Где жили майя. Народ майя облюбовал теплые и комфортные для проживания территории, входящие в состав современной Мексики и Центральной Америки. Геологи обнаружили на севере Гватемалы поселения майя, которые простираются на территории около 1700 квадратных километров, сообщает LiveScience. самый загадочный аспект исторической науки. Еще в 1517 году латиноамериканские высокообразованные представители поразили. Это открытие проливает свет на людей, которые жили в шумных городах этого лесистого бассейна более 1000 лет. самый загадочный аспект исторической науки. Еще в 1517 году латиноамериканские высокообразованные представители поразили.
Древний город майя нашли на дне озера в Гватемале
Она отмечает, что по сей день может жить около 7 миллионов потомков майя на разных территориях планеты. Переселенцы майя могли начать покидать большие города в 8-10 веке. Их следы могли затеряться среди других народов, так как они могли сами стремиться к цели о сокрытии своего прошлого и принадлежности к легендарной цивилизации.
В так называемом протоклассическом периоде культура майя приблизилась к своему окончательному формированию, став целиком отличной от остальных мезоамериканских культур. В действительности, для этого периода, еще до недавнего времени включавшегося в поздний доклассический период, характерны лишь количественные изменения. Физическая карта земель майя с нанесёнными основными городами классического периода.
Ранний классический период 300-600 гг. В популярных работах по истории майя подчеркивается, что момент, когда выкристаллизовалась их культура, то есть начало классического периода, отмечен появлением первых дат на монументах, строительством зданий с майянским сводом и изготовлением полихромной керамики специфических форм. При чтении работ некоторых майянистов создается впечатление, что классическая эпоха майя представляет неожиданное чудесное явление, не имевшее прошлого. На самом деле это кульминация длительного процесса, который включает в себя намного больше элементов, чем те три, что обычно называются. Таким образом, классический период не только характеризуется предполагаемым появлением некоторых новых черт, но и является логическим результатом технического, экономического, социального, политического, религиозного и художественного развития общества майя.
В земледельческой технике не произошло заметного прогресса, и палка-копалка продолжала оставаться основным или даже единственным орудием труда; прогресс состоял в том, что начали возводиться земледельческие террасы в горных районах с целью задержания дождевых вод и предупреждения эрозии, а также в прокладке оросительных каналов, отводивших воду от естественных источников озер, лагун, ручьев, рек или даже искусственных водохранилищ впадин, покрытых глиной, простых запруд. Эти сооружения часто встречаются на Гватемальском нагорье и в Белизе. В попытке достигнуть большей интенсивности земледелия, чем так называемое подсечно-огневое, удалось сократить время, при котором участки земли находились под паром. В других сферах, наоборот, по сравнению с предыдущим периодом технические достижения очевидны и значительны. Строительство грандиозных церемониальных центров, успехи в области развития скульптуры, живописи, керамики, в обработке камня, в изготовлении изделий из перьев, выработка законченной иероглифической письменности, прогресс в астрономических и математических знаниях и составление календарной системы, более сложной и точной, чем календарная система других народов в предыдущие эпохи, — все эти интеллектуальные достижения в целом дают нам картину культуры классического периода, намного более широкую и яркую, чем в доклассическом периоде.
Экономическое развитие было определено не столько техническими успехами, сколько подлинным демографическим взрывом, отражение которого наблюдается в появлении большого количества новых церемониальных центров или в необычайном росте уже имевшихся. Увеличение населения стало возможным благодаря экспансии, начавшейся в предыдущие века и направленной на освоение свободных земель, удобных для возделывания, на обширных просторах области майя. Экономическому толчку способствовало также расширение торгового обмена как внутри области майя, так и с внешними территориями. Необычайный рост ритуальных центров, возведение многочисленных стел, прославляющих отдельных правителей, помпезность, с которой изображены высокопоставленные лица на барельефах и некоторых стенных росписях, говорят о том, что в обществе майя классического периода происходило социальное расслоение. Это был период расцвета больших центров на всей территории майя.
На юге при вероятном теотиуаканском господстве развивался Каминальхуйю ; иноземные правители возводили пирамиды, по стилю напоминающие пирамиды Теотиуакана. На памятниках центральной зоны, таких, как Вашактун и Тикаль, правители майя возводили большие комплексы из пирамид, храмов и дворцов и ставили стелы и алтари, на которых их изображали в пышных одеждах. Настенные росписи украшали храмы и могилы, где останки правителей помещались вместе с ценными дарами и принесенными в жертву людьми. Было начато изготовление новых форм керамики и появились оригинальные декоративные мотивы; были также восприняты теотиуаканские образцы, привнесенные с Мексиканского плато. Северная зона, хотя и менее интенсивно, следовала по тому же пути развития.
Поздний классический период 600-900 гг. В этот период культура майя достигла апогея; максимально развились и производительные силы. Скорее всего это объяснялось не техническим прогрессом, а ростом числа рабочих рук, как и в предыдущем периоде. В те века почти вся территория майя, вероятно, была уже практически занята. Некоторые районы были даже перенаселены.
Эксплуатация земель достигла, видимо, своего предела, при этом использовалось подсечно-огневое земледелие и ирригация там, где это было возможно.
До недавнего времени эта область оставалась практически неизученной из-за плотных зарослей деревьев. Однако, благодаря использованию лазерных приборов LiDAR, установленных на самолет, исследователи смогли просканировать территорию. С помощью этой технологии ученые составили карту местности и определили места, где могут быть расположены археологические памятники.
Самой удивительной особенностью этого памятника архитектуры является визуальный эффект, который создается 2 раза в год, ровно в дни осеннего и весеннего равноденствия. В результате игры солнечного света и тени появляется изображение огромного змея, тело которого заканчивается каменным изваянием змеиной головы у основания 25-ти метровой пирамиды. Такого визуального эффекта можно было достичь, лишь тщательно просчитав расположение постройки и обладая точными знаниями в области астрономии и топографии. Еще одной интересной и загадочной особенностью пирамид является то, что они являются огромным резонатором звука. Известны такие эффекты как: звуки шагов людей, идущих к вершине, слышны у основания пирамиды, как звуки дождя; люди, находящиеся на расстоянии 150 метров друг от друга на разных площадках могут отчетливо слышать друг друга, при этом, не слыша звуки, издаваемые рядом с ними.
Для создания такого акустического эффекта древним архитекторам пришлось производить точнейшие расчеты толщины стен. Культура народов Майя К великому сожалению, о культуре, истории, религии индейских племен можно узнать лишь из сохранившихся архитектурных и культурных материальных ценностей. Вследствие варварского отношения испанских завоевателей, уничтоживших большую часть культурного наследия древних индейцев, потомкам осталось крайне мало источников для получения знаний о зарождении, развитии и причинах упадка этой величественной цивилизации! Обладая развитой письменностью, во времена своего расцвета, майя оставили огромное количество сведений о себе. Однако большая часть исторического наследия была уничтожена испанскими священниками, насаждавшими христианскую религию среди индейцев Центральной части Америки во время ее колонизации. Сохранились лишь надписи на каменных плитах. Но ключ к расшифровке письменности так и остался неразгаданным. Только третья часть знаков доступна пониманию современных ученых. Архитектура: майя возводили каменные города, поражавшие своей величественностью.
Храмы и дворцы строились в центре городов. Поражают воображение пирамиды. Не имея металлических орудий труда, древние индейцы каким-то поразительным образом создавали пирамиды, не уступающие по своей величественности известным Египетским. Пирамиды должны были возводиться каждые 52 года. Это обусловлено религиозными канонами. Отличительной особенностью этих пирамид является то, что вокруг уже существующей начиналось строительство новой. Искусство: на стенах каменных сооружений сохранились до наших дней следы живописи и каменных скульптур, преимущественно носивших религиозный характер. Быт: древние индейцы занимались собирательством, охотой, земледелием, выращивая бобы, маис, какао, хлопок. Широко использовалась оросительная система.
Археологи нашли уникальный артефакт майя
Снижение количества осадкой вызвало острую нехватку пресной воды и гибель урожая, что стало причиной массового голода и резкого сокращения численности населения. Согласно другим исследованиям, сами майя спровоцировали экологическую катастрофу на территории Центральной Америки: масштабная вырубка тропических лесов ради возделывания кукурузы и других культур привела к деградации почвы и резкому снижению урожайности. К моменту прихода колонизаторов, в начале XVI века, цивилизация майя была разделена на несколько враждующих между собой городов-государств. По причине постоянных внутренних конфликтов и из-за вспыхнувших эпидемий народы майя не смог противостоять конкистадорам, и их земли были захвачены испанцами.
Сегодня на территории некогда могущественной империи майя расположено несколько независимых государств. Именно в этих странах проживают индейцы майя — потомки древних строителей пирамид. Современные индейцы майя — это группа близкородственных народов, которые говорят на языках майянской группы, насчитывающей свыше 25 языков.
Как ни странно, но среди чистокровных майя очень высок процент владения родным языком, чего нельзя сказать о многих других коренных обитателях американского континента.
С помощью этой технологии ученые составили карту местности и определили места, где могут быть расположены археологические памятники. Среди обнаруженных объектов — возвышенность, используемая для праздников, и площадка для игры в мяч тлачтли, что было характерно для культуры майя.
Прогнали его. Потом мышь пошел к птицам, говорит им: "Птицы, смотрите, у меня есть крылья, я такой же как вы, давайте я останусь с вами". Но птицы его тоже прогнали. И мышь заплакал и повис на гнилой веревке в этих рыданиях. В чем миф, какой смысл? Между двух стульев не садись или как? Не поймешь.
Это не миф, а абсолютное астрономические знания. У майя существовало понятие, что мироздание делится на две части Млечным путем. Млечный путь — это пернатый змей, который разделяет на две части зодиакальный круг из 13-ти созвездий майя. Собственно, и у нас 13 созвездий, только их подогнали пересчет к 12-ти, и выкинули одно созвездие — Змееносца. И как раз этот самый Змееносец находится прямо на Млечном пути со стороны Галактики. Тринадцатое созвездие майя соединило в себе признаки двух половин. С одной стороны, где нет Большой Медведицы, находится живая часть мироздания млекопитающие , а вторая половина, которая со стороны Большой Медведицы, содержит мертвую часть, там животные-связники птицы, рептилии, скорпион , они странствуют между мирами. Астрономическая схема содержит мир реальный и ирреальный.
А летучая мышь как раз является сторожем между мирами, поэтому она сочетает признаки одних и других. По иероглифическим текстам майя можно прочесть, что летучая мышь принимает души умерших, когда они приходят в тот мир. То есть это никакой не миф и не сказка, а астрономический рассказ о позиции Млечного пути и созвездии Летучей мыши в зодиакальном круге. О бессмертии душ Майя не ощущали себя как отдельную личность. У них минимальная единица, которой они себя понимали, это община, то есть я — часть этого всего. Наоборот, для майя трагичнее, если бы у него не было этой души, он и жить бы не смог. Он не раздумывал личность он или не личность, он понимал, что должен делать то, что делают все: работать и оказывать пользу обществу. Вот это была главная задача.
Майя верили в бесконечность жизни, и в то, что в крови человека хранится его душа, которая бессмертна. И сейчас сохраняется, основанная на этой вере традиция, скажем, на Юкатане: умер человек, его тело закапывают просто в землю, а через четыре-пять лет, когда уже плоть сошла, а остались одни кости, эти кости выкапывают, в узелок завязывают и по праздникам приносят и усаживают за стол: "Пусть дедушка с нами посидит". По их представлениям, душа умершего возвращается на Землю в виде падающей звезды. Беременная женщина должна увидеть эту звезду, это значит, что душа попала к ее ребенку. Без души ребенок не мог ни родиться, ни жить. Это такой закон. Если ребенок родился мертвым, это значит, что в него не успела спуститься душа. Всему существовали религиозные объяснения.
