Рост ВВП РФ по итогам 2023 года стал самым высоким за последнее десятилетие.
За всё придётся платить: Россию ждут непростые времена
Что делает государство для развития Российской Арктики и улучшения жизни в этом суровом регионе – в нашей инфографике. Александр Виноградов о бюджете РФ: выживать будем за счет девальвации, траты запасов и роста долга. Владимир Путин в послании Федеральному собранию указал вектор развития экономики на ближайшие шесть лет: каким будет экономическое будущее России, ФедералПресс проанализировал тезисы вместе с экспертами. Вчера в Совфеде министр экономического развития Максим Решетников представил прогноз социально-экономического развития России на 2024-й и на плановый период РИА Новости, 26.09.2023.
Последние новости
- Что может ударить по экономике
- Для тех, кто ценит свое время
- Путин: проекты для развития России обсудят в мае на заседании Госсовета
- Почему не сработала льготная ипотека
- Читайте далее:
Эксперты предсказали ВВП России на 2023 год: что будет с экономикой страны
На стабилизацию цен будут работать и точечные меры правительства на отдельных рынках. Так, в наступившем году заработает механизм топливного демпфера, который будет сдерживать подорожание бензина и дизеля. Особое внимание власти уделяют ценам на социально значимые товары. Для этого у правительства есть эффективные инструменты: ограничение экспорта и снижение импортных пошлин. Кроме того, ФАС будет следить за необоснованным повышением цен со стороны ритейлеров. Они были разработаны после выборов президента РФ в 2018 году и стали главным инструментом достижения национальных целей, обозначенных главой государства на пять лет. Нацпроекты охватывали три направления: "Человеческий капитал", "Комфортная среда для жизни" и "Экономический рост". Уже сейчас видно, что, несмотря на все сложности, с которыми столкнулась страна за пять лет, нацпроекты доказали свою эффективность.
Премьер-министр Михаил Мишустин поручил правительству актуализировать их и продлить до 2030 года. Но после выборов президента РФ в марте 2024 года глава государства поставит новые долгосрочные цели, и возможно, появятся новые нацпроекты. С 2024 года пилот будет расширяться, а Минфин испробует его на социальных платежах. Цифровые валюты ускорят переход стран на расчеты в нацвалютах. Операции в цифровых валютах абсолютно прозрачны.
Светлана Орлова , политолог Россия в своей истории не раз сталкивалась с кризисами как политическими, так и экономическими.
Как показывает опыт, стоит пользоваться поддержкой, которую предоставляет государство, но на полноценную помощь рассчитывать не стоит. Это могут быть налоговые льготы, кредитные каникулы. Эффективен будет поиск российских инвесторов, которые могут финансово поддержать перспективные отрасли российского бизнеса. Антон Авраменко , экономист и футуролог Сейчас у многих выработался или уже был развит навык преодоления кризисных ситуаций. Каждый русский — немного кризис-менеджер. Можно и нужно вспомнить, как преодолевались предыдущие кризисы, проанализировать, какие ошибки допускались.
Сейчас из индустриальной и постиндустриальной стадий мы переходим в цифровую, креативную эпоху. Развивайте IT-навыки настолько, насколько можете. В новой реальности, когда большие институты дают сбои, вы сможете быть более устойчивыми при наличии связей, хороших навыков коммуникации, если вы являетесь частью бизнес- или профессиональных сообществ. Можно ли сейчас предположить, как будет выглядеть Россия, например, через год? Светлана Орлова , политолог Все зависит от результата специальной военной операции.
Тренды экономики России и прогноз на 24 год. Мнение нейросети Тренды экономических показателей России в 2023 году и прогноз на 2024 год. Мнение AGI Bing Динамика ключевых экономических показателей России в 2023 году и прогноз на 2024 год Введение Российская экономика в 2023 году продолжила восстанавливаться после спада в 2022 году, вызванного пандемией коронавируса и санкциями Запада. Но есть заморозка пенсий, заработной платы в России. Цены буквально на все растут, а пенсионеры и служащие денег больше не получают. Значит покупательная способность населения падает, как и качество жизни миллионов людей в России. А еще тотальная закредитованность населения, около 10млн могут стать потенциальными банкротами.
Он поясняет, что у каждой страны есть свои конкурентные преимущества, которые она должна развивать, но есть и слабые стороны у каждой страны и каждого региона. Можно в Мурманске выращивать бананы? Наверное, можно, но посчитайте, сколько это будет стоить. Многие компании и корпорации, по его наблюдениям, уже сейчас понимают, что в текущих условиях им «не выжить на рынке без активного развития в этих направлениях». И в первую очередь, поясняет эксперт, это связано с уходом многих западных компаний, на которые они рассчитывали. Как в свое время отметил президент, мы брали технологии как в супермаркете. Вот сейчас этот супермаркет закрылся, скидки закончились, а работать надо. По итогу недавнего опроса, как отмечает Александр Чулок, большинство компаний в ближайшие пять лет видят главным риском потерю темпов инновационного развития и утрату научной повестки. Он добавляет, что даже президент объявил о необходимости движения в сторону технологического суверенитета, поэтому уже сейчас под этот запрос начали собираться новые коллективы, формироваться новые связи. Кроме того, по наблюдениям эксперта, многие компании движутся в сторону формирования собственных корпоративных систем стратегического планирования и прогнозирования. Долгие годы в России слово «планирование» носило буквально ругательный характер, как в Советском союзе. Сейчас же наша страна наконец-то переходит к движению в сторону того, что планирование и прогнозирование должно быть нормальным, повсеместным и рутинным занятием. Причем проблема эта многосоставная, на нее влияют и демографические вопросы, и отсутствие должной квалификации у потенциальных сотрудников. Чулок полагает, что в 2024 году человек по праву встанет в центр экономики и культурных изменений. В пример он приводит Китай, который подписал план развития до 2050 года.
Эксперты назвали главные драйверы роста экономики России в 2024 году
Доходы бюджета России увеличились, в том числе нефтегазовые. Появились предпосылки к росту поступлений в ближайшие шесть лет, заявил президент Владимир Путин на совещании по экономическим вопросам. «Так как сейчас РФ постепенно переориентируется с импортных поставок на внутреннее производство, а программы развития рассчитаны как минимум до 2030 года в зависимости от отрасли, то российская экономика продолжит расти в среднесрочной перспективе. В Центробанке представили три сценария развития российской экономики до 2025 года включительно — «базовый», «ускоренная адаптация» и «глобальный кризис». Директор по развитию цифрового направления и новым медиа Денис Халаимов. В ходе послания Федеральному собранию 29 февраля Путин заявил, что РФ в ближайшей перспективе войдет в четверку крупнейших экономик мира. Китай отвернется, потому что до того высосет всё необходимое из России для своего развития.
Рост российской экономики в 2023 году: причины, последствия, прогнозы
К концу этого года курс рубля продолжит ослабевать и может достичь отметки в 100 за доллар. Однако сильных колебаний не ожидается, так как государство предпринимает меры для стабилизации курса, считает д. Введение прогрессивной шкалы налогообложения является возможным сценарием. Президент заявил о более справедливом распределении налогового бремени, особенно для лиц с высокими доходами. Эксперты предполагают, что это может привести к повышению налогов на физические и юридические лица. Конкретные параметры таких изменений пока не определены, есть лишь предположения. НДФЛ будет нулевым, при доходах от 360 тыс. Подводя итоги, Климанов заявил, что внешний фон для экономического развития РФ скорее всего останется негативным.
Используется широкий набор противоправных инструментов и методов, включая применение принудительных мер санкций в обход Совета Безопасности ООН, провоцирование государственных переворотов, вооруженных конфликтов, угрозы, шантаж, манипулирование сознанием отдельных социальных групп и целых народов, наступательные и подрывные операции в информационном пространстве. Распространенной формой вмешательства во внутренние дела суверенных государств стало навязывание им деструктивных неолиберальных идеологических установок, противоречащих традиционным духовно-нравственным ценностям. Как следствие, разрушительное воздействие распространяется на все сферы международных отношений. Серьезное давление оказывается на ООН и другие многосторонние институты, предназначение которых в качестве площадок для согласования интересов ведущих держав искусственно обесценивается. Испытанию на прочность подвергается международно-правовая система: узкая группа государств стремится подменить ее концепцией миропорядка, основанного на правилах навязывание правил, стандартов и норм, при выработке которых не было обеспечено равноправное участие всех заинтересованных государств. Осложняется выработка коллективных ответов на транснациональные вызовы и угрозы, такие как незаконная торговля оружием, распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки, опасных патогенов и инфекционных заболеваний, использование информационно-коммуникационных технологий в противоправных целях, международный терроризм, незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, транснациональная организованная преступность и коррупция, стихийные бедствия и техногенные аварии, нелегальная миграция, ухудшение состояния окружающей среды. Происходит деградация культуры диалога в международной сфере, снижается эффективность дипломатии как средства мирного урегулирования споров. Остро ощущается дефицит доверия и предсказуемости в международных делах. Усиливается кризис экономической глобализации. Существующие проблемы, в том числе на рынке энергоресурсов и в финансовом секторе, вызваны деградацией многих прежних моделей и инструментов развития, безответственными макроэкономическими решениями включая бесконтрольную эмиссию и накапливание необеспеченных долгов , противоправными односторонними ограничительными мерами и недобросовестной конкуренцией. Злоупотребление отдельных государств своим доминирующим положением в некоторых сферах усиливает процессы фрагментации мировой экономики и неравенство в развитии государств. Получают распространение новые национальные и трансграничные платежные системы, растет заинтересованность в новых международных резервных валютах, формируются предпосылки для диверсификации механизмов международного экономического сотрудничества. Повышается роль фактора силы в международных отношениях, в ряде стратегически важных регионов расширяется конфликтное пространство. Дестабилизирующие наращивание и модернизация наступательных военных потенциалов, разрушение системы договоров в сфере контроля над вооружениями подрывают стратегическую стабильность. Использование военной силы в нарушение международного права, освоение космического и информационного пространства в качестве новых сфер военных действий, стирание грани между военными и невоенными средствами межгосударственного противоборства, обострение в ряде регионов застарелых вооруженных конфликтов увеличивают угрозу всеобщей безопасности, усиливают риски столкновений между крупными государствами, в том числе с участием ядерных держав, повышают вероятность эскалации таких конфликтов и их перерастания в локальную, региональную или глобальную войну. Закономерным ответом на кризис мироустройства становится укрепление сотрудничества между государствами, подвергающимися внешнему давлению. Активизируется формирование региональных и трансрегиональных механизмов экономической интеграции и взаимодействия в различных сферах, создание разноформатных партнерств для решения общих проблем. Предпринимаются также иные в том числе односторонние шаги, направленные на защиту жизненно важных национальных интересов. Высокий уровень взаимозависимости, глобальный охват и транснациональный характер вызовов и угроз ограничивают возможности обеспечения безопасности, стабильности и процветания отдельных государств, военно-политических и торгово-экономических союзов. Только объединение потенциалов и добросовестных усилий всего международного сообщества на основе баланса сил и интересов способно обеспечить эффективное решение многочисленных проблем современности, мирное поступательное развитие больших и малых государств, человечества в целом. Рассматривая укрепление России в качестве одного из ведущих центров развития современного мира, считая ее самостоятельную внешнюю политику угрозой западной гегемонии, Соединенные Штаты Америки США и их сателлиты использовали принятые Российской Федерацией меры по защите своих жизненно важных интересов на украинском направлении как предлог для обострения многолетней антироссийской политики и развязали гибридную войну нового типа. Она направлена на всемерное ослабление России, включая подрыв ее созидательной цивилизационной роли, силовых, экономических и технологических возможностей, ограничение ее суверенитета во внешней и внутренней политике, разрушение территориальной целостности. Такой курс Запада приобрел всеобъемлющий характер и закреплен на доктринальном уровне. Это не было выбором Российской Федерации. Россия не считает себя врагом Запада, не изолируется от него, не имеет по отношению к нему враждебных намерений и рассчитывает, что в дальнейшем государства, принадлежащие к западному сообществу, осознают бесперспективность своей конфронтационной политики и гегемонистских амбиций, примут во внимание сложные реалии многополярного мира и вернутся к прагматичному взаимодействию с Россией, руководствуясь принципами суверенного равенства и уважения интересов друг друга. На такой основе Российская Федерация готова к диалогу и сотрудничеству. В ответ на недружественные действия Запада Россия намерена отстаивать свое право на существование и свободное развитие всеми имеющимися средствами. Созидательную энергию Российская Федерация будет концентрировать на географических векторах своей внешней политики, которые имеют очевидные перспективы с точки зрения расширения взаимовыгодного международного сотрудничества. Большая часть человечества заинтересована в конструктивных отношениях с Россией и укреплении ее позиций на международной арене в качестве влиятельной мировой державы, вносящей решающий вклад в поддержание глобальной безопасности и обеспечение мирного развития государств. Это открывает широкие возможности для успешной деятельности Российской Федерации на международной арене. Национальные интересы Российской Федерации во внешнеполитической сфере, стратегические цели и основные задачи внешней политики Российской Федерации 15. Исходя из национальных интересов и стратегических национальных приоритетов Российской Федерации внешнеполитическая деятельность государства направлена на достижение следующих стратегических целей: 1 обеспечение безопасности Российской Федерации, ее суверенитета во всех сферах и территориальной целостности; 2 создание благоприятных внешних условий для развития России; 3 упрочение позиций Российской Федерации как одного из ответственных, влиятельных и самостоятельных центров современного мира. Приоритетные направления внешней политики Российской Федерации Формирование справедливого и устойчивого мироустройства 18. Россия стремится к формированию такой системы международных отношений, которая обеспечивала бы надежную безопасность, сохранение культурно-цивилизационной самобытности, равные возможности развития для всех государств независимо от их географического положения, размера территории, демографического, ресурсного и военного потенциалов, политического, экономического и социального устройства.
Государство активно развивает ДФО вот уже 10 лет — принимает законы, раздает землю, предлагает бизнесу налоговые и таможенные льготы. Регион считается базовым в развитии всего Дальнего Востока. Только за 11 месяцев 2022 года население Приморья сократилось на 20 тысяч человек. RU За последние 30 лет только из Приморского края уехали 483 000 человек. Сегодня это почти четыре Находки портовый город края. Подобные программы стимулируют строительную сферу экономики, они работают для того, чтобы больше строили, а не для того, чтобы дальневосточники получали больше жилья. Они, в свою очередь, серьезно влияют на показатели внутреннего валового продукта. Поэтому кажется, что много строят и экономика развивается, но реальность более сурова. Человек покупает квартиру, а потом может спокойно продать ее или сдать в аренду и уехать. Для многих сегодня это капиталовложение, люди покупают квартиры не для того, чтобы там жить, а для того, чтобы извлечь выгоду. У нас уже сформирован целый фонд такого жилья, которое не используется по прямому назначению, — считает политолог Юрий Коломейцев. Чиновники думают, что такие программы, как льготная ипотека, кого-то здесь удержат, но это не так. Да и не работают эти меры так, как хотелось. У меня у знакомого родился третий ребенок, он уже год ходит по банкам, пытается взять ипотеку, чтобы построить дом. На рынок заходят новые строительные компании, но конкуренция не сбивает цену — на таком высоком уровне находится спрос. По данным «Этажи-Санкт-Петербург», средняя стоимость квадратного метра в северной столице России, за исключением элитной недвижимости, составляет 182—206 тысяч, — рассказала собеседница. По данным «Этажи-Владивосток», за последние три года стоимость квадратного метра в новостройке во Владивостоке увеличилась на 80—100 тысяч рублей. Ритуальный гектар «Гектарные» программы также не принесли желаемых результатов и со временем превратились больше в ритуал, чем в инструмент реального улучшения жизни людей. Бесплатный гектар земли может получить любой россиянин. Планировалось, что программа даст толчок заселению малоразвитых территорий. Причем так отвечали молодые люди в возрасте до 24 лет. RU Прошло семь лет. Фонд поддержки социальных исследований «Хамовники» изучил вопрос, и выяснилось, что большинство приобретателей дальневосточной земли — сами дальневосточники. Заселить территорию новыми людьми государству не удалось. Но когда речь заходит о практике, здесь доля положительных ответов, конечно, ниже. В демографии есть термины — идеальное, ожидаемое и фактическое. Когда вы спрашиваете: «А хотели бы вы», — то ответы не надо принимать даже за ожидаемое, не то что за идеальное. Эксперты изначально говорили о низкой вероятности достижения запланированных показателей по привлечению населения, — рассказала кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института демографических исследований ФНИСЦ РАН, ведущий научный сотрудник Института комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН Светлана Мищук.
Если будет задача избежать слишком высокого дефицита бюджета, правительству придется экономить деньги на чем-то еще: на инфраструктурных проектах, а может быть даже на социальных выплатах и зарплатах бюджетников. Если упор будет сделан на том, чтобы любой ценой сохранять экономическую стабильность и избежать слишком высокого дефицита бюджета, то вполне реальна ситуация, что урезание социальных расходов приведет к стагнации или возможно, даже к снижению потребительского спроса. Стагнация российской экономики с 2014 года была вызвана новыми геополитическими реалиями и западными санкциями в ответ на события в Крыму и Донбассе. Российское правительство увидело, что конфликт с Западом, с его точки зрения, неизбежен и стало к нему готовиться, в том числе экономически. Это включало в себя поддержание сбалансированного бюджета. Меньше денег выделялось пенсионерам, было меньше социальных трансфертов, индексаций зарплат бюджетников и т. И конечно, это не способствовало развитию внутреннего спроса. В частности, в 2014 году из-за возросшего дефицита бюджета Пенсионного фонда государство заморозило пенсионные накопления и ввело мораторий на формирование подобных сбережений, который продлен до 2024 года. С 2016 года выплаты работающим пенсионерам не индексируют с учетом инфляции. Я не исключаю, что такая ситуация вполне может повториться и в ближайшие годы. Особенно учитывая, что теперь Россия вынуждена вести военные действия. Россия помогала Донбассу с 2014 года, но это не идет ни в какое сравнение с теми масштабами, которые мы наблюдаем сейчас. Поэтому я не исключаю, что перераспределение государственных расходов на военные цели, может сказаться на социальной сфере. Вы допускаете секвестр бюджета в случае затягивания военных действий? Не исключено, что у российских властей просто не будет выбора. В случае очень большого дефицита бюджета Россия наверняка не сможет занимать деньги у банков, потому что они просто не будут давать деньги под приемлемые проценты. Альтернативой может стать монетизация бюджета — грубо говоря, печатание денег для того, чтобы покрывать дефицит. В этом случае будет гиперинфляция. Да, это чревато макроэкономическими последствиями. В последние месяцы Украина использовала механизм печатания денег для того, чтобы покрывать дефицит бюджета. У них просто не было другого выхода. Думаю, что современные экономические власти России и либералы, которые до сих пор в целом принимают экономические решения, во многом тот же министр [финансов] Антон Силуанов и Эльвира Набиуллина, все-таки не пойдут на это. Чтобы избежать этого, будет, скорее всего, секвестр бюджета. Минфин уверял, что у России есть 10 лет — до 2030 года, чтобы подготовиться. Сейчас падение доходов от нефти и газа стало реальностью. Достигла ли Россия каких-то успехов в преодолении «ресурсного проклятья» и сможет ли она избавиться от него теперь? Наиболее вероятный сценарий — сжимание доходов от экспорта энергоресурсов в ближайшие годы. В то же время в какой-то степени произойдет импортозамещение. Может быть, произведенные в России товары не будут эквивалентом ранее поставляемых в страну западных, но какое-то производство будет налажено, а это в определенной степени снизит роль энергетического сектора в экономике. Другой вопрос — в какой степени такую ситуацию можно будет назвать благотворной для России? На мой взгляд, структурная трансформация экономики России неизбежна, но вряд ли ее итоги улучшат экономическое положение россиян, а вероятно, ухудшат. Произведенные в стране товары, вероятно, будут продаваться втридорога — просто из-за отсутствия конкуренции. Когда нет конкуренции, то даже товары плохого качества можно сбыть по довольно высоким ценам. Сейчас по большому счету российские производители будут соревноваться лишь с китайскими. После запретов Запада на прямое авиасообщение с Москвой и ограничений на пользование лайнерами «Аэрофлот» практически перестал, по крайней мере на время, летать в другие страны из-за опасений, что самолеты арестуют, потому что большинство из них ему не принадлежит. Мы видели, что произошло с ценами на авиабилеты. Где Россия может взять деньги на экономическую трансформацию, в том числе на достижение технологического суверенитета? Бюджет на 2023-2025 годы дефицитный. В какой степени можно надеяться на привлечение инвестиций из Китая, арабских стран, Латинской Америки? Звучат разговоры о том, что компании накопили на счетах значительные ресурсы за предыдущие годы и бизнес может вкладывать больше. Полагаю, что основная ставка будет сделана на частный бизнес, потому что у государства не так много возможностей стимулировать импортозамещение. В течение последних месяцев инвестиционные спрос и предложение находились на довольно приемлемом уровне — отчасти это связано именно с запросом на структурную перестройку. Некоторые отрасли, скажем, российский туризм, выиграли от того, что теперь у России нет прямой связи с Западом, а многие россияне не могут позволить себе отдыхать, например, в Испании или Греции из-за логистических трудностей и возможных проблем с получением виз. Государственные субсидии едва ли помогут в этом случае. Предполагаю, что эту значительную роль должен сыграть частный бизнес, который должен осваивать новые рынки и ниши. Что касается иностранных инвестиций, мы в WIIW довольно много занимались вопросами привлечения прямых иностранных инвестиций. Многие из этих стран на протяжении последних десятилетий привлекли огромное количество западных инвестиций — можно сказать, что с этим было связано их экономическое развитие. Источниками таких инвестиций выступали прежде всего Западная Европа, в частности Германия. У такой модели были плюсы и минусы, но думаю, что большинство экономистов сходятся во мнении, что плюсы преобладали. Прежде всего стоит подчеркнуть, что с иностранными инвестициями пришли новые технологии, которые позволили резко повысить производительность труда, увеличить конкурентоспособность, снизить энергоемкость, что было важно для постсоциалистических экономик, особенно в 1990-е. Все это позволило этим странам получить доступ к международным рынкам после того как, например, многие автомобильные и технологические компании развернули там свое производство. Россия в этом плане сильно отставала от стран Центральной Европы. Главное объяснение этому, на мой взгляд, в том, что в России был довольно плохой инвестиционный климат, на котором негативно сказывалась коррупция, отсутствие независимых судов — собственность могли в любой момент отобрать. Другой фактор — сама Россия, по большому счету, не была в восторге от продажи своих активов иностранцам. В частности, в 2008 году приняли закон о так называемых стратегических секторах российской экономики, в которых участие иностранного капитала было законодательно ограничено. В перечень вошли более 40 секторов, включая не только банковский сектор и энергетику, но например, рыболовство. Понятно, что в нынешних геополитических реалиях о привлечении масштабных иностранных инвестиций с Запада не может быть и речи. Как показывают исследования, покинувшие Россию компании сделали это из-за имиджевых опасений — они не желали работать в стране-агрессоре, которая ведет военные действия. Говоря об альтернативах Западу, то в какой-то степени Россия может рассчитывать на привлечение инвестиций в Китае. В теории, это позволило России бы освоить более передовые технологии. Что касается Латинской Америки или Ближнего Востока, я не уверен, насколько компании из этих стран являются более передовыми, чем российские или китайские. Может быть, в каких-то секторах — например, турецкие компании сильны в строительстве. При этом не стоит забывать, что та же Турция или страны за пределами Европы могут находиться под давлением Запада, есть риск попасть под вторичные санкции. Не секрет, что для некоторых китайских компаний сближение с Россией вызывает вопросы, потому что они работают на американском рынке. Товарооборот с Турцией растет, но не до конца понятно, как долго Турция сможет балансировать между Россией и Западом.
Особенности современной экономики России: проблемы и перспективы
Рост российской экономики в 2023 году: причины, последствия, прогнозы | Предварительные итоги развития российской экономики в 2023 г. свидетельствуют об успешной. |
Экономические итоги 2023 года и прогнозы на 2024 от экспертов - , 29.12.2023 | Но, даже если этого не случится, в долгосрочной перспективе Европа и другие страны будут сводить к минимуму зависимость от российских энергоносителей. |
Названы десять главных ожиданий в российской экономике в 2024 году | На днях в Российской академии наук представили прогноз социально-экономического развития России в 2023– 2025 годах, который подготовили в Институте экономической политики имени Е. Т. Гайдара. |
Матвиенко заявила о перспективе объединения регионов РФ | Перспективы формирования такой модели российско-американских отношений зависят от степени готовности США к отказу от политики силового доминирования и пересмотру антироссийского курса в пользу взаимодействия с Россией на основе принципов суверенного. |
«Россия и Китай в условиях новой политической реальности: состояние, тенденции, перспективы»
- Надо еще немножко потерпеть… Эксперт объяснил, когда в Россия начнется процветание
- Россия 2035: новое качество национальной экономики
- Ритуальный гектар
- «Россия и Китай в условиях новой политической реальности: состояние, тенденции, перспективы»
Рыночная экономика России в 2023 году: куда движется и к чему идет?
А еще тотальная закредитованность населения, около 10млн могут стать потенциальными банкротами. Экономический прогноз на 2024 год Предположительный экономический прогноз в России по ключевым показателям на 2024 год. В 2024 году Россия ожидает устойчивого экономического роста после периода спада в 2022-2023 годах, вызванного пандемией COVID-19, санкциями и падением цен на нефть. Основными факторами роста экономики России в 2024 году будут: Восстановление мирового спроса на товары и услуги, в том числе на энергоресурсы, которые составляют значительную часть экспорта России.
Реализация национальных проектов в сферах здравоохранения, образования, науки, инфраструктуры, экологии, демографии и других, которые направлены на повышение качества жизни населения, модернизацию экономики и повышение ее конкурентоспособности. Улучшение делового климата и стимулирование инновационной деятельности в России за счет снижения административных барьеров, упрощения налогового режима. Развитие цифровой экономики и поддержка государством малого и среднего бизнеса.
И есть также рост в обработке. Это машиностроение, химия, металлургия. Неплохой рост дают смежные производства. В сумме обработка даёт около четверти российского ВВП. Всё остальное — это не обработка. Это падающая добыча, немножко сельского хозяйства и сектор услуг. Поэтому инвестиционные очаги на фоне массового потребительского спроса проблемы не решают. Инфляция и кредиты — А почему такой бешеный потребительский спрос? Вы знаете, я тут столкнулся у себя в Telegram-канале с таким комментарием. Я сперва с опаской воспринял.
Думаю, что это за такая новая модель, которая мне напоминает не так давно ушедшие времена? По крайней мере наше с вами поколение это точно хорошо помнит. Неужели вновь актуально? У нас наблюдается очень нерациональное поведение среди населения , с точки зрения ближайших перспектив. И здесь играют роль два фактора. Когда Центробанк сделал избыточный акцент на инфляции, как мне кажется, он больше руководствовался финансовой стабильностью, борясь за курс, за качество кредитования. Успех есть, но сказать, что он большой — это приврать. Всё довольно скромно по сравнению с тем, сколько приложено усилий. Так вот, когда ЦБ сделал избыточный акцент на инфляции, то параллельно с этим включился рост цен в промышленности. Хотя в начале года темпы были отрицательными, там была дефляция.
То есть у ребят всё перевернулось, в буквальном смысле, с ног на голову, меньше чем за полгода. Похоже, что это очень разогрело инфляционные ожидания. И таких примеров у меня масса. Люди думают, что, по какой ставке они сейчас кредит ни возьмут , что они с ним ни сделают — всё равно останутся в выгоде. А есть ещё другая модель поведения, тоже совершенно нездоровая. И это, похоже, массовое явление. Многие заёмщики считают, что им по кредиту почему-то или не придётся расплачиваться, или в силу каких-то причин это будет сделать очень легко. Мне сложно понять до конца набор этих мотивов. Кредиты придётся отдавать. Когда Крым вернулся в состав России, многие крымчане так расслабились, решив, что про долги, которые у них были перед украинскими банками, можно забыть.
Но украинские банки, при всех геополитических моментах, просто продали эти долги, с дисконтом, российским банкам. И всё. Придётся их покрывать. Они получили активы тем или иным способом и захотели получить с них свои проценты.
Переработки стали более обыденным явлением, а компании вынуждены предлагать более высокие зарплаты для привлечения рабочей силы. Часто имеет место переманивание сотрудников, сообщила руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая. В 2023 году средняя номинальная зарплата составила 73,7 тыс. Участники военных действий получают еще больше. Однако ситуация на рынке труда начинает меняться, и спрос на работу снижается. Некоторые компании планируют повышать цены на свои товары и услуги в 2024 году, что может усугубить инфляцию.
Курс рубля остается нестабильным. В августе 2023 года доллар поднялся до отметки в 100 рублей, но потом вернулся к уровню в 90 рублей.
Россия не считает себя врагом Запада, не изолируется от него, не имеет по отношению к нему враждебных намерений и рассчитывает, что в дальнейшем государства, принадлежащие к западному сообществу, осознают бесперспективность своей конфронтационной политики и гегемонистских амбиций, примут во внимание сложные реалии многополярного мира и вернутся к прагматичному взаимодействию с Россией, руководствуясь принципами суверенного равенства и уважения интересов друг друга. На такой основе Российская Федерация готова к диалогу и сотрудничеству. В ответ на недружественные действия Запада Россия намерена отстаивать свое право на существование и свободное развитие всеми имеющимися средствами. Созидательную энергию Российская Федерация будет концентрировать на географических векторах своей внешней политики, которые имеют очевидные перспективы с точки зрения расширения взаимовыгодного международного сотрудничества. Большая часть человечества заинтересована в конструктивных отношениях с Россией и укреплении ее позиций на международной арене в качестве влиятельной мировой державы, вносящей решающий вклад в поддержание глобальной безопасности и обеспечение мирного развития государств. Это открывает широкие возможности для успешной деятельности Российской Федерации на международной арене.
Национальные интересы Российской Федерации во внешнеполитической сфере, стратегические цели и основные задачи внешней политики Российской Федерации 15. Исходя из национальных интересов и стратегических национальных приоритетов Российской Федерации внешнеполитическая деятельность государства направлена на достижение следующих стратегических целей: 1 обеспечение безопасности Российской Федерации, ее суверенитета во всех сферах и территориальной целостности; 2 создание благоприятных внешних условий для развития России; 3 упрочение позиций Российской Федерации как одного из ответственных, влиятельных и самостоятельных центров современного мира. Приоритетные направления внешней политики Российской Федерации Формирование справедливого и устойчивого мироустройства 18. Россия стремится к формированию такой системы международных отношений, которая обеспечивала бы надежную безопасность, сохранение культурно-цивилизационной самобытности, равные возможности развития для всех государств независимо от их географического положения, размера территории, демографического, ресурсного и военного потенциалов, политического, экономического и социального устройства. Верховенство права в международных отношениях 20. Обеспечение верховенства права в международных отношениях служит одной из основ справедливого и устойчивого мироустройства, поддержания глобальной стабильности, мирного и плодотворного сотрудничества государств и их объединений, является фактором снижения международной напряженности и повышения предсказуемости мирового развития. Россия последовательно выступает за укрепление правовых основ международных отношений, добросовестно выполняет свои международно-правовые обязательства. При этом решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации.
Механизм формирования универсальных международно-правовых норм должен основываться на свободном волеизъявлении суверенных государств, а ООН должна оставаться главной площадкой для прогрессивного развития и кодификации международного права. Дальнейшее продвижение концепции миропорядка, основанного на правилах, чревато разрушением международно-правовой системы и другими опасными последствиями для человечества. В целях повышения устойчивости международно-правовой системы, недопущения ее фрагментации и ослабления, предотвращения избирательного применения общепризнанных принципов и норм международного права Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание: 1 противодействию попыткам подменять, подвергать ревизии и произвольному толкованию принципы международного права, закрепленные в Уставе ООН, Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, от 24 октября 1970 г. Укрепление международного мира и безопасности 24. Российская Федерация исходит из неделимости международной безопасности в глобальном и региональном аспектах и стремится к ее обеспечению в равной мере для всех государств на основе принципа взаимности. На этой основе Россия открыта к совместным действиям по формированию обновленной, более устойчивой архитектуры международной безопасности со всеми заинтересованными государствами и межгосударственными объединениями. В целях поддержания и укрепления международного мира и безопасности Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание: 1 использованию мирных средств, прежде всего дипломатии, переговоров, консультаций, посредничества и добрых услуг, для разрешения международных споров и конфликтов, их урегулированию на основе взаимного уважения, компромиссов и баланса легитимных интересов; 2 налаживанию широкого взаимодействия в целях нейтрализации попыток любых государств и межгосударственных объединений добиваться глобального доминирования в военной сфере, проецировать свою силу за пределы своей зоны ответственности, присваивать себе преимущественную ответственность за поддержание международного мира и безопасности, проводить разделительные линии и обеспечивать безопасность одних государств в ущерб легитимным интересам других стран. Российская Федерация исходит из того, что ее Вооруженные Силы могут использоваться в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.
Россия рассматривает статью 51 Устава ООН в качестве адекватной и не подлежащей ревизии правовой основы для применения силы в порядке самообороны. Использование Вооруженных Сил Российской Федерации может быть направлено, в частности, на решение задач по отражению и предотвращению вооруженного нападения на Россию и или ее союзников, по урегулированию кризисов, по поддержанию восстановлению мира в соответствии с решением Совета Безопасности ООН, других структур коллективной безопасности с участием России в их зоне ответственности, по обеспечению защиты своих граждан, находящихся за рубежом, по борьбе с международным терроризмом и пиратством. В случае совершения иностранными государствами или их объединениями недружественных действий, представляющих угрозу суверенитету и территориальной целостности Российской Федерации, в том числе связанных с применением ограничительных мер санкций политического или экономического характера либо с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, Российская Федерация считает правомерным принять симметричные и асимметричные меры, необходимые для пресечения таких недружественных действий, а также для предотвращения их повторения в будущем. В целях предотвращения возникновения биологических угроз и обеспечения биологической безопасности Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание: 1 расследованию случаев предполагаемой разработки, размещения и применения биологического и токсинного оружия, прежде всего на территориях сопредельных государств; 2 предотвращению террористических актов и или диверсий, совершаемых с использованием опасных патогенов, и ликвидации последствий совершения таких актов и или диверсий; 3 расширению сотрудничества с союзниками и партнерами в сфере обеспечения биологической безопасности, прежде всего с государствами — членами ОДКБ и государствами — участниками СНГ. В целях борьбы с незаконными оборотом и потреблением наркотических средств и психотропных веществ, представляющих серьезную угрозу для международной и национальной безопасности, здоровья граждан и духовно-нравственных основ российского общества, Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание: 1 расширению международного сотрудничества в интересах недопущения ослабления или пересмотра действующего глобального режима контроля над наркотиками в том числе недопущения легализации их применения в немедицинских целях , а также противодействия иным инициативам, которые могут повлечь за собой увеличение незаконных оборота и потребления наркотиков; 2 оказанию союзникам и партнерам практического содействия в осуществлении антинаркотической деятельности. В целях борьбы с транснациональной организованной преступностью и коррупцией, представляющими растущую угрозу для безопасности и устойчивого развития России, ее союзников и партнеров, Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание расширению международного сотрудничества в интересах ликвидации «безопасных гаваней» для преступников и укреплению профильных многосторонних механизмов, отвечающих национальным интересам России. В целях снижения на территории Российской Федерации рисков, связанных с возникновением за ее пределами стихийных бедствий и техногенных аварий, повышения устойчивости к ним иностранных государств Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание: 1 укреплению организационно-правовых основ и совершенствованию механизмов двустороннего и многостороннего взаимодействия в сфере защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, наращиванию возможностей по раннему предупреждению и прогнозированию таких чрезвычайных ситуаций, ликвидации их последствий; 2 оказанию иностранным государствам практического содействия в сфере защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе с использованием уникальных российских технологий и опыта чрезвычайного реагирования. В целях противодействия нелегальной миграции и совершенствования регулирования международных миграционных процессов Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание укреплению взаимодействия в этой сфере с государствами — участниками СНГ, проводящими конструктивную политику в отношении Российской Федерации.
Обеспечение интересов Российской Федерации в Мировом океане, космическом и воздушном пространстве 36. В целях изучения, освоения и использования Мирового океана в интересах обеспечения безопасности и развития России, противодействия односторонним ограничительным мерам недружественных государств и их объединений в отношении российской морской деятельности Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание: 1 обеспечению гарантированного свободного, безопасного и полного доступа России к жизненно важным, важным и другим пространствам, транспортным коммуникациям и ресурсам Мирового океана; 2 ответственному и рациональному освоению биологических, минеральных, энергетических и других ресурсов Мирового океана, развитию морских трубопроводных систем, проведению научных исследований, защите и сохранению морской среды; 3 закреплению в соответствии с международным правом внешних границ континентального шельфа Российской Федерации, защите ее суверенных прав на континентальном шельфе. В целях мирного исследования и использования космического пространства, закрепления на лидирующих позициях на рынке космических товаров, работ и услуг, упрочения статуса одной из ведущих космических держав Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание: 1 продвижению международного сотрудничества в интересах предотвращения гонки вооружений в космическом пространстве, прежде всего посредством разработки и заключения соответствующего международного договора, а в качестве промежуточной меры — посредством принятия всеми государствами обязательства по неразмещению первыми оружия в космосе; 2 географической диверсификации международного сотрудничества в сфере космической деятельности. В целях использования международного воздушного пространства в интересах безопасности и развития России, противодействия односторонним ограничительным мерам недружественных государств и их объединений в отношении российских воздушных судов Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание: 1 обеспечению гарантированного доступа России к международному открытому воздушному пространству с учетом принципа свободы полетов; 2 географической диверсификации маршрутов международных полетов российских воздушных судов и развитию сотрудничества в сфере воздушного транспорта, охраны и использования воздушного пространства с государствами, проводящими конструктивную политику в отношении России.
Оценены перспективы российской экономики в 2023 году
Благосостояние россиян будет напрямую зависеть от того, какими темпами будут расти цены и колебаться курс рубля, что будет с зарплатами и пенсиями и станет ли жилье в России хотя бы немного доступнее. Три сценария развития российской экономики на будущий и 2025 год — «базовый», «ускоренная адаптация» и «глобальный кризис» — представил Банк России. Национальный проект помогает сделать путешествия по России доступнее, безопаснее и комфортнее. Подробный обзор что происходило с экономикой России в 2023 году: курс доллара к рублю, динамика ВВП, внешний долг, инфляция, уровень безработицы и другие данные.