Новости отрарская катастрофа

Отрарская катастрофа. Операция Израиля в городе Рафах усугубит гуманитарную катастрофу в секторе Газа, ООН выражает серьезную обеспокоенность действиями еврейского государства.

"От стихии пострадают 260 тысяч человек". Какую опасность таит Шардаринское водохранилище

Ответ:Отрарская катастрофа – событие, которая имело разрушительные последствия для Чингисхана. Поводом для вторжения монголов в Казахстан и Среднюю Азию стала «Отрарская катастрофа 1218 г.»: в Отраре по приказу правителя города. Могли быть у отрарского военачальника другие причины, из-за которых он велел казнить посланцев соседнего государства? Отрарская катастрофа – это печально известное событие, произошедшее в июне 1988 года на Казахской железной дороге недалеко от города Отрар на территории.

Отрарская катастрофа. За какие грехи вырезали монгольский караван

Не выдержав голода, часть войск 10 тысяч человек во главе с Караджа Хаджибом перешли на сторону монголов, а Мухаммед, имевший 400-тысячное войско, не спешил на помощь. Это было вследствие его подозрительности к своим военачальникам и министрам, а также ошибочное мнение того представления о монгольской армии как о грабителях, не умеющих вести продолжительные боевые действия с таким мощным и укрепленным городом, каким являлся Отрар. Мухаммед не знал боевые возможности монгольских войск и применение теми разнообразных метательных и осадных орудий, которые поступили на службу к монголам после войны с Китайским государством. У Каир-хана, 5 месяцев находившегося в осажденном городе, осталось всего 20 тысяч воинов. В войне, продолжавшейся уже 7 месяцев, наравне с основным войском сражались даже старики и дети. Жители голодали 2 месяца. Враги подожгли город и перебили всех жителей.

Каир-хана же, решившего убить себя, Чингисхан распорядился доставить живым. Когда Каир-хана доставили в Бухару к Чингисхану, «Сотрясатель Вселенной» спросил у правителя Отрара : «Это ты убил моего посла и разграбил мой караван? А ты монгольский хан много горя и слёз принес людям. Его кровожадную душу не примет ни земля, ни небо, а кости будут съедены червями». Тогда, по преданию, разъяренный столь длительным сопротивлением и столь дерзким ответом Чингисхан приказал залить Каир-хану в глотку и на лицо расплавленное серебро. Каир-хан стал персонажем романа Исая Калашникова « Жестокий век » 1978.

Джувайни рисует очень сложную картину политической обстановки в Южном Казахстане. Он называет три основные силы, действовавшие в Казахстане перед монгольским нашествием: кипчаки в Центральном Казахстане, каракитаи в Южном Казахстане и государство хорезмшахов. Джувайни сообщает о значительном количестве городов, существовавших на территории Казахстана в домонгольское время. Таковы сведения о Дженде, Кайалыке, Баласагуне и т. В «Тарих-и джахангушай» подробно рассказывается о завоевании монголами Казахстана, [108] преимущественно Южного. Джувайни шаг за шагом прослеживает отдельные этапы завоевания Казахстана, описывает военные действия и приемы монгольской дипломатии. Джувайни рассказывает о выделении Чингиз-ханом своим сыновьям улусов в составе Монгольской империи и, в связи с этим, о разделе территории Казахстана между улусами трех его старших сыновей. Чем старше был сын, тем дальше от Монголии находился его улус. Старшему сыну Джучи достались земли от Иртыша до Каспийского и Аральского морей, второму сыну Чагатаю — земли Семиречья, Угэдэю — земли Тарбагатая, а младшему Тули — собственно Монголия.

В сочинении имеется немало ценных известий по истории Казахстана в составе этих улусов уже после смерти Чингиз-хана. Сочинение Джувайни имеет также огромное значение и для изучения таких проблем, как социально-экономические отношения, идеология, этнический состав населения Казахстана. Сочинение Джувайни было использовано Рашид ад-Дином, Вассафом и через посредство последних или непосредственно почти всеми последующими историками средневековья — персидскими, арабскими историками и историками, писавшими на тюркских языках. Это и прямое заимствование значительных частей труда Джувайни, дословное и нередко без указания источника, и цитирование, и пересказ, и перевод и т. Так, например, одним из хронистов средневековья, заимствовавшим значительные отрывки из «Истории покорителя мира», был знаменитый Мирза Мухаммад Хайдар доглат, автор «Тарих-и Рашиди» «Рашидова история» , прямо указавший источник, из которого он заимствовал сведения [3]. Существует уже довольно длительная традиция изучения «Тарих-и джахаигушай» в западноевропейском, русском и советском востоковедении. Оригинальный текст «Тарих-и джахангушай» на персидском языке был издан Мирзой Мухаммадом Казвини в трех томах в 1912—1937 гг. Бойлем был сделан английский перевод, опубликованный в 1958 г. Естественно, перевод этого источника на английский язык имеет большую ценность, так как теперь специалистам, не владеющим персидским языком, стала доступной вся хроника Джувайни.

Приходится, однако, констатировать, что издание Бойля — это скорее пересказ и толкование оригинального персидского текста, чем перевод, если оценивать проделанную Бойлем работу в соответствии с требованиями и современным уровнем востоковедной филологии. Тем не менее самоотверженный труд иранского и английского ориенталистов заложил, наконец, прочный фундамент подлинно научного освоения историографического наследия Джувайни. Количество работ, в которых труд Джувайни привлекался для решения каких-либо частных вопросов, не поддается учету. Приходится, однако, констатировать, что на русский язык «Тарих-и джахангушай» полностью не переводился. Публиковались только переводы отрывков по случаю, опубликовано также несколько специальных подборок извлечений на русском языке в таких изданиях, как «Материалы по истории туркмен и Туркмении» [6], «Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды» [7] и др. Это издание, вероятно, будет иметь важное значение и для историков Казахстана. Публикация подборки известий о Казахстане не предпринималась. Таким образом, метод использования Джувайни отечественными историками пока еще не вышел за пределы того, который в нашем источниковедении квалифицируется как «потребительский».

Ходжа Ахмеда Ясави. Ныне городище Отрар занимает площадь более 250 гектаров.

В центре развалин выделяется пятиугольный в плане бугор высотой 15-18 метров. Археологические исследования показали, что нижние слои городища относятся к первым векам нашей эры». В 1218 году здесь был уничтожен торговый караван, направленный Чингисханом, который после «Отрарской катастрофы» предпринял поход на Запад. В 1405 году здесь скончался знаменитый завоеватель Тимур. В свете анализа получены представления о ремеслах, торговле и духовной культуре горожан, — продолжает археолог Мухтар Кожа.

Институт существует уже 50 лет. Институт уже изготовил всё убранство будущего Храма. Алтарь, Корона Машиаха, всё есть, всё готово. Ритуальное вино разлито в мехи.

Ритуальное масло заготовлено для зажжения менор. Заложен уже даже первый камень будущего Третьего храма. Но с этим, как мы понимаем, категорически не согласны мусульмане всего мира. И не только они. В православии тоже, мягко говоря, эту идею не поддерживают. Антихрист Кто такой Машиах? Это Посланник, Помазанник Божий. Но для иудеев это не Иисус Христос. Конечно же, нет.

Это был «неправильный Машиах», так они считают. И продолжают ждать пришествия Мессии. В православии, в свою очередь, по этому поводу тоже есть совершенно определенные пророчества. Не будем вдаваться в детали, это отдельная тема. Суть в том, что Третий храм, если он будет создан, станет местом, откуда будет править миром Антихрист. Есть и пророчества о «последней войне», которая начнется из-за возведения Храма. Всё было предельно ясно. Два года назад Тель-Авив был подвергнут ракетному обстрелу в ответ на действия ортодоксального еврейского движения "Верные храмовой горы" и вторжение израильтян в мечеть Аль-Акса. Палестинцы сплотились во имя защиты Священной мечети.

Не только Хамас... Это было ради Аль-Аксы. Разве Запад этого не понял? Очевидно, нет». Такие символы, как Аль-Акса, живут уже своей собственной жизнью. Это, как сейчас принято говорить, «эгрегор». Точка концентрации внимания, надежд, «символ символов». Любые «эксперименты» с этим символом — прямой путь к войне.

Монгольское нашествие

Величественное зрелище упадка древних цивилизаций. Первая реакция европейских ученых, столкнувшихся с замечательно сохранившимся в песках руслом, была вполне закономерной. Раньше на берегах полноводной реки кипела жизнь — полагали они, — но потом вода ушла из- за иссушения климата, и цивилизация погибла. К тому же в книгах древних путешественников рассказывалось о том, что некогда этот край был заселен так плотно, что кошка, прыгая с крыши на крышу, могла пересечь всю страну. Есть и другая, более романтическая версия. Она говорит о соловье, перелетающем с ветки на ветку в цветущих садах.

Такой мифологический отпечаток в понимании климата Средней Азии в неявной форме присутствует и в дискуссиях о современной судьбе Арала. В самом деле, если регион все равно подвержен усыханию, стоит ли горевать о гибели моря, которое так или иначе обречено? Именно с таким подтекстом часто цитируются слова А. Воейкова о том, что Аральское море является «ошибкой природы». Так неужели и вправду лучшие времена Средней Азии, когда воды было вдоволь, остались в прошлом?

Блуждая между величественными развалинами древности и восхищаясь былым расцветом, мы часто забываем, что один город был построен в эпоху античности, другой во время иранского нашествия, а третий в позднем средневековье. Академик В. Бартольд глубоко прав, когда говорит о разновозрастности признаков среднеазиатской культуры. Баснословной кошке пришлось бы прыгать не только через километры пространства, но и через столетия времени. Древняя культура Востока высока, кто спорит.

Но миндальных садов от Арала до Афганистана с неутомимыми соловьями, повторяющими путь Афанасия Никитина или Марко Поло, здесь никогда не было. За это можно поручиться. Были всплески и спады цивилизации, были изобильные оазисы и огромные пустыни между ними. Культура распространялась медленно, со спазмами, нередко попадая на рельсы попятного хода. Для нас важно выяснить, совпадают ли периоды обводнения или осушения древнего русла Узбоя с этапами развития цивилизации.

Прежде всего напомним, что, вопреки распространенному заблуждению, Узбой отнюдь не соединяет напрямую одно море с другим. Он берет начало из Сарыкамышского озера, которое лежит примерно на полпути между ними. Выход из Сарыкамыша контролируется порогом стока с абсолютной отметкой около 56 метров. Значит, для того чтобы вода потекла по Узбою, озеро должно было подняться до этой высоты. Связь между Аралом и Сарыкамышем тоже не однозначна.

Они разделены выступом Устюрта и широким валом дельтовых осадков, намытых Амударьей. Благодаря тысячелетнему накоплению глины и ила Амударья здесь течет как бы по подушке собственных наносов, возвышаясь над расположенными слева Сарыкамышской и справа Аральской впадинами. Из- за этого река обладает опасной способностью резко менять направление течения, внезапно «сваливаясь» со своего пьедестала то в западном, то в восточном направлении. Несомненно, ее скверный характер в прошлом неоднократно провоцировался деятельностью земледельцев. Своими каналами и плотинами они теснили воду и открывали ей новые направления стока.

Так, около 150 лет назад каракалпак по имени Куваныш прокопал к дельтовому рукаву Амударьи арык, чтобы оросить свои земли. Но за счет русловых накоплений дно рукава, как оказалось, поднялось выше владений Куваныша. Как только береговой вал был прорезан землекопами, масса воды устремилась в открывшуюся брешь и, бросив прежнее русло, сформировала новый стокилометровый рукав — Куваныш-джарму Такие скачки, по мнению крупнейшего знатока проблемы, доктора географических наук А. Кесь, приводили к поочередному заполнению водой то Аральской, то Сарыкамышской впадины. В первую половину послеледникового времени в низовьях Аму- дарьи преобладало западное направление стока, к Каспию.

Это подтверждается стоянками неолитического времени кельтеминарская культура в Присарыкамышской дельте, у берегов озера и вдоль Узбоя. Расцвет неолита совпадает с так называемым климатическим оптимумом послеледниковья — временем более теплого и влажного, чем ныне, климата, а закат — с ухудшением климатических условий. Интересно, что и в истории человека период перехода от неолита к бронзе фиксируется как смутное время кровавых распрей и войн. В бронзовом веке география поселений в Приаралье дает картину, зеркально противоположную прежней. Теперь археологические памятники обильны на правобережье Амударьи, в непосредственной близости от Арала, а берега Сарыкамыша и Узбоя, на удивление, пустынны.

Ушла вода? Возможно, Амударья повернула направо. Не исключено, что сказалось глобальное иссушение климата, которое на этом рубеже отмечается всюду в Северном полушарии. Есть и третий вариант объяснения: рост поливного земледелия и использование более эффективных бронзовых орудий резко увеличили потребление воды и Узбою перестало ее хватать. В любом случае кризис культуры совпал с кризисом экологии.

Возможно, был достигнут предел, который природа поставила человеку, вооруженному деревянной сохой и каменным топором. Он перешел к металлу, и предел вновь отодвинулся. Эпоха античности примерно с 2,5 тысячи лет назад радует несколько большей определенностью. К нашим услугам письменные свидетельства Геродота, Полибия. Плиния, Страбона, Плутарха и Птолемея, которые хором говорят, что Амударья Окс, по их терминологии впадает в Каспийское Гирканское море.

Очевидно, Узбой вновь функционирует. Судя по расположению археологических памятников, Приаральская дельта была обильно обводнена и уровень моря стоял высоко. Это хорошо совпадает с данными глобальной летописи климата, где античность сопоставляется с периодом некоторого похолодания и увлажнения. Низовья Амударьи в ту пору все еще оставались окраиной цивилизованного мира. Но именно античность стала эпохой зарождения новой государственности ахеменидов, которая опиралась на высокую культуру орошаемого земледелия.

Эта культура как бы по наследству переходит к Кушанскому царству и достигает пика в первые века новой эры. Интересно, что в кушанское время упоминания об Узбое исчезают из письменных источников. Памятников материальной культуры, которые позволили бы говорить о заселенности долины или берегов Сарыкамыша, явно недостаточно. Некоторые специалисты считают, что именно на этой стадии человек стал решающим фактором перераспределения водных ресурсов Амударьи. Вероятно, оттеснение кушанскими ирригаторами воды на восток для орошения новых дельтовых земель привело к иссыханию Узбоя и обводнению Арала.

С этих пор уже не столько человек зависит от прихотей водного режима реки, сколько река зависит от человека. Интересные свидетельства об истории самого начала новой эры дошли до нас благодаря добросовестному труду отца Иакинфа Бичурина и затем академика В. Китайский посол Чжан-Кань в 138 году новой эры посетил Фергану и записал рассказы о стране Янь-Цай, которая находится далеко к северо-западу и «... Это есть Северное море». В том числе сообщается, что в него впадают «...

Здесь мы видим уже достаточно определенное указание на Арал. Но в целом летописная история этого интервала, особенно европейская, содержит много неясного. Практичный Л. Берг предупреждал еще в 1908 году: «Материалы эти не раз уже были использованы во время споров из- за Узбоя, и каждый в них находил доказательства тому, чего сам хотел: основываясь на показаниях древних, можно доказывать, что Арал был соединен с Каспием, что его совсем не существовало или же что он существовал в том же виде, что и теперь» Берг, 1908, с. Это высказывание полезно иметь в виду и сегодня, когда поднялась вторая после XIX века волна массового интереса к истории Арала, и мы опять переживаем увлечение цитатами из классиков.

По-видимому, Узбой вновь напоминает о себе в середине первого тысячелетия новой эры. Смутное время Великого переселения народов, только что закончившегося заметного иссушения климата, которое ударило по земледельческим оазисам.

Последствия для Хорезма и Региона Отрарская катастрофа привела к полному коллапсу Хорезмской империи.

Многовековое культурное и образовательное наследие было уничтожено, а население подверглось массовым беженствам и гибели. Этот трагический эпизод оставил неизгладимый след в истории Центральной Азии, формируя коллективную память народа и внушая остерегаться политических и военных конфликтов. В мировой истории Отрарская катастрофа занимает особое место, подчеркивая разрушительные последствия амбиций властителей и войн.

Хорезм стал жертвой политической слабости, внутренних конфликтов и жестокости военных действий. Эти события имели широкие геополитические последствия, открыв новую эру монгольского господства в регионе и влияя на ход истории Восточной Европы и Ближнего Востока. Уроки для Настоящего и Будущего Отрарская катастрофа оставляет нас с мудрыми уроками, которые остаются актуальными и в современном мире.

Этот трагический эпизод напоминает нам о ценности мира, дипломатии и уважения к разнообразию культур. Он призывает общество относиться с осторожностью к войне и амбициям, предостерегая от разрушительных последствий агрессивной политики. Геополитические Последствия и Утрата Культурного Наследия Отрарская катастрофа не только сокрушила великую империю Хорезма, но и сыграла ключевую роль в формировании геополитической карты региона.

После разрушения Хорезма, Монгольская империя заняла центральное место в политической истории Центральной Азии, оставив глубокий след в культуре и общественном устройстве этих земель. Культурные утраты, вызванные Отрарской катастрофой, трудно переоценить. Библиотеки, университеты и архитектурные шедевры были стерты с лица земли, что лишило человечество бесценного знания и наследия.

Никто не встретил посла с почестями, и его убили, а шпионов перебили. Один шпион выжил и донес Чингисхану о случившимся. На что Чингисхан отправил письмо Хорезмшаху, в котором просил его отправить виновных в смерти купцов, иначе он начнет войну. На требование Чингисхана никто не отреагировал. В дальнейшем монголы напали на Отрар в 1219 году в составе войска из 150 000 человек.

Чтобы спасти Большое море северную часть Аральского моря была построена Кокаральская плотина при финансировании Всемирного банка, однако при этом иссыхание Южного моря ускорилось. Экологическая катастрофа Аральского моря К концу 1980-х годов серьезное снижение уровня воды в Аральском море обернулась многочисленными экологическими проблемами для центральноазиатского региона. Концентрация соли и минеральных веществ значительно увеличилась, в результате чего погибли многочисленные популяции рыб, в том числе осетра и карпа. Рыбный промысел пришел в упадок. С уменьшением Аральского моря климат в регионе стал более засушливым. Началась депопуляция районов вдоль береговой линии озера. Ветер, выдувающий дно иссохшего озера провоцирует пыльные бури в регионе.

Поскольку на дне пересохшего Аральского моря находится огромное количество соли и пестицидов поступающих с водами с полей , все они со временем попадают в воздух, загрязняя его. Из-за этого жители близлежащих районов страдают от многочисленных заболеваний, в том числе рака горла, анемии и почечной недостаточности. Остров Возражения в Аральском море Еще одна серьезная проблема в Аральском море - остров Возрождения, который в начале XXI века стал частью материка из-за обмеления озера. Дело в том, что во время холодной войны на острове действовала лаборатория по испытанию биологического оружия. Эксперименты проводились с различными бактериями, в том числе туляремии, бубонной чумы и сибирской язвы, в качестве подопытных были животные. В конце 1980-х годов на острове были захоронены тонны биологического оружия с возбудителем сибирской язвы. В 1999 году на острове были обнаружены живые споры сибирской язвы, а в начале 2000-х годов специалисты из США провели работу по очищению могильников во избежание заражения территории.

Можно ли возродить Аральское море?

Шахматы и дракон. Как казахстанские археологи ищут следы аль-Фараби

когда-то большой город в Средней Азии, на территории современного Казахстана. Отрарская катастрофа оказала негативное влияние на здоровье местных жителей, приведя к появлению серьезных заболеваний и повышенной смертности в регионе. В секторе Газа сложилась настоящая гуманитарная катастрофа из-за прекращения работы всех социальных служб, заявил президент Палестины Махмуд Аббас. Люди, отдаленно знакомые с историей, при упоминании термина «экологическая катастрофа» приведут первую возникшую ассоциацию – Чернобыль. Слайд 3Критерии оценивания: Понимает о том, что город Отрар был значительным среди средневековых.

Остались вопросы?

Идеи философа уже более чем тысячелетие объединяют Восток и Запад. По словам президента РК Касым-Жомарта Токаева, формирование ценностных ориентиров подрастающего поколения казахстанцев должно быть неразрывно связано с духовным наследием аль-Фараби. Интерес к восточному мыслителю прививается в разных формах. Одна из таких — археологические раскопки по следам пребывания «Второго учителя человечества» после Аристотеля , как именовали аль-Фараби современники. В канун Дня археолога — профессионального праздника, отмечаемого 15 августа историками-изыскателями России, Казахстана и Белоруссии — расскажем подробности об этих уникальных изысканиях. Город-герой Отрар Место рождения мыслителя было известно ещё в древности, поскольку научные изыскания аль-Фараби получили признание уже в Средневековье. Так, географ Ибн Хаукал, написавший через 27 лет после смерти аль-Фараби «Книгу путей и государств», указал город Фараб-Отрар, где родился учёный: «Из него происходит Абу Насра аль-Фараби, автор книг по комментированной логике, восходящей к книгам древних авторов. В этом он авторитет для всех, кто творил в наше время, в нашу эпоху и в наши дни».

Другой восточный писатель Ибн Халликан, автор книги «Даты кончин знаменитых людей и сведения о сынах времени» дал жизнеописание Абу аль-Фараби, указав в своём сочинении, что «прославленный философ, автор трудов по логике и музыке, а также по другим наукам, являющийся крупнейшим философом мусульман, и нет среди них [никого], кто бы достиг его ранга в науках... Таким образом, средневековый город Фараб-Отрар, где родился Абу аль-Фараби, располагается на юге современного Казахстана при впадении реки Арысь в Сырдарью ныне это Туркестанская область. Кожа Кожа, работающий главным научным сотрудником Института археологии Международного казахско-турецкого университета им. Ходжа Ахмеда Ясави. Ныне городище Отрар занимает площадь более 250 га.

Мухаммед не знал боевые возможности монгольских войск и применение теми разнообразных метательных и осадных орудий, которые поступили на службу к монголам после войны с Китайским государством. У Каир-хана, 5 месяцев находившегося в осажденном городе, осталось всего 20 тысяч воинов. В войне, продолжавшейся уже 7 месяцев, наравне с основным войском сражались даже старики и дети.

Жители голодали 2 месяца. Враги подожгли город и перебили всех жителей. Каир-хана же, решившего убить себя, Чингисхан распорядился доставить живым. Когда Каир-хана доставили в Бухару к Чингисхану, «Сотрясатель Вселенной» спросил у правителя Отрара : «Это ты убил моего посла и разграбил мой караван? А ты монгольский хан много горя и слёз принес людям. Его кровожадную душу не примет ни земля, ни небо, а кости будут съедены червями». Тогда, по преданию, разъяренный столь длительным сопротивлением и столь дерзким ответом Чингисхан приказал залить Каир-хану в глотку и на лицо расплавленное серебро. Каир-хан стал персонажем романа Исая Калашникова « Жестокий век » 1978.

Он действует в ряде фильмов: Тайны древности. Часть 2.

Объяснение: Не секрет, что Чингисхан планировал покорение Средней Азии. Но это было возможно только после покорения государства Хорезмшахов. В этом государстве правил Хорезмшах Мухаммед Отрар — город, который входил в состав Хорезма. У него было очень большое войско, которое численно превосходило войско Чингисхана в 2 раза — 400 000 человек против 200 000 человек.

Поэтому Чингисхан решил покорить это государство иным образом — он отправил 500 верблюдов, каждый из которых были нагружены подарками.

Другой восточный писатель Ибн Халликан, автор книги «Даты кончин знаменитых людей и сведения о сынах времени» дал жизнеописание Абу аль-Фараби, указав в своём сочинении, что «прославленный философ, автор трудов по логике и музыке, а также по другим наукам, являющийся крупнейшим философом мусульман, и нет среди них [никого], кто бы достиг его ранга в науках... Таким образом, средневековый город Фараб-Отрар, где родился Абу аль-Фараби, располагается на юге современного Казахстана при впадении реки Арысь в Сырдарью ныне это Туркестанская область. Кожа Кожа, работающий главным научным сотрудником Института археологии Международного казахско-турецкого университета им. Ходжа Ахмеда Ясави. Ныне городище Отрар занимает площадь более 250 га.

В центре развалин выделяется пятиугольный в плане бугор высотой 15-18 метров. Археологические исследования показали, что нижние слои городища относятся к первым векам нашей эры». Стоит отметить, что средневековый город Отрар имел богатую событиями историю. Некоторые из них имели влияние на ход всемирной истории. Так, в 1218 году здесь был уничтожен богатый торговый караван, прибывший от самого Чингисхана. Указанное событие вошло в мировую историю под названием «Отрарская катастрофа» и послужило поводом для начала похода Чингисхана на Запад.

В городе Отраре 18 февраля 1405 года скончался знаменитый Тимур. Шахматная фигура из слоновой кости, найденная в Отраре.

Как трагедия 800-летней давности привела к высыханию Аральского моря

городище отрар, аль-фараби, история, раскопки, археология, туркестанская область, шелковый путь. Правда об отрарской катастрофе, или как пал Отрар. В начале XIII века город Отрар вошел в состав государства Хорезм. Отрарская катастрофа стала уроком для всего мира в плане экологической безопасности и ответственного отношения к природным ресурсам.

НАШЕСТВИЕ ЧИНГИЗ-ХАНА

Катастрофа Израиля и мечеть Аль-Акса. Потаённая причина палестино-израильского конфликта Премьер-министр Палестины Мухаммед Штайе заявил, что сектору Газа грозит гуманитарная катастрофа, необходимы безопасные коридоры для доставки продовольствия и.
Отрарская катастрофа: причины, последствия, предотвращение Это событие вошло в историю Востока под именем "Отрарской трагедии" (или как ее еще называют "Отрарская катастрофа") 1218 года.
Что такое отрарская катастрофа один из крупнейших городов Средней Азии, ныне городище в Отырарском районе Туркестанской области Казахстана. Расположено в низовьях реки Арысь.

Тайна гибели Отрара

Международный день памяти жертв радиационных аварий и катастроф, согласно постановлению Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 22 апреля 1993 года. Оборона Отрара держалась исключительно на действиях войск хорезмшаха, часть отрарцев была на стороне Чингисхана. Поводом для вторжения Великой степи, расположенного на Великом «Отрарская катастрофа».

Гиссарская катастрофа

Наш автор, кандидат исторических наук Давлатали Давлатзода рассматривает версию, что высыхание Арала, крупнейшая природная катастрофа Центральной Азии, может быть вызвана. Один из самых громких и трагических эпизодов в истории Казахстана – Отрарская катастрофа, произошла в 1219 году. Ответ: Отрарская катастрофа – событие, которая имело разрушительные последствия для Чингисхана. Отрарская катастрофа также повлияла на сознание людей, вызвав всплеск интереса к безопасности и защите от терроризма. Отрарская катастрофа – это печально известное событие, произошедшее в июне 1988 года на Казахской железной дороге недалеко от города Отрар на территории.

Что такое Отрарская Катастрофа ?

Начинается урок, Он пойдет вам точно впрок, Постарайтесь все понять, Интересное узнать. Пересказ с установкой. Ученики используя слова, которые расставлены по кабинету, рассказывают о событиях, которые были рассмотрены на прошлом уроке. Слова: Темучин, Есугей, административное устройство, 1206 год, меркиты, найманы, керейты, «Яса», курултай. Дескриптор: ученики должны при пересказе использовать все исторические термины и даты.

Найти ключевое слово и связать его с темой нашего урока. Вопросы: 1. Одна из поклоняемых монголами религий буддизм 2. Как называется основный закон монголов?

Яса 3. Назовите третье племя, кроме найманов, керейтов которое было покорено Чингизханом в 1203- 1204 гг.? Меркиты 4. Какой титул получил Темучин, встав повелителем всех монголов?

Чингизхан 5. Назовите один из продуктов, перевозимый по ВШП в основном в сушенном виде? Стратегия Стоп-кадр. По данной стратегии ученикам предоставляется рисунок далее они отвечают на следующие вопросы: ФАРАБ -???

Это священная земля, которая вручена мусульманам вплоть до Судного дня. Особенно это касается Храмовой горы. С 7-го по 20-го век с перерывом на 11-й век, когда эта земля принадлежала крестоносцам на эту гору могли подниматься только представители ислама. При султанах, при османах, при любых правителях этой земли много веков Храмовой горой управляет Хранитель. Иногда у Хранителя бывала под началом целая армия охраны, больше, чем у реального правителя. В 1921 году Британия, захватившая Палестину, передала Храмовую гору организации, которая называется «Иерусалимский вакф» и управляется Иорданией. В 1921 году государства Израиль ещё не было. Более того, у британской короны были тогда планы создать еврейское государство совсем в другом месте — на территории Уганды, в Африке. С той же целью, с которой впоследствии Британия ратовала за создание Израиля в Палестине: иметь возможность влияния в регионе. Но этот проект не осуществился.

В 1947 году Израиль был создан. Почти сразу начались войны с арабами. В 1967 году, во время Шестидневной войны Храмовая гора была захвачена Израилем, но Моше Даян, министр обороны Израиля, согласился оставить управление Иордании. Говорят, что на рапорт израильского полковника: «Храмовая гора наша! Заключается она в том, что в поисках причин войны и ее прекращения нужно вернуться к истокам конфликта Моше Даян был социалистом и действительно считал, что религиозные святыни надо оставить верующим. Он не мог предположить, что к власти придут правые, и станут активно продвигать тему «Третьего храма» на Храмовой горе. Сегодня в СМИ Израиля пишут по-другому, например так: «Сложилась парадоксальная ситуация, при которой Иордания вовлечена в управлении центром Иерусалима, а значит, и центром мироздания». Давний древний спор, чья гора, продолжается. Гибнут ежегодно израильтяне и палестинцы в бесконечных стычках либо на горе, либо возле нее. В 1951 году король Иордании Абдалла Первый, которому нынешний король приходится правнуком, был застрелен фанатиком в этом месте, прямо на ступенях мечети Аль-Акса.

Внук короля, бывший вместе с ним, будущий король Хусейн, уцелел чудом: пуля попала в медальон. Война за Аль-Аксу шла на самом деле всё время, то менее, то более ожесточенно. Все время с момента создания государства Израиль. Обе стороны винят, конечно, друг друга. Исторически Храмовую гору считают главной святыней или одной из главных святынь и мусульмане, и иудеи. По легенде, именно на этом камне Царь Давид разместил Ковчег со скрижалями Завета. Царь Соломон возвел на этом месте Храм. Первый Храм был разрушен вавилонянами. Второй Храм строили и перестраивали много лет, закончили при царе Ироде том самом. Храм был разрушен римлянами в 70 году нашей эры.

Ташкент, 1947. Роман был закончен в 1944 и по большей части основан на труде Джувайни. Настич В. Интервью с А.

Бернштам А. Ленинград, 1949. Интервью с К. Байпаковым, Институт археологии имени А.

Маргулана, Алматы, 16 июня, 2010. Сарсекеев М. Маргулана, Алматы, 16 июня 2010. Акишев К.

Древний Отрар. Топография, стратиграфия, перспективы. Алма-Ата, 1972. Кунаев был первым секретарем ЦК Компартии Казахстана в 1960—1962 гг.

Докладная записка и другие документы по организации археолого-этнографической экспедиции в Отрарском оазисе, 1969, ф. Там же, дело 771, связка 60. Докладная записка и другие документы по организации археолого-этнографической экспедиции в Отрарском оазисе, 1969, л. Их число может достигать нескольких десятков тысяч книг».

Документы по завершенной теме «Отрар, Отрарский оазис и Южный Казахстан генезис и эволюция культур », 1976—1980 годы, л. Докладная записка и другие документы по организации археолого- этнографической экспедиции в Отрарском оазисе, 1969, л. Легенда или реальность? История Казахской ССР, т.

Алма-Ата: Наука, 3-е изд, 1957. Белинского по итогам командировки по археологическому исследованию Отрарского оазиса. Алма-Ата, 1965. Савельева Т.

Отрар, Отрарский оазис и Южный Казахстан, проблемные исследования Южно-Казахстанской комплексной археологической экспедиции.

Амударья получила у арабов название Джейхун; в многочисленных хрониках тех лет встречаются упоминания о ее впадении в Курдерское, Джурджанское, Хорезмийское озера. Масуди середина X века новой эры , его современники Истахри и Ибн-Хаукаль уже уверенно сообщают об огромном водоеме, который принимает воды Джейхуна и Шашской т. Ташкентской, иначе говоря — Сырдарьи реки. Изображение на схематизированных арабских картах, а также указанные расстояния от озера до древних городов позволяют говорить, что в X веке Арал имел примерно те же размеры и очертания, что ныне. Узбой же в это время иссякает.

Историк и географ Макдиси, писавший в конце X века, повествует о народном предании, где говорится про впадение Джейхуна в Каспий. Макдиси относит предание к глухой древности. В это же время великий хорезмиец Аль- Бируни с уважением описывал богатства прежних времен, поражаясь наступившему запустению западной части дельты, где текла многоводная река: «... Итак, на рубеже первого и второго тысячелетий новой эры люди тоже сожалели о былом. Между тем начинается истинная эра расцвета средневекового Хорезма. Экономическая и политическая стабилизация в державе хорезмшахов позволила восстановить и усовершенствовать систему водного хозяйства.

Укрепляется торговля между Средней Азией и Восточной Европой, где быстро растут русские княжества. Торговлю с ними контролируют владетели Приаралья. Однако в 1219 году после так называемой Отрарской катастрофы, где хорезмийцами был разграблен и уничтожен посольский караван Чингисхана, счастье отвернулось от хорезмшахов. Великий хан не захотел простить обиды, и по его приказу пришла в движение вся кочевая Степь, обрушившая мощь своей конницы на Хорезм. В 1221 году кочевники победили многочисленную, но плохо организованную и слабую духом армию хорезмийцев, убили последнего из шахов и сравняли оазис с землей. Разрушение сложной ирригационной системы в низовьях Амударьи вызвало крутой поворот устьевых протоков реки, и часть ее вод из дельты отвернула на запад, к Каспийскому морю.

По выражению ал-Амари середина XIV века , «... Ургенч Гургандж, Джурджан, ныне — Куня Ургенч очутился между двумя рукавами Джейхуна, похожими на шаровары». Эти два рукава, как свидетельствовали современники, одновременно впадали в Каспийское Хазарское, Гирканское, Хвалынское и в Аральское моря. Такое замысловатое поведение Амударьи, единственной в мире реки, способной впадать сразу в два моря, надолго запутало историю Арала и связанных с ним водоемов. Перс Хамдаллах Казвини в 1339 году свидетельствует, что «... Джейхун, прежде впадавший в Восточное море Арал...

Нечто похожее в 1417 году пишет придворный историк султана Шахруха сына легендарного Тамерлана Хафизи-абру: «Река Балх. Эту реку среди арабов называют Джейхуном, в Хорасане — рекой Амуе, так как в селении Амуе находится место переправы по дороге из Хорасана в Бухару Амуе — современный Чарджоу, переправа находится здесь и поныне. В старых книгах вообще написано, что из Хорезма река течет в Хорезмское озеро; но теперь это озеро исчезло; вода проложила себе новый путь, так что изливается в Хазарское море в месте , которое называется Горледи; другое название этого места Акрича». В этом описании все достоверно. Остров Огурча Акрича и по сей день находится в Каспии неподалеку от устья древнего Узбоя, подле Красноводска. Комментируя запись Хафизи-абру, Л.

Берг говорит, что правильнее было бы вести речь не об исчезновении, но об уменьшении Арала после поворота части амударьинских вод к Каспию. Благодаря прорыву одного из рукавов к западу в это время заполнилась сухая впадина древнего Сарыкамышского озера, расположенного на полпути от Арала к Каспию. Итак, во времена порядка и благоденствия вся вода идет в Арал, а во времена бед и кризисов заполняется Сарыкамыш? Пожалуй, не все так просто. По мнению крупного историка и этнографа Л. Гумилева, экспансия кочевников была предопределена смещением циклональной деятельности из умеренных широт на юг, к Великой Степи.

Вызванное этим увлажнение обильный корм для стад! Оно же, возможно, отразилось в увеличении стока Амударьи и в обводнении левобережной дельты, включая Сарыкамыш. Так что еще вопрос, является ли возрождение Узбоя следствием монгольского нашествия или, наоборот, его косвенной причиной, потому что отражало растущее увлажнение региона. Дело Чингисхана продолжил его последователь Тимур, больше известный среди европейцев как Тамерлан. После пяти его походов на Хорезм, отмеченных нарастающей жестокостью, столица оазиса Ургенч была стерта с лица земли, ее территория распахана и засеяна ячменем. В результате вместо изобильной области «Железный хромец» оставил новообразованную пустыню.

Он, несомненно, внес немалый вклад в последующую стагнацию Средней Азии. Навел порядок твердой рукой. В частности, историки сообщают, что правителей порабощенного Мазандерана Тимур велел доставить в Хорезм на кораблях. Следовательно, водный путь между Каспием и Амударьей существовал. Крах хорезмского оазиса на долгие годы превратил Приаралье в захолустную окраину. Понадобилось более столетия, чтобы жизнь в низовьях Амударьи вернулась к норме.

Свято место пусто не бывает, и столичная роль разрушенного Ургенча незаметно перешла к другим городам, среди которых особо выделялась могуществом Хива. Постепенная реставрация ирригационных сооружений вновь отобрала воду у Сарыкамыша и направила к Аралу. Море за несколько последующих столетий не переживало серьезных изменений, колеблясь с амплитудой в 1,5—2 метра около современного уровня. Что же касается Сарыкамыша, то он быстро деградировал. Если в 1558 году английский комментатор Дженкинсон отмечал его полноводность и даже принял за пресноводный залив Каспия, то начиная с XVII века упоминаний об озере практически не остается. Независимое подтверждение дает и Абулгазихан 1603—1663 , который в «Истории татар» пишет, что в первой половине XVI столетия весь путь от Хорезма до Абдульхана теперь это место называется Балханскими горами на берегу Каспия был покрыт селами, потому что «...

Амударья, пройдя под стенами Ургенча, текла... Однако, по его словам, уже в 70-х годах XVI века «за 30 лет до моего рождения» Амударья «... Море Сыра Сырдарьи , несомненно, Арал. Следовательно, со второй половины XVI века общие черты географической карты приобрели вид, близкий к современности. Узбой прекратил свое существование. Объясняя, почему Узбой иссяк, Дженкинсон пишет: «Вода, которой пользуется вся эта страна, берется из канав, проведенных из реки Оксуса к великому истощению этой реки; вот почему она не впадает больше в Каспийское море, как в минувшие времена.

В недалеком времени вся эта страна будет, наверно, разорена и станет пустыней из-за недостатка воды, когда не хватит вод Оксуса». Берг так резюмирует средневековую историю аральского бассейна: «Сопоставляя данные Абулгази с ранее известными нам сведениями, мы приходим к выводу, что до начала XIII века Амударья впадала в Аральское море, затем после монгольского нашествия 1221 г. Во второй половине XVI в. Более поздними археологическими исследованиями С. Толстова, А. Андрианова и геоморфологическими работами А.

Кесь был подтвержден факт прорыва Амударьи к западу, через Сарыкамыш и Узбой к Каспию. С середины XVII столетия, когда Абулгази-хану удалось сформировать мощное Хивинское ханство, оттеснив Ургенч, положение в Сарыкамышской дельте стало особенно трудным. В многовековой борьбе за власть узбекские и туркменские феодалы, а также вовлеченная в конфликты Бухара постоянно держали в поле зрения главный хозяйственный козырь — воду. Хива, вне зависимости от того, кто занимал в ней престол, выгодами своего географического положения была призвана играть ведущую роль в вододелительной политике. От нее зависело, давать воду в левобережные каналы или отправить на северо-восток, к Аралу. Судьба левобережной дельты отныне определялась не столько климатическими ритмами или спазмами культурных катастроф, сколько сиюминутной политической конъюнктурой.

К тому же ханство опасалось русского флота, набиравшего силу в Каспийском море. Прямой водный путь из Каспия прямо к сердцу оазиса иметь было опасно.

Главные новости

  • АЛА АД-ДИН АТА-МЕЛИК ДЖУВЕЙНИ->ИСТОРИЯ ЗАВОЕВАТЕЛЯ МИРА->ПУБЛИКАЦИЯ 1975 Г.->ТЕКСТ
  • Что такое Аральское море: почему погибло, можно ли его возродить?
  • В Агрызе почтили память ликвидаторов Чернобыльской катастрофы
  • Последствия Отрарской катастрофы

В юрте Чингисхана

  • 1218. Поход на Каракитай. Отрарская катастрофа
  • ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
  • Другие вопросы:
  • Гиссарская катастрофа
  • Шахматы и дракон. Как казахстанские археологи ищут следы аль-Фараби

Какова причина отрарской катастрофы?

Вывод: Отрарская катастрофа оказала значительное отрицательное влияние на окружающую среду и биоразнообразие. Экологические последствия данного происшествия требуют серьезных усилий по ликвидации загрязнения и восстановлению экосистем в затронутых районах. Социальные и экономические последствия Отрарская катастрофа, произошедшая в 1984 году, имела серьезные социальные и экономические последствия для региона и его населения. Социальные последствия данного происшествия можно разделить на несколько основных аспектов: Потеря жизни и здоровья людей: В результате катастрофы погибло около 4000 человек, а более 200 000 человек получили различные заболевания и отравления. Многие из пострадавших продолжают испытывать физические и психологические проблемы до сих пор. Эвакуация и переселение: После происшествия были эвакуированы жители примыкающих к катастрофическому месту сел и городов. Большая часть этого населения была вынуждена покинуть свои дома и места жительства навсегда. Социальная паника и страх: Катастрофа вызвала панику и страх среди населения не только непосредственно в районе Чернобыльской АЭС, но и на всей территории СССР и за его пределами. Люди опасались за свое здоровье и здоровье своих детей. Это привело к массовому миграционному движению и изменению социальных отношений в регионе.

Экономические последствия отрарской катастрофы были значительными: Ущерб промышленности и сельскому хозяйству: Радиоактивное загрязнение повлияло на области производства и сельскохозяйственного урожая. Сельскохозяйственные угодья, а также леса, стали непригодными для использования. Многие фермеры потеряли свои источники дохода и остались без работы. Затраты на ликвидацию и преодоление последствий: СССР и другие страны потратили миллиарды на ликвидацию последствий катастрофы. В эти средства входили затраты на захоронение радиоактивных отходов, медицинскую помощь пострадавшим и восстановление района. Изменение экономической и социальной структуры: Вследствие катастрофы произошло существенное изменение в экономической и социальной структуре региона. Многие предприятия обанкротились, рабочие места исчезли, а экономическая активность снизилась. Многие жители района были вынуждены искать работу в других регионах. В целом, отрарская катастрофа оставила серьезные отрицательные следы на социальной и экономической сферах не только для региона, но и для всей СССР.

Меры по предотвращению катастрофы В связи с Отрарской катастрофой и ее тяжелыми последствиями, были приняты ряд мер по предотвращению подобных ситуаций в будущем. Некоторые из них включают: Ужесточение правил и норм безопасности — после катастрофы выпущены новые правила и нормы, которые должны соблюдаться при проведении опасных работ и эксплуатации химически опасных объектов. Это включает обязательное обучение персонала, проведение проверок, а также определение и применение современных технологий и оборудования. Усиление контроля со стороны государства — в целях предотвращения повторения подобных инцидентов, органы государственного контроля усилили свою деятельность и улучшили методы проверки и надзора за объектами с высоким риском. Это включает регулярные инспекции, проверки работоспособности систем безопасности, контроль за выполняемыми работами и наказание за нарушения.

Последствия для Хорезма и Региона Отрарская катастрофа привела к полному коллапсу Хорезмской империи. Многовековое культурное и образовательное наследие было уничтожено, а население подверглось массовым беженствам и гибели. Этот трагический эпизод оставил неизгладимый след в истории Центральной Азии, формируя коллективную память народа и внушая остерегаться политических и военных конфликтов.

В мировой истории Отрарская катастрофа занимает особое место, подчеркивая разрушительные последствия амбиций властителей и войн. Хорезм стал жертвой политической слабости, внутренних конфликтов и жестокости военных действий. Эти события имели широкие геополитические последствия, открыв новую эру монгольского господства в регионе и влияя на ход истории Восточной Европы и Ближнего Востока. Уроки для Настоящего и Будущего Отрарская катастрофа оставляет нас с мудрыми уроками, которые остаются актуальными и в современном мире. Этот трагический эпизод напоминает нам о ценности мира, дипломатии и уважения к разнообразию культур. Он призывает общество относиться с осторожностью к войне и амбициям, предостерегая от разрушительных последствий агрессивной политики. Геополитические Последствия и Утрата Культурного Наследия Отрарская катастрофа не только сокрушила великую империю Хорезма, но и сыграла ключевую роль в формировании геополитической карты региона. После разрушения Хорезма, Монгольская империя заняла центральное место в политической истории Центральной Азии, оставив глубокий след в культуре и общественном устройстве этих земель.

Культурные утраты, вызванные Отрарской катастрофой, трудно переоценить. Библиотеки, университеты и архитектурные шедевры были стерты с лица земли, что лишило человечество бесценного знания и наследия.

По его словам, повезло, что на ЗАЭС пока не произошло масштабных аварий. При этом глава МАГАТЭ подчеркнул, что рано или поздно авария все-таки может произойти, что приведет к катастрофическим последствиям для жителей России , Украины , а также соседних государств.

Распахнув объятья, старый проныра рассмеялся Инальчик! Каир-хан ценил новые титулы выше старой дружбы.

Какой-то… торгаш, барышник, барыга, коммерс аристократы всегда горазды на эпитеты дойным коровам , пренебрег его ханством! Ничтожество посмело обратиться по имени! К нему! По щелчку повелителя воины схватили купцов. Другие помчались на базар. До окон донеслись крики, звон битой посуды, удары, хрипы, стоны.

Инальчик Каир-хан непроницаемо молчал. Власть а особенно ее жажда полностью переменила кипчакского мальчишку, когда то кутившего ночи напролет. Каир-хан отправил послание Мухаммеду, и дождавшись двусмысленного тот всегда юлил сохраняя лицо ответа, махнул рукой. Убили всех, а товары продали в Бухаре. В эти ворота вошел караван, изменивший судьбу Евразии Что до степного оборванца, их хозяина. Или еще награбит.

Вельможам Великого Хорезма не пристало размышлять о нуждах бродяг. Знал ли Инальчик Каир-Хан, кого он ограбил? Вряд — ли. Тот еще и сам себя сознавал не вполне. Видел ли Каир - хан как его решение разворачивает судьбу мира вспять. Как Восток рушится под копытами мохнатых коньков.

Как горит Ургенч, как пылает Багдад. Видел ли заснеженные пепелища русских и булгарских городов. Свитки книг идущих на мощение рек. Толпы хашара бредущие на стены городов под мечи своих. Покорные посольства эмиров и князей в степи.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий