История и традиции дня 40 мучеников Севастийских — в материале Через три дня после мученической кончины все 40 воинов показались севастийскому епископу Петру во сне и велели предать их останки земле, что епископ и сделал.
Праздник настоящих мужчин: 22 марта — память 40 Севастийских мучеников
40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся. 40 севастийских мучеников: воины Христовы. Сорок Севастийских мучеников святые и святыни мученики. Новости по теме. В день памяти мучеников Стефана и Петра Казанских митрополит Кирилл совершил Литургию в Казанском храме в посёлке Мирный. Служба 40 мучеников Севастийских: интересные факты. Праздник 40 мучеников – один из 8 древнейших полиелейных служб нашего календаря. Размышляя о Севастийских мучениках и в целом о мученичестве вспоминаются слова митрополита Антония Сурожского, которые должны стать постулатом для каждого православного христианина: «Не важно жив ты или умер, но то важно — для чего ты живёшь и то.
Праздник «Младенцы» или как сербы празднуют память 40 севастийских мучеников
Тот, кому этот венец был предназначен, не выдержал испытания. Тогда Аглаий бросил оружие, снял с себя одежду и побежал к мученикам, закричав: «И я — христианин! И хотя он мало знал о христианской вере, он взмолился Богу, силу которого видел своими глазами. Утром истязатели увидели, что мученики живы и не сломлены, а их стражник сам стал христианином. Тогда в бессильной злобе Лисий приказал перебить воинам-христианам голени и сжечь их тела. Сгоревшие останки были брошены в озеро, чтобы сделать невозможным их достойное погребение.
Через три дня святые мученики явились Севастийскому епископу Петру и велели ему похоронить их останки. Епископ с духовенством ночью пришёл к озеру и собрал святые мощи, чтобы воздать должные почести воинам-мученикам. Эта история по-житейски кажется немыслимо трагичной: христиане были убиты уже после официального окончания преследований, Ликиний после этого прожил совсем недолго, и с позором закончил свою жизнь, отказавшись от власти после череды поражений. Казалось бы, ещё немного, и этой трагедии могло не случиться. Но, как часто бывает в христианстве, эта трагедия стала настоящей победой.
Сорок воинов могли спастись, сбежав или пойдя на компромисс. Но они этого не сделали именно потому, что они были по-настоящему свободны и сильны. Им не нужна была милость от безумного мучителя, они предпочли получить награду от настоящего Царя — Господа Иисуса Христа. В этом и сила словосочетания «раб Божий».
Мучители были удивлены и отправили заключённых снова в тюрьму, думая, что же им делать с ними дальше. Ночью опять раздался голос Господа: "Верующий в меня, если умрёт, оживёт. Дерзайте и не страшитесь, ибо воспримите венцы нетленные", — услышали воины. На следующий день мучеников повели к озеру возле Севастии.
Был лютый мороз. Их поставили в воду, а на берегу затопили баню. Мучители сказали, что любой может оказаться в тепле, если отречётся от своей веры. Всю ночь воины мужественно выносили муки. Молились и пели псалмы, несмотря на страшную боль. Один из воинов всё же не выдержал и побежал в баню. Когда он вошёл в неё, его плоть и кожа стали отделяться из-за резкого перепада температур. Воин скоропостижно скончался.
Следующей ночью стражники, охранявшие место мучения, спали, и только один из них не мог заснуть. Он не мог понять: как это возможно?
Военачальник Агрикола принуждал их принести жертву идолам, но воины отказались. Тогда воинов арестовали и связанными повели к озеру близ города Севастии. Стояла зима, вечерело. Воинов раздетыми поставили в покрытое льдом озеро. Страшная стужа сковала святых мучеников, и они начали замерзать. Мучение это было для них особенно тяжелым, потому что на берегу озера для соблазна была поставлена теплая баня. Кто хотел спасти свою жизнь, должен был заявить тюремному сторожу, что он отрекся от Христа, и тогда он мог войти в теплую баню и отогреться.
