Новости гештальт подход в психологии

Свежие новости. Информационно-психологический проект. Здесь всегда можно найти интересные и полезные статьи, ссылки и информацию из различных сфер и направлений психологии и психотерапии.

Техники гештальта в процессе консультирования. Кривая контакта

Гештальт-подход к работе с самоповреждающим поведением у подростков. Выражение «закрыть гештальт» часто используют блогеры и коучи в соцсетях. Однако это не просто популярный тренд — в психологии словом «гештальт» обозначают незавершенное действие, мысли о котором не дают покоя. Гештальт-терапия – особое направление в практической психологии, которое помогает людям закрывать такие гештальты. Проявлять психологу собственные чувства – это также подход гештальт-терапии.

Развитие гештальт-терапии. Современная гештальт-терапия. Часть 1

Завершается он в момент достижения удовлетворения. Техника гештальт-терапии Техники, используемые в гештальт-терапии, являются принципами и играми. Наибольшую известность получили три ниже представленные игры на осмысление себя и окружающих людей. Игры построены на внутреннем диалоге, диалог ведется между частями собственной личности со своими эмоциями — со страхом, беспокойством.

Чтобы это понять, вспомните себя, когда вы испытывали чувство страха или сомнения — что происходило с вами. Техника игры: Для игры потребуется два стула, их необходимо расположить друг, напротив, к другу. Один стул — для воображаемого «участника» вашего собеседника , а другой стул — ваш, то есть конкретного участника игры.

Задача: менять стулья и при этом проигрывать внутренний диалог — стараться максимально отождествит себя с различными частями своей личности. Совершение кругов. Непосредственный участник игры, должен идя по кругу обращаться к вымышленным персонажам с вопросами волнующими его душу: как его оценивают участники игры и, что он сам испытывает к воображаемой группе людей, к каждому человеку в отдельности.

Незаконченноe дело. Незавершенный гештальт, всегда требует завершения. А как этого достичь, вы можете узнать из следующих разделов нашей статьи.

Вся гештальт-терапия сводится к завершению незаконченных дел. У большинства людей есть немало неулаженных задач, планов связанных с их родственниками, родителями или друзьями. Незавершенный гештальт Очень жаль, конечно, что не всегда желания человека воплощаются в реальность, а говоря языком философии: завершение цикла может занять чуть ли не всю жизнь.

Цикл гештальта в идеальном варианте, выглядит так: Возникновение потребности; Удовлетворение; Выход из контакта. Но всегда есть некие внутренние или же внешние факторы, препятствующие идеальному процессу. В результате чего, цикл остается незавершенным.

В случае полного завершения процесса гештальт откладывается в сознании. Если же процесс остается незавершенным, он продолжает изнурять человека на протяжении всей его жизни, при этом еще и задерживает исполнение всех других желаний. Нередко незавершенные гештальты вызывают сбои в работе механизмов, которые защищают психику человека от лишних перегрузок.

Для завершения незавершённых гештальтов можно воспользоваться советом, который сто лет назад дал миру — замечательный поэт, драматург и писатель — Оскар Уайльд: «Чтобы побороть искушение — нужно ему… поддаться». Завершенный гештальт дает непременно свои плоды — человек становится приятным, легким в общении и начинает быть необременительным для других людей. Люди, с незавершёнными гештальтами всегда пытаются завершить их в других ситуациях и с другими людьми — насильно навязывая им роли в сценариях своих незавершённых гештальтов!

Маленькое, несложное, действенное правило: начните с завершения самого простого и лежащего на поверхности гештальта. Исполните свою заветную желательно — не серьезную мечту. Научитесь танцевать танго.

Рисовать природу за окном. Совершите прыжок с парашютом. Приведенные ниже упражнения нацелены: на одновременное осознание самого себя и бытия другого.

В общем, призывают нас вступить за грань возможного. Выполняя упражнения, старайтесь анализировать, что вы делаете, для чего и как вы это делает. Основная задача этих упражнений — выработать умение находить собственные оценки.

Упражнение — «Присутствие» Цель: фокусировка на ощущении присутствия. Закройте глаза Сконцентрируйтесь на телесных ощущениях. Упражнение — Ощущение «Ты» Цель упражнения: суметь испытать состояние присутствие «в другом человеке», то есть суметь прочувствовать состояние «Ты» в замен — состоянию «Эго».

Упражнение выполняется в паре.

Успехов организаторам в дальнейших конференциях! Это становится доброй ежегодной традицией, но если в прошлом году я выступал в четверг в блоке студентов, то в этом году переместился в блок выпускников рядом с Н. Кошиц-Нешковой, Т. Беляевой, К.

Конференция онлайн.

Я в основном фокусировался на мастер-классах и семинарах посвящённых онлайн сеттингу сессий - спасибо за ценный материал, было несколько интересных моментов, которые запустили процесс переосмысления моего пространства проведения онлайн сессий. Создалось странное субъективное ощущение: несмотря на то, что доклады были представлены в различных подходах, на конференции количественно преобладали представители гештальт-подхода. Отдельное спасибо организаторам, за доклад мной любимого Дж. Он является одним из теоретиков и практиков развивающих реляционный гештальт-подход. Знал бы он, что среди его слушателей будет человек опирающийся на его работы в статье посвященной реляционности. Для меня это один из показателей хорошей конфы.

Гештальт-терапевт помогает понять, какую потребность человек стремится удовлетворить, как она проявляется на разных «этажах» психики и придумать ей завершение — закрыть гештальт. Откуда берутся гештальты?

Вернемся к гештальтпсихологии. Она появилась в 1912 году, в эпоху, когда методов современной нейронауки не существовало. Поэтому понять, что же именно такое гештальт и какова его природа, можно было разве что концептуально. Тем не менее, теория гештальта господствовала в изучении восприятия всю первую половину XX века. С конца 1950-х годов нейрофизиологи Дэвид Хьюбел и Торстен Визель стали делать записи с отдельных нейронов в зрительной коре кошек и обезьян. Оказалось, что каждый нейрон откликается строго на какое-то свойство изображения: угол поворота и ориентация, направление движения. Они получили название «детекторы признака»: детекторы линий, детектор краёв. Работы оказались крайне успешными, и Хьюбела с Визелем удостоили за них Нобелевской премии. Позднее, уже в экспериментах на людях, были открыты нейроны, реагирующие на более сложные стимулы — детекторы лиц и даже конкретных лиц знаменитый «нейрон Дженнифер Энистон». Эксперимент Хьюбела и Визеля с кошкой Так на смену идее гештальта пришел иерархический подход.

Любой объект — это набор признаков, за каждый из которых отвечает своя группа нейронов. В этом смысле целостный образ, о котором говорили гештальтисты, — это просто активация нейронов высшего порядка. Но не все было так просто. Более поздние эксперименты показывали: мы зачастую схватываем целостную картину гораздо раньше, чем отдельные элементы. Если вам показать начальную картинку с велосипедом на долю секунды, то вы уверенно сообщите, что увидели велосипед, но вряд ли скажете, были ли у него педали. Выводы говорили о наличии гештальт-эффекта. Это шло вразрез с идеей каскада из нейронов, распознающих признаки от самых простых до самых сложных. Как ответ возникла теория обратной иерархии — когда мы на что-то смотрим, быстрее всех реагируют нейроны, отвечающие за общую картину, а уже за ними подтягиваются те, что распознают детали. Такой подход был ближе к концепции гештальта, но всё равно оставлял вопросы. Теоретически вариантов того, что может оказаться перед нашим взглядом, бесконечно много.

При этом мозг как будто бы заранее знает, какие нейроны активировать. В этом «заранее» и есть ключ к пониманию гештальтов. Речь об одной из самых прорывных идей в понимании работы мозга на рубеже XX и XXI веков — предсказательном кодировании predictive coding. Мозг не просто воспринимает и обрабатывает информацию извне. Скорее наоборот — он предсказывает, что происходит «снаружи», а затем сравнивает предсказание с реальностью. Предсказание — это когда нейроны высших уровней посылают сигналы нейронам низших уровней. Те, в свою очередь, получают сигналы извне, от органов чувств, и отправляют «наверх», сообщая, насколько предсказания расходятся с реальностью. Главная задача мозга — свести к минимуму ошибку предсказания о реальности. В момент, когда это происходит, и возникает гештальт. Гештальт — это событие, а не что-то статичное.

Стратегия, тактика и фокусировка в работе гештальт-терапевта

К гештальтистам могут обращаться как подростки, так и люди преклонного возраста. Метод универсален и работает с любыми запросами, например: взаимоотношения с партнером , потеря смыслов, неуверенность в себе, смерть близких , выгорание , «не знаю, чего хочу» , травматический опыт , сложности сексуального характера, одиночество и другие. В процессе гештальт-терапии у человека появляется шанс осознать, каким образом он не дает себе получить от мира то, в чем нуждается. Осознавание себя, своих потребностей и способов их удовлетворения во всех сферах своей жизни — и есть цель гештальт-терапии. Идея подхода Название гештальт-терапии происходит от немецкого слова gestalt, что в переводе означает «образ», «форма». Метод вырос из психоанализа и много взял из восточных философий и гештальтпсихологии, основой которой является изучение восприятия человека. Основоположник гештальт-терапии врач Фредерик Перлз считал, что ответ на вопрос «Как это происходит? Исследование процессов с поиском ответа на вопрос «Как со мной это происходит? А это, в свою очередь, дает шанс пробовать делать что-то в своей жизни по-другому. Фредерик Саломон Перлз 1893-1970 немецкий врач-психиатр, психотерапевт. Совместно с Полом Гудманом и Ральфом Хефферлином написал основополагающий труд «Гештальт-терапия, возбуждение и рост человеческой личности» 1951.

Привычные повторяющиеся способы прерывания называют паттернами — от англ. Как видно, ряд значений английского слова совпадают с семантикой немецкого «гештальт». И можно сказать, что паттерн — это устойчивый, повторяющийся сломанный гештальт. Задача гештальт-терапии, если коротко, — восстановление гештальтов, и в первую очередь — цикла контакта организма со средой человека с миром , что также предполагает работу с целостностью границ личности и с определением ее потребностей. Личность [1] с ее потребностями [2] и теми процессами, способами взаимодействия, приемами контакта со средой [3], которые она использует для удовлетворения потребностей, — это целостная система ее тоже можно считать гештальтом. И эта система устроена так, что изменения одного из компонентов [1], [2] или [3] ведут за собой изменения в других. Если точкой отсчета в терапии сделать гештальт цикла контакта компонент [3] и обращать внимание на то, как человек организует взаимодействие со средой; найти место, где цикл прерывается, исследовать его, восстановить цикл, — то это ведет к выравниванию личностных границ восстанавливается компонент [1] и осознанию потребностей восстанавливается компонент [2] ; можно пойти и иными путями, сделав точкой отсчета другие гештальты: начать работу с восстановления границ личности или структурирования потребностей — любой из этих путей ведет к налаживанию работы всей системы. Что происходит во время работы?

Гештальт-терапия — это «разговорная» терапия, и основное, что происходит, — это диалог между терапевтом и клиентом, в котором исследуются прерывания границ. Особенностью работы является фокус на том, что происходит здесь и сейчас: исследуется, как проблемы из «там и тогда» проявляются и живут в «здесь и теперь» — в общении клиента и терапевта например, как клиент предъявляет проблему, как «живет» в теме; воспроизводит ли свои типичные трудности в общении с терапевтом. В работе возможны эксперименты — специально организованные ситуации, направленные на актуализацию трудностей, прояснение чувств, потребностей, получение и усвоение нового опыта. Эксперимент может заключаться в просьбе, предложении представить какого-либо человека или себя в определенной ситуации, произнести какую-нибудь фразу, нарисовать что-то и т. Эксперимент в терапии должен быть добровольным обязательно согласие клиента и терапевта и безопасным. Гештальт-терапия — это диалог равных личностей. Восстановление границ происходит в результате совместной работы терапевта и клиента. Экспертом в своей жизни и своих границах является клиент, а терапевт сопровождает его в исследовании, помогает осознать, как клиент организует свою жизнь, заметить паттерны, увидеть их истоки, понимать разницу между ситуациями, в которых они возникли и в которых были эффективны «там и тогда» , и сегодняшней трудной ситуацией «здесь и теперь» , искать новые способы действовать, быть гибким — применять не только привычные, а разные способы и стратегии.

Когда клиент начинает видеть дополненную картину, у него появляется больше свободы в выборе, как решать проблему, удовлетворять потребность. Практически любая работа в гештальт-терапии — это работа с границами: границами личности, границами потребности, границами контакта. Прерывания гештальтов нарушения границ, паттерны есть у всех людей, в том числе и у терапевтов. Но терапевт специально обучен замечать не только чужие, но и свои паттерны, что позволяет ему выдерживать свои чувства и чувства клиента и при этом оставаться в контакте.

Интерес, потребность узнать что-то новое? У нас всех есть уйма потребностей, которые мы стремимся удовлетворить. И если не получается удовлетворить основные из них, тогда мы в скором будущем рискуем оказаться на приеме у специалиста с неврозом или депрессией. По такому принципу работает психика.

Мозг человека устроен так, что стремится закончить начатое. Например, вы начали читать книгу или смотреть фильм и никак не можете закончить. Вот тут-то и возникает незавершенный гештальт — вас постоянно тянет завершить начатое. Это что касается какого-то действия. А если речь пойдет об абстрактных понятиях — отношениях, гневе, горе, обиде — то тут неудовлетворенная потребность незакрытый гештальт влечет за собой хронический дискомфорт, отравляющий жизнь. Иногда не только одному человеку, но и его окружению. Наверное, вы встречали обиженного человека. С ним даже находиться сложно — он постоянно бурчит, во всем видит негатив и раскидывается обвинениями.

Все ли гештальты нужно закрывать? Далеко не все гештальты можно и нужно закрыть. Некоторые неудовлетворенные потребности могут просто не осознаваться человеком. Но есть и такие, что человек сознательно не стремится восполнить — считает их опасными или постыдными. И вот имеем замкнутый круг: потребность — нет удовлетворения — незакрытый гештальт. И так этот ком может катиться годами и увеличиваться. Каждая удовлетворенная потребность — это мощная энергия для человека. Она правильно расходуется, если удовлетворяется.

В противном случае эта энергия накапливается, не расходуется продуктивно, человек ощущает напряжение. И из-за этого имеем людей со страхами, агрессией, чувством вины, а также больных соматически: кожные сыпи, псориаз и другие болезни. По этой логике все гештальты нужно закрывать. Но вот вам парадокс: некоторые закрытые гештальты не дают человеку дальше развиваться! Например, человек заикается и это мешает ему полноценно общаться, он чувствует себя неуверенно и боится выступать на публике. Он начинает разбираться в себе, вспоминает, что в детстве его напугала собака, он был один и старался быстрее убежать от нее. Если человек на этом этапе остановится, то гештальт может и будет закрыт, но самопознание завершится, подсознательный страх наверняка останется. Мы приходим к тому, что все-таки не все гештальты нужно стремиться закрывать.

Но тут ремарочка: если уж не завершать целостную картинку в сознании, так делать это под присмотром психотерапевта или психолога. Ведь иначе можно до болезни себя довести. Примеры незакрытых гештальтов Закрыть гештальт иногда не так-то просто. Например, хотела я стать врачом кардиохирургом, но не сложилось и могу всю жизнь навязывать это желание своему ребенку, не спрашивая о его желании. Ребенок мне за это спасибо не скажет, особенно если он до ужаса боится крови. Или девочку не принимают в семье, хвалят только за какие-то выдающиеся успехи. Что будем иметь на выходе? Когда она вырастет, костьми ляжет, только чтобы ее хвалили и принимали.

Будет ли она счастлива, когда придется всем и каждому угождать?

Примеры незакрытых гештальтов в отношениях Нереализованная в детстве мечта приведет к тому, что взрослый может пытаться реализовать ее с помощью своего ребенка, даже не спросив его мнения. Будет ли счастлив ребенок, который проживает жизнь за своего родителя? Взрослый, которому было мало внимания и любви в детстве, будет усиленно добирать это от семьи, созданной уже им самим. Например, искать в партнере того самого родителя, которого так не хватило в детстве. Насколько счастливым будет такой брак? Партнер, которого внезапно оставили, будет постоянно проживать разрыв, пытаясь найти его причины. Так, мужчина может приняться менять партнерш одну за другой, доказывая бывшей, что он еще ого-го, чтобы она пожалела, что ушла от него. Женщина начнет окружать себя внешними атрибутами успешной жизни, показывая бывшему или разлучнице, что она устроилась еще лучше, счастлива еще больше. Все это говорит о том, что ситуация не прожита, не отпущена, а гештальт в отношениях не завершен до конца.

Можно ли построить новые, эмоционально оставаясь в старых? Как закрыть гештальт Незакрытый гештальт — это не та ситуация, в которой время лечит. Скорее, время тут только усугубляет, укрепляет эту самую рану, а иногда так засыпает песком, что докопаться до нее можно только посредством длительной терапии.

Гештальт психология: гельштат-терапевт, гельштат-подход

Гештальт-терапия, когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) и психоанализ – это три различные формы психотерапии, каждая из которых имеет свой уникальный подход к лечению и имеет полярно разные техники. В психологии и психотерапии гештальтами называют целостные картины (образы, ситуации и т. д.), объем и характеристики которых будут зависеть от особенностей восприятия конкретной персоны, нюансов работы его сознания. Гештальт-терапия сформировалась на основе гештальт-психологии. Гештальт в психологии: что это простыми словами. Психолог, преподаватель психологии, гештальт-терапевт с 17-летним опытом, доцент ВШПК (Высшей школы психологического консультирования), тренер, супервизор. Вокруг гештальт-психологии, гештальт-терапии со времени ее появления (60 лет назад!) роятся мифы.

Что такое гештальт и зачем его закрывать? Основы гештальтпсихологии

Терапия со сном в гештальт-подходе рассматривает отдельные части сновидения как части «Я» человека, а непосредственно сон как некую незавершенную ситуацию, которая требует завершения. Итак, гештальт — это простыми словами в психологии образ окружающего мира, который формируется в сознании человека. В классической психологии гештальт — это любой цельный образ, который состоит из частей. Что касается гештальт терапии Перлза, как одного из методов психотерапии, то это совершенно самостоятельное направление в психологии, не имеющее прямого отношения к гештальт психологии, кроме ряда идей, заимствованных из нее и, собственно, названия самой системы.

Незавершенный гештальт это...

  • Что такое гештальт простыми словами и почему его надо закрывать — рассказывает психолог - Чемпионат
  • Выбор города
  • One moment, please...
  • Гештальт-терапия, что это и кому подойдет?
  • КПТ и гештальт. Чем отличаются эти психологические подходы

Гештальт – Что Это Такое В Психологии?

Гештальт-психология на службе корпораций. Гештальт-подход, рассматривающий компанию как целостный организм, – инструмент изучения происходящих процессов, разрешения деструктивных ситуаци. Термин «закрыть гештальт» происходит из гештальт-психологии, где гештальт означает целостный образ или форму. Согласно гештальт-подходу, наше восприятие стремится к закрытию гештальта, то есть к полному и завершенному восприятию образа или концепции.

Техники гештальта в процессе консультирования. Кривая контакта

Гештальт-терапия – особое направление в практической психологии, которое помогает людям закрывать такие гештальты. Гештальт-терапия и когнитивно-поведенческая терапия: в чем разница? Что эффективнее: гештальт или КПТ? Читайте в статье. Гештальт-подход не работает в тех случаях, когда человек не готов обратить свой взор внутрь себя, подумать о том, что стоит за его чувствами и реакциями и как связаны его прошлое и настоящее. В начале XX века возникла школа экспериментальной психологии, получившая название «гештальт-психология». Итак, гештальт — это простыми словами в психологии образ окружающего мира, который формируется в сознании человека. две различные теории в области психологии, которые помогают людям понять себя и свое теории имеют разные основы, подходы и методы.

4 принципа гештальт-терапии, которые помогут распутать внутренние узлы

А ты замечаешь, что я — мужчина? К испуганно. Да… Т. Попробуй адресовать свой текст лично мне. У меня создается впечатление, что ты меня не замечаешь… Это — самое начало сессии. В ней гештальт-терапевт слава Богу, начинающий : неуважителен, нечувствителен к неловкости клиентки и просто агрессивен.

В течение 40 последующих минут клиентка пыталась донести до него простую историю: она понравилась парню, он за ней ухаживает, но она не уверена в себе, в своей внешности и очень тревожится… Терапевт постоянно перебивал ее и, простите, грубо нарушал границы — не только этические, но и человеческие. Хотя терапевту с его переживаниями и идеями там пока не было места — там было много феноменов самой клиентки, которые, к сожалению, ей так и не удалось выразить, разместить и обсудить с терапевтом. Именно из-за таких горе-работ я задумалась — может, слово «стратегия» - не самое удачное в этом контексте? Стратегию выстраивают, когда: терапевту более-менее ясно, с чем пришел клиент; обсуждена цель динамичная, изменяющаяся, но «здесь-и-теперь» важная для клиента ; установлен достаточно хороший контакт. Но сама стратегия «работы с внутренней феноменологией» или «работы на границе-контакт» - лишь разные способы достижения разных целей.

Интересно, что в гештальт-терапии используется термин стратегия, но позабыт термин «тактика». Снова обратимся к Википедии: «Тактика является инструментом реализации стратегии и подчинена основной цели стратегии. Стратегия достигает основной цели через решение промежуточных тактических задач…» [3]. Гештальт-терапевт как и специалист любой помогающей профессии учится много лет в программах, а потом — всю оставшуюся жизнь тому, как именно решать практические задачи месте с клиентом. Это техники и микротехники, это оттачивание своего self как главного инструмента терапии, это чтение профессиональной и художественной литературы, это дружба и любовь… Мы учимся этому ежесекундно, и было бы очень высокомерным утверждать, что я, как специалист, могу разработать стратегию правильной терапии… Лично мне ближе более нейтральное, но очень емкое понятие «фокусировки».

Гештальт-терапевт в своей работе может фокусироваться на разных аспектах терапевтической сессии:.

Вместо того чтобы просто видеть отдельные краски и линии на холсте, мы воспринимаем их как целостный образ, который имеет свойство вызывать эмоции, передавать настроение или передавать информацию. Гештальт-подход помогает объяснить, каким образом наш мозг способен продолжать распознавать и организовывать такие образы. Он объясняет, что наше восприятие не ограничивается простым суммированием отдельных элементов, а зависит от взаимодействия между ними. Принципы гештальт-психологии В гештальт-психологии выделяются несколько основных принципов или законов, которые определяют наше восприятие и организацию информации. Вот некоторые из них: Закон близости: Этот закон гласит, что элементы, расположенные близко друг к другу, воспринимаются как связанные и группируются вместе. Например, если у нас есть ряд точек, и некоторые из них находятся ближе друг к другу, мы склонны воспринимать их как группу или образ, а не как отдельные точки. Закон сходства: Согласно этому закону, элементы, имеющие общие характеристики, такие как цвет, форма, размер или текстура, склонны объединяться в группы или фигуры. Например, если у нас есть ряд фигур разных цветов, мы будем склонны воспринимать все красные фигуры как одну группу и все синие фигуры как другую группу.

Закон замыкания: Этот закон указывает на нашу тенденцию заполнять пробелы в неполных образах и видеть их как законченные и целостные. Если у нас есть набор линий или контуров, которые образуют неполные фигуры или образы, мы склонны воспринимать их как законченные формы, заполняя пропущенные части в нашем восприятии. Закон продолжения: Согласно этому закону, мы склонны видеть непрерывные и плавные линии или образы, даже если они перекрываются или прерываются другими элементами. Мы предпочитаем видеть линии или формы, которые продолжаются в определенном направлении или имеют определенную направленность. Закон фигура-фон: Этот закон относится к различению между фигурой объектом, на который мы фокусируем наше внимание и фоном окружающим контекстом. Мы воспринимаем объекты или фигуры на фоне и различаем их благодаря контрасту и отделению от окружающего пространства.

Истоки гештальт-терапии Термин «гештальт» происходит от немецкого Gestalt «внешность», «образ» , от глагола stellen «ставить, представлять». Зачастую слово «гештальт» переводят как «форма», «фигура», «целостность». С немецкого Gestalt зачастую переводят как "форма" или "фигура" Само понятие было введено в научный обиход австрийским философом и психологом Христианом Фон Эренфельс, написавшем в 1890 году статью «О качестве формы». Речь в ней шла о том, что человек в своем сознании создает целостный образ объекта, информация о котором поступает к нему через органы чувств. Они-то и открыли принцип холизма целостности , на котором базируется вся гештальтпсихология. Согласно этому принципу, создаваемое нашим восприятием целое — принципиально иное, нежели сумма его частей. Это нечто большее — сущность. Так, мелодия — это не просто определенная последовательность нот согласитесь, мы узнаем ее, даже если она будет сыграна в другой тональности или музыканты начнут отчаянно фальшивить , картина — не совокупность мазков на холсте, а текст — не набор букв определенного языка это легко проверить, если написать нечто с большим количеством ошибок и пропусков. От чего зависит, какая именно ситуация или объект привлечет наше внимание? Какой образ сложится в нашем восприятии? Вопрос этот по-прежнему открыт. Ибо разные люди воспринимают действительность по-разному. Прекрасный пример этому — знаменитое изображение, известное нам как «Ваза Рубина» названное в честь автора, датского психолога Эдгара Рубина. На этом изображении можно увидеть то два профиля, то вазу. Когда человек видит вазу, профили исчезают, превращаются в фон. А как только появляются профили, фоном становится ваза. Почему он важен для понимания всей гештальтпсихологии? Потому что потребность нашего мозга достраивать образ до целого определяет тот факт, что нам свойственно завершать начатые действия, проживать до конца те или иные ситуации. Если же какое-то действие остается незавершенным, мы испытываем дискомфорт, тревогу, беспокойство. На нем сосредотачивается наше внимание. Оно становится для нас фигурой, отодвигающей все на задний план, превращающей остальную нашу жизнь в фон. Нам нужно достроить фигуру для целого закрыть гештальт. Только тогда она сможет стать для нас фоном, освободив место новому. Гештальт воспринимается как незавершенное действие, недоделанная до целого "фигура" Фредерик Перлз и гештальт-терапия Гештальт-терапию как направление психотерапии разработал немецкий психоаналитик еврейского происхождения Ф. Перлз 1893-1970 гг.

Казусы в процессе гештальт-терапии Над гештальт-терапевтами нередко иронизируют: мол, им для терапии достаточно всего лишь трех вопросов: «Что ты хочешь? Но в каждой шутке есть доля шутки. Ведь это действительно наиболее часто встречающиеся вопросы, потому что основной метод гештальт-терапии в выявлении чувств и эмоций непосредственно в кабинете. Так, однажды во время сеанса известный американский гештальт-терапевт Ирвин Полстер, стараясь помочь клиентке в осознании ее проблемы, спросил: «Над чем вы сейчас так сосредоточенно размышляете? На что она, внимательно глядя на его брови, вполне серьезно ответила: «Все время думаю: как вам удалось отрастить такие мохнатые брови... Основы гештальт-терапии: любовь к себе и принятие себя Главное, что рекомендуют психологи своим пациентам, — с уважением и любовью относиться к себе, к собственным устремлениям, интересам. Но и с не меньшим уважением к людям, среди которых живете, и особенно с которыми тесно связаны. Не стоит жалеть времени и усилий на поиски баланса между независимым выражением своего Я и развитием отношений с партнерами, семьей, окружающим миром. Бывает, что позитивные изменения, которые стимулировал психолог, сводятся на нет родственниками или друзьями, которые неправильно себя ведут. Кроме того, специалист может дать рекомендации по поводу взаимодействия с окружающими. Поделиться 10 комментариев Olya 03 Января 2013, 16:13 С уважением и любовью относиться к себе, к собственным устремлениям, интересам, но и с не меньшим уважением — к людям, среди которых живете, и особенно — с которыми тесно связаны. Подобные "рекомендации" сейчас можно встрертить на каждом шагу... Как-то банально 0 Olya 03 Января 2013, 16:10 однажды во время сеанса известный американский гештальттерапевт Ирвин Польстер, стараясь помочь клиентке в осознании ее проблемы, спросил: «Над чем вы сейчас так сосредоточенно размышляете? Поищу в интернете, может прольется свет на мое неученье 0 Нинуля Нефрит 25 Июня 2012, 19:16 Мне кажется, основное — это естественность контакта клиента и терапевта: обоим предложено стремиться к тому, чтобы быть самим собой. Не поняла, в чем отличие от обычного психолога? Доброжелательно и с интересом расспрашивать клиента о подробностях его жизни, внутренних переживаниях. Я стараюсь именно так разговаривать с близкими людьми.....

Техники гештальта в процессе консультирования. Кривая контакта

КПТ: анализируй убеждения и корректируй поведение Основные принципы подхода: Убеждения влияют на поведение. Чтобы изменить ситуацию, нужно изменить образ мыслей. КПТ работает с убеждениями, которые лишают человека свободы выбора и заставляют действовать деструктивно. Основная идея подхода — мысли человека вызывают эмоции. И если это болезненные переживания, то они становятся причиной неадекватного поведения, депрессии, невроза или других тревожных расстройств. Теорию КПТ можно описать простой моделью: В жизни человека случается какое-то событие. Человек воспринимает событие через призму своих убеждений.

Мысли человека запускают эмоциональную реакцию, которая влияет на его поведение. Реакция человека обусловлена не столько ситуацией, сколько его отношением к ней. Поэтому так важно осознать свои убеждения и заменить неконструктивную жизненную стратегию гибким мышлением. Эффективное мировоззрение — это осознанные реакции: понимаешь, какой хочешь получить результат и ведёшь себя должным образом. Как происходит работа с психологом Во время сессий психолог учит клиента решать такие задачи: отслеживать свои деструктивные установки и мысли; видеть связь между своими мыслями, эмоциями и поведением; анализировать факты, которые подтверждают или опровергают его убеждения; выстраивать более реалистичную картину мира, основанную на фактах, а не на их субъективной оценке; менять уже существующие негативные убеждения, которые искажают его опыт. Психолог выступает в роли наставника.

Он выясняет суть запроса и составляет план работы. Дальше клиента ждут домашние задания и регулярная ретроспектива. Упражнения очень простые, и всё же они помогают изменить убеждения и закрепить новые формы поведения. Итог — человек учится мыслить более объективно и реагировать на ситуации мудро. Сопутствующие эффекты: психологическая устойчивость, прилив энергии, сил и мотивации.

Или находит профессора Мориарти и в течение большей части романа борется с ним у Рейхенбахского водопада. Или борьба закончилась, но мы так и не понимаем, кто же из персонажей победил. Что мы при этом чувствуем? Определенно — фрустрацию. Наш контакт с художественным текстом, с его главным героем был каким-то образом прерван. Собственно, это чувство неудовлетворенности, незавершенности цикла настолько разозлило читателей включая, между прочим, королеву Викторию , что они прямо-таки вынудили Артура Конан Дойла «оживить» полюбившегося публике сыщика и написать «Возвращение Шерлока Холмса». И это еще одна очень важная для Гештальта тема — тема прерывания контакта. Прерывание контакта Описанные выше ситуации называются в гештальттерапии незавершенными отчасти мы уже говорили об этом выше. То есть вроде бы что-то случилось, но человек продолжает об этом думать, продолжает чувствовать, снова и снова прокручивает ситуацию в голове, злится на Другого, осуждает себя вспомните эффект Зейгарник … Если рассуждать в терминах пищевого поведения — словно бы человек поел, но не насытился, словно бы он остановился в какой-то момент не потому, что ему уже достаточно, он сыт, а по каким-то другим причинам, не имеющим непосредственного отношения к ситуации здесь и сейчас. Тут надо понимать, что само по себе прерывание не является чем-то плохим или хорошим. Это просто ситуативная данность. Предположим, я осознаю, что хочу есть, но не могу уйти с работы, поскольку еще не настал обеденный перерыв. И я себя останавливаю, я прерываю откладываю начавшийся процесс контактирования. Или я вижу, как к остановке подъезжает автобус. Чтобы на него успеть, мне нужно всего лишь перейти дорогу. И тут загорается красный свет! Я прерываю начатое действие. Автобус уходит. Я могу погрустить по поводу того, что на него не успел и теперь опоздаю на встречу. Это нормально. Это часть опыта. В результате я, допустим, сделаю вывод: надо выходить из дома на пять минут раньше или пользоваться такси. Однако клиент, который приходит к нам и рассказывает подобную историю, скорее всего, будет жаловаться на что-то другое. Он, например, скажет: «Вот всегда со мной так! Даже автобус уходит у меня из-под носа. Наверное, я какой-то неправильный! Из того, что я опоздал на автобус, невозможно напрямую сделать вывод, что я — неправильный человек. Такого типа прерывания в Гештальте называются невротическими. От «естественных», «здоровых» прерываний их будут отличать два неизменных свойства: Во-первых, мы всегда будем замечать, что между внешним воздействием и откликом на это воздействие как будто бы существует некая пропущенная мысль. Или скажем так: в цепочке ощущений, порождающих отклик, явно присутствует дополнительное звено, которое самим человеком не осознается. Но именно это пропущенное звено ведет к прерыванию контакта, когда человек из ситуации «здесь и сейчас» «я не успел на автобус» буквально «выскакивает» в ситуацию «там и тогда» «мама говорила, что дисциплинированные люди всегда выходят пораньше» или в ситуацию «всегда» «вот вечно со мной нечто подобное происходит». Второе свойство невротического прерывания — его повторяемость. Клиент говорит: «Я много раз знакомился с девушками, и всегда это кончалось очень быстрым разрывом». Обстоятельства вроде бы меняются и человек часто подчеркивает, что обстоятельства были разными , а результат один и тот же. И опять мы можем предположить, что в цикл контакта привносится нечто неосознаваемое, нечто, не позволяющее пройти весь путь от возбуждения до удовлетворения. А значит — препятствующее свободной активности и вступлению в новый контакт. Перлз и Гудмен выделили четыре способа прерывания контакта: интроекция, проекция, ретрофлексия и слияние конфлюэнция. В теории Гештальта они до сих пор рассматриваются как основные. Более поздние авторы добавили к этому списку еще несколько пунктов, но они выступают лишь как варианты к четырем инвариантным механизмам. К примеру, в литературе можно встретить такие понятия как «дефлексия» избегание контакта за счет сброса энергии возбуждения и «эготизм» выстраивание жестких границ, как у чеховского «человека в футляре» , которые объединяются общим понятием «ретрофлексия». В конечном итоге, настолько, насколько опыт каждого человека уникален, уникальными являются и его способы прерывания. И настолько, насколько все люди похожи как представители одного биологического вида, мы способны описать главным образом — в целях диагностики наиболее общие механизмы, не позволяющие клиенту проходить цикл контакта от начала и до конца. Итак: Интроекция — это «глотание без пережевывания». По сути — принятие некоего «слипшегося», не проясненного до конца утверждения, кусочка чужого не моего! Например: «Не суй два пальца в розетку! Или: «Все мужики — гады! Хотя при этом надо иметь в виду, что, допустим, интроецированные правила поведения в рамках своей культуры способны подсказать человеку способ действия в непредвиденной, стрессовой ситуации, а доведенные до автоматизма навыки вождения автомобиля — спасти жизнь водителю и другим участникам дорожного движения. Проекция — это перенос на Другого того, что я чувствую в чем нуждаюсь сам. Хотя, с другой стороны, именно благодаря проецированию мы оказываемся способны понимать и до некоторой степени предугадывать поведение окружающих людей. Ретрофлекция буквально означает «разворот назад» от лат. Это возвращение себе того, что изначально было адресовано миру. Я злюсь из-за того, что не успел на общественный транспорт, и обращаю эту злость на себя, делая вывод: «Вот какой я ужасный невезучий человек! Слияние confluence — очень позитивное ощущение. Ребенок изначально «слит» с матерью. Только так он способен выжить. Но что происходит, когда взрослый человек, теряя границы собственного «Я», хочет слиться с кем-то или чем-то другим припасть к груди? Все случаи зависимостей и созависимостей связаны как раз с прерыванием контакта по типу конфлюэнции. Однако полноценный, приносящий удовлетворение секс без слияния вряд ли возможен. В целом, мы предполагаем, что изначально, в детстве, любая форма прерывания была творческим способом адаптации к повторяющимся ситуациям. Если мать не переносит криков ребенка, ребенок научается не кричать ретрофлексирует проявление собственных эмоций. Если родители винят в проблемах кого угодно, только не себя, ребенок — дабы избежать конфликта — начинает делать то же самое. Прерывания потому и не осознаются, что человек «изобрел» их сам. Это привычный, «естественный» для него способ реагирования. И задача терапевта — помочь клиенту осознать, в каком месте и каким образом он себя прерывает, поддержать его способность к экспериментированию и живому, творческому приспособлению к ситуациям, каждая из которых является уникальной и неповторимой. С точки зрения Гештальта, полноценный контакт — это акт открытой, искренней коммуникации между «Я» и «Ты» именно так, как это описывал философ-экзистенциалист Мартин Бубер. Каждый из участников процесса обладает своими границами, мотивами, эмоциями, телесными ощущениями, способен их осознавать и предъявлять Другому. Как сказано в молитве гештальтиста у Перлза: «Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты живешь в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям. Ты — это ты. И если нам случилось встретить друг друга — это прекрасно. Если нет, то ничего не поделаешь». Принцип реалистичности Гештальттерапевт следует принципу реалистичности. Представьте, приходит к нему 70-летняя старая дева и жалуется, что у нее никогда не было опыта сексуальной близости. Перед терапевтом встает вопрос: что с этим делать? Он не может изменить реальность, он не может превратить 70-летнюю женщину в 20-летнюю! Нужно искать какой-то другой подход… Мы не способны объять необъятное. Из множества тем, которые клиент предъявляет на сессии, терапевт вынужден выбрать что-то одно. Терапевт может лишь надеяться: если один из паззлов встанет на место, остальные тоже как-то переформатируются. То есть картина мира у клиента изменится, даже если мы вместе с ним сможем передвинуть всего один элемент. В действительности, какой из элементов системы будет выбран, — зависит от множества причин: от тренированности терапевта, от его и клиента актуального состояния, от того, насколько доверительные отношения установились между клиентом и терапевтом, от случая, от того, на чем здесь и сейчас готов сфокусироваться человек и т. Нам все равно не удастся действовать сразу во всех направлениях. Мы используем системный подход, предполагая, с одной стороны, что целое всегда больше суммы его частей, а с другой — что изменение любой части ведет к изменению целого. В этом особенность гештальт-методологии — пристальное внимание к деталям, связанным с процессом детализация. Как человек откликается на происходящее, что он чувствует, как это отзывается в его теле, что он думает?.. Очень-очень подробное прохождение всех этапов контактного процесса. Без пропусков, без лакун. Еще одна особенность гештальт-метода — стремление не оценивать то, о чем говорит человек. Как только терапевт начинает оценивать факты с позиции «хорошо-плохо», «должно быть так» или «так не должно быть», он перестает думать. Не говоря уже о том, что тот, кого оценивают, переживает множество эмоций, не имеющих отношения к терапии, к тому, что происходит между двумя людьми здесь и сейчас. Приведу пример неосознанной оценки. Клиент рассказывает терапевту, что его клиента ограбили на улице. Буквально: «Жизнь или кошелек! Он говорит: «Наверное, вы очень сильно разозлились? Не потому, что он действительно разозлился, а потому, что он вроде бы должен был нечто такое почувствовать. На самом же деле, человек испытал сильнейший страх, а вовсе не злость. И работать здесь нужно было бы с травмой, позволив жертве прожить до конца мысли, импульсы, эмоции, которые были прерваны. Тогда, возможно, у клиента через некоторое время возникло бы и чувство злости, и желание восстановить справедливость. Терапевт в нашем случае сильно поторопился. Он сразу же оценил ситуацию. И что произошло с клиентом? Он почувствовал стыд за то, что не отреагировал в соответствии с «нормой» «мужчина должен…» , и, конечно, да, стал говорить, будто он испытывает злость и хочет справедливости. Получилось не «я чувствую», а «я должен чувствовать». Ситуация «законсервировалась», она не была завершена. И, добавлю, клиент стал меньше доверять терапевту, поскольку последний взял на себя роль педагога, который склонен воспринимать человека не таким, какой он есть, а таким, какой он должен быть. То есть, разумеется, терапевт не может совсем не иметь собственной позиции, совсем никак не оценивать то, о чем ему говорят. Дело не в этом. Дело в том, что терапевт обучается переводить внимание на процесс, стараясь не пропускать его этапы и фокусируясь на деталях на их проживании , а не на оценке целого. Кстати, понимание того, как все это происходит, сильно меняет и саму оценку происходящего! Диагностика и терапия В отличие от клинической психологии, диагностика в психотерапии достаточно сильно зависит от направления, которого придерживается терапевт Гештальт, транзактный анализ, психоанализ и проч. Все дело в том, что клинический психолог и психотерапевт пытаются ответить на разные вопросы. Диагностика для клинического психолога — это постановка диагноза и составление прогноза. Примерно тем же самым занимаются психологи, отвечающие за профориентацию, подбор персонала, выявление лжи при тестировании сотрудников компании или кандидатов на должность и т.

И по сути, люди отличаются друг от друга не столько тем, какие обстоятельства им достались, а тем, как они реагируют на них. Очевидно, что тот, кто склонен чувствовать бессилие перед начальником-самодуром гораздо вернее останется голодным, поскольку он сам себя останавливает куда более эффективно, чем начальник. Естественно, умение «наступать на горло собственной песне», так же как и подсказки, где и когда это нужно делать, формируются у нас в детстве. Процесс этот совершенно бессознательный, поэтому неуправляемый. И мы несем эти навыки во взрослую жизнь, не отдавая себе отчета, что все изменилось, и те детские приемы выживания, которые были эффективны тогда, абсолютно не подходят сейчас. Задача терапии — найти это место и способ прерывания контакта, выяснить, как и зачем человек себя останавливает, и восстановить нормальный круговорот вещей в природе. А дальше все сложится само. Как хорошо сказал Коэльо, когда человек чего-то очень сильно хочет — вся Вселенная работает на него. А как работает ГТ? Условие любой внутренней трансформации шикарно определил Арнольд Бейссер в своей работе «Парадоксальная теория изменений»: «теория изменения не была явно очерчена Перлзом, но она лежит в основе большей части его работы и подразумевается при практическом использовании гештальт-техник. Я буду называть ее парадоксальной теорией изменения, в силу причины, которая станет понятной далее. Коротко сформулированная, она заключается в следующем: изменение происходит тогда, когда некто становится тем, кто он есть, но не тогда, когда он пытается стать тем, кем он не является». А объяснение очень простое — когда мы вовлекаемся в процесс собственного бытия «здесь и сейчас», а не «там и тогда» - мы сами становимся частью этого процесса. Мы сами становимся отчасти процессом. И изменяемся неизбежно и ежесекундно, как изменяется река, небо, ребенок. И просто становимся тем, кем нас создал Бог. И главное — получаем очень твердое основание для этих изменений, поскольку небо все же остается небом, а море - морем — при всей их переменчивости. Люди приходят к психотерапевту, когда хотят что-то изменить — в себе или в своей жизни. А терапевт отказывается от роли «изменятеля» и становится тем, кто способствует встрече человека с его сутью. Цель такой терапии — вернуть человеку самого себя, восстановить свободу обращения со своей жизнью. Клиент — не пассивный объект анализа, а равноправный творец и участник терапевтического процесса. Конечно, существует феномен переноса, открытый Фрейдом. Терапевтическая ситуация провоцирует отношение к терапевту как к родительской фигуре, которая знает, как жить, и может спасти, поскольку человек обращается к психотерапии тогда и с тем, когда и с чем не справляется сам или справляется не так, как хотелось бы. В жизни каждого есть ситуации, в которых мы не можем справиться сами, как не можем сами себя вытащить из болота, сколько бы не рвали на себе волосы. И, несмотря на это, только сам человек знает, где его волшебная дверца и золотой ключик к ней. Даже если хорошо забыл или не хочет смотреть в ту сторону, но он — знает. В современном мире эта теория изменения, заложенная в работе Перлза, стала принимаемой, распространенной и ценной, поскольку общество изменилось. Впервые в истории человечества, человек вынужден адаптироваться не столько к существующему порядку, сколько к ряду изменяющихся условий. Впервые в истории человечества продолжительность индивидуальной жизни является бОльшей, чем отрезок времени, необходимый для большого социального или культурного изменения. И скорость этих изменений только возрастает. И умение человека быстро меняться, не изменяя себе, становится основой успешной социальной адаптации. Более того, в современной ситуации все большее количество людей обретает возможность самим играть роль «личности в истории» и творить эти самые изменения. ГТ — терапия контакта Как же находит человек эту волшебную дверцу? Точнее — как помогает гештальт-терапевт найти ее? Гештальт-терапию называют терапией контакта. В этом ее уникальность. До сих пор это единственная практика, в которой терапевт работает «собой», в отличие от классического психоанализа, где сохраняется нейтральная позиция «чистый лист» или НЛП, где работают технологии. В гештальт-терапии терапевтические отношения строятся как безопасная зона эксперимента. Дело в том, что клиент обязательно приносит в кабинет не только свои жалобы, но и те неэффективные способы, которыми он пытается свои проблемы решить. Это прекрасно отражено в анекдотах, например, всем известный анекдот, где клиент обращается к психотерапевту: «Знаете, доктор, меня никто не понимает, я совсем одинок. Может быть, ты мне поможешь, старый придурок? Если проблема не решается, это значит, что мы сами, пусть не специально, но сами, отвергаем возможности ее решения. Гештальт-терапевт не только становится частью мира, с которым клиент неосознанно пытается построить свои привычные и, в данном случае, неэффективные отношения, но и рискует быть аутентичным в этих отношениях, предъявлять свои чувства и желания, оставляя за клиентом свободу оставаться прежним или использовать эту обратную связь для собственного изменения. Естественно, профессиональное искусство состоит в том, чтобы сделать подобную встречу темой для размышления и новым позитивным опытом для клиента, а не очередными «граблями», на которые тот наступил. Есть несколько «китов», на которых держится земля под названием «гештальт-терапия». Это трудно объяснить точно, потому что это чувственный опыт. Это переживание себя в контакте. Это встреча в одном моменте времени чувства, физических ощущений, ясного понимания и видения ситуации и себя в ней. Это один из тех моментов, когда я «нутром» знаю, кто я, какой, и что со мной происходит. В какой-то момент это переживается как инсайт, а в жизни это может стать континуумом осознавания. Когда это достигается, мы не теряем контакта со своими желаниями, чувствами, намерениями и действиями. Осознавание неизбежно влечет за собой ответственность, но не как вину, а как авторство: это не со мной происходит, это я так живу. Не голова болит, а я чувствую боль и сжатие в голове, не мной манипулируют, а я соглашаюсь быть объектом манипуляции. Вначале принятие ответственности вызывает большое сопротивление, так как лишает огромных выгод от психологических игр и показывает «изнанку» моих подвигов и страданий. Однако, если человек находит в себе мужество встретиться со своей «тенью», то потом приходит вознаграждение - как переживание власти над своей жизнью и над отношениями с другими людьми. Ведь если это делаю я, то я же могу и переделать! Феноменологическое основание - принцип реальности. Это как раз очень легко объяснить, но очень трудно принять. Существует некоторая реальность данная нам в ощущениях , но существует и наше мнение о ней, наша интерпретация происходящего и это гораздо разнообразнее фактов. И, как ни странно, мнения зачастую оказываются настолько сильнее ощущений, что мы долго и всерьез решаем задачку: это король голый или я глупый? ГТ иногда называют «терапия очевидным». Терапевт опирается не на мысли клиента и не на свои обобщения, а на то, что видит и слышит. ГТ избегает оценок и интерпретаций, но задает вопросы «что? Потому что практика показала, что достаточно сосредоточить внимание на процессе что происходит и как происходит , а не на содержании что обсуждается , чтобы человек воскликнул то самое «ага! Встреча с реальностью часто вызывает большое сопротивление, потому что лишает человека иллюзий, розовых или зеленых очков, и бывает так, что город превращается из изумрудного в серый. Как сказала одна участница группы: «Да, это была правда. Но это какая-то вероломная правда». Кроме того, реальность иногда сталкивает человека с тем, что приходится-таки признать, что король действительно гол, и тогда жить, как раньше, уже не получится.

Вся работа только на этом строится! Но то, что работа с запросом часто идёт через внимание к чувству — правда. Как и то, что много внимания уделяется развитию самоосознания и самочувствительности. Но разве этого нет и в других подходах? Те же КПТшники разве не задают вопросы про то, что человек думает, делает, чувствует, и какое убеждение лежит в корне исследуемого поведения? Ещё и дневник про это вести заставляют, редиски. Какой здесь может быть косяк? Со стороны терапевта: Бывает так, что у клиента отморожена чувствительность у меня и самой так было. Это защитный механизм, он хорошо помогает выживать и справляться. Поэтому, с наскока фигачить вопросами про чувства — тупо, и даже может быть больно. Необходимо для начала эту чувствительность исследовать, и объяснить клиенту, зачем это вообще надо, и как это поможет в работе с его запросом. И при разморозке настроить систему так, чтобы она была способна выдерживать нагрузку без прошлой защиты. Со стороны клиента: Если не нравится, некомфортно, непонятно — необходимо задавать вопросы. Если вопросы не задавать, то накопится напряжение, и вся работа развалится. Терапевт работает не с «прилежным учеником» который старается казаться хорошим, а сам копит раздражение , а в первую очередь с Человеком. Ответственность терапевта — отвечать на вопросы до тех пор, пока не станет понятно, что происходит, и зачем. На начальном этапе работы, когда выстраивается доверие и контакт, эта часть очень важна. Проясняйте, не бойтесь. Наоборот, было про то, что слишком много копались в прошлом. Хотя претензии были именно к гештальту. Вот и парадокс нет, не парадокс, а просто стереотип об реальность разбился. Фокус на текущем моменте помогает человеку вернуться в реальность. Например, посмотреть, что происходит с ним здесь и сейчас, и как на него теперешнего влияет болезненная ситуация, произошедшая «там и тогда». Классный инструмент. И им пользуются не только гештальтисты, но и терапевты любых других модальностей, а также кризисные психологи, которые работают с людьми, пережившими катастрофу. КПТшники здесь — не исключение. Контакт с реальностью — база. Со стороны терапевта: Способы возврата в «здесь и сейчас» могут быть очень разными. Терапевт может выбрать не тот, который подходит этому конкретному клиенту. Не заметить такое — это косяк, да. Либо может заметить, но не знать, как с этим обращаться, как унять боль и построить мостик до реальности. Тоже косяк. Со стороны клиента: не давать обратной связи на интервенции терапевта, которые «не попадают» или непонятны. Пустой стул «Техника пустого стула» — тоже как будто бы сразу на ассоциации с гештальтом возникает. И как будто бы только гештальту она принадлежит. Да, её придумал Перлз основоположник гештальттерапии , но потом она ушла в народ, и пользуются ею все подряд, от коучей до инфоцыган. И это всего лишь одна из многих типов интервенций, и далеко не единственная, для работы с подобными типами запросов. И вариантов её применения за годы развития гештальта накопилось достаточно. Я вот, например, не очень люблю конкретно этот вариант, и предпочту предложить клиенту самому выбрать, как и на что спроецировать внутреннюю фигуру. Приведу примеры, как это можно сделать, и для чего это нужно. Если возникнет сопротивление, необходимо с ним разобраться, и при невозможности его преодолеть, выбрать другой инструмент. У меня самой, как у клиента, на всё, что было связано с воображением, когда-то стоял блок я вижу что стул пустой, что за бред, идите в жопу! И этими методиками вообще нельзя было пользоваться. Так тоже бывает. Потом постепенно пошло-поехало, и получился новый опыт. Со стороны клиента: недостаток обратной связи. И я во многом считаю его надуманным, типа как спорить о том, какой сорт яблок — лучший они ж все — яблоки, Кэп! Сейчас мне всё реже попадаются психотерапевты, работающие в каком-то одном конкретном подходе. А если учитывать, что все без исключения они эволюционировали из психоанализа — так и вообще смысл теряется. Да и сам психоанализ за время своего существования претерпел немало изменений. Я бы с удовольствием поболтала об этих изменениях с кем-то, кто сейчас практикует именно психоанализ, и изучал эволюцию его развития от начала и до конкретной сегодняшней его практики. Под запись, в канал ЧТП, подкаст, ютуб, whatever. И ЭОТ. Возможно, потом ещё напишу об этом подробнее, но лучше давайте об этом в камментах посрёмся. За коучинг здесь особенно обидно, кстати: если до каких-то пор отделение инструмента для лучшего понимания его потенциальными клиентами ещё имело смысл, то, чем дальше, тем страшнее. Дебри мракобесия, куда завели этот процесс инфоцыгане, поистине обширны и непознаваемы. И теперь любой, кто вещает про свой личный опыт и выдыхание денег из матки, гордо называет себя коучем, что является прямой дискредитацией подхода. Биологическая база у человека — одна. Психика происходит из деятельности нервной системы. Она очень вариативна, но принципиально познаваема. Подходы к работе с ней могут быть разными, но лишь по форме. А по сути они будут похожи, так как обращаются к одним и тем же биологическим механизмам. Пример: Терапия травмы: Травмирующее событие как бы отщепляет от психики кусочек, который впечатывается в мозг и остаётся сцепленным с переживанием того события. Биологически это нужно для того, чтобы человек избегал похожих ситуаций, и лучше выжил в итоге. Тогда мне было 3 года, я вела себя так-то и так-то, чувствовала вот это, и в момент шока происходило то-то и то-то. И теперь, попадая в похожую ситуацию, но уже взрослой, я выпадаю в ту, трёхлетнюю девочку, пугаюсь и убегаю. Проработка травмы в данном случае нацелена на то, чтобы разлепить то воспоминание с эмоциями, пережитыми тогда, давно, интегрировать напуганную девочку обратно в себя, и вернуться в себя реальную. И это может быть сделано сотней разных способов, но суть от этого не поменяется. Поэтому я настаиваю на том, чтобы больше копать в суть вещей, и того, как они работают, чем упарываться по форме. Главное, чтобы работало.

Гештальт-терапия

Мысли о том, что какая-то важная жизненная ситуация в прошлом еще не доведена до логического завершения, мешают сосредоточиться на настоящем. Справиться с этим чувством и отыскать те самые «пробелы» помогает гештальт-терапия. Что такое гештальт Слово «гештальт» в переводе с немецкого означает «образ», «форма» или «фигура». Однако на самом деле это понятие гораздо глубже. Под гештальтом в гештальт-терапии имеется в виду некоторая ситуация из прошлого, которая по каким-то причинам не завершилась, прервалась в середине процесса, и эта незавершенность мешает жить спокойно Марина Ионычева гештальт-терапевт, автор блога «Завершай гештальт» Эксперт привела пример незакрытого гештальта — если расстаться с любимым человеком и не завершить отношения, проговорив обиды и боль, то разлука будет мучительной. Человек будет все время мысленно возвращаться в прошлое, проигрывать в голове диалоги и варианты поведения, а чувства к бывшему партнеру останутся яркими. Если не прожить злость и обиду, эти чувства будут оставаться «на фоне» жизни, то есть присутствовать незримо и влиять на ваше состояние и настроение Марина Ионычева гештальт-терапевт Ионычева уточнила, что все начинается с отношений с родителями и другими значимыми взрослыми. Ранний опыт привязанности и построения коммуникации люди проносят через всю жизнь. Характер, привычки и убеждения человека — это тоже сформированные, «застывшие» гештальты психики Как понять, что гештальт не закрыт Гештальт-терапевт Юлия Ананьева в разговоре с «Лентой. Такие люди часто не отличают свои настоящие потребности от навязанных в детстве установок или приобретенных во взрослой жизни убеждений, говорит специалист. Отсюда вытекает понятие сценария, когда человек попадает в одну и ту же ситуацию при разных обстоятельствах.

Например, он может несколько раз менять работу, но всегда натыкаться на очень строгого начальника, который совершенно не заботится о моральном и физическом состоянии подчиненных. Сценарий в гештальт-терапии — это повторение одних и тех же ситуаций, исход которых не устраивает человека и повышает его тревожность В таком случае человеку может казаться, что он попал в замкнутый круг и все происходящие события — это судьба или наказание свыше. На самом деле он просто раз за разом совершает одну и ту же ошибку, не замечая этого.

Гештальт в психологии — это незаконченная ситуация, которая оказывает негативное давление на личность. То есть, даже если отношения между двумя людьми физически прекратились, непроговоренные мысли и эмоции, испытываемые одним из участников распавшейся пары в процессе, могут отрицательно сказываться на его психике и на качестве жизни. Казалось бы, чего проще, удовлетворить существующую потребность, реализовать эмоции, разрядить напряжение?

Но часто мы не осознаем первопричину своей проблемы, не умеем или не позволяем себе проявить чувства из-за внутренних запретов, правил, установок. Поясняем на простых примерах Гештальт-терапия — что это такое простыми словами? Если незавершенным действием является некая простая бытовая история, с этим можно легко справиться самостоятельно — найти, купить, починить и спокойно жить дальше. А вот когда речь идет об отношениях — дело хуже. Такой незавершенный гештальт будет сопровождаться целым рядом негативных чувств — обидой, гневом, страхом, тревогой, печалью и даже горем, — которые, в лучшем случае, приведут к хроническому дискомфорту, а в худшем — к болезням и мучениям. Рассмотрим простой пример.

Иван уже взрослый человек, у него никак не получается наладить отношения с пожилыми родителями, все попытки поговорить по душам заканчиваются взаимными претензиями и обидами, чаепития — ссорами, вечера — хлопаньем дверей. Иван злится, но и прекратить общаться с родителями не может. Вместе с психологом они пытаются разобраться в этой ситуации. Специалист интересуется, какие конкретно эмоции вызывают у Ивана эти стычки, какие чувства возникают у него, когда он звонит или приезжает к маме и отцу. Сначала Иван признается, что это злость, но в процессе следующих психологических бесед выясняется, что есть и другие противоречивые ощущения, что он с детских лет ожидает от своих родителей поддержки и одобрения, но при этом и сейчас чувствует себя школьником, которого мама и папа спрашивают: «4 за контрольную?

Увидеть пользу метода? Получить результат в виде умения жить счастливо здесь и сейчас? Делает он это двумя базовыми методами. Беседа в гештальт-терапии — это не разговор в кафе или где-то ещё. Это разговор, для которого: выделяют определённое уединенное, безопасное пространство; нужна серьезная подготовка со стороны психотерапевта.

Коффкой был сформулирован закон трансдукции. Если кратко, дети воспринимают не цвета, а сочетания таковых. Но порой выбираем не те пути, которые только отдаляют нас от цели. В Talentsy мы знаем правильную дорогу навстречу вашим мечтам и желаниям. Никаких волшебных пилюль и сказочных обещаний. Только конкретные упражнения, практические рекомендации и полезные подборки от действующих экспертов для вашего психологического здоровья. Все, как вы любите: структурно, без воды и бесплатно!

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий