Они должны завершить свою работу до 18 ия по повторному расследованию авиакатастрофы под Смоленском была сформирована 4 февраля 2016 года по решению занимавшего тогда пост главы польской минобороны Антония Мацеревича.
Раскрыты результаты экспертизы крушения Ту-154 президента Польши
Как говорится в сообщении ведомства, следствие идет в отношении трех российских диспетчеров, которые работали в аэропорту Смоленск-Северный во время авиакатастрофы. В Генпрокуратуре Польши сообщили, что проведенные экспертизы не подтверждают факт взрыва на борту президентского самолета Ту-154, разбившегося под Смоленском в 2010 году. По мнению Ярослава Качиньского, под Смоленском произошла не авиакатастрофа, а убийство. Польские эксперты не обнаружили следов взрыва на борту президентского самолета Ту-154, который в 2010 году потерпел крушение в Смоленской области. Польская прокуратура отвергла версию о взрыве на борту президентского самолета Ту-154М, авиакрушение которого произошло под Смоленском 10 апреля 2010 года. По мнению Ярослава Качиньского, под Смоленском произошла не авиакатастрофа, а убийство.
Польша: экспертиза опровергла версию о взрыве на борту Ту-154 с Качиньским
Хроника Гибель руководства Польши в авиакатастрофе под Смоленском. В декабре 2023 года заместитель министра национальной обороны Польши Цезари Томчик сообщил, что польская комиссия по расследованию смоленской авиакатастрофы 2010 года, в которой погиб президент Польши Лех Качиньский. В четверг, 25 апреля, сотрудники прокуратуры встречались с семьями погибших в случившейся под Смоленском авиакатастрофе. Власти Польши решили отказаться от версий о вине России в катастрофе самолета Ту-154 под Смоленском в 2010 году, когда погиб президент страны Лех Качиньский.
Польша не подтвердила взрыв на борту Ту-154, разбившегося под Смоленском в 2010 году
Межгосударственный авиационный комитет МАК через год объявил итоги расследования, согласно которым непосредственной причиной авиакатастрофы стало решение экипажа не уходить на запасной аэродром в условиях тумана. В качестве системных причин были названы недостатки в подготовке лётчиков президентского отряда. Первая польская комиссия, которую возглавлял экс-главы МВД Ежи Миллер, пришла к аналогичным выводам, назвав причиной катастрофы снижение самолёта ниже дозволенного минимума в условиях тумана. Власти Польши тогда не согласились с выводами МАК и комиссии Миллера, решив создать вторую комиссию под руководством экс-министра национальной обороны Антони Мачеревича, которая не могла завершить работу несколько лет.
Они могут лишь информировать. На нем прилетели польские журналисты и технические сотрудники. Они отправились к местам проведения памятных мероприятий: в аэропорту остались лишь минимум людей и экипаж Як-40. В полете экипаж несколько раз предупреждали об ухудшении погоды, а в 10:14 диспетчер воздушной зоны «Минск» сообщил, что Смоленск Северный закрыт «по погодным условиям, так как видимость ниже нижнего предела менее тысячи метров ». Но командир воздушного судна принял решение продолжить полет по первоначальному плану. В это время на аэродром попытался приземлиться российский Ил-76, который вез необходимую для траурных мероприятий технику — но, сделав два захода, летчики приняли решение уходить на запасной аэродром.
Попытку посадки наблюдали все, в том числе экипаж польского Як-40. В 10:25 предупреждение было повторено. Экипаж подтвердил принятие, но заявил, что продолжает полет по плану. У него запросили остаток топлива и запасные аэродромы — в ответ прозвучало, что топлива 11 тонн, запасные аэропорты Витебск или Минск. Экипажу вновь повторили, что условий для посадки нет, но командир воздушного судна, подтвердив прием, продолжил заход на посадку. Переговоры, кстати, велись на смеси русского и польского — по-английски практически не говорили. В 10:36 на связь с Ту-154М вышел экипаж приземлившегося ранее польского Як-40: он сообщил, что видимость аэропорта менее тысячи метров, и что Ил-76, сделав две неудачные попытки приземлиться, ушел на запасной аэродром. В 10:39 он выпустил шасси и стал снижаться. В 10:41 самолет наконец пробил облака, и его увидели с вышки управления полетами — и тут же прозвучала команда: «Второй круг!
Как потом установят специалисты, в этот момент самолет шел ниже торца взлетно-посадочной полосы на 15 метров — Смоленск Северный расположен на высоком холме. Роковые ошибки Пожара при крушении практически не произошло: небольшое возгорание в районе стыковок крыльев и фюзеляжа потушили уже через 18 минут. Оцепление аэродрома моментально отправили к месту падения со строжайшим наказом никого не пропускать без приказа прямого командира. В 10:50 о катастрофе уже доложили в Москву, а оттуда — в Варшаву. Место происшествия представляло собой неправильный овал длиной чуть более 700 метров и шириной около 60 — в этом районе оказались все обломки. Сразу же установили, что в воздухе возгорания воздушного судна или его разрушения не было: во-первых, обломки лежали компактно, а так при воздушном разрушении не бывает. А во-вторых, все места повреждений имели либо отметины от деревьев, либо следы земли. Закопчен, причем незначительно, оказался только тот небольшой участок, где уже на земле возник пожар. Осмотр места происшествия начался в тот же день и продолжался несколько суток.
Был сфотографирован каждый фрагмент самолета, и указано его точное расположение. Были тщательно исследованы все деревья — трасса падения просматривалась очень хорошо. Кроме того, тщательно фиксировали положения тел всех погибших. Все бортовые регистраторы параметров полета были обнаружены и сразу отправлены в Москву на расшифровку. И вот тут был обнаружен первый интересный факт: в разрушенной кабине пилотов, кроме самого экипажа, оказалось лишнее тело, которому был присвоен номер 37. По заключению судебно-медицинских экспертов, в момент катастрофы мужчина стоял около летчиков, а не находился в своем кресле в салоне. Позже у него в крови обнаружат 0,6 промилле алкоголя, что соответствует легкой степени опьянения. Установление личностей жертв авиакатастрофы по договоренности между двумя странами решили провести в Польше. Уже через три дня всех погибших отправили на родину.
Обстоятельства катастрофы специалистам стали понятны практически сразу, после допросов всех свидетелей, диспетчеров и расшифровки бортовых самописцев. Экипаж в сложных погодных условиях с запозданием вышел на глиссаду и стал снижаться с превышением вертикальной скорости — не допустимые четыре-пять метров в секунду, а почти восемь. В результате тяжелый самолет провалился ниже глиссады и с учетом оврага оказался на 15 метров ниже торца взлетно-посадочной полосы. Собственно, даже не будь деревьев, катастрофа была бы неизбежна: буквально через шесть секунд самолет при такой скорости ударился бы брюхом о землю. При этом все приборы в кабине работали исправно — в том числе и высотомеры. Более того, за 20 секунд до катастрофы активно включился и работал голосовой информатор, который предупреждал об опасном сближении с землей. Из отчета Межгосударственного авиационного комитета МАК — выводы государственной комиссии: Командир воздушного судна на конечном участке снижения вертикальную скорость не контролировал. Опыт расследования летных происшествий говорит о том, что подобные ситуации происходят, когда пилотирующий пилот КВС , отвлекаясь от приборов, переносит свой взгляд и внимание во внекабинное пространство при отсутствии контроля за приборами со стороны других членов экипажа, в первую очередь, второго пилота. Командир воздушного судна не выполнил главное действие — не прекратил снижение и не ушел на второй круг при достижении минимальной высоты снижения 100 метров в условиях отсутствия видимости взлетно-посадочной полосы и ее ориентиров.
Не был выполнен уход на второй круг и при срабатывании сигнала «высота принятия решения», при достижении высоты по радиовысотомеру 60 метров. Второй пилот также не выполнил ряд обязательных условий, в частности, не докладывал о высокой вертикальной скорости. В соответствии с руководством по летной эксплуатации при отсутствии команды от командира воздушного судна на высоте принятия решения второй пилот обязан громко предупредить экипаж «Взлетный режим, уходим», увеличить мощность двигателей и взять штурвал на себя — этого сделано не было. Штурман также не выполнил ряд критически важных действий. В частности, он не предупредил командира воздушного судна о высоте принятия решения, не информировал его по некоторым параметрам полета. Комиссия МАК среди прочего установила, что в процессе снижения кто-то из членов экипажа перенастроил барометрический высотомер — и он стал показывать высоту примерно на 150 метров выше реальной. По мнению экспертов, это мог сделать только штурман. Однако критическим это действие комиссия признавать не стала: показания радиовысотомера были реальными, и они зачитывались вслух штурманом, то есть именно на них ориентировался экипаж что слышно на записях из кабины. Скорее, это действие свидетельствует о невнимании в кабине — скачкообразное изменение показателя высоты на 150 метров не могло остаться незамеченным, если бы кто-то из экипажа смотрел на приборы.
Но они глазами искали взлетно-посадочную полосу. Ответ на него дали расшифровки записей переговоров внутри кабины пилотов. Было установлено, что все время полета дверь в кабину экипажа была открыта — и туда регулярно заходили по меньшей мере двое посторонних.
Напомним, 10 апреля 2010 года разбился самолет президента Польши Леха Качиньского.
Трагедия произошла под Смоленском. На борту находилось 96 человек — 88 пассажиров и 8 членов экипажа.
У него запросили остаток топлива и запасные аэродромы — в ответ прозвучало, что топлива 11 тонн, запасные аэропорты Витебск или Минск. Экипажу вновь повторили, что условий для посадки нет, но командир воздушного судна, подтвердив прием, продолжил заход на посадку. Переговоры, кстати, велись на смеси русского и польского — по-английски практически не говорили. В 10:36 на связь с Ту-154М вышел экипаж приземлившегося ранее польского Як-40: он сообщил, что видимость аэропорта менее тысячи метров, и что Ил-76, сделав две неудачные попытки приземлиться, ушел на запасной аэродром. В 10:39 он выпустил шасси и стал снижаться. В 10:41 самолет наконец пробил облака, и его увидели с вышки управления полетами — и тут же прозвучала команда: «Второй круг! Как потом установят специалисты, в этот момент самолет шел ниже торца взлетно-посадочной полосы на 15 метров — Смоленск Северный расположен на высоком холме.
Роковые ошибки Пожара при крушении практически не произошло: небольшое возгорание в районе стыковок крыльев и фюзеляжа потушили уже через 18 минут. Оцепление аэродрома моментально отправили к месту падения со строжайшим наказом никого не пропускать без приказа прямого командира. В 10:50 о катастрофе уже доложили в Москву, а оттуда — в Варшаву. Место происшествия представляло собой неправильный овал длиной чуть более 700 метров и шириной около 60 — в этом районе оказались все обломки. Сразу же установили, что в воздухе возгорания воздушного судна или его разрушения не было: во-первых, обломки лежали компактно, а так при воздушном разрушении не бывает. А во-вторых, все места повреждений имели либо отметины от деревьев, либо следы земли. Закопчен, причем незначительно, оказался только тот небольшой участок, где уже на земле возник пожар. Осмотр места происшествия начался в тот же день и продолжался несколько суток. Был сфотографирован каждый фрагмент самолета, и указано его точное расположение.
Были тщательно исследованы все деревья — трасса падения просматривалась очень хорошо. Кроме того, тщательно фиксировали положения тел всех погибших. Все бортовые регистраторы параметров полета были обнаружены и сразу отправлены в Москву на расшифровку. И вот тут был обнаружен первый интересный факт: в разрушенной кабине пилотов, кроме самого экипажа, оказалось лишнее тело, которому был присвоен номер 37. По заключению судебно-медицинских экспертов, в момент катастрофы мужчина стоял около летчиков, а не находился в своем кресле в салоне. Позже у него в крови обнаружат 0,6 промилле алкоголя, что соответствует легкой степени опьянения. Установление личностей жертв авиакатастрофы по договоренности между двумя странами решили провести в Польше. Уже через три дня всех погибших отправили на родину. Обстоятельства катастрофы специалистам стали понятны практически сразу, после допросов всех свидетелей, диспетчеров и расшифровки бортовых самописцев.
Экипаж в сложных погодных условиях с запозданием вышел на глиссаду и стал снижаться с превышением вертикальной скорости — не допустимые четыре-пять метров в секунду, а почти восемь. В результате тяжелый самолет провалился ниже глиссады и с учетом оврага оказался на 15 метров ниже торца взлетно-посадочной полосы. Собственно, даже не будь деревьев, катастрофа была бы неизбежна: буквально через шесть секунд самолет при такой скорости ударился бы брюхом о землю. При этом все приборы в кабине работали исправно — в том числе и высотомеры. Более того, за 20 секунд до катастрофы активно включился и работал голосовой информатор, который предупреждал об опасном сближении с землей. Из отчета Межгосударственного авиационного комитета МАК — выводы государственной комиссии: Командир воздушного судна на конечном участке снижения вертикальную скорость не контролировал. Опыт расследования летных происшествий говорит о том, что подобные ситуации происходят, когда пилотирующий пилот КВС , отвлекаясь от приборов, переносит свой взгляд и внимание во внекабинное пространство при отсутствии контроля за приборами со стороны других членов экипажа, в первую очередь, второго пилота. Командир воздушного судна не выполнил главное действие — не прекратил снижение и не ушел на второй круг при достижении минимальной высоты снижения 100 метров в условиях отсутствия видимости взлетно-посадочной полосы и ее ориентиров. Не был выполнен уход на второй круг и при срабатывании сигнала «высота принятия решения», при достижении высоты по радиовысотомеру 60 метров.
Второй пилот также не выполнил ряд обязательных условий, в частности, не докладывал о высокой вертикальной скорости. В соответствии с руководством по летной эксплуатации при отсутствии команды от командира воздушного судна на высоте принятия решения второй пилот обязан громко предупредить экипаж «Взлетный режим, уходим», увеличить мощность двигателей и взять штурвал на себя — этого сделано не было. Штурман также не выполнил ряд критически важных действий. В частности, он не предупредил командира воздушного судна о высоте принятия решения, не информировал его по некоторым параметрам полета. Комиссия МАК среди прочего установила, что в процессе снижения кто-то из членов экипажа перенастроил барометрический высотомер — и он стал показывать высоту примерно на 150 метров выше реальной. По мнению экспертов, это мог сделать только штурман. Однако критическим это действие комиссия признавать не стала: показания радиовысотомера были реальными, и они зачитывались вслух штурманом, то есть именно на них ориентировался экипаж что слышно на записях из кабины. Скорее, это действие свидетельствует о невнимании в кабине — скачкообразное изменение показателя высоты на 150 метров не могло остаться незамеченным, если бы кто-то из экипажа смотрел на приборы. Но они глазами искали взлетно-посадочную полосу.
Ответ на него дали расшифровки записей переговоров внутри кабины пилотов. Было установлено, что все время полета дверь в кабину экипажа была открыта — и туда регулярно заходили по меньшей мере двое посторонних. Оба они настоятельно требовали посадки в Смоленске — любой другой вариант вынуждал бы «главного пассажира» отменить часть запланированных им действий. Анализ переговоров показывает, что в случае неудачного захода и ухода на запасной аэродром КВС ожидал негативной реакции «главного пассажира». На конечном этапе захода на посадку командир находился в состоянии психологического конфликта мотивов: с одной стороны — он понимал, что посадка в сложившихся условиях небезопасна, с другой — существовала сильная мотивация на выполнение посадки именно на аэродроме назначения. Присутствие Главнокомандующего ВВС Республики Польша в кабине экипажа вплоть до столкновения воздушного судна с землей оказало влияние на формирование решения КВС о продолжении захода без установления визуального контакта с наземными ориентирами. Все остальные выводы комиссии показывают: техника была исправна и на аэродроме, и на земле, действия руководителя полетами и диспетчеров были верными, топливо и горюче-смазочные материалы — качественными, радиосвязь — устойчивой… Между прочим, были выявлены серьезные нарушения в подготовке пилотов 36-го авиатранспортного полка ВВС Республики Польша — так, командир воздушного судна Аркадиуш Протасюк просрочил допуск 80-600 посадка при нижней границе облаков не ниже 80 метров и видимости не меньше 600 метров , длительное время экипажи не проходили обучение на тренажерах, нарушались правила слетанности экипажей. Вывод российской комиссии был однозначным: причиной катастрофы стали неправильные действия экипажа, находившегося под серьезным психологическим давлением. Все время полета в кабине звучали голоса и генерала Бласика, и директора Казаны, которые настаивали на посадке именно в Смоленске, причем ссылались на желание «главного пассажира».
При заходе на глиссаду меньше чем за 10 минут до катастрофы генерал Бласик приказным тоном сказал: «Ты поместишься». Маршрут предполагал посадку в азербайджанском городе Гяндже и затем автомобильную поездку в столицу Грузии — из-за российско-грузинского конфликта в южной Осетии известного как война 08.
Крупнейшие авиакатастрофы, в которых погибли известные политики
ЧП произошло 10 апреля 2010 года аэропорту Смоленск-Северный: польский президентский порт Ту-154 потерпел крушение при заходе на посадку. В авиакатастрофе погибли 96 человек, среди них президент Польши Лех Качиньский с супругой известные политики и военные деятели.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».
Крушение Ту-154 под Смоленском Авиакатастрофа произошла при заходе на посадку в аэропорту Смоленск-Северный 10 апреля 2010 года. На борту находились 88 пассажиров и восемь членов экипажа. Погибли все, в том числе глава Польши Лех Качиньский, его жена и другие представители руководства страны. Польская делегация летела в Катынь для участия в траурных мероприятиях.
В 2011 году Межгосударственный авиационный комитет представил отчет, согласно которому причиной авиакатастрофы признали решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами — недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа. Первая польская комиссия под руководством бывшего главы МВД Ежи Миллера пришла к аналогичным выводам.
Глава МЧС добавил, что расшифровка бортовых самописцев уже началась. Уже известно, что помимо Леха Качиньского в авиакатастрофе погибли его жена Мария Качиньская, глава Генштаба Польши Франтишек Гонгор, последний президент Польши в изгнании Рышард Качоровский, епископ Тадеуш Плоски, глава Национального банка Польши Славомир Скшипек и многие другие высокопоставленные политики и чиновники. Обязанности президента Польши переданы спикеру сейма республики Брониславу Коморовскому. В связи с крушением самолета 12 апреля объявлено днем общероссийского траура. Несмотря на рекомендации российской стороны, экипаж самолета, в крушении которого погиб президент Польши, решил совершать посадку, о чем свидетельствует изъятая запись, глава СКП РФ Александр Бастрыкин. По характеру найденных переговоров, экипажу самолета, по словам Бастрыкина, не рекомендовалось производить посадку в Смоленске, однако эти рекомендации не были выполнены.
Из-за плохой видимости и метеоусловий экипажу самолета было рекомендовано совершить посадку на запасных аэродромах в Минске и Витебске, сообщил полномочный представитель президента РФ в ЦФО Георгий Полтавченко, который встречал в аэропорту делегацию из Польши и стал очевидцем катастрофы.
Польская прокуратура продлила следствие по авиакатастрофе под Смоленском
После выполнения ознакомительных полётов польские лётчики были довольны самолётом и дали оценку отлично [12] [11] [10]. Ту-154М в аэропорту Загреба во время визита президента Польши в Хорватию в 2010 году Экипаж Рейс выполнял экипаж 36-го авиаполка польских ВВС в составе: командир воздушного судна — капитан Аркадиуш Протасюк, налёт 3528 часов, из них на Ту-154 — 2937 часов; второй пилот — майор Роберт Гживна, налёт 1939 часов, на Ту-154 — 506 часов; штурман — поручик Артур Зентек, налёт 1069 часов, на Ту-154 в качестве штурмана — 59 часов; бортмеханик — хорунжий Анджей Михаляк посмертно присвоено звание подпоручика [13] , налёт 330 часов; стюардессы — Барбара Мацейчик, Наталия Янушко, Юстина Монюшко [14] [15]. За три дня до авиакатастрофы командир воздушного судна Аркадиуш Протасюк был вторым пилотом этого самолёта на этом аэродроме с польским премьером Дональдом Туском [16]. Многие СМИ рассматривают в качестве одной из возможных причин давление со стороны президента на экипаж, подобный случай уже имел место: 12 августа 2008 года во время российско-грузинского вооруженного конфликта Лех Качиньский требовал изменить первоначальный маршрут и посадить самолёт в Тбилиси , но командир экипажа Гжегош Петручук [17] отказался выполнить президентский приказ, не рискнув жизнями руководителей Польши, Латвии , Литвы , Эстонии и Украины , находившихся на борту самолёта, и приземлился в азербайджанском аэропорту Гянджа [18]. Обязанности второго пилота в том рейсе выполнял Аркадиуш Протасюк. Впоследствии Гжегош Петручук был награждён серебряной медалью Министерства обороны Польши [19] [20] , несмотря на угрозы со стороны президента [21] , однако в дальнейшем со службы он был уволен. На этот раз данного пилота не было на борту [22]. По мнению эксперта по авиации доктора Томаша Шульца из Вроцлавского политехнического университета, случай, происшедший 12 августа 2008 года , мог сыграть существенную роль в катастрофе Ту-154, так как пилоту не хватило смелости, чтобы не подчиниться приказу президента [23] [24] [25]. Полёт Карта полёта Утром 10 апреля 2010 года самолёт Ту-154М 36-го специального авиационного полка Воздушных сил Польши выполнял рейс из Варшавы в Смоленск.
Самолётом управлял польский экипаж из авиаотряда президента. На борту находились президент Польши Лех Качиньский с супругой и делегация. Всего, включая экипаж, на борту было 96 человек. Целью визита делегации было посещение катынского мемориала, приуроченное к 70-летию катынского расстрела. По плану полёта аэродромом назначения был «Смоленск-Северный» рядом с российским городом Смоленск. Ко времени посадки рейса на аэродроме наблюдались сложные метеорологические условия: низкая облачность и туман. Фактические значения высоты нижней границы облаков ВНГО и видимости на аэродроме несколько отличаются по различным источникам, и составляют 50-60 м ВНГО и 400-600 м видимости; на данном аэродроме метеоминимум минимально допустимое значение ВНГО и видимости, при котором разрешена посадка воздушных судов составляет соответственно 80 м и 1000 м. По словам авиадиспетчера аэродрома, руководитель полётов предупредил экипаж самолёта о сложных метеорологических условиях и предложил экипажу посадить самолёт на запасном аэродроме в Москве или Минске [26] и, возможно, также и в Витебске [27].
Со слов авиадиспетчера, командир воздушного судна решил попробовать зайти на посадку в Смоленске. Радиообмен выполнялся на русском языке и, отчасти, на ломаном английском. По мнению диспетчера экипаж испытывал трудности с числительными на русском языке. Поначалу заход на посадку выполнялся правильно, но затем самолёт пошёл ниже глиссады.
На борту погибли семь человек, в том числе губернатор Красноярского края генерал Александр Лебедь. Чиновники инспектировали горнолыжную трассу.
Причиной катастрофы стала неудовлетворительная подготовка экипажа Ми-8 к выполнению полета. Вертолет потерял управление и столкнулся с землей, погибли все 20 человек, находившиеся на борту, включая губернатора. Воздушное судно было обнаружено полностью разрушенным и сгоревшим. На борту погибли четыре человека — пилот и три пассажира, включая губернатора Иркутской области Игоря Есиповского и первого заместителя председателя Правительства Иркутской области Михаила Штонду. В СМИ высказывалась версия, что катастрофа произошла из-за попытки поднять на борт вертолета тушу убитого на охоте медведя. На фото — Есиповский с соратниками за несколько минут до гибели.
В авиакатастрофе погибли 96 человек, среди них президент Польши Лех Качиньский с супругой известные политики и военные деятели. Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».
В результате катастрофы погибли 89 пассажиров и 8 членов экипажа. Среди погибших — президент Польши Лех Качиньский, его жена, известные польские политики, почти всё высшее военное командование, общественные и религиозные деятели. ВКонтакте Telegram Одноклассники Twitter Польская делегация планировала принять участие в мероприятиях, посвященных 70-летию трагических событий в Катыни.
Варшава в который раз расследует авиакатастрофу под Смоленском
Основной версией причины авиакатастрофы комиссии под руководством Мацеревича была идея о том, что в правительственный Ту-154 была заложена бомба. В 22:54 мск в аэропорту Домодедово приземлился вертолет МЧС России, которым доставлены тела погибших в результате катастрофы самолета Ту-154 под Смоленском. Экспертизы не подтвердили факта взрыва на борту польского самолета Ту-154, который разбился под Смоленском в 2010 году. Читайте последние новости на тему в ленте новостей на сайте Радио Sputnik. В Иркутской области проводится доследственная проверка по факту авиационного происшествия с самолетом Airbus A330-343X. ↑ В авиакатастрофе в Тверской области погиб хозяин т.н. После этого Министерство национальной обороны Польши сообщило, что подкомитет при Минобороны по расследованию авиакатастрофы был ликвидирован, а его члены лишены чрезвычайных полномочий. Польские власти откажутся от версий о вине России в катастрофе самолета Ту-154 под Смоленском, в которой погиб президент республики Лех Качиньский, приводит РИА «Новости» слова министра внутренних дел и администрации Марчина Кервиньского.
С момента авиакатастрофы под Смоленском с президентом Качиньским прошло 14 лет / РЕН Новости
10 апреля 2010 года под Смоленском произошла крупная авиакатастрофа. Представитель Генпрокуратуры Польши Пшемыслав Новак сообщил, что проведенные экспертизы не подтвердили версию взрыва на борту президентского самолета Ту-154, разбившегося в Смоленской области в 2010 году. После этого Министерство национальной обороны Польши сообщило, что подкомитет при Минобороны по расследованию авиакатастрофы был ликвидирован, а его члены лишены чрезвычайных полномочий. Хроника Гибель руководства Польши в авиакатастрофе под Смоленском.
«Авиакатастрофа под Смоленском»
Руководитель следственной группы, расследующей катастрофу, прокурор Кшиштоф Шварц заявил, что несколько процессов не были завершены из-за "отсутствия сотрудничества со стороны Российской Федерации". Так, он заверил, что взрыва не было. По словам представителя прокуратуры, на предметах, которые изучались в ходе экспертизы, не обнаружили следов, которые могли бы указать на взрыв. Самолет Ту-154 разбился 10 апреля 2010 года под Смоленском. На борту находились польский президент Лех Качиньский и его супруга, а также депутаты сейма, высшее военное командование, религиозные и общественные деятели. Все находившиеся на борту 96 человек погибли.
Изначально польская комиссия установила, что самолет на большой скорости опустился ниже разрешенной минимальной высоты и врезался в дерево в условиях плохой видимости.
Глава МЧС добавил, что расшифровка бортовых самописцев уже началась. Уже известно, что помимо Леха Качиньского в авиакатастрофе погибли его жена Мария Качиньская, глава Генштаба Польши Франтишек Гонгор, последний президент Польши в изгнании Рышард Качоровский, епископ Тадеуш Плоски, глава Национального банка Польши Славомир Скшипек и многие другие высокопоставленные политики и чиновники. Обязанности президента Польши переданы спикеру сейма республики Брониславу Коморовскому. В связи с крушением самолета 12 апреля объявлено днем общероссийского траура. Несмотря на рекомендации российской стороны, экипаж самолета, в крушении которого погиб президент Польши, решил совершать посадку, о чем свидетельствует изъятая запись, глава СКП РФ Александр Бастрыкин. По характеру найденных переговоров, экипажу самолета, по словам Бастрыкина, не рекомендовалось производить посадку в Смоленске, однако эти рекомендации не были выполнены. Из-за плохой видимости и метеоусловий экипажу самолета было рекомендовано совершить посадку на запасных аэродромах в Минске и Витебске, сообщил полномочный представитель президента РФ в ЦФО Георгий Полтавченко, который встречал в аэропорту делегацию из Польши и стал очевидцем катастрофы.
Тела погибших доставлены в морг Центрального бюро судебной медицинской экспертизы Москвы для дальнейшего проведения экспертизы и опознания. Утром 11 апреля в Москву начали прибывать родственники погибших в авиакатастрофе с целью опознания. Специально для них была организована работа психологов и переводчиков. Также в городе была организована « горячая линия » на русском и английском языках [93]. Тела 24 пассажиров были условно опознаны по найденным при них документам [94]. По заявлению министра здравоохранения Польши Эвы Копач , 14 тел погибших могут быть опознаны без трудностей, ещё около 20 смогут идентифицировать судебные патологоанатомы, для опознания всех остальных погибших необходима генетическая экспертиза [95]. Брат погибшего президента Леха Качиньского Ярослав Качиньский в субботу вечером 10 апреля прилетел в Смоленск и опознал главу государства [96]. В августе 2012 года в результате эксгумации, которую провели польские военные прокуроры, было установлено, что в могиле по меньшей мере одной погибшей — деятеля движения «Солидарность» Анны Валентынович — лежало другое тело, что было вызвано ошибкой российской стороны при опознании [101]. В дальнейшем выяснилось, что как минимум 6 тел из 96 погибших в авиакатастрофе под Смоленском захоронены в чужих могилах [102]. Всего было эксгумировано 9 жертв авиакатастрофы [103]. В связи с этим Польша выразила российскому послу официальный протест [104]. Официальный представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин сообщил, что размещённые в интернете фотографии тел граждан Польши, погибших в катастрофе самолёта Ту-154, не содержатся в материалах уголовного дела, возбуждённого в РФ, и что проводится проверка по фактам их появления и установления причастных к публикации лиц [105]. В тот же день министр юстиции Польши Кшиштоф Квятковский польск. Krzysztof Kwiatkowski сообщил, что Польша проведёт собственное независимое расследование [107]. Генеральные прокуроры России и Польши договорились о тесном сотрудничестве при расследовании авиакатастрофы [108]. По факту гибели самолёта в Смоленске прокуратурами России и Польши возбуждены уголовные дела [108] , российской прокуратурой по статье «Нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта, повлёкшее по неосторожности смерть двух и более лиц». Генеральный прокурор Юрий Чайка взял расследование под личный контроль [109]. Для проведения технического расследования обстоятельств авиакатастрофы была образована совместная комиссия Межгосударственного авиационного комитета МАК и Министерства обороны Российской Федерации [111]. В комиссии МАК работали 25 польских специалистов [112]. На месте авиакатастрофы были обнаружены два бортовых самописца , они были вскрыты в присутствии представителей СКП России и прокуратуры Польши [113]. Позднее был найден третий самописец [114]. Около 22:00 MSK 10 апреля 2010 года в Смоленск прибыли польские следователи [115]. На месте гибели самолёта работали 37 следователей из Следственного комитета при прокуратуре РФ и более 40 судебно-медицинских экспертов , также в следственных действиях участие принимали 11 следователей и прокуроров из Польши [116]. Вице-премьер Российской Федерации Сергей Иванов на заседании госкомиссии по установлению причин катастрофы самолёта Ту-154 заявил: Предварительный анализ расшифровки бортовых самописцев показал, что взрыва и пожара на борту самолёта не было. Со слов вице-премьера, крушению самолёта не предшествовало взрыва или пожара. Продолжается синхронизация показателей обоих бортовых самописцев — речевого и параметрического — и идентификация звуков и шумов в кабине. Эта работа требует времени и продлится ориентировочно до конца недели, — сказал Сергей Иванов [117]. Руководитель госкомиссии Польши по расследованию авиакатастроф Эдмунд Клих заявил: «Российские специалисты сотрудничают с нами образцовым образом» [118]. Работа технической комиссии на месте авиакатастрофы была закончена 17 апреля 2010 года, 19 апреля была полностью завершена расшифровка записей бортовых самописцев и двух найденных эксплуатационных самописцев [119]. Представители польской прокуратуры сообщали, что содержание записей самописцев будет обнародовано 22 апреля [120] , однако 22 апреля на пресс-конференции прокурор Польши Анджей Серемет польск. Andrzej Seremet отложил сроки публикации записей. Стенограмма записи речевого самописца рейса PLF 101 на русском и польском языках в формате PDF 4 мая результаты работы инженерно-технической подкомиссии МАК были обсуждены с польскими экспертами. Замечаний по работе техники в полёте не было [123].
Погибли 96 человек, в том числе глава государства Лех Качиньский с супругой, а также известные политики и военные деятели. Польская прокуратура 25 апреля встретилась с семьями погибших в смоленской авиакатастрофе. Им были переданы результаты различных экспертиз, в том числе физико-химических исследований.
Польская прокуратура не подтвердила версию со взрывом в авиакатастрофе под Смоленском
Авиакатастрофа под Смоленском: Шансов на спасение у Леха Качиньского не было. 14 лет авиакатастрофы польского Ту-154 под Смоленском. На борту разбившегося под Смоленском самолета президента Польши Леха Качиньского не было взрыва, заявил официальный представитель генпрокуратуры республики Пшемыслав Новак со ссылкой на результаты экспертизы. Проведенные властями Польши экспертизы не подтвердили факта взрыва на борту президентского самолета Польши Ту-154, который разбился под Смоленском в 2010 году.
Власти Польши признали фальсификацию экспертизы по смоленской катастрофе
За время работы подкомиссия выпустила два документа: технический доклад в 2018 году и итоговый — в 2022-м. Во втором были заявлены выводы, сделанные ранее, что причиной катастрофы стали два взрыва, первый из которых якобы разрушил крыло по результатам прежних расследований было установлено, что крыло оторвало вследствие столкновения с березой , а второй — разрушил всё судно. Утверждалось, что взрывчатое устройство якобы установили во время ремонта самолета в Самаре в 2009 году, а позже привели в действие дистанционно. Такие выводы Варшаве предоставили американские и британские специалисты. Запись второго — якобы «более разрушительного» — взрыва так и не представлена до сих пор. Обращает на себя внимание тот факт, что даже зарубежные эксперты признавали: итоговый доклад не содержит никаких убедительных доказательств причастности РФ к крушению. Более того, члены подкомиссии за всё время своей работы ни разу не посетили место падения Ту-154 и не изучали хранящиеся в России обломки самолета, на что прямо указывал действующий замминистра национальной обороны Цезари Томчик.
В польском обществе также дают достаточно резкие оценки работе упраздненной подкомиссии: «Есть два основополагающих документа — от МАК и с польской стороны, результаты которых почти одинаковые. Единственно, что отличает: МАК всю вину возлагает на пилотов, а поляки говорят, что есть доля вины диспетчеров. Расследование, предпринятое Мачеревичем, не имеет даже юридического статуса. Это просто «дискуссионный клуб», который распиливал бюджет», — сказал в разговоре с «Известиями» польский журналист Сергей Гречушкин. Прекращено ли расследование крушения польского Ту-154 Упразднение «смоленской» подкомиссии вовсе не означает, что Варшава отказывается от расследования этого дела: следствие продолжает Национальная прокуратура Польши, срок ее работы по этому вопросу продлен до конца 2024 года. За это время специалисты должны в очередной раз изучить обломки самолета, чтобы выявить на них наличие взрывчатых веществ, после чего итоговые материалы должны быть переведены на польский язык документы поступят не раньше августа.
Громкое имя владельца самолета заставило вспомнить предыдущие авиакатастрофы с политиками. Сюжет Самолет Самой крупной по числу жертв стала катастрофа Ту-154 в Смоленске, на борту которого находился президент Польши Лех Качиньский. Она произошла 10 апреля 2010 года. Погибли все находившиеся на борту 96 человек — 88 пассажиров и 8 членов экипажа. Помимо президента Польши и его супруги погибли также известные польские политики, почти все высшее военное командование страны, общественные и религиозные деятели. Они летели в Россию с частным визитом на траурные мероприятия по случаю 70-й годовщины Катынской трагедии.
Катастрофа под Смоленском стала крупнейшей по числу жертв среди авиакатастроф, в которых погибали первые лица государства. Печальную хронологию гибели лидеров государств и видных политических деятелей ведут с 1969 года, когда президент Боливии Рене Барьентос Ортуньо погиб в подстроенной авиакатастрофе.
Катастрофу Ту-154 корреспонденту «СП» прокомментировал бывший летчик, в 1980-е годы летавший как раз на Ту-154, Александр Мельников. Но такое случается редко.
Шансы на спасение есть, если самолет падает с высоты не более 100 метров. Ту-154 довольно прост в управлении. Это же не «Аэробус», и не «Боинг», где много всяких нюансов. Да и никогда не поверю в то, что президент Польши летел в самолете, которым управляли плохие пилоты.
Полет уже заканчивался, горючего в баках было мало. Если бы несчастье случилось при взлете, то обязательно самолет взорвался бы… «СП»: — Ту-154 вообще часто попадает в катастрофы? Крупнейшая катастрофа в истории Ту-154, да и всей советской авиации, произошла 10 июля 1985 года под Учкудуком. Тогда перегруженный самолет свалился в штопор по вине экипажа.
На борту находилось 200 человек, все они погибли. С тех пор столь масштабных катастроф с «тушками» не случалось. Но Ту-154 — самолет довольно старый. Первая его модель была выпущена в далеком 1968 году.
Тогда он был суперсовременным. Но сейчас пришло другое поколение самолетов, и Ту-154 от них отстает. Недаром в этом году прекращено даже его мелкосерийное производство. Впрочем, что мы все о самолетах?
Люди погибли, и вот это самое ужасное… Естественно, что центральная тема этой авиакатастрофы — это гибель президента Польши Леха Качиньского. Если говорить о польском руководителе, то он был весьма примечательной личностью. У него было очень сложное отношение к России, он не скрывал неприязнь в нашей стране и больше склонялся к союзу с США. Однако биография его насыщена интересными фактами.
Лех Качиньский родился в Варшаве 18 июня 1949 года в семье инженера, ветерана Второй мировой войны, офицера Армии Крайовой, Раймунда и филолога Ядвиги Качиньских. В прошлом его родители были активными участниками Варшавского восстания 1944 года. В 13 лет в 1962 году со своим братом-близнецом Ярославом сыграли главные роли в популярном в Польше детском фильме-сказке «Двое, укравшие луну». Учился на юридическом факультете Варшавского университета, в 1972 году получил степень магистра.
В 1979 году защитил докторскую диссертацию в Гданьском университете, с 1990 года — профессор этого университета. Начал политическую карьеру в Комитете защиты рабочих в 1977 году, что расценивалось как подпольная деятельность антикоммунистической оппозиции.
Несмотря на приглашение, они не поехали в Москву, чтобы сделать собственные копии записей «черных ящиков». Реанимируя показную деятельность «комиссии Мачеревича», Ярослав Качиньский в очередной раз за последнее время старается обратить на себя внимание и выйти из тени президента Анджея Дуды и премьер-министра Матеуша Моравецкого. Лидер правящей партии «Закон и справедливость» привык быть на виду. Первым сигналом возвращения на политическую авансцену стала его инициатива «миротворческой миссии НАТО в Украине», которую с трудом, но еще не до конца, пришлось «умиротворять» западным лидерам.
Вторым пробным шаром стало желание Качиньского видеть в арсенале Польши ядерную бомбу. Накануне в Польше вспоминали жертв авиакатастрофы президентского авиалайнера Ту-154М под Смоленском 10 апреля 2010 года. На борту лайнера находились 96 человек, включая главу государства Леха Качиньского и его супругу Марию, а также высокопоставленных чиновников, военачальников, известных общественных деятелей, экипаж. Делегация направлялась в Катынь. Несколько затихшие мемориальные мероприятия на период разгула пандемии COVID-19 польские власти на этот раз решили компенсировать масштабом их проведения по всей стране.