Новости с чего начать читать достоевского

Как начать читать классику. С чего нужно начать читать Достоевского. Для новичков, которые еще не знакомы с произведениями Достоевского, начать. Можно сказать, что фантастический и непостижимый Петербург романов Достоевского берет начало в этой повести. если можете, а не можете, браните Достоевского, но читайте по возможности только его.

Самые важные произведения Достоевского, с которых нужно начать чтение

«Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы» и другие книги классика. С чего нужно начать читать Достоевского. Для новичков, которые еще не знакомы с произведениями Достоевского, начать. Что советует читать Достоевский Если бы вы спросили Фёдора Михайловича, какую книгу читать детям и с детьми, он ответил бы так. Фёдор Михайлович Достоевский (1821-1881) — знаменитый русский писатель-романист.

6 вопросов о том, как читать «Преступление и наказание» Достоевского, чтобы его поняли школьники

Православная проза Художественная литература — это, наверное, самое объемное направление православной литературы, о котором стоит поговорить отдельно. Главный герой романа, маленький Ваня «... Через быт мальчик познает истину Православия, его душа наполняется любовью, верою, святостью. Именно эта книга в Советские времена, наравне с произведениями Достоевского, привела многих к Православию. Протодиакон Андрей Кураев советует новоначальным прочитать повесть Никифорова-Волгина « Дорожный посох » О , написанную от лица православного священника. Огромной популярностью пользуется серия « Флавиан » О протоиерея Александра Торика. За последнее время появилось много хорошей детской литературы — сказок Дмитрий Дмитриев, Глазунова Ирина , притч Клюкина Ольга , рассказов и повестей Борис Ганаго, Лариса Калюжная, серия «Зернышки» и др.

Из зарубежных авторов хотелось бы особо отметить творчество Клайва С. Льюиса , которое включает в себя как произведения для детей цикл «Хроники Нарнии» , так и для взрослой аудитории «Письма Баламута» О , «Баламут предлагает тост» О. Непридуманные рассказы — особое направление в художественной леитературе. Самый известный сборник непридуманных рассказов — « Несвятые святые » О отца Тихона Шевкунова и последовавшая за книгой Зеленая серия Сретенского монастыря. Рубрика «Детские книги» Богословие Рубрика «Богословие» Дневники и размышления Внутренний мир православного человека, его мысли и переживания помогут понять такие книги, как « О мире и человеке » О протоиерея Андрея Ткачева, « Исповедь » О святителя Августина Блаженного, « Дневники » О святого праведного Иоанна Кронштадтского, « Православие сегодня: Записки приходского священника » О протоиерея Иоанна Гончарова, « Православие и грядущие судьбы России » О архиепископа Никона Рождественского. Рубрика «Жизнеописания, воспоминания, письма» Что такое гриф Издтательского совета Все издания, которые предназначены для церковной книготорговли, подлежат обязательному рецензированию Издательским Советом Русской Православной Церкви с присвоением специального грифа.

Иными словами, книга без грифа продаваться в церковной лавке не может. Это было сделано для того, чтобы у Церкви была «уверенность, что любая книга, приобретенная в церковной лавке или свечной лавке храма, будет полезна читателю, послужит его духовному развитию».

В 1859 Достоевский получил разрешение жить в Твери, затем в Петербурге. В это время он опубликовал повести "Дядюшкин сон", "Село Степанчиково и его обитатели" 1859 , роман "Униженные и оскорбленные" 1861. Почти десять лет физических и моральных терзаний обострили восприимчивость Достоевского к человеческим страданиям, усилив напряженные поиски социальной справедливости. Эти годы стали для него годами душевного перелома, краха социалистических иллюзий, нарастания противоречий в его мировоззрении.

Он активно участвовал в общественной жизни России, выступал против революционно-демократической программы Чернышевского и Добролюбова, отвергая теорию "искусства для искусства", утверждая социальную ценность искусства. После каторги были написаны "Записки из Мертвого дома". Летние месяцы 1862 и 1863 писатель проводит за границей, посетив Германию, Англию, Францию, Италию и др. Он считал, что исторический путь, который прошла Европа после французской революции 1789, был бы гибельным для России, так же как и внедрение новых буржуазных отношений, отрицательные черты которых потрясли его во время поездок по Западной Европе. Особый, самобытный путь России к "земному раю" — вот социально-политическая программа Достоевского начала 1860-х. В 1864 были написаны "Записки из подполья", важное произведение для понимания изменившегося мировоззрения писателя.

В 1865, будучи за границей, в курортном Висбадене, для поправки здоровья, писатель начал работу над романом "Преступление и наказание" 1866 , в котором отразился весь сложный путь его внутренних исканий. В 1867 Достоевский женился на Анне Григорьевне Сниткиной, своей стенографистке, ставшей для него близким и преданным другом. Вскоре они уехали за границу: жили в Германии, Швейцарии, Италии 1867 — 71.

Прикреплю самые интересные из них. Гайд по Джойсу. Недавно подписчик сказал, что они расположены в хронологическом порядке, поэтому в нем нет смысла.

В романе «Братья Карамазовы» Достоевский раскрывает свои идеи о религии, борьбе с иррациональностью, моральной ответственности и нравственном выборе. Кроме того, здесь присутствует мотив игрока, борьбы с самим собой и своими страстями, а также сияющий образ Идиота — человека чистый и святой. Таким образом, роман «Братья Карамазовы» с его множеством переплетенных историй и глубоких философских мыслей, является одной из главных работ Достоевского, в которой автор смело обращается к вопросам справедливости, морали и ответственности перед самим собой и другими. Сюжет и персонажи Произведения Федора Достоевского отличаются богатым сюжетом и сложными многогранными персонажами. Автор часто описывает жизнь подпольного общества и погружает читателя в мир преступления и наказания. Одним из самых известных произведений Достоевского является «Преступление и наказание». В нём рассказывается история студента Раскольникова, который совершает убийство старухи-взяточницы из мотива «Для блага человечества». Внутренний мир Раскольникова и его борьба с наказанием за преступление — главная тема этого романа.

В романе «Бесы» Достоевский изображает жизнь общества второй половины XIX века с его проблемами и конфликтами между идеалами и действительностью. Основной персонаж — неординарный Игрок, который сталкивается с силами подпольного движения и находит свою судьбу в борьбе с властью и системой. В романе «Идиот» Достоевский создаёт образ простодушного и чутьё неординарного князя Мышкина, который наблюдает за миром и людьми с позиции идеализма и пытается преодолеть ложь и мнимость, царящую в обществе. В «Записках из подполья» автор рассказывает о мире одинокого и отчужденного человека, живущего в подполье общества и не находящего место в современном мире. Через монолог главного героя Достоевский анализирует природу человеческой психологии и взаимоотношений между людьми. Роман «Подросток» рассказывает о судьбе главного героя Аркадия Долгушева, его поисках смысла жизни и понимания себя. Достоевский анализирует внутренний мир подростка и его конфликты с окружающей действительностью, что делает этот роман актуальным и по сей день. Философские вопросы Произведения Федора Достоевского славятся своими глубокими философскими вопросами, которые раскрывают суть человеческой природы и судьбы.

В его знаменитых записках, таких как «Преступление и наказание», «Подросток», «Идиот», «Братская тюрьма» и «Бесы», автор мастерски исследует вечные темы, такие как справедливость, карма и идентичность. В «Преступлении и наказании» Достоевский поднимает вопрос о моральных границах и наказаниях за преступление. Роман «Идиот» исследует природу добра и невинности, и как они пересекаются с жестокостью и корыстью в обществе. А, наконец, «Бесы» исследует философию подпольного сопротивления и борьбы, показывая, что даже в самых темных временах есть возможность найти надежду и силу для перемен. Преступление и наказание Роман был опубликован в 1866 году и сразу стал известным и обсуждаемым произведением. Он стал продолжением периода творчества Достоевского, начавшегося с «Записок из подпольного» и «Игрока», где автор обращается к самопознанию, проявлению внутреннего мира человека. В нем Ф. Достоевский обращается к тематике морально-этических проблем, к вопросам истины и справедливости.

Роман передает трагическую судьбу Раскольникова, его внутренние переживания и стремление к идеалу в обществе, развивает тему красивого и признает идею братской любви. Все они отражают разные социальные и моральные составляющие современности, что делает роман универсальным и актуальным до сих пор. Протагонист и мотивы Достоевский, один из величайших русских писателей, известен своей глубиной и разнообразием своих протагонистов. В его произведениях можно найти многообразие мотивов и тем, которые оправдывают преступление, записки, братскую любовь, игрока и подпольного мира. Простое чувство моральной ответственности, сопротивление обществу, человеческая жадность, искупление и раскаяние — все это мотивы, которые прослеживаются во многих произведениях Достоевского. Некоторые из самых известных протагонистов Достоевского включают подростка из «Подростка», Раскольникова из «Преступления и наказания», Алешу из «Братьев Карамазовых», Мышкина из «Идиота» и Шатова из «Бесов». Каждый из этих персонажей представляет собой уникальный психологический портрет и имеет свои собственные мотивы для своих поступков и действий. Каждый персонаж, созданный Достоевским, проблематичен — ни одно действие или решение не является идеальным или объективно верным.

Самые важные произведения Достоевского, с которых нужно начать чтение

С чего начать чтение Достоевского? Начинать чтение творчества Достоевского лучше всего с романов, которые считаются основополагающими, такими как «Преступление и наказание», «Идиот» и «Братья Карамазовы». Роман «Преступление и наказание» считается одним из самых известных произведений, и у многих читателей вызывает положительные впечатления. В этой книге описывается путь главного героя Раскольникова от преступления к раскаянию. Роман «Идиот» описывает жизнь главного героя — князя Мышкина, который многих считают слишком наивным и глупым. Но настоящая ценность романа — в описании сложных эмоциональных переживаний и поиске истины в мире лжи и обмана. Роман «Братья Карамазовы» является потрясающим шедевром литературы, здесь Достоевский затрагивает множество актуальных тем. В книге описывается путь главного героя — Дмитрия, который предстанет перед судом за убийство своего отца.

Важно помнить, что при чтении произведений Достоевского необходимо быть терпеливым, эти книги не предназначены для легкого времяпрепровождения. Но если читатель готов пройти через все трудности, то возможно, он найдет в Достоевском своего любимого автора на всю жизнь. Выбор первой книги Достоевский — не самый простой автор, чтобы начать с его чтения.

Почему он назвал своим именем Федьку Каторжного «Бесы»? А имя Федора Павловича Карамазова?.. Отвечать на подобные вопросы призван каждый читатель, который причастен к Вселенной Достоевского. Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком.

Из письма М. У меня свой особый взгляд на действительность в искусстве , и то, что большинство называет почти фантастическим и исключительным, то для меня иногда составляет самую сущность действительного.

Не меньше восторга вызывал у него Гоголь: «Взгляни на Пушкина, на Гоголя. Написали немного, а оба ждут монументов. Старые школы исчезают» Письмо к брату Михаилу, 1845 г. Но одно из произведений мировой литературы для писателя стояло особняком — это «Дон Кихот» Сервантеса: «О, это книга великая, не такая, какие теперь пишут; такие книги посылаются человечеству по одной в несколько сот лет. И таких подмеченных глубочайших сторон человеческой природы найдете в этой книге на каждой странице.

Он укажет на сообщенную в ней глубочайшую и роковую тайну человека и человечества» Дневник писателя, 1877 г. Известно ли, какие книги вызывали у него особенно сильные эмоции? Достоевский был в целом весьма эмоциональным человеком, но не любил демонстрировать свои переживания. В то же время, именно книги часто служили для него важнейшим источником переживаний и размышлений. Я страшно читаю, и чтение странно действует на меня. О «самой грустной книге человечества» мы уже говорили. О романе Гюго «Отверженные» Достоевский высказывался: «роман, в котором великий поэт и гражданин выказал столько таланта, выразил основную мысль своей поэзии в такой художественной полноте, что весь свет облетело его произведение, все прочли его, и чарующее впечатление романа полное и всеобщее».

Нередко оценки Достоевского менялись со временем. К примеру, сразу после выхода в свет романа И. Известно ли, какие книги писатель любил читать в детстве и в юности?

Для понимания Библии необходимо прибегнуть к толкованиям — разъяснениям тестов Нового и Ветхого заветов. Среди святоотеческих толкований особое место занимают сложные, пространные толкования Иоанна Златоуста Г , которые на протяжении многих веков были путеводной звездой при изучении Нового завета. Святитель Феофан Затворник: «Читать и усвоять Слово Божие надо, руководствуясь в понимании его не своим погрешительным разумом, а разумом отцов и учителей церкви... Рубрика «Толкование Библии» Закон Божий Закон Божий и катехизис руководство, содержащее основные положения христианского вероучения помогут новоначальному постичь основы православного вероучения, ознакомиться с краткой историей Нового и Ветхого завета, понять, что такое молитва, узнать об устройстве Церкви и храма, смысле богослужения. Наверное, самой известной книгой этого ряда является « Закон Божий » О протоиерея Серафима Слободского. Рубрика «Закон Божий» Наставления о духовной жизни Среди наставлений хотелось выделить бы « Опыт построения исповеди » О архимандрита Иоанна Крестьянкина.

В этой книге старец предлагает кающемуся человеку построить исповедь по десяти заповедям или по заповедям блаженства. Путь исповеди помогают преодолеть глубокие советы и меткие замечания отца Иоанна, так необходимые каждому христианину. Переживание, любовь, боль и доброта старца ощущаются в каждом слове. Святитель Игнатий, по его мнению, примечателен тем, что переложил древнее святоотеческое учение на современный язык. Сам же святитель Игнатий советует: «Христианину, которого жребий — проводить и окончить жизнь среди мира, должно читать святых Отцов, писавших вообще для всех христиан. Таковы писатели, которых сочинения написаны на русском языке или переведены на него: святой Иоанн Златоустый, святой Димитрий Ростовский, святитель Тихон Воронежский, Никифор Астраханский, Георгий затворник». Святитель не рекомендует мирянам читать святых отцов, писавших для монашествующих, говоря, что «пользы никакой не может быть, а может быть вред... Особое внимание заслуживают « Душеполезные поучения и послания » О аввы Дорофея. Данную книгу советуют прочитать многие современные священники и древние святые.

Читать нельзя выкидывать: нужен ли Достоевский в школьной программе

Поэтому читать боговдохновенные тексты следует с особым усердием и внимательностью. Смотрите онлайн видео «ЛУЧШИЕ КНИГИ для знакомства с классикой?с чего начать читать классику?» на канале «Вкусные Закуски» в хорошем качестве, опубликованное 21 июля 2023 г. 21:18 длительностью 00:23:04 на видеохостинге RUTUBE. Если вы только начинаете знакомиться с произведениями Федора Достоевского, то стоит выбрать книги, которые вам будут легко читать и понимать. В этой статье мы предлагаем рекомендации и советы о том, с чего начать читать Достоевского подростку. Как начать читать классику. С чего начать читать Достоевского?

Как читать «Преступление и наказание» Достоевского

Из письма М. У меня свой особый взгляд на действительность в искусстве , и то, что большинство называет почти фантастическим и исключительным, то для меня иногда составляет самую сущность действительного. Обыденность явлений и казенный взгляд по-моему не есть еще реализм, а даже напротив Из письма Н. Уроки Достоевского обращены, прежде всего, к отечественному читателю. Сейчас это поколения России ХХI столетия. Довольно увлекаться-то, пора и рассудку послужить. И все это, и вся эта заграница, и вся эта ваша Европа, все это одна фантазия, и все мы, за границей, одна фантазия...

Fj3nn Гуру 4274 , закрыт Вот решил добровольно ознакомиться с русской классикой. Лучший ответ Прежде чем приступить к чтению произведений Достоевского, нужно почитать литературу о писателе, о его жизни, любимых книгах, увлечениях, высокой дружбе. Это даст возможность найти отклик жизненных идеалов писателя в его произведениях и лучше их понять.

Достоевский не тот автор, которого нужно читать бессистемно и не подготовленным. Это также, как слушать симфоническую музыку, не понимая ее. Рекомендуется начать читать Достоевского С "Неточки Незвановой" здесь передан мир ребенка - очень хрупкий и тонкий.

Почему он назвал своим именем Федьку Каторжного «Бесы»? А имя Федора Павловича Карамазова?.. Отвечать на подобные вопросы призван каждый читатель, который причастен к Вселенной Достоевского. Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком. Из письма М.

У меня свой особый взгляд на действительность в искусстве , и то, что большинство называет почти фантастическим и исключительным, то для меня иногда составляет самую сущность действительного.

Всё заново В конце 1859 года Достоевский возвращается в Санкт-Петербург и, по сути, пытается заново начать карьеру писателя. Вместе с братом Михаилом он начинает издавать популярный литературный журнал «Время», на страницах которого публикует новый роман «Униженные и оскорблённые». Но главной для современников книгой Достоевского на тот момент стала опубликованная в «Русском мире» повесть «Записки из мёртвого дома». В основу «Записок» лёг опыт, который Достоевский пережил за четыре года каторги в Омском остроге. В «Записках» автор вводит вымышленного главного героя, пренебрегает реальной хронологией событий и чередует увиденные своими глазами эпизоды с художественным вымыслом и попытками проанализировать поведение попавших на каторгу людей, но для современников повесть стала настоящим откровением. Долги, кабала и потеря близких Казалось, что жизнь Достоевского постепенно налаживается, но это было не так. Литератор в основном издавался в журналах, его гонорары не дотягивали до заработков современников, и денег вечно не хватало. А ещё, побывав летом 1862 года в Европе, Фёдор Михайлович пристрастился к рулетке и принялся просаживать заработки в казино.

В 1864 году с разницей буквально в несколько месяцев умирают первая жена писателя, с которой он познакомился ещё в Сибири, и брат Михаил. После смерти брата Фёдор Михайлович берёт под опеку его семью и выплачивает огромные долги Михаила. Финансовое положение самого писателя становится таким шатким, что он вынужден закрыть журнал «Эпоха», который открыли вместе с братом после закрытия издания «Время» в 1863 году. Нехватка денег вынуждает писателя заключить договор с издателем Стелловским на практически кабальных условиях: Стелловский получает право напечатать уже вышедшие собрания Достоевского в трёх томах, но сам автор обязан написать эксклюзивно для собрания сочинений один новый роман в срок до 1 ноября 1866 года. В противном случае все права и будущие гонорары за книги писателя на 9 лет отходили Стелловскому. Как назло, Достоевский в тот момент был целиком поглощён написанием другого романа, за который уже получил аванс от издателя журнала «Русский вестник» Михаила Каткова. Понимая, что он чисто физически не успеет написать параллельно второй роман, Достоевский обращается к услугам профессиональной стенографистки Анны Сниткиной и в течение месяца — с 4 по 29 октября — надиктовывает ей текст романа «Игрок», в основу которого легло увлечение писателя рулеткой. В Сниткиной Фёдор Михайлович нашёл не только помощника и друга, но и будущую супругу. Уже 8 ноября он делает Анне предложение, и та соглашается.

Сниткина не только будет помогать готовить к печати все следующие произведения Достоевского, но и возьмёт на себя управление его финансовыми делами и даже заложит собственное приданое, чтобы расплатиться с долгами мужа. И хотя в дальнейшем у Фёдора Михайловича ещё будут встречаться периоды нехватки денег, в целом его положение поправится настолько, что позволит заняться творчеством и не беспокоиться о насущных проблемах.

10 лучших книг Достоевского, которые вы обязаны прочесть

Думаю, во время такого западного притяжения-отталкивания внутри у Федора Михайловича раздавались «истерические взвизги херувимов», как сказал об этом черт в «Братьях Карамазовых». АМ Почему, когда говорят о Достоевском, никогда не говорят о его языке — самобытном, ярком, почему ни у кого не закрадывается мысль, что он не меньший стилист, чем, скажем, тот же Тургенев, что язык Достоевского сохраняет для нас черты времени, что его мощное, бурное течение предвосхищает языки Джойса, Музиля, Фолкнера? Я сейчас не об английском или немецком, я о языке души… БЕ Андрей Битов когда-то сказал мне: «Я долго учился писать неправильно». Стиль — это отклонение от нормы. У Достоевского такое случается. Что же до языка писателя, то одно из чрезвычайных открытий Достоевского — неподготовленная речь персонажей, иногда и автора. До Федора Михайловича и после большинство писателей нудно готовили «ощипанную» и ошпаренную кипятком, подобно цыпленку табака, литературную речь. Он же рано понял: нужно давать речь живую, клокочущую, идущую прямиком из подсознания. Такая зафиксированная в текстах речь притягивает неотступно, живет вечно. В «Сибирской тетради» Федора Михайловича есть потрясшая меня запись. Луковица — ан копейка, люди говорят.

Сто душ, сто луковиц — вот те рубль». Разбойная, дочеловеческая Русь проглядывает в этом «незалитературенном» диалоге. И прямой дорожкой выводит к Раскольникову, а потом и к пародирующему бывшего студента анекдоту советских времен: — Ты зачем старушку убил? У нее и было-то десять копеек. Десять старушек — рупь! Звериную сущность такого рода «придорожного предпринимательства» Федор Михайлович рассек очень быстро и в какой-то мере уничтожил, придав романной огласке. За такое опосредованное осуждение убийства, которое намного сильней осуждения прямого, Достоевского ненавидели большевики. А также за то, что обладая даром опережающего отражения действительности, он показал, что произойдет в будущем, если «все дозволено» будет. Прозорливец Достоевский увидел в грядущем очень многое. Язык Достоевского — авторский, неповторимый — такое же достояние культуры, как и его нестираемые временем образы.

Такой язык, страшно нуждающийся по ходу своего развития именно в «сотворении» образов и осязаемых речевых жестах, полностью захватывал Достоевского: «Мы надевали лавровые венки на вшивые головы», — эта фраза из «Бесов» занимала его едва ли не больше, чем перипетии и сюжет пророческого романа. Он просил издателя не убирать в этой фразе ни единого слова, ни единого звука, видимо предчувствуя, что именно такие слова будут сродственны российскому ХХ веку… АМ Поскольку мы заговорили о языке Достоевского, о стиле его письма, который, вне всякого сомнения, для Достоевского еще и способ выживания — как и для любого автора со своим голосом и природой, которую он обнажает в точности так же, как природу своих персонажей — позвольте вам задать вопрос: какую роль Николай Гоголь сыграл в становлении Достоевского? Ведь Федор Михайлович своей любви к Гоголю не скрывал. БЕ Достоевский действительно был душевно привязан к Гоголю. И в то же время, дерзко спародировал Николая Васильевича — его манеру выражаться, манеру письма из «Выбранных мест», да и саму фигуру писателя — в повести «Село Степанчиково и его обитатели». Пародия — вид любви. Только любя: хоть частичку, хоть краешек пародируемого предмета — можно достичь цели! Иногда безосновательно считают: любят только сходное. Чаще и безоглядней любят именно противоположное. Тут сказывается полярность русского характера.

Ставрогин любил девушку-калеку, сам Федор Михайлович любил втайне евреев и поляков, которых нещадно распекал. От любви до ненависти один шаг. И это биение между любовью и ненавистью, возвращение от одного чувства к другому часто дает энергию русскому человеку и тем более русскому писателю. Достоевский пробовал исторгнуть из себя «маленького Гоголя», законопатить его в бочку и пустить на волю волн. Но сразу не получилось. А в более поздние годы слог, манера и стиль Достоевского так окрепли, что Гоголь отошел на второй план и тихо встал на книжной полке. Достоевский разыграл пьесу Мольера «Тартюф», но совершено на русский манер. Главный герой — деспот и приживала Фома Фомич Опискин. Его имя стало нарицательным и обозначает человека, севшего на шею своим благодетелям. АМ Роднит Гоголя с Достоевским и неповторимая своеобычность языка… БЕ Учитывая особенности своего стиля: повторы, нагромождение психологических подробностей именно подробностей, а не веских деталей просто длинноты, — Достоевский не раз пытался заставить себя изменить манеру повествования.

Набрасывая план одного из ненаписанных своих произведений, он замечает: «Рассказ вроде пушкинского. Краткий, без объяснений, психологически откровенный и простодушный». К нашему счастью, Федору Михайловичу не удалось себя «выправить». Поэтому «неправильности» Достоевского в тысячу раз для нас ценней, чем «правильные» и безликие грамматические конструкции наших образцово-комсомольских и преданно-монархических писателей.

Когда Иосиф Александрович эмигрировал в США, то, несмотря на отсутствие специального образования, сразу же получил приглашение преподавать в пяти американских колледжах. Занятия он проводил необычно: не было никаких лекций и семинаров. Он беседовал со своими студентами и рассказывал о любимых писателях. При этом постоянно пил кофе и много курил. Несмотря на отсутствие высшего образования, Бродский много читал.

Не будет у России, и никогда еще не было, таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит, а Европа согласится признать их освобожденными! Любовь мечтательная жаждет подвига скорого, быстро удовлетворимого и чтобы все на него глядели. Тут действительно доходит до того, что даже и жизнь отдают, только бы не продлилось долго, а поскорей совершилось, как бы на сцене, и чтобы все глядели и хвалили. Любовь же деятельная - это работа и выдержка, а для иных так пожалуй целая наука. Вячеслав Иванов Читайте Достоевского, любите Достоевского, - если можете, а не можете, браните Достоевского, но читайте... Иннокентий Анненский.

Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший, то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово» — так сам Раскольников сформулировал свою теорию. Идеи о «тварях дрожащих» и «право имеющих» он зафиксировал в статье «О преступлении», опубликованной в одной из петербургских газет. По Раскольникову, есть два типа людей: Люди низшего разряда «твари дрожащие» живут в послушании и подчиняются Люди второго разряда «право имеющие» склонны преступать закон и разрушать. Преступления этих людей «требуют, в весьма разнообразных заявлениях, разрушения настоящего во имя лучшего. Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, — смотря, впрочем, по идее и по размерам ее, — это заметьте». Наполеон, о котором по ходу романа несколько раз упоминает Раскольников, — пример человека «второго разряда», который вскружил голову молодежи XIX века. Он кажется безжалостным, бескомпромиссным императором, который пошел против любых нравственных принципов и захватил полмира. Чтобы доказать себе, что он Наполеон или «право имеющий», Раскольников и идет на убийство жалкой старухи. Как связаны роман Достоевского и работы философа Фридриха Ницше? Теория Раскольникова подозрительно похожа на идеи Ницше о сверхчеловеке: философ называет сверхчеловеком личность, в которой воля к жизни, к увеличению жизненной и творческой силы достигает наивысшей точки своего развития, — он якобы от рождения наделен свойствами, которые делают его лучше прочих. Сверхчеловек, представляя собой единство «твари и творца», преодолевает себя и «рождает» творца, победив в себе тварь. Сходство с теорией Раскольникова налицо, только важно уточнить: «Преступление и наказание» Достоевского опубликовано в 1866 году, «Так говорил Заратустра» Ницше — в 1883 году. Так что это Ницше заимствует мысли Достоевского, а не наоборот Более того, немецкий философ писал: «Достоевский принадлежит к самым счастливым открытиям в моей жизни…» Эти двое взаимосвязаны, но не тождественны. Достоевский — рационалист и моралист, Ницше — иррационалист, отрицающий существующую мораль, именно поэтому у Раскольникова после преступления довольно скоро наступает «наказание» и продолжительное страдание. Татьяна Шошина: Бунин без одобрения относился к творчеству Достоевского, потому что был прежде всего стилистом и часто форма была ему интереснее и важнее содержания. В сущности, здесь можно признать правоту Бунина: зрелый Достоевский не пишет романы рукой, а надиктовывает их стенографистке — это интересный творческий опыт: он отпускает свою мысль, дает свободу воображению, потому что рука всегда является цензором сознания. Бунин был убежден, что есть некая важная связь между рукой, которая держит перо, и бумагой — Достоевский в своем методе эту связь разрывает. Отсюда небрежность текста и избыточность, в том числе, религиозной символики. Воскрешение Лазаря. Это не просто символ, а целый фрагмент Нового Завета внутри романа Достоевского. Это центральная сцена романа, идейная кульминация, в которой Соня по просьбе Раскольникова читает ему легенду о воскрешении Лазаря, которая действительно выглядит избыточной. Топор — довольно очевидный символ: Раскольников ударяет старуху обухом, соответственно, лезвие в момент удара направлено на него.

5 романов Достоевского, которые следует прочесть каждому

ГЗ Может, кому-то не нравятся его дневники, может, Федор Михайлович в них нелестно отзывался о немцах, евреях, татарах… Но я всегда повторяю: в романах все его самые неприятные персонажи — русские, то есть, в искусстве он ни разу не отомстил своим «нелюбимым» евреям или кому другому Андрей Донатович Синявский писал, что Достоевский вообще все национальности, кроме русских, не любил. АМ Авторы некоторых сценических интерпретаций Достоевского признаются, что для театра его произведения — настоящая загадка, головоломка, из которой зрителю можно предложить только отдельную линию или плоскость. Лев Додин вообще говорит, что «романы Достоевского абсолютно не годятся для инсценировок». Так ли это?

ГЗ Говорит и все равно ставит. Достоевский же — великий писатель — вроде и собирался, но ни одной пьесы не написал. Пьесы тогда уже давали заработок, что было важно для писателя, а все равно — не написал ни одной.

Но его проза необыкновенно театральна, а его герои — если не каждый! Для меня «Кроткая» Додина во МХАТе, как и потом его «Бесы» в Малом драматическом — из самых сильных театральных впечатлений, «Кроткая» войдет и в десятку, и в пятерку, и в тройку лучших спектаклей, которые я видел в своей все-таки богатой на сильные театральные впечатления жизни. АМ Как вы относитесь к кинофильмам, снятым по Достоевскому классиками зарубежного кинематографа — к примеру, «Белым ночам» Лукино Висконти или «Идиоту» Акиры Куросавы, в которых история осовременена, сюжетная составляющая существенно изменена, а русское начало совсем не является определяющим?

ГЗ Очень хорошо отношусь, во всех таких случаях это — чрезвычайно деликатное отношение к слову, к интонации Достоевского, хотя, быть может, у Висконти — это не главный его шедевр. АМ Есть некий притягательный магнетизм и в личности Достоевского, и в его романах. Неслучайно на российских экранах не так давно появилось сразу несколько нашумевших сериалов, в том числе о жизни самого писателя.

Восприняты они были неоднозначно. Годится ли для столь масштабного писателя-философа модный нынче сериальный формат? ГЗ Евгений Миронов, по-моему, был прекрасен в сериале Владимира Бортко, он как раз из лучших, из самых глубоких актеров, кто чувствует и может сыграть героев Достоевского и вот — самого писателя тоже сыграл очень точно.

А у Бортко — в «Идиоте», я имею в виду. АМ И мой традиционный последний вопрос. Какие произведения Достоевского вы бы посетовали в первую очередь прочесть пользователям Лабиринта?

ГЗ Мои любимые — это повести, их и читать — не скажу легче, но прочесть можно быстрее. Из романов — «Идиот». В них — почти все про сложную душу, конечно, не только про русскую.

Если верно, что у Достоевского имелся не только свой угол зрения на православие, но и своя линия, не совпадавшая с церковной, можно ли в этом случае сравнить его концепцию христианства с толстовством? И были ли у Достоевского столь же верные последователи его религиозной концепции, как у Толстого? Михаил Одесский Личность Христа для Достоевского — центр мировоззрения.

Значительно сложней сделать из этого какие-то богословские или философские выводы. Я бы даже сказал, что после всех тех попыток, которые в этом направлении делались, стоит подождать суждения квалифицированных богословов. Знаете, у меня когда-то состоялась памятная беседа об этом с покойным Виктором Марковичем Живовым.

Меня впечатлили его слова, что трудно оценивать богословскую мысль Достоевского с точки зрения современного сознания, потому что середина ХIХ века не лучший период отечественного богословия. Получается, если сам по себе личный опыт переживания Христа, который имелся у Достоевского, бесспорен, то системообразующие заключения делать из этого слишком сложно и, пожалуй, преждевременно. В любом случае сближать его с толстовством и проводить параллели не стоит: Толстой, со своим рационалистическим пониманием христианства, прямо конфликтовал с ортодоксией, у Достоевского, напротив, преобладало ощущение божественности Христа, и, хотя это ощущение было очень личностным, едва ли Достоевский считал, что оно не канонично.

Поэтому, несмотря на то, что многие мыслители конца ХIХ — начала ХХ веков восхищались Достоевским, считать, что были какие-то верные его последователи в понимании Христа, что сложилась некая богословская школа, думаю, неверно. АМ В «Розе Мира», которую мы не часто вспоминаем и которая почему-то оказалась за скобками нашего сегодня, Даниил Андреев использует неожиданное словосочетание — «русский Синклит». В понятие это он укладывает «наше все» — Пушкина, Лермонтова, Достоевского, Толстого, а далее говорит не менее неожиданные для нас слова о Владимире Соловьеве.

Хотя в великий русский Синклит Андреев его не ввел, сделанное русским философом он считал не менее значимым. Достоевский и Соловьев не только жили в одно время, но и дружили, и наверняка оказывали влияние друг на друга. Какие идеи Соловьева просматриваются в произведениях Достоевского?

МО По правде сказать, влияние идей Соловьева на Достоевского едва ли очевидно. Можно, наверное, это изучать, что и делается, но, на мой взгляд, вопрос этот пока остается открытым. Очевидно влияние на Достоевского личности Владимира Соловьева.

Соловьев — отчасти прототип Алеши Карамазова, из чего часто делаются предположения, как бы дальше сложилась судьба этого героя, если бы Достоевский решил продолжить роман как известно, автор задумывал его как первую часть романа-эпопеи «История Великого грешника». А вот Достоевский для Соловьева значил очень много во всех отношениях, но, опять-таки, следует учитывать, что Соловьев слишком самостоятельный и оригинальный мыслитель, причем доминанты его мировоззрения совершенно иные, чем у Достоевского. Именно Соловьев произнес применительно к Федору Михайловичу столь значимое для русского культурного сознания слово «пророк», в котором заметно не просто отношение философа к писателю, но и его умение читать Достоевского-критика, потому что перед смертью сам Достоевский назвал пророком Пушкина и поднял планку оценки отечественных литераторов до «пророческого» уровня.

Но, переадресуя то, что было сказано Достоевским о Пушкине, самому Федору Михайловичу, Соловьев имел ввиду пророчество «всечеловеческого», которое было важно для Соловьева, но которое едва ли является основным в пророчестве Достоевского. Это свидетельствует о том, что Соловьев не был учеником Достоевского: по собственному ощущению он вообще не был ничьим учеником.

Скорее, уже не одно десятилетие подобную книгу пытаются написать. Конечно, попытка вместить весь секрет анализа литературы в одну книгу кажется весьма наивной, но почему хотя бы с этого не начать? Книги Фостера и Адлера вышли со сходными названиями и перерывом в почти 40 лет. В этом смысле Адлер, конечно же, первопроходец по составлению универсальных рецептов. В 1966 году он предпринял попытку написать книгу, объясняющую основные запросы к литературоведам: как формируется читательская любовь к той или иной книге и как за текстом научиться видеть больше, чем текст?

Фостер основное внимание уделяет деталям в литературе: как научиться видеть символы, аллюзии и мотивы и понимать, что вообще они обозначают. Каждый блок книги преподавателя литературы одного из американских университетов выстроен как диалог с собственными студентами: очень живо и довольно просто. Неполный и неокончательный путеводитель по миру книг», «Удивительные приключения рыбы-лоцмана: 150 000 слов о литературе» Галины Юзефович Многие больше все же прислушиваются к конкретным советам: а что читать? И на что обратить внимание в этом прочитанном? В таком случае можно смело искать рецензии или даже целые сборники с ними. Например, у одного из самых популярных российских литературных критиков, обозревателя «Медузы» Галины Юзефович уже выходил сборник рецензий и рекомендаций по книгам «Удивительные приключения рыбы-лоцмана». В новой книге «Таинственная карта» собраны рецензии по абсолютно, казалось бы, разножанровым произведениям, выходившим в последние годы: начиная от всеми известного Пелевина, романам которого отведена аж целая глава, и заканчивая современной фантастикой и переводной литературой малоизвестных у нас, но от этого ничуть не менее интересных авторов Йон Линдквист, Джон Краули и другие.

Рассказ про каждого писателя содержит ответ на главный вопрос: «Как современная литература отражает наше время сегодня? Если вы хотите как-то обобщить предыдущий читательский опыт, объяснить многие подмечаемые вами сюжетные закономерности, то Кэмпбелл пишет именно об этом.

Подступаетесь к одному из главных авторов русской литературы? Подсказываем план, который действительно сработает. Достоевский — это магия слова, путешествие по тёмным закоулкам души, приглашение к размышлению о природе человеческих недостатков. Те, кто полюбил и прочитал основные произведения Достоевского, многое поняли про жизнь. Предлагаем свой способ чтения книг классика. Это наш авторский подход, где порядок чтения не идентичен порядку написания, а знакомство с великим Достоевским начнётся не с его книг. И вообще не с книг. Старт: мини-сериал «Достоевский» режиссёр Владимир Хотиненко, 2011 год.

Да, это против правил хорошего тона, но… к сожалению, великий классик есть, а великой его биографии нет. Самая известная биографическая книга «Достоевский» Людмилы Сараскиной — это увесистый том почти на тысячу страниц, который сложно читать изначально не влюблённому в писателя человеку. Слишком уж официальная подача. Интересно написаны книги «Три любви Достоевского» Марка Слонима и «Последний год Достоевского» Игоря Волгина, но они рассказывают лишь о части жизни писателя. Поэтому выхода нет — давайте смотреть сериал. Вместе с Достоевским мы проживём сначала смертный приговор за участие в революционном кружке, а потом — прямо на плахе — его отмену. Проведём время в ссылке, выйдем на свободу, поживём в провинции, неудачно влюбимся и женимся, чудом вернёмся в столицу, переживём первый литературный успех и вслед за ним мощное падение. Потом снова неудачная любовь, снова падение, тотальное безденежье, зависимость от издателей и невозможность писать когда хочется, игровая зависимость и припадки эпилепсии… И вот тогда вы посмотрите на Достоевского по-другому — как на живого сложного человека. И на его книги тоже. Если после сериала захочется чего-нибудь еще, можно закрепить эффект известным советским фильмом «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского» «Бедные люди».

Роман в письмах Порядок чтения книг Достоевского должен открываться именно этой книгой, а вовсе не хрестоматийными «Преступлением и наказанием» или «Бесами». Именно из-за «Бедных людей» Белинский не спал ночь, а потом прилетел к Некрасову ни свет ни заря с криками «Новый Гоголь явился! Это история любви двух «маленьких людей», нищего Макара Девушкина и его не менее нищей избранницы Вареньки. Они не могут быть вместе, и всё, что им остается, — искать утешения в полных дрожащей нежности письмах. Над ними плачут даже самые отъявленные циники. Достоевскому к моменту написания романа в письмах «Бедные люди» было 24 года, и никто не мог в это поверить. Матёрые писатели отмечали глубинные познания автора о «маленьких людях» и «больших душах», цитаты из писем Макара Девушкина милому другу Вареньке кусками читали вслух в литературных салонах.

Нужны ли книжки «технарям»? Какую бы эстетическую пользу ни несла литература ребенку, ее польза на практике всё еще остается неясной. Многие школьники выбирают профессии, связанные с точными науками. В этом случае возникают сомнения по поводу важности чтения художественных книг и знания классиков. При этом, по мнению Царегородцевой, литература в некоторых случаях может оказаться полезной и для физиков, и для инженеров, и для представителей любых других профессий. Кем бы он ни работал дальше, что бы он дальше ни изучал, ему необходимо чтение книг. Если кто-то пойдет, допустим, в банковское дело, ему поможет литература, потому что она научит его правильно общаться, — объяснила кандидат филологических наук, — Это многообразная школа. Книга ведь говорит с нами, и мы у нее очень многому учимся. Прежде всего мыслить, думать, правильно общаться. Мы можем даже не осознавать, что прочитали об этом в художественной книге» Светлана Царегородцева, филолог Но не в каждой профессии работнику необходимо взаимодействовать с другими людьми. Человек вполне может целыми днями сидеть перед экраном и работать за компьютером. По словам Царегородцевой, такому сотруднику литература необходима даже больше, чем всем остальным. Это возможность примерить на себя судьбу героя, поговорить с ним. К тому же такие люди, как правило, интроверты, — сказала она. Современная литература развивается своим ходом и тоже играет важную роль в развитии человека. По мнению Платицына, она отражает исторический этап и помогает разобраться в нем. Но тут опять же всё завязано на образовательной программе.

Зачем сегодня читать Достоевского?

Читая Достоевского в ХХI веке, мы не просто приобщаемся к ценностям мировой литературы, его произведения помогают лучше увидеть. Так, романтическим натурам, мне представляется, лучше начинать Достоевского с «Дядюшкиного сна» – невероятно комедийного, лёгкого и жизнерадостного произведения. порциями, Достоевского - залпом».

С чего нужно начать читать Достоевского.

С чего нужно начать читать Достоевского. Для новичков, которые еще не знакомы с произведениями Достоевского, начать. Серия 1. 20 век начинается. С чего нужно начать читать Достоевского. Для новичков, которые еще не знакомы с произведениями Достоевского, начать. Необходимо хотя бы сначала преподавать ранние произведения Достоевского, а потом уже «Преступление и наказание».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий