На вопрос «Кто это – Берендей?», с одной стороны, ответить несложно, а с другой стороны, дать развернутое и полное описание этого полумифического образа нелегко. Кто такой берендей. Берендеи у славян. Берендей языческая мифология. Торки народ. Племя берендеев. В данной статье мы проведем исторический анализ берендеев и попытаемся разобраться в их истинном значении для Древней Руси. Таким образом, гадание берендеев бесплатно Крапива учит не совершать необдуманных поступков, больше доверять разуму, а не чувствам. И по сию пору здесь на Купалу и Коляду собираются потомки берендеев — те, кто воскресил в себе древнюю веру Ведической Руси.
Кто такие берендеи?
И ни у кого не возникало никаких сомнений в том, кто же такие берендеи. Русский фольклор демонстрирует массу разномастных красочных образов, которые являются не просто плодом фантазии автора, навеянным. С половцами берендеи бились отчаянно, ибо при поражении их ожидало в лучшем случае рабство.
Берендей — кто они и какую роль играли в истории?
Островский Снегурочка царь Берендей. Снегурочка Островского деренжеев. Берендеево царство Серпуховский. Сказочный парк Берендеево царство. Берендеево царство Лазаревское.
Берендей это царство Берендея. Музей Берендея в Переславле-Залесском. Дом Берендея Переславль-Залесский. Фестиваль Берендея.
Традиции берендеев. Берендей фото. Премудрый царь Берендей. Берендей царь актер.
Виктор Иванов царь Берендей. Царь Берендей Кострома символ. Берендей логотип. Герб царя Берендея.
Тол Бабай Шаркан летом. Царство Берендея Снегурочка. Шаркан природа тол Бабай. Берендей Бог.
Берендей оборотень медведь. Берендей оборотень медведь Славянская мифология. Берендей человек медведь. Берендеи оборотни русские.
Царь Берендей из сказки. Лесной царь Берендей. Берендей Колдун. Старик Берендей.
Берендеево царство Переславль. Царство Берендея Кострома зима. Берендеево царство Островского. Берендей царь из оперы.
Мультфильм Снегурочка Берендеи. Царь Берендей фото. В гостях у Берендея Переславль Залесский. Жуковский царь Берендей.
Сказка про царя Берендея Жуковский. Дом культуры Берендей. Берендей картинки.
О различных предсказаниях, в том числе о гаданиях по листьям растений можно рассказывать долго. Гаданий существует великое множество, например гадание с лавровыми листами на любовь и другие. Главное, когда захотите узнать судьбу с помощью гадания, ищите ответ на вопрос, когда он стал очень важным. Не задавайте один и тот же вопрос дважды, даже если первый ответ вам не понравился. Вернитесь к нему через некоторое время. Не пытайтесь обмануть судьбу.
Вторично полученный ответ будет обманчив и только больше запутает реальный ход событий. Название в летописях исчезает к XIII в. Берендеи являются одним из этнических предков украинцев. Некоторыми также считаются предками запорожских казаков, в частности на это указывает их столица — Переяслав один из будущих центров запорожского казачества , а также то, что на Южной Руси принципиально возможно было только полукочевое скотоводство на зиму скот должен находиться в зимовьях , поэтому характер жизни этих людей должен был отличаться от жизни кочевников Средней Азии или Каспия. Однако полукочевым скотоводством занимались все наиболее известные из осевших в западной части Дешт-и-Кыпчак степняков: торки черкасы , кыпчаки половцы , козари бродники. Берендеи отличались от других наёмников и русских федератов большей жестокостью по отношению к половцам одно из названий половцев — поганые — стало нарицательным негативным украинским обозначением , что указывает на возможную их месть за утрату былых кочевий из-за половцев, которые скорее всего захватили их земли, как это не раз встречалось в истории южнорусских степей. Во вражде черных клобуков с половцами берендеи проявили себя больше торков — эта вражда, продлившаяся несколько веков и проявившаяся в большом количестве взаимных набегов, нашла отражение в летописях и во множестве фольклорных произведений. Одним из исторических городов берендеев является Бердичев, имевший прежде название Берендичев. Свою столицу берендеи называли Переяслав -ль.
Когда произносится слово «Берендеи», большая часть жителей нашей страны представляет что-то обобщенно-древнерусское, сказочное. То ли племя какое-то вроде вятичей или радимичей, то ли что-то связанное с русскими народными сказками. К традициям русской культуры апеллировал и вокально-инструментальный ансамбль «Берендеи», образованный Московском лесотехническом институте в начале 70-х гг. ХХ века. Доля правды в этих представлениях есть. Действительно этноним «берендеи» впервые встречается в «Повести временных лет» под 1096 годом. Упомянуты они в качестве военной силы, участвующей в междоусобной борьбе, разразившейся после ослепления князя Василька Теребовльского. Не знакомый с древнерусским летописанием читатель может быть немало удивлен: берендеи там упомянуты как кочевое тюркоязычное племя, действовавшее совместно с торками и печенегами. Причем, особенно близки берендям были, судя по всему, торки — тюркоязычное племя, говорившее на языке, принадлежавшем к огузской подгруппе тюркских языков.
К этой языковой группе принадлежат, например, современный турецкий, азербайджанский и туркменский языки. О близости торков и берендеев свидетельствует несколько фактов. Во-первых, в разных военных столкновениях, описанных в русских летописях, торки и берендеи всегда оказываются по одну сторону баррикады. Половцы народ, тоже говоривший на тюркском языке, но принадлежавший к другой ветви, родственной современным татарам иногда выступают в союзе с торками и берендеями, а иногда враждуют. Так, например, в «Повести временных лет» сообщается, что в 1105 году знаменитый половецкий хан Боняк ходил походом на торков и берендеев. О результатах этого похода ничего не сообщается, однако факт противостояния торков и берендеев с одной стороны, а половцев с другой уже весьма показателен. Во-вторых, в Повести временных лет упоминается некий торчин, овчарь то есть слуга, отвечающий за сохранность поголовья овечьего стада князя Святополка Изяславича. Этот торчин то есть человек из племени торков оказался главным действующим лицом в деле ослепления князя Василька Теребовльского. Именно он орудовал ножом, выкалывая Васильку глаза.
Этот торчин назван по имени — звали его Берендей. То есть слово «берендей» могло выступать не только этнонимом, но и личным именем. Из этого можно заключить, что беренеди могли быть не отдельным народом, а некой этно-политической группой, получившей название по имени предводителя-основателя. Подобным образом получили свой этноним ногаи, чье наименование связывают с золотоордынским беклербеком Ногаем, жившим в XIII в. То есть, такая практика в рамках тюркской цивилизации существовала, следовательно, могла быть реализована и в случае с берендеями. Изначально берендеи жили на юго-западных границах Руси, поэтому особенно часто они фигурируют в междоусобных столкновениях южно-русских князей. Впрочем, мобильность кочевого войска позволяла им легко перемещаться в разных направлениях. В 1146 году они принимали участие в захвате Киева представителем Мономаховой ветви рода Рюриковичей — Изяславом Мсиславичем. Поскольку русские князья часто использовали военные силы берендеев и других кочевых народах в своих войнах, часть кочевников была расселена по берегам реки Рось.
Все вместе они стали именоваться «Черными клобуками». Слово «клобук» сейчас означает монашеский головной убор, но по-древнерусски так называлась любая шапка. Очевидно, такое наименование возникло оттого, что кочевники, в самом деле, носили черные головные уборы. Данные топонимики свидетельствуют о том, что в дальнейшем часть берендеев опять же, как важный военный ресурс была переселена Юрием Долгоруким и Андреем Боголюбским на территорию Северо-Восточной Руси. Память об этом хранит, например, название села Берендеево в Ярославской области. После монголо-татарского нашествия имя берендеев исчезает из летописи. Очевидно токри и берендеи, продолжавшие вести степной, кочевой образ жизни, были вовлечены в формирование татарского населения Золотой Орды, а те, кто оказался в глубине русских территорий, постепенно растворился в славянской массе. Остается вопрос: почему в массовом сознании берендеи, тюркоязычные кочевники, предстают в виде неких «сказочных славян», а не врагов-степняков? Всему виной великий русский писатель Александр Николаевич Островский 1823 — 1886.
Да-да, тот самый, который написал «Грозу» помните: Катерина, «луч света в темном царстве» и прочее, известное всем со школы. Помимо этой замечательной пьесы, Островский является автором еще нескольких десятков произведений, среди которых видное место занимает романическая стихотворная пьеса «Снегурочка», впервые поставленная на сцене Большого театра в 1873 г. Именно в этой пьесе берендеи из древних тюркоязычных кочевников превратились в сказочных славян. В пьесе фигурирует «Заречная слободка Берендеевка», её жители — «берендеи», и даже «царь Беренедей».
То есть, такая практика в рамках тюркской цивилизации существовала, следовательно, могла быть реализована и в случае с берендеями. Изначально берендеи жили на юго-западных границах Руси, поэтому особенно часто они фигурируют в междоусобных столкновениях южно-русских князей. Впрочем, мобильность кочевого войска позволяла им легко перемещаться в разных направлениях.
В 1146 году они принимали участие в захвате Киева представителем Мономаховой ветви рода Рюриковичей — Изяславом Мсиславичем. Поскольку русские князья часто использовали военные силы берендеев и других кочевых народах в своих войнах, часть кочевников была расселена по берегам реки Рось. Все вместе они стали именоваться «Черными клобуками». Слово «клобук» сейчас означает монашеский головной убор, но по-древнерусски так называлась любая шапка. Очевидно, такое наименование возникло оттого, что кочевники, в самом деле, носили черные головные уборы. Данные топонимики свидетельствуют о том, что в дальнейшем часть берендеев опять же, как важный военный ресурс была переселена Юрием Долгоруким и Андреем Боголюбским на территорию Северо-Восточной Руси. Память об этом хранит, например, название села Берендеево в Ярославской области.
После монголо-татарского нашествия имя берендеев исчезает из летописи. Очевидно токри и берендеи, продолжавшие вести степной, кочевой образ жизни, были вовлечены в формирование татарского населения Золотой Орды, а те, кто оказался в глубине русских территорий, постепенно растворился в славянской массе. Остается вопрос: почему в массовом сознании берендеи, тюркоязычные кочевники, предстают в виде неких «сказочных славян», а не врагов-степняков? Всему виной великий русский писатель Александр Николаевич Островский 1823 — 1886. Да-да, тот самый, который написал «Грозу» помните: Катерина, «луч света в темном царстве» и прочее, известное всем со школы.
Правда, объяснить этимологию этого названия они не в состоянии. Но так как берендеев принято отождествлять с торками, а торки, вроде бы, однозначно тюрки, то… Видите, на каких шатких аналогиях основаны порой «бесспорные» исторические сведения! Торки Отличительная черта берендеев, согласно летописям, это служба русским князьям по защите русских пограничных земель от степных кочевников. Получается, это «свои» кочевники. Историки никак не объясняют причин, почему эти племена вдруг стали служить русским против родственных себе племён, а также с чего это вдруг берендеи, перейдя на русскую службу, из кочевого народа сделались оседлым. А берендеи не просто оседлый народ, но и народ, живущий в городах! По летописям, берендеи, торки и чёрные клобуки основали минимум шесть городов Торческ, Изяславль, Саков, Берендеев и др. Кем же были берендеи? Таким образом, ничто, кроме предвзятого мнения, не говорит о том, что берендеи были кочевниками.
Берендеи. Чем знамениты эти кочевники?
Когда — то племя берендеев было кочевым, но потом они поселились на дальних землях Руси, свято храня свои обычаи и обряды, сохранившиеся еще с древних времен. Очень красиво и поэтично описал Берендеево царство А. Островский в пьесе «Снегурочка», прочитав которую, можно узнать о гороскопах и гаданиях Берендеев. А на картине Васнецова «Палаты царя Берендея» сразу заметно, что стены во дворце расписаны полевыми цветами. Им казалось, что цветы и деревья подают людям тайные сигналы, услышав и разгадав которые, можно узнать будущее. События они предсказывали по упавшим листьям. Попытаемся проникнуть в тайну растений, какое же значение имеют листья некоторых из них в гадании берендеев.
Например, в «Повести о разорении Рязани Батыем» значится: А в шестый день рано приидоша погании ко граду… А в шестой день рано утром пришли язычники к городу… — пер. В другом памятнике древнерусской литературы «Повесть о взятии Царьграда крестоносцами в 1204 году» сказано: …идеже бе жилъ поганый злый Дедрикъ. Дальше — больше: идолище поганое, поганский обычай, поганские пляски, поганские песни начисто затмили собой изначальное «языческое» значение слова. Тут и конфликт с берендеями возник, так что величать свободолюбивых кочевников стали соотвественно — берендеи поганые.
Что, по сути, масло масляное: язычник язычнический. Одного у берендеев не отнять: загадочный тюркский народ и вправду долгое время выручал русских князей, кочевники представляли значимую военную и политическую силу на Руси, но упоминания в летописях о них встречаются только в промежутке между X и XIII веками — военно-политическое сотрудничество продолжалось на протяжении нескольких поколений, это очевидно. Очевидно, могучую конницу пригласил какой-нибудь другой правитель, возможно, в Востока или из Азии.
Он с нею Спорить не стал, положил на травку сорочку и, скромно Прочь отошедши, стал за кустом. Вспорхнула на травку Уточка. Что же вдруг видит Иван-царевич? Девица В белой одежде стоит перед ним, молода и прекрасна Жил-был царь Берендей до колен борода. Нужда случилась царю осмотреть свое государство; он простился с царицей и восемь месяцев ровно пробыл в отлучке. Девятый был месяц в исходе, когда он, к царской столице своей подъезжая, на поле чистом в знойный день отдохнуть рассудил; разбили палатку; душно стало царю под палаткой, и смерть захотелось выпить студеной воды.
А плохо приходит; вот он решился сам объехать все поле: авось попадется на счастье где-нибудь ключ. Поспешно Спрянув с коня, заглянул он в него: он полон водою вплоть до самых краев; золотой на поверхности ковшик плавает. Царь Берендей поспешно за ковшик — не тут-то было: ковшик прочь от руки. За янтарную ручку Царь с нетерпеньем то правой рукою, то левой хватает ковшик; но ручка, проворно виляя и вправо и влево, только что дразнит царя и никак не дается. Вот он, выждавши время, чтоб ковшик стал на место, хвать его разом справа и слева — как бы не так! Из рук ускользнувши, как рыбка нырнул он прямо на дно колодца и снова потом на поверхность выплыл, как будто ни в чем не бывало. Напившися вдоволь, поднять он голову хочет... Упершись в ограду колодца, силится он оторваться, трясет, вертит головою — держат его, да и только. Нет ответа; лишь страшная смотрит со дна образина: Два огромные глаза горят, как два изумруда; рот разинутый чудным смехом смеется; два ряда крупных жемчужин светятся в нем, и язык, меж зубами выставясь, дразнит царя; а в бороду впутались крепко вместо пальцев клешни.
И вот наконец сиповатый голос сказал из воды: — "Не трудися, царь, понапрасну; Я тебя не пущу. Я, кажется, знаю все! Честную выручив бороду, царь отряхнулся, как гоголь, всех придворных обрызгал, и все царю поклонились. Сев на коня, он поехал; и долго ли, мало ли ехал, только уж вот он близко столицы; навстречу толпами сыплет народ, и пушки палят, и на всех колокольнях звон. И царь подъезжает к своим златоверхим палатам — там царица стоит на крыльце и ждет; и с царицей рядом первый министр; на руках он своих парчевую держит подушку; на ней же младенец, прекрасный как светлый месяц, в пеленках колышется. Младенца На руки взявши, царь Берендей любовался им долго, сам его взнес на крыльцо, положил в колыбельку и, горе скрыв про себя, по-прежнему царствовать начал. О тайне царской никто не узнал; но все примечали, что крепко Царь был печален — он все дожидался: вот придут за сыном; днем он покоя не знал, и сна не ведал он ночью. Царевич рос не по дням — по часам; и сделался чудо-красавец. Вот наконец и царь Берендей о том, что случилось, вовсе забыл...
Раз царевич, охотой в лесу забавляясь, в густую чащу заехал один. Он смотрит: все дико; поляна; черные сосны кругом; на поляне дуплистая липа. Вдруг зашумело в дупле; он глядит: вылезает оттуда чудный какой-то старик, с бородою зеленой, с глазами также зелеными. Иван же царевич в крепкой думе поехал обратно из темного леса. Дай мне коня; я поеду; а ты меня дожидайся; тайну держи про себя, чтоб о ней здесь никто не проведал, даже сама государыня-матушка. Если ж назад я к вам по прошествии целого года не буду, тогда уж знайте, что нет на свете меня". Снарядили как должно в путь Ивана-царевича. Дал ему царь золотые латы, меч и коня вороного; царица с мощами крест на шею надела ему; отпели молебен; нежно потом обнялися, поплакали... Поехал в путь Иван-царевич.
Уж едет день он, другой и третий; в исходе четвертого — солнце только успело зайти — подъезжает он к озеру; гладко озеро то, как стекло; вода наравне с берегами; все в окрестности пусто; румяным вечерним сияньем воды покрытые гаснут, и в них отразился зеленый берег и частый тростник — и все как будто бы дремлет; воздух не веет; тростинка не тронется; шороха в струйках светлых не слышно. Иван-царевич смотрит, и что же видит он? Тридцать хохлатых сереньких уточек подле берега плавают; рядом тридцать белых сорочек подле воды на травке лежат. Осторожно поодаль слез Иван-царевич с коня; высокой травою скрытый, подполз и одну из белых сорочек тихонько взял; потом угнездился в кусте дожидаться, что будет. Вот наконец, поиграв, поныряв, поплескавшись, подплыли к берегу; двадцать девять из них, побежав с перевалкой к белым сорочкам, оземь ударились, все обратились в красных девиц, нарядились, порхнули и разом исчезли. Только тридцатая уточка, на берег выйти не смея, взад и вперед одна-одинешенька с жалобным криком около берега бьется; с робостью вытянув шейку, смотрит туда и сюда, то вспорхнет, то снова присядет... Вот он выходит к ней из-за кустика; глядь, а она ему человечьим голосом вслух говорит: — "Иван-царевич, отдай мне платье мое, я сама тебе пригожусь". Он с нею спорить не стал, положил на травку сорочку и, скромно прочь отошедши, стал за кустом. Вспорхнула на травку уточка.
Девица в белой одежде стоит перед ним, молода и прекрасна так, что ни в сказке сказать, ни пером описать, и, краснея, руку ему подает и, потупив стыдливые очи, голосом звонким, как струны, ему говорит: — "Благодарствуй, Добрый Иван-царевич, за то, что меня ты послушал; тем ты себе самому услужил, но и мною доволен будешь: я дочь Кощея бессмертного, Марья-царевна; тридцать нас у него, дочерей молодых. Подземельным царством владеет Кощей. Он давно уж тебя поджидает в гости и очень сердит; но ты не пекись, не заботься, сделай лишь то, что я тебе присоветую. Слушай: только завидишь Кощея-царя, упади на колена, прямо к нему поползи; затопает он — не пугайся; станет ругаться — не слушай; ползи да и только; что после будет, увидишь; теперь пора нам". И Марья-царевна в землю ударила маленькой ножкой своей; расступилась тотчас земля, и они вместе в подземное царство спустились. Видят дворец Кощея бессмертного; высечен был он весь из карбункула-камня и ярче небесного солнца все под землей освещал. Иван-царевич отважно входит: Кощей сидит на престоле в светлой короне; блещут глаза, как два изумруда; руки с клешнями. Только завидел его вдалеке, тотчас на колени стал Иван-царевич. Кощей ж затопал, сверкнуло страшно в зеленых глазах, и так закричал он, что своды царства подземного дрогнули.
Слово Марьи-царевны вспомня, пополз на карачках Иван-царевич к престолу; царь шумит, а царевич ползет да ползет. Напоследок стало царю и смешно. Милости просим К нам в подземельное царство; но знай, за твое ослушанье должен ты нам отслужить три службы; сочтемся мы завтра; ныне уж поздно; поди". Тут два придворных проворно под руки взяли Ивана-царевича очень учтиво, с ним пошли в покой, отведенный ему, отворили дверь, поклонились царевичу в пояс, ушли, и остался там он один. Беззаботно он лег на постелю и скоро сном глубоким заснул. На другой день рано поутру царь Кощей к себе Ивана-царевича кликнул. Изволь, например, нам построить нынешней ночью дворец: чтоб кровля была золотая, стены из мрамора, окна хрустальные, вкруг регулярный сад, и в саду пруды с карасями; если построишь этот дворец, то нашу царскую милость заслужишь; если же нет, то прошу не пенять... Пускай его снимет голову; двух смертей не видать, одной не минуешь". То ли беда?
Беда впереди; не печалься; утро вечера, знаешь ты сам, мудренее: ложися спать; а завтра поранее встань; уж дворец твой построен будет; ты ж только ходи с молотком да постукивай в стену". Так все и сделалось. Утром ни свет ни заря, из каморки вышел Иван-царевич... Чудный такой, что сказать невозможно. Кощей изумился; верить не хочет глазам. Тридцать есть у меня дочерей, прекрасных царевен. Завтра я всех их рядом поставлю, и должен ты будешь три раза мимо пройти и в третий мне раз без ошибки младшую дочь мою, Марью-царевну, узнать; не узнаешь — С плеч голова. Всех нас тридцать сестер, и все на одно мы лицо; и такое сходство меж нами, что сам отец наш только по платью Может нас различать". Смотри же, будь осторожен, вглядись хорошенько, Сделать ошибку легко.
И пчелка исчезла. Вот на другой день опять Ивана-царевича кличет царь Кощей. Царевны уж тут, и все в одинаковом Платье рядом стоят, потупив глаза. Пошел Иван-царевич; глядит он в оба глаза: уж подлинно сходство! И вот он проходит в первый раз — мошки нет; проходит в другой раз — все мошки нет; проходит в третий и видит — крадется мошка, чуть заметно, по свежей щеке, а щека-то под нею так и горит; загорелось и в нем, и с трепещущим сердцем: — "Вот она, Марья-царевна! Вот тут-то и хитрость; верно, с грехом пополам. Погоди же, теперь доберуся я до тебя. Часа через три ты опять к нам пожалуй; рады мы гостю, а ты нам свою премудрость на деле здесь покажи: зажгу я соломинку; ты же, покуда будет гореть та соломинка, здесь, не трогаясь с места, сшей мне пару сапог с оторочкой; не диво; да только знай наперед: не сошьешь — долой голова; до свиданья". Зол возвратился к себе Иван-царевич, а пчелка Марья-царевна уж там.
Я царский сын; я не хуже родом его. Кощей он бессмертный! Видали мы много этих бессмертных". Шить сапогов я не стану. Снимет он голову — черт с ним, с собакой! Какая мне нужда! Нам должно бежать; уж другого способа нет". Так сказав, на окошко Марья-царевна плюнула; слюнки в минуту примерзли к стеклу; из каморки вышла она потом с Иваном-царевичем вместе, двери ключом заперла и ключ далеко зашвырнула. За руки взявшись потом, они поднялися и мигом там очутились, откуда сошли в подземельное царство.
То же озеро, низкий берег, муравчатый, свежий луг, и, видят, по лугу свежему бодро гуляет конь Ивана-царевича. Только почуял могучий конь седока своего, как заржал, заплясал и помчался прямо к нему и, примчавшись, как вкопанный в землю стал перед ним. Иван-царевич, не думая долго, сел на коня, царевна за ним, и пустились стрелою. Царь Кощей в назначенный час посылает придворных слуг доложить Ивану-царевичу: что-де так долго мешкать изволите? Царь дожидается. Слуги приходят; заперты двери. И вот из-за двери им слюнки, словно как сам Иван-царевич, ответствуют: буду. Этот ответ придворные слуги относят к Кощею; ждать-подождать — царевич нейдет; посылает в другой раз тех же послов рассерженный Кощей, и та же всё песня: буду; а нет никого. Взбесился Кощей.
Бегите же; дверь разломать и в минуту за ворот к нам притащить неучтивца! Двери разломаны... Кощей едва от злости не лопнул. Он вор окаянный! Скорее все в погоню за ним!.. Я всех перевешаю, если он убежит!.. Он слезает с коня и, припавши ухом к земле, говорит ей: — "Скачут, и близко". Быстро погоня скачет по свежему следу; но, к речке примчавшись, стали в пень кощеевы слуги: след до мостика виден; дале ж и след пропадает, и делится на три дорога. Нечего делать — назад!
Воротились разумники. Страшно царь Кощей разозлился, о их неудаче услышав. Догадаться можно бы вам, дуралеям! Слез он с седла и, припавши ухом к земле, говорит ей: — "Скачут, и близко". И в ту же минуту Марья-царевна вместе с Иваном-царевичем, с ними и конь их, дремучим сделались лесом; в лесу том дорожек, тропинок числа нет; по лесу ж, кажется, конь с двумя седоками несется. Вот по свежему следу гонцы примчалися к лесу; видят в лесу скакунов и пустились вдогонку за ними. Лес же раскинулся вплоть до входа в кощеево царство. Мчатся гонцы, а конь перед ними скачет да скачет; кажется, близко; ну только б схватить; ан нет, не дается. В самом том месте, откуда пустились в погоню; и скрылось всё: ни коня, ни дремучего лесу.
С пустыми руками снова явились к Кощею они. Как цепная собака, начал метаться Кощей. Коня мне! Сам поеду, увидим мы, как от меня отвертится! Ведь это Кощей, мой родитель сам; но у первой церкви граница его государства; далее ж церкви скакать он никак не посмеет. Подай мне крест твой с мощами". Послушавшись Марьи-царевны, снимает с шеи свой крест золотой Иван-царевич и в руки ей подает, и в минуту она обратилася в церковь, он в монаха, а конь в колокольню — и в ту же минуту с свитою к церкви Кощей прискакал. Иван же царевич с своею Марьей-царевной поехали дале, уже не бояся боле погони. Вот они едут шажком; уж склонялось солнце к закату, и вдруг в вечерних лучах перед ними город прекрасный.
Ивану-царевичу смерть захотелось в этот город заехать. Заедем туда на минуту; посмотрим город, потом и назад". Но быть так! Вот здесь, у дороги, буду тебя дожидаться я три дни; когда же на третий день не придешь... И в город поехал, с нею простяся, Иван-царевич один. У дороги белым камнем осталася Марья-царевна. Проходит день, проходит другой, напоследок проходит и третий — нет Ивана-царевича. Бедная Марья-царевна! Он не исполнил ее наставленья: в городе вышли вВстретить его и царь, и царица, и дочь их царевна; выбежал с ними прекрасный младенец, мальчик-кудряшка, живчик, глазенки как ясные звезды; и бросился прямо в руки Ивану-царевичу; он же его красотою так был пленен, что, ум потерявши, в горячие щеки начал его целовать; и в эту минуту затмилась память его, и он позабыл о Марье-царевне.
Горе взяло ее. И в то же мгновенье из белого камня Марья-царевна в лазоревый цвет полевой превратилась.
Память об этом хранит, например, название села Берендеево в Ярославской области.
После монголо-татарского нашествия имя берендеев исчезает из летописи. Очевидно токри и берендеи, продолжавшие вести степной, кочевой образ жизни, были вовлечены в формирование татарского населения Золотой Орды, а те, кто оказался в глубине русских территорий, постепенно растворился в славянской массе. Остается вопрос: почему в массовом сознании берендеи, тюркоязычные кочевники, предстают в виде неких «сказочных славян», а не врагов-степняков?
Всему виной великий русский писатель Александр Николаевич Островский 1823 — 1886. Да-да, тот самый, который написал «Грозу» помните: Катерина, «луч света в темном царстве» и прочее, известное всем со школы. Помимо этой замечательной пьесы, Островский является автором еще нескольких десятков произведений, среди которых видное место занимает романическая стихотворная пьеса «Снегурочка», впервые поставленная на сцене Большого театра в 1873 г.
Именно в этой пьесе берендеи из древних тюркоязычных кочевников превратились в сказочных славян. В пьесе фигурирует «Заречная слободка Берендеевка», её жители — «берендеи», и даже «царь Беренедей». Почему Островский придумал для своего воображаемого народа такое странное скажем прямо, совершенно не подходящее по смыслу название?
Не известно. Скорее всего, его к этому подтолкнуло звание упомянутого села близ исконно русского старинного города Ярославля. Кстати, оно находится всего в трехстах километрах от его усадьбы Щелыково.
Не знал писатель, что среди русских названий ярославской земли оно совершенно инородно.
Торки, берендеи и иные кочевые народы в истории Древней Руси
Знакомство большинства из нас с берендеями начинается, очевидно, со сказки Александра Островского «Снегурочка». «#эдуардгеоманский #берендей #сергейберендей #berendeitv» от автора Berendei_Official с композицией «оригинальный звук» (исполнитель Berendei_Official). Немного о том, кто такой Берендей: в славянской языческой мифологии Берендей – это колдун-оборотень, оборачивающийся бурым медведем, а в русской литературе это мифический царь, как, например, в сказке «Снегурочка» А.Н. Островского. Русичи Берендеи — это те, кто делаются бером-медведем: замечу, медведь и поныне – символ России.
Bestiary.us
Давно исчезли берендеи, но сохранилось в качестве наследства в поучение потомкам красивое гадание на листьях. Берендеи так и остались язычниками, все попытки обратить их в христианство были неудачными. Детское Радио: все подкасты. Кто такие берендеи – Берендеи. Кто такие берендеи. В «Сказке о царе берендее» В. А. Жуковского Берендей — отец Ивана-царевича.
Берендеи! Кто они были?
Кочевников-союзников древние летописцы называли «своими погаными», впрочем, тысячу лет назад это слово имело менее уничижительный оттенок и означало просто иноверцев оно происходит от латинского «paganus» — «языческий», «сельский». Однако взаимоотношения между двумя народами складывались не всегда мирно. Летописи X-XIII веков — практически единственный источник информации о берендеях Чуть позднее, около 1146 года кочевые племена, дружественные Руси, вошли в племенное объединение «Чёрные клобуки». Берендеи стали важнейшей его частью, наравне с печенегами. В дальнейшем русские князья неоднократно награждали верных союзников городами и землями под них. Вот тут у многих ученых и просто любителей древней истории возникает вопрос о некотором противоречии. Дело в том, что кочевые племена вряд ли могли обладать развитыми навыками управления и организации, чтобы не только успешно править подаренными городами, но и строить свои! А ведь точно известно, что берендеи основали несколько поселений: Торческ, Саков, Берендичев, Берендеево, Ижеславль, Урнаев и другие. Первый из них был столицей чёрноклобукского союза. Кроме того, неясно, почему вольное кочевое племя вдруг стало добровольнослужить русским князьям и бороться против родственных им народов, почему, согласно летописям, они сами просили в качестве награды именно земли, чтобы строить новые города.
Вот такие нестыковки позволяют сегодня строить альтернативные гипотезы о происхождении загадочного племени. Высказываются мнения о том, что берендеи — исконно славянский народ, по каким-то причинам вынужденный искать себе новое пристанище, и даже о том, что они были потомками скифов. Доказательств у таких версий обычно не слишком много, но их создатели утверждают, что и общепризнанная версия «построена на песке». По мнению ученых, берендеи были кочевым племенем тюркского происхождения Точно известно, что загадочные берендеи действительно представляли значимую военную и политическую силу на Руси, но упоминания в летописях о них встречаются только в промежутке между X и XIII веками. Откуда они пришли и куда делись потом — летописцы нам не рассказали. Возможно, что во время монголо-татарского нашествия берендеи частично ассимилировались в Золотой Орде, частично ушли в Болгарию и Венгрию. Высказывается даже версия, что берендеи и половцы были предками казаков. Казаков, наравне с русскими и индейцами майя относят к числу 20 самых загадочных народов в мире, о происхождении которых учёные спорят и сегодня Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: Источник В статье рассматриваются реальные и мифологические истоки образа Берендеева царства, ставшего основой художественного воплощения идеала свободного гармоничного общества в «весенней сказке» А.
Островского «Снегурочка». Сопоставлены различные предположения и выводы фольклористов, краеведов, этнографов, литературоведов, связанные с этимологией слова «берендеи». Приводятся легенды и предания города Переславль-Залесский о царе Берендее, Берендеевом болоте, «каменной бабе» и др. Любивая Анастасия Юрьевна, выпускница Института филологии, культурологии и межкультурной коммуникации, Уральский государственный педагогический университет. Article considers real and mythological sources of an image of the Kingdom of Berendey which has become a basis of artistic realization of an ideal of free harmonious society in «the spring fairy tale» of A. Ostrovsky «Snow Maiden». Authors compare various assumptions and conclusions of specialists in folklore, local historians, ethnographers, literary critics connected with etymology of the word «berende». Legends and legends of the city of Pereslavl-Zalessky about the tsar Berendey, the Berendeevy swamp, «stone image», etc. Keywords: mythology; Russian folklore; etymology; Russian literature; Russian writers; fairy tales; literary work.
В драматургическом наследии А. Островского «Снегурочка» 1873 заняла особое место, став своеобразным итогом творческих исканий писателя. В «весенней сказке» воплотились идеалы позднего периода творчества художника, его особая эстетическая концепция. Штейн назвал пьесу русского драматурга чудом, поставив ее в один «ряд с такими поэтическими созданиями мирового театра, как комедии Шекспира и Аристофана» [Штейн 1973: 253]. Примечательно то, что сам А. Островский, осмысляя специфику драматического искусства, обращался к опыту английского драматурга: «…интрига есть ложь, а дело поэта — истина. Счастлив Шекспир, который пользовался готовыми легендами: он не изобретал лжи, но в ложь сказки влагал правду жизни. Дело поэта не в том, чтобы выдумывать небывалую интригу, а в том, чтобы происшествие даже невероятное объяснить законами жизни» [Островский 1952: 321]. Оригинальность творения Островского обусловила исследовательскую полемику по вопросу жанрового своеобразия «весенней сказки», который остается актуальным и открытым по сей день: «стихотворная драма на сказочный сюжет» [Лотман 1989]; «романтическая мистерия» [Маньковский 2003]; «философско-символическая драма» [Чернец http]; поэтическая утопия [Гаркави 1969; Лотман 1989; Соловьева 2000]; синтетичный жанр, соединяющий фантастичность феерии, символизм «пьесы-маски», иронию комедии и глубокое содержание народной сказки [Ревякин 1974].
Особую роль в изучении «Снегурочки» играет не теряющая актуальности работа А. Штейна «Мастер русской драмы» 1973 , в одном из «этюдов» которой исследователем рассматривается история создания сказки, значение фольклора в воплощении принципа народности как основы реализма драматурга: «Через фольклор проникает Островский и в народную жизнь, больше того, в народную жизнь доисторической эпохи, и в этом ему помогает и обряд, и песня, и поговорка, и народное красноречие» [Штейн 1973: 260]. По словам ученого, Островский «создает поэтический стиль, в котором фантастика и психологизм, комедийные и трагические мотивы, быт и поэтический обряд, типическое и индивидуальное составляют неповторимое единство» [Штейн 1973: 264]. Намеченные в XX столетии векторы постижения идейно-художественного своеобразия «весенней сказки» находят свое дальнейшее развитие и сегодня, в современных исследованиях [см. В «Снегурочке» Островского основой художественного воплощения идеала совершенного общества, где царит гармония, счастье, свобода и равенство, стал образ Берендеева царства. История создания пьесы драматурга и истоки образа царства Берендея тесно связаны со славянским фольклором. Легенда о Берендеевом царстве уходит корнями в историю и этнографию города Переславль-Залесский. Сегодня о берендеях напоминают лишь название железнодорожной станции Берендеево по дороге из Москвы в Ярославль и Берендеево болото, которое находится на юге Ярославской области между несколькими деревнями и занимает площадь более пяти тысяч гектаров. В словаре Ф.
Брокгауза и И. Ефрона упоминается, что в этом болоте «Александровского уезда Владимирской губернии», длина которого «10 верст, ширина 4-5 вёрст», «есть следы жилья; по местному преданию, здесь был г. Берендеев, где жил царь Берендей» [Брокгауз, Ефрон 1891: 525]. Кто же такие берендеи? Слово «берендеи» имеет совсем не сказочное происхождение. Переславский краевед В. Воронов утверждает: «Недалеко от Переславля-Залесского, ближе к границе с Владимирской землей, видны остатки древнего жилья, признаки дубовых мостовых, окаменевших от времени, черепки глиняной посуды, обсеченные камни — и все это из года в год затягивается болотом. Ученые полагают, что здесь некогда стоял город Берендеев» [цит. Берендеями изначально считали кочевой народ тюркского происхождения, называвшийся в летописях то «торками», то «черными клобуками».
О неустановленности этимологии названия этого малоизвестного народа писал и М. Фасмер: «берендеи — тюркское кочевое племя в Южной Руси, в 1097 г. Нередко берендеев относили к простым разбойникам. Например, в Энциклопедическом словаре Ф. Ефрона читаем: «Первоначально, когда они были независимы, они занимались исключительно грабежами и набегами на Русь…». Но замечено, что с появлением половцев образ жизни берендеев значительно меняется: «Теснимые половцами, они отступают к южным пределам тогдашней Руси и испрашивают позволения поселиться на окраинах Переславского и Киевского княжеств с обязательством защищать их от набегов степняков. Русские князья не могли, конечно, не согласиться на такую даровую защиту их пограничных владений, и Б. К объяснению природы этого древнего народа обращается и В. Даль, толкуя слово «берендейка»: «берендейками» называли в торговле игрушки, людей, животных, которые вырезали из дерева «в Троицкой Лавре, в 50 верстах от села Берендеева».
От этого слова образовалось слово «берендеить» — «берендейки строгать, заниматься пустяками, игрушками» [Даль 1981: 83]. Но более интересным представляется объяснение В. Далем слова «берендить» — «мешать, препятствовать, спорить, перечить». Именно данное значение могло повлиять на возникновение названия Берендеева царства, которое отличалось неуступчивостью и самостоятельностью. Бакаев полагает, что в основе этого древнего топонима лежит слово «медведь» бер и «деять» делать — т. И, соответственно, тотемом данного славянского племени был медведь. Неслучайно Берендей зачастую толковался непосредственно как языческий бог, покровитель лесов, рек, родников [Бакаев http]. Так или иначе, большинство исследователей сходится в том, что берендеи — это обособленное славянское поселение, оставившее о себе память не только в топониме, но и в красивых легендах и преданиях. Обратимся к некоторым из них, которые были собраны краеведами В.
Лествициным, М. Смирновым, В. Вороновым, А. Бакаевым и др. Краевед В. Воронов в очерке «Загадки царства Берендея» приводит тексты двух местных преданий. Первое из них рассказывает о появлении «каменной бабы», которая вот уже несколько столетий стоит на берегу болота в районе деревни Черницыно. Согласно преданию, это окаменевшая царица Рогнеда: «Царь Берендей любил по вечерам на озеро ходить. Вечерние лучи солнца скользили по глади озера.
Царь ждал, когда взойдет луна и зальет окрестность холодным призрачным светом. И вдруг Берендей услышал чарующую музыку. В расплескавшихся волнах увидел царь красавицу-русалку. Заманила она Берендея в подводное царство, и волны поглотили Берендея. Царица Рогнеда забеспокоилась, побежала к озеру, стала кликать супруга, но болото только ответило ей эхом: «Берендей! Так и осталась она с маленьким сыном в тереме. Но тоска одолела царицу, и пошла она опять на озеро. По-женски всплакнула и запричитала: «Муженек ты мой ненаглядный! Что ж ты словечка жене своей сказать не хочешь?
От тоски и горя превратилась Рогнеда в каменное изваяние женщины, каких немало в степях на пути следования кочевых тюрков» [цит. Второе предание дает следующее представление о Берендее и связанных с ним событиях: «На горе, где сейчас расположена деревня Давыдово, стоял в древности терем царя Берендея. Была у царя красивая дочка Маша.
И это не случайно. Берендеи, как и печенеги — тюркского происхождения. Известно и еще название — «торки», которое сохранилось в топонимике многих мест. Одно из самых распространенных наименований берендеев и прочих торков — «черные клобуки» то есть высокие черные шапки.
Именно поэтому часто говорят о том, что современные каракалпаки тоже в переводе «черные шапки» — могут быть если не прямыми потомками берендеев, то все же отдаленными родственниками. Печенеги убивают Святослава Игоревича, средневековый манускрипт Фото: ru. И они его получили, взамен участвуя во всех битвах русских с половцами. Иногда войско могло состоять только из берендеев, за исключением возглавляющего его князя «Глеб же посла брата своего Михаила и с ним переяславець сто, а берендеев полторе тысячи». С половцами берендеи бились отчаянно, ибо при поражении их ожидало в лучшем случае рабство. Да и изгнания из родных степей они половцам не забыли. Так торки и берендеи и селились в приграничных районах, сначала в Киевской Руси, где их было больше всего, затем в Северо-Восточной но, возможно, что и наоборот.
Стали полукочевниками, а местами и оседлыми, мало ассимилировались, но служили в целом верно и преданно. На Руси они жили свободными людьми, сохраняя свою полную самобытность. Нарождающиеся русские княжества смогли отстоять свою независимость от угрозы из степи, в том числе, и с помощью берендеев — черных клобуков. Те прекрасно знали обычаи и военное искусство своих противников, были прекрасными всадниками и разведчиками. В авангарде войска или в погоне черные клобуки были незаменимы. Пришлось берендеям поучаствовать и в междоусобных войнах русских князей. Вокруг Берендеева болота сохранились деревни с тюркскими названиями.
Последний раз берендеи упоминаются в XIII веке, причем уже в других источниках.
Само танцевальное действие имело определенный сюжетный развитие — изображалась жизнь берендеев. Такой вид искусства до сих пор пользуется довольно большой популярностью и почитанием у народа. Искусство и ремесло В культуре берендеев большое значение уделялось художественному творчеству. Они использовали различные способы народной выразительности — народную живопись, гравюры на дереве, вышивку. Одним из наиболее специфических для культуры берендеев видов ремесла была изготовление ножей. Эти ножи приобрели известность среди многих народов Мира и стали своего рода экспортным товаром.
Таким образом, вклад берендеев в развитие культуры Западной Сибири был огромным. Их знания о музыке, традиционные ремесла, искусство и народную медицину продолжают жить в памяти потомков и приобретать новые интерпретации в современном мире. Современный взгляд на Берендеев Исторический контекст В средние века Берендеи были одними из главных племен Восточной Европы. Их роль в истории связана с борьбой за власть с другими древними народами, такими как Киевская Русь и Польша. Сегодня мы понимаем, что их влияние на историю региона было существенным. Берендеи были укреплены эффективным управлением и культурной идентичностью, которая продолжает жить в современной Украине. Культурное наследие Берендеи имели богатую культуру, которая проникла в многие сферы жизни.
Берендейские населенные пункты были известны своими художественными изделиями, такими как ковры и вышивки, а также музыкальными инструментами. Сегодня многие берендеевские традиции сохранены и популяризированы в современной культуре Украины. Их красочные вышивки и традиционные ковры продолжают относиться к самым ценным наследиям региона. Влияние на современность Современная Украина находится в постоянном поиске своей национальной идентичности, и культура Берендеев может играть важную роль в этом процессе. За последние годы наблюдается рост интереса к берендеевской культуре со стороны иностранных туристов и местного населения.
Плетнёва считает, что эти берендеи вероятнее всего были переселены из Поросья Юрием Долгоруким и Андреем Боголюбским в период их обладания киевским столом [12]. Целый ряд топонимов Кагарлык , Торки , Торчин , Торчиновичи , Торков , Торское , Торчица , Торчицкий Степок и другие на Западной Украине позволяет также предположить переселение туда отдельных групп чёрных клобуков. О наличии берендеев в войске волынского князя сообщает Ипатьевская летопись под 1158 годом. Можно предположить, что «волынские» берендеи из войска Мстислава Изяславича были переведены на Волынь из Поросья его отцом Изяславом Мстиславовичем в период, когда он занимал киевский стол, также фактически контролируя Волынь. Ипатьевская летопись неоднократно отмечает, что Изяслав Мстиславович пользовался большой любовью у чёрных клобуков.
Вероятно, что находясь в постоянной борьбе за Киев с Юрием Долгоруким и, дважды, будучи изгнанным, из Киева, Изяслав позаботился о переселении части чёрных клобуков на Волынь, по аналогии с упомянутым переселением берендеев во Владимиро-Суздальские земли. Таким образом, в случае утраты киевского стола Изяслав автоматически терял контроль над чёрными клобуками Поросья, однако в его распоряжении оставались «волынские» берендеи. Они жили в отданных им на кормление русских городах, но основали и несколько своих: Торческ , Саков , Берендичев , Берендеево , Ижеславль , Урнаев и другие.
Читать краткое содержание сказки Островского Снегурочка
- Кто такие берендеи в Древней Руси: исторический анализ и значение
- Кто такие берендеи и как они жили. Берендей - кто это такой? Царь Берендей. Значение слова берендеи
- Кто такие берендеи? — wwnews
- История берендеев
Кто такие берендеи в сказке. Берендеи. Значение слова берендеи
Новость: Кто такие берендеи и Почему в летописях их называли «свои поганые». Слушайте онлайн полную версию подкаста «Кто такие берендеи – Берендеи. Берендеи отличались от обычных наемников жестокостью по отношению к своим степным соплеменникам. Кто-то считает, что Берендеи являются одним из этнических предков украинцев. Кто-то — предками запорожских казаков, в частности на это указывает их столица — Переяслав.
Кто такой берендей. Берендей - кто это такой? Царь Берендей
Кто такие, откуда взялись. Берендеями изначально считали кочевой народ тюркского происхождения в восточноевропейских степях, в летописях они иногда назывались то «торками» (видимо, от тюрк), то «черными клобуками» (черношапочниками). Кто-то считает, что Берендеи являются одним из этнических предков украинцев. Кто-то — предками запорожских казаков, в частности на это указывает их столица — Переяслав. Берендеи — люди-оборотни, способные превращаться в огромных медведей, неимоверная сила которых до сих пор упоминается в Русских преданиях и сказаниях. Кто такие Берендей? Кто такие Берендей? таинственное и загадочное племя, которое заселяло Кавказ и Прикавказье еще задолго до прихода русских.