Совет Российской академии наук по космосу принял решение начать возрождение программы исследования Луны с помощью луноходов, пишет сегодня газета «Известия».
Легенда лунной программы: Какие задачи выполнили вездеходы на Луне и почему их запуск прекратили
Роботы перешли в спящий режим в начале сентября, когда на Луне наступила ночь и у них разрядились батареи. Следующий лунный день наступил 22 сентября. Индийская организация космических исследований надеялась, что два космических корабля, работающие на солнечной энергии, пробудятся, когда солнце встанет над Луной и их солнечные панели перезарядятся. Посадочный модуль «Чандраян-3» и его лунный ровер не вышли из спячки. Дополнительные попытки разбудить их в понедельник оказались безуспешными, и ученые сообщили, что шансы на пробуждение исторического спускаемого аппарата тают на глазах.
На следующий день связь прервалась.
Программа полета «Луны-25» Почему «Луна-25» разбилась Представители Роскосмоса рассказали, что «нештатная ситуация» произошла 19 августа. Станция выдала импульс для перехода на предпосадочную орбиту, но маневр с заданными параметрами выполнить не удалось. Госкорпорация тогда не уточнила, как произошедшее повлияет на прилунение аппарата. На следующий день Роскосмос рассказал, что из-за этой «нештатной ситуации» связь со станцией прервалась. По словам представителей Роскосмоса, предварительная причина аварии — параметры полета при переходе на предпосадочную окололунную орбиту не совпали с необходимыми.
Из-за этого станция ушла на другую орбиту и столкнулась с поверхностью Луны.
Среди тех, кто управлял FLEX в ходе испытаний, был бывший астронавт Крис Хэдфилд, который в своем заявлении подчеркнул ценность мобильности астронавтов для будущих долгосрочных исследований Луны и ее заселения. Astrolab полностью разделяет подход SpaceX к быстрой итерактивной разработке новой техники - «проектировать, строить, ломать, улучшать и повторять», и надеется, что первым ровером грядущих миссий Артемис будут именно ее машины. И не удивительно, ибо все поработавшие в SpaceX перенимают подход Илана Маска к разработкам нового.
Для тех аппаратов, которые предназначались для мягкой посадки, была установлена тормозная двигательная установка.
Путь к мягкой посадке оказался чрезвычайно труден, как это было в начале освоения Луны с задачей попадания в диск ночного светила. Тогда это удалось сделать с шестой попытки. Мягкую же посадку смогла совершить только 12-я станция. Первые попытки потерпели неудачу на различных участках полёта. В одних случаях подвёл носитель, в других — система астроориентации, ещё в некоторых — тормозная двигательная установка.
Естественно, сдвинулись вправо и сроки реализации задуманного. Согласно первоначальным планам, выполнить мягкую посадку предполагалось в 1964 году, но удалось это сделать только 3 февраля 1966 года [2, 5]. На Землю был передан большой объём информации о нашей соседке. Впервые в мире передавалась телевизионная картинка непосредственно с поверхности другого небесного тела. В тот день спускаемый аппарат станции «Луна-9» прилунился в Океане Бурь.
А спустя два месяца после первой мягкой посадки первый земной аппарат был выведен на селеноцентрическую орбиту. Первым искусственным спутником Луны в истории космонавтики стала станция «Луна-10». На её борту была установлена разнообразная научная аппаратура: гамма-спектрометр для исследования интенсивности и спектрального состава гамма-излучения лунной поверхности, прибор для изучения солнечной плазмы, приборы для регистрации инфракрасного излучения поверхности Луны, регистратор метеорных частиц. Естественно, размещалась и фотоаппаратура для съёмки лунной поверхности. На орбите вокруг Луны станция активно функционировала 56 суток.
В 1966—1968 годах состоялось ещё несколько полётов станций типа «Луна». Три космических аппарата «Луна-11», «Луна-12», «Луна-14» были выведены на орбиту вокруг Луны, а одна станция «Луна-13» совершила мягкую посадку на лунную поверхность. Полёты советских автоматических станций к Луне заложили основу для возможной отправки на неё человека. Это был необходимый и, можно считать, достаточный шаг по подготовке пилотируемой экспедиции. А такая подготовка в нашей стране активно велась, но до воплощения в жизнь в силу разнообразных причин дело не дошло, несмотря на то, что в рамках подготовки пилотируемого полёта к Луне состоялось более 10 полётов беспилотных космических средств.
Все они проходили в период с 1967 по 1971 год, и аппараты запускались под обозначениями «Зонд» и «Космос». Так как в статье речь идёт только о станциях с обозначением «Луна», то эти полёты останутся за рамками рассмотрения. Советской пилотируемой лунной программе будет посвящена отдельная статья. Новые космические аппараты создавались с использованием тех технических решений, которые применялись при разработке пилотируемых средств. Их полёты в какой-то степени скрасили горечь от наших нереализованных надежд по отправке человека на Луну.
