Бывший гендиректор и генконструктор Центра Хруничева, где производится «Ангара-А5», Владимир Нестеров в интервью РИА «Новости» отметил. 11 апреля 2024 г. на космодроме Восточный состоялся первый пуск экологически чистой тяжелой ракеты-носителя «Ангара-А5». В чем преимущества «Ангары» перед «Протоном» и «Союзом», долетит ли она до Луны и почему было важно запуститься именно с Восточного? «Ангара-А5» после летно-конструкторских испытаний отправится в космос, и поможет России запускать любые космические аппараты. "Ракета "Ангара" в очередной раз подтвердила свою надежность, характеристики, заложенные конструкторами, и, безусловно, имеет дальнейшие огромные перспективы применения", – убежден начальник космодрома Плесецк Николай Башляев.
Переосмысление. У омской «Ангары-А5» в 2025 году появится модернизированная версия
В этих документах и будут определены сроки перехода на «Ангару-А5М». На сегодняшний момент это космические аппараты, предназначенные для выведения на геостационарную орбиту. Количество запусков ракет «Ангара» будет определяться конкретными требованиями заказчиков. Помимо этого, подготовлена соответствующая документация для пусков ракеты легкого класса «Ангара-1. При реализации этого проекта станут возможны запуски легкой «Ангары» с этого же стартового комплекса для формирования и восполнения многоспутниковых группировок. Когда появятся первые образцы нового разгонного блока и носителя, и когда начнутся их летные испытания? Планируемый срок летных испытаний — 2030 год. Кроме этого, Центр Хруничева успешно завершил в текущем программном периоде эскизное проектирование ракеты «Ангара-А5В». Данный проект принят Госкорпорацией «Роскосмос» и Космическими войсками.
Продолжение работ запланировано на следующий программный период, начиная с 2026 года. Планируемый срок летных испытаний — 2035 год. Все теоретические расчеты подтверждены в рамках защищенного эскизного проекта по созданию водородной «Ангары-А5В», и мы планируем в следующем программном периоде данные работы продолжить. Решение о дате очередного запуска этого носителя примет государственный заказчик — министерство обороны. Мы полагаем, у этой ракеты есть хорошие перспективы, и в будущем также будут заказы на «Ангару-1. Для этой ракеты завершена стадия проектных работ, при этом проведение ее пусков возможно со стартового комплекса как космодрома Восточный, так и космодрома Плесецк. При соответствующем решении государственного заказчика на создание ракеты-носителя «Ангара-А3», Центр Хруничева может оперативно выполнить эту работу.
Событие дало начало испытаниям разгонного блока «Орион» и всего космического ракетного комплекса «Амур», в который входят сама ракета-носитель и инфраструктура космодрома Восточный.
Стартовая масса «Ангары-А5» без головной части — 761 т, высота без головной части — 32,8 м. Масса полезной нагрузки ракеты на низкой околоземной орбите — 24-24,5 т.
Сначала в беспилотном режиме Глава Роскосмоса Юрий Борисов заявил, что первый запуск модернизированной ракеты-носителя тяжёлого класса «Ангара-А5М» запланирован на 2027 год. По словам Борисова, пуск будет совмещён с комплексными испытаниями перспективного транспортного корабля ПТК НП в беспилотном варианте. Первый пуск ракеты «Ангара-А5» с космодрома Восточный 11 апреля 2024 года Новый отечественный транспортный корабль изначально назывался «Федерация», а затем — «Орёл».
Единственная многоразовая ракета большей грузоподъемности, чем Falcon 9, которая совершила хотя бы один пуск, - сверхтяжелая Falcon Heavy того же производителя. В варианте с возвращаемыми ступенями она способна выводить на орбиту груз массой до 50 тонн, в полностью одноразовой версии — до 64 тонн. Полный текст интервью читайте на сайте ria.
Рогозин поспешил с похвалами? Полуомская «Ангара» дело сделала — «Персей», похоже, нет
"Ангара-А5М" полетит с Восточного в 2023 году - | Объясняем на пальцах вместе с , почему российская Ангара не способна составить коммерческую конкуренцию американской ракете Falcon 9. И ни слова про многоразовость. |
«Ангару-А5» оснастят многоразовыми ступенями | «Ангара-А5» является первой ракетой такого класса, разработанной в России после распада СССР. |
Центр Хруничева выходит на серийный выпуск ракет «Ангара» — интервью с гендиректором | Запуск ракеты-носителя тяжёлого класса «Ангара-А5» с разгонным блоком «Орион» ознаменовал новую веху для космодрома Восточный, заявил глава. |
Полный вперед: в России начали собирать первую «Ангару-А5» для космодрома «Восточный»
Реклама Варочко добавил, что эскизное проектирование ракеты «Ангара-А5В» успешно завершилось, проект приняли Космические войска и Роскосмос. В 2035 году пойдут летные испытания. Первый старт ракеты «Ангара-А5» прошел 11 апреля с космодрома Восточный.
Сейчас младшая — это «Ангара 1. Сейчас она находится на стадии испытаний. Сегодня «Ангара» добралась до геостационарной орбиты, это 35 тысяч километров над уровнем моря. Разгонный блок «Орион» доставил в космос испытательную нагрузку.
Планируемый срок летных испытаний — 2035 год. Все теоретические расчеты подтверждены в рамках защищенного эскизного проекта по созданию водородной «Ангары-А5В», и мы планируем в следующем программном периоде данные работы продолжить. Решение о дате очередного запуска этого носителя примет государственный заказчик — министерство обороны. Мы полагаем, у этой ракеты есть хорошие перспективы, и в будущем также будут заказы на «Ангару-1.
Для этой ракеты завершена стадия проектных работ, при этом проведение ее пусков возможно со стартового комплекса как космодрома Восточный, так и космодрома Плесецк. При соответствующем решении государственного заказчика на создание ракеты-носителя «Ангара-А3», Центр Хруничева может оперативно выполнить эту работу. При обеспечении соответствующего финансирования мы полагаем, что заявленная производительность может быть достигнута в 2027-2028 годах. Часть из этих ракет-носителей будет использована для выполнения Федеральной космической программы России, часть ракет-носителей будет использована для выполнения обязательств по коммерческим запускам. Однако, справедливости ради, стоит отметить, что в связи со сложившейся геополитической обстановкой и отказом некоторых потенциальных заказчиков от дальнейшего использования пусковых услуг на «Протон-М» часть ракет-носителей, планировавшихся для выполнения коммерческих запусков западных аппаратов, осталась. В этой связи Центр Хруничева совместно с «Роскосмосом» прорабатывает варианты полезных нагрузок для свободных ракет-носителей, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. В настоящее время идет процесс поиска путей реализации данного вопроса, в том числе и в рамках межправительственной комиссии по комплексу Байконур. Завершена ли эта работа? Что заменено в «Заре»? Были предусмотрены закупки расходуемых материалов и регулярно заменяемого оборудования для ФГБ «Заря».
В период с 2021 по 2024 годы к ранее изготовленному и поставленному заменяемому оборудованию, по новому контракту с компанией Boeing было заказано, изготовлено и поставлено еще несколько десятков единиц так называемых ЗИПов. К настоящему времени эти закупки завершены.
Псковское предприятие изготовило уникальное криогенное оборудование для стартового комплекса «Ангара-А5» 27 апреля 2024 Импортозамещение Предприятие «Промгаз-Технологий» ГК «Псковтехгаз» из Пскова разработало и произвело для стартового комплекса ракеты-носителя «Ангара-А5» уникальное криогенное оборудование.
Об рассказал заместитель директора компании Виктор Корнеев. По сути, на российском рынке мы их единственные производители. Когда в 2017—2018 годах встал вопрос о том, что для стартового комплекса «Ангары-А5» нужны отечественные технологические разработки, заказчики обратились к нам», — рассказал Виктор Корнеев.
Впервые с Восточного запущена тяжелая ракета-носитель «Ангара-А5»
«Ангара́-А5» — российская ракета-носитель тяжёлого класса семейства «Ангара», первая тяжёлая ракета-носитель, разработанная в России после распада СССР. Запуск ракеты-носителя "Ангара-А5" с разгонным блоком "Орион" и испытательной полезной нагрузкой намечен на 10 апреля в 12:00, сообщает Роскосмос. В 2025 году завершат стройку модернизированной «Ангары-А5», созданной в Омске.
Ракета «Ангара-А5» и ее предназначение
- Стала известна вероятная дата первого пуска водородной ракеты «Ангара-А5В»
- Сколько нужно времени?
- В разы дороже ракет SpaceX: названа стоимость российской «Ангары-А5» - Телеканал "Наука"
- «Роскосмос» назвал запуск «Ангары-А5» новой вехой в истории Восточного
- Ракета "Ангара-А5" выполнила все поставленные задачи – Москва 24, 17.04.2024
Пресс-центр
11 апреля 2024 г. на космодроме Восточный состоялся первый пуск экологически чистой тяжелой ракеты-носителя «Ангара-А5». «Ангара-А5» — российская ракета-носитель тяжёлого класса семейства «Ангара», первая тяжёлая ракета-носитель, разработанная в России после распада СССР. «Ангара-А5» после летно-конструкторских испытаний отправится в космос, и поможет России запускать любые космические аппараты. Вывод, который можно сделать после прочтения: «Ангара-А5» с таким двигателем опережает их всех по целому ряду параметров. Ракета-носитель «Ангара-А5» успешно вывела на орбиту макет спутника.
"Цель адвоката – посадить клиента": эксперт о деле Романа Широкова
- В разы дороже ракет SpaceX: названа стоимость российской «Ангары-А5»
- Просто Новости
- Подвинься, Starship. Какой будет новая ракета "Ангара" и кому она понадобится
- В 2025 году завершат стройку модернизированной «Ангары-А5», созданной в Омске
- Испытание Восточным
РН Ангара - почему так долго? Какие перспективы?
Смотрите онлайн Трансляция пуска ракеты-носителя «Ангара-А5» 1 ч 2 мин 10 с. Видео от 9 апреля 2024 в хорошем качестве, без регистрации в бесплатном видеокаталоге ВКонтакте! Решение о вывозе и продолжении комплексных испытаний ракеты «Ангара-А5» на стартовом комплексе приняли после успешного завершения комплексных испытаний на техническом комплексе космодрома. «Реализация настоящих мероприятий позволяет обеспечить снижение себестоимости РН «Ангара» с текущего уровня 7 млрд рублей до уровня 4 млрд рублей к 2024 году», – отмечается в документе.
Козырь — двигатель
- Испытание Восточным
- Что значит для России успешный запуск «Ангары-А5» // Новости НТВ
- Что означает успешный старт с Восточного тяжелой ракеты «Ангара-А5»
- Тяжелая ракета «Ангара-А5» впервые стартовала с космодрома Восточный
- Центр Хруничева выходит на серийный выпуск ракет «Ангара» — интервью с гендиректором - ВОЙНА и МИР
- Пуск тяжёлой ракеты "Ангара-А5" с космодрома Восточный отменили во второй раз
Подвинься, Starship. Какой будет новая ракета "Ангара" и кому она понадобится
Ракета "Ангара-А5В" с третьей ступенью на водородном топливе сможет выводить на низкую околоземную орбиту полезную нагрузку массой до 27 тонн, если носитель оснастят возвращаемыми первой и второй ступенями, заявил в интервью РИА Новости генеральный директор Центра имени Хруничева Алексей Варочко. По словам Варочко, предприятие предложило задействовать в многоразовом варианте связку первой и второй ступеней этой ракеты "Ангара-А5М" или ракеты "Ангара-А5В". Как отметил гендиректор, в рамках защищенного эскизного проекта по созданию "Ангары-А5В" подтверждены все теоретические расчеты. Планируется, что в следующем программном периоде 2026-2035 годы будут продолжены работы по данной тематике В Кремле поздравили причастных к запуску "Ангары" 11 апреля, 13:37 Отвечая на вопрос, насколько экономически более эффективной будет многоразовая версия по сравнению с обычной, Варочко отметил, что планируется обеспечить не менее десяти повторных пусков, которые должны подтвердить экономическую целесообразность данного технического решения.
Ещё два пуска с помощью новой модификации «Ангары» планируется провести в 2025 году, в результате будет совершён пилотируемый облёт Луны новым космическим кораблём [19]. Хруничева, принят и будет готов к концу 2015 года [42]. Конец апреля 2015 года — в Федеральной Космической Программе на 2016—2025 годы было прописано, что первый полёт «Ангары-А5В» с грузомакетом на борту состоится с космодрома «Восточный» в 2023 году, а в 2024 году носитель должен доставить на орбиту корабль «Федерация» в беспилотном режиме.
Ещё два пуска планировалось провести в 2025 году для пилотируемого облёта Луны на корабле «Федерация» [43]. Конец 2015 года — аванпроект «Ангары-А5В» готов и разослан центром имени М. Хруничева в профильные НИИ для согласования. Первый полёт носителя назначен на 2026 год [44]. Проведение лётных испытаний в этот период не предусмотрено [45]. Хруничева Александр Медведев заявил СМИ, что эскизное проектирование «Ангары-А5В» начнётся в 2017 году, а разработка ракеты-носителя будет завершена в 2025 году [47].
Также будет доработана система управления [50]. Хруничева Алексей Варочко сообщил СМИ, что опытно-конструкторская работа по адаптации «Ангары» под космодром «Восточный» ОКР «Амур» находится на стадии выпуска конструкторской документации и будет завершена в конце 2018 года [51]. Разработка водородных технологий для использования в «Ангаре-А5В» находится только на стадии конструкторских проработок, поскольку не входит в Федеральную целевую программу развития космодромов России до 2025 года [52]. В 2017 году в Роскосмосе заявили, что первый пуск «Ангары-А5В» с «Восточного» произойдёт в 2027 году. Сама разработка носителя начнётся только после создания «Ангары-А5М». Хруничева распространила сообщение, согласно которому предприятие готово приступить к разработке эскизного проекта «Ангары-А5В» с кислородно-водородным разгонным блоком в 2019 году.
В настоящее время ведутся переговоры с Роскосмосом. Ранее предполагалось, что работы по «Ангаре-А5В» начнутся после 2025 года [55]. Среди них было указано начало лётных испытаний Ангары А5В с водородной ступенью в 2026 году [56]. Трудности связаны с урезанием Федеральной космической программы до 2025 года на 150 млрд рублей [60]. Намечается реконструировать четыре корпуса и перевооружить один из них, а также построить два новых корпуса. Ввод объекта в эксплуатацию ожидается в IV квартале 2023 года.
Только представьте: космодром Восточный находится в Амурской области, в 180 км от Благовещенска и в 8000 км от Москвы. И благодаря современным технологиям мы переносимся прямо на стартовую площадку, чтобы оказаться на расстоянии взгляда от стартующей в космос ракеты. Это — новое достижение медиахолдинга МАЕР. Мы стремительно развиваемся как новое медиа, формируем новостной контент. Пуск «Ангары-А5» увидят в общей сложности свыше 6 миллионов человек, за два дня количество визуальных контактов превысит 60 млн», — сказал Константин Майор.
Как объяснял глава «Роскосмоса» Юрий Борисов, первая попытка запуска «Ангары-А5», запланированная на 9 апреля, была отменена за две минуты до старта из-за сбоя системы наддува бака окислителя центрального блока ракеты. Он пообещал, что проблемы будут устранены. Позднее госкомиссия одобрила повторный запуск 10 апреля. Он был отменен, поскольку специалисты выявили «новую техническую неполадку» в системе контроля запуска двигателя.
Ангара-А5 – последние новости
Вторая отмена запуска ракеты-носителя «Ангара-А5» не вызывает удивления, заявил «» глава Института космической политики (ИКП) Иван Моисеев. Текущий пуск «Ангары-А5» стал четвертым по счету, предыдущие три испытательных пуска ракеты проводились в 2014, 2020 и 2021 году с космодрома Плесецк. В перспективе, если будет создан водородный разгонный блок КВТК, то грузоподъемность Ангары-А5В может возрасти до 38 тонн.
Ракета "Ангара-А5" выполнила все поставленные задачи
Неотделяемый ГММ КА, Гагаринец, макет МКА – Ангара-А5/Орион – Восточный 1А – 11.04.2024 12:00 ДМВ | Текущий пуск «Ангары-А5» стал четвертым по счету, предыдущие три испытательных пуска ракеты проводились в 2014, 2020 и 2021 году с космодрома Плесецк. |
Успех с третьей попытки: какая миссия у ракеты «Ангара-А5»? | «Ангара́-А5» — российская ракета-носитель тяжёлого класса семейства «Ангара», первая тяжёлая ракета-носитель, разработанная в России после распада СССР. |
Модернизированная «Ангара-А5М» будет впервые запущена с Восточного в 2027 году | Это – при использовании на ракетах-носителях "Ангара-1.2" и "Ангара-А5" двигателей РД-191. |
Космическую ракету «Ангара-А5» впервые запустили с космодрома «Восточный»
С помощью нее будут выводить на орбиту различные грузы, а также модули будущей Российской орбитальной станции. Изначально запуск был запланирован на 9 апреля, однако он переносился дважды из-за технических сбоев. В рамках него испытывают не только готовность носителя выполнять задачи, но и всю инфраструктуру стартовой площадки, специально построенной для тяжелых ракет В будущем «Ангара» должна заменить ракеты «Протон-М» как более экологически чистая — в её топливе используются керосин и жидкий кислород.
Однако в любом случае эти миллиарды можно считать весомым вкладом в экономику Омской области. Но насчет «успешного завершения пусковой кампании» глава «Роскосмоса», вероятно, поторопился с заявлениями. Обратим внимание, как осторожно сам Дмитрий Рогозин формулировал свои ожидания от запуска разгонного блока «Персей» - «теперь ждем работу... Пресс-служба минобороны РФ так описывала эту работу: «Дальнейшее выведение орбитального блока на целевую геостационарную орбиту будет осуществляться с помощью разгонного блока по типовой 9-часовой 3-импульсной схеме с 4 включениями маршевого двигателя разгонного блока».
На деле же, как пишут, в частности, « Московский комсомолец » со ссылкой на данные американской службы слежения за космическим пространством NORAD и « Аргументы недели » ссылающиеся на авторитетного журналиста Анатолия Зака и его источники в ракетно-космической отрасли , успешным был только первый запуск двигателя «Персея», второй прервался преждевременно, блок вместе с макетом в итоге остался на низкой опорной орбите.
Сооружения построены по современным технологиям. Предусмотрено и обеспечение пилотируемых запусков, а также запусков модификаций ракеты с применением кислородно-водородных блоков, но их реализация не потребует кардинальных доработок. Ракета «Ангара-А5» одинакова и для Восточного, и для Плесецка. Третья ступень ракеты «Ангара-А5В» имеет другую компоновку, и в ней используются другие компоненты топлива — кислород плюс водород, с высоким удельным импульсом. В чем заключалась адаптация ракеты к новому космодрому? Также, в ходе подготовки к пуску, конечно, были проведены электрические испытания ракеты-носителя и разработана новая полетная программа, определяющая полет «Ангары» и учитывающая особенности ее запуска с космодрома Восточный. После него производство «обычной» «Ангары-А5» будет завершено?
Целесообразно использовать одну ракету тяжелого класса как на космодроме Восточный, так и на космодроме Плесецк. Вопросы замены ракеты «Ангара-А5» на ракету «Ангара-А5М» требуют разработки ряда организационных документов. В этих документах и будут определены сроки перехода на «Ангару-А5М». На сегодняшний момент это космические аппараты, предназначенные для выведения на геостационарную орбиту. Количество запусков ракет «Ангара» будет определяться конкретными требованиями заказчиков. Помимо этого, подготовлена соответствующая документация для пусков ракеты легкого класса «Ангара-1. При реализации этого проекта станут возможны запуски легкой «Ангары» с этого же стартового комплекса для формирования и восполнения многоспутниковых группировок. Когда появятся первые образцы нового разгонного блока и носителя, и когда начнутся их летные испытания?
В настоящее время идет процесс поиска путей реализации данного вопроса, в том числе и в рамках межправительственной комиссии по комплексу Байконур. Завершена ли эта работа? Что заменено в «Заре»? Были предусмотрены закупки расходуемых материалов и регулярно заменяемого оборудования для ФГБ «Заря». В период с 2021 по 2024 годы к ранее изготовленному и поставленному заменяемому оборудованию, по новому контракту с компанией Boeing было заказано, изготовлено и поставлено еще несколько десятков единиц так называемых ЗИПов. К настоящему времени эти закупки завершены. За это время было поставлено оборудование для следующих систем: радиотелеметрической, электроснабжения, управления бортовым комплексом, терморегулирования, средств пожарообнаружения и пожаротушения, многократно выработавших заданный срок службы. Также проводились работы по замене средств вентиляции, шумопоглощения, израсходовавших свой рабочий ресурс за 25 лет эксплуатации модуля ФГБ «Заря».
Поэтому работа с Boeing в этом направлении будет продолжена. Хруничева проделана большая работа в обеспечение продления срока службы до 2028 года в части незаменяемого на орбите оборудования: герметичного корпуса, двигательной установки, части системы терморегулирования, стыковочных узлов, солнечных батарей модуля ФГБ «Заря». Проводится модернизация ряда бортовых систем наземного стендового оборудования, диагностика состояния конструкции герметичного корпуса и незаменяемого оборудования системы электроснабжения, системы управления бортовым комплексом. По промежуточной камере модуля приняты меры с целью устранения обнаруженной утечки, они имели некоторый успех. Снизить потери воздуха из камеры позволяет ее периодическая изоляция от остального обитаемого отсека модуля. Экипаж входит в камеру на время проведения в ней работ. В целом эта неисправность не оказывает существенного влияния на работу станции, но специалисты продолжают поиск причин утечки и способов её устранения. В настоящее время продление срока службы служебного модуля «Звезда» до 2028 года, с учетом проводимых мероприятий, подтверждается.
Стала известна вероятная дата первого пуска водородной ракеты «Ангара-А5В»
На геостационарную орбиту носитель должен вывести груз массой 2,4 тонны, предположительно не несущий практической пользы. Произведенный старт стал вторым для «Ангары-А5» и третьим для ракет семейства «Ангара». Первый и единственный пуск легкой «Ангары-1. Ракета пролетела по баллистической траектории до района полигона Кура на Камчатке. Полет длился 21 минуту, за которые носитель вместе с неотделяемым макетом нагрузки массой 1,43 тонны преодолел 5,7 тысячи километров. Первый старт «Ангары-А5» с разгонным блоком «Бриз-М» и грузомакетом массой 2 тонны состоялся 23 декабря того же года, тоже с Плесецка. Разгонник и неотделяемый от него грузомакет были выведены , по разным данным, на геопереходную либо геостационарную орбиту. Собеседник отметил, что данная неполадка не была выявлена в ходе проверок, предшествующих установке ракеты на стартовый стол.
До этого, с 2014 по 2021 годы, прошли три пуска тяжелой "Ангары", все с космодрома Плесецк. Одновременно испытывается разгонный блок "Орион". Такого разностороннего "разового" испытания российская космонавтика еще не знала. В чем уникальность "Ангары-А5"? Это семейство российских ракет-носителей модульного типа различной грузоподъемности, создаваемых на основе универсальных ракетных модулей с кислородно-керосиновыми двигателями. Семейство включает в себя ракеты-носители от легкого до тяжелого классов в диапазоне грузоподъемности от 3,5 т "Ангара-1. Много писали о том, что уникальность "Ангары" - именно в ее модульности. Это как конструктор: на одной основе можно собирать ракету из разного количества блоков. Легкую, среднюю, тяжелую, которые отличаются количеством ступеней. Универсальный ракетный модуль представляет собой законченную конструкцию, состоящую из баков окислителя и горючего, соединенных проставкой, и двигательного отсека. Что очень важно? В отличие от своего предшественника "Протона", работающего на гептиле, "Ангара" экологически чистая. В ней не используются агрессивные и токсичные компоненты топлива. Только жидкий кислород и керосин. А это большой плюс к безопасности прилегающих к стартовому комплексу районов, а также мест падения отработавших ступеней. И еще один суперштрих: в ракете используются исключительно российские компоненты. На каком моторе летит? Пламенный мотор "Ангары" - двигатель РД-191, который стоит на первой ступени всех модификаций семейства. Как говорят эксперты, самый мощный и надежный жидкостный в мире.
Конец 2015 года — подписан госконтракт между Роскосмосом и Центром им. Хруничева на изготовление трёх первых ракет «Ангара-А5». Он предполагает разработку, изготовление и проведение лётных испытаний носителей. Первая «Ангара-А5» должна быть собрана до мая 2021 года, вторая — в 2024 году, третья — в 2025 году. Первый пуск тяжёлого носителя с дальневосточного космодрома, согласно требованиям госконтракта, должен быть проведён с августа по декабрь 2021 года [4]. Кроме того, необходимо открыть работы по кислородно-водородному двигателю, который будет применяться в третьей ступени «Ангары-А5В» [5]. Хруничева сообщил, что предприятие приступило к изготовлению первой ракеты-носителя «Ангара-А5» тяжёлого класса для проведения запланированного на 2021 год пуска с космодрома Восточный [4]. Вице-премьер Дмитрий Рогозин уточнил, что речь идёт об обычной версии носителя — «Ангара-А5», а не о её модернизированной версии «Ангара-А5М», поскольку первая не соответствует изначально заложенным техническим требованиям и нуждается в доработке [6]. В конце 2018 года была произведена продувка моделей «Ангары-А5» в большой гиперзвуковой и ударной аэродинамических трубах в ЦАГИ , были определены особенности обтекания и теплообмена на поверхности ракеты-носителя на траектории выведения при гиперзвуковых режимах полёта; по итогам испытаний были внесены изменения в конструкцию ракеты [9]. Хруничева Сергей Кузнецов сообщил, что вторая «Ангара-А5», запущенная 14 декабря 2020 года, по параметрам точности выведения груза и грузоподъёмности перевыполнила требования, заданные Минобороны: на НОО было выведено более 23 тонн, на ГСО — 2420 кг. При этом расчёты остатков компонентов топлива показали, что на «Ангаре-А5» с космодрома Плесецк на геостационарную орбиту в будущем можно выводить нагрузки больше расчётных — свыше 2,5 тонн [12]. Хронология разработки А5М и А5П[ править править код ] Изначально предполагалось, что перспективный пилотируемый корабль нового поколения первое название — «Федерация», с осени 2019 года — «Орёл» будет запускаться при помощи ракеты-носителя «Ангара-А5П». Доработка «Ангары» под пилотируемые пуски связана с необходимостью соблюдения более высоких показателей безопасности по сравнению с носителем, предназначенным для запуска автоматических аппаратов. По словам научного руководителя Института космической политики Ивана Моисеева, для сертификации новой ракеты-носителя, пригодной для полётов людей, нужно не менее пяти испытательных запусков [13]. Доработка включает в себя следующие позиции: повышение надёжности двигателей, разработка специализированной системы аварийной защиты, доработка конструкции ракеты-носителя под пилотируемые пуски на корабле «Орёл», разработка системы управления повышенной надёжности. Кроме того, необходимо выполнить ряд работ по наземной инфраструктуре, начиная от технического комплекса и заканчивая стартовым комплексом, который должен обеспечивать в случае нештатной ситуации быструю эвакуацию экипажа со старта. Стоимость этих работ была заложена в Федеральную космическую программу на 2016—2025 годы: доработка ракеты-носителя оценивалась в 10 млрд. Хруничева Александр Медведев сообщил, что предприятие за несколько лет до этого проработало возможность создания пилотируемой «Ангары», и не было никаких причин, препятствующих созданию пилотируемой версии из этого носителя. В настоящее время Центр реализует техническое задание по созданию ракеты-носителя «Ангара» для доставки автоматических аппаратов и пилотируемых кораблей в рамках лунной экспедиции [15]. Согласно проекту Федеральной космической программы на 2016—2025 годы, пилотируемый пуск перенесён на 2025 год. В середине 2017 года Роскосмос фактически свернул разработку пилотируемого варианта «Ангары» в пользу «Союза-5», обозначив возможный пуск «Ангары-А5П» в период после 2025 года [13]. В мае 2017 года источник в ракетно-космической отрасли сообщил, что Роскосмос решил отказаться от «Ангары-А5П» в пользу Союза-5. Таким образом, пилотируемая «Ангара» была отложена на период после 2025 года [18]. Источник в ракетно-космической отрасли сообщил, что причина возврата пилотируемых пусков с «Союза-5» снова на «Ангару» связана с тем, что пилотируемая версия «Союза-5» привела бы к усложнению и удорожанию базовой версии, и сделало бы его коммерчески неконкурентоспособным носителем, в частности, пришлось бы предпринять ряд шагов по повышению грузоподъёмности до 18 тонн.
Как ожидается, версия ракеты "Ангара-А5В" с водородной третьей ступенью будет способна выводить на низкую орбиту 37,5 тонны в одноразовом варианте. Чтобы отнести носитель к классу сверхтяжелых ракет, этой грузоподъемности недостаточно. Разработчики условно называют ее ракетой тяжелого класса повышенной грузоподъемности. Единственная многоразовая ракета большей грузоподъемности, чем Falcon 9, которая совершила хотя бы один пуск, - сверхтяжелая Falcon Heavy того же производителя.