Уссурийский районный суд постановил перевести называющего себя шаманом Александра Габышева на более мягкий тип лечения в психиатрический стационар общего типа. Тувинские шаманы провели обряд на победу в спецоперации и здоровье воинов. Её не смог победить даже шаман Путина и Чубайса, но усмирил печеньем краевед из Иркутска. Горная вершина «Гора Шаман» по адресу Забайкальский край, Тунгокоченский муниципальный округ. Читать 11 отзывов, смотреть 5 фото. Дошёл до Читы и провёл народный сход боевой шаман из Якутска-Александр Габышев.
Святые места Забайкалья. Краткая история Забайкалья
Якутского шамана Александра Габышева переведут из психиатрической больницы в Уссурийске на более мягкий тип лечения в Якутский психоневрологический диспансер, такое решение принял Уссурийский районный суд, передает "Коммерсант". По решению Уссурийского районного суда принудительное лечение шамана Александра Габышева в больнице специализированного типа продлено. Александра Габышева, который называет себя якутским шаманом, признали опасным для окружающих и себя самого – к таким выводам пришла комиссия психиатрической больницы. тайлган, чтобы вызвать дождь, в том числе - и для борьбы с лесными пожарами. Дошёл до Читы и провёл народный сход боевой шаман из Якутска-Александр Габышев.
Забайкальский край. Вячеслав Мархаев посетил Агинское
новости Екатеринбурга. К нему присоединились шаманы из Бурятии, соседних Иркутской области и Забайкальского края, Тывы, Китая, Монголии, Москвы, а также ламы Бурятии. На обряде присутствовали шаманы со всех уголков нашего края — Аларского, Баяндаевского, Боханского, Осинского, Ольхонского и Эхирит-Булагатского районов и города Иркутска. Поводом стало ранение сотрудника Росгвардии, полученное, когда полиция и медработник приехали к шаману, чтобы доставить его в психдиспансер. Посмотрите, как выглядит таинственный обряд очищения и избавления ведущего от всех болезней, и узнайте, почему шаман так популярен у жителей республики. Александра Габышева, который называет себя якутским шаманом, признали опасным для окружающих и себя самого – к таким выводам пришла комиссия психиатрической больницы.
Бурятские шаманы говорят голосами духов
На берегу хорской протоки Були шамана встречают гости и едва ли не единственный носитель национального языка – Онисья Кялундзюга. Шаманы нашего центра прошли большое обучение на примере разных жизненных ситуаций, что безусловно позволит помочь многим верующим. – В этот раз к нам приезжают более 50 шаманов. Неотъемлемым мистическим символом края и по сей день являются шаманы. Её не смог победить даже шаман Путина и Чубайса, но усмирил печеньем краевед из Иркутска.
Шаманы забайкальского края
Достопримечательное место «Тогус ойуун ытык унгуохтарын кетегюю» находится в местности Усун Кытыл. Общая площадь земельного участка составляет 15. В 80-х годах прошедшего столетия этнограф Яковлев В. Он сделал зарисовки обнаруженных им сэргэ и позднее опубликовал материалы данного обследования в книге «Сэргэ. В ходе обследования достопримечательной местности «Тогус ойуун ытык унгуохтарын кётёгюю» был записан рассказ местного жителя Н.
Громова 1940 г.
Всё было готово, но сотрудники решили пригласить настоящего шамана, чтобы он освятил новую экспозицию: музей находился в священных шаманских местах. На зов откликнулся Валентин Хагдаев.
Бывшая директриса музея Капитолина Литвинова вспоминает, что ей особенно понравилось, как для новой экспозиции разложили кольца шаманки, умершей около 150 лет назад. Для шаманского обряда освящения Валентину, кроме всего прочего, нужен был специальный головной убор, который он забыл. Капитолина согласилась одолжить шаману свою меховую шапку, ведь жила всего в пяти минутах ходьбы от музея.
Вернувшись в музей, она увидела побелевшего шамана с ошалевшими глазами. Он бормотал: «Я не знаю, что произошло, но душа шаманки здесь, в музее, находится». Капитолина посмотрела на шамана с недоверием, потом увидела беспорядок в витрине, в раскладке предметов, которой она восхищалась ещё утром.
Коллеги, которые оставались с Валентином в зале, рассказали ей, что шаман положил руку на стекло витрины, в которой были браслеты и кольца шаманки, и произнёс какие-то слова. Но как только он начал говорить, предметы в витрине стали перемещаться сами собой. Сегодня Валентин — известный шаман не только на острове Ольхон, но и на материке.
