С 30 января по 28 февраля в Казани пройдёт XLI Международный оперный фестиваль имени Ф.И. Шаляпина. В Казани два оперно-балетных гала-концерта завершили на этой неделе 41-й Шаляпинский фестиваль. Дачный фестиваль имени Шаляпина ежегодно объединяет на одной сцене исполнителей мировой величины.
В Казани проходит XLI Международный оперный фестиваль имени Федора Шаляпина
«В этом году фестиваль посвящен 125-летней годовщине венчания Федора Шаляпина с балериной Иолой Торнаги», — рассказали в. Афиша 42-го Шаляпинского фестиваля включает 13 мероприятий основной оперной программы, 2 камерных концерта и 5 просветительских лекций. В Казани два оперно-балетных гала-концерта завершили на этой неделе 41-й Шаляпинский фестиваль.
«Шаляпин-Фестиваль» пройдёт 12 августа в селе Гагино Сергиево-Посадского городского округа
В целом, открытие Шаляпинского фестиваля прошло на самой высокой ноте, созвучной и юбилейной дате Глинки, и 150-летию казанской оперы. В 2023 году знаменитый музыкальный фестиваль имел особенное значение, поскольку был посвящен 150-летнему юбилею Фёдора Ивановича Шаляпина. В 2023 году Фестиваль посвящён 125-летней годовщине венчания Федора Шаляпина с балериной Иолой Торнаги и приурочен к 150-летию со дня рождения двух великих музыкантов.
В Казани завершился шаляпинский фестиваль
А сегодняшний мариинский спектакль, который увидят в Казани, сохраняет генетические связи с постановкой "Хованщины" на "Русских сезонах" в Париже 1913. В том спектакле участвовал Шаляпин, а оформлял молодой художник Федор Федоровский. Он же, уже в зрелом возрасте, в 1952-м, оформил "Хованщину" в Кировском театре. Именно этот спектакль, бережно сохраняемый в Мариинском, покажут 24 февраля в память о Шаляпине в Казани. По традиции же, сложившейся в Казани за 40 лет, на открытии Шаляпинского фестиваля Татарский оперный театр представил премьеру.
На этот раз - оперу Джоаккино Россини "Севильский цирюльник".
Опытный Ахмед Агади рисует своего Радамеса уверенным и решительным, вокал же не подводит певца нигде: его низ не очень крепкий, зато середина — золотая, и верх — очень уверенный, яркий, звонкий. Если в начале оперы Агади звучал грубовато прежде всего, в знаменитом романсе «Celeste Aida» , то далее распелся и радовал красивой кантиленой, ровностью и плавностью звуковедения, стабильностью исполнения. Заменивший Бориса Стаценко Юрий Ившин в партии царя эфиопов Амонасро показал крепкий, выразительный вокал и хорошую актёрскую игру: сцена с Аидой была проведена с большой отдачей, с широкой палитрой чувств. Оба баса — и Михаил Казаков Рамфис , и Сергей Ковнир Фараон — звучали мощно, порадовали богатыми голосами, но у последнего иногда хромала интонация.
Итальянский маэстро Марко Боэми, давний друг Казани, уверенно ведёт хор и оркестр театра по волнам итальянской классики, задавая нужные темпы, чутко ловя вокалистов, соблюдая звуковой баланс. В его руках «Аида» оживает новыми красками, основным при всём буйстве звучности, всё-таки становится лиризм, что не может не радовать, поскольку «грохочущую», «военизированную», маршеобразную «Аиду» в мире можно услышать гораздо чаще, чем проникнутую подлинным лиризмом и глубоким психологизмом. Национальная опера «Любовь поэта» была поставлена Михаилом Панджавидзе в 2006 году и последние годы отсутствовала в репертуаре Шаляпинского фестиваля. Её возвращение стало подлинным триумфом, поскольку автору Резеде Ахияровой удалось выразить саму суть оперного искусства, где при всех изысках гармонии и оркестровки, при стремлении к новаторству, главенствующее положение принадлежит вокальному началу. Национальный колорит подан ненавязчиво, очень деликатно, но в то же время он весьма заметен, придавая произведению неповторимое своеобразие.
У оркестра тоже есть собственные высказывания, есть даже большое интермеццо, красиво, ярко написанное, заставляющее вспомнить о лучших веристских образцах этого жанра «Сельская честь», «Манон Леско». За пультом вновь маэстро Боэми, который демонстрирует подлинное мастерство и в музыке, сильно отличающейся от классического итальянского репертуара своеобразной мелодикой, ритмами, гармонией. В центре оперы — фигура великого татарского поэта Тукая. Это очень характерно для современной оперы, как зарубежной, так и отечественной — строить сюжет оперы не вокруг каких-то драматических коллизий, но рассказывать о значительных личностях таковы же оперы «Первый император» Тан Дуна, «Идеальный американец» Филиппа Гласса и др. Поэт показан в разных жизненных ситуациях, но ещё в большей степени — наедине со своими думами.
Красной нитью через всё повествование проходит чистая любовь к девушке, которая так и не была реализована в счастливом браке. Постановка Михаила Панджавидзе классична по форме, но современна по методам реализации: в спектакле использованы новейшие технические средства, за счёт чего удалось добиться панорамности изображения, кинематографичности в динамичной смене эпизодов, настроений, идей. Очень понравилась сценическая многоплановость, позволяющая народному гулянию врываться в замкнутый мир гостиничного номера поэта, скупыми, но выразительными штрихами рисующая плавание парохода «Меркурий» по Волге, с кричащей пошлостью живописующая нравы увеселительных заведений рубежа 19 — 20 веков. Спектакль получился разнообразным и целостным одновременно, в чём его большая ценность. Работа Мариинского театра, показанная в Казани, совсем новая — премьера состоялась под занавес 2012 года.
Ещё при жизни Массне упрекали во вторичности этой музыке, её малой выразительности, говорили и писали, что без такого харизматичного певца как Шаляпин, в расчёте на которого и при участии которого создавалась титульная партия, произведение — нежизнеспособно. Однако история внесла свои коррективы. Да, «Дон Кихот» не достиг вершин славы таких опер Массне как «Манон» и «Вертер», однако совершенно из репертуара не выпадал, и к нему периодически обращались и обращаются басы от Николая Гяурова до Ферруччо Фурланетто. Именно последний пел премьеру в Мариинке, однако в Казани в заглавной партии выступил Аскар Абдразаков, продемонстрировавший возрождённый голос: после нескольких лет не слишком удачных выступлений, когда казалось, что карьера певца уже пошла на спад, он спел своего Дон Кихота весьма удачно по вокалу и убедительно актёрски. В опере есть контрасты, вносящие разнообразие в партитуру.
В завершении оперного форума пройдут два масштабных гала-концерта, участниками которого станут оркестр Большого театра, солисты Большого театра, Мариинского театра, театров Азербайджана, Грузии, Белоруссии и Казани. В Казане премьерой «Сивильского цирюльника» в постановке итальянского режиссера откроется 41-й Шаляпинский фестиваль 13 февраля 2023 года исполняется 150 лет со дня рождения выдающегося оперного певца, артиста с мировой известностью, уроженца города Казани Федора Ивановича Шаляпина 1873-1938. К 150-летию Ф. Шаляпина в Татарстане пройдут фестиваль, концерты, лекции и литературный спектакль. Юбилейной дате будет посвящен XLI Международный оперный фестиваль, который пройдет на сцене Татарского академического государственного театра им. Джалиля с 30 января по 28 февраля. Программа фестиваля включает 10 спектаклей и 2 гала-концерта.
По словам Юрия Александрова, это даже самая кровавая опера: героев трое, а смертей — четыре. Так, за кулисами кончает с собой Анджелотти, от рук женщины гибнет Скарпио, казнен Каварадосси, со скалы бросается Флория Тоска. Напряжение, накал страстей и страданий к третьему действию возрастает неимоверно, поэтому и зал в Казани взрывался овациями.
Для новой «Тоски» надо было «выбить» прежнюю Мировая премьера оперы состоялась в 1900 году, с тех пор она идет во всех театрах мира, постоянно. Казанская постановка держалась четверть века, до 2018 года, и только теперь нам представлена новая трактовка оперы. Конечно, новым видением ситуации и характеров. Меня всегда больше интересовали человеческие отношения, взаимодействия и столкновения характеров, личностей. В этот раз я противопоставил личность художника и тоталитарное государство, которое самой удобной формой правления выбирает диктатуру. Государство — это всемогущий барон Скарпиа, человек-творец — Каварадосси, оппозиционер и «вольтерианец». Мы видим, как изменяется отношение к возлюбленному у Тоски, оперной дивы, пусть и любящей женщины, но привыкшей к поклонению мужчин. В первом действии она бегло просматривает работы художника, с легкостью отбрасывая их, но вот уже в третьем, в тюремной камере, где он продолжает писать своими изуродованными пытками руками, она понимает, какого гения может лишиться мир, — рассказал Юрий Александров. Два премьерных дня спектакль играют разные составы, так что работа по «выбиванию» предстояла двойная. Более того, артистам приходилось отвлекаться от репетиций, вылетая на другие спектакли.
Где бы вы думали? Конечно, в «Тоске»!
Фестиваль «Шаляпинский сезон» в Кисловодске
Это такое счастье, стоять с ними на одной сцене. Публика плакала и видела в каждом их выступлении маленький спектакль», — рассказал Марко Боэми корреспонденту телеканала. Фестиваль пройдет на сцене Татарского академического государственного театра имени Джалилядо с 30 января по 28 февраля. Откроет его «Севильский цирюльник».
Сорок первый Международный оперный фестиваль им. Шаляпина, прошедший в Казани в год юбилея певца, является знаковым событием, и Большой театр с радостью принял приглашение участвовать в нем, сказал ТАСС генеральный директор Большого театра Владимир Урин. Оркестр и солисты Большого театра, а также солисты Мариинского театра и артисты из Азербайджана, Грузии, Белоруссии во вторник приняли участие в заключительном гала-концерте фестиваля. Фестиваль прошел на сцене Татарского академического государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля с 30 января по 28 февраля 2023 года.
В отелях уже наводят порядок, детально обсуждают, как будет организована работа в фестивальные дни. И думают над тем, что поможет сделать атмосферу еще уютнее. Здесь у каждого - свои секреты.
Ведь сюда в крохотную жемчужину на берегу широкой Волги люди приезжают не просто погулять, а отдохнуть душой, отвлечься от всех забот. И, конечно же, мы делаем все, когда они входят на порог нашего дома. И, конечно же, рассказываем, чем можно заняться в нашем городе", — сказала Наталья Тройникова, управляющая отелем. А заняться есть чем. Например, посмотреть картины известных русских мастеров. В Плесском музее-заповеднике всегда рады гостям. И особая подготовка для приема музейным работникам не нужна. Полотна именитых художников и работы современных авторов - равнодушным остаться невозможно. Здесь у нас и Саврасов, и Шишкин, и Дубовской, и Поленов.
Фестиваль был основан в 1982 году на родине выдающегося русского баса Федора Ивановича Шаляпина , в Казани. Инициатором создания форума выступил директор Татарского оперного театра Рауфаль Мухаметзянов. В 1985 г.
В Плесе завершаются мероприятия к 150-летию Шаляпина
У фестиваля есть уникальное место — это и сама Казань, город редкой красоты, архитектурной цельности и в то же время разнообразия, это и Театр имени Мусы Джалиля с роскошным и удобным залом. Но самое главное — это люди, которые делают фестиваль — те, которые «болеют» идеей и ради нее готовы на многое. И может быть не всё и не всегда получается идеально — главное, что тонус фестиваля необычайно высок, он просто брызжет жизненной энергией, привлекая к себе внимание все большего количества любителей академической музыки. За треть столетия казанский феномен превратился в смотр вокальных достижений «всея Руси»: это перекресток дорог для именитых и молодых певцов со всего бывшего СССР.
Престиж Шаляпинского фестиваля на сегодня весьма высок, он не ограничивается просторами бывшего СССР, но шагнул далеко за пределы одной шестой. Старейший оперный фестиваль России сформировал и утвердил ту модель музыкального марафона, которая с небольшими модификациями позже распространилась на просторах нашей страны, именно по ней скроено большинство музыкальных форумов в странах СНГ. Самое удивительное, что эта жизнеспособная модель родилась не в Москве или Петербурге, как часто, если не в большинстве случаев бывает у нас, а в провинции.
Но, как говорится, провинция провинции рознь — и столь богатый культурными традициями город как Казань стал первопроходцем фестивального движения в нашей стране. Можно с уверенностью сказать, что, несмотря на множество фестивалей, которые появились за эти тридцать лет в России, в том числе и столичных, весьма престижных, Шаляпин-фест не утратил своих лидерских позиций. Первые тридцать лет, которые вмещают эпоху становления фестиваля, его первых успехов и подлинного расцвета, в то же время являются годами закладки фундамента для дальнейшего развития.
До сих пор Шаляпин-фест отваживался интерпретировать только шлягеры, самое популярное из классики: более тридцати оперных шедевров включала афиша фестиваля с 1982 по 2013 годы, среди которых лишь пару-тройку названий можно отнести к раритетам. Думается, что базовый этап завершен, в Казани сформирована традиция, публике привит вкус, установлены достаточно высокие стандарты качества. Теперь такому кораблю не страшны любые бури, и он смело может позволить себе эксперимент — не только в виде нетривиальной или даже весьма спорной режиссёрской концепции, по-новому переосмысливающей становой хребет оперного репертуара, но и путём проведения, например, тематических монографических фестивалей, где бы в центре внимания оказывалось творчество какого-либо композитора-классика.
Полагаю, что Татарскому оперному театру в недалёкой перспективе вполне по силам окажется проведение монографических фестивалей из опер Моцарта, Верди, Пуччини, Чайковского или Римского-Корсакова. Такого в России кроме Гергиева ещё не делал никто. Эта работа логически приведёт к расширению и обогащению театрального репертуара, к возрождению забытых шедевров, прежде всего, русской классики, а также к знакомству казанской публики с незаезженными драгоценностями западноевропейской оперы.
Возможно, стоит постепенно вернуться к первоначальной монографической идее фестиваля, когда задумывалось, что его репертуар должен состоять только из шаляпинских опер: репертуар Шаляпина колоссален, в нём много очень «вкусных», притягательных для разной публики названий. Первая существенная новация, правда, другого рода, появилась на Шаляпинском в прошлом году и имела продолжение в нынешнем. Это визит Мариинского театра с полноценными спектаклями.
В прошлом году прославленная петербургская труппа привозила «Очарованного странника» Родиона Щедрина, в этом — «Дон Кихота» Жюля Массне. Хочется надеяться, что это начало новой линии в развитии музыкального форума — участие в нём других театров России и мира. Подобная линия давно и успешно реализуется, например, на знаменитом Савонлиннском фестивале в Финляндии, в ряде других фестивальных центров, она, безусловно, плодотворна и перспективна, способна ещё более обогатить музыкальную жизнь Казани.
Для меня на нынешнем фестивале было три главных момента, три опорных точки. Первая — это, конечно, премьера «Аиды», которой фестиваль открывался.
В этом году со дня рождения оперного певца исполнилось 150 лет. Кристина Ланенкова, корреспондент: "Гала-концерт состоится в историческом месте, которое знает и любит каждый приезжающий в Плес турист - это Соборная гора. Здесь разместят большую сцену, на которой выступят российские звезды оперы, балета, кино, а также ведущие музыкальные коллективы. Дополнительно на Торговой площади установят видеоэкран, так что посмотреть концерт смогут все гости Плеса". И не только гости Плеса, но и жители всей России. Концерт пройдет в сопровождении Всероссийского юношеского симфонического оркестра и Хора Сретенского монастыря. Это будет событие грандиозного масштаба.
И в Плесе уже идет активная подготовка к приему гостей фестиваля. Места в гостиницах забронированы. Многие - еще с осени. Найти номер сейчас поможет только удача. В отелях уже наводят порядок, детально обсуждают, как будет организована работа в фестивальные дни.
Чтобы в каждом из них была "изюминка". Например, в этом ресторане на Торговой площади подают фирменное блюдо - филе леща горячего копчения на картофельной вафле. Выпекается свежая под каждое блюдо картофельная вафля нашими поварами. Украшается все это миксом зелени, свежей также, и дополняется соусом айоли", — сказала Татьяна Сироткина, управляющая рестораном. В предвкушении фестиваля все - и местные жители, и гости провинциального Плеса. Они уверены, будет невероятно атмосферно. Ну, чтобы не забывали, что Плес, вообще, существует". До фестиваля имени Шаляпина, который пройдет на берегу живописной Волги, остаются считанные дни. Планируется, что Плес в этот день посетят сотни гостей. Если вы не сможете приехать в город 17 июня, то обязательно смотрите прямую трансляцию уникального представления "Концерт над Волгой. Посвящение русской провинции" на телеканале "Россия" и онлайн-платформе "Смотрим". Начало в 21.
Джалиля Рауфаля Мухаметзянова и главного дирижёра театра в 1979—1982 годах Виталия Куценко. Фестиваль носит имя русского оперного и камерного певца Фёдора Ивановича Шаляпина , родившегося в Казани в 1873 году. Фестиваль проводится ежегодно в феврале месяце на сцене Татарского академического государственного театра оперы и балета им. В 1985 году фестиваль приобрёл статус всероссийского, а в 1991 году — международного [1].
В Казани готовятся к открытию 41-го Шаляпинского фестиваля
В 2023 году, в год 150-летия Федора Ивановича, проведение дачного фестиваля имени Шаляпина в Плёсе возобновили. Шаляпинский фестиваль — это крупнейший международный фестиваль оперного искусства, который проходит в Казани с 1988 года. В Казани два оперно-балетных гала-концерта завершили на этой неделе 41-й Шаляпинский фестиваль. Фестиваль не случайно назван именем Шаляпина, ведь самый знаменитый в мире русский бас родился в Казани.
В Казани проходит XLI Международный оперный фестиваль имени Федора Шаляпина
XLII Шаляпинский фестиваль приурочен к юбилею истоков оперного искусства в Казани. Для меня Шаляпинский фестиваль — это глубоко личная история. Афиша 42-го Шаляпинского фестиваля включает 13 мероприятий основной оперной программы, 2 камерных концерта и 5 просветительских лекций. Фестиваль Шаляпина, приуроченный к 150-летию Казанской оперы, продлится до 27 февраля.