Для сохранения здоровья. Можно ли похудеть в пост? Чем пост полезен. Можно сказать, что пост полезен, но есть категории людей, кому он противопоказан. Следует взвешивать свои силы и учитывать свое состояние здоровья. Многие врачи советуют ограничить пост по времени, не 48, а, например, только 20 дней. Приближается Великий пост, который предшествует празднованию Пасхи. Стоит ли поститься детям и в чем смысл 40-дневных ограничений, рассказали священник и гастроэнтеролог.
Пост — это не диета: врачи о пользе поста
Пост – это практика аскетизма, во время которой человек освобождается от дурных помыслов и намерений, воздерживаясь от привычных грехов и пороков. Хотя религиозный пост зачастую используется верующими как период большого духовного роста, не следует забывать, что это время одновременно можно использовать и для улучшения состояния здоровья. "Держать пост для похудения — плохая идея.
Кому опасно поститься и как не навредить здоровью, соблюдая традиции: Ответы на главные вопросы
Например, рис с фасолью и овощами надолго даст вам чувство сытости. А вот фруктами голод лучше не утолять: слишком большое количество фруктозы будет сильной нагрузкой на организм. Избежать нехватки жиров помогут орехи и семечки. И всегда можно воспользоваться протеиновыми смесями, а также продуктами, обогащенными йодом и железом. Пост — хороший способ похудеть? С точки зрения диетологии лишение себя животного белка — это худший способ сбросить вес. Это неполезное, неправильное с точки зрения диетологии похудение". По той же причине опасно долго голодать а некоторые посты предусматривают голодание в отдельные дни.
У организма много компенсаторных возможностей, и поначалу он будет брать энергию из жировой массы. Но через какое-то время переключится на мышечную ткань. Ксения Селезнева предупреждает: организму будет тяжело это переварить, и такая неумеренность грозит большими проблемами с желудком и кишечником, вплоть до того, что может понадобиться госпитализация. После любого поста возвращать в рацион животный белок нужно постепенно, поначалу употребляя его один раз в день. Через три-четыре дня можно будет позволить его себе дважды.
Это основное ограничение. Многие также отказываются от рыбы и в некоторые дни — от растительного масла. Однако решать, насколько строгим должен быть пост, человек должен, учитывая особенности своего здоровья. Категорически запрещено держать пост беременным и кормящим женщинам, а также военным на службе. Кроме этого, не стоит отказываться от запрещенных продуктов, если вас позвали на праздник, выразил уверенность священнослужитель. Если ты откажешься, ты соблюдешь заповедь о посте, но нарушишь заповедь о любви. Федор Бородин протоиерей С тем, что подход к посту должен быть рассудительным, согласны и врачи. Во время его соблюдения нужно постараться не только не навредить здоровью, но и извлечь из этого пользу. Ограничения в еде должны создать определенное эмоциональное состояние, которое позволит человеку пройти путь аскезы, освободившись от пристрастий и мыслей негативного характера. Но вместе с духовным очищением человек во время поста очищает и свой организм. Но в ситуации пресыщения ими в обычной современной жизни, особенно при наличии большого количества рафинированных продуктов: колбасных изделий, сыров и всего, что делает наша пищевая промышленность, человек будет поддерживать естественную детоксикацию организма, помогая выводить накопленные метаболические шлаки, токсины, снижать массу тела, регулировать процесс выведения отработанных метаболитов», — рассказала «360» диетолог. Freepik Пост может стать одной из возможностей оздоровить свой организм, заверила Королева. Такое питание включает в себя большое количества зерновых, в которых много важных для человека растительной клетчатки и минеральных комплексов. Это прекрасный субстрат для поддержания кишечной флоры, всех представителей микрофлоры кишечника.
Витамины и минеральные вещества Наблюдения ученых показали, что кальция и витамина В2 в рационе постящегося человека становится меньше. Но при этом увеличивается количество магния. Не меняется потребление витаминов А, В1, В3, С, Е, а также таких минеральных веществ как фосфор, цинк и калий. В зависимости от индивидуальных особенностей рациона, будет возрастать или уменьшаться количество получаемого витамина В12 и натрия. Калорийность Количество калорий в процессе соблюдения Великого поста вполне может оставаться прежним. Исследования на тему похудения при соблюдении Великого поста проводились, но однозначного ответа на вопрос «Скину ли я заодно лишние килограммы? Аналогичная ситуация наблюдается с индексом массы тела. В целом можно сказать так: если калорийность не меняется, а человек придерживается не самой строгой схемы соблюдения поста, то не стоит рассчитывать на похудательный эффект. С другой стороны, никто не мешает выстроить свое питание так, чтобы заодно с плотскими ограничениями и духовным ростом скинуть к Пасхе 5-6 лишних килограмм. Великий пост и здоровье Врачи и представители церкви неоднократно подчеркивали, что поститься следует с умом. Например, не требуется соблюдение Великого поста от беременных и женщин, кормящих грудью, от людей, которые занимаются тяжелым физическим трудом, и даже от военных, находящихся в опасных для жизни условиях. Малыши до 7 лет также не должны поститься. В возрасте от 7 до 14 лет дети привыкают держать пост дважды в неделю: в среду и пятницу. И только после 14 лет им предоставляется выбор: поститься или нет. Отдельно следует сказать о больных людях. Они также освобождаются от поста, но если все-таки хотят вводить какие-либо ограничения в еде, то им следует обсудить этот вопрос со своим врачом. Вообще церковь придерживается той точки зрения, что пост должен сопутствовать духовному очищению, а не раздражать человека. Поэтому если постящийся чувствует себя нехорошо, испытывает негативные эмоции, страдает, то пост следует прекратить. То же самое касается пожилых людей. Существует даже такая точка зрения, что потому Великий пост и требует совмещения специальной диеты и активного приложения духовных усилий.
Да, сны в процессе наркоза и правда могут сниться, и они могут быть эмоционально окрашенными, но обычно пациенты забывают их сюжеты сразу после пробуждения. Миф 6: после наркоза, как и после химиотерапии, выпадают волосы Современные анестетики не имеют такого побочного эффекта. Поэтому, если пациент начал терять волосы после перенесенной операции, скорее всего, это связано с психологическими переживаниями и стрессом, а не с влиянием наркоза. Кроме того, в процессе операции анестезиолог постоянно контролирует показатели состояния пациента: активность головного мозга, температуру тела, артериальное давление, работу сердца, насыщение крови кислородом и так далее. Нормальные показатели демонстрируют, что пациент боли не чувствует и спит, если же они начинают меняться, врач вносит коррективы в дозировку анестетика. Наркоз, рубцы, «чужое» лицо: как побороть страхи перед пластической операцией Миф 8: после наркоза можно не проснуться Да, риск летального исхода есть, однако за последние 30 лет частота этого риска в России значительно снизилась с 1 случая на 3000 операций до соотношения 1:20 000. Конечно, нельзя констатировать такой факт по поводу всего мира, поскольку эти риски напрямую зависят от уровня развития медицинских технологий и опыта врачей. В частности, смертность от анестезии в Зимбабве представлена в статистических данных как 1 случай на 350 операций, а в Европе — 1 случай на 250 000 оперативных вмешательств. Миф 9: последствия наркоза еще долго будут давать о себе знать Современные анестетики редко дают побочные эффекты. И если у пациента возникает головная боль, то, как правило, виной тому является не препарат, а неудобное положение головы и шеи в процессе операции к примеру, когда человек лежит на животе. Но тошнота и рвота могут иногда появляться, и если такие явления есть — необходимо сообщить о них врачу, чтобы он назначил терапию для их купирования. Еще среди пациентов бытует миф о том, что «наркоз отнимает 5 лет жизни», поэтому часто подвергаться хирургическим вмешательствам не стоит. Однако не существует никаких исследований, которые могли бы опровергнуть или подтвердить эти домыслы. На самом деле важным является состояние пациента во время наркоза и операции, остаются ли в норме его показатели, не возникает ли осложнений. Если это так, то не стоит ждать от наркоза негативных последствий.
Православный пост глазами врача
Особенно внимательными к своему самочувствию стоит быть людям с сахарным диабетом, с болезнями желудочно-кишечного тракта. Варьируем блюда день ото дня. Это и для здоровья будет лучше, и пост пройти с большей радостью позволит. База постного стола, - сложные углеводы. Тут и любимая нами гречка, геркулес, темный рис, макароны из твердых сортов пшеницы. Можно использовать отруби богатая клетчаткой пища , добавляя их в каши, в супы. Лучше всего для желудка, особенно проблемного, - чечевица. Из нее можно готовить и похлебку, и гарниры, и в салаты добавлять.
Прекрасное блюдо к постному столу на основе нута — это хумус. Это и обычная капуста, и брокколи, цветная капуста, кабачки, баклажаны, помидоры, корнеплоды — свекла, например. Источник белка, который чуть хуже усваивается, чем животный, но в пост — хорошее подспорье для полноценного питания. Важный принцип для питания в пост — разнообразие. Морепродукты допустимость в пост лучше уточнить у своего духовника.
Если у человека есть намерение — уже хорошо. Сегодня он попостился три дня.
В следующем году, может, неделю выдержит. А когда-нибудь и весь пост. Тенденция к росту числа постящихся есть. Другое меня беспокоит — что не всегда люди правильно это понимают и относятся к посту как к диете. А надо всё-таки к посту приложить ещё молитву храмовую. Тогда легче будет поститься и пользы будет намного больше», — уверен отец Игорь. Молятся, собирают травы и ждут гостей: как живёт ставропольский монастырь у святого источника По мнению священника, практически любой человек может сделать для себя ограничения на время поста.
Это потребует усилий, но не чрезмерных. Например, курильщики могут сократить количество сигарет, кофеманы — количество выпитых чашек любимого напитка, а любители поговорить по телефону — уменьшить время такого общения. И это тоже будет небольшим подвигом. Открыть Библию — почитать, открыть творения святых отцов — почитать. Быть может, даже с того же телефона», — советует священник. Простые рецепты блюд к Великому посту Полезным будет и чтение произведений классиков: Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Чехова, раннего Толстого. Кроме того, в жизни всегда есть место добрым делам.
Всегда можно найти, чем заняться полезным», — говорит священник. Но нередко бывает и так, что постится только муж или только жена. В этом случае пост не должен быть поводом для раздоров, убеждён отец Игорь. Тут любовь и понимание должны быть с обеих сторон. Есть возможность у супруги приготовить два-три блюда разных — Господь её возблагодарит за это здоровьем и благополучием. Если у неё нет такой возможности — работа, занята, не успела — муж должен это понять, не сердиться, не ворчать. Значит, самому нужно подумать — гречку в мультиварку бросить или ещё что-нибудь.
Но ещё раз говорю: главное, чтобы это не приводило ни к каким раздорам ни в коем случае», — увещевает отец Игорь.
Ограничений по напиткам в Великий пост не очень много: можно пить компоты, чаи и воду, соки, минералку и даже кофе, правда, без добавления сливок и молока. Алкоголь строго запрещен Фото: 1MI Разумеется, что такой строгий режим питания подойдет далеко не каждому. А в некоторых случаях может даже нанести вред здоровью. Эксперты рассказали, кому следует отказаться от планов соблюдать пост. Пирогова Александр Карабиненко, такой строгий пост нельзя соблюдать людям с тяжелой формой сахарного диабета. Также он противопоказан следующим категориям людей: имеющим тяжелую форму истощения людям с опухолевыми и системными заболеваниями или острыми и хроническими инфекционными заболеваниями имеющим заболевания сердца страдающим от анемии, панкреатита и других заболеваний ЖКТ людям с индексом массы тела, превышающим 18,5 Запрет также относится и к тем, кто худеет или недавно перенес операцию.
Церковь призывает не истязать себя голодом в Великий пост. Объедаться не нужно, но пищевой пост также не должен вредить здоровью и выполнению ежедневных обязанностей Фото: Midjourney.
Особенно внимательными к своему самочувствию стоит быть людям с сахарным диабетом, с болезнями желудочно-кишечного тракта.
Варьируем блюда день ото дня. Это и для здоровья будет лучше, и пост пройти с большей радостью позволит. База постного стола, - сложные углеводы.
Тут и любимая нами гречка, геркулес, темный рис, макароны из твердых сортов пшеницы. Можно использовать отруби богатая клетчаткой пища , добавляя их в каши, в супы. Лучше всего для желудка, особенно проблемного, - чечевица.
Из нее можно готовить и похлебку, и гарниры, и в салаты добавлять. Прекрасное блюдо к постному столу на основе нута — это хумус. Это и обычная капуста, и брокколи, цветная капуста, кабачки, баклажаны, помидоры, корнеплоды — свекла, например.
Источник белка, который чуть хуже усваивается, чем животный, но в пост — хорошее подспорье для полноценного питания. Важный принцип для питания в пост — разнообразие. Морепродукты допустимость в пост лучше уточнить у своего духовника.
Как поститься без вреда для здоровья: 6 советов диетолога
11 марта начался Великий пост, который продлится до 27 апреля. Как поддержать организм во время воздержания, рассказывает врач высшей категории, эксперт по питанию Марина Астафьева. Соблюдение поста может отразиться на здоровье: как положительно, так и не очень, все зависит от того, что выбрать для питания, есть ли у вас противопоказания, насколько строго держать пост и как длительно. Мусульманский пост в Рамадан полезен для здоровья. Соблюдение поста может отразиться на здоровье: как положительно, так и не очень, все зависит от того, что выбрать для питания, есть ли у вас противопоказания, насколько строго держать пост и как длительно. В течение поста есть два дня, когда в рацион можно добавить рыбные блюда: в праздник Благовещения (7 апреля) и в Вербное воскресенье (9 апреля).
Пост с точки зрения науки
Получается, пост полезен для здоровья? Доктор Маруф считает, что да, однако лишь при одном условии. "Поститься полезно, так как это помогает нам быть осознанными в потреблении. Болезнь является уважительной причиной, позволяющей не держать пост, подчеркнула эксперт. Вреден или полезен пост для физического здоровья человека, и нужно ли постящемуся питаться «правильно»? Православный пост — это осознанные и добровольные ограничения, которые накладывает на себя человек. Важные новости Новости здоровья и красоты Новости препарата Полезные статьи Правильное питание Путешествия Специалистам.
Питание во время поста: как не навредить организму?
- Польза поста для здоровья. Чем полезен православный пост?
- Что такое строгий пост
- Как поститься, не набирая лишний вес?
- Зачем и кому нужен пост? Неужели так важно, что именно я ем? - Православный журнал «Фома»
- Влияние религиозного поста на здоровье человека
Можно ли похудеть на посту: полезно ли поститься для фигуры?
Польза Великого поста для здоровья. Для сохранения здоровья. Можно ли похудеть в пост? «Пост помогает избавиться от лишних килограммов – можно стать намного стройнее». Соблюдение поста может отразиться на здоровье: как положительно, так и не очень, все зависит от того, что выбрать для питания, есть ли у вас противопоказания, насколько строго держать пост и как длительно. ПОСТ ВРЕДЕН ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ? Правда ли, что: Великий пост придумали на Руси специально, потому что в это время у основной массы населения – крестьян – заканчивались запасы; ни молока, ни мяса не было.
Врач о мусульманском посте: «Ни одно лекарство не лечит лучше, чем ураза»
Сама же «диетическая составляющая» может быть как полезной для здоровья, так и вредной, и об этом говорят сами священники, и именно поэтому каким-то группам лиц не возбраняется нарушение поста, а некоторым даже запрещено поститься. Великий пост: зачем он нужен С чего нужно начать Великий пост Что можно и что нельзя: варианты воздержания Не вреден ли пост для здоровья Пост телесный и пост душевный Молитвы во время Великого поста Как понять, правильно ли ты постишься. Как Великий пост влияет на организм, вредно или полезно соблюдать пост, последствия поста для здоровья, кому нельзя соблюдать пост, советы нутрициолога.
Полезен ли пост для поджелудочной железы
- Чтобы пост стал исцелением
- Вред сорокадневного поста
- Белок, картошка и каша
- Пост и здоровье
- Как поститься без вреда для здоровья - ТАСС
- Пост как лекарство: что происходит с организмом постящихся
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Самые строгие — у Великого поста. На протяжении семи недель верующим рекомендовано воздерживаться от мяса, рыбы, молока и яиц, в некоторые дни этого периода предписывается есть только сырую пищу, а иногда от еды надо отказаться вообще. Правила Рождественского чуть проще, хотя тоже строги. В этот период православные христиане должны воздерживаться от употребления мясных, молочных продуктов и яиц. Согласно мягкому уставу для мирян, по средам и пятницам нельзя есть рыбу, а в определенные дни нужно придерживаться сухоядения — приема пищи без растительного масла. Пища во время любого поста должна быть простой, употребление изысканно приготовленных постных блюд осуждается. Мало кто из современных людей, живущих в миру, может себе позволить строго соблюдать все каноны. Как правило, священнослужители относятся к этому с пониманием, отмечая, что самое важное — воздержание духовное. Воцерковленные люди чаще всего постятся так, как их на то благословил конкретный священник.
Как подготовиться к посту? Так, Великому посту по православной традиции предшествует подготовительный период. В последнюю неделю перед постом на нее приходится Масленица мясо нельзя есть вообще, а на предмасленичной неделе в среду и пятницу нужно отказаться от всех непостных продуктов. Как объясняет Юлия Панова, с точки зрения диетологии это отличная подготовка: организм постепенно привыкает к тому, что долгое время он будет обходиться без животного белка.
Пост - это восстановление подлинной иерархии мироздания, когда мы наглядно осознаем свою малость и зависимость от Создателя. Причем осознаем это не в ситуации смерти, болезни, любой иной катастрофы - тут-то каждый мгновенно вспоминает, Кто на самом деле держит все в Своей Руке. Пост - тоже своего рода микрокатастрофа, на которую человек идет добровольно, отказываясь от всего, что чаще всего не просто скрашивает обычную жизнь, но и составляет ее суть - от потребностей тела. И совершая такой разворот от своего телесного, мы возвращаемся к Богу. То есть пост - это не религиозная диета, а оживление человеком его отношений с Богом. Но стоит ли ради этого ограничивать себя в еде, развлечениях, радостях зависнуть в Сети?
Как шутят семинаристы, уж лучше я поспешу к Богу сам, чем меня к Нему приведут болезни и горе. Получается, мы выходим навстречу Христу и идем долгой дорогой Великого поста из страха? И уж точно не ради моды, и не для того, чтобы, высокомерно глядя на непостящихся, ощущать свою святость. Пост - не пищевые ограничения, и даже не способ самоусовершенствования. Пост - наш подвиг любви к своему Творцу. И если кому-то последняя фраза покажется напыщенной, пусть вспомнит, насколько естественно для матери отдать последний кусок хлеба ребенку - акт действенной любви. Логика поста проста. Когда-то, две тысячи лет назад, Иисус Христос, безгрешный и по своей божественной природе бессмертный, добровольно и - важно! Сегодня наша очередь принести нашу жертву Ему, начать наш путь навстречу Христу. Да, это безмерно трудно.
Даже если мы отказываемся от малого - только какого-то продукта питания из привычного рациона или от развлечений, ограничивая себя не до степени, вот все, дальше уже невозможность жить, дальше смерть, а лишь доходя до границы, за которой начинаем чувствовать дискомфорт. Причем жертвовать нужно не по принципу "на тебе, Боже, что мне негоже", жертвовать надо тем, что тебе дорого, что важно для твоего тела. Бог не нуждается в том, чтобы мы отказывались от куска мяса и тем более колбасы, Он совершил Свою жертву из любви к нам, людям, и Он нуждается в нашей любви. С чего нужно начать Великий пост Будем честны с собою, нам даже незначительные пищевые жертвы даются с трудом.
Грибы насыщают за счет клетчатки, при этом малокалорийны. Содержат много аминокислоту глутатион в больших количествах. Богаты селеном, витамином В4 и витамином D. В грибах также есть вещества с антиоксидантным действием. То есть это комплекс уникальных и важных питательных компонентов. В пользу грибов говорит вот такой факт: употребление двух порций в неделю снижают риск развития приобретенного слабоумия деменции в пожилом возрасте. Низкожирной диете - НЕТ! Великий пост подразумевает питание с крайне низким содержанием жиров. Почти полный отказ от масла, масел и жиров потенциально опасен даже для тех людей, что страдают ожирением и нарушением липидного обмена. В долгосрочной перспективе, если придерживаться такого питания длительный период, это поможет решить проблему лишнего веса, но цена для здоровья слишком велика. Обезжиренный рацион - эквивалент строжайшей диеты. Отказ от жиров на 48 день не улучшит здоровье. Нужно понимать, что жиры в пище приводят не только к увеличению массы тела или к проблемам сердца и сосудов. Они нам крайне необходимы, но должны употребляться в умеренных количествах. Через жир мы получаем витамины А, Е и Д, холестерин и полиненасыщенные жирные кислоты. Без всего этого начинаются сбои в работе иммунной системы, ухудшается зрение,нарушается обмен кальция, а клетки становятся уязвимыми перед атакой свободных радикалов. Отсутствие жира рационе также влияет на психологическое состояние: от раздражительности и перепадов настроения до риска депрессии. Недостаток жиров приводит к угнетению производства половых гормонов. Что делать? Ешьте орехи, льняные семечки и изделия из льняной муки, семена тыквы и подсолнуха. Эти продукты не запрещены в пост. Они содержат достаточно витамина Е и полиненасыщенных жирных кислот. Правда, чтобы компенсировать недостаточу жиров такой еды понадобится достаточно много. Если вы будете терять вес во время поста, то в организме освободится часть запасов витамина Д. Но для потери лишних килограммов нужно быть внимательными, что вы едите и не налегать на углеводы. Чтобы витамин А усваивался, морковь и курагу употребляйте вместе с вышеуказанными семечками и орехами.
Кроме того грибы большей частью состоят из хитина, который вообще не переваривается. Ну и само собой, употребление дикорастущих грибов вовсе может закончиться плачевно. Овощи — в вареном виде хороши для пищеварения, в сыром - как хороший источник витаминов, но также не все из них хорошо переносятся, особенно в больших количествах. Соленья и консервация - эти продукты очень спасают от однообразия постный рацион. Но скажем прямо — все, что приготовлено с уксусом а некоторые хозяйки еще и аспирин в качестве консерванта умудряются использовать — мягко говоря, для здоровья не полезно. Намного лучше дело обстоит с квашеными овощами, единственное, что квашеная капуста может вызвать брожение в кишечнике. Также не стоит забывать, о чрезмерном потреблении соли, ведь не зря эти яства именуют соленьями. Выпечка, хлеб, сладости и прочие кондитерские радости. Довольно много постящихся, которые умудряются набрать к концу поста пару-тройку лишних килограмм. Дело в том, что растительная пища легко усваивается, и через пару часов снова хочется кушать.
Могут обостриться хронические заболевания. Кому нельзя поститься перед Пасхой
Несмотря на важную роль фосфора в обменных процессах, избыточное его поступление вызывает вымывание из костей кальция. Идеальное соотношение кальция и фосфора имеется только в молочных продуктах и яйцах, которые во время поста не потребляются. Например, картофель имеет соотношение кальция к фосфору 1:5, хлеб — 1:5, крупа гречневая ядрица — 1:5, а мясо — 1:20. Растительная клетчатка — это «щетка» для организма И, наконец, все продукты растительного происхождения богаты растительной клетчаткой пищевыми волокнами. В продуктах животного происхождения пищевые волокна отсутствуют. Нерастворимые пищевые волокна помогают работе кишечника, способствуют выведению из организма шлаков. В разных растительных продуктах содержатся различные по своей природе пищевые волокна. Наибольшее количество нерастворимых пищевых волокон целлюлозы, лигнина содержат баклажаны, брокколи, горох, капуста белокочанная, капуста цветная. У людей, потребляющих достаточное количество пищевых волокон, реже возникают сердечно-сосудистые заболевания и сахарный диабет.
В рамках одной статьи невозможно описать все полезные свойства растительных продуктов. Но даже этот небольшой «экскурс» показывает, что «поститься не страшно». Народная мудрость гласит: «От поста еще никто не умирал, а от объядения — многие». Остается только пожелать приходящим к посту: «Поститесь на здоровье. С Богом!
Чем еще полезен мусульманский пост в Рамадан? В организме полных людей инсулин функционирует не так, как у худых и здоровых. Это приводит к развитию диабета 2 типа в пожилом возрасте и типа LADA у 40-летних людей.
Рекомендуются мультивитамины и протеин, а также избыток воды. Пост, в свою очередь, сокращает содержание сахара в биологической жидкости. Это основная причина быстрого похудения. Однако для мусульман пост является духовным явлением, приближающим к Аллаху. Очень часто считается, что предаваясь ограничениям от мирских удовольствий, человек не только закаляет свою волю, но и обретает некое прозрение и повышенное осознание действительности. Исследования мусульманского поста — безумие или средство очищения тела и разума? Доктор Солимэн из университета Аммана в Иордании, выполнил несколько исследований мусульманского поста. Он наблюдал изменения в организме добровольцев, соблюдающих Рамадан.
Был взят комплексный анализ крови. Согласно последнему, было замечено, что уровень глюкозы в организме многих мужчин и женщин резко поднялся. При этом, они существенно потеряли в весе 4-7 кг. Остальные показатели остались неизменными. К подобному выводу пришел и доктор Ази-зи, не заметивший изменений в уровне фосфора, белка, кальция и гормонов в организме людей, которые соблюдают наставления, прописанные в Коране. Следовательно, умеренное голодание почти не влияет на организм человека. Что же касается исламского поста, мусульмане изучают это явление с детства и их организмы генетически приспособлены к данному явлению. В отличие от европейцев, голодных обмороков и недомоганий у них практически не бывает.
Поэтому пост — это не безумие, а средство очищения тела и разума. Также врачи наблюдают полезную тенденцию в содержании жиров и глюкозы в организме мусульман. Следовательно, пост защищает и сердце. Ведь именно холестерин на сосудистых стенках и является причиной заболеваний самого важного человеческого органа. В чем еще польза для здоровья мусульманского поста в Рамадан? Плохой холестерин всегда снижается, так как в Рамадан мусульманин не употребляет насыщенные жиры. Также Рамадан спасает и от инсульта. Ведь системы и органы человека потребляют часть собственного жира.
В результате поста сердце начинает работать более эффективно. Накопленные отложения сгорают, снижается вероятность атеросклероза и скачков давления. В Рамадан уменьшается содержание жидкости в крови, и крови в сосудах. Голодание отлично влияет и на кожу. Повышается иммунитет человека и снижается вероятность возникновения аллергических заболеваний. Пост даже способен сгладить влияние онкологических заболеваний. Он благотворно воздействует на поджелудочную. Она отдыхает.
Если этот орган перегружен, то перестает полноценно работать, а начинает накапливать вредный сахар. А вот печенка во время поста активизируется. Вместе с калом и мочой из тела выводятся шлаки, токсины и накопленные жиры. Клетки печени обновляются, восстанавливаются. Также религиозное голодание благоприятно действует на почки, уменьшает кровяное давление. Снижается и концентрация вредных солей: фосфатов, оксалатов. Именно поэтому Рамадан также может стать отличной профилактикой камней и опухолей. В период поста происходит более активная работа клеток, ускоряется процесс их регенерации.
Также понижается давление в глазном яблоке, улучшая состояние больных глаукомой.
Разумовского Минздрава России кафедра философии, гуманитарных наук и психологии Питание является неотъемлемой частью нашей жизни. Оно дает нам основной источник физической энергии.
От питания напрямую зависит наше здоровье, а для религиозных людей питание не просто акт поглощение пищи с целью поддерживать свое физическое здоровье, но поддержание внутреннего духовного состояния. Вопросы питания в различной степени присутствуют в религиозных вероучениях как элементы культа. К ним можно отнести пищевые запреты и ограничения посты , обычаи, традиции и другие предписания.
Если рассматривать историю питания в религии, то можно заметить, что оно по-разному влияло на жизнь верующих, изменяя традиции, обычаи, систему вероучения и т. Религиозные люди не обсуждают и не перечат предписаниям по вопросам питания. Также эти пищевые предписания выполняют и чисто экономическую функцию, экономя пищевые ресурсы.
Чаще всего пищевые предписания и запреты органично вписываются в систему уже сложившихся кулинарных традиций [2, 8]. В последние годы особое внимание уделяется проблемам здоровья, а также определяющим его факторам. Приоритетным направлением деятельности здравоохранения является переход к системе охраны здоровья граждан, основанной на здоровом образе жизни и профилактике заболеваний [1, 9].
В настоящее время в связи с возрастающей ролью православного учения в социальной жизни общества становится актуальным изучение влияния религиозных традиций на формирование здорового образа жизни населения. Цель исследования: изучить влияние религиозных традиций, прежде всего религиозного поста на здоровье человека. В христианстве пост — это добровольное самоограничение в пище, развлечениях, общении с миром.
Он включает в себя телесный пост — ограничение в пище; душевный пост — ограничение внешних впечатлений и удовольствий и духовный пост — период особо напряжённой молитвы. Существуют посты однодневные — среда и пятница еженедельно, и многодневные, наиболее значимыми из которых являются Рождественский, Великий, Петров и Успенский, общей продолжительностью более трети года.
Нужен ли пост, то есть воздержание не только от известных снедей, употребляемых не в пост, по и воздержание от употребления их в большом количестве?
Нужен ли пост, как воздержание от удовольствий грубой чувственности? Нужен ли пост, как воздержание от беспорядочных мыслей и движений сердца и неодобрительных поступков? А хочешь ли ты, возлюбленный, наследовать блаженную вечность, или Царство Небесное, которое также несомненно существует, как несомненно то, что мы живем теперь на земле, потому что в этом уверяет нас Сам воплотившийся Бог-Слово, Его пророки, апостолы и все угодники Его?
Kак не хотеть! Там по верному и непреложному Слову Божию живут во веки веков праведность и мир и радость во Святом Духе Рим. Если хочешь, то ты непременно должен поститься: так как плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия 1 Kор.
Говорят: не важное дело есть скоромное в посте, не в пище пост; не важное дело носить дорогие, красивые наряды, ездить в театр, на вечера, в маскарады, заводить великолепную дорогую посуду, мебель, дорогой экипаж, лихих коней, собирать и копить деньги и прочее; но из-за чего сердце наше отвращается от Бога, Источника жизни, из-за чего теряем вечную жизнь? Не из-за чревоугодия ли, не из-за драгоценных ли одежд, как евангельский богач, не из-за театров ли и маскарадов? Из-за чего мы делаемся жестокосердыми к бедным и даже к своим родственникам?
Не из-за пристрастия ли нашего к сластям, вообще к чреву, к одежде, к дорогой посуде, мебели, экипажу, к деньгам и прочему? Возможно ли работать Богу и маммоне, быть другом мира и другом Божиим, работать Христу и Велиару? Из-за чего Адам и Ева потеряли рай, впали в грех и смерть?
Присмотритесь хорошенько, из-за чего мы не радим о спасении души своей, столь дорого стоившей Сыну Божию, из-за чего прилагаем грехи ко грехам, впадаем непрестанно в противление Богу, в жизнь суетную, не из-за пристрастия ли к земным вещам, и в особенности к сластям земным? Из-за чего грубеет наше сердце? Из-за чего мы делаемся плотью, а не духом, извращая свою нравственную природу, не из-за пристрастия ли к пище, питью и прочим земным благам?
Kак же после этого говорить, что есть скоромное в посте не важно? Это самое, что мы так говорим, есть гордость, суемудрие, непослушание, непокорность Богу и удаление от Него". Амвросий Оптинский: О необходимости соблюдения постов мы можем видеть и в Евангелии, и, во-первых, из примера Самого Господа, постившегося сорок дней в пустыне, хотя Он был Бог и не имел нужды в этом.
Во-вторых, на вопрос учеников Своих: почему не могли изгнать беса от человека, Господь отвечал: «за неверствие ваше» Мф. Кроме того, есть в Евангелии указание и на то, что мы должны соблюдать пост в среду и пятницу. Во 2-й главе Марка, когда спросили Господа: «почто ученицы Иоанновы и фарисейстии постятся, а Твои ученицы не постятся; Он отвечал: еда могут сынове брачнии, дондеже жених с ними есть, поститися; приидут же дние, егда отимется от них жених, и тогда постятся в тыя дни» Мк.
Отнят же Жених от сынов брачных в среду и пяток, т. Поэтому Святая Церковь и установила освящать сии дни постом. Иоанн Златоуст: «Так как Христос все делал и терпел для нашего научения, то и теперь попускает Он отвести Себя в пустыню и поставить в борьбу с дьяволом… Отсюда познай, сколь великое благо и сколь сильное оружие против дьявола - пост; познай и научись, что, омывшись водами крещения, не должно предаваться удовольствиям, пьянству и обильным яствам, но наблюдать пост.
Потому-то и сам Христос постился, - не потому, что Ему нужен был пост, но для нашего научения. Служение чреву было виной грехов, бывших до крещения. Поэтому, как врач, излечив больного, запрещает ему делать то, от чего произошла болезнь, так и здесь Христос после крещения установил пост.
И Адама изгнало из рая чревоугодие; оно же во времена Ноя было причиной потопа; оно же и на содомлян низвело огонь. Рассуждение в деле поста Святые отцы учат, что нужно, обязательно соблюдая пост, держаться среднего, умеренного, царского пути, не уклоняясь ни налево, в самовольные послабления, ни направо, в неумеренные подвиги, из которых вместо пользы возникают самомнение, высокоумие, гордость, прельщение нерассудительного и несмиренного подвижника. Пост должен соответствовать и физическим силам христианина, не подрывать здоровье, а разумным ограничением способствовать победе над плотскими и душевными страстями и укреплению смиренного воззрения на себя.
Амвросий Оптинский: "Описываешь, как прежде в подобном случае пост тебе помог, и просишь благословить тебе взяться опять за то же, если брань не отойдет. А у тебя пост соединен с высокоумием и преслушанием: какая же может быть от того польза? При слабом твоем здоровье безрассудные и самочинные подвиги могут только до конца расстроить тебя и сделать ни к чему не потребною, а от брани можешь получить облегчение только смиренным покаянием и смиренным призыванием помощи Божией, при послушании и умеренном воздержании.
Пост похвален и нужен в свое время и в своем месте: лучше держись умеренного употребления пищи и пития, избегая сытости, которой признак малое отягощение, и, с другой стороны, — излишнего и неуместного воздержания. Обе крайности нехороши и вредны. Умеренность же и среднее из них делает человека более способным к духовному деланию.
Готовясь к причастию, должна употреблять кроме болезни пищу без масла; накануне причастия, после повечерия, ничего не вкушается. В другие дни, после всенощной, здоровые и крепкие также не должны ничего вкушать, а слабые и немощные да соображаются с своею немощью: если могут, пусть потерпят, а если не могут, пусть вкушают мало и смиряются за это и за немощных и неисправных себя считают". Макарий Оптинский:...
Спрашиваете: как проводить сей святой пост в отношении пищи? Если согласно с Типиконом, то находите, что для N. На сие вам скажу: постановление Церкви всем равно, и в употреблении пищи все обязаны исполнять, и я не смею противоречить уставу.
Но надобно иметь рассуждение, которое святые отцы называют "око некое души и светильник". Сие учит человека оставлять безмерие и путем царским шествовать... Если принять и в настоящем деле рассуждение, то найдете, что посвятившим себя на удаление от мира удобнее понести такое постановление.
Они ничем внешним не заняты и не обязаны житейскими, а паче еще должностными и важными делами, то хотя и изнемогут и пребывают через то в бездействии, ответа не дадут за опущение. А которые обязаны, да еще важными делами и не терпящими опущения, то надобно сделать и телу снисхождение укреплением пиши в сей пост; я разумею не о рыбе, а о елее, с которым изготовленная пища более укрепляет телесный состав, нежели сухоядение. Дело другое, когда говеете, т.
В самых же правилах апостольских и отеческих сказано: "кроме немощи"; и не есть ли это немощь, когда тело изнеможет от поста и неспособно будет к исполнению важных обязанностей? О времени же к употреблению пищи также должны сообразоваться с силою и крепостию тела. Иоанн Кассиан Римлянин: «Касательно образа поста не может удобно соблюдаться одинаковое правило; поелику не у всех тел одинакова крепость, и соблюдается пост силою не одной души, как прочие добродетели.
И потому, поелику он состоит не в одном мужестве духа, а соразмеряется и силою тела, то … различны должны быть время, способ и качество питания, именно по неодинаковому состоянию тел или по возрасту и полу; но у всех должно быть одно правило укрощения плоти для воздержания сердца и укрепления духа. Ибо не только качество пищи, но и количество расслабляет душу, возжигая в ней, как и в утучненной плоти, вредоносный, греховный огонь». Феофан Затворник: «Закон постничества такой — в Боге умом и сердцем пребывать с отрешением от всего, всякое угодие себе отсекая, не в телесном только, но и в духовном, творя все во славу Божию и благо ближних, неся охотно и с любовью труды и лишения постнические, в пище, сне, отдыхе, в утешениях взаимообщения, — все в мере скромной, чтоб это в глаза не бросалось и не лишало сил исполнять молитвенные правила».
Диадох: «Об изгнании излишнего воздержания, чтоб тело оставалось крепким для подвигов духовных. Как множеством яств обременено будучи, тело наше делает ум каким-то беспечным и неподвижным: так и будучи измождено чрезмерным воздержанием делает созерцательную часть души унылою и несловолюбивою м. Подобает убо образ питания телесного соразмерять с состоянием сил и крепости тела: когда оно здорово, утеснять его, сколько потребно, а когда немоществует, послаблять ему несколько.
Подвизающемуся не следует расслабевать телом, но быть в силе, сколько требуется для подвига, чтоб хотя телесными трудами очищалась надлежаще и душа». Игнатий Брянчанинов : "Неумеренный пост, то есть продолжительное излишнее воздержание в пище, не одобряется святыми отцами: от безмерного воздержания и происходящего от него изнеможения человек делается неспособным к духовным подвигам, часто обращается к объядению, часто впадает в страсть превозношения и гордости. Правила поста установлены Церковью с целью вспоможения чадам ее, как руководство для всего христианского общества.
При этом предписано каждому рассматривать себя с помощью опытного и рассудительного духовного отца, и не возлагать на себя поста, превышающего силы: потому что, повторяем, пост для человека, а не человек для поста; пищею, данною для поддержания тела, не должно разрушать его". Иоанн Златоуст говорит для тех, кто не может воздерживаться от пищи так строго, как это предписано Уставом Великого поста: "Если слабо у тебя тело, чтобы поститься беспрестанно, то оно не слабо для молитвы и для пренебрежения удовольствиями чрева. Если ты не можешь поститься, то, по крайней мере, можешь не роскошествовать, а это не маловажно и не далеко от пощения и может укротить неистовство диавола.
Ибо ничто так не любезно демону, как роскошь и пьянство — источники и мать всех зол. Кто вкушает пищу и не может поститься, тот пусть подает обильнейшую милостыню, пусть творит усердные молитвы, пусть оказывает напряженную ревность к слушанию слова Божия; здесь нисколько не препятствует нам телесная слабость; пусть примиряется с врагами, пусть изгоняет из души своей всякое памятозлобие. Если он будет исполнять это, то совершит истинный пост, такой, какого именно и требует от нас Господь.
Ведь и самое воздержание от пищи Он заповедует для того, чтобы мы, обуздывая вожделения плоти, делали ее послушною в исполнении заповедей. А если мы решимся не принимать помощи от поста ради слабости телесной и будем предаваться большей беспечности, то, сами не ведая того, причиним себе величайший вред. Если и при посте оказывается у нас недостаток выше сказанных добрых дел, то тем более покажем мы нерадения о них , когда не будем пользоваться врачевством поста".
Феофан Затворник: "С постом! Помоги вам, Господи, провесть его душеспасительно. Не слишком налегайте.
Сил недостанет послушание исполнять и правило совершать. Все в меру. На внутреннее больше обращайте внимание и построже разбирайте все, там бывающее, при свете слова Божия с отеческими указаниями.
Малая кривость там большою угрожает бедою. Нигде не писано без особой нужды брать на себя слишком большой пост. Пост — внешнее дело.
Его надо предпринимать по требованию внутренней жизни. Для вас какая нужда в таком чрезмерном пощении? И так понемногу кушаете.
Ту меру, которую установили уже, можно бы и в пост держать. И то у вас постоянно великий пост. Ввиду сего зла пощение ваше не могу назвать добрым.
Приведите его в меру. В текущую Пятидесятницу держите стол по уставу или применительно к нему. И на все последующее время облегчите пост.
Вам такой совершенно не нужен. Мне вас очень жаль; но говорю так о посте не из жалости, а по уверенности, что вам от него пользы особенной нет, а самопрельщение близко — беда великая и превеликая! Кто против поста?
Пост — одно из первых дел монаха и христианина. Но против поста неумеренного нельзя не восставать. Этот пагубен.
Только пустую молву возбуждает вне и тщеславие внутрь. Всегда так и бывает. Стань ударять на внешние подвиги, тотчас в гордыню духовную попадешь.
А врагу-то и надодь. Ну, матушка, подбавь, подбавь. И матушка из всех сил!
Думает, что Богу угождает, а на деле врага потешает и чирей тщеславия раздувает и расширяет. Пишу вам все сие несладкое ради опасности, в коей находитесь. Хочу направить на умеренный пост, который бы держал вас в смиренных чувствах.
А то вы не знать куда залетите. Об этом с кем хотите потолкуйте, все то же скажут. Покривить свое внутреннее неразумным внешним не долго, а опять его наладить как следует — не вдруг наладишь.
Само же пощение благословенно. Меньше есть да меньше спать — хорошее дело. Все же в меру надо.
И к тому же душу должно ограждать глубоким смирением. Со святым постом поздравляю. Благослови вас, Господи, провесть его душеспасительно.
Да смотрите, здоровья не расстройте. He покормишь лошадку — не повезет. Конечно, надо желать, чтоб начатое вами никогда не изменялось и обратилось в закон жизни.
Подвиги телесные тем сподручны нам, что тело ко всему может привыкнуть. Пока не привыкнет, кричит, а когда привыкнет, замолчит. Вот и предел трудов над телом.
Тело — раба послушная, но надо его вышколить. Ну школьте, только в меру. Труд же над душою конца не имеет.
Относительно поста действуйте с полною свободою, применяя все к главной цели. Когда приутяжелить, когда приоблегчить можно, смотря по нужде. Пост не цель, а средство.
Лучше не связывать себя в сем отношении неизменным постановлением, как бы узами: а когда так, когда иначе, только без льгот и саможаления, но и без жестокости, доводящей до изнеможения". Послабления поста Согласно 69-му Правилу апостолов для «немощных», то есть слабых здоровьем, разрешается послабление поста. Как поясняет святитель Филарет, митрополит Московский, это дозволительно, потому что «немощь сама собою доставляет то, что ищется посредством поста, то есть укрощение чувственности и бездействие плотских страстей.
И, следовательно, для немощного не то нужно, чтобы усмирять плоть постом, а то, чтобы оно не сделалось вовсе неспособным служить душе». Многое зависит от степени болезни и крепости здоровья человека. Вот какие советы дает святитель Феофан Затворник: «Кушайте рыбу, когда немощны.
Бог благословит. Тут нет греха, когда делается по необходимости, а не по прихоти. А когда станете говеть, тогда воздержитесь, если будете крепки.
А если нет, то воздержитесь день-другой перед самым причастием; даже и без этого можно, когда немощь». Никакого нет греха употреблять в пост, когда того требует состояние здоровья". Не должно привязываться даже к святым правилам, а держать себя в отношении к ним с полною свободою, распоряжаясь ими разумно.
Не беда, если и еще что прибавите, только не в угоду плоти, а по нужде". И святой Пахомий в уставе написал монахам больным есть мясо, если то нужно для здоровья». В книге «Древние иноческие уставы» описывается следующий случай.
В монастыре преподобного Пахомия два монаха, по болезни, дошли до истощения и попросили мяса. Ухаживающие отказали им по той причине, что монахи не должны есть мясо. Когда преподобный Пахомий узнал об этом, то отругал ухаживающих и для восстановления телесных сил больных накормил их мясом.
Если пост сильно истощает организм больного человека, то, конечно же, необходимо поддержать его пищею. Если достаточно употребление в пищу рыбы, или, скажем, молочных продуктов, то дальше не нужно послаблять. Если необходимо мясо, тогда оно будет уже лекарством.
Потому извольте употреблять пищу, какая требуется по свойству лечения, хотя она и не постная». Известно, что великие подвижники и Божии угодники относились к посту не по-фарисейски и не как к самоцели. Они пользовались им, как средством.
Если человек болеет и ему для поддержки телесных сил необходима рыба или скоромная пища, — то принятие их не будет нарушением поста. Если поставляется целью чисто внешнее, буквенное его соблюдение, не учитывающее состояния здоровья, — то это ложное понятие о посте, фарисейское. Нужно не буквально, по-книжнически и фарисейски, исполнять церковные постановления, а постигать их дух".
Игнатий Брянчанинов : Св. Исаак Сирский в 10-м слове говорит: "… да не простреши ноги твоея выше силы, да не отнюдь празден будеши". Этот премудрый совет великого наставника монашествующих вполне может быть приложен Вам; потому что воздержанием, несоответствующим силам Вашим, Вы можете привести себя окончательно в слабость, лишитесь церковной службы и обществу Вашему, которому теперь приносите некоторую услугу, будете служить обременением.
Игумен Никон Воробьёв : "Для больных, немощных и старых нет телесного поста, да и вреден часто. Надо сделать ударение на душевный пост: воздержание зрения, слуха, языка, помыслов и проч. Это будет истинный пост, полезный всем и всегда.
Сил и так нет, а пост телесный и утомление тела и вовсе не дадут силы для духовного делания. Желаю Вам здоровья и разума духовного. Господь да благословит и укрепит Вас!
Рафаил Карелин : "Пост должен быть строго соразмерен со здоровьем и силами человека. Святитель Василий Великий пишет, что несправедливо для крепкого и для слабого телом назначать одну и ту же меру поста: «у одних тело подобно железу, а у других — соломе». Пост облегчается: для беременных, рожениц и кормящих грудью матерей; для находящихся в пути и попавших в экстремальные условия; для детей и престарелых, если старости сопутствуют немощь и слабость.
Пост отменяется в тех условиях, когда физически невозможно добыть постной пищи и человеку грозит болезнь или голодная смерть. При некоторых тяжелых желудочных заболеваниях в диету постящегося может быть включен определенный вид скоромной пищи, необходимой при этой болезни, но лучше всего предварительно обсудить это с духовником". При послаблениях поста их меру не устанавливают по своему желанию: больному надо обязательно учесть диагноз и предписания врача и потом взять благословение священника на послабление поста.
Протоиерей Олег Стеняев объясняет, на каком основании священник даёт недугующим благословение на послабление поста: "... Протоиерей Сергий Филимонов пишет о практике применения принципа икономии в отношении поста: "Чтобы священник имел, на что опереться, принимая решение о послаблении поста, ему нужен ваш медицинский диагноз. Если точки опоры нет, он не может, не имеет права на глазок прикинуть состояние здоровья духовного чада и сказать: благословляю молоко, раз тебе так хочется.
Напоминаю, что задача священника — благословить человека на пост, чтобы Господь ему помог поститься духовно и телесно. А мера соблюдения пищевого поста определяется для конкретного человека в зависимости от имеющихся заболеваний. Вы должны всегда говорить духовнику о своих медицинских проблемах.
Например: «Батюшка, если я вовремя не приму этот препарат, у меня давление повысится до 160, а это гипертонический криз — прямо на литургии мне придется вызывать скорую помощь. Благословите мне принимать препарат до начала службы». Или вот так: «Я постоянно принимаю гормональные препараты, которые выводят кальций из костей, они становятся хрупкими и могут сломаться.
На фоне приема этих препаратов необходимо постоянно есть то-то и то-то. Благословите меня, пожалуйста». Объясните четко, точно, конкретно, и он все поймет.
Так принято в церкви — брать благословение. Другое дело, что все вопросы нужно задать в первую очередь не священнику, а лечащему врачу. Именно он должен оценивать схему вашего лечения.
Так что лучше подходить к духовнику уже после того, как вы обсудили все медицинские детали со своим доктором. Правильная последовательность действий — сперва доктор, а уже потом духовник: «Батюшка, лечащий врач советовал мне делать то-то и то-то». И тогда священник может опираться на готовое решение профессионала.
Ни в коем случае пациент не должен ссориться с лечащим врачом, перечить ему и обвинять в бездуховности, но при этом непременно должен хранить свою христианскую совесть и ценить церковную жизнь". Святые отцы учат, что даже если есть благословение духовника ослабить пост, всё равно потом следует покаяться пред Богом в нарушении устава Церкви по немощи. Священник освобождает больного человека от грехов самочиния, чревоугодия и от смущения при отступлении от устава, но правила Церкви никто отменить не может - поэтому в их нарушении по немощи надо принести покаяние.
Так учили, например, Оптинские старцы. Так, преп. Макарий Оптинский объяснял свои духовным детям: "Касательно употребления пищи в посты, непозволенной Церковью, я не могу дать вам разрешения настоящего.
А когда будете употреблять оную, то принимайте в виде лекарства, от доктора предписанного, а после о сем приносите покаяние пред духовным отцом, и получите от него разрешение. Дозволять непозволенного Церковью мы не можем, а разрешать по содеянии кающимся дана власть от Бога; только не имейте никакого смущения, а успокоивайтесь духом. Быв вынуждены [по болезни] употреблять пищу в неразрешенные дни, вы оную принимайте как лекарство, а не произвольно за сластолюбие, а принужденно во врачевство, и при исповеди непременно должны исповедать духовнику и принять от него разрешение и быть спокойными.
Ты всуе смущаешься, употребляя приличную пишу во время лечения, а особливо в уставленные дни... Я тебе не давал позволения... Амвросий Оптинский: "...
Как матушка N. По-прежнему или по-новому как? Нужда и немощь мудрены, хоть кого заставят смириться и покориться — снизойти.
Есть старинная пословица: где бритвы нет, там и шило бреет; нужда законов не имеет. Впрочем, так думаю я только, давнишний немощный и застарелый больной. А вдруг новому немощному трудновато поддаться снисхождению.
Впрочем, есть и святоотеческое слово, что мы должны быть не телоубийцами, а страстоубийцами. Но Апостол пишет, что «кийждо своею мыслит извествуется» Рим. Спрашиваешь, если доктор и мать игуменья будут принуждать есть рыбу в Великий пост, как тебе быть?
Если будешь очень изнемогать от постной пищи, то можешь согласиться употреблять и рыбу по болезни, а после в этом должно приносить покаяние. Впрочем, смотри и на свою совесть, насколько она может вместить это разрешение. В книге аввы Дорофея сказано, что по вере и зелие или картофель может заменять яйцо.
Всячески надо испробовать, насколько сносна будет для тебя постная пища, хоть бы немножко и пострадать, а затем и видно будет, на что должно решиться. Бывает, что некоторые больные употребляют в пост скоромную пищу как лекарство и после приносят в этом покаяние, что по болезни нарушили правила Святой Церкви о посте. Но всякому нужно смотреть и действовать по своей совести и сознанию и сообразно с настроением своего духа, чтобы смущением и двоедушием себя еще больше не расстроить.