Вдова Михаила Пуговкина — о самом счастливом периоде жизни народного артиста. Вот, что предложил Михаилу Пуговкину генерал-майор Федор Раевский, начальник училища. Эксцентрик Пуговкин учился в Школе-студии МХАТ, был там любимцем Ивана Москвина и других мастеров внутреннего перевоплощения. Ученик электромонтёра с тремя классами образования, фронтовик, отчисленный за неуспеваемость студент — всё это факты из биографии Михаила Пуговкина, одного из самых популярных и любимых актёров советского кино!
100 лет со дня рождения Михаила Пуговкина: Вспоминаем пять лучших ролей артиста
Пуговкин Михаил Иванович (настоящая фамилия Пугонькин) (13.7.1923, село Рамешки, Чухломской уезд, Костромская губерния, ныне Чухломской район, Костромская область – 25.7.2008, Москва), российский актёр, народный артист СССР (1988). Михаил Пуговкин вспоминает: «Он был из тех самых Раевских, что прославились в войну 1812 года. Биография Михаила Пуговкина, личная жизнь, фото, рост, возраст, фильмография и последние новости об актере на Пуговкин, Михаил Иванович — Михаил Иванович Пуговкин Имя при рождении: Михаил Иванович Пугонькин Дата рождения: 13 июля 1923(1923-07-13) Место рождения: дер. Рамешки, Чухломской уезд, Костромская губерния, РСФСР, СССР Дата смерти: 25 июля 2008(2008-07-25). Михаил Пуговкин был награжден орденами "Знак Почета" (1983), "За заслуги перед Отечеством" IV степени (2002), Почета (2003), "За заслуги" III степени (Украина, 1999). Михаил Пуговкин ушёл добровольцем на фронт в первые дни войны.
100 лет со дня рождения Михаила Пуговкина: Вспоминаем пять лучших ролей артиста
Актер Михаил Пуговкин Актер Михаил Пуговкин. Пуговкин появился на свет теплым летним днем 1923 года в деревне Рамешки. Вот, что предложил Михаилу Пуговкину генерал-майор Федор Раевский, начальник училища. Михаил Пуговкин родился 13 июля 1923 года в селе Рамешки, Ярославская область. самой «звездной» ролью Михаила Пуговкина в 50-е годы стала роль бывшего матроса Захара Силыча в фильме режиссера Ивана Лукинского «Солдат Иван Бровкин». самой «звездной» ролью Михаила Пуговкина в 50-е годы стала роль бывшего матроса Захара Силыча в фильме режиссера Ивана Лукинского «Солдат Иван Бровкин».
Актер Михаил Пуговкин: биография
Так вы артист, удивляется генерал, тогда вот что. Офицера из вас делать не буду, все равно толку от вас не будет. Дам я вам квартиру, офицерский паек, но чтобы каждый месяц в училище была новая программа самодеятельности. Сейчас училище находится в Благовещенске. Там на стене висит мой портрет, и в книге об училище есть моя фотография.
Мне это очень приятно». В 1946 году Пуговкина отпустили из танкового училища в Москву, доучиваться. Через год Школа-студия при МХАТе была им благополучно закончена, и, преисполненный романтики, наш герой отправился на край земли — в Мурманск, в Театр Северного флота. Одной из первых его ролей в труппе этого театра был Олег Кошевой в «Молодой гвардии».
Стоит отметить, что именно тогда Пуговкин в первый раз женился — «его женой стала молодая актриса. В 1948 году Пуговкин покинул Театр Северного флота и перебрался в Вильнюс. Но и там он не задержался — в 1950 году вернулся в Москву и поступил в Театр Ленинского комсомола, которым тогда руководили Берсенев, Гиацинтова и Бирман. Во время работы в этом театре с ним произошла забавная история.
Рассказывает Михаил Пуговкин: «Я играл буденновского бойца, а Буденный сидел в первом ряду. Текст такой: «Какое у вас впечатление от Буденного? И прямо на него гляжу. Гиацинтова после спектакля спросила: «Семен Михалыч, а какое на вас впечатление произвел боец Пуговкин?
За это я сразу получил комнату». Между тем работа в театре не слишком привлекала нашего героя — главных ролей ему там практически не предлагали, а те, которые он играл, его чаще всего не устраивали. Поэтому главной рабочей площадкой для Пуговкина стало кино. Вот там он действительно был нарасхват.
Например, в одном только 1952 году он снялся сразу в трех картинах: «Максимка» роль Артюхина , «Адмирал Ушаков» и «Корабли штурмуют бастионы» роль Пирожкова ; в 1953-м — в четырех картинах: «Верные друзья» роль зав клубом , «Мы с вами где-то встречались» эпизод , «Ревизоры поневоле» роль шофера , «Школа мужества» роль Шмакова ; в 1954-м — в пяти: «В один прекрасный день» роль Панаса Чушко , «Доброе утро» роль завмагазином , «Земля и люди» роль Гошки Хвата , «Крушение эмирата» роль Ясного. Однако самой «звездной» ролью Пуговкина в 50-е годы стала роль бывшего матроса Захара Силыча в фильме режиссера Ивана Лукинского «Солдат Иван Бровкин». Именно после нее к Пуговкину пришла настоящая слава. В прокате 1955 года картина заняла 1-е место, собрав на своих просмотрах 40,37 млн.
На волне этого успеха в 1957 году было снято продолжение — «Иван Бровкин на целине». И вновь успех у зрителей — 2-е место в прокате 1958 года. В том же году Пуговкин сыграл еще одну из самых своих известных киноролей — в фильме режиссера Николая Досталя «Дело пестрых» он превратился в матерого вора-рецидивиста Софрона Ложкина. В прокате 1958 года картина заняла 4-е место, собрав 33,73 млн.
Вот что писала критик И. Шилова об этой роли Пуговкина: «Софрон Ложкин — уголовник со стажем, темный, страшный. Движения у него уверенные и целесообразные. Настигла Софрона милиция, перекрыла все выходы из дома.
Он сдается сразу, поняв безысходность, но не смиряется: сидит на диване, подобрав босую ногу, не поворачивая головы, только точечки-глазки внимательно, но незаметно наблюдают за обыском. Найдена улика — перчатка. Остервенело натягивает ее Софрон на руку, не понимая, что это почти признание. Впрочем, все равно ничего не боюсь, ничего не скажу.
Посадите — сбегу. И сбежал. Обросший, в ватнике, подчеркивающем кряжистость фигуры, идет он по перрону вокзала. В лице ни тени торжества или радости — такова жизнь: тюрьма, побеги, кратковременная свобода и опять тюрьма.
Тупое, жуткое существование, и полная неспособность понять, что есть и другая жизнь. Не человек Софрон Ложкин — зверь. Не роль — приговор… А вот что сам актер вспоминает об этой же роли: «В реальной жизни ничего криминального со мной не было. Поэтому роль играл, что называется, «с листа».
Даже песню блатную пел: «Мы в московском кабаке сидели, Гришка Лавренев туда попал, а когда мы крепко закосели, он нас в Фергану завербовал». Между прочим, когда я много позже познакомился с тогдашним командующим Черноморским флотом адмиралом Эдуардом Балтиным, он мне сказал, что еще курсантом запомнил этот фильм и моего героя». Конец 50-х годов принес много изменений в жизнь нашего героя. Во-первых, в 1958 году он ушел из Ленкома.
Во-вторых, в том же году женился во второй раз с первой женой прожил 12 лет. На этот раз его женой стала эстрадная певица Александра Лукьянченко. Познакомились они во время концертных гастролей, где Лукьянченко выступала как певица, а Пуговкин был ведущим. Этот брак тогда многих удивил.
Например, Марка Бернеса, который иначе как «крестьянином» Пуговкина не называл.
То есть жанровое кино, которое актера особенно привечало, зачастую довольствовалось набором клише, не требуя от мхатовца, мастера перевоплощений, лишних усилий. В этом смысле его творческий путь схож с судьбами двух других гениев эпизода — Николая Парфенова и Бориса Новикова. Однако, даже тиражируя, повторяясь, подобно товарищам по актерскому цеху, он не терял зоркости глаз и сноровки, не уставал надеяться на открытие нового материала и на роль с «психологическим расширением». Что ж, кто ищет, тот обязательно находит.
Когда качественного, продуманного, наполненного высокими чувствами кино уже практически не снимали, Пуговкин участвовал в съемках фильма Леонида Квинихидзе «Артистка из Грибова» 1988 , где играли несколько звезд первой величины и «серьезного» амплуа. После премьеры Михаилу Ивановичу позвонил сценарист Эмиль Брагинский и поблагодарил за работу словами: «Роль у вас небольшая, но вы украсили эту мою картину! Ведь то была реакция не случайного зрителя, реагирующего порой лишь на внешнее комикование, но опытного профессионала, соавтора лучших, психологически выверенных лент Эльдара Рязанова. Впрочем, все мастера нашего кинематографа представление о диапазоне этого актера имели. В истории осталось обращенное к нему извинительное слово Сергея Бондарчука: «Не думай, что я про тебя забыл.
