Новости рерих третьяковская галерея выставка

В октябре 2023 г. в Третьяковской галерее откроется глобальная экспозиция «Николай Рерих», приуроченная к 150-летию со дня рождения великого русского живописца. Николай Рерих — один из самых мистических русских художников. Масштабная выставка Николая Рериха, которая проходит прямо сейчас в Новой Третьяковке, — один из главных и ожидаемых выставочных проектов 2023 года. Этому событию Третьяковская галерея посвятила масштабную выставку в здании на Крымском Валу. Масштабный выставочный проект Третьяковской галереи приурочен к 150-летию со дня рождения Николая Константиновича Рериха (1874–1947) – знаменитого художника, мыслителя, археолога, путешественника.

В Третьяковке открылась первая за 65 лет выставка художника Николая Рериха

В Новой Третьяковке на Крымском Валу с 10 октября 2023 по 10 марта 2024 года проходит монографическая выставка «Николай Рерих», посвященная 150-летию Выдающегося художника и философа. Сенсацией выставки стала первая демонстрация для публики великолепного театрального задника, выполненного Николаем Рерихом в 1908 году для балета «Половецкие пляски». Масштабная выставка Николая Рериха, которая проходит прямо сейчас в Новой Третьяковке, — один из главных и ожидаемых выставочных проектов 2023 года. Мы верим, что выставка Рериха займет достойное место в ряду блокбастеров Третьяковской галереи, которыми славится музей», – сообщила Елена Проничева. В Третьяковской галерее открылась выставка Николая Рериха (1874-1947) – одного из самых известных русских художников первой половины ХХ века. Сенсацией выставки стала первая демонстрация для публики великолепного театрального задника, выполненного Николаем Рерихом в 1908 году для балета «Половецкие пляски».

Навигация по записям

  • Третьяковская галерея показывает свой самый крупный экспонат / Литературная газета
  • Николай Рерих – из тех, кому много – плохо
  • Выставка "Николай Рерих" в Москве | РИА Новости Медиабанк
  • Что еще почитать

Не только горы: выставка Николая Рериха в Новой Третьяковке

Все творчество художника объединяет идея — невероятная сила культуры, в которую он верил. На выставке можно увидеть его самые интересные цитаты на эту тему. Выставка будет работать до 10 марта 2024 года. Вечер», входящая в перечень имущества АО «Мурманское морское пароходство», которое проходило процедуру банкротства.

В 2024 году исполняется 150 лет со дня его рождения: этому событию Третьяковская галерея посвятила масштабную выставку в корпусе на Крымском Валу. Рассказываем, какой она получилась. Николая Рериха можно назвать космополитом с этим согласится и Нобелевский комитет, который в 1929-м номинировал художника на премию мира. Родился и прожил больше 40 лет в Петербурге, накануне революции по настоянию врача уехал из России в Финляндию и вскоре из-за закрытых границ оказался отрезан от СССР. Работал в Европе и Америке — устраивал персональные выставки в Хельсинки, Лондоне, Нью-Йорке, Чикаго, Буэнос-Айресе и других городах, параллельно организовал международные культурные сообщества и писал книги.

Нашел себя в Индии — долгие годы он изучал Гималаи, искал Шамбалу, основал институт научных исследований "Урусвати", а последние 12 лет жизни провел у подножия гор в индийском поселке Наггар. Поэтому выставку визуально поделили всего на две части: первая посвящена русскому периоду, вторая — индийскому. Свои первые раскопки он начал проводить еще в родительском имении Извара под Петербургом, его наставником был выдающийся археолог Александр Спицын. Учебу в художественном училище Рерих совмещал с обучением на юридическом факультете Петербургского университета, где особенно его увлекала история. Его интерес всегда был направлен к древности — к курганам и обрядам, эпосу и сакральным мотивам. Рядом с каменными идолами в Третьяковке расположили "Идолов" живописных — эскиз 1910 года к большой одноименной картине, которая сегодня хранится в Хорватии: на фоне воды и холмов капище, частокол которого усеян лошадиными черепами. Поддерживают хтоническую тему две мрачные картины, расположившиеся друг напротив друга, — "Город. Утро" 1901 и "Зловещие" 1901.

Согласно свидетельству искусствоведа Александра Гидони, изначально они были двумя частями одного полотна, но Рерих решил разрезать холст. Главные герои "Зловещих" — вороны, выжидающие чего-то на камнях у реки.

Государственной Третьяковской галереи Владимир Никишин. На пресс-конференции был показан фрагмент фильма о работе реставраторов, которые готовили для экспозиции фоновый занавес к «Половецким пляскам». Государственной Третьяковской галереи Александра Орловская. Судьба этой декорации уникальна, ибо спектакль был воспроизведен около 2 тысяч раз, и занавес рассматривался как рабочий материал, а не как произведение искусства выдающегося художника. Можно лишь представить, в каком удрученном состоянии дошел этот экспонат до наших дней. Как сказала Александра Орловская, основание его ветхое, холст вытянут в разных местах, а порой и вообще превратился в труху. Тем не менее, коллеги хотели сохранить «физику полотна» и обратились за помощью к методикам реставраторов тканей. Посредством мелких магнитов собирали из трухи тканевые нити, используя плотный и тонкий шелк.

Для работы пришлось соорудить металлическую станину, которая позволила проводить реставрацию вертикально, на весу.

Учебу в художественном училище Рерих совмещал с обучением на юридическом факультете Петербургского университета, где особенно его увлекала история. Его интерес всегда был направлен к древности — к курганам и обрядам, эпосу и сакральным мотивам. Рядом с каменными идолами в Третьяковке расположили "Идолов" живописных — эскиз 1910 года к большой одноименной картине, которая сегодня хранится в Хорватии: на фоне воды и холмов капище, частокол которого усеян лошадиными черепами. Поддерживают хтоническую тему две мрачные картины, расположившиеся друг напротив друга, — "Город. Утро" 1901 и "Зловещие" 1901.

Согласно свидетельству искусствоведа Александра Гидони, изначально они были двумя частями одного полотна, но Рерих решил разрезать холст. Главные герои "Зловещих" — вороны, выжидающие чего-то на камнях у реки. По первоначальному замыслу, птицы должны были смотреть на древний город который впоследствии стал образом для отдельной картины. Стоит обратить внимание и на необычную деревянную раму: неизвестно, сам ли Рерих ее вырезал, но задумка точно принадлежит ему. Восста род на род" 1897. Двое мужчин в лодке несут своему народу весть о том, что начинается междоусобная война; полумесяц светит ярко и драматично, неслучайно навевая мысли о стиле Архипа Куинджи — именно у него в мастерской учился Рерих.

Особенностью нашей выставки является то, что здесь сделан акцент на русском периоде творчества [Рериха], в отличие от многочисленных выставок, которые проходили за последние 30—40 лет, где в центре был индийский период Татьяна Карпова заместитель генерального директора Третьяковской галереи по научной работе Рерих был потомком древнего датско-норвежского рода, поэтому варяги и их корабли неоднократно появлялись на его работах. Убедиться в этом зрители смогут, рассмотрев картины "Заморские гости" 1901 и "Строят ладьи" 1903. Тема завоеваний и подвигов усиливается, если через одну из арок войти в небольшой внутренний зал. Его своды украшают многочисленные панно, героями которых стали былинные персонажи — Микула Селянинович, Садко, Баян, Илья Муромец и Соловей-разбойник.

НГХМ поддержал масштабный проект Государственной Третьяковской галереи - выставку «Николай Рерих»

Посетили выставку "Николай Рерих" в Третьяковской галерее, расположенной на Крымском Валу в будний день, в четверг 12.10.2023, поэтому посетителей было немного. сообщает РИА Новости со ссылкой на заявление заместителя гендиректора галереи по научной работе Татьяны Карповой. По ее словам, это первая за 65 лет выставка художника, открытая в Третьяковке. С 10 октября 2023 года по 10 марта 2024-го гостей Новой Третьяковки на Крымском Валу ждет масштабная монографическая выставка произведений Николая Рериха. В Третьяковской галерее открылась выставка "Николай Рерих" в честь 150-летия со дня его рождения. Экспозиция работ художника стала первой в ГТГ за 65 лет, отметила заместитель гендиректора по научной работе Татьяна Карпова, передает РИА Новости.

