Челкаш приглашает Гаврилу пообедать, причём берет еду в долг, и Гаврила сразу преисполняется уважения к Челкашу, «который, несмотря на свой вид жулика, пользуется такой известностью и доверием». Главная мысль рассказа «Челкаш», которую автор хотел донести до читателей, что такие люди, как Челкаш, не хуже простых крестьянских работяг, а иногда даже наоборот, являются по сравнению с ними более нравственными и добросовестными людьми. Челкаш это имя криминального элемента из рассказа Горького в котором пропагандируется тема свободы и босячества. Максим Горький, «Челкаш» – Самые лучшие и интересные новости по теме: Максим Горький, Россия, знания на развлекательном портале
Краткое содержание рассказа “Челкаш”, анализ произведения
Главная» Новости» Кто такой челкаш. Кто такой челкаш. Кто такой Челкаш? Челкаш — это персонаж фольклора и литературы, часто упоминаемый в русских народных сказках и загадках. это имя криминального элемента из рассказа Горького, в котором пропагандируется тема свободы и босячества. Главная мысль рассказа «Челкаш», которую автор хотел донести до читателей, что такие люди, как Челкаш, не хуже простых крестьянских работяг, а иногда даже наоборот, являются по сравнению с ними более нравственными и добросовестными людьми.
Челкаш — чувствительный вор, гуляка и оторванник из народа
Думал в зятья пойти к зажиточному мужику, но тот заставит долго на себя батрачить. Гавриле нужны деньги, и Челкаш, назвавшись рыбаком, предлагает заработать. Гаврила понял, кто такой Челкаш на самом деле, но согласился. Они заходят в трактир, им подают все в долг. Тот, кто казался жуликом, вызвал у Гаврилы уважением тем, что он известная личность и к нему относятся с доверием. Захмелевшего парня Гришка уложил в тени спать, почувствовав себя господином, думает о том, что в его власти сделать с жизнью этого человека что угодно. Глава II Ночью, украв лодку, они поплыли на дело.
Челкаш любил море, в котором отражаются на глади огоньки фонарей. В море ему представлялось, что душа очищается от житейской скверны, и он становится лучше. Гавриле, сидящему на вёслах, в море боязно, он шепчет молитву. Трясущийся от страха, он стал умолять отпустить его. Доплыв до места, Челкаш отбирает у него паспорт, чтобы не сбежал, и исчезает в темноте пристани. Стало еще страшнее одному в темноте и зловещей тишине, и он обрадовался возвращению хозяина, который спустил в лодку какие-то тюки.
На обратном пути, проходя возле кордонов, море осветил луч прожектора, показавшийся Гавриле огненным мечом. Испугавшись, он бросил весла и прижался к дну лодки, но после ударов и ругани Челкаша вновь стал грести. Гаврила был опустошен и подавлен. Гришка, радуясь удачной добыче, завел разговоры о деревенской жизни, что может себе теперь позволить Гаврила. Тот слушал и пожалел этого человека, шатающегося, отлученного от земли, задев его самолюбие. Челкаш вспомнил свое прошлое: деревню, семью и почувствовал одиночество.
Сбыв товар на каком-то судне, они легли спать. Увидев огромные деньги, Гаврила падает в ноги, просит отдать их, ведь он знает, на что их применить. Чувствуя свое превосходство, Челкаш отдал деньги Гавриле, но, услышав признание, что тот в море помышлял его убить и утопить, отнимает деньги и хочет уйти. Гаврила швыряет вдогонку камень и попадает в голову вора. Испугавшись, что чуть не убил, кинулся бежать, но вернулся, стал приводить Челкаша в чувство, просить прощения. Очнувшегося Гришку взбесило, что Гаврила отказывается от денег, и он сует ему их в лицо.
С трудом поднявшись, пошатываясь, Гришка уходит, а Гаврила, собрав деньги и перекрестившись, направился в другую сторону.
Гранит, железо, дерево, мостовая гавани, суда и люди — всё дышит мощными звуками страстного гимна Меркурию. Но голоса людей, еле слышные в нем, слабы и смешны. И сами люди, первоначально родившие этот шум, смешны и жалки: их фигурки, пыльные, оборванные, юркие, согнутые под тяжестью товаров, лежащих на их спинах, суетливо бегают то туда, то сюда в тучах пыли, в море зноя и звуков, они ничтожны по сравнению с окружающими их железными колоссами, грудами товаров, гремящими вагонами и всем, что они создали. Созданное ими поработило и обезличило их.
Стоя под парами, тяжелые гиганты-пароходы свистят, шипят, глубоко вздыхают, и в каждом звуке, рожденном ими, чудится насмешливая нота презрения к серым, пыльным фигурам людей, ползавших по их палубам, наполняя глубокие трюмы продуктами своего рабского труда. До слез смешны длинные вереницы грузчиков, несущих на плечах своих тысячи пудов хлеба в железные животы судов для того, чтобы заработать несколько фунтов того же хлеба для своего желудка. Рваные, потные, отупевшие от усталости, шума и зноя люди и могучие, блестевшие на солнце дородством машины, созданные этими людьми, — машины, которые в конце концов приводились в движение все-таки не паром, а мускулами и кровью своих творцов, — в этом сопоставлении была целая поэма жестокой иронии. Шум — подавлял, пыль, раздражая ноздри, — слепила глаза, зной — пек тело и изнурял его, и все кругом казалось напряженным, теряющим терпение, готовым разразиться какой-то грандиозной катастрофой, взрывом, за которым в освеженном им воздухе будет дышаться свободно и легко, на земле воцарится тишина, а этот пыльный шум, оглушительный, раздражающий, доводящий до тоскливого бешенства, исчезнет, и тогда в городе, на море, в небе станет тихо, ясно, славно… Раздалось двенадцать мерных и звонких ударов в колокол. Когда последний медный звук замер, дикая музыка труда уже звучала тише.
Через минуту еще она превратилась в глухой недовольный ропот.
Его забавлял страх парня, и он наслаждался и страхом Гаврилы, и тем, что вот какой он, Челкаш, грозный человек. Что я тебе?..
Милый… — Ну, молчи! Не нужен был бы, так я тебя не брал бы. Но Гаврила теперь уже не мог удержаться и, тихо всхлипывая, плакал, сморкался, ерзал по лавке, но греб сильно, отчаянно.
Лодка мчалась стрелой. Снова на дороге встали темные корпуса судов, и лодка потерялась в них, волчком вертясь в узких полосах воды между бортами. Буде спросит кто о чем — молчи, коли жив быть хочешь!
Гаврила от этого шепота потерял способность соображать что-либо и помертвел, охваченный холодным предчувствием беды. Он машинально опускал весла в воду, откидывался назад, вынимал их, бросал снова и все время упорно смотрел на свои лапти. Сонный шум волн гудел угрюмо и был страшен.
Вот гавань… За ее гранитной стеной слышались людские голоса, плеск воды, песня и тонкие свистки. Упирайся руками в стену! Тише, черт!..
Гаврила, цепляясь руками за скользкий камень, повел лодку вдоль стены. Лодка двигалась без шороха, скользя бортом по наросшей на камне слизи. Дай весла!
Дай сюда! А паспорт у тебя где? В котомке?
Дай котомку! Ну, давай скорей! Это, мил друг, для того, чтобы ты не удрал… Теперь не удерешь.
Без весел-то ты бы кое-как мог удрать, а без паспорта побоишься. Да смотри, коли ты пикнешь — на дне моря найду!.. И вдруг, уцепившись за что-то руками, Челкаш поднялся на воздух и исчез на стене.
Гаврила вздрогнул… Это вышло так быстро. Он почувствовал, как с него сваливается, сползает та проклятая тяжесть и страх, который он чувствовал при этом усатом, худом воре… Бежать теперь!.. И он, свободно вздохнув, оглянулся кругом.
Слева возвышался черный корпус без мачт, — какой-то огромный гроб, безлюдный и пустой… Каждый удар волны в его бока родил в нем глухое, гулкое эхо, похожее на тяжелый вздох. Справа над водой тянулась сырая каменная стена мола, как холодная, тяжелая змея. Сзади виднелись тоже какие-то черные остовы, а спереди, в отверстие между стеной и бортом этого гроба, видно было море, молчаливое, пустынное, с черными над ним тучами.
Они медленно двигались, огромные, тяжелые, источая из тьмы ужас и готовые раздавить человека тяжестью своей. Все было холодно, черно, зловеще. Гавриле стало страшно.
Этот страх был хуже страха, навеянного на него Челкашем; он охватил грудь Гаврилы крепким объятием, сжал его в робкий комок и приковал к скамье лодки… А кругом все молчало. Ни звука, кроме вздохов моря. Тучи ползли по небу так же медленно и скучно, как и раньше, но их все больше вздымалось из моря, и можно было, глядя на небо, думать, что и оно тоже море, только море взволнованное и опрокинутое над другим, сонным, покойным и гладким.
Тучи походили на волны, ринувшиеся на землю вниз кудрявыми седыми хребтами, и на пропасти, из которых вырваны эти волны ветром, и на зарождавшиеся валы, еще не покрытые зеленоватой пеной бешенства и гнева. Гаврила чувствовал себя раздавленным этой мрачной тишиной и красотой и чувствовал, что он хочет видеть скорее хозяина. А если он там останется?..
Время шло медленно, медленнее, чем ползли тучи по небу… И тишина, от времени, становилась все зловещей… Но вот за стеной мола послышался плеск,рох и что-то похожее на шепот. Гавриле показалось, что он сейчас умрет… — Эй! Со стены спускалось что-то кубическое и тяжелое.
Гаврила принял это в лодку. Спустилось еще одно такое же. Затем поперек стены вытянулась длинная фигура Челкаша, откуда-то явились весла, к ногам Гаврилы упала его котомка, и тяжело дышавший Челкаш уселся на корме.
Гаврила радостно и робко улыбался, глядя на него. Ну-ка, гребни добре! Дуй во всю силу!..
Хорошо ты, брат, заработал! Полдела сделали. Теперь только у чертей между глаз проплыть, а там — получай денежки и ступай к своей Машке.
Машка-то есть у тебя? Эй, дитятко? Вода под лодкой рокотала, и голубая полоса за кормой теперь была шире.
Гаврила весь облился потом, но продолжал грести во всю силу. Пережив дважды в эту ночь такой страх, он теперь боялся пережить его в третий раз и желал одного: скорей кончить эту проклятую работу, сойти на землю и бежать от этого человека, пока он в самом деле не убил или не завел его в тюрьму. Он решил не говорить с ним ни о чем, не противоречить ему, делать все, что велит, и, если удастся благополучно развязаться с ним, завтра же отслужить молебен Николаю Чудотворцу.
Из его груди готова была вылиться страстная молитва. Но он сдерживался, пыхтел, как паровик, и молчал, исподлобья кидая взгляды на Челкаша. А тот, сухой, длинный, нагнувшийся вперед и похожий на птицу, готовую лететь куда-то, смотрел во тьму вперед лодки ястребиными очами и, поводя хищным, горбатым носом, одной рукой цепко держал ручку руля, а другой теребил ус, вздрагивавший от улыбок, которые кривили его тонкие губы.
Челкаш был доволен своей удачей, собой и этим парнем, так сильно запуганным им и превратившимся в его раба. Он смотрел, как старался Гаврила, и ему стало жалко, захотелось ободрить его. Теперь шабаш.
Вот еще только одно бы место пройти… Отдохни-ка… Гаврила послушно приостановился, вытер рукавом рубахи пот с лица и снова опустил весла в воду. Воротца одни надо миновать. Тише, тише… А то, брат, тут народы серьезные… Как раз из ружья пошалить могут.
Такую шишку на лбу набьют, что и не охнешь. Лодка теперь кралась по воде почти совершенно беззвучно. Только с весел капали голубые капли, и когда они падали в море, на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко.
Ночь становилась все темнее и молчаливей. Теперь небо уже не походило на взволнованное море — тучи расплылись по нем и покрыли его ровным тяжелым пологом, низко опустившимся над водой и неподвижным. А море стало еще спокойней, черней, сильнее пахло теплым, соленым запахом и уж не казалось таким широким, как раньше.
Слева и справа от лодки из черной воды поднялись какие-то здания — баржи, неподвижные, мрачные и тоже черные. На одной из них двигался огонь, кто-то ходил с фонарем. Море, гладя их бока, звучало просительно и глухо, а они отвечали ему эхом, гулким и холодным, точно спорили, не желая уступить ему в чем-то.
С момента, когда он велел Гавриле грести тише, Гаврилу снова охватило острое выжидательное напряжение. Он весь подался вперед, во тьму, и ему казалось, что он растет, — кости и жилы вытягивались в нем с тупой болью, голова, заполненная одной мыслью, болела, кожа на спине вздрагивала, а в ноги вонзались маленькие, острые и холодные иглы. Глаза ломило от напряженного рассматриванья тьмы, из которой — он ждал — вот-вот встанет нечто и гаркнет на них: «Стой, воры!..
Он лег, и в полосу его сияния из мрака выплыли невидимые до той поры суда, черные, молчаливые, обвешанные пышной ночной мглой. Казалось, они долго были на дне моря, увлеченные туда могучей силой бури, и вот теперь поднялись оттуда по велению огненного меча, рожденного морем, — поднялись, чтобы посмотреть на небо и на все, что поверх воды… Их такелаж обнимал собой мачты и казался цепкими водорослями, поднявшимися со дна вместе с этими черными гигантами, опутанными их сетью. И он опять поднялся кверху из глубин моря, этот страшный голубой меч, поднялся, сверкая, снова рассек ночь и снова лег уже в другом направлении.
И там, где он лег, снова всплыли остовы судов, невидимых до его появления. Лодка Челкаша остановилась и колебалась на воде, как бы недоумевая. Гаврила лежал на дне, закрыв лицо руками, а Челкаш толкал его ногой и шипел бешено, но тихо: — Дурак, это крейсер таможенный… Это фонарь электрический!..
Вставай, дубина! Ведь на нас свет бросят сейчас!.. Погубишь, черт, и себя и меня!
И, наконец, когда один из ударов каблуком сапога сильнее других опустился на спину Гаврилы, он вскочил, все еще боясь открыть глаза, сел на лавку и, ощупью схватив весла, двинул лодку. Убью ведь! Ну, тише!..
Эка дурак, черт тебя возьми!.. Чего ты испугался? Фонарь — только и всего.
Тише веслами!.. Кислый черт!.. За контрабандой это следят.
Нас не заденут — далеко отплыли они. Не бойся, не заденут. Теперь мы… — Челкаш торжествующе оглянулся кругом.
Н-ну, счастлив ты, дубина стоеросовая!.. Гаврила молчал, греб и, тяжело дыша, искоса смотрел туда, где все еще поднимался и опускался этот огненный меч. Он никак не мог поверить Челкашу, что это только фонарь.
Холодное голубое сияние, разрубавшее тьму, заставляя море светиться серебряным блеском, имело в себе нечто необъяснимое, и Гаврила опять впал в гипноз тоскливого страха. Он греб, как машина, и все сжимался, точно ожидал удара сверху, и ничего, никакого желания не было уже в нем — он был пуст и бездушен. Волнения этой ночи выглодали наконец из него все человеческое.
А Челкаш торжествовал. Его привычные к потрясениям нервы уже успокоились. У него сладострастно вздрагивали усы и в глазах разгорался огонек.
Он чувствовал себя великолепно, посвистывал сквозь зубы, глубоко вдыхал влажный воздух моря, оглядывался кругом и добродушно улыбался, когда его глаза останавливались на Гавриле. Ветер пронесся и разбудил море, вдруг заигравшее частой зыбью. Тучи сделались как бы тоньше и прозрачней, но все небо было обложено ими.
Несмотря на то, что ветер, хотя еще легкий, свободно носился над морем, тучи были неподвижны и точно думали какую-то серую, скучную Думу. Ишь тебя как — точно из кожи-то твоей весь дух выдавили, один мешок костей остался! Конец уж всему.
Гавриле все-таки было приятно слышать человеческий голос, хоть это и говорил Челкаш. Мякиш… Ну-ка, садись на руль, а я — на весла, устал, поди! Гаврила машинально переменил место.
Когда Челкаш, меняясь с ним местами, взглянул ему в лицо и заметил, что он шатается на дрожащих ногах, ему стало еще больше жаль парня. Он хлопнул его по плечу. Заработал зато хорошо.
Я те, брат, награжу богато. Четвертной билет хочешь получить? Только на берег бы… Челкаш махнул рукой, плюнул и принялся грести, далеко назад забрасывая весла своими длинными руками.
Море проснулось. Оно играло маленькими волнами, рождая их, украшая бахромой пены, сталкивая друг с другом и разбивая в мелкую пыль. Пена, тая, шипела и вздыхала, — и все кругом было заполнено музыкальным шумом и плеском.
Тьма как бы стала живее. Много в этом смаку? Кое-где ветер прорывал тучи, и из разрывов смотрели голубые кусочки неба с одной-двумя звездочками на них.
Отраженные играющим морем, эти звездочки прыгали по волнам, то исчезая, то вновь блестя. Работка важная! Вот видишь как?..
Ночь одна — и полтысячи я тяпнул! Все-то, коли по цене продать, так и за тысячу хватит. Ну, я не дорожусь… Ловко?
Его охватила волна воспоминаний о своей деревеньке, сбегавшей по крутой горе вниз, к речке, скрытой в роще берез, ветел, рябин, черемухи… — Эх, важно бы!.. Я думаю, ты бы сейчас по чугунке домой… Уж и полюбили бы тебя девки дома, а-ах как!.. Любую бери!
Дом бы себе сгрохал — ну, для дома денег, положим, маловато… — Это верно… для дому нехватка. У нас дорог лес-то. Старый бы поправил.
Лошадь как? Она и есть, да больно стара, черт. Ха-арошую лошадь!
Корову… Овец… Птицы разной… А? Ох ты, Господи! Было когда-то свое гнездо… Отец-то был из первых богатеев в селе… Челкаш греб медленно.
Лодка колыхалась на волнах, шаловливо плескавшихся о ее борта, еле двигалась по темному морю, а оно играло все резвей и резвей. Двое людей мечтали, покачиваясь на воде и задумчиво поглядывая вокруг себя. Челкаш начал наводить Гаврилу на мысль о деревне, желая немного ободрить и успокоить его.
Сначала он говорил, посмеиваясь себе в усы, но потом, подавая реплики собеседнику и напоминая ему о радостях крестьянской жизни, в которых сам давно разочаровался, забыл о них и вспоминал только теперь, — он постепенно увлекся и вместо того, чтобы расспрашивать парня о деревне и ее делах, незаметно для себя стал сам рассказывать ему: — Главное в крестьянской жизни — это, брат, свобода! Хозяин ты есть сам себе. У тебя твой дом — грош ему цена — да он твой.
Николай II отменил присвоение звания, так как за неблагонадежным академиком был установлен полицейский надзор. В 1903 г. С 1903 г. Андреевой, актрисой Художественного театра. В 1905 г. Лениным, вступил в партию большевиков, занимался пропагандой революционных идей. В 1906 г.
Там им было создано множество произведений. После возвращения в Россию работал с редакциями газет «Правда» и «Звезда», занимался издательством журнала «Летопись». В 1917 г. Горький стал редактором газеты «Новая жизнь». Газета была популярным ежедневным изданием, в котором часто печатались злободневные очерки Горького с резкой критикой деятельности большевиков. Эти статьи станут потом основой единственной в своем роде книги «Несвоевременные мысли». В июне 1918 г.
Лениным газета будет закрыта. Горького стали называть «изменником революции», дезертиром и клеветником. Сталин, угрожая писателю, напомнил, что революцией было низвергнуто немало «громких имен», и что Горького «потянуло к ним, в архив». Горький выступил против насилия и диктатуры большевиков, октябрьские события называл не революцией, а разрушением. Он стал «буревестником», который не принял бури. В 1921 г. В 1928 г.
В 1931 г. Скончался 18 июня 1836 г. Урна с прахом писателя установлена в Кремлевской стене. В творчестве Горького принято выделять несколько этапов: ранний период, революционные годы с 1905 г. Самоучка из народа стал всемирно известным писателем уже благодаря произведениям своего раннего периода. Начинал Горький как писатель-романтик. Герои ранних произведений Максима Горького позиционируются как исключительные личности, выделяющиеся из серой массы толпы.
Одиночество для таких людей является естественным состоянием, общество с его мещанскими низменными интересами ими отвергается. Они же отвергнуты и не поняты окружающими их людьми. Эти герои родственны природной стихии, символизирующей свободное начало, ничем не сдерживаемое и не ограниченное. Краткое содержание рассказа «Челкаш» Композиционное значение экспозиции. Главная тема рассказа Рассказ «Челкаш», написанный летом 1894 г. В основу сюжета легла история, услышанная молодым писателем в лечебнице города Николаева. Там он находился на лечении после драки с сельскими мужиками.
Горький пострадал, заступившись за женщину, над которой издевались. Соседом по палате оказался одесский босяк. История, рассказанная босяком, запомнилась. Однажды Максим Горький поделился ею с писателем В. Короленко, который дал совет написать рассказ. После публикации рассказа Короленко написал о нем положительную рецензию. Так история из жизни изгоев общества стала сюжетом одного из лучших рассказов Горького.
Экспозиция [2] играет особую роль в композиции рассказа «Челкаш». В ней значительное место отведено пейзажной зарисовке морского порта. Мутное от песчаной пыли небо похоже на сероватую вуаль, из-за которой не видно отражения солнца на морской глади. Морские волны, захламленные и вспененные, закованы гранитом набережной гавани, подавляются бортами и килями тяжеловесных судов. Шум прибоя не слышен из-за гудков пароходов, грохота вагонов, дребезжания телег, звона якорных цепей и криков портовых грузчиков. Все эти звуки представляются, как гимн Меркурию — богу торговли. В портовом пространстве пыльные, жалкие, оборванные и потные людишки с тяжеловесными тюками на спинах противопоставлены величественным, блестящим на солнце торговым судам с огромными железными чревами, которые грузчики заполняют многочисленными товарами, чтобы добыть себе скудный кусок хлеба.
Люди смотрятся ничтожными созданиями по сравнению с созданными ими же «железными колоссами», презрительно гудящими, свистящими и шипящими. Созданное людьми их же «поработило и обезличило». В экспозиции автор подводит к главной теме рассказа: «Человек — это творец, ставший рабом». К полудню, когда работавшие с раннего утра грузчики собрались обедать, в порт приходит еще заспанный Гришка Челкаш, разыскивая своего напарника Мишку. Всему портовому люду известно, что Челкаш — вор. Он этого не скрывает, его же не только побаиваются, но и уважают. Даже таможенный сторож, который пугается обещания вора зайти к нему «в гости».
Челкаш краткое содержание
Жалкие и суетливые человеческие фигурки, согнутые под тяжестью грузов, «ничтожны по сравнению с окружающими их железными колоссами». Они наполняют глубокие трюмы судов «продуктами своего рабского труда», чтобы купить немного хлеба. Но вот медный колокол ударил двенадцать раз, и шум утих — наступило время обеда. Реклама I В порту появился Гришка Челкаш, «заядлый пьяница и ловкий, смелый вор», хорошо знакомый портовому люду. Этот босой, костлявый человек в ободранной одежде, с густыми и длинными усами выделялся среди прочих портовых босяков своим сходством со степным ястребом. Челкаш искал своего друга и подельника Мишку. На сегодняшнюю ночь намечалось выгодное дельце, и вору понадобился помощник.
От таможенного сторожа Челкаш узнал, что Мишку отвезли в больницу — ему отдавило ногу чугунной болванкой. Затем сердитый сторож препроводил Челкаша к портовым воротам. Усевшись неподалёку, Челкаш размышлял о деле, которое требует «немного труда и много ловкости». Он был уверен, что ловкости хватит у него, и, щуря глаза, мечтал о том, как загуляет завтра поутру, когда в его кармане явятся кредитные бумажки... Затем вор вспомнил о Мишке и выругался про себя — без помощника он с этим делом, пожалуй, не справится. Он осмотрел улицу и заметил неподалёку от себя широкоплечего, русоволосого парня в крестьянской одежде и с косой, завёрнутой в солому.
Реклама Челкаш заговорил с парнем, назвавшись рыбаком. Тот рассказал, что идёт с Кубани, где работал наёмным косцом. Много заработать не удалось — на Кубань пришло много голодающего народа, и цены упали. Челкаш спросил у парня, любит ли тот свободу. Парень ответил, что любит — «гуляй знай, как хошь, бога только помни». Вот только у самого парня, назвавшегося Гаврилой, свободы не будет никогда.
Отец у него умер, осталась старуха-мать да клочок истощённой земли, а жить надо. Зовут Гаврилу в зятья в богатый дом, только вот тесть не хочет дочь отделять, а значит, должен парень долгие годы на тестя работать. Вот было бы у него рублей 150! Он и дом бы построил, и землицы прикупил, и девку в жёны взял, какая понравится.
Образ Глядя на Гришку не понять, сколько ему лет. Жизнь его здорово потрепала, что не самым лучшим образом отразилось на внешности. Мужчина средних лет. Его образ можно сравнить с хищной птицей.
Было в нем-то что-то от ястреба. Высокий, худощавого телосложения. Руки длинные, тонкие. Пальцы кривые, цепкие. Волосы черного цвета, с проблесками седины, постоянно всколоченные, как будто по ним никогда не проходила расческа. Нос прямой, острый, с горбинкой. Над губой виднелись вечно подрагивающие, непонятного бурого цвета усы. Глаза холодного, серого цвета.
Упавший герой вскакивает и бросает купюры обезумевшему от жадности Гавриле. Тот не скрывая радости забирает деньги и признаётся, что уже подумывал оглушить Челкаша веслом и забрать всё. Бродяга в порыве ярости хватает бывшего напарника за горло и требует вернуть отнятое. Парень отдаёт деньги, но потом внезапно бросает камень в Челкаша, из-за чего тот падает. Гаврила убегает, однако потом возвращается и умоляет о прощении.
После долгих препирательств босяк оставляет себе одну купюру, а остальные отдаёт Гавриле. На том они расходятся в разные стороны. На экзамене преподаватели очень любят тестировать на знание текста, спрашивая о мелких деталях. Чтобы вы были заранее готовы, сообщаем их вам: Челкаш внешне напоминал степного ястреба. Попавшего в больницу приятеля Челкаша звали Мишкой.
В деревне у Гаврилы остались старуха-мать и дом. Челкаш испытал ненависть к парню за то, что у того где-то есть свой угол, а также за то, что «этот ребёнок смеет любить свободу, которой не знает цены и которая ему не нужна». Вор очень любил море, парню же было страшно. Охрану гавани Челкаш назвал «чертями». Контрабандист забирает у подельника паспорт, чтобы тот не убежал, пока он на деле.
Предмет, который принёс Челкаш в лодку, был «кубическим и тяжёлым». Челкаш когда-то служил гвардейским солдатом. Из 540 рублей, полученных с продажи добычи, вор отдал Гавриле вознаграждение в 40 рублей.
Гришка испытывал к морю любовь, ощущая, как под влиянием его величия воровская душа очищается от «житейской скверны». Гаврила поинтересовался у Челкаша насчет рыболовной снасти. Сначала вор испытал неловкость, а затем рассердился и злобно прикрикнул на парня. Гаврила понял, что отправились они вовсе не на рыбалку. Парень сильно испугался и начал уговаривать Челкаша, чтобы он его отпустил.
В это время в тишине раздался чей-то окрик. Вор приказал Гавриле молчать и продолжать грести. Наконец, лодка причалила к стене мола. Челкаш забрал у Гаврилы весла и паспорт, чтобы тот не смог сбежать, и быстро скрылся в темноте. Вскоре он уже опускал в лодку краденое и просил парня помочь. Гаврило пережил огромный страх, и поэтому выполнял любой приказ вора, желая как можно быстрее уйти от него. Теперь необходимо было миновать на лодке кордоны таможни. Когда Гаврила узнал об этом, он захотел закричать, призывая на помощь.
Это намерение не осуществилось из-за необычного для крестьянина явления — ослепительного луча от фонаря с крейсера. Гаврила в ужасе упал на дно лодки. Челкашу с большим трудом удалось его успокоить. Иллюстрация Д. Богословского Миновав опасное место, Челкаш почувствовал расслабленность. Он сказал Гавриле, что за эту ночь «заработал» полтысячи рублей. Парень стал мечтать о хозяйстве, которое теперь сможет завести на свою долю. Мечты парня пробудили в душе вора воспоминания о своей беззаботной деревенской молодости, родителях, красавице-жене.
Он ярко представил свое возвращение из армии, торжественную встречу в деревне, гордость отца за возмужавшего сына. Челкаш почувствовал себя очень одиноким, навсегда исключенным из жизни, в которой вырос.
Челкаш — кто это и что означает это слово
Значение слова Челкаш на это Челкаш «Челкаш» — первое произведение Максима Горького, напечатанное в журнале «Русское богатство» в 1895 году (№ 6) при содействии В. Г. Челкаш обладает такими хорошими качествами, как сочувствие и жалость, он осуждает тех, кто способен идти на подлость и унижение, ради денег. Челкаш верует в бога, пытается жить по христианским правилам, несмотря на ТО, что являлся вором. Челкаш характеристика героев кратко | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей. Термин «челкаш» может быть использован для обозначения кого-либо, кто не владеет определенными навыками или знаниями в определенной области.
Анализ рассказа «челкаш» (м. горький)
Челкаш — чувствительный вор, гуляка и оторванник из народа | Челкаш — это персонаж русского фольклора, известный своей неуклюжестью и неловкостью. |
Челкаш. Краткое содержание | Челкаш верует в бога, пытается жить по христианским правилам, несмотря на ТО, что являлся вором. |
Челкаш смысл рассказа. Анализ произведения «Челкаш» М | Краткое содержание рассказа Челкаш, Главные герои Челкаш и Гаврила, Сравнительная характеристика героев антиподов. |
Краткое содержание: «Челкаш» - ReadRate | Рассказ «Челкаш», анализ которого представлен в статье, написан в 1894 году. |
Челкаш — кто это и что означает это слово
Иначе придется идти «в зятья» к богатому человеку. На вопрос парня, чем Челкаш занимается, вор ответил, что он рыбак. Парень усомнился в том, что Челкаш зарабатывает деньги законным путем, и признался, что, как и бродяги, очень любит свободу. Немного подумав, вор предложил парню поработать с ним этой ночью — нужно будет только «грести».
Парень начал колебался, опасаясь, что может «во что-то влететь» с новым знакомым. Челкаш испытал ненависть к парню за то, «что он имеет где-то там деревню, дом в ней», «а больше всего за то, что этот ребенок смеет любить свободу, которой не знает цены и которая ему не нужна». Однако парень согласился подработать, и они пошли в трактир.
Парень представился — его звали Гаврила. В трактире Челкаш заказал еду в долг. Парень тут же проникся уважением к новому хозяину.
Челкаш сильно напоил Гаврилу. Вор «видел перед собою человека, жизнь которого попала в его волчьи лапы». Челкашу стало жаль парня, все его чувства наконец слились в нечто «отеческое и хозяйственное.
Малого было жалко, и малый был нужен». II Темная ночь. Челкаш и Гаврила отплывают, выходят в открытое море.
Вор очень любил море, парню же было страшно. Гаврила, заподозрив неладное, спросил, где снасть. Вору стало «обидно лгать перед этим мальчишкой» и он прикрикнул на парня.
Неожиданно издалека послышались крики «чертей» — охраны. Челкаш шипя приказал Гавриле грести как можно быстрее. Когда они отплыли, вор сказал, что, если бы их догнали, им был бы конец.
Испуганный Гаврила начал умолять Челкаша отпустить его, заплакал и продолжал всхлипывать, пока они не доплыли до стены гавани. Чтобы парень не сбежал, Челкаш забрал у него котомку с паспортом.
Григорий готов с ним поделиться. Но меняет о нем мнение, когда Гаврила пытается его убить ради денег. Хотя Гришка и вор, но у него есть свой кодекс чести. Обычный крестьянин, который мечтает найти хорошее место для заработка. Это поможет ему заиметь состроенное хозяйство.
Имеет чистый и немного наивный взгляд. Наивный и легко поддается чужому влиянию. Парень боится идти на воровское дело, но не может отказать Гришке, которого опасается. Ему страшно от того, что придется поплатиться за воровство. Во время вылазки трусит, отчаянно молится. Но, заполучив куш, в крестьянине просыпаются низменные черты. Душу раздирают алчность и жадность.
У него появляется мысль убить Челкаша, чтобы завладеть всем награбленным.
Ему необходимо не быть привязанным к чему-либо, спокойно проживать день здесь и сейчас. А для Гаврило свобода больше связана с финансовой независимостью. Ему хочется иметь возможность обеспечить мать и любимую жену. В рассказе поднимается целый ряд проблем. Они занимают важное место в произведении. Среди ключевых моментов можно обозначить: Алчность.
Это основная тема, которую затрагивает автор с помощью противопоставлений. Тот, кто нуждается больше всех в деньгах, босяк, не имеющий средства даже на завтрашний день, не имеет такой страсти к деньгам, как крестьянин, у которого есть дом, семья и работа с хорошим доходом. Челкаш проявляет сочувствие к людям. Даже имея возможность получить всю прибыль, он оставляет себе лишь часть добытых средств, которых хватило бы на еду. В то же время Гаврило готов убить человека, чтобы забрать у него деньги. Им овладела страсть к обогащению. В рассказе автор сравнивает персонажей не только по отношению к деньгам, но и их качества, такие как смелость и решимость.
Челкаш, освободившись от привязанности к дому и семье, избавился и от страха перед недостатком денег. Челкаш пытается поставить своего напарника на путь истинный, говоря про деньги: «Все беды от них! Что касается Гаврило, он противоположность ему. Парень боится оказаться без средств к существованию, привычной работы, его трусость все больше раскрывается перед читателями. Смысл книги Максим Горький писал множество книг на тему алчности, бедности, ведь он сам когда-то пребывал в нищете. Однако об этом редко говорили в обществе тех времен, описывая жизнь состоятельного сословия. Рассказ «Челкаш» выделялся этим среди других произведений.
Его главной идеей является чувство справедливости, к которому взывает автор. Он словно просит читателей, чтобы не судили по внешности людей. Горький, как и его главный герой, Челкаш, говорит, что достойные уважения люди необязательно должны иметь приличный достаток. В то же время не все, кто выглядит опрятно, может похвастаться такой же чистой душой. Бывает и наоборот, и приведенный рассказ является тому примером. С помощью специальных фраз автор указывает на отвержение людей. Это передается через слова Гаврило «Ненужный на земле!
Челкаш резко реагирует на них.
Он, Челкаш, чувствовал себя в силе повернуть ее и так и этак. Он мог разломать ее, как игральную карту, и мог помочь ей установиться в прочные крестьянские рамки.
Чувствуя себя господином другого, он думал о том, что этот парень никогда не изопьет такой чаши, какую судьба дала испить ему, Челкашу... И он завидовал и сожалел об этой молодой жизни, подсмеивался над ней и даже огорчался за нее, представляя, что она может еще раз попасть в такие руки, как его... И все чувства в конце концов слились у Челкаша в одно - нечто отеческое и хозяйственное.
Малого было жалко, и малый был нужен. Слайд 20 …вздохнул он, сразу вспомнив деревню, убогое хозяйство, свою мать и все то далекое, родное, ради чего он ходил на работу, ради чего так измучился в эту ночь. Его охватила волна воспоминаний о своей деревеньке, сбегавшей по крутой горе вниз, к речке, скрытой в роще берез, ветел, рябин, черемухи...
Гаврила глядел на него с любопытством и тоже воодушевлялся. Он во время этого разговора успел уже забыть, с кем имеет дело, и видел пред собой такого же крестьянина, как и сам он, прилепленного навеки к земле потом многих поколений, связанного с ней воспоминаниями детства, самовольно отлучившегося от нее и от забот о ней и понесшего за эту отлучку должное наказание. Ах, как верно!
Вот гляди-ка на себя, что ты теперь такое без земли? Землю, брат, как мать, не забудешь надолго.
Ночной вояж
- Челкаш: кто такой и что означает это слово?
- Горький Максим - Челкаш
- Челкаш — чувствительный вор, гуляка и оторванник из народа
- Челкаш смысл рассказа. Анализ произведения «Челкаш» М
Анализ рассказа «Челкаш» (М. Горький)
Yutaka Sakamoto. Челкаш, Чт. 4. Когда Челкаш отсчитывал деньги, то его неприятно поразил жадный блеск в глазах деревенского парня. Одним из таких суеверий было появление по закону Челкаша в доме, если кто-то приводил его имя по ошибке. Кто такой челкаш. 3. Рассказ «Челкаш» благодаря помощи В. Г. Короленко в 1895 был опубликован в журнале «Русское богатство».
Челкаш — чувствительный вор, гуляка и оторванник из народа
Кто такой Челкаш? Челкаш — это персонаж фольклора и литературы, часто упоминаемый в русских народных сказках и загадках. За обедом Челкаш опаивает Гаврилу, и па-рень оказывается полностью в его власти. В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Челкаша в рассказе «Челкаш» Горького: описание внешности и характера героя. «Челкаш» — первое произведение Максима Горького, напечатанное в журнале «Русское богатство» в 1895 году (№ 6) при содействии В. Г. Короленко.
Челкаш краткое содержание
«Челкаш»: краткое содержание и анализ произведения | При его поддержке «Челкаш» был впервые опубликован в 6 номере журнала «Русское богатство» 1895 года. |
Почему Челкаш стал вором: история и причины (8 видео) | Характеристика Челкаша в рассказе Горького "Челкаш", образ, описание. |
Свежие записи
- Характеристика Челкаша в рассказе "Челкаш" Горького
- Читать онлайн электронную книгу Челкаш - I бесплатно и без регистрации! -
- Челкаш это кто такой?
- Почему Челкаш стал вором: история и причины
- История создания челкаш кратко
- Анализ произведения Максима Горького «Челкаш»
Последние вопросы
- Максим Горький «Челкаш»
- Максим Горький «Челкаш»
- Характеристика Челкаша в рассказе "Челкаш" Горького
- Максим Горький. «Челкаш». Краткое содержание и анализ
- Из Википедии — свободной энциклопедии
Челкаш — кто это и что означает это слово
Челкаш был дьяком мелкой чиновницкой должности и мастером лживых похвал. Его обычный способ получения денег — обман и взятки. Он был очень хитрым и умело маскировал свои корыстные мотивы под вид простоты и доверчивости. Однако, Челкаш стал самой яркой и запоминающейся фигурой в «Ревизоре». Его бессовестность и настойчивость в получении обманных денег вызывали у читателей смех и недоумение. В культуре челкаш стал символом лицемерия и корыстолюбия.
Его имя стало нарицательным и используется для обозначения человека, который пытается выглядеть более простодушным, чем есть на самом деле, при этом стремится получить выгоду для себя. Таким образом, Челкаш — это яркий персонаж, который стал символом лицемерия и корыстолюбия. Его образ запомнился читателям и остается популярным и сегодня.
Вор искал своего друга и подельника Мишку. Однако таможенный сторож Семеныч сказал, что Мишке отдавило ногу чугунной штыкой, и его отвезли в больницу. Несмотря на досадную новость, разговор со сторожем развеселил вора. На улице Челкаш заметил молодого крестьянского парня.
Тот начал жаловаться, что ему очень нужны деньги, но заработать их не удается. Он был на «косовице» в Кубани, но там сейчас платят очень плохо. Недавно у парня умер отец, осталась старая мать и дом в деревне. Если бы ему где-то «рублей ста полтора» заработать, он мог бы стать на ноги. Иначе придется идти «в зятья» к богатому человеку. На вопрос парня, чем Челкаш занимается, вор ответил, что он рыбак. Парень усомнился в том, что Челкаш зарабатывает деньги законным путем, и признался, что, как и бродяги, очень любит свободу.
Немного подумав, вор предложил парню поработать с ним этой ночью — нужно будет только «грести». Парень начал колебался, опасаясь, что может «во что-то влететь» с новым знакомым. Челкаш испытал ненависть к парню за то, «что он имеет где-то там деревню, дом в ней», «а больше всего за то, что этот ребенок смеет любить свободу, которой не знает цены и которая ему не нужна». Однако парень согласился подработать, и они пошли в трактир. Парень представился — его звали Гаврила. В трактире Челкаш заказал еду в долг. Парень тут же проникся уважением к новому хозяину.
Челкаш сильно напоил Гаврилу. Вор «видел перед собою человека, жизнь которого попала в его волчьи лапы». Челкашу стало жаль парня, все его чувства наконец слились в нечто «отеческое и хозяйственное. Малого было жалко, и малый был нужен». II Темная ночь. Челкаш и Гаврила отплывают, выходят в открытое море.
Али портной?.. Ишь ты! Что же, ловишь рыбу?.. Здешние рыбаки не одну рыбу ловят.
Удочки такие есть для этого... Из тех, может, рыбаков, которые про себя поют: Мы закидываем сети Да по амбарам, по клетям!.. Как же!.. Ничего ребята, вольные, свободные... Ты разве любишь свободу? Еще бы! Гуляй знай, как хошь, бога только помни... Челкаш презрительно сплюнул и отвернулся от парня. А как? Пойду я в зятья в хороший дом.
Кабы выделили дочь-то!.. Ну, и буду я ломать на него... Вишь, какие дела-то! Хошь выделить Марфу? Не надо! Слава богу, девок в деревне не одна она. И был бы я, значит, совсем свободен, сам по себе... Ну и пойдешь в батраки... Своим хозяйством не исправлюсь я, ни в каком разе! Парню сильно не хотелось идти в зятья.
У него даже лицо печально потускнело. Он тяжело заерзал на земле. Сказал тоже!.. В нем этот здоровый деревенский парень что-то будил... Смутное, медленно назревавшее, досадливое чувство копошилось где-то глубоко и мешало ему сосредоточиться и обдумать то, что нужно было сделать в эту ночь. Обруганный парень бормотал что-то вполголоса, изредка бросая на босяка косые взгляды. У него смешно надулись щеки, оттопырились губы и суженные глаза как-то чересчур часто и смешно помаргивали. Он, очевидно, не ожидал, что его разговор с этим усатым оборванцем кончится так быстро и обидно. Оборванец не обращал больше на него внимания. Он задумчиво посвистывал, сидя на тумбочке и отбивая по ней такт голой грязной пяткой.
Парню хотелось поквитаться с ним. Часто это ты запиваешь-то? Хочешь сегодня ночью работать со мной? Говори скорей! Чего заставлю... Рыбу ловить поедем. Грести будешь... Что же? Работать можно. Только вот...
Больно ты закомурист...
Гадание с помощью Челкаша может быть увлекательным и захватывающим опытом, но важно помнить осторожность и не полагаться исключительно на его слова. Челкаш играет с человеческими ожиданиями, и его цель может быть не всегда ясна. Встречая Челкаша, необходимо остерегаться его искусных трюков и самому принимать решения, исходя из собственных соображений и оценок. Челкаш — главный герой «Ревизора» Название «Челкаш» имеет интересное происхождение. В старину «челка» означала колоду карт, используемую для гадания и предсказаний. Именно в этом контексте герой Челкаша связывается с мистикой и темной стороной. В пьесе «Ревизор» Челкаш играет роль помощника прокурора и участвует в обмане всего города. С помощью маскарада и провокаций, он разыгрывает жителей и прокурора, извлекая выгоду из их слабостей и страхов.
Челкаш является типичным представителем шулеров и мошенников того времени. Челкаша можно рассматривать как символ обмана и провокаций в пьесе. Он отражает темные стороны человеческой натуры и указывает на существование сильных сил, способных манипулировать другими людьми. Челкаш также вызывает у почитателей таро и предсказаний интерес и восхищение своими удивительными способностями в обмане и манипуляции. Челкаш — городской жулик и обманщик Мистика окружает эту фигуру — Челкаш умело играет на струнах человеческого эгоизма и слабости.