Подстаканники Мельхиор и другой антиквариат в наличии и под заказ в каталоге старинных вещей магазина Антарес. Подстаканник Мельхиор скань филигрань ЮММЕТ серебрение посеребренный мнц СССР. 12 апреля 2024 в 13:00. Пожаловаться. царские подстаканники, мельхиор, серебрение, Императорская Россия. ценник подстаканников СССР приведены ориентировочные цены на большинство подстаканников периода 1921 - 1991 годов.
Только одна причина купить подстаканник из мельхиора.
130008 Подарочный набор "Чайная пара" в жестком футляре (подстаканники на выбор). Благодаря этому в активе ООО «Кольчугинский мельхиор» более 300 видов подстаканников — на все случаи жизни. Здесь вы можете купить никелированные подстаканники в магазине Санкт-Петербург ул. Подольская д.1 (огический ин-т) по выгодной цене с быстрой доставкой по СПб.
Подстаканник Спутник мельхиор
Дальняя дорога, стук колес, проводница приносит чай в мельхиоровом подстаканнике. Или: старинная усадьба, пыхтящий самовар, вазочка со свежесваренным вареньем, подстаканник с душистым травяным чаем. Этот, казалось бы, утилитарный предмет обладает своей собственной индивидуальностью и характером, превращающим простое чаепитие во что-то особенное. Для объяснения этого факта он приводит забавную легенду: владельцы кофеен часто заваривали чай так слабо, что сквозь него было видно дно чашки с изображенным на нем Кронштадтом потому что в то время чашки изготавливались в этом городе. Другим возможным объяснением этого факта могли быть частые разъезды мужчин-военных: возить с собой фарфоровую посуду из-за ее хрупкости было неудобно и дорого.
Так или иначе, мужчины стали пить чай, в основном, из стаканов, и, чтобы не обжигаться о горячее стекло, была придумана съемная металлическая подставка с ручкой. То, что изначально подстаканник был рассчитан исключительно на мужскую руку, объясняет его массивную форму и широкую ручку. Скорее всего, подстаканники появились в России в конце восемнадцатого века и сначала выполняли утилитарную функцию, не демонстрируя при этом каких-то художественных изысков. Подстаканник в девятнадцатом веке Во второй половине девятнадцатого века подстаканник перестает быть просто предметом утвари и становится предметом искусства.
Над ними работают лучшие ювелиры, при их изготовлении используются различные техники: литье, чеканка, штамповка; состоятельные люди заказывают себе подстаканники, украшенные разноцветной эмалью или камнями.
Эти сюжеты свидетельствуют о том, что подстаканник был типично мужским аксессуаром — металлический, закрывающий спереди стакан, словно щит, он выглядел как рыцарские доспехи. Было действительно не принято, чтобы из стакана с подстаканником пили женщины — они остались при фарфоровых чашках.
Несколько позже из-за границы пришла мода на дамские подстаканники, более маленького размера. Считалось, что прекрасной половине неприлично хлебать чай из больших мужских стаканов. Картина к.
Тем не менее, он продолжает занимать достойное место в быту, но теперь уже у творцов революции. Причем в почете у советских вождей была кухонная утварь, произведенная еще в царской России. Возобновляется изготовление подстаканников только в период НЭПа, маленькими частными артелями.
В технологию производства наряду с уже известным литьем, вносятся гравировка и выдавливание рисунка. Сильный импульс к внедрению в широкие слои народных масс подстаканник получил в середине 1920-х годов. Молодое государство отказалось производить посуду из фарфора и фаянса в пользу стекла, как наиболее дешевого и близкого пролетариату материала.
Чтобы горячий стакан не обжигал рук большевистского руководства, ему была необходима достойная и вместе с тем простая защитная окантовка. В СССР формируются жесткий «корпоративный» стиль, а также атрибутика крупных и мелких руководителей партийного аппарата, многочисленных контор, управлений и бюро. Наряду с массивными столами, трибунами с графином, френчами и кожаными портфелями, в кабинетах появляется и подстаканник.
Именно в этот период в СССР бурно развивается железнодорожное сообщение между регионами, начинается индустриализация. На новые места едут молодые специалисты с семьями, в вагонах попроще — рабочие мчатся на великие стройки. Пассажиропоток резко возрастает, возникает необходимость в обеспечении более-менее комфортного прибывания пассажиров в многочасовом, а то и многосуточном пути.
Чайку попить — обязательно, а что может быть удобнее подстаканника для чаепития в качающемся вагоне?! Он и устойчив, и защищает хрупкий стакан. Не удивительно, что Министерство путей сообщения стало самым крупным заказчиком подстаканников в стране.
Таковым оно остается и сейчас. Примечательно, что и в вопросе внедрения подстаканников в поезда СССР не был новатором. Впервые на железных дорогах подстаканники появились еще в конце XIX века.
Именно тогда директор департамента железнодорожных дел Министерства финансов и министр путей сообщения Российской империи С. Витте реорганизовал российскую железнодорожную систему и решил привнести в путешествия атрибуты комфорта и уюта. В какой-то момент стаканы в поездах в качестве эксперимента пытались сделать пластиковыми.
Но пассажиры не приняли новшества: такая посуда оказалась недостаточно устойчивой, к тому же это нововведение не лучшим образом сказалось на вкусе горячего напитка. Так что подстаканник себя отстоял. Отхлебывается чай.
И доливается до верху коньяком. Еще отхлебывается — и еще доливается. И вот когда стакан еще полный, а бутылка уже пустая — это и есть настоящий адмиральский чай».
Начиная с 30-х годов ХХ века подстаканник становится очень востребованным. Мало того, он начинает нести функцию средства государственной пропаганды. Трудно сказать, кому именно из идеологов нового государства принадлежит эта идея.
Определяющим здесь, скорее всего, явился тот факт, что государственная пропаганда — это тема почти всего советского искусства: от кино до посуды. Производство подстаканников с этого периода становится на промышленный уровень. На его корпусе отображаются разнообразные аспекты политической и культурной жизни страны.
Или комплектами в упаковке — в подарок. Покрытые серебром, позолотой или черненые — есть модели на любой вкус. Другие мельхиоровые серии современного Кольчугино: Для маленьких едоков в Кольчугине выпускают тактильную серию посуды Do Do. По отдельности или комплектом молодые родители покупают малышу все — от первой ложечки до персональной бульонницы. Для мальчиков и девочек декор разный. А для сервировки стола ценителей изящной посуды у производителя с давней историей найдутся: самовары, подносы, чашки для чаепития, турки, кофейные наборы; ведра для шампанского, винные наборы, рюмки, стопки, бокалы; сахарницы, емкости для специй, икорницы, креманки, щипцы для сахара, ножички для лимона, половники — все не перечислишь; для украшения — вазы, салфетницы, подсвечники. Мельхиор, даже если это нейзильбер, никогда не становится старым. Столовые приборы с клеймом кольчугинского завода с годами ценятся дороже. А состояние посуды зависит от правильного ухода.
Как ухаживать за посудой из Кольчугина Чтобы столовые приборы и посуда от именитого завода — победителя международных конкурсов — не потеряла вида, оставалась такой же приятной глазу и руке, изделия требуют особого ухода. О тонкостях содержания — видео: Отзывы Олеся Метельская, Кемеровская обл. Раскрыли, а там полный столовый набор! Металл чуть потемнел местами. Родители рассказали, что комплект купили бабушка с дедушкой, когда маме исполнился годик. И завещали хранить до свадьбы внуков. Кто первый женится, тому и достанется. Так получилось, что я ребенок поздний и единственный.
Мы соблюдаем строгие требования по качеству продукции на производстве, работаем по ГОСТ. Толщина слоя серебра в покрытии изделий составляет более 25 микрон. Это значительно больше, чем у других отечественных и европейских производителей.
Подстаканники посеребряные
Подстаканник - подставка, которая охватывает и удерживает граненый или хрустальный стакан, имеющая ручку для того, чтобы не обжечь руки во время чаепития. Престижный и элегантный аксессуар для чая подчеркнет наличие вкуса и достатка у его обладателя. Эстетичный дизайн подстаканника для стакана отличается утонченным стилем и совершенством деталей ручной работы точного художественного литья. Подстаканники из Кольчугино - это настоящая легенда! Такой подарок можно преподнести взрослому мужчине и юноше - подростку, студенту и большому начальнику, военному и автомобилисту. Подарочный подстаканник станет прекрасной покупкой на годовщину свадьбы родителей, подарок мужу на юбилей, семейной паре на новоселье или новый год. Состав набора : 1.
XIX и начало XX века — наиболее высокохудожественный период. Изготовлением подстаканника занимаются многочисленные частные и авторские мастерские. Техника исполнения — художественное литье. Упор делается на эксклюзивность изготовления и драгоценные материалы.
Хотя подстаканник изготавливается, в основном, для состоятельных любителей горячего чая, стилистика изделия либо «народная», либо это отражение различных художественных течений готика, возрождение, модерн. Чрезвычайно разнообразны и интересны формы подстаканников. В середине XIX века в оформлении тулова корпуса и ручки преобладали мотивы неорококо и неоклассицизма. С 1870-х годов в соответствии с эстетикой «русского стиля» подстаканники создавались в виде сруба крестьянской избы, высокого бревенчатого забора, бочонка, кадушки, плетеного берестяного кузовка. Тулово подстаканника украшалось литыми накладками, резными цветочными гирляндами, гравюрами, изображающими сельские или городские романтические пейзажи. По гладкой поверхности летели резные стайки ласточек и рассыпались трогательные букетики ландышей и фиалок.
Методом литья выполняются такие составляющие холодного оружия: Гарда — предотвращает соскальзывание ладони на клинок, является эффектным украшением, позволяет чувствовать себя более уверенно, усиливает удар. Тыльник — выполняет функции крепежной детали, маскирующей стяжку или гайку. Больстеры — фиксируют клинок, препятствуя его перемещению, препятствует проникновению жидкости внутрь.
Голова — замыкающая деталь, используется для более надежной фиксации черена на клинке, может стать оригинальным украшением. Пятки — место соединения клинка и черена. Рукоять — важная деталь, от которой зависит эргономичность. Являются местом крепления для хвостовиков, происходит это двумя способами — всадным и клепаным. Рукояти выполняются из разных материалов: плотного дерева, рога, синтетических материалов. Навершия— конструктивно самостоятельная деталь, которая применяется как ударный инструмент, используется для корректировки баланса изделия, является эффектным украшением. Накладки — делают оружие более удобным в использовании, придают ему оригинальность. Из каких материалов изготавливают Для литья составных элементов ножа в основном используют два вида материалов: латунь и мельхиор. Латунь Латунь представляет собой сплав на основе металлов: меди и цинка.
Цинк дешевле, по сравнению с медью, по этой причине введение его в сплав не только улучшает механические, антифрикционные и технологические свойства, а ещё и снижает стоимость латуни. Латуни хорошо поддаются обработке давлением. Механические свойства сравнительно высокие, коррозионная устойчивость удовлетворительная. Если сравнивать латуни с бронзой, то их прочность, устойчивость к коррозии и антифрикционные свойства меньше. Они не очень устойчивы на воздухе, в соленой морской воде, углекислых растворах и растворах многих органических кислот. Латунь красивого цвета и в сравнении с медью обладает лучшей коррозионной стойкостью. Мельхиор Мельхиор — коррозионностойкий медно-никелевый сплав. Основными компонентами являются медь и никель в небольшом количестве может присутствовать марганец и железо. Обладает высокой коррозионной стойкостью и хорошей пластичностью.
Данный материал применяется в судостроительной, медицинской, а также в аппаратостроении и при производстве посуды и монет. Основным практически полезным свойством является его высокая коррозионная стойкость в морской и пресной воде, атмосфере сухих газов.
Глядя на чай в стакане с подстаканником, первое, что вспоминается: купе поезда дальнего следования, улыбающаяся, разносящая чай проводница в форме, неспешные беседы с попутчиками под уютный перестук колёс, два кусочка сахара, упакованные в фирменную обёртку, и ночной кошмар — чайная ложечка, позвякивающая в пустом стакане. Так и есть. Массовое шествие подстаканников началось с пассажирских поездов дореволюционной России, ещё в бытность Витте С. В настоящий момент они так и остались традиционным неотъемлемым элементом Российских пассажирских поездов. Наверно поэтому сейчас так много людей желает купить подстаканники из мельхиора. Ещё одна ассоциация, связанная с подстаканниками — ковровая дорожка, портрет Сталина и зелёное сукно на дубовом столе в кабинете высокого начальника советских времён. Да, мы ещё не так далеко ушли от того исторического периода.
царские подстаканники, мельхиор, серебрение, Императорская Россия
В нашем магазине Вы всегда можете купить стакан с подстаканником в подарок для своих близких и знакомых. Или купить специальный состав для чистки мельхиора и серебра и почистить подстаканник, следуя инструкции. ООО «Кольчугинский Мельхиор» предлагает порядка 250 товаров, в том числе – знаменитые подстаканники РЖД. 2 050 ₽ Быстрая доставка.
Подстаканник Спутник мельхиор
Бионышева Елена/Сделано у насКольчугинский Мельхиор (ранее Кольчуг-Мицар или Кольчугинский посудный завод) — производство посуды и товаров народного потребления в. Чашка в мельхиоровом подстаканнике с блюдцем СССР. Подстаканники из мельхиора и никеля от интернет-магазина "Столовое серебро" заказать по лучшей цене с быстрой доставкой по Москве Гарантия качества Большой ассортимент. Особый статус изделий народного промысла торговой марки «Кольчугинский мельхиор» подтвердил художественно-экспертный совет при администрации Владимирской области. Именно этот подстаканник сделан не позднее 1950-х годов.
История Казаковского завода художественных изделий (КЗХИ)
- День Кольчугинского подстаканника |
- Последние новости
- продажа антикварных подстаканников ссср, советские подстаканники из мельхиора
- Мельхиоровые подстаканники – критерии выбора
Советский подстаканник
Подстаканник со стаканом Кольчугинский мельхиор "Герб СССР" никелированный с чернением в подарок мужчине, коллеге, другу. МИР». СССР, г. Кольчугино, Кольчугинский завод столовых приборов, 1959-1964 гг — 8762070. Мельхиор. Клеймо АМ Мстера. 1 сорт. Сюжет: Зимняя Тройка. Я нашла старинный подстаканник из мельхиора 1960-х гг, производитель другой. Подстаканник скань мельхиор клеймо КХИ СССР 1960 е. Самым роскошным считался мельхиоровый подстаканник, который стоил недешево. Он рассказывал о целине, запуске спутников, стройках, съездах.
Стакан с подстаканником Кольчугинский мельхиор Отечество, долг, честь, латунь, 00010684586
На поддоне, возле ручки с левой стороны нацарапаны цифра 3. Регистрационный номер:.
Обсудить Редактировать статью Несмотря на то, что подстаканник - всего лишь предмет посуды, у многих людей он вызывает романтические ассоциации. Дальняя дорога, стук колес, проводница приносит чай в мельхиоровом подстаканнике. Или: старинная усадьба, пыхтящий самовар, вазочка со свежесваренным вареньем, подстаканник с душистым травяным чаем. Этот, казалось бы, утилитарный предмет обладает своей собственной индивидуальностью и характером, превращающим простое чаепитие во что-то особенное. Для объяснения этого факта он приводит забавную легенду: владельцы кофеен часто заваривали чай так слабо, что сквозь него было видно дно чашки с изображенным на нем Кронштадтом потому что в то время чашки изготавливались в этом городе. Другим возможным объяснением этого факта могли быть частые разъезды мужчин-военных: возить с собой фарфоровую посуду из-за ее хрупкости было неудобно и дорого. Так или иначе, мужчины стали пить чай, в основном, из стаканов, и, чтобы не обжигаться о горячее стекло, была придумана съемная металлическая подставка с ручкой. То, что изначально подстаканник был рассчитан исключительно на мужскую руку, объясняет его массивную форму и широкую ручку.
Скорее всего, подстаканники появились в России в конце восемнадцатого века и сначала выполняли утилитарную функцию, не демонстрируя при этом каких-то художественных изысков. Подстаканник в девятнадцатом веке Во второй половине девятнадцатого века подстаканник перестает быть просто предметом утвари и становится предметом искусства.
Часто украшались художественной эмалью [1]. Наиболее известное производство подстаканников расположено в городе Кольчугино Владимирской области на заводе столовых приборов и посуды, основанном купцом Александром Кольчугиным в XIX веке как часть металлургической мануфактуры в настоящее время производство расположено в 7-м цехе товаров народного потребления завода « Кольчугцветмет ». Современные подстаканники производятся из мельхиора нейзильбера , латуни , меди и серебра. В качестве защитно-декоративного покрытия при изготовлении используются серебро, золото , никель.
Сортировать: Показывать: Подстаканники советской и царской эпохи России, а также антикварные подстаканники разных стран. Представленные подстаканники выполнены из серебра 84, 875, 925, 916 пробы, мельхиора, меди, бронзы..
Подстаканники кольчугинский мельхиор - Распродажа
- В Россию вернулась мода на подстаканники
- Клеймо на подстаканнике
- подстаканник СССР
- [мельхиор] в категории подстаканники
Подстаканники из мельхиора
Например, день победы, олимпийские игры. Наносится изображение знакового места конкретного населенного пункта. Природные мотивы. Животные, горы, водоемы. Охота, рыбалка. Наряду с общеизвестными тематиками мастера могут изготовить посуду по индивидуальному эскизу с нанесением именной гравировки. Такие коллекционные изделия преподносятся в качестве подарка для фамильного набора. Параметры Стилистическое разнообразие подстаканников СССР поражает, поэтому остановиться на конкретной модели крайне сложно. Для сокращения времени поиска при выборе модели рекомендовано учитывать следующие критерии: Форма. Диаметр подставки идентичен, различается дизайн. Наряду с гладкими, наполированными подстаканниками присутствуют рельефные со сложным узором.
Интенсивность эксплуатации. Если предмет используется часто, уместно рассматривать простые формы с минимальным количеством выемок. Это упростит уход за посудой.
Именно здесь изготавливаются знаменитые подстаканники РЖД, без которых невозможно представить ни одну поездку в плацкарте. Уже вскоре оно стало широко известным благодаря инвентарю для железнодорожного транспорта, чайным, столовым и ресторанным наборам.
Витте сделал их обязательным предметом обстановки пассажирского поезда. Стакан сохранял устойчивость во время вагонной тряски. Министр отдал крупный госзаказ на подстаканники купцу А. Кольчугину — владельцу Товарищества Латунного и Меднопрокатного заводов. Производство подставок впервые стало поточным, серийным. Именно Кольчугиным была задана их классическая форма и размер. Блестящие пластины-заготовки будущих подстаканников мастер кладет под пресс для нанесения оттиска узора, каждую выравнивает вручную. Их делают в основном из латуни. Края изделия скрепляют между собой высокотемпературной газосваркой. Дно соединяют со стенками, загибая их края на специальном станке. Изгиб ручки — ручная операция. Латунные и медные заготовки покрывают защитным и декоративным покрытием, они приобретают серебристый оттенок. Гравировка наносится вручную, мастера могут выполнить любой заказ. Востребованные сюжеты — герб России, символ Олимпиады-80, «Три богатыря», «Охотники на привале», Московский кремль. Российские чайные традиции Чай стали завозить в Россию еще при Иване III, но современники не сумели оценить его по достоинству, и напиток ушел в забвение. Интерес к чаю пробудился при царе Михаиле Федоровиче Романове, стал популярен при дворе. Дворяне придерживались британской культуры чаепития: пили чай из фарфорового сервиза за безукоризненно накрытым столом, часто с молоком. Целью застолья было не насыщение, а светская беседа. Именно в дворянской среде прижился обычай пить чай из стеклянных стаканов, устанавливая их в изящные серебряные подстаканники. Традиция постепенно забылась, возродившись вновь в трактирах для простонародья. Чай смешивали со спиртным. Купеческий чайный стол ломился от разнообразной выпечки, варений, закусок. Чаепитие было долгим, «до седьмого пота». Использовался один заварочный чайник с очень крепкой заваркой, которая разводилась кипятком из самовара непосредственно в чашке.
Для мальчиков и девочек декор разный. А для сервировки стола ценителей изящной посуды у производителя с давней историей найдутся: самовары, подносы, чашки для чаепития, турки, кофейные наборы; ведра для шампанского, винные наборы, рюмки, стопки, бокалы; сахарницы, емкости для специй, икорницы, креманки, щипцы для сахара, ножички для лимона, половники — все не перечислишь; для украшения — вазы, салфетницы, подсвечники. Мельхиор, даже если это нейзильбер, никогда не становится старым. Столовые приборы с клеймом кольчугинского завода с годами ценятся дороже. А состояние посуды зависит от правильного ухода. Как ухаживать за посудой из Кольчугина Чтобы столовые приборы и посуда от именитого завода — победителя международных конкурсов — не потеряла вида, оставалась такой же приятной глазу и руке, изделия требуют особого ухода. О тонкостях содержания — видео: Отзывы Олеся Метельская, Кемеровская обл. Раскрыли, а там полный столовый набор! Металл чуть потемнел местами. Родители рассказали, что комплект купили бабушка с дедушкой, когда маме исполнился годик. И завещали хранить до свадьбы внуков. Кто первый женится, тому и достанется. Так получилось, что я ребенок поздний и единственный. Надеюсь, мельхиоровую посуду сохраним и передадим дальше — своим детям. Вероника Анатольевна, Курган Мельхиор в семье давно, со свадьбы. А уж внуки пошли. Достаем столовые наборы по праздникам.
Подстаканники кольчугинский мельхиор в Москве
В СССР мельхиоровые подстаканники были достаточно дорогими и считались роскошью. Характерной особенностью внешнего вида советских подстаканников является их идеологическая заряженность. Часто их украшают не нейтральные растительные орнаменты, а советская символика, лица партийных вождей, картины окружающего быта: рабочие и крестьяне, трактористы; также выпускались тематические серии, посвященные известным личностям или знаковым событиям. В эру покорения космоса на подстаканниках изображали космические спутники, ракеты, космонавтов. Подстаканники сегодня Сейчас подстаканники - предмет коллекционирования. Для кого-то это ностальгический сувенир из советского прошлого, для кого-то - предмет традиционного русского быта, а кого-то привлекает их внешний вид, разнообразие форм и изображений. Мельхиоровые подстаканники можно подарить как сувенир любителю антиквариата или иностранному другу, использовать их в интерьере кухни или просто пить из стакана в них чай. Их можно найти в антикварных магазинах, на блошиных рынках, а также на антресолях и в чуланах. Цена мельхиоровых подстаканников советского периода может варьироваться от нескольких рублей до десятков тысяч, в зависимости от того, насколько это редкий экземпляр. Как ухаживать Мельхиор - не самый капризный металл, но, чтобы он радовал своим блеском, за ним нужно ухаживать.
Представленный в коллекции артефакт относится к числу штампованных. Разумеется, подстаканник — не советское изобретение. Но уж точно русское. Долгое время их выпускали запаянными с донной стороны. Подобная утварь существовала и в Европе, но много позже, и называлась «стаканодержателем» glass-holder. Формально это название более точно, так как «подстаканниками» являются маленькие подставочки, помещаемые под стаканы и бокалы, чтобы не образовывались круги на столешнице. Поскольку стеклянный стакан нагревался, возникла необходимость в изобретении некого устройства для защиты рук от обжигания. Первые подстаканники выглядели неказисто и нереспектабельно. Период с XIX века и вплоть до Октябрьской революции характеризуется в судьбе подстаканника как наиболее высокохудожественный. Изготовлением подобной утвари в это время занимались многочисленные частные мастерские. Упор делался на эксклюзивность изготовления и драгоценные материалы. Как произведения искусства подстаканники создавали лучшие ювелиры: Хлебников, Сазиков, Овчинников, Лорие, Дехтерев и другие. Даже сам Карл Фаберже приложил к этому производству свою руку. Корпус тулово подстаканника декорировали резными цветочными гирляндами или романтичными сельскими пейзажами. Популярными были сцены охоты, где собаки терзали кабана, а также лихие тройки последние пережили свою эпоху и продолжали украшать подстаканники даже в советское время. Эти сюжеты свидетельствуют о том, что подстаканник был типично мужским аксессуаром — металлический, закрывающий спереди стакан, словно щит, он выглядел как рыцарские доспехи. Было действительно не принято, чтобы из стакана с подстаканником пили женщины — они остались при фарфоровых чашках. Несколько позже из-за границы пришла мода на дамские подстаканники, более маленького размера. Считалось, что прекрасной половине неприлично хлебать чай из больших мужских стаканов. Картина к. Тем не менее, он продолжает занимать достойное место в быту, но теперь уже у творцов революции. Причем в почете у советских вождей была кухонная утварь, произведенная еще в царской России. Возобновляется изготовление подстаканников только в период НЭПа, маленькими частными артелями. В технологию производства наряду с уже известным литьем, вносятся гравировка и выдавливание рисунка. Сильный импульс к внедрению в широкие слои народных масс подстаканник получил в середине 1920-х годов. Молодое государство отказалось производить посуду из фарфора и фаянса в пользу стекла, как наиболее дешевого и близкого пролетариату материала. Чтобы горячий стакан не обжигал рук большевистского руководства, ему была необходима достойная и вместе с тем простая защитная окантовка. В СССР формируются жесткий «корпоративный» стиль, а также атрибутика крупных и мелких руководителей партийного аппарата, многочисленных контор, управлений и бюро. Наряду с массивными столами, трибунами с графином, френчами и кожаными портфелями, в кабинетах появляется и подстаканник. Именно в этот период в СССР бурно развивается железнодорожное сообщение между регионами, начинается индустриализация. На новые места едут молодые специалисты с семьями, в вагонах попроще — рабочие мчатся на великие стройки. Пассажиропоток резко возрастает, возникает необходимость в обеспечении более-менее комфортного прибывания пассажиров в многочасовом, а то и многосуточном пути. Чайку попить — обязательно, а что может быть удобнее подстаканника для чаепития в качающемся вагоне?! Он и устойчив, и защищает хрупкий стакан. Не удивительно, что Министерство путей сообщения стало самым крупным заказчиком подстаканников в стране. Таковым оно остается и сейчас. Примечательно, что и в вопросе внедрения подстаканников в поезда СССР не был новатором. Впервые на железных дорогах подстаканники появились еще в конце XIX века.
Особенно любимыми у производителей и потребителей были декоративные сюжеты на тему русских сказок и былин — на подстаканниках изображали запряженные в сани тройки, богатырей, царевен в кокошниках. В советское время сказочные сюжеты тоже любили, но к ним добавились памятные истории, как на марках, открытках и значках, — например, выпускали подстаканники «В память о Всесоюзной сельскохозяйственной выставке» или об освоении целины, космосе и стройках. Цены на подстаканники сильно зависели от материалов и декоративной техники. Например, алюминиевый подстаканник с цветной эмалью стоил 1 рубль 80 копеек, мельхиоровый чеканный — от 2,5 до 3,5 рубля, а из мельхиора, но в технике скани плетеный рисунок из тонкой металлической проволоки — уже 4 рубля 40 копеек. Кстати, стаканы для подстаканников были не обычные граненые, а из более тонкого стекла, что удешевляло их производство. Стаканы часто бились и были расходным материалом, но и стоили совсем недорого — 20—30 копеек за штуку.
Так это было или нет, но точная дата изобретения подстаканника не запечатлена в истории. Как предмет, знакомый нам, подстаканник оформился в конце восемнадцатого века. Именно с этого периода есть упоминания о подстаканнике, как об элементе русского чаепития с самостоятельной художественной ценностью. XIX и начало XX века — наиболее высокохудожественный период. Изготовлением подстаканника занимаются многочисленные частные и авторские мастерские. Техника исполнения — художественное литье. Упор делается на эксклюзивность изготовления и драгоценные материалы. Хотя подстаканник изготавливается, в основном, для состоятельных любителей горячего чая, стилистика изделия либо «народная», либо это отражение различных художественных течений готика, возрождение, модерн. Чрезвычайно разнообразны и интересны формы подстаканников. В середине XIX века в оформлении тулова корпуса и ручки преобладали мотивы неорококо и неоклассицизма.