Но просто большой роли для тебя пока нет, а в маленькой — ты же сместишь мне все акценты! Так, постановщику картины «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» 1964 Элему Климову Госкино настойчиво рекомендовало взять на роль товарища Дынина именно Пуговкина, за которым уже тянулся шлейф образов начальников-самодуров. Однако режиссер резко воспротивился: мол, с таким, в сущности, предсказуемым исполнителем все в фильме неизбежно упростится, а тут необходим исключительно Евгений Евстигнеев, остросовременный, «с подтекстом». Что ж, подтекстов подтащили туда в изрядном количестве. Прозрачный намек на то, «до чего докатилась наша прекрасная страна», забивает в картине все прочие смыслы и интонации.
Гениальный Евстигнеев подражал здесь актерской манере своего тогдашнего руководителя и кумира Олега Ефремова на одних политических подтекстах полноценный, пусть и комический, образ не выстроишь. Забавно, что не только Пуговкина, но и Леонида Гайдая, который в то время вступил в свой золотой период, начав «Операцию «Ы» 1965 , изощренно третировала «передовая кинематографическая общественность»: как же так, дескать, работают без фиги в кармане, безо всяких аллюзий, иносказаний, без подмигиваний в адрес диссидентствующей богемы... Гайдай морщился, когда его картины пытались заклеймить сложносочиненными определениями. Он скромно, но с достоинством неангажированного художника поправлял: «Я делаю просто комедии», — то есть не «лирические», не «эксцентрические», не «сатирические» и уж тем более не «политические». Леонид Иович задействовал Михаила Ивановича в шести своих лентах, считая его не иначе как талисманом, залогом творческой и прокатной удачи, помимо собственно актерских достоинств ценил в нем обязательность, ответственность.
Тот всегда приходил на площадку с выученным текстом, продуманным ролевым рисунком, а кроме того, был способен отдаться стихии импровизации. У Гайдая штампы не приветствовались.
Несмотря на болезнь, актер старался не унывать и быть в курсе всех событий. Он смотрел фильмы, принимал гостей и активно интересовался делами своих коллег-актеров. Звезда экрана не захотел лежать в больнице, где его угнетала сама обстановка. Михаил Иванович был рад, что близкие люди окружают его заботой и любовью, поэтому стоически переносил все тяготы болезни. Последняя роль Михаила Пуговкина. Умер Пуговкин в июле 2008 года, причиной смерти стало обострение сахарного диабета. Легендарного актера похоронили по его желанию — рядом с могилой Александра Абдулова на Ваганьковском кладбище. Интересные факты и события из жизни Михаила Пуговкина По данным паспорта Михаил Иванович родился в ноябре, но сам он всегда отмечал свой день рождения 13 июля.
Как оказалось, в то время справки о рождении младенцев выдавали в церкви, вот и его священники записали на 21 ноября. Актер всегда считал себя везунчиком, хотя он родился в пятницу 13-го числа, что многие считают несчастливой датой. Еще в раннем детстве маленький Минька ходил с бабушкой в церковь. Она будила малыша рано утром и вела к заутренней, а чтобы он не потерялся по пути, пристегивала его к подолу своей юбки большой булавкой. Еще в начале карьеры у Пуговкина была серьезная проблема с дикцией, из-за чего ему не давали заметных ролей. Ему пришлось изрядно потрудиться над произношением, чтобы привлечь к себе внимание режиссеров. Еще в молодости одна цыганка нагадала Михаилу, что он женится три раза. Тогда юноша не поверил черноволосой гадалке, но когда все стало сбываться, вспомнил это предсказание. Его приглашали на пробы персонажа Огурцова в «Карнавальную ночь», и Эльдар Рязанов остался доволен его игрой. Тогда Игорь Ильинский не мог договориться с создателями фильма из-за гонораров, поэтому хотели, чтобы Пуговкин попробовал вместо него.
Но актер ушел, и больше Рязанов не приглашал его к себе сниматься. Будучи известным артистом, Михаил Иванович решил получить высшее актерское образование. Когда он читал на вступительных экзаменах басню, члены приемной комиссия так хохотали, что чуть не попадали со стульев. Неудивительно, что звездного абитуриента сразу занесли в списки студентов, но учеба оказалась для него непосильной уже на втором курсе. Прежде чем сыграть в детективной ленте «Дело «пёстрых» вора, актер вышел к Курскому вокзалу загримированным и в ватнике, чтобы проверить, подходит ли он для этой роли. Прохожие смотрели на него испуганно и с неприязнью, стараясь как можно дальше обойти стороной.
Два импозантных красавца, утонченные мастера Вахтанговской школы, виртуозы гротеска и буффонады Яковлев и Этуш неожиданно оказались в тени «простака» с опытом «школы переживания»!
Они играли на своем привычном, высочайшем уровне, материал к ним благоволил, но именно «неказистый» Пуговкин за счет исключительно внутренней возгонки оказался в центре внимания, бесподобно воплотился в импозантного, ловкого, мастеровитого режиссера-эстета наперекор собственной органике: «Аз есмь. Житие мое! Паки паки, иже херувимы... Языками не владею, ваше благородие! Любопытно, что вышедшего на новый художественный уровень актера тогда резко невзлюбили чиновники Госкино и некоторые, похоже, узнавшие себя в гротесковом персонаже советские кинематографисты. Однако, когда на худсовете были брошены упреки в грубом преувеличении и озвучено требование поменять исполнителя, на защиту Якина встал режиссер-фронтовик, руководитель Экспериментального творческого объединения Григорий Чухрай, пригвоздивший недовольных коллег: «Слишком хорошо о себе думаете! Вот Пуговкин и покажет, какие типы среди вас встречаются!
Игравшая вместе с ним Вера Васильева отмечает: «В театральной среде такого доброго, такого внимательного и воспитанного человека встречаешь редко. Бывает так, что из-за внешней грубоватой простоты — проглядывает душа. А там чувства нежные, тонкие. И все это богатство при рабоче-крестьянской внешности. У него никогда не прекращалась внутренняя работа, работа души». Все верно, именно таким, ответственным за собственную душу, его воспитала любимая мать. Она прожила долгую жизнь, и до последних дней, едва ли не ежедневно, ее Минька приносил ей продукты.
Как мог, опекал Наталью Михайловну, а заодно советовался с ней насчет каждой новой своей работы. Широко известна история о том, как именно мама благословила его исполнить роль отца Федора в «12 стульях» 1971 : «Там поп-стяжатель ищет бриллианты». Он любил и умел перевоплощаться в военных — как сухопутных, так и моряков. Закончив сниматься в своей первой кинороли «Дело Артамоновых», 1941 , ушел на фронт добровольцем. Впоследствии вспоминал: «Записался прямо на улице, 7 июля. Наше поколение было так воспитано.
ЖИТИЕ МИХАИЛА ПУГОВКИНА
Биография и личная жизнь Михаила Пуговкина Родился Михаил в многодетной и достаточно бедной семье в деревне Рамешки, Костромской области. С самого раннего детства в юном Михаиле была развита ответственность и самостоятельность. Для того, чтобы хоть как-то помочь работающим родителям, он носил им обеды на работу и помогал с хозяйством. Школа парня находилась достаточно далеко от его деревни, поэтому Михаил вместе с одноклассниками ездил на автобусе. Но из-за бедного положения семьи, мальчику удалось проучиться только 3 года.
С детства у Михаила были актёрские задатки, и после просмотра своего первого фильма он загорелся стать актёром. В 1935 году мама мальчика очень сильно заболела, и вылечить её можно было только в клинике в Москве, и требовались большие деньги на операцию. Семья переехала в Москву к тёте в коммунальную, в которой ютились как могли. Несмотря на столь юный возраст, парень решил пойти работать, чтобы помочь матери.
Конечно же, его никуда не хотели брать, потому что на тот момент Мише было только 12 лет. Тогда он, соврав и приписав себе ещё пару лет, устроился на завод учеником электромонтёра. А в свободное от работы время Михаил занимался в театральном кружке. В 1941 году, когда началась война, Михаил добровольно ушёл воевать.
А спустя год, из-за серьёзного ранения ноги, ему пришлось вернуться со службы. Семейная жизнь Михаил Иванович был трижды женат. Первый брак с Надеждой Надеждиной продлился 12 лет, в нем родилась его дочь, Елена Михайловна Прибрежецкая. Будущие супруги познакомились в школе-студии МХАТ, свадьба была по-студенчески скромной.
