Когда велосипедисту разрешается двигаться по тротуару? Одно дело, когда велосипедист едет в правом ряду по дороге. Запрет на парковку велосипедов на тротуарах.
ПДД для бывалых: как доказать байкеру или велосипедисту, что он неправ
Это территория, предназначенная для движения велосипедистов, на начало и конец которой будут указывать новые дорожные знаки. Дублировать знак, обозначающий начало велосипедной зоны, будет разметка. Правила разрешают автомобилистам передвигаться в велосипедной зоне. Однако велосипедисты имеют преимущество перед ними и могут двигаться по всей попутной стороне проезжей части. Кроме того, в велозонах не действует правило, согласно которому велосипедисту запрещено поворачивать налево и разворачиваться на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении. Кстати, это правило не действует и вне велосипедных зон, если поворот налево разрешен из правой стороны.
Теперь при выезде на дорогу с прилегающей территории придется уступать дорогу не только транспорту и пешеходам, но и средствам индивидуальной мобильности. Когда загорается зеленый, нужно дождаться, чтобы пешеходный переход пересекли и пешеходы, и люди на СИМ. Для пешеходов. На велодорожке нужно уступить дорогу и велосипедистам, и тем, кто двигается на средстве индивидуальной мобильности. В остальных случаях у пешеходов приоритет перед теми, кто двигается на СИМ.
Много припаркованных автомобилей, деревья, кустарники, гаражи, другие постройки создают слепые зоны. Родителям важно объяснить ребенку, что во дворе, за пределами подъезда, начинается зона повышенной опасности. Необходимо, чтобы малыш четко усвоил: нельзя без оглядки выбегать из подъезда, арки, стоящего автомобиля — нужно обязательно убедиться, что поблизости нет едущего транспортного средства. Водителей, в свою очередь, просят быть предельно внимательными при совершении маневров во дворах, на территории дачных и гаражных кооперативов, двигаться с максимально низкой скоростью. Особую осторожность проявлять при движении задним ходом, а также соблюдать правила парковки. Для того чтобы избежать подобных опасных ситуаций, Госавтоинспекция призывает взрослых не оставлять несовершеннолетних во дворе без присмотра. Открытая трибуна.
Проще всего с мотоциклистами, потому что требования к ним практически повторяют автомобильную часть ПДД за исключением некоторых нюансов. Например, мотобайкеры обязаны носить шлем. Поскольку мотоцикл узкий и проворный, множество конфликтов провоцирует их вольный подход к выбору ряда. Где именно в полосе должен ехать мотоциклист: по центру, справа или как-то ещё? На самом деле ПДД не накладывают никаких ограничений, кроме требования соблюдать безопасный боковой интервал до соседних машин, поэтому ехать вдоль правой или левой бровки полосы мотоциклистам не возбраняется. Правда, ехать точно между полос или менять их без поворотника нельзя. Нет в ПДД и запрета на движение в одной полосе бок о бок двум мотоциклистам или, например, байку и автомобилю. Главное требование — все тот же безопасный боковой интервал, и поскольку в России встречаются полосы шириной, скажем, 5 метров, в них вполне помещаются даже две машины, не то что два мотоцикла. Поэтому для мопедов есть некоторые послабления, например, они могут ездить по полосам для велосипедистов или обочинам. Шлем для них обязателен. Велосипедисты относительно свободно могут чувствовать себя на специальных велодорожках, которых в России крайне мало Источник: Олег Каргаполов Но самое интересное — это велосипедисты. Главный вопрос: где именно могут ездить велосипедисты? Правила делят их на возрастные категории, и детям до 14 лет разрешено ездить только по тротуарам и пешеходным зонам, а если байкер старше 7 лет, — то и по велосипедным дорожкам не путать с велосипедными полосами в пределах проезжих частей. Детям до 14 лет выезд на проезжие части запрещен Источник: Олег Каргаполов Со взрослыми велосипедистами сложнее: правила устанавливают для них иерархию приоритетных зон для движения, и вариантом по умолчанию являются велодорожки и полосы для велосипедистов.
Виды штрафов для велосипедистов: как избежать наказания
Можно заплатить штраф за езду на велосипеде по тротуару, а можно и за то, что едешь по дороге. Ехать на велосипеде по переходам нельзя, можно только, спешившись, везти велосипед. Велосипедисты, катающиеся по тротуарам при наличии велодорожки или возможности ехать по проезжей части и пренебрегающие приоритетом пешеходов. Перемещаясь по тротуару – велосипедист, как правило, нарушает ПДД.
Кто главный на тротуаре? Проверьте, как вы знаете ПДД для пешеходов, велосипедистов и самокатчиков
Суд обязал водителей при повороте всегда уступать дорогу велосипедам - Российская газета | Ограничение скорости для велосипедистов и передвигающихся на СИМ по тротуару требуют ввести в России. |
ПДД для велосипедистов в 2023 году | Юным велосипедистам в возрасте от 7 до 14 лет можно ехать по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон. |
Правила для велосипедистов. Изменения в ПДД с 1 марта 2023 года. - YouTube | ИМХО, если велосипедист едет по тротуару, и впереди проезжая часть (ПЧ) с любым обозначением главной дороги и т.п., то он полюбому должен спешиваться перед её пересечением. |
Узнайте, как и где можно ездить велосипедисту по правилам
ПДД для велосипедистов в 2023 году ПДД для велосипедистов в 2023 году Тема статьи: Советы и рекомендации Каждый велосипедист, садясь на байк и выезжая из дома, становится участником дорожного движения. Поэтому ради собственной безопасности, нужно знать правила, по которым оно регулируется. В этой статье мы расскажем о них. По закону велосипед считается «транспортным средством», и к велосипедистам применимы все правила, затрагивающие ТС и их водителей. Основная часть правил, касающихся именно движения на велосипедах, находится в 24-ом пункте ПДД. Требования к оснащению велосипеда Велосипед должен быть технически исправен — чтобы руль поворачивался в желаемую сторону, а тормоза останавливали движение. За отсутствие тормоза можно получить штраф — 800 руб. Каждый велосипед должен иметь передний фонарь для освещения пути. Сзади должен быть установлен светоотражатель, либо фонарь красного цвета.
Для многих велосипедистов окажется сюрпризом, что согласно правилам, велосипед должен иметь еще и «ходовые огни», и они должны работать днем. Совсем как на автомобилях. Также велосипедистам рекомендуется иметь катафоты на байке слева и справа и светоотражающие элементы на одежде, чтобы быть заметнее для водителей машин и других участников движения. Где можно ездить велосипедисту По правилам взрослым велосипедистам можно кататься по тротуару только в том случае, если рядом нет велосипедной дорожки или велополосы. Таким образом, велосипедная или велопешеходная дорожка — приоритетное место для езды на велосипеде. Если дорожки рядом нет или ехать по ней невозможно — полагается ехать по правому краю проезжей части.
Для средств индивидуальной мобильности предназначены и те, и другие светофоры. В зависимости от того, где именно движется СИМ. Данный вопрос более подробно рассмотрен в статье " Сигналы светофоров для средств индивидуальной мобильности с 1 марта 2023 года ". Кроме того, велосипедные светофоры с 1 марта 2023 года относятся также и к мопедам, едущим по велосипедной полосе. Запрет на стоянку на краю тротуара с 1 марта 2023 года Следующее обновление затронуло четвертый абзац пункта 12. Стоянка на краю тротуара, граничащего с проезжей частью, разрешается только легковым автомобилям, мотоциклам и мопедам в местах, обозначенных знаком 6. Из пункта 12. С 1 марта комбинация исключается, то есть подобную ситуацию на дороге встретить будет нельзя: Если говорить точнее, сама по себе комбинация дорожных знаков может встретиться и она говорит о том, что участок дороги предназначен для стоянки только велосипедистов. Но парковаться на краю тротуаров она позволять больше не будет. Дневные ходовые огни для велосипедистов Для начала напомню, что 20 ноября 2010 года в правила дорожного движения России была добавлена обязанность в светлое время суток включать фары ближнего света или дневные ходовые огни для всех транспортных средств, в том числе и для велосипедистов. Однако данный пункт довольно часто вызывал вопросы у водителей, ведь велосипед не оборудован ни фарами ближнего света, ни дневными ходовыми огнями. С 1 марта 2023 года ситуация будет исправлена, а использование дневных ходовых огней велосипедистами будет отменено: 19. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах кроме велосипедов с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни. С одной стороны, данное нововведение можно оценить позитивно, ведь у велосипедистов больше не будут возникать вопросы по поводу использования фар днем.
При движении по правому краю проезжей части велосипедист почти равноправен с автомобилистом. Поворачивающий автомобиль обязан уступать двигающемуся прямо велосипеду, знаки приоритета тоже действуют. Важная оговорка: левый поворот и разворот разрешены только если по направлению движения велосипедиста всего одна полоса и нет трамвайных путей. Перестроения в потоке машин очень опасны и запрещены правилами. Если нужно повернуть налево на большом перекрестке, есть варианты. Можно пересечь его прямо, а затем встроиться в поток, ожидающий зеленого сигнала светофора на перпендикулярной улице. Еще более спокойный способ — спешиться и полностью пройти сложный участок по зебрам и тротуарам. Становиться пешеходом — суперспособность велосипедиста.
Юным велосипедистам в возрасте от семи до четырнадцати лет можно ездить по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон. Выезд на проезжую часть им запрещен. Дети до семи лет должны ездить только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам и пешеходным зонам. Скоро что то будет... Дата публикации документа: 03. Столкнулись с проблемой — сообщите о ней! Написать о проблеме Уважаемый пользователь, данный сайт производит обработку файлов cookie и пользовательских данных информацию об ip-адресе, местоположении, типе и версии операционной системы, типе и версии браузера, источнике переадресации на сайт, и сведения об открытых страницах пользователя в целях улучшения функционирования сайта и проведения статистических исследований.
Узнайте, как и где можно ездить велосипедисту по правилам
ГИБДД может штрафовать велосипедистов и самокатчиков на тротуарах. Велосипедисты могут передвигаться по дороге в колонне по одному или по двое (при максимальной ширине занимаемой проезжей части не более 0,75 м). Если по обочине кататься не получается, то велосипедист может занять тротуар (п. 24.5 ПДД). Можно, если на тротуаре кроме велосипедистов никого не будет, а так по велодорожкам вообще-то, можно и по трассе ездить на велике, если смерть не страшна, потому что практически никто из водил не считает велосипедистов участниками движения, лохами. Вы можете ехать по тротуарам или по пешеходной зоне, не создавая помех пешеходам и при создании таких помех либо опасности для движения пешеходов спешиваясь. По пешеходным зонам можно передвигаться велосипедистам в возрасте от 7 до 14 лет, а также по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам (24.3). Велосипедистам можно двигаться по тротуару или пешеходной дорожке, если нет велодорожки, либо нет возможности проехать по правому краю проезжей части.
ПДД и штрафы для велосипедистов в вопросах и ответах
Если вы едете на велосипеде, то являетесь непосредственным участником движения, и вам запрещено ехать по тротуару, а если вы идёте рядом с велосипедом, то вы – пешеход. Велосипед на тротуаре — Разрешено ли вам ездить на велосипеде по тротуару — один из самых важных вопросов при езде на велосипеде в Москве и других городах России. Любой велосипедист должен знать, можно ездить на велосипеде по тротуару или нет. ГИБДД может штрафовать велосипедистов и самокатчиков на тротуарах. СИМ весом менее 35 кг (к ним относятся в том числе прокатные самокаты) в ПДД разрешается ехать по проезжей части только, если на участке пути нет велосипедной, велопешеходной инфраструктуры и тротуара.
Правила езды на электросамокате в 2023 году: что изменилось
Учиться и знать правила дорожного движения очень важно. Когда вы покупаете своему ребенку первый велосипед, объясните ему правила в доступной форме. Правила дорожного движения запрещают это делать: передвигаться на транспорте без установленных звуковых сигналов и светоотражающих устройств; перевозить крупногабаритные грузы, которые препятствуют движению другого транспорта; ездить на велосипеде с испорченными тормозами; для езды в темное время суток, велосипед должен быть оборудован фонарем; во время движения держаться, прицепляться к машинам; оборудовать к велосипеду прицеп, не предназначенный для этого. Велосипедистов становится все больше, а велосипедных дорожек катастрофически мало. Единственный способ избежать аварий — быть дружелюбными друг к другу и соблюдать правила дорожного движения.
Когда велосипедист может рассчитывать на компенсацию морального вреда Если вы мешаете другим участникам дорожного движения, велосипедист должен заплатить 1000 рублей по части 1 статьи 12. Помимо штрафа, пострадавший может потребовать от велосипедиста, ответственного за причиненные им неудобства, возмещения морального ущерба. Велосипедисты столкнулись, и Бабкина получила закрытый перелом лучевой кости со смещением. Согласно заключению эксперта, эти травмы квалифицируются как средней тяжести.
Сотрудники милиции наложили на Шишикина штраф в размере 1000 рублей по статье 12. Бабкина, в свою очередь, обратилась в Колышлейский районный суд Пензенской области за возмещением нематериального ущерба в размере 250 000 рублей. Ей пришлось долго восстанавливать руку, она до сих пор не может ею работать и испытывает онемение. В будущем она планирует оформить инвалидность.
Шишикин признал вину Бабкиной в получении травм, но просил снизить сумму компенсации до 30 000 рублей. Судья Сергей Прошкин изучил амбулаторные карты и экспертное заключение, заслушал истца и ответчика и пришел к выводу, что Бабкина получила перелом по вине Шишикина. Виновный велосипедист не стал обжаловать решение суда. Что говорят эксперты о движении велосипедистов Равиль Ахметжанов, руководитель юридического отдела Общества защиты прав автомобилистов, объясняет, что автомобилисты в жилых районах часто сталкиваются с велосипедистами, едущими по тротуарам или дорогам.
Автомобилисты ошибочно полагают, что они имеют право проезда по дороге. Однако, если установлен знак «Жилая зона» и в разделе 8. Маневр», водитель обязан пропустить велосипедиста и только после этого продолжить движение. Орест Мацала, главный юрист Европейской юридической службы, говорит, что велосипедисты иногда выезжают на тротуар и совершают опасные маневры, которые ставят под угрозу жизнь других людей.
Кроме того, автомобилисты представляют повышенный риск при управлении транспортным средством. Поэтому в случае причинения вреда здоровью или имуществу велосипедиста, компенсация должна быть выплачена в соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации. Рубрика «Вопрос—ответ» Орест Мачала, главный юрист Европейской юридической службы, отвечает, что велосипедисты не обязаны оформлять страховку. По этой причине они могут самостоятельно возместить ущерб только автомобилистам.
Если они отказываются добровольно передать деньги или провести ремонт, автомобилисту приходится обращаться в суд. В противном случае ему грозит лишение водительских прав на срок до 1,5 лет или административный арест на срок до 15 суток по статье 12. Если пострадавшая сторона не назвала причину нарушения, лучше заплатить ему и выдать квитанцию. Таким образом, спор будет урегулирован.
Однако родители несовершеннолетнего пострадавшего могут потребовать компенсацию за моральный ущерб.
Суд объяснил: не всякий, кто на колесах, обладает правами и обязанностями автомобилиста. Если бы человек пересекал дорогу на самокате, подход был бы аналогичным: автомобилисту надо остановиться. Но это не значит, что велосипедисты и повелители самокатов всегда и везде правы.
Где надо, они также обязаны сбавлять ход. Сложно судить, насколько это решение суда справедливо. Для велосипедистов также прописаны строгие правила. Одно дело, когда велосипедист едет в правом ряду по дороге.
В данной ситуации он будет помехой справа у автомобилиста. Другое дело, когда он едет по тротуару. В этой ситуации перед пересечением проезжей части он должен спешиться. Пункт 24.
А когда они спешились, тут действует другой пункт правил. Ведь они превратились в обычных пешеходов. Так вот, согласно пункту 4. По материалам дела сложно понять, как велосипедистка пересекала дорогу.
И об этом следует иметь представление еще до того, как случится ДТП. Когда у велосипедиста преимущество перед автомобилистом? Например, на велосипедной дорожке конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги или тротуара, обозначенный знаком 4. Но таких зон у нас мало, поэтому чаще аварии с велосипедами происходят на обычных дорогах. Что запрещено велосипедистам? Велосипедистам нельзя двигаться по автомагистралям. На прочих дорогах общего пользования им запрещено ехать по полосам, предназначенным для встречного направления, пересекать дорогу по пешеходным переходам и мешать пешеходам на тротуарах. Запрещено управлять велосипедом, у которого есть неисправности тормозной системы или рулевого управления. Также велосипедистам нельзя управлять транспортным средством в состоянии опьянения.
Кстати, «движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон». Детям младше 7 лет запрещено выезжать на велодорожки. Прочие нюансы — в главе 24 ПДД. Сбил велосипедиста. Первые действия Водитель автомобиля должен сделать все, что положено после любого ДТП: остановиться, включить «аварийку», выставить знак аварийной остановки и оказать помощь пострадавшим, если таковые имеются — от вызова скорой до самостоятельной поездки с раненым в больницу, если в этом есть крайняя необходимость. Покидать место аварии можно только в последнем случае или когда движение других транспортных средств невозможно предварительно нужно заснять на фото или видео все обстоятельства аварии и ее последствия. Лучше это делать даже тогда, когда велосипедист был виновен, отделался легкими ушибами и царапинами и не хочет никому ничего сообщать. Возможно, он так и сделает. Но может быть и так, что, переосмыслив ситуацию, он заявит об аварии, а водителя обвинит в оставлении места ДТП.
Чтобы избежать этого, нужно хотя бы подстраховаться получением расписки от велосипедиста об отсутствии претензий к водителю и записью видеоролика подобного содержания. Желательно пообщаться с очевидцами аварии и взять их контакты на случай, если понадобятся их свидетельские показания. В любом случае звонок в ГИБДД с сообщением о факте аварии и отсутствии претензий участников к друг другу не повлечет никаких обязательств и убережет водителя от лишения прав.
RU Важное уточнение: несмотря на наличие мотора, СИМы не считаются механическими транспортными средствами, как, например, мопеды или мотоциклы. Поэтому правила их движения во многом аналогичны таковым для велосипедистов. В ПДД нет описания двигателей СИМов и ограничений по мощности, но из контекста правил следует, что транспорт с электродвигателями мощнее 0,25 кВт считается уже мопедом, квадроциклом или другим видом механического транспортного средства. Человек, ведущий СИМ рядом, является пешеходом.
В основном да. Приоритетным местом для катания на СИМах являются велодорожки, но в России их встретишь нечасто. Поэтому СИМам, как и велосипедам, в отсутствие велодорожек разрешено двигаться по тротуарам, но только, если масса СИМа не превышает 35 кг. Лимит, кстати, немаленький, ведь большинство электросамокатов весят в пределах 20 кг, а модели массой 35 кг обычно «дальнобойные», с увеличенным запасом хода. Велодорожка в Екатеринбурге. Если пешеходам создаются помехи или угроза, пользователь СИМа обязан спешиться или ехать не быстрее пешеходов. Только если же нет ни велодорожек, ни тротуаров.
Ваш пароль
ПДД. Велосипедист vs автомобилист +новая редакция от 18.03.2018 — DRIVE2 | Велосипед на тротуаре — Разрешено ли вам ездить на велосипеде по тротуару — один из самых важных вопросов при езде на велосипеде в Москве и других городах России. |
Какие правила нужно знать велосипедисту, прежде чем выехать на дорогу в 2023 году — | Разрешение ехать по тротуарам видимо обосновано тем что велосипед сильно доступнее автомобиля и требовать сразу от велосипедистов-новичков двигаться по проезжей части со всеми особенностями такой езды не получается все равно. |
Последние новости
- Ездить на велосипеде станет проще, а парковаться – сложнее
- Чек-лист безопасности: вспоминаем, как правильно ездить по городу на велосипеде
- Популярное за неделю
- Ответы : Можно ли ездить по тротуарам на велосипеде?
Правила езды на велосипедах в 2024 году
- Как ехать по дороге
- Можно ли ездить по зебре?
- Кто такой велосипедист
- Могут ли велосипедисты ездить по тротуарам, а байкеры ездить между полос - 20 мая 2019 - 74.ру
Петербуржцев предупредили о штрафах за езду на велосипедах и самокатах по тротуарам
Отметим, что велосипедист, сошедший с велосипеда и ведущий его руками, приравнивается к пешеходу. С какого возраста можно управлять велосипедом? Управлять велосипедом разрешается в любом возрасте, однако в зависимости от возраста правила движения на велосипеде различаются. Движение по проезжей части дорог возможно только начиная с 14 лет. Где можно ехать на велосипеде? Движение велосипедистов в возрасте до 7 лет возможно только вместе с пешеходами по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам, пешеходным зонам. Движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет возможно по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон. Движение велосипедистов старше 14 лет возможно в порядке убывания: По велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов.
Как было указано выше велосипед относится к транспортным средствам, поэтому все требования ПДД, относящиеся к водителям и к транспортным средствам применимы и к велосипедистам. Таким образом, большая часть Правил дорожного движения распространяется и на велосипедистов, включая специальный 24 раздел.
Разъяснять абсолютно все требования ПДД для велосипедистов не является целью настоящей статьи. Рассмотрим только наиболее актуальные пункты Правил дорожного движения, на которые велосипедистам следует обратить особое внимание. В первую очередь необходимо обратить внимание на техническое состояние велосипеда. Согласно пункту 2. ПДД водитель транспортного средства обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства. Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, негорящих отсутствующих фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости. Пункт 2. Эти требования в полной мере распространяются на велосипедистов. Пунктом 14.
Примечательно, что небольшое количество голосов, которое успели оставить пользователи портала, разделились примерно поровну за и против предложения. У петиции есть год, чтобы набрать 100 тысяч положительных откликов и выйти на федеральный уровень рассмотрения.
При движении по главной дороге. Принято считать, что главная дорога, это только проезжая часть. Однако, ПДД даёт ясное представление, что такое дорога: «"Дорога" - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. А поскольку «13. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения», то велосипедист, пересекающий второстепенную дорогу, имеет преимущество и, опять-таки, может не спешиваться, если нет знака или разметки пешеходного перехода. Я не призываю всех велосипедистов немедленно принять к сведению изложенные мысли и в полной уверенности в своей правоте начать смело ездить по перекрёсткам. Безопасность прежде всего.
Лучше не доказывать свою формальную правоту в суде, занимаясь казуистикой, основанной на несовершенстве понятий и определений ПДД, стоя на костылях. Однако, что есть, то есть...
Можно ли велосипедистам ездить по тротуарам — всё о велоспорте
Ограничение скорости для велосипедистов и передвигающихся на СИМ по тротуару требуют ввести в России. 2. Можно ли велосипедистам передвигаться по автомобильным дорогам? Кстати: если велосипедист едет по тротуару, то при пересечении дороги по пешеходному переходу он обязан спешиться. Дело в том, что при повороте направо автомобиль может поворачивать, не останавливаясь на переходе, если на нем нет пешеходов. специальная дорожка для велосипедистов, часть тротуара, где у велосипедиста приоритет. 2. Можно ли велосипедистам передвигаться по автомобильным дорогам?