Легендарная Лариса Лужина отмечает юбилей. Лариса Анатольевна Лужина — чем известна, биография, достижения и успехи в кино — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия. Родилась Лариса Лужина 4 марта 1939 года в одном из родильных домов Ленинграда.
Лариса лужина: биография, личная жизнь, фильмы с актером
Как считает сама Лужина Лариса Анатольевна, в тот момент ей просто не хватило настойчивости. Старшему внуку Ларисы Лужиной – Даниилу 21 год, он является студентом престижного столичного института. Как считает сама Лужина Лариса Анатольевна, в тот момент ей просто не хватило настойчивости. Родилась Лариса Лужина 4 марта 1939 года в одном из родильных домов Ленинграда. Родилась Лариса Лужина 4 марта 1939 года в одном из родильных домов Ленинграда.
«Я в госпитале. Сердце сорвало»: Лариса Лужина перенесла приступ
И такой сделал подарок своему любимому художнику. Немецкий пилот-ас. Он показал нам эту фотографию. Чего неотвратимо жаль? Да нет, ничего. Что было, то и было. Может быть, я зря ушла от второго мужа, когда сыну было шесть лет, и вышла замуж за другого — потому что там у меня любовь возникла.
Вот об этом я жалею, потому что был и есть хороший отец у сына — Валера, хороший человек и талантливый кинооператор. Вот это надо было, может, сохранить — семью. Хотя… Павлик не лишился отца, он с ним все время общался, встречался; бывал у него на каникулах. Так что сын не был лишен отца. До сих пор мы с Валерой общаемся, на днях рождениях внуков все собираемся. Как вы расставались со вторым мужем?
Было больно. Наверное, я думаю, что есть еще самолюбие определенное. Потому что не я ушла, а он ушёл. Если бы я уходила… Ведь я же уходила все время первая. И поэтому мне здесь кажется, что у меня больше сыграло самолюбие. Да, наверное, больно было, что тебя предали.
Он моложе был меня на десять лет. Наверное, я много работала и старалась для него в основном, хотела для него все время сделать что-то приятное. Потому что он практически ничего не делал. Так, все время пытался писать что-то, но у него ничего не получалось. А Валера уже был к этому времени известным оператором. Почему я еще так об этом сожалела — потому что пока мы с ним были мужем и женой, он только начинал, был вторым оператором.
Когда разошлись — он сразу снял «Экипаж», «Петр арапа женил», «Сказку странствий», «Интердевочку»… Пошли картины с Тодоровским. Действительно начался взлет карьеры, но это уже был не мой муж, к сожалению, а муж другой женщины. Я просто мечтала о театре, когда я училась у Сергея Аполлинарьевича Герасимова, то он мне всегда говорил: «Лариса, ты — для сцены. Тебе нужно работать в театре — у тебя фактура, голос». Курс у нас был очень известный: Галя Польских, Сережа Никоненко, Губенко… Но все нерослые, а я одна была повыше ростом. Только Витя Филиппов был со мной вровень.
Я уехала в это время за границу — я не знала, что мне лучше: поехать в Осло или идти на прослушивание. Я уехала и таким образом лишилась… ну, я не знаю, может, меня и не взяли бы! Вы же сами говорите, что не жалеете ни о чем... Нет, жалею с одной стороны, почему — я очень хотела попасть в хороший театр, очень жалко, что жизнь прошла — а я не попала на хорошую сцену к хорошему режиссеру, в академический театр, в котором я хотела служить. Очень хороший режиссер, в «Варварах» я играла у него Надежду Монахову — это я запомнила, хороший был спектакль. Но все равно театр Киноактера был не тот.
Он вызывал больше зоологический интерес зрителя, сюда приходили приезжие, которые хотели видеть киноартистов известных: Ладынину, Мордюкову, Лучко, Дружникова, Стриженова…Конечно, хотелось увидеть «живого» киноартиста на сцене. Меня крестили дважды. Меня в детстве бабушка крестила, но мама это никогда никому не говорила. А потом я крестилась уже поздно. Вы верите в судьбу? Ну, так… Да.
Вы верующий человек? Да, верую. Я православная, конечно. Я крестилась в 90-м году, когда мой сын пошел в армию. И я пошла в тот же день, как его проводила в армию, в церковь. Сюда, в Кунцево.
Там, где кладбище Кунцевское, есть церковь. И мне там сказали, что я уже крещеная. В церкви сказали, я не знала. Но они меня крестили все равно. Наверное, батюшка предполагал, я не знаю как, точно он не мог сказать — у меня же бумаги нет никакой. А потом, извините, было время такое, когда об этом никто никогда не говорил.
Даже если я была крещеная, мама об этом не говорила никому... Я бываю в церкви, когда меня тянет. Вот я чувствую, что сегодня мне надо сходить в церковь — я иду, у нас здесь недалеко храм. Соблюдаю на праздники все службы… Мне тяжело стоять в церкви — так долго… Очень тяжело. У нас все-таки жестоковата наша православная традиция, потому что у католиков можно сесть, подумать, помечтать, отдохнуть... Там можно часами сидеть и слушать орган, молитвы, проповеди.
А у нас все-таки тяжело, особенно когда на колени становишься… Сейчас у нас тоже стали делать какие-то скамеечки, а то в обморок даже падают люди. У меня, например, голова начинает кружиться, я не могу долго выдержать, к сожалению. На этой Пасхе я на службе не была — ездила в Симферополь, там у нас были концерты. Как они прошли? Очень хорошо. Наши концерты были посвящены 70-летию Победы.
Плюс еще соединение Крыма с нами. Ваша любимая поэзия о войне? Мне нравится Константин Симонов. Тем более, я считаю, что стихи «Жди меня…» хоть и не для нашего фильма «На семи ветрах» написаны, но могли бы быть просто лейтмотивом этой картины. Потому что картина о верности любви, хотя я понимаю, что он написал это для Валентины Серовой. Евтушенко очень люблю.
Рождественский мне нравится из поэтов. Какое качество вы цените в мужчинах? Верность, наверное. Чувство достоинства чтобы было в человеке, чтобы можно было на него положиться… Верность, конечно. А в женщинах? Я не знаю… Я не люблю женщин воинственных, бизнес-леди я не принимаю вообще.
Мне хотелось всегда сыграть Вассу Железнову. Вот с таким железным характером — видно, чего во мне не хватает, мне хотелось это испробовать на себе в виде роли, как актрисе это сыграть. А в жизни я не люблю таких женщин. Мне кажется, что женщина должна быть мягкая, добрая, нежная, женственная… А если бы предложили? Конечно, я бы с удовольствием согласилась. Я мечтала об этом до сих пор и теперь мечтаю, но уже все поздно — все сыграно!
К сожалению, что бы ни хотелось сыграть — все сыграно! Но Инна Чурикова играла… Да, она хорошо сыграла. Но куда же еще будет?! Мне уже поздно теперь. Вассе Железновой было 40 с чем-то, 50 — не больше. Постепенно, от каждого номера к номеру теплели их глаза, лица распрямлялись, морщины уходили.
И к концу концерта они аплодировали, улыбались и были счастливы! Сейчас, когда уже в возрасте, счастье — это то, что уже проснулся и видишь голубое небо. Уже для тебя это счастье. У меня все-таки трое внуков, мне так хочется, чтобы ничего с ними не произошло. Мы сейчас ехали в Донецк, и я думаю: «У меня трое внуков, у меня сын, я пока еще в силах, я работаю, им помогаю. Мало ли?..
Кто знает, что может случиться? Все-таки время напряженное. Может, и не случится — больше, так сказать, разговоров… А всякое может случиться, понимаете? Судьба, как вы говорите — мало ли что она там готовит! Людей надо поддерживать! Людей стреляют, им там есть нечего, там разрушенные дома, а вы с концертами едете — кому это надо?
А я говорю: а как же военные бригады, которые приезжали перед боем с концертом, а потом бойцы шли на бой и в совершенно другом настроении были и состоянии? Здесь то же, когда мы были в Краснодарском крае, где все затонуло — мы туда ездили тоже. Там погибло много народа, и много домов просто провалилось. Мы туда приехали с концертом. Там кинотеатр, где людям выплачивали пособие. Они стоят, все такие хмурые, за этим пособием.
В одном из интервью Лужина рассказала, как вместе с Владимиром Высоцким обманула Говорухина: при подготовке к съемкам актеры должны были подняться на высоту 2800 метров и спустить с нее записку с фамилиями предыдущих путешественников, чтобы получить значок «Альпинист СССР». Однако актеры выбились из сил и до вершины не дошли — вместо них до записки добралась сопровождавшая их заслуженный мастер спорта. Он такой был гордый! Говорил: «У меня такие артисты! Вершину взяли!
По ее словам, правду Говорухину раскрыли только через 25 лет.
В этом кружке занимались ребята, которым суждено было стать знаменитыми актерами, — Виталий Коняев, Игорь Ясулович, Владимир Коренев. Спектакли самодеятельной труппы показывали не только на школьной сцене, но и на профессиональной. В этот период времени она начала мечтать о профессии актрисы. Неудачная попытка Биография Ларисы Лужиной неразрывно связана с театром и кинематографом. Окончив десять классов, будущая актриса отправилась в Ленинград, чтобы поступить в театральный вуз. На вступительном экзамене ей предложили спеть песню. Переволновавшаяся абитуриентка испытание «провалила». Как считает сама Лужина Лариса Анатольевна, в тот момент ей просто не хватило настойчивости. Она не относила себя к людям, добивающимся цели любой ценой.
Она была уверена, что если ей сказали: «Не подходишь», - значит, не стоит и пытаться. Работа на подиуме Итак, несостоявшаяся актриса Лариса Лужина вернулась в Таллин. Она устроилась на работу вначале на фармацевтический завод, вскоре она перешла на работу на кондитерскую фабрику «Калев». Изо дня в день она дышала сахарной пудрой и укладывала в коробки зефир с тех пор она его не ест. Естественно, что такая работа для девушки, мечтавшей о сцене, была просто способом выживания, морального удовлетворения она не приносила. Однажды Лариса Лужина, фото которой вы видите в этой статье, случайно увидела в газете объявление об открытии Таллинского Дома моделей. Безусловно, подиум вряд ли можно сравнить со сценой, но на тот момент Ларисе он показался достойной альтернативой. Биография Ларисы Лужиной резко изменилась. Девушка с ростом 172 сантиметра и стройной фигурой вполне подошла для Дома моделей. Лариса с мамой жили очень бедно.
У девушки не было лишнего платья, не говоря уже о каких-то дорогих туалетах. Поэтому когда она выходила на подиум в модных и красивых нарядах, она чувствовала себя сказочной Золушкой, оказавшейся на балу. А еще Ларису называли «улыбающейся манекенщицей». В отличие от ее коллег, которые выходили на публику с каким-то отрешенным лицом, Лужина улыбалась. За это ее всегда очень тепло принимали и награждали шквалом аплодисментов. Мечты сбываются Выходя на подиум, девушка представляла, что она актриса. Лариса Лужина просто бредила сценой, и однажды случилось чудо. Ее пригласили на киностудию «Таллинфильм» для исполнения крошечной роли певицы в ночном кабаре. Фильм назывался «Незваные гости» 1959. Через несколько месяцев режиссер этой ленты переехал на ПМЖ в Англию, а снятый фильм запретили.
Но вероятно, актриса Лариса Лужина, биография которой теперь уже была немыслима вне кинематографа, родилась под счастливой звездой. С этого момента Лариса считала практикантку Лейду Лайус своей крестной матерью. Сергей Апполинариевич согласился посмотреть девушку. Для этого надо было просто приехать в Москву. Но проблема состояла в том, что у Ларисы с мамой на эту поездку не было денег. Как часто бывает, в эту ситуацию вмешался случай. Совершенно неожиданно Лужину пригласили на пробы фильма «Мир входящему», при этом «Мосфильм» оплачивал дорогу и гостиницу. Таким образом, Ларисе удалось познакомиться с Герасимовым. После того как начинающая актриса прочитала великому режиссеру монолог Ларисы из «Бесприданницы», ее дальнейшая судьба была решена — она была без экзаменов принята в мастерскую Герасимова.
После возвращения из эвакуации с мамой поселилась в Таллине у дяди Карла-Густава Трейера. На приеме в Ленинградском театральном институте Лужина осталась незамеченной, и она вернулась в Таллин. Работала на фармацевтическом заводе, затем на кондитерской фабрике «Калев». В дальнейшем поступила в секретари к министру здравоохранения, а чуть позже по совместительству стала работать манекенщицей в Таллинском доме моделей. Мечта о сцене не покидала ее. На нее обратили внимание в самодеятельности и пригласили сниматься.
Лариса Лужина: биография, личная жизнь, фильмы с актером
За всем этим целая история. И у него почти каждая песня такая. Даже та, которую он посвятил мне: «Куда мне до нее, она была в Париже». Там есть ирония, есть уязвленный мужик... Но все равно ты представляешь этого рабочего парня, который влюбился. Я считаю, что Володя был богатым внутри и, конечно, очень плодовитым. За 25 лет написать почти тысячу песен и стихов.
Написать сценарий, написать книгу... А столько сыграть! Хотя я, например, не очень принимаю его как киноактера. Мне кажется, что он сильнее как певец, бард. Как поэт. На сцене он сильнее, чем на экране.
Когда я первый раз услышала песню «Она была в Париже», то в первую минуту обиделась. Там есть такие строчки: «Да, я попал впросак, да, я попал в беду! Кто раньше с нею был и тот, кто будет после — пусть пробуют они, я лучше пережду... За кого ты меня считаешь? Я с ним долго не разговаривала. У меня никогда не было романа с Высоцким.
В фильме «Вертикаль», снятом в 1966 году, Лариса Лужина сыграла врача, а Владимир Высоцкий — радиста. Он любил ухаживать за женщинами, он был любвеобильный, он в музах находил энергию для творчества, «звезды» никакой в нем не было. Был обыкновенный земной мужик. Правда, гениальный. Со страстями. И о любви У меня, если честно, никогда не было любви!
Было четыре мужа, были влюбленности. А чувства такого настоящего — не было. Все было около любви. Я считаю себя обкраденной и обделенной. Потому что не испытала такой любви, которая описана в литературе, о которой пишут классики. Шампанское в постель, ночные разговоры до утра.
Потом скучно и неинтересно. Смотрим в разные стороны... Я преклоняюсь перед сегодняшними актрисами, которые много работают и имеют детей. Сегодня больше возможностей, больше зарабатывают, есть профессиональные няньки. В наше время ничего этого не было. Мы были опаленные войной, это тоже сказывалось.
Детство и юность Лужина Лариса Анатольевна родилась в Ленинграде сегодня — Санкт-Петербурге 4 марта 1939 года в семье штурмана дальнего плавания и домохозяйки. Вскоре началась война, Северная Пальмира оказалась в блокаде. От голода умерла сестра, от вражеского снаряда погибла бабушка, осколком тяжело ранило отца, который стал слабеть на глазах от ран и истощения. Перед голодной гибелью отец спрятал под подушку для Ларисы несколько сухариков. После прорыва блокады советскими войсками семью эвакуировали в Кемеровскую область. Лужиных поселили в городе Ленинск-Кузнецкий, мама, Евгения Адольфовна, и маленькая Лариса перестали слышать звуки бесконечных обстрелов и бомбежек. Однажды на новогоднем утреннике девочка прочитала стихотворение, и ее угостили котлетой. Ларисе аплодировали и взрослые и дети.
Аплодисменты и вкус этой котлеты актриса не забыла до настоящего времени. Война близилась к концу, и мама решила вернуться домой. После окончания войны Лужины приехали в Ленинград, но их жилплощадь была занята, и они поселились у родственников в Таллине, в крохотной шестиметровой комнатке. Жили впроголодь. Мать и девочка не гнушались любой работы. Школьную форму Ларисе шили из заводских рабочих спецовок.
В эпоху пандемии коронавируса такая помощь особенно важна.
Несмотря на многочисленные поездки, она считает, что пандемия сильно ударила по ее жизни и работе. Кроме того, от коронавируса скончался ее бывший муж. Как сейчас живет актриса Пожилая 81-летняя Лариса Лужина на днях посетила выставку Никаса Сафронова, которая была открыта в Музее Чайковского. Там она рассказала, что ситуация с коронавирусом негативно сказалась на ее работе, и сейчас она живет в основном только на пенсию. Недавно ей пришлось находиться на самоизоляции. Хотя сама она не заразилась, отец одного из ее сыновей — бывший муж Валерий Шувалов - стал жертвой вируса еще в мае. Но на этом история не закончилась.
После возвращения из эвакуации с мамой поселилась в Таллине у дяди Карла-Густава Трейера. На приеме в Ленинградском театральном институте Лужина осталась незамеченной, и она вернулась в Таллин. Работала на фармацевтическом заводе, затем на кондитерской фабрике «Калев». В дальнейшем поступила в секретари к министру здравоохранения, а чуть позже по совместительству стала работать манекенщицей в Таллинском доме моделей. Мечта о сцене не покидала ее. На нее обратили внимание в самодеятельности и пригласили сниматься.
Лариса Лужина
актриса из той эпохи, но она человек, шагающий в ногу со временем, поэтому не потерялась и в современной жизни. Свой день рождения Лариса Лужина отпразднует в арт-отеле в Подмосковье в кругу близких: сына, невестки и внуков. Несмотря на свою популярность и востребованность, Лариса Лужина совершенно непубличный человек.
Лужина, Лариса Анатольевна
В 1962 году на экраны страны вышел фильм Станислава Ростоцкого «На семи ветрах», в котором Лариса Лужина сыграла главную роль. Тайны личной жизни и подробности биографии персоны Лариса Лужина на сегодня: актуальные фото и последние новости на сайте Свой день рождения Лариса Лужина отпразднует в арт-отеле в Подмосковье в кругу близких: сына, невестки и внуков. Возраст: 85 лет. Место рождения: г. Ленинград. Рост: 167. Актриса Лариса Лужина всегда была целеустремленной и всегда добивалась поставленной цели. Лариса Лужина готовится отметить 84-й день рождения. Звезда советского кино, несмотря на солидный возраст, не позволяет себе расслабляться: она по-прежнему выходит на сцену в антрепризах, активно гастролирует и мечтает о новых больших ролях.
Лариса Лужина - биография, фото, личная жизнь, фильмы, семья, возраст и последние новости 2023
Народная артистка России Лариса Лужина — о жизни, любви и Высоцком | Лариса Анатольевна Лужина Возраст: 85 Лариса Анатольевна Лужина. Родилась 4 марта 1939 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). |
Лариса Лужина биография актрисы, фото, личная жизнь, ее мужья и сын 2021 | Биография Ларисы Лужиной заслуживает повышенного внимания со стороны ее поклонников и почитателей таланта. |
Лужина, Лариса Анатольевна
Ссылка: Источник здесь 4 марта Ларисе Лужиной, советской и российской актрисе театра и кино, Народной артистке РСФСР, исполнилось 73 года Родные Анатолия Лужина, моряка, штурмана дальнего плавания, были против того, ч. Лариса Лужина рассказала о домогательствах. Лариса Лужина о счастливом возрасте. О своей карьере Лариса Лужина говорит сдержанно. Лариса Лужина готовится отметить 84-й день рождения. Звезда советского кино, несмотря на солидный возраст, не позволяет себе расслабляться: она по-прежнему выходит на сцену в антрепризах, активно гастролирует и мечтает о новых больших ролях.
Народная артистка России Лариса Лужина - о жизни, любви и Высоцком
Лариса Лужина родилась 4 марта 1939 года в Ленинграде. О своей карьере Лариса Лужина говорит сдержанно. Лариса Анатольевна Лужина Возраст: 85 Лариса Анатольевна Лужина. Родилась 4 марта 1939 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).
Лариса Лужина - биография, новости, личная жизнь
Именно тогда Лариса решила стать актрисой [3]. Окончив школу, Лариса поехала поступать в Ленинградский театральный институт имени А. Островского , но провалилась на экзамене. Вернувшись в Таллин работала на фармацевтическом заводе, затем на таллинской кондитерской фабрике «Калев». В дальнейшем поступила в секретари к министру здравоохранения ЭССР , а чуть позже по совместительству стала работать манекенщицей в Таллинском доме моделей.
Прийти в кино ей помог случай: в 1959 году Ларису, напротив дома которой находились павильоны Таллинской киностудии , прямо с улицы пригласили на небольшую роль певицы ночного кабаре в снимавшемся тогда фильме « Незваные гости ». После выхода фильма на экран режиссёр « Ленфильма » Герберт Раппопорт предложил поступившей в 1960 году на актёрский факультет ВГИКа Лужиной одну из главных ролей в картине « В дождь и в солнце », ставшей началом профессиональной работы в кинематографе. Когда режиссёр С. Ростоцкий , готовившийся к съёмкам фильма « На семи ветрах », искал кандидата на роль Светланы, знаменитый С.
Герасимов , на курсе которого занималась Лариса Лужина, порекомендовал её на эту роль, впоследствии принесшую молодой актрисе огромную известность и любовь зрителей. В 1962 году на кинофестиваль в Канны советская делегация отправилась с картиной « На семи ветрах ». Из Таллинского дома моделей Ларисе, по старой памяти, прислали два вечерних платья. На Фестивале произошёл случай, чуть было не стоивший Ларисе дальнейшей карьеры.
На приёме один из присутствующих предложил ей станцевать твист. Когда Лариса вернулась в Советский Союз, на столе у министра культуры Фурцевой уже лежал французский журнал Paris Match с фото Лужиной и заголовком «Сладкая жизнь советской студентки». Разгневанная Фурцева вычеркнула «неприличную» актрису из дальнейших поездок.
Лайус продемонстрировала фотографию Ларисы Сергею Герасимову, что и внес предложение девушке приехать к нему на прослушивание. Лужина приехала и сумела так прочесть монолог из «Бесприданницы», что Герасимов сходу забрал её к себе на курс. В 1959-ом году женщина начала обучаться во ВГИКе.
Это была звёздная мастерская Герасимова-Макаровой. Начало карьеры Ларисы Лужиной в театре и кино Роли выполняют. Встреча с Ларисой Лужиной По советы Герасимова студентка снималась с первого курса. В киноленте «Человек не сдаётся» она показалась в ключевой роли Любы, потом была работа в «На семи ветрах» и в картине «Человек идет за Солнцем». Режиссёру киноленты «На семи ветрах» было нужно большое количество трудиться с начинающей актрисой. Сначала она не вытягивала доставшуюся ей ключевую роль Светланы.
Когда фильм заметили зрители, Лариса стала известной. В 1964-ом Лужина окончила университет. Её приглашали во МХАТ, продолжить образование, но она была занята кинофестивалями и не смогла принять приглашение, хоть и жалела позже об этом. Благодаря всё той же кинокартине, Ларису пригласили на съёмки в Германию. В том месте она в течение двух лет снималась в четырёх серийной картине «Врач Шлюттер». Она имела успех, советская актриса взяла за эту роль Национальную премию ГДР.
Лучшие фильмы Лужиной Занимательной работой в кинокарьере Ларисы стала роль в картине «Вертикаль». В том месте ей довелось трудиться с Владимиром Высоцким. В это время актриса приобретала много предложений о съёмках.
В 1990-х Лужина участвовала в антрепризах, снялась в сериале «Петербургские тайны». В 2001 она получила роль княгини Долгорукой в сериале «Тайны дворцовых переворотов». В 2002 Лужина снялась в третьем сезоне популярного детективного сериала «Марш Турецкого». В 2005 она сыграла учительницу в экранизации романа Людмилы Улицкой «Казус Кукоцкого». Новая главная роль пришла к актрисе в 2006 году с сериалом «Любовь как любовь».
В 2011 году она сыграла главную роль в рождественской мелодраме «Улыбка судьбы». Они поженились после окончания института, но через семь лет развелись. Второй раз Лариса вышла снова за оператора — Валерия Шувалова. У них родился сын Павел, однако и этот брак распался. Драматично складывался брак с актером Владимиром Гусаковым, он изменял жене и в конце концов ушел от Лужиной, едва не доведя ее до суицида. Брак с четвертым мужем Вячеславом Матвеевым также распался. У Ларисы Лужиной есть двое внуков, ее сын Павел работает звукорежиссером на «Мосфильме». Родилась 4 марта 1939 года в Ленинграде ныне Санкт-Петербург.
Советская и российская актриса театра и кино, педагог. Лариса Лужина родилась 4 марта 1939 года в Ленинграде ныне Санкт-Петербург. Отец — Анатолий Иванович Лужин, воевал в ленинградском ополчении, защищал форт «Серая лошадь» недалеко от Кронштадта, был ранен, умер от ран и голода. Мать — Евгения Адольфовна Лужина. Старшая сестра — Людмила, погибла в 6 лет во время блокады Ленинграда. Военные годы стали самым тяжелым периодом в жизни Ларисы. По ее словам, блокаду Ленинграда она пережила чудом. Сначала от осколочного ранения погибла бабушка, затем от голода — старшая сестренка Люся.
От полученных на фронте ран и недоедания скончался отец. Их с мамой эвакуировали, когда блокада уже была прорвана — отправили в Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области. Их взяла местная жительница тетя Наташа, в доме места не было, поэтому их поселили в землянке, предназначенной для хранения овощей. Когда в конце войны они вернулись в Ленинград, то обнаружили, что их квартира занята чужими людьми и жить им негде. Ларисе с мамой пришлось ехать в Таллин к дальнему родственнику — дяде Карлу, который служил прокурором и имел просторную квартиру. Лариса Лужина в детстве с мамой и бабушкой В Таллине Лариса начала заниматься в школьном драмкружке, которым руководил артист Русского драматического театра Иван Данилович Россомахин. Спектакли, поставленные под руководством Ивана Даниловича, показывали не только на школьной, но и на профессиональной сцене. Именно тогда Лариса решила стать актрисой.
После окончания школы она поехала поступать в Ленинградский институт театра, музыки и кино, но провалилась на экзамене. Вернулась в Таллин, пошла работать на фармацевтический завод — заворачивала в целлофан таблетки, потом раскладывала по коробкам. Позже мама устроила ее на кондитерскую фабрику «Калев», где сама работала. Трудилась там полтора года — делала зефир. Далее по протекции дяди Карла ее взяли работать секретаршей министра здравоохранения Эстонии — она носила министру чай, отвечала на звонки, письма. Как-то, листая в приемной свежую газету, Лариса увидела объявление о том, что в Таллине открывается дом моделей и нужны манекенщицы. Она решила попробовать. И ее взяли демонстрировать подростковую одежду.
А вскоре стали доверять выход в вечерних туалетах. Когда министр узнал, что его секретарша по совместительству работает в Доме моделей, устроил скандал и велел сделать выбор. Она вспоминала: «Даже не сомневался, что легкомысленное занятие брошу. А я ушла в манекенщицы». Именно работа на подиуме в итоге привела ее в кино: «Если бы мое решение было другим, никогда не попала бы в кино. Дом моды и киностудия находились рядом. Когда я спешила с очередного показа, меня заметил кто-то из киношников, предложил сняться в массовке, привел на студию. Фильм «Незваные гости» про шпионов».
По сценарию она должна была изображать иностранную певицу. Во время работы над фильмом она познакомилась с Лейдой Лайус, которая стала ее крестной в кино. Она-то и показала фото Лужиной Сергею Герасимову. Режиссер согласился ее просмотреть. И в итоге она стала студенткой театрального. Лариса Лужина в молодости В 1964 году окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии, мастерская С. Герасимова и Т. С 1964 года — актриса Театра-студии киноактёра.
Первой значимой работой стал фильм 1962 года «На семи ветрах» режиссера Станислава Ростоцкого, в котором она сыграла Светлану Ивашову. Ее героиня — простая русская девушка, которая приехала в захолустный городок к своему любимому. Но началась война, Игорь не встретил Светлану, а она решила остаться: ждать его возвращения и конца войны. Она ждала его всю войну там, куда он обязательно должен был вернуться. Вскоре в этом доме разместилась редакция фронтовой газеты, а когда немцы были на подходе к городу, дом превратился в госпиталь, а Светлана стала бойцом.
Лариса Лужина сообщила об этом журналистам портала aif.
Болезнь протекает без осложнений, но симптомы не позволяют ей общаться с людьми, в том числе и с репортерами, поэтому запланированные встречи приходится откладывать. Какая-то тяжелая простуда. Кашель сильный, нос заложен, очень болит голова, все тело ломит. Давайте созвонимся через несколько дней, надеюсь, мне уже будет получше и тогда поговорим», — рассказала интервьюерам Лариса Анатольевна.
Лариса Лужина - биография, фото, личная жизнь актрисы
Я бы очень расстроилась, если бы он меня в тот момент не взял, точно бы уже никуда не поехала, вообще не стала бы поступать. И так мне захотелось поступить к нему, я и говорю: «А можно я прочитаю еще один монолог? Мне очень нравился монолог Ларисы Огудаловой из фильма «Бесприданница», который я и выучила. К счастью, Герасимов разрешил мне его прочитать. Там стоял стул, а я чувствовала, что у меня дурацкий вид босиком и спросила, могу ли я сесть на стул. Он разрешил. Я начала читать, и у меня слезы полились градом.
Я рыдаю и продолжаю читать. Видимо, настолько это было все естественно, что он меня остановил и сказал, что берет на свой курс. Образование Лариса Лужина очень хотела стать актрисой и после школы поехала в Ленинград. В театральный институт был большой конкурс, и она не смогла поступить, после чего была вынуждена вернуться домой. Однако скоро ей повезёт, и она получит свою первую роль — пусть и эпизодическую. По возвращении в Таллин Лужина работала на заводе фармацевтики, а спустя некоторое время — на кондитерской фабрике.
Девушка не теряла надежды стать знаменитой и решила устроиться в Дом моделей. Обладавшую милой внешностью Ларису сразу же приняли в штат, несмотря на небольшой рост — 167 см. Лариса Лужина в молодости Читайте также: Людмила Савельева празднует 78-летие, как сложилась ее судьба Она наконец-то вышла под свет софитов — пусть не на сцену, а на подиум и без слов — и демонстрировала модные наряды. Однажды на её красоту обратили внимание и пригласили на съёмки работы «Незваные гости», где она исполнила небольшую роль певички. Съёмки проходили в Таллине. Именно благодаря Лейде Лужиной в конечном итоге удалось поступить в театральный вуз.
Подруга показала фото Ларисы Сергею Герасимову именем которого сейчас названо училище , который назначил девушке дату прослушивания. Лариса Лужина Я так думаю Лужина быстро собрала вещи и помчалась в Москву. Девушка сумела так мастерски прочесть монолог из пьесы «Бесприданница», что Герасимов без раздумий согласился принять её на свой курс. В те времена училище называли «звёздной мастерской» супругов Герасимова и Макаровой. Театр Получив диплом о высшем образовании, Лариса стала актрисой Театра-студии Киноактера, где продолжает служить по сей день. В новом антрепризном театре Союза кинематографистов «Артефакт» Лариса Анатольевна играет в спектакле режиссера Геннадия Шапошникова «Театральный анекдот», поставленном по мотивам пьесы Николая Калиты «Курица».
На сцене «Ангажемент» артистка играет Шамраеву в чеховской «Чайке». Подготовила моноспектакль по пьесе Владимира Дьяченко «Женщина в стиле осень», посвященный теме женского одиночества. Кинематограф Еще студенткой Лариса сыграла в военной драме Станислава Ростоцкого «На семи ветрах», который принес ей всенародную известность. Картина «На семи ветрах» была продемонстрирована на Каннском кинофестивале в 1962-ом году. Затем с показами этого проекта были поездки в Чехию, Швецию, Польшу и Иран. Далее Лужина снялась в нескольких лентах производства ГДР.
Немецкий режиссер Иоахим Хюбнер увидел ее на экране «На семи ветрах» и пригласил для съемок в многосерийный фильм «Доктор Шлютер», где актриса сыграла одновременно две главные роли: антифашистку Еву и ее дочь Ирену, которая после гибели матери продолжает борьбу в антигитлеровском подполье. В 1966 году артистка снялась в приключенческом фильме Станислава Говорухина про альпинистов «Вертикаль». Она предстала в образе врача Ларисы. На съемочной площадке произошло знакомством с Владимиром Высоцким. Тогда же Лужина стала прототипом персонажа его песни «Она была в Париже». В тот период актриса получала немало предложений от режиссеров.
Лариса сыграла заметные роли в таких картинах, как: «Гонщики», «Золото», «Главный свидетель», «Четвертая высота», «Расмус-бродяга», «С любимыми не расставайтесь», «Сыщик», «Петербургские тайны» и многих других.
Модель была по-настоящему счастлива, ведь наконец ей удалось выйти на подиум и показывать костюмы. В один прекрасный момент ее внешность оценили по достоинству, и Лужину пригласили на эпизодическую роль певицы в фильме «Незваные гости». На съемках в Таллине Лара приобрела знакомство с Лейдой Лайус. Именно она показала фотографию Лары Сергею Герасимову, который был очарован портретом девушки и назначил для неё прослушивание. В то время вуз считали «звёздной мастерской» семейной пары Герасимова и Макаровой. Опыт у нее уже был, и ее руководитель Сергей Герасимов одобрял подобную практику.
Лариса сыграла Любу в ленте «Человек не сдаётся». Затем работала в картинах: «На семи ветрах»; Образ Светланы в фильме «На семи ветрах» нелегко дался Ларисе. Отсутствие мастерства у молодой актрисы заставило режиссёра повозиться с ней на съёмочной площадке. Но благодаря совместным стараниям картина заслужила признание не только в стране, но и во всём мире. Фильм показали на Каннском фестивале, а потом в Швеции, Польше и Чехии. Триумф кинокартины принёс Ларисе всеобщую известность. У неё появилось множество почитателей.
Девушки мечтали быть похожей на Лужину, а молодые люди стремились поухаживать за красоткой. В 1964 году студентка окончила институт. Её пригласили работать во МХАТе, но молодая актриса была занята работой на кинофестивалях, а потому отказалась от предложения, о чём позже много раз сожалела. Лужина переехала в Германию на два года и жила там, пока работала в ленте «Доктор Шлюттер». Кинокартина была успешной, актрисе Лужиной вручили государственную награду ГДР. Знакомство с Окуджавой и Высоцким Будучи студенткой второго курса ВГИКа, Лужина познакомилась с Булатом Окуджавой, который посмотрел фильм «На семи ветрах», был очарован молодой красавицей и мечтал с ней пообщаться. Женщина до сих пор недоумевает, чем могла очаровать этого талантливого человека.
В 1966 году Лариса работала в ленте «Вертикаль». Вместе с ней на съемочной площадке был и Владимир Высоцкий, с которым актриса к тому времени уже познакомилась. Володя дружил с ее будущим мужем — Алексеем Чардыниным, часто приходил к ним в «общагу» в гости. Высоцкий приносил с собой гитару и полусухое шампанское, которое так нравилось девушке. В период съемок в картине «Вертикаль» Высоцкий часто расспрашивал Лужину о ее заграничных поездках, ведь в то время это было редкостью и единицы могли выезжать за рубеж. А Лариса к тому времени уже побывала в Варшаве, Париже, Осло.
Со спектаклями объездила всю страну. Приглашали даже за границу. Но геополитика внесла коррективы, например, гастроли в Эстонии переносили несколько раз, а сейчас вообще дорога в Таллин для артистов из России заказана. Неужели и раньше было к нам такое отношение? Возможно, я что-то не замечала, потому что свободно говорила по-эстонски, хотя и училась в русской школе. Когда я уехала в Москву, моя мама осталась жить в Таллине. Она жила там до начала 80-х. Я часто приезжала к ней. У меня ведь дедушка мамин отец — эстонец. По линии моего папы - шведские корни. Мамин дядя Карл-Густав Трейер был старым большевиком, его направили восстанавливать Советскую власть в Эстонии. Вся его семья к нам прекрасно относилась. Эстония даже в советское время была немного заграницей. Там одевались по-другому, и воспитание было другое, и даже бытовые условия были лучше. Конечно, очень обидно, что эта страна стала для нас чужой и враждебной. Я была там последний раз лет 7 назад. Мы поддерживаем отношения.
Откуда она могла тогда знать, что за его яркостью и красотой прячутся жестокость и непостоянство избалованного любовника: он заберет все, вероломно бросит и переключится на новые жертвы. Ее стали приглашать на кинофестивали, посылать в числе делегаций за рубеж. Ее Светлану узнали и полюбили все, а журналисты тут же окрестили лестным прозвищем «символ времени». В 1962 году ее фотография украсила разворот журнала «Пари Матч», посвященного Каннскому кинофестивалю. На фото Лариса отплясывала запрещенный на своей родине твист, а внизу была странная подпись: «Сладкая жизнь советской студентки». Журнал сразу лег на стол тогдашнему министру культуры Фурцевой, и «оргвыводы» не заставили себя ждать: комсомолку Лужину за границу не выпускать! И на фестиваль в Карловых Варах со своей картиной она не поехала. Но вскоре высокие начальники опять к ней подобрели. Не потому ли, что фильм «На семи ветрах» с успехом шел на экранах разных стран, приносил награды, поднимал престиж страны?.. И жизнь вновь стала казаться ей сплошным ярким и веселым праздником. В начале 60-х у Лужиной было много работы: подряд выходят фильмы «Приключения Кроша», «Тишина», «Штрафной удар» и «Большая руда». Правда, роли там не такие уж большие и не «звездные», но она верила, что это временно и все еще впереди. По сценарию Ева погибает в концлагере в первой же серии. Перед Лужиной стояла сложная задача: не только играть на немецком языке, но и создать достоверный образ немки — человека другой культуры, иной ментальности. И она так блестяще справилась с этой задачей, что режиссер И. Хюбнер решил, что она должна сыграть и дочь Евы — Ирен. Сначала немцы приняли Ларису насторожено, ревниво считая, что и своих актрис предостаточно, зачем приглашать чужую, да еще русскую. Но потом прониклись к ней симпатией, а когда фильм триумфально прошел по телеэкранам, — полюбили. За четыре года, проведенные в братской Германии, Лариса снялась в шести фильмах, в том числе в двух сериалах, получила Золотую ветвь телевидения и Национальную премию ГДР в 1966 году и приглашение играть на сцене драматического театра Карл-Маркс-Штадта. К тому времени она уже хорошо владела немецким языком, но понимала, что театр — это огромная ответственность, это работа без дублей, когда не только говорить, но и думать придется на чужом языке. А еще, несмотря на то, что в ней текла наполовину эстонская кровь, Лариса всегда чувствовала себя именно русской, со всеми достоинствами и недостатками неподдающейся трезвому расчету загадочной русской души. У нее была в Берлине своя небольшая квартира, достаточно денег, которые, к слову сказать, она так и не научилась копить, — подруга немка сама раскладывала ее деньги в конвертики, на которых надписывала, на что они предназначены. Но вскоре у Ларисы все перепутывалось из-за вечных непредвиденных расходов, потом складывалось все вместе… Несмотря на то, что к Ларисе очень хорошо относились окружающие, часто принимая за свою, ее тянуло домой. А однажды она со знакомым артистом оказалась в баре в компании подвыпивших немцев. И, услышав, как один из них, инвалид без руки, стал хвастать, как под Сталинградом косил русских солдат, заехала ему по физиономии, не сумев сдержать клокотавшую в груди обиду и ненависть. Что бы могло случиться после этого, — кто знает… Хорошо, что приятель актрисы быстро утащил ее оттуда. Тогда она окончательно поняла, что между ней и Германией всегда будут стоять погибшие отец и сестра, ее горькое детство, сломанная мамина судьба, неутихаемая боль родного народа. Картина была малобюджетной, актеры снимались в собственных костюмах в сложных горных условиях. Условия жизни были ужасными: на всех одна большая комната на турбазе в Сванетии. Там было столько мышей, что они совсем не боялись людей и бегали по спящим. Поначалу мы пугались, вскакивали, потом привыкли. Сквозь сон слышали порой жалобные звуки Володиной гитары, когда они задевали струны. Роль врача была небольшой, но Лариса с удовольствием там играла, потому что режиссер собрал отличную команду профессионалов. Альпинистское же братство со своими законами и романтикой покорили ее. На этой картине она в первый и последний раз встретится в работе с Владимиром Высоцким, хотя они были знакомы еще со студенческих лет и он дружил с ее супругом Алексеем Чардыниным. Но я в этот момент была влюблена в другого человека. Думаю, этот фильм стал таким популярным во многом благодаря песням Высоцкого. Как-то в горах он спел песню «Она была в Париже». Все поняли, что это про меня. Наверно, я погиб: глаза закрою — вижу, Наверно, я погиб: робею, а потом — Куда мне до нее — она была в Париже, И я вчера узнал — не только в нем одном! Я поначалу расстроилась: мне показалось, что он меня в ней хотел немножко обидеть: Какие песни пел я ей про север дальний! Я думал: вот чуть-чуть — и станем мы на ты, Но я напрасно пел о полосе нейтральной — Ей глубоко плевать, какие там цветы… — Хотя, скорее всего, это говорило его оскорбленное мужское самолюбие, потому что на самом деле мне песни его нравились. Хоть на ухаживания его я и не ответила. Фильм закончился, актерская компания, как водится, распалась, но с Высоцким на какое-то время сохранится нежная дружба. Он часто бывал у них дома на улице Удальцова, 12. Мы, его друзья, были полностью в курсе событий, потому что у Володи не было телефона, и он звонил в Париж отовсюду, где бывал в гостях. Я как-то шутя сказала в одном из интервью, что от нас он «наговорил» на приличную по тем временам сумму — сорок рублей. Он все сам потом вспоминал про неоплаченный счет. Думаю, песня «07» родилась благодаря и моему телефону в том числе. Но мы потом как-то отдалились: у меня была своя точка зрения на его отношения с Мариной, потому что до этого у него была любовь с одной моей подругой. А я в те годы мыслила категориями Светланы Ивашевой, и мне казалось, что он ее предал. С Алексеем Чардыниным, который впоследствии станет известным оператором, они поженились еще в институте. Лариса Лужина снималась во всех его студенческих работах. Туда могли прийти все, и когда угодно. Столько прошло через него интересных людей! Это были самые веселые годы нашей жизни. Денег было немного, а вот тяга к общению была большой. Помню, как-то ночью зашли Олег Стриженов и Вася Ливанов. И на обоях каждый нарисовал себя — они оба прекрасно рисуют. Очень здорово было. У меня вся квартира была разрисована. Началось это с моей подруги Шуры Коняевой, горнолыжницы, с которой, кстати, мы познакомились на «Вертикали».
Лужина Лариса Анатольевна
Там стояли деревянные дома, а наш дом был один каменный. Он казался очень высоким. Я помню хорошо, как мы после войны приехали в Таллин, на вокзале нас никто не встречал. Мы с мамой сели на лошадку и поехали по адресу, который был у нее записан. Нас встретил мамин дядя, он работал прокурором Таллина и жил в большой четырехкомнатной квартире, где приютил и нас. Он был истовый большевик, почитал Сталина.
В молодости брал Зимний дворец. Хотя иногда во сне до сих пор говорю на эстонском. Когда бываю в Эстонии, почти все понимаю, но говорить уже не могу. Язык ушел... Ландыши для Герасимова...
Мне всегда нравился театр, театральный кружок был самым любимым. Меня заметила эстонский режиссер Лейда Лайус, привела в студию и дала сыграть эпизод в фильме «Незваные гости». Лейда прошла всю войну, она еще с военного времени знала Герасимова, они симпатизировали друг другу. Она попросила его меня посмотреть. Я тогда жила в московской гостинице «Украина», в этом же здании была квартира, в которой Сергей Герасимов жил с Тамарой Макаровой.
Лейда все устроила. Мы вечером пришли к ним домой. Прочла стихотворение «Ландыши продают». Чувствую, что не очень. Лейда сидит, нервничает.
Он говорит: «Что еще почитаешь? Мне себя стало жалко, думала, все, проваливаюсь... Он послушал: «Ладно, хватит. Но записывать за ним было невозможно. Удивительно, рассказывал так, что дышать забывали.
Я вовсе не звезда Честно скажу, я не считаю себя талантливой актрисой. Я все про себя знаю... Я — хороший ремесленник. Не более... Я умею говорить внятно, расслабляться, двигаться правильно.
Но это все техника, которой меня научили. Поэтому у меня нет высоких картин. Я со стороны на себя смотрю и все прекрасно понимаю. Поэтому я немножко с иронией отношусь ко всему. И к своей собственной профессии, и к себе отношусь с иронией.
Я самая обыкновенная артистка и никакая не звезда.
Пришли мы в свою квартиру, а там уже другие люди живут. Дальше — Таллин, куда пришлось ехать к маминым родственникам... Папа был штурманом дальнего плавания, до войны ходил в загранку. Мама прожила с ним лишь несколько счастливых лет. В 37-м поженились, в 42-м его не стало. Умер совсем молодым, тридцати не было.
Он служил в ополчении, получил небольшое ранение. Но умер не от него — от истощения. А недавно я узнала о происхождении отца. И была потрясена! Оказалось, его фамилия по отцу — Шведэ. То есть мой дед, Иоганн Робертович, — из шведского рода, служившего ещё Петру Первому. Это очень славный род, в нём и адмиралы есть, и контрадмиралы.
Дворцовую электростанцию в Царском Селе построил один из Шведэ. В Третьяковской галерее висит портрет кисти одного из моих родственников по отцу. Дед мой был человек очень любвеобильный. Несмотря на то что имел жену и семерых детей, завёл ещё одну семью. Законную супругу оставил и 10 лет жил с незаконной — тверской крестьянкой Анной Ивановной Лужиной. Прижил от неё четверых детей, в том числе моего отца. Разумеется, незаконнорожденные дети носили фамилию матери.
Редко с кем сейчас удается поговорить на этом языке. Сериал сериалу рознь — Вы сейчас много снимаетесь. Как работается с 20-30-летними коллегами? Хорошие ребята. Хваткие такие. Время сказывается — оно сейчас бурное, энергичное. Я, например, не могу так быстро «схватывать» текст, как они.
Мне надо хотя бы ночь с ним провести — почитать внимательно, вжиться. А молодые — сходу, прямо с листа работают! Как-то сомнительно. Смотришь: вроде всё органично. Возможно, какой-то глубины в такой игре нет, и экран это выявит. Но когда наблюдаешь со стороны — здорово, ловко. Хотя сейчас же всё легко себя чувствуют перед камерой.
В советские времена — подойди к человеку с микрофоном, задай вопрос — он сразу зажмётся, дар речи потеряет. А сейчас — спокойно! Поставь любого — и он начнёт рассказывать, улыбаться. Вот и нынешние молодые актёры — они очень смелые, даже самоуверенные. Но сам принцип, по которому снимаются наши сериалы, мне кажется неправильным. Репетиций нет. Тут, конечно, сериал сериалу рознь.
Одно дело — 10-15 серий, другое — 200-300. Взять «Ликвидацию» — да, это сделано художественно. Или «Московскую сагу». Тут работали режиссёры-мастера. А большие сериалы снимают несколько режиссёров по очереди. И разные периоды: сегодня — 80-ю серию, завтра — 50-ю. Это какая-то американская система.
Но американцы всё равно проводят репетиции, а у нас: «Мотор! Вжиться — даже слова такого не произносится. У нас так: начнешь выступать, могут сказать продюсеру: «Вот этот актёр — он какой-то неконтактный, проблемный». А с проблемными поступают очень просто: в следующей серии твоего героя убивают или он надолго заболевает — и всё, тебя нет. Мы, актёры, как были крепостные, так и остались. А работать-то, на хлеб зарабатывать надо... Но в одном случае я всё же не молчу.
Когда забывают, что ты народная артистка, что у тебя уже возраст, что тебе физически трудно быть в одной гримёрке с молодыми актрисами. Тут если молчать, вообще затопчут. Я не умею ругаться, но иногда приходится требовать к себе уважения. Недавно ко мне на съёмках подошла женщина лет под сорок: «Лариса Анатольевна, я хочу артисткой стать. Можно где-нибудь этому обучиться? Я: «Есть масса театральных студий платных — пожалуйста.
И даже в 70-е годы, когда он стал выходить на сцену, когда его встречали миллионы людей, тогда он еще был запрещен. Он пел по своим друзьям, по квартирам, в комнатах и на кухнях с гитарой своей. Всегда откликался, никогда его не надо было упрашивать — сам брал гитару и то, что он новое сочинял, сам тут же исполнял своим слушателям.
Как вы считаете, что все-таки его погубило? Когда мы были с ним знакомы… Мы с ним дружили до 70-го года, ну, как дружили — общались. Вот муж мой первый, Леша, он с ним дружил, и до последних дней дружба сохранилась. Когда мы с мужем разошлись, то мы и с Володей разошлись — тем более когда он уже женился на Марине Влади, я уже с ним не встречалась. И тогда, в тот период времени, не было никаких наркотиков! У него была болезнь, это, наверное, идет от предков — болезнь алкоголизма. Это болезнь была, а не то что он не мог без водки прожить. Нет — он мог, спокойно мог по году-два не пить вообще. Но его, по-моему, все время как-то провоцировали на это.
Это естественно, потому что у нас «доброжелателей» вокруг полно, и когда сидят за столом… Обычно в застолье все происходит... Любой концерт, встреча, премьера всегда заканчиваются каким-то застольем. Володя мог не пить. Мы на «Вертикали» с ним снимались — он до этого не пил года два, и на нашей картине — 5 месяцев мы снимали — он ни разу, вообще не прикасался к спиртному! Как-то собирается, едет далеко — на север, еще куда-то — и собирается застолье… Иногда он не выдерживал. Мог одну рюмку выпить — а ему нельзя было совершенно! Организм требовал, в зависимости он был от этого. И поэтому он срывался! Поэтому он выпадал из жизни — жалко, ну ненадолго, на неделю, пока его не хватали близкие друзья, как та же Марина, которая без конца его вытаскивала из этого состояния: в больницу его возила, где промывали ему организм весь.
А у него еще организм был такой… Он действительно очень много работал — у него были и съемки, и театр, и сцена. Причем трудные спектакли, в которых он играл. И писал он по ночам в основном. Это ж сколько — если написать 800 песен и стихов — сколько нужно иметь сил и сколько нужно через себя все пропустить, чтобы сыграть и того же Хлопуша, предположим, или «А зори здесь тихие», или «Вишневый сад» — да любой взять спектакль Театра на Таганке… Когда кто-то сказал, что Марине Влади посвящено, он ответил: «Не Марине Влади эта песня посвящена, а написана для нашей Лариски Лужиной». Вы обиделись, когда он посвятил вам песню? Ну обиделась, в каком смысле — ну дурочка была. Мне не понравилась песня поначалу. Мне показалось, что она какая-то такая ироничная очень. Меня задело, что она с иронией написана.
Это действительно ироничная песня, с улыбкой. Сейчас я понимаю, что с улыбкой, причем, по-доброму написана песня. Сейчас я ее воспринимаю нормально, и даже песня мне нравится. А тогда я обиделась и даже… не разговаривала с ним. А потом я и забыла про эту песню и как-то никогда не вспоминала и даже при жизни Володи. Это потом уже после смерти заговорил Говорухин про это. Когда кто-то сказал, что Марине Влади посвящено, он ответил: «Не Марине Влади эта песня посвящена, а написана для нашей Лариски Лужиной». Был 62-й год, когда я первый раз попала во Францию, студентка 1-го курса, только на 2-й перешла, живя в общежитии, когда у нас ничего не было и непонятно чем питались... Вылетали в Париж.
Чай был у нас, который мы называли «Белая роза», потому что он был 5-6 раз заварен и он был уже слегка желтоват. И хлеб черный — такой завтрак у меня был, когда в Париж полетели. И тут мы все это увидели... Нас угощала Надежда Петровна Леже, супруга художника Леже, которая устроила нам прием — был накрыт шикарный стол. У французов есть большие изысканные блюда, и у них там стояло дерево, на котором висели лимоны, оказавшиеся мороженым! Я первый раз это видела, а сейчас, я знаю, у нас есть это все в Москве. А тогда это было для нас непонятно, что такое! А потом наш представитель сказал мне: «Знаешь, сколько этот обед стоит? Его стоимость — месячный заработок французского рабочего».
Я думаю: «Мамочка моя! Ничего особенно не купишь. Приходишь в магазин — глаза разбегаются! У нас этих вещей никогда не было! Конечно, особенно во Франции — красивые туалеты, обувь… а мы только ходили облизывались. Так ничего и не купили? А на что? На 30 франков-то не купишь! Надежда Петровна сделала подарки, купила платья, в которых мы выходили на красную дорожку.
Купила мне платье очень красивое, кружевное маленькое платье, как черное, точно такой же фасончик, но голубого цвета. Я была маленькая, худенькая. Цвет перманж — голубовато-сероватый. И плотно стоящие кружева. Вот это все, что мы могли приобрести. Даже не приобрести, а получить подарки. А сама что? Какие-то сувениры, чтоб привести в Москву кому-то. Но это самая памятная поездка.
Почему — потому что это была моя первая поездка, а во-вторых, мы там с Надеждой Леже, которая нас взяла под свое покровительство, побывали в музее Леже, который она уже построила после его смерти. У меня на кухне висят картины — но это не подлинники, конечно. В ТВ-передаче преподнесли это как подлинники, сын мне говорит: «Слушай, мам, они это так преподнесли, как будто это подлинники — смотри, чтобы тебя не обворовали, подумают, что там безумно дорогие картины». Но они очень хорошие — из ее рук, это действительно репродукции. Вот все, что там Володя написал в этой песне, я это все как раз прошла к тому времени, к 66-му году, когда начали снимать картину. А тогда все-таки был железный занавес, за границу особо не выезжали, поэтому я была единственной в нашей съемочной группе, которая побывала за границей. Поэтому я много рассказывала об этом. Потом была картина «На семи ветрах», когда я была уже достаточно популярная для того времени. Поэтому Володя это и написал «она сегодня здесь, а завтра будет в Осло».
Я, честно говоря, люблю Францию, люблю Париж. Хотя в последний раз я была там с Первым каналом — они меня туда возили на мой юбилей, снимали обо мне сюжет. Мне нравится все там — Елисейские поля, Монмартр. А живопись? Я люблю импрессионистов, Пикассо, Шагала. С Марком Шагалом была знакома — чем еще памятна поездка. Нас привез Лев Кулиджанов в гости к Марку Шагалу. Каким он мне запомнился — он был весь седой, ему было лет 60, и с голубыми-голубыми глазами, и очень добрым мне показался. Привела жена его, она бежала к врачу, в стоматологию, у нее болел зуб, и Марк нас принял у себя, показал свою мастерскую.
Тогда он занимался уже керамикой. Там было много подмастерьев — он давал им задания, а эскизы выполняли уже ремесленники его — художники, которые с ним работали. Первая картина, что бросалась сразу в глаза, — летящая свадебная пара «Над городом». Лев Александрович был с ним знаком, поэтому он вел с ним беседу а мы, девчонки, робко сидели-присутствовали при всем. И вот я запомнила историю, которую он нам рассказал. Поскольку он из Витебска, он очень любил этот город и нежно к Витебску относился, с теплом вспоминал. И он рассказал, что как только кончилась война, к нему пришел немецкий летчик-ас и сказал: «Я вам принес подарок. Вы мой любимый художник, я очень ценю ваше творчество и принес вам такой подарок». Это был злой подарок — он ему подарил фотографию Витебска.
Поскольку он был летчик, он снял город сверху, с самолета. Разрушенный Витебск. И такой город он ему подарил. И такой сделал подарок своему любимому художнику. Немецкий пилот-ас. Он показал нам эту фотографию. Чего неотвратимо жаль? Да нет, ничего. Что было, то и было.
Может быть, я зря ушла от второго мужа, когда сыну было шесть лет, и вышла замуж за другого — потому что там у меня любовь возникла. Вот об этом я жалею, потому что был и есть хороший отец у сына — Валера, хороший человек и талантливый кинооператор. Вот это надо было, может, сохранить — семью. Хотя… Павлик не лишился отца, он с ним все время общался, встречался; бывал у него на каникулах. Так что сын не был лишен отца. До сих пор мы с Валерой общаемся, на днях рождениях внуков все собираемся. Как вы расставались со вторым мужем?
Имя Лужиной прогремело на весь мир в 1962-м. После премьеры военной драмы Станислава Ростоцкого «На семи ветрах» ее вместе со съемочной группой пригласили на Каннский фестиваль. А потом Владимир Высоцкий, с которым красавица снималась в фильме «Вертикаль», слушая ее рассказы о Франции и вздыхая: «Куда мне до нее... Особенно Володю забавляла история, как, находясь в городе романтики и любви, Ларочка однажды вечером сбежала из гостиницы, чтобы прогуляться. И очень удивилась, почему в какой-то момент все мужчины вокруг стали похотливо на нее пялиться. Оказалось, сама того не понимая, она случайно забрела на «улицу красных фонарей». Объект обожания Высоцкий дружил с первым мужем Лужиной - кинооператором Алексеем Чардыниным, часто бывал у них в гостях. И несмотря на это, довольно настойчиво оказывал Ларисе знаки внимания. Но она уверяет, что не обращала на них внимания, потому что «он не герой ее романа». И только теперь Лариса Анатольевна решилась признаться, что на съемках ленты «На семи ветрах» потеряла голову от любви к оператору картины Вячеславу Шумскому. Несмотря на то что их обоих связывали семейные узы. Казалось бы, в кинофильме вместе с ней снимались харизматичные и умные Вячеслав Тихонов, Леонид Быков и Владимир Заманский, но сердце выпускницы ВГИКа, высокой зеленоглазой красавицы чаще билось именно при виде Шумского.