Новости надежда константиновна крупская причина смерти

Эта вакханалия продолжалась до конца 30-х годов, пока тот самый Петр Васильев не показал свои рисунки Надежде Константиновне Крупской. Надежда Константиновна Крупская родилась 26 февраля 1869 года. Причиной смерти Крупской назвали перитонит, который начался из-за острого аппендицита.

Врач назвал страшную причину гибели Крупской, опровергнув официальную версию

В 1915 году появился ее первый капитальный труд «Народное образование и демократия», в котором она доказывала свою вожделенную идею «трудового метода обучения», то есть создания трудовой школы, где учащиеся могли бы приобретать трудовые навыки и применять полученные знания на практике. Существовавшая школа повергалась критике, помимо вышеизложенного, за ее изолированность, за одиночество детей, которые никому не интересны, за индивидуалистический характер воспитания и за оторванность от реальной жизни. Школа с «полноценным воспитанием» и принципиально новой задачей могла быть создана только при социализме. Дети имеют право на счастье Н. Крупская среди пионеров После Октябрьской революции большевики смогли приступить к воплощению своих педагогических идей.

Перед советской школой, устроенной на марксистских основах, отныне ставилась глобальная задача воспитания нового человека, и школа должна была стать «орудием коммунистического перерождения общества в целях воспитания поколения, способного окончательно установить коммунизм». Крупской с товарищами отчасти удалось сделать то, что совсем не удалось Екатерине Великой с ее просветительскими помыслами — взращивать в Воспитательном доме третье сословие свободных граждан. Школа превратилась в питомник по выращиванию «нового человека», которому предстоит завершить строительство коммунизма, поэтому ему следует овладеть всеми навыками от материалистического мировоззрения до трудовой специальности. Так антирелигиозная проповедь вышла на первый план, исходя из главной задачи воспитания, сформулированной Крупской: «Воспитывать — значит планомерно воздействовать на подрастающее поколение с целью получить определенный тип человека».

Революция только что свершилась, и социализм только начинали строить. А «необходимой предпосылкой социализма является человек, способный осуществить социализм». Отсюда следовало, прежде всего, изменить его мировоззрение и воспитать в коммунистической морали, которая пришла на смену религии. Обычно, рассуждая об антирелигиозном советском воспитании, забывают эту вторую важнейшую идеологическую составляющую.

Согласно ленинскому учению, вечной морали не существует, а существует только классовая. И если буржуазная мораль гласит: «Либо ты работаешь на другого, либо он на тебя», то в основе коммунистической морали лежит борьба за разрушение старой жизни и за построение коммунизма. Оттого коммунистическая нравственность должна быть направлена «против эгоистов и мелких собственников», то есть против индивидуалистской психологии. Таким образом были заложены основы атеистической, следовательно тоталитарной, коллективистской и антинациональной системы советского воспитания.

Перед ее творцами стояла грандиозная задача: уничтожив на корню старую школу с ее методами, выработать кардинально новые принципы обучения. Таковыми стали воинствующий атеизм, внедрение в умы материалистического мировоззрения, коллективизм, политехнизм знакомство в теории и на практике с главными отраслями производства , детский труд, школьное самоуправление, физвоспитание, имеющее целью подготовить молодежь к трудовой деятельности и защите социалистического отечества. Эти памятные многим громкие абстракции изначально были полны конкретного содержания. Требовалось решить проблемы с учебниками, школьными программами и дисциплинами, с методикой их преподавания и с учителями.

За время жизни Ленина и Крупской сущность текущего политического момента менялась неоднократно — гражданская война, военный коммунизм, электрификация, мирное строительство, НЭП, индустриализация, коллективизация и т. Оттого видоизменялись со временем и некие конкретные педагогические установки, но концепция образования оставалась неизменной: «школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания». Генеральная стратегия образования определялась марксизмом и Лениным. Крупская вкупе с Луначарским и другими коллегами только интерпретировала ее на практике со своими конкретными добавлениями.

Ей выделили под контроль школу именно как основоположнику марксисткой педагогики. С первых дней революции Крупская работала в Наркомпросе, заведовала внешкольным отделом, являлась членом Государственной комиссии по просвещению, стала председателем Главного политико-просветительного комитета Главполитпросвета и затем председателем научно-методической педагогической секции Государственного ученого совета ГУСа , занимавшегося в числе прочего и разработкой новых школьных программ. Для ясности упомянем, что осенью 1918 года была одобрена система единой школы с двумя ступенями: I ступень — 5 лет начальная школа и II ступень — 4 года средняя школа. Вместе обе ступени составляли девятилетнюю среднюю общеобразовательную школу, что обеспечивало единство школьной реформы, которую можно условно разделить на два больших раздела: собственно преподавание и устройство школы как детского коммунистического коллектива.

Основополагающему педагогическому принципу — воинствующему атеизму — было подчинено все образование в силу идеологического характера советской школы. Даже попытки создания просто «безрелигиозной» школы были приняты Крупской и иже с нею в штыки. Крупская считала, что антирелигиозная пропаганда должна начинаться в дошкольном возрасте, когда эти вопросы только начинают интересовать детей, однако настаивала на крайней осторожности ее проведения среди учащихся, потому что иначе можно добиться противоположного результата — религиозности. Оттого методы расстрела икон в школах или насильственного снятия нательных крестов она строго порицала, так как после этого многие крестьяне забирали детей из советских школ, и учила обращаться с «орудием насмешки» правильно.

Во-первых, полным изгнанием прежних учебников и хрестоматий, написанием новых детских книжек и учебников, созданием «правильных» библиотек и учебных программ. Во-вторых, воспитанием материалистического мировоззрения за счет широкого преподавания эволюционной теории, естественнонаучных дисциплин и марксистского обществоведения и изучения всех предметов в диалектической связи: то есть исследование явлений в их причинно-следственной связи, уяснение их взаимозависимости и итоговое понимание закономерности. А там, где есть это понимание, там нет места религии». В-третьих — воспитанием в духе коммунистической морали и, следовательно, усиленным внедрением коллективизма, призванного развивать детские общественные инстинкты, учить детей понимать и творить окружающую жизнь.

Тут явилась ее любимая идея, выношенная из личного опыта: не будет детского одиночества — не будет у подростка ипотребности в религии, а значит и антирелигиозная пропаганда со временем станет ненужной: «некого будет пропагандировать». По мысли Крупской, ведь и рабочий безбожнее крестьянина потому, что он член коллектива — «ему Бога не нужно». Тогда как крестьянин пока еще мелкий единоличник, и его дети приходят в школу религиозными, но школа должна их перевоспитать. Разумеется, что от самого учителя требовались активные атеистические взгляды, но и старого квалифицированного преподавателя, «зараженного религией», Крупская призывала пока не отстранять от дел в силу острого дефицита учительских кадров.

Пусть он оставит свои религиозные воззрения при себе и займется обучением ребят в той области, в которой он хороший специалист, например садоводству. К новому же учителю, подготовленному советской властью, предъявлялось категорическое требование — быть убежденным антирелигиозником, то есть лично не сомневаться в отсутствии Бога. Теперь о практике. После революции вопросе о детской книжке стал больным.

Старые учебники были противопоказаны для советского преподавания, хотя на первых порах их пытались как-то садаптировать к новым условиям, например, заменить некрасовскую фразу «по своей и Божьей воле» на «по своей мужичьей воле» и т. Однако такие фразы не были единичными, поскольку в старой школе, по словам Крупской, все было проникнуто религиозным духом, особенно литература и история. Например, книга для чтения весьма почитаемого ею К. Ушинского «Родное слово», предназначенная для детей в возрасте от 9 до 11 лет, была буквально испещрена напоминаниями о Боге, вроде: «Мама, мама!

В Божьем небе Божьи ангелы поют, ходят розовые зори, ночи звездные плывут», и иллюстрациями на тему сочельника, Рождества, Пасхи. Книжка по истории для детей старшего возраста содержала рассказы на тему «Крещение Руси», «Владимир-христианин», «Основание Киево-Печерской лавры». Классики тоже подавались в религиозном ключе — «Всенощная в деревне» Аксакова, «Песня бедняка» Жуковского. Отсюда вывод: все советские декреты сводятся на нет, если дети продолжают учиться по таким учебникам.

Учебники отменили, новых пока не было, и детская книжка стала самым востребованным средством коммунистического воспитания. Крупская всегда придавала колоссальное значение книге, которая может быть «организующая» или «дезорганизующая», может формировать мировоззрение, тем более у детей. Старая школа страдала разрывом книги с практикой жизни. Известен поход Крупской на сказки, большинство которых она отмела столь же категорически, как и старые учебники, отнюдь не настаивая на полной замене сказок былями, но призывая отделять форму от содержания.

Недопустимы не только мистика и вредная фантастика, неприемлема мораль, так как большинство старых сказок содержат «классово чуждое нам содержание», да еще и подают его в чудесной фантастической форме более влияющей на детское сознание. Старую собственническую и рабскую мораль надо вытравлять. Мистические сказки с феями, русалками и лешими следует выкинуть в мусорную яму вместе со страшными сказками, травмирующими детскую психику, и впредь не будить к небылицам нездоровый интерес.

Самая моя любимая песня — "Интернационал".

Также любила я очень песню "Красная Армия" "Белая армия, черный барон снова готовят нам царский трон" и т. Горячий вам привет, дорогие ребята". Закончив писать, Надежда Константиновна посмотрела на часы и заторопилась. На повестке дня вопрос чрезвычайной важности: о третьем пятилетием плане в области народного образования.

Выступая на заседании, Крупская говорила о культурном росте населения, о больших сдвигах в области культуры на селе, подчеркивала необходимость развернутого строительства клубов, сельских библиотек, в которых так нуждается колхозная молодежь, стремящаяся к новой, культурной жизни. Только к вечеру она вернулась домой. Это был последний рабочий день в ее жизни. Она так и не перевернула листок настольного календаря.

В этот же вечер Надежда Константиновна собралась за город. Последние годы она часто ездила в Архангельское, в дом отдыха старых большевиков. Там, среди товарищей и друзей, ей хорошо отдыхалось… А завтра выходной день, надо немного отдохнуть, что-то последнее время сердце пошаливает, стала быстро уставать… На другой день с утра к ней в дом отдыха приехали старые, испытанные друзья. Первыми приехали Кржижановские — беспокойная, милая Зинуша с Глебом.

Сели завтракать. Начались поздравления, вспоминали прошлое, шутили, смеялись… Потом решили все вместе сфотографироваться. Ведь не так часто друзьям приходится собираться.

Веселье завершилось печально: у Крупской появились острые боли в области толстого кишечника, перешедшие во вздутие живота. Все это свидетельствовало об "остром животе", то есть необходима была срочная хирургическая помощь. Однако по вызову врачей из Кремлевской клиники прибыли не сотрудники "Скорой помощи", а сотрудники НКВД, заключившие Крупскую под домашний арест и отказавшие ей в медицинской помощи. К утру 27 февраля, испытывая страшные физические и моральные муки, Н. Крупская умерла.

Она становится учительницей на курсах для рабочих. Те наперебой провожают ее домой. Тут из поклонников выделяется Иван Бабушкин, впоследствии известный революционер-подпольщик. Высокий, статный, усатый. Васильева: Ей был нужен тот, кто поведет за собой. Несмотря на маленький рост, Ленин умел зажечь женщин.

С ним Крупскую познакомил все тот же Классон, он пригласил ее на блины в марксистский кружок — ждали «одного приезжего волжанина». Она влюбилась не в Ленина, а в инструмент революции, увидела в нем лидера, вождя и готова была идти за ним до конца. Единственной любовью Крупской всегда была и оставалась революция. А с Лениным она поняла, что революция близка и возможна! Это и решило ее судьбу. Васильева: В течение нескольких лет они были просто товарищами, хотя, безусловно, нравились друг другу.

Крупская с ее косой и милым выражением лица выглядела вполне как тургеневская девушка. А Ильич в юные годы зачитывался «Дворянским гнездом». Предложение о замужестве Крупская получила в письме, когда сидела в тюрьме. Ее приговорили к ссылке, и Надежда попросила отправить ее в Шушенское. Причем вместе с матерью. Сама она вспоминала то время, как самое счастливое в жизни.

Щеки горели, тоненькая фигурка и скромные, но петербургские платья, длинные распущенные волосы вызывали восторженные взгляды. В Шушенском в ней проснулась страстная женщина. Крупская писала: «Мы ведь молодоженами были — и это скрашивало ссылку». Среди многих ссыльных она была самой привлекательной — конкуренток не было. Все, кто встречал Крупскую в Шушенском, в один голос восхваляли ее прелести, а революционер Лепешинский говорил, что от ее очарования у всех дух захватывало. В нее влюблялись.

Например, революционер Виктор Курнатовский — он был очень красив. Обычно скромная, молчаливая Крупская поразила его образованностью и остротой суждений. Между ними проскочила искра. Позже она приезжала к уже больному Курнатовскому в Париж, похоже, без ведома Ильича. Вот воспоминания того периода: «Я заходила к нему несколько раз. Приносила ему газеты...

Мы долго разговаривали с ним по душам». Васильева: Да, власти вынудили их повенчаться в 1898 году, что очень радовало ее мать — Елизавету Васильевну, она была очень набожной. Да и сама Надежда писала, что в детстве проводила много времени перед иконами.

Надежда с верой без любви, или Как жить с большевиком и не спать с ним

Надежда Константиновна Крупская выступает на 2-ом съезде колхозников-ударников. Сталин прислал торт – было известно, что после смерти Ильича Надежда Константиновна перестала заниматься спортом, не слишком следила за внешностью и часто баловала себя пирожными. Надежда Крупская – революционерка, занималась государственной, партийной и общественной деятельностью. Когда Надежда Константиновна почувствовала себя неважно, гости вызвали бригаду врачей. Ко дню рождения Надежды Крупской «Комсомолка» вместе с экспертами прочитала ее записи о смерти мужа.

Надежда Крупская - биография, новости, личная жизнь

С ним Крупскую познакомил все тот же Классон, он пригласил ее на блины в марксистский кружок — ждали «одного приезжего волжанина». Она влюбилась не в Ленина, а в инструмент революции, увидела в нем лидера, вождя и готова была идти за ним до конца. Единственной любовью Крупской всегда была и оставалась революция. А с Лениным она поняла, что революция близка и возможна! Это и решило ее судьбу. Васильева: В течение нескольких лет они были просто товарищами, хотя, безусловно, нравились друг другу. Крупская с ее косой и милым выражением лица выглядела вполне как тургеневская девушка. А Ильич в юные годы зачитывался «Дворянским гнездом». Предложение о замужестве Крупская получила в письме, когда сидела в тюрьме. Ее приговорили к ссылке, и Надежда попросила отправить ее в Шушенское. Причем вместе с матерью.

Сама она вспоминала то время, как самое счастливое в жизни. Щеки горели, тоненькая фигурка и скромные, но петербургские платья, длинные распущенные волосы вызывали восторженные взгляды. В Шушенском в ней проснулась страстная женщина. Крупская писала: «Мы ведь молодоженами были — и это скрашивало ссылку». Среди многих ссыльных она была самой привлекательной — конкуренток не было. Все, кто встречал Крупскую в Шушенском, в один голос восхваляли ее прелести, а революционер Лепешинский говорил, что от ее очарования у всех дух захватывало. В нее влюблялись. Например, революционер Виктор Курнатовский — он был очень красив. Обычно скромная, молчаливая Крупская поразила его образованностью и остротой суждений. Между ними проскочила искра.

Позже она приезжала к уже больному Курнатовскому в Париж, похоже, без ведома Ильича. Вот воспоминания того периода: «Я заходила к нему несколько раз. Приносила ему газеты... Мы долго разговаривали с ним по душам». Васильева: Да, власти вынудили их повенчаться в 1898 году, что очень радовало ее мать — Елизавету Васильевну, она была очень набожной. Да и сама Надежда писала, что в детстве проводила много времени перед иконами. Васильева: Крупская любила детей, но болезнь лишила ее счастья материнства. Васильева: Не надо забывать, что «базедка», как она ее называла, осложнялась сопутствующими заболеваниями. А также колоссальной эмоциональной и физической нагрузкой, тюрьмами, ссылками. Она пыталась лечиться, но официальная медицина тогда была слаба, а к народной революционерка-атеистка не могла прибегнуть.

Не богатырского здоровья был и Ильич. Да и поженились они уже почти тридцатилетними.

По официальным данным, причина её гибели — перитонит, но ряд фактов говорит о том, что старейший член коммунистической партии могла совершить суицид. Ломоносова, автор книги о смерти Ленина, врач-исследователь Валерий Новосёлов. Она видела, как уходят из жизни её соратники, она была одинока: ни детей, ни внуков, ни супруга", — сказал эксперт в беседе с "Газетой.

Телеканал МИР 4 025 подписчиков Подписаться Надежда Крупская, жена и соратница Владимира Ленина, умерла 27 февраля 1939 года — на следующий день после своего 70-летия. Врачи диагностировали острый аппендицит, который вскоре перешел в перитонит. Ее доставили в госпиталь, но спасти уже не смогли.

В-третьих — воспитанием в духе коммунистической морали и, следовательно, усиленным внедрением коллективизма, призванного развивать детские общественные инстинкты, учить детей понимать и творить окружающую жизнь. Тут явилась ее любимая идея, выношенная из личного опыта: не будет детского одиночества — не будет у подростка ипотребности в религии, а значит и антирелигиозная пропаганда со временем станет ненужной: «некого будет пропагандировать». По мысли Крупской, ведь и рабочий безбожнее крестьянина потому, что он член коллектива — «ему Бога не нужно». Тогда как крестьянин пока еще мелкий единоличник, и его дети приходят в школу религиозными, но школа должна их перевоспитать. Разумеется, что от самого учителя требовались активные атеистические взгляды, но и старого квалифицированного преподавателя, «зараженного религией», Крупская призывала пока не отстранять от дел в силу острого дефицита учительских кадров. Пусть он оставит свои религиозные воззрения при себе и займется обучением ребят в той области, в которой он хороший специалист, например садоводству. К новому же учителю, подготовленному советской властью, предъявлялось категорическое требование — быть убежденным антирелигиозником, то есть лично не сомневаться в отсутствии Бога. Теперь о практике. После революции вопросе о детской книжке стал больным. Старые учебники были противопоказаны для советского преподавания, хотя на первых порах их пытались как-то садаптировать к новым условиям, например, заменить некрасовскую фразу «по своей и Божьей воле» на «по своей мужичьей воле» и т. Однако такие фразы не были единичными, поскольку в старой школе, по словам Крупской, все было проникнуто религиозным духом, особенно литература и история. Например, книга для чтения весьма почитаемого ею К. Ушинского «Родное слово», предназначенная для детей в возрасте от 9 до 11 лет, была буквально испещрена напоминаниями о Боге, вроде: «Мама, мама! В Божьем небе Божьи ангелы поют, ходят розовые зори, ночи звездные плывут», и иллюстрациями на тему сочельника, Рождества, Пасхи. Книжка по истории для детей старшего возраста содержала рассказы на тему «Крещение Руси», «Владимир-христианин», «Основание Киево-Печерской лавры». Классики тоже подавались в религиозном ключе — «Всенощная в деревне» Аксакова, «Песня бедняка» Жуковского. Отсюда вывод: все советские декреты сводятся на нет, если дети продолжают учиться по таким учебникам. Учебники отменили, новых пока не было, и детская книжка стала самым востребованным средством коммунистического воспитания. Крупская всегда придавала колоссальное значение книге, которая может быть «организующая» или «дезорганизующая», может формировать мировоззрение, тем более у детей. Старая школа страдала разрывом книги с практикой жизни. Известен поход Крупской на сказки, большинство которых она отмела столь же категорически, как и старые учебники, отнюдь не настаивая на полной замене сказок былями, но призывая отделять форму от содержания. Недопустимы не только мистика и вредная фантастика, неприемлема мораль, так как большинство старых сказок содержат «классово чуждое нам содержание», да еще и подают его в чудесной фантастической форме более влияющей на детское сознание. Старую собственническую и рабскую мораль надо вытравлять. Мистические сказки с феями, русалками и лешими следует выкинуть в мусорную яму вместе со страшными сказками, травмирующими детскую психику, и впредь не будить к небылицам нездоровый интерес. По мнению Крупской, каждый несуществующий в действительности образ задерживает развитие ребенка. В рассуждениях Крупской чувствуется некий привкус толстовства: знает ли ребенок, что ему поднесут под видом желанной сказки? Сказка должна быть «не фантастическая, а бытовая, схематизирующая известные социальные отношения», ибо и сказка призвана помогать познанию мира. Оттого в хрестоматиях разгрому подверглись не только пресловутая «птичка Божия не знает», но и басни Крылова «Ворона и лисица» или «Лисица и виноград» с их «практической житейской мудростью, которая так чужда детям». Крупская предлагала отобрать из имеющегося арсенала приемлемые сказки. Например, сказка «Три медведя» полезна, потому что детям интересна проблема о большом и малом. В ней фигурируют медведи разной величины с соответствующим бытом. Ребенку эта сказка близка. А вот сказка «О рыбаке и рыбке» вредна своей идеологией, потому что, оказывается, учит: «будь скромен в своих желаниях, не гонись за многим, иначе останешься у разбитого корыта», и эта ее скрытая мораль имеет мало общего с моралью коммунистической, хотя ребята и интересуются рыбкой больше, чем моралью. Надо попытаться создать современную сказку — детскую по форме и коммунистическую по содержанию, то есть дающую детям «те понятия и живые образы, которые помогут им стать сознательными коммунистами. Ребят постарше следует защищать уже не от мистики, а от чуждой морали и от дезориентирующих оценок социальных отношений. С этой целью Крупская предлагала переписывать популярных детских классиков, например Жюля Верна, выбрасывая из них буржуазное содержание. Но главное — писать современные детские книжки по установке: «старая книжка давала только материал для чтения, а новая учит, как жить». Книжки должны быть «не про кошечек и собачек», а об окружающей жизни, с картинками фабрик, которых многие крестьянские дети и не видывали, о героических революционерах, например о Софье Перовской, книжки должны проповедовать коммунистическую мораль в ярких, живых, правдивых образах, а не в сухих постулатах. Крупская очень предостерегала от мистификации образа вождя. Например, в одной книжке рассказывалось, как хулиган видит во сне Ленина, который велит ему ходить в школу и не обижать парнишку-бедняка. С учебниками дело обстояло еще сложней. Первые советские учебники Луначарский назвал «опилками с вазелином» по степени интереса, и Крупская с ним согласилась — она вообще была очень критичным, требовательным и по-своему умелым педагогом. Считая, что современный учебник должен быть коммунистическим, то есть формировать у ребенка материалистическое мировоззрение, она все же похвалила эти первые опыты за отсутствие Божественной темы и за обучение ребенка внимательно всматриваться в жизнь и устанавливать правильную связь явлений. Ее требования к учебнику сводились к следующему: чтобы весь учебный материал был диалектически взаимосвязан, чтобы антирелигиозная пропаганда была связана с мировоззрением во всех областях знания, и чтобы дух коллективизма проповедовался ребенку не через скучные назидания, а через доступные увлекательные формы. В качестве удачной хрестоматии Крупская приводила в пример книгу Блонского «Красная зорька». В ней не было рассказов о Пасхе и Рождестве, о бабочках и зайчиках, но говорилось о временах года, о сезоном труде, о железных дорогах, об Октябрьской революции. Там не было мистики, но имелся здравый сказочный элемент: мальчик во снах уносится то в неведомый тропический лес, то на берег моря, то в страну будущего. Вместо «Вороны и Лисицы» дети знакомились с текстами «Интернационала», «Смело, товарищи, в ногу», «Мы — кузнецы»… Столь же ответственным был вопрос о методах преподавания. В 1923 году появились программы ГУСа — комплексные подходы, то есть преподавание не отдельных предметов с сообщением систематических знаний, а марксистское нагромождение общественных понятий, поясняемых конкретными фактами например, математика и химия преподавались в комплексе «труд и общество». Так пытались представить предметы в диалектической взаимосвязи и в связи с конкретной жизнью. Весь учебный материал был построен на главной теме — трудовой деятельности людей. Промах обнаружили быстро — во-первых, выявились искусственные, надуманные связи. Сама Крупская однажды наблюдала в школе, как детям на уроке рассказали про Ленина, а потом предложили провести грамматический разбор рассказа. Во-вторых, у школьников не оказалось систематических научных знаний. Крупская признала промах. Преподавание каждого предмета насквозь «пропитывалось» общими задачамиатеистического коммунистического воспитания. Для этой цели Крупская предлагала преподавать в первую очередь естественнонаучные дисциплины, которые в силу исследовательского метода познания приводили к установлению взаимосвязей и закономерностей явлений. Так воспитывалось умение наблюдать, ничего не брать на веру и все проверять опытным путем. Крупская требовала, чтобы такой подход пронизывал всю жизнь ребенка. Даже знаменитые юные натуралисты изначально были частью плана правильно поставленной антирелигиозной пропаганды, и на юннатах Крупская особенно настаивала, как и на технических кружках.

Николай Утин: друг отца и детское увлечение

  • Чем мы обязаны Надежде Константиновне Крупской? / На тему дня / Журнал
  • Заслуги Надежды Крупской уже никто и не вспомнит... | Пикабу
  • Почему сестра Ленина называла Надежду Крупскую «селедкой», а сам Ленин ласково звал ее «миногой»
  • Первая вдова СССР

Исторические личности

  • Крупская, Надежда Константиновна
  • Читайте также:
  • Жена Владимира Ленина: были ли в жизни Надежды Крупской другие мужчины
  • 80 лет назад, в Москве на Красной площади состоялись похороны Надежды Константиновны Крупской

Надежда революции

Реализовать эту идею Крупской помешали голод, тяжёлая экономическая ситуация и колоссальное количество беспризорников на улицах. Вражда со Сталиным После смерти супруга в 1924 году Крупская сохранила и даже в какой-то степени приумножила своё влияние. Её слова теперь воспринимались как воля Ленина, которую он, в силу своей безвременной кончины, уже не мог высказать напрямую. Однако в политической борьбе Надежда Константиновна проиграла. Будучи противницей Сталина, она попыталась устранить его от власти. Помочь ей в этом могло «Письмо к съезду», известное также как «Завещание Ленина». В этом документе, надиктованном Лениным ещё в 1922 году или, по альтернативной версии, написанном самой Крупской , Сталин не рекомендуется в качестве преемника. Крупская зачитала его перед ближайшими соратниками вождя в мае 1924-го, уже после смерти Ленина. Сталин даже подал в отставку, но вопрос о сохранении им должности генсека тогда к ней относились как к технической был поставлен на голосование, и большинство высказались за Сталина. После этого он начал планомерно уничтожать оппозицию. Крупская в 1936 году.

Wikimedia Commons А для вдовы Ленина настали странные времена. Она сохраняла свои посты, её слова всё ещё хватало, чтобы решать чужие судьбы, однако её собственная ей уже не принадлежала в полной мере.

К инструкции был приложен "Указатель об изъятии контрреволюционной и антихудожественной литератур из библиотек, обслуживающих массового читателя". Горький в письме Ромену Роллану от 15 января 1924 года прокомментировал этот указ так: "Письмо было вызвано одной из трагических пошлостей, творимых в России. Дело в том, что жена Ленина, человек по природе неумный, страдающий базедовой болезнью и, значит, едва ли нормальный психически, составила индекс контрреволюционных книг и приказала изъять их из библиотек. Мирбо, Л. Толстого и еще несколько десятков таких же "контрреволюционных" сочинений.

Несколько дней я прожил в состоянии человека, готового верить тем, кто утверждает, что мы возвращаемся к мрачнейшим годам средневековья. У меня возникло желание отказаться от русского подданства, заявив Москве, что я не могу быть гражданином страны, где законодательствуют сумасшедшие бабы" Замечу, что если сочинения Льва Толстого — этого "Зеркала русской революции" —Крупской запретить все же не удалось, то большая часть книг из составленного ею списка была запрещена всю историю СССР, в том числе — Евангелие, являющееся не только религиозной книгой, но и основой русской и мировой культуры. Деятельность "сумасшедшей бабы", как ее называл большевицкий писатель Горький, привела, например, к тому, что нередко советские искусствоведы, приезжавшие в заграничные музеи, могли не понимать смысла картин Богородицы с маленьким Иисусом на руках. Они не ведали практически ничего о христианских сюжетах в искусстве, хотя аллюзии на них пронизывали культуру. Что же касается ее "педагогики", то в своем революционном цензорском рвении Крупская пыталась запретить даже детские стихи Корнея Чуковского, причем особое озлобление у нее вызвал "Крокодил", которому она посвятила целую статью в газете "Правда" в номере от 01. Главные тезисы ленинской вдовы об этой чудовищной "идеологической диверсии" заключались в том, что там плохо изображен народ, хорошо — царь-гиппопотам, и все проникнуто мещанством и буржуазностью: "Изображается народ: народ орет, злится, тащит в полицию, НАРОД — ТРУС, дрожит, визжит от страха… Это уже совсем не невинное, а крайне злобное изображение, которое, может, недостаточно осознается ребенком, но залегает в его сознании.

Крупская в глазах немалого количества людей стала одним из символов СССР, причем прославляющие ее лица, отдавая должное доминирующим в СМИ патриотическим тенденциям, нередко именуют ее даже великой просветительницей и патриоткой. В этом плане характерен, например, Круглый стол под эгидой КПРФ, проведенный в Госдуме к ее 150-летию, который назывался: "Крупская — революционер, государственник, педагог".

В ее революционности сомневаться действительно не приходится, а вот что касается ее дел на поле русской государственности и педагогики, то приведу мнение такого видного соратника Ленина и Сталина, как Максим Горький, который давал весьма интересные комментарии о роли Крупской в становлении советской системы образования. Правда, в советское время никогда не цитировался полностью тот горьковский документ, из коего они взяты. А предыстория этих слов коммунистического писателя такова. В 1923 году Главлитпросвет Наркомпроса РСФСР выпустил "Инструкцию о пересмотре книжного состава библиотек и изъятия контрреволюционной и антихудожественной литератур", подписанный Крупской. К инструкции был приложен "Указатель об изъятии контрреволюционной и антихудожественной литератур из библиотек, обслуживающих массового читателя". Горький в письме Ромену Роллану от 15 января 1924 года прокомментировал этот указ так: "Письмо было вызвано одной из трагических пошлостей, творимых в России. Дело в том, что жена Ленина, человек по природе неумный, страдающий базедовой болезнью и, значит, едва ли нормальный психически, составила индекс контрреволюционных книг и приказала изъять их из библиотек. Мирбо, Л.

Толстого и еще несколько десятков таких же "контрреволюционных" сочинений.

На следующий день после того, как Крупской исполнилось 70, ее не стало. Ядовитый или безвредный десерт? Слух о том, что причиной смерти Крупской был отравленный по приказу Сталина торт, появился в том числе благодаря Никите Хрущеву. По крайней мере, Вера Васильева утверждает, что именно он сообщил членам политбюро о том, что Надежда Константиновна умерла от яда, который содержался в десерте.

Однако, как справедливо отмечает Владимир Лавров, торт ела не только супруга Ленина, но и остальные гости. Но все, кроме именинницы, остались живы и здоровы. Безусловно, как предполагает профессор Лавров, сотрудники соответствующих органов вполне могли начинить ядом только один кусочек торта и организовать все так, чтобы именно его и съела Надежда Крупская. Но, по мнению Владимира Лаврова, это слишком сложная комбинация. К тому же сохранившиеся документы, свидетельствующие о последних часах жизни Крупской, говорят о том, что та ушла из жизни вовсе не из-за торта, а из-за намеренного бездействия медиков.

6 фактов из жизни Надежды Крупской, которые замалчивали историки СССР

Надежда Константиновна Крупская известна прежде всего как соратница и жена Владимира Ильича. Надежда Константиновна Крупская, как правило, представляется пожилой полной дамой с неприветливым выражением одутловатого лица и «пустым» взглядом излишне выпуклых глаз, очень напоминающих рыбьи. А после смерти Ленина Надежда Крупская жила в настоящем аду. Надежда Крупская – революционерка, занималась государственной, партийной и общественной деятельностью. От чего на самом деле умерла Надежда Константиновна Крупская мы, скорее всего, не узнаем никогда.

Надежда Крупская - биография, новости, личная жизнь

Надя поняла: вот тот человек, которого она ждала, человек, который подарит ей настоящую, осмысленную, интересную жизнь, человек, за которым можно пойти на край света. И она пошла. Поженились Ульянов и Крупская скорее по-товарищески, чем по пылкому влечению, но супругами стали очень счастливыми. Владимир Ильич постарался обеспечить удобный быт, нанял Надежде Константиновне помощницу по хозяйству, ибо сама Крупская в хозяйственном отношении была совершенно беспомощна. Надежда Крупская действительно стала для Владимира Ульянова достойной спутницей в его нелёгкой жизни. При всей своей внешней кротости она не тушевалась перед ним и — одна из немногих — осмеливалась спорить. За что Ульянов любил её ещё сильнее. Общеизвестные его измены начались много позже. Самый знаменитый роман с красавицей Инессой Арманд — в 1909 году, в Брюсселе, где они познакомились. А в Шушенском, по воспоминаниям очевидцев, Надежда и Владимир жили в любви и согласии. И сама Крупская обмолвилась уже после смерти Ленина: «То, что я не пишу об этом в воспоминаниях, вовсе не значит, что не было в нашей жизни ни поэзии, ни молодой страсти».

Всё у них было. Только вот детей не получилось. После свадьбы Надежда как-то очень тяжело болела «по-женски». Не известно, что с ней тогда случилось: скорее всего, это было то самое воспаление придатков яичников, которое она получила во время тюремного заключения. Наблюдались у Надежды и проблемы с почками: она страдала отеками, у нее был скверный цвет лица, часто болели спина и живот. Правда, отеки — это ещё и признак базедовой болезни, но при ней отекает в основном лицо, а Надежда Константиновна иногда даже ноги в туфли втиснуть не могла. Особенно же тревожило её то, что у неё никак не получалось забеременеть. В первые годы супруги не особенно волновались: до детей ли в постоянных ссылках и при их рискованной подпольной работе? Но годы шли — детей не было. А Надежда Константиновна очень хотела ребёнка.

Она обожала детей всех возрастов — от совсем малышей до подростков, с удовольствием с ними общалась. И это не легенда, что Надежда Константиновна Крупская — «друг всех советских детей». Её интерес к проблемам детства, к вопросам воспитания был искренним, так она реализовала свой материнский инстинкт. Во время пребывания в Швейцарии Крупская лечилась в клинике в Лозанне. Это скрывалось и в то время партийные деньги не должны были идти на личные нужды , и тем более в советские времена. Но вот отрывок из письма Ленина родным, посланного из Швейцарии в июле 1895 года: «... Жизнь здесь обойдется, по всем видимостям, очень дорого; лечение ещё дороже». Но Надежде Константиновне, видимо, ничто не могло помочь: родить желанного ребенка ей было не суждено.

Телеканал МИР 4 025 подписчиков Подписаться Надежда Крупская, жена и соратница Владимира Ленина, умерла 27 февраля 1939 года — на следующий день после своего 70-летия. Врачи диагностировали острый аппендицит, который вскоре перешел в перитонит. Ее доставили в госпиталь, но спасти уже не смогли.

В дискуссии о применении в воспитании советских детей скаутской методики считала, что пионерская организация должна быть скаутской по форме и коммунистической по содержанию. Вместе с немецким коммунистом Эдвином Гёрнле разрабатывала вопросы пролетарского, коммунистического воспитания детей. Крупская стала одним из создателей советской системы народного образования, сформулировав основную задачу нового просвещения: «Школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания» [15]. Ей была присуждена учёная степень доктора педагогических наук. Как идеолог коммунистического воспитания критиковала педагогическую систему, разработанную Антоном Макаренко : после её критического выступления на съезде комсомола в мае 1928 года Макаренко был в скором времени снят с руководства колонией имени Горького [16]. Крупская была активистом советской цензуры и антирелигиозной пропаганды [17] , инициировала чистку библиотек от «идеологически вредной и застарелой» литературы [18]. Одной из мишеней её критики стали детские произведения Корнея Чуковского. Критика вдовы Ленина означала в то время фактический запрет на профессию. В декабре 1929 года Чуковский опубликовал в « Литературной газете » письмо, в котором отрёкся от своих сказок [21] и после этого до 1942 года не написал ни одной сказки в стихах. В 1929 году Надежда Константиновна стала инициатором « Библиотечного похода » — культурно-просветительской программы, направленной на расширение сети библиотек, помощь библиотекам и пропаганду массовой литературы. По данным исследователей-библиотековедов, к началу 1930-х годов число библиотек в стране по сравнению с дореволюционным периодом увеличилось более чем в 3,5 раза, а книжный фонд — в 10 раз. Последний назвал выступление Крупской «чушью», после чего на неё обрушились его соратники [22]. В ответ Крупская заявила о намерении эмигрировать в Великобританию. Это заявление «мадам Лениной» освещалось в зарубежной прессе и даже обсуждалось в Палате общин [22].

Крупская вступила в марксистский кружок и, работая учительницей в школе для рабочих, продвигала среди них революционные идеи. Через четыре года она познакомилась со ставшим тогда известным в Петербурге молодым революционером Владимиром Ульяновым. Правда, в это же время к ней был неравнодушен другой марксист - Иван Бабушкин, но она решила отдать предпочтение начитанному, привлекающему своей внутренней энергией провинциалу Ульянову. К слову сказать, Крупская в молодые годы была довольно привлекательной девушкой, что было немаловажным критерием того, что лысоватый, рыжий и низковатый Владимир Ильич ответил ей взаимностью. Зимой 1895 года Ульянов попал на год в тюрьму, откуда вскоре написал письмо Крупской с предложением руки и сердца. Правда, в этот момент Надежду тоже арестовали, но она решила согласиться. Через некоторое время Владимира сослали в Сибирь, а Надежду - в Уфу, но она смогла упросить полицейское начальство отправить ее к жениху в Шушенское. В 1898 году они обвенчались в местной церкви. За неимением колец были использованы самодельные: медные, изготовленные из пятаков. Первые годы жизни молодоженов были наполнены взаимной любовью со всеми вытекающими последствиями, но оказалось, что Надежда, из-за пребывания в сырой тюрьме и полученной по наследству аутоиммунной базедовой болезни, оказалась бесплодной. В апреле 1899 г. Крупская со своей матерью В 1900 году она с мужем отправилась в долгое странствие по Европе. Здесь она стала настоящей соратницей для будущего вождя. Крупская была для него и секретарем, и переводчицей, и стенографисткой, и финансистом, и хозяйкой правда, с последним она справлялась не очень хорошо, потому как не имела способностей к ведению быта. За свою революционную карьеру она зашифровала 30 000 писем! Однако в Европе стала сильнее развиваться базедова болезнь, сопровождавшаяся выпуклостью глаз, отеком тела, утомляемостью и раздражительностью. Из-за того, что денег на лечение не хватало они с Лениным жили в крайне бедной квартире , Владимир Ильич постоянно писал марксистские статьи в газеты и журналы. Надежда Константиновна повела себя достойно даже тогда, когда у ее мужа появилась любовница, Инесса Арманд.

Жена Ленина – Надежда Крупская

Надежда Крупская в молодости. РИА Новости. Надежда Константиновна боялась перемен, которые с ней происходили, а происходили они, подсказывало сердце, быстро. Надежда Константиновна Крупская, как известно, была очень больным человеком, много лет у неё прогрессировала Базедова болезнь, были серьёзные изменения во многих органах. Слух о том, что вдову Ленина отравили, по сей день является широко распространённой версией её гибели. После смерти мужа в 1924 году Надежда Константиновна полностью посвящает себя работе. Причиной смерти Крупской назвали перитонит, который начался из-за острого аппендицита.

Маргарита МИГУНОВА

  • Любовь во имя революции, или личная трагедия супруги вождя революции Надежды Крупской
  • Надежда Крупская краткая биография
  • 6 неприятных фактов из жизни Надежды Крупской, которые тщательно скрывали историки СССР
  • Какое отношение имеет Надежда Крупская к Барнаулу

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий