Новости соблюдение великого поста

Для соблюдающих Великий пост в еде в Вербное воскресенье церковный устав делает послабления. Церковное богослужение в дни Великого поста значительно более продолжительное за счет земных поклонов и дополнительного чтения кафизм. Великий пост 2024 года для кого-то будет обычной практикой, а для кого-то — первым опытом.

Великий пост: даты начала и окончания в 2024 году, календарь питания

Великий пост в 2024 году начнется 18 марта и продлится до 4 мая. Традиция соблюдать Великий пост больше распространена там, где сильны устои архаического общества, сказал НСН Андрей Кураев. Чистый четверг — это народное название Великого четверга, четвертого дня Страстной седмицы Великого поста Во время страстной недели верующие посещают церковные торжества и богослужения. Великий пост в 2024 году продлится с 18 марта до 4 мая, стол в эти дни будет ограничен определенными продуктами.

Великий пост в 2024 году 18 марта – 4 мая

Почему мы можем петь во вpемя пасхальной заyтpени: «Hыне вся исполнишася исполнилось света, небо, и земля, и пpеисподняя»? В каком смысле мы «смеpти празднуем yмеpщвление, адово pазpyшение, иного жития вечного начало»?.. Она была дана нам в день нашего кpещения, когда, как говоpит Апостол Павел, мы «погpеблись с Хpистом кpещением в смеpть, дабы, как Хpистос воскрес из мертвых… так и нам ходить в обновленной жизни». Итак, на Пасхy мы пpазднyем Воскpесение Хpистово как что—то, что cлyчилось и пpодолжает слyчаться с нами; потому что каждый из нас полyчил этот даp новой жизни, полyчил способность пpинять ее и жить ею. Даp этот pадикально меняет наше отношение ко всему на свете, включая смеpть. Он дает нам возможность pадостно утвеpждать: «Смеpти нет! Hо мы веpим, что Своей собственной смеpтью Хpистос изменил самyю сущность смеpти, сделал ее пеpеходом, пасхальным пpаздником, Пасхой — пеpеходом в Цаpствие Божие, пpевpащая величайшyю из тpагедий в окончательнyю победу, «смеpтию смеpть попpав» pастоптав, yничтожив Своей смеpтью смеpть. Он сделал нас соучастниками Своего Воскpесения. Вот почему в конце Пасхальной yтpени мы говоpим: «Хpистос воскpес, и жизнь цаpствyет! Хpистос воскpес, и меpтвых больше нет».

Одно из самых критичных последствий неправильного поста - панкреатит и развивающийся в последствии панкреонекроз. Главной причиной, вызывающей тяжелое состояние - срыв после нескольких дней воздержания, потому что едят в Великий пост в основном растительные продукты. Переедание тяжелой пищей на фоне постного питания приводит к обострению уже имеющегося заболевания или приобретению нового. Жирная пища способствует тому, что отток панкреатических ферментов из поджелудочной железы блокируется. Иными словами, эти ферменты начинают самопереваривать поджелудочную железу. Также наиболее часто с проблемами во время соблюдения поста сталкиваются люди, страдающие диабетом. У них развивается гипогликемия: недостаток углеводов приводит к снижению до критических показателей уровня глюкозы, а нехватка глюкозы вызывает голодание мозга, в запущенных случаях — гипогликемическую кому. Как питаться после окончания поста Религиозная традиция предписывает больше месяца придерживаться строго Великого поста, а потом в первый день празднования Пасхи верующие разговляются и устраивают пышные застолья. Но такой резкий переход от легкого растительного питания к жирным мясным блюдам и сдобной выпечке наносит значительный вред здоровью. Чтобы праздник Пасха был светлым и радостным, медики рекомендуют с осторожностью подходить к пасхальному застолью. Не стоит забывать, что переедание наносит вред ЖКТ, печени и поджелудочной железе. Важен выход из поста — организму надо время, чтобы адаптироваться к изменению рациона. Нужно постепенно вводить в рацион сначала молочные продукты, потом яйца, рыбу, после этого птицу. Мясо вводят в последнюю очередь. Сначала мясо, приготовленное на пару. Жареное или копченое — в последнюю очередь. Не злоупотребляйте крашенками, съешьте в первый день Пасхи всего одно крашеное яйцо. Этот продукт достаточно тяжело переваривается ЖКТ, после поста перегружать желудок не стоит. Запеченное мясо и сало вообще постарайтесь исключить из рациона в дни празднования Пасхи. Если очень хочется, позвольте себе съесть не более одного ломтика нежирной буженины с большим количеством свежих овощей. Пейте травяные настои, компоты и простую воду. Ешьте больше салатов из свежих овощей и зелени.

Он наступает за семь недель до праздника и длится 48 дней. Великий пост делится на две части. Первые шесть недель называются Святой Четыредесятницей, они посвящены памяти о сорока днях Иисуса Христа в пустыне, куда он удалился после своего крещения и где постился и молился. В последнюю неделю — Страстную Седмицу — вспоминают последние дни земной жизни Сына Божьего. Под полный запрет подпадает мясо, а также колбасные изделия, молоко, сыр, яйца, сливочное масло, сметана, творог, сдобный хлеб и выпечка. Под частичным запретом — растительное масло и рыба.

И некоторые из нас, особенно девушки, любят приурочивать очередной этап похудения или диеты к началу поста. Дескать, и "попощусь", и похудею, и здоровье поправлю. Однако заблуждаться не стоит. И разделять пост, диету и популярное нынче веганство тоже необходимо четко. Диета — это временные ограничения тех или иных продуктов ради достижения приятного отражения в зеркале. Веганство, или вегетарианство — не только отказ от мяса, но во многом идеология. Представители данной культуры уверены в невозможности употребления животной пищи в связи с убийством животных. Главная цель поста — духовная, а не кулинарная. Можно есть привычную еду, но отказавшись от сериалов в пользу чтения духовной литературы и от походов в бары, чтобы пожертвовать сэкономленные деньги нуждающимся, и при этом быть постящимся человеком. В то же время строго ограничивающий себя в еде человек, который не посещает службы в церкви, не молится, и не посвящает свое время духовному росту, таковым считаться не будет. Психология поста: тренируем силу духа Предлагая ограничиваться в питании, в церкви часто сравнивают человека и животное. Дескать, главное отличие человека от животного состоит в силе духа. Животное будет есть все, что хочет, а человек в состоянии управлять своим духом и делать осознанный выбор во всем — от приземленного питания до духовного развития. Смысл в этом видят и современные психологи и коучи разного толка. Даже оставив в стороне сугубо религиозную часть поста, мы вряд ли будем спорить с тем, что живя в определенном достатке и изобилии, мы сегодня перестаем видеть и ценить те самые простые и важные вещи, которыми обладаем — здоровье, крышу над головой, близких и родных, возможность учиться, работать и зарабатывать, и многое другое.

