В концерте «Пушкин в музыке» прозвучат самые яркие произведения музыкальной Пушкинианы! Там состоялось открытие межрегионального фестиваля хоровых коллективов «Пушкин в музыке». Пушкин в музыке Любовь и тяготение композиторов к творчеству Пушкина объясняется тем, что мысли и чувства поэта близки всем людям, все его произведения ярки и эмоциональны. Новости. Пушкин и музыка. Слово Пушкина по особому открывается через сочинения композиторов, которые писали музыкальные произведения на его стихи.
Пушкин в русской музыке
Весьма интересны программы этих концертов: Реквием Моцарта, «Сотворение мира» Гайдна, симфонии Бетховена. Пушкин — частый гость и на музыкальных вечерах у Виельгорских, у Зинаиды Волконской, дом которой был, как писал Вяземский, «волшебный замок музыкальной феи... Там стены пели: там мысли, чувства, разговор, движения— все было пение». Известно, что в первое знакомство с Пушкиным Зинаида Волконская поет ему элегию «Погасло дневное светило», положенную на музыку весьма известным в те годы в Москве пианистом и композитором И. Будучи другом талантливой пианистки М. Шимановской, поэт пишет в ее альбом слова, которые передают его отношение к музыке: «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь — мелодия». Эти строки потом вошли в маленькую трагедию «Каменный гость». Приезжая в Москву, Пушкин бывает в Петровском теперь Большом театре. Известно, что Пушкин был на первом представлении оперы Глинки «Иван Сусанин» 27 ноября 1836 года. Многие тогда не поняли оперы, но Пушкин оценил ее сразу и ответил на злобные выпады клеветников стихами: Слушая сию новинку, Пусть скрежещет, но уж Глинку Затоптать не может в грязь. Музыка Глинки была дорога и понятна Пушкину.
На музыкальных вечерах у Дельвига «он Глинка. Нередко на вечерах исполнялись романсы и песни на слова Пушкина. Еще в юношеские годы его стихи были переложены на музыку лицейскими композиторами Н. Корсаковым и М. Яковлевым; постепенно круг музыкантов, обращающихся к поэзии Пушкина, расширяется. При жизни поэта на его тексты писали романсы Верстовский, Алябьев, Титов, Виельгорский, молодой Глинка и многие другие. Композиторов в этот период интересовали стихотворения Пушкина, имеющие куплетную форму, воспевающие любовь и природу.
Для концерта Национального филармонического оркестра России Арсентий Ткаченко отобрал самые яркие произведения музыкальной «Пушкинианы» от Глинки до Свиридова. Увертюра к оперетте «Пиковая дама» Рубинштейн. Вальс из балета «Барышня-служанка» Римский-Корсаков. Полонез и Вальс из оперы «Евгений Онегин» Чайковский. Интродукция к опере «Пиковая дама» Прокофьев. Гимн великому городу из балета «Медный всадник» Свиридов.
Композитор Виктор Плешак, либреттист Олег Ернев, режиссер Андрей Егоров и ведущие петербургские театры воплощают в жизнь сплетение жанров: оперы, музыкального спектакля и мюзикла. Сочетание стилей от классики до рока. Предварительный экспериментальный показ ключевых номеров музыкально-драматического спектакля под рабочим названием «Пушкин. Любовь» состоялся в комитете по культуре правительства Петербурга. Константин Сухенко отозвался об авторском и актерском коллективе как о слаженной и работоспособной команде. Вызывает интерес и большая литературная работа драматурга Олега Ернева, и ее аллюзии. Впечатляют сцены с предсказанием цыганки и выступление Дантеса. Творческая команда замахивается на большое дело. Оркестр, рок-группа и спектакль, где задействовано большое количество актеров. Биографический спектакль по Пушкину должен жить. Долго и счастливо.
Рахманинова или «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова — они тоже о любви — страстной, пламенной, роковой, мятежной. В концерте прозвучат и романсы М. Глинки, и арии из опер Чайковского в исполнении солистов филармонии, и иллюстрации к повести «Метель» Г. Свиридова, и музыка А. Шнитке из фильма «Как царь Петр арапа женил», а также сцены и номера из балета «Медный всадник» Р.
Лекция «Пушкин в музыке (на примере оперы «Евгений Онегин»)
Третий — «Пушкин в опере»: арии и дуэты из известных оперных постановок. Этим смотром, говорят организаторы, они только прикоснулись к музыкальному наследию по творчеству поэта, которое включает сотни произведений. Вместе с музеем-заповедником они планируют и дальше развивать музыкальное направление на пушкинской земле.
Антураж, платья прекрасных дам и костюмы их кавалеров — все, что окружало гостей, переносило в тот век, в котором жил и творил свои бессмертные произведения великий поэт. Артисты декламировали стихи Пушкина, исполняли песни на его слова, кружились в завораживающем полонезе, и разыгрывали самые трогательные романтические сцены. Безупречные образы и голоса погружали в атмосферу того времени. Казалось, герои великого поэта сходили со страниц романа, чтобы увлечь в свой удивительный мир каждого, чье сердце неравнодушно к поэзии. А неравнодушными оказались все, кто переступил в этот вечер порог Дворца. Особо остро зрители реагировали на «споры» о Пушкине.
Подрастающему поколению была продемонстрирована жизнь высшего света девятнадцатого века, когда большой популярностью пользовались салоны.
Жизненная правдивость и глубокое проникновение во внутренний мир основных пушкинских образов потребовали от композитора большой искренности и увлеченности. И он сумел рассказать особым языком музыки о том, что было так поэтично раскрыто в стихах гениального Пушкина.
В этом отношении я реалист и коренной русский человек», - писал Чайковский. Центральным в опере является образ Татьяны, которую Чайковский любил больше всех пушкинских героев. Так же лиричен и образ Ленского.
Оба эти образа в чем-то близки друг к другу — и это утверждает музыка. Отдельные интонации, подчас очень сходные между собой, пронизывают партии Ленского и Татьяны. Им противопоставляется образ Онегина — то спокойно-холодного, то глубоко страдающего, любящего.
Интересно, что в конце оперы в его партию проникают музыкальные интонации из партии Татьяны, что делает его образ теплее, лиричнее. В трех актах оперы семи картинах четко прослеживается жизнь главных героев — Татьяны, Ленского, Онегина — на фоне деревенского быта или картин петербургской жизни. Музыка оперы отличается большой напевностью, лирической задушевностью, что так присуще и русским народным песням и русским бытовым романсам.
Это наиболее типично для партий Татьяны и Ленского, для бытовых сцен. Большое значение имеют здесь и танцевальные ритмы мазурки, экосеза, полонеза. Особенно часто звучит вальс — он пронизывает своим ритмом не только танцевальные, но и лирические сцены оперы, передающие внутренние переживания героев.
Однако со временем этот сюжет все более овладевал его воображением. Особенно взволновала его сцена роковой встречи Германа с графиней. Ее глубокий драматизм захватил композитора, вызвал горячее желание написать оперу.
Опера создавалась, по словам композитора, с самозабвением и наслаждением. В «Пиковой даме» Чайковский предстает не только гениальным драматургом, тонко чувствующим законы сцены, но и великим симфонистом, строящим действие по законам симфонического развития. Опера очень многопланова.
Самые большие изменения произошли с образом Германа. У Пушкина это холодный, расчетливый авантюрист, способный из-за денег на любой безнравственный поступок, а композитор наделил героя другими чертами. Движущая сила всех поступков Германа в опере — всепоглощающая страсть к Лизе.
Но на пути Германа к счастью — неравенство их положения в обществе: в опере Лиза не бедная компаньонка, а внучка и единственная наследница богатой графини. Так благородная страсть, возвышающая человека, приводит его к низменным, корыстным побуждениям и поступкам. А это, в свою очередь, обрекает его на безумие и смерть.
Основная идея оперы — столкновение света и мрака, любви и роковой обреченности — показана уже в оркестровом вступлении интродукции. Короткие, но ярко очерченные темы-образы последовательно проходят перед нами. Вот в оркестре звучит спокойная неторопливая мелодия.
Это тема баллады Томского, сыгравшей в жизни Германа столь роковую роль. Из этой баллады он впервые узнал о тайне трех карт. Повествовательная мелодия перемежается суровыми, скорбными аккордами в балладе они звучат со словами «О Боже!
Вторая тема интродукции — образ злого рока, который связан с образом Пиковой дамы — графини. Неотразимо-властный призыв медных духовых инструментов передает какую-то фатальную обреченность тех, кто соприкасается с этой жестокой силой. Зловещую мрачность второй темы подчеркивает и нервный, судорожный ритм, и звучание мелодии в низком и сумрачном регистре, и ослепительно резкие всплески деревянных духовых инструментов — словно всполохи молний.
Постепенно такое неотразимо-наступательное движение, все нарастая, подходит к своей высшей точке. И когда дальнейшее напряжение кажется уже немыслимым, появляется новая тема — тема любви Лизы и Германа. Контрастируя со всем предыдущим, она утверждает себя могуче и светло, изгоняя мрачные, зловещие образы.
Эта прекрасная тема играет большую роль во второй картине, в сцене объяснения Лизы и Германа. Звучит она и в самом конце оперы, возникая в угасающем сознании Германа как воспоминание о Лизе, об их любви. В семи картинах оперы последовательно излагаются полные драматизма события.
Самая яркая, кульминационная — четвертая картина. Ее действие происходит в комнате графини. Еще до возвращения графини с бала пришел сюда Герман.
Музыка передает его страх, но и решимость, потому она полна нечеловеческого напряжения: в мрачном низком регистре повторяется одна и та же мелодическая интонация. А на ее фоне, словно жалобный, тоскливый стон, звучит выразительная мелодия скрипок. Но вот из-за штор появляется Герман.
Музыка сразу меняется — она передает сильное душевное волнение героя, мольбу и, наконец, отчаяние. Графиня в оцепенении. И когда Герман, решившись запугать ее, достает пистолет, - она умирает.
Снова звучит музыка из вступления к картине, и еще большее отчаяние слышится в ней. Вбегает Лиза, она в ужасе, но Герман не в силах объяснить ей причину трагических событий… [13] «РУСАЛКА» В основу либретто этой оперы легла неоконченная пушкинская драма, пленившая композитора глубокой жизненностью сюжета, народностью языка и человеческих типов. Но главное для него заключалось в социальной направленности сюжета, в осуждении неправедности существовавшего жизненного уклада.
Композитор Александр Серов писал о нем: «Пушкин — неисчерпаемый родник для русской музыки». Петр Ильич Чайковский также восхищался пушкинским гением: «Независимо от того, что он излагает в форме стиха, в самом стихе, в его звуковой последовательности есть что-то проникающее в самую глубь души. Это что-то и есть музыка». Поэмы, драмы и повести, сказки в народном духе и лирические стихотворения великого классика вдохновили более 1000 композиторов. Около 500 его сочинений легло в основу более 3000 музыкальных произведений, став важной частью отечественной национальной культуры. Для концерта Национального филармонического оркестра России Арсентий Ткаченко отобрал самые яркие произведения музыкальной «Пушкинианы» от Глинки до Свиридова.
Гала-концерт «Пушкин в русской и европейской музыке» завершит праздник поэзии
Публикация «Список музыкальных произведений „А, С, Пушкин в музыке“» размещена в разделах. Новости. Пушкин и музыка. Пушкин в музыке Любовь и тяготение композиторов к творчеству Пушкина объясняется тем, что мысли и чувства поэта близки всем людям, все его произведения ярки и эмоциональны. Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга 8 и 9 июля примет участие в фестивале «Пушкин. Пушкин в музыке Любовь и тяготение композиторов к творчеству Пушкина объясняется тем, что мысли и чувства поэта близки всем людям, все его произведения ярки и эмоциональны. Диалог о Пушкине и музыке будут вести актер Евгений Шевелев и солист филармонии Вячеслав Клименко.
Михаил Глинка: Пушкин для русской музыки
Для самого Пушкина музыка была искусством не только прекрасным, но и высоким, исполненным огромного этического содержания. Подобно тому, как Пушкин открыл своим творчеством классическую эпоху русской литературы, Глинка стал основоположником русской классической музыки. Пушкин раскрыл в своих стихах музыкальное начало русской речи: ее напевность, ее ритмическое богатство. 14 ноября 2019 года в Петрово-Дальневской школе искусств в рамках проекта «Школьная филармония» прошел концерт-беседа «Пушкин в музыке». «Пушкин в музыке»: в Московском международном Доме музыки состоится концерт для любителей высокой поэзии. Подобно тому, как Пушкин открыл своим творчеством классическую эпоху русской литературы, Глинка стал основоположником русской классической музыки.
В Саратове открылся «Пушкин в музыке»
14 ноября 2019 года в Петрово-Дальневской школе искусств в рамках проекта «Школьная филармония» прошел концерт-беседа «Пушкин в музыке». 4 июня в 19:00 в преддверии дня рождения А.С. Пушкина приглашаем на концерт «Пушкин: известный и неизвестный». Мы говорили о том, как творчество Александра Сергеевича Пушкина находило отражение в музыкальных произведениях известных русских композиторов.
Гала-концерт «Пушкин в русской и европейской музыке» завершит праздник поэзии
Центральная тема — взаимоотношения человека и Рока, как по воле судьбы меняются люди, их представление о жизни и стремления к идеалу. Невероятно красивые мелодии, едва уловимый легкий перезвон бубенцов, романсовые интонации, бытовавшие в начале XIX века, нежнейшие напевы делают, в том числе, произведение Свиридова «Метель» одной из жемчужин классической музыки. В программу включены произведения современника великого русского поэта — композитора М. Это романс на стихотворение А.
Рахманинова или «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова — они тоже о любви — страстной, пламенной, роковой, мятежной.
В концерте прозвучат и романсы М. Глинки, и арии из опер Чайковского в исполнении солистов филармонии, и иллюстрации к повести «Метель» Г. Свиридова, и музыка А. Шнитке из фильма «Как царь Петр арапа женил», а также сцены и номера из балета «Медный всадник» Р.
Шнитке из фильма «Как царь Петр арапа женил», а также сцены и номера из балета «Медный всадник» Р.
Исполнит музыку Томский академический симфонический оркестр. За дирижерским пультом — Игорь Берендеев Москва. Последний предстанет в облике литературного персонажа. И вместе они прогуляются по «пушкинским» местам в Томске, познакомят зрителей с лицейскими друзьями Пушкина, бывавшими в нашем городе. Динамические иллюстрации к прогулкам с Пушкиным создаст художник Екатерина Бирюкова.
Какой блистательный круг общения подарила ему столица, где он познакомился с выдающими деятелями культуры того времени: А. Пушкиным, В. Жуковским, А. Грибоедовым, М. Балакиревым, А. Даргомыжским, А. Сколько ярких художественных импульсов вызвало пребывание Глинки в Европе — в Италии, Германии, Франции, Польше, Испании, где он познакомился с жизнью крупнейших музыкальных центров, получил профессиональное музыкальное образование.
В лице Глинки русская музыкальная культура выдвинула композитора мирового значения. Он создал первые классические образцы русской оперы, симфонической музыки, романса.
Пушкин в музыке
Многие исследователи творчества М. И. Глинки отмечают, что его пушкинские романсы — это совершенное претворение в музыке жизненных впечатлений, особенно в любовной лирике Пушкина. Новости. Пушкин и музыка. Пушкин в музыке: нотная подборка. mpush gl Пушкин — наше всё! И с этим трудно спорить, ведь его творчество проявляется везде, в том числе и в музыке. Пушкин и Даргомыжский Пушкинские тексты в музыкальном творчестве Даргомыжского занимают особо важное место. «Пушкин в музыке» — так называется лекция, которая состоялась 10 февраля для учащихся нашей школы. «Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин в русской поэзии, — писал музыкальный критик Владимир Стасов, — оба создали новый русский язык — один в поэзии, другой в музыке».
А. С. Пушкин и музыка ч. 1
Даргомыжский специально поставил перед собой цель: написать оперу на полный текст поэмы Пушкина. В одном из своих писем композитор признавался: «Забавляюсь над «Дон-Жуаном» Пушкина. Пробую дело небывалое: пишу музыку на сцены «Каменного гостя» так, как они есть, не изменяя ни одного слова». Таким образом, основой музыкального действия стал речитативный диалог. Речитатив Даргомыжского — это плод многолетних наблюдений над особенностями речевой интонации и упорного труда его по переплавке этой интонации в музыку.
Опера была столь непривычной, столь смелой, — ведь в ней нет ни арий, ни вокальных «вставок», ни звучных эффектных ансамблей и финалов, — что публика недоумевала, но успех всё-таки был. В своей работе Мусоргский опирался на «Историю государства Российского» Карамзина, различные исторические документы и, конечно же, на поэму Пушкина. Композитор удивительно точно передал дух того времени и показал столкновение царя и народа, представители которого выведены в главные действующие лица. Судьба оперы «Борис Годунов» — это судьба новаторского произведения искусства — и прославляемого, и гонимого.
Её значение было сразу же понято близкому окружению Мусоргского. Другие, напротив, из конформистских соображений, сделали всё, чтобы провалить её после успеха первых представлений. Несмотря на отдельные возобновления «Бориса», его подлинное открытие и международное признание пришли после 1896 года, а, в особенности, в 1908 году в Париже, когда Арию царя Бориса в опере, отредактированной Римским-Корсаковым, пел Фёдор Шаляпин, хотя эта редакция и вызвала замешательство среди музыковедов и поклонников оригинальной версии «Бориса». Редактор нарушил порядок сцен, некоторые убрал, изменил наиболее смелые гармонии и по-новому оркестровал партитуру, в которой и сам Мусоргский хотел кое-что переделать.
Пушкин и Чайковский Опера П. Чайковского «Евгений Онегин» — одна из самых популярных опер мира. Композитор глубоко проникся пушкинскими образами, чистотой любви героев, верностью, пониманием их чувства долга и чести, их возвышенной мечтой и стремлением к идеалу. В «Евгении Онегине» Чайковский не стремился воплотить все многогранное содержание романа А.
За основу оперы композитор взял лирический конфликт, раскрыв в ней отношения Онегина, Татьяны, Ленского. Чайковский был подлинным новатором. Он, по сути, явился создателем новой отрасли русского театра — лирико-психологической музыкальной драмы. Он был счастлив, видя успех своего детища не только на сценах оперных театров России, но и Европы.
Объяснялось это теми чувствами, которые он вложил в эту оперу: «Я написал эту оперу потому, что в один прекрасный день мне с невыразимою силою захотелось положить на музыку всё, что в «Онегине» просится на музыку. Я это и сделал как мог». Зрелым мастером симфонической музыки выступает Чайковский в выдающейся музыкальной драме «Пиковая дама». Опера была заказана Чайковскому дирекцией императорских театров.
Либретто написано братом композитора Модестом Чайковским, хотя некоторые тексты написал сам Чайковский. По сравнению с повестью Пушкина, либретто оперы имеет большие отличия. Они послужили для углубления социального контраста между главными героями. В повести Карамзина Лиза — бедная родственница, существо забитое и несчастное.
В опере она — внучка Графини, красавица и богатая наследница, недосягаема для Германа. В повести Герман с самого начала преследует только одну цель — обогащение. Он обманывает Лизу: познакомиться с ней он желает для того, чтобы проникнуть в дом графини. В опере образ Германа облагораживается любовью его к Лизе.
Богатство может помочь ему преодолеть неравное положение в обществе. Отсюда возникает стремление овладеть тайной трёх счастливых карт.
Безусловно, в первую очередь на язык музыки перекладывались стихотворения.
Так появились романсы на стихи Пушкина, составившие золотой фонд музыкальной классики. Но поэмы, повести и трагедии писателя также послужили основой многих музыкальных произведений. Особенно популярными стали оперы на пушкинские сюжеты.
Наверное, это потому, что именно Пушкину принадлежат слова: "Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает; Но и любовь мелодия... Видимо, этому девизу решили следовать организаторы. Добавлю, что ведущими фестиваля будут Эмилия Спивак - известная актриса театра и кино, лауреат премии "Золотой софит" , а также Иннокентий Иванов - журналист, награжденный премией "Золотое перо России", кроме того, сценарист и режиссер. Фестиваль пройдет при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Почему в качестве площадки для фестиваля было выбрано именно Михайловское? Казалось бы, что общего у Пушкина с музыкой? Георгий Василевич: Я думаю, что даже тем, кто не владеет русским языком, если они любят музыку, известно, что по мотивам произведений Александра Сергеевича Пушкина написано, как минимум, шестнадцать опер. В этом смысле он известен, как автор, чье наследие включает в себя и оперное искусство.
Кроме того, на его стихи, в том числе написанные в Михайловском, сочинены романсы. Здесь поэт писал и трагедию "Борис Годунов", по мотивам которой Модестом Мусоргским была создана одна из самых известных репертуарных русских опер.
Весьма интересны программы этих концертов: Реквием Моцарта, «Сотворение мира» Гайдна, симфонии Бетховена. Пушкин — частый гость и на музыкальных вечерах у Виельгорских, у Зинаиды Волконской, дом которой был, как писал Вяземский, «волшебный замок музыкальной феи... Там стены пели: там мысли, чувства, разговор, движения— все было пение». Известно, что в первое знакомство с Пушкиным Зинаида Волконская поет ему элегию «Погасло дневное светило», положенную на музыку весьма известным в те годы в Москве пианистом и композитором И. Будучи другом талантливой пианистки М. Шимановской, поэт пишет в ее альбом слова, которые передают его отношение к музыке: «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь — мелодия».
Эти строки потом вошли в маленькую трагедию «Каменный гость». Приезжая в Москву, Пушкин бывает в Петровском теперь Большом театре. Известно, что Пушкин был на первом представлении оперы Глинки «Иван Сусанин» 27 ноября 1836 года. Многие тогда не поняли оперы, но Пушкин оценил ее сразу и ответил на злобные выпады клеветников стихами: Слушая сию новинку, Пусть скрежещет, но уж Глинку Затоптать не может в грязь. Музыка Глинки была дорога и понятна Пушкину. На музыкальных вечерах у Дельвига «он Глинка. Нередко на вечерах исполнялись романсы и песни на слова Пушкина. Еще в юношеские годы его стихи были переложены на музыку лицейскими композиторами Н.
Корсаковым и М. Яковлевым; постепенно круг музыкантов, обращающихся к поэзии Пушкина, расширяется. При жизни поэта на его тексты писали романсы Верстовский, Алябьев, Титов, Виельгорский, молодой Глинка и многие другие. Композиторов в этот период интересовали стихотворения Пушкина, имеющие куплетную форму, воспевающие любовь и природу.