Разработкой самоходных лунных аппаратов советские конструкторы занялись ещё в начале 1960-х годов. Этим средствам передвижения по лунной поверхности, ставшим потом известными всему миру как луноходы, предназначалась роль «глаз Земли» ещё до того, как на лунную поверхность опустится человек. Они же должны были служить средством передвижения космонавтов по Луне. Лавочкина под руководством Г. Эскизный проект лунохода был утверждён осенью 1966 года, а конструкторскую документацию подготовили спустя год.
Размеры аппарата, так же, как и его масса, определялись возможностями ракеты-носителя «Протон», с помощью которой предполагалось организовать доставку. Станция «Луна-10» Луноход представлял собой установленный на самоходное шасси герметичный приборный отсек. Масса аппарата по исходному проекту — 900 килограммов, позже уменьшена до 756 килограммов. Диаметр по верхнему основанию корпуса — 2,15 метра, высота — 1,92 метра, длина шасси — 2,215 метра. Максимальная скорость передвижения по Луне — 4 километра в час.
К тому моменту, когда стало ясно, что с высадкой советского человека на Луну придётся повременить, уже были изготовлены несколько экземпляров «лунных тележек». Было решено всё же доставить их на Луну и использовать в автоматическом режиме. Впервые такую попытку предприняли 19 февраля 1969 года. Но неудача поджидала конструкторов уже в самом начале — подвела ракета «Протон», взорвавшаяся на участке выведения. После первой неудачи полёты луноходов решили отложить — на первое место вышла доставка на Землю образцов лунного грунта.
Идея о создании станций типа Е-8-5, а именно так аппарат обозначался в конструкторской документации, родилась у главного конструктора КБ имени С.
Что еще почитать
- Курсы валюты:
- Луноход НАСА через два года отправится на поиски воды на южном полюсе Луны
- Российский «луноход» могут отправить на Луну к 2026 году - Наука -
- Индийские ученые оставили луноход «Прагьян» в режиме «вечного сна»
Космические гонки США и СССР
- Telegram: Contact @roscosmos_gk
- Россия запустила в космос станцию «Луна–25» — что о ней нужно знать
- Стали известны подробности запуска российского космического аппарата на Луну
- Индийский луноход перестал выходить на связь с Землей
- Индийская лунная программа как удачное ответвление российской
Сера, алюминий и железо: индийский луноход сообщил о первых открытиях с Луны
ТАСС со ссылкой на представителя Института космических исследований РАН сообщает, что запуск первой в истории РФ лунной программы может произойти в июле 2023 года: тогда планируется вывести на. Причем важно понимать: те космические программы, которые просто попробуют воспроизвести высадки 1960-1970-х, ничего всерьез прояснить не смогут. После завершения программы «Аполлон» исследование Луны американцами было почти полностью прекращено. Сегодня, 30 августа, информационное издание «РИА Новости» со ссылкой на индийское национальное космическое агентство сообщило, что передовой индийский луноход «Прагъян».
Россия впервые за 50 лет отправит миссию на Луну. Что она там будет делать?
Эти проекты пока не включены ни в какую программу. Тяжелые аппараты с возможностью бурения реголита, отбора необходимых ископаемых и, соответственно, доставки их на Землю", - сказал Рогозин на пресс-конференции в МИА "Россия сегодня". По словам Рогозина, пока нет оснований полагать, что "Луну-25" не запустят в 2021 году. Кроме того, он отметил, что запуски "Луны-26" и -27 намечаются в 2023 и 2024 годах. Об этом стало известно из обновленного плана предстоящих миссий, который представили на 14-м международном симпозиуме по исследованиям Солнечной системы, прошедшем в Институте космических исследований РАН. В новом плане два отличия от старого.
Во-первых, слегка скорректирована дата старта станции "Луна-27".
Благодаря высокой точности спуска район посадки «Луны—27» выберут исходя из критериев максимального удобства для приоритетных научных исследований. Второй особенностью «Луны—27» будет использование как системы прямой радиосвязи с наземными станциями, так и независимого УКВ канала связи с бортом лунного полярного спутника «Луна—26». Канал УКВ будет задействован на этапе посадки зонда для передачи на борт орбитального аппарата телеметрической бортовой информации о работе всех систем и о свойствах поверхности в районе посадки.
В случае нештатной ситуации или аварии при посадке эта информация позволит полностью восстановить полную картину процесса и выяснить причину неудачи. Третья важная особенность проекта «Луна—27» — криогенное грунтозаборное устройство, которое позволит взять образцы лунного полярного реголита с глубины от 10—20 см до 2 метров и выяснить характер распределения летучих соединений по глубине. На борту зонда «Луна—27» будет установлен радиомаяк, причем будет обеспечена возможность продолжения его работы после завершения программы исследований на борту. Для этого энергопитание радиомаяка будет переведено на прямое подключение к бортовому радиоизотопному генератору.
Планируется, что «Луна—27» будет создаваться со значительным участием ЕКА: многие бортовые системы, в том числе высокоточной посадки, построят европейские специалисты. Масса зонда составит около 3000 кг, полезной нагрузки — 400 кг. Вероятно, он отправится к Луне в 2025 году с помощью ракеты «Ангара—А5» с кислородно—керосиновым разгонным блоком ДМ—03. Основная цель «Луны—28» — доставка в земные научные центры образцов лунного вещества из окрестности южного полюса.
Зонд «Луна—29» — большой луноход с «криогенным» буром — отсутствует в ФКП 2016—2025, а значит, будет реализован лишь во второй половине 2020—х годов. Помимо создания автоматических межпланетных станций, на первом этапе лунной программы будут проводиться многочисленные НИРы на тему лунной транспортной системы и лунной инфраструктуры. Финансирование на них заложено в ФКП. Предусмотрено и выделение средств на разработку сверхтяжелой ракеты: только на разработку — но не создание «в металле»!
В 2021—2023 годах новый космический аппарат два раза стартует к МКС в беспилотном варианте. ППОИ предположительно состоит из одного научно—энергетического модуля, узлового модуля, надувного жилого «трансформируемого» модуля, модуля—стапеля и одного—двух свободнолетающих модулей ОКА—Т—2. На слайдах, представленных РКК «Энергия», указаны сроки осуществления подобной миссии — 2021 г. Элементарный расчет показывает, что по такой схеме ДМ—03 может отправить в облет Луны полезную нагрузку массой не более 10—11 т.
Не ясно, как эту проблему собираются решать специалисты отрасли — будут ли использовать для доразгона маршевую двигательную установку «лунного варианта» ПТК НП или ограничатся полетом по высокоэллиптической орбите, «не дотягивающей» до Луны? И подобных расхождений в предложениях предприятий, федеральной программе и концепциях невероятно много. Документы напоминают лоскутное одеяло, а не единый законченный план. Кроме того, как показано на слайдах, в 2023 году в «концепции лунной программы» названы другие сроки — 2025 год на окололунную орбиту планируется отправить прототип буксира с двигателями малой тяги и большим грузовым контейнером груз — 10 т : будет ли это «ядерный буксир» или что—то оснащенное большими солнечными батареями?
Более логичным кажется первый вариант, однако на слайдах показан второй — с солнечными батареями. Вероятно, прототип будет иметь мощность 0. Как уже говорилось, лунные планы России не ограничиваются ФКП 2016—2025. Ученые и инженеры космической отрасли пытаются выработать также долгосрочную концепцию национальной программы освоения Луны до 2050 года.
Лунная орбитальная станция, форпост и база В соответствии с Концепцией национальной программы освоения Луны, уже в 2026 году должны начаться полеты сверхтяжелой ракеты с полезной нагрузкой на низкой околоземной орбите около 80—90 тонн. Следует отметить, что в других источниках приводятся более реальные сроки первого пуска «супертяжа» — 2028—2030 годы. В конце 2027 г. Причем сам буксир запускается сверхтяжелой ракетой, а груз — «Ангарой—А5».
На период с 2028 по 2030 год запланирована программа «Луна — орбита». На естественный спутник Земли будет отправлен многоразовый лунный автоматический корабль МЛАК «Корвет», а на окололунную орбиту — танкер с топливом для его заправки. Зонд сможет доставить с поверхности на ПТК НП который будет находиться на окололунной орбите образцы грунта. Существуют различные варианты программы, в частности предполагающие использование луноходов.
Следующим этапом освоения Луны, после 2030 года, вероятно, станет строительство станции на окололунной орбите. Станция будет состоять из энергетического запуск в 2028 году , узлового 2029 год , жилого 2030 год и складского 2031 год модулей. Режим функционирования мини—станции — посещение. Основные ее задачи: обеспечение комфортных условий жизнедеятельности космонавтов во время работы на орбите вокруг Луны и логистическое обеспечение лунных миссий.
Начиная с 2037 года потребуется замена модулей станции, выработавших свой ресурс. Долгожданные пилотируемые полеты с высадкой космонавтов на поверхность Луны запланированы также после 2030 года. Первые старты будут осуществляться по двухпусковой схеме с раздельным выведением связок из разгонных блоков и лунного взлетно—посадочного корабля, а также разгонных блоков и пилотируемого корабля. Если именно этот вариант будет утвержден, то российские космонавты впервые ступят на лунную поверхность через 15 лет после начала лунной программы и спустя 62 года после исторического полета Apollo 11.
Предусматривается один пилотируемый полет на Луну в год. С введением в эксплуатацию в 2038 г. PH сверхтяжелого класса грузоподъемностью 150——180 тонн полеты будут выполняться по однопусковой схеме с увеличением частоты до двух—трех в год. Согласно Долгосрочной программе освоения дальнего космоса, параллельно с пилотируемыми экспедициями начнется развертывание в южной полярной области Луны так называемого «лунного полигона».
В его состав войдут автоматические научные инструменты, телескопы, прототипы устройств для использования лунных ресурсов и т. Полигон будет включать в себя небольшую лунную базу — форпост. Форпост предназначен для жизни экипажа во время краткосрочного до 14 суток пребывания на поверхности Луны. В состав форпоста, вероятно, войдут модули: энергетический запуск в 2033 году , узловой 2034 год , жилой 2035 год , лабораторный 2036 год и складской 2037 год.
Модули создадут на основе опыта эксплуатации окололунной орбитальной станции. Строительство большой лунной базы запланировано лишь на 40—е годы XXI века. Модульный состав базы будет аналогичен составу форпоста, но она будет обеспечивать жизнедеятельность космонавтов в течение большего срока и обладать повышенной радиационной защитой.
Как рассказали посетители выставки, в нем действительно можно ощутить себя покорителем вселенной. Я не знаю, как там в невесомости в нем себя чувствуешь, но здесь, по крайней мере, очень уверенно, потому что знаешь, что земля. На стенде Санкт-Петербурга проходит космические викторины, мастер-классы. Тут все желающие своими руками могут изготовить собственную Луну. Делается она довольно просто, быстро.
Научтех Индийский луноход переведён в спящий режим и может не пережить ночь на Луне Он завершил свою прогулку по поверхности Луны, которая продолжалась почти две недели. Как сообщает космическая миссия Индии, луноход теперь надёжно "припаркован". Впереди его ожидает тяжёлая и очень холодная лунная ночь, возможно — "смертоносная" AFP Луноход "Чандраян-3" во время его маневрирования от лунного модуля к поверхности Луны. Индия начала исследовать поверхность спутника Земли с его помощью 24 августа, на следующий день после того, как стала первой страной, приземлившей аппарат вблизи практически неисследованного южного полюса Луны Как пишет AP, собранные луноходом данные переданы на Землю при помощи аппарата "Чандраян-3". Уже 22 сентября будет следующий восход Солнца, благодаря которому солнечная панель модуля получит новую порцию энергии, а луноход продолжит исследования на южном полюсе Луны. При этом индийцы не сообщают, нашёл ли луноход признаки замёрзшей воды на лунной поверхности, которая может помочь будущим космическим миссиям.
Российский «луноход» могут отправить на Луну к 2026 году
Сегодня, 30 августа, информационное издание «РИА Новости» со ссылкой на индийское национальное космическое агентство сообщило, что передовой индийский луноход «Прагъян». Причем важно понимать: те космические программы, которые просто попробуют воспроизвести высадки 1960-1970-х, ничего всерьез прояснить не смогут. Представители Института космических исследований РАН прибыли на космодром Восточный для проверки аппаратуры «Луны-25» перед стартом. Индийская организация космических исследований ISRO сообщила, что станция «Чандраян-3» успешно осуществила мягкую посадку на поверхность Луны. Отметим, что проект «Луна-25» был частью первого этапа российской лунной программы, которую утвердили в 2018 году.
Катастрофа «Луны-25» на Луне: Земля тоже руку приложила
Руководитель проекта по орбитальной программе Николай Ильин на стратегической сессии выступил с докладом о работе гидрометеорологических космических систем «Электро» и «Арктика-М», разработанных в «НПО Лавочкина». Лунная программа ОАЭ – это часть более широкой космической программы, куда включено также развитие околоземной космонавтики, наземных станций приема и обработки космических данных и исследование Марса. Новости про Terra (LUNA) на сегодня. На фоне наполеоновских планов конкурентов, призванных в том числе вытеснить Россию из космоса, затерялась отечественная программа «Луна-25». Главная» Новости» Луна 25 последние новости на сегодня. Программа полета станции «Луна-17» и самоходного аппарата «Луноход-1» была выполнена полностью. Ожидается, что луноход будет функционировать в течение двух недель, проводя эксперименты, в том числе спектральный анализ минерального состава лунной поверхности.
Сера, алюминий и железо: индийский луноход сообщил о первых открытиях с Луны
Экипаж советского дистанционно управляемого лунохода «Луноход-2» работает за управлением в дальнем центре космической связи, январь 1973 года. Китайский луноход «Юйту-2» и космический аппарат «Чанъэ-4», исследующие обратную сторону Луны, «уснули», чтобы переждать холодную лунную ночь, говорится в сообщении программы Китая по изучению Луны в соцсети WeChat. Причем важно понимать: те космические программы, которые просто попробуют воспроизвести высадки 1960-1970-х, ничего всерьез прояснить не смогут. Главная задача миссии — отработка базовых технологий мягкой посадки в околополярной области и проведение контактных исследований Южного полюса Луны. Запуск «Луны-25» — в августе 2023 года. Фото: НПО Лавочкина / Космический центр «Восточный».
Почему «Луна» — 25
- Падение на Луну и новый этап
- В российскую космическую программу включат тяжёлый луноход — РТ на русском
- Роскосмос потерял лунную станцию, запущунную впервые за 47 лет
- Лунная программа России на ближайшие годы: что планируется - Российская газета
- Лунная программа России на ближайшие годы: что планируется - Российская газета
Автоматы изучают Луну. Из истории советской лунной программы
Тяжелые аппараты с возможностью бурения реголита, отбора необходимых ископаемых и, соответственно, доставки их на Землю", - сказал Рогозин на пресс-конференции в МИА "Россия сегодня". По словам Рогозина, пока нет оснований полагать, что "Луну-25" не запустят в 2021 году. Кроме того, он отметил, что запуски "Луны-26" и -27 намечаются в 2023 и 2024 годах. Об этом стало известно из обновленного плана предстоящих миссий, который представили на 14-м международном симпозиуме по исследованиям Солнечной системы, прошедшем в Институте космических исследований РАН. В новом плане два отличия от старого. Во-первых, слегка скорректирована дата старта станции "Луна-27". Во-вторых, у "Луны-27" появился дублёр.
NASA уже усердно работает над созданием лунной дорожной карты, которая поможет луноходу в его путешествии. Трехмерные карты метрового масштаба были созданы с помощью программного инструмента NASA Stereo Pipeline с открытым исходным кодом вместе с суперкомпьютером Pleiades для сборки спутниковых изображений, снятых лунным разведывательным орбитальным аппаратом, с использованием метода, известного как фотоклинометрия. С ними VIPER будет меньше шансов упасть в кратеры или перевернуться, пытаясь подняться по слишком крутому склону. В отличие от своих собратьев с Марса, VIPER не придется так сильно полагаться на автоматизацию благодаря значительно более короткому времени задержки сигнала — 6-10 секунд по сравнению с 15-20 минутами, необходимыми для контакта с Марсом. После того, как VIPER завершит свою миссию, исследователи NASA должны иметь гораздо более широкое и подробное представление о том, где находятся водные месторождения в регионе. Можно было бы загнать луноход в самый глубокий и темный кратер, который он может найти, чтобы увидеть, что же там можно найти в таком случае можно не рисковать потерять луноход, миссию то он свою уже выполнил. Другой вариант — припарковать его на самом высоком и наиболее освещенном холме реголита, который можно будет найти, и надеяться, что его можно будет оживить после того, как регион погрузится в полную темноту от 6 до 9 месяцев. Стоит ли NASA делать это, стоит ли денег? Это те сделки, которые предстоит совершить агентству». Подписывайтесь на T4S.
Естественно, размещалась и фотоаппаратура для съёмки лунной поверхности. На орбите вокруг Луны станция активно функционировала 56 суток. В 1966—1968 годах состоялось ещё несколько полётов станций типа «Луна». Три космических аппарата «Луна-11», «Луна-12», «Луна-14» были выведены на орбиту вокруг Луны, а одна станция «Луна-13» совершила мягкую посадку на лунную поверхность. Полёты советских автоматических станций к Луне заложили основу для возможной отправки на неё человека. Это был необходимый и, можно считать, достаточный шаг по подготовке пилотируемой экспедиции. А такая подготовка в нашей стране активно велась, но до воплощения в жизнь в силу разнообразных причин дело не дошло, несмотря на то, что в рамках подготовки пилотируемого полёта к Луне состоялось более 10 полётов беспилотных космических средств. Все они проходили в период с 1967 по 1971 год, и аппараты запускались под обозначениями «Зонд» и «Космос». Так как в статье речь идёт только о станциях с обозначением «Луна», то эти полёты останутся за рамками рассмотрения. Советской пилотируемой лунной программе будет посвящена отдельная статья. Новые космические аппараты создавались с использованием тех технических решений, которые применялись при разработке пилотируемых средств. Их полёты в какой-то степени скрасили горечь от наших нереализованных надежд по отправке человека на Луну. Разработкой самоходных лунных аппаратов советские конструкторы занялись ещё в начале 1960-х годов. Этим средствам передвижения по лунной поверхности, ставшим потом известными всему миру как луноходы, предназначалась роль «глаз Земли» ещё до того, как на лунную поверхность опустится человек. Они же должны были служить средством передвижения космонавтов по Луне. Лавочкина под руководством Г. Эскизный проект лунохода был утверждён осенью 1966 года, а конструкторскую документацию подготовили спустя год. Размеры аппарата, так же, как и его масса, определялись возможностями ракеты-носителя «Протон», с помощью которой предполагалось организовать доставку. Станция «Луна-10» Луноход представлял собой установленный на самоходное шасси герметичный приборный отсек. Масса аппарата по исходному проекту — 900 килограммов, позже уменьшена до 756 килограммов. Диаметр по верхнему основанию корпуса — 2,15 метра, высота — 1,92 метра, длина шасси — 2,215 метра. Максимальная скорость передвижения по Луне — 4 километра в час. К тому моменту, когда стало ясно, что с высадкой советского человека на Луну придётся повременить, уже были изготовлены несколько экземпляров «лунных тележек». Было решено всё же доставить их на Луну и использовать в автоматическом режиме. Впервые такую попытку предприняли 19 февраля 1969 года. Но неудача поджидала конструкторов уже в самом начале — подвела ракета «Протон», взорвавшаяся на участке выведения. После первой неудачи полёты луноходов решили отложить — на первое место вышла доставка на Землю образцов лунного грунта. Идея о создании станций типа Е-8-5, а именно так аппарат обозначался в конструкторской документации, родилась у главного конструктора КБ имени С. Лавочкина Г. Бабакина задолго до того, как «лунная гонка» подошла к своему финалу. Он полагал, что аппараты подобного типа полетят не только на Луну, но и на другие планеты. Но в конце 1960-х годов не было задачи важнее, чем опередить американцев, поэтому и делали станцию только в лунном варианте. За основу была взята посадочная ступень Е-8, которую разрабатывали для доставки лунохода. Вместо самоходного устройства на ней планировалось установить бур для взятия образцов, а доставку грунта на Землю обеспечить ракетой «Луна — Земля». Масса станции должна была составлять приблизительно пять тонн. С началом полётов по этой программе очень спешили. Очень хотелось получить образцы лунного грунта ещё до того, как это сделают американцы. Но тем не менее первую станцию смогли подготовить к старту только летом 1969 года, когда до старта «Аполлона-11» оставалось совсем немного времени. Как это часто бывает, первый блин вышел комом. Первая попытка запустить станцию типа Е-8-5 была предпринята 14 июня 1969 года. Из-за ошибки в системе управления не произошёл запуск двигательной установки блока «Д». Станция не вышла даже на околоземную орбиту.
Два лунохода должны были детально обследовать предполагаемые районы прилунения и выполнять роль радиомаяков при посадке лунного корабля. Планировалось использовать луноход еще и для транспортировки космонавта на поверхности Луны. Создание лунохода было поручено Машиностроительному заводу им. Лавочкина ныне НПО им. Машиностроительный завод имени С. Лавочкина отвечал за разработку всего космического комплекса, в том числе и за создание лунохода, а ВНИИ-100 — за конструирование самоходного шасси с блоком автоматического управления движением и системой безопасности движения. Эскизный проект лунохода был утвержден осенью 1966 г. К концу 1967 г. Он состоял из двух основных частей: восьмиколесного шасси и герметичного приборного контейнера. Каждое из 8 колес шасси было ведущим и имело электродвигатель, расположенный в ступице колеса. В приборном контейнере лунохода помимо служебных систем находилась научная аппаратура: прибор для анализа химического состава лунного грунта, прибор для исследования механических свойств грунта, радиометрическое оборудование, рентгеновский телескоп и лазерный уголковый отражатель французского производства для точечного измерения расстояний. Контейнер имел форму усеченного конуса, причем верхнее основание конуса, служащее радиатором-охладителем для сброса тепла, имело больший диаметр, чем нижнее. На время лунной ночи радиатор закрывался крышкой.
«Луна-25»: почему разбилась первая российская лунная станция и что нужно знать о миссии
Луноход НАСА через два года отправится на поиски воды на южном полюсе Луны | Ожидается, что луноход будет функционировать в течение двух недель, проводя эксперименты, в том числе спектральный анализ минерального состава лунной поверхности. |
В 2023 году NASA запустит в космос новый луноход VIPER. Чем он займется? | Китайский луноход «Юйту-2» и космический аппарат «Чанъэ-4», исследующие обратную сторону Луны, «уснули», чтобы переждать холодную лунную ночь, говорится в сообщении программы Китая по изучению Луны в соцсети WeChat. |
Лунная программа СССР: о чем рассказали рассекреченные документы | После завершения программы «Аполлон» исследование Луны американцами было почти полностью прекращено. |
Роскосмос потерял лунную станцию, запущунную впервые за 47 лет, 21 августа 2023 года | Если VIPER успешно опустится на поверхность Луны, он станет первым рабочим луноходом NASA за последние 50 лет. |
В освоении Луны могут принять участие возрожденные луноходы - Парламентская газета | Экипаж советского дистанционно управляемого лунохода «Луноход-2» работает за управлением в дальнем центре космической связи, январь 1973 года. |
Догнать и перегнать: за чем летит «Луна-25»?
Индийская организация космических исследований (ISRO) сообщила о завершении основной научной программы лунохода миссии «Чандраян-3» и его переводе в режим спячки. макет "Лунохода-1" с автоматической станции "Луна-17" во время испытаний. Руководитель проекта по орбитальной программе Николай Ильин на стратегической сессии выступил с докладом о работе гидрометеорологических космических систем «Электро» и «Арктика-М», разработанных в «НПО Лавочкина». Советская лунная программа. Осенью 2021 года "Российские космические системы" рассекретили для "Известий" уникальный исторический документ о плане полета советского пилотируемого корабля на Луну. Проект «Луна-25» — единственная на сегодняшний день возможность отстоять амбиции России как космической державы по этому направлению. Напомним, лунная миссия "Чандраян-3" с луноходом на борту запущена 14 июля. Индийское космическое агентство уточняло ранее, что вывело станцию на орбиту Луны, а 23 августа "Чандраян-3" мягко приземлился в районе малоизученного Южного полюса.
В 2023 году NASA запустит в космос новый луноход VIPER. Чем он займется?
Луноход (космическая программа) — Википедия | Напомним, лунная миссия "Чандраян-3" с луноходом на борту запущена 14 июля. Индийское космическое агентство уточняло ранее, что вывело станцию на орбиту Луны, а 23 августа "Чандраян-3" мягко приземлился в районе малоизученного Южного полюса. |
Российская лунная программа: когда и зачем мы полетим на Луну? | «Луна-3» в павильоне «Космос» на ВДНХ. |
Индийский луноход перестал выходить на связь с Землей | Индийская организация космических исследований (ISRO) показала видео, на котором запечатлен разворот лунохода "Прагьян". |
Луноход НАСА через два года отправится на поиски воды на южном полюсе Луны | Техкульт | Чтобы выполнить эту задачу, в 2023 году аэрокосмическое агентство NASA отправит на Луну свой первый за последние 50 лет луноход. |
Лунные робособаки, дом-луноход и устойчивые бактерии на МКС
И когда луноход оказывается в трясине реголита, он может повернуть эти колеса вбок, действуя как совки, чтобы тянуться вперед. Более того, подвеска позволяет вездеходу поднимать каждое колесо независимо, как ногу. NASA уже усердно работает над созданием лунной дорожной карты, которая поможет луноходу в его путешествии. Трехмерные карты метрового масштаба были созданы с помощью программного инструмента NASA Stereo Pipeline с открытым исходным кодом вместе с суперкомпьютером Pleiades для сборки спутниковых изображений, снятых лунным разведывательным орбитальным аппаратом, с использованием метода, известного как фотоклинометрия. С ними VIPER будет меньше шансов упасть в кратеры или перевернуться, пытаясь подняться по слишком крутому склону. В отличие от своих собратьев с Марса, VIPER не придется так сильно полагаться на автоматизацию благодаря значительно более короткому времени задержки сигнала — 6-10 секунд по сравнению с 15-20 минутами, необходимыми для контакта с Марсом. После того, как VIPER завершит свою миссию, исследователи NASA должны иметь гораздо более широкое и подробное представление о том, где находятся водные месторождения в регионе. Можно было бы загнать луноход в самый глубокий и темный кратер, который он может найти, чтобы увидеть, что же там можно найти в таком случае можно не рисковать потерять луноход, миссию то он свою уже выполнил. Другой вариант — припарковать его на самом высоком и наиболее освещенном холме реголита, который можно будет найти, и надеяться, что его можно будет оживить после того, как регион погрузится в полную темноту от 6 до 9 месяцев.
Стоит ли NASA делать это, стоит ли денег?
Роскосмос заявляет, что будет строить лунную базу с помощью аддитивных технологий 3D-печать и местных ресурсов. После 2035 года Россия намерена завершить постройку лунных баз.
И каждой из них впечатляющие планы по освоению Луны, и участники заинтересованы в тесном сотрудничестве друг с другом, когда дело дойдет до лунных станций, пилотируемых миссий и высадке людей на спутнике. Однако другие страны тоже занимаются исследованием Луны. Индия успешно запустила миссии «Чандраян-1» и «Чандраян-2».
Первый аппарат был выведен на лунную орбиту с помощью модернизированной версии индийской ракеты-носителя PSLV-XL в 2008 году. Зонд достиг поверхности Луны, сделав жесткую посадку. Он сообщал данные, обрабатываемые с помощью масс-спектрометра, альтиметра и видеокамеры.
В обеих индийских миссиях участвуют научные приборы других стран, в частности, НАСА. За счет этой миссии Индия становится четвертой страной мира, которая осуществит посадку на Луне. Небольшие успехи в освоение Луны делает и Израиль.
Аппарат Beresheet от частной компании SpaceIL вышел на лунную орбиту, однако разбился во время мягкой посадки. В компании заявили о начале работ Beresheet 2. В 2023 Япония и Индия планируют отправить к южному полюсу Луны совместную миссию для поисков воды.
Японская сторона предоставит для запуска новую тяжелую ракету H-3 и управляемый луноход, а Индия — посадочный модуль. Ранее Япония также объявила о планах исследовать Луну роботами.
Предполагалось, что перед осуществлением высадки космонавта на Луну будут отправлены два лунохода для выбора основного и запасного районов прилунения. В запасной район впоследствии должна была сесть в автоматическом режиме резервная беспилотная лунная кабина. В основном районе прилунилась бы лунная кабина с космонавтом. Основной режим посадки лунной кабины предполагался автоматическим — на радиомаяк лунохода. Если же при посадке основной лунный корабль получал повреждения, которые не позволили бы ему стартовать с Луны, то космонавт должен был воспользоваться одним из луноходов для поездки к резервной лунной кабине. Космонавт также мог использовать луноход как транспорт для себя и перемещаемого оборудования. На таком модифицированном луноходе предполагалось иметь запас кислорода, разъёмы для шлангов лунного скафандра, место космонавта в виде небольшой площадки с пультом управления в передней части аппарата. Масса машины по исходному проекту — 900 кг, диаметр по верхнему основанию корпуса — 2150 мм, высота — 1920 мм, длина шаси — 2215 мм, Колея — 1600 мм.
Колёсная база — 1700 мм.
Ранее сообщалось, что в 2021-2022 годах Россия отправит на Луну посадочную станцию "Луна-25", в 2024 году - орбитальную станцию "Луна-26", в 2025 году - посадочную станцию "Луна-27". Создание этих станций включено в действующую Федеральную космическую программу РФ до 2025 года. Кроме того, в 2027 году намечается отправка на Луну тяжелой посадочной станции Луна28 для взятия грунта и его доставки на Землю, а также станции Луна29 для доставки тяжелого лунохода. Эти проекты пока не включены ни в какую программу. Тяжелые аппараты с возможностью бурения реголита, отбора необходимых ископаемых и, соответственно, доставки их на Землю", - сказал Рогозин на пресс-конференции в МИА "Россия сегодня". По словам Рогозина, пока нет оснований полагать, что "Луну-25" не запустят в 2021 году.
Кроме того, он отметил, что запуски "Луны-26" и -27 намечаются в 2023 и 2024 годах.
Индийская лунная программа как удачное ответвление российской
К нему выстраиваются очереди. Как рассказали посетители выставки, в нем действительно можно ощутить себя покорителем вселенной. Я не знаю, как там в невесомости в нем себя чувствуешь, но здесь, по крайней мере, очень уверенно, потому что знаешь, что земля. На стенде Санкт-Петербурга проходит космические викторины, мастер-классы.
Тут все желающие своими руками могут изготовить собственную Луну.
Также во время посадки лунохода Масс-Спектрометр для Наблюдения за Лунными Операциями MSolo будет отбирать пробы газов, выбрасываемых во время приземления, в поисках случайных атомов водорода. Когда миссия LCROSS запустила зонд на поверхность Луны, она измерила и проанализировала результирующий выброс водяного льда, используя вариации девяти коммерчески доступных инструментов. Хотя это и не является непосредственно частью самой миссии, другие блоки инструментов, которые будут приземляться на борт VIPER, также будут доставлены на Луну как в 2021, так и в 2022 году в рамках программы NASA Commercial Lunar Payload Services для использования в различных экспериментах. Это послужит своего рода «круизом» для инструментов, позволяя команде VIPER увидеть, как снаряжение, которое они отправляют, будет работать в реальных условиях.
А если они полностью выйдут из строя... Хотя это не будет первый колесный аппарат, который пересечет Луну, это будет первый автономный аппарат, выполняющий гораздо более важную миссию, чем переброска астронавтов. Но Луна — суровая и беспощадная хозяйка, представляющая совершенно уникальный набор проблем, с которыми не сталкиваются более крупные марсоходы, которые в настоящее время ползают по Красной Планете. Во-первых, у Марса есть хотя и тонкая атмосфера, а у Луны ее нет, «когда холодает, то становится невероятно холодно, а когда теплеет, то все раскаляется», — сказал Эндрюс. Более того, на Южном полюсе, где VIPER будет рыскать, солнце редко поднимается выше 10 градусов над горизонтом, что вызывает «невероятно длинные тени», — продолжил он.
А еще есть реголит — острая, как бритва, электростатически заряженная, коварно агрессивная почва Луны.
Масса машины по исходному проекту — 900 кг, диаметр по верхнему основанию корпуса — 2150 мм, высота — 1920 мм, длина шаси — 2215 мм, Колея — 1600 мм. Колёсная база — 1700 мм. Диаметр колёс по грунтозацепам — 510 мм при ширине в 200 мм. Диаметр приборного контейнера — 1800 мм. Гермокорпус «Лунохода» является основной частью конструкции и служит платформой для аппаратуры бортовых систем и её защиты от воздействия внешней среды.
Гермокорпус выполняет также функции платформы для шасси и служит для крепления на нём элементов ходовой части. Корпус имеет форму перевёрнутого усечённого конуса с выпуклыми верхним и нижним днищем. С целью уменьшения массы корпус изготовлен из магниевых сплавов. Верхняя поверхность корпуса используется как радиатор-охладитель системы терморегуляции, закрываемый на ночь крышкой с солнечной батареей для сохранения тепла.
Аппараты «Чанъэ-1» и «Чанъэ-2» позволили сделать карту поверхности Луны. В 2013 году «Чанъэ-3» с луноходом «Юйту» совершила на Луну. Преуспел Китай и в исследовании обратной стороны спутника. Там в 2019 успешно сел «Чанъэ-4». Помимо уже стандартных процедур вроде сбора грунта и фотографировании поверхности, зонд провел био-эксперимент по созданию замкнутой экосистемы: на станции были посажены семена хлопка, одно из которых проросло, но затем погибло из-за холодной лунной ночи.
Кроме того, по сей день «Чанъэ-4» отправляет на Землю снимки поверхности обратной стороны спутника. Миссия также анализирует радиосреду, чтобы оценить возможности для последующего размещения здесь радиотелескопов. Еще больше впечатляющих миссий ожидается у Китая впереди. Зонд «Чанъэ-5» будет снабжен искусственным интеллектом как, впрочем, и два предыдущих аппарата. В декабре 2019 года ему предстоит с помощью отработанных схем прилунения и старта добыть лунный грунт и горные породы спутника, а затем вернуться на Землю. Запланированные миссии «Чанъэ-6, 7, 8» станут роботизированными исследовательскими станциями у южного полюса Луны. В дальнейших планах Китая — отправить своих астронавтов и построить международную лунную исследовательскую станцию МЛИС. Для этого проекта в Поднебесной готовы сотрудничать с другими странами и частными компаниями, которые развернули собственные проекты по исследованию Луны. США После завершения программы «Аполлон» исследование Луны американцами было почти полностью прекращено.
Их целью стали анализ лунной поверхности и поиск воды. Кроме того, LRO осуществила съемку лунных модулей, посадочных площадок и элементов оборудования, оставшихся после миссий «Аполлон».