Совместная жизнь, как и у многих актеров, была наполнена разъездами, ролями, выступлениями, расставаниями и встречами. Когда их дочери исполнилось 12 лет, супруги решили расстаться. Надежда Надеждина вышла замуж второй раз, а Михаил Пуговкин встретил на гастролях Александру Лукьянченко, эстрадную певицу. Лукьянченко была замужем, у нее были две взрослые дочери, успешная карьера.
Но она оставила мужа ради Пуговкина, говорила, что готова прожить с ним счастливо хотя бы полтора года. Их счастливый брак продлился 32 года, до самой ее смерти, и Михаил Иванович скорбел по ней так искренно, что первое время не мог слушать пластинки с ее песнями. Третьей женой Пуговкина стала Ирина Лаврова, администратор Союзконцерта. Она вместе с Михаилом Ивановичем организовала «Киноцентр Михаила Пуговкина», состоявший из музея, библиотеки и фотоэкспозиции, работавший при жизни актера.
Мать — Наталья Михайловна, крестьянка. Во время войны была арестована по доносу — она работала в пирожковом цехе и, чтобы прокормить 13 человек родственников, уносила один пирожок домой и варила на нём суп. Была сослана в Вятлаг. Тогда Пуговкин отправил письмо на имя Сталина, описав всю ситуацию.
И через неделю мать вернулась домой «по письму сына»[6]. Заслуженная артистка России 1974 [17]. Дочь — Елена Михайловна Прибрежецкая род. Внук — Михаил Владиславович Прибрежецкий род.
Вторая жена с 1959 — Александра Николаевна Лукьянченко 1912—1991 , эстрадная певица.
Юбилей под вопросом - Костюмы, в которых Михаил Иванович снимался, другой реквизит, фотографии, его воинские награды - все пришлось попрятать, - сожалеет жена актера. Музей не пустовал. Управа района уж который год обещает подыскать помещение. Чиновники любят по праздникам фотографироваться с Михаилом Ивановичем. Но кто же сейчас даст что-то бесплатно, а инвесторы-благотворители пока не объявлялись. Однако музей продолжает жить, - словно отвечая злопыхателям говорит Ирина Константиновна, - просто работа ведется в другой форме.
Михаил Иванович, по словам жены, не расстроился. Правнуков он любит как своих и рад, что у них есть крыша над головой. А музей… Так можно и без него обойтись. Извинившись, Ирина Константиновна присела на табуретку. Оказалось, у нее перевязана нога. Чувствует себя согласно возрасту. А гуляет по квартире, она у нас большая.
Уж который год гаражи строят. Если бы не забор, то до парка рукой подать, а сейчас Михаилу Ивановичу ходить в обход далековато. Сколько жаловались - все бесполезно. Страховая компания выплатила всего 12 тысяч рублей. На эти деньги автомобиль не отремонтируешь. А у нас семья большая, лишних денег нет. Гонорары Михаил Иванович получает все реже.
Мэрия обещала помочь. Вот ждем. Спрашивать, что могут сделать для деда четверо взрослых внуков, молодых и полных сил, проживающих на жилплощади актера, было как-то неудобно. Поэтому пришлось сменить тему. Даже не могу сказать, хватит ли ему нынче сил поехать летом к морю. На прощание супруга Пуговкина подарила снимок Михаила Ивановича с правнуками. Славные малыши растут у внуков Ирины Константиновны.
А вот единственный родной актеру внук, 37-летний Михаил, не женат и пока не осчастливил деда наследниками.
На экзаменах он читал лиричное произведение — пушкинскую «Ночь», и удивлялся, что приёмную комиссию его серьёзное исполнение очень веселит… Во время учёбы Пуговкин снимался в кино — с его участием вышли фильмы «Кутузов», «Свадьба» и «В шесть часов вечера после войны». Учёба давалась тяжело — сказывалось отсутствие образования. На втором курсе актёр «завалил» сессию — не сдал зачёты по марксизму, истории и французскому языку. За неуспеваемость был отчислен и отправился на службу в танковое училище, где стал ответственным за самодеятельность. В 1947 году Михаил Пуговкин первый раз женился — его избранницей стала актриса Надежда Надеждина.
Свадьбы как таковой не было, молодые супруги вернулись в общежитие и отметили это событие кастрюлей фасолевого супа. По распределению уехали работать в мурманский театр Северного флота, а через год у них родилась дочь Алёна. Спустя двенадцать лет супруги развелись — одной из причин была тяга актёра к алкоголю, которую с годами он поборол. К тому же Пуговкин оказался очень ревнивым человеком, и постоянно подозревал жену в неверности. Вскоре после развода Надеждина уехала работать в Омский драматический театр, а дочь осталась в Москве — жила в её комнате в коммуналке и поддерживала отношения с отцом. Актёрскую профессию Елена Пуговкина не выбрала.
В 50-х годах Пуговкин стал популярным актёром — он работал в Ленкоме и активно снимался в кино. Он очень часто появлялся на экранах в эпизодических и второплановых ролях, например, в массовке знаменитых «Кубанских казаков», но узнаваемость к нему пришла в 1955-м году после фильма «Солдат Иван Бровкин». За десять лет вышло более двадцати фильмов с его участием, и актёр понял, что совмещать театр и кино без ущерба у него не получится. Пуговкин принял решение оставить сцену ради экрана. После увольнения из театра, Пуговкин был штатным актёром сначала студии «Мосфильм», а потом — киностудии им. Кино захватило его полностью — режиссёры бились за то, чтобы он снялся в их фильме.
Но при этом почти никто не предлагал главных ролей… Зрители обожали его Яшку-артиллериста из «Свадьбы в Малиновке», Шельменко из «Шельменко-денщика» и других героев, а сам актёр считал самым счастливым творческим периодом работу с Леонидом Гайдаем — он снялся в шести его фильмах подряд. Началось все с того, что Гайдай пригласил его на пробы в фильм «Операция Ы, и другие приключения Шурика».
Первое время везде с ним ездила, контролировала, чтобы не сорвался и буквально сберегла актера для будущих блестящих ролей. Поскольку Александра Николаевна прекратила выступать, то направила всю энергию на карьеру супруга. Они вместе читали сценарии и проводили дома репетиции. Лукьянченко научила мужа одеваться: под ее влиянием актер стал щеголять в костюме с бабочкой, непринужденно поигрывая тросточкой. Пуговкин отмечал, что его супруга — очень мудрая женщина, у которой он многому научился. Михаил Иванович почувствовал себя другим человеком, заметил, как изменилось к нему отношение режиссеров. Пуговкин стал больше сниматься, сыграл свои лучшие роли в комедиях Гайдая, и через 6 лет после женитьбы получил «Заслуженного артиста».
Долгожданное звание он получил только в 1988 г. Семья Михаила Пуговкина и Александры Лукьяненко.
"А разве с таким лицом берут в артисты?": 100 лет королю комедии Михаилу Пуговкину
Горького , много снимался в кинофильмах и постоянно ездил по стране с творческими встречами со зрителями. Роли Пуговкина за это время самые разные: бюрократы, подхалимы, взяточники, очковтиратели и всякого рода приспособленцы. Лучшим временем своего творчества актёр считает работу у Леонида Гайдая шесть фильмов подряд , Андрея Тутышкина «Свадьба в Малиновке» и «Шельменко-денщик» , а также у великого сказочника Александра Роу четыре роли королей и царей. Актёр также снялся более чем в десяти киножурналах «Фитиль» и в нескольких детских журналах « Ералаш ». В июле 1991 году Михаил Пуговкин переехал на постоянное место жительства в Крым в город Ялту , где организовал Центр Михаила Пуговкина, ездил на выступления и творческие встречи в здравницы Крыма. С 1992 по 1993 гг. Умер 25 июля 2008 года [5] у себя дома в Москве из-за обострения сахарного диабета. Михаила Пуговкина похоронили 29 июля 2008 года на Ваганьковском кладбище Москвы. Последней волей покойного было — похоронить его рядом с близким другом Александром Абдуловым [6]. Семья Был женат трижды [7] : Надежда Владимировна Надеждина урождённая Ленина — однокурсница, Заслуженная артистка России, прожили вместе 12 лет, от неё дочь Елена и внук Михаил; Александра Лукьянченко — певица;.
Через три часа его не стало. Михаилу Пуговкину исполнилось бы 95 — биография великого актера Будущий актер родился 13 июля 1923 года в бедной семье в деревне Рамешки сейчас — Чухломский район Костромской области. Из-за нехватки денег окончил лишь три класса сельской школы.
В 1936-м семья переехала в Москву, где Михаил Пуговкин устроился на тормозной завод имени Кагановича на должность электромонтера. Михаил Пуговкин в детстве. Фото: 24smi. Там на него и обратил внимание режиссер Федор Каверин, возглавлявший тогда Московский драматический театр, и пригласил на профессиональную сцену.
Выбор был сложным: на заводе платили 450 рублей, а в театре всего 75, и после долгих отговоров семьи Пуговкин все-таки решился. Беспокоил актера и вопрос матери: «Разве с таким лицом берут в актеры? Оказалось, что берут. В театре на Сретенке Пуговкин проработал с 1939-го по 1941-й артистом вспомогательного состава.
Играть первую роль в кино в 1940 году семнадцатилетнего актера пригласил известный кинорежиссер Григорий Рошаль. В картине «Дело Артамоновых» Пуговкину досталась крошечная роль купца Степаши Барского, который пытается переплясать главного героя на свадьбе. Фото: dubikvit. Приписав себе год Пуговкин ушел на фронт добровольцем.
Служил в 1147-м стрелковом полку разведчиком. Героизм едва не стоил молодому парню карьеры и жизни. В августе 1942-го под Ворошиловградом он получил ранение в ногу. Началась гангрена.
Врачи хотели резать и Пуговкин уже дал согласие на ампутацию. Спас указ Сталина, вышедший за несколько дней до операции и дошедший до госпиталя — вождю было не по нраву, что в армейских рядах столько ампутаций. Верховный главнокомандующий заявил, что солдат нужно лечить, а не превращать в инвалидов. Началось длительное лечение, которое завершилось успехом.
Но вместо возвращения на фронт солдата после комиссии отправили домой. Молодой Михаил Пуговкин. Фото: chtoby-pomnili. В гимнастерке с боевыми наградами он пришел в московский Русский драматический театр к режиссеру Николаю Горчакову и моментально получил главную роль в спектакле «Москвичка».
А после последовала небольшая роль в кинокартине «Свадьба», где герою Пуговкина приходилось лихо отплясывать. Из-за этого после каждого дубля ему приходилось буквально выливать кровь из сапога. Пуговкин в этой компании оказался самым молодым, из-за чего ему приходилось исполнять внеэкранную роль гонца. Над чем подшучивал актер Михаил Яншин: — Не знаю, Миша, какой из вас выйдет актер, но «гонец» из вас просто гениальный!
Афиша театра Русской драмы. Он так поразил комиссию МХАТа, что ему поверили о том, что школьный аттестат, которого у абитуриента не было, потерялся во время войны. Но образование всего в три класса дало о себе знать уже на втором курсе — актер не смог сдать зачеты по марксизму, истории и французскому языку. Из-за чего и вылетел.
После того как в 1936 году семья Пуговкиных переехала в Москву, Михаил устроился на Московский тормозной завод имени Кагановича учеником электромонтера. После работы посещал драматический кружок в клубе им. После одного из спектаклей драмкружка Пуговкина заметил режиссер Федор Каверин, который возглавлял тогда Московский драматический театр, и пригласил его в профессиональный театр. Так с 16 лет Михаил Пуговкин попал в Московский драматический театр на Сретенке, где работал с 1939 по 1941 год артистом вспомогательного состава. В 1940 году 17-летнего Пуговкина заметил известный кинорежиссер Григорий Львович Рошаль и пригласил сняться в картине «Дело Артамоновых». Это был дебют Пуговкина в кино: ему досталась крошечная роль купца Степаши Барского, который пытается переплясать главного героя на свадьбе.
Только что вышел детектив "Дело "пестрых", где Пуговкин сыграл вора, поэтому предполагалось, что он снимется в роли хулигана Верзилы. Но когда директор "Мосфильма" Иван Пырьев увидел пробы, то сказал, что это не просто хулиган, а настоящий уголовник! Верзилу отдали Алексею Смирнову, а Пуговкин сыграл строгого прораба.
Впоследствии Гайдай приглашал актера так: "Я вам дам сценарий, а вы скажете, кого хотите играть! Актеру такой подход не нравился, и на этот раз он отказался читать, пока режиссер сам не скажет, в какой роли его видит. Так Пуговкин и стал отцом Федором... РИА Новости На съемочной площадке его облачили в настоящую церковную рясу. Актер почувствовал себя неуютно и пошел к режиссеру: "Я человек верующий, у меня даже похолодела спина... Поэтому давайте перекрестимся и начнем снимать". Мама моя была неграмотная, но очень мудрая и верующая женщина. Прожила трудную жизнь. Когда я сказал ей: — Мам, Гайдай предлагает мне отца Федора сыграть.
Боженька простит", — рассказывал Михаил Иванович в интервью журналу "Наше кино" в 2006 году. Самой сложной стала сцена с разрубанием стульев топором: они оказались очень прочными, и "отец Федор" шесть часов рубил их на берегу штормового моря. На съемках этой сцены его продуло так, что Михаил Иванович несколько месяцев потом болел. Когда в 1973 году Леонид Гайдай начал снимать фильм "Иван Васильевич меняет профессию" и пригласил Михаила Ивановича на роль кинорежиссера Якина, руководство "Мосфильма" было категорически против. Члены худсовета в один голос твердили: "Разве может у режиссера быть такое "неинтеллигентное лицо"? Но за актера вступился руководитель студии Григорий Чухрай: "Я знаю, что вы все о себе думаете хорошо. Но Пуговкин вам покажет". Эти слова предопределили решение худсовета — Пуговкина все-таки утвердили. Его Карп Савельевич Якин стал культовым персонажем этой советской комедии.
Он сыграл царей в фильмах "Огонь, вода и... Роу очень сожалел, что они встретились только в 1968 году — он был готов давать Пуговкину роли в каждом фильме, но успел снять только в четырех. Режиссер считал, что для любого сказочного персонажа необходимо богатое чувство юмора, а у Пуговкина оно было прекрасным. Вот почему в свою новую работу — фильм "Огонь, вода и... Как-то снимали на горе Ай-Петри сцену, в которой нужно было проскакать на конях. Из молодых артистов никто не мог сесть на коня. И когда я сел и проскакал, Роу обомлел и говорит: — Молодежь, посмотрите! Во ВГИКе не тому учат. Надо учить актеров, чтобы они могли и прыгать, и на лошади скакать.
Артист должен все уметь делать в кино". По словам Пуговкина, режиссер Роу был совершенно необыкновенным человеком — необыкновенным тем, что он очень тепло относился к артистам. А есть режиссеры, которые относятся с душой", — говорил Михаил Иванович. И добавлял: "Александр Роу был именно таким". Ему предложили несколько сценариев, он по финансовым соображениям согласился сняться в паре фильмов, но удовольствия от съемок не получил. Самым ярким проектом с его участием стали "Старые песни о главном", которые на время возродили эпоху советского кино и дали возможность Михаилу Пуговкину еще раз сыграть одного из своих самых ярких персонажей — режиссера Якина... Михаил Пуговкин считал себя счастливым человеком и очень любил жизнь, своих родных и друзей, своих зрителей. И они отвечали ему взаимностью. В одном из интервью он говорил: Я со своими зрителями, почитателями дружу, стараюсь их не огорчать.
Помню, стояли мы с одним известным актером, к нам, как водится, подошел какой-то благодарный зритель. А мой коллега как шуганет его: "Уйдите отсюда! Вот так я его, говоря шукшинским словечком, срезал. Надежда Ленина, его однокурсница, позднее взяла псевдоним Надеждина.
Гадание на жен и «юмор ниже пояса»: 10 малоизвестных фактов о Михаиле Пуговкине
Михаил Пуговкин родился 13 июля, и с тех пор всегда считал 13 своим счастливым числом. Умер Михаил Пуговкин у себя дома почти через две недели после того, как ему исполнилось 85 лет. При ней, и во многом благодаря ей, Михаил Пуговкин стал большой звездой советского кино, сыграл свои лучшие роли.
13 июля 2023 - Михаилу Ивановичу Пуговкину исполнилось бы 100 лет
Михаил Пуговкин родился 13 июля, и с тех пор всегда считал 13 своим счастливым числом. Михаил Пуговкин о фильме Евгения Карелова «Два капитана» (1976; кадр на фото): «Самое главное в сценарии, когда есть судьба, даже в маленьком эпизоде. Михаил Иванович Пуговкин родился 13 июля 1923 года в деревне Рамешки Костромской губернии, в бедной крестьянской семье. При ней, и во многом благодаря ей, Михаил Пуговкин стал большой звездой советского кино, сыграл свои лучшие роли.
Всю жизнь жил под чужой фамилией: тайна или вымысел актера Михаила Пуговкина
Он тем временем стал играть в детских спектаклях, особенно нравилась ему постановка «