Его силу подтверждает древность его шаманского рода он шаман в девятом поколении и отметина, которой его наградили духи: шестой палец на правой руке. В биографии Валентина на официальном сайте говорится, что к нему за советом приходят не только обычные ольхонцы или заезжие буряты, но также звёзды и политики. Например, Наталья Водянова с мужем приезжали к Валентину за благословением перед третьей беременностью, а Анатолий Чубайс подарил ему квадроцикл.
По утверждению самого шамана, с ним нашёл время пообщаться даже президент Владимир Путин. Через несколько лет после попытки освятить кольца в музей приехала группа шаманов. Все в праздничных одеждах, в шаманских нарядах, с рогами, на груди у них висели зеркала», — вспоминает Капитолина.
Она провела для них обычную экскурсию, но потом решила рассказать им историю о меховой шапке и спросить, что же в тот день произошло. Из всей группы ответил только один старый шаман: он был уверен, что Валентин мерился с умершей шаманской силой, а ему не следовало этого делать. Сожжение шаманки Капитолина Литвинова переехала на остров Ольхон в конце 70-х только ради музея: из-за преклонного возраста и болезней её отцу пришлось его закрыть и уехать в место с климатом помягче.
Оставленный без присмотра музей потихоньку разграбляли: воры вытаскивали оконные рамы и выносили всё, что казалось им ценным. Ради переезда Капитолине и её мужу пришлось отказаться от перспективной работы, а их детям — от друзей и школы. Но это казалось ей небольшой платой за возможность продолжить дело отца.
Отец Капитолины Николай Ревякин основал музей в 1953 году. Много лет он, учитель географии в местной школе, вместе с учениками исследовал остров. Экспедиции отыскали более двадцати стоянок эпохи неолита, реликтовый ельник на горе Жима, собирали предметы по этнографии и минералогии.
На основе их находок появился музей, который теперь стал туристическим местом. Но у Ревякина и его учеников была одна особенная находка — известная на весь остров шаманка. В 1953 году археологическая экспедиция с участием Ревякина подняла предметы с места сожжения шаманки Одэгон.
Кремация у бурят распространена до сих пор, особенно на Ольхоне. Найденное захоронение шаманки отличалось своим богатством: вместе с ней сожгли её коня, а богатая одежда, обилие личных предметов и украшений говорили об особом почтении к умершей. О том, что найдено место кремации именно шаманки, говорили особые предметы, которые сожгли вместе с ней: например, зеркало, которое отводит от шамана «негатив», и особый музыкальный инструмент, варган, говорящий о второй ступени посвящения.
Это - символ власти шамана. Он имеет по три рога с двух сторон, на каждом последующем добавляется по одному рогу. В итоге после двенадцатого посвящения имеет по двенадцать рогов с двух сторон. По количеству рогов можно определить число посвящений шамана. Архалиг - железная пластина с рогами по краям, украшается двумя большими 15-головыми змеями, одной большой широкой и двумя узкими лентами - зогдор. Она символизирует «крылья» шамана, дающие возможность беспрепятственно передвигаться во всех трех мирах: в верхнем, срединном и нижнем. Также вручается коръбо - две шаманские трости с лошадиными головами, одна чуть длиннее или по форме головы, чуть отличающиеся друг от друга. Они являются средством передвижения - конями шамана в нематериальном мире. И, наконец, оргой ехэ амитай - костюм, сшитый из шкуры косули, с железными изображениями скелета человека в натуральную величину: позвонков, грудной клетки, тазовых костей и рук и ног, сделанных по размерам рук и ног шамана, пришитых на местах, соответствующих расположению костей шамана.
Костюм имеет множество атрибутов: элигэбши - нагрудник, зурхэбши - надсердечник, два толи спереди и сзади, а также большое количество холбого - конусовидных колокольчиков и зогдор. Каждый из атрибутов «оживляется» определенным духом или божеством. При «оживлении» атрибутов бросают твврэг, чтобы узнать, согласен ли он одухотворить его. Шаман-адепт, получив атрибуты, начинает самостоятельно камлать. Он призывает всех духов и божеств, просит их дать ему посвящение. Основным действом на обряде шанар является онгон оруулха - введение посвящаемым шаманом в свое тело духов его предков-шаманов. Как нам объяснили сами шаманы, процесс этот - весьма тонкий, требующий колоссальной психической концентрации и физического напряжения. Для шамана, проходящего посвящение впервые, это огромное испытание и проверка силы воли. Чтобы отдать тело в управление духу, шаману необходимо полностью отключить свой разум.
В современной науке это состояние называют измененным состоянием сознания10. Адепт для введения духа вынужден до изнеможения бегать вокруг берез, непрерывно стучать в бубен и громко призывать духов. Шаманы говорят, что когда тело обессиливает, легче настроить свой разум, отключить его и ввести духа - онгон. Посвящение шанар длится до тех пор, пока адепт не введет в свое тело духов, их количество у всех разное. Когда дух овладевает шаманом, к нему за благословлением по очереди подходят его близкие родственники. Для них это большая радость: их родственник стал шаманом и научился вводить духов. Вообще введение духов, считают шаманы организации «Тэнгэри», является непременным условием для шамана. Шаман, не умеющий этого делать, не способен, по их мнению, проводить серьезные обряды. Поэтому этой практике уделяется такая важная роль.
Когда шаман вселит поочередно всех духов, обряд считается состоявшимся. Затем приступают к отправлению на небо обрядовых деревьев, зажигают лампадки, стоящие у них внизу, чтобы осветить им путь на небо. Деревья поочередно выкапывают под руководством камлающих шаманов, расставляют вокруг места их посадки. Выкопав все, делают три круга вокруг этого места и сжигают на костре, приготовленном на стороне малой родины шамана. Затем вытаскивают деревья, находящиеся на пяти сторонах обряда у границ территории и сжигают. После этого отвязывают зала, возвращают души обрядовым лицам и затем проводят омовение - угаал, точно так же, как и в начале обряда. Заканчивают шанар призыванием счастья - далга - и прошения представления богам даалага чтением имен членов рода и близких шамана. После обряда шанар в старину проводили эрын гурбан наадан - три игры мужей: скачки, борьбу, стрельбу из лука и праздничный пир найр. В современности ограничиваются празднеством найр и изредка национальной борьбой.
Собранный материал дает основание сделать некоторые выводы. Посвящение в шаманы у всех этно-локальных групп бурят имело как общие черты, так и различия, которые были отмечены исследователями культуры бурят В. Юмсуновым, М. В Улан-Удэ проживают представители всех этно-локальных и культурных групп бурятского этноса: булагаты и эхириты, хоринцы и хонгодоры, сартулы и сонголы. Все они пытаются возродить свои семейно-родовые обряды, в которых шаманизм всегда играл значительную роль. Однако по нашему наблюдению, за эталон обряда посвящения в шаманы взят его хоринский вариант как наиболее сохранившийся до настоящего времени. Современный шанар в Улан-Удэ практически идентичен своему агинскому аналогу, описанному А. Гомбожаповым, а последний - шанару конца XIX в. Эту идентичность практикующие городские шаманы объясняют тем, что агинские буряты, привнесшие традицию в город, получали посвящение у шаманов в Аге, а те, в свою очередь, в Монголии, где шаманская традиция не прерывалась.
Шанар наших дней по сравнению со своим дореволюционным предшественником претерпел некоторые изменения, но в своей сущности остался прежним. Произошло только упрощение его внешних атрибутов, уменьшилось количество подношений и число лиц, участвующих в обряде. Примечания 1 Галданова Г. Доламаистские верования бурят. Новосибирск, 1987. Galdanova G. Dolamaistskie verovania buryat. Novosibirsk, 1987. Улан-Удэ, 1995.
Ulan-Ude, 1995. Улан-Удэ, 1958.
Их ритуальная функция заключается в исполнении символического отцовства и материнства посвящаемого шамана. Юкэншингууд, юкэнгууд - это символические девять детей неба, из которых пятеро мальчики и четверо девочки, старший из юкэншинов должен быть одного рода с шаманом-адептом. Их функция заключается в помощи адепту во время вселения духа онгона, они его поддерживают пением молитв и беганием вокруг деревьев шанара. Тахилшин - смотритель за тахилами жертвенниками обряда, соблюдающий обряды жертвоприношений , уже знающий обычай обрядовых действий. Функция его заключается в обслуживании тахил столиков с подношениями, надевании и снятии шаманского облачения с шаманов, камлающих на обряде.
Аягашин - буквально посудница женщина, отвечающая за кормление участников обряда: отца и матери шанара, юкэншинов. Только она имеет право давать еду и питье в строго отведенную им посуду. Также на обряде могут присутствовать: хэлмэгшин, тулмаашин -толмач, переводчик, ведущий беседу с духами, когда те вселяются в тело шаманов. Это, как правило, человек, уже хорошо знакомый с обрядами. Тогоошин - буквально котловой следит за своевременным разведением огня для нужд обряда; манаашан - ночной страж, смотрящий, чтобы в ночное время на территорию обряда не проникли посторонние существа и не нарушили его чистоту. Все обрядовые лица должны быть одеты в национальные бурятские халаты - дэгэл, что необязательно для тогооши-на и манаашана. Обычно на шанаре наряду с обрядовыми лицами присутствуют родственники и друзья посвящаемого шамана.
Работает полевая кухня, где готовят еду для всех присутствующих, задействованы люди для приготовления дров, доставки воды, продуктов питания и других. На наблюдаемых нами обрядах присутствовало в среднем 50-70 человек одновременно. Очевидно, что шанар является весьма затратным мероприятием в денежном плане. Начинают с того, что призывают божеств. Все место обряда и все присутствующие окуриваются богородской травой ая ганга. Далее шаман-наставник и шаман-помощник, если он есть, призывают духов своих предков, северные тринадцать хатов, кузнечных божеств, онгона Манжи-лай по В. Юмсунову, это божество - хранитель сахюусан , делающий людей шаманами; по данным же информаторов, онгон Манжилай - своего рода небесный верификатор, проверяющий правильность проведения больших обрядов, как шанар или тайгалан.
ПризываютХикаан улан тэн-гэри в бурятском шаманизме - бог, распорядитель душ всех живых существ , хозяина огня Сахяадай, Ороной тэнгэри - духов местности, гор и вод. Призывая, шаман приглашает их спуститься на обряд, покровительствовать в его проведении, принять приготовленные для них подношения, и помочь провести обряд посвящения наверху в мире духов. Помощники шаманов зажигают лампадки - зула, и с этого момента шанар считается открытым. Для призывания божеств шаманы надевают дэгэл, шаманские атрибуты и камлают. После призывания божеств наставник-шаман или шаман-помощник вводят в свое тело дух онгона Манжилай для проверки правильности проведения обряда. Этого духа имеют право вселять только шаманы, имеющие корону - оргой - и трости - коръбо. Когда дух вселяется, посвящаемый подходит к шаману, представляется и просит его возглавить шанар.
Онгон Манжилай внимательно осматривает весь обряд, и если все в порядке, соглашается его возглавить. После этого шаманы выходят на улицу для проведенияугаал некоторые шаманы, в основном у западных бурят, угаал называют также сам обряд посвящения - обряда омовения. Для омовения на заранее приготовленном костре накаляют докрасна три темных камня размером с кулак, на этом же костре в чугунном котле варят аршан, состоящий из воды, взятой из трех источников, и богородской травы, собранной на склонах трех гор. Когда аршан вскипает, шаманы производят его освящение, стоя над котлом и произнося магические формулы - тарни. В это время посвящаемый шаман все время помешивает аршан, время от времени давая шаманам подуть на него, что является формальным действием освящения аршана, то есть шэбшэхэ. После освящения аршана берут его дээжэ - первинку. Затем вытаскивают из кострища раскаленные камни, и все шаманы облизывают их, чтобы получить силу считается, что шаман, облизывая раскаленные камни, очищается и получает силу, способную очищать других.
Камни кладут в большой таз, неподалеку от него устанавливают посудину с углями, на которых воскуривают богородскую траву. Сначала омывают шаманские атрибуты, затем самих шаманов и обрядовых лиц, затем мужчин и женщин, присутствующих на обряде. Каждый подходит к тазу с камнями. Шаман-наставник или шаман-помощник , производящий омовение, окунает березовый веник в котел, затем касается им камней, от которых начинает идти пар, и похлестывает веником омываемого, после чего тот переступает три раза над дымом богородской травы. Когда все присутствующие на обряде пройдут омовение, шаман надевает поверх одежды ритуальное шаманское облачение и отправляет все ритуальные нечистоты на восток в этой стороне находится место, куда отправляют нечистоты. Для этого он призывает на помощь онгонаАбгалдай. Онгон Абгал-дай, по шаманской легенде, был хамниганской кости и мужем шаманки -бурятки.
