Блокада Ленинграда – продолжавшаяся более двух с половиной лет осада одного из крупнейших российских городов, которую вела германская группа армий «Север» пр.
Как оживал Ленинград после 900 дней блокады
Битва за Ленинград, вопреки распространённому мнению, не окончилась после прорыва и снятия блокады. Даже после этого немецкие и финские войска осаждали город ещё целых полгода. Знаменитый Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге прошёл блокаду почти без повреждений. Немцы избегали стрелять по нему, так как высокий купол собора служил им ориентиром. Уже после войны было подсчитано, сколько взрывчатки было сброшено на Ленинград за годы блокады. За это время по городу было выпущено около 150 тысяч артиллерийских снарядов, а авиация сбросила примерно 107 тысяч бомб.
В 2019 году исполнилось ровно 75 лет с момента снятия блокады. Попытки взять город штурмом предпринимались немецкими войсками неоднократно. К началу Великой Отечественной войны около одной десятой всей военной промышленности приходилось на Ленинград. Советский Союз попросту не мог уступить врагу этот город — это стало бы для него тяжелейшим ударом. В 1943 году из Ярославля в Ленинград привезли 4 железнодорожных вагона с кошками.
О событиях той страшной войны сегодняшняя молодежь может узнать только из рассказов, оставшихся в живых ветеранов, а также из произведений художественной и документальной литературы, фильмов. И преклониться в знак вечного уважения перед этими людьми. Общие сведения о блокадном Ленинграде Блокада города на Неве, продолжавшаяся целых 900 дней являла собой беззаветный пример служения своей великой стране. Несмотря на то, что в мировой истории известны многие осады крепостей и городов, но чтобы в дни такой длительной блокады, когда смерть от голода, холода, постоянной бомбежки постоянно косила людей, работали заводы, школы, в которых ходили учиться не одна тысяча детей — такого история еще не помнит. Фашисты нанесли городу огромный ущерб, который был оценен экспертами в 38 миллиардов рублей. Подсчитано, что на каждый квадратный километр городской площади пришлось по 16 фугасных, более 320 зажигательных бомб, 480 снарядов, выпущенных артиллерией. В результате погибло огромное количество мирных жителей.
Но они гибли не только от бомб, а и от голода со страшным холодом. Вместе с тем в Ленинграде, несмотря ни на что, продолжалась жизнь и выпускалась продукция для фронта. Поэтому за такое непревзойденное мужество и героизм, которое проявили жители города в борьбе с фашистскими оккупантами, Ленинграду 8 мая 1965 года была присвоена самая высокая награда — звание города-героя. Основные события блокады Ленинграда Первый массированный налет авиации. Казалось бы, обычный день, но его никто никогда не сможет забыть, так как это был день первого массированного авиационного налета на город с участием 30 немецких бомбардировщиков. В этот же день произошло непоправимое: сгорели Бадаевские склады с продовольствием. Захват Петродворца.
Второй сильнейший налет. Вообще только за сентябрь этого года было совершено 23 налета. Очередное снижение норм продовольствия.
Санкт-Петербург Блокада Ленинграда: Как спасали осаждённый город 8 сентября 1941 года немецкие войска захватили Шлиссельбург и блокировали Ленинград.
За дни блокады более половины населения города погибло. До сих пор специалисты спорят, можно ли было избежать голода в осаждённом городе и какие ошибки были допущены в организации снабжения. Более того, в Ленинград стекались беженцы из Прибалтики и других регионов, уже оккупированных немцами. Эвакуация из Ленинграда началась в июле, однако она имела не такие значительные масштабы, как того требовала ситуация.
В первую очередь были эвакуированы сотрудники предприятий, которые демонтировали и вывозили в тыл. Вместе с рабочими уезжали и члены их семей. Также эвакуировали детей, однако их в основном вывозили в Ленинградскую область, которая вскоре была захвачена наступавшими частями вермахта, и детей пришлось возвращать обратно в город. Общее количество эвакуированных до начала блокады составило 488 тысяч человек.
Ещё 175 тысяч эвакуированных пришлось вернуть в город из-за наступления немцев в области. Летом 1941 года многие ленинградцы не желали покидать город. Ехать им было некуда и не на что, в сберкассах разрешалось снимать со счёта не более 200 рублей, а на эти деньги нельзя было организовать эвакуацию для всей семьи. Многие не были готовы к трудностям, которые ожидают беженцев: отсутствие жилья, плохое питание и так далее.
Конечно, если бы горожане знали, что произойдёт через несколько недель, они бы приложили все усилия, чтобы выехать из города. Но тогда многие верили, что немцы не дойдут до Ленинграда. С этого момента многие ленинградцы приняли запоздалое решение покинуть город. Толпы людей устремились к порту Осиновец, который специально был построен на берегу Ладожского озера для приёма грузов в условиях блокады.
Они рассчитывали эвакуироваться на баржах, на которых привозили продовольствие и другие грузы. Многие из них были беженцами, приехавшими в Ленинград из западных регионов, и не имели в городе ни родственников, ни друзей. Под предлогом того, что их появление мешает работе персонала, всем частным лицам было строжайше запрещено появление в районе гавани. Эвакуироваться теперь можно было, только добившись специального разрешения.
За два месяца навигации по озеру, до наступления холодов, было эвакуировано всего 33,5 тысячи человек. Примерно столько же было вывезено по воздуху. В отличие от ленинградцев, их положение уже было отчаянным, они не имели жилья, работы, друзей и родственников. Коммуникации между осаждённым городом и остальной частью СССР могли осуществляться через Ладожское озеро.
Казалось бы, в этих условиях проблема голода не должна была возникнуть даже с учётом того, что немцы периодически устраивали авианалёты на баржи. Но всё оказалось не так просто. Пригодных для плавания по весьма специфическому Ладожскому озеру там очень часто случаются штормы судов не оказалось в достаточном количестве, а речные баржи для него не годились. Достаточно большой флот Северо-западного речного пароходства растаял в первые месяцы войны.
Большую часть судов передали военным для их нужд. По воспоминаниям уполномоченного ГКО по снабжению Ленинграда Дмитрия Павлова, в его распоряжении было только "несколько десятков озёрных барж, брошенных в мирное время на слом как непригодные к плаванию по нормам регистра". Была ещё Ладожская военная флотилия, но она действовала в первую очередь по своему военному профилю, участвуя в высадке морских десантов. Военные корабли могли оказать только вспомогательную поддержку озёрным баржам в перевозке грузов.
Но даже имевшиеся в наличии средства доставки поначалу использовались недостаточно эффективно. Первые баржи с пшеницей прибыли в Осиновец уже через четыре дня после начала блокады. Содержимое трюмов разгружали прямо на берег.
Всего в годы блокады ленинградские предприятия произвели около 10 млн снарядов и мин, 12 тыс. Несмотря на бомбежки, даже зимой 1941-1942 годов в городе шли спектакли и музыкальные представления. В марте 1942 года по городу вновь начали ходить трамваи, а 6 мая на стадионе "Динамо" на Крестовском острове прошел первый футбольный матч. Снабжение осажденного города с сентября 1941 года по март 1943 года осуществлялось по единственной военно-стратегической транспортной магистрали, проходившей через Ладожское озеро.
В навигационные периоды перевозки проводились по водной трассе, в период ледостава - по ледовой дороге на автотранспорте. Ледовая трасса, названная ленинградцами Дорогой жизни, вступила в действие 22 ноября 1941 года. По ней подвозили боеприпасы, вооружение, продовольствие, топливо, эвакуировали больных, раненых и детей, а также оборудование заводов и фабрик. Всего за время функционирования магистрали по ней были эвакуированы около 1 млн 376 тыс. Снятие блокады 12 января 1943 года войска Волховского и Ленинградского фронтов при поддержке Балтийского флота приступили к операции под кодовым названием "Искра", цель которой состояла в разгроме группировки германских войск южнее Ладожского озера и восстановлении связи Ленинграда с Большой землей. До полного снятия блокады городу предстояло продержаться ещё 374 дня, до 27 января 1944 года. Но этот день стал для ленинградцев и тех, кто оказался в кольце блокады вместе с горожанами, величайшей победой Красной Армии.
В честь одержанной победы в городе прогремел салют в 24 артиллерийских залпа из 324 орудий. Это был единственный за все годы Великой Отечественной войны салют 1-й степени , проведенный не в Москве. Несколько примеров того, как жили, работали и умирали «блокадники»: Из воспоминаний… …Ситуация в Ленинграде была такая, что для того, чтобы выжить, нужно было встать и пойти работать. Это было самое главное — найти в себе мужество, силу и волю. Иванова Зинаида Петровна. Слов «не хочу, не буду» тогда не было. Было только слово «надо».
Блокада Ленинграда: Как спасали осаждённый город
Каждый из фактов представляет самостоятельное краткое сообщение, преимущественно с количественными данными, характеризующее то или иное явление, связанное с блокадой Ленинграда. Прорыв блокады Ленинграда начался по приказу Ставки Верховного главнокомандующего 12 января 1943 года. Блокада Ленинграда длилась 900 дней и стала самой кровопролитной блокадой в истории человечества. Блокада Ленинграда считается самой смертоносной осадой в мировой истории, и некоторые историки говорят о блокадных операциях с точки зрения геноцида, как о "расово мотивированной политике голода", которая стала неотъемлемой частью беспрецедентной. Теоретически снабжение Ленинграда можно было организовать на достойном уровне и в условиях блокады, что наглядно продемонстрировал опыт 1942 года. Санкт-Петербург) - единственный в мировой истории город с многомиллионным населением, который смог выдержать почти 900-дневное окружение.
Блокада Ленинграда: Как спасали осаждённый город
В навигационные периоды перевозки проводились по водной трассе, в период ледостава - по ледовой дороге на автотранспорте. Ледовая трасса, названная ленинградцами Дорогой жизни, вступила в действие 22 ноября 1941 года. По ней подвозили боеприпасы, вооружение, продовольствие, топливо, эвакуировали больных, раненых и детей, а также оборудование заводов и фабрик. Всего за время функционирования магистрали по ней были эвакуированы около 1 млн 376 тыс.
Снятие блокады 12 января 1943 года войска Волховского и Ленинградского фронтов приступили к операции под кодовым названием "Искра", цель которой состояла в разгроме группировки германских войск южнее Ладожского озера и восстановлении связи Ленинграда с Большой землей. В тот же день был освобожден город-крепость Шлиссельбург и очищено от врага все южное побережье Ладожского озера. В течение 17 дней через образовавшийся коридор были проложены железная и автомобильная дороги, и уже 7 февраля в Ленинград прибыл первый железнодорожный состав.
Однако эта связь была ненадежной - дорогу обстреливали немцы. К 20 января советские войска разгромили Красносельско-Ропшинскую группировку противника. В честь одержанной победы в городе прогремел салют в 24 артиллерийских залпа из 324 орудий.
Это был единственный за все годы Великой Отечественной войны салют 1-й степени , проведенный не в Москве.
Доставка в Ленинград значительных по численности людских контингентов, боеприпасов и вооружения позволила накопить силы и подготовиться к операции по прорыву блокады города. Зимой 1942-43 г.
Ладожская коммуникация, не имевшая аналогов в мировой истории по масштабам деятельности, по сложности сооружения, опасностям, связанным с ее строительством и эксплуатацией, могла родиться, жить и развиваться лишь благодаря неиссякаемому творчеству советских людей. Вначале слабая и легко уязвимая Ладожская коммуникация постепенно крепла, совершенствовалась и превратилась в мощную, хорошо организованную транспортную артерию стратегического значения, несмотря на постоянное воздействие противника, который стремился прервать связь Ленинграда со страной. По ней непрерывным потоком текли в блокированный Ленинград различные грузы, и прежде всего продовольствие, доставлялись пополнения фронту и флоту, производилась эвакуация.
За весь период действия Ладожской коммуникации с начала блокады и до 30 марта 1943 г. Эти цифры поражают. За каждым килограммом доставленного хлеба, за каждым ящиком снарядов, за каждой тонной горючего — усилия десятков и сотен тысяч людей, подвозивших грузы к Ладоге, прокладывавших дороги, ремонтировавших и строивших суда, стоявших за штурвалами кораблей, пересекавших Ладогу, сидевших за рулем автомашин, днем и ночью двигавшихся в Ленинград, защищавших Ладожскую коммуникацию от противника.
В январе 1944 г. В результате мощного наступления Красной Армии немецкие войска были отброшены от Ленинграда на расстояние 60 — 100 км и, через 872 дня после начала, блокада закончилась. Историческое значение блокады Ленинграда История войн не знала такого примера массового героизма, мужества, трудовой и боевой доблести, какую проявили защитники Ленинграда.
Огромная заслуга в этом Ленинградской городской и областной партийных организаций, их умелая и оперативная организаторская деятельность и высокий авторитет у населения и в войсках. За первые три месяца войны здесь были сформированы десять дивизий народного ополчения, 16 отдельных артиллерийско-пулеметных батальонов, десятки маршевых подразделений для пополнения народноополченческих частей, многочисленные отряды местной противовоздушной обороны. Были подготовлены десятки тысяч медицинских работников, развернуты многочисленные госпитали, проведен ряд других важных мероприятий по обеспечению боевых действий войск и населения города.
Ни массовые жертвы, ни постоянные чрезмерно напряженные бои не сломили боевой дух и доблесть защитников города Ленина. Ленинградцы, воины фронта и флота предпочитали смерть в борьбе с врагом, нежели сдать город. Трудно переоценить трудовую доблесть рабочего класса города Ленина.
Люди трудились с исключительным энтузиазмом, недоедая и недосыпая, под артиллерийским огнем и бомбовыми ударами авиации. Несмотря на варварские действия немецко-фашистских войск трудящиеся ленинградских предприятий героически выполняли задачи, которые им были поручены. Так, с июля и до конца 1941 г.
Выпуск боеприпасов во втором полугодии 1941 г. Разгром немецкой группировки, державшей город в осаде в течение неслыханно тяжелых 900 дней, стал одним из важных этапов на пути полного изгнания с советской земли и уничтожения немецко-фашистских захватчиков. Калинин, — это военная победа, имеющая значение не только для Ленинграда, но и для всего хода борьбы советского народа против немецких захватчиков».
Жители Ленинграда и защитники города на Неве, испытывая нечеловеческие трудности фашистской блокады, показали великое мужество и стойкость. Ни бомбежки с воздуха, ни артиллерийские обстрелы, ни трудности со снабжением города, ни попытки врага расстроить наши боевые ряды морально при помощи отравленной ядом пропаганды через фашистские листовки, через своих шпионов и лазутчиков, ни разрушение врагом мировых культурных ценностей Ленинграда не достигли цели, которую поставил враг. Наоборот, суровые испытания, выпавшие на долю ленинградцев, еще более закалили нашу волю к борьбе и победе, еще выше подняли наш боевой дух и готовность идти на преодоление любых трудностей во имя победы над гитлеровской Германией, еще сильнее разожгли ненависть к врагу, ярость в борьбе за истребление немецко-фашистских захватчиков...
Беспримерное мужество и героизм ленинградцев, их беззаветная преданность идеям коммунизма вдохновляли советских людей на борьбу с фашизмом. Даже в условиях вражеского окружения промышленный потенциал Ленинграда продолжал служить делу борьбы с врагом на всех фронтах. Лишения и жертвы, понесенные в период фашистской блокады жителями Ленинграда и воинами, защищавшими город, неизмеримы.
И все же трудно представить те бедствия, которые могли выпасть на их долю, если бы не было Ладожской коммуникации. Без перевозок, осуществлявшихся по Ладожскому озеру зимой и летом, не могло быть и речи о поддержании обороны города, тем более не могло быть речи об активных боевых действиях армии и флота, находившихся в блокадном кольце, о подготовке разгрома фашистских войск под Ленинградом. Ладожская магистраль стала одним из важнейших факторов победы под Ленинградом.
В течение всего периода блокады Ленинграда она являлась органической частью фронта, а ее воины-моряки и речники, автомобилисты и дорожники, зенитчики и летчики, строители, связисты, железнодорожники и все, кто служил на Ладоге и обеспечивал перевозки, — были одним из боевых отрядов героических защитников города Ленина.
Последствия первой зимы К началу зимы хлебная пайка была увеличена почти вдвое. Увы, но этот факт объяснялся не прорывом блокады и не восстановлением нормального снабжения: просто к тому времени половина всех иждивенцев уже погибла.
Документы НКВД свидетельствуют о том факте, что голод принял совершенно невероятные формы. Начались случаи людоедства, причем многие исследователи считают, что официально было зафиксировано не более трети из них. Особенно плохо в то время приходилось детям.
Многие из них были вынуждены подолгу оставаться одни в пустых, холодных квартирах. Если их родители умирали от голода на производстве или же в случае их смерти при постоянных обстрелах, дети по 10-15 дней проводили в полном одиночестве. Чаще всего они также умирали.
Таким образом, дети блокады Ленинграда многое вынесли на своих хрупких плечах. Фронтовики вспоминают, что среди толпы семи-восьмилетних подростков в эвакуации всегда выделялись именно ленинградцы: у них были жуткие, уставшие и слишком взрослые глаза. Уже к середине зимы 1941 года на улицах Ленинграда не осталось кошек и собак, даже ворон и крыс практически не было.
Животные уяснили, что от голодных людей лучше держаться подальше. Все деревья в городских скверах лишились большей части коры и молодых веток: их собирали, перемалывали и добавляли в муку, лишь бы хоть немного увеличить ее объем. Блокада Ленинграда длилась на тот момент меньше года, но при осенней уборке на улицах города было найдено 13 тысяч трупов.
Летом это был водный путь по акватории Ладожского озера, а зимой эту роль исполняла его замерзшая поверхность. Первые баржи с продовольствием прошли по озеру уже 12 сентября. Судоходство продолжалось до тех пор, пока толщина льда сделала невозможным проход судов.
Каждый рейс моряков был подвигом, так как немецкие самолеты не останавливали охоту ни на минуту. Выходить в рейсы приходилось ежедневно, при любых погодных условиях. Как мы уже и говорили, по льду груз впервые был отправлен 22 ноября.
Это был конный обоз. Спустя всего пару дней, когда толщина льда стала более-менее достаточной, в путь двинулись и грузовики. На каждую машину клали не более двух-трех мешков с продовольствием, так как лед все равно был слишком ненадежным и автомобили постоянно тонули.
Смертельно опасные рейсы продолжались до самой весны. Конец этой смертельно опасной карусели положило только освобождение Ленинграда от блокады. Дорога номер 101, как тогда называли этот путь, позволила не только поддерживать хотя бы минимальную продовольственную норму, но и вывезти из блокированного города многие тысячи людей.
Немцы постоянно старались прервать сообщение, не жалея для этого снарядов и горючего для самолетов. Во многом успех с организацией переправы объяснялся тем, что Советское командование быстро привлекло для обороны озера истребительную авиацию. В зимнее время зенитные батареи монтировались прямо на льду.
Заметим, что принятые меры дали очень положительные результаты: так, уже 16 января в город было доставлено более 2,5 тысячи тонн продовольствия, хотя запланирована была доставка только двух тысяч тонн. Начало свободы Так когда произошло долгожданное снятие блокады Ленинграда? Как только под Курском немецкой армии было нанесено первое крупное поражение, руководство страны стало думать о том, как освободить заточенный город.
Непосредственно снятие блокады Ленинграда началось 14 января 1944 года.
Предполагается окружить город тесным кольцом и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землёй… В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения». Поэтому любые домыслы — в том числе распространяемые сегодня в СМИ — о том, что город возможно было спасти, если бы он был сдан на милость немцам, следует отнести либо к разряду невежества, либо намеренного искажения исторической правды. Ситуация в блокадном городе с продовольствием До войны мегаполис Ленинград снабжался что называется «с колес», больших запасов продовольствия город не имел.
Поэтому блокада грозила страшной трагедией — голодом. Ещё 2 сентября пришлось усилить режим экономии продуктов питания. С 20 ноября 1941 г. Бойцам частей первой линии и морякам — 500 г.
Началась массовая гибель населения. В декабре умерло 53 тыс. Не оставляют никого равнодушным сохранившиеся страницы дневника маленькой Тани Савичевой: «Бабушка умерла 25 янв. Осталась одна Таня».
Сегодня в работах историков цифры погибших ленинградцев разнятся от 800 тыс. В последнее время все чаще фигурируют данные о 1,2 млн. Горе пришло в каждую семью. За период действия «Дороги жизни» — до марта 1943 г.
В то же время из города на Неве были эвакуированы более 1,3 млн. Для транспортировки нефтепродуктов по дну Ладожского озера был проложен трубопровод. Подвиг Ленинграда Однако город не сдавался. Его жители и руководство делали тогда все возможное, чтобы жить и продолжать бороться.
Несмотря на то, что город находился в жесточайших условиях блокады, его промышленность продолжала снабжать необходимым вооружением и снаряжением войска Ленинградского фронта. Обессиленные голодом и тяжело больные рабочие выполняли срочные задания, ремонтировали корабли, танки и артиллерию. Сотрудники Всесоюзного института растениеводства сохранили ценнейшую коллекцию зерновых культур. Зимой 1941 г.
Ленинград наносил по врагу ощутимые удары и не позволял немцам и финнам действовать безнаказанно. В апреле 1942 г. Постоянно совершенствовалось противодействие вражеской артиллерии. Военсовет Ленинграда организовал контрбатарейную борьбу, в результате которой значительно снизилась интенсивность обстрелов города.
В 1943 году количество артиллерийских снарядов, упавших на Ленинград, уменьшилось примерно в 7 раз. Беспримерное самопожертвование простых ленинградцев помогло им не просто отстоять свой любимый город. Оно показало всему миру, где находится предел возможностей фашисткой Германии и ее союзников. Действия руководство города на Неве Хотя в Ленинграде как и в других областях СССР в годы войны среди начальства находились свои негодяи, партийное и военное руководство Ленинграда в основном оставалось на высоте создавшегося положения.
Оно вело себя адекватно трагической ситуации и отнюдь не «жировало», как утверждают некоторые современные исследователи. В ноябре 1941 года секретарь горкома партии А. Жданов установил жестко фиксированную урезанную норму расхода продуктов для себя и всех членов военсовета Ленинградского фронта. Более того, руководство города на Неве сделало все, чтобы предотвратить последствия тяжелейшего голода.
По решению ленинградских властей было организовано дополнительное питание для обессиливших людей в специально стационарах и столовых. В Ленинграде было организовано 85 детских домов, принявших десятки тысяч детей, оставшихся без родителей. В январе 1942 г. С марта 1942 года Ленсовет разрешил жителям разбивать во дворах и парках личные огороды.
Землю под укроп, петрушку, овощи распахивали даже у Исаакиевского собора.
Как блокадный Ленинград стал символом стойкости в борьбе с нацизмом
- Проекты по теме:
- Память сердца: как рассказывают о блокаде Ленинграда современным школьникам
- 80 фактов о блокаде Ленинграда - Архивы Санкт-Петербурга
- Планы Гитлера на захват Ленинграда
Главные новости
- Краткая хронология блокады Ленинграда (даты, ключевые события)
- Начало блокады
- Знаменательные даты
- 20 фактов о блокаде Ленинграда
Рассудов Александр Николаевич
Мне кажется, что Ленинград говорит сейчас эти слова всему миру Ксения Ползикова-Рубец, учитель. Ленинградцы читают номер газеты "Правда" с сообщением о прорыве блокады Ленинграда.
Начало блокады На карте боевых действий лета — осени 1941 года заметно, что на Ленинград, второй по значимости город СССР, наступала финская армия с северо-запада и группа армий «Север» со стороны Эстонской ССР. Блокада Ленинграда. В начале 1941 года в городе проживало около 3 млн человек, из которых 565 тыс. В нём также действовало около 300 учебных заведений и НИИ. В ходе боёв в августе 1941 года на Лужском рубеже командованию Красной армии удалось сорвать попытку немцев с ходу штурмовать город, противник был задержан на несколько недель. К концу лета к городу также был переброшен Балтийский флот из Таллина. Это позволило к началу сентября создать плотную систему ПВО.
Организацией обороны города руководили адмирал Трибуц, маршал Ворошилов, генерал Жуков и первый секретарь обкома и горкома Жданов. Впервые Ленинград был обстрелян немцами 4 сентября 1941 года со стороны занятого ими города Тосно.
Через месяц Соколова поменяли на генерала Клыкова, продолжавшего гробить армию. Затем спасать ее прислали «сталинского полководца» Власова так называлась выпущенная о нем брошюра. Его заслуга в гибели армии невелика, погубили ее до него. Чем кончил Власов, известно, а армия потеряла 300 тысяч человек. Отозванный из Ленинграда Жуков оставил командовать фронтом генерала Хозина. Побед тот не добился, а его заместители Запорожец и Мельников официально доложили Жданову о пьянстве и моральном разложении командующего.
Хозина сняли, с июня 1942 года фронтом стал командовать Говоров. Почему Ленинград устоял 670 дней обороной Ленинграда руководил генерал Говоров — профессиональный артиллерист. Он учился в Константиновском артиллерийском училище и закончил Первую мировую подпоручиком. Городу очень повезло, что его оборону возглавил профессиональный военный, которого хранила судьба вопреки обстоятельствам. Подпоручика Говорова призвали в Белую гвардию, но он вовремя перешел к красным. Командовал дивизионом у Блюхера, затем учился и преподавал в Артиллерийской академии имени Дзержинского, защитил диссертацию, стал доцентом. Никогда не скрывал, что он человек верующий. До 1942 года дорога в партию ему была закрыта.
Во время чисток выжил случайно. Будущий маршал Рокоссовский в застенках выжил только силой духа, так и не признав себя шпионом, хотя ему выбили зубы и переломали ребра. Кто бы привел Красную армию в Берлин, если бы чекистам не укоротили руки? Немцы активно обстреливали осажденный город, но и Ленинград отвечал. Говоров скоординировал взаимодействие авиации и корабельной и сухопутной артиллерии. Устроил линии сообщений, позволявшие скрытно маневрировать, доставлять боеприпасы, что существенно снизило потери. За педантичность и четкость приказов его прозвали Аптекарем. Большего добиться не удалось: разведка оказалась недостаточной.
Было и еще одно наступление, но безрезультатное: другого места для прорыва командование найти не смогло, долбя по глубоко эшелонированной обороне. Но летом 1943 года положение в Ленинграде существенно улучшилось. Проложили топливный трубопровод и силовой кабель, выдача хлеба возросла до 400—600 граммов. Почему разгром финнов не состоялся Полное снятие блокады произошло 27 января 1944 года в результате Ленинградско-Новгородской наступательной операции трех фронтов. Советская историография говорит о важности сражения под Ленинградом. Действительно, снятие блокады имело важнейшее политическое и гуманитарное значение. Но стратегическое его значение невелико, поэтому о военном успехе очень коротко. Для разгрома финской армии 10 июня Ленинградский фронт, Балтийский флот и Ладожская и Онежская военные флотилии начали Выборгскую наступательную операцию.
А 21 июня силами 7-й армии Волховского фронта и обеих флотилий — Свирско-Петровскую операцию. Войска под командованием Говорова, используя тяжелую артиллерию, взяли первую линию обороны — пресловутую линию Маннергейма. Но новый рубеж под названием «Сапле» пройти не смогли. Мерецков наступал вдоль озера на Олонец и Сортавалу. Силы финнов вдвое уменьшились, и ударная группировка пробила линию обороны, а за ней двинулась и вся армия. В ходе тяжелых боев был освобожден Петрозаводск. Но на рубеже Питкяранта-Лоймола войска встали и за месяц боев не продвинулись ни на шаг. После высадки англо-американских войск союзники озаботились послевоенным устройством Европы.
Встал вопрос, кто первым возьмет Берлин. Поэтому войска на севере не получили усиления — напротив, часть дивизий перевели на запад. В результате Финляндии удалось избежать безоговорочной капитуляции и сохранить независимость. Два главных «почему» В начале войны немецкие войска шли к Москве со скоростью 8 км в сутки а к Ленинграду еще быстрее — 10 км в сутки. Контрнаступление под Москвой началось 5 декабря. Вермахт отступил на 150—200 км. Центральное направление весь 1942 год оставалось мощнейшим, но Красная армия топталась на месте. Дальнейшему продвижению до Белоруссии способствовали победы под Сталинградом и на Курской дуге, а в 1944-м, помимо побед на Днепре, еще и наступление на северо-западе.
От Москвы до границы с Белоруссией наши войска дошли за 860 дней — по 0,6 км в сутки. Эта цифровая диспропорция объясняется следующим образом. Только к 1944 году выросли командующие новой формации — Рокоссовский, Василевский, Толбухин, Черняховский и другие. Но росли они два долгих года, учась на собственных ошибках. Сталин был вынужден отказаться от услуг «кавалеристов» и слушать своих генералов и маршалов. А те осмелели и стали даже отстаивать свои мнения. Но если бы на совещании 5 января 1942 года они отважились возразить Сталину и убедить его в нецелесообразности массовых наступлений, война закончилась бы куда раньше и с менышими жертвами. Однако награды и звезды военачальники получали исключительно за взятие городов и освобожденные территории, а не за сохранение солдатских и офицерских жизней.
Даже Берлин, когда уже все было очевидно, брали к 1 мая, не жалея крови и танков. Генерал Чуйков показал неэффективность использования танков в большом укрепленном городе, тем более противодействия появившимся фаустпатронам не было. Но за ценой Красная армия не стояла. Марксизм-ленинизм измеряет человеческие ресурсы классами, а не личностями, считая, что эксплуататоров и идеологических противников можно и нужно уничтожать. Уже в 1918 году Ленин письменно указывал на необходимость казни нескольких десятков буржуев, бывших офицеров, попов и просто «чуждых элементов» для запугивания недовольных. Даже социально близкие рабочие и крестьяне, ради которых вершилась революция и издавались декреты, в случае сопротивления подлежали уничтожению. Так оно и случилось с ижевскими рабочими и тамбовскими крестьянами, которых даже травили газами. Верные ленинцы, представлявшие опасность для единоличной власти Сталина, объявлялись «врагами народа» и тысячами расстреливались.
Суть большевизма особенно ярко раскрылась во время войны. Маршал Василевский вспоминал, что Сталин приходил в ярость, если предлагалось оставить город ради сохранения жизней солдат и офицеров.
Особенно плохо в то время приходилось детям.
Многие из них были вынуждены подолгу оставаться одни в пустых, холодных квартирах. Если их родители умирали от голода на производстве или же в случае их смерти при постоянных обстрелах, дети по 10-15 дней проводили в полном одиночестве. Чаще всего они также умирали.
Таким образом, дети блокады Ленинграда многое вынесли на своих хрупких плечах. Фронтовики вспоминают, что среди толпы семи-восьмилетних подростков в эвакуации всегда выделялись именно ленинградцы: у них были жуткие, уставшие и слишком взрослые глаза. Уже к середине зимы 1941 года на улицах Ленинграда не осталось кошек и собак, даже ворон и крыс практически не было.
Животные уяснили, что от голодных людей лучше держаться подальше. Все деревья в городских скверах лишились большей части коры и молодых веток: их собирали, перемалывали и добавляли в муку, лишь бы хоть немного увеличить ее объем. Блокада Ленинграда длилась на тот момент меньше года, но при осенней уборке на улицах города было найдено 13 тысяч трупов.
Летом это был водный путь по акватории Ладожского озера, а зимой эту роль исполняла его замерзшая поверхность. Первые баржи с продовольствием прошли по озеру уже 12 сентября. Судоходство продолжалось до тех пор, пока толщина льда сделала невозможным проход судов.
Каждый рейс моряков был подвигом, так как немецкие самолеты не останавливали охоту ни на минуту. Выходить в рейсы приходилось ежедневно, при любых погодных условиях. Как мы уже и говорили, по льду груз впервые был отправлен 22 ноября.
Это был конный обоз. Спустя всего пару дней, когда толщина льда стала более-менее достаточной, в путь двинулись и грузовики. На каждую машину клали не более двух-трех мешков с продовольствием, так как лед все равно был слишком ненадежным и автомобили постоянно тонули.
Смертельно опасные рейсы продолжались до самой весны. Конец этой смертельно опасной карусели положило только освобождение Ленинграда от блокады. Дорога номер 101, как тогда называли этот путь, позволила не только поддерживать хотя бы минимальную продовольственную норму, но и вывезти из блокированного города многие тысячи людей.
Немцы постоянно старались прервать сообщение, не жалея для этого снарядов и горючего для самолетов. Во многом успех с организацией переправы объяснялся тем, что Советское командование быстро привлекло для обороны озера истребительную авиацию. В зимнее время зенитные батареи монтировались прямо на льду.
Заметим, что принятые меры дали очень положительные результаты: так, уже 16 января в город было доставлено более 2,5 тысячи тонн продовольствия, хотя запланирована была доставка только двух тысяч тонн. Начало свободы Так когда произошло долгожданное снятие блокады Ленинграда? Как только под Курском немецкой армии было нанесено первое крупное поражение, руководство страны стало думать о том, как освободить заточенный город.
Непосредственно снятие блокады Ленинграда началось 14 января 1944 года. Задачей войск был прорыв немецкой обороны в самом тонком ее месте для восстановления сухопутного сообщения города с остальной территорией страны. К 27 января начались ожесточенные бои, в которых советские части постепенно одерживали верх.
Это был год снятия блокады Ленинграда. Гитлеровцы были вынуждены начать отступление.
25 интересных фактов о блокаде Ленинграда
8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда во время Великой Отечественной войны. 8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда во время Великой Отечественной войны. Блокада Ленинграда вошла в историю как одно из самых трагических событий Великой Отечественной войны. Простыми словами, блокада Ленинграда — длительная изоляция одного из ключевых городов СССР. На момент начала осады Ленинграда город имел недостаточное количество продуктов и топлива для длительной блокады. Предпосылки блокады Ленинграда, начало осады, первая блокадная зима: самое страшное время для ленинградцев, социальная жизнь осажденного города, решающий 1942 год, прорыв блокады, окончательное освобождение, итоги.
Оборона Ленинграда
В ней участвовали Ленинградский и Волховский фронты. Уже 17 января Красная армия вышла к Ропше, а немецкие войска начали отступление. Год СССР копил силы для финального рывка. Успех под Сталинградом деморализовал немецкое командование и поднял моральный дух красноармейцев, что также помогло уничтожить врага под Ленинградом, добавил эксперт. По мнению историка, солдаты СССР воспринимали задачу по освобождению Ленинграда как самую важную: они знали, что каждый день в Ленинграде люди погибают от голода и обстрелов.
Запланировано более 300 мероприятий в Санкт-Петербурге и Москве «Обстреливали всё время, по несколько раз в день» Несмотря трудности, с которыми ежедневно сталкивались жители Ленинграда, все старались поддерживать повседневную жизнь в городе, насколько это вообще было возможно, поделилась воспоминаниями с «Известиями» блокадница Елена Голушко. Воспитательница собрала нас всех в кучку, отвела в подвал садика и закрывала нас своим телом до тех пор, пока взрывы не утихли. Нам было очень страшно, мы кричали, плакали, а воспитательница сжимала нас всё крепче.
Блокада Ленинграда: кратко о событиях 27. Одним из самых страшных была блокада Ленинграда. Кратко говоря, это история настоящего геноцида горожан, который растянулся едва не до самого конца войны. Давайте еще раз вспомним, как все это происходило. Наступление на «город Ленина» Наступление на Ленинград началось сразу же, в 1941 году. Группировка немецко-финских войск успешно продвигалась вперед, взламывая сопротивление советских частей. Несмотря на отчаянное, ожесточенное сопротивление защитников города, уже к августу того же года все железные дороги, которые связывали город со страной, были перерезаны, в результате чего основная часть снабжения оказалась нарушена. Так когда началась блокада Ленинграда? Кратко перечислять события, которые этому предшествовали, можно долго. Но официальной датой считается 8 сентября 1941 года. Несмотря на жесточайшие по своему накалу бои на подступах к городу, «с наскока» взять гитлеровцы его не смогли. А потому 13 сентября начался артиллерийский обстрел Ленинграда, который фактически продолжался всю войну. У немцев был простой приказ относительно города: стереть с лица земли. Все защитники должны были быть уничтожены. По другим сведениям, Гитлер просто опасался того, что при массированном штурме потери немецких войск будут неоправданно высоки, а потому и отдал приказ о начале блокады. Сведения о населении Нужно помнить, что в блокированном городе на тот момент оставалось не менее 2,5 миллиона жителей. Среди них было около 400 тысяч детей. Практически сразу начались проблемы с пропитанием. Постоянный стресс и страх от бомбежек и обстрелов, нехватка медикаментов и продовольствия вскоре привели к тому, что горожане стали умирать. Было подсчитано, что за все время блокады на головы жителей города было сброшено не менее сотни тысяч бомб и около 150 тысяч снарядов. Все это приводило как к массовым смертям мирного населения, так и к катастрофическим разрушениям ценнейшего архитектурного и исторического наследия. Первый год блокады Самым тяжелым оказался первый год: немецкой артиллерии удалось разбомбить продовольственные склады, в результате чего город оказался практически полностью лишенным запасов продуктов питания. Впрочем, существует и прямо противоположное мнение. Дело в том, что к 1941 году количество жителей зарегистрированных и приезжих насчитывало порядка трех миллионов человек. Разбомбленные бадаевские склады просто физически не могли вместить такое количество продуктов. Многие современные историки вполне убедительно доказывают, что стратегического запаса на тот момент вовсе не было. Так что даже если бы склады не пострадали от действий немецкой артиллерии, это отсрочило наступление голода в лучшем случае на неделю. Кроме того, буквально несколько лет назад были рассекречены некоторые документы из архивов НКВД, касающиеся предвоенного обследования стратегических запасов города. С 10 по 11 сентября ответственные органы произвели полный переучет всего имевшегося в городе продовольствия. К 12 сентября был опубликован полный отчет, согласно которому в городе имелось: зерна и готовой муки примерно на 35 дней, запасов круп и макаронных изделий хватало на месяц, на этот же срок можно было растянуть запасы мяса. Масел оставалось ровно на 45 дней, зато сахара и готовых кондитерских изделий было припасено сразу на два месяца. Картофеля и овощей практически не было. Впоследствии туда же начали класть жмыхи, отруби, опилки и размолотую кору деревьев.
В дальнейшем немцы заняли ленинградские пригороды - Красное Село 12 сентября , Пушкин 17 сентября , Стрельну 21 сентября , Петергоф 23 сентября ; советским войскам удалось удержать Кронштадт и Ораниенбаумский плацдарм. Союзники немцев - финны, наступавшие на Карельском перешейке и в Северном Приладожье, блокировали ряд маршрутов Кировская железная дорога, Беломоро-Балтийский канал, Волго-Балтийский водный путь для поставки грузов в Ленинград и остановились приблизительно на линии советско-финской границы 1918-1940 годов. В директиве ставки верховного главнокомандующего вермахта Адольфа Гитлера "Будущее города Петербурга" от 22 сентября 1941 года указывалось: "... Согласно дневниковой записи адъютанта Гитлера майора Герхарда Энгеля, полностью уничтожить Ленинград Гитлеру предложил финский главнокомандующий Карл Маннергейм. Постепенно в городе иссякли запасы топлива, воды, прекратилась подача света и тепла. Осенью 1941 года начался голод. Была введена карточная система снабжения горожан продовольствием. Нормы выдачи хлеба для рабочих к 20 ноября 1941 года опустились до 250 г в день, а для остального населения - до 125 г. За время блокады на Ленинград было сброшено более 107 тыс. Несмотря на осаду в городе продолжали работать свыше 200 предприятий, в том числе семь судостроительных заводов, выпустивших за это время 13 подводных лодок. Промышленность осажденного Ленинграда производила 150 образцов военной продукции.
Основные события блокады Ленинграда Первый массированный налет авиации. Казалось бы, обычный день, но его никто никогда не сможет забыть, так как это был день первого массированного авиационного налета на город с участием 30 немецких бомбардировщиков. В этот же день произошло непоправимое: сгорели Бадаевские склады с продовольствием. Захват Петродворца. Второй сильнейший налет. Вообще только за сентябрь этого года было совершено 23 налета. Очередное снижение норм продовольствия. Год 1941, 1 октября. Третье по счету снижение продовольственных норм по карточкам: 400 грамм хлеба ИТР и рабочим; служащим, детям, иждивенцам — 200 грамм. Прекращение ладожской навигации. К середине ноября 1941 года закрылось судоходство по Ладоге, поставки продовольствия прекратились. К тому же в городе закончилось топливо, перестал ходить транспорт, обессиленные от голода и холода люди были вынуждены добираться пешком до работы. Начало функционирования «Дороги жизни». Этот день положил начало ледовой трассе, названной «Дорогой жизни». Функционировала она почти до конца апреля 1942 года. По ней в осажденный город доставляли необходимые грузы, эвакуировали людей сотни тысяч человек. Оборонный воскресник.
Библиотекари рассказывают о блокаде Ленинграда
Краткая информация о блокаде Ленинграда для школьников, посвященная 75-летию снятия блокады. Воспоминания очевидцев о блокаде Ленинграда — пост пикабушника sssr24. Блокада Ленинграда – продолжавшаяся более двух с половиной лет осада одного из крупнейших российских городов, которую вела германская группа армий «Север» пр. В ходе акции волонтеры рассказывают о блокаде, проводят тематические уроки в школах, а также выдают символические кусочки «блокадного» хлеба и помогают ветеранам. 18 января 1943 года – день прорыва блокады Ленинграда – ее бабушка встретила в больнице.
Начало блокады Ленинграда
- Основные события и даты блокадного Ленинграда
- Как оживал Ленинград после 900 дней блокады - Парламентская газета
- Сообщить об опечатке
- Оборона Ленинграда