Интроверты и застенчивые дети проявляют себя похожим образом: избегают социальных контактов, много времени проводят в одиночестве, больше слушают, чем говорят. Однако у детей-интровертов часто есть свои уникальные интересы, и они будут лучше учиться в музыкальной или художественной школе. (Часто ребенок-интроверт мысленно проговаривает все, что его одноклассники говорят вслух, не видя никакой разницы между этими двумя действиями). Ребенок интроверт может буквально из-за пустяка начать капризничать, оттого что многое держит в себе, но в конце концов не справляется со своими переживаниями.
Ребенок-интроверт: какую форму обучения выбрать?
Например, многие интроверты очень ревностно относятся к личному пространству и испытывают почти физическую боль, если собеседник подходит слишком близко и разговаривает слишком громко. Ребёнку - экстраверту нужно это объяснить Кажется, девочка испугалась, когда ты стал кричать и размахивать руками. Я знаю, ты не хотел ничего плохого, тебе просто нетерпелось рассказать ей о новой игре, но она этого не поняла. Пожалуйста, подойди к ней и тихо объясни, что не хотел её пугать. Рекомендации родителям ребенка — экстраверта: Предоставьте ребенку возможность полноценного общения. Воспитывайте тактичность и внимательное отношение к другим детям. Почаще хвалите своего сына или дочь, главным образом за заслуги. Откликайтесь на эмоциональные проявления вашего ребенка. Поручайте ребенку задания, в которых он сможет проявить себя: рассказать на празднике стихотворение, распределить роли в игре и т.
Рекомендация: Поощрять творческое мышление и такой подход к непростым ситуациям. Находить занятия, которые развивают дар ребенка — кружки стихосложения, рисования, музыкальные. Родителю можно советоваться с подростком, просить дать его уникальный ответ на сложности, в которые родитель попадает в контакте с ним же.
Высокий эмоциональный интеллект. Подростки-интроверты могут распознавать свои чувства и хорошо понимают, что происходит с другими людьми в той или иной ситуации. Особенность их в том, что эмоциональные реакции несколько отсрочены во времени.
Ребенок может отреагировать, когда событие уже прошло, закончилось. При такой возможности небыстро, но качественно чувствовать у интроверта рано вырабатываются нравственные ориентиры — сочувствие другим, чувство справедливости, которые он может не проявлять из-за недоверия себе, своим возможностям иметь свое мнение и отстаивать его. Рекомендация: высоко оценивать его возможность чувствовать и поддерживать право выражать свои чувства и мысли.
Если ребенок видит чувства родителя и говорит о них, подтверждать его догадку, отвечать искренне. Когда подросток делится переживаниями о давно прошедшем, выслушать его со всем вниманием, помня о том, что для него время реагировать наступило только сейчас. Интересный собеседник.
Чуткость, умение слышать, что говорят, улавливать суть вещей, вдумчивость и умение задавать интересные вопросы — свойство интровертов. Они могут поделиться своим опытом, честны и предлагают много разных вариантов решения заявленной проблемы. Как правило, подростки-интроверты имеют свое мнение, но держат его при себе.
Рекомендация: поддерживать это умение, делать его значимым, замечать в разговоре с ребенком его точные формулировки, внимание к собеседнику, понимание и находчивость в решениях. Помочь найти друзей, общество, в котором будут раскрываться эти таланты, и выйти из токсичного окружения, в котором они не будут цениться.
Что важно знать, если ваш ребенок — интроверт? Это не застенчивость. Есть разница между стеснительностью или сложностями в общении, которые испытывает ребенок, и его темпераментом.
Попытки «исправить» интроверта, почаще отправляя его в детские компании и побуждая к общению, приведут только к тому, что он еще сильнее замкнется в себе. Дело в том, что интроверты «перезаряжают батарейки» только в одиночестве, в отличие от своих сверстников-экстравертов, которые восполняют запасы энергии, общаясь друг с другом. Да, и застенчивые дети, и интроверты могут избегать общения, но первые — из чувства тревоги, а вторые — потому что им оно не нужно в таком количестве. Если ребенок в гостях или новой обстановке ведет себя замкнуто, не здоровается и не смотрит на людей, не спешите ругать его за невежливость. Интровертам нужно больше времени, чтобы начать общение, а встреча с малознакомыми людьми забирает много их эмоциональных сил.
Можно договориться о шагах заранее: «Мы войдем в комнату, ты поздороваешься, а потом сядешь отдельно и будешь читать свою книжку».
Если же воспитывать маленького гения не входило в ваши планы, такому малышу замечательно подойдут следующие профессии: программист, дизайнер, писатель, бухгалтер, аналитик, инженер и многие другие. Интроверты добиваются большого успеха благодаря своей собранности, скрупулезности, внутренней силе и привычке тщательно продумывать каждое свое действие. Для того чтобы ребенок-интроверт достиг высоких результатов и вырос гармоничной личностью, родителям необходимо во время определить слабые стороны характера маленького интроверта и помочь справится с зарождающимися трудностями.
В зависимости от степени интроверсии, ребенок может испытывать дискомфорт при общении с малознакомыми людьми или даже избегать их. Такие дети, зачастую, боятся публичных выступлений, стесняются высказать свою точку зрения в присутствии большого количества людей, тяжело адаптируются в новом коллективе. Все это может очень мешать ребенку-интроверту, особенно ярко это проявляется в детском саду и в школе, когда ребенок начинает испытывать трудности в общении. Кто, как не любящие родители, должны подсказать малышу — «что делать в этой ситуации и как научится общаться?
В идеале это своя комната, если нет такой возможности, можно отгородить часть комнаты, главное, чтобы ребенку было комфортно, и он чувствовал себя в безопасности Ни в коем случае, не пытайтесь переделать ребенка, не принуждайте его к общению и высокой активности.
Счастливый ребенок: Ребенок-интроверт. Как научить дружить и ладить в коллективе?
Ведь уже в 3 года в ДОУ в характеристике ребенка-интроверта воспитатель непременно укажет на его замкнутый характер и медлительность. Нередко такие дети производят довольно неблагоприятное впечатление, становясь изгоями в кругу своих сверстников. Тем не менее родители должны знать о том, что ребенок-интроверт обладает массой достоинств. Рассмотрим их подробнее. Богатая внутренняя жизнь Ребенок-интроверт в детском саду и позже, став школьником, прекрасно осознает то, что он обладает собственным, принадлежащим только ему миром. Именно поэтому такие детки не оглядываются на других. Во всех своих начинаниях интроверты опираются только на собственные внутренние ресурсы, руководствуясь при этом личными представлениями. Это позволяет им быть устойчивыми, выдерживая любое внешнее давление. Ребенок-интроверт в большинстве случаев не поддается стадному чувству и всегда стремится выяснить суть вещей.
Погруженность в себя является источником силы таких детей. Они не только стремятся к познанию самого себя, но и желают узнать, что движет другими людьми. Умение наслаждаться мелочами Особенности ребенка-интроверта заключены и в том, что он умеет «нюхать розы». Другими словами, такие детки наслаждаются настоящим, ценят мелочи и не пройдут мимо чего-либо, не рассмотрев на объекте все, даже самые малейшие детали. Нередко такие дети находят для себя интересное занятие, даже не выходя из дома. Они счастливы из-за неторопливого ритма жизни и существования простых радостей. Любовь к обучению Маленькие интроверты обладают неподдельной жаждой познания. Однако, находясь в окружении активных и шумных одноклассников, показать это им довольно сложно.
Студентам с такой психологической характеристикой намного легче. Ведь система образования, принятая в вузах, максимально соответствует их особенностям. Большинство интровертов хорошо излагают свои мысли и часто втайне от окружающих ведут личный дневник. Как правило, такие люди очень любят читать и получают от этого большое удовольствие. Нравится им и слушать написанное различными авторами. В их уме ведется постоянный, непрекращающийся диалог, а усвоенная информация сравнивается с собственным мнением и реакциями. Способность к нестандартному мышлению Среди признаков ребенка-интроверта - и его умение творчески решать стоящие перед ним задачи. Как правило, такие детки внимательно слушают и буквально впитывают в себя всю поступающую к ним информацию.
В течение некоторого времени они обдумывают ее, а после выдают неожиданный для многих, но вполне разумный ответ. Такие дети способны анализировать возникающие обстоятельства исходя из собственного видения. При этом их образ мышления позволяет формировать оригинальные и свежие идеи. Творческая направленность Дети-интроверты способны нестандартно мыслить. А это считается явным признаком наличия творческих способностей. Подтверждением является большое количество музыкантов, актеров, танцовщиков, художников и писателей, которые по своему типу личности являются интровертами. Объяснить подобный факт довольно просто. Дело в том, что творческий человек смотрит на окружающий мир, представляя его в виде огромной мозаики.
При сложении ее деталей по-своему у него получается создать нечто необычное, новое и оригинальное. Высокий уровень эмоционального интеллекта Дети-интроверты прекрасно разбираются в собственных чувствах. Однако родители часто не могут этого понять из-за запаздывания у малышей эмоциональной реакции. При любой ситуации такой ребенок кажется холодным, спокойным и нерешительным.
Как воспитывать такого малыша, определим сильные и слабые стороны интровертов. Очень полезная информация для родителей! Ребенок-интроверт, признаки Ребенок- интроверт отличается спокойным темпераментом, вдумчивостью, он не слишком стремится к общению. Активным играм, зачастую, предпочитает наблюдение за окружающим миром. Это обусловлено тем, что его психические процессы направлены на свой внутренний мир, на чувства и эмоции. Определить, что у вас растет маленький интроверт совсем не сложно, сделать это можно по характерным признакам.
Ваш ребенок интроверт, если: Он быстро устаёт от шумных компаний, после посещения мест с большим скоплением народа, ему требуется время, чтобы восстановить силы и он хочет побыть в одиночестве У него не слишком много друзей, пара близких друзей вполне удовлетворяет его потребность в общении Он стеснительный и ему сложно начать разговор с незнакомым человеком Он предпочитает игры, требующие сосредоточения и глубокого вовлечения — пазлы, конструктор, интеллектуальные игры Он любит мастерить поделки, много рисует, пишет стихи, серьезно увлекается музыкой Он очень дорожит своим личным пространством и не любит, когда кто-то вторгается в него Он любит помечтать и имеет хорошо развитую фантазию При определении типа личности ребенка, нельзя забывать, что, чаще всего, встречаются люди со смешанным типом личности, а чистые интроверты явление довольно редкое. Наиболее вероятно, что ваш ребенок сочетает в себе качества и интроверта и экстраверта, поэтому достаточно выявить какие качества преобладают.
А в итоге замещение её сексом. С разрешением и поощрением всевозможных девиаций и отклонений. Нет "отношений" , есть взаимоотношения. И они должны базироваться на взаимоуважении, доверии и верности.
Остальные ответы Это Я Просветленный 38823 6 лет назад 16 лет - это не ребенок. Это подросток, старающийся сделать родителям назло. Что, трудно ответить, что ты читаешь? А если бы они не заходили к тебе и не спрашивали, мы бы тут прочитали историю о том, что родителям на тебя наплевать, что даже не спросят, как дела и тобой вообще не интересуются. Ира СимоноваЗнаток 392 6 лет назад Почему назло? Я люблю своих родителей и понимаю, что мне с ними очень повезло, но они перегибают палку!
Просто есть вещи, о которых я не хочу говорить, да и не обязана. Но с меня требуют объяснений. Причём требуют в приказном тоне. Тем более книги это не всё. Илья Лукьянов Оракул 76517 6 лет назад "Но я не понимаю, что я делаю не так! Ты не ведешь себя так как должна ввести хорошая дочь по представлению вашей матери.
С такой дрянью я не оскорбляю я констатирую как ты разговаривать не будут. Человеки с друг другом разговаривают без оскорблений. Если это не так то значит вас поставили ниже человека. Скок времени вы можите прожить рядом с друзьями? Илья ЛукьяновОракул 76517 6 лет назад? Я тоже комфортнее себя чувствую в одиночной обстановке.
Скорее проблема в родителях т. Они отражение пословицы "Одни в поле, не воин", а мы ты и я этого афоризма "Я думаю, что лучше одиноким быть, чем жар души кому-нибудь дарить". Вряд ли мнение родителей можно исправить, они думают что интересуясь тобой проявляют любовь, но это совсем не так. Скорее всего ты уже съехала от родителей, живёшь самостоятельной жизнью и мой комментарий бесполезен для тебя, но я оставлю его здесь для других посетителей этого вопроса.
Как ни печально, иногда родители-экстраверты просто перестают обращать внимание на маленьких интровертов и машут на них рукой, выказывая предпочтение более энергичным детям-экстравертам.
У меня такое ощущение, что я волоку его за собой, как мешок картошки. Его целый день приходится подгонять». Правда, у этих отношений есть и обратная сторона. Мама Габи говорит об этом так: «Думаю, теперь ей легче, потому что я стала терпеливее и помогаю ей общаться с людьми. Нам лучше разговаривать, когда мы что-то делаем вместе: гуляем, обедаем, едем в машине или копаемся в саду.
В такие моменты мне проще переносить долгие паузы и молчание дочери». Данный текст является ознакомительным фрагментом. Кепку надеть — это не круто, нет! А солнечный удар — это круто, да! Пусть мама за доктором побегает!
Психолог дал советы родителям, которые помогут социализироваться ребенку-интроверту
Рассмотрим особенности воспитания ребенка-интроверта вместе с семейным психологом Лозицкой Ириной. Но как быть если мой ребенок интроверт и не хочет проводить время с другими детьми? Складывается впечатления,что у меня ребенок-интроверт.
Ребенок-интроверт: признаки, как общаться и воспитывать
приговор?"» на канале «Как правильно выбирать одежду» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 7 октября 2023 года в 16:56. интровертов и общаться с ними. Но и от родителей зависит многое при адаптации ребенка-интроверта к школе. Как помочь такому ребенку адаптироваться в коллективе, рассказала порталу психолог Ломоносовской школы №5 Василина Бычина.
Мой ребенок – интроверт
Как научить его дружить и найти свое место в коллективе, узнаем в этом выпуске программы «Счастливый ребенок» у психолога, тьютора Школы Макарун Владимира Мухина. Интроверт не желает быть в центре внимания, индивидуалист, склонен к размышлениям и творческим занятиям. Если вы осознали, что ваш ребенок — интроверт, начните обращать внимание на то, что он делает, когда один, и помогите найти подходящее по интересам занятие.
Психолог рассказала, почему родителям легче воспитывать детей-интровертов.
Но каждый человек может быть успешен в любой области, независимо от темперамента. Если вы интроверт, это не значит, что вам не быть блестящим оратором. Если вы экстраверт, то вы тоже сможете глубоко погружаться в любые сколь угодно сложные размышления и науки. Знакомая картина: семейный отель где-нибудь на берегу Средиземного моря, олл инклюзив, свежезагорелые родители после ужина подтягиваются к сцене, наступает время детской анимации. На сцене все те же дети, которые гурьбой бегали вокруг бассейнов днем и дружно рисовали цветным песком на площадке рядом с баром. А ваш ребенок не дал вам расслабиться днем, ни минуты не провел в детском клубе, и прыгать и танцевать на сцене он тоже не хочет. Он сидит у вас на руках, откровенно томится и ждет, когда все это веселье наконец закончится. Что испытывают родители? Преимущественно досаду. Или утренник в детском саду. Он отказался рассказывать стих Деду Морозу, кое-как станцевал танец зайчиков в заднем ряду, а после праздника выглядел так, как будто минимум сутки занимался тяжелым физическим трудом, и вел себя так же.
Конечно, он не хочет ходить на танцы, на гимнастику, на карате и в детский бассейн. После третьего отказа вы начинаете догадываться. Нужно ли что-то предпринимать для развития его желания общаться, нужно ли настаивать, провоцировать, помогать наладить контакт с другими детьми, если ребенок очевидно этого не хочет? Во-первых — спокойствие, только спокойствие. Все наладится. Вы не всегда будете сбиты с толку непонятным поведением ребенка, вы перестанете испытывать недоумение, даже если сами вы очень общительные типичные экстраверты. Главное, что вам нужно понять: интровертность — это не диагноз, ваш ребенок здоров и благополучен. Это не проблема, он не нуждается ни в помощи, ни тем более в перевоспитании — вам просто нужно научиться принимать его особенности и считаться с ними, что, конечно, может оказаться довольно сложно задачей для родителей — экстравертов. Но самое главное — не превращать ваше общение в противостояние. Микеланджело и Авраам Линкольн, Альберт Эйнштейн и Билл Гейтс, Киану Ривз и Эмма Уотсон — никому из них интроверсия не помешала добиться высот в деле, которому они посвятили свою жизнь.
Интроверсия - это навсегда Экстраверты и интроверты отличаются на физиологическом уровне, и эти различия обусловлены генетически. Ученые считают, что мозг экстраверта отличается от мозга интроверта: мы обрабатываем эмоции по-разному, задействуя разные механизмы и даже разные участки головного мозга. И, кстати, доказано, что у интровертов количество серого вещества в префронтальной коре, отвечающей за абстрактное мышление и принятие решений, в среднем больше. Так что, как говорится, еще неизвестно, кому повезло. Ребенку-интроверту требуется время для привыкания к новым ситуациям и людям Любому интроверту, не только ребенку, может быть некомфортно и тревожно в незнакомой обстановке, тем более в присутствии новых людей. Не надейтесь, что ребенок бросится знакомиться и играть с детьми в большой компании. Если есть возможность — на любое мероприятие приходите чуть раньше, чтобы ребенок успел привыкнуть к месту, обязательно обсуждайте с ним заранее, что будет происходить и чего следует ждать.
Развитая фантазия. Такому ребенку никогда не будет скучно наедине с собой, потому что его воображение способно нарисовать увлекательные приключения, в которые он попадает.
Небольшое количество друзей. Так как ребенку-интроверту сложно знакомиться и находить новых знакомых, значит, и товарищей у него будет не очень много. Но зато все они будут проверены временем и испытаниями. Консервативный характер. Такие дети отказываются пробовать что-то новое, они привыкли к устоявшемуся режиму. Чтобы изменить их действия или привычки, вам придётся очень постараться. Слабо выражают свои эмоции. У них может быть буря в душе, но внешне они останутся неприступными. Ребенок-интроверт: как воспитывать Неправильно думать, что дети-интроверты никогда не хотят общаться.
У них тоже есть потребность в коммуникации, просто они не знают, как находиться в коллективе.
Можно договориться о шагах заранее: «Мы войдем в комнату, ты поздороваешься, а потом сядешь отдельно и будешь читать свою книжку». К вечеру сложного дня, насыщенного событиями, у ребенка-интроверта может случиться настоящая истерика. Это не результат вашего плохого воспитания: у него правда не хватает ресурсов, например, на парк аттракционов, вечеринку в честь дня рождения друга и кукольный спектакль. Предусмотрите несколько «тихих перерывов», в течение которых ребенок сможет посидеть, например, в отдельной комнате, послушать музыку или поваляться в подушках, или выйти на детскую площадку и покачаться на качелях. Ваш ребенок будет часто играть один.
Но его это совершенно не расстраивает, совсем наоборот! Он получает от таких игр настоящее удовольствие, потому что в это время находится в мире своих фантазий а воображение у него развито отлично! Ребенок сам придумывает истории, сюжетные повороты и игровые правила. А вот взаимодействовать с другими детьми или договариваться с ними о правилах игры ему сложнее.
Телесные наказания и другие средства унижения убеждают ребенка в том, что агрессия — наилучший способ решения любых проблем. Все исследования по развитию детей говорят о том, что бить, унижать, пороть, дразнить или сравнивать с другими хорошими детьми — значит отравлять нормальный процесс развития ребенка. Более того, эти методы дисциплинарного воздействия попросту не работают. Трудно быть родителями, и каждый время от времени может вспылить. Но если вы вообще не умеете сдерживать свой пылкий нрав, то подумайте, не следует ли вам обратиться к психотерапевту. Контроль или сотрудничество? Многие родители думают, что должны употреблять власть и полностью контролировать поведение своего ребенка. Возможно, они сами этого даже не осознают, но такая диктатура имеет множество обличий: обвинения, поучения, угрозы, приказной тон, сарказм, сравнение с другими или разыгрывание из себя мученика. Противоположность контролю — это сотрудничество, когда и ребенок, и его родители отказываются от претензий на абсолютную власть. Наилучший способ пригласить ребенка к равноправному сотрудничеству — это дать ему понять, словом или делом, что он на многое способен. Сотрудничество с взрослыми членами семьи внушает ребенку уверенность в себе и своих силах, а это, в свою очередь, позволит ему в будущем эффективно взаимодействовать с другими людьми. Даже если вы прекрасно сознаете преимущества сотрудничества и тщетность авторитарных методов воспитания, иногда бывает очень трудно не сорваться на командный тон и не проявить властных наклонностей. Во-первых, дети в определенном возрасте начинают включать свою самостоятельность. Многие слышали, какие сцены устраивают «ужасные двухлетки». К упрямству склонны и дети четырех с половиной лет. Далее идут дети шести, восьми, тринадцати и семнадцати лет — тоже серьезные испытания для терпения родителей. На этих опасных рубежах схватка за первенство может нежданно-негаданно вспыхнуть из-за любого пустяка. При том что ребенок-интроверт выглядит паинькой, он все равно любит, чтобы все было по его хотению. Он слышит недоступный окружающим ритм, отбиваемый старым упрямым барабанщиком, и марширует в такт. Ребенок внешне проявляет особенное упорство, если внутри чувствует беспомощность, подавленность, гнев или страх. Но в борьбе участвуют двое, и вы, как родитель, не имеете права заглатывать брошенную вам наживку. Даже если вы и не чувствуете себя таковым, то все равно воздержитесь от борьбы. Перестаньте спорить. Если бой все же завязался, то это значит, что вы не признаёте права собственного ребенка на чувства и свою точку зрения. Отступите и сделайте глубокий вдох. Подумайте: «Почему же мы зашли в тупик? Сделайте еще один глубокий вдох и посмотрите на все происходящее со стороны. Спросите себя: «Чего я к нему цепляюсь? Подумайте о том, что вы будете делать, а не о том, что вы хотите заставить сделать ребенка. Не злись, завтра после обеда будет новый десерт! В результате я раздражаюсь, а ты опаздываешь в школу и расстраиваешься». Давай посмотрим, как нам быть». Если ребенок затрудняется что-то предложить, то придите ему на помощь и сами выскажите несколько идей: накануне выбрать одежду и сложить ее на стуле, заранее приготовить школьный завтрак, не включать утром телевизор. Сделайте это вместе с ребенком. Мы не опаздываем уже целых три дня кряду! В возрасте четырех-пяти лет у многих детей-интровертов, даже если у них не было кризиса двухлетнего возраста, появляются отчетливые желания и потребности, удовлетворения которых они домогаются всеми доступными средствами. Дети начинают клянчить, ныть, отказываются разговаривать с родителями, если те не желают исполнять их капризы. Кроме того, бывают у ребенка и просто тяжелые дни, когда он неважно себя чувствует, ощущает себя загнанным в угол или буквально утопает в своих чувствах… а в результате может разразиться самый настоящий скандал. В таких случаях экстраверты выплескивают свой гнев на всех, кто попадается под горячую руку, чаще всего на родителей, обвиняя их в своих бедах. Интроверты по большей части склонны к интернализации — поэтому они замыкаются в себе, становятся вялыми и скорее расстраивают вас, чем провоцируют на скандал. Эти моменты — самое тяжкое испытание для родителей. Когда ребенок на взводе, любое ваше слово, любой поступок только ухудшают ситуацию. Если страсти уж очень сильно накалились, сделайте паузу, успокойтесь и возьмите себя в руки. Теперь можете надеть свою шпионскую шляпу и попытаться выследить виновника скандала. Дети-интроверты чаще всего впадают в гнев, если они перегружены, раздражены чрезмерными внешними стимулами, сильно устали или голодны. Спросите, чего было слишком много чужих людей, всяческих неожиданностей или сахара в чае? Подумайте, а вдруг чего-то, наоборот, не хватило отдыха, глюкозы в крови ребенка или времени на восстановление сил? Покажите ребенку, что вы поняли его чувства и знаете их причину. Скажите: «Я знаю, что ты хочешь получить эту игрушку, но я не стану тебе ее покупать». Не надо никаких извинений, уловок или объяснений. Варианты можете предлагать после того, как минует вспышка гнева. А пока просто сделайте глубокий вдох. И это пройдет. Все дети, в конце концов, вырастают. Вырастет и ваш ребенок. Если вы с ребенком уже долгое время находитесь вне дома, а ребенок заскучал, устал, проголодался, замерз или, наоборот, ему жарко, если он устал от суеты и шума или почувствовал себя стесненным, то он может начать суетиться, капризничать, требовать игрушки или печенье или, того хуже, пронзительно визжать. Конечно, до такого лучше не доводить. Но если уже поздно, то самый лучший способ — это отвлечь ребенка. Состройте уморительную гримасу, спойте песенку, укажите ему на что-нибудь забавное. По возможности выйдите на улицу, особенно если вы находитесь в шумном общественном месте. Не спускайте глаз с ребенка и не обращайте внимания на укоризненные и непонимающие взгляды. Постарайтесь не смущаться. Каждому родителю приходится иметь дело с детскими капризами, вы не первый и не последний. В следующий раз постарайтесь не допустить конфликта, погасив его в зародыше. Заранее прикиньте, сколько времени ваш ребенок может провести в магазине, обходиться без коляски и без еды, и только после этого составляйте реально осуществимый план выхода из дома. Ты уже большой мальчик… У детей постарше свои способы устраивать скандалы и капризничать. Обычно дети-интроверты до поры, до времени ведут себя очень тихо, и поэтому изменения поведения, связанные с гормональными перестройками, родители воспринимают как нешуточное потрясение. Им кажется, что в их милое дитя вдруг, ни с того ни с сего, вселился бес. Куда делся их милый малыш, кто его подменил? Для родителей это ужасная потеря. Ребенок смотрит на вас холодным, пустым, «рыбьим» взглядом так я называла взгляд моей подросшей дочки , дуется, не разговаривает, отвечает односложно и раздраженным тоном, периодически закатывает глаза, общаясь с вами, и в конце концов начинает дерзить. Одним словом, сплошное «очарование»… К счастью, я уже довольно долго живу и теперь вижу, как подросшие дети моей дочки строят ей «рыбьи глазки». Выберите тактику борьбы и помогите ребенку без потерь пережить эту болезнь роста. Помните, что в отношении к родителям как к «занудным, тупым, глупым и непонятливым созданиям» заключена вполне определенная цель. Дети старшего школьного возраста и подростки исподволь готовятся выпорхнуть из родного гнезда, и, естественно, эта перспектива их пугает. Им будет легче покинуть дом, если они сумеют сбросить родителей с пьедестала. Дети просто пытаются утвердить свою самостоятельность и независимость. Но вы можете и должны им возразить: «Сынок, сбавь обороты», «Отмотай назад пленку и ответь как следует», «Вернись в свою комнату и выйди, когда остынешь». Лучший ваш союзник в этой ситуации — чувство юмора. Сейчас я работаю с одной капризной девочкой-интровертом по имени Рэйчел. На ее подростковые выкрутасы мать отреагировала гневом и обидой. Но теперь, подстегнутая болезнью переходного возраста, Рэйчел закусила удила. Началась борьба за независимость, и пока, насколько я могу судить, побеждает Рэйчел. Она ведет себя отчужденно и высокомерно. Она грубит матери. Она смотрит на меня холодным надменным взглядом. Мне с большим трудом удалось убедить маму не воспринимать первые ростки независимости как личную обиду. Эта женщина никогда не была плохой матерью — даже наоборот. Просто Рэйчел ведет себя абсолютно нормально для девочки-подростка. Я говорила с девочкой об ее чувствах и не нашла в них ничего патологического. То, что она устала от своих родителей, — обычное явление. Когда и мать, и дочь признали это, их отношения намного улучшились. Игра, беседа и искусство релаксации Разговаривайте с детьми, поощряйте творческие игры, учите принимать решения и бороться со стрессом Порой взрослые смотрят на игры как на нечто несерьезное, необязательное, чем ребенок может заняться только после того, как сделает уроки, посетит музыкальную школу и выполнит свою работу по дому. Но ведь игра — и есть работа для ребенка. В это время ребенок учится, снимает стресс, исследует мир, развивает воображение и примеряет на себя социальные роли. Современная американская культура на первое место ставит стремление к реальным достижениям детей. Из-за этого они лишаются возможности свободно играть с родителями и друзьями. Под настоящей игрой — по крайней мере, в этой книге — я имею в виду возню с глиной, растениями, водой, беготню в парках и на спортивных площадках, рисование, кубики и ролевые игры. Игра — это свобода строить и творить, задавать себе вопрос: «А что, если…? Дети-интроверты с их насыщенной внутренней жизнью особенно нуждаются в игровом пространстве. Там они безболезненно для себя приобретают первые навыки взаимодействия с разными событиями, людьми и понятиями еще до того, как встретятся с ними в реальном мире. В игре дети-интроверты могут проверять свои идеи, совершенствовать речь, учиться разрешать конфликты и справляться с проблемами, примерять новые формы социального поведения. Игры «внутренников» не требуют больших затрат энергии и сопровождаются «всплесками счастья». Дети-интроверты осознают, что взаимодействие с внешним миром может доставлять радость, в то время как сама обстановка игры позволяет им сохранять спокойствие в атмосфере уютного, предсказуемого, созданного ими самими ритуала. Дети-интроверты обычно полностью сосредоточиваются на игре и получают от нее большую пользу. Выбираем полезные игры Для оптимального развития мозга следует подбирать соответствующие игры. По своей природе дети-интроверты с доминирующим правым полушарием особенно склонны к играм. Они нуждаются в полноценной интеллектуальной пище, а не в пустых суррогатах — таким детям нужны обогащающие игры. Один из ведущих исследователей мозга Антонио Дамасио выражает озабоченность тем, что мы воспитываем детей, обладающих повышенной способностью к аналитическому мышлению, стимулируя их левое полушарие, но забываем о тренировке эмоциональных и моральных функций правого полушария. В результате дети перегружают логическое левое полушарие и хронически недогружают правое. Очень многие дети в наше время играют в скоротечные, агрессивные, ориентированные на конкретную цель компьютерные «стрелялки» или в электронные игрушки с запрограммированными реакциями. Такие развлечения не требуют в принципе деятельного участия человека и не развивают детское воображение. Проведенные исследования показывают, что гиперстимуляция допаминовых путей приводит к формированию устойчивых нейронных цепей, которые приучают детей к быстрому вознаграждению деятельности и частым «всплескам счастья». То есть повышенная активность допаминергической системы поощрений приводит к повышенной импульсивности в поведении. Дети ищут быстрые источники удовольствий, а действия, вознаграждение за которые приходит с задержкой, откладывают в долгий ящик. Дети получают куда большую пользу от тех игр и развлечений, которые предоставляют им свободу воображения, исследования, строительства и наблюдения. В этом отношении я рекомендую занимать детей играми с непредсказуемым результатом: кубиками и конструкторами, куклами и инструментами. Отлично подойдут и наборы для творчества. Долгие прогулки тоже открывают для детей массу возможностей проявить фантазию: камни, палки, листья и цветы — все это можно превратить в игрушки. Дети получают массу удовольствия, часами наблюдая жучков и животных. Природа превосходно восстанавливает энергию детей-интровертов, и поэтому они, как правило, с радостью выезжают за город. Природа никуда не спешит, она тонкий, мудрый и талантливый учитель. Помню один ценный урок, преподанный мне еще в детстве. Однажды мы с подругой Шэрон построили из бамбука и дощечек крепость в русле пересохшего ручья недалеко от нашего дома. Потом начался сильный ливень, и, когда мы с Шэрон пошли посмотреть на нашу крепость, ее там не оказалось: бурный поток смыл все до последней веточки. Я очень хорошо помню охватившее меня тогда чувство благоговения перед силой природы. Мы погоревали о потере и построили другую крепость, но уже на склоне холма. Как я уже говорила, мозг интровертов устроен так, что они умеют оценивать прошлые события и делать из них выводы на будущее. Никогда не забуду я разрушительную силу и мощь природы, осознанные мною, когда я смотрела на размытое водой старое русло. Воспоминания о том случае помогли мне заново отстроиться после того, как два моих дома были уничтожены землетрясениями, а третий — пожаром. Как играть с ребенком Играя с ребенком, вы укрепляете связывающие вас эмоциональные узы. Это прекрасный способ вместе провести время. Но не все игры одинаково эффективны. Проведенные на эту тему исследования показали, что дети проявляют меньше творческой изобретательности, когда взрослые направляют игру и сами придумывают ее правила. Дети, особенно интроверты, склонны использовать в игре свою богатую внутреннюю жизнь, если дать им волю и позволить действовать спонтанно. Они будут просто счастливы принять вас в игру, но не делайте все за них! Что ты строишь? Он может подумать, что вы на него давите или что вы им недовольны. В игре ребенок может посмотреть на мир с нового для себя угла зрения, развить свои социальные и познавательные навыки. Малыш будет одерживать победы и терпеть поражения, оставаясь в полной безопасности. Это своего рода тренировка, ведь в настоящей жизни последствия любого действия неизбежны. Планирующий мозг ребенка-интроверта продумывает и живо представляет себе каждый возможный сценарий развития ситуации.
Ребенок-интроверт: как его понять и правильно воспитать
Родители-интроверты могут чрезмерно драматизировать ситуацию: они боятся, что их болезненный опыт повторится в жизни ребенка. У ребенка-интроверта должен быть свой уголок, в котором он может насладиться одиночеством. Многие дети-интроверты обладают развитым воображением и богатым внутренним миром, который для них является живым и реальным. Тип темперамента закладывается генетически, поэтому родителям ребенка-интроверта нужно принять тот факт, что он не изменится.
Как выстраивать общение с детьми-интровертами и экстравертами?
Не нужно ставить ребенка в неловкое положение Каждый человек может пообещать что-то и не сделать, этим грешат даже взрослые люди любого темперамента. Вы же не станете стыдить и ругать другого взрослого человека прилюдно? Не нужно этого делать и по отношению к ребенку. Уважайте его обстоятельства, и, если вам непременно нужно выяснить, как так получилось, делайте это с глазу на глаз. Не нужно просить ребенка выступить публично Ваш маленький интроверт отлично поет или уморительно рассказывает анекдоты. Но далеко не факт, что ему нравится делать это на публику. Никогда не заставляйте ребенка выступать перед другими людьми, если вы не договорились об этом заранее. Все эти детские воспоминания о стихах на табуретке могут быть весьма травмирующими, даже если в моменте это кажется вам очень милым. Не нужно отвечать вместо ребенка Так бывает — и на приеме у врача, и просто в беседе. Ребенку задают вопрос и, пока он соображает, что ответить, за него это делают родители. Не торопитесь и не поддавайтесь порыву.
Дайте ребенку достаточно времени и пространства, чтобы ответить на вопрос, обращенный к нему. Не нужно привлекать к ребенку внимание окружающих Ребенок-интроверт может находиться в напряжении, когда вы окружены другими людьми, даже если вы этого не чувствуете. Если вы ведете себя громко, пусть даже ваши шутки искрометны, и всем вокруг это нравится, напряжение и беспокойство ребенка от вашего перформанса может возрастать. Помните, что ваши представления о неловкости могут сильно отличаться от границ допустимого для ребенка-интроверта. Укротите свою харизму, когда вы вместе. Не нужно перегружать график ребенка Родители склонны устраивать детям расписание, не предполагающее времени на отдых. Да, многим детям такой режим по силам и идет на пользу. Однако маленькому интроверту критически важен отдых дома. Он не может проявлять социальную активность без перезарядки. Обязательно планируйте для него перерывы между занятиями.
Не нужно настаивать на прогулках Учебный день из 6-7 уроков — серьезная нагрузка для ребенка-интроверта. Скорее всего, он хочет просто поскорее вернуться домой и тихо посидеть с книжкой на диване. Даже если вы уверены, что ему необходимы игры на улице, никогда не настаивайте на своем — возможно, ему нужен именно диван и книжка, чтобы восстановить силы для дальнейшей активности. Не нужно обесценивать потребности ребенка Нет ничего хуже и непростительнее по отношению к ребенку-интроверту, чем упрекать его за желание восстановить свои силы в одиночестве. Если вы позволяете себе укоры вроде «Хватит быть таким нелюдимым! И, возможно, когда-нибудь он проявит достаточную эмпатию и по отношению к вам.
Также родителям необходимо поощрять поиск хобби ребенка.
Это может быть что-то, что выходит за пределы школьной программы: дополнительные занятия, кружки, школьные клубы по интересам. Так он станет увереннее и через эти увлечения сможет найти себе друзей. Если ребенок-интроверт обижается, то не рекомендуется ругать его публично, потому что это только усилит стресс малыша. Лучше отвести его в сторону и объяснить, в чем он неправ. После школы следует дать время ребенку-интроверту побыть в одиночестве.
Они могут работать в своем собственном темпе, без стресса от социального давления или необходимости постоянно проявлять активность. Кроме того, домашнее обучение позволяет более гибко подходить к программе и учитывать индивидуальные интересы и потребности каждого ребенка. Еще одним вариантом является выбор частной школы с небольшими классами.
В такой школе учителя могут обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывая его особенности и предпочтения. Меньшее количество учеников в классе позволяет создать более комфортную атмосферу для работы и обучения, где интроверты могут чувствовать себя более свободно и безопасно. Также стоит обратить внимание на различные программы онлайн-образования. С помощью интернета ребенок может получать знания и навыки дистанционно, не выходя из дома. Онлайн-образование позволяет индивидуализировать учебный процесс, а также предоставляет возможность выбирать предметы и задания в соответствии с интересами ребенка. Важно отметить, что выбор формы обучения должен основываться на потребностях конкретного ребенка-интроверта. Некоторые дети могут успешно адаптироваться в традиционных школах при наличии правильной поддержки со стороны педагогов и родителей. Другие же дети могут проявлять большую эффективность в более спокойной и индивидуальной образовательной среде Рекомендации для родителей и педагогов: как выбрать форму обучения для ребенка-интроверта Ребенок-интроверт имеет особенности личности, которые могут повлиять на его способность учиться и адаптироваться в образовательной среде.
Поэтому родителям и педагогам следует учитывать эти особенности при выборе формы обучения для таких детей. Во-первых, важно создать условия, которые позволят ребенку-интроверту чувствовать себя комфортно. Это может означать предоставление ему возможности работать в тихом и спокойном окружении, где он сможет сконцентрироваться на задачах без лишнего шума и отвлечений. Кроме того, стоит обеспечить ребенка индивидуальным подходом к обучению, чтобы он мог работать в своем темпе и по своим интересам. Во-вторых, рекомендуется предоставлять ребенку-интроверту возможность самостоятельной работы. Они часто хорошо функционируют в одиночестве и проявляют свой потенциал при выполнении индивидуальных заданий. Педагоги могут разработать программу с учетом этого фактора, предлагая ребенку самостоятельные проекты или исследования, которые помогут развить его интересы и творческий потенциал. Также важно учитывать, что дети-интроверты часто предпочитают общаться с небольшой группой людей или индивидуально.
Поэтому стоит уделить внимание формам коллективной работы, которые будут способствовать развитию социальных навыков ребенка, но при этом не создадут ему чрезмерного стресса. Например, можно организовывать парные или малогрупповые проекты или работать с партнерами по выбору ребенка. Наконец, необходимо поддерживать эмоциональное благополучие ребенка-интроверта.
Среди детей существуют явные интроверты. Для правильного подбора методов воспитания, родителям нужно знать, каким типом обладает их ребенок.
Заметить черты интроверта можно в самом раннем возрасте, даже на первом году жизни. Вот несколько явных признаков ребенка-интроверта: К общению со сверстниками такие дети не расположены. Иногда это может быть им даже в тягость. К одиночеству относятся нормально, по этому поводу не переживают. Если ребенок совсем маленький, он может отказываться идти на руки к незнакомым людям.
Также, скорее всего, зайдется слезами при слишком пристальном внимании толпы, например, на празднике. Некоммуникабельность порождает неуверенность. Такие дети также бывают не в меру обидчивы. Быстро устают на массовых мероприятиях, просятся домой на протяжении всего праздника. Часто творческие личности.
Обладают яркой фантазией, хорошо рисуют. Могут проводить за этим занятием долгое время, даже в одиночестве. Заметив такие черты у своего ребенка, не стоит бить тревогу. Это особенности психики и не является отклонением. Ребенок, не бегущий играть в толпу детей, а проводящий время с игрушками, скорее всего не нуждается в огромном количестве общения, ему интересно самому с собой.
Это нормально, и не стоит выталкивать его на площадку к ребятам, если малыш этого не хочет. При натиске ребенок-интроверт может замкнуться в себе. Можно ли из интроверта стать экстравертом? Чтобы восстановить силы, им необходимо проводить много времени наедине с собой. Нет ничего плохого в том, чтобы быть интровертом.
Это не расстройство и не болезнь. Интроверсия — это черта, которая никогда не изменится. Вы можете расти и развиваться как личность, пытаться выйти из зоны комфорта, приобретать новые навыки и ставить амбициозные цели. Но ваш темперамент останется неизменным. Дети начинают проявлять признаки интроверсии или экстраверсии уже в возрасте 4 месяцев.