблемы при ПРЛ.
По статистике примерно у каждого пятого жителя планеты после 65 лет наступает ухудшение памяти и умственной работоспособности. При легких расстройствах памяти человек забывает, что и куда положил, как зовут его недавних знакомых, что нужно сделать в течение дня. Бывает трудно сосредоточить внимание или подобрать нужное слово в разговоре. С годами появляются трудности ориентировки на местности или при денежных расчетах. Когнитивные нарушения развиваются по разным причинам. Чтобы установить их вовремя и желательно как можно раньше, необходимо пройти обследование у врача— невролога. Когнитивные нарушения могут быть органическими и функциональными. Функциональные нарушения развиваются при отсутствии поражения вещества головного мозга. Это может быть в случае переутомления, нервных стрессов и перегрузок, отрицательных эмоций, неадекватных физических нагрузок. Они не опасны и всегда проходят или уменьшаются после устранения причины этих нарушений. Но иногда может потребоваться медикаментозное лечение и наблюдение в течение какого-то времени врача- невролога.
Проблемы с памятью
Расстройства памяти проявляются нарушениями запоминания, хранения, забывания и воспроизведения различных сведений и личного опыта. Одним из наиболее исследованных расстройств непосредственной памяти является нарушение памяти на текущие события, при котором относительно интактным остается память на события прошлого, так называемый корсаковский синдром, который был описан известным. Есть избирательные, контекстные нарушения памяти, когда человек что-то не запоминает, потому что для него это неважно или травматично, при этом он того не осознает. Клиническое лечение психических расстройств памяти в этом случае направлено на восстановление поврежденных участков мозга и стабилизацию общего состояния.
Ухудшение памяти у молодых людей и в старости
У людей пожилого возраста нарушение памяти связано с дисфункцией в головном мозге и плохо поддается лечению. разнообразные болезни, связанные с нарушением памяти (Паркинсона, Пика, Альцгеймера, Гентингтона, старческое слабоумие, психотические формы сенильной деменции). Расстройства памяти проявляются нарушениями запоминания, хранения, забывания и воспроизведения различных сведений и личного опыта. Первый – это нарушения памяти, имеющие общее название «парамнезии» – искажение или замещение содержания воспоминаний, связанные с особенностями функционирования определенных участков коры головного мозга1. ― Если формирование новой памяти активирует экспрессию генов, что подтверждено на животных, то может ли посттравматическое стрессовое расстройство передаться по наследству?
Забыть совсем. Психолог назвал признаки проблем с памятью
А раньше он был спокойным человеком, даже не кричал», — привела пример Элен Мхитарян. Она советует родственникам, в первую очередь, изменить свое отношение к больному. Многие поведенческие нарушения связаны с неправильной реакцией членов семьи на симптомы заболевания. Например, человеку постоянно говорят: «Ты все забыл, ты ничего не помнишь! При лечении пациент может оставаться самостоятельным до десяти лет. Без лечения он уже через три года будет нуждаться в постоянной посторонней помощи. Внимание многих ученых сейчас привлечено к додементным когнитивным нарушениям, рассказала Надежда Коберская, невролог, сотрудник Лаборатории памяти. Специалисты разрабатывают методы профилактического лечения, чтобы пациент не доходил до стадии деменции. Выделяются три группы додементных нарушений: субъективные, легкие и умеренные.
Субъективные когнитивные нарушения — это когда человек жалуется, но врач не находит никаких изменений. На что могут жаловаться пациенты? Легкие когнитивные нарушения выявляются специалистом при нейропсихологическом исследовании, но их невозможно заметить при обычной беседе. Умеренные когнитивные нарушения уже заметны для окружающих, однако профессиональная, социальная и бытовая активность человека еще не ограничены. Любое ограничение в повседневной деятельности пациента свидетельствует о деменции. Высокий уровень интеллекта не защитит от развития деменции. Просто она может долгое время оставаться незаметной, и тогда переход к тяжелой форме произойдет очень резко. Никто ничего не замечал, только студенты однажды пожаловались, что он третью лекцию подряд одно и то же читает.
Оказалось, что у него уже очень грубые нарушения, он путал лето с зимой», — рассказала Элен Мхитарян. На ранней стадии даже врач может не находить нарушений у такого пациента.
Такое нарушение обратимо даже при частичной потере памяти, пока живы и функционируют клетки гиппокампа лечение нужно начинать как можно раньше. Нарушения эндокринной системы, такие, как снижение функции щитовидной железы, надпочечников, половых гормонов, повышение продукции пролактина, инсулинорезистентность. Мы обладаем достаточным набором диагностических средств для выявления причины снижения, расстройства или потери памяти и продуктивного лечения. Диагностика снижения памяти Обследование на предмет снижения памяти начинается с неврологического осмотра, который и дает большую часть нужной информации.
Если необходимо уточнить детали, мы можем рекомендовать некоторые исследования из этого списка: Электроэнцефалография ЭЭГ. С помощью ЭЭГ мы регистрируем биотоки мозга. Это позволяет выяснить, как работает каждый участок головного мозга. Исследования внутричерепного давления. Магнитно-резонансную томографию МРТ мы рекомендуем провести при подозрении на опасные заболевания, например растущую опухоль мозга, болезнь Альцгеймера, проявления последствий инсульта и др.
Лабораторные анализы крови необходимы для выявления таких состояний, как анемия малокровие , при котором кровь плохо насыщается кислородом и, соответственно, ухудшается питание головного мозга, для выявления дефицит а витамина В12 и фолиевой кислоты. Гормональный анализ крови например, понижение гормонов щитовидной железы провоцирует снижение памяти и концентрации внимания. Психометрические тесты могут показать какая именно память и по какому типу нарушена.
Например, болезнь Альцгеймера можно выявить по специфическим результатам психометрического тестирования еще до клинических проявлений. Лечение в клинике «Эхинацея» Лечение плохой памяти строится на непосредственном воздействии на причину проблемы. Чаще всего снижение памяти связано с неврозом, нервным истощением и бессонницей. Мы восстанавливаем работу нервной системы, полноценный ночной сон и адекватную реакцию пациента на внешние раздражители. После этого память восстанавливается довольно быстро. В том случае, если ухудшение памяти вызвано органическими причинами гибель или нарушение работы клеток мозга , лечение будет построено на коррекции основного заболевания, а прогноз зависит от того, насколько восполнима потеря клеток головного мозга.
Профилактика нарушения памяти Чтобы снизить риск развития деменции, следует вести правильный образ жизни, причём это касается не только физического состояния. Например, люди, которые в детстве хорошо учились, реже страдают от нарушения памяти. Во взрослом возрасте на память негативно влияет снижение слуха, гипертоническая болезнь , сахарный диабет и другие хронические болезни. Поэтому для предупреждения проблем с памятью важно лечить и контролировать эти заболевания. В качестве профилактики врачи также рекомендуют постоянно повторять усвоенные навыки. В пожилом возрасте многое зависит от гиподинамии, курения, алкоголизма и социальной изоляции. В этот период очень важна физическая активность, она поддерживает работу гиппокампа и влияет на его увеличение. Прогулки, занятия физкультурой и водные процедуры прекрасно влияют на работу мозга, поэтому физической активности необходимо уделять не менее 30 минут в день. Пожилые люди также должны ежедневно решать математические и логические задачи. Также благотворно влияет на интеллект чтение, настольные игры и социальная активность встречи с друзьями и родственниками, посещение различных мероприятий и путешествия [19]. Наиболее частые причины снижения памяти — это болезни сосудов головного мозга и болезнь Альцгеймера, поэтому профилактикой также является исключение алкоголя и других веществ, ухудшающих кровоснабжение. Доказано, что болезнь Альцгеймера связана с курением: более двух пачек выкуренных сигарет в день кратно увеличивают шансы деменции [17]. Люди, которые живут в семьях и постоянно общаются между собой, реже страдают от нарушений памяти [7] [8] [13]. Список литературы Шевченко Ю. Клиническая психотерапия. Бухановский А. Клиническая патопсихология. Малинина Е. Расстройства памяти, внимания и интеллекта. Захаров В. Яхно Н. Зейгарник Б. Хрестоматия по патопсихологии. Соловьев А. Методические рекомендации по профилактике когнитивных и эмоциональных нарушений. Российское психологическое общество. Нейропсихологическая диагностика и реабилитация пациентов с нарушениями памяти в результате различных поражений мозга: методические рекомендации. Авдеева И. Аткинсон Р. Забродиной, Б. Гиппенрейтер, В. Российский геронтологический научно-клинический центр. Программа профилактики, раннего выявления и лечения когнитивных расстройств у лиц пожилого и старческого возраста: методические рекомендации. Levin M. Арабханова М.
Появление провалов в памяти
Забыть совсем. Психолог назвал признаки проблем с памятью | Аргументы и Факты | Но как сильный стресс действует на память? Если вкратце, то он помогает формировать новые воспоминания о стрессовой ситуации, в которой вы оказались, но мешает извлечению из памяти ранее сформированных воспоминаний. |
«Я забыла, кто я и где нахожусь». Пережившие ковид — о проблемах с вниманием и памятью | Правмир | Тем не менее, некоторые виды расстройства памяти изначально основываются на более серьезных причинах — психических нарушениях или тяжелых поражениях головного мозга. |
Проблемы с памятью. Нарушения памяти. Лечение. | Мы часто жалуемся на то, что память нас подводит, потому что принимаем некоторые особенности её работы за нарушения. |
Ухудшение памяти у молодых людей и в старости | У людей пожилого возраста нарушение памяти связано с дисфункцией в головном мозге и плохо поддается лечению. |
Ухудшение памяти: когда бить тревогу
«Цифровое слабоумие»: невролог раскрыл, почему у молодежи все чаще возникают проблемы с памятью | Нарушение памяти (эпизодическое или постоянное) – одно из самых распространенных расстройств, знакомое практически каждому человеку и способное существенно ухудшить качество жизни. |
Страдают даже молодые: эта страшная болезнь захватила цифровое поколение | Нарушение памяти в той или иной форме порождает множество проблем. |
Что скрывает мозг, или Как появляются ложные воспоминания / Хабр | Если у пациента нарушение памяти возникает на фоне астенического синдрома, неврологи назначают ноотропные препараты, стимулирующие центральную нервную систему и оказывающие прямое активирующее влияние на интегративную деятельность головного мозга. |
Проблемы с памятью: причины, ухудшение после ковида, лечение | Если возникают проблемы с памятью у молодых людей, причины часто связаны с неосознанным нарушением функций головного мозга. |
Вспомнить все: что такое потеря памяти и почему она возникает
Нарушения памяти. Причины, подходы к лечению | Ещё одной частой причиной нарушения памяти у молодых могут быть черепно-мозговые травмы, ВИЧ-инфекция, инфекционное поражение головного мозга. |
Забыть совсем. Психолог назвал признаки проблем с памятью | Аргументы и Факты | Большинство людей с феноменальной памятью — саванты: они испытывают трудности при общении с другими людьми на фоне нарушений развития головного мозга. |
Ухудшение памяти: когда бить тревогу
Парамнезии могут наблюдаться как в сочетании с количественными расстройствами памяти в этих случаях они как бы замещают «пробелы памяти» , так и вместе с другими психопатологическими расстройствами например, при галлюцинаторно-бредовых и аффективных синдромах. Среди качественных расстройств памяти парамнезий выделяют: Псевдореминисценции ложное, мнимое воспоминание, «иллюзия памяти» — воспоминания о реально имевших место в жизни пациента событиях, которым неверно приписываются временные периоды, в которые они происходили. В основе лежит характерная особенность эпизодической памяти, заключающаяся в том, что само содержание воспоминаний сохраняется прочнее, чем их временная атрибуция и временные соотношения между событиями. Наиболее часто псевдореминисценции замещают пробелы памяти, в этих случаях пациенты, например, рассказывая о событиях недавнего прошлого, воспоминания о которых уже утрачено, говорят о тех делах, которыми они прежде наиболее часто занимались или о чем-то другом, о чем воспоминания из прошлого у них сохранились. Например, пациент с фиксационной амнезией, длительное время находящийся в психиатрическом стационаре, рассказывает, что вчера ходил на работу на завод, где проработал всю жизнь, делал детали и пр. Криптомнезии скрытое воспоминание — в качестве воспоминаний о событиях собственной жизни пациент принимает истории, услышанные от других людей, прочитанные прежде в книгах, увиденные в кино или во сне. Могут наблюдаться как при количественных нарушениях памяти, так и без них.
Кроме того, при сахарном диабете развивается ангиопатия — поражение кровеносных сосудов, что усугубляет дефицит питательных веществ. Резкое ухудшение памяти с провалами происходит при гипотиреозе, что обусловлено недостатком йода в организме. Дефицит витамина В12 и фолиевой кислоты также сопровождается нарушением памяти. Витамин В12 необходим для регенерации миелина — вещества, которое покрывает нервные волокна и обеспечивает их функционирование.
Разрушение миелинового слоя сопровождается замедлением нервных импульсов и нарушением памяти. Память может страдать у пациентов, принимающих ряд лекарственных препаратов. К ним относятся холинолитики атропин, скополамин, платифиллин, металлизир , антидепрессанты и нейролептики. Разрушающее действие на структуры мозга и, соответственно, память оказывают стероидные гормоны. Последние исследования доказывают, что люди, длительно принимающие стероидные гормоны например, бодибилдеры , имеют серьезные проблемы со зрительно-пространственной памятью. Информацию о негативном влиянии стероидных гормонов на память следует учитывать также пациентам с бронхиальной астмой и артритом. Опухоли, инфекционные заболевания, приводящие к поражению ЦНС, оказывают иногда необратимое влияние на память. К таким заболеваниям относят энцефалит и менингит. Воспаление оболочек и ткани мозга приводит к разрушению нервных структур и в результате к нарушению познавательной деятельности, речи и памяти. Выделяют нарушения памяти, связанные с возрастом.
В норме первые признаки снижения памяти появляются после 50 лет, что связано с ослаблением концентрации внимания и снижением процессов кодирования информации. Однако при резком прогрессировании потери памяти можно подозревать наличие более серьезных заболеваний.
По выздоровлении ожившие следы памяти вновь терялись. Гипермнезия бывает парциальной, избирательной, проявляясь, например, повышенной способностью к запоминанию и воспроизведению цифр. Наблюдения такого рода описаны, в частности, при олигофрении Меграбян, 1972.
Парциальная гипермнезия может проявляться повышенной памятью на впечатления раннего детства. Встречаются пациенты, которые утверждают, что помнят себя с возраста год, полтора года и ранее, чему удается иногда получить подтверждение. Мы наблюдали больную, которая «помнила» себя с шестимесячного возраста. По сообщениям близких, она отличалась ранним развитием: с четырех месяцев сидела, в шесть месяцев ходила. Пациентка «помнила», что в восемь месяцев начала говорить, как навещали ее, «вундеркинда», студенты, фотографировали.
Думала, что такое я, как это меня не было, как это я исчезну. В пять лет видела, как под кровать забежала группа матрешек… В 10 лет неприятно было сознавать, что сознание материально и что душа зависит от тела…». Но «ранними» могут оказаться и ложные воспоминания, когда рассказы близких людей позже принимаются за личные переживания, как это описал у себя Пиаже. Гипермнезию не следует смешивать с феноменальной памятью. Последняя не может быть описана в терминах психопатологии, так как процессы памяти и механизмы их произвольной регуляции не нарушаются.
Скорее всего не являются патологией и случаи исключительной памяти при умственной отсталости,— речь идет о незаурядной механической памяти, свойственной отдельным пациентам например, «календарной» памяти, когда после однократного просмотра календаря воспроизводятся все рисунки в прямом, а также обратном порядке. Парамнезии искажения, обманы или качественные нарушения памяти. Встречаются как самостоятельно, так и в сочетании с количественными нарушениями. Сложность симптоматики парамнезии затрудняет их разграничение и классификацию. Существуют и терминологические разногласия.
С учетом возможных возражений приведем следующее описание качественных нарушений памяти. Феномены ранее виденного, слышанного, пережитого, испытанного, рассказанного deja vu, deja entendu, deja vecu, deja eprouve, deja raconte —впервые увиденное, услышанное, прочитанное или пережитое воспринимается как знакомое, встречавшееся ранее и в данный момент повторяющееся. Указанные нарушения возникают эпизодически, пароксизмально, могут быть стойкими и длительными. Чувство воспоминания, сопровождающее восприятие или переживание, никогда не связывается с определенной точкой прошлого, относится «к прошлому вообще» Сумбаев, 1945. Чувство знакомости может относиться не только к непосредственным, но — также к недавним впечатлениям, которые вспоминаются с ощущением повторения породившей их ситуации.
Степень уверенности, с какой больные оценивают вероятность того, что переживаемое событие ранее имело место, может быть различной, иногда она бывает полной, то есть становится по существу бредовой. В качестве иллюстрации приводим следующее наблюдение. Больная шизофренией сообщила, что с детства ее не покидает ощущение, будто все воспринятое в данный момент кажется ей удивительно близким, знакомым, лишенным какой бы то ни было новизны. Происходящее, как считала она, лишь помогает вспомнить то, что было хорошо известно ей ранее, оно является всего лишь «напоминанием». Наиболее острым это ощущение было при чтении.
Из прочитанного в школьных учебниках она «не узнавала ничего нового», так как «знала это всегда», более того, пережила на самом деле. Считала, что была свидетельницей различных исторических событий, видела турниры рыцарей, бои гладиаторов, жила в пещерах первобытных людей и т. Как яркое воспоминание воспринимались сведения о происхождении Земли, зарождении жизни, доисторических существах. На этом основании появилось убеждение, в том, что она жила всегда и ее душа вечна. Некоторые больные не только переживают ощущение повторения события, но «чувствуют до мелочей», что произойдет в предстоящие несколько минут — «уже думала об этом», «знала, что это произойдет»—deja prevu.
Такие пациенты бывают уверены в том, что способны прорицать, предсказывать будущее, а иные создают весьма сложные концептуальные системы о времени вообще. Феномены никогда не виденного, не слышанного, не пережитого и др. Знакомое, известное, привычное воспринимается как новое, ранее не встречавшееся. Прошлая жизнь вспоминается без ощущения лично пережитого: «Думаю, кто я такая, откуда я, как меня зовут, училась ли… Кажется, и замужем не была… Знаю, что все это было, но будто не со мной…». Встречаются пациенты, которые обращают внимание на своеобразное переживание непредсказуемости предстоящих событий: «Не знаю, что произойдет в следующий момент… Все происходит как-то неожиданно, вроде этого не должно бы случиться… Все как обычно и все же удивляет, будто ранее я с этим и не предполагала столкнуться…».
Данный феномен, полярный deja prevu, заслуживает, кажется, самостоятельного обозначения — jamais prevu. Упомянутые явления парамнезии наблюдаются при астенических состояниях, припадках височной эпилепсии, психопатии, шизофрении, последствиях травм и других органических поражений центральной нервной системы. Вышеупомянутые феномены нередко описывают отдельно от парамнезий в рамках дереализации и деперсонализации. По этому поводу следует заметить, что оценка психопатологических симптомов с позиций структуралистской психологии расстройства восприятия, памяти, самосознания и т. Иллюзия узнавания.
Незнакомые лица, предметы, обстановка принимаются за другие, действительно существующие и известные больному. Чаще всего возникают в отношении людей. Иллюзии узнавания касаются обычно одного или ограниченного круга лиц или предметов, реже бывают множественными,— они, нестойки и тотчас забываются. Возникают на фоне дезориентировки в месте, времени и обстановке при помрачении сознания, амнестическом синдроме интоксикационные , сосудистые, сенильные психозы. Иллюзорные ложные узнавания с ощущением отдаленного сходства без полной идентификации объектов могут возникать при астенических состояниях.
В психологическом плане появление иллюзий узнавания, вероятно, связано с нарушением механизмов апперцепции — сличения текущих впечатлений с прошлым опытом, составляющего основу узнавания объектов. Редуплицированная парамнезия Пика. Проявляется уверенностью в существовании двойников у объектов, воспринимаемых в данный момент. По мнению больного, имеются две одинаковых клиники, две точно такие же дочери, жены, есть еще один такой же врач. Само восприятие не страдает, нарушено лишь объединение образа восприятия с соответствующим воспоминанием, вследствие чего оба образа переживаются раздельно.
В отличие от феномена «уже виденное» здесь имеет место переживание удвоения, а не ощущения повторения ситуации. Наблюдается при относительно мягко протекающих сосудистых, атрофических и других органических процессах, возникающих во второй половине жизни, описана при алкогольном делирии. От редуплицированной парамнезии следует отличать также эхомнезию — многократное воспроизведение одного и того же воспоминания. В это время пациент несколько раз подряд ощущает себя в одной и той же ситуации, которой соответствует повторяющееся воспоминание и в течение нескольких минут как бы отключается от текущих впечатлений. Мы наблюдали пациентов, которые до 4—5 раз подряд переживали какой-нибудь эпизод, например, переход улицы, фрагмент беседы и др.
Псевдореминисценция ложные воспоминания. По описаниям некоторых авторов Завилянский с соавт. Проверить достоверность таких воспоминаний, однако, часто невозможно. По другим описаниям, в псевдореминисценциях выражается своеобразное нарушение локализации событий во времени. То, что случилось давно, вспоминается как недавнее событие, и, напротив, происшедшее в последнее время расценивается как имевшее место в далеком прошлом.
Содержанием псевдореминисценций являются, как правило, факты обыденной жизни. Патологические вымыслы, принимаемые больными за воспоминания о реальных событиях прошлого. Существуют разные классификации конфабуляции. Согласно одному из подходов разграничивают мнестические и фантастические конфабуляции. Первые наблюдаются при амнезии, вторые — при парафре-нии и спутанности сознания.
Мнестические конфабуляции в свою очередь разделяют на экмнестические проецируемые в прошлое и мнемонические относящиеся к наличной ситуации, к настоящему времени. Штернберг различает замещающие, экмнестические, фантастические, бредовые и галлюцинаторные конфабуляции. Замещающие конфабуляции возникают на фоне грубых амнестических выпадений памяти. Пробелы воспоминаний заполняются рассказами о различных событиях, происходивших якобы, в это время. Характерны изменчивые вымыслы обыденного, правдоподобного содержания, как спонтанные, так и провоцируемые расспросами.
Наблюдаются при корсаковском психозе, сенильных и сосудистых психозах, при органических заболеваниях центральной нервной системы. Содержанием экмнестических конфабуляции являются события ранних лет жизни. Наблюдается «сдвиг ситуации в прошлое», когда воспоминания об отдаленных событиях заслоняют текущие впечатления. Пациент собирается, например, в школу, готовится служить в армии, хотя на самом деле ему уже за восемьдесят. Пациент, в прошлом проводник поезда, считал, что находится не в отделении, а «в купе».
Не хочет видеть навестившую его жену: «пусть она едет в другом купе». Данное нарушение чаще встречается при сенильной деменции и развивается на фоне прогрессирующей амнезии. Фантастические конфабуляции представляют собой вымыслы о необыкновенных событиях, увлекательных приключениях, сенсационных происшествиях, героических подвигах, великих открытиях и изобретениях, встречах с выдающимися людьми, о занимаемых больными ранее высоких постах, наградах и почестях, богатствах, которыми они обладали и т. Больные сообщают об этом образно, с многочисленными подробностями, их рассказы связны, последовательны, часто спонтанны. В других случаях конфабуляции отрывочны, непоследовательны и выявляются при расспросах.
Содержание фантастических конфабуляции изменчиво, при повторных рассказах сообщаются новые, столь же невероятные подробности. Вымыслы относятся к определенному периоду прошлой жизни, однако, содержание конфабуляции может не считаться с понятиями о времени. Настроение бывает приподнятым, горделивым, эйфорически окрашенным. Память на реальные события прошлого не нарушена, что типично для шизофрении с парафренным синдромом, маниакально-депрессивного психоза. При интоксикационных, травматических психозах, старческом слабоумии фантастические конфабуляции сопровождаются обратимыми выпадениями памяти либо наблюдается нерезкое ее снижение.
При бредовых конфабуляциях галлюцинациях памяти возникающие бредовые идеи проецируются в прошлое в здоровый период жизни и воспринимаются пациентом как яркое и достоверное воспоминание о том, чего на самом деле не было. Содержание бредовых конфабуляций, как и вообще бредовых идей, может быть самым разным. Данное нарушение отличается от так называемой бредовой интерпретации прошлого, отражающей процесс систематизации и консолидации бредовых идей и проявляющейся в ретроспективной оценке реальных фактов прошлого в соответствии с актуальными бредовыми переживаниями. Иллюстрацией бредовых конфабуляций может служить следующее наблюдение. Больному 70 лет, никогда ранее не обнаруживал признаков психического расстройства.
Несколько месяцев назад вдруг «вспомнил», что жена, будучи еще молодой женщиной, изменила ему с каким-то офицером. Память «подсказала» множество других подробностей мнимого события, в том числе личное признание жены. Воспоминания отличались яркостью, спонтанным появлением, образностью, четкой локализацией во времени, абсолютной уверенностью в непогрешимости памяти. Внимание было целиком приковано к факту «измены», нарушилось поведение. Больной требовал у жены признаний, объяснений, угрожал расправой, искал подтверждения своей правоты у знакомых, находил компрометирующие сведения в семейном архиве, расценивал различные детали прошлого и настоящего поведения жены в плане идей ревности, в связи с чем был госпитализирован.
В другом наблюдении девушка «вдруг вспомнила», как неделю назад, ночью, к ней в комнату в общежитии проник знакомый юноша и стал брить ей лобок безопасной бритвой. Она испугалась, прогнала его, сообщила о случившемся вахтеру и тот вызвал милицию. Юношу увезли в наручниках. Позже, встречаясь с ним на самом деле, она спрашивала его, зачем он делал все это, будучи абсолютно уверенной в реальности случившегося. Бредовые конфабуляции чаще наблюдаются при паранойяльном и парафренном синдроме параноидной шизофрении.
Галлюцинаторные псевдогаллюцинаторные конфабуляции представляют собой состояния зрительных и слуховых псевдогаллюцинаций, содержанием которых являются различные события, будто бы имевшие место в прошлом. Встречаются при шизофрении. Наплывы конфабуляций могут выражаться состояниями конфабуляторной спутанности и конфабулеза. Конфабуляторная спутанность проявляется заполнением сознания обильными конфабуляциями обыденного содержания, сопровождающихся ложным узнаванием окружающей обстановки и лиц, бессвязностью мышления, суетливостью и растерянностью. В таком состоянии окружающие принимаются за родственников, знакомых, живущих или давно умерших, больница — за квартиру, место работы, вокзал.
Ложное узнавание лиц и обстановки постоянно меняется: разговаривающий с больным врачом, является то родственником, то начальником, то знакомым соседом. В данную минуту происходит то свадьба, то экскурсия, то похороны. Высказывания непоследовательны, противоречивы, порой почти бессвязны.
Отсутствие физической нагрузки или чрезмерная физическая нагрузка. Гиподинамия пониженная подвижность — спутник среднестатистического городского жителя.
Такой человек мало двигается, не желает находить время на прогулки, много времени проводит в помещениях, лишенных кислорода. Все это приводит к нарушению кровоснабжения и метаболизма в мозге. Есть и другая крайность. При чрезмерном увлечении спортом организм тоже устает и переутомляется. Вредные привычки алкоголь, никотин, запрещенные препараты , нарушение пищевого поведения в том числе избыток сладкого действуют на мозг, мягко говоря, не самым позитивным образом.
Перенесенный наркоз, принятие ряда лекарственных препаратов например, антидепрессантов, барбитуратов, седативных и других средств также влияют на деятельность мозга. Дефицит питания, аминокислот, витаминов и микроэлементов в рационе. Самыми важными для восстановления функций мозга являются жиры — не только растительные, но и животные. Потому что жиры, жирные кислоты входят в состав оболочки каждой клетки. Сами понимаете, почему дефицит питания, связанный с обилием углеводов и малым количеством белка и жиров, — плохо.
Почему все жалуются на память и что с этим делать
Отличить симптомы обратимых нарушений, например при депрессии, от начальной стадии болезни Альцгеймера сложно, поэтому при проблемах с памятью нужно обратиться к неврологу. Лакунарное слабоумие характеризуется нарушением лишь отдельных сторон познавательной деятельности, в первую очередь, расстройством памяти. Причиной расстройства памяти раньше учёные считали гибель нейронов в результате разрушения этанолом, но сегодня доказано, что нарушения памяти у алкоголиков есть последствием влияния стероидов, которые делают невозможными связи нервных клеток. Фил понял, что связь нарушений в компонентах рабочей памяти с расстройствами обучения можно использовать для своевременного обнаружения последних. Психические нарушения. Ухудшение памяти и снижение концентрации может быть одним из ранних симптомов депрессии и тревожного расстройства. Клиническое лечение психических расстройств памяти в этом случае направлено на восстановление поврежденных участков мозга и стабилизацию общего состояния.