Главная» Новости» Фипи сжатое изложение огэ 2024.
ОГЭ русский язык 2023: как писать изложение
Узнайте, как правильно писать сжатое изложение на ОГЭ в 2023 году, какие приемы сжатия должны знать ученики в 9 классе и на что обратить особое внимание. Виды изложений Изложение ОГЭ 2024 — обязательная часть экзамена. Главная» Новости» Критерии оценивания изложения огэ по русскому языку 9 класс 2024 фипи. Сжатое изложение огэ представляет собой пересказ основного содержания исходного текста, однако это не простой пересказ, а новый текст на основе звучащего. В новых КИМ скорректированы критерии оценивания развернутых ответов и введены четыре новых задания с кратким ответом. Расскажем подробно, как сдать итоговый ОГЭ по русскому языку на высокий балл.
Как написать изложение на ОГЭ по русскому языку на максимальный балл: пошаговая инструкция
Максимум можно за изложение получить 6 балов (было 7). В следующем году будут внесены изменения в ОГЭ по нескольким предметам, главным образом по русскому языку и литературе. Все изложения ОГЭ из открытого банка заданий ФИПИ, в том числе новые аудиозаписи и тексты изложений ОГЭ по русскому языку 2024 года. •При написании изложения Вы можете использовать лексику, отличающуюся от той, которая представлена в исходном тексте. Главная задача во время изложения на ОГЭ по русскому языку — определить микротему и выделить правильное количество абзацев.
ОГЭ. Тексты изложений. 2022-2023
Добавлено одно новое задание на проверку владения экзаменуемым грамматическими нормами современного русского литературного языка задание 8. Изменена нумерация заданий по макротексту была 6—8, стала 10—12. Суть заданий осталась неизменной. Скорректирована формулировка сочинения-рассуждения 13. При оценивании выполнения заданий 13. Уменьшено на 1 количество баллов по критерию ФК1 «Фактическая точность письменной речи».
Кроме того, при проверке соблюдения орфографических норм не предусматривается понятия «однотипная ошибка».
Этот экзамен остается неизменным уже на протяжении двух лет. Скорее всего, это связано с гармоничной компоновкой вопросов, в которых есть все, чтобы досконально проверить уровень знаний старшеклассников. Поэтому в 2023 году ребятам не стоит ждать чего-то нового. Это несомненный плюс для них, ведь можно качественно подготовиться, переняв опыт предыдущих девятиклассников. Особенно это помогает в сочинениях и изложениях. Можно хорошо изучить примерные темы и жанры, чтобы быть готовым ко всему.
Также стоит помнить, что в 2021 году, когда ОГЭ по русскому языку получило последнее изменение, в вопросе с изложением появились новые жанры. Ребятам зачитывали отрывки не только из классической литературы и общеизвестных произведений, но и из дневников, записок и рецензий. Как эффективно готовиться к ОГЭ по русскому языку Залог хорошей и спокойной сдачи ОГЭ в качественной подготовке, которая была осуществлена своевременно. Но кроме соблюдения временных рамок, есть еще несколько рабочих советов, которые пригодятся каждому девятикласснику. Вот главные из них: Важно готовиться ко всем частям ОГЭ. Решать тесты, писать сочинения и изложения, повторять теорию — важно абсолютно все. Очень обидно, когда простой на первый взгляд вопрос, который ученик даже не повторял, ведь был уверен в своих знаниях, не дает заработать решающий балл.
Чтобы такого не происходило, нужно во время подготовки делать все, что от тебя зависит — все знания в любом случае пригодятся. Учите правила и исключения из них. Не стоит надеяться на природное чутье и «врожденную» грамотность. На экзамене всегда стрессовая атмосфера, которая не дает расслабиться. Поэтому важно четко знать все правила, которые вы точно вспомните в важный момент. К тому же тренировка работы с правилами позволит, действительно, досконально выучить русский язык.
Обратите внимание на пунктуацию. Текст должен читаться легко и понятно. Отложите изложение и приступите к сочинению. Таким образом вы отвлечётесь и перед переписыванием в чистовик сможете посмотреть на текст свежим взглядом. Для написания в чистый бланк оставьте один час времени. В интернете можно скачать аудиозаписи предполагаемых текстов. По ним и учитесь писать изложения. Во время таких тренировок обратите внимание на свой тип восприятия: визуал или аудиал. В первом случае вам лучше сразу записывать текст тезисами и мысленно представлять его. Аудиалу же лучше при первом чтении внимательно прослушать, а в перерыве записать. Попробуйте во время подготовки и тот, и другой способ, чтобы определить, как вам удобнее работать. Каждое написанное изложение проверьте два раза, учитывая критерии экспертов. Чем проще вы будете писать изложения, тем увереннее будете себя чувствовать на экзамене. Конечно, это не окончательный вариант и в билетах, которые будут утверждены официально, еще могут произойти некоторые изменения.
Параметры выставления оценки изложению Для учащихся 9-х классов, изложение является довольно известным форматом работы, однако во время подготовки к экзамену, рекомендуется вспомнить параметры оценивания, разработанные Федеральным институтом педагогических измерений. Полный перечень правил к сдаче экзамена доступен в спецификациях и кодификаторах на сайте ФИПИ. Параметры написания изложения на ОГЭ 2023: Объём от 80 до 120 слов; Количество абзацев — не менее 3-х; Количество под-тем — не менее 3-х наличие индивидуальной под-темы для каждого абзаца ; Обязательное наличие терминов, определений, имён собственных и т.
ОГЭ 2024 37 текстов из ОБЗ ФИПИ для написания сжатого изложения
Но на самом деле это лишь допуск к остальным четырем предметам Государственной итоговой аттестации 2024 года. Получить «зачет» по собеседованию достаточно просто. Для этого достаточно выполнить 4 простых задания и набрать 10 баллов из возможных 20. В ходе оценивания баллы за каждое из 4-х заданий будут распределяться следующим образом: Обратите внимание, что помимо оценивания правильности ответов экзаменаторы будут обращать особое внимание на качество и правильность устной речи.
В каждом из них раскрывается одна микротема. Перепроверьте стиль написания Перечитайте готовое изложение. Если получается связный рассказ, у вас качественный материал, такой можно перенести на чистовик и сдать. Перечитайте текст и убедитесь, что нет орфографических и пунктуационных ошибок Если какие-то слова вызывают у вас сомнения, просто подчеркните их на черновике, а затем перепроверьте их по орфографическому словарю. На ОГЭ разрешено использовать их. Интересные нюансы и лайфхаки на изложении по русскому языку Считается, что по тому, как воспринимают люди информацию, их можно разделить на визуалов и аудиалов. Одним проще видеть текст, вторым — слышать. В зависимости от того, к какой категории вы относитесь, вам нужно по-разному писать изложение на ОГЭ. Визуалам будет сложно на слух определить темы и ключевые слова, поэтому таким людям надо записывать всё максимально близко к тексту. И только потом уже делать изложение.
Подробно разобрали структуру ОГЭ по русскому языку , а также поделились шкалой перевода баллов в отметки. Какие бывают приёмы сжатия текста Рассказываем о приёмах, которые помогут написать изложение в ОГЭ по русскому языку на максимальный балл. Замена Заменяем сложное словосочетание синонимом, однородные члены обобщающим словом, сложное предложение простым, а также прямую речь косвенной. Убираем однородные члены, повторы, лишнюю информацию. Слияние Соединяем несколько предложений в одно более короткое. Если вы будете писать изложение без приёмов сжатия, то есть записывать преложения слово в слово, то вам снизят балл. Максимальное количество баллов за задание — 7 баллов. Чтобы получить максимальный балл, допускается: — не более одной орфографической ошибки; — не более двух пунктуационных ошибок; — не более одной грамматической ошибки; — не более двух речевых ошибок. Фактические ошибки делать нельзя. Основной период сдачи ОГЭ в 2023 году пройдёт с 24 мая по 17 июня. В календаре девятиклассника собрали все необходимые даты. Чтобы оценить доброту… По И. Ильину Что такое хорошая книга? По материалам Интернета Испытания ждут дружбу всегда. Крыщуку У каждого из нас когда-то были любимые игрушки. В обществе, где культивируется идея индивидуализма… Что значит быть культурным человеком? По материалам Интернета Если отнять у человека способность мечтать… По К. Паустовскому Иметь семью и детей так же необходимо и естественно… По В. Белову Что такое дружба? Как становятся друзьями? Гроссману В чем польза чтения? Из Интернета Некоторые считают, что человек взрослеет… По М. Шигаповой Когда мне было лет десять… По В. Пескову Когда я учился в школе… По Д. Лихачёву Какой бы интересной ни была домашняя и школьная жизнь ребенка… Мы часто говорим о сложностях… По Ю. Нагибину Одному человеку сказали, что его знакомый отозвался о нём… Многие думают, что быть искренним… По Скляровой М. Слово культура многогранно.
Необходимо написать свою работу так, чтобы при проверке у экзаменаторов не возникали сложности из-за размера, разборчивости и качества почерка. Детальнее об остальных заданиях этого экзамена можете прочитать в соответствующем материале нашего сайта. Параметры выставления оценки изложению Для учащихся 9-х классов, изложение является довольно известным форматом работы, однако во время подготовки к экзамену, рекомендуется вспомнить параметры оценивания, разработанные Федеральным институтом педагогических измерений.
ОГЭ 2024 37 текстов из ОБЗ ФИПИ для написания сжатого изложения
Сочинение — до 9 баллов. Кроме того, в задании из первой и третьей части проверяется. Орфография, стилистика и пунктуация — максимальная оценка составляет 10 баллов. При проверке изложения эксперты учитывают точность пересказа, которая является основным критерием оценки. За грамотное изложение, содержащее искажения исходного материала, невозможно получить наивысшее количество баллов. В тестах учитываются только правильные ответы! В случае недочетов, например, грамматических ошибок, написанное слово не учитывается, соответственно, балл за него не начисляется.
В итоге мы должны получить связный логичный текст без ошибок орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых. Аудиозаписи и тексты в банке заданий на данный момент 35 текстов можно найти по ссылке Рекомендую обратить внимание на учебную литературу и пособия: С.
Драбкина, Д. Субботин Русский язык. Основной государственный экзамен. Готовимся к итоговой аттестации. Львова С. Русский язык: сборник заданий: 500 заданий с ответами. Егораева Т. Русский язык.
Типовые тестовые задания.
Изменения коснулись следующих аспектов экзаменационной работы. Внесены коррективы в критериальную систему оценивания задания 1 сжатое изложение : уменьшено на 1 количество баллов по критерию ИК2 «Сжатие исходного текста». Изменена нумерация задания на синтаксический анализ словосочетания это задание заняло позицию 9 в новой экзаменационной модели. Суть задания осталась неизменной. Единое задание на синтаксический анализ предложения в новой экзаменационной модели представлено двумя заданиями: на определение грамматической основы задание 2 и на собственно синтаксический анализ структуры предложения задание 3. Выполнение обоих заданий предполагается по одному микротексту.
Изменена нумерация задания на пунктуационный анализ это задание заняло позицию 5 в новой экзаменационной модели.
Водитель сказал: «Я довезу вас до вокзала за 15 минут». Водитель сказал, что довезет нас до вокзала за 15 минут. Попробуем повторим! Вот расставленные по фойе театров, библиотекам, школам и музеям бюсты. Вот бюсты в образовательных и культурных учреждениях. Есть ведь еще мелочь разная - брелоки, значки, календари, блокноты, шкатулки с изображением поэта. Есть еще сувениры разные с изображением поэта. Обобщение с заменой.
Читая Пушкина, мы знаем, что за восторгом от встречи с безупречным стихом — известная лишь нам, русским, печаль и грусть, а если радость, то странная, понятная только нам. Только мы, русские, можем понять те чувства, о которых пишет поэт. Замена прямой речи косвенной. Валя сказала, что она будет ждать меня где-нибудь тут поблизости. Мама поинтересовалась, когда я иду на репетицию. Иван Федорович попросил: «Назови, Люба, всех членов штаба и охарактеризуй каждого из них».
Опубликованы планируемые изменения в КИМ ОГЭ 2024 года
Скачать материал "Тексты для изложений ОГЭ (новые) 2023 года с микротемами". Аудиозаписи изложений ОГЭ 2022 (смотрите ниже). Показать, как зависит выполнение сжатого изложения от точности понимания исходного текста;показать технику сжатия текста;формирование умений понимать тему и главную мысль текста; выделять в тексте отдельные смысловые части. Пять удивительных фактов о новом формате изложения на ОГЭ по русскому языку в 2024 году. На носу ОГЭ по русскому языку, и уже известно, какие изложения будут в первом задании.
ОГЭ русский язык 2023: как писать изложение
На нашем сайте опубликованы тренировочный вариант и онлайн-тест, основанные на демонстрационном варианте КИМ ОГЭ 2024 года по русскому языку. В-третьих, среди коллег уже ходят материалы для апробации нового формата заданий ОГЭ по русскому языку. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам Условия использования Конфиденциальность Правила и безопасность Как работает YouTube Тестирование новых функций. Демонстрационный вариант ОГЭ 2023 г.
Сжатые изложения ОГЭ 2023
Помним, что более длительные паузы - это абзацы! В тексте находим три микротемы, то есть три абзаца. Оставляем интервалы между строками, обращаем внимание на даты, имена, фамилии, место действия. Слушаем текст второй раз, записываем ключевые слова и фразы.
Работая над текстом, восстанавливаем самые важные подробности. В каждом абзаце продумываем способ сокращения текста об этом ниже. Связываем между собой части текста, не забываем про логические, временные, пространственные связи.
Пересчитываем слова и проверяем текст. Переписываем в бланк. Помним о том, что буквы и знаки препинания должны быть четкими, чтобы у проверяющего не возникало сомнений.
Приемы сжатого изложения 1.
Делайте краткие заметки, используя сокращения, чтобы зафиксировать услышанное. Делая заметки, делайте большие отступы между строками и абзацами, чтобы их можно было легко добавлять без необходимости все переписывать.
Короткий перерыв Как только аудиозапись воспроизводится в первый раз, экзаменатор обычно делает небольшой перерыв примерно на 10 минут. Во время перерыва у вас будет возможность: Для начала важно создать исчерпывающую схему текста. Это поможет упорядочить ваши мысли и обеспечить учет всех ключевых моментов.
Просматривая текст, отмечайте ключевые слова, отражающие основные идеи и понятия. Это послужит полезным справочным материалом при подведении итогов и сокращении Критериями оценивания не запрещено использовать какой-то из приемов несколько раз в разных частях текста, но стоит помнить, что существуют определенные запреты для сокращений: в повествовательных текстах нельзя сокращать действия, которые передают развитие сюжетной линии; в описательных — важные признаки объектов, описания героев; в рассуждениях — фрагменты текста, выступающие как аргументы. Корректировка текста Обратите внимание, что ваш текст должен состоять ровно из 3-х абзацев по основному правилу.
Трудные моменты оценивания сжатого изложения. Ресурсное обеспечение подготовки обучающихся к сжатому изложению. Документы на скачивание.
Хорошие будут радовать. Дурные не дадут спать. Бондарев: "Война была для детей жестокой и грубой школой" текст и аудио Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты.
Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни. Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру. Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории - это Люди и Время. Не забывать Время - это значит не забывать Людей, не забывать Людей - это значит не забывать Время. Но как бы ни изменялось общество, всё равно на протяжении тысячелетий остаются вечные ценности, которые имеют большое значение для людей всех поколений и культур.
Одной из таких вечных ценностей, безусловно, является дружба. Люди очень часто употребляют это слово в своём языке, тех или иных людей называют своими друзьями, но мало кто может сформулировать, что такое дружба, кто такой настоящий друг, каким он должен быть. Все определения дружбы сходны в одном: дружба — это взаимоотношения, основанные на взаимной открытости людей, полном доверии и постоянной готовности в любой момент прийти друг другу на помощь. Главное, чтобы у друзей были одинаковые жизненные ценности, похожие духовные ориентиры, тогда они смогут дружить, даже если их отношение к определённым явлениям жизни разное. И тогда на настоящую дружбу не влияет время и расстояние. Люди могут разговаривать друг с другом лишь изредка, быть в разлуке в течение многих лет, но всё равно оставаться очень близкими друзьями. Подобное постоянство — отличительная черта настоящей дружбы.
Но трудноразрешимые личные вопросы между тем почему-то остаются неизменными. Нынешних подростков, как и их родителей в свое время, волнует всё то же: как обратить на себя внимание того, кто тебе нравится? Как отличить увлечение от настоящей любви? Юношеская мечта о любви — это, что бы ни говорили, прежде всего, мечта о взаимопонимании. Ведь подростку обязательно нужно реализовать себя в общении со сверстниками: проявить свою способность к сочувствию, сопереживанию. Да и просто показать свои качества и способности перед тем, кто настроен к нему доброжелательно, кто готов его понять. Любовь - это безусловное и безграничное доверие двоих друг к другу.
Доверие, которое раскрывает в каждом всё то лучшее, на что только способна личность. Настоящая любовь непременно включает в себя дружеские отношения, но не ограничивается ими. Она всегда больше дружбы, поскольку только в любви мы признаем за другим человеком полное право на всё то, что составляет наш мир. Такие утраты невосполнимы. Это взрослые могут прочесть книжку сегодня или через год — разница невелика. В детстве счет времени ведется иначе, тут каждый день — открытия. И острота восприятия в дни детства такова, что ранние впечатления могут влиять потом на всю жизнь.
Впечатления детства — самые яркие и прочные впечатления. Это фундамент будущей духовной жизни, золотой фонд. В детстве посеяны семена. Не все прорастут, не все расцветут. Но биография человеческой души — это постепенное прорастание семян, посеянных в детстве. Последующая жизнь сложна и многообразна. Она состоит из миллионов поступков, определяющихся многими чертами характера и, в свою очередь формирующих этот характер.
Но если проследить и найти связь явлений, то станет очевидным, что всякая черта характера взрослого человека, всякое качество его души и, может быть, даже всякий его поступок были посеяны в детстве, имели с тех пор свой зародыш, свое семечко. Если говорить по-научному, то дружба - это бескорыстные взаимоотношения между людьми, которые основываются на общих симпатиях, интересах и увлечениях. Настоящий друг всегда рядом, плохо ли нам, хорошо ли. Он никогда не попытается воспользоваться вашей слабостью в своих целях и всегда придёт на помощь, когда он так нужен. Он не только поможет в беде, но и искренне порадуется в минуты счастья вместе с вами. Но, к сожалению, подобные отношения постепенно сходят на нет. Бескорыстная дружба понемногу становится пережитком прошлого.
Друзья сейчас для нас - это люди, способные помочь в том или ином вопросе, или те, с кем можно неплохо провести время. На деле же, если у кого-то из якобы близких друзей случается кризис, друзья куда-то испаряются до тех пор, пока этот кризис не пройдёт. Эта ситуация знакома практически каждому. Одним словом, выгодная дружба стремительно вытесняет дружбу бескорыстную. Мы должны помнить, что многие проблемы, кажущиеся грандиозными и пугающими, без особого труда можно решить, если рядом есть надёжные друзья. Дружба даёт уверенность в завтрашнем дне. Она делает человека смелее, свободнее и оптимистичнее, а жизнь его - теплее, интереснее и многограннее.
Верная дружба духовно объединяет людей, способствуя развитию в них стремления к созиданию, а не разрушению. По природе своей ребёнок — существо, инстинктивно предрасположенное к счастью. Какой бы трудной и даже трагичной ни была его жизнь, он всё равно радуется и постоянно находит для этого все новые и новые поводы. Возможно, потому, что ему пока не с чем сравнить свою жизнь, он ещё не подозревает, что может быть как-то иначе. Но, скорее всего, всё-таки потому, что детская душа еще не успела покрыться защитным панцирем и более открыта добру и надеждам, чем душа взрослого человека. А с возрастом всё словно бы выворачивается наизнанку. Как бы спокойно и благополучно ни складывалась наша жизнь, мы не успокоимся, пока не найдем в ней некую занозу, нескладицу, неполадку, прицепимся к ней, и почувствуем себя глубоко несчастными.
И мы верим в придуманную нами драму, искренне жалуемся на неё друзьям, тратим на переживания время, здоровье, душевные силы… Лишь когда случается действительно настоящая трагедия , мы понимаем, сколь нелепы выдуманные страдания и сколь пустячен повод для них. Тогда мы хватаемся за голову и говорим себе: «Господи, каким же я был глупцом, когда страдал из-за какой-то ерунды. Нет чтобы жить в своё удовольствие и наслаждаться каждой минутой». Главное из них сегодня — изменившийся уклад, перемена в образе и распорядке жизни. С ускорением темпа жизни, со стремлением быстро реализовать себя пришло понимание значимости времени. Раньше невозможно было представить, например, чтобы хозяева тяготились гостями. Теперь, когда время — цена достижения своей цели, отдых и гостеприимство перестали быть значимыми.
Частые встречи и неторопливые беседы не являются уже непременными спутниками дружбы. В силу того что живём мы в разных ритмах, встречи друзей становятся редкими. Но вот парадокс: раньше круг общения был ограничен, сегодня человека угнетает избыточность вынужденного общения. Особенно это заметно в городах с высокой плотностью населения. Мы стремимся обособиться, выбрать уединённое место в метро, в кафе, в читальном зале библиотеки. Казалось бы, такая избыточность обязательного общения и стремление к обособленности должны свести потребность в дружбе к минимуму, сделать её навсегда неактуальной. Но это не так.
Отношения с друзьями остаются на первом месте. Их существование согревает душу уверенностью, что нам всегда есть с кем поделиться радостью и к кому обратиться за помощью в самую трудную минуту. Я считаю её своим «будильником». От других людей знаю, что для них «будильником» чувства природы были месяц, проведённый летом в деревне, прогулка в лесу с человеком, который «на всё открыл глаза», первое путешествие с рюкзаком, с ночёвкой в лесу... Нет нужды перечислять всё, что может разбудить в человеческом детстве интерес и благоговейное отношение к великому таинству жизни. Вырастая, человек умом постигать должен, как сложно всё в живом мире переплетено, взаимосвязано, как этот мир прочен и вместе с тем уязвим, как всё в нашей жизни зависит от богатства земли, от здоровья живой природы. Эта школа должна обязательно быть.
И всё-таки в начале всего стоит Любовь. Вовремя разбуженная, она делает познание мира интересным и увлекательным. С нею человек обретает и некую точку опоры, важную точку отсчёта всех ценностей жизни. Любовь ко всему, что зеленеет, дышит, издаёт звуки, сверкает красками, и есть любовь, приближающая человека к счастью. Именно тогда стало понятно: всё усиливающаяся неуверенность в себе может стать причиной массы неприятностей - вплоть до серьёзных заболеваний, не говоря уже о житейских проблемах. А проблемы психологические? Ведь неуверенность в себе может послужить почвой постоянной зависимости от чужого мнения.
Представим себе, как неудобно чувствует себя зависимый: чужие оценки кажутся ему гораздо более важными и значимыми, чем собственные; каждый свой поступок он видит прежде всего глазами окружающих. А главное, ему хочется одобрения ото всех, начиная с близких и заканчивая пассажирами в трамвае. Такой человек становится нерешительным и не может правильно оценить жизненные ситуации. Как же преодолеть неуверенность в себе? Одни учёные ищут ответ на этот вопрос, основываясь на физиологических процессах, другие опираются на психологию. Ясно одно: преодолеть неуверенность в себе можно лишь в случае, если человек способен правильно ставить цели, соотносить их с внешними обстоятельствами и позитивно оценивать свои результаты. Беленький: "В современном мире нет человека...
Его значение в нашей жизни велико. Книга, кино, телевидение, театр, музыка, живопись прочно вошли в нашу жизнь и оказывают на неё огромное влияние. Но особенно сильно воздействует на человека художественная литература. Когда вы открываете незнакомую книгу, то остаётесь один на один с большим и умным другом — писателем. Читаете одну страницу, другую — и вдруг совершается чудо! Перед вами разворачиваются удивительные картины: герои отправляются в путешествия, сражаются с врагами, спасают друзей, открывают тайны природы. И вместе с ними вы тоже путешествуете, участвуете в спорах, вступаете в бой, терпите поражения и побеждаете.
Сила художественного слова, музыка стиха, выразительность авторской речи покоряют и завораживают читателя. Соприкосновение с миром искусства доставляет нам радость и бескорыстное наслаждение. Но неправильно было бы видеть в произведениях писателей, композиторов, художников только средство получения удовольствия. Конечно, мы нередко идем в кинотеатр, садимся к телевизору, берём в руки книгу, чтобы отдохнуть и развлечься. Да и сами художники, писатели, композиторы так строят свои произведения, чтобы поддержать и развить интерес и любопытство зрителей, читателей, слушателей. Но значение искусства в нашей жизни намного серьёзнее. Оно помогает человеку лучше увидеть и понять окружающий мир и самого себя.
Искусство способно сохранять характерные черты эпохи, дарить людям возможность общаться друг с другом через десятилетия и века, становясь своеобразным хранилищем памяти для последующих поколений. Оно незаметно формирует взгляды и чувства, характер, вкусы человека, пробуждает любовь к прекрасному. Именно поэтому в трудные минуты жизни люди нередко обращаются к произведениям искусства, которые становятся источником духовной силы и мужества. Шигапова: "Некоторые считают, что человек взрослеет... Например, в 18 лет, когда он становится совершеннолетним. Но есть люди, которые и в более старшем возрасте остаются детьми. Что же значит быть взрослым?
Взрослость означает самостоятельность, то есть это умение обходиться без чьей-либо помощи, опеки. Человек, обладающий этим качеством, все делает сам и не ждет поддержки от других. Он понимает, что свои трудности должен преодолевать сам. Конечно, бывают ситуации, когда человеку одному не справиться. Тогда приходится просить помощи у друзей, родственников и знакомых. Но в целом самостоятельному, взрослому человеку не свойственно надеяться на других. Есть такое выражение: руке следует ждать помощи только от плеча.
Самостоятельный человек умеет отвечать за себя, за свои дела и поступки. Он сам планирует свою жизнь и оценивает себя, не полагаясь на чьё-то мнение. Он понимает, что многое в жизни зависит от него самого. Быть взрослым значит отвечать за кого-то ещё. Но для этого тоже надо стать самостоятельным, уметь принимать решения. Взрослость зависит не от возраста, а от жизненного опыта, от стремления прожить жизнь без нянек. Сухомлинский: "Я вспоминал сотни ответов мальчишек...
Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным… И никто не сказал — добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Но ведь без доброты, подлинной теплоты сердца невозможна душевная красота человека. Добрые чувства, эмоциональная культура — это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путём добра — путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен и человеку в одиночку, и всему обществу в целом.
Учить чувствовать и сочувствовать — это самое трудное, что есть в воспитании. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых — это ценность жизни, чужой, своей, жизни животного мира и растений. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу, школу воспитания добрых чувств.
ОГЭ. Тексты изложений. 2022-2023
В новых КИМ скорректированы критерии оценивания развернутых ответов и введены четыре новых задания с кратким ответом. Новое в ОГЭ 2024 по русскому языку. Вот что мне ответили на вопрос о новых текстах для изложения: В 2023 году обновление базы текстов для ОГЭ по русскому языку не планируется.
ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку в 2024 учебном году: разбор изменений
Данный тип задания новый. Необходимо определить, в каком предложении из представленных ставится знак препинания по тому или иному правилу, то есть в задании 4 проверяется знание постановки знаков препинания. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
В 2024 на ОГЭ увеличится количество заданий. Большое внимание будет уделено проверке знаний синтаксиса грамматических основ, типов предложений и др. Добавлено задание по морфологии, по работе над ошибками во образовании форм слов. Увеличено количество заданий по пунктуации. Увеличение количества заданий не привело к увеличению максимального балла за работу.
Обобщение с заменой.
Читая Пушкина, мы знаем, что за восторгом от встречи с безупречным стихом — известная лишь нам, русским, печаль и грусть, а если радость, то странная, понятная только нам. Только мы, русские, можем понять те чувства, о которых пишет поэт. Замена прямой речи косвенной. Валя сказала, что она будет ждать меня где-нибудь тут поблизости. Мама поинтересовалась, когда я иду на репетицию. Иван Федорович попросил: «Назови, Люба, всех членов штаба и охарактеризуй каждого из них». Иван Федорович попросил, чтобы Люба назвала всех членов штаба и охарактеризовала каждого из них. Памятка «Как работать над сжатым изложением» При первом чтении: Внимательно прослушайте текст, чтобы понять его содержание. Определите тему текста о чем текст?
Запомните последовательность событий, рассуждений. Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их. Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов. Как составить план.
Здесь двух мнений быть не может. Мы должны помогать друг другу, если хотим все вместе жить хорошо и ни от кого не зависеть. И помогая людям в трудную минуту не надо ждать благодарности, надо просто помогать, не ища для себя выгоды, и тогда и тебе в ответ помогут, обязательно. Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным… И никто не сказал — добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Но ведь без доброты, подлинной теплоты сердца, невозможна душевная красота человека. И опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство. Если они не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых — это ценность жизни, чужой, своей, жизни животного мира и растений. Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в волнениях, радостях и печалях. Добрые чувства, эмоциональная культура — это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путём добра — путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен и человеку в одиночку, и всему обществу в целом. Его значение в нашей жизни велико. Книга, кино, телевидение, театр, музыка, живопись прочно вошли в нашу жизнь и оказывают на неё огромное влияние. Но особенно сильно воздействует на человека художественная литература. Соприкосновение с миром искусства доставляет нам радость и бескорыстное наслаждение. Но неправильно было бы видеть в произведениях писателей, композиторов, художников только средство получения удовольствия. Конечно, мы нередко идем в кинотеатр, садимся к телевизору, берём в руки книгу, чтобы отдохнуть и развлечься. Да и сами художники, писатели, композиторы так строят свои произведения, чтобы поддержать и развить интерес и любопытство зрителей, читателей, слушателей. Но значение искусства в нашей жизни намного серьёзнее. Оно помогает человеку лучше увидеть и понять окружающий мир и самого себя. Искусство способно сохранять характерные черты эпохи, дарить людям возможность общаться друг с другом через десятилетия и века, становясь своеобразным хранилищем памяти для последующих поколений. Оно незаметно формирует взгляды и чувства, характер, вкусы человека, пробуждает любовь к прекрасному. Именно поэтому в трудные минуты жизни люди нередко обращаются к произведениям искусства, которые становятся источником духовной силы и мужества. В самом деле, как можно забыть наш беспримерный подвиг, наши невосполнимые жертвы, принесённые во имя победы над самым коварным и жестоким врагом — немецким фашизмом. Четыре военных года по тяжести пережитого не могут сравниться ни с какими другими годами нашей истории. Но память человека со временем ослабевает, из неё по крупицам уходит сначала второстепенное: менее значимое и яркое; а затем - и существенное. К тому же всё меньше становится ветеранов, тех, кто прошел войну и мог бы рассказать о ней. Если в документах и в произведениях искусства не будут отражены самопожертвования и стойкость народа, то горький опыт прошлых лет забудется. А этого нельзя допустить! Тема Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий питает литературу и искусство. О жизни и подвиге человека на войне снято немало прекрасных фильмов, созданы замечательные произведения литературы. И тут нет какой-либо преднамеренности, есть боль, не покидающая душу народа, который потерял за годы войны миллионы человеческих жизней. Но самым главным в разговоре на эту тему является сохранение меры и такта в отношении к правде войны, к ее участникам, живым, но, главным образом, погибших. Если говорить по-научному, то дружба — это бескорыстные взаимоотношения между людьми, которые основываются на общих симпатиях, интересах и увлечениях. Настоящий друг всегда рядом, плохо ли нам, хорошо ли. Он никогда не попытается воспользоваться вашей слабостью в своих целях и всегда придёт на помощь, когда он так нужен. Он не только поможет в беде, но и искренне порадуется в минуты счастья вместе с вами. Но, к сожалению, подобные отношения постепенно сходят на нет. Бескорыстная дружба понемногу становится пережитком прошлого. Друзья сейчас для нас — это люди, способные помочь в том или ином вопросе, или те, с кем можно неплохо провести время. На деле же, если у кого-то из якобы близких друзей случается кризис, друзья куда-то испаряются до тех пор, пока этот кризис не пройдёт. Эта ситуация знакома практически каждому. Одним словом, выгодная дружба стремительно вытесняет дружбу бескорыстную. Мы должны помнить, что многие проблемы, кажущиеся грандиозными и пугающими, без особого труда можно решить, если рядом есть надёжные друзья. Дружба даёт уверенность в завтрашнем дне. Она делает человека смелее, свободнее и оптимистичнее, а жизнь его — теплее, интереснее и многограннее. Верная дружба духовно объединяет людей, способствуя развитию в них стремления к созиданию, а не разрушению. А на самом деле сложилось всё иначе. Мои сверстники остались со мной. Друзья молодости оказались самыми верными. Круг знакомых возрос необычайно. Но настоящие друзья, старые, подлинные друзья, приобретаются в молодости. Молодость — это время сближения. Друзей следует помнить и беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе, и в радости. В радости тоже нужна помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души и поделиться им. Неразделённая радость не радость. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат, тоже нельзя быть одному. Горе человеку, если он один. Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените всё хорошее, что приобрели в молодые годы, не теряйте друзей. Ничто из приобретённого в молодости не проходит бесследно. Хорошие навыки молодости облегчать жизнь. Дурные усложнят её и затруднят. Помните русскую пословицу: «Береги честь смолоду»? В памяти остаются все поступки, совершённые в молодости. Хорошие будут радовать. Дурные не дадут спать. Но вот незадача: человек, сразу озвучивающий то, что первое взбрело ему в голову, рискует прослыть не только естественным, но и невоспитанным, а то и глупым. Скорее, искренний и естественный человек тот, кто умеет быть самим собой: снять маски, выйти из привычных ролей и показать своё истинное лицо. Главная проблема в том, что мы плохо знаем себя, гонимся за призрачными целями, деньгами, модой. Мало кто считает важным и нужным направить вектор внимания в свой внутренний мир. Нужно заглянуть в своё сердце, остановиться и проанализировать свои мысли, желания и планы, чтобы понять, что истинно моё, а что навязанное, продиктованное друзьями, родителями, обществом. Иначе ты рискуешь всю жизнь тратить силы на цели, которые тебе на самом деле вовсе не нужны. Если ты заглянешь в себя, то увидишь целый мир, бесконечный и многогранный. Ты обнаружишь свои особенности и таланты. Надо только изучать. И тебе, конечно же, не станет легче и проще, но станет интереснее. Ты найдёшь свой жизненный путь. Единственный способ стать искренним — это познавать себя. Это естественно. Только вот как он находит своё место? Какими путями идёт к нему? Какие моральные ценности имеют вес в его глазах? Вопрос чрезвычайно важный. Многие из нас не могут признаться себе в том, что из-за ложно понятого, раздутого чувства собственного достоинства, из-за нежелания показаться хуже мы иногда делаем опрометчивые шаги, поступаем не очень правильно: лишний раз не переспросим, не скажем «не знаю», «не могу» — слов нет. Себялюбцы вызывают чувство осуждения. Однако не лучше и те, кто разменивает своё достоинство, как мелкую монету. В жизни каждого человека, наверное, бывают моменты, когда он просто обязан проявить своё самолюбие, утвердить своё «я». И, конечно, сделать это не всегда просто. Истинная цена человека рано или поздно всё равно обнаруживается. И тем выше эта цена, чем больше человек любит не столько себя, сколько других. Лев Толстой подчёркивал, что каждый из нас, так называемый маленький рядовой человек, на самом деле есть лицо историческое, которое несёт ответственность за судьбу всего мира. На самом деле нет ни одной проблемы, которая уже не была бы отражена в мировой литературе. Любовь, верность, ревность, измена, трусость, поиски смысла жизни — всё это уже когда-то кем-то было пережито, передумано, найдены причины, ответы и запечатлены на страницах художественной литературы. Дело за малым: бери и читай и всё найдёшь в книге. Литература, открывая мир с помощью слова, творит чудо, удваивает, утраивает наш внутренний опыт, беспредельно расширяет взгляд на жизнь, на человека, делает тоньше наше восприятие. В детские годы мы читаем сказки и приключения, чтобы пережить азарт поиска, интриги. Но наступает час, когда мы испытываем потребность открыть книгу для того, чтобы с её помощью углубиться в себя. Это час взросления.