Об отношении к смерти Майя не боялись смерти, просто считали, что душа уходит. И кстати надо сказать, что в регионе, где были майя, у людей до сих пор живет древняя идея, что умереть — это ничего не значит, что ты вернешься потом на Землю.
Много их архитектурных сооружений и даже целых городов находят и сегодня на полуострове Юкатан, в Панаме, Гондурасе, Гватемале и не только. Древние майя не были единой империей с одним правителем. Их территория была поделена на города-государства. И хотя племена долгое время считали безобидными, мирно существовавшими земледельцами, позже историки пришли к выводу, что это мнение — ошибочное. Население постоянно враждовало друг с другом и своими соседями. Когда зародилась цивилизация Историки до сих пор спорят о том, когда именно зародилась цивилизация майя. Но известно точно, что эти народы проживают на Юкатане более сорока веков. Наиболее ранние археологические находки культуры датированы вторым тысячелетием до нашей эры.
Считается, что майяская цивилизация появилась в промежутке от 7000 до 2000 годов до нашей эры, когда охотники и собиратели начали создавать поселения. Майянская цивилизация зародилась между 7000 и 2000 годами до нашей эры. Кроме этого они выращивали бобы, кабачки и другие овощи.
Куда исчезли древние майя?
Как жили майя? Какие дворцы сооружали? Как их украшали? На все эти вопросы нашла ответы в садах музея антропологии в Мехико. В одном из патио установлены сегменты оригинальных дворцов майя. Ancient Mesoamerica: в Гватемале обнаружили более тысячи поселений майя. Мексиканские археологи обнаружили захоронения с обезглавленными и расчленёнными телами на лестнице пирамиды майя. Церемониальный центр города майя был местом, где жила правящая элита и где выполнялись административные функции города наряду с религиозными церемониями. В Мексике археологи нашли руины древнего города майя с дворцами, пирамидами и площадями на строительной площадке будущего промышленного парка на полуострове Юкатан, сообщает The Guardian.
Историк Галина Ершова – о майя, вере в бессмертие души и жертвоприношении
Геологи обнаружили на севере Гватемалы поселения майя, которые простираются на территории около 1700 квадратных километров, сообщает LiveScience. Смотрите видео онлайн «ЦИВИЛИЗАЦИЯ МАЙЯ: достижения и исчезновение» на канале «10-ka» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 7 мая 2021 года в 13:19, длительностью 00:11:14, на видеохостинге RUTUBE. В следующем году он покинул восточное побережье и перебрался на западное, где, на месте прибрежного торгового поста майя Шикаланго, основал Саламанку (по названию своего родного города). Между 350 и 900 годами нашей эры некоторые царства майя жили комфортно, с устойчивыми сельскохозяйственными системами и отсутствием продемонстрированной продовольственной безопасности.
Куда исчезли древние майя?
самый загадочный аспект исторической науки. Еще в 1517 году латиноамериканские высокообразованные представители поразили. Международная группа ученых обнаружила в Северной Гватемале множество поселений цивилизации майя возрастом около двух тысяч лет. Международная группа ученых из США, Франции и Гватемалы обнаружила затерянные следы древней цивилизации майя возрастом две тысячи лет в северной части Гватемалы. Международная группа ученых обнаружила в Северной Гватемале множество поселений цивилизации майя возрастом около двух тысяч лет.
Древнее поселение майя скрывалось в лесах: сотни поселков занимали 170 000 Га
Гуманисты, антиквары, схоласты и простые обыватели Европы XVI века, затаив дыхание, слушали романтические истории о покорении далеких, загадочных земель. Главную интригу создавали, конечно, многочисленные артефакты, подобные тем, что привез Монтехо. Текстиль, изделия из перьев, маски, инкрустированные бирюзой, орнаменты из золота — все это увидел и оценил Альбрехт Дюрер в 1520 году на выставке в Брюсселе. Я увидел среди них прекрасные произведения искусства, которые заставляют восхищаться утонченностью и гениальностью народов, населяющих неведомые земли». В эпоху Возрождения не только появился интерес к изучению классической античности, но и возникла мода на ее символику и артефакты. По всей Европе в парках, замках и дворцах принцев, аристократов и нуворишей поселились бесчисленные статуи Венер, Аполлонов и Гефестов. И вот нежданно-негаданно возникла Америка… Не мифология из бесконечно далеких времен, а вполне осязаемая, хотя и географически отдаленная, реальность. Теперь, на волне любопытства и моды на все необычное, среди сильных мира сего стало принято заводить нечто вроде «коллекции курьезов», или кабинета редкостей. Туда в кучу сваливали раковины, останки рептилий, камни-самоцветы, чучела экзотических животных, гигантские зубы — в общем, те предметы, которые трудно классифицировать, но которыми можно было похвастаться перед гостями. В бассейне Карибского моря в самом начале грабительского этапа в 1492-1520-е годы испанцы вели себя как грубые, алчные и жестокие пришельцы, прибывшие лишь для того, чтобы намыть золота и, превратившись в нуворишей, вернуться на родину.
Считалось, что к местным жителям нужно относиться как к рабам или как к балласту. Либо они помогают намывать золото, либо мешают. Они грубые, жестокие и бесчувственные… у них нет ни ремесел, ни искусств, ни нормальных человеческих манер», — повествуется в одной из хроник. То есть, на средневековый взгляд завоевателей, это были полулюди-полуживотные, годные лишь для рабского труда; дикари, попрятавшиеся в густых лесах на задворках цивилизации. Тем не менее острая нужда в новых рабах и ресурсах гнала конкистадоров в глубь Месоамерики, где они, в конце концов, открыли для себя майя и ацтеков. К своему изумлению, здесь они столкнулись с высокоорганизованными обществами, строившими города, занимавшимися торговлей и сельским хозяйством и имевшими большинство атрибутов, характерных для настоящей государственности. Разумеется, среди конкистадоров находились люди вдумчивые, рассудительные и наблюдательные — такие, как, например, сам Кортес или Берналь Диас дель Кастильо — по сути летописец и хронист, старавшийся оставить для потомков описания всех перипетий, связанных с покорением Мексики. Оба не скрывали восхищения увиденным, особенно на первых порах. Их поразили и масштабы и развитость американской цивилизации.
Многое им показалось необъяснимым и неописуемым, иногда даже не находилось слов, чтобы хоть как-то охарактеризовать увиденное. Поэтому не удивляйтесь моей манере изложения, так как я не всегда знаю, как описать все эти чудеса, которых мы раньше не видели, о которых мы ничего не слышали и о которых даже не помышляли в самых смелых мечтах», — написал Диас, впервые увидев Теночтитлан — огромный город, окруженный цепью высоких вулканов. Еще больший шок пришельцы испытали в самой столице: их не могли не поразить многочисленные дворцы, храмы, сложенные из кирпича и покрытые штукатуркой жилые дома; бесчисленные сады и каналы; рынки, где крестьяне обменивали плоды своего труда на изделия городских ремесленников. Взору испанцев открылась цивилизация, которая по блеску и масштабам не уступала европейской, а кое в чем даже превосходила. Но не только высокие стандарты развитого общества поразили непрошеных гостей. Привыкшие к средневековым жестокостям, дети немилосердной и несентиментальной эпохи, конкистадоры и на вновь открытых землях насаждали террор, а проще говоря, устроили настоящий геноцид покоренных коренных народов. Но даже они, чьи руки были по локоть в крови, содрогнулись, увидев в империи ацтеков и, в меньшей степени, на земле майя жуткие по иному не скажешь сакральные кровопускания и жертвоприношения. Берналь Диас впервые увидел эти кошмарные ритуалы, практикуемые среди майя Юкатана, еще будучи участником экспедиции Эрнандеса де Кордобы: Они приводили нас в огромные, выстроенные из блоков здания, которые были их храмами, посвященными каким-то богам. Стены этих храмов украшали изображения каких-то змей, пресмыкающихся и неких дьяволоподобных существ, видимо, их идолов.
Перед стенами находились жертвенники, испачканные запекшейся кровью. У служивших в этих храмах жрецов были спутанные, косматые волосы со следами крови, отовсюду несся тошнотворный трупный запах. Как же объяснялись все эти жестокие традиции? Согласно фундаментальному учению христианской церкви, все люди произошли от Адама и Евы, а также от сыновей Ноя после Великого Потопа. Но откуда взялись эти американские общества? Произошли ли они от главной ветви человечества, перебравшись в Новый Свет в незапамятные времена, или же эти народы переселил сам дьявол, оторвав их от истинной веры и превратив в жалкую пародию на христиан? Происхождение и история экзотических народов стали источником не только академических, но и богословских споров в течение всего XVI столетия. Дело дошло до того, что в 1537 году папа Павел III в своей булле «Sublimis Deus» Вышний Бог официально декларировал, что американские индейцы — вполне разумные люди, и их нужно считать «настоящими людьми». Булла запрещала относиться к ним как к безмозглым животным, а также выказывала уверенность, что коренные жители Америки вполне способны приобщиться к цивилизованной жизни и стать частью христианского мира.
По сути, папа через свою буллу рекомендовал и даже требовал не только установления в Америке новых экономических отношений читай: экономической эксплуатации , но и безусловного обращения в христианство целой части света. Для монахов-миссионеров, военных и администраторов насаждение веры было делом как богоугодным, так и сулящим быстрое продвижение по карьерной лестнице, а для людей с авантюрным складом души еще и новым захватывающим приключением. Крещение народов Америки преследовало грандиозную цель — основание на многолюдном континенте «Нового Иерусалима»; причем успех данного предприятия во многом компенсировал бы потери католицизма в борьбе с протестантизмом в Европе. Первыми в евангелизации Америки стали францисканцы. Встрепенувшийся после успешной испанской реконкисты орден, фаворит и любимец испанской короны и самого Кортеса, основал в 1524 году свою первую миссию в Мексике, в будущем Мехико. Францисканцы, энергичные, вооруженные тысячелетней убежденностью люди, нацелились на полную христианизацию мира до Второго Пришествия — события, обуславливающего их детерминистический взгляд на цикличность истории. Кстати, взгляд очень даже родственный воззрениям майя. Для того чтобы успешно выполнить свою задачу и покончить с индейской культурой, францисканцам предстояло изучить и понять традиции и верования народов, которые они хотели обратить в католическую веру. Наиболее известным францисканцем-миссионером, побывавшим среди ацтеков, являлся брат Бернардино де Саагун.
Он прибыл в Мексику в 1529 году и провел там более 10 лет, все это время документируя события тех лет, а также высказывания и повествования поверженной уже ацтекской знати. Запись таких бесед вел как сам брат Бернардино, так и его ученики — грамотные молодые ацтеки-католики. В итоге все записи были собраны в единый труд — «Всеобщая история вещей Новой Испании», более известный как «Флорентийский кодекс». Большой всеобъемлющий труд из 12 отдельных книг, написанных как на испанском, так и на ацтекском языке науатль, включающий в себя более двух тысяч иллюстраций, — это самый детализированный отчет, выполненный во время конкисты. Что касается майя, то документальные источники, проливающие свет на жизнь и историю этого народа, более чем скудны. Помимо рутинных отчетов администраторов и повествований самих конкистадоров, сохранились довольно спорные труды одного из францисканцев, осуществлявшего свою миссионерскую деятельность на Северном Юкатане, а именно, брата Диего де Ланда. Неоднозначная и противоречивая фигура де Ланда еще не раз появится на страницах этой книги. Прежде всего, он известен тем, что в 1562 году, узнав о возвращении части вновь обращенных в христианство к старой практике «идолопоклонства», де Ланда подверг страшным пыткам и экзекуциям тысячи майя, сжигая и вешая их без разбору. Дело дошло не только до разрушения бесчисленных святилищ и идолов, но даже битья и разламывания утвари, жертвенных костей и прочей «языческой мерзости».
Уже много позже, отозванный на родину из-за чрезмерного усердия и превышения полномочий, он создал скорее, в качестве искупления грехов большое и детализированное описание народа, который совсем недавно истязал и выжигал каленым железом. В своем труде де Ланда подробно рассказывает о религиозной практике майя, их обычаях, ремеслах, одежде, об их сельскохозяйственной деятельности и письменности — в общем, об их будничной, повседневной жизни. Очевидно, что к труду де Ланда нужно подходить осторожно, учитывая его собственный неоднозначный взгляд на майя и то обстоятельство, что труд этот неоднократно переписывался, и ученые до сих пор не располагают первоисточником. И все же «Сообщение о делах в Юкатане» остается до сих пор единственным более или менее правдивым, полным в отличие от сухих бюрократических отписок произведением, проливающим свет на общество майя в первые десятилетия после начала испанского завоевания. В своем труде де Ланда даже пытается провести археологический и ретроспективный анализ истории майя, он повествует об их преданиях и мифах, что делает этот труд еще более любопытным. Диего де Ланда. Один из немногих известных портретов Де Ланда прибыл на север Юкатана в 1549 году. Человек экстраординарный, энергичный, любознательный, он быстро выучил язык майя и в первые годы своей миссии много путешествовал по полуострову, посещая множество деревень и беседуя с местными жителями. Особенно часто он общался со знатью и хранителями местных традиций и сакральных ритуалов.
К тому времени майя уже не оставляли письменных памятников, не строили каменные храмы, как в классический период, однако среди новых знакомых де Ланда оказалось немало тех, кто еще владел письменностью и мог рассказать много интересного и важного из истории своего народа. Общаясь с ними, миссионер сначала научился записывать дни недели и месяцы древнего календаря, сопроводив иероглифы испанской транскрипцией. Затем он выяснил соответствие дат календаря майя с датами юлианского календаря, что оказалось очень кстати: три столетия спустя ученые воспользуются данными де Ланда для точной корреляции двух календарей. И еще: один из знатных людей майя, названный на испанский манер Гаспаром Антонио Чи, показал де Ланда написание некоторых иероглифов, которые впоследствии также послужат ключом к дешифровке письменных памятников майя. Де Ланда постарался точно охарактеризовать особенности общества майя, их социальную иерархию, роль жрецов, хранителей древних знаний и даже попытался заглянуть в прошлое этого народа. Он пришел к верному выводу, что расцвет майя остался позади, и по какой-то причине развитие их общества затормозилось и даже пошло вспять. Особенно поразили де Ланда архитектурные памятники: Имя и репутация Юкатана сильны, прежде всего, из-за множественности, величественности и красоты зданий, в то время как слава других земель Индий — в золоте, серебре и богатстве. Его величие такое же, как у Перу или Новой Испании. По правде говоря, все эти здания и их число даже более значимы, чем все то, что мы к этому дню открыли вИндиях; их так много, и они так хорошо построены из обточенного камня, что заставляют удивляться кого угодно.