Однажды она ушла по делам, и оставила с мужем младенца, наказав строго настрого не отходить от него ни на миг. Абгалдай очень любил курить табак, и не вытерпел, он пошел к соседу за табаком, а когда вернулся, его ребенок исчез. После этого его жена отрубила ему голову. После смерти Абгалдай взял клятву во искупление за содеянный проступок помогать людям, очищать их от болезней и нечистот у хоринских шаманов есть маска Абгалдай и онгон в его честь. После отправки нечистот каждому присутствующему на обряде дают выпить по три глотка первинки аршана. Выше было указано, что обрядовое место ограждается по периметру и имеет одну дверь, и после проведения омовения на шанар разрешается входить и выходить только через эту дверь и запрещается пересекать границы. Каждый входящий на шанар очищается аршаном и дымом ая ганга.
При проникновении на территорию обряда не через дверь, при нарушении границы или без проведения очищения, считается, что нарушается ритуальная чистота обряда. Следующим этапом посвящения является привязывание кисточек залаа. У отца, матери, девяти детей, аягашина и тахилшина проверяют наличие душ, отправляют их души на небо, чтобы они получили посвящение на небе у божеств. Вместо их душ на время шанара им завязывают залаа - кисточки красного цвета. Каждый из них подходит к шаману-на-ставнику или шаману-помощнику, если именно он проводит обряд привязывания , тот стучит в бубен и представляет человека божествам, просит взять и утвердить его на пост отца, матери, одного из девяти детей, аягашина или тахилшина шанара. Человек держит в руках чашу с моло- ком, посыпанную ая ганга. После того как его представят, ставит чашу на бубен шамана, шаман поворачивается на северо-запад и бросает чашу -твврэг буквально - счастье, удача, судьба, рок, жребий, данный способ гадания широко распространен в бурятском шаманизме : если она падает вверх - духи принимают его в этом качестве, если вниз - нет.
Привязав залаа, отца и мать шанара связывают между собой, так как между ними теперь нельзя проходить, также связывают между собой девять детей. Затем приступают к «оживлению» деревьев шанара.
Забайкальские шаманы провели обряд, чтобы вызвать дождь
Планы провести митинг с магическими ритуалами можно охарактеризовать как провокационные, потому что 12 июля - великий христианский праздник первоверховных апостолов Петра и Павла, а место проведения ритуалов расположено через дорогу от Крестовоздвиженского храма. В записи отмечается, что Митрополит Димитрий обратился в Администрацию городского округа с вопросом о целесообразности согласования такого мероприятия под видом «митинга в защиту демократических ценностей». В интервью, которые можно найти в интернете, он рассказывает, что стал шаманом после того, как у него умерла жена. По мнению знакомых, это и повлияло на его психику. В настоящее время он передвигается по территории Забайкалья. По некоторым данным, некие читинские отморозки-оппозиционеры решили использовать его как приманку для своего митинга.
Шаманы нашего центра прошли большое обучение на примере разных жизненных ситуаций, что безусловно позволит помочь многим верующим. По заверению Баира Жамбаловича такой формат будет иметь продолжение и все желающие так или иначе получат возможность попасть к нему на приём в нашем центре, - сообщили в центре «Хун Шубуун».
В итоге домой к нему пришли силовики и принудительно отвезли его в психдиспансер. За несколько дней до этого Габышев объявил о новом походе на Москву, который должен был начаться в марте 2021 года. В феврале 2021 года Якутский городской суд удовлетворил иск психоневрологического диспансера о недобровольной госпитализации Габышева. В обоснование своих требований учреждение указало на то, что шаман «вновь начал делать громкие заявления в средствах массовой информации». После этого против Габышева возбудили уголовное дело о применении насилия к представителю власти ч.
Отзывы: 39 Вы одиноки и ищите любимого?
Я помогу его узнать среди тысячи и привлеку возможность его найти. У вас есть подозрения о неверности партнёра и вы не знаете, что делать?
Забайкальские шаманы провели обряд, чтобы вызвать дождь
Посмотрите, как выглядит таинственный обряд очищения и избавления ведущего от всех болезней, и узнайте, почему шаман так популярен у жителей республики. Злоключения якутского боевого шамана Александра Габышева продолжаются. «Проклятие до 7 колена»: шаман рассказала о последствиях вандализма в Хакасии.
Бурятские шаманы говорят голосами духов
На берегу хорской протоки Були шамана встречают гости и едва ли не единственный носитель национального языка – Онисья Кялундзюга. Я долго размышляла о том, где же шаманы учатся сверхспособностям, мысленно настраивая себя не бояться этих чудо-людей. Верховный шаман России Кара-оол Допчун-оол поблагодарил российских шаманов за проведенный ими общий обряд в поддержку российских военнослужащих.