О любопытных фактах создания «Семнадцати мгновений весны» и о том, как сложились судьбы актеров, читайте в материале РБК Life. Фильму «Семнадцать мгновений весны» исполнилось 50 лет: почему всенародно любимого Штирлица хоронили в долг в чужом костюме. Нарышкин рассказал, как людей вдохновил сериал "Семнадцать мгновений весны".
"Тайны кино": "Семнадцать мгновений весны"
Пожалуй, самым эмоциональным моментом фильма «Семнадцать мгновений весны» явилась сцена встречи главного героя с женой в кафе «Элефант». Снижение числа преступлений в дни телепремьеры «Семнадцати мгновений весны» было официально зафиксировано в милицейских сводках. Так, в романе Юлиана Семенова, по которому писался сценарий для «Семнадцати мгновений весны», главный герой, Штирлиц, ездит на шикарном генеральском «Хорьхе».
Сообщить об опечатке
- Культовый фильм «Семнадцать мгновений весны» празднует 50 лет со дня премьеры
- 50 лет началу показа фильма "Семнадцать мгновений весны"
- С юбилеем, герр Штирлиц! К 40-летию премьеры фильма "17 мгновений весны" | Правмир
- Шесть младенцев и актерские «бзики»: Как создавали главный советский фильм о разведчике
11 фактов о сериале «Семнадцать мгновений весны»
Формально с каждым из советских актеров, которые должны были выехать за рубеж даже на короткий срок , предстояло провести серьезную профилактическую беседу на тему «облико морале». На съемках за рубежом советские артисты в случае непредвиденных обстоятельств должны были знать историю, а также все о коммунистической партии СССР и ее лидерах. Для чего это надо было нашим людям за рубежом, точно ответить никто бы не мог. Но такие тренинги устраивали для всех. Спрашивали иногда даже об экзотических, казалось бы вещах. Например: «Кто является генеральным секретарем компартии Гондураса? По стране даже ходил в те времена развитого социализма анекдот: «Вас беспокоит Гондурас?
Так почешите его». Да, формально советский человек должен был знать все о мировом коммунистическом движении. Но по сути такие вопросы и то, при каких обстоятельствах, кем и как они задавались, воспринималось, как издевательство над человеком, тем более — талантливым, какими и были народные и заслуженные артисты. Так что немудрено, что один из них в данном случае — Лев Дуров просто не выдержал и на глупость ответил такой же глупостью. Но, как потом оказалось, сделал хуже не только себе, но и всем, кто должен был ехать в ГДР со съемочной группой для работы над сериалом «Семнадцать мгновений весны». По задумке режиссера картины Татьяны Лиозновой, работу над ним решено было начать с натурных съемок, чтобы в дальнейшем от них уже не зависеть.
Напомним, что первая серия как раз начинается со сцены, в которой Штирлиц гуляет по весеннему лесу со своей хорошей знакомой — пожилой немкой фрау Заурих, которую замечательно сыграла заслуженная артистка РСФСР Эмилия Мильтон. Но Лиознова придумала образ одинокой пожилой немки и включила эпизоды с ней в несколько серий. Именно в этом и в некоторых других подобных эпизодах Штирлиц показан как живой человек, а не только как советский разведчик. Но одно дело прогулка с фрау Заурих по лесу в пригороде Берлина. А другое то, что точно в таком же лесу Штирлицу по сюжету нужно было застрелить героя актера Льва Дурова — провокатора Клауса. Читайте также Самураи зовут Запад на «Южнокурильскую войну» Глава МИД Японии бросил клич странам G7 и «сочувствующим» выработать единый «подход» к нам и китайцам Однако, как уже стало известно к тому моменту, поездка в Германию Дурова была отменена райкомом.
То есть требовалось найти место неподалеку, где можно было сделать это — хотя бы в Подмосковье.
Изначально предполагалось, что образ Штирлица на экранах воплотит Арчил Гомиашвили. Звезда «12 стульев» казался Лиозновой подходящей кандидатурой, к тому же они состояли в отношениях. Но потом режиссер увидела в деле Вячеслава Тихонова и поняла, что именно он должен сыграть советского шпиона, и роль ушла к нему.
По воспоминаниям Лиозновой, сложнее всего давался выбор актера для главной роли советского шпиона. В итоге роль досталась актеру Вячеславу Тихонову , до этого снимавшегося в таких фильмах, как «Молодая гвардия» и «Война и мир». По количеству актеров, удостоенных звания народного артиста СССР как до, так и после выхода картины, этот фильм является одним из лидеров в истории советского кино: Вячеслав Тихонов, Леонид Броневой , Лев Дуров , Евгений Евстигнеев , Олег Табаков — и другие. Советским зрителям фильм также запомнился и музыкальным сопровождением, в том числе — песней «Не думай о секундах свысока... Однако режиссеру Татьяне Лиозновой подобрать подходящего исполнителя было сложно. Партнерский материал Проблема ожирения в России вышла на передний план Как маркировка вредных продуктов, ограничение рекламы и запрет на продажу в учебных заведениях способны оздоровить население Музыку к фильму написал композитор Микаэл Таривердиев , а слова песен — поэт Роберт Рождественский. По словам Таривердиева, он и Рождественский сочинили для фильма цикл из 12 песен — по одной на каждую серию, однако в сериал вошли лишь две из них.
Кобзона это серьёзно задело, но просьбу он выполнил. Горького, 1971 - 1973, реж. Лиознова В фильме использовалось много документальной хроники. Для того, чтобы не было заметного перехода от кино к документалистике, Татьяна Лиознова решила делать весь фильм чёрно-белым. Сначала документальных кадров было гораздо меньше, но после показа смонтированного варианта руководству телевидения и чинам разных структур на режиссёра посыпались упрёки от военных — у них появилось ощущение, что войну выиграли преимущественно разведчики. Татьяна Лиознова включила в фильм метры военной хроники, и претензии были сняты. Лиознова Главным претендентом на роль Штирлица был Арчил Гомиашвили , который на тот момент ухаживал за Лиозновой. Юлиан Семёнов одобрил его кандидатуру, но вот худсовет сразу отверг Штирлица с гордым грузинским профилем. Актёр настолько обиделся, что Лиознова не отстояла его кандидатуру, что моментально забыл о романе и уехал в Тбилиси… На роль главного киноразведчика страны пробовались Иннокентий Смоктуновский , Олег Стриженов и Юрий Соломин , но никто из них не был готов отдать проекту несколько лет. В отличие от Вячеслава Тихонова. Актёра пригласили на пробы, загримировали, приделали пышные усы и… режиссёр пришла в ужас. Но её покорило умение Тихонова выразительно молчать и играть взглядом, а после общения с актёром она поняла, что лучшего Штирлица не будет. Лиознова Роль Мюллера сначала предложили Всеволоду Санаеву , но тот отказался «играть фашиста». Тогда утвердили Леонида Броневого , хотя Лиознова считала, что для шефа гестапо у актёра слишком доброе лицо.
17 мгновений весны. Почему фильм черно-белый, кто мог сыграть Штирлица и на что обиделся Кобзон?
Режиссер Татьяна Лиознова с киностудии имени Горького столкнулась с "Семнадцатью мгновениями весны", читая отрывок из нее в журнале "Знамя"; она решила, что адаптирует его для экрана. Та же участь могла постигнуть и «Семнадцать мгновений весны». Когда Таривердиев узнал, что фильм из той же серии, что и два предыдущих, он высказал режиссеру свое твердое «нет». Картина Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» пополнила золотой фонд советского кинематографа. Изначально Семенов продал сценарий «Семнадцати мгновений» студии «Ленфильм», однако режиссеру Татьяне Лиозновой удалось убедить автора передать его Киностудии имени Горького. Когда ей в руки попался роман Юлиана Семенова «Семнадцать мгновений весны», оказалось, что сценарий по нему автор уже продал «Ленфильму».
Как простые немцы отнеслись к фильму Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны»
Первая серия "17 мгновений весны" вышла на экраны 11 августа 1973 года. Режиссер-постановщик фильма «17 мгновений весны» Татьяна Лиознова на съемочной площадке киностудии им. Горького, 1973 год. Голос за кадром в "Семнадцати мгновениях весны" принадлежит народному артисту СССР Ефиму Копеляну. «Семнадцать мгновений весны» первоначально задумывался как военно-исторический фильм. Смотреть онлайн сериал «Семнадцать мгновений весны». В онлайн-кинотеатре PREMIER с оригинальным российским контентом вы можете посмотреть тысячи сериалов, фильмов и шоу в формате Full HD, 1080 и 720 на телевизоре SmartTV в Ultra HD 4K и с любого устройства.
Как простые немцы отнеслись к фильму Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны»
Однако писатель Юлиан Семенов создал обобщенный образ разведчика, чему доказательством является серия романов об Исаеве. Практически все эти романы были экранизированы. Так появились фильмы «Пароль не нужен», «Бриллианты для диктатуры пролетариата», «Жизнь и смерть Фердинанда Люса». Без Мюллера никуда Одним из самых ярких образов в картине стал шеф гестапо Мюллер, блистательно сыгранный Леонидом Броневым, хотя артист был старше своего прототипа на полтора десятка лет.
Его пригласили в картину буквально в последний момент. Первоначально эту роль должен был играть Всеволод Санаев, но он, будучи парторгом киностудии, отказался от роли гестаповца. Костюм группенфюрера СС оказался на два размера меньше, чем нужно было Броневому, особенно артисту мешал воротничок мундира.
Исполнителю приходилось все время дергать головой. Так и остался экранный папаша Мюллер с соответствующим жестом. Издержки популярности Многих артистов, снявшихся в фильме, после его премьерного показа называли не иначе как именами их персонажей из картины.
Так Юрию Визбору звонили домой и спрашивали: «Это квартира Бормана?
В картине, подготовленной на студии "Красный квадрат", - история создания советского сериала. Начиная со сценария, который сначала был отдан на "Ленфильм", где автору Юлиану Семенову предложили совместное производство с ГДР, но он отказался.
Будет рассказано и о конфликте режиссера Татьяны Лиозновой с Юлианом Семеновым, и о сложной и долгой истории записи песен Иосифом Кобзоном. Также - о смерти во время съемок актера Лаврентия Масохи, который сыграл адъютанта Мюллера, о споре Броневого с консультантом фильма - сотрудником КГБ. Об истории, рассказанной Вячеславом Тихоновым Лиозновой, которую он услышал от своего друга - разведчика-нелегала Конона Молодого.
Именно она стала знаменитой сценой встречи Штирлица с женой. А еще - о том, почему Лев Дуров не смог поехать на съемки в Берлин, о невероятной судьбе консультанта фильма, бывшего эсэсовца Хайнца Брауна, о встрече Юлиана Семенова с реальным немецким генералом Карлом Вольфом, которого сыграл Василий Лановой, и о многом другом. Режиссер - Андрей Сапронов.
Одна из них — Анна Камаева-Филоненко, разведчица-нелегал, прототип радистки Кэт. Окончившая разведшколу в 1938 году, Анна работала радисткой в группе Павла Судоплатова, несколько раз забрасывалась в немецкий тыл, к партизанам. В конце 1940-х она вышла замуж за разведчика-диверсанта Михаила Филоненко. Вместе с мужем они с конца 1940-х годов вели нелегальную деятельность под прикрытием в Южной Америке. Во время командировки Анна родила двоих детей. Кстати, во время съемок Анну не раз спрашивали: как ей удалось не раскрыть себя во время родов? Разведчица с улыбкой отвечала, что кричала не по-русски.
К 100-летию великого советского комедиографа Интересная история кроется и за еще одной фамилией консультанта фильма, значившегося в титрах как Х. Хайнц Адольфович Браун родился в Германии в 1918 году, в годы войны был обер-лейтенантом вермахта, воевал в Африке в составе армии Роммеля. После ранения и госпиталя был послан на восточный фронт, дослужился до капитанского звания, в 1945 году оказался в плену, а в 1950-х, освободившись, остался в Советском Союзе. Вскоре у него появилась еще одна работа — он выступал консультантом художественных фильмов по форме вермахта и СС, параллельно снимаясь в кино, как правило, в ролях немецких офицеров. В «17 мгновениях весны» он выступил и как консультант, и в маленькой роли пограничного офицера, который проверяет у Штирлица и Кэт документы при выезде в Швейцарию. Браун продолжал работать в кино до начала 1990-х, последний фильмом с его участием — «Униженные и оскорбленные» — вышел в 1991 году. Там Браун снялся в эпизодической роли немца-доктора.
Хайнц Браун Фото: Киностудия им. Горького Пять актеров, не прошедших пробы Сейчас уже сложно представить в роли Штирлица кого-либо, кроме Вячеслава Тихонова. Но Татьяна Лиознова утвердила его на роль не сразу. Поначалу главным кандидатом был Арчил Гомиашвили. Лиознова, по слухам, сумела перетянуть на свою сторону даже Юлиана Семенова. Но и это не помогло: худсовет «Мосфильма» решительно зарубил предложенную кандидатуру: грузинский актер в роли советского разведчика, маскирующегося под немца, был слишком спорным выбором. Обиженный Гомиашвили принял вместо этого предложение сниматься в «12 стульях» у Леонида Гайдая.
По мнению режиссера, Тихонов уступал каждому из них своей слишком уж картинной красотой и положительным образом. Для роли разведчика-нелегала, считала Лиознова, требуется некое второе дно, внутренний надлом, читающийся в том числе и в лице. Однако все кандидаты были заняты — кто в кино, кто в театре, — Тихонов же был свободен и активно убеждал режиссера взять именно его. Впоследствии Татьяна Лиознова признала свою неправоту: сдержанная манера игры актера оказалась идеально подходящей для образа. Ее очень хотела сыграть Светлана Светличная. Актриса, отобранная на роль Габи, предлагала, чтобы супругу разведчика и безответно влюбленную в него немку играла одна и та же актриса, но с разными прическами и макияжем, — по ее мнению, это показало бы, что Штирлицу нравится определенный типаж женщин. Но, к разочарованию Светличной, режиссер на это не пошла.
Лиознова мечтала снять в роли супруги разведчика очень популярную в то время эстрадную певицу из Ленинграда Марию Пахоменко, но та отказалась из-за плотного гастрольного графика.
Однако Лев Дуров, сыгравший в фильме агента Клауса, считал роль Штирлица одной из сложнейших в фильме. У каждого героя в фильме есть свои "бзики" — именно так называла их Лиознова. То есть простые человеческие особенности, вроде постоянно заедающего шкафчика у Мюллера. У Штирлица такой "правды жизни" практически нет, потому что он человек "дважды закрытый — один раз профессией и второй раз — немецким мундиром". Заинтересовать зрителя характером героя, его жизнью, мыслями мог только актер с "большим внутренним содержанием", говорил Дуров о Тихонове. Рассказывают, что однажды Вячеслав Васильевич раскрыл секрет своего напряженного думающего лица во время исполнения роли Штирлица. Таблица умножения — именно ее он прокручивал в голове, пока оператор снимал очередную сцену длительностью в несколько минут.
Но в актерской игре, как известно, все методы хороши. Кто был прототипом Штирлица Есть легенда, что генсек Леонид Брежнев, посмотрев фильм, распорядился разыскать разведчика Исаева и вручить ему звезду Героя Советского Союза. Но найти этого человека было невозможно, ведь Штирлица никогда не существовало. Яков Блюмкин Сам автор эпопеи о знаменитом разведчике, Юлиан Семенов, говорил, что прототипами Штирлица являются несколько человек. По одной версии, это Яков Блюмкин — фигура почти легендарная. Участник мятежа левых эсеров и убийца германского посла Мирбаха, он был прощен советской властью и в дальнейшем работал разведчиком на Дальнем Востоке, в Персии и Китае. В 1921 году ему поручили секретную операцию по расследованию хищений из Гохрана. Блюмкин под видом ювелира выявлял заграничные связи похитителей алмазов.
Любопытно, что работал он под псевдонимом Исаев. Роман Ким и "Товарищ Леонид" Есть и другие версии. В годы Гражданской войны на Дальнем Востоке хозяйничали японцы. Владивосток был центром международного шпионажа. Молодой советской республике необходимы были данные о положении белых и их союзников. Тогда в штабе неприятеля работал кореец Роман Ким. Вероятно, некоторые ранние повороты судьбы Максима Исаева были взяты из жизни Романа Николаевича, с которым Юлиан Семенов был знаком лично. Однако в "Семнадцати мгновениях весны" Штирлиц описан как красавец-мужчина арийского типа внешности.
Под это описание подходит один загадочный персонаж под псевдонимом "Леонид". О нем Семенову рассказал именно Ким. Никакие подробности об этом человеке известны не были — Роман Николаевич знал его только под псевдонимом. Но поскольку основную информацию об этом таинственном разведчике Семенов получал именно от Кима, он и описал своего главного героя сквозь призму личности русского корейца. Рабочий псевдоним — Брайтенбах. Он служил в отделе, отвечавшем за контрразведку в оборонной промышленности. Это было самое засекреченное направление в Третьем рейхе. За полтора месяца боев советскими войсками было уничтожено 1500 танков и 1700 самолетов.
От этого разгрома нацистская Германия так и не оправилась. Мало кто знает, что победа Красной армии под Курском была обеспечена еще в апреле 1943 года, когда советская разведка положила на стол Сталина план будущей операции "Цитадель". Сам Гитлер увидел этот же план… только через три дня. Добыл эту информацию скромный издатель из Швейцарии Рудольф Ресслер, работавший под псевдонимом Люси. Ресслер так никому и не выдал своих агентов в германском штабе. Ресслер не был убежденным коммунистом и работал исключительно за деньги. По его словам, только Советский Союз был способен выиграть эту войну. Ресслер водил дружбу с большим количеством офицеров Третьего рейха, у него могли быть связи даже в штабе Гитлера — на него работало около двухсот агентов.
Хайнц Фельфе Еще по одной версии прототипом Штирлица конца войны стал выдающийся разведчик, оберштурмфюрер СС Хайнц Фельфе, работавший под псевдонимом Пауль. Сотрудник Главного управления имперской безопасности, он был руководителем отдела по Швейцарии. Именно он докладывал Шелленбергу и в Москву о ходе переговоров. Уже после войны Фельфе много лет работал на советскую разведку в спецслужбах ФРГ.
Новости партнеров
- Штирлиц погиб в застенках гестапо? Что осталось за кадром знаменитого фильма
- Премьера фильма «Семнадцать мгновений весны» состоялась 50 лет назад
- Лев Дуров не знал членов Политбюро, а его героя ликвидировали в Подмосковье вместо Германии
- Как снимали «Семнадцать мгновений весны»
Как простые немцы отнеслись к фильму Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны»
Та же участь могла постигнуть и «Семнадцать мгновений весны». Когда Таривердиев узнал, что фильм из той же серии, что и два предыдущих, он высказал режиссеру свое твердое «нет». «Семнадцать мгновений весны» — советский 12-серийный художественный телефильм Татьяны Лиозновой. Режиссер фильма Татьяна Лиознова и Вячеслав Тихонов на съемках «Семнадцать мгновений весны». Смотреть онлайн сериал «Семнадцать мгновений весны». В онлайн-кинотеатре PREMIER с оригинальным российским контентом вы можете посмотреть тысячи сериалов, фильмов и шоу в формате Full HD, 1080 и 720 на телевизоре SmartTV в Ultra HD 4K и с любого устройства. 17 мгновений весны. Создательница «Семнадцати мгновений весны» и «Трех тополей на Плющихе» Татьяна Лиознова на всех производила впечатление железной леди.
50 лет началу показа фильма "Семнадцать мгновений весны"
«17 мгновений весны» сегодня исполнилось 50 лет: почему всенародно любимого Штирлица хоронили в долг в чужом костюме. Начиная работу над картиной «17 мгновений весны», режиссер Татьяна Лиознова даже не догадывалась, что проект разрушит ее семью. Многосерийный фильм Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» Первый канал представляет в своем эфире в дни 50-летнего юбилея показа знаковой картины. Фильму «Семнадцать мгновений весны» исполнилось 50 лет: почему всенародно любимого Штирлица хоронили в долг в чужом костюме.