Великий пост — меню на каждый день для мирян в 2024 году

Впрочем, до XIV века память пророков продолжает отмечаться в Типиконах и присутствует в службе Недели 1-й Великого поста; в частности, она указана даже прежде Православия в одной из рукописей Иерусалимского Устава середины XIV века. Наверное, только с XVI века служба Недели 1-й поста приобретает свой современный вид: песнопения Торжества Православия доминируют и почти совершенно вытесняют молитвословия в честь пророков от этой древней памяти остаются только некоторые отмеченные нами песнопения, которые почти незаметны в службе , да и саму память пророков в Типиконе и Триоди перестают обозначать в надписании Недели. Его особое значение в истории церкви связано с тем, что в споре с Варлаамом Калабрийским он отстоял православное учение о возможности для человека видения нетварных энергий Божества, то есть видения Самого Бога, а не Его тварного образа, как нечестиво учил Варлаам. Память святого в Неделю 2-ю поста в Греции была установлена в 1376 году Патриархом Филофеем. Причина соединения прославления святителя Григория со 2-й Неделей Великого поста очевидна: учение Варлаама в XIV веке рассматривали как одну из опаснейших ересей, и потому службу в честь святителя Григория, главного обличителя варлаамитов, постановили служить сразу после Недели Православия чин которой к тому времени уже сформировался. Таким образом, если в Неделю 1-ю мы празднуем торжество Церкви над всеми ересями в целом, то в Неделю 2-ю эта тематика находит свое продолжение: здесь мы отмечаем победу над одной из опаснейших ересей позднего времени — учением Варлаама Калабрийского. Кроме этого, богословы находят в прославлении святителя Григория во 2-ю Неделю поста еще и нравственно-аскетический аспект. Конечная цель любого аскетического делания в том числе и настоящего поста , да и христианской жизни в целом — единение с Богом, встреча с Ним, возможность видеть Его славу своими телесными очами. Но это как раз тот аспект богословия, раскрытию которого посвятил свою жизнь святитель Григорий. Неделя 3-я Великого поста — Крестопоклонная В константинопольском Месяцеслове был праздник перенесения частицы древа Креста из Апамеи в Константинополь, которое случилось при императоре Юстине правда, источник не указывает, какой именно Юстин — Юстин I 518—527 или Юстин II 565—578 — имеется в виду. Так как согласно древнейшей традиции, в седмичные дни поста богослужения Минеи не совершались, то праздник Кресту сначала просто переносили на воскресные дни поста, а затем закрепили за 3-й Неделей.

Это закрепление произошло ранее IX века, так как составитель Триоди преподобный Феодор Студит сочинил канон для этой Недели, то есть в его время празднование Кресту в 3-е воскресенье поста стало нормой. Кроме того, о поклонении Кресту в Неделю 3-ю и во все дни 4-й седмицы до пятницы включительно говорится во всех рукописях Устава Великой церкви, что также свидетельствует об утверждении этой памяти к IX веку. Таким образом, среди первых пяти Недель Великого поста в их современном виде именно Неделя 3-я раньше всех других обрела свою индивидуальную память, которая празднуется доселе тогда как памяти других Недель оформились позднее. Память преподобного Иоанна по Минее приходится на 30 марта, а преподобной Марии — 1 апреля интересно, что и в Минее эти святые находятся почти рядом, и в Триоди посвященные им Недели идут друг за другом. Память преподобной Марии связывается с 5-й Неделей поста начиная с XI века, а память преподобного Иоанна появляется в рукописях только с XIV века, то есть гораздо позже. Интересным памятником промежуточного периода является Типикон константинопольского Евергетидского монастыря, датируемый концом XI века, в котором служба преподобной Марии уже есть, а службы преподобного Иоанна еще нет. В русских старопечатных книгах обе памяти уже присутствовали, однако нетвердо: во-первых, самих песнопений святым в Триодях до середины XVII века не было их предлагалось брать из Минеи , во-вторых, Устав предоставлял выбор настоятелю: служить ли службу преподобному или рядовому святому по Минее. Только после середины XVII века песнопения святым были внесены в Триодь, а их памяти окончательно закреплены за соответствующими Неделями. Четверг 5-й седмицы — Мариино стояние Почему мы читаем канон в четверг 5-й седмицы? С точки зрения исторической литургики ответить на поставленный вопрос можно лишь гипотетически хотя с большой долей уверенности.

В Византии в этот день богослужение было посвящено воспоминанию некоего землетрясения. Подтверждение этому тезису можно найти в некоторых молитвословиях дня: во-первых, на вечерне четверга в качестве паремии выбран фрагмент о гибели Содома, во-вторых, тропарь пророчества 6-го часа «Благоутробне, Долготерпеливе Вседержителю Господи, низпосли милость Твою на люди Твоя» явно намекает на какое-то стихийное бедствие. На вопрос о связи между памятью о землетрясении и чтением Великого канона отвечают так: во время константинопольского землетрясения Великий канон Андрея Критского стал употребляться, причем не как покаянный, а как богослужение бедствия, спасения, молитвы. Монахини монастыря Святого Патапия в Константинополе вышли на площадь, боясь быть погребенными под обломками, и стали читать этот покаянный канон. Получается, что сначала Великий канон был прочитан случайно во время землетрясения, а впоследствии стал ассоциироваться с памятью о землетрясении и потому его церковное употребление в первую очередь было соотнесено с тем днем, когда имело место богослужебное воспоминание землетрясения. Само землетрясение случилось 17 марта 790 года и долгое время в Месяцеслове Константинополя именно 17 марта было датой, в которую воспоминали землетрясение. Возможно, что и чтение Великого канона сначала было закреплено за постоянной датой 17 марта. Действительно, Великий канон как покаянное произведение образец покаяния был оптимальным богослужебным текстом для такой памяти: землетрясение в библейском и христианском мировоззрении всегда воспринимается как суд Божий над грешным народом, потому и естественная реакция на это событие — покаяние. Какое-то время память землетрясения «блуждала» по Триоди, выпадая на ее разные дни. Впоследствии служба Великого канона была закреплена на 5-й седмице Великого поста в четверг.

Суббота 5-я поста — Похвала Пресвятой Богородице Первоначально Акафист пели на праздник Благовещения Пресвятой Богородице, причем здесь его пение, кроме догматической связи с праздником, получило историческую ассоциацию. Дело в том, что 24 марта 628 года начались переговоры императора Ираклия с персами о мире, чем был положен конец длительной, изнурительной военной кампании, завершившейся блистательной победой Византии. Потому пение Акафиста на праздник Благовещения Пресвятой Богородице имело значение благодарения за победу в этой грандиозной войне. Таким образом, установление ежегодного пения Акафиста имеет связь с событиями времен Ираклия 610—641 , но это богослужебное действие соотносилось с победой в войне с персами в целом, а не с частным эпизодом данной войны каким было спасение Константинополя. О пении Акафиста 25 марта говорят даже некоторые Минеи XII века, то есть эта традиция сохранялась довольно долго. Вместе с тем появляется практика отделения Акафиста от праздника Благовещения, причем разные Уставы называют особые дни для Акафиста: 23 марта Студийско-Алексиевский Типикон , вторник 6-й седмицы Триодь из лавры святителя Афанасия или за 5 дней до Благовещения итальянская версия Студийского Устава.

Лук отжимаем прямо руками от выделившегося сока и перекладываем в другую миску. Тесто раскатываем в очень тонкую лепешку, сверху смазываем маслом и посыпаем луком. Сворачиваем тесто с начинкой в рулет, немного его приминаем, скручиваем улиткой, а хвостик подгибаем вниз. Перекладываем лепешки на противень с пергаментом, руки смазываем маслом и начинаем их разминать. Для луковой начинки можно использовать любые другие специи — карри, все виды перца, тмин, тимьян, розмарин или даже универсальную приправу для овощных блюд. Что можно пить в Великий пост При составлении меню на каждый день для мирян важно знать, что в Великий пост 2024 запрещено пить крепкие алкогольные напитки, разрешается выпить немного красного вина только в субботу, воскресенье и на православные праздники.

Артемона, пресвитера Лаодикийского. Амвросию во Введенском соборе 14:00 — Водосвятный молебен в Преображенском храме 14:30 — Молебен с акафистом прпп. Амвросию во Введенском соборе 8:40 — Исповедь в Казанском храме 9:00 — Поздняя Архиерейская Литургия во Введенском соборе 11:00 — Водосвятный молебен в Преображенском храме 13:00 — Молебен с акафистом прп. Амвросию во Введенском соборе 14:30 — Молебен с акафистом прпп.

Со вторника по пятницу разрешены фрукты, овощи, хлеб и другие продукты неживотного происхождения, которые не нужно готовить. А с субботы допускается и горячая пища с маслом. Какие части Евангелия важно читать православным в праздники В период со второй по шестую неделю поста предписания по еде делятся по дням недели. Так, в понедельник, среду и пятницу можно есть только сырую пищу, во вторник и четверг разрешено есть горячее без масла, а в выходные можно готовить еду с маслом. Последняя неделя поста — Страстная седмица — также является порой строгих ограничений, когда все семь дней можно есть пищу только в сыром виде. На период поста приходится несколько крупных праздников — Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля , Лазарева суббота 27 апреля , Вербное воскресенье 28 апреля. В эти дни разрешаются послабления в виде употребления в пищу рыбы. Петров пост в 2024 году На 57-й день после Пасхи приходится начало второго поста в году. В 2024-м Петров пост продлится с 1 по 11 июля.

Какие продукты грешно есть в Великий пост в 2024 году, а какие разрешено

Тем, кто соблюдает Великий пост рекомендуют избегать так называемых скоромных продуктов. В этом году Великий пост длится с 18 марта, начавшись сразу после Масленицы –. Конечно, главное во время Великого поста 2023 года знать, что можно и нельзя, и соблюдать разумный подход к нему. В этом году интерес россиян к Великому посту обновил рекорд: каждый пятый намерен соблюдать пост. Если большие физические нагрузки, и нет достаточного опыта в соблюдении строго поста, можно соблюдать пост все дни с растительным маслом, это не является нарушением поста или грехом. Самым светлым, красивым, поучительным и трогательным временем в православном календаре является период Великого поста и Пасхи.

Нужно ли благословение перед Великим постом и как часто причащаться: священник ответил на вопросы

Чтобы противостоять искушениям бесов, верующие используют молитву, чтение Священного Писания, могут обратиться за помощью к святым, архангелам и Богородице. Случаи искушений, внушенных демонами в этот период, и впрямь не редкость. Один из наиболее известных примеров — искушение Иисуса Христа, описанное в Евангелии. После того, как Иисус крестился, он отправился в пустыню на 40 дней, где он постился и молился. В это время к нему пришел сатана, который предложил ему показать свою божественность, сотворив чудо, и соблазнить народы мира. Однако Иисус устоял. Еще один пример искушений во время Великого поста можно найти в житии святого Антония Великого.

Он был одним из первых отшельников в Египте и прожил большую часть жизни в пустыне, где подвергался сильным искушениям демонов. Они показывали ему самые причудливые и страшные видения, давали ложные обещания. Потусторонние сущности то пугали его в образах диких зверей и монстров, то представали в облике соблазнительных женщин. Однако Антоний Великий преодолел все искушения. Но и обычные люди потусторонним сущностям весьма «интересны». Согласно святоотеческому преданию, они пытаются отвлечь человека от молитвы путем создания различных иллюзий и обманов, могут насылать кошмары.

Во всех преданиях демоны представлены как существа, которые пытаются затянуть человека во тьму, заставить его нарушать правила поста. В то же время, в преданиях подчеркивается важность духовной борьбы и соблюдения постных правил, чтобы защитить себя от нападений духовных противников. Есть несколько суеверий, связанных с Великим постом. Многие считают, что нельзя начинать новые дела в первый день поста, играть свадьбы и отмечать дни рождения, курить и употреблять алкоголь, заниматься спортом и физической работой. Кто-то говорит, что недопустимо обсуждать материальные вещи и делать покупки, кроме необходимых продуктов, и даже стричь волосы и ногти в первую неделю Великого поста! Так ли это на самом деле?

Мнение, что нельзя начинать новые дела в первый день Великого поста, который называется "Чистый понедельник", разделяется многими.

Другие 40 часов. Иные 40 дней. И в древности изначально так сложилось, что Великий пост предшествовал прежде всего встрече Пасхи, а также тех людей, которые должны были принять крещение. Так как у нас в древности крестили в Великую Субботу перед Пасхой. Соответственно, те люди, которые хотели принять крещение и стать православными христианами, должны были особым образом готовиться к этому большому событию в своей жизни. Таких людей стали называть оглашенными. То есть кто такие оглашенные люди? Это те, которые проходили оглашение — учились основам христианской жизни, прежде всего ее духовной доминанты и молитвам. Потому что в нашей религии самое главное не то, как человек понимает Священное Писание, а то, как он исполняет его и придания церковные в своей жизни.

У нас до сих пор остались в литургии такие прошения, которые называются ектения об оглашенных. И вот церковь, как любящая мать, установила этот пост для людей, которые готовились к таинству крещения. И со временем, крещенные верующие, которые ранее постились перед Пасхой непродолжительное время, из солидарности тоже стали держать полный Великий пост в 40 дней. И такое отражение даже в современной практике получила древняя традиция. Сейчас у нас пост делится на две части: собственно пост и страстная седмица. Эти периоды даже немного отличаются в плане организации службы, хотя считается, что со временем богослужения унифицируются. Раньше было принято на вечерней службе в Великую субботу, перед литургией, когда в храм приходили христиане, готовившиеся к Пасхе, читать 15 паремий. Паремия — это такое ветхозаветное чтение, которое говорит нам о Господе Иисусе Христе, о церкви и о различных пророчествах. И вот во время их чтения обычно совершалось крещение оглашенных. Паремии остались в составе службы.

Но крещение во время их чтения уже не совершается. Что касается понимания Великого поста, Святые отцы толкуют его значение как подражание подвигу Господа Иисуса Христа. Вот как он постился перед выходом на свои страдания 40 дней, точно так же и мы постимся, принимая аскезу и готовясь к Светлому Христову Воскресению. Пасха у нас — великий праздник, который не входит даже в число двунадесятых, «праздников праздник и торжество из торжеств». И готовимся мы к встрече воскресшего Спасителя вот таким периодом воздержания — 40-дневным постом. Кто-то из святых отцов говорил, что постимся мы постом приятным. А что такое приятный пост? Это тот пост, который приближает человека к Богу. Но почему он также называется строгим? Потому что его Церковный устав очень строг в пище.

А в современном мире, когда мы так привыкли к благам цивилизации, что и шагу боимся шагнуть без того же автомобиля или сотового телефона, пост имеет значение, которое трудно переоценить. Более того, для здорового человека даже то постное меню, разработанное нашими предками, принесет огромную пользу. В одном из исследований сказано, что питание, рекомендованное в пост, идеально соответствует тому времени года, в которое он начинается и заканчивается. То есть продукты и их количество настолько грамотно сбалансированы, что остается поражаться мудрости создателей такой совершенной системы питания. Колоссальное значение Великий пост имеет и для духовного развития. У нас, людей, избалованных благами цивилизации, хотя бы раз в год появляется возможность остановиться в сумасшедшей гонке, вернуться на время к аскетизму, задуматься о душе, побыть наедине самим с собой и с Богом». Евгений Кульчицкий, специалист физической культуры и спорта: «Православный пост лично я не соблюдаю. Рассуждать с точки зрения духовного развития о пользе или вреде такого явления не буду, но если рассматривать сопутствующие посту ограничения через призму физической культуры и спорта, то, как человек с высшим образованием, могу ответственно заявить: такие резкие смены образа жизни на пользу организму не идут.

Во-первых, очевидно, что смена рациона питания сегодня для большинства людей, испытывающих и так ежедневные эмоциональные, психологические и физические нагрузки, может привести как минимум к дестабилизации психики, как максимум — к состоянию депрессии. Человек живет в сложных условиях, в состоянии постоянного стресса, причины для которого у каждого свои: у кого-то близкие в зоне СВО, у других нехватка средств к существованию, у третьих проблемы в личной жизни, у четвертых — на работе и так далее. Единственной радостью, заряжающей эмоционально, для многих становится «вкусно поесть». И тут человека лишают и этой роскоши — последствия могут быть непредсказуемы. Вплоть до фатального изменения гормонального фона. А во-вторых, придерживаться правильного питания нужно на протяжении всей жизни. Потребление калорий должно быть равно их трате — это идеальная схема. Что касается постов, человек должен быть к этому готов физически.

И только тогда они принесут пользу. И уж тем более опасно для здоровья прикрываться постом для того, чтобы похудеть! В этом случае в первую очередь человек начнет терять мышечную массу и воду. И только потом, когда организм даст сигнал, что этот ресурс израсходован, начнется процесс расхода жира в организме. Но к этому времени пост закончится и ничего, кроме стресса, для организма не произойдет». Марина Оборожная, президент Ассоциации риелторов «Приморская палата недвижимости»: «Я считаю, что пост — это в первую очередь про духовное очищение и духовное развитие. Церковь говорит, что, если у человека есть заболевания, это не мешает ему соблюдать пост духовный. Лично я не могу поститься в рамках всех канонов, рекомендованных в пост.

Ограничение в питании сопутствует в силу моего здоровья на протяжении всего года. Можно сказать, у меня пост с точки зрения физиологии — круглый год. Но в нашем окружении есть друзья, которые строго соблюдают Великий пост, и даже на недавнем юбилее для них готовили специальное постное меню. Предписанные ограничения в еде на протяжении Великого поста не случайны. Пребывая в сытости, человеку труднее обратиться к собственной душе. Добровольно вынося за скобки привычную зону комфорта, постящийся тем самым создает дополнительные условия, которые позволяют ему наиболее глубоко проанализировать жизнь, задать себе важные вопросы главные из которых — что я делаю не так и как это изменить? В пост любой человек может стать ближе к Богу, обратиться к нему напрямую, не обязательно через посредника — священника. Ведь, как утверждает церковь и Библия, Бог — это любовь.

А для обретения истиной любви ходить регулярно в храм не обязательно. Бог живет в душе каждого из нас. Важно наладить с ним связь. Вот как раз в Великий пост такая связь может стать более устойчивой и понятной».

О блудном сыне — на протяжении второй недели христиане размышляют о своем грешном поведении и стремятся покаяться.

Утренние службы посвящаются чтению 136 Псалма. О страшном суде — третья неделя посвящена раздумьям о предстоящем возмездии. Именно эта неделя является неделей Масленицы — последний день, когда кушать можно все продукты. На протяжении следующих семи недель перед Великим постом мирянам необходимо постепенно отказываться от некоторых продуктов, для того чтобы в воскресенье примкнуть к церкви. Каждый верующий христианин должен с особой ответственностью прийти к решению поститься.

Одним из главных советов духовного наставника является то, что это должно быть в радость человеку, а не в тягость. Как правильно держать пост Перед тем как держать строгий пост, нужно настроиться психологически, ведь это тяжелое испытание длиною в 40 дней. Необходимо пойти в церковь и посоветоваться с батюшкой, как сделать так, чтобы воздержание не было отягощением. Возможно, прихожанин получит благословение на нестрогий пост. Можно попросить поддержки у родственников или друзей.

Может быть, они не присоединятся к посту, но смогут помочь преодолеть трудности, связанные с плотскими желаниями. Нарушение правил питания в пост не считается большим грехом, намного хуже, если человека посещают плохие мысли или он совершает недобрые поступки.

Почему в Великий пост верующих людей одолевают особо злобные демоны

Афанасия Великого. Обращаясь к своей Александрийской пастве, он предписывает ей «Четыредесятницу», которая уже утвердилась у других христианских общин, «ибо постыдно было бы, когда все поступают так, только находящимся в Египте, вместо воздержания, предаваться веселию». XI век. Третьяковская галерея Продолжительность поста, однако, установилась не сразу: количество дней подготовки к празднику различалось, так как Церковь не приветствовала постное воздержание по субботам иудейская традиция и воскресным дням «малая Пасха». Поэтому: одни общины в эти дни допускали послабления постного воздержания; другие же совсем исключали субботы и воскресения из дней поста. В последнем случае для того, чтобы получилось 40 постных дней, общая продолжительность календарных дней поста, естественно возрастала. При таком подходе количество недель подготовки к Пасхе в общей сложности составляло 8. Именно такую длительность, по многочисленным свидетельствам современников, имел пост в Иерусалиме.

Интересный факт Отголосок этой традиции — современная практика Русской Церкви, когда Посту предшествует «Сырная Седмица», на которой уже не благословляется мясная пища, но можно вкушать яйца, молочное, рыбу. При этом в среду и пятницу этой уже читается молитва св. Ефрема Сирина, принятая на службах Поста, а литургия не совершается. Впоследствии возобладала традиция все же включать субботние и воскресные дни в число Четыредесятницы, что, как полагает, например, русский литургист М. Скабалланович, произошло, скорее всего под влиянием монашества. Читайте также: Страстная седмица 2023 года Кроме этого порядка, принятого на христианском Востоке, существовала также Западная традиция шестинедельной подготовки к Пасхе. При этом, например, в Римской Церкви V в.

Возможно, такой порядок восходит к древней практике поста как подготовки к Крещению оглашенных. Отголоском этой традиции является нынешняя практика католиков, правила о Великом Посте у которых значительно менее строги, чем у православных. Постное делание Правила о богослужениях и телесном посте также устанавливаются не сразу, причем изначально не являлись единообразными: судя по всему, они потребовались Церкви не ранее IV в. На территории Византийской империи, раскинувшейся от Дуная на севере до Африканских владений на юге, параллельно сосуществовали множество традиций поста, как для мирян, так и для иноков. Наиболее распространенными из них к IX в. Феодора Студита, игумена обители близ Константинополя; прп. Саввы Освященного, настоятеля монастыря из Палестины, недалеко от Иерусалима.

Студийская традиция Прп. Федор настоятельствовал в монастыре, в V в. Расположенный не более чем за несколько километров от императорского дворца, монастырь традиционно считался «царским»: сюда отдавали на воспитание наследников престола, здесь часто бывали императоры. Статус обители не помешал, однако, св. Феодору открыто выступить против запрета на поклонение иконам, который ввел император Лев Армянин. Именно высочайший авторитет преподобного, укрепившийся после падения иконоборческой ереси 840-е гг. Основой традиции соблюдения поста, созданной прп.

Феодором и его учениками, была разумность телесного воздержания и акцент на его духовном содержании. По так называемому Студийскому богослужебному Уставу Великим Постом: совершается ежедневная литургия; в пище дозволяется масло, вино во все дни, кроме среды и пятницы; употреблять вино и масло позволялось также на Страстной Седмице, кроме Великого Понедельника сухоядение, то есть невареная пища и Пятницы разрешалось только сочиво ; в среду «преполовения Поста» можно даже употреблять рыбу; ее можно также вкушать на Благовещение, на праздники свв. Иоанна Предтечи, 40 мучеников Севастийских, прп. Алексия, человека Божия, на Лазареву Субботу и Вербное воскресенье; иноки Студийской обители заканчивали воздержание вечером Великой Субботы: их благословляли вкушать сыр, яйца, вино. Устав прп. Саввы Если обитель прп. Феодора была общежительной, то есть иноки жили в одной ограде, руководимые духовным отцом — настоятелем, то Палестинский монастырь прп.

Саввы, из которого происходит так называемый Иерусалимский богослужебный Устав был «особножительным». Это означало, что монахи 6 дней недели подвизались уединенно, а вечером субботы сходились на общую службу, чтобы затем на воскресной литургии причаститься Св. Именно на этом обычае основана традиция Устава св. Саввы совершать полную литургию Великим Постом только по субботним и воскресным дням, а по другим или не совершать ее вовсе, или — по средам и пятницам — служить литургию Преждеосвящённых Даров, на которой верующие причащались Св. Дарами, освященными на воскресной литургии. Что до телесного делания, то традиция прп. Саввы предписывает: вкушать рыбу только на Благовещение если праздник не выпадает на Страстную Седмицу ; употреблять растительное масло, вино только по субботам, воскресеньям; полностью воздержаться от пищи в Великую Пятницу и до 9 часа дня Великой Субботы.

Оба варианта телесного поста предписывают мирянам и монахам вкушение пищи не более 1 раза в день обычно после захода солнца. Высокое уважение к преподобному на всей Руси способствовало тому, что монашеские обычаи поста начали перенимать миряне. В XIV в. Саввы — также монашеский. Его вводят в богослужение, ему стараются следовать и по части соблюдения постов, прежде всего — Великого. Это делают не только монахи, но и миряне, ведь иночество продолжает быть духовным идеалом. Интересный факт При этом некоторые монастыри, даже целые местности продолжали соблюдать Великий Пост по уставу прп.

Чаще всего выбор был вызван тем, что такие христиане жили в жестких условиях. Например, Студийского устава держались многие обители Русского Севера, так как при невозможности иметь достаточно растительной пищи — хлеба, круп, овощей холодное лето, невозможность заниматься земледелием , ничего не оставалось, как поддерживать силы рыбной пищей. Согласно ему совершаются богослужения, на него же опираются при соблюдении поста телесного. Вместе с тем, согласно рекомендациям, собственную меру воздержания как монахи, так миряне должны согласовывать с духовником. Пост у католиков В первые века христианства традиции поста Запада и Востока отличались незначительно. К настоящему времени католики идут по пути смягчения требований к телесному воздержанию и акценту на духовное. К примеру: пост полностью исключен для детей до 14 лет, больных, беременных; существует термин «воздержание», который, однако, означает лишь запрет на мясо, тогда как молочная пища разрешена практически весь период поста.

Поэтому соблюдение телесной аскезы у современных католиков все более остается «на усмотрение» верующих, что ведет ко все более легкому отношению к ней. Главное с чего следует начать: советы начинающим и опытным Современный человек к телесному воздержанию не привык, поэтому оно кажется ему чем-то невозможным. На самом деле требования Церкви, если следовать им без неразумной ревности, находятся в пределах возможностей любого среднего человека, они — плод тысячелетнего опыта, поэтому их не следует бояться. Куда сложнее другое. Многие опытные постники, особенно из числа святых отцов, предупреждают: постное делание будет сопровождаться искушениями, восстанием на человека помыслов, страстей. Это вполне нормально, более того — полезно, ведь обнажает перед человеком его недостатки, требующие уврачевания. Какие правила Общие можно свести к следующим: начав с телесного воздержания, как самого простого делания, постепенно переходить к аскезе души; например, кроме скоромной пищи, следует воздерживаться также от мирских развлечений; самая же сложная форма аскезы — воздержание от страстей: например, пагубных привычек; сложнее же всего — «не есть людей», то есть не осуждать, не совершать дурных поступков в отношении ближних, прощать их немощи, нелюбовь, иногда — ненависть; отсюда, может быть, главное правило — не бороться только своими силами, предавать дело исправления себя Богу.

Святитель Василий Великий о посте «Берегитесь измерять пост простым воздержанием от пищи. Тот, кто воздерживается от пищи, а ведет себя неподобающе, уподобляется диаволу, который хотя ничего не ест, однако ж не перестает грешить». Что можно и что нельзя кушать Устав св. Саввы требует как от монахов, так и от мирян полного воздержания от пищи в определенные дни первой недели, а также Страстной Седмицы. Однако сейчас такое делание совершают немногие опытные подвижники в миру, а также священники, монахи, привычные к нему. В остальные дни в дореволюционные годы принято было вкушать один раз, однако и эту рекомендацию сейчас могут понести не все. Смысл воздержания — не в нем самом, не в «очищении организма» хотя благотворность ограничений признана медиками.

Оно помогает душе сосредоточиться на главном — жизни с Богом. А для этого стоит ограничить влияние на душу мирских страстей, удовольствий, в число которых входит также пища. Что приготовить Ограничение пищи касается не только ее качества и количества. Процесс создания постного, но сложного, требующего усилий блюда, отвлекает от духовного, «приземляет». Зачастую немало душевных сил отнимает поиск специфически постных продуктов, особых рецептов. Так достигается требуемый состав блюд, но страдает душевный настрой, нарушается мир, то есть не достигается основная цель. Поэтому важнейший принцип питания Великим Постом — простота блюд, которые лучше готовить из привычных, общедоступных продуктов, лишь исключив те, которые не благословляет Церковь на эти дни.

Список продуктов Стоит также прислушаться к советам опытных подвижников, которые советуют, как аскетическое делание, соблюдать максимум однообразия питания, дабы не способствовать развитию «гортанобесия» страсти, представляющей собой стремление наслаждаться разнообразием вкусов блюд. У опытных мирян, давно живущих церковной жизнью, список покупок на Великий Пост хоть и не сводится к нескольким продуктам, но и не слишком велик. Разрешается Во время поста можно употреблять любую растительную пищу. Это могут быть овощи, фрукты, все виды круп, хлеб. Источником растительного белка, необходимого человеческому организму, являются бобовые горох, чечевица, фасоль , а также грибы. Что касается напитков, то без ограничений можно пить чай, черный кофе. Выбирая продукты, опытные духовники нередко советуют основываться не только на их происхождении.

Иногда и постная пища может стать душевредной, если принимается чрез меру, или же человек особенно, до развития страсти чревоугодия, любит тот или иной продукт. Наконец, многие воздерживаются от растительных, но дорогих или экзотических продуктов, употребление которых не запрещено, но кажется верующему не душеполезным. Именно из этих соображений многие русские крестьяне дореволюционных времен не употребляли во время поста мед как чрезмерно услаждающий вкус , сахар — бывший тогда достаточно дорогим для сельского жителя, к тому же купить его часто было сложно. Известен случай, когда к опытному духовнику пришел молодой человек, жалуясь на то, что его мать категорически против того, чтобы он соблюдал пост. Подумав, священник спросил, что из пищи нравится юноше больше всего. Как оказалось, это был горячий крепкий чай. И тогда батюшка назначил духовному чаду послушание — весь пост воздерживаться именно от него, пусть разрешенного, посчитав, что борьба со страстью будет более полезна душе, чем нарушение семейного мира ради Устава.

Не благословляется Это любая пища животного происхождения: яйца, все молочные продукты, мясо, а также содержащие их изделия. Вместе с тем, определяя качество своего питания Великим Постом, стоит знать также меру. Московский протоиерей Максим Первозванский в интервью от 6 марта 2009 г. Впрочем, есть, например, совершенно постная выпечка — некоторые виды печенья, сушек. А надписи на темном без молока шоколаде о том, что он «может содержать следы молока» нужны для тех, у кого аллергия, когда даже микродозы продукта могут вызвать серьезное обострение. Могут ли они духовно повредить постящемуся? Иногда постника, чрезмерно ревностно относящегося к качеству стола, смиряет Сам Господь.

Вот что рассказывает митрополит Антоний Сурожский о случае из своей молодости: «Когда я был доктором, то занимался с одной очень бедной русской семьей. Денег я у нее не брал, потому что никаких денег не было. Но как-то в конце Великого поста, в течение которого я постился, если можно так сказать, зверски, то есть не нарушая никаких уставных правил, меня пригласили на обед. И оказалось, что в течение всего поста они собирали гроши для того, чтобы купить маленького цыпленка и меня угостить. Я на этого цыпленка посмотрел и увидел в нем конец своего постного подвига. Я, конечно, съел кусок цыпленка, я не мог их оскорбить. Я пошел к своему духовному отцу и рассказал ему о том, какое со мной случилось горе, о том, что я в течение всего поста постился, можно сказать, совершенно, а сейчас, на Страстной седмице, я съел кусок курицы.

Отец Афанасий на меня посмотрел и сказал: — Знаешь что? Если бы Бог на тебя посмотрел и увидел бы, что у тебя нет никаких грехов и кусочек курицы тебя может осквернить, Он тебя от нее защитил бы. Но Он посмотрел на тебя и увидел, что в тебе столько греховности, что никакая курица тебя еще больше осквернить не может. Я думаю, что многие из нас могут запомнить этот пример, чтобы не держаться устава слепо, а быть прежде всего честными людьми». Про кальмары, креветки и другие морепродукты Традиции поста по-прежнему различны в разных странах. Так, в Греции даже монахи по субботним и воскресным дням Четыредесятницы едят кальмаров, другие морепродукты, приравнивая их к «траве морской». Их обычай перенимают некоторые православные России, однако многие духовники не благословляют такой подход.

По их мнению, «морские гады» все же ближе к рыбе, употреблять их лучше, когда она разрешена Уставом. К тому же эти продукты относятся к числу экзотических, недешевых, а подобные изыски могут свидетельствовать о страсти чревоугодия. Рыба и икра По принятому сейчас порядку поста, рыбу можно употреблять: на праздник Благовещения, кроме случаев, когда он выпадает на Страстную Седмицу; в праздник Входа Господня в Иерусалим. В эти же дни возможно также разнообразить постный стол икрой. Только икра, но не рыба, благословляется на Лазареву Субботу, предшествующую Вербному Воскресенью. Вино и масло Их устав разрешает по субботним, воскресным дням. Под «вином» монашеские уставы греков понимали совсем не то, что считают таковым сейчас.

В субботу, воскресенье — пища с добавлением масла. Человек устроен не только из души, но и из тела. Поэтому первый пост прежде всего внешний — его соблюдение в еде. Когда человек кушает пищу, мясную, молочную, то она очень сильно отягощает его. И христианину тяжело совершать какие-то молитвенные упражнения, посещать богослужения, готовиться к причастию. Обязательно положен внешний пост. Но не менее важен и внутренний — это борьба со своими греховными помыслами, наклонностями. Чтобы противостоять некому злу, человеку нужно, прежде всего, уединиться. То есть отойти от источника искушений. В современном мире таких источников может быть большое количество.

Это и просмотр телевизора, и прослушивание музыки, и посещение каких-то мероприятий, в том числе увеселительных. Потому что эти дни верующий должен проводить в тишине, воздержании, немногословии, чтобы достойно подготовиться к празднику Пасхи. Конечно же, когда мы посещаем такие вот места, где происходит какое-то веселье, шутки там, под час, может быть, даже какие-то греховные дела совершаются, ни о каком воздержании, ни о какой чистоте душевных помыслов даже речи не идет. С какого возраста можно привлекать детей к посту? Поэтому если, конечно, как младенцы, так и взрослые, например, болеют чем-нибудь, то церковь в плане аскезы относится к этим людям снисходительно. Это связано с тем, что недуг уже вменяется в пост человеку. Аскеза призвана смирить движения душевные, греховные, страстные. Но их ограничивают и болезни. Если ребенок не здоров, то родители могут подойти поговорить со священником, батюшка определит ему ту меру, в соответствии с которой следует поститься несовершеннолетнему. Это же касается и болеющих взрослых.

Опять же, если дети только приходят в храм, только начинают воцерковляться, требовать от них сухоедения или какого-то крайнего воздержания тоже будет не совсем разумно. Это связано с тем, что человек должен сначала осознанно прийти к Богу и понять, что он делает. В церкви одной из самых главных добродетелей является рассуждение. То есть, прежде чем отказаться от чего-либо, человеку нужно размыслить о том, как будет, например, то или иное воздержание полезно для его телесного здоровья. Это очень индивидуальный вопрос. А так, конечно же, если ребенку уже есть 5 лет, думаю, его нужно приучать, что причастие требует подготовки: с утра, например, ничего не кушать и не пить. Читать вместе с ним Евангелие, объяснять ему, что причастие является великой святыней. Дети не совсем понимают, что значит тело Христова и кровь Христова. Плохо, когда родители говорят, что это мед, компот или водичка, это же кощунственно.

Первые 40 дней установлены в память о сорокадневном походе Иисуса в пустыню, который он совершил перед тем, как выйти на проповедь. В этот день вспоминают воскрешение Лазаря, чудо, сотворенное Иисусом Христом. С 29 апреля начинается особое время — Страстная седмица. Это самая строгая неделя Великого поста. Она посвящена последним земным страданиям Христа: предательству Иудой, распятию и воскресению Спасителя. Закончится Великий пост в субботу, перед светлым праздником Пасхи, в 2023 году это 4 мая. По Типикону церковному уставу пост предполагает ограничение числа приемов пищи и ее качества, а в некоторые дни даже полный отказ от еды.

В этом году Великий пост верующие Православной Церкви проводят в беспокойстве и даже в трагических условиях. Наши сердца скорбят по-особенному, глубоко сопереживая крестным страданиям Христа и страданиям простых людей. Да, наши сердца по-особенному нуждаются сегодня в Его милости и Его милосердии. Феодор Студит говорил, что хорош пост, если мы сохраняем настроение духа — мирное, кроткое, благопослушное, смиренное, сострадательное. Удается ли вам сохранить это настроение духа? Что лично для вас является спасением? Но как мы, к сожалению, уклонимся?.. Когда у меня есть возможность попаломничать, я ощущаю некий «подшерсток» благодати, будто это толстый пушистый сибирский кот. Но один звонок с работы спустя всего неделю — и такое ощущение, что на этого холеного сибирского кота вылили ведро воды, и вместо него — снова дрань московская подзаборная. Мы меняемся в секунду, как только наша самость, наш личный интерес и покой задеты. И так сейчас прекрасна молитва о мире, которая по благословению Святейшего Патриарха Кирилла вставлена в пост. От военных действий не выигрывает никто, кроме дьявола… То море горя и слез, тот чудовищный вал ненависти… И мы понимаем, что хуже всего самым безвинным, а не тем, кто это «заварил». Это — кошмар, этого не должно быть и, дай Бог, чтобы милостью Божией это как можно быстрее закончилось и как можно меньше было искалеченных жизней. В последнее время многие, кстати, как раз предостерегают от белкового дефицита в пост. При этом ученые давно говорят, что белковый дефицит — проблема человечества. Действительно ли имеет место быть дефицит белка в пост и как его избежать? Большинство людей, которые много говорят о белковом дефиците, ищут для себя оправдание — Большинство людей, которые много говорят об этом белковом дефиците, ищут для себя оправдание. Сегодня средний размер пациентов приближается к 50-му. Индекс массы тела растет как на дрожжах, и предостерегать от белкового дефицита — смешно. Сегодня в магазинах есть самое разнообразное количество растительного белка. Поэтому и говорить-то глупо. Все всё прекрасно знают. А все эти предостережения лишь для того, чтобы оправдаться и убедить себя в том, «какие мы хорошие». Руки за обедом связывай — совет такой. Дни Великого поста сопряжены и с искушениями, и c испытаниями для многих. Есть ли «лекарство», помогающее бороться со стрессом? Какие нервы, — как заметил преподобный Амвросий Оптинский, — самость». Нужно знать и твердо помнить, что в тебе самом корень всему злу — самость и упрямство, растворяемые завистью и заправляемые обольщением вражьим. Поэтому, как сказал преподобный Амвросий, нужно постараться «вырвать этот злой корень: смирением и послушанием, подражая Самому Господу, Который смирился до рабия зрака и послушлив был до смерти крестной и распятия». Но очень сложно себя не жалеть. Да, действительно, у язвенной болезни неврогенные основы. Не просто «прикрутить» свою самость. Увы, чаще мы не прощаем, а лишь загоняем обиду внутрь, промолчать — не значит смириться. Более того, нужно постараться смириться и попросить Его о помощи, чтобы Он помог простить. Потому что Господь всем управляет, Он дарует нам Свою благодать, если мы хоть чуть-чуть потерпим. Мы все одинаковые, и ошибки у нас одни и те же. Мы кипим, как чайники, когда наша самость задета, когда окружающие видят наше бессилие, мы нервничаем, ругаемся, что и дома не ладится, и на работе не успеваем, и не верим… — …и все не по нашему плану. Купили посудомоечную машину, и мир длился, пока мы ее устанавливали. Теперь мы ругаемся из-за того, кто будет чашки в нее загружать». Почти невозможно убедить человека в том, что если ты от себя что-то отстегнешь, то тебе вернется сторицей.

Три вопроса о Великом посте

  • Великий пост 2024 года: Календарь питания по дням
  • Великий пост: что можно есть постящимся
  • Отказ от еды — не главное
  • Вербное воскресенье 28 апреля 2024: история, приметы, обычаи праздника, что нельзя делать
  • Какую роль Великий пост играет в жизни верующих и как правильно его провести?
  • «Лучше недопоститься, чем перепоститься». Как в Приморье соблюдают Великий пост

Великий пост

Первые 40 дней посвящены такому же по продолжительности посту Христа в пустыне. По окончании Четыредесятницы церковь отмечает Лазареву субботу в честь чуда воскрешения Спасителем Лазаря. А на следующий день — еще один большой праздник — Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье. Последние шесть дней Великого поста, предшествующие пасхальному воскресенью, именуются Страстной седмицей. Принято вспоминать последние дни земной жизни Иисуса и его распятие. Каждая неделя Святой Четыредесятницы имеет свое название и символическое значение: верующие вспоминают какое-либо важное событие или подвиг святого человека. Церковь вспоминает византийскую императрицу Феодору Константинопольскую.

Дело в том, что 24 марта 628 года начались переговоры императора Ираклия с персами о мире, чем был положен конец длительной, изнурительной военной кампании, завершившейся блистательной победой Византии. Потому пение Акафиста на праздник Благовещения Пресвятой Богородице имело значение благодарения за победу в этой грандиозной войне. Таким образом, установление ежегодного пения Акафиста имеет связь с событиями времен Ираклия 610—641 , но это богослужебное действие соотносилось с победой в войне с персами в целом, а не с частным эпизодом данной войны каким было спасение Константинополя. О пении Акафиста 25 марта говорят даже некоторые Минеи XII века, то есть эта традиция сохранялась довольно долго. Вместе с тем появляется практика отделения Акафиста от праздника Благовещения, причем разные Уставы называют особые дни для Акафиста: 23 марта Студийско-Алексиевский Типикон , вторник 6-й седмицы Триодь из лавры святителя Афанасия или за 5 дней до Благовещения итальянская версия Студийского Устава. Однако уже в X—XII веках наиболее популярным становится выбор 5-й субботы Великого поста в качестве дня службы Акафиста, что зафиксировано во многих греческих и славянских Триодях после XII в. Торжество Иерусалимского Устава, большинство рукописей которого относит пение Акафиста именно к субботе 5-й седмицы, послужило окончательному закреплению праздника Похвалы Пресвятой Богородице за указанным днем. Однако до сих пор пение многих Благовещенских песнопений в субботу 5-й седмицы Великого поста напоминает нам о древней связи этих двух празднований, и даже можно сказать, что событие Благовещения мы литургически вспоминаем дважды в году: в день самого праздника, то есть 25 марта, и в Субботу Акафиста.

Можно думать, что раньше всего праздник возник в Иерусалимской Церкви, то есть там, где и происходили сами воспоминаемые события. Паломница Эгерия описывает, что уже в IV веке в Иерусалиме отличительным моментом богослужения в этот день было шествие с горы Елеонской то есть тем путем, которым шел Господь в Иерусалим, во время которого люди держали пальмовые ветви, а епископ ехал на осле. Однако большинство восточных и западных Церквей воспринимает этот праздник позднее. Именно к этому времени относятся два свидетельства о празднике: Антиохийский Патриарх-монофизит Севир говорит, что на Востоке праздник Входа Господня стали праздновать около 500 года, а епископ Эдесский Петр, согласно одной из хроник, лично в это время ввел этот праздник в своей епархии. Интересно отметить, что в средние века в Константинополе существенной особенностью праздничного богослужения было шествие, в процессе которого Патриарх восседал на жеребце. На Руси также практиковался чин «хождения на осляти». Возник он сначала в Новгороде, где перед литургией совершали торжественный крестный ход, во время которого архиепископ ехал на «осляти» коне, который был обряжен в осла , держа в левой руке Евангелие, а в правой — святой крест. С 1558 года этот чин стали совершать в Москве, где на осляти восседал Московский митрополит впоследствии — Патриарх , символически изображавший Христа, а коня вели царь, «государев боярин» и «патриарший дворецкий».

Богослужение седмичных дней поста: особенности В период Великого поста богослужения по особому чину называемому великопостным совершаются только в седмичные дни; в субботние и воскресные дни совершаются обычные службы. Какие службы совершаются в седмичные дни поста? На 1-й седмице в течение пяти дней утром совершается весьма продолжительное богослужение, состоящее из утрени с 1-м часом, 3-го, 6-го, 9-го часов, изобразительных и вечерни в среду и пятницу — литургия Преждеосвященных Даров. По вечерам с понедельника по четверг служится великое повечерие с Великим каноном преподобного Андрея Критского. На остальных седмицах вечером совершается великое повечерие и утреня с 1-м часом, а утром — 3-й, 6-й, 9-й часы, изобразительны и вечерня иногда в соединении с литургией Преждеосвященных Даров. Накануне суббот во все седмицы в том числе и в 1-ю субботу поста, совершаются великое повечерие в 5-ю субботу поста повечерие не служится и утреня с 1-м часом, в сами субботы — 3-й и 6-й час и литургия святителя Иоанна Златоуста. Какие отличительные особенности имеет утреня? Канон совершается с пением великопостных библейских песней; тропари — только из Минеи и Триоди трипеснец.

Есть примечательная особенность: 3-я песнь кроме среды и 6-я песнь всегда совершается без ирмоса так как ирмос Минеи «уходит» на катавасию. По 6-й песни канона в случае отсутствия кондака в Минее читается мученичен Октоиха По 9-й песни поются великопостные светильны гласа. Трисвятое по «Отче наш…». Возглас священника «Яко Твое есть Царство и сила и слава…». Возглас: «Сый благословен Христос Бог наш…». Священник произносит молитву преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…» с 16-ю поклонами. И сразу 1-й час. Чем великопостные часы отличаются от обычных вседневных часов?

Достаточно запомнить 6 основных отличий: Часы 3-й, 6-й и 9-й совершаются вместе. На каждом часе читается кафисма, кроме 1-го часа в понедельник и 1-го и 9-го часов в пятницу. Поется великопостный тропарь часа с поклонами исключая праздники Благовещения Пресвятой Богородице и полиелейного святого в седмичный день, когда вместо великопостного тропаря читается тропарь праздника. По «Отче наш…» читаются особые тропари, текст которых дается в последовании часа в Часослове или Следованной Псалтири на ряду. Однако в праздники Благовещения Пресвятой Богородице и полиелейного святого в седмичный день вместо тропарей Часослова читается кондак праздника, а на седмице Крестопоклонной, в четверг 5-й седмицы и в дни Страстной седмицы читается кондак Триоди.

Есть разрешается только вечером, по субботам и воскресеньям можно исключить только утренний прием пищи. В понедельник, среду и пятницу пищу едят только холодной, а по вторникам и четвергам горячая пища допускается без масла. По субботам и воскресеньям, кроме растительного масла, допускается умеренное употребления виноградного вина это не распространяется на субботу Страстной седмицы. В страстную Пятницу лучше воздержаться от приема пищи весь день.

Многие христиане также воздерживаются от пищи до наступления Великой Пасхи. Чтобы Великий пост в 2024 году прошел в молитве, а не в мирских заботах, мы предлагаем уже составленный календарь питания по дням. Великий пост по церковному уставу Четыредесятница первые 40 дней ; Лазарева Суббота 1 день — Вербная Суббота перед Вербным Воскресеньем ; Вход Господень в Иерусалим 1 день — Вербное Воскресенье, за неделю до Пасхи ; Страстная Неделя 6 дней — вся неделя с понедельника по субботу перед праздником Светлой Пасхи. Великий пост в 2024 году.

И если мы будем просить у Господа за свои грехи прощения искренне, Он, видя это, будет прощать по Своему великому милосердию и любви. Другое дело, если человек выбирает для себя путь «не согрешишь — не покаешься». То есть сам позволяет себе многое, думая: «сейчас сделаю, как мне нравится, а потом просто на исповеди батюшке расскажу». В таком случае таинство покаяния превращается в профанацию, а человек не ведет борьбу со страстями, а ищет уловки, чтобы продолжать грешить. А вот искреннее раскаяние Господь принимает всегда.

И даже когда человек не справляется, Бог поддерживает его стремление и по идущим от сердца молитвам помогает избавиться от греха. Если День рождения в Великий пост — можно ли отмечать, или это грех? Смотря как вы отмечаете День рождения. Если это бурное застолье, после которого трудно вспомнить события вечера — такой праздник лучше не отмечать. Если вы проводите этот день без обильного виновозлияния и переедания, без соблазнительных танцев и других греховных поступков; если вы с благодарностью вспоминаете своих родителей, делаете им какие-то подарки, может быть, совершаете какие-то добрые дела, собрав своих близких, — такой День рождения вполне можно отметить. А вот переносить отмечание на после поста, чтобы позволить себе выпить — «а без этого что за праздник?! Нужно уметь радоваться жизни без такого рода «костылей». А в день рождения тем более стоит поблагодарить Господа за данную Им жизнь. В дни Четыредесятницы можно накрыть вкусный постный стол, устроить теплую и уютную встречу с друзьями.

А вот на Страстной неделе стоит, скорее, воздержаться даже от такой тихой вечеринки, да и времени на нее не будет, так как богослужебная жизнь перед Пасхой очень насыщенная. Сейчас, во времена интернета, появляется интересная традиция — в дни рождения или иных каких-то праздников предлагать друзьям, вместо подарков, поучаствовать в благотворительном сборе. И это тоже неплохой вариант отметить свой праздник в дни Великого поста. Ведь что значит слово «отмечать»? Как-то обозначить, сделать особенным, обращающим на себя внимание. А разве не будет необыкновенным, значимым день, в который вы вместе с близкими кому-то помогли? Если приглашают в гости в Великий пост — нужно отказаться? Не всегда есть возможность отказаться от похода в гости. Однако всегда можно найти такую меру посещения гостей, которая не нанесет вред ни тебе, ни, в первую очередь, тому, кто тебя пригласил.

Нужно проникнуться событием и вместе с человеком порадоваться, если это радостное событие, или поплакать, если печальное. То есть, прежде всего, нужно оказать внимание тому, кто тебя пригласил, а не сделать так, чтобы все внимание было на тебе и на твоем постном выражении лица. Пост — это не только, и не столько отказ от определенной еды и увеселительных мероприятий. Это период, когда каждый верующий старается стать чуточку лучше, научиться с большей любовью относиться к окружающим. И наша забота о близких может проявляться как раз в том, чтобы быть рядом с ними без поучений и навязывания наших собственных представлений. Забота может быть и в старании не обидеть человека своим отказом. Для этого нужно смирение и благоразумие — а ведь именно эти добродетели и нужно развивать в себе в дни Великого поста. Хотя, конечно, если, например, в дни Страстной седмицы, когда нужно быть в храме, вас приглашают на шашклыки, отказаться придется. Но всегда можно найти способ, как сделать это корректно и как продемонстрировать человеку, что общение важно для вас, но на этот раз есть необходимость его перенести на более подходящее время.

Если угощают непостной едой — что делать? Сегодня, когда многие люди придерживаются Великого поста, почти на любом застолье можно найти какие-то постные или умеренные яства. Однако бывает и так, что невозможно отказаться от непостной пищи — бабушка, которая никогда в жизни не постилась и наготовила тебе каких-нибудь мясных пирогов, обидится — тогда вполне можно утешить бабушку и съесть их, но потом возложить на себя более строгое постное состояние и понести большие труды за этот поступок. Уж точно не нужно, если вас угощают непостной едой, брезгливо отворачиваться. Можно просто сказать спасибо и отказаться. Если ситуация благоприятствует, можно вежливо объяснить, что вы соблюдаете пост. Но ни в коем случае при этом нельзя превозноситься над угощающим, показывая ему всем своим видом, что он не понимает важность этого периода для всякого верующего человека. Ведь человек просто хотел поделиться, порадовать вас и никак не рассчитывал получить в ответ отповедь. Есть популярное утверждение, что в пост уж лучше есть мясо, чем «есть друг друга».

И как раз здесь ее уместно вспомнить. Если человек умер в пост: это что-то значит? Это значит только то, что человек созрел для будущей жизни, и Господь забрал его к Себе. Мы верим, что душа бессмертна, что, оставив этот мир, она не умирает, а продолжает жить в другом, загробном. При этом в христианстве нет представлений о том, что дата смерти как-то влияет на загробную участь усопшего. Хотя в народном сознании закрепилось мнение, что смерть на Пасху, Светлую седмицу или другой большой праздник — это знак особого Божьего благоволения к человеку. Отсюда и вопрос: что же тогда может значить смерть в период поста? Ничего, так как для будущей жизни важна не дата смерти, а то, каким был земной путь до нее. Интересно, кстати, что известны случаи из житий святых, когда они, зная, что пришел их час, молили Бога перенести его.

Делали они это для того, чтобы не отвлекать братию монастыря, где подвизались, своими похоронами, например, в дни подготовки к празднику. Если человек умер в пост, это может иметь значение для тех, кто будет заниматься похоронами и читать в течение сорока дней заупокойные молитвы, так как порядок поминовения меняется в предпасхальный и пасхальный периоды. Для самого же усопшего имеет значение, покаялся ли он перед смертью. А о прощении его нераскаянных грехов, их прощении и упокоении его души теперь предстоит молиться живым. Если ребёнок зачат в пост — это как-то отразится на его будущем? На будущем ребенка это никак не отразится. Во время Великого поста мы стараемся в меру сил воздерживаться от супружеских взаимоотношений, но если один из супругов не может от них воздерживаться, то отказать ему — тоже значит повергнуть его в греховное состояние. Так что дадим возможность Богу разбираться Самому, праведны мы или нет, а сами будем прикладывать усилия, чтобы сохранить Ему верность. Плохо будет, если в Великий пост супруги ссорятся и скандалят.

Это отражается как на них самих, так и на их детях.

История и смысл Великого поста

В Великий пост верующим рекомендовано много молиться, помогать ближним и соблюдать ограничения в еде и мирском образе жизни. У православных верующих начался Великий пост, в этот период запрещается есть определенные продукты. Рассказываем, сколько дней длится и когда заканчивается Великий пост в 2024 году.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий