Новости война в ираке 1991

В Ираке вновь атакована колонна с американскими военнослужащими. Как сообщает корреспондент НТВ, один человек погиб, двое получили ранения. 25 июля 1991 г. Хусейн встретился с американским послом в Ираке, Эйприл Гласпи, которая окончательно утвердила иракского вождя в его иллюзиях. Сенат США одобрил рассмотрение законопроекта об отмене разрешений на ведение боевых действий в Ираке, которые приняли в 1991 и 2002 годах.

Операция «Буря в пустыне» 1991 года

Статья посвящена анализу публикаций в газете «Нью-Йорк Таймс» на тему войны в Персидском заливе 1990-1991 гг., а именно первому месяцу операции «Буря в пустыне». Война в Персидском заливе — вооруженная кампания 1990–1991 годов, которую вела военная коалиция из 35 стран в ответ на вторжение Ирака в вляемые Соединенными Штатами усилия коалиции против Ирака проводились в два ключевых этапа. Американское вторжение в Ирак 2003 года нельзя воспринимать в отрыве от войны в Персидском заливе 1991 года, когда возглавляемой Соединенными Штатами международной коалиции удалось выбить иракские войска из захваченного ими Кувейта, но при этом Саддам. Война в Персидском заливе (1990-1991) – самый крупный по масштабу конфликт после окончания Второй Мировой войны — стала образцом ведения войн нового поколения. 17 января 1991 года началась разгромная для иракской армии операция "Буря в пустыне", ставшая первой дистанционной войной в мире и последней легитимной для США.

Вы точно человек?

Двадцать восемь лет назад одна произошла одна из самых кровопролитий страниц в истории войны в Ираке. События происходили на шоссе 80, примерно в 32 км к западу от города Кувейт. В ночь с 26 на 27 февраля 1991 года тысячи иракских солдат и гражданских лиц отступали в Багдад после объявления о прекращении огня. Но президент Джордж Буш приказал уничтожить отступающую иракскую армию.

Самолеты-истребители сил коалиции напали на безоружный караван и подбили машины спереди и сзади, чтобы остальные не могли выбраться. Затем волна за волной самолеты часами бомбили запертые в ловушке машины. После того, как бойня была закончена, около 2000 сожженных и искореженных иракских транспортных средств, а также тела тысяч иракских солдат были разбросаны на многие мили в месте, которое позже получило название «шоссе смерти».

Еще несколько сотен навеки остались на другой дороге, Шоссе 8, которая ведет в Басру.

Фото 10. В СМИ также была дана другая история. Полевые командиры США попытались изобразить, что иракские вооруженные силы не в добровольном порядке уходили из Кувейта, а были оттеснены в результате кровопролитных боев. Фото 11. Четыре года спустя, генерал Норман Шварцкопф пытался оправдать то, что произошло на шоссе смерти: «Первая причина, почему мы бомбили шоссе, в том, что там было много военной техники, и я отдал приказ всем своим командирам уничтожать иракское военное оборудование, которое мы, возможно, могли бы уничтожить. Во-вторых, это не была куча невинных людей, просто пытающихся вернуться обратно через границу в Ирак.

Это было сборище насильников, убийц и отморозков, которые насиловали и грабили мирных жителей в Кувейте и теперь пытались выбраться из страны, прежде чем они были пойманы». Фото 12. Однако законность решения о нанесении ударов по отступающим иракским войскам весьма сомнительна. Дело в том, что к моменту нанесения удара иракские войска находились вне состояния войны, поскольку, практически за сутки до этого, 26 февраля 1991 года в 2 часа ночи по местному времени багдадское радио официально объявило о том, что министр иностранных дел Ирака принял советское предложение о прекращении огня и отдал приказ всем иракским войскам отойти на позиции, занимаемые до 2 августа 1990 года, а также, что Ирак будет полностью соблюдать резолюцию ООН 660. В то же время, по мнению тогдашнего заместителя министра иностранных дел СССР Александра Белоногова, выступление Саддама Хусейна по багдадскому радио 26 февраля стало главным препятствием на пути к урегулированию конфликта — оно носило задиристый тон, призывало иракцев праздновать победу и делало намёк, что со временем Кувейт всё равно отойдёт к Ираку. США увидели в готовности Саддама Хусейна вывести войска с территории Кувейта не более чем политическую игру, попытку спасти армию от полного окружения и уничтожения.

Вернувшись в Кувейт, служил в кувейтской армии и к моменту вторжения иракской армии имел звание лейтенанта. После перехода на сторону Ирака он возглавил коллаборационистское правительство Кувейта, 8 августа 1990 г.

Алаа Хусейн Али был произведен в полковники иракской армии и назначен заместителем премьер-министра Ирака. Губернатором 19-й провинции был назначен генерал Али Хасан аль-Маджид 1941-2010 — двоюродный брат Саддама Хусейна, известный под прозвищем «Химический Али» и прославившийся подавлением курдских повстанцев в Северном Ираке. Али Хасан аль-Маджид считался одним из ближайших соратников Саддама Хусейна и жестким военным руководителем. В октябре 1990 г. Но всё это не осталось без внимания со стороны мирового сообщества. Так, руководство США открыто выражало обеспокоенность действиями иракских властей. Против Ирака было введено эмбарго на поставки оружия, к которому на следующий день, 3 августа 1990 г. В тот же день началась переброска частей 82-й воздушно-десантной дивизии американской армии в Саудовскую Аравию.

С другой стороны, Ирак также начал готовится к обороне своей территории, строя т. Отметим, что Советский Союз, несмотря на то, что был одним из главных военных партнеров Ирака и до вторжения в Кувейт осуществлял масштабные поставки вооружения иракской армии, был вынужден присоединиться к остальным странам. С 1972 г. СССР и Ирак связывал Договор о дружбе и сотрудничестве, а на территории Ирака находились около 5 тысяч советских граждан — военные и гражданские специалисты и члены их семей. Казалось бы, Москва должна была предпринять все возможные усилия, чтобы разрешить конфликт мирным путем и заставить США отказаться от планов вооруженных действий против Ирака. Но реализовать эту задачу у Советского Союза не получилось. С одной стороны, США и их союзники были настроены крайне решительно, с другой стороны — и Саддам Хусейн не желал идти на уступки и выводить войска с территории Кувейта. Всю осень 1990 г.

Совет Безопасности ООН принимал резолюции по «кувейтскому вопросу», однако Саддам Хусейн упорно не желал отказываться от вновь приобретенной «девятнадцатой провинции». Бейкера и министра иностранных дел Ирака Тарика Азиза. Бейкер передал Азизу письмо Буша-старшего с требованием покинуть территорию Кувейта до 15 января 1991 г. Тарик Азиз отказался принимать письмо Буша, сочтя его оскорбительным для Ирака. К началу января 1991 г. Общая численность войск союзников составляла около 680 000 военнослужащих. Большинство из них были военнослужащими американской армии — около 415 тысяч человек. Кроме США, внушительные воинские контингенты направили: Великобритания — мотопехотную дивизию, спецназ, авиационные и морские части, Франция — части и подразделения общей численностью в 18 000 военнослужащих, Египет — около 40 тыс.

Пока американские войска дислоцировались на территории Саудовской Аравии, их действия официально именовались операцией «Щит пустыни»». В ответ Ирак предпринял ракетные удары по территориям Саудовской Аравии и Израиля. Параллельно американское командование начало переброску сухопутных соединений к западным границам Ирака, причем иракская сторона о передислокации войск противника не догадывалась по причине отсутствия должной авиационной и радиотехнической разведки. Ракетные и авиационные удары сил коалиции по иракской территории продолжались всю вторую половину января и первую половину февраля 1991 г. Бессмертных и Тарика Азиза. Но эти пункты, озвученные советскими дипломатами, не были приняты американской стороной. США потребовали немедленный вывод иракских войск с территории Кувейта с 23 февраля 1991 г. Однако Саддам Хусейн не удостоил американскую сторону своего ответа.

Утром 24 февраля 1991 г. С помощью вертолетов в Юго-Восточный Ирак были переброшены 4 тысячи солдат и офицеров 101-й воздушно-штурмовой дивизии США с техникой и вооружением. Костяк наступательных сил коалиции составили: соединения и части 7-го армейского корпуса США в составе 1-й и 3-й бронетанковых, 1-й пехотной, 1-й кавалерийской бронетанковой дивизий, 2 бронекавалерийских разведывательных полков; 1-я бронетанковая дивизия армии Великобритании; 9-я бронетанковая дивизия армии Сирии; 2 бронетанковые дивизии армии Египта. Удар коалиционных сил был нанесен по «линии Саддама» — оборонительным сооружениям, которые были построены на границе Кувейта и Саудовской Аравии. Практически сразу же началась и массовая сдача в плен иракских солдат и офицеров. Несмотря на воинственные заявления Саддама Хусейна, поражение иракской армии стало очевидным фактом. В ночь с 25 на 26 февраля Саддам Хусейн отдал приказ иракским вооруженным силам отступить на те позиции, на которых они размещались до 1 августа 1990 г. Он заявил: «Сегодня наши героические войска уйдут из Кувейта… Соотечественники, я аплодирую вашей победе.

Вы противостояли 30 странам и тому злу, которое они принесли сюда. Вы, доблестные сыны Ирака, противостояли всему миру. И вы одержали победу… Сегодня особые условия заставили иракскую армию отступить. Нас вынудили к этому обстоятельства, включая агрессию 30 государств и их ужасную блокаду. Но с нами остались надежда и решимость в душах и сердцах… Как сладка победа! Фактически, под «победой» понималось поражение — иракские войска уходили с территории Кувейта. На следующий день после выступления Саддама Хусейна, 27 февраля 1991 г. Спустя еще один день, 28 февраля 1991 г.

Ирак принимал все требования ООН. Со стороны союзников его подписали командующий войсками коалиции генерал Норман Шварцкопф и командующий войсками арабских государств принц Халед бин Султан, с иракской стороны — генерал Султан Хашем Ахмед. Таким образом, наземная часть военной операции по освобождению Кувейта была завершена всего за четверо суток. Потери коалиции составили несколько сотен военнослужащих. Наиболее полная статистика существует по американской армии — она потеряла 298 погибших, из которых 147 человек составили боевые потери. Саудовская Аравия потеряла 44 военнослужащих, Великобритания — 24 военнослужащих причем 11 из них погибли во время ошибочного огня по своим , Египет — 14 военнослужащих, ОАЭ — 6 военнослужащих, Сирия — 2 военнослужащих, Франция — 2 военнослужащих. Потери Ирака, наоборот, были колоссальными. Западные средства массовой информации называли цифры до 100 000 иракских военнослужащих, погибших в ходе авиационных, ракетных ударов и наземной операции.

Некоторые исследователи называют меньшие цифры — примерно в 20-25 тыс. В любом случае, боевые потери иракской армии многократно превышали потери сил коалиции. Американская армия взяла в плен более 71 тыс. Фактически, 42 дивизии иракской армии прекратили свое существование. Огромный ущерб понес Ирак и в области вооружения и военной техники.

Небольшой флот Ирака был уничтожен почти полностью. Государство, претендующее на статус индустриально-аграрного, откатилось в страну натурального хозяйства.

Тут следует оговориться, высокоточное оружие, способное поразить наиболее уязвимые точки объекта, как правило, оставляет его ремонтопригодным. Повреждения могут быть исправлены быстро, если есть необходимые резервы восстановительных материалов или возможность их получить. Правда, часть объектов пришлось громить уже обычными бомбами, когда «умные» закончились, там о ремонте речи не шло. Потери мирного населения, к особой гордости американской пропаганды, действительно были на порядок меньше, чем при претворении доктрины Дуэ обычными средствами. В этой связи открылись новые безграничные возможности. Теперь можно было воевать бесконтактно, не вызывая ненависти народа противника. За информационным оболваниванием могли следовать удары, разрушающие среду обитания, но не уничтожающие сам враждебный социум.

И требовать от него полного подчинения воле мировладельца. Кто смотрит телевизор, знает, что после 1991 г. Правда, не всех они радуют, и не всем подходят, но это для США не слишком важно. Потери коалиции. Потери коалиции — вещь сугубо секретная. Норман Шварцкопф заявил на победной пресс-конференции, что в боях погибли 192 человека. Он покривил душой, назвав почему-то только американские потери и то не все.

Забытая война в Персидском заливе 1991 года. Бешеная атака "Томагавков"

Интересно, что официальной реакции Израиля на инцидент по-прежнему нет. А в Белом доме выдержали внушительную паузу перед официальным заявлением на инцидент. На этот момент в Белом доме не готовы даже на грозные заявления Фото: Public domain, commons. Там предпочли принизить значимость инцидента, назвав удары Ирана не только безрассудными, но и — внимание — «неточными». Представители ВС США под разным соусом несколько раз заявили, что американская инфраструктура не пострадала, как и «живая сила». Никто из американских военнослужащих и ни один американский объект не пострадал», — прокомментировал пресс-секретарь Совета национальной безопасности Белого дома Эдриен Уотсон. Позже добавили, что поддерживают суверенитет, независимость и территориальную целостность Ирака. Конечно, США может и, возможно, нанесет ответный удар по Ирану. Но на этот момент в Белом доме не готовы даже на грозные заявления. Понять администрацию Джо Байдена можно.

США в последнее время и так ведут себя на Ближнем Востоке словно слон в посудной лавке. Об этом уже не раз заявлял Президент Реджеп Тайип Эрдоган.

Возникла необходимость увеличения затрат на военные нужды США. Менее чем через год после политических изменений в Восточной Европе, когда предприятия оборонно-промышленного комплекса Советского Союза были вынуждены работать на фоне масштабного сокращения вооруженных сил и недостаточного дофинансирования, представители исполнительной власти и аналитики США заявили, что кризис в Персидском заливе стал лучом надежды для американских военных компаний. Как написала американская газета «Вашингтон пост», «возможными бенефициарами» кризиса являются «различные предприятия военной промышленности» [40]. К сентябрю Джеймс Вебб James Webb , бывший помощник министра обороны и министр ВМС в администрации Рейгана, посчитал необходимым высказаться следующим образом: «Президент должен знать, что в то время как большинство американцев работают не покладая рук, чтобы поддержать его, за их внешним уважением кроется цинизм. Многие утверждают, что наращивание военной мощи — это не более чем очередная «игра Пентагона с бюджетом», направленная на предотвращение сокращений вооруженных сил, командование которых ищет способ их применения на фоне сокращения военных баз НАТО» [41].

Примечательно, что был услышан еще один скептически настроенный помощник министра обороны США. Лоуренс Корб Lawrence Korb написал, что развертывание войск в Саудовской Аравии «в большей степени объясняется предстоящими боями за бюджет на Капитолийском холме, чем возможной военной операцией против Саддама Хусейна» [42]. Но разве существуют пределы цинизма для конгрессмена, преследующего переизбрание? К началу октября можно было прочитать следующее: «Политическая подоплека развертывания американских частей в Саудовской Аравии сыграла важную роль в деле ограничения сокращения расходов на оборону в контексте воскресного соглашения по бюджету и прекращения «свободного падения» военных расходов, которое некоторые аналитики предсказывали ранее. Специалисты по стратегическим вопросам с Капитолийского холма подчеркивали, что операция «Щит пустыни» внесла существенные изменения в политический климат переговорного процесса и заставила некоторых представителей законодательной власти, выступавших за сокращение военного бюджета, изменить свою позицию по этому вопросу. Благодаря достигнутому компромиссу по оборонному бюджету… не сократилось не только финансирование операции «Щит пустыни», но и сохранилась большая часть ежегодного финансирования в ответ на бешеный натиск Советского Союза на Восточную Европу [43]. Между тем президента Джорджа Буша стало поддерживать большее количество американцев.

Его рейтинг был восстановлен. Первый опрос, проведенный в августе после вступления США в конфликт в Персидском заливе, показал повышение рейтинга до 74 процентов, по сравнению с 60 процентами в конце июля. Американской общественности, однако, похоже, требуются регулярные поводы для вспышек патриотизма, чтобы поддерживать любовь к человеку, занимающему кабинет в Белом доме. Однако Буш оказался не в состоянии четко определить цели и задачи, преследуемые США в Персидском заливе, и к середине октября его рейтинг едва достигал 56 процентов — самый низкий уровень с момента вступления в должность. Рейтинг Буша оставался примерно на этом уровне до следующей вспышки воинственного патриотизма в январе, как мы увидим [44]. Прелюдия к войне По мере того как Ирак продолжал грабить Кувейт и превращать его в свою 19-ю провинцию, Соединенные Штаты усиливали свое военное присутствие в Саудовской Аравии и водах Персидского залива. США также использовали тактику принуждения и самых щедрых за всю историю своего существования подкупов, чтобы создать «коалицию» для поддержки подготовленных Вашингтоном резолюций и участия в предстоящей военной кампании.

Одним из таких примеров может служить попытка придать респектабельность «многонациональным» силам в предстоящей кампании, чтобы затем прикрываться этим «фиговым листком». Эта тактика уже была опробована в войнах в Корее, Гренаде и Афганистане, где американцы вели самостоятельные боевые действия при формальном существовании «коалиции». В целях привлечения в «коалицию» Египту были прощены многомиллиардные долги; Сирия, Китай, Турция, Советский Союз и другие страны получили военную или экономическую помощь, кредиты Всемирного банка и Международного валютного фонда, отмену санкции и другие привилегии, причем не только от США, но под давлением Вашингтона и от Германии, Японии и Саудовской Аравии. В дополнение к этому, администрация Буша перестала критиковать государства, участвовавшие в коалиции, за нарушения прав человека [45]. Однако Вашингтон и мировые средства массовой информации были недовольны сдержанной позицией Германии, которая не торопилась встать на сторону стран, выбравших путь войны. Немцы, о которых еще вчера говорили как о фашистах, прошедших маршем через Польшу, теперь обвинялись в «трусости» из-за массовых мирных демонстраций, прокатившихся по Германии. Вашингтон протолкнул через Совет Безопасности ООН десяток резолюций, осуждавших Ирак, вводивших против него жесткие экономические санкции и дающих «разрешение» на ведение против него войны.

Только Куба и Йемен проголосовали против всех этих резолюций. Когда 29 ноября в адрес представителя Йемена, высказавшего свой голос против ключевой резолюции по применению силы, раздались аплодисменты, председательствовавший на заседании госсекретарь США Бейкер сказал членам своей делегации: «Я надеюсь, что он наслаждался этими аплодисментами, потому что это может оказаться самым дорогим голосованием в его жизни». Весточка долетела до адресата, и буквально через несколько дней это небольшое государство на Ближнем Востоке пострадало от резкого сокращения американской помощи [46]. Ситуация, когда ООН попала под контроль США, побудила британского политического обозревателя Эдварда Пирса Edward Pearce написать, что Организация Объединенных Наций «функционирует, как английский средневековый парламент, в котором ведутся консультации, соблюдается церемониал, но который помнит об исключительном праве короля, поэтому пробормочет что-то, да и примет нужное решение» [48]. Скоро Соединенные Штаты столкнулись с вопросом — сколько им следует ждать с момента введения санкций в отношении Ирака до прямого военного вмешательства? Администрация и ее сторонники утверждали, что они давали Хусейну все шансы, чтобы найти мирный способ сохранить лицо и выбраться из той сложной ситуации, в которую он сам себя поставил. Но факт остается фактом — каждый раз, когда президент Буш делал иракскому лидеру какие-либо предложения, всегда они были пронизаны оскорблениями и никогда не предполагали хотя бы малейшего признания законности заявленных Ираком претензий [49].

В самом деле, Буш охарактеризовал вторжение со стороны Ирака как «неспровоцированный акт» [50]. В речах президента чувствовалось все больше сарказма, а обвинения из его уст становились слишком преувеличенными. Буш переносил обвинения на личностный уровень, демонизируя тем самым Саддама Хусейна и действуя по схеме, которую он использовал в отношении Норьеги, а Рейган — в отношении Каддафи, словно эти иностранцы не имели гордости или интеллектуальных способностей, какими располагают американцы. Вот как писала об этом газета «Лос-Анджелес тайме»: «Вскоре после иракского вторжения… Буш осторожно сравнил агрессию Ирака с немецкой агрессией против Польши, которая стала причиной начала Второй мировой войны. Однако он не дошел до сравнения президента Саддама Хусейна с Адольфом Гитлером. Но в прошлом месяце осторожность была пушена побоку, когда Буш не только сравнил Хусейна с Гитлером, но и пригрозил инициировать судебные разбирательства в отношении военных преступлений в стиле Нюрнбергского процесса. Затем, на прошлой неделе Буш пошел еще дальше, утверждая, что иракский лидер хуже, чем Гитлер, потому что немцы никогда не использовали американских граждан в качестве «живого шита» на военных объектах».

После такого опошления событий Второй мировой войны Буш продолжал предостерегать, что любое одобрение неконтролируемой агрессии «завтра может вылиться в мировую войну». Как сказал один из его собственных чиновников, Бушу «надо научиться выбирать слова» [51]. Вскоре Саддам Хусейн осознал, что, оккупировав весь Кувейт и разграбив его, он откусил гораздо больше, чем может прожевать. В начале августа, а затем еще раз в октябре Хусейн давал ясно понять, что готов вывести иракские войска из Кувейта в обмен на единоличный контроль над нефтяным месторождением Румайла, гарантированный доступ к Персидскому заливу, снятие санкций, а также урегулирование споров по вопросам добычи нефти и ценообразования [52]. Он также начал выпускать из заключения некоторых иностранцев, имевших несчастье оказаться в Ираке или Кувейте во время войны. В середине декабря последний из них был освобожден. В начале декабря Ирак приступил к обустройству новой границы с Кувейтом, что должно было демонстрировать, что Багдад отказался от намерений сделать Кувейт частью Ирака.

Правда, истинное намерение иракской стороны в вопросах демаркации границы до конца не было ясным [53]. А в начале января Хусейн сделал еще одно более существенное предложение по мирному урегулированию вопроса. Администрация Буша решила проигнорировать все предложения иракской стороны. В ответ на августовское предложение Саддама Хусейна Госдепартамент «категорически» отрицал, что оно когда-либо делалось. Это же подтвердил затем и Белый дом [54]. Позднее в стенограммах Конгресса было записано: «Иракцы, по-видимому, считают, что вторжение в Кувейт позволит привлечь к ним внимание мировой общественности, выторговать для себя в ходе переговоров преференции в экономике и затем вывести свои войска из Кувейта… Дипломатическое решение вопроса, отвечающее интересам Соединенных Штатов, вероятно, могло быть достигнуто в течение первых дней после вторжения». Администрация Буша, говорится в документе Конгресса, хотела любым способом избежать того, что могло бы выглядеть как поощрение вторжения.

Однако отставной офицер сухопутных войск США, действовавший в качестве посредника в августовских переговорах, заявил впоследствии, что мирное предложение «уже шло вразрез с проводимой политической линией» [55]. Но после прохождения определенной точки в процессе наращивания своей военной мощи могли ли Соединенные Штаты допустить мирное разрешение конфликта, даже если бы они этого хотели? Бывший помощник министра обороны Лоуренс Корб Lawrence Korb в конце ноября поделился своими наблюдениями. Он сказал, что все структурные подразделения министерства обороны старались принять участие в военной операции, чтобы доказать свою значимость и необходимость их сохранения в структуре МО, чтобы гарантировать их длительное финансирование: «К середине января… Соединенные Штаты будут иметь в Персидском заливе более 400 тысяч военнослужащих [оказалось, более 500 тысяч] всех пяти видов вооруженных сил даже включая береговую охрану. Это примерно на 100 тысяч больше, чем было в Европе в любое время в ходе холодной войны. По окончании развертывания группировки сухопутные войска будут насчитывать восемь дивизий, дислоцированных на территории Саудовской Аравии в два раза больше, чем было в Европе , две трети всех подразделений и частей морской пехоты будут развернуты в зоне конфликта… Командование военно-морских сил направит в зону конфликта шесть из имеющихся четырнадцати авианосных ударных групп, два из четырех линейных кораблей и одну из двух групп десантных транспортов… В зоне конфликта командование ВВС уже разместило девять из двадцати четырех действующих тактических авиакрыльев, а также бомбардировщики. Планируются к отправке в зону конфликта части и подразделения резервистов.

Корб с удивлением спрашивает, могло ли высшее командование ВС США не поддаться давлению, оказывавшемуся со стороны командований видов вооруженных сил? Например, не поддаться давлению со стороны командования ВМС, отдавшего приказ направить несколько авианосцев в узкие и опасные воды Персидского залива только для того, чтобы быть поближе к театру военных действий? Не поддаться давлению со стороны командования Корпуса морской пехоты, которое, возможно, хотело доказать, что десантные операции все еще необходимы в ходе военных действий, и продемонстрировать высадку на неприятельский берег? И могли ли сухопутные войска оставаться в стороне, когда предпочтение отдается военно-воздушным силам [56]?

Накануне этого трагического события в Багдаде радио сообщило, что министр иностранных дел Ирака принял предложение Советского Союза о прекращении огня и приказал всем иракским войскам отступить из Кувейта в соответствии с резолюцией ООН 660. Президент США Буш, однако, отказался в это верить и ответил, что «нет никаких свидетельств того, иракская армия отступает. На самом деле, иракские подразделения продолжают бороться. Мы продолжаем войну». Фото 4. На следующий день, иракский Президент Саддам Хусейн сам объявил по радио о том, что отступление действительно началось по двум магистралям и должно быть завершена в тот день, в который отреагировал Буш, назвав объявление Хусейна «безобразием» и «жестоким обманом.

Американцы отказались принять предложение Ирака сдаться и покинуть поле боя, тем самым рискуя тем, что такие действия приведут к урегулированию конфликта, которое не может быть благоприятным для интересов Соединенных Штатов. Поэтому Джордж Буш и американские военные стратеги решили просто подло уничтожить как можно больше иракцев. Фото 6. Бомбардировка началась около полуночи. Сначала американские и канадские самолеты бомбили передний и задний части конвоя, чтобы заблокировать движение по трассе, затем напали на конвой, застрявший в ловушке. Главнокомандующие Центрального командования США получили предписание от администрации Буша, чтобы «не позволить никому и ничему выбраться из города Эль-Кувейт».

Союзные самолёты летят на Ирак «Буря в пустыне» — первый опыт высокотехнологичной войны 17 января 1991 года началась операция по освобождению Кувейта, получившая название «Буря в пустыне».

Первая фаза операции была исключительно воздушной и продлилась до 24 февраля 1991 года. Только за первые два дня были выполнены около 4700 боевых вылетов, результатом которых было уверенное завоевание господства в воздухе и подавление основных элементов противовоздушной обороны Ирака. После этого интенсивность полетов несколько снизилась, упор был сделан на уничтожение войск противника, складов боеприпасов, пусковых установок оперативно-тактических ракет Р-17 Scud , объектов государственного и военного управления. Всего в течение операции было выполнено более 100 тысяч боевых вылетов, при этом потери, понесенные коалицией, оказались очень малы — всего 75 единиц авиации далеко не все были сбиты противником. Некоторые источники говорят о том, что разведка США смогла заразить вирусом компьютеры иракских военных, что привело к сильной дезорганизации работы системы ПВО. Есть свидетельства и о большом количестве предательств и подкупов иракского офицерского состава, впрочем, это не умаляет заслуг американцев и их союзников, так как это также важнейшие элементы любой войны. Иракские войска были буквально сметены.

Силы коалиции начали наступление сразу с нескольких сторон, планируя создать внешний и внутренний фронт окружения. Важным фактором при окружении Иракских войск, располагающихся в Кувейте, стало уничтожение всех мостов через Евфрат это сделала авиация. После этого отступить на северный берег Евфрата и уйти вглубь Ирака было уже невозможно.

«Мессианская война» в Ираке. Почему неоконы проиграли?

Американское вторжение в Ирак 2003 года нельзя воспринимать в отрыве от войны в Персидском заливе 1991 года, когда возглавляемой Соединенными Штатами международной коалиции удалось выбить иракские войска из захваченного ими Кувейта, но при этом Саддам. На рассвете 2 августа Ирак вторгся в Кувейт, за пару дней его полностью оккупировал, создал марионеточное правительство и "по просьбе трудящихся" объединил два арабских государства в одно (через полгода, после завершения американской военной операции "Буря в пустыне". Военная операция в Ираке началась утром 20 марта 2003 года. После завершения войны в 1991 году ООН потребовала от Ирака избавиться от уже имевшегося оружия массового поражения (химического, бактериологического) и приостановить разработку нового. Для этого в страну была направлена международная комиссия. 3.4.1991 СБ ООН своей резолюцией № 687 предписал Ираку уважать нерушимость границы между Ираком и Кувейтом, ликвидировать все имеющиеся на его территории запасы оружия массового уничтожения и пром. мощности по его произ-ву. Война в ираке – былое и думы.

Вторжение в Ирак. 20 лет спустя

Перечитывая историю войны в Персидском заливе (1990–1991 гг.) «Если до 15-го января Ирак не покинет Кувейт, будет война», — сказал Буш.
КУВЕЙТСКИЙ КРИЗИС 1990–91 • Большая российская энциклопедия - электронная версия Статья посвящена анализу публикаций в газете «Нью-Йорк Таймс» на тему войны в Персидском заливе 1990-1991 гг., а именно первому месяцу операции «Буря в пустыне».
Война в Персидском заливе — Википедия с видео // WIKI 2 Предлагаем вашему вниманию доклад-расследование сайта о последствиях проводившихся США бомбардировок Ирака в ходе первой войны в Персидском Заливе (1991).
​Сломить волю населения: в 1991 году ВВС США по-настоящему лишили Ирак тока Война в Персидском заливе («Война в Заливе», «Gulf War») — военный конфликт между армиями одного знаменитого усача и сборной командой ООН по военным действиям.

Ловушка для диктатора. Почему Саддам Хусейн решился напасть на Кувейт

Война в ираке и гуманитарная интервенция. 28 февраля 1991 года завершилась Война в Персидском заливе между Ираком и многонациональными силами во главе с США за освобождение Кувейта. Домой Войны, горячие точки и военные конфликты Война в Ираке 1990—1991 гг. («Буря в пустыне»). Ситуация в Ираке после 1991 года развивалась не лучшим образом. Военная операция в Ираке началась утром 20 марта 2003 года. 17 января 1991 года вооруженные силы США и стран Международной коалиции ООН начали военную операцию «Буря в пустыне» (Operation Desert Storm), направленную на уничтожение иракских войск, занявших соседний Кувейт.

56. Итоги операции «Буря в пустыне»

Война в Ираке: американский «блицкриг» на Ближнем Востоке В январе 1991 года многонациональные силы (МНС) под началом Соединённых Штатов начали большую военную операцию против Ирака под названием «Буря в пустыне».
Операция «Буря в пустыне»: Роковое решение и уничтожение Ирака Большая их часть была направлена на поражение стационарных объектов ПВО Ирака (это прежде всего радиолокационные станции дальнего обнаружения) и системы государственного и военного управления страной.
​Сломить волю населения: в 1991 году ВВС США по-настоящему лишили Ирак тока Уничтожение Ирака в двух войнах открыло дорогу новой силе — началось восхождение Ирана", — подвел итог в разговоре с ТАСС президент Иерусалимского института стратегии и безопасности профессор Эфраим Инбар.
Двадцать лет позора: как США под фальшивым предлогом напали на Ирак Америка не жалела Ирак ни в 1991-м, ни в 2003-м годах, поэтому наносила массированные удары там, где этого требовала военная, а не политическая необходимость.
Война в Персидском заливе 1990-1991 годов Причем в отличие от Великой Отечественной, война в Ираке в 2003 г. это ценный боевой опыт современного вооруженного конфликта, современного блицкрига.

Причины иракской войны

В ходе ирано-иракской войны Кувейт, откровенно опасавшийся усиления Ирана и расширения его влияния в регионе, выделил Ираку кредиты в общей сложности на 15 миллиардов долларов. Новости об издевательствах над иракскими узниками тюрьмы Абу-Грейб подожгли и без того непростую ситуацию в сфере безопасности в Ираке. Восстания 1991 года в Ираке были серией народных восстаний на севере и юге страны после прекращения огня во время войны в Персидском заливе. БУРЯ В ПУСТЫНЕ 1991 г. Операция по освобождению Кувейта от иракских захватчиков, проведенная силами многонациональной коалиции с применением самых современных итую военную операцию, направленную против Ирака в 1991 г. 4.2 Военная операция в Ираке.

Военные преступления США. Шок и трепет "Иракской свободы"

Ситуация в Ираке после 1991 года развивалась не лучшим образом. Двадцать восемь лет назад одна произошла одна из самых кровопролитий страниц в истории войны в Ираке. События происходили на шоссе 80, примерно в 32 км к западу от города Кувейт. Воспроизвести. Канал о Войне, оружии и истории. Основными последствиями войны в Персидском заливе 1990-1991 годов стал разоренный Кувейт, где все 500 скважин горели, а предварительный ущерб оценивался в 50-100 миллиардов долларов. 17 января 1991 года вооруженные силы США и стран Международной коалиции ООН начали военную операцию «Буря в пустыне» (Operation Desert Storm), направленную на уничтожение иракских войск, занявших соседний Кувейт.

Буря в пустыне. Первая иракская война: рассказ очевидца драматических событий 1990 года

В связи с этим СССР присоединился к эмбарго на поставку военной продукции в Ирак, из-за чего армия Саддама лишилась запчастей к военной технике. Шах Ирана, с которым у Хусейна были хорошие политические и личные отношения, покинул страну, а к власти пришло исламское правительство во главе с духовным лидером мусульман-шиитов аятоллой Хомейни. Саддам Хусейн решил воспользоваться нестабильностью в соседней стране и путем военного вторжения занять приграничные нефтеносные области. По замыслу военной операции, планировалось разгромить разложившиеся части иранской армии, занять больший район на территории Ирана с перспективой возможного наступления на Тегеран и свержения иранского правительства. В государственной пропаганде война получила название «Кадиссия Саддама» — в память о битве при Кадиссии в 636 году, в которой войска Арабского халифата разгромили персидскую армию. Кадровые офицеры бывшей шахской армии не имели боевого опыта, многие из них были казнены исламскими властями. На стороне Ирака было преимущество в бронетехнике, современных видах вооружения и уровне подготовки личного состава армии. Единственное, что Иран мог противопоставить вторжению, — численное превосходство и боевой дух.

Поэтому когда 22 сентября 1980 года иракские войска без официального объявления войны перешли границу с Ираном, исламское правительство обратилось к народу с призывом защитить родную страну и завоевания революции. В государственной пропаганде война называлась не иначе как «Священная оборона». Как и следовало ожидать, наступающая группировка иракских войск смела противника и смогла занять ряд приграничных территорий, однако на этом их успехи завершились. Иракские войска столкнулись с неожиданно ожесточенным сопротивлением, которое в первую очередь оказывали добровольческие формирования из числа мусульман-шиитов, а также отряды Корпуса стражей Исламской революции КСИР. Из числа мусульман-шиитов были созданы войска Корпуса стражей Исламской революции, формирование которых велось на добровольной основе. Части КСИР отличались ненавистью к захватчикам, высоким боевым духом при почти полном отсутствии военной подготовки. Известны случаи, когда штурмовые группы КСИР предпринимали лобовые нападения на иракские танковые соединения, используя только ручные средства борьбы, и наносили противнику существенный урон.

Из числа добровольцев были сформированы диверсионные группы, атаковавшие противника в десятках километров от линии фронта. Сегодня весь высший командный состав армии и КСИР Ирана укомплектован ветеранами ирано-иракской войны, прошедшими путь от рядовых-добровольцев до генералов — уникальный пример для силовых структур всего мира. Инженер-водопроводчик Кассем Сулеймани ушел на фронт добровольцем. Стал легендарным военачальником, генералом, дослужился до должности командующего силами специальных операций КСИР. Будущий начальник генерального штаба КСИР Мохаммад Багери ушел на ирано-иракскую войну добровольцем, имея специальность учителя политической географии. Министр обороны Ирана Амир Хатами в 1980 году ушел добровольцем в народное ополчение. Настоящим испытанием для иракских войск стали затяжные городские бои.

Для захвата города Хорремшехр были стянуты 15 тысяч человек и 200 единиц бронетехники против 5000 человек в гарнизоне города. Ожесточенные городские бои, за которые Хорремшехр в прессе назвали «иранским Сталинградом», привели к взятию города иракскими войсками.

Нефтяное месторождение находится в районе границы с Кувейтом. Граница эта должным образом не была установлена и обозначена на местности. Согласно иракской стороне, Кувейт построил различные объекты, в том числе и военные, на территории Ирака.

Однако самым неприятным моментом во всей этой истории было то, что сразу после окончания ирано-иракской войны Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты стали превышать установленные Организацией стран — экспортеров нефти ОПЕК квоты на добычу нефти. Это привело к переизбытку «черного золота» на рынке и снижению цен на нефть. Ирак вышел из войны с разоренной экономикой и большими долгами. Президент Ирака Саддам Хусейн назвал такую политику «экономической войной», развязанной против его государства. Он также указал на то, что из-за уменьшения цены на нефть на каждый доллар Ирак теряет миллиарды долларов в год [7].

Багдад не только настаивал на компенсации убытков от снижения цены на нефть, но и заявил о своем желании вернуть два острова в Персидском заливе под свою юрисдикцию без обладания этими островами Ирак не имел широкого доступа к водам залива. Кроме того, Хусейн настаивал на признании бесспорного права собственности на месторождение Румайла. Во второй половине июля 1990 года в ответ на действия Кувейта, который пренебрегал финансовыми и территориальными претензиями со стороны Ирака и игнорировал просьбы ОПЕК придерживаться установленной квоты, Ирак начал концентрировать свои войска вдоль границы с Кувейтом. Реакция на эти действия со стороны единственной в мире сверхдержавы и самопровозглашенного мирового жандарма стала предметом глубокого анализа и интенсивных споров уже после фактического иракского вторжения. Дал ли Вашингтон зеленый свет Ираку на вторжение?

Озвучил ли Вашингтон хотя бы какой-нибудь запрет на действия Ирака в отношении Кувейта? Масло в огонь подливали следующие заявления и действия высокопоставленных американских чиновников. США окажут помощь Кувейту в случае нападения на него третьей стороны. То же самое сказал Пол Вулфовиц Paul Wolfowitz , заместитель министра обороны по политическим вопросам, во время частного завтрака с арабскими послами. Стоит вспомнить, что Кувейт во время Восьмилетней войны объединился с Ираком, опасаясь нападения со стороны Ирана.

Позже слова Чейни были несколько по-иному интерпретированы его собственным пресс-секретарем Питом Уильямсом Pete Williams , который приуменьшил их значение. Он заявил, что заместитель главы оборонного ведомства выразился в «некоей свободной манере». После этого случая Чейни вызвали в Белый дом, где сказали, что «подобными заявлениями он вовлекает Штаты в войну, которую, возможно, им не хочется вести». Ему также сообщили, что с этого времени любые заявления по Ираку будут делаться только официальными представителями Белого дома или Госдепартамента США [8]. На вопрос о том, помогут ли Соединенные Штаты Кувейту, если он подвергнется нападению, Тутвайлер сообщила: «Мы также твердо придерживаемся обязательств в деле оказания помощи нашим друзьям в Персидском заливе, с которыми нас связывают глубокие и давние отношения, в вопросах индивидуальной и коллективной обороны».

В личных беседах кувейтские официальные лица называли это заявление пресс-секретаря слишком неубедительным [9]. Стоит отметить, что раньше подобные учения проводились редко. Все тот же пресс-секретарь Пит Уильямс в точности повторил слова, сказанные ранее Тутвайлер об обязательствах в деле оказания помощи в Персидском заливе, в вопросах индивидуальной и коллективной обороны. А Белый дом заявил: «Мы обеспокоены тем, что Ирак наращивает численность войск. Мы просим, чтобы все стороны приложили усилия с целью недопущения насилия» [10].

Однако затем она заявила иракскому лидеру о своей обеспокоенности большим скоплением войск Ирака на границе с Кувейтом. Все это происходило на фоне заявления иракского правительства, назвавшего действия Кувейта «аналогичными военной агрессии» [11]. В материале, который планировался к эфиру, должны были прозвучать схожие по своему содержанию заявления Тутвайлер и Уильямса, что могло бы насторожить политическое руководство Ирака [12]. Хуссейн мог и не знать об одинаковых заявлениях, сделанных американскими официальными лицами. В то же время в апреле лидер сенатского меньшинства Роберт Доул Robert Dole , находившийся с визитом в Ираке, от имени Президента США довел до сведения иракского президента Саддама Хусейна, что администрация Буша отмежевывается от критических замечаний в отношении нарушения прав человека в Ираке, прозвучавших в эфире радиостанции «Голос Америки».

Доул также заявил, что президентская администрация придерживается противоположных взглядов в отношении инициативы Конгресса ввести экономические санкции против Ирака [13]. Однако администрация Буша сразу же повторно выразила свое несогласие с такой мерой. Это точно. Исторически в вопросах урегулирования пограничных споров или каких-либо внутренних разногласиях между государствами — членами ОПЕК мы не занимаем ту или иную позицию». Республиканец Ли Гамильтон Lee Hamilton спросил Келли, правильно ли говорить, что если Ирак «перейдет границу и нападет на Кувейт», то Соединенные Штаты, «не имея договорных обязательств, не смогут применить свои вооруженные силы».

Келли ответил, что это так [16]. На следующий день по вашингтонскому времени иракские войска при поддержке танков перешли границу Кувейта. Тотчас Соединенные Штаты Америки выразили свое явное несогласие с действиями иракской стороны. Несмотря на отрицающие официальные заявления, похоже, что у США действительно была своя позиция в отношении ирако-кувейтского пограничного спора. После вторжения в архивах кувейтской разведки иракцы обнаружили памятную записку, касающуюся встречи главы Государственной безопасности Кувейта и директора ЦРУ Уильяма Уэбстера William Webster , состоявшейся в ноябре 1989 года.

В записке, в частности, говорилось: «Мы согласились с американской стороной, что необходимо воспользоваться ухудшающейся экономической ситуацией в Ираке с целью оказания давления на иракское правительство по вопросу установления государственной границы. ЦРУ высказала нам свое видение в отношении приемлемых средств по оказанию такого давления, отметив при этом, что необходимо положить начало сотрудничеству между США и Кувейтом по широкому кругу вопросов при условии, что действия по оказанию давления на иракское руководство должны координироваться на высоком уровне». ЦРУ назвало документ «абсолютной фальшивкой». Однако газета «Лос-Анджелес тайме» написала, что «памятная записка не является очевидной подделкой, в частности потому, что если бы иракские власти стояли за этим документом, то почти наверняка они бы составили его в еще более компрометирующей манере, подорвав тем самым доверие к США и Кувейту» [17]. По всей видимости, памятная записка, которую нашли иракцы в архивах разведслужбы Кувейта, не являлась подделкой и нанесла серьезный удар по репутации Кувейта и США.

Иначе как можно объяснить близкое к паническому состояние министра иностранных дел Кувейта, когда глава внешнеполитического ведомства Ирака показал ему эту записку в ходе саммита представителей арабских стран, проходившего в середине августа [18]. Когда посла Ирака в Вашингтоне спросили, почему эта памятная записка противоречит прямому утверждению американского посла Гласпи о нейтралитете по вопросу ирако-кувейтских отношений, он ответил, что высказанная ею ремарка была «неотъемлемой частью расставленной ловушки» [19]. Спровоцировали ли заговорщики вторжение Саддама в Кувейт, полагая, что боевые действия не выйдут за пределы пограничной зоны и что впоследствии Хусейн будет поставлен на место, как того хотели США и Кувейт? В феврале 1990 года Хусейн выступил на саммите лидеров арабских стран. Его речь, безусловно, могла подлить масла в огонь и явиться дополнительным фактором, стимулирующим развитие заговора против Ирака.

Выступая с трибуны саммита, иракский президент осудил постоянное американское военное присутствие в водах Персидского залива и предупредил, что «если страны Персидского залива и остальные арабские государства не будут действовать осмотрительно, то регионом Персидского залива будут управлять США». Более того, Вашингтон будет диктовать политику добычи, распределения и образования цен на нефть, «основываясь на особой точке зрения, отвечающей исключительно интересам США, и не станет учитывать интересы других стран» [20]. В поисках ответа на вопрос, а был ли заговор против Ирака и Саддама Хусейна, мы, в дополнение к уже вышеизложенному, должны принять во внимание следующее. Председатель Организации освобождения Палестины Ясир Арафат утверждал, что Вашингтон в ходе саммита Лиги арабских стран в мае использовал шанс мирно урегулировать разногласия между Кувейтом и Ираком после того, как Хусейн предложил провести переговоры о границе, которая была бы приемлемой для обеих стран. У Кувейта, по его словам, были основания думать, что он может полагаться на силу американского оружия [21].

Кроме того, король Иордании Хусейн Hussein рассказал, что незадолго до иракского вторжения министр иностранных дел Кувейта заявил: «Мы не собираемся реагировать [на действия со стороны Ирака]… если им это не нравится, пусть они оккупируют нашу территорию… мы собираемся пригласить американцев». А эмир Кувейта сказал своим военным, что в случае вторжения они должны будут удерживать иракцев в течение 24 часов. За это время «американские и иностранные войска высадятся в Кувейте и выбьют иракцев из Кувейта». По мнению короля Иордании Хусейна, арабы понимали, что Саддама Хусейна подстрекают к вторжению, загоняя тем самым в приготовленную для него ловушку [22]. Эмир Кувейта отказался удовлетворить финансовые требования Ирака.

Вместо этого он предложил Багдаду оскорбительные полмиллиона долларов. В записке эмира, адресованной его премьер-министру перед вторжением, говорится о поддержке проводимой Кувейтом политики со стороны Каира, Вашингтона и Лондона.

Еще несколько сотен навеки остались на другой дороге, Шоссе 8, которая ведет в Басру. Фото разрушений на этих двух дорогах стали одними из самых узнаваемых образов операции «Щит пустыни». Накануне Багдад по радио объявил, что министр иностранных дел Ирака принял советское предложение о прекращении огня и приказал всем иракским войскам вывести войска из Кувейта в соответствии с 660 резолюцией ООН.

На следующий день иракский президент сам объявил по радио, что вывод войск действительно начался по двум автомагистралям и будет завершен в тот же день, на что Буш отреагировал крайне резко, назвав заявления Хуссейна «оскорблением» и «жестоким обманом». Вместо того, чтобы принять предложение Ирака сдаться и покинуть поле битвы, закончив тем самым войну а это могло быть невыгодным вариантом для США , Буш и военные стратеги Америки решили просто убить как можно больше иракцев. Первые взрывы раздались около полуночи. Сначала американские и канадские самолеты бомбили передний и задний концы конвоя, чтобы остальные не смогли спастись а затем атаковали основную часть. Главнокомандующий Центрального командования Соединенных Штатов получил от администрации Буша указание «никого и ничего не выпускать из Кувейта».

Бешеная атака "Томагавков" новая дискуссия Статья 3. Они поставили задачей дать сбалансированный, объективный и обоснованный насколько это вообще возможно анализ воздушного сражения в Заливе, чтобы исправить многие искусственно созданные мифы и увидеть реальные успехи иракских сил ПВО в ходе конфликта. Уверен, что большинство участников обсуждения этой статьи не читали, а как раз сейчас она будет кстати: Полный вариант статьи я выложил здесь , а в этом сообщении привожу фрагмент, связанный с защитой воздушного пространства Ирака от американских крылатых ракет: Цитата Бешеная атака «Томагавков» Фактически к 19 января иракские силы ПВО достигли большой победы, о которой сегодня редко упоминают: они сбили большую часть крылатых ракет -Томагавк-, запущенных с американских кораблей. В первую неделю августа 1990 г. Считалось, что их разрушение лишит Ирак возможности сопротивляться.

Кроме того, ракеты труднее засечь радиолокаторами, а также обнаружить визуально. Иракцы с самого начала знали, что против них планируют использовать -Томагавки- и пытались собрать как можно больше информации об этих новейших средствах нападения Они хотели понять, как наиболее эффективно можно сбивать эти ракеты. И нашли несколько слабых точек BGM-109 В частности, выяснилось. Кроме того. Как стало известно иракцам, для корректной работы этой системы перепад высот участков местности, над которой пролетает ракета, должен превышать 10 футов 3.

В случае расхождений вырабатываются команды на коррекцию маршрута. Конечно, американцы искали пути преодоления этой проблемы Проделав огромную работу, их картографы нашли единственный маршрут в Багдад, подходивший для -Томагавков- Однако иракцы тоже обнаружили этот маршрут. Следуя своей традиции не носить все яйца в одной корзине, американцы попытались проложить другой маршрут, однако новый путь частично пролег по территории Ирана. Это было вторжение в воздушное пространство третьей страны, но янки посчитали, что это пустяки. В ходе атак Батдада -Томагавками- в 1991 г.

После оснащения -Томагавков- глобальной навигационной системой GPS стали применяться и другие, но пока на американских складах лежали BGM-109 старою образца, их запускали лишь по этим двум дорогам Иракцы решили, что самым лучшим способом остановить -Томагавки- являются заграждения из огня малокалиберной зенитной артиллерии и ПЗРК в определенных точках обоих маршрутов На одном из предприятий военной промышленности страны был построен макет BGM-109. С учетом этого вокруг основных целей в стране расположили большое количество зенитных систем малого радиуса действия включая ЗПУ-14. Иракцы считали, что эти средства способны справиться с угрозой -Томагавков-. Задача обнаружения воздушных целей решалась примитивно. Посты наблюдателей образовывали три кольца: первый — вдоль всех границ страны, второй — примерно в 150 км в глубь иракской территории и третий непосредственно вокруг важнейших целей На каждом посту дежурило по 6-8 человек, которые посменно наблюдали за воздушным пространством в бинокли.

Вышки постов отстояли друг от друга на 5-8 км в зависимости от рельефа местности.

Перечитывая историю войны в Персидском заливе (1990–1991 гг.)

Ирак завершил выплату $50 млрд за вторжение в Кувейт 1990 года Воздушную войну в Ираке задержали примерно на неделю, поскольку слишком солидное количество средств было отвлечено на поиск и уничтожение оставшихся мобильных пусковых установок ракет «СКАД».
56. Итоги операции «Буря в пустыне» В январе 1991 года многонациональные силы (МНС) под началом Соединённых Штатов начали большую военную операцию против Ирака под названием «Буря в пустыне».
Война в Персидском заливе (1990-91 гг.) 3 марта 1991 года иракские военные и руководство многонациональных сил подписали на авиабазе Сафван (Ирак) документы, регулирующие режим прекращения огня.
Военный конфликт в Персидском заливе - Конкурс молодых историков "Наследие предков - молодым" Общие расходы на войну в Ираке и Сирии, как ожидается, к 2050 году превысят 2,89 триллиона долларов, а потери – полмиллиона человеческих жизней.

Война в Персидском заливе 1990-1991 годов

  • Как началась операция "Иракская свобода"
  • Куда долетели ракеты КСИР
  • Многонациональные силы
  • Разрушение иракской инфраструктуры в ходе войны в Персидском заливе

52. Ирак, 1990–1991 БОЙНЯ В ПУСТЫНЕ

Резолюция 662 от 9 августа объявила иракское вторжение незаконным и недействительным; резолюция 664 от 18 августа подчеркнула настоятельную необходимость освобождения иракскими властями граждан третьих стран в Ираке и Кувейте. Таковы были общая политическая оценка иракской агрессии против Кувейта и меры по ее прекращению, которые СБ ООН выработал в течение августа 1990 г. Но в позиции Социнтерна довольно длительное время присутствовала надежда на возможность мирного разрешения конфликта путем переговоров конфликтующих сторон или на международных конференциях. Наиболее развернутая позиция Социнтерна была дана в Заявлении о кризисе в Персидском заливе, принятом на сессии лидеров его партий в Тампере Финляндия 5 сентября 1990 г. В нем подчеркивалось, что Социнтерн «осуждает иракскую агрессию против Кувейта и отказ Ирака подчиниться решениям СБ ООН» и что он «призывает все заинтересованные стороны строго следовать этим решениям» В заявлении содержалось специальное обращение к ООН «усилить свою деятельность для разрешения этого конфликта». Оно требовало от Ирака немедленно вывести войска из Кувейта, дать возможность законному правительству последнего отправлять свои функции в своей стране и освободить всех иностранцев, удерживаемых в качестве заложников. В нем содержался призыв «к максимальной поддержке акций, предпринимаемых ООН, включая эффективные международные санкции». В резолюции указывалось, что лишь осуществление этих мер способно «обеспечить мирное решение конфликта и предотвратить эскалацию конфликта и страдания людей». В то же время в заявлении содержались призывы к ООН, суть которых сводилась к следующему: - организовать соответствующую поддержку соседним с Ираком странам, которые пострадают от введения против него экономических санкций, и тем странам, чьи граждане работают по найму в Ираке и Кувейте; - организовать соответствующую гуманитарную помощь для беженцев, ставших ими вследствие иракской агрессии; - предпринимать необходимые меры к демонтажу арсеналов химического оружия в Ираке, к прекращению разработки там биологического и ядерного оружия; - поддерживать свободу, самоопределение и социальную справедливость на Ближнем Востоке; - предотвратить использование странами региона иракской агрессии для насаждения у себя духа милитаризма. Другие же пункты, хотя и не были включены в решения СБ ООН, играли определенную положительную роль в утверждении идей справедливости и гуманизма в сознании международной общественности.

В ней подчеркивалось, что «международное сообщество едино в твердом осуждении иракского вторжения и аннексии Кувейта; насильственный акт Ирака, в отношении которого Социнтерн с самого начала занял недвусмысленную позицию, объединил мир в коллективной защите фундаментальных принципов; он объединил правительства Востока и Запада, Юга и Севера в их конкретной решимости остановить агрессию, дать ей отпор; иракский режим может не сомневаться в воле мира защитить международное право». В тех же условиях продолжения Ираком своей агрессивной политики Совет Безопасности 29 ноября 1990 г. В качестве основных условий прекращения огня силами коалиции в резолюции подчеркнуто: - Ирак и Кувейт окончательно признают границы, существовавшие до иракской агрессии и которые были в принципе согласованы сторонами в октябре 1963 г. ООН обязуется предпринять необходимые меры по демаркации границы с назначением международных наблюдателей; - войска коалиции, возглавляемой США, уйдут из региона между Кувейтом и Ираком после того, как их позиции займут наблюдатели ООН для контроля положения на границе между двумя странами; - Ирак должен ликвидировать все находящиеся у него на вооружении отравляющие газы, запасы биологического оружия, заводы и фабрики, производящие его, и средства его доставки, дальность полета которых превышает 150 км. До 18 апреля 1991 г. Генеральному секретарю ООН было поручено к 18 мая 1991 г. Ирак обязан представить отчет об имеющихся у него ядерных вооружениях. Он также обязан не чинить препятствий работе инспекционной комиссии на его территории, по завершении которой Международное агентство по контролю за ядерной энергией должно представить план превращения Ирака в безъядерную страну. Это же агентство должно разработать план уничтожения веществ, предназначенных для создания в Ираке ядерного оружия, и предприятий, работающих в этой области; - часть будущих поступлений Ирака от нефти будет изыматься в фонд компенсации потерь и ущерба, нанесенных собственности Кувейта и иностранных государств, в том числе и в плане экологии.

Генеральный секретарь ООН обязан разработать подробные рекомендации, касающиеся выплаты Ираком вышеупомянутых компенсаций, с учетом потребностей народа и экономики Ирака. Ирак обязан также выплатить все долги, которые были у него до начала боевых действий; - разрешается продажа Ираку продуктов питания и импортирование им необходимых для населения товаров. Запрещается же продажа оружия Ираку на период, установленный Советом Безопасности. Проверка выполнения наложенных на Ирак санкций в области торговли осуществляется каждые 60 дней при принятии Ираком условий прекращения огня; - Ираку разрешается экспорт нефти в том случае, если Совет Безопасности будет удовлетворен выполнением Ираком плана выплаты компенсаций и требований по уничтожению оружия массового поражения. Ответственность за контроль над предоставлением Ираку возможности закупать продовольствие и другие необходимые товары несет Комитет по введению санкций, созданный Советом Безопасности. Он же контролирует экспорт Ирака пункт 22.

С этой бумажкой я поехал в Москву и действительно получил компенсацию - вполне приличную сумму. Потом было еще несколько траншей выплат, последний по времени - в конце 2000 года. Богатство всемирного значения В заключение позволю себе несколько общих замечаний. У меня осталось достаточно благоприятное впечатление от иракцев.

Лично мне они напоминают детей - легко возбудимых, быстро переходящих от любви к ненависти, одновременно коварных и доверчивых, организованных, но трудноуправляемых, эмоциональных и агрессивных на митингах и... Для меня совершенно очевидно, что угрозы миру сегодня ни иракский режим, ни иракский народ не несут - все дело в экономических интересах и геополитике. Поэтому прогнозировать что-то определенное в отношении Ирака, его ближайшего и отдаленного будущего очень и очень затруднительно. Единственно, что очевидно, - это фантастические нефтяные богатства Ирака. Тамошние месторождения детально разведаны в том числе и с нашей помощью и содержат гигантские запасы высококачественной легкоизвлекаемой нефти. Ввиду сверхвысоких дебитов мировой рекорд сухопутных промыслов - 14 тысяч баррелей в сутки - принадлежит одной из скважин североиракского месторождения Киркук добыча здесь крайне эффективна. Добавим к этому наличие перерабатывающих мощностей, развитую инженерную и транспортную инфраструктуру, разветвленную трубопроводную сеть, близость к глубоководным океаническим портам к той же Басре - и получаем поистине идеальные условия для нефтедобычи и нефтетрейдинга, которых, на мой взгляд, больше нет нигде в мире, за исключением разве что Саудовской Аравии. В 1974 году окончил Лысьвенский электромашиностроительный техникум. В 1981 году окончил горный факультет Пермского политехнического института по специальности "горный инженер-маркшейдер". Работал в геолого-поисковой конторе объединения "Пермнефть", во Всесоюзном объединении "Союзгидроспецстрой" на строительстве Дангаринского ирригационного тоннеля Таджикская ССР , на нефтепромыслах Ирака.

С 1991 года сотрудник внешнеторговой фирмы "Эникс" производственного объединения "Пермнефтеоргсинтез". По результатам работы в 2000 и 2001 годах фирма отмечена Министерством экономического развития и торговли РФ как лучший экспортер России. Погода в Перми 4...

Запад опасался роста радикального исламизма иранского аятоллы Хомейни и делал все возможное, чтобы предотвратить победу Ирана.

В 1982 году США вывели Ирак из списка стран, поддерживающих терроризм. Два года спустя были восстановлены двусторонние дипломатические отношения, прерванные во время арабо-израильской войны 1967 года. Однако и несколько западных стран, в том числе Великобритания, Франция и США, тоже поставляли Багдаду оружие и военную технику, а Вашингтон даже делился с режимом Саддама Хусейна разведывательной информацией. В последние месяцы войны и Иран, и Ирак повернули оружие против коммерческих нефтеналивных танкеров в Персидском заливе, стремясь подорвать экспортные поступления друг друга.

В залив были направлены американские, британские и французские боевые корабли. Нескольким кувейтским танкерам, которым грозило нападение со стороны Ирана, был предоставлен американский флаг и американское же военное сопровождение. Параллельно с эскалацией «танкерной войны» американские военные уничтожили несколько иранских нефтяных платформ и - случайно, по утверждениям Вашингтона, - сбили иранский самолет с 290 гражданскими пассажирами на борту. Так США создали свой силовой кулак в Персидском заливе.

Для Запада и, в первую очередь, для США речь шла вовсе не о партнерстве, а о доминировании в регионе, к своему извечному значению «великого водного пути» добавившем значение наибольших в мире разведанных запасов нефти. О том, что США давно и тщательно готовились к защите именно своих нефтяных интересов, а не абстрактных демократических ценностей в этом регионе, свидетельствует, в частности, тот факт, что в основу состоявшейся в 1991 году агрессии против Ирака был положен секретный план «90-1002», разработанный еще в 1970-е годы администрацией тогдашнего американского президента Картера на случай военного вмешательства в Заливе для массированной защиты Саудовской Аравии. При этом план 90-1002 был разработан еще задолго до появления Саддама Хусейна в той роли мирового злодея, которую он получил в 1990 году. Тогда роль «демона» безраздельно принадлежала СССР как «империи зла», две сверхдержавы активно соперничали и на Ближнем Востоке, а потому есть все основания заключить, что план 90-1002, как и гипотетическое нападение на Саудовскую Аравию, предполагал несколько иной сценарий событий и несколько иных действующих лиц.

Отказ СССР от роли сверхдержавы о связи между окончанием «холодной войны» и крывающейся для США возможностью действовать свободно в начале войны в Заливе открыто говорил и сам Буш и от своей устойчивой линии поведения в различных регионах мира, в том числе и на Ближнем Востоке, позволил адаптировать старый план не только в военном, но я в политико-идеологическом смысле, для чего региональному внутриарабскому конфликту, далеко не столь разрушительному, как предшествовавшая ему ирано-иракская война, было придано совершенно новое измерение. Вторжение иракских войск в Кувейт. Сопротивление относительно малочисленных вооруженных сил богатого нефтью государства было легко сломлено. Хусейн объявил Кувейт 19-й провинцией Ирака.

Например, «демократический» журнал «Огонек» объяснял конфликт между Ираком и Кувейтом тем, что «в Ираке диктатура, а в Кувейте — демократия». Хотя если Ирак в то время был какой ни есть, но республикой, то в Кувейте чего никогда не бывало, так это демократии. В реальности же вторжение иракских войск в Кувейт и последовавшая за этим аннексия Кувейта вовсе не столь однозначно трактовались в мире, как это подавала американская пропаганда и следовавшая в ее русле советская либеральная печать. Позиции разделились, и хотя сам акт нападения в целом осуждался, Кувейт в объективных исследованиях вовсе не выглядел хрестоматийно наивной овечкой, на которую ни с того ни с сего набросился свирепый волк Саддам.

Уже на следующий же день после прекращения огня на фронтах ирано-иракской войны, Кувейт принял решение вопреки соглашению, подписанному с ОПЕК увеличить добычу нефти и, что особенно важно, сделать это на скважинах Северной Румейлы, расположенных в пограничной с Ираком зоне, где существовали территориальные споры, восходящие еще к эпохе пребывания всей этой территории в составе Османской империи. Разумеется, свою роль играла и давняя проблема Ирака: узость полосы выхода к Персидскому заливу с единственным портом Умм-Каср , доставшейся ему при реорганизации западными державами пост-Османского пространства. Было естественно ожидать, что после ирано-иракской войны, обладая, по общему мнению, сильнейшей армией в регионе, Ирак будет как-то пытаться использовать ее для исправления того, что считал «исторической несправедливостью». Саддам Хусейн, как опытный политик он все же решил прозондировать возможную реакцию США.

Такой зондаж и состоялся 25 июля 1990 года во время встречи посла США Глэспи с Саддамом Хусейном, в ходе которой, когда речь зашла о концентрации иракских войск на границе с Кувейтом, был получен ответ Глэспи: «Нам особенно нечего сказать по поводу арабо-арабских разногласий, таких, как ваши разногласия с Кувейтом по вопросу границ». Келли заявил: «Мы не имеем отношений, основывающихся на договорах по обороне ни с одним из государств Залива. Исторически мы воздерживались занимать позицию по пограничным спорам или разногласиям внутри ОПЕК. Все это очень напоминает предысторию корейской войны 1950-53 года, когда США фактически подталкивали оба корейских государства к вооруженному конфликту.

Теперь нечто подобное происходило в Персидском заливе. Совет Безопасности ООН ввел в отношении Ирака экономические санкции и принял серию резолюций, осуждавших действия Багдада. В ноябре 1990 года дипломатические усилия по урегулированию кризиса окончательно провалились. ООН установила срок, в который Ирак должен был уйти из Кувейта, и дала добро на принятие «любых необходимых мер», которые способствовали бы выполнению требований мирового сообщества.

То, что целью США было вовсе не урегулирование конфликта, уже в начале 1991 года было совершенно очевидно. Об этом говорили как практическое их неучастие во всех попытках найти мирное решение, так и, в особенности, армада, направленная в зону Залива - самая крупная со времен войны во Вьетнаме. А это могло означать одно: что грядущую операцию США и их союзники изначально моделировали как призванную решать глобальные проблемы, как это было и во Вьетнаме.

Он совершенно игнорировал международные отношения и международное право, равно как и интересы определённых государств региона», — подчеркнул очевидец тех событий.

Бытует мнение, что к военной авантюре правительство Хусейна подтолкнул Вашингтон, однако, по мнению генерал-майора, это не так. К тому же у США были отличные отношения с королевской династией Кувейта. Поэтому я не согласен с мнением о том, что США якобы подтолкнули Саддама к вторжению. Да, посол Эйприл Глэспи не говорила Саддаму: «Не вторгайтесь», но в то время, я уверен, что и к вторжению она его тоже не призывала», — поделился он.

Кувейтский повстанец, сражавшийся против войск Ирака. Март 1991 года. Фото: Reuters «Тот факт, что иракским военным было ничего не известно о решении вторгнуться в Кувейт, подтверждает стремление Саддама к единоличной власти. До этого, несмотря на то, что Саддам занимал пост заместителя главы Совета революционного командования и мог отдавать приказы высшим военным чинам, ему всё равно хотелось получить звание генерал-лейтенанта.

Он считал, что офицер всегда находится в более выгодном положении, и это позволяет ему оставлять за собой последнее слово. Остальные же должны просто дожидаться его личных распоряжений», — пояснил ад-Дайри. Так или иначе, война началась, что привело к разрушению инфраструктуры Кувейта и последующему уничтожению Ирака. До знаменитой 100-часовой войны США планировали поставить иракским властям ультиматум, предполагающий полный вывод иракских войск из Кувейта.

Письмо с ультиматумом, которое Бейкер попытался вручить Тарику Азизу во время их последней встречи, иракский чиновник отверг. Собеседник RT работал послом в Швейцарии, где и должна была состояться эта встреча. Он связался с Азизом и сказал, что должен лично присутствовать на переговорах. Однако министр ответил отказом.

В ходе встречи выяснилось, что письмо, которое Тарик Азиз отверг и даже бросил на пол, попало в руки швейцарских властей. Глава швейцарского парламента сказал мне, что при всём его уважении и доброжелательном отношении к Ираку он просит меня передать иракскому руководству, что власти Швейцарии хотят, чтобы Ирак принял предложение и добровольно вывел свои войска из Кувейта. В противном случае последствия для Ирака будут болезненными.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий