Как театральный режиссер Мейерхольд был признан еще в дореволюционной России: с 1907 года он был главным режиссером Императорских театров Санкт-Петербурга — Александринского и Мариинского. Государственный театр имени Всеволода Мейерхольда. Таиров называл оппонента театральным хамелеоном, а Мейерхольд презрительно именовал его творчество идейного противника «театральной грамотой для малограмотных». Всеволод Мейерхольд. 2 февраля в Москве был расстрелян театральный режиссёр и педагог Всеволод Мейерхольд.
Увертюра уничтожения
Совместный проект Камерного театра и Музея МХАТ посвящен 150-летию со дня рождения Всеволода Мейерхольда, режиссера, определившего облик современного театра. Мейерхольд также руководил Театром Революции (1922-1924), ставил спектакли в Ленинграде, осуществил постановки драм Александра Пушкина на радио (1937). Мейерхольд продолжал театральные инновации в течение десятилетия 1907-1917, работая с императорскими театрами Санкт-Петербурга.
Волшебник театра: в Главархиве открылась выставка, посвященная Всеволоду Мейерхольду
Всеволод Мейерхольд с выпускниками первого набора ГЭКТЕМАСа, 1926. Совместный проект Камерного театра и Музея МХАТ посвящен 150-летию со дня рождения Всеволода Мейерхольда, режиссера, определившего облик современного театра. Мейерхольд первым из режиссеров пошел на сближение с Советской властью, не только как постановщик «Мистерии-буфф» Маяковского в оформлении ча, но и как театральный функционер-реформатор. Мейерхольд, режиссер, театр, Троцкий, военное ведомство, Всевобуч, почетный красноармеец, тюрьма, арест, особый конвой.
Расстрелянный театр Мейерхольда. За что пострадал великий режиссер?
Например, в постановке «Царь Федор Иоаннович» ему сперва отводилась главная роль, он к ней готовился, но затем роль была отдана И. Зато вскоре в «Чайке» ему достается роль Треплева сам Мейерхольд считал ее своей лучшей ролью. К нему приходит настоящая слава, фотокарточки с его изображением продаются во всех писчебумажных магазинах города. С ним сближается А. И все же полного удовлетворения от пребывания в Художественном театре Мейерхольд не испытывает. У него не ладятся отношения с В. Немировичем-Данченко, и хотя Всеволод занят в четырех спектаклях из пяти, мысли об уходе все чаще приходят ему в голову. Ситуация достигла кульминации 12 февраля 1902 года. В тот день Мейерхольд узнал, что он не включен в число пайщиков-учредителей театра. Его гневу нет предела, и он тут же заявляет о своем уходе. Вместе с К.
Станиславским они создают Театр-студию на Поварской, но в 1905 году, накануне открытия, Станиславский внезапно отказывается работать с Мейерхольдом. Тот уходит в Театр Комиссаржевской. Работает там какое-то время и вновь терпит неудачу: в разгар сезона Комиссаржевская разрывает контракт с ним. После этого творческий путь Мейерхольда будет связан с двумя театрами: Александринским и Мариинским. Перед самой революцией Мейерхольд ставит спектакли в петроградской Студии на Бородинской. В это же время состоялся первый контакт режиссера с немым кинематографом. К тому времени «серия» переживала полосу неудач, и участие в ней знаменитого театрального режиссера должно было, по мнению ее создателей, вновь привлечь в кинотеатры народ. Мейерхольд снял два фильма: «Портрет Дориана Грея» и «Сильный человек». Однако ни один из этих фильмов успехом у зрителей не пользовался. Октябрьскую революцию Мейерхольд встретил с восторгом.
Уже через несколько месяцев после нее он вступил в ряды ВКП б. В 1919 году по доносу недоброжелателей Мейерхольда как большевистского агитатора арестовывают в Крыму белогвардейцы. Без сомнения, его легко могли бы расстрелять, однако не сделали этого, так как Мейерхольд был достаточно известным актером и режиссером. Генерал Кутепов принял увлечение Мейерхольда большевизмом как издержки творческой натуры и приказал выпустить режиссера на свободу. Этот эпизод, да и последующее поведение Мейерхольда, когда он, уже будучи в Москве, надел кожаную тужурку и нацепил на пояс «маузер», большевики не забыли и поспешили отметить: в 1920 году он стал руководителем Первого Театра РСФСР, который в 1923 году стал называться Государственным театром имени В. В том же 1923 году Мейерхольд был удостоен звания народного артиста республики. В отличие от бурной творческой и общественной жизни личная жизнь Мейерхольда внешне выглядела спокойной. Ольга Мунт подарила ему троих детей, причем все — девочки. В этом же доме размещались Высшие театральные мастерские, которыми Мейерхольд руководил. В 1921 году студенткой режиссерского факультета в этих мастерских стала 27-летняя Зинаида Райх, бывшая жена Сергея Есенина.
С Есениным Райх познакомилась в Петрограде в 1917 году. Она тогда работала машинисткой в газете «Дело народа», где Есенин бывал довольно часто. Райх была красивой женщиной, и Есенин, конечно же, не мог не обратить на нее внимания. Впервые они встретились весной, а летом того же года уже вместе уехали путешествовать к Белому морю. Тогда же и обвенчались. Однако их брак, во время которого Райх родила двух детей, длился всего три года. В 1920 году они расстались, и Райх с двумя крошечными детьми приехала в Москву. Здесь устроилась машинисткой в Наркомпрос. Именно там Мейерхольд ее впервые и увидел. Вскоре она стала студенткой в его мастерских, и даже более того — начала посещать его дом.
Сначала просто в качестве гостьи. Жена Мейерхольда приняла ее достаточно тепло, так как знала о бедственном положении Зинаиды. Вскоре Райх стала в их доме своим человеком. Так продолжалось до лета 1922 года. Тем летом жена Мейерхольда уехала вместе с детьми на юг отдыхать. А когда они вернулись назад, хозяйкой в их доме была уже Зинаида Райх. Ольге Михайловне не оставалось ничего другого, как вместе с детьми искать себе иное жилище. По мнению некоторых исследователей, Райх не любила Мейерхольда и замуж за него вышла исключительно по расчету. В этом утверждении есть доля истины. Ведь на руках у Райх было двое маленьких детей, а Мейерхольд в то время был уже достаточно известным режиссером.
К тому же брак с руководителем крупнейшего театра позволял Райх претендовать на роль примадонны в нем. По словам дочери Райх Татьяны, ее мать «…вообще никогда никого не любила. Она была чувствительна, эмоциональна, могла увлечься, но любви она не знала. Для этого она, возможно, была слишком рациональна. А главное, всегда превыше всего ставила себя, свое благополучие и свои интересы. Да, ей нравилось кружить головы мужчинам, но вряд ли она шла на какие-то отношения, более глубокие, чем простое кокетство, со своими поклонниками, которых всегда было более чем достаточно». Это было почти всенародное действо, во всяком случае, именно так его хотели представить. По тем временам это было еще непривычно, так как юбилеев тогда почти не отмечали. Юбилейный комитет возглавляла Клара Цеткин, одним из ее заместителей был сам нарком просвещения А.
На первых порах он частично копировал репертуар московского театра, но уже тогда у молодого режиссера начали формироваться свои взгляды на манеру исполнения актеров. В отличие от Станиславского, уделявшего внимание душевным переживаниям на сцене, Мейерхольд делал акцент на визуализации. Он считал, что правильнее доносить смысл происходящего через четко отточенные движения. Позже его творческий почерк получил название «биомеханика». Режиссер-экспериментатор заставлял актеров часами стоять перед зеркалом, доводя мимику и жесты до автоматизма. Станиславский охарактеризовал новаторскую манеру режиссера так: «Это или так гениально, что не умещается в наших скромных головах, гениально до безумия, или бесполезное брожение усталой мысли». Одни из спектаклей В. Фото: cdn-s-static. Такое радикальное видение театрального действа прекрасно вписалось в реалии «новой» России, сотрясавшейся от революции. Тогда приветствовалось все, что не вписывалось в рамки прежней буржуазной морали. Периодически Мейерхольд на пару с Маяковским ставил агитационные спектакли. Когда революционный пыл стал затухать, гротеск Мейерхольда уже не вписывался в социалистический реализм. Постановки режиссера-новатора стали раздражать новое правительство. Да еще и Всеволод Эмильевич «подливал масла в огонь», то отправляясь на длительные гастроли заграницу, то используя в своих постановках музыку Шостаковича. Мейерхольд играет в фильме «Портрет Дориана Грея», 1915 год. Портрет Мейерхольда. Григорьев, 1916 год. Фото: ru.
И всё же у него был любимый образ: чеховский Константин Треплев. Жадный творческий поиск, стремление «порвать» с существующими художественными формами характеризовали и самого Всеволода. Мейерхольд тяготел к театру гротеска с его неожиданными карикатурными изображениями, зрелищностью и традициями площадного искусства. В течение нескольких лет он изучает народную испанскую, итальянскую, восточную театральную культуру. Эти искания органично вписались в постановку «Балаганчик» 1907 , из-за которой скандалил весь театральный Петербург. Премьера спектакля чуть не переросла в драку, зрители словно сорвались с цепи. Возмущённые эстеты рвались на сцену, чтобы разорвать декорации, а вторая часть зала не прекращала восторженные аплодисменты. Каждая уважающая себя газета опубликовала на следующий день разгромную рецензию. Спектакль действительно получился необычным: на сцене было установлено здание маленького театра с отдельным занавесом. По замыслу Мейерхольда, в определённый момент декорации взмывали наверх. Актёры играли в полумасках, некоторые детали костюмов были сделаны из картона. Для дореволюционного театра, прямо скажем, неожиданно. Режиссёр плюнул в лицо академическим традициям, хотя символисты были в восторге. Всеволод Мейерхольд. С русской классикой Всеволод Эмильевич обходился довольно смело, так, что от самого автора в постановке оставалось очень мало. В мейерхольдовском «Ревизоре» Хлестаков, например, становится авантюристом: сам Николай Васильевич утверждал, что его герой — сиюминутный врун, а не «лгун по ремеслу». Некоторые сцены Мейерхольд выкинул, посчитав, что они «утяжеляют» действие. Актёров в финале заменил на куклы. Свободно обошёлся он и с «Лесом» Александра Островского. Однако мало кто знал, что режиссёр тщательно отбирал документальные материалы, годами изучал биографию и произведения автора, чтобы представить публике творчески переосмысленную пьесу. Спектакль «Маскарад» по Лермонтову, например, готовился без малого 10 лет.
Продолжит программу просветительской части лекции от театроведа и историка театра Вадима Щербакова на Новой сцене Александринского театра. Мейерхольд и МХТ » историк расскажет о перепитиях театральной карьеры режиссера, в дискурсе — Мейерхольд в Московском Художественном театре. Закрытие ГосТИМа» речь пойдет о второй половине 1930-х годов и о событиях в художественной и общественно-политической жизни, которые повлекли за собой закрытие Государственного театра имени Всеволода Мейерхольда. Продолжить вечер предлагается двумя джазовыми концертами — выступят джаз-бэнд Фёдора Кувайцева в Филармонии джазовой музыки и группа Dizzy Dutch Duck в Кабаре «Шум». Изображение предоставлено «Собака. На самой Новой сцене Александринского театра, которая с 2022 года носит имя Всеволода Мейерхольда, 10 февраля пройдет открытый разговор искусствоведа Ивана Чечота, театроведа и куратора Дмитрия Ренанского, а также композитора Владимира Раннева «Пространство Мейерхольда: 1874-2024». Вход на обе встречи свободный — по предварительной регистрации.
Возвращение Мейерхольда. Хорош со всех сторон
9 февраля – день рождения выдающегося театрального режиссера Всеволода Мейерхольда | Имя режиссера-новатора Всеволода Мейерхольда (1874-1940) присвоили во вторник Новой сцене Александринского театра. |
Репрессированные музыканты. Всеволод Мейерхольд - Музыкальное обозрение | Мейерхольд Всеволод Эмильевич (настоящее имя — Карл Казимир Теодор Мейергольд) — русский и советский театральный режиссер, актер, теоретик и практик театрального гротеска, автор программы «Театральный Октябрь». |
«Театр Мейерхольда»: выставка-событие | С 1907 года Всеволод Мейерхольд был главным режиссёром Императорских театров – Александринского и Мариинского. |
Выставка, посвященная режиссеру Всеволоду Мейерхольду, открылась в Камерном театре | Главным врагом «театра Мейерхольда» была, разумеется, советская цензура, и в спектакле вспоминают знаменитого «Самоубийцу» Мейерхольда-Эрдмана. |
Мейерхольд и его театр | Всеволод Эмильевич Мейерхольд – один из тех великих режиссёров, творчество которых определило театральный облик ХХ века. |
Газета о театре и кино.
- Всеволод Мейерхольд - биография, новости, личная жизнь, фото, видео -
- После Октября
- Представление
- Содержание
- PenzaNews - Новости Пенза
В ГИТИСе прошла Международная научная конференция «Вс. Э. Мейерхольд. Театр будущего»
В 1934 г. В 1935 г. Во 2-й половине 1930-х гг. В 1938 г. Бабанова , Э. Гарин , И. Ильинский , Д. Орлов , Л. Варпаховский , М. Жаров, Е.
Самойлов , С. Мартинсон , Н. Охлопков , В. Плучек , И. Певцов , И. Пырьев , Б. Равенских , З. Свердлин , М. Царёв , М.
Пырьев , Б. Равенских , З. Свердлин , М. Царёв , М. Штраух , С. Эйзенштейн , Н. Экк , С. Юткевич , В. Пётр Кончаловский.
Портрет режиссёра Всеволода Эмильевича Мейерхольда. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Асафьев , М. Гнесин , В. Шебалин , Д. Билибин , Ю. Денисов , М. Добужинский , К. Родченко , А.
Дейнека , В.
Как следует из дальнейшего, Дапертутто оказывается персонажем инфернальным, едва ли не дьяволом «извергом рода человеческого» , сначала лишающим Эразмуса отражения в зеркале, а потом заставляющим его отравить жену и детей, чтобы жениться на Джульетте. Как режиссер Мейерхольд, действительно, был вездесущим, а описание Дапертутто чем-то напоминало внешность Всеволода Эмильевича.
История русского театра с древнейших времен до 1917 года. Нью-Йорк, 1955. Избавление от «артистического нутра» можно сопоставить с лишением несчастного Эразмуса его зеркального отражения.
Опираясь именно на гофмановское описание Дапертутто, Борис Григорьев написал в 1916 году знаменитый портрет Мейерхольда. Он отражает раздвоение образа: во фраке режиссер императорских театров, на заднем плане — экспериментатор Дапертутто в огненно-красном одеянии не сюртуке восточного вида с луком в руках. Эксцентрические жесты отсылают сразу к сверхмарионетке Гордона Крэга с ее «благородной искусственнотью» и к поискам актерской пластики с опорой на кукольный театр, которые характерны для спектаклей Мейерхольда в театре Комиссаржевской: руки фигуры во фраке — это руки куклы из театра марионеток, управляемые нитями.
Кстати, один из эскизов А. Головина к мейерхольдовской постановке «Маскарада» костюм Голубого Пьеро — см. Режиссер Мейерхольд.
У него было все: поклонники и критики, преданные последователи и ученики, которые решили идти своим путем, друзья и недруги. Чего рядом с ним никогда не было, так это разногласий о масштабе его дарования: нет, не талант — гений. Актер Михаил Чехов, говоря о Мейерхольде, так объяснил разницу: «Талант попадает в цель, в которую никто не может попасть, гений — в цель, которую никто не видит». Всеволод Мейерхольд 1874—1940 стал одним из первых авангардных режиссеров Советского Союза. Он экспериментировал с декорациями и актерской техникой, использовал собственные режиссерские приемы и изучал традиции старинных театров.
Как был убит великий советский режиссер Мейерхольд
Медленно и торжественно входит в зал режиссер Всеволод Мейерхольд под руку с женой, актрисой Зинаидой Райх, неторопливо помогает ей снять пальто, бережно перебрасывает его через спинку стула. «Театр покойного Всеволода Мейерхольда, погибшего, как известно, в 1927 году при постановке пушкинского „Бориса Годунова“, когда обрушились трапеции с голыми боярами, выбросил движущуюся разных цветов электрическую вывеску. В 1898 году Всеволод Мейерхольд окончил театральное училище и стал работать в труппе театра Станиславского и Немировича-Данченко. 26 мая 1929 года в Твери выступал прославленный режиссер, народный артист России Всеволод Мейерхольд, который сделал доклад на тему «Новые бои на театральном фронте». Мейерхольд также руководил Театром Революции (1922-1924), ставил спектакли в Ленинграде, осуществил постановки драм Александра Пушкина на радио (1937).
Гибель красного режиссера Всеволод МЕЙЕРХОЛЬД
История Всеволода Мейерхольда: за что расстреляли гениального режиссера | 2 февраля 1940 года в Москве по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР был расстрелян театральный режиссер Всеволод Мейерхольд. |
Как в СССР убили Мейерхольда. | Для Всеволода Мейерхольда театральная постановка была прежде всего ярким зрелищем. |
Волшебник театра: в Главархиве открылась выставка, посвященная Всеволоду Мейерхольду
Мейерхольд и МХТ» историк расскажет о перепитиях театральной карьеры режиссера, в дискурсе — Мейерхольд в Московском Художественном театре. Великий театральный режиссёр Карл Казимир Теодор Майергольд (именно так Всеволода Мейерхольда звали при рождении) родился 9 февраля 1874 года в Пензе, в семье лютеранских немцев, отец Всеволода занимался виноделием. «Театр покойного Всеволода Мейерхольда, погибшего, как известно, в 1927 году при постановке пушкинского „Бориса Годунова“, когда обрушились трапеции с голыми боярами, выбросил движущуюся разных цветов электрическую вывеску. 2 февряля – Всеволод МЕЙЕРХОЛЬД Вокруг личности этого режиссера всегда бушевали споры. После Октябрьской революции Мейерхольд стал одним из активнейших строителей нового советского театра.
Возвышение
- Увертюра уничтожения | Газета о театре и кино.
- Сообщить об опечатке
- Всеволод Мейерхольд - биография, новости, личная жизнь
- "Перестаньте хныкать! Кто там плачет?!"
- НОВЫЙ НОМЕР