3 апреля 1967 года в Душанбе открылась Декада русского искусства и открылась она премьерой картины Леонида Гайдая «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика».
Почему Шурик и Нина расстались в конце "Кавказской пленницы"
Однако Балбес Никулин не тушуется, подходит к забору и дописывает: «…дожественный фильм». Заставку эту заставили вырезать, дабы не оскорблять нравственность советских людей. Любопытно, что создатели фильма для пущего эффекта использовали в ленте не обычную маршрутку, а выписали из Москвы опытный микроавтобус «Старт». Первый образец «Старта» был изготовлен на Северодонецкой авторемонтной базе и имел корпус из стеклопластика местного объединения «Стеклопластик». На момент съёмки фильма в природе существовало только 5 опытных образцов таких микроавтобусов. Несмотря на отличную рекламу, машина в 1966—1972 годах была изготовлена примерно в 100 экземплярах и снята с производства. На фото: микроавтобус "Старт", который был снят в фильме "Кавказская пленница".
Зачем везти осла из Средней Азии в Крым? Да из-за мудрости «дорогого Никиты Сергеевича», который ввёл большой налог на каждую «лишнюю» голову домашнего скота. То есть крестьянина ставили перед выбором между кормилицей-коровой и транспортным средством в виде осла. Чтобы избавиться от «бродячего» скота, вызывали солдат с автоматами, и те расстреливали стада одичавших ослов. Читайте также Сказки о белом балете: кто и зачем их сочиняет «Русские сезоны» никогда не были антисоветскими На съёмках «Кавказской пленницы» произошло ДТП — на Люсю наехал «Москвич». Его водитель и пассажиры попробовали «качать права», но когда увидели Вицина, Моргунова и Никулина, то сразу заулыбались, автографы попросили, и инцидент был улажен.
Если верить Википедии, фамилия «Саахов» для героя Владимира Этуша была изменена почти перед съёмками. В сценарии этого персонажа зовут Охохов, на что косвенно указывают как минимум два факта: Фраза Джабраила в сцене «разговора» с Ниной: «Или выйдешь отсюда женой товарища Саах… Ах, какого жениха! На 17-й минуте фильма демонстрируется табличка на двери кабинета «Заведующий Райкомхозом тов. Саахов Б. В Министерстве культуры оказался высокий номенклатурный работник с фамилией Охохов, потребовавший немедленно поменять имя отрицательного героя. Но и фамилию «Саахов» также требовали изменить — в партийной организации «Мосфильма» нашелся большой чиновник с фамилией Сааков.
Юрий Никулин случайно рассказал об этом министру культуры Екатерине Фурцевой, на что та рассердилась: «А если бы его назвали Ивановым? У нас в Минкульте — 180 Ивановых! И что теперь?
Но и фамилию «Саахов» также требовали изменить — в партийной организации «Мосфильма» нашелся большой чиновник с фамилией Сааков. Юрий Никулин случайно рассказал об этом министру культуры Екатерине Фурцевой, на что та рассердилась: «А если бы его назвали Ивановым? У нас в Минкульте — 180 Ивановых! И что теперь? Дурака нельзя называть Ивановым? Оставить как есть! Так же съёмки проходили в окрестностях села Куйбышево в Бахчисарайском районе, на участке старого шоссе Алушта — Верхняя Кутузовка, в окрестностях Ялты и Ай-Петри.
В фильме есть эпизод, где знаменитая троица попивает пиво. В этой сцене Вицину, как и двум другим его приятелям, надо было заниматься тем, что написано в сценарии, а именно: пить пиво. Но Вицин был убеждённый трезвенник. Пришлось пиво заменить на шиповник. Вицин осушил пять кружек. И тут девушка, наблюдавшая за съёмками, вдруг заметила: «Какое же это пиво! Пены-то нет! Будет как пена…» Вицин от этого варианта отказался и в шестом дубле решил выпить настоящего пива. Как говорится, искусство требует жертв. Потрясающей фантазией обладал Юрий Никулин.
В одном из эпизодов Балбес лежит, вытянувшись на кровати, и чешет себе пятку. Многие думают, что этот трюк получился с помощью монтажа. На самом деле под одеялом был спрятан лилипут. Было это ещё в 1960-х. Никулин трюк запомнил и всё ждал случая, чтобы вставить его в комедию.
А сейчас давайте вернемся к главе 11 УК.
Уплата и принятие выкупа за невесту. Уплата выкупа за невесту, произведенная женихом, наказывается исправительными работами на срок до одного года или общественным порицанием». Пришлось Саахову и Джабраилу отвечать в суде за холодильник «Розенлев» и 20 баранов, которых один другому отдал за Нину. Теперь возьмемся с помощью старого УК калькулировать груз преступлений, совершенных по ходу фильма героями Вицина, Никулина и Моргунова. Вот их «послужной список» в хронологическом порядке. Едва приехав в южные края, троица приступила к нелегальному досуговому бизнесу.
Именно так можно расценить «сеанс одновременной игры», где за право сразиться с Балбесом в домино каждый участник заплатил 1 рубль при входе «кассиру» Трусу. По такой же таксе Бывалый обучал собравшуюся на танцплощадке публику модному тогда твисту. Это упомянутая выше статья 162 — до 2 лет. Нину похищали и насильно взаперти держали? Значит, получите уже знакомую статью 233 и в дополнение к ней еще одну. Незаконное лишение свободы.
Незаконное лишение свободы наказывается лишением свободы на срок до шести месяцев или исправительными работами на тот же срок». Далее эпизод с погоней. Троица в красном кабриолете мчится за удирающей на медицинском газике Ниной, а за ними пытаются поспеть на тележке Шурик и шофер угнанной «санитарки» Эдик. Обстрел этой пары огурцами — ладно, расценим как шутку. Но далее следует серьезная акция, при помощи которой ТББ пытаются «отстегнуть» преследователей: на дорогу перед их убогим деревянным агрегатом Трус бросает бутыль с маслом. Что это, как не попытка убийства?
А попытку преступления, как уже упоминалось выше, УК 1960 года приравнивал к самому преступлению. Таким образом, герою Никулина грозит статья 103 «Умышленное убийство». Наказание по ней — срок от 3 до 10 лет. Итог: Бывалому и Трусу суд — «самый гуманный суд в мире» — мог назначить наказание в виде лишения свободы сроком до 2 лет, а Балбесу за его фокус с маслом — до 10 лет. В сцене судебного заседания на скамье подсудимых находятся помимо троицы еще Саахов и Джабраил. Но, как выясняется при изучении старого УК, под суд могли быть отданы и другие персонажи комедии: Шурик, Эдик и даже красавица Нина.
А ее-то, бедняжку-пленницу, за что? За участие в проведении акта возмездия, который был устроен ее спасителями, чтобы проучить Саахова. Вспомните этот эпизод: несостоявшийся жених вечером садится у себя дома смотреть телевизор, но вдруг появляются зловещие фигуры с угрозой наказать его «по древнему закону гор». Саахова запугивают ружьем и кинжалом, а когда он пытается спастись, выпрыгнув в окно, раздается выстрел. Кроме того, Эдик угодил зарядом соли Саахову в пятую точку, следствием чего стала ситуация, прокомментированная героем Никулина: «Гражданин судья, а он не может сесть». За это шоферу «санитарки» грозит обвинение еще и по другой статье.
Умышленное легкое телесное повреждение или побои». И еще о Нине. Ей могли инкриминировать с подачи Саахова «умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, причинившее значительный ущерб». Ведь девушка, оказавшись запертой в доме состоятельного чиновника, расколотила сервиз — «12 персон, 96 предметов». А это статья 149, по которой предусмотрен срок до 5 лет. Хотя с учетом всех обстоятельств дела вряд ли судья вынес бы столь суровый приговор.
В перечень обвинений Шурику добавляется статья 186 «Побег из лечебно-трудового профилактория». Помните, как он ловко организовал свой перелет через высокую стену?
Её героиня — студентка Нина, приехавшая на Кавказ в гости к родственникам, — вынуждена вступить в противоборство с местным номенклатурным работником — товарищем Сааховым. Глава райкомхоза, сознающий, что у него нет шансов на взаимность в отношениях с приглянувшейся девушкой, организует похищение «невесты». Между тем Нина вовсе не желает, чтобы её воспринимали как вещь, даже если краже придаётся таинственно-романтический флёр. Оказавшись в заточении, героиня не впадает в отчаяние — напротив, она словно играет со своими «телохранителями»: то откровенно подтрунивает над ними, то принимает нарочито-смиренный вид. Не испытывая никакого трепета перед всесильным чиновником, узница не только опрокидывает поднос с фруктами и цветами на костюм «жениха», но и устраивает разгром на его даче [94] [27]. Гайдай, вспоминая о работе над фильмом, рассказывал, что до начала съёмок Варлей «ничего не умела делать в кино, но в ней был природный артистизм, которому подвластно многое. Кроме того, она отлично выполняла все трюки». По словам композитора Александра Зацепина, за молодую актрису, не имевшую профессионального опыта, практически всю картину «играл» Гайдай, который неустанно показывал девушке во время репетиций жесты и движения её героини: «Идёшь отсюда — сюда, тут повернулась, посмотрела, тут испугалась».
Члены худсовета «Мосфильма», принимавшие «Кавказскую пленницу», отмечали недостатки в работе некоторых актёров, особенно из комедийной троицы. В то же время «спортсменка, комсомолка, студентка» Нина произвела на кинематографистов приятное впечатление: драматург Эмиль Брагинский отметил во время заседания, что «Варлей очень мила», а Эльдар Рязанов признал, что она «очень хороша» [95]. О том же самом писал в книге «Почти серьёзно» Юрий Никулин — по его словам, кинематографический дебют молодой артистки цирка оказался удачным. Весьма доброжелательные отзывы о героине комедии поступили и со стороны кинокритиков. Так, А. Калентьева, автор очерка о Варлей, опубликованного в 1974 году в сборнике «Актёры советского кино», писала, что полная «жизнерадостности и энергии» Нина воспринималась зрителями как «торжество молодости». Сама актриса признавалась, что во время премьерного показа «Кавказской пленницы» в Доме кино не испытывала радости. Трус, Балбес, Бывалый Основная статья: Трус, Балбес и Бывалый Изначально гайдаевская троица действовала в соответствии с законами немого кино — герои, ещё не имевшие «внятных социальных амплуа», впервые появились в лишённом диалогов сатирическом сюжете « Пёс Барбос и необычный кросс ». Каждый из персонажей оказался наделён собственными чертами: в образе Балбеса акцент был сделан на непосредственности и «искренней глупости»; Трус выглядел почти всегда печальным — он, по словам киноведа Анатолия Волкова, словно хотел извиниться «перед миром за самый факт собственного существования»; Бывалый являлся носителем физической мощи и некоего «здравого смысла» [81] [82]. Бывалый, Балбес и Трус у пивного ларька В «Кавказской пленнице» непосредственное участие троицы, только что прибывшей в южный город, начинается в сцене, условно именуемой «Бочка с пивом».
Трус, эмоционально реагирующий на любые жизненные явления, включая погоду, произносит: «Жить, как говорится, — хорошо!
"Шурик, давай выпьем!": Как роль в "Кавказской пленнице" повлияла на судьбу Александра Демьяненко
Путин процитировал Шурика из «Кавказской пленницы» | Неожиданный финал: знаешь ли ты, что у истории Шурика и Нины из «Кавказской пленницы» есть продолжение? |
Тайны «Кавказской пленницы». Что стало с Шуриком и почему Гайдай больше не снимал знаменитую троицу | Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика[. ] В этом фильме Шурик отправился на Кавказ, чтобы изучить и записать местные традиции, обычаи и фольклор. |
Секреты «Кавказской пленницы»: Зря героиня Варлей отказала Саахову — жених-то был перспективный | Многие даже не предполагают, сколько голливудских героев на самом деле говорят по-русски голосом Шурика из «Кавказской пленницы». |
Бедный Шурик! Гайдай сделал его звездой, Гайдай погубил его карьеру
При виде животного профессор начинает смеяться. Появление в кадре Демьяненко, Варлей и осла — прямая отсылка к «Кавказской пленнице». Всем хорошо известно, что именно из-за него Шурик и познакомился с Ниной. Поэтому зрителю, который внимательно смотрит фильм, становится понятно, что это за немолодая пара. Увы, но даже самые романтичные чувства со временем разбиваются о камни быта. Возможно, это не самая приятная для кинозрителей развязка, но зато вполне правдивая. Хотя, возможно, осел помог сохранить семью. Вы знали, что эти животные не такие глупые , как принято считать? А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
К примеру, кадры из сюжета «Наваждение», в которых герой, спрятав за пазуху учебник, ведёт оживлённый диалог с Лидой, — это фактически сцены из студенческой юности Гайдая и Гребешковой [90]. То же самое касалось «Кавказской пленницы» — в основе эпизодов с едущим на осле Шуриком, возможно, лежали воспоминания режиссёра о том, как он во время службы в армии «заарканивал» диких монгольских лошадей : «Ноги наши на земле, а лошадки из-под нас выходят. Они ведь низкорослые» [91]. О том, что благодаря Шурику на экран были перенесены бытовые манеры режиссёра, упоминал и кинокритик Евгений Марголит , писавший, что свои очки герой поправляет «жестом Гайдая» [92]. Шурик с его любовью к книгам, ковбойками, подработкой на стройках, знанием поэзии, рюкзаками и этнографическими экспедициями воспринимается киноведами как «образцово-смеховой шестидесятник». В то же время, по замечанию критика Сергея Добротворского, «родословная» героя восходит к персонажу из другой эпохи: в нём обнаруживаются черты героя Гарольда Ллойда : Не только потому, что оба в очках. И первый из триумвирата американских киноклоунов, и советский смеховой медиум сконструированы из вторичных общественных атрибутов. Обоим не надо разговаривать.
Обоим надо только быть. Там канотье , тут ковбойка. Там — вечный клерк, тут — вечный студент. В предыдущей киноленте студент одержал над троицей верх, однако эту победу можно назвать условной, потому что герою противостояли мелкие жулики. Для новых приключений Шурика сценаристы создали образ более серьёзного противника — номенклатурного работника товарища Саахова, имеющего большую власть в районе и умело пользующегося своими полномочиями. В этой ситуации представители плутоватой троицы выступают как «сторонняя сила» — основные столкновения собирателя фольклора происходят именно с Сааховым. В финале картины, когда Шурик и его друзья заставляют главу райкомхоза испытать страх перед возникшими в его доме фигурами, исполняется мечта многих шестидесятников: герой «ставит на колени крупного начальника и деспота» [93]. Нина [ править править код ] Нина При первом появлении в «Кавказской пленнице» Нина с её «летящей походкой» произвела впечатление не только на Шурика, но и на осла, двинувшегося следом за девушкой. В платке, который Наталья Варлей держала в руке в сцене с осликом, находилась замаскированная леска — с её помощью актриса тянула за собой животное. Её героиня — студентка Нина, приехавшая на Кавказ в гости к родственникам, — вынуждена вступить в противоборство с местным номенклатурным работником — товарищем Сааховым.
Глава райкомхоза, сознающий, что у него нет шансов на взаимность в отношениях с приглянувшейся девушкой, организует похищение «невесты».
Гайдаю по сюжету нужна была Нина на Кавказе, и отдельно от Шурика. Ибо затевалось масштабное продолжение «Кавказской пленницы». Во-первых, должна была получиться и вторая новелла, где Шурик и Нина вместе ловили б снежного человека, возможно в исполнении Юрия Никулина или всей троицы. Должен был выйти и вообще второй фильм самой Кавказской пленницы. Действо должно было стартовать в местах не столь отдаленных, куда угодили Трус, Балбес, Бывалый и сам ох-какой товарищ Саахов. Саахов по сюжету, откинувшись, возвращается домой, а его пост главы района заняла тем временем Нина... Информацию о начале съемок 2-й пленницы в одном из интервью еще при жизни подтвердил сам Этуш. Однако все зарубили на корню обстоятельства.
Вторая новелла изначально показалась худсовету слишком натянутой и лишней.
Комедия Леонида Гайдая «Кавказская пленница» занимает четвертое место в списке самых кассовых советских фильмов — ее посмотрело 76,5 млн человек. Когда-то смонтированный фильм принимали «со скрипом»: киноленту критиковали за музыку, не имеющую «признаков жанра», «пошловатую» песню про султана, чрезмерное «кривляние» троицы — Труса, Балбеса и Бывалого, «неожиданные и ненужные акценты» в образе товарища Саахова — приемочная комиссия даже потребовала удалить кадры, в котором зрители видели сначала ноги в сапогах, затем — брюки-галифе, а потом — военный китель. Всё это, по мнению цензоров, вызывало «ненужные» ассоциации со Сталиным.
Секреты «Кавказской пленницы»: Зря героиня Варлей отказала Саахову — жених-то был перспективный
Буквально в то же время, в 2013 году, снимался еще один ремейк «Кавказской пленницы», названный «Убежать, догнать, влюбиться», спродюсированный Федором Бондарчуком. Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, , Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы YouTube, TikTok и Viber. Скриншот т\ф «Кавказская пленница» (Шурик спасается бегством из психиатрической больницы». — Товарищ Саахов из «Пленницы» Гайдая был сатирической карикатурой на советского бонзу с феодальными замашками.
Навигация по записям
- Курсы валюты:
- Кадр дня: как Демьяненко чуть не погиб на съемках комедии
- Путин процитировал Шурика из «Кавказской пленницы»
- Александр Демьяненко
Кавказская пленница: Что не вошло в фильм или как снимали приключения Шурика
Вы никогда не задумывались, как сложилась судьба героев комедии «Кавказская пленница» Шурика и Нины? Эту фразу произнес герой "Кавказской пленницы" Шурик, когда начальник отделения милиции зачитывал ему протокол по поводу срыва торжественного открытия дворца бракосочетания. Как пишет РИА «Новости» со ссылкой на экскурсовода Вячеслава Хачатуряна, «Кавказскую пленницу» снимали преимущественно в Алуште, также съемки проходили в других районах Крыма — Бахчисарайском районе, Симферополе, около гор Ай-Петри и Демерджи. Звездная роль Шурика из «Кавказской пленницы» приблизила кончину Демьяненко. В судьбе Александра Демьяненко успех «Кавказской пленницы» сыграл роковую роль. Исполнитель роли Шурика в популярных комедиях Леонида Гайдая ушел из жизни в возрасте 62 лет.
Хулиганский намёк на слово из трёх букв
- Бедный Шурик! Гайдай сделал его звездой, Гайдай погубил его карьеру
- Навигация по записям
- 20 лет без Шурика
- А вы знали, что история Шурика и Нины из «Кавказской пленницы» имела продолжение?
«Кавказская пленница» — 55 лет «смехотворному» шедевру Гайдая
Фильм Леонида Гайдая «Кавказская пленница» пересматривает уже не одно поколение: всегда актуальная советская комедия вызывает улыбки. Актеры фильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», которые ушли из жизни. На съёмках «Кавказской пленницы» произошло ДТП — на Люсю наехал «Москвич». жалуется Антон Долин из "Афиши". Нові цікаві відео на тему «кавказская пленница шурик в дурдоме» у TikTok.
Александр Демьяненко — биография
- «Кавказская пленница»: 50 лет смеха
- Подписаться
- Кавказская пленница: Что не вошло в фильм или как снимали приключения Шурика
- Шурик из нашего двора
Александр Сергеевич Демьяненко
Пользователь Ахмед Израилевич Москалюк задал вопрос в категории Прочие юридические вопросы и получил на него 3 ответа. На съёмках «Кавказской пленницы» произошло ДТП — на Люсю наехал «Москвич». Ибо затевалось масштабное продолжение «Кавказской пленницы». Скриншот т\ф «Кавказская пленница» (Шурик спасается бегством из психиатрической больницы».
Учись, студент: как в советском кино появился Шурик
Одна из самых известных комедий Леонида Гайдая «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» вышла на экраны в апреле 1967 года. 1966 год Кадр из фильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». Исполнитель роли Шурика в фильмах «Операция Ы» и "Кавказская пленница" ушел из жизни в августе 1999 года на 63 году жизни.
Владимир Путин процитировал Шурика из "Кавказской пленницы"
Запись голоса Шурика из "Кавказской пленницы" | Во время съёмок фильма "Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика" у актёра Владимира Этуша и режиссёра Леонида Гайдая возникли. |
История создания фильма «Кавказская пленница» Интересные факты | Пикабу | Прославился после выхода комедий «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», «Иван Васильевич меняет профессию». |
Александр Демьяненко отвесил Высоцкому 9 ударов, извиняясь после каждого | 59-летняя Анжелика Неволина говорит, что исполнитель роли Шурика в «Кавказской пленнице» всегда относился к ней с теплотой и любовью, он всегда поддерживал ее начинания, даже когда в идеях сомневалась ее собственная мать. |
Тюремный сиквел, обнажёнка и трезвый Вицин: Что произошло на съёмках "Кавказской пленницы" | Фильм «Кавказская пленница» должен был начинаться с довольно забавной сцены, которая была отснята, но в итоговою версию картины так и не попала. |
Шурик is Back
Конечно, съёмочная группа быстро сориентировалась и вытащила тонущего, но страху натерпеться он успел. Он её сам придумал, сам же и понимал, что бесконечно эксплуатировать Труса, Балбеса и Бывалого не получится. Уже на съёмках короткометражки "Самогонщики" в отношениях актёров и режиссёра наметилась трещина. Всеми правдами и неправдами Леонид Гайдай уговорил Никулина и Моргунова сняться в "Кавказской пленнице", пообещав им карт-бланш на шутки и трюки в кадре. Однако режиссёру во время съёмок поведение Моргунова казалось вызывающим — вёл он себя "по-звёздному", по любому поводу пререкался, оспаривал мнение режиссёра. Последней каплей стал закрытый показ, на котором для съёмочной группы демонстрировался отснятый материал. По свидетельствам очевидцев, Моргунов явился на него в окружении своих фанаток. Когда Гайдай ему сделал замечание, Моргунов полез драться, после чего режиссёр демонстративно вычеркнул из сценария все места, в которых играет актёр. Так распалась легендарная троица.
Согласно сюжету, товарищ Саахов, похитивший Нину, должен был попасть в тюрьму, где ему и место. Там вчерашний представитель номенклатуры организовывает местную тюремную самодеятельность. В это же время Нина получает пост руководителя райкомхоза. И случайность заставляет их встретиться вновь.
В необходимости съемок меня, — говорит, — убедил Сергей Бондарчук».
Ведь они вместе, на одном курсе, учились во ВГИКе. Дальше работа вроде бы пошла нормально. Никаких капризов не было… Но когда начали снимать «Кавказскую пленницу», Юра Никулин прочитал сценарий и говорит: «Мне это не нравится. Это, — говорит, — спекуляция на тройке», и все в том же духе. Но этот фильм будет, хочешь ты или нет».
С Никулиным мы не повздорили, но я решил про себя: все, пора закругляться. А потом на съемках «Пленницы» случилось ЧП, которое и явилось завершающим аккордом совместной работы. Моргунов пришел на съемку с поклонницами. Я говорю директору группы: «Убрать всех посторонних с площадки! Я взял режиссерский сценарий и на глазах Моргунова вычеркнул все сцены с ним.
А было не снято еще довольно много. Сниматься он больше не будет». Так моя тройка распалась… А в принципе поснимать ее еще можно было. У меня возникали различные задумки…» А вот что по этому поводу говорит сам Е. Моргунов: «Я разрушил эту троицу сам, и произошло это случайно.
Дело в том, что у нас с Вициным появилось какое-то предвзятое мнение, что Гайдай уделяет очень много времени в кадре Юрию Никулину. Никулина снимает и Никулина обхаживает. А мы с Вициным находимся в стороне. Я сказал: «Леня, или мы работаем втроем, или я буду считать себя выбывшим». Он ответил: «Ну коли ты хочешь уйти — уходи.
Я найду другого». Другого он не нашел… Но наши дружеские отношения от этого не пострадали. Мы с ним очень хорошо дружили. Он был очень смирный человек, в полном смысле слова. Покладистый и очень симпатичный.
Но так уж получилось — я человек принципиальный, и для меня не существует никаких авторитетов. Когда мы делали «Пес Барбос» или «Кавказскую пленницу», мы ведь все придумывали сами. Никулин очень много говорит о том, что он придумал один. А там придумывали все. Оператор Константин Бровин придумал историю с почесыванием ноги.
Гайдай нам за каждый трюк платил по бутылке шампанского. И все стремились заработать эту бутылку, потому что это была особая благодарность с его стороны». В «Кавказской пленнице» героиня Варлей поет песню о белых медведях. Слова написал Леонид Дербенев, и был очень хороший первый куплет: «Где-то на белой льдине, там, где всегда мороз, чешут медведи спину о земную ось». Художественный совет возмутился.
Что это такое — медведи чешут? Тогда Дербенев предложил другой вариант: «трутся спино VsemilMolchanov 9 лет назад «трутся спиной медведи». Конечно, первый вариант был лучше. Это ж медведи! Они чешутся, а земля вертится.
В этом свой юмор. Забавный случай приключился и с песней «Если б я был султан». Александр Зацепин написал музыку, Костюковский и Слободской сочинили сатирические куплеты.
Об этом президент РФ Владимир Путин заявил сегодня на своей итоговой пресс-конференции. Это что, тоже моя работа? Потом мы устроили пир горой на развалинах часовни 17 века. Часовню мы тоже развалили?
Проблема «фамильных ценностей» Сначала главный злодей комедии должен был носить фамилию Охохов, но выяснилось, что в Министерстве культуры СССР есть влиятельный чиновник с такой фамилией. Сценарий переделали — Охохов стал Сааховым. Тут вновь выяснилось, что один из влиятельных деятелей «Мосфильма» — Сааков.
Отчаявшись, режиссер решил отснятый фильм переозвучивать, но Юрию Никулину это надоело, и он обратился к министру культуры Фурцевой. Та, узнав о проблеме, сказала: «…а если бы его назвали Ивановым? У нас в Минкульте — 180 Ивановых! И что теперь — дурака нельзя назвать Ивановым? Оставить как есть! Так Саахов остался Сааховым. Вообще в образе этого антагониста и критики, и простые люди видели отсылку к образу Иосифа Сталина — та же восточная внешность, те же усы, такая же привязанность к кителям. Было ли это замыслом режиссера Гайдая — осталось неизвестным. Последний успех «Великой троицы» «Кавказская пленница или новые приключения Шурика» — последний фильм, где снялась вместе великая комедийная троица советского кино Моргунов — Вицин — Никулин. Основным зачинщиком ссор стал Моргунов — он, что называется, зазвездился, позволял себе вольности, а в финале съемок разругался с актерами и режиссером настолько сильно, что самовольно покинул проект.
Оставшиеся сцены снимали с дублером или вообще вырезали эпизоды с Бывалым. Следует отметить, что, несмотря на творческий успех, эти трое в обычной жизни не были друзьями и даже приятелями. Никулин незадолго до «Кавказской пленницы» снялся в фильме об Андрее Рублеве в роли монаха Патрикея — серьезная драматическая роль ему понравилась, он всеми силами хотел сбросить с себя ярлык комедийного актера. Как и Никулин, Георгий Вицин тоже «объелся» шутовским амплуа «Труса» и хотел больше серьезных ролей. Распаду трио способствовал и творческий кризис Гайдая — он уже не представлял, как обыграть новые истории про Шурика, «воюющего» с Бывалым, Балбесом и Трусом. Естественно, что в этих условиях и речи быть не могло о съемках второй части — «Снежного человека». Снятый и смонтированный фильм сразу забраковала комиссия Госкино — им не понравилось абсолютно все: сценарий, шутки, образы, актеры. Но все решил счастливый случай — Леонид Брежнев, который был искушенным киноманом, как-то попросил показать ему что-нибудь забавное из нового кино. С забавным оказалось не очень, поэтому показали «Кавказскую пленницу». Фильм генсеку очень понравился, он дал указание выпустить его в прокат.
В первый же год в кинотеатрах СССР фильм посмотрели 76,5 млн человек. Теперь эта комедия навечно занимает четвертое место в истории кинопроката Советского Союза.
«Кавказская пленница» — 55 лет «смехотворному» шедевру Гайдая
Орех охраняется — теперь на него залезать запрещено! А еще мы нашли камень, на котором пела Наталья Варлей. Хотя это было непросто! В 1992 году здесь произошел обвал, и ландшафт сильно изменился, к тому же все заросло кустарниками. Но камень мы все-таки нашли! Кстати, с ним связана одна фальсификация. Некоторые экскурсоводы выдают за этот камень другой, который стоит неподалеку, метра два высотой. И даже за деньги предлагают на него залезть. Но, как вы помните, Наталья Варлей легко запрыгнула на камень. Как бы она смогла залезть на двухметровую высоту?! Тот большой камень совсем из другого фильма — но тоже Леонида Гайдая — «Спортлото 82».
Гайдай, полюбив Крым, использовал одни те же места для своего нового кино. Специально для Первого канала мы встретимся с Александром Моравским, внуком местного сотрудника Госбанка Павла Моравского. Он расскажет, как его дедушка сыграл в фильме значимый эпизод: точнее, в кадре были только его руки. Помните, как Трус Георгий Вицин пересчитывал выручку от сеанса одновременной игры в домино и уроков твиста? Сам актер так ловко управляться с купюрами, конечно, не мог. В кадре — руки Павла Моравского. На стоп-кадре можно разглядеть — ее заретушировали, но фрагменты все равно видны». Мы также расскажем о малоизвестных страницах истории создания картины. В архивах Мосфильма до сих пор хранится разгромная критика, которую давал худсовет, когда принимал фильм.
Наиболее сложными оказались поиски актрисы на главную женскую роль — студентки Нины. Но режиссер отдал предпочтение неизвестной 19-летней артистке цирка Наташе Варлей. Она потом вспоминала: «Гайдай в жизни был человеком серьезным и замкнутым. У него было удивительное чувство юмора, но я его боялась и не понимала этого чувства юмора». Тогда юная красавица и представить себе не могла, что после выхода картины на экраны ей будут подражать миллионы советских женщин. Она прекрасно танцевала, красиво двигалась, и многие девушки копировали даже ее прическу и манеру одеваться. Кстати, главную песню фильма, написанную Александром Зацепиным, автором музыки ко многим картинам Гайдая, исполняет не Варлей, а певица Аида Ведищева. Наталья Варлей даже говорит в картине не своим голосом: ее героиню озвучивала Надежда Румянцева — знаменитая Тося из фильма «Девчата». Как это ни парадоксально, но спустя много лет сама Варлей будет озвучивать героинь сериалов Мексики и Аргентины. Юрий Никулин и Наталья Варлей в перерывах между съемками Роковая роль Шурика На роль главного героя, студента Шурика, тоже было немало претендентов — более 40 актеров. Поначалу главного героя гайдаевских фильмов, студента, звали Владик Арьков. Но еще во время съемок «Операции «Ы» ему дали новое имя — Шурик. Так и появились «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». А вслед за этим фильмом и «Кавказская пленница». Сегодня в этой роли невозможно представить себе никого другого, кроме Александра Демьяненко. Из жгучего брюнета Александра Сергеевича пришлось перекрасить в блондина. Жена артиста рассказывала, что его волос не щадили. Гримеры красили его до волдырей на коже, но он стойко переносил испытания. И не только эти. К примеру, непросто дался ему эпизод с рогом. Чтобы снять сцену, в которой Шурик пытается оторвать рог у быка «Отдай рог! Отдай рог, я тебе говорю! И в конце концов бык так разбушевался, что увести его со съемочной площадки удалось с трудом. В судьбе Александра Демьяненко успех «Кавказской пленницы» сыграл роковую роль. С одной стороны, артист стал невероятно популярен. Но с другой — страдал от того, что в глазах зрителей превратился исключительно в комедийного актера. Александр Сергеевич так и остался заложником образа студента-ботаника, хотя мечтал о серьезных драматических ролях. Демьяненко много снимался, но после «Кавказской пленницы» по-настоящему интересных ролей ему уже не предлагали. С театром тоже не сложилось, он все больше выступал в антрепризах. В середине 1980-х устроился на службу в Театр комедии имени Акимова, но в начале 1990-х ушел и оттуда. Получилось это как-то нелепо: один из руководителей театра ему сказал, что не очень-то знает актера Демьяненко. Каково это слышать артисту, обладающему колоссальной славой? Вот он и обиделся, покинул театр — ранимый был человек. Демьяненко скрывал, что у него больное сердце, а эта история подкосила его. Он умер в возрасте 62 лет. Где у нас прокурор? Некоторые эпизоды на ходу придумывал и сам режиссер. Например, тот, в котором Никулин чешет ступню, полностью придумка Леонида Иовича: это он чешет ногу Юрия Владимировича. Гайдай высоко ценил в актерах творческую непокорность.
Им понравились ворота наши, только они сами навес приделали. Моя мама даже угощала всю троицу - они водку купили, а закуски не было. И она им огурцы, помидоры нарезала. А вечерами вся троица - Трус, Балбес и Бывалый - ходила смотреть футбол домой к заведующей гостиницы "Таврида". Некоторые эпизоды фильма до сих пор хранят секреты, известные лишь алуштинцам. Выручку от сеанса одновременной игры в домино и уроков твиста Трус Георгий Вицин пересчитывает не своими руками! И ассистенты Гайдая обратились в банк с просьбой: им нужен был человек, который умеет очень быстро считать купюры. Посмотрели, как это делает мой дед, и потом отсняли несколько дублей. У него на левой руке возле большого пальца татуировка "ПАША". На стоп-кадре можно разглядеть - ее заретушировали, но фрагменты все равно видны. В этой пачке денег был и рубль, который за вход на танцы заплатил житель Алушты Геннадий Муханов. А Гайдай с Моргуновым и Вициным ужинали за соседним столиком и наблюдали за происходящим. Режиссер сам подошел к фактурному парню и пригласил поучаствовать в съемках. Запечатлен на киноленте и легендарный для Алушты человек - Николай Орестович Попов. В эпизоде с домино он подает успокоительные таблетки старичку в очках кстати, это один из авторов сценария фильма - Морис Слободской , который очень боится проиграть свою партию Балбесу. Тогда ему было уже 78 лет.
Если верить Википедии, фамилия «Саахов» для героя Владимира Этуша была изменена почти перед съёмками. В сценарии этого персонажа зовут Охохов, на что косвенно указывают как минимум два факта: Фраза Джабраила в сцене «разговора» с Ниной: «Или выйдешь отсюда женой товарища Саах… Ах, какого жениха! На 17-й минуте фильма демонстрируется табличка на двери кабинета «Заведующий Райкомхозом тов. Саахов Б. В Министерстве культуры оказался высокий номенклатурный работник с фамилией Охохов, потребовавший немедленно поменять имя отрицательного героя. Но и фамилию «Саахов» также требовали изменить — в партийной организации «Мосфильма» нашелся большой чиновник с фамилией Сааков. Юрий Никулин случайно рассказал об этом министру культуры Екатерине Фурцевой, на что та рассердилась: «А если бы его назвали Ивановым? У нас в Минкульте — 180 Ивановых! И что теперь? Дурака нельзя называть Ивановым? Оставить как есть! Так же съёмки проходили в окрестностях села Куйбышево в Бахчисарайском районе, на участке старого шоссе Алушта — Верхняя Кутузовка, в окрестностях Ялты и Ай-Петри. В фильме есть эпизод, где знаменитая троица попивает пиво. В этой сцене Вицину, как и двум другим его приятелям, надо было заниматься тем, что написано в сценарии, а именно: пить пиво. Но Вицин был убеждённый трезвенник. Пришлось пиво заменить на шиповник. Вицин осушил пять кружек. И тут девушка, наблюдавшая за съёмками, вдруг заметила: «Какое же это пиво! Пены-то нет! Будет как пена…» Вицин от этого варианта отказался и в шестом дубле решил выпить настоящего пива. Как говорится, искусство требует жертв. Потрясающей фантазией обладал Юрий Никулин.