В следующем пассаже де Ланда описывает урбанистические достоинства городов майя, планировку которых археологи называют достойной современного «города-сада». Поделился де Ланда и своими наблюдениями об устройстве общества майя: До того как испанцы, пришли в эту страну, местные обитатели жили в основном в городах весьма цивилизованным образом. Они очищали свои земли от сорняков и высаживали очень полезные растения. Место их обитания выглядело следующим образом: в центре города располагались их храмы и красивые площади, а вокруг храмов стояли дома их властителей и жрецов… а вокруг городов располагались дома людей из низших классов. Де Ланда старательно описывал все свои посещения городов майя, не забывая делать зарисовки и планы наиболее выдающихся архитектурных памятников, таких, как большая пирамида Эль-Кастильо Кукулькана в Чичен-Ице и городская площадь в Тихоо. На зарисовке пирамиды Эль-Кастильо, например, де Ланда обозначил ступени, грани и их ориентацию по сторонам света.
На основании многочисленных исследований становится ясно, что цивилизация майя рухнула около 800-1000 года нашей эры. Почему исчезла древняя цивилизация и можно ли это считать крахом?
Нужно отметить, что майя по прежнему находятся в этих регионах. Когда речь идет об исчезновении майя, то имеется ввиду исчезновение их политической, культурной и религиозной системы. Профессор антропологии и исследований средневековья в Университете Иллинойса в Урбана-Шампейн Лиза Лусеро, недавно привела цифры, из которых становится ясно, что на данный момент в Центральной Америке проживает более 7 миллионов майя. Древний город майя Теотиуакан Факты и история Майя Древняя цивилизация майя не имела централизованной политической системы, как это было в Древнем Риме. Вместо этого майя имели множество небольших государств-городов со своими лидерами и политическими системами. Некоторые из таких городов угасали с течением времени, к примеру такой как Тикаль, который находился на территории сегодняшней Гватемалы или Чечен-Ица, располагавшийся в районе мексиканского полуострова Юкатан.
Правда без смертоубийства. Сауны занимают важное место в культуре майя, потому что майя верили, что, войдя в сауну, можно избавиться от грязи не только физически, но и морально Gett Images 12. Потомки майя все еще живы, несмотря на приход испанцев в 1520-х годах и начала эпохи неизвестных до того майя болезней, колонизации и завоеваний Gett Images Лишь в 1697 году пал последний независимый город майя Тайясаль.
Как и другие, он был подчинён Испании. Подавляющее большинство руин и пирамид, которые мы привыкли видеть на фотографиях, на самом деле являются «Чичен-Ица» и были недавно куплены бизнесменом, который не пожелал назвать своего имени Wikipedia 14.
Археологи также обнаружили свидетельства существования больших комплексов и пирамид в некоторых поселениях, которые указывают на то, что некоторые из них служили центрами для работы, отдыха и политической деятельности. Были найдены и площадки для игры в мяч и других видов спорта, распространенных среди древних майя. Майя, жившие на территории Гватемалы, также строили каналы и резервуары, которые хранили воду для ее последующего использования в засушливые периоды.
Потомки древних майя: остались ли в Америке индейцы майя, и где они сейчас живут
В Мексике археологи нашли руины древнего города майя с дворцами, пирамидами и площадями на строительной площадке будущего промышленного парка на полуострове Юкатан, сообщает The Guardian. Специалисты из Национального института антропологии и истории Мексики сделали уникальное открытие в джунглях полуострова Юкатан — они обнаружили неизведанный до этого город древнего племени майя. По мнению профессора антропологии Лизы Лусеро, на территории, где жили майя, царила засуха: важно было иметь запас воды.
Культура народов Майя
- 20+ интригующих фактов о народе майя, о которых интеллигентно умолчали школьные учителя
- 10 разгаданных тайн цивилизации майя, которые невероятно удивят
- Курсы валюты:
- В джунглях Мексики найден давно забытый город цивилизации майя
- Ответы : Кто такие майя, где они жили/ живут ?
- В Гватемале обнаружили затерянные города майя: Наука: Наука и техника: