Следовательно, нежелающие поститься не хотят избавиться от своей болезни. Можно не поститься и путешествующим в условиях, когда невозможно соблюдать пост. По сути, каждый постится так, как считает нужным. На личном опыте проверяем, как соблюдение поста влияет на состояние организма.
Великий пост – 2024: что запрещено во время поста и как правильно поститься
не постился сознательно, без уважительной причины. — если постящийся потерял сознание, а затем снова пришел в себя, то его Пост не нарушается при условии, что он находился в бессознательном состоянии не в течение целого дня. Кому нельзя поститься? Запрещено выдерживать пост детям, старикам, людям, которым отказ от определенных продуктов может навредить здоровью или усугубить болезнь. Оюязательно поститься если ты не хочешь и не модешь сказать все грехи? Не всегда поститься получается, а потому важно знать, как возмещать пропущенные дни и надо ли это делать.
Кому можно не соблюдать пост в православии
А в субботу и воскресенье можно готовить еду на растительном масле. Есть определенные послабления, связанные с ситуацией, в которой находится человек, со здоровьем, с обстоятельствами жизни. Самое главное — исключить животные продукты в этот период», - отметил Пимен. Для тех, кто постится в первый раз, главное - не ставить перед собой сверхзадач.
Важно соразмерять свои силы с состоянием здоровья, с обстоятельствами в личной жизни и на работе. Но желание от года в год повышать планку соблюдения поста похвально и приветствуется, заметил Игумен Пимен. Я сталкивался с людьми, которые, начитавшись древних монашеских уставов, пытались соответствовать им в нашей современной жизни, а это практически невозможно...
Но все, кто сопоставляет воздержание в пище с молитвой и покаянием, посещением Храма Божьего, об этом никогда не жалели», — отметил настоятель. Что делать, если на пост выпал день рождения, свадьба или другой праздник? Если пост выпал на какой-либо важный праздник, то в этом случае каждый делает выбор сам.
Например, мусульмане переносят торжество, если знают, что кто-то из гостей постится. Всегда есть те, кто соблюдает и не соблюдает пост, поэтому столкнуться с непониманием можно в любом случае.
У последних они значительно мягче. Во время того как христиане постятся, они также соблюдают и некоторые правила помимо запретов в пище. Например, не нужно ругаться и сквернословить, а также думать о плохом.
Супругам лучше не вступать в интимную связь, но разрешена она в случае согласия обоих партнеров. В Апостольский пост меньше стоит посещать развлекательные мероприятия и увлекаться просмотром телевизора, нахождением в интернете. Христиане также отказываются и от вредных привычек, таких как употребление алкоголя и курение. Человеку перед соблюдением поста важно получить консультацию у духовного наставника и врача.
Перед началом Великого поста протоиерей Алексий Потокин в интервью Правмиру ответил, в чем причины этого охлаждения и почему даже при таком отношении к посту лучше его не нарушать. Почему не радует пост? Почему так происходит? Господь заповедовал нам возлюбить Бога всем сердцем и ближнего как самого себя — это две первые заповеди, и исполняем мы их, как, впрочем, и остальные восемь, плохо. Начну с отношения к ближнему. Когда мы влюбляемся или хотим подружиться с кем-то, помним об этом человеке день и ночь, готовы, как нам кажется, горы свернуть ради него, и в этот период еде, как и всему, что отвлекает от глубокого общения, уделяем минимум времени и внимания. Но когда другой человек входит в нашу жизнь как жена или друг, через какое-то время не просто привыкаем к нему, но он надоедает или даже начинает раздражать, нам кажется, что отношения себя исчерпали, да и изначально были ошибкой, надо искать новых друзей и новую супругу. И вчерашние друзья в лучшем случае просто перестают общаться, а иногда и становятся врагами, распадаются браки, дети растут без отцов. Картина эта знакома всем. Думаю, что и подобные чувства чаще или реже испытывал каждый. Забывчивость, непостоянство — главное, что отличает человека от Бога. В отношениях с Ним мы так же непостоянны, и началось это еще с Адама. Он согрешил, потому что захотел иметь что-то без своего Отца, личное, индивидуальное, только ему принадлежащее. И взаимность между человеком и Богом, без которой нет подлинных отношений, была нарушена. Весь Ветхий Завет свидетельствует, что люди помнили об утраченной взаимности, но редко кому удавалось ее восстановить. Бывали вспышки веры, но они как вспыхивали, так и затухали. Чаще же мы видим в Ветхом Завете пропасть между людьми и Богом, между братом и братом, отцом и сыном. Он ждал встречи с Богом, а его пост был как раз признанием, что взаимность утрачена. Постясь, он напоминал нам, что еда и питие могут доставить удовольствие, но это не то, что делает человека счастливым. Они удовлетворяют аппетит тела, но не души. А чем больше душа жаждет общения с Богом, тем меньше пищи требует тело. В основе всякого поста — признание человеком, что он потерял Бога, потерял ближних, да и самого себя потерял, потому что человек узнает себя только в общении. Но чтобы встреча состоялась, необходим диалог с Ним, поэтому пост неотделим от молитвы.
В таких случаях слова апостола «все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования» не могут быть руководством к действию. Часто люди готовы вкушать скоромное в гостях ради того, чтобы не обидеть хозяев. Ситуации могут быть очень разными и единого рецепта на все случаи жизни быть не может. Но очевидно, что если пост нарушен не из малодушия и желания угодить, а по любви, то оправдания этого достаточно, ибо нет ничего превыше любви. Так поступали святые. Святой праведный Алексий Мечёв рассказывал: «Когда бываешь в чужом доме и подают скоромное, не следует отказываться и тем осуждать других. У меня отец был близок к митрополиту Филарету и вот было так: митрополит Филарет часто бывал у одного там… Раз приходит как-то, застал обед, а пост был. Хозяин сконфузился, не знает, как быть — пост, а у него курица, что ли, там… А митрополит Филарет подошел к столу и сам попробовал всё. Не надо осуждать других; в чужом доме, если подадут что скоромное в постный день, не надо пренебрегать и отказываться. А дома можно восполнить этот пробел усилением либо телесного поста, а главное, духовного: т. Действительно, «не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека» Мф. Ведь частенько за столом, особенно после пары бокалов вина или чего покрепче, начинаются пересуды, пустословие и прочие грехи языка. Все это, конечно, случается и не только в посту, но пост — это особое время воздержания и не нужно забывать об этом. Если не хочется нарушать, то лучше и вовсе не идти в гости. Но если пришли, то «кушайте же во славу Божию все предлагаемое вам без сомнения. А вместо этого положите вы хранение устам своим от празднословия, смехословия и осуждения. Это будет выше вашего поста» прп. Антоний Оптинский. Неправильный выход из поста разговение , многоядение Вкусная трапеза и духовная радость — это непременные атрибуты праздника, следующего за многодневным постом. Однако в порыве радости можно очень неумеренно разговеться. Особенно это актуально на Пасхальной неделе и на Святках, когда нет поста в среду и пятницу, и праздничные дни насыщены обильными трапезами. Не буду рассказывать, чем чревато для организма переедание, полагаю, каждый знает это на себе. Если разговляться неосторожно, то духовная радость потихоньку сменяется духовным расслаблением, и вновь начинают разгораться страсти, с которыми шла борьба весь пост. В итоге можно свести на нет духовную работу всего поста, а к новому посту подойти с солидным багажом старых грехов. Чтобы этого не происходило, нужно проявлять умеренность в еде и не давать волю страстям. Оправдание отказа от постов или их нарушения цитатами из Библии Хотя данный вопрос не является ошибкой или проблемой в самом посту, все же хочется рассмотреть его в рамках данной статьи. Для этого стоит привести несколько цитат. Кто различает дни — для Господа различает; и кто не различает дней — для Господа не различает. Кто ест — для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест — для Господа не ест, и благодарит Бога» Рим. На первый взгляд, цитата предполагает самому размыслить, стоит поститься или нет, поскольку «пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» 1Кор. Однако, обе цитаты вырваны из контекста. В обоих случаях апостол говорит о насущной для первых христиан проблеме — идоложертвенной пище, которая свободно продавалась на базаре и не было возможности понять, была ли она посвящена языческим богам или нет. Поэтому апостол говорит: «Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести» 1Кор. Апостол Павел говорит о свободе христиан от всего языческого, однако предостерегает: «Берегитесь, однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных» 1Кор. Поэтому, проявляя заботу о них, пишет: «нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто. Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн» Рим. Апостол призывает не осуждать друг друга за пищу, а принимать друг друга такими, какие есть — одних немощными, других сильными, но внимательными друг к другу: «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает. И будет восставлен, ибо силён Бог восставить его. Все приведенные цитаты ясно дают понять, что духовное апостол Христов ставит выше пищи, прежде всего же ценит добрые отношения между христианами: «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир, и радость во Святом Духе. Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей. Итак, будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию» Рим. Кстати, последнюю цитату «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир, и радость во Святом Духе» также приводят как основание для отказа от поста, но из контекста 14 главы послания к Римлянам ясно следует, что речь там совсем не о посте. Часто задают вопросы о том, что можно и чего нельзя в пост. Когда речь о пище, то все более или менее понятно — постимся как можем, соизмеряя свою меру воздержания с уставом. В уставе Церковь показывает идеал, но люди далеко не идеальны, поэтому каждому стоит поститься по силам, посоветовавшись с духовником. Но вот когда задают вопросы: «Можно ли в пост пойти на концерт? Крайне важно понимать, что Православие — это не список запретов и дозволений, исполнив которые, непременно попадешь в рай. Господь неоднократно обличал фарисеев за то, что они как раз имели такие «списки дозволенного и запрещенного» и не взирая ни на что следовали им. Христос говорил, что не человек для субботы, а суббота для человека. Перефразируя, получим — не человек для устава, а устав для человека. Если мы начнем составлять себе списки дозволенного и запрещенного, оставив в стороне дарованную нам Богом свободу, то непременно станем фарисеями. У каждого человека есть своя голова на плечах, есть и совесть — голос Бога в нашей душе. Если совесть и разум подсказывают, что идти на концерт не стоит, то и не надо. Главное помнить, что пост, хоть и является временем сугубого воздержания, но это не время траура или печали печали разве что о своих грехах. Радоваться жизни и просто жить Церковь не воспрещает, и устав подобного не предписывает.
Великий пост 2024: что категорически нельзя делать
Но даже в этот период допускаются послабления. На Благовещение и в Вербное воскресенье можно употреблять рыбу и морепродукты. Ограничения касаются только тех, у которых нет проблем со здоровьем. Священнослужители утверждают, что детям, будущим мамам, женщинам в период лактации, военным, путешественникам и ослабленным людям не надо отказываться от скоромной пищи. В целом, вопрос о том, кому можно не поститься, решается индивидуально.
Его стоит обсудить со священником, духовником.
Тяжело пост может даться пожилым людям. Кому врачи не рекомендуют соблюдать пост? Нежелательно поститься людям: с заболеваниями эндокринной системы — сахарным диабетом, дисфункцией щитовидной железы, надпочечников; с онкологическими заболеваниями; с болезнями пищеварительного тракта — холецистит, язва 12-перстной кишки и желудка; с болезнями почек и печени — пиелонефритом, гломерулонефритом; с нарушениями обмена веществ; с острыми и хроническими инфекционными заболеваниями; с панкреатитом, анемией, подагрой, эпилепсией и повышенным кровяным давлением. Категорически запрещено поститься людям, которые прошли операцию. Фото: iStock.
Верующие выражают намерение поститься. От заката и до рассвета нельзя пить и есть.
Для этого существует специальное время — сухур перед рассветом за 10 минут до молитвы Фардж и ифтар после вечерней молитвы Магриб и заката солнца. В пищу идут финики, салаты, овощи. Мусульмане совершают пятикратный намаз, читают молитвы и суры из Корана. В православном мире после масленичной недели, за 7 недель до Пасхи, наступает самый строгий Великий пост.
Например, поститься только в первую и последнюю недели. Но вообще-то даже в самой церкви утверждают, что такие вещи можно решить самостоятельно, исходя из разумных соображений. И уж точно не стоит слепо соблюдать все ограничения, если поститесь впервые. В Православной церкви в правилах поста указаны лишь наиболее строгие нормы, к соблюдению которых должны по возможности стремиться все верующие. Формального разделения в правилах для монахов, духовенства и мирян не существует.
Но к посту нужно подходить разумно. Нельзя браться за то, что нам не по силам. Русская православная церковь В целом ограничивать себя в еде — не первоочередная задача во время поста, рассказал «360» первый зампред учебного комитета при Священном синоде РПЦ, настоятель храма Преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной Максим Козлов. По его словам, строго поститься могут те, кто и так регулярно молится, но в этот период важнее не телесные ограничения, а духовность. И уж точно дело не в диете. Нужно стараться не «есть» людей, не испытывать вражды и ненависти, хранить в душе мир с окружающими, с совестью и с Богом. А все остальное абсолютно вторично. В качестве помощи для тех, кто и без того живет в церкви и молится Богу, можно применять и физические ограничения в виде воздержания от мясомолочной пищи, излишних отвлечений и развлечений. Но воздержание в пище — вещь в посте второстепенная и абсолютно инструментальная, целью поста оно не является и являться никак не должно.
Духовное удовольствие
- Великий пост — как правильно поститься?
- Текст ответа
- Мы не обязаны поститься!
- Как поститься без вреда для здоровья
- Великий пост или к чему приводят воздержания... | Блог
- 6 случаев, когда разрешено не соблюдать пост \ Видео | Ислам в Дагестане
Кому нельзя соблюдать Великий пост? Врач перечислил противопоказания
Человек решил, что ему лучше в многодневный пост поститься в неделю три дня, но при этом совсем ничего не есть. Месяц было всё чудесно, а потом начались сильные боли в желудке, и пост пришлось совсем прекратить. Ничего удивительного, поскольку человек, мало того, что поиздевался над своим организмом, он еще и не прислушался к многовековому опыту Церкви и решил сотворить свой устав. Такой подход, когда человек бросается из крайности в крайность, не имея духовного опыта, усердия в молитве и смирения, может быть опасен для него. Всегда стоит для начала обратиться к опыту Церкви, иначе легко впасть в гордыню и навредить себе духовно и телесно. Очень важно обсуждать с духовником свое молитвенное и постное делание, если оно, в силу каких-то причин, становится отличным от привычного и принятого в Церкви. Духовник сможет вовремя заметить проблему и постарается предостеречь от совершения ошибок. Полное оставление текущего поста после единичного случая его нарушения, с надеждой в следующий раз поститься без срывов Вероятно, человеку хочется быть сразу хорошим постником, ничего не нарушая и поступая правильно. Хорошее желание. Но идеальных людей не бывает, и каждый человек согрешает.
Духовная жизнь состоит из взлетов и падений. Господь, зная человеческую немощь, дал нам в помощь Таинство исповеди. Исповедуясь, человек очищается и приобретает новые силы для исправления совершенного греха. Поэтому, нарушение поста — это повод для покаяния на исповеди, но никак не для укоренения в грехе. Что же касается гипотетического следующего раза, то хочется возразить — нет никакой гарантии, что и в следующий раз не будет нарушения. Следующего раза может не случиться вовсе, ведь никто не знает, когда окончится земная жизнь. Следовательно, не стоит откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. Оставление поста по причине того, что человек не видит духовной пользы от него все мысли о еде и раздражение Выше была показана зависимость чувств и ощущений во время поста от физиологии человека. Но не только в физиологии дело.
Если человек не станет наполнять сердце свое молитвой и мыслями о том, как угодить Богу, то неминуемо разум его наполнится помышлениями о еде, которой он себя добровольно лишил, и, не обретая ее в желаемом качестве или количестве, начнет раздражаться и срываться на близких. К тому же и лукавый приложит максимум сил, чтобы подогреть страсти, поможет вспомнить старые обиды и подкинет дурные мысли. Вновь обратимся к святоотеческой мудрости. Святитель Григорий Нисский утверждает: «Молитва — страж целомудрия, исцеление от раздражительности, обуздание кичливости, очищение от памятозлобия, истребление зависти, уничтожение неправды, исправление нечестия». А вот, что пишет прп. Никон Оптинский : «Справедлива пословица: «Чем больше ешь, тем больше хочется есть». Если мы утолим только голод и жажду и займемся делом или станем молиться, нас еда не будет отрывать от нашего занятия. Это я сам на себе испытал. Тогда как-то чувствуется, что сущность жизни не в еде, не в чем-либо земном, а в высшем духовном мире человека, не в утолении страстей, а в стремлении познать истину — это есть первый признак духовной жизни человека.
Без этого человек духовно умирает. Если же мы угождаем плоти, то ее потребности растут неимоверно быстро, так что подавляют всякое духовное движение души. Нас не интересуют тогда высшие духовные вопросы, весь наш интерес сосредотачивается исключительно на земном удовлетворении страстей и похотей плоти. Жалок тогда человек, хотя очень часто не сознает этого. Напротив того, человек постящийся, так сказать, отрезвляется, совершенствуется нравственно. Конечно, пост, если не сопровождается молитвой и духовной заботой, не имеет почти никакой цены. Пост есть не цель, а средство, пособие, облегчающее нам молитву и духовное совершенствование». Таким образом, чтобы видеть духовную пользу от поста, нужно не только воздерживаться телесно, но и молиться усердно. Отсутствие баланса между молитвой и постом Крайне важно понимать, что чем усердней мы стараемся воздерживаться телесно, тем сильней искушения.
Бороться с искушениями нужно столь же усердной молитвой. Совсем не лишним будет частое посещение храма для исповеди и причастия. Преподобный Макарий Великий вопрошает: «Воздерживающийся без молитвы как устоит без ее помощи? Если взять на себя строгий телесный пост и при этом не молиться или молиться мало, то страсти поглотят, и никакого толка от такого поста не будет. Также и сытый постник — плохой молитвенник. Поэтому необходимо в посту сохранять баланс между телом и духом, не брать на себя более, чем может понести тело, и не налагать на себя большого молитвенного правила, не очищая при этом тело строгим постом. Неумение соблюдать пост в гостях Порой случается, что во время поста приглашают в гости. Если хозяева — люди воцерковленные, то проблем с постным столом не возникает. Даже если по какой-то причине кто-то в семье не постится, то ради уважения к гостю и для остальных членов семьи приготовят постное.
Но бывает, что хозяева не воцерковленные, иноверцы или вовсе неверующие. Они могут даже и не знать, что идет пост, но готовиться к приходу гостя обязательно будут и приготовят вкусные, но, скорее всего, скоромные блюда. И вот перед гостем стоит дилемма — есть или не есть, уважить хозяев или демонстративно отказаться? Обычно, когда хотят ответить на этот вопрос, приводят слова апостола Павла: «Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести» 1Кор. Написаны эти слова об идоложертвенной пище, и разговор тут идет непосредственно о посещении домов язычников, где апостол вполне мог бы отведать идоложертвенное. Но для чего апостол ходил по домам язычников, где мог вкусить идоложертвенную пищу? Ответ прост — он делал это ради проповеди, подражая Христу, Который без малейшего сомнения входил в дома грешников и фарисеев ради того, чтобы обратить их на истинный путь. О чем он пишет в следующих строках: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию. Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией, так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись».
Поэтому, чтобы понять, как правильно поступить, надо честно ответить самому себе на вопрос — для чего я иду в гости? Скорее всего, большинство ответит — не для проповеди. Для одних поход в гости — это возможность общения с друзьями, для других это деловой ужин, для третьих — какой-либо иной повод. В таких случаях слова апостола «все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования» не могут быть руководством к действию. Часто люди готовы вкушать скоромное в гостях ради того, чтобы не обидеть хозяев. Ситуации могут быть очень разными и единого рецепта на все случаи жизни быть не может.
Отдайте предпочтение молочным продуктам, кашам и кисломолочным продуктам питьевые йогурты и биокефир, сметана, творог , яйцам. Ешьте рыбу, курицу, нежирные сорта говядины, индюка, чечевицу, фасоль, маш, горох. Увеличьте потребление овощей и фруктов, зелени, сухофруктов, злаков, серого и черного хлеба, для нормализации работы органов ЖКТ и профилактики обострения хронических заболеваний. Саодат Пулатова рекомендует перед тем, как начинать держать пост, проконсультироваться с врачом. Этой весной читайте нас в Telegram , Facebook , Instagram , Яндекс.
Фото: www. А сам пост установлен именно в честь памяти святых. Поститься православные христиане будут все дни, но правила питания разные для монахов и мирян. У последних они значительно мягче. Во время того как христиане постятся, они также соблюдают и некоторые правила помимо запретов в пище. Например, не нужно ругаться и сквернословить, а также думать о плохом. Супругам лучше не вступать в интимную связь, но разрешена она в случае согласия обоих партнеров.
Больше не экспериментирую. Почему так было - не знаю. Что касается питания, то я особо мясо и не ем, очень редко: люблю овощи, кисло-молочные продукты, рыбу... Слышала как-то комментарий врача на один случай: одна женщина нормального здоровья и веса решила вместе со всеми попоститься - после поста нарушился обмен веществ и она набрала 20 кг, так и мучается, никак не приведёт всё в порядок. Врач сказал, что это опасно, надо обязательно под наблюдением врача.
Поститься или нет
Разрешено не поститься по состоянию здоровья, чтобы не ухудшить свое состояние. Прежде всего это относится к пожилым и людям с хроническими заболеваниями. Поститься надо не ради похудения, а ради души. Излишний фанатизм в ограничениях не приведет ни к чему хорошему. Поэтому, если вы собираетесь поститься, согласуйте это со своим духовником, чтобы не нанести вред своему организму. Однако мы постимся вовсе не потому, что боимся оскверниться пищей, а для того, чтобы подвигом воздержания обуздать свои греховные страсти и послужить Богу, оказав послушание Церкви, установившей пост. Не всегда поститься получается, а потому важно знать, как возмещать пропущенные дни и надо ли это делать.
Кому можно не соблюдать пост в православии
У первых христиан не было чётких установлений относительно соблюдения постов, их продолжительности и строгости – каждая община имела в этом отношении свои традиции. "Многие постятся телом, но не постятся душой. Вполне допустимо начинать поститься не с первого дня поста, если по каким-то причинам обратное невозможно.