Ловушки в шахматах часть 5. Всё о Дзене Вакансии Все статьи Все видео Все каналы Все подборки Все видеоигры Все фактовые ответы Все рубрики новостей Все региональные новости Все архивные новости. очень важно в партии шахмат. Ловушки и комбинации одна из интереснейших тем в шахматах.
Chess Traps Pro
При этом черные зачастую переходят в атаку, реагируя на ваше открытие, но вскоре ваша стена пешек доставит им немало проблем. Белые перемещают пешку на D4, тем самым вытягивая черную пешку на D5. После этого, белые, как правило, отвечают перемещением пешки на C4. Этот маневр переносит противостояние на центр и открывает дорогу для вашего ферзя и слона. Играя за черных, переместите пешку на E6. На следующий ход белые должны переместить пешку на E4, позволив вам ответить пешкой на D5. Тем самым освободив своему слону дорогу для атаки. Забрав вашу пешку на e6, белые оставят своего короля под ударом, во избежание этого они могут переместить коня на C3. Чтобы прижать коня, переместите слона на B4. Проблема в том, что данная стратегия сработает лишь единожды, так как опытный игрок раскроет ваш план и уведет короля из-под удара. Несмотря на это, детский мат является отличным способом застать новичка врасплох и быстро одержать победу в игре.
Ни один игрок не захочет пожертвовать ферзем, только чтобы избавиться от вашего коня. Можете также выполнить идентичные ходы, но вместо того чтобы переместить ферзя по доске, оставьте его на E7, рядом с королем. Имейте в виду: детский мат получится поставить, только если вы играете с новичком, который еще не слишком хорошо разбирается в шахматах и может не разгадать ваш план. Во время партии в шахматы ваша главная задача заключается в контроле над центром доски, особенно это касается четырех полей посередине. Все потому, что оттуда можно совершать атаку в любом направлении, позволяя вам управлять темпом и ходом игры. Конь, к примеру, имеет 8 потенциальных ходов из центра доски, а по краям доски — лишь 1—2.
Кc3 - ведет в зависимости от ответа к Дебюту 3 коней или Дебюту 4 коней 3. Сc4 ведет в зависимости от ответа черных к Гамбиту Бодена-Кизерицкого или Защите 2 коней 3. Кxe5 - Классический вариант Показать больше.
Но что ж делать, поневоле приходится двигать край- нюю пешку. Не хочется сразу проигрывать. Вот, смотрите: 1. Cf 1—с4 —попробуйте здесь не пойти h7—h6, а сделать развивающий ход 3. Kg8—f6, что будет? Kf3—g5, и не видно, как защищать пешку f7. Николай пошел 4. Kf6 : d5 6. Kg5 : f7 Kpe8 : f7 7. Остался без пешки, без роки- ровки, с разбитой пози- цией. Вот вам и принципы,— продолжал он,— белые де- лают два хода кряду одной и той же фигурой и разносят черных. Вот и приходится ходить h7—h6. На еб? Это сюда, что ли? КЫ—сЗ Кеб—Ь4 9. Теперь ты проиграл! На d8 нельзя было уходить. Кеб—е7 9. Cel—g5 Креб—d7. Отправлю короля домой, а фигура-то лишняя: 6 — Не дойдет до дому: 11. КсЗ : d5 Ce6:d5 14. Нет, правда, ска- жите,— обратился он ко мне,— могут здесь черные защититься? Ведь у них лишняя фигура. Вот ты один раз зевнул, другой раз проглядел, в третий раз будет то же самое. Вы- ходит, черным и вправду нужно играть h7—h6? Kgl — f3 КЬ8—сб 3. Cfl—с4 Kg8—f6 4. Kf3—g5 d7—d5 5. Cb5—е2 h7—h6 9. Kg5—f3 е5—е4 10. Kf3—е5 Cf8—d6 11. Где здесь комбинация, где ловушка? Cb5—e2 h7—h6 9. Это отступление коня Стейниц—в то время чемпион 11 мира — предложил как но- винку в своем руководстве «Modern Chess Instructor» и фанатически отстаивал его. Cf8—с5 10. За год до этой партии Стейниц играл с Чигориным матч из двух партий по телеграфу. Тогда он про- должал в таком же точно положении 10. Теперь он при- меняет улучшение. Ce2—13 Cc5—b6 16. Фа4—h4 Cb6—c7 17. ЛП-dl f7—f5 18. Kbl—d2 Л18—f6 20. Kpgl—fl e5—e4 21. ФЙ4—h5 Лg6—g5 23. Стейниц сдался. В крайнем случае коня про- гонят, и получится, что он прогулялся туда и обратно и очередь хода как бы пере- шла к черным. Но до про- игрыша белых, разумеется, еще очень далеко. Смотрите: 1. Cfl— с4 Kg8—f6 3. КЫ—сЗ Kf6 : е4. КсЗ : е4, то сле- дует 4. Сс4—d3 d5 : е4 6. Cd3 : е4. Золотых гор черные, ко- нечно, не нажили, однако они уничтожили централь- ную пешку белых, сохранив свою, и могут развить любую легкую фигуру. Дебютного преимущества у белых нет. Зачем было брать крня на четвертом ходу? Конь хотя и резвое животное, но пока не убежит. Не лучше ли сначала 4. Кре8 : f7, и теперь 5. Полу- чится примерно вот что: 5. Ke4-g5 g7-g6. Материально силы равны, a развиты черные ничуть не хуже. КЫ—сЗ Kf6 : е4 5. КсЗ:е4 d7—d5. Сс4—d3, чтобы после 6. У черных хорошее поло- жение. Но связанный конь, выбрав удачный момент, мо- жет развязаться, натворив немало бед. Вот, посмотрите: 1. Kbl—c3 Kg8—f6 4. Cel—g5 коня связали 4. Хороший ход и, вместе с тем, ловушка. Черные при- глашают противника взять два раза на d5 и выиграть центральную пешку. Может, правда взять? КсЗ : d5 Kf6 : d5 конь развязался! Cg5 : d8. Что, если дать шах слоном? Пришлось возвратить фер- зя: любой другой ход был бы по шахматным правилам объявлен недействительным. Подведем баланс. У чер- ных конь, у белых пешка. Но они переоценили силу связки. Если бы за связанным конем стоял король, то конь дей- ствительно не смог бы ше- вельнуться. Но если речь идет лишь о ферзе, то чер- ный ферзь не дороже белого, особенно если дают фигуру в придачу. В общем, ход Сс1—g5 хо- рош, ошибкой было лишь КсЗ : d5. Эта комбинация встреча- ется во многих дебютах, и не только в открытых. Су- дите сами, вот подлинная партия из полуфинала пер- венства СССР 1929 года: 1. КЫ—сЗ Cf8—b4 4. Ф41—c2 c7—c5 5. Cel—g5 — слон связал коня, развязался, а слон, который хотел его связать, погиб. А вот еще примеры: 1. КЬ1—сЗ Kg8—f6 3. Cel—g5 d7— d6 5. Ф48 : g5. Kgl—f3 Kg8—f6 3. Cfl—c4 Kf6 : e4 4. КЫ—сЗ Ke4 : c3 5. Kpf2—el Ф68 : g5, и конь 7. Название это обманчиво. Атака Греко связана с жертвой двух пешек и ла- дьи. Одно время считали, что она основана на ловуш- ке, даже Чигорин разделял это мнение, но впоследствии 15 честь калабрийца была вос- становлена. Cfl—с4 Cf8— с5 4. Белые жертвуют пешку. Этот ход и считался ловуш- кой. В руководстве Дюф- реня — Чигорина, изданном на русском языке в 1897 году, рекомендуется здесь 7. Сс1 — d2 с таким примечанием: «Невыгодно было бы 7. КЫ—сЗ Kf6 : е4 8. Ь2 : сЗ d7—d5, и черные удерживают выигран- ную пешку». Итак, черные продолжают 7. Kf6 : е4. СсЗ : al 11. Cel—g5 Кеб—е7 13. Такие партии мне доводи- лось играть в сеансах одно- временной игры. После того как черные берут ладью, они погибают неизбежно. Но од- нажды в сеансе я пережил несколько неприятных ми- нут. Один из моих против- ников, которого я никак не мог считать выдающимся тео- ретиком, поскольку ему не исполнилось еще и двенадца- ти лет, разыграл весь этот ва- риант, взял ладью, но в ответ на 12. Сс1—g5 нестал закры- ваться конем, а, не долго думая, пошел 12... Кеб : d4. Kf3 : d4, то он берет слона — 13. Ф68 : g5, а на 14. Jlfl—el отвечает просто d7—d5. Если же я беру ферзя — 13. Cg5 : d8, то и он берет ферзя — 13. Kd4 : ЬЗ 14. Cf7 : ЬЗ Cal—f6, и черные остаются с лишним качеством и пешкой. Пришлось все же пойти на этот вариант без качества, но счастье улыбнулось мне: мой юный партнер уже через два хода прозевал фигуру. Я расставил на доске фи- гуры и показал ему, какой гениальный ход он придумал. А разрешается по теории дать шах? Я очень люблю шаховать. И он сделал за белых ход 13. Черные те- ряют ферзя. Я чуть не выругался от досады, но затем обрадовался за калабрийца Греко. Его атака выдержала испытание, вероятно, самое серьезное за все время своего существо- вания. В какой же момент черные сделали решающую ошибку? Вместо того, чтобы брать ладью, следовало играть 10... Cc4:d5 0—0 12. Это название относится к вари- анту 1. Cfl—с4 Cf8—с5 4. Однако оба эти дебюта во- все не такие уж «пиано» и «пианиссимо», как может по- казаться по названию. Вот пример. Ф61—d5, См. Вообще отступление слона на Ь6 в дебюте «спокойная игра» на руку белым. Белые центральные пешки устрем- 17 18 19 ляются вперед, напоминая уже не пешки, а скорей воин- ственных слонов. Победно трубя, они растаптывают черные поля. Cel— g5! Черные должны подумать о спасении ферзя,а тем вре- 18 менем происходят решающие события: 11. СЬб—f2-f- 12. Kpel—fl с7—сб 13. Kf3—gS JIh8—f8 15. Фе2—h5, и нет защиты от мата, а смелые пешки остались целы. Cfl — с4 Cf8—с5 4. Kf3—g5 0—0 6. Ф61—h5 h7—h6 7. Kg5 : f7 Ф08—e8 чтобы не отдавать качество 8. ФИ5—h8 x. Kg8— e7 у черных уже не было хо- рошей защиты; они теряют пешку и попадают под силь- ную атаку. Правильный ход— 4. Kg8—f6 или 4. ФИ5 : е5. Что будешь делать? Смотрите: 7. Феб : h8 Фd8—h4 9. Kpgl—hl Cc8— f5 13. В заключительном поло- жении у черных — только три легкие фигуры, а у бе- лых — ферзь, две ладьи и две фигуры. К тому же я сейчас — Красиво,— сказал Се- режа,— но вы с Блэкберном меня не убедили. Во-первых, на восьмом ходу можно было не брать ладью, а играть 8. Феб—d5-f- Сс8—еб 9. Фбб : 19 Ь7. Теперь белые за фигуру имеют уже три пешки и четы- ре шаха. Ла8—Ь8, затем 10. Ф68—h4 — полу- чится примерно то же, что и у Блэкберна. Надо либо 10. ФЬ8—d8, а самое лучшее — и то и другое. В общем, я должен проверить. Вспомни, что го- ворил Капабланка. В па- рижской «Гранд опера» идет «Севильский цирюльник». В креслах и ложах — блиста- тельное общество, парижский «бомонд». И в том числе — известный герцог Брауншвей- гский и малоизвестный граф Изуар. Оба они играли в шахматы, и по тем време- нам не очень плохо. Был в этот вечер в театре и гениальный Пауль Морфи. А он играл в шахматы очень хорошо. По всем временам. В антракте граф и герцог пригласили Морфи в свою ложу. Не знаю, насколько искусны были артисты на сцене, но в ложе в этот день было создано бессмертное произведение. Kgl — f3 d7—d6 3. Cfl—c4 Kg8—f6 7. Здесь Морфи мог выиг- рать пешку Ь7, но тогда черные разменивали ферзей— и атака белых стихала. Впро- чем, возможно было 8. Морфи, не теряя времени, заканчивает мобилизацию. КЫ— сЗ! Сс1 — g5- Каждым ходом белые раз- вивают фигуру, и теперь они — хозяева на поле боя. Ь7—Ь5 10. В игру вступает ладья. Ла8—d8 13. Лdl ; d7! Зачем белые отдали каче- ство? Чтобы без потери темпа ввести в бой вторую ладью и обеспечить подавляющее пре- восходство сил на главном участке. Помимо этих общих 20 23 соображений, Морфи рас- считал конкретный выигры- вающий вариант. Разговоры о развитии, лишних темпах и т. Если бы задуманная им комбинация не прохо- дила, он мог сыграть просто 13. Jldl—d3, имея в виду ЛЫ—dl, и забрал бы свя- занного коня d7, оставаясь с лишними пешками. Лd8 : d7 14. ЛЫ- dl Фе7—еб. Дон Базилио пел на сцене: «И, как бомба, разрываясь». Морфи сыграл 16. Kd7 : Ь8 17. Л61 — d8, мат. Если бы не эта партия, никто в целом мире не знал бы о графе Изуаре,— теперь же его имя известно миллио- нам любителей шахмат. Так гений обессмертил графа. Почему они так быстро проиграли? Следова- ло играть 3. КЬ8—d7 или 3. А какой ход самый плохой? Ф61 — Ь5. Здесь черные хотели сде- лать ход ферзем, чтобы защи- тить пешку е5, но по ошибке 21 притронулись к королю. По правилу «тронуто — схо- жено» пришлось ходить ко- ролем 2. По- следовало 3. ФЬ5 : е5 X. Нельзя же, как по заказу, так плохо играть. Вспом- ни хотя бы нашу с тобой первую встречу. Он играл с Брендой. Эмир Берды — Бренда: 1. Арчил Эбралидзе долго не делал ответного хода; сложив руки на груди, он в упор смотрел на своего партнера, а затем со вздохом написал на бланке «сдаюсь» и расписался. Мне на него неприятно смотреть. Только лучше бы судья по- ставил ноль противнику Эб- ралидзе. Секрет со- стоял в том, что человек этот хотел играть в одной партии белыми, а в другой черными и попросту переда- вать ходы одного противни- ка другому, выдавая их за свои. Если бы Ласкер и Капабланка приняли вызов, то они, по сути дела, сами того не зная, играли бы между собой. Выиграет Ка- пабланка или Ласкер — у нашего шахматиста очко. При ничьей — у него две половинки... Не знаю, удалась ли хит- рецу его затея, но мы с Бо- рисом Моновым как-то ре- шили сыграть другого рода шутку — с мастером Дуз- Хотимирским. Уважаемый мастер давал у нас в городе сеанс одновременной игры. По нашему замыслу он дол- жен был играть с самим со- бой, а мы передавали бы ему его же собственные ходы. Монов сел неподалеку от меня с таким расчетом, чтобы хорошо была видна моя доска. Затем он попросил у мастера разрешения играть белыми. Федор Иванович со- гласился. И вот начался се- анс. Дуз-Хотимирский под- ходит к моей доске, делает ход 1. Монов, играющий белыми, тоже начинает партию ходом 1. Сеансер делает полный круг, приближается ко мне, я играю 1. Монов, который видит сде- ланный мастером ход, повто- ряет его на своей доске. Дуз-Хотимирский отвечает 2. Монов белые — 3. Kgl —f3, Дуз-Хотимирский— 3. Автор черные — 3. Монов — 4. Мы в восторге от своей вы- думки, участники сеанса хо- хочут, Федор Иванович, к счастью, ничего не замечает. Наш сосед, мрачный Возни- ков, на минуту отрывает го- лову от своей доски и, узнав, в чем дело, предсказывает, что мы оба проиграем. Ведь не мо- жет Дуз-Хотимирский сам у 23 себя выиграть и при этом же самому себе не проиграть. Уж как-нибудь ты найдешь, где проиграть. Партия между тем разви- вается в бурном темпе; еще не сделано и десяти ходов, а уже назревает кризис. Дуз-Хотимирский— автор: 1. Kgl— f3 g7— g5 4. Cfl— c4 g5—g4 5.
А после этого вы занимаете еще одну свободную угловую клетку, в результате чего вы имеете 2 ряда, где не хватает всего одного крестика это показано на последнем поле схемы. Куда бы соперник ни поставил свой нолик, вы в любом случае побеждаете, имея запасную стратегию. Третий и последующие ходы крестиков. Дальнейшие ходы «крестиков» должны быть направлены на построение в ряд 3-х собственных фигур, а также на пресечение маловероятных, но все-таки возможных попыток «ноликов» поставить подряд 3 фигуры. Также, «крестики» для того, чтобы выиграть могут начинать не только с центральной клетки, но и с угловой. Подробнее об этом читайте здесь. Соотношение стратегии и тактики в шахматах Первым заговорил о роли стратегии в шахматах первый чемпион мира Вильгельм Стейниц До него чаще обращали внимание только на тактику и красивые комбинации, а Вильгельм Стейниц создал свое позиционное учение, в котором обосновал важность соблюдения стратегических правил. Из советских и российских шахматистов главными мастерами стратегии считаются Михаил Ботвинник, Анатолий Карпов Подведем итог: к шахматной стратегии относится совокупность принципов, планов, маневров и действий, которые позволяют добиться позиционного преимущества. А когда позиция одного из игроков становится стратегически подавляющей, то в ней уже возникают возможности для проведения красивых комбинаций — здесь на помощь приходит тактика. Как гласит крылатое выражение, «тактика — на службе стратегии». Самая простейшая и часто встречающаяся в любой шахматной партии. Первая диаграмма, показываемая мной детям- вот такая. Здесь если ход чёрных- то понятно что они выигрывают. Двойной удар к примеру- Ферзь В1 шах, и забирается конь. Но всё переворачивается при ходе белых!!!
Областной этап соревнований на шахматам «Дебют» состоялся в Опочке
Ь2 : сЗ d7—d5, и черные удерживают выигран- ную пешку». Итак, черные продолжают 7. Kf6 : е4. СсЗ : al 11. Cel—g5 Кеб—е7 13. Такие партии мне доводи- лось играть в сеансах одно- временной игры. После того как черные берут ладью, они погибают неизбежно. Но од- нажды в сеансе я пережил несколько неприятных ми- нут.
Один из моих против- ников, которого я никак не мог считать выдающимся тео- ретиком, поскольку ему не исполнилось еще и двенадца- ти лет, разыграл весь этот ва- риант, взял ладью, но в ответ на 12. Сс1—g5 нестал закры- ваться конем, а, не долго думая, пошел 12... Кеб : d4. Kf3 : d4, то он берет слона — 13. Ф68 : g5, а на 14. Jlfl—el отвечает просто d7—d5. Если же я беру ферзя — 13.
Cg5 : d8, то и он берет ферзя — 13. Kd4 : ЬЗ 14. Cf7 : ЬЗ Cal—f6, и черные остаются с лишним качеством и пешкой. Пришлось все же пойти на этот вариант без качества, но счастье улыбнулось мне: мой юный партнер уже через два хода прозевал фигуру. Я расставил на доске фи- гуры и показал ему, какой гениальный ход он придумал. А разрешается по теории дать шах? Я очень люблю шаховать.
И он сделал за белых ход 13. Черные те- ряют ферзя. Я чуть не выругался от досады, но затем обрадовался за калабрийца Греко. Его атака выдержала испытание, вероятно, самое серьезное за все время своего существо- вания. В какой же момент черные сделали решающую ошибку? Вместо того, чтобы брать ладью, следовало играть 10... Cc4:d5 0—0 12.
Это название относится к вари- анту 1. Cfl—с4 Cf8—с5 4. Однако оба эти дебюта во- все не такие уж «пиано» и «пианиссимо», как может по- казаться по названию. Вот пример. Ф61—d5, См. Вообще отступление слона на Ь6 в дебюте «спокойная игра» на руку белым. Белые центральные пешки устрем- 17 18 19 ляются вперед, напоминая уже не пешки, а скорей воин- ственных слонов.
Победно трубя, они растаптывают черные поля. Cel— g5! Черные должны подумать о спасении ферзя,а тем вре- 18 менем происходят решающие события: 11. СЬб—f2-f- 12. Kpel—fl с7—сб 13. Kf3—gS JIh8—f8 15. Фе2—h5, и нет защиты от мата, а смелые пешки остались целы.
Cfl — с4 Cf8—с5 4. Kf3—g5 0—0 6. Ф61—h5 h7—h6 7. Kg5 : f7 Ф08—e8 чтобы не отдавать качество 8. ФИ5—h8 x. Kg8— e7 у черных уже не было хо- рошей защиты; они теряют пешку и попадают под силь- ную атаку. Правильный ход— 4.
Kg8—f6 или 4. ФИ5 : е5. Что будешь делать? Смотрите: 7. Феб : h8 Фd8—h4 9. Kpgl—hl Cc8— f5 13. В заключительном поло- жении у черных — только три легкие фигуры, а у бе- лых — ферзь, две ладьи и две фигуры.
К тому же я сейчас — Красиво,— сказал Се- режа,— но вы с Блэкберном меня не убедили. Во-первых, на восьмом ходу можно было не брать ладью, а играть 8. Феб—d5-f- Сс8—еб 9. Фбб : 19 Ь7. Теперь белые за фигуру имеют уже три пешки и четы- ре шаха. Ла8—Ь8, затем 10. Ф68—h4 — полу- чится примерно то же, что и у Блэкберна.
Надо либо 10. ФЬ8—d8, а самое лучшее — и то и другое. В общем, я должен проверить. Вспомни, что го- ворил Капабланка. В па- рижской «Гранд опера» идет «Севильский цирюльник». В креслах и ложах — блиста- тельное общество, парижский «бомонд». И в том числе — известный герцог Брауншвей- гский и малоизвестный граф Изуар.
Оба они играли в шахматы, и по тем време- нам не очень плохо. Был в этот вечер в театре и гениальный Пауль Морфи. А он играл в шахматы очень хорошо. По всем временам. В антракте граф и герцог пригласили Морфи в свою ложу. Не знаю, насколько искусны были артисты на сцене, но в ложе в этот день было создано бессмертное произведение. Kgl — f3 d7—d6 3.
Cfl—c4 Kg8—f6 7. Здесь Морфи мог выиг- рать пешку Ь7, но тогда черные разменивали ферзей— и атака белых стихала. Впро- чем, возможно было 8. Морфи, не теряя времени, заканчивает мобилизацию. КЫ— сЗ! Сс1 — g5- Каждым ходом белые раз- вивают фигуру, и теперь они — хозяева на поле боя. Ь7—Ь5 10.
В игру вступает ладья. Ла8—d8 13. Лdl ; d7! Зачем белые отдали каче- ство? Чтобы без потери темпа ввести в бой вторую ладью и обеспечить подавляющее пре- восходство сил на главном участке. Помимо этих общих 20 23 соображений, Морфи рас- считал конкретный выигры- вающий вариант. Разговоры о развитии, лишних темпах и т.
Если бы задуманная им комбинация не прохо- дила, он мог сыграть просто 13. Jldl—d3, имея в виду ЛЫ—dl, и забрал бы свя- занного коня d7, оставаясь с лишними пешками. Лd8 : d7 14. ЛЫ- dl Фе7—еб. Дон Базилио пел на сцене: «И, как бомба, разрываясь». Морфи сыграл 16. Kd7 : Ь8 17.
Л61 — d8, мат. Если бы не эта партия, никто в целом мире не знал бы о графе Изуаре,— теперь же его имя известно миллио- нам любителей шахмат. Так гений обессмертил графа. Почему они так быстро проиграли? Следова- ло играть 3. КЬ8—d7 или 3. А какой ход самый плохой?
Ф61 — Ь5. Здесь черные хотели сде- лать ход ферзем, чтобы защи- тить пешку е5, но по ошибке 21 притронулись к королю. По правилу «тронуто — схо- жено» пришлось ходить ко- ролем 2. По- следовало 3. ФЬ5 : е5 X. Нельзя же, как по заказу, так плохо играть. Вспом- ни хотя бы нашу с тобой первую встречу.
Он играл с Брендой. Эмир Берды — Бренда: 1. Арчил Эбралидзе долго не делал ответного хода; сложив руки на груди, он в упор смотрел на своего партнера, а затем со вздохом написал на бланке «сдаюсь» и расписался. Мне на него неприятно смотреть. Только лучше бы судья по- ставил ноль противнику Эб- ралидзе. Секрет со- стоял в том, что человек этот хотел играть в одной партии белыми, а в другой черными и попросту переда- вать ходы одного противни- ка другому, выдавая их за свои. Если бы Ласкер и Капабланка приняли вызов, то они, по сути дела, сами того не зная, играли бы между собой.
Выиграет Ка- пабланка или Ласкер — у нашего шахматиста очко. При ничьей — у него две половинки... Не знаю, удалась ли хит- рецу его затея, но мы с Бо- рисом Моновым как-то ре- шили сыграть другого рода шутку — с мастером Дуз- Хотимирским. Уважаемый мастер давал у нас в городе сеанс одновременной игры. По нашему замыслу он дол- жен был играть с самим со- бой, а мы передавали бы ему его же собственные ходы. Монов сел неподалеку от меня с таким расчетом, чтобы хорошо была видна моя доска. Затем он попросил у мастера разрешения играть белыми.
Федор Иванович со- гласился. И вот начался се- анс. Дуз-Хотимирский под- ходит к моей доске, делает ход 1. Монов, играющий белыми, тоже начинает партию ходом 1. Сеансер делает полный круг, приближается ко мне, я играю 1. Монов, который видит сде- ланный мастером ход, повто- ряет его на своей доске. Дуз-Хотимирский отвечает 2.
Монов белые — 3. Kgl —f3, Дуз-Хотимирский— 3. Автор черные — 3. Монов — 4. Мы в восторге от своей вы- думки, участники сеанса хо- хочут, Федор Иванович, к счастью, ничего не замечает. Наш сосед, мрачный Возни- ков, на минуту отрывает го- лову от своей доски и, узнав, в чем дело, предсказывает, что мы оба проиграем. Ведь не мо- жет Дуз-Хотимирский сам у 23 себя выиграть и при этом же самому себе не проиграть.
Уж как-нибудь ты найдешь, где проиграть. Партия между тем разви- вается в бурном темпе; еще не сделано и десяти ходов, а уже назревает кризис. Дуз-Хотимирский— автор: 1. Kgl— f3 g7— g5 4. Cfl— c4 g5—g4 5. Kpel—fl Kg8—h6. Сейчас ты прогонишь коня, затем дви- нешь пешку вперед.
Что он будет делать? Если он пойдет g2—g3, то я шахну ферзем на ЬЗ и готово. Партия продолжается 7. Ke5—d3 f4—f3 9. До этого момента я отве- чал на ходы Дуз-Хотимир- ского лишь посмотрев, какой ход он сделал черными про- тив Монова. Но, почуяв воз- можность быстрого выигры- ша, я не смог больше ждать и сразу ответил 9. Дело ясное: на gl он уйти не может — мат; если уйдет на f2, то все равно дам шах на g2, либо возьму ладью, либо дам мат; если же уйдет на el, то пойду ферзем на g2, нападу на ладью, а когда она уйдет, заберу пешку Ь2, за- тем пешку g3, и мои пешки двинутся вперед.
За одну пешку ему придется отдать фигуру, за другую меньше ладьи не возьму... Kpfl— el ФЬЗ—g2 11. Сказав это, он вернулся на свое место, и сразу же к нему подошел мастер. Монов сыг- рал 9. ФЬ4— е7. Монов растерялся, он не думал над позицией и запом- нил лишь, что в партии про- 24 тив меня белые пошли коро- лем на el. Он автоматически делает ход 10.
Kpfl—el, на что следует 10. Cel—еЗ Фс14 : с4, и белые сдались. Я, между тем, с грустью смотрю на свою позицию и не вижу защиты против 12. Подходит Дуз-Хо- тимирский. От него я узнаю, что это начало называется гамбит Сальвио-Зильберш- мидта, а ловушка Kf2 и Cfl известна уже около ста лет. Так мы и ушли с Меновым, В. ЛЕНСКИЙ «Недавно мы были приятно изумлены чрезвычайно ин- тересным открытием: редак- ция «Всемирной Иллюстра- ции» получила несколько шахматных партий, игран- ных 40 лет назад между ли- цами, изображенными в «Оне- гине»,— между Ольгой и Ленским...
Партии писаны рукою Ольги... Везде дается мат Ленскому... А жаль, могли бы сыграть две хорошие партии... Если бы черный ферзь не пошел на g2, а остался бы стоять на месте — на ЬЗ, то последовало бы Kd3—f4, и все равно ему некуда уди- рать. Если бы на 10-м ходу ферзь ушел на h5, то 11. Kd3—f4 ФИ5—а5 12. Kf4—d5 с угрозой выиграть при по- мощи несложной, но эле- гантной комбинации: 13.
Ь2— Ь4 Фа5—а4 14. Вот она: Владимир Ленский — Ольга Ларина 1. Kgl— f3 g7—g5 4. Cfl—c4 g5—g4 5. Ленский играет гамбит Муцио — начало, модное в прошлом веке. Один из нем- ногих случаев, когда белые в дебюте жертвуют ради ата- ки целую фигуру без реаль- ных шансов быстро ее оты- грать или дать мат. Ловушка, в которую Оль- га и попадается.
На сделанный Ленским ход Ольга, если бы знала теорию, ответила 6. КЬ8—сб, она же берет пешку, которая ей совершенно не нужна. Кре8 : f7 8. ЛН : f4. Черный король остался беззащитным. Лишние две фигуры не улучшают поло- жения Ольги. Kg8—f6 10.
ФИ5—h4 d7—d6 12. Ша- ховым, который в случае победы набирал норму на звание мастера, и В. Жили- ным, который тоже обяза- тельно хотел выиграть в пос- леднем туре. Известно было, что Жилин очень тщательно 26 в течение двух дней готовил- ся к этой партии. В конце концов он решил играть за- щиту Филидора. И вот что произошло: 1. Kgl — 13 d7—d6 3.
Cfl—c4 Cf8—e7?? Черные сделали ход, ко- торый приводит к немедлен- ному проигрышу: им сле- довало играть 4. Kg8—Ь6 7. Cel : h6 О—0. В партии Жилин отве- тил 5. Kd7—Ь6 и отде- лался потерей только одной пешки, но проиграл. В чемпионате Москвы 1959 года блестяще сыграл молодой шахматист, ныне — международный мастер Ли- берзон.
Он в полуфинале на- 1. СП — с4 Cf8— е7 4. Kf3 : e5 d6 :e5 7. Черные вынуждены отве- тить g7—g6, после чего те- ряют пешку е5 и попадают в безнадежное положение. Им следовало на пятом ходу брать не конем, а пешкой. Я как раз хотел вас спросить... Kgl— f3 c7—c5 4.
Cfl—c4 Kg8—f6 5. Ф61 : g4 d7—d5 9. Фg4—f3 Фd8—d7 10. Правиль- ный ход — 3. Вторая ошибка — тактиче- ская: на пятом ходу не сто- ило уходить конем, лучше было 5. На де- вятом ходу черные могли еще отделаться потерей фи- гуры, нельзя было ходить ферзем на d7, прямо на- встречу смелой пешке, ко- торая только того и ждала, чтобы дать мат. Вот здорово!
А это как получи- лось? Хотя слоном на с4 тоже иногда играют, имея в виду вызвать шах ферзем, а затем с темпом вывести коня на f3, но я не думаю, чтобы это было хорошо. Вто- рая, грубая, ошибка —4. Здесь обязательно надо уходить королем на fl, дру- гой игры нет. Но есть одна, ко- торая, по всей вероятности, не повторится никогда, и все же я покажу ее, настоль- ко она красива и необы- чайна. Kgl—f3 Cc8—f5 4. Ла1 : a7!!
Между тем, в дейст- вительности черные вынуж- дены сдаться. Ла8 : а 7 последует сб—с7!! Неожиданность и тон- кость этой комбинации за- ключаются в том, что белая пешка может превратиться в ферзя либо на с8, двинув- шись вперед, либо на Ь8, съев коня. Черные могут защитить любое из этих по- лей, но не оба сразу. Белые достигли этого по- следним своим ходом 8. Они поставили черную ладью перед выбором — уйти с защиты восьмой гори- зонтали или погибнуть на посту. Перлис не дал Шлехтеру довести до конца эту комби- нацию, он разглядел ее после хода 7.
Черные в энд- шпиле едва не сделали ни- чью. Я еще помню, там на диа- грамме стоят три черных коня. Где черные ошиблись? А если уж вышли — надо было брать белого коня ходом раньше, до размена ферзей. Незавершенную в этой партии идею Шлехтера уда- лось до конца реализовать Алехину спустя 15 лет, прав- да, в несколько иной ситуа- ции. СП—Ь5 а7— аб 4. Cb5—а4 Kg8—f6 5.
ЛП—el b7—b5 8. Комбина- ции и ловушки. Белые обходят подводный камень. Если 10. Ф61 : d4, то 10. Cel—d2 аб—а5 14. Cd2 : а5.
Ла8:а5 17. ЬЗ : с2! Са5 :d8 Ла8 : al 18. Ь2—Ь4 с5 : Ь4. Это начало — сицилиан- ский гамбит — применяют иногда шахматисты острого стиля, чтобы избежать пози- ционных маневров, свойст- венных многим вариантам си- цилианской защиты.
Часть из них названа по региону, где впервые применили тот или иной порядок ходов. Например, первые печатные и рукописные книги по шахматным дебютам появились в Испании и Италии в эпоху Возрождения, поэтому есть дебюты, которые называются «Испанская партия» и «Итальянская партия». Они одни из самых популярных у начинающих игроков. Читайте также Принципы дебюта Чтобы хорошо играть в дебюте, важно придерживаться трех базовых правил: Занимать центр пешками и фигурами. Именно так открывается самый короткий путь к другим участкам доски, что позволяет фигурам быстро начать наступление на короля противника или при необходимости защитить своего короля.
Есть дебюты, в которых одна сторона намеренно отдает центр противнику, но они часто сложны для новичка. Развивать все фигуры. Бездействующих быть не должно. Идеальный дебют — тот, после которого все фигуры находятся на активных позициях. Сделать рокировку. Она поможет спрятать короля и ввести в игру ладью. Суть дебюта состоит в том, чтобы взять инициативу в свои руки и получить преимущество, поэтому нужно избегать тактики «как-нибудь начну, а там видно будет». Читайте также Правда или миф? Есть, например, очень острые дебюты — гамбиты. В них одна из сторон сразу жертвует пешку или даже фигуру, чтобы организовать быструю атаку на короля или получить преимущество в активности фигур или пространстве.
Когда гамбиты только появились, не принять жертву не съесть пешку или фигуру считалось дурным тоном: «вас вызвали на дуэль, а вы этот вызов не приняли». Современная теория дебютов смотрит на гамбитные продолжения иначе: всегда можно найти более спокойный вариант, который приводит к позиционной борьбе. Например, распространенная «Сицилианская защита» представляет собой сложный дебют с большим количеством острых вариантов. Его можно использовать только при наличии определенной подготовки. Иначе вместо ожидаемого успеха придется мириться с провалом в партии.
Наши задачи интерактивные, поэтому вы можете переставлять фигуры на доске и получать ответы от виртуального соперника. Для зарегистрированных пользователей предусмотрено автоматическое сохранение статуса решаемой задачи, чтобы вы могли следить за своими успехами. Вы можете выбрать любую шахматную задачу - с случайную задачу , самую популярную или самую непопулярную , и начать играть прямо сейчас!
Вы можете выбрать любую шахматную задачу - с случайную задачу , самую популярную или самую непопулярную , и начать играть прямо сейчас! Присоединяйтесь к нашей платформе и развивайте свой ум вместе с нами!
Сборник задач.
Основные шахматные ловушки
Вы увидите известные шахматные дебютные ловушки, что позволит Вам быстро получить материальное преимущиство или провести матовую атаку. В сегодняшнем видео я рассмотрю несколько ловушек в скандинавской защите, где белые уже в 10 ходов смогли выиграть. is a multi-platform project to play chess online and offline. Newbies, professionals, kids, and adults may compete with players from a whole planet.
10 ЛУЧШИХ ЛОВУШЕК ЗА ОБЕ СТОРОНЫ. Шахматы ловушки в дебюте! Шахмат
ЭТУ ОПАСНУЮ ЛОВУШКУ БОЯТСЯ 80% ШАХМАТИСТОВ Шахматы ловушки! Сервис электронных книг ЛитРес предлагает скачать книгу«Внимание ловушка!», Алексея Сокольского в pdf или читать онлайн. Оставляйте и читайте отзывы о книге на ЛитРес! Американский теоретик шахмат Джон Уотсон однажды заявил: «Ход g2-g4 – худший из всех первых ходов белых, хотя конкурировать с ним может h2-h4. Шахматы ловушки в дебюте! Шахмат 00:12:14 Храбрый Конь. Предлагаемая вниманию читателей книга содержит 333 ловушки, случившихся в шахматной практике или придуманных в ходе анализа различных дебютных построений.
Алексей Безгодов: Шахматные ловушки
В выпуске разобраны психологические шахматные ловушки, которые могут встретиться в системе Паульсена (Сицилианская защита). Данные ловушки могут быть. Скандинавская защита в шахматах за белых и черных | ловушки. Шахматные ловушки белых Начнем с ловушек для белых. Поскольку белые получают первый ход, у них с самого начала небольшое преимущество и больше вариантов ловушек. В этой статье мы рассмотрим несколько популярных шахматных ловушек, которые помогут вам удивить своих соперников и повысить свои шансы на победу. 06:50, 22 ы. Непомнящий расписался в собственном бессилии. В сегодняшнем видео я рассмотрю несколько ловушек в скандинавской защите, где белые уже в 10 ходов смогли выиграть.
Психологические шахматные ловушки!
Присоединяйтесь к нашей платформе и развивайте свой ум вместе с нами! Сборник задач.
Шахматные ловушки могут быть особенно эффективны в дебюте, когда игроки еще не успели развить свои фигуры и пешки. Наши страницы посвящены шахматным ловушкам в дебюте, включая такие дебюты, как Сицилианская защита и Испанская партия. Мы предлагаем подробные диаграммы и объяснения каждой ловушки, а также советы по тому, как избежать ее или использовать ее в свою пользу.
Русская партия защита Петрова — дебют, начинающийся ходами: 1. Kg1-f3 Kg8-f6. Стратегическая идея этого дебюта, разработанного русскими шахматистами XIX века А. Петровым и К.
Пройдя данный курс, вы сделаете первый шаг к серьезному обучению и сможете чётко определиться с направлением ваших интересов! Вы также бесплатно сможете изучить другие интересные онлайн курсы. Регистрируйтесь и получайте знания совершенно бесплатно.
На родине великого русского шахматиста определили финалиста всероссийского шахматного турнира.
Ловушки и комбинации одна из интереснейших тем в шахматах. Сервис электронных книг ЛитРес предлагает скачать книгу«Внимание ловушка!», Алексея Сокольского в pdf или читать онлайн. Оставляйте и читайте отзывы о книге на ЛитРес! Шахматные ловушки — это тактические уловки, используемые в шахматах для.
Основные шахматные ловушки
Шахматные дебюты | Chess-News Шахматы без цензуры. Отец Фируджы пожаловался, что его не пускают в игровой зал посмотреть на сына. |
Внимание ловушка! | В основном победа в шахматах достигается вашей возможностью прочитать своего противника, при этом не позволяя ему прочесть себя. |
Внимание ловушка! | очень важно в партии шахмат. |