Новости частичный прорыв блокады ленинграда

Еще одна церемония в день 80-летия прорыва блокады прошла сегодня у Монумента героическим защитникам Ленинграда. Прорыв блокады Ленинграда в 1943 году. Напомним, блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941-го и продлилась 872 дня. Напомним, блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941-го и продлилась 872 дня.

18 января – День прорыва блокады Ленинграда

Прорыв блокады стал решающим фактором в битве за Ленинград. День Прорыва Блокады Ленинграда напоминает нам о важности единства, солидарности и силы человеческого духа, олицетворяя способность преодолевать самые трудные испытания и стремиться к светлому будущему. Героизм защитников блокадного Ленинграда и стойкость жителей осажденного города станут хорошей мотивацией для бойцов в ходе спецоперации по освобождению Донбасса от неонацистов.

Операция «Искра» (12—30 января 1943 г.)

Около полуночи 18 января радио передало о том, что блокада Ленинграда прорвана. 25 мая 2023 года в Государственном мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда состоялась международная научная конференция на тему: «От прорыва Блокады Ленинграда до Курской битвы». 24 января 1944 года силами Ленинградского и Волховского фронтов был совершён прорыв блокады Ленинграда. Советские солдаты в атаке во время операции по прорыву блокады Ленинграда, январь 1943-го. День Прорыва Блокады Ленинграда напоминает нам о важности единства, солидарности и силы человеческого духа, олицетворяя способность преодолевать самые трудные испытания и стремиться к светлому будущему.

День прорыва блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны

В течение 1942 года Красная Армия дважды предпринимала попытки прорыва блокады. Однако и Любанская, и Синявинская наступательные операции не увенчались успехом. Район между южным побережьем Ладожского озера и поселком Мга так называемое «бутылочное горлышко» , где расстояние между Ленинградским и Волховским фронтами было наикратчайшим 12—16 км , был по-прежнему занят частями немецкой 18-й армии. В этих условиях Ставкой ВГК был разработан план новой операции. Войскам Ленинградского и Волховского фронтов предписывалось «разгромить группировку противника в районе Липка, Гайтолово, Московская Дубровка, Шлиссельбург и, таким образом, разбить осаду г. Ленинград» и к исходу января 1943 года закончить операцию и выйти на линию река Мойка—Михайловский—Тортолово. На подготовку операции был отведен почти месяц, за который в войсках развернулась всесторонняя подготовка к предстоящему наступлению.

Особое внимание было уделено организации взаимодействия между ударными группировками для чего командование и штабы двух фронтов согласовали свои планы, установили линии разграничения и отработали взаимодействия, проведя ряд военных игр на основе реальной обстановки. Всего ударные группировки двух фронтов насчитывали 302 800 солдат и офицеров, около 4 900 орудий и минометов калибром 76-мм и выше , более 600 танков и 809 самолетов. Со стороны Вермахта оборону шлиссельбургско-синявинского выступа осуществляли основные силы 26-го и часть дивизий 54-го армейских корпусов 18-й армии, численностью примерно 60 000 солдат и офицеров, при поддержке 700 орудий и минометов и около 50 танков и САУ. Ввиду значительного превосходства советской армии в живой силе и технике, немецкое командование рассчитывало удержать позиции, прежде всего, за счет мощи своей обороны: большинство поселков являлись опорными пунктами, передний край и позиции в глубине обороны были огорожены минными полями, проволочными заграждениями и укреплены дзотами. На Ленинградском фронте огненный смерч бушевал 2 часа 20 минут. На Волховском фронте во 2-й ударной армии артподготовка продолжалась 1 час 45 минут.

Артподготовка перед операцией «Искра» В 11 часов 50 минут был дан последний залп гвардейских минометов, и на невский лед вышли стрелковые цепи дивизий первого эшелона Ленинградского фронта. Наибольшего успеха в первый день добилась 136-я стрелковая дивизия командующий генерал-майор Н. Симоняк в районе деревни Марьино. Быстро форсировав Неву, части дивизии взломали передний край обороны противника и к исходу 12 января продвинулись на 3—4 километра. Удачно действовала в первый день наступления 268-я стрелковая дивизия.

И основные торжества, в которых примут участие уже немногочисленные, к сожалению, свидетели тех событий, пройдут именно на месте самых ожесточенных боев. Тогда здесь, на берегу Невы находилась деревня Марьино, сегодня - музей "Прорыв" и выставка военной техники под открытым небом. Затем в полдень прозвучит выстрел с Нарышкина бастиона Петропавловской крепости, а с моста через Неву в Кировском районе Ленинградской области начнется памятная акция "На рубеже бессмертия". А завершит этот день премьера оперы Александра Чайковского "Рубеж" в исполнении Симфонического оркестра Ленинградской области под управлением маэстро Михаила Голикова. Официальную программу дополнят акции и мероприятия, в них смогут принять участие все желающие. Так, на Малой Садовой, Итальянской и Караванной улицах с 17 по 20 января будет развернута интерактивная экспозиция "Живые улицы", воссоздающая атмосферу военных лет. Кроме того, у станций метро волонтеры раздадут более пяти тысяч ленточек, оливковый и зеленый цвета которых повторяют ленту медали "За оборону Ленинграда".

А ее рассказ звучит по-современному буднично. Как будто все происходило на днях, а не 80 лет назад. Девяносто шестую стрелковую дивизию скрытно перебросили по берегу Невы ближе к Шлиссельбургу. До начала операции «Искра» оставались считаные часы. Операцию «Искра» готовили необычайно тщательно. Это была пятая по счету попытка прорыва блокады Ленинграда, и права на ошибку уже не было. Подготовка велась в условиях абсолютной секретности на Ленинградском и Волховском фронтах. Форсировать Неву планировали на лыжах. Бойцы должны были уметь двигаться быстро. Одной из проблем была немецкая колючая проволока.

К подготовке операции «Искра» командование подошло со всей возможной осмотрительностью. Для деблокирования осажденного города главные удары было решено нанести под Шлиссельбургом — в самой узкой части выступа немецкой обороны, примыкавшего к Ладожскому озеру. Командующим Ленинградским и Волховским фронтами удалось в сжатые сроки нарастить ударные «кулаки» под Шлиссельбургом за счет резервов и переброски сил с других направлений. Изнутри блокадного кольца на 13-километровом участке прорыва сосредоточили почти две тысячи орудий и минометов, а снаружи, на участке Волховского фронта, плотность артиллерии местами достигала 365 единиц на километр. С неба операцию поддерживали летчики 13-й Ленинградский фронт и 14-й Волховский фронт воздушных армий. С моря — корабли Балтийского флота. Немецкие траншеи накрывают волны разрывов тяжелых снарядов. Практически одновременно с завершением артподготовки в атаку под прикрытием огневого вала поднимается пехота обеих ударных групп.

От прорыва Блокады Ленинграда до Курской битвы

Чтобы дезориентировать врага, здания укрывали маскировочными сетями, на которые были нашиты раскрашенные под цвет растительности куски ткани. Дополнительно в сети вплетали ветви деревьев. Газоны перекапывали, позолоту куполов и шпилей покрывали серой краской, которая маскировала их и не причиняла вреда. Если это было невозможно сделать, как в случае со шпилем Адмиралтейства, то шили специальные чехлы. Мосты и здания вокзалов были замаскированы деревянными конструкциями, которые не мешали транспорту, но создавали иллюзию руин. Одной из важнейших задач зимней кампании 1942—1943 гг. Наши войска должны были во что бы то ни стало разрушить оборону противника, прорвать блокаду и спасти обессиленный Ленинград. Долгие месяцы немцы пытались бомбежками и измором вынудить город сдаться.

Как рассказывается в газете « Тамбовская правда » от 19 января 1943 г. Наступление наших войск проходило в двух направлениях: с западного берега Невы, юго-западнее Шлиссельбурга, и с востока, из района, расположенного южнее Ладожского озера. Несмотря на то, что это было наиболее сильное место в обороне противника, расстояние между войсками Ленинградского и Волховского фронтов на этом участке кольца блокады было самым коротким. По указанию И. Сталина операция по прорыву блокады получила название «Искра». Непосредственный прорыв блокады Ленинграда начался в 9 часов 30 минут 12 января 1943 года артиллерийской, а в полосе Волховского фронта и авиационной подготовкой.

В своем докладе «Зарождение снайперского движения войск НКВД СССР Ленинградского фронта в период Великой Отечественной Войны» он раскрыл вопросы духовно-нравственного воспитания курсантов, акцентировал внимание на способах противодействия фальсификации истории, дал рекомендации по критической оценке информации при работе с различными источниками, а также подчеркнул важность сохранения ценностей и преемственности традиций военной службы.

По легенде, во время обсуждения названия операции Сталин, вспомнив предыдущие неудавшиеся попытки и надеясь, что в ходе пятой операции войска двух фронтов смогут соединиться и совместно развить успех, сказал: «И пусть из «Искры» разгорится пламя». К моменту начала операции в распоряжении 67-й и 13-й воздушных армий Ленинградского фронта, 2-й ударной армии, а также части сил 8-й армии и 14-й воздушной армии Волховского фронта находилось почти 303 тыс. Командование Ленинградским фронтом было поручено генерал-полковнику Леониду Говорову, Волховским — генералу армии Кириллу Мерецкову. За координацию действий двух фронтов отвечали маршалы Георгий Жуков и Клим Ворошилов. Нашим войскам противостояла 18-я армия под командованием генерал-фельдмаршала Георга фон Кюхлера. У немцев насчитывалось около 60 тыс. Утром 12 января советские войска перешли в наступление. На страницу галереи «В 9 часов 30 минут утреннюю морозную тишину разорвал первый залп артиллерийской подготовки. На западной и восточной сторонах шлиссельбургско-мгинского коридора противника одновременно заговорили тысячи орудий и миномётов обоих фронтов. Два часа бушевал огненный ураган над позициями противника на направлениях главного и вспомогательных ударов советских войск. Артиллерийская канонада Ленинградского и Волховского фронтов слилась в единый мощный рёв, и трудно было разобрать, кто и откуда ведёт огонь. Впереди вздымались чёрные фонтаны разрывов, качались и падали деревья, летели вверх брёвна блиндажей противника. На каждый квадратный метр участка прорыва падало два-три артиллерийских и миномётных снаряда», — писал в своих «Воспоминаниях и размышлениях» Георгий Жуков. Хорошо спланированная атака принесла плоды. Преодолевая сопротивление врага, ударные группировки обоих фронтов сумели соединиться. К 18 января солдаты Ленинградского фронта прорвали немецкую оборону на 12-километровом участке Московская Дубровка — Шлиссельбург. Соединившись с войсками Волховского фронта, они сумели восстановить сухопутную связь Ленинграда со страной по узкой полосе южного берега Ладожского озера. Сверкание «Искры» превратилось в финальный фейерверк — салют 20 залпами из 224 орудий», — вспоминал Кирилл Мерецков. В ходе операции погибли 34 тыс. Немцы потеряли 23 тыс. Поздно вечером 18 января Совинформбюро оповестило страну о прорыве блокады, и в городе прогремели залпы праздничного салюта. В течение следующих двух недель по отвоёванному коридору инженеры проложили железную и автомобильную дороги. До окончательного прорыва блокады Ленинграду оставалось чуть больше года. Это вселило в бойцов Красной армии веру в окончательную победу над фашизмом. Также не следует забывать, что Ленинград — колыбель революции, город, имевший особое значение для советского государства», — отметил в беседе с RT кандидат исторических наук, преподаватель кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики ИАИ РГГУ Вадим Трухачёв.

Блокада была установлена немецко-фашистскими войсками 8 сентября 1941 года и продолжалась более 900 дней, до 27 января 1944 года. За это время Ленинград был полностью отрезан от остальной территории СССР, население города страдало от голода, болезней и обстрелов.

Под Кировском около 100 реконструкторов воссоздали прорыв блокады Ленинграда

Следует при этом иметь в виду то обстоятельство, что за многие месяцы блокады Ленинграда немцы превратили свои позиции на подступах к городу в мощный укрепленный район, с разветвленной системой долговременных бетонированных и других сооружений, с большим количеством противотанковых и противопехотных препятствий. Наступление наших войск проходило с двух сторон: с западного берега реки Нева, юго-западнее Шлиссельбурга, и с востока из района южнее Ладожского озера. Таким образом, после семидневных боев войска Волховского и Ленинградского фронтов 18 января соединились и тем самым прорвали блокаду Ленинграда». Из радиосообщения Юрия Борисовича Левитана 18 января 1943 года Узкий коридор от Волховского фронта к Шлиссельбургу, представлявший собой полоску торфяного болота шириной от 8 до 11 километров, позволил восстановить сухопутную связь с Ленинградом вплоть до окончательного снятия блокады. По южному берегу Ладожского озера развернулось строительство железной дороги Шлиссельбург — Поляны протяженностью 36 км.

Героическая оборона Ленинграда — особая страница в истории нашей страны, символ величайшего мужества и беспримерного героизма.

Об этом писал в дневнике 18 сентября 1941 года начальник генерального штаба сухопутных войск вермахта генерал-полковник Франц Гальдер : "положение здесь будет напряженным до тех пор, пока не даст себя знать наш союзник - голод". К чему стремился враг? После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта... Для исполнения приказа на Ленинград посыпался мощный шквал артиллерии, длившийся до 22 января 1944 года. За время блокады по городу было выпущено 148 тысяч снарядов, которые унесли жизни около 10 тысячи мирных граждан. Что способствовало прорыву и полному освобождению Ленинграда?

За все время осады было предпринято несколько операций для деблокады города и освобождения занятых врагом районов Ленобласти: две Синявинские операции в сентябре и октябре 1941 года, Любанская наступательная операция с января по апрель 1942 года и третья Синявинская операция в августе-октябре того же года.

Они заняты исканием новых рубежей отступления, в этом они видят свою задачу. Откуда у них такая бездна пассивности и чисто деревенской покорности судьбе?

В Ленинграде имеется теперь много танков, авиации, эресы реактивные снаряды — RT. Почему такие важные технические средства не действуют на участке Любань — Тосно?.. Не кажется ли тебе, что кто-то нарочно открывает немцам дорогу на этом решающем участке?..

Чем, собственно, занят Ворошилов и в чём выражается его помощь Ленинграду? Я пишу об этом, так как очень встревожен непонятным для меня бездействием ленинградского командования... По приезде в Ленинград на совещании с Ворошиловым, Ждановым и членами Военного совета Ленинградского фронта, секретарями обкома и горкома подвергли резкой критике ошибки, допущенные Ворошиловым и Ждановым...

В течение первого дня при помощи приехавших с нами товарищей мы занимались приведением в ясность дел в отношении имеющихся здесь артиллерии и авиации, возможной помощи со стороны моряков, особенно по морской артиллерии, вопросам эвакуации, выселения 91 тыс. По мнению историков, оснований обвинять Ворошилова в измене нет. В июле и первой половине августа 1941 года, будучи главнокомандующим войсками Северо-Западного направления, Ворошилов провёл несколько успешных контрударов, регулярно выезжал на фронт.

Причины, по которым один из первых маршалов СССР неожиданно потерял контроль над ситуацией, остаются до сих пор неясными, считают эксперты. Новым командующим стал Георгий Жуков. Плотное вражеское кольцо вокруг Ленинграда замкнулось 8 сентября 1941 года.

Связь с Северной столицей можно было поддерживать только через Ладожское озеро и по воздуху. В первые дни ленинградцам о блокаде ничего не сообщали. Более того, об осадном положении города местное командование решило не докладывать и в Ставку, надеясь в течение двух недель прорвать блокаду.

Газета «Ленинградская правда» опубликовала 13 сентября сообщение руководителя Совинформбюро Лозовского: «Утверждение немцев, что им удалось перерезать все железные дороги, связывающие Ленинград с Советским Союзом, является обычным для немецкого командования преувеличением». О блокаде ленинградцы узнали только в начале 1942 года, когда из города начали массово эвакуировать население по Дороге жизни. Наперекор врагу В осаждённом Ленинграде оказалось более 2,5 млн жителей, в том числе 400 тыс.

Воспоминания о первом дне блокадного ада оставил в своих записях юный ленинградец Юра Рябинкин: «И тогда-то началось самое жуткое. Дали тревогу. Я и внимания не обратил.

Серов, И. Серебряный, А. Прорыв блокады Ленинграда. В результате контрнаступления советских войск под Сталинградом произошло решительное изменение стратегической обстановки на советско-германском фронте в пользу Красной Армии. К ней привлекались войска Ленинградского и Волховского фронтов, часть сил Балтийского флота и авиация дальнего действия. К началу операции войска Ленинградского фронта главными силами 42, 55 и 67-я армии обороняли Ленинград с юга и юго-востока на рубеже Урицк, Пушкин, южнее Колпино и далее по правому берегу Невы до Ладожского озера Новое Кошкино , а частью сил 23-я армия прикрывали северные подступы к городу на Карельском перешейке. Войска Ленинградского фронта отделял от войск Волховского фронта 15-километровым коридором шлиссельбургско-синявинский выступ, замыкавший кольцо блокады Ленинграда с суши. На правом крыле Волховского фронта против выступа от Ладожского озера до Кировской железной дороги располагались 2-я ударная и 8-я армии. Против советских войск действовала 18-я армия командующий генерал-полковник Г. Линдеман группы армий «Север», имевшая около 26 дивизий, а на Карельском перешейке — более 4 финских дивизий.

В оперативном резерве находились 4 дивизии. Действия войск поддерживала авиация 1-го воздушного флота. Обстановка под Ленинградом к январю 1943 г. Противник превратил шлиссельбургско-синявинский выступ в мощный полевой укрепленный район с разветвлённой системой инженерных сооружений, противотанковых и противопехотных препятствий, а также со сплошными минными полями. Основу обороны составляли опорные пункты и узлы сопротивления, созданные в районах, доступных для ведения наступления и господствующих над прилегающей болотисто-торфяной местностью. Путь войскам преграждали мощные дзоты и торфяные болота, изрезанные глубокими рвами и покрытые деревоземляными валами. Противник использовал подбитые советские танки, превратив в неподвижные огневые точки. Они окаймляли Синявинские высоты — подходы, подошву и западные склоны, а также рощу Круглую. Между опорными пунктами и узлами сопротивления на труднодоступной местности для ведения наступления противник оборудовал одну-две траншеи. Все пространство находилось под фланговым огнем с соседних опорных пунктов и узлов сопротивления.

В глубине выступа также были оборудованы опорные пункты и узлы сопротивления, многие из которых занимались войсками. Одна траншея была подготовлена для обороны с запада, вторая — с востока. Валы имели амбразуры для пулеметов и орудий. Еще 18 ноября 1942 г. Говоров направил в Ставку ВГК доклад, в котором предлагалось провести восточнее и западнее Ленинграда две операции — Шлиссельбургскую и Урицкую с целью «снять блокаду Ленинграда, обеспечить постройку железной дороги вдоль Ладожского канала и тем самым организовать нормальное сообщение Ленинграда со страной, обеспечив свободу маневра войск» Ленинградского и Волховского фронтов. Ставка ВГК, рассмотрев это предложение, потребовала сосредоточить все внимание на прорыве вражеской обороны только на одном направлении — шлиссельбургском, которое кратчайшим путем приводило к достижению поставленной цели. Он предусматривал нанесение встречных ударов — Ленинградского с запада, Волховского — с востока в общем направлении на Синявино. Ставка 2 декабря утвердила представленный план. Координация действий обоих фронтов поручалась Маршалу Советского Союза К. Готовность операции — к 1 января 1943 г.

Она требовала совместными усилиями двух фронтов разгромить группировку противника в районе Липка, Гайтолово, Московская Дубровка, Шлиссельбург и, таким образом, «разбить осаду гор. Ленинград, к исходу января 1943 г. После этого, перейдя к прочной обороне на рубеже р. Мойка, пос. Михайловский, Тортолово, обеспечить коммуникации Ленинградского фронта и дать войскам 10-дневный отдых. В первой половине февраля предписывалось подготовить и провести операцию по разгрому противника в районе Мги и очищению Кировской железной дороги с выходом на рубеж Вороново, Сиголово, Войтолово, Воскресенское. Для проведения операции были созданы две ударные группировки: на Волховском фронте — 2-я ударная армия генерал-лейтенанта В. Романовского , на Ленинградском — 67-я армия генерал-майора М. Ударной группировке Ленинградского фронта предстояло форсировать Неву по льду, прорвать оборону на участке Московская Дубровка, Шлиссельбург, разгромить окопавшегося здесь противника, соединиться с войсками Волховского фронта и восстановить связь Ленинграда с Большой землей. В дальнейшем планировался выход соединений 67-й армии на рубеж р.

Обеспечение левого фланга 2-й ударной армии возлагалось на 8-ю армию генерала Ф. Старикова , которая своими правофланговыми соединениями должна была наступать в направлении Тортолово, пос. Авиационную поддержку и прикрытие войск осуществляли 13-я и 14-я воздушные армии Ленинградского и Волховского фронтов и авиация Балтийского флота всего около 900 самолётов. К участию в операции привлекались также авиация дальнего действия, береговая и корабельная артиллерия флота 88 орудий. Проведение операции ударной группы Волховского фронта по решению Ставки ВГК возлагалось на командующего 2-й ударной армией под непосредственным руководством заместителя командующего фронтом генерал-лейтенанта И. Операцию ударной группы Ленинградского фронта должен был проводить командующий 67-й армией под непосредственным руководством командующего фронтом генерал-лейтенанта Л. При подготовке операции командующие Ленинградским и Волховским фронтами за счёт своих резервов и перегруппировок соединений с других направлений значительно усилили 67-ю и 2-ю ударную армии, решительно сосредоточив силы на участках прорыва. В 67-й армии на 13-километровом участке прорыва было сосредоточено 1909 орудий и минометов калибра 76-мм и более, что позволило довести артиллерийскую плотность до 146 орудий и минометов на 1 км фронта Великая Отечественная война. Военно-исторические очерки. Книга вторая.

Музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда» (Панорама)

Поэтому прорыв блокады Ленинграда для меня – не просто календарная дата. В январе 1943 года прорыв блокады ЛЕНИНГРАДА по плану операции «Искра» должен был заложить начало частичному, а далее полному снятию блокады города. «Прорыв блокады Ленинграда — одно из основных событий, ознаменовавших коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. И хотя полностью блокадное кольцо было снято лишь 27 января 1944 года, а в результате прорыва кольца блокады был отвоёван лишь узкий коридор – полоска торфяного болота, значение этого дня для дальнейшей судьбы Ленинграда трудно переоценить. Прорыв блокады Ленинграда советскими войсками в январе 1943 года имел ясную военно-политическую цель: соединить осажденный город с «большой землей». День прорыва блокады Ленинграда Встреча бойцов Волховского и Ленинградского фронтов в районе рабочего поселка № 1 во время операции по прорыву блокады Ленинграда (операция "Искра").

Прорыв блокады Ленинграда. 1943 год

Первый этап операции «Искра»: прорыв блокады Ленинграда войсками Ленинградского и Волховского фронтов в январе 1943 года и цена этой победы. День Прорыва Блокады Ленинграда напоминает нам о важности единства, солидарности и силы человеческого духа, олицетворяя способность преодолевать самые трудные испытания и стремиться к светлому будущему. «Прорыв блокады Ленинграда — одно из основных событий, ознаменовавших коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Блокада Ленинграда началась спустя два месяца после нападения Германии на СССР.

Годовщина прорыва блокады: 79 лет назад было разорвано вражеское кольцо вокруг Ленинграда

Талая и болотная вода размывала путь, делала движение поездов по нему почти невозможным. Но каждый раз железнодорожное полотно восстанавливали, вопреки силам природы и злой воле врага. Это значило, что общепринятый способ наблюдения за рельсами, стыками и шпалами был здесь невозможен. Путевой обходчик не мог осмотреть рельс и стык, не мог обнаружить трещину обычным остукиванием. Обходчики шли вдоль полотна по воде.

В воде они меняли болты, ставили подкладки под рельсы, проверяли зазоры и т. Работа этих людей была невероятно трудна, требовала огромного физического напряжения», — вспоминал уже упомянутый нами начальник службы пути Октябрьской дороги Алексей Кананин. Ни по каким техническим условиям нельзя, чтобы колес поезда касалась вода. Но у нас другой дороги не было, выбора не было.

Война диктовала свои условия. Поезда шли прямо по воде», — приводил телеканал «Мир» слова хранителя фондов мемориального музея «Дорога Победы» Людмилы Французовой. За год, который проработала Дорога Победы, ей было нанесено врагом более тысячи повреждений, были подбиты и сожжены полторы тысячи единиц подвижного состава. Но каждый раз повреждения устранялись, а машинисты вновь и вновь вели поезда с продовольствием и топливом в Ленинград, вывозя обратным рейсом эвакуируемых и военную продукцию ленинградских заводов.

Фёдор Попов. Россия Поезд идёт по Дороге победы О том, как удавалось прорываться сквозь обстрелы, позже вспоминал паровозный машинист, Герой Социалистического Труда Василий Елисеев: «Мы научились маскироваться, обманывать врага, выходить победителями из труднейших положений. Отправляясь со станции Поляны в сторону Шлиссельбурга, мы знали, что до 30-го километра доедем спокойно: линия здесь тянулась среди высокого леса. Но на 30-м километре спасительный лес кончался и начиналась поросшая мелким кустарником поляна.

Мы действовали так: следуя через лес, набирали высокую скорость, а по выходе на открытое место закрывали регулятор. За это время уголь в топке прожигался так, что не было дыма. Без дыма и пара паровоз шел до следующего километра, где начинался уклон, и состав мчался несколько километров по инерции. Затем приходилось открывать пар.

Увидев его, фашисты сразу же открывали огонь. Снова приходилось сильно разгонять поезд, снова закрывать регулятор и какое-то расстояние следовать по инерции. Гитлеровцы, потеряв ориентир, прекращали огонь, пока снова не обнаруживали цель. А машинист без устали повторял свой маневр, играя со смертью».

За годовой период работы Дороги Победы только из числа железнодорожников погибло, по неполным данным, 110 и ранено 175 человек. Сколько погибло военных железнодорожников, солдат и офицеров из подразделений ПВО и охранения, сопровождающих грузы, эвакуируемых мирных жителей — до сих пор точно не известно. В очерке «Непокоренный Ленинград», изданном в 1985 году, приводятся такие факты, дающие некоторое представление о масштабах потерь всего нескольких дней марта 1943 года. Восстановительные работы велись путем укладки обходного пути длиной 750 погонных метров.

Они проводились под артобстрелом противника, в результате чего было убито 15 человек. На протяжении 350 м был разрушен железнодорожный путь. На восстановительных работах в результате артобстрела убито и ранено 18 человек».

Читайте в материале «МК в Питере», как в января 1943-го проходила операция «Искра». С 12 по 30 января 1943 года силами Ленинградского и Волховского фронтов была проведена наступательная операция «Искра», результатом которой стал прорыв блокады Ленинграда. Сейчас до места прорыва блокады от Невы по трассе «Кола» — всего 20 минут на машине.

В далеком 1943-м этот путь занял шесть суток кровопролитных, ожесточенных боев, которые приходилось вести в тяжелейших условиях. К подготовке операции «Искра» командование подошло со всей возможной осмотрительностью. Для деблокирования осажденного города главные удары было решено нанести под Шлиссельбургом — в самой узкой части выступа немецкой обороны, примыкавшего к Ладожскому озеру. Командующим Ленинградским и Волховским фронтами удалось в сжатые сроки нарастить ударные «кулаки» под Шлиссельбургом за счет резервов и переброски сил с других направлений. Изнутри блокадного кольца на 13-километровом участке прорыва сосредоточили почти две тысячи орудий и минометов, а снаружи, на участке Волховского фронта, плотность артиллерии местами достигала 365 единиц на километр.

С новыми силами удается прижать и частично блокировать немецкую группировку у Шлиссельбурга, где бушуют тяжелейшие бои. Зона прорыва понемногу расширяется. Бойцы лыжной бригады 2-й ударной армии обходят немцев по льду Ладожского озера и атакуют их с тыла у населенного пункта Липка. Рвущиеся навстречу друг другу войска Ленинградского и Волховского фронтов разделяет лишь пара километров. Гитлеровцы лихорадочно перебрасывают с юга еще две дивизии — пехотную и эсэсовскую с говорящим названием «Полицай». Они с колес ввязываются в битву, но остановить стремительно смыкающиеся клещи двух советских ударных группировок уже не могут. Кольцо вокруг Ленинграда разорвано. Эта победа досталась дорогой ценой.

Как это удалось и какую цену пришлось заплатить. Прорыв блокады Ленинграда С осени 1941 года город Ленинград был взят немецкими войсками в блокадное кольцо. Так как при штурме Ленинграда ожидались большие потери личного состава с обеих сторон, вражеское командование принимает решение попросту уморить мирных жителей голодом. Тем самым минимизировав для себя потери. Поэтому во время Ленинградской битвы основной целью армии Советского Союза было прорвать кольцо блокады. Блокада Ленинграда Блокадное кольцо Ленинграда В городе с самого начала не было достаточных запасов пищи. И это было известно как советскому, так и немецкому командованию. В городе хлебные карточки ввели ещё до начала осады Ленинграда. Сначала это было только превентивной мерой, и норма хлеба была достаточной — 800 граммов на человека. Но уже 2 сентября 1941 года она была снижена блокадное кольцо было замкнуто 8 сентября , а в период с 20 ноября по 25 декабря норму урезали до 250 граммов хлеба рабочим и 125 граммов служащим, детям и иждивенцам. Единственной связующей ниточкой осаждённого города со страной были берега Ладожского озера. По нему, сначала на судах, а позже по льду, в город доставляли продукты. Этим же путём продолжали эвакуироваться жители блокадного Ленинграда. Этот путь по Ладожскому озеру знали, как Дорогу жизни. Но, при всех стараниях и героизме работавших там людей, поток этот был недостаточным для спасения города. Хотя благодаря ему и удалось спасти тысячи и тысячи жизней. Передвижение по нему само по себе сопряжено с огромными опасностями. Кроме того, приходилось постоянно опасаться ударов вражеской авиации. Дорога по Ладожскому озеру — «Дорога жизни» События 1941 года Несмотря на то, что в это же самое время разворачивалось масштабное наступление вермахта, вылившееся в битву за Москву, Ленинградскому фронту Ставка Верховного Главнокомандующего уделяла не меньшее внимание. Сталин передал личный приказ любой ценой воспрепятствовать захвату Ленинграда. Жуков до солдат эту мысль донёс максимально просто. Он объяснил, что семья любого, кто самовольно покинет свою позицию или поддастся панике, будет расстреляна. Ещё до того, как кольцо вражеской блокады сомкнулось, было прервано железнодорожное сообщение Ленинграда и остальной страны. Поэтому 54-я армия получила приказ начать наступление в направлении посёлка Мги, чтобы завладеть железнодорожным участком и восстановить связь с Ленинградом. Пока армию перетягивали на это направление, немцы завладели Шлиссельбургом, замкнув этим кольцо окружения. В связи с этим, задание 54-ой армии сразу изменили. Они должны были прорвать блокаду, пока немецкие части не успели основательно укрепиться. Действовать начали немедленно. Десятого сентября советские солдаты стали наступать на противника. Они смогли отбить несколько участков земли, но спустя всего лишь два дня мощными контрударами противника были отброшены на исходные позиции. День за днём красноармейцы возобновляли атаки. Они нападали в разное время, и пытались пробиться через разные участки фронта.

Операция «Искра»: как проходил прорыв блокады Ленинграда

18 января 2024 исполнится 81 год со дня прорыва блокады Ленинграда, главное о событии и операции Искра. прорыв блокады Ленинграда 1 мин 24 с. Видео от 12 января 2023 в хорошем качестве, без регистрации в бесплатном видеокаталоге ВКонтакте! 18 января 1943 года была прорвана блокада Ленинграда – этот момент стал переломным в битве за город на Неве. Надо отметить, что прорыв блокады Ленинграда стал серьёзным ударом по престижу Третьего рейха в мире. Поэтому прорыв блокады Ленинграда для меня – не просто календарная дата. В день прорыва блокады Ленинграда в Политехе традиционно проходят торжественно-траурные мероприятия.

В Петербурге прошла церемония, посвященная Дню прорыва морской минной блокады Ленинграда

Следует при этом иметь в виду то обстоятельство, что за многие месяцы блокады Ленинграда немцы превратили свои позиции на подступах к городу в мощный укрепленный район, с разветвленной системой долговременных бетонированных и других сооружений, с большим количеством противотанковых и противопехотных препятствий. Наступление наших войск проходило с двух сторон: с западного берега реки Нева, юго-западнее Шлиссельбурга, и с востока из района южнее Ладожского озера. Таким образом, после семидневных боев войска Волховского и Ленинградского фронтов 18 января соединились и тем самым прорвали блокаду Ленинграда». Из радиосообщения Юрия Борисовича Левитана 18 января 1943 года Узкий коридор от Волховского фронта к Шлиссельбургу, представлявший собой полоску торфяного болота шириной от 8 до 11 километров, позволил восстановить сухопутную связь с Ленинградом вплоть до окончательного снятия блокады. По южному берегу Ладожского озера развернулось строительство железной дороги Шлиссельбург — Поляны протяженностью 36 км. Героическая оборона Ленинграда — особая страница в истории нашей страны, символ величайшего мужества и беспримерного героизма.

Проведенные советской армией в 1941—1942 годах наступательные операции закончились неудачами, и к концу 1942 года положение блокированного Ленинграда по прежнему оставалось крайне тяжелым. Однако успех военных действий советских войск под Сталинградом создал благоприятные условия для перехвата стратегической инициативы и на других участках фронта.

В середине ноября 1942 года штаб Ленинградского фронта предоставил в Ставку свои предложения по подготовке нового наступления. Общий замысел кампании заключался в нанесении встречного удара силами Ленинградского и Волховского фронтов в районе шлиссельбургско-синявинского выступа с целью восстановления сухопутного коридора между Ленинградом и остальной территорией СССР. Проводившаяся с 12 по 30 января 1943 года операция получила кодовое название «Искра». Это сражение в Южном Приладожье стало переломным моментом героической и драматической борьбы за Ленинград.

День прорыва минной блокады Ленинграда День прорыва минной блокады Ленинграда 02. В этот день в 1946 году было восстановлено морское сообщение — стало возможным безопасное прохождение кораблей и судов в Финском заливе, также состоялось открытие Ленинградского морского порта. Во время Великой Отечественной войны город был взят в плотное кольцо не только на суше, но еще и с моря. Еще в самом начале войны немецко-фашистские захватчики поставили цель: заблокировать корабли Балтийского флота в Кронштадте и Ленинграде. В общей сложности поставили более 86 тысяч мин.

Мы обязаны помнить героев, отдавших свои жизни за то, чтоб мы жили. Помнить и быть достойными их памяти. Низкий поклон всем ветеранам — защитникам и жителям блокадного Ленинграда, труженикам тыла.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий