Первым русским правителем, официально венчанным на трон и торжественно величавшимся титулом «Царь» стал в 1547 году Иван Грозный. В 1555-1556 годах первый царь на Руси Иван Грозный вместе с Избранной Радой разработал «Уложение о службе», способствующее увеличению численности Российской армии. После смерти Алексея Михайловича царём стал его старший сын Фёдор (от второй жены — царицы Марии Ильиничны Милославской), Нарышкины временно ушли в тень.
Как Петр 1 пришел к власти: история, годы правления, преобразования
Москва» Москва, 2011 год издания Николай Викторович Клёнов проанализировал исторические документы и монеты, выпускавшиеся правителями нашей страны в разное время. Исследователь отметил, что первым титул «Господарь всея Руси» указал на отчеканенной монете Дмитрий Шемяка около 1400-1453 гг. А ранее этот внук легендарного Дмитрия Донского называл себя лишь великим князем Московским. Кстати, старославянское слово «господарь» впоследствии трансформировалось в русское «государь». Большинство историков не случайно указывают годом, когда за Иваном III официально утвердилось право именоваться правителем всей страны, именно 1493-й. Тогда был заключен союзный договор с королем Дании Иоганном Хансом I, в котором русская корона обязывалась оказывать содействие своим партнерам в борьбе со шведским регентом Стеном Стуре. В этом акте международного права московский князь был назван «пресветлейшим и державнейшим Иоанном, всея Русии императором totius Rutzsie Imperatore ». Разумеется, датская сторона, нуждавшаяся в союзниках, польстила Ивану III Васильевичу, ведь императором он никак не являлся, даже с натяжкой. Но факт остается фактом: состоялось официальное признание власти московского князя над всеми русскими землями. Это важно, поскольку долгое время представители династии Гедиминовичей претендовали на звание великих литовских и русских князей, регулярно захватывая различные княжества. Далее наши правители лишь увеличивали свое могущество и влияние, присоединяя к Московскому царству все новые и новые земли.
На монетах Ивана IV Грозного 1530-1584 гг. Впоследствии на смену Рюриковичам пришли Романовы, но это была уже совсем другая история.
Тем не менее не существует никаких исторических свидетельств участия украинцев в строительстве Петербурга, хотя на возведении Ладожского канала с 1721 по 1723 год трудились запорожцы, 3 тыс. Смешение в народной памяти двух различных эпизодов, усугубленное игнорированием объективных санитарных обстоятельств, привело к появлению легенды об украинских жертвах при строительстве Северной столицы, которых в действительности не было. Миф четвертый: Петр Великий был масоном Империя парусов и мачт.
Построив флот в краткие сроки, Россия удивила весь мир Черная легенда о Петре, подразумевающая, что за его преобразования Россия заплатила чрезмерную цену, затрагивает чувствительную струну порчи нравов: согласно одной из версий, Петр навредил им, принеся на берега Невы масонство. Принять эту точку зрения трудно не только из-за того, что деструктивная роль масонства нуждается в доказательствах, но и в силу хронологии событий: Великая ложа Англии, с которой начинается достоверно прослеживаемая история вольных каменщиков, увидела свет только в 1717-м, и понадобилось дождаться 1720-х, чтобы масоны появились в другой стране Европы — во Франции. Петр Великий побывал в Лондоне значительно раньше — в 1698 году. Совершенно неудивительно, что масонская практика появилась в России гораздо позже этого времени, в 1730-е, конечно, с участием британцев. Первыми мастерами российских лож стали офицеры английского происхождения Джон Филипс и Джеймс Кейт. Нередко в попытке подтвердить несправедливые обвинения против Петра превратно толкуют язык искусства XVIII века, включавший изображения всевидящего ока, в наши дни ассоциирующегося с масонством.
Современники смотрели на это иначе: для православных обрамленный треугольником глаз символизировал неотступное присутствие Господа Бога, поэтому помещался на иконы и был хорошо известен даже тем, кто ничего не смыслил в тайных обществах. Миф пятый: Петр рубил бороды На масштабной выставке к 350-летию Петра I в Петербурге представили личные вещи императора Разрыв с устоявшимся порядком вещей, ставший платой за петровские реформы, тяжело переживался частью российского общества. Тем не менее молва, будто Петр варварским способом расправлялся с бородами своих сподвижников, не соответствует действительности. Вернувшись в 1698 году из путешествия по Европе, царь собственноручно отрезал несколько бород. Но ни в одном современном эпохе источнике не утверждается, что он действовал при этом топором. Скорее всего, легенда о топоре — результат смешения в памяти двух событий, произошедших почти одновременно: казни мятежников-стрельцов при этом Петр лично участвовал в экзекуции и вводившегося на государственном уровне брадобрития.
В патриархальной стране, которой управлял Петр, ношение бород все равно оставалось нормой. Царь рассчитывал изменить положение дел не грубым насилием, а финансовым давлением. При нем свет увидела целая серия указов, вводивших штрафы за отказ от бритья. Представляет интерес, что отрезание бороды Петр Великий мог рассматривать как разновидность наказания для своих провинившихся сподвижников. Сохранилось известие, что первым от рук Петра на Руси бороды лишился воевода Алексей Шеин, которого царь заподозрил в полуизмене: недонесении о готовившемся мятеже стрельцов. Что и сказать: за такое преступление отрезание бороды еще не самое страшное наказание.
Миф шестой: царь ненастоящий! Распространение этой легенды еще в эпоху самого Петра Великого доказывает, что и наши предки, жившие в XVII веке, не чуждались теорий заговора. Изолированный от сводных братьев и сестер будущий царь с юных лет проводил время в анклаве европейских экспатов в Москве, называвшемся слобода Кукуй, где усвоил их привычки и манеру одеваться. Очень скоро это начали ставить ему на вид: расползлись слухи, будто мать правителя царица Наталья родила девочку, которую спешно подменили на подкидыша, взятого у "немцев".
При этом в России в отличие от Европы и Византии обряд проводился после венчания, а не до. И, по версии некоторых историков, таким образом русский царь уподоблялся не царям Израилевым, а самому Христу. Иван Грозный внес и собственные коррективы в византийские традиции: так, пришедший из Византии термин «самодержец» изначально говорил о независимости правителя. При Грозном же значение слова было расширено — помимо независимости от внешних сил, он стал означать неограниченную власть правителя в стране.
По договору, заключенному с русским посольством, Владислав должен был принять православие и прибыть в Москву для возведения на престол. Специально для коронации своего сына Сигизмунд III заказал у ювелиров «Московитскую корону» — венец, увенчанный 255-ю драгоценными камнями: жемчугом, сапфирами, изумрудами и рубинами. На Руси же от имени царя Владислава Жигимонтовича даже начали печатать монеты. Однако Владислав православие так и не принял и в Москву не прибыл. Корона же после смерти его отца была разобрана на драгоценности, большая часть из которых попала к германским курфюрстам Гогенцоллерам, после чего следы их затерялись. По легенде, один из камней, входивших в «Московитскую корону», резной сапфир, был позднее подарен императору Николаю Павловичу и до сих пор хранится в Оружейной палате.
На первого русского царя торжественно возложили шапку Мономаха, знак царской власти, надели золотую цепь и вручили тяжелое золотое яблоко, которое олицетворяло собой российскую державу.
Так Россия получила своего первого царя. Он был из династии Великого князя Рюрика. Царская власть передавалась по наследству старшему сыну. У Ивана Грозного было три сына. Старший Иван, любимец отца, средний Федор — слабый и болезненный юноша и младший Дмитрий, совсем еще маленький мальчик. Престол должен был наследовать Иван, но в царской семье случилась трагедия.
Как на Руси появился царь?
Кто из правителей стал первым в России царём. «Семибоярщина» — «временное» боярское правительство, образовавшееся в России после свержения царя Василия Шуйского (умер в польском заточении) в июле 1610 и формально просуществовавшее до избрания на трон царя Михаила Романова. Тогда как титул «царь» являлся особым, и соответствовал скорее званию «император». Первым исторически достоверным предком Романовых считается московский боярин времен Ивана Калиты и Симеона Гордого Андрей Кобыла. 17 декабря 2018 Артур Романов ответил: Первым русским царем, как известно, был царь Иван IV, он же Иван Васильевич Грозный. Проект создан при поддержке Президентского фонда культурных инициативВсе серии на PREMIER – документально-художественный сер.
Первый русский царь: что спрашивает ЕГЭ
После того как умерли и Алексей Михайлович, и его старший сын Федор, между Нарышкиными и Милославскими развязалась борьба за власть. В результате царями были объявлены сразу два брата: Иоанн сын Милославской и Петр сын Нарышкиной. Регентом стала их сестра Софья. Через семь лет ее фактического правления случился переворот: Петр заподозрил сестру в заговоре и отстранил ее от власти, заточив в Новодевичий монастырь. После этого Россией еще некоторое время формально правили два царя, но реальная власть находилась в руках Петра и семьи Нарышкиных. В 1694 году умерла Наталья Кирилловна Нарышкина, а в 1696-м — царь Иоанн. С этого момента началось единоличное правление Петра I, за 29 лет которого он радикально изменил международный, политический, экономический, социальный и культурный облик России. Поделиться Со дня рождения Петра Великого исполнилось 350 лет Со дня рождения Петра Великого исполнилось 350 лет Регулярная армия В 1699 году Петр I решил создать профессиональную армию на регулярной основе.
И в 1705 году ввел рекрутскую повинность: крестьянские дворы выставляли на пожизненную военную службу солдат-рекрутов, одного человека из 20, 25 или 50 дворов. Ядром армии стали лейб-гвардии Преображенский и Семеновский полки. Для солдат придумали единую форму: пехота носила зеленые кафтаны и черные шляпы, кавалерия — синие кафтаны и черные шляпы. В 1711 году организовали при каждой воинской части оркестры. В 1716-м утвердили права и обязанности служащих — "Устав воинский сухопутный". По нему вводились воинская присяга и наказания за преступления, вплоть до смертной казни. Хотя была и система поощрений: в 1698 году Петр I учредил первую высшую награду в российской истории — орден Андрея Первозванного, а после каждого крупного сражения офицерам и солдатам вручали памятные золотые и серебряные медали.
Создание русского флота Днем рождения российского военно-морского флота стало 30 октября 1696 года. Тогда Боярская дума поддержала идею царя создать регулярный флот на Азовском море. Варфоломеев С началом Северной войны был основан Балтийский флот — в 1703 году построили его первый парусный фрегат "Штандарт" и форт Кронштадт. В 1714-м балтийская эскадра одолела шведов в битве у мыса Гангут — это первая в истории победа русского флота. Сначала офицеры ездили учиться в Англию, Голландию и Венецию, а в 1715 году учредили петербургскую Морскую академию. Ее выпускников называли "гардемаринами", от французского garde-marine — "морская охрана". В 1720—1722 годах для военных моряков написали "Устав морской" и "Регламент адмиралтейский".
Все чины от матроса до адмирала должны были защищать родину "со всяким тщанием и ревностью". А иностранцы могли служить только при условии, "что по смерть им здесь оставаться". Курс на европейские ценности В 1697—1698 годах Петр I путешествовал по Европе инкогнито, в составе Великого посольства объехал города Пруссии, Голландии, Англии и империи Габсбургов. Полтора года он изучал науки и искусства Европы и впитывал местные традиции. Когда вернулся, велел стричь бороды боярам, обрезать длинные рукава и полы одежд. Приказал носить парики и европейский костюм: по будням — немецкое платье, по праздникам — французское.
Царское слово — закон, и Марию стали готовить к свадьбе.
Но внезапно девушка заболела, у неё открылась рвота. Инокиня Марфа заявила, что Мария Хлопова серьёзно больна и на роль царицы не подходит. Полагают, что болезнь у Марии произошла не без участия матери царя. Дело дошло до Земского собора , на котором было решено невесту со всей роднёй отправить в ссылку в Тобольск. В это же время, в 1619 году, из плена возвращается Филарет. Он обвиняет сына в малодушии, нежелании бороться за своё счастье. Хлоповым смягчили условия ссылки, но о браке речь уже не шла.
Филарет попытался поискать сыну невесту среди иностранных принцесс, но везде натыкался на отказ. История с женитьбой растянулась на семь лет. В 1623 году Михаил сорвался и потребовал обвенчать их с Марией. Но инокиня Марфа не отступала, пригрозив — если сын женится на Хлоповой, то она вовсе уедет из страны. Вновь был устроен смотр невест.
Был созван Земский собор. Гаврило Хлопов бил челом: «Болезнь произошла от сладких ядей. Болезнь проходит, невеста уже здорова. Не след отсылать её с верху! Марию вместе с бабкой, тёткой и двумя дядями Желябужскими, разлучив с родителями, отправили в ссылку в Тобольск. Но Михаил Фёдорович продолжал получать известия о здоровье бывшей невесты. Парсуна второй половины 1670-х — первой половины 1680-х гг. В 1619 году вернулся из плена отец царя, митрополит Филарет, и был посвящён в патриархи. С его появлением влияние матери на Михаила заметно уменьшилось. Филарет не согласился с женой и осудил сына за малодушное поведение. Невесту и её родственников перевели в Верхотурье, а через год — в Нижний Новгород. Но Филарет не настаивал на браке с бывшей невестой. Принимая во внимание печальное состояние государства, патриарх решил сосватать Михаилу литовскую принцессу, но тот отказался. Тогда отец предложил посвататься к Доротее-Августе, племяннице датского короля Христиана. Летопись сообщает об отказе короля, мотивированном тем, что его брат, принц Иоанн , приезжал сватать царевну Ксению и, по слухам, был уморен отравою. В начале 1623 года было отправлено посольство к шведскому королю сватать его родственницу, княжну Екатерину. Но она не захотела исполнить непременного русского условия — креститься в православную веру. После неудач при иностранных дворах Михаил Фёдорович вновь вспомнил о Марии. Он заявил родителям: «Сочетался я по закону Божию, обручена мне царица, кроме нея не хочу взять иную». Инокиня Марфа вновь обвинила девушку в болезни.
С 1606 года он и стал очередным русским царем и правил до 1610 года, когда его вместе с женой постригли в монахи и заточили в Иосифо-Во-локоламский монастырь. После низложения царя Василия в России в течение трех лет продолжался период междуцарствия. Это был первый русский царь из династии Романовых, представители которой правили в России вплоть до 1917 года, когда последний царь из этой же династии Николай II отрекся от престола и был расстрелян. После смерти Михаила Федоровича в 1645 году царем стал его сын Алексей Михайлович. У него было много детей, среди которых в дальнейшем и разгорелась борьба за царский престол. Сначала, после смерти отца Алексея Михайловича, царем был его сын Федор Алексеевич, а когда тот умер в 1682 году на престоле оказалось сразу два царя 16-летний Иоанн V Алексеевич и его брат, десятилетний Петр. У них были разные матери.
"С великим гневом и плачем": как на российский престол взошел первый из Романовых
Царь Иван Грозный 16 февраля 1571 года утвердил «Боярский приговор о станичной и сторожевой службе», который стал первым в России воинским Уставом. Царь Борис I Фёдорович Годунов – первый “выборный” царь в России. Ведь эта идея стала воистину "мессианской" — дав России и её гражданам духовную основу и стимул для великих свершений в мировом масштабе.
Первый царь
Он стал 14-м ребенком царя Алексея Михайловича и первым из троих детей его второй супруги, крымско-татарской княжны Натальи Кирилловны Нарышкиной. Т. е. при Царе-«деспоте» появился первый в России демократический институт. Став первым русским царем Иван IV получал неограниченную самодержавную власть. Данное венчание на царство стало для России актом большого политического значения. 17 декабря 2018 Артур Романов ответил: Первым русским царем, как известно, был царь Иван IV, он же Иван Васильевич Грозный. В результате Иван был провозглашён первым царём, а Пётр, как младший по возрасту, вторым.
Кто был первый русский Царь?
К 30 годам царя стала мучить прогрессирующая болезнь ног, из-за которой он стал терять способность к самостоятельному передвижению. Первый из великих московских князей, который стал именовать себя царем, был дед Ивана Грозного, Иван III. В 1717-м вышел первый в России учебник этикета "Юности честное зерцало".
Начало династии Романовых
Царский титул — это не только словесное выражение очень высокой степени власти, но еще и сложная философия. Для России эту философию создала в основном Русская Церковь. Ей, в свою очередь, досталось богатое наследие греческих церквей, чья судьба протекала на землях Византийской империи. Царское звание было официально закреплено за московскими правителями в XVI веке. Но никто, ни один человек не думал в ту пору: «Мы создали царскую власть».
Нет-нет, и сами государи наши, и их вельможи, и церковные иерархи придерживались совершенно иного образа мыслей: «Царская власть перешла к нам из Константинополя. Мы — наследники». Символы царской власти: шапка Мономаха и держава Древние пророчества Во второй половине XV века произошли события, ошеломительные и для Русской Церкви, и для всех «книжных» людей нашего отечества, и для политической элиты Руси. Во-первых, благочестивые греки «оскоромились»!
Они договорились с папским престолом об унии в обмен на военную помощь против турок. Митрополит Исидор — пришедший на Московскую кафедру грек, активный сторонник унии — попытался переменить религиозную жизнь Руси, очутился под арестом, а потом едва унес ноги из страны. Во-вторых, Русская Церковь стала автокефальной, то есть независимой от Византии. Митрополитов-греков сюда больше не звали, начали ставить глав Русской Церкви соборно, из своих архиереев.
В-третьих, в 1453 году пал Константинополь, казавшийся незыблемым центром Право-слав-ной цивилизации. И все это — на протяжении каких-то полутора десятилетий. В 1480 году страна окончательно освободилась от притязаний Орды на власть над ней. После падения Константинополя в Москве, пусть и не сразу, вспомнили таинственные предсказания, издавна приписывавшиеся двум великим людям — Мефодию, епископу Патарскому, а также византийскому императору Льву VI Премудрому, философу и законодателю.
Традиция вкладывала им в уста мрачные пророчества. Христианство, «благочестивый Израиль», незадолго до прихода Антихриста потерпит поражение в борьбе с «родом Измаиловым». Племена измаильтян возобладают и захватят землю христиан. Тогда воцарится беззаконие.
Однако потом явится некий благочестивый царь, который победит измаильтян, и вера Христова вновь воссияет. С особым вниманием наши книжники вглядывались в слова, где будущее торжество приписывалось не кому-то, а «роду русему». После 1453 года московские церковные интеллектуалы постепенно приходят к выводу: Константинополь пал — свершилась часть древних пророчеств; но и вторая часть свершится: «Русский род с союзниками причастниками … всего Измаила победит и седьмохолмый [град] примет с прежними законами его и в нем воцарится». А значит, когда-нибудь Москва придет со своими православными полками на турок, разобьет их, освободит от «измаильтян» Константинополь.
Из медленного, но неотвратимого осознания какой-то высокой роли Москвы в искалеченном, истекающем кровью мире восточного христианства, из очарования волнующими откровениями тысячелетней давности родился целый «веер» идей, объясняющих смысл существования новорожденной державы и ее стольного града. Не напрасно — размышляли в ту пору — милая лесная дикарка Москва оказалась в роли державной владычицы! Не напрасно вышла она из-под иноверного ига как раз в тот момент, когда прочие народы православные в него угодили! Предания о роде московских государей Когда Москва оказалась столицей объединенной Руси, ее государи стали смотреть и на главный город своей державы, и на самих себя совершенно иначе.
Иван III величал себя «государем всея Руси», чего прежде не водилось на раздробленных русских землях. При нем введены были в дворцовый обиход пышные византийские ритуалы: вместе с Софией Палеолог в Московское государство приехали знатные люди, помнившие закатное ромейское великолепие и научившие ему подданных Ивана III. Великий князь завел печать с коронованным двуглавым орлом и всадником, поражающим змея. На рубеже XV и XVI столетий появилось «Сказание о князьях Владимирских» — похвала и оправдание единовластному правлению великих князей московских.
В нем история Московского княжеского дома связана с римским императором Августом: некий легендарный родственник Августа, Прус, был послан править северными землями Империи — на берега Вислы. Позднее потомок Пруса, Рюрик, был приглашен новгородцами на княжение, а от него уже пошел правящий род князей земли Русской. Следовательно, московские Рюриковичи, те же Иван III и его сын Василий III, являются отдаленными потомками римских императоров, и власть их освящена древней традицией престолонаследия.
После заключения с Польшей перемирия поляки в 1619 году освободили из плена Филарета. Распространено мнение, что вплоть до кончины патриарха в 1633 году вся власть фактически находилась именно в его руках. Земский собор оказывал большую поддержку Михаилу Фёдоровичу», — считает Пчелов. Эксперты говорят, что первые годы царствования Михаила Фёдоровича, когда новый государь оказался в окружении родственного круга бояр Романовых, князей Черкасских, Шереметевых и Салтыковых родственников матери царя , вроде бы дают основание утверждать, что царь был слабым и безвольным правителем.
При преобладании в Думе родственников царя там оставались и представители других родов княжеской аристократии. И никто в «романовской» партии не мог бы усилиться настолько, чтобы заменить собою царя. Даже с возвращением царского отца, будущего московского патриарха Филарета, в 1619 году понятия о первенстве царской власти не поменялись», — объяснил Козляков. Патриарх Филарет globallookpress. Но роль Михаила Фёдоровича и Боярской думы во всех делах оставалась определяющей. Поддерживал его в этом и патриарх Филарет, после возвращения которого прекратили созываться Земские соборы. Царь Михаил Романов шёл на компромиссы, чтобы учесть мнение отца, но в основе этого были не безволие и страх, а тёплые отношения между отцом и сыном, о которых свидетельствует сохранившаяся переписка царя и патриарха.
Также по теме «Сфинкс, не разгаданный до гроба»: как изменилась Россия за годы правления императора Александра I 23 декабря 1777 года родился Александр I — один из самых противоречивых российских императоров. Победитель Наполеона и освободитель... После кончины Филарета Михаил на протяжении 12 лет правил самостоятельно. И народ его запомнил как праведного и честного государя. Михаил Фёдорович не был сторонником строгих правил. К примеру, для руководства городами он внедрил институт воевод, однако после прошений горожан ему не составило труда заменить их выборными представителями земской знати.
Феофан Прокопович выступил с проповедью, описав все знаменитые дела царя, за которые он достоин называться Отцом Отечества, Императором и Великим. Вслед за этим к царю подошли сенаторы, канцлер граф Г.
Под залпы сотен орудий Адмиралтейства, Петропавловской крепости и введённых в Неву 125 галер Пётр принял новый титул. По словам очевидца, «всё казалось объято пламенем и можно было подумать, что земля и небо готовы разрушиться». Так Россия стала империей. Принятие императорского титула знаменовало принципиально важные перемены в международном положении России.
Государи обзавелись официальной исторической легендой о собственной династии. Им этого хватило. Но Церковь мыслила на два-три шага дальше. Ученые монахи-иосифляне последователи преподобного Иосифа Волоцкого первыми начали понимать: Московская Русь — уже не задворки христианского мира. Отныне ей и воспринимать себя следует иначе. Идеи мудрых книжников, живших при Иване Великом и его сыне Василии, напоминают зеркала. Молодая Москва, еще не осознавая вполне своей красы, своего величия, капризно смотрелась то в одно, то в другое, и всё никак не могла решить, где она выглядит лучше. В первом она выглядела как «Третий Рим», во втором как «Дом Пречистой», отмеченный особым покровительством Богородицы, в третьем — как «новый Иерусалим». Самое знаменитое «зеркало», в которое смотрелась тогда Москва, родилось из нескольких строк. В 1492 году пересчитывалась Пасхалия на новую, восьмую тысячу лет православного летоисчисления от Сотворения мира. В разъяснении митрополита Зосимы к этому важному делу говорилось о великом князе Иване III как о новом царе Константине, правящем в новом Константинове граде — Москве… Вот первая искра. Филофеем была высказана концепция Москвы как «Третьего Рима». Филофей рассматривал Москву как центр мирового христианства, единственное место, где оно сохранилось в чистом, незамутненном виде. Два прежних его центра — Рим и Константинополь «Второй Рим» пали из-за вероотступничества. Филофей писал: «... Иначе говоря, «Ромейское царство» — неразрушимо, оно просто переместилось на восток и ныне Россия — новая Римская империя. Василия III Филофей именует царем «христиан всей поднебесной». В этой новой чистоте России предстоит возвыситься, когда государи ее «урядят» страну, установив правление справедливое, милосердное, основанное на христианских заповедях. Но более всего Филофей беспокоится не о правах московских правителей на политическое первенство во вселенной христианства, а о сохранении веры в неиспорченном виде, в сбережении последнего средоточия истинного христианства. Его «неразрушимое Ромейское царство» — скорее духовная сущность, нежели государство в привычном значении слова. Роль московского государя в этом контексте — в первую очередь роль хранителя веры. Справятся ли они со столь тяжкой задачей? Филофей, таким образом, вовсе не поет торжественных гимнов молодой державе, он полон тревоги: такая ответственность свалилась на Москву! Идея Москвы как Третьего Рима далеко не сразу получала широкое признание. Лишь с середины XVI века ее начинают воспринимать как нечто глубоко родственное московскому государственному строю. Венчание на царство В январе 1547 года Иван Васильевич венчался на царство. Московские государи с XIV века носили титул «великих князей московских». Однако в дипломатической переписке еще при Иване III начали применять титул «царь», приравнивая его к императорскому. Таким образом, во всей Европе, по мнению наших монархов, с ними мог равняться лишь германский император, да еще, может быть, турецкий султан. Но одно дело — использовать столь высокий титул в дипломатическом этикете и совсем другое — официально принять его. Этот шаг стал серьезной реформой, поскольку поднимал московского государя выше всех его западных соседей. Обряд осыпания золотыми монетами царя Ивана IV после венчания на царство. XVI в. Иван Грозный. Иллюстрация из Большой государственной книги. Более того, «книжные люди» того времени понимали: на их глазах происходит перенос византийского политического наследия на Русь.
Арабский халифат и его распад
- Потенциальные конкуренты
- Начало правления царской династии Романовых в России - Каталог Меднолит
- 2 комментария
- "С великим гневом и плачем": как на российский престол взошел первый из Романовых
- «Первый русский царь?» — Яндекс Кью
- Детство государя
Содержание
- Купите товары, связанные со статьёй
- Первый русский царь?
- Кто стал 1 царем в россии
- Содержание статьи
- Регулярная армия
- Русские цари и императоры - Схемы и пособия
Арабский халифат и его распад
- Первый царь на Руси. Кого первым нарекли царем всей Руси? ::
- Год венчания на царство первого русского царя
- Возрождение власти православных кесарей: "Венчан бысть на Царство Русское"
- Кто стал 1 царем в россии
- "С великим гневом и плачем": как на российский престол взошел первый из Романовых
- Ожесточенная борьба за господство, которую вели боярские группировки
Первый Русский Царь
Недостатки своего базового образования Пётр впоследствии устранить не смог. После смерти Алексея Михайловича царём стал его старший сын Фёдор от второй жены — царицы Марии Ильиничны Милославской , Нарышкины временно ушли в тень. Заручившись поддержкой патриарха Иоакима, Нарышкины и их сторонники в этот же день возвели на престол Петра, хотя согласно обычаю, царём должен был стать его старший брат Иван. Милославские усмотрели в провозглашении Петра царём ущемление своих интересов. Стрельцы, подстрекаемые Милославскими, подняли бунт , в результате которого соправителем 10-летнего Петра стал его старший 15-летний брат Иван, а фактической правительницей стала их старшая сестра 24-летняя Софья Алексеевна. В результате этого решения царица Наталья Кирилловна вместе с сыном Петром удалились от двора в подмосковный дворец в селе Преображенском. Великое посольство Петра I Вдали от царского дворца, не обременённый церемониями, Пётр начал проявлять интерес к военному делу. Он создал своё потешное войско полк , одев и вооружив своих сверстников по мальчишеским играм. Сам Пётр в этом войске был барабанщиком. В 1685 году в Преображенском был возведён голландцем Францем Тиммерманом потешный городок «Пресбург», который учились штурмовать потешные войска Петра [1]. В 1686 году Пётр завёл при потешных войсках артиллерию, и с этого же года его потешный полк стал называться Преображенским — по месту своего расквартирования.
В годы пребывания в селе Преображенском Пётр заинтересовался науками, которые были связаны с военным делом, а под руководством того же Тиммермана он изучал точные науки — арифметику и геометрию , а также военное искусство. Однажды, прогуливаясь с Тиммерманом по селу Измайлово, Пётр зашёл на Льняной двор, в амбаре которого увидел английский ботик. В 1688 году он поручил голландскому судостроителю Карштену Брандту отремонтировать, вооружить и оснастить этот бот, а затем спустить его на реку Яузу. Но так как Яуза оказалась тесной для корабля, Пётр отправился в Переславль-Залесский на Плещеево озеро, где у села Веськово заложил первую верфь для строительства судов. К этому времени к Преображенскому полку прибавился Семёновский, расположившийся в селе Семёновское. Для командования имеющимися войсками царевичу нужны были опытные люди. Не найдя таковых среди русских придворных, поиски привели Петра в Немецкую слободу. Пётр и Евдокия. Рисунок из книги, преподнесённой им в качестве свадебного подарка В слободе жило много иностранцев, включая Тиммермана и Брандта. Часто посещая эти места, Пётр оказался поклонником непринуждённой иноземной жизни, отличавшейся от русского жизненного уклада: он начал курить трубку, стал посещать немецкие разгульные вечеринки, обрёл в слободе новых знакомых, ставших его будущими сподвижниками, завёл роман с Анной Монс , ставшей его фавориткой более десяти лет.
Против такой жизни царевича выступала его мать, которая, чтобы образумить сына, решила женить его на Евдокии Лопухиной , дочери окольничего. Свадьба состоялась 27 января 6 февраля по новому стилю 1689 года. Активность Петра начала беспокоить царевну Софью, которая понимала, что с наступлением совершеннолетия брата ей придётся расстаться с властью. Её планы по собственному коронованию, вынашиваемые приспешниками Софьи, не поддержал патриарх Иоаким; военные кампании против крымских татар, осуществлённые в 1687 и 1689 годах её фаворитом князем Василием Голицыным, были малоуспешны; а в июле 1689 года, в праздник Казанской иконы Богоматери, произошёл первый публичный конфликт между возмужавшим Петром и Софьей. В этот день царевна Софья велела начальнику стрельцов Фёдору Шакловитому снарядить своих людей в Кремль для того, чтобы идти на Преображенское и приструнить Петра, якобы возжелавшего занять своими потешными полками Кремль и убить царевну. Царевна Софья Алексеевна Сторонники Петра среди стрельцов послали двух человек в Преображенское, чтобы предупредить Петра, который после донесения с небольшой свитой отправился в Троице-Сергиев монастырь. Царевна Софья запретила исполнять этот приказ брата. Тогда 27 августа ей пришла новая грамота — идти всем полкам к монастырю. Она сама отправилась в Троицкий монастырь, в селе Воздвиженское её встретили посланники Петра и приказали вернуться в Москву — вскоре Софья была заключена в Новодевичий монастырь под строгий присмотр. Старший брат Петра — Иван фактически отдал ему всю власть.
С 1689 года он не принимал участия в правлении страной, продолжая до конца своей жизни быть соправителем Петра. Воцарение и деятельность Петра После свержения царевны Софьи, власть перешла в руки людей, сплотившихся вокруг матери Петра — царицы Натальи Кирилловны, и она начала приучать сына к государственному управлению. Приоритетом деятельности Петра I в первые годы его правления было укрепление русского государства. Он предпринял попытку забрать у турок крепость Азов , расположенную при впадении реки Дон в Азовское море. Первый его Азовский поход, начавшийся весной 1695 года, окончился неудачно из-за отсутствия флота и неготовности русской армии действовать в отдалении от баз снабжения ; осенью этого же года началась подготовка к новому походу. Медаль на взятие Азова в 1696 году В Воронеже развернулось строительство русской флотилии, с которой 40-тысячная армия под командованием генералиссимуса Алексея Шеина вновь пошла на Азов, блокировав крепость с моря. Так был открыт первый выход России в южные моря. Азовские походы проявили организаторские способности Петра, который сумел сделать выводы из неудач и выиграть свою первую военную кампанию. Эту войну с Турцией завершил Константинопольский мирный договор 1700. В результате продолжилось строительство города и порта Таганрог, что значительно обезопасило южные границы России.
Но ещё оставалась проблема выхода к Чёрному морю через Керченский пролив — эта территория была под контролем Османской империи. Сил для войны с Турцией, как и полноценного морского флота, у России пока не было. По завершении Азовских походов, Пётр I послал на обучение за границу молодых русских дворян, а вскоре и сам отправился в первое путешествие по Европе. В марте 1697 года в Западную Европу из России было отправлено Великое посольство , главной целью которого было найти союзников против Османской империи. Всего в посольство вошло до 250 человек, среди которых под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова находился сам царь Пётр I. Это было первое его путешествие за пределы своего государства. Посольство посетило Германию, Голландию, Англию и Австрию. В Россию было завербовано несколько сотен специалистов по корабельному делу, также было закуплено военное и прочее оборудование. Пётр I вёл переговоры, часть времени посвятил изучению кораблестроения, военного дела и других наук. В Англии он посетил литейный завод, арсенал, парламент, Оксфордский университет , Гринвичскую обсерваторию и Монетный двор, смотрителем которого в то время был Исаак Ньютон [3].
Великое посольство не достигло цели сформировать коалицию против Османской империи, так как некоторые европейские державы готовились к Войне за испанское наследство. Но, благодаря этой войне, сложились благоприятные условия для борьбы России за Балтику, и на некоторое время внешняя политика Петра I была переориентирована с южного направления на северное. По дороге в Москву, в июле 1698 года, царь узнал о подавлении стрелецкого бунта. По прибытии в Москву были найдены и казнены более тысячи человек [4]. Царевна Софья была пострижена в монахини и под именем Сусанны в Новодевичьем монастыре провела остаток своей жизни. Та же участь постигла и жену Петра — Евдокию Лопухину, которую насильно отправили в Суздальский монастырь. После общения с царём, Патриарх поддержал его в реформе просвещения в России, что привело к созданию новой системы образования и открытия в 1724 году Петербургской академии наук.
Русские воеводы захватили хана Едигер-Магмета и штурмом взяли Казань. Это была блестящая победа Ивана Грозного, укрепившая его власть на родине и означала крупнейший успех русского государства на мировой арене. В 1554 и в 1556 годах совершено два похода на Астрахань, в результате которых ханство Астраханское присоединилось к России и влияние русское стало простираться до самого Кавказа. Через воды Северного Ледовитого океана и Белого моря Русь начала налаживать торговлю с Англией, что очень не понравилось Швеции, так как в результате существенно страдала ее экономика. Шведский король Густав I Васа пытался создать союз против России, но не получив ни от кого поддержки, принялся действовать самостоятельно. Началось все с того, что в шведском Стокгольме захватили русских купцов. В начале осени 1555 года шведское войско осадило город Орешек и предприняло попытку взять Новгород. Но шведы оказались разбиты русским войском, и тогда Густав выступил с предложением о перемирии, Иван Грозный это предложение принял. В 1558 году Иваном Грозным начата Ливонская война, чтобы овладеть Балтийским побережьем. К 1560 году Ливонский орден перестал существовать ввиду полного разгрома его армии. Но в этот момент начались разногласия внутри России, многие в Избранной Раде были недовольны действиями царя и требовали прекратить Ливонскую войну. Однако царь и слушать не хотел. Окрыленный успехом, в 1563 году русские войска взяли Полоцк: крупнейшую литовскую крепость. Однако 1564 год принес поражения русской армии и разочарование Ивана Грозного. Государь тщетно пытался найти в этом виновных и именно с этого времени начался период казней и опалы. Иван Грозный 3 декабря 1564 года покинул Москву. С собой царь забрал казну, почитаемые иконы и церковную утварь, вместе с ним столицу покинула семья и некоторые бояре. Отъезду предшествовали раздоры правителя с политической элитой. Поездив в течение нескольких недель по окрестным монастырям, царь остановился в Александровской слободе, в 120 км от Москвы. Опричнина в России началась 3 февраля 1565 года, по указу Ивана Грозного и продлилась до его смерти 28 марта 1584 года. Чрезвычайные меры в государстве сопровождались сильными репрессиями народа. Слово «опричнина» происходит от древнего «опричь», что означает «особый». Войску опричников и впрямь были даны особые полномочия. В опричнину царь отделил часть бояр, дворян, 1000 князей, служилых и приказных людей. Им были розданы поместья в волостях. Страна разделилась на две территории, ту, которая в опричнину не вошла, стали именовать земщиной. Опричники клялись в верности государю, обещали никоим образом не общаться с земскими. Ходили в черных одеждах, как монахи, те, у кого имелись лошади, крепили к седлам отличительные знаки: метлы и головы собак. Войско опричников царь освободил от ответственности, им дозволялось грабить и убивать тех, кто не согласен с правителем. В декабре 1569 года, подозревая новгородскую знать в заговоре с намерением предаться польскому королю, Иван в сопровождении войска опричников выступил в поход на Новгорода. По пути опричники устроили множество убийств и грабежей в Твери, Клину, Торжке и других городах. Боевые отряды опричников окружили Новгород 2 января 1570 года, сотни священников окрестностей были посажены под арест, монастыри взяты под полный контроль. Через несколько дней приехал уже сам царь. Он отстоял службу в Софийском соборе и приказал начать репрессии. Официально основано Донское Казачество 3 января 1570 года.
Также по его указу в Москве умерших стали хоронить за счёт казны. За время страшного трёхлетнего голода только на московских кладбищах было похоронено 127 тысяч человек. Борис Годунов хотя и раздавал голодающим казённое зерно и деньги, но в основном они оседали в карманах спекулянтов. Немало хлеба, проданного по твёрдым ценам, всё-таки попало в руки хлебных скупщиков. Новый царь, пытавшийся бороться с хлебной спекуляцией, даже велел казнить нескольких столичных пекарей, мошенничавших на выпечке хлеба. Но всё это не очень помогло. По разным сведениям, цены на хлеб за это время увеличились в 10—25 раз. Голод и обнищание провоцировали частые вспышки холеры, а в 1603 году началась эпидемия холеры. Болезнь быстро распространялась по уездам. В разных местах вспыхивали стихийные восстания крестьян. Восставшие громили усадьбы бояр и помещиков. Правительство вынуждено было направлять против разбойников войска. Для усмирения разбойников карательные отряды были отправлены в центральные уезды. Но разбойники «гуляли» и в южных, и юго-западных уездах, и под Москвой «быша разбои велицы». Отряды разбойников сбивались в целые воинские соединения. В 1603 году к Москве двинулась разбойничья армия Хлопко Косолапа. Такое движение разбойников на Москву происходило в истории Руси впервые. В сентябре на Боярской думе принято решение направить против Хлопка «многую рать» во главе с опытным воеводой — окольничим Иваном Фёдоровичем Басмановым.
Голосование вновь было открытым и безальтернативным. Избрание Патриарха Пимена в 1971 году прошло открытым голосованием. Вот как пишет об этом архиепископ Брюссельский и Бельгийский Василий Кривошеин участник того Собора : «Я поспешил в Успенский храм, там все уже были в сборе, меня ждали и беспокоились моим запозданием. Быстро надели на меня мантию, не успев даже застегнуть крючков, и мы процессией и в порядке старшинства вошли в помещение Собора, Трапезную церковь Преподобного Сергия, и заняли свои обычные места. Иностранные гости в полном составе также разместились, а я успел заметить, что Куроедова или кого ни будь из представителей гражданской власти тоже не было. Заседание началось около двух часов дня. Митрополит Пимен предложил обсудить процедуру избрания Патриарха. Встал митрополит Никодим и сказал: — Процедура избрания была предметом глубокого и всестороннего обсуждения на Архиерейском совещании. Было решено, что избрание будет происходить открытым голосованием, а, следовательно, прошу и предлагаю Собору утвердить эту процедуру». Последние в новейшей истории выборы Патриарха прошли во время Поместного Собора 1990 года впервые за долгие годы без всякого давления светских властей. На этот раз кандидатами в патриархи были 75 епархиальных архиереев в возрасте после 40 лет, имеющие советское гражданство с рождения. Своих кандидатов выдвинул сначала Архиерейский Собор: каждый из его членов мог предложить до трех человек из предложенного списка. Далее, пятерых кандидатов выдвинул Поместный Собор, но в силу слабой поддержки каждого из них в отдельности, дальнейшее голосование шло только по первым трем кандидатам. Голосование на Поместном Соборе проходило тайно в два этапа. Сначала осталось только два кандидата — митрополиты Алексий и Владимир. Во втором туре с перевесом в 15 голосов первенствовал Алексий. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Начало династии Романовых: 309 лет назад в России воцарился мир и покой
Т. е. при Царе-«деспоте» появился первый в России демократический институт. Восстановление российской государственности стало возможным с освобождением Москвы. Опекуном царевича стал его единокровный брат, крёстный отец и новый царь Фёдор Алексеевич. все новости чемпионатов.