❗️Мы продлеваем работу выставки «Николай Рерих» по воскресеньям.

Там показаны горные пейзажи, картины религиозно-философского содержания. Третья часть выставки посвящена работе Рериха в театре. Он оформлял спектакли для антрепризы Сергея Дягилева в Париже. Шедеврами мировой сценографии признаны декорации и костюмы к постановкам драмы Генрика Ибсена «Пер Гюнт» и балету Игоря Стравинского «Весна священная».

Имея, помимо художественного образования, еще и диплом юриста, он был археологом, путешественником, писателем, совместно с женой Еленой практиковал спиритизм. Выставка «Николай Рерих» в Третьяковской галерее. Он совершил несколько легендарных путешествий в Центральную Азию.

Его выдвигали на Нобелевскую премию. Наконец, он инициировал первый международный документ по защите культурного наследия — так называемый Пакт Рериха был подписан в 1935 году в Белом доме 20 странами Панамериканского союза. Цель выставки — показать Рериха не только как мастера сине-фиолетовых горных пейзажей, но и как разностороннего творца. Для этого собрали свыше 140 экспонатов: живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, костюмы, книги — из 18 музеев и одного архива, в том числе из Национальной галереи Армении, что придает проекту международный статус.

Куратор выставки — Владимир Никишин. Выставку открывает «Гонец. В названии использована строка из «Повести временных лет», но на самой картине ничто об усобицах не напоминает. Темной ночью по реке плывут двое; этнографический интерес представляет их одежда, а также вырубленная из цельного бревна лодка.

Судьба этой декорации уникальна, ибо спектакль был воспроизведен около 2 тысяч раз, и занавес рассматривался как рабочий материал, а не как произведение искусства выдающегося художника. Можно лишь представить, в каком удрученном состоянии дошел этот экспонат до наших дней. Как сказала Александра Орловская, основание его ветхое, холст вытянут в разных местах, а порой и вообще превратился в труху. Тем не менее, коллеги хотели сохранить «физику полотна» и обратились за помощью к методикам реставраторов тканей. Посредством мелких магнитов собирали из трухи тканевые нити, используя плотный и тонкий шелк. Для работы пришлось соорудить металлическую станину, которая позволила проводить реставрацию вертикально, на весу. Длина декорации 23 метра, высота 10 метров, а площадь повреждения 18 метров. Понимая, что лишь один из 150 экспонатов экспозиции потребовал трехлетней работы 20 человек, можно представить сколь грандиозная выставка открывается в Москве в здании Новой Третьяковки на Крымском валу к 150-летию Николая Рериха. Продлится она до марта 2024 г.

Выставку открывает «Гонец. Первая часть знакомит зрителей с русским периодом творчества Рериха. В разделах «Язычество» и «Начало Руси» раскрывается творческий интерес Николая Рериха к древнему прошлому. В раздел «Святость» вошли образы святых и подвижников, в том числе знаменитая картина «Пантелеймон-целитель» 1916, Государственная Третьяковская галерея. А в разделе «Бой земной и небесный» представлены произведения, особое внимание в которых сосредоточено на изображении неба. Государственная Третьяковская галерея В основу архитектурного решения второй части экспозиции положен круг — аллегория колеса сансары. Разделы «Путь индийский», «Гималаи», «Криптограммы Востока» представлены картинами странствий «Великая стена» 1935 , «Твердыни Тибета» 1931—1932, обе — Государственный музей искусства народов Востока , «Меч Гэссэр-хана» начало 1930-х , «Тень Учителя. Тибет» 1932, обе — Государственная Третьяковская галерея , «Кришна» 1946, Государственный Русский музей и серией гималайских этюдов.

Город строят.

Николай Рерих». Новая Третьяковка

Что нужно знать о Николае Рерихе Государственная Третьяковская галерея представляет выставку живописных произведений действительного члена Императорской академии художеств Николая Константиновича Рериха (1874–1947).
Пресс-показ выставки «Николай Рерих» в Третьяковской галерее Вообще 150 лет со дня рождения Николая Рериха будет в 2024 году, но в Третьяковке к нему начали готовиться немного заранее.

В печатном номере

  • Комментарии
  • Виртуальный хостинг
  • Николай Рерих – из тех, кому много – плохо / Культура / Независимая газета
  • Новости по теме

​В Третьяковской галерее покажут полотна Рериха

В экспозицию войдут художественные произведения и документальные материалы. Зрители увидят свыше сотни картин и графических листов — от знаменитых шедевров раннего творчества «Гонец» и «Заморские гости»… до работ индийского периода «Гуга Чохан» и «Ченрази». Предполагается представить всемирно известного живописца не только в качестве «мастера гор», создававшего станковые произведения, но и как творца, успешно реализовавшегося в сферах театра и архитектуры. Главной сенсацией станет первая демонстрация для публики великолепного театрального задника, выполненного Рерихом в 1908 году для балета «Половецкие пляски».

Он ставился в Париже в рамках первого сезона антрепризы «Русский балет Сергея Дягилева».

Возможно, в некоторой степени залогом успеха стало то, что инициатива С. Рериха по продвижению проекта популяризации художественного наследия отца получила поддержку руководства советского правительства, но не только... Выставки не насаждались и не «спускались сверху», и люди стремились их увидеть. Неужели так называемые застойные 1970-е и последовавшие за ними экономически нестабильные времена Перестройки одинаково благотворно повлияли на общественное сознание, подталкивая к постижению прекрасного и таинственного искусства Рерихов и при этом показывая, что радость духовного развития может явиться противовесом удручающей внутриполитической обстановке в государстве? Дело в том, что далёкое от советского академического реализма искусство Рерихов, несмотря на разнообразие сюжетов, было понятно и деятелям культуры, и среднестатистическому посетителю художественных выставок, оно привлекало своей искренностью. Возможно, в изобразительном искусстве Рерихов людям виделось нечто большее, далёкое и неведомое, чего так не хватало в обыденной жизни. За якобы простыми, символически ясными картинами с их неповторимыми, насыщенными светом красками скрывалось нечто забытое или знакомое — легендарное прошлое Востока и Запада, мечты о единстве религий, вечная борьба добра со злом, сказочный мир Каменного века и Средневековья и многое другое, что могли подарить зрителю эти художники.

Видимо, общественное сознание было готово принять их искусство, мало того, жаждало скорейшего появления подобных выставок. Со своей стороны Святослав Рерих, удостоенный звания почётного члена Академии художеств СССР 1978 , всячески способствовал развитию дела отца, организовывая выставки и помогая выпускать книги о его творчестве. Несомненно, решающую роль сыграло участие самого С. Рериха в межгосударственных культурных связях, его энергия и воля имели первостепенное значение в руководстве процессом. Деятельность последователей и поклонников таланта Н. Рериха также обеспечивала поддержание интереса к творчеству художника, но основополагающей была направляющая сила самого маэстро, сына великого художника, который спешил поделиться с русскими людьми всем тем, что он видел и знал, чему учился и что воспринял от отца, плодами своего труда и тем опытом, что получил благодаря долгим годам жизни в далёкой Индии. Фактически С. Требует осмысления вопрос, что позволяло ему заручиться доверием Дж.

Неру в 1940-е, поддержкой на встречах с Н. Хрущёвым в 1950-е, Л. Брежневым в 1970-е и М. Горбачёвым в 1980-е годы. Несомненно, стратегическое партнёрство двух стран придавало роли вестника культуры большее значение. Несмотря на многие различия в культуре, искусство русского художника и гражданина Индии получило признание в обеих странах. Изобразительное искусство как важная составляющая культуры представляет собой универсальный инструмент воздействия на общественное сознание, сложнейший, но и самый эффективный способ интеграции сообществ. Это во многом объясняет благожелательную позицию высших чинов государственной власти по отношению к творческому наследию Рерихов, так как оно по-своему способствовало развитию взаимосвязей между СССР и Индией.

Искусство Рерихов, как отца, так и сына, исторически связывает многие страны, оно доступно для понимания, легко воспринимается зрителями разных возрастов, идеологически всеобъемлюще и, возможно, поэтому привлекает всё больше людей и до настоящего времени. Разные виды искусства взаимопроникающи и образуют связующее звено между различными слоями общества и самыми отдалёнными друг от друга народами. Искусство является подлинным символом нации, благодаря искусству мы без особого труда можем понять и истолковать устремления и достижения народа. Когда-нибудь, когда падут все барьеры, разделяющие человечество на единицы ненависти, новое сотрудничество и взаимопонимание принесут нам невиданное процветание. Когда уйдёт страх перед внешним врагом и агрессией и мы будем в состоянии обратить нашу бдительность против самых заклятых врагов человечества — жадности, зависти, ненависти, невежества»19. Вера в будущее России, о которой неустанно говорил С. Рерих во время многочисленных встреч с общественностью, — именно она позволяла ему принимать самое активное участие в процессе приобщения народных масс к прекрасному искусству. Искусство восхвалим!

Рерих, воспевая любовь к творческому началу, восхваляя в своей поэзии всё то лучшее, что может подарить культура. Не разрушать, а сохранять старое и созидать новое, защищать богатство культурно-исторического наследия, особенно на крутых поворотах истории, когда во время слома действующего политического режима порой одновременно происходит крушение лучших достижений или проявлений культуры. В продолжение темы поиска причины необходимости искусства в эпоху перемен можно привести фрагменты из книги Н. Рериха «Пути Благословения»: «Среди ужасов, среди борьбы, среди столкновений народных масс сейчас более всего на очереди вопрос знания, вопрос искусства»20. Далее Рерих пишет в свойственной ему манере диалога: «Вы говорите: "Трудно нам. Где же думать о знании и красоте, когда жить нечем. Далеко нам до знания и до искусства. Нужно устроить раньше важные дела".

Отвечаю: "Ваша правда, но и ваша ложь. Ведь знание и искусство не роскошь. Знание и искусство не безделье. Пора уже запомнить. Это молитва и подвиг духа. Неужели же, по-вашему, люди молятся лишь на переполненный желудок или с перепою? Или от беззаботного безделья? Нет, молятся в минуты наиболее трудные.

Так и эта молитва духа наиболее нужна, когда всё существо потрясено и нуждается в твёрдой опоре. Ищет мудрое решение. А где же опора твёрже? Дрожим от колебания нашего духа, от недоверия. Вспомним, как часто, трудясь, мы забывали о пище, не замечали ветра и холода и зноя. Устремлённый дух окутывал нас непроницаемым покровом»21. Эти строки во многом объясняют его жизненную позицию. К молитве духа через искусство, к миру через культуру призывал Н.

Рерих, следуя из одной страны в другую, путешествуя с континента на континент. В Пакте по защите памятников культуры, носящем его имя, заключён идеал, но реализовано стремление спасти достижения «подвига духа» и направить людей на объединение, образование, на созидание. Недаром одним из символов Мастер-Института и Музея Н. Рериха в Нью-Йорке стали «Строители Храма». Этот посыл слышен в его литературном и эпистолярном наследии, эти гуманистические идеи отражены в его живописи и в произведениях его сына. Действительно, порой не хватало «хлеба» и выстраивались очереди за продуктами, но очередь людей, желающих увидеть настоящее искусство, была длинна как никогда, и это было явным показателем тяги к прекрасному. Причина необыкновенной популярности рериховского творчества в 1970-е и 1980-е годы заключается ещё и в том, что оно вернулось на Родину, когда его очень ждали. Искусство Николая Рериха было востребовано в эпохи перемен: перед революцией 1917 г.

Спустя сто лет необычная судьба Н. Рериха по-прежнему вызывает интерес, его идеи и деятельность формируют почву для научных дискуссий и любительских споров, а живопись притягивает своего зрителя, постепенно перейдя в виртуальное пространство интернета. Вместе с другими посланниками русской культуры Рерих принёс в Америку «очарование России», а после взялся возводить мост во имя объединения Востока и Запада. Тибетская сказка и русская быль с лёгкой руки художника стали явью нью-йоркской реальности благодаря выставкам его картин 1920-х годов. Рерих указывал, что роль русских деятелей искусства за границей огромна: «Мы работаем для третьей России, той, которую будет знать мир! В текстах книг Николая Рериха, написанных на русском языке, в его ясном для понимания и одновременно проникновенно-мудром стиле, мы находим строки, объясняющие происходящие в мире события. В одном из своих знаменитых эссе, «Струны земли», автор писал: «Спросили ламу: "Правда ли Праздник Духа приблизился? С 1924 года по тибетскому летосчислению начался новый век.

Век — считается не в сто лет, а в шестьдесят»23.

Его приобрели в 2022 году. Когда принимали решение, в Третьяковке серьезно обсуждался вопрос реставрации. Потому что мы — классическая картинная галерея, а восстановить тканевое полотно — сложный процесс, который требует принципиально другого подхода с точки зрения и хранения, и экспонирования. Занавес много лет использовался в театре, выдержал около двух тысяч постановок, проехал не только по Европе, но и по всему миру. Поэтому он находился в очень плохом состоянии", — отметила Городкова. Сотрудники галереи разработали специальную конструкцию, состоящую из двух валов и электродвигателя. Таким образом, полотно может находиться в горизонтальном положении, что важно для восстановления шедевра.

Экспозицию приурочили к 150-летию художника. Чтобы отобрать 150 лучших работ в Новую Третьяковку, музейщики просмотрели 5 тысяч произведений мастера. Имя Николая Рериха окутано флером мистики, эзотерики. Идеи Рериха о единстве буддизма и христианства, рассказы о поисках Шамбалы и духовном совершенствовании стали невероятно популярны у гуманитарной интеллигенции в перестройку и 1990-е вместе с книгами Елены Блаватской. Но на выставке от этого пласта предлагают если не отказаться, то отодвинуть на второй план и посмотреть исключительно на Рериха-художника. Татьяна Карпова, доктор искусствоведения: «Мне кажется, что искусствоведы в долгу у Рериха, и пора включаться более активно историкам искусства в изучение творчества этого удивительного художника. Конечно, есть такая легенда Рериха, и, конечно, семья Рериха создавала эту легенду — мы ни в коем случае не собираемся ее развенчивать, потому что сама легенда тоже требует внимания и бережного к ней отношения». Николай Рерих закончил Высшее художественное училище в Петербурге, стажировался в Париже — в общем, был художником в высшей степени профессиональным и до революции ярким представителем стиля модерн.

Выставка "Николай Рерих" в Москве

Выставка представляет наследие Рериха как знаковое явление российской и мировой культуры и демонстрирует многогранность его творчества 1897–1947 годов. Как утверждала бывший директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, та экспозиция стала самой посещаемой выставкой русского художника в мире — ее увидели полмиллиона человек. «Это своего рода вызов для Третьяковской галереи, так как в последние 20 лет мы больших выставок Рериха не делали в отличие от Русского музея и других учреждений. Сенсацией выставки стала первая демонстрация для публики великолепного театрального задника, выполненного Николаем Рерихом в 1908 году для балета «Половецкие пляски». В честь этого события Государственная Третьяковская галерея открыла выставку «Николай Рерих». Третьяковская галерея была заполнена поклонниками искусства Рериха, и люди часами выстаивали в очереди, чтобы попасть на выставку.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий