Вывод: словами «блудный сын» называют человека, который по легкомыслию пренебрег своими близкими, променял дом, семью, родину на чужбину.
Неделя о блудном сыне: когда празднует церковь, значение
Притча о блудном сыне — притча Иисуса Христа в 15-й главе Евангелия от Луки, иллюстрирующая неизречённое Божье милосердие и прощение ко всем грешникам. Явился блудный сын (значение и происхождение фразеологизма рассматриваются сейчас) к отцу, сказал речь, а тот нарядил его в лучшие одежды, зарезал самого жирного теленка и закатил пир. Что значит «Блудный сын»? Выражение «блудный сын» употребляется в значении: человек беспутный, нравственно блуждающий; но чаще в значении: раскаявшийся в своих заблуждениях. Фразеологизм “блудный сын” указывает на беспутного человека, который покаялся в своем недостойном поведении. Неделя о блудном сыне.
Блудный сын - значение символики
Отец, позволивший своему сыну уйти, предчувствовал другое. Он видел, что тот, живя в благополучии, был на грани привыкания к этой отцовской любви, которой он наслаждался, как это произойдет со старшим сыном, после того как вкус ее начнет утрачиваться силой привычки. Он ждал этого возвращения блудного сына через пустыню, где нет любви и даже какой-либо ложной любви, ждал, пока не раскроется в нем, застигнутом любовью, новая способность ответить на эту любовь. В самом деле, о какой любви может идти речь там, где ничего никогда не предпринимают, чтобы достигнуть прощения? Это прощение и было неожиданностью для блудного сына при его возвращении. Достаточно было для него возвратиться, протянуть руки к отцу и начать произносить слова о прощении, как все было тотчас же восстановлено в прежнем виде и даже еще прекрасней. Он думал быть принятым в число наемников. Но это немыслимо! Поистине, ему еще предстоит научиться чудесам отчей любви, все более изумляясь ей.
Он был окружен такой глубокой сострадательной человеческой любовью, что просто растерялся от этого. Но подлинная человеческая любовь — это рана в нашем сердце, через которую Бог начинает проникать в нас.
Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! И начали веселиться.
Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! Это Евангелие повествует о двух неожиданностях — относительно блудного сына и относительно его брата, старшего брата.
Но когда речь заходит об отце — нет ничего неожиданного. Совершенно не видно по нему, что произошло что-то неожиданное, когда возвращается его сын. Напротив, он так его ждал, что узнал его издали.
Блудный сын блуждает в нравственных потёмках, — дополнил ответ детей отец Владимир. Батюшка попросил учеников вспомнить, какие же нравственные ориентиры дал нам Господь.
Священник обратил особое внимание учащихся на то, к чему привело непочитание родителей. Почему блудный сын решил вернуться к отцу? Светлана Юрьевна предложила вспомнить, как преломился этот Евангельский сюжет в литературе и искусстве. Ребятами были прочитаны заранее подготовленные фрагменты из повести А. Пушкина «Станционный смотритель».
Пир, устроенный отцом ради покаявшегося блудного сына, огорчил старшего сына, который всегда жил с отцом. На что отец сказал: «…сын мой! Притча о блудном сыне — обращение ко всем нам, грешным, научиться признавать свои ошибки, уметь просить прощения и прощать. Притча о блудном сыне Лк. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.
Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче!
Блудный сын - история наших дней
Он ждал этого возвращения блудного сына через пустыню, где нет любви и даже какой-либо ложной любви, ждал, пока не раскроется в нем, застигнутом любовью, новая способность ответить на эту любовь. В самом деле, о какой любви может идти речь там, где ничего никогда не предпринимают, чтобы достигнуть прощения? Это прощение и было неожиданностью для блудного сына при его возвращении. Достаточно было для него возвратиться, протянуть руки к отцу и начать произносить слова о прощении, как все было тотчас же восстановлено в прежнем виде и даже еще прекрасней. Он думал быть принятым в число наемников. Но это немыслимо! Поистине, ему еще предстоит научиться чудесам отчей любви, все более изумляясь ей. Он был окружен такой глубокой сострадательной человеческой любовью, что просто растерялся от этого. Но подлинная человеческая любовь — это рана в нашем сердце, через которую Бог начинает проникать в нас. Что значила бы эта столь, в общем-то, обыденная человеческая история, если бы речь в ней не шла о непостижимой премудрости Божественной любви, которой блудный сын был побежден.
Он обрел самую великую радость, и эта радость едина с радостью его Отца Небесного и всех ангелов.
Вскоре младший сын, собрав свою долю, отправился в дальнюю страну, жил там распутно и быстро расточил свое богатство. Он начал нуждаться и нанялся пасти свиней, ел ту же пищу, что и они. Через некоторое время он осознал свою вину и решил пойти к отцу и покаяться. Отец принял покаяние сына, обрадовался его возвращению и устроил по этому поводу большое пиршество. Старший сын сначала рассердился, что его отец так легко принял блудного сына, но отец вразумил его: "сын мой!
Текст притчи из ее рассказывает Иисус : "Лк.
И вот младший, когда достиг совершеннолетия, захотел получить часть своего наследства, чтобы жить самостоятельно. Отец разделил немалое богатство между сыновьями и отпустил их распоряжаться всем самостоятельно. Младший сын отправился в далекую страну, где стал жить на широкую ногу, тратя средства не задумываясь. Вскоре его богатства закончились. И пришлось неразумному юноше теперь скитаться и просить милостыню.
Он пытался и работу найти, но ни где ему не хотели платить. Попав в такое бедственное положение и осознав свои грехи и ошибки, решил он тогда вернуться к отцу и покаяться.
Старший брат обиделся на родителя за то, что тот никогда не устраивал для него пир, не понимая, что он — хозяин дома, и может и так сам себе это позволить. Он мог жить и радоваться, что рядом отец. Но для этого необходимо верить в отчую любовь и понимать свое назначение.
Старший сын не мог поверить, что отец его любит просто так, что милосердие не надо заслуживать по одной причине, ты — родной сын, а не сирота, пасынок. Старший сын служил отцу не ради любви, он старался заслужить наследство и возмутился, когда младшему брату был надет перстень наследника, хозяина. Так же часто и мы не понимаем, почему те, кто мало дает и делает, получает больше. Зависть и ревность накрывают человека в этот момент, и он забывает, сколько было ему прощено, и какой тяжелый путь прошел некогда грешный человек.
Неделя о блудном сыне: история | Почему именно эта неделя достала такое название? | Блудный Сын
Давайте ниже рассмотрим, что значит и откуда возникло крылатое выражение «Блудный сын». «Блудным сыном» в этом случае называют человека, который совершил какие-то плохие или глупые поступки, но осознал свои ошибки и решил исправиться. Образ блудного сына воплощает в себе все человечество — всех, кто удалился от Бога, кто грешен и был своеволен. Итак, соль притчи о блудном сыне в том, чтобы вразумить старшего сына, открыть ему глаза на то, что тот второй — его брат, хоть и, по его мнению, настолько непутевый и бессовестный, что язык не поворачивается назвать его братом.
«Отче! Я грешен пред Господом и пред тобою». Подлинный смысл Притчи о блудном сыне
Крылатые выражения из Святого Писания. Блудный сын | Блудный сын — человек, покинувший свой дом, какой-то коллектив в поисках новой жизни, занятий, но затем раскаявшийся и вернувшийся назад. |
Понимаем ли мы и принимаем ли эту любовь? | Следом идет Неделя о блудном сыне, которая призывает всех грешников к покаянию и обращению, к началу пути для нравственного возрождения. |
Неделя о блудном сыне — Русская вера | Следом идет Неделя о блудном сыне, которая призывает всех грешников к покаянию и обращению, к началу пути для нравственного возрождения. |
Блудный сын - история наших дней
Жизнь христианина каждый день и каждый час ее, согласно обетам святого Крещения, должна идти путем заповедей Божиих, в хранении чистоты душевной и телесной, в попечении о стяжании добродетелей. Жертва Богу — дух сокрушен Пс. Жертва падшему духу, диаволу — послабление греховным страстям и привычкам. Русская пословица «курить — бесам кадить», также имеет глубокое мистическое значение. Это выражение действительно можно понимать самым буквальным образом. И если судить по сохранившимся памятникам цивилизации Майа и индейцев Центральной Америки, то вся история табака и курительных трубок пошла именно оттуда. Курение трубки с табаком относится у индейцев к числу особых магических ритуалов. Европейской культуре мало знаком изначальный религиозно-мистический смысл этого действа. А вот на родине этого обычая, в Америке, ритуальное курение весьма распространено. Вождь надчезов, встречая рассвет ритуальным курением, пускал дым на восток, а затем в трех других направлениях. Поэтому курение — это угодная богам жертва, а благоговейное выдыхание табачного дыма сродни молитвенному обращению.