Всю ночь воины мужественно переносили лютый мороз, ободряя друг друга и поя священные гимны Богу.
Их военачальник решил убедиться в их лояльности и заставлял каппадокийцев принести жертвы языческим богам. На это воины-христиане ответили решительным отказом. Их заточили в темницу. Через неделю должен был произойти суд.
Для этого в Севастию прибыл сановник по имени Лисий. Он выслушал воинов, которые по-прежнему готовы были стоять за веру до конца, и приказал побить их камнями. Чудесным образом ни один из камней, брошенных в мучеников, не попал в цель. Тогда было решено выгнать непокорных воинов на лёд Севастийского озера. Для усиления мучений на берегу растопили баню, предлагая любому из мучеников спасти свою жизнь в обмен на отречение от Христа.
Воины храбро держались, поддерживая друг друга, но один из них не выдержал и побежал к бане. Лишь переступив её порог, несчастный упал замертво. Вдруг произошло новое чудо: посреди ночи над озером засиял дивный свет, лёд растаял, вода стала тёплой. Один из стражников, по имени Аглаий, увидел, как с неба на мучеников спускаются прекрасные венцы, и один из венцов не находит себе места. Тот, кому этот венец был предназначен, не выдержал испытания.
Тогда Аглаий бросил оружие, снял с себя одежду и побежал к мученикам, закричав: «И я — христианин!
Сорок Севастийских мучеников
На следующий день храбрых воинов связали и повели к озеру, которое было возле города Севастии. В тот день был сильный мороз, воинов раздели, а потом загнали прямо в ледяную воду. При этом, на берегу мучители соорудили баню, затопили ее и сказали, что любой из них может сразу же согреться в ней, если отречется от Христа. Всю ночь воины стояли в ледяной воде, ободряя друг друга. Они пели псалмы, несмотря на боль, причиняемую обморожением. А ведь муки эти по силе сравнимы с ожогами от огня.
Один из воинов после нескольких часов не выдержал, побежал на берег, к бане. Но, только он вступил на порог жарко натопленной бани, из-за резкого перепада температур кожа и плоть его стали отделяться, и он умер. Ночь продолжалась. Один из стражников, Аглаий, был очень удивлен тем, что он видел: как же эти христиане, несмотря на неслыханные мучения, не прекращают молитвы? В третьем часу ночи он увидел, что над озером разливается яркий свет, совсем как летом.
Стало так тепло, что лед растаял. Аглаий недоумевал: что же происходит?
Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен такой головастый был». Также считалось, что по той погоде, какая была на Сороки, можно определить погоду весны и лета. Если на Сороки было морозное утро, то, значит, жди весной сорок «утренников». Иконы Иконографическая традиция начинает складываться с IV в. Изображения мучеников Севастийских встречаются в миниатюрах Псалтырей.
Известны миниатюры Хлудовской Псалтыри IX в. К X веку складываются два основных типа иконографии сорока Севастийских мучеников: сцена мучений в ледяном озере они стоят вместе нагие, поддерживая друг друга и отдельные изображения святых в медальонах, где мученики изображены с крестами в руках, реже — как воинов с оружием в руках. Фрески, представляющие одиночные изображения воинов с оружием и в доспехах, встречаются в храмах Каппадокии. В соборе Святой Софии в Киеве мозаичные изображения Севастийских мучеников расположены на подпружных арках главного купола. Часть из сохранившихся мозаик представляет мучеников совсем юными, без бород; есть среди них также и старцы. Согласно краткой редакции: мученики со скрещенными руками стоят в воде, поддерживая друг друга, а над их головами сияют венцы. В полном варианте изображается куполообразная баня, куда скрывается не выдержавший испытания воин.
Иногда изображают стражника Аглая, который вошел в прорубь вместо сбежавшего воина. Иконы, хранящиеся в музее в Реклингхаузене, представляют примеры полной редакции иконографии Сорока мучеников: это фрагмент Минеи годовой первая половина XVI в. Миниатюра середины XI в. XIV в. США Сорок мучеников Севастийских. США Минея Март фрагмент. Начало XVII в.
Конец XV в. Из Софийского собора. Новгородский музей Сорок мучеников Севастийских. Новгородский музей Храмы в честь Сорока мучеников Севастийских В Константинополе было около восьми храмов в честь 40 Севастийских мучеников, построенных царицей Пульхерией 399-453 гг. Также известно о существовании церкви Сорока мучеников у Золотых ворот. В честь Сорока Севастийских мучеников освящена церковь в г. Велико-Тырново в Болгарии.
На этот раз командир пустил в ход лесть. Он стал восхвалять их мужество, молодость и силу и снова предложил им отречься от Христа и так заслужить расположение самого императора. Снова услышав отказ, Агриколай велел заковать воинов. Однако старший из них, Кирион, сказал: «Император не давал тебе права налагать на нас оковы». Агриколай смутился и приказал отвести воинов в темницу без оков. Кирион был прав: Миланский эдикт всем христианам империи давал свободу вероисповедания. Но соправитель императора Ликиний был убежденным язычником и в своей части империи решил искоренить христианство: Ликиний готовился к войне против Константина и, боясь измены, решил очистить от христиан свое войско. Через семь дней в Севастию прибыл сановник Лисий и устроил суд над воинами.
Святые твердо отвечали: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога». Тогда Лисий велел побить святых мучеников камнями. Но камни летели мимо цели; камень, брошенный Лисием, попал в лицо Агриколаю. Мучители поняли, что святых ограждает какая-то невидимая сила. В темнице воины провели ночь в молитве и снова услышали утешающий их голос Господа: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные». На следующий день суд перед мучителем и допрос повторился, воины же остались непреклонны.
Такие святые являются истинными свидетелями Христа и Его Божественного учения. Мученики за Христа вдохновляют людей своей жертвенностью ради веры, своей твёрдостью и решимостью. Одними из многих пострадавших за веру были мученики Севастийские. Узнавая о таких людях, которые не колеблются в своём решении, которые настолько исполнены мужества, что даже отдают жизнь ради Христа и Его учения — наталкиваешься на мысль, что есть что-то большее чем земные бага. И если даже современный неверующий человек усомнится в правильности действий мучеников, то такая огромная жертва заставит его подумать и поинтересоваться, для чего они так легко расстались с жизнью, не безумцы ли они? Причём, такие поступки не остаются не замечены, не могут они просто быть и не оставить никакого следа. О таких подвигах узнают тысячи людей и этим самым исполняется мудрость христианства, которую выразил Спаситель: «Никто, зажегши свечу, не накрывает её спудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет» Лк. В последнее время на территории нашей страны распространена секта «Свидетели Иеговы». Члены этого общества зачастую укоряют православных в пассивности миссионерства и проповеди о Боге. Но знают ли они, что самая лучшая проповедь — это пример собственной жизни, которую показывают нам мученики за Христа. Сектанты говорят, что они свидетели Бога, но это остаётся всего лишь словами, в отличии от истинного свидетельства мучеников Христовых, которые деятельно доказывают, что Христос есть и остаётся «вчера и сегодня и вовеки Тот же» Евр. Христианский учитель Тертулиан писал: «Кровь мучеников есть семя христианства».
Рассказы о Святых. Сорок мучеников в Севастийском озере мучившихся
Единственный храм Сорока Мучеников Севастийских был построен и в Москве, его история привлекает и восхищает многих православных. История Сорока Севастийских мучеников. Тогда-то я вспомнил о 40 мучениках Севастийских и стал им молиться, просить прощения за то, что не оказывал им должного почитания, не понимал их мученического подвига. 22 марта, история о подвиге солдат римского отряда, зачем пекут жаворонков на праздник, православные традиции дня, приметы, особенности церковной службы - в статье.
40 Севастийских мучеников
На Валааме ко дню памяти 40 Севастийских мучеников, в кондитерском цехе келарской службы, традиционно пекут жаворонков. Спустя три дня святые предстали в видении епископу Севастийскому Петру и указали ему место в реке, где покоились их останки, откуда они были извлечены христианами для почитания. ССмысл праздника сорока мучеников Севастийских заключается в том, чтобы прославить святых свидетелей Христовых страданий, почтить их за веру и верность и, конечно, попросить молитв. Для этого им придется побывать в древней Армении и в фашистской Германии, стать свидетелями великих подвигов — сорока севастийских воинов и мужественного советского генерала. помазанник Божий.
40 Севастийских мучеников
Так мученики провели всю ночь. Наутро к озеру подошли язычники, чтобы как они думали увидеть окоченевшие тела. Да только каково было их удивление, когда вместо «ледышек» их взору открылось теплое озеро, в котором стояли мученики и славили Бога. Но даже такое чудо не смогло открыть глаза язычникам. Вместо того, чтобы уверовать в Истинного Бога, они вновь приписали все это колдовству и волхованию. В результате, святых страдальцев вывели из воды и здесь же на берегу, перебили им голени.
Уже в то время существовала традиция почитания святых мощей. Мучители прекрасно знали об этом. Поэтому, не желая, чтобы святым воздавали хвалу после их смерти, по распоряжению сановников сразу же после казни, тела погрузили на повозку, отвезли далеко за город, а потом сожгли. Но и этого показалось мучителям мало. Вскоре последовал новый приказ — сбросить обугленные кости в воду.
Прошло три дня. И вот мученики являются во сне Петру, который тогда был епископом Севастийским. Святые рассказали ему обо всем произошедшем и попросили, чтобы их останки были преданы христианскому погребению. Петр выполнил их просьбу, хотя это и было опасно. Под покровом ночи он и еще несколько клириков сумели извлечь из воды останки мучеников и захоронить их с великой честью.
Почитание 40 Севастийских мучеников Как бы ни старались мучители, но подвиг святых мужей настолько поразил жителей Севастии, что молва о нем быстро разнеслась по окрестностям. Многих поразили произошедшие чудеса и стойкость воинов. Поэтому их почитание началось практически сразу после совершения ими подвига во имя веры. Знали о мучениках во многих странах. Но особое почитание им воздавалось на Руси.
Почему именно в этой стране? Доподлинно это не известно, но анализ некоторых исторических фактов позволяет сделать одно резонное предположение. Когда на Русь обрушилось монгольское нашествие, после взятия одного из городов, завоеватели решили жестоко поглумиться над пленными. Они заставили их разуться, собрали в большой караван и много верст гнали босоногими по снегу. А ведь тогда стояли лютые морозы.
Как несложно догадаться, немногим удалось завершить этот путь. Ничего не напоминает? Видимо постепенно в народной памяти это событие и стало отожествляться с подвигом Сорока Севастийских мучеников. Ведь в обоих случаях люди страдали от холода из-за чужой воли. Конечно, это всего лишь предположение.
Но оно имеет место быть. Как бы то ни было, но в России особое почитание мучеников сохранилось и по сей день. Более того, с днем памяти этих святых страдальцев уже много веков связаны определенные традиции. В народе праздник называется «Сороки». В этот день традиционно было принято печь «жаворонков».
Причем хозяйки делали это еще с вечера, а утром всех птичек обязательно нужно было раздать детям своим или чужим — не так важно. Но почему именно жаворонки?
Сейчас это —территория мусульманской Турции, и в городе Сивас — так он теперь называется — очень много мечетей. Однако, место, где, по преданию, совершили подвиг святые, не забыто, хотя озеро, воды которого помнили совершившиеся чудеса, говорят, исчезло после одного из землетрясений. Но на месте его пробились целебные горячие источники.
Воды их помогают при болях суставов, заживляют раны. И теперь на этом месте действует… курорт «Балыклы Капыджа» Как это было. О подвиге святых мы знаем из сочинений почти их современников, святых отцов, живших в IV в. Это, например: описание страдания мучеников, составление которого приписывают прп. Ефрему Сирину; оно вошло в особую богослужебную книгу — Минейный Торжественник; это чтения для храмового богослужения на наиболее значимые праздники, среди которых издавна была и память святых; широко известное слово свт.
Василия Великого; это его проповедь на день памяти мучеников в Каппадокии, который праздновался здесь особенно торжественно: ведь севастийские страдальцы были как раз из этой области. Кроме того, есть и работы светских историков — из них мы узнаем об общей обстановке в империи того времени. События, предшествующие подвигу По мнению многих церковных историков, святые входили в так называемый XII «Молниеносный легион», одну из старейших римских воинских частей, которую формировал еще Юлий Цезарь около 58 г. О легионе известно, что он защищал интересы империи в Египте, Сирии, подавлял восстание иудеев в 66-70 гг. О том, что противостояние христиан и их противников было реальным, говорит история мучеников, пострадавших в Севастии.
Известно, что было это в 320 г. К этому времени по всей империи давно завершилось последнее антихристианское гонение: императоры-соправители еще в 313 г. Константин Великий и Ликиний подписали так называемый Миланский эдикт, который вывел христианство из-под запрета. Открывались христианские церкви, многие принимали Крещение. Но вот в отдаленной провинции, в Армении, дело обстояло не совсем так.
Здесь все еще была велика неприязнь, даже ненависть к христианам со стороны язычников. Мы не знаем, почему командир легиона Агриколай, хорошо знавший, что под его началом — десятки последователей «Галилеянина», вдруг потребовал от всех легионеров совершить жертвы языческим богам. Полагал ли, что это дарует победу в сражении? Сводил какие-то давние личные счеты? А может быть, дело было в Ликинии, к области которого относилась Севастия?
Ведь он собирался начать войну с христианином-Константином, и потому стремился очистить свое войско от верующих. Так или иначе, исполнить нечестивый обряд отказались 40 человек.
Мучители догадались, что воинов ограждает какая-то невидимая сила. В темнице воины провели ночь в молитве и снова услышали утешающий их голос Господа: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет.
Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные». На следующий день суд перед мучителем и допрос повторился, воины же остались непреклонны. Святые сорок мучеников Севастийских. Фреска церкви Святого Николая на Кипре Стояла зима, мороз.
Святых воинов раздели, повели к озеру и поставили под стражей на льду на всю ночь. Чтобы сломить волю мучеников, неподалеку на берегу растопили баню. В первом часу ночи, когда холод стал нестерпимым, один из воинов не выдержал и бросился бегом к бане, но едва он переступил порог, как упал замертво. В третьем часу ночи Господь послал отраду мученикам: неожиданно стало светло, лед растаял, и вода в озере стала теплой.
Все стражники спали, бодрствовал только один по имени Аглаий. Взглянув на озеро, он увидел, что над головой каждого мученика появился светлый венец. Аглаий насчитал 39 венцов и понял, что бежавший воин лишился своего венца. Тогда Аглаий разбудил остальных стражников, сбросил с себя одежду и сказал им: «И я — христианин!
В тюрьме их, молившихся совместно, ночью ободрил голос: «Претерпевший до конца, тот спасен будет». Начальник гарнизона был старым воякой, знал цену этим бойцам. На следующий день он пытался уговорить строптивцев по-хорошему, льстил, расхваливал их прошлые подвиги, напоминал о силе и молодости дескать, у них вся жизнь впереди , сулил деньги, повышения по службе, увещевал: мол, ну что вам стоит выполнить приказ сугубо формально. Но христиане подтвердили свой отказ от участия в языческих ритуалах. Для расследования и суда в Севастию через неделю прибыл важный вельможа Лисий, который тоже манил всяческими поблажками, угрожал. Ответ легионеров на его допросах был един: пускай лишат воинского звания, даже жизни, но от Спасителя никто не отступится. В назидание другим Лисий приговорил отказников к побиению камнями позорнейшая казнь, при которой палачам даже «руки марать» недостойно , однако и тут у организаторов и исполнителей расправы ничего не вышло.
Все камни летели мимо целей. Бросил было и сам Лисий, но попал в лицо... Пришлось увести приговоренных в темницу, где Господь их вновь укрепил, во время ночной молитвы они услышали: «Верующий в Меня если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные». Палачи увидели, что обреченных на гибель ограждает от нее какая-то неведомая сила путали ее с магическими чарами. Не могли не заметить и то, какое впечатление произвела на солдат неудачная казнь. Что ж, тем важнее было сломить дух жертв, заставить их отречься.
Им придумали особенную муку. Воинов раздели страшное событие происходило в марте, холодном для горной Севастии месяце и выгнали на лед озера, а на берегу, на виду у всех, растопили баню: мол, отречешься — милости просим. С гор дул холодный ветер, ночью мороз усилился. Сорок человек неимоверно страдали, поддерживая себя лишь общей молитвой. Не вынес мучений только один из них: после полуночи помчался к бане, но, едва переступив ее порог, упал замертво. Уже и стража едва-едва переносила лютую стужу, потеплее закутавшись, дремала у костров. Охранник по имени Аглаий не спал.
Он-то и стал свидетелем того, как в третьем часу ночи мучения воинов облегчил Сам Господь: вдруг разлилось повсюду яркое сияние, лед растаял, вода потеплела, и над головами подвижников появились светящиеся венцы. Чудо настолько вдохновило солдата, что он разбудил товарищей, сбросил одежду и торжественно объявил: «И я — христианин! Приехавшее утром начальство буквально ошалело. Из приговоренных мертвым оказался лишь один, сломленный. Озеро растаяло, и в нем по-прежнему стояли 40 человек к жертвам добавился возносивший молитвы ко Христу охранник. Немедленно был отдан приказ вывести всех из воды и перебить им голени молотом: так в то время добивали выживших при распятии — смерть наступает от страшного болевого шока. При этом истязании присутствовала мать Мелитона, самого молодого из мучеников возможно, и ночью была на берегу , она ободряла сына, убеждала не страшиться, терпеть до конца.
Подвиг 40 мучеников на Севастийском озере: каким он был
День памяти Сорока Севастийских мучеников | Служба 40 мучеников Севастийских: интересные факты. Праздник 40 мучеников – один из 8 древнейших полиелейных служб нашего календаря. |
Казнь Севастийских мучеников | Память святых сорока мучеников во всех древнейших месяцесловах относилась к кругу наиболее чтимых праздников и памятей святых. |
Сорок мучеников Севастийских: история праздника, иконы, обычаи, рецепты (+Видео, аудио)
Через три дня 40 святых мучеников явились севастийскому епископу и попросили похоронить их останки. 22 марта Православная Церковь вспоминает страдания сорока мучеников Севастийских (320 год по Р.Х.). Святые были римскими легионерами и погибли, как и многие. 22 марта Православная Церковь вспоминает страдания сорока мучеников Севастийских (320 год по Р.Х.). Святые были римскими легионерами и погибли, как и многие.
40 Севастийских мучеников и весенние жаворонки
Через три дня после мученической кончины все 40 воинов показались севастийскому епископу Петру во сне и велели предать их останки земле, что епископ и сделал. На Валааме ко дню памяти 40 Севастийских мучеников, в кондитерском цехе келарской службы, традиционно пекут жаворонков. В день памяти святых сорока мучеников Севастийских предлагаем вниманию наших читателей проповедь архимандрита Тихона (Агрикова). Житие 40 мучеников Севастийских. В 313 году святой Константин Великий издал указ, согласно которому христианам разрешалась свобода вероисповедания и они уравнивались в правах с язычниками.