Индейцы, трубка мира. Скульптура из песка, Лаппеенранта, Финляндия Из всего вышесказанного становится совершенно понятно, что христианский образ жизни и табак — понятия, никоим образом между собой не совместимые. И если еще в середине XVII века, когда Русь стояла в истинном древлеправославном благочестии, табакокурение сурово преследовалось не только церковными эпитимиями, но и государственным законом, то начиная с Петровских времен табачная отрава, напротив, заняла престижное место в российском «высшем» обществе, удалившемуся, подобно блудному сыну, «на чужую сторону» от отеческого домостроя. Колумб получает в дар табачные листья Говорят, что трагедия XVII века явилась для России прообразом 17-го года, то есть революционной катастрофы и «красного террора», уничтожившего миллионы лучших русских людей. Человек не может сам по себе устоять в добродетели, без помощи свыше и благодати Божией. В середине XVII века чужестранцы еще удивлялись русскому благочестию и непривычным многочасовым церковным службам. Однако уже через несколько десятков лет церковные молитвы заменились балами и маскарадами, театрами и праздными увеселениями. Например, князь Потемкин дал для Екатерины бал, обошедшийся ему в 200 000 рублей — для сравнения, пуд зерна тогда стоил 12 копеек, корова — 2 рубля. Штабс-капитан А. Семь фактов о балах в Российской империи».
Якоби Якобий Шуты при дворе Анны Иоанновны. Вси любящие плясание, безчестие Иоанну Предотече творят, и со Иродиею в неугасимый огнь, и в неусыпающий червь осудятся, аще не престанут от сего и не покаются». Книга «Златоуст», лист 247. Усекновение главы Иоанна Предотечи. Пир Ирода. Погребение Иоанна Предтечи. Мозаика баптистерия собора Сан-Марко в Венеции. На сегодняшний день это поучение звучит особенно актуально, когда музыкальные ритмы несут в себе уже неприкрытый демонический характер. Особенно это коснулось интимной сферы жизни. Начало рок-эпидемии стало началом наркоэпидемии.
Покончено с подавлением плотских инстинктов и с различными нравственными запретами. Всё позволено! Каким образом достигается негативное влияние рок-музыки на человека? Вся техника рок-музыки взята из древних и современных тайных чёрно-магических обществ и братств. Ритм, частота чередования света и тени, нагромождение звуков — всё направлено на разрушение человеческого существа, его насильственное изменение, на слом всех механизмов самозащиты, инстинкта самосохранения, нравственных устоев. Ритм приобретает наркотические свойства. Если он кратен, например, полутора ударам в секунду и сопровождается мощным давлением сверхнизких частот 15-30 герц , то способен вызвать у человека экстаз. При ритме же равном двум ударам в секунду и на тех же частотах слушающий впадает в танцевальный транс, который сродни наркотическому. Были случаи, когда переизбыток высоких или низких частот серьёзно травмировал мозг. На рок-концертах нередки контузии звуком, звуковые ожоги, потеря слуха и памяти.
Светов «Музыка — это оружие! Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; И пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему Лк. Толкование Иоанна Златоуста: …И бысть глад крепок на стране той: не глад хлеба, но еже не слышати словесе Божия. И нача лишатися, еже не прияти части честных святых Таин.
Богословское толкование[ править править код ] Притча о блудном сыне толкуется разными богословами достаточно схоже.
Считается, что данный фрагмент из Евангелия отображает милостивую любовь Бога даже к согрешающим людям в лице Его неблагодарных сыновей: старшего и младшего. Протестантский богослов, Дерек Принс , в своей книге «Божье лекарство от отверженности» даёт следующий комментарий евангельской притче: Отец, из притчи о блудном сыне Луки 15:11-32 , стоял и смотрел, желая увидеть сына. Никто не пришел сообщить ему: «Твой сын вернулся домой». Отец первым узнал об этом. Бог относится к нам во Христе с таким же вниманием, как и этот отец.
Нас не отвергают, мы не являемся второсортными гражданами или наемными слугами.
И еще сложнее представить, что Христос тут, противопоставляя «праведников и грешников», под первыми разумеет фарисеев. Фарисейскую праведность Иисус постоянно изобличал, как показную и фальшивую, ни в коей мере не подлинную. Напомним, что события, во время которых Христос произносит эту притчу, происходят на пути Христа в Иерусалим из Заиорданья, и именно к этому периоду относятся притча о мытаре и фарисее , о званых на вечерю, о богаче и Лазаре , о талантах, о неверном управителе. Во всех них фарисейская «праведность» получает единственную и крайне негативную оценку. Итак, соль притчи о блудном сыне в том, чтобы вразумить старшего сына, открыть ему глаза на то, что тот второй — его брат, хоть и, по его мнению, настолько непутевый и бессовестный, что язык не поворачивается назвать его братом. На слове «брат» тут все ударение и ставится в этой притче. Она не об отношениях Бога с грешником, точнее, не только об этом, даже в наименьшей степени о том.
Это лишь прелюдия, вводный мотив. Когда, как об очевидном, говорится, что «на небе» радость о всяком, то делается это ради того, чтобы подвести к главному содержанию, к тому, каковы отношения на земле и как их следует пересмотреть. А на земле отношения гораздо сложней. Джеймс Тиссо. Возвращение блудного сына. И, собственно, они правы, как, по своему, правы фарисеи в отношении них. Поэтому притча Христом произносится и ради тех, и ради других. Это примирительная притча, она не потакает вовсе фарисеям, предлагая им так уж и быть согласиться на фоне их праведности с тем, что эти грешники нуждаются в покаянии.
Да они и так это знают, думается, все уши прожужжали «мытарям и грешникам», что им надобно покаяться. Можно сравнить с нынешними фарисеями.
Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.
Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой!
Похожие вопросы.
Православная Церковь празднует 20 февраля Неделю о блудном сыне
Значение словосочетания «блудный сын» | В притче о блудном сыне рассказывается, что у одного богатого человека было два сына. |
Блудный сын - история наших дней | Младший сын — блудный сын. В данном случае «блудный» означает распутный, непутевый. |
«Отче! Я грешен пред Господом и пред тобою». Подлинный смысл Притчи о блудном сыне | Выражение «блудный сын» берёт своё начало из притчи о блудном сыне, записанной в Священном Писании. |
Неделя о блудном сыне: когда празднует церковь, значение | Таким образом, выражение «блудный сын» означает непослушного, развратного сына, который распутал свое состояние и вообще не заботится о своей семье. |
Telegram: Contact @bazabazon | Неделя о блудном сыне. |
3 марта. Неделя о блудном сыне
Это Евангелие повествует о двух неожиданностях — относительно блудного сына и относительно его брата, старшего брата. Блудный сын (значение фразеологизма) — о том, кто раскаялся и вернулся к прежнему, после постигших его неудач. Выражение «блудный сын» употребляется в значении: человек беспутный, нравственно блуждающий; но чаще в значении: раскаявшийся в своих заблуждениях. В сегодняшнем воскресном чтении с Протоиереем Олегом Стеняевым мы будем говорить о притче о блудном сыне и коснемся следующих тем:О сыне, который попросил. Выражение "блудный сын" говорят на человека который розкаялся в своих грехах.
Притча о блудном сыне: толкование, проповеди. Неделя (седмица) о блудном сыне
12 февраля 2023 года — вторая подготовительная неделя Великого поста, Неделя о блудном сыне. Статья рассказывает о значении фразеологизма «блудный сын» и его происхождении. Другие могли сомневаться, соблазняться бедствиями, постигшими блудного сына, может быть, посмеиваться над этим наивным отцом, упорствующим в своей надежде. Блудный сын мог прийти к такой мысли благодаря тому, что не успел расточить последний свой дар – дар памяти об отце и отчем доме, иначе говоря совести (голоса Божия внутри нас). Фразеологизм “блудный сын” указывает на беспутного человека, который покаялся в своем недостойном поведении.
Оптина пустынь
Притча о блудном сыне — Википедия | В притче о блудном сыне Господь уподобляет радость Божию по поводу покаяния грешника радости чадолюбивого отца, к которому вернулся его блудный сын (ст. ст. 11-32). |
Притча о блудном сыне: толкование, проповеди, иконы | это одно из самых сильных мест в Новом Завете. |
Навигация по записям
- Навигация по записям
- Понимаем ли мы и принимаем ли эту любовь?
- Кто такой блудный сын? Происхождение и значение фразеологизма «блудный сын»
- Кто такой блудный сын? Происхождение и значение фразеологизма «блудный сын»
О неделе блудного сына
- Неделя о блудном сыне - Храм Рождества Христова, Приход святителя Тихона Патриарха Московского
- Понимаем ли мы и принимаем ли эту любовь?
- 2. Притча о блудном сыне, Евангельские притчи - прот. Виктор Потапов
- СРОЧНО!! ! Нужно для олимпиады
- блудный сын — Викисловарь
Вспоминая притчу о блудном сыне: Почему опасно предавать и использовать чужую любовь
Неделя о мытаре и фарисее появилась еще позднее — к XII в. Что же отличает богослужение Недели о блудном сыне? В эту неделю впервые поется знаменитый 136-й псалом На реках вавилонских. Это как раз тот период года, когда мы не нарушаем Устав о воскресном богослужении. Мы уже говорили, что псалмы 134-й и 135-й, которые мы всегда привыкли слышать, вовсе не являются обязательной частью воскресной службы.
Большую часть года в воскресенье должны петься так называемые Непорочны — 17-я кафизма.
Начало Постной Триоди — евангельская притча о мытаре и фарисее , обличающая возношение и самохвальство, которые могут погубить все наши добродетели. Как и Сам Господь говорит: Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится Лк. Следом идет Неделя о блудном сыне, которая призывает всех грешников к покаянию и обращению, к началу пути для нравственного возрождения. И сказал младший из них отцу: отче! И отец разделил им имение.
По прошествии немногих дней, младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно» Лк. Святитель Иоанн Златоуст так толкует это повествование: Се приспевают, возлюблении, дни честнаго, святаго и великаго поста, и того ради о покаянии евангельское слово беседует. Рече Господь: человек некто име два сына. Кто есть человек? Человеколюбец Бог. Кто ли два сына?
Два сына суть: праведницы, и грешницы. И рече юный сын ко отцу: отче даждь ми достойную часть имения. Юный сын есть грешник, якоже последи грех вниде в мир. Имение же се есть. Небо и землю, море и реки, и всю тварь поручи нам Бог. Закон и пророки нас ради посла.
Изволиша бо грешницы самовластием погибнути, неправды и безумия ради, самовластни бо есмы добру и злу, аще восхощем творити благое и злое Книга «Златоуст», лист 2 оборот. Всякий грех, как запретный плод, поначалу воображается красивым и сладким, для прельщения малодушных и маловерных людей. Потом же кратковременная сладость превращается в горечь и болезни, за малое наслаждение следуют долгие годы тяжелой расплаты. Горе миру от соблазнов Мф. Мирские соблазны и греховные привычки — как сети для души. Чем больше человек увлекается, тем больше в них запутывается так, что, кажется, не в силах уже освободиться.
Грех — страшный тиран для души, ее мучитель. Если грех глубоко укореняется, то порабощает душу так, что она уже и против своей воли уклоняется все больше и больше к конечной пагубе. Какое дело, доброе или злое, твердо и сознательно войдет в ум, о том он и будет помнить» «Цветник» священноинока Дорофея. Тропарь, глас 2. Егда сниде к смерти Животе безсмертныи, тогда ада умертвил еси блистанием Божества. Егда же умершия от преисподних воскреси, вся силы небесныя взываху Ти, Жизнодавче Христе Боже слава Тебе.
Кондак, глас 3. Отеческия славы Твоея удалихся безумно, в злых расточих еже ми предал еси богатьство. Тем же Ти блуднаго приношаю глас, согреших пред Тобою Отче щедрыи, приими мя кающася, и сотвори мя яко единаго от наемник Твоих. Библиотека Русской веры Читать онлайн Притча о блудном сыне. Фреска Рождественского собора Ферапонтова монастыря. Дионисий, 1502 г.
Жестокие «кредиторы» — непристойные страсти и привычки, уводящие человека от Бога в свою страну греха и порока и требующие за маловременное удовольствие тяжелой расплаты, лишают нас не только внутреннего духовного богатства, но могут предполагать также и нищету материальную. Бесспорно, одним из самых главных является здесь неумеренное винопитие, которое, по словам святых отцов, губит весь мир, приводя к позору и нравственной деградации, когда человек живет без всякой пользы для себя и для общества и может умереть постыдной и безвременной смертью. Вино полюбил — семью разорил. У пьяного семь клетей, а проспится — один плетень. Стаканчики граненые, а хата разваленная. Пьяный решетом деньги мерит, а проспится — не на что и решето купить.
Стаканчики да рюмочки доведут до сумочки. Река с ручья начинается, а пьянство с рюмочки. Храбрии мечу предании быша. Богатыи нищи быша.
В заключение, фразеологизм «блудный сын» имеет широкое употребление в русском языке и используется для обозначения человека, который отклоняется от правильного пути жизни. Его происхождение связано с древнеримским правом и заимствованием из немецкого языка. Навигация по записям.
Возврат блудного брата вызвал в старшем сыне зависть — этот страшный грех, который привел к первому человеческому убийству и к убийству Самого Спасителя. В доме Отца образ Церкви идет радость, ликование — ликование ангелов о едином грешнике кающемся, но радость эта вне души старшего сына. Отец приглашает старшего сына войти в эту радость, но он избирает путь расчетов, путь правовых отношений, контракт. Такие холодные, юридические отношения всегда берут верх там, где иссякает любовь. Высказывания старшего сына указывают на то, что он по-настоящему не дорожил дарами своего отца, которыми он пользовался. Он их не ценил, потому что в его душе была более страшная пустота, нежели та, которую мы видели у его брата до раскаяния. Старший сын заглушил голос своей совести. Мы все в той или иной степени, в том или ином периоде своей жизни ведём себя как сыновья милосердного отца. Все мы грехами отчуждаемся от Его любви. Служба в неделю о блудном сыне раскрывает нам состояние отчуждения от Бога: «Иждих блудно отеческого имения богатство, и расточив, пуст бых, в страну вселився лукавых граждан... Что значит «пришёл в себя»? Один Святой Отец говорит, что начало нашего спасения есть познание самого себя. Но ведь познание самого себя есть дело всей жизни, это есть то, к чему человек стремится в течение всего своего существования. Святые Отцы раскрывают смысл этого изречения, говоря, что до тех пор, пока ты не познал, кто ты, пока ты сам в себе не ощутил образа Божия, пока ты, живя среди земных граждан, не почувствовал, что ты гражданин неба и поработился «чуждым гражданам», пока ты, живя среди грязи своей собственной души, не познал в себе образа Божия, до тех пор ты не вступил на путь спасения, не начинал еще своего спасения. Оно начинается с того момента, когда ты познал свою божественную природу. Так было и с блудным сыном. Он в один момент почувствовал, что живёт порабощенный «на стране чуждей» и не имеет подлинной настоящей жизни. Начав с познания самого себя, человек, идя дальше по этому пути, противопоставляет в себе самом то, что есть в нем от образа Божия, хотя и покрытого язвами согрешений, тому, как он живет. И с этого момента он начинает жаждать жизни в Боге и очищения себя от язв согрешений во имя образа Божия. К преп. Антонию пришел один инок и стал просить, чтобы он простил и помиловал его. Антоний же ответил ему: «Ни я, ни Бог тебя не помилует, если ты сам себя не помилуешь». С первого взгляда ответ кажется странным. Как же так? Для духовной жизни это величайшая истина. Пока я сам в себе не обрету образа Божия, сам не помилую внутреннего человека, находящегося в бездне греховной, но имеющего образ Божий, до тех пор, пока я сам не помилую в себе создание Божие, в своей совести не помилую себя, грешного, скверного и блудного, то есть не сжалюсь над своей бессмертной душой, до тех пор и Бог не помилует меня, до тех пор тщетна и моя мольба. Вот это состояние блудного сына, который увидел, как скверно он живёт и как хорошо живут даже не сыны, а наёмники у его отца, — вот это есть состояние помилования. Он помиловал себя и тогда пошёл к Богу и у Него стал просить о помиловании. Нужно взять от святоотеческого опыта то, что он нам даёт, иначе тщетны будут наши просьбы о помиловании. Мы должны ощутить в себе образ Божий, остатки божественной красоты, которые есть в нас, хотя и искаженные, и прежде всего помиловать себя, понять, кто мы в жизни и кто мы в творении. В жизни мы — грешные, живущие в «стране далече», постоянно забывающие о Боге, а в творении — мы есть образ «неизреченной Божией Славы», и только в Нем мы живём, только в Нем наше спасение. И это противопоставление себя в творении и себя в жизни и даёт в известный момент состояние помилования себя. Вот смысл слова преп. И если мы в какой-то момент своей жизни помилуем себя и почувствуем противопоставление себя в творении и себя в жизни, тогда мы можем, подобно блудному сыну, идти к Богу и просить о помиловании. Мы должны восстанавливать в себе образ Божий, мы должны понять, что наше единственное дело на земле, нас, граждан земли, делаться гражданами неба. Если перед нашими глазами постоянно будет творение Божие, образ «неизреченной Божией Славы», тогда мы будем миловать себя. Это не значит, что мы будем гордиться, прощать себя, оправдываться, а мы в самих себе увидим неизреченный храм Божией Славы, почувствуем всю радость жизни в Боге и ощутим ту грязь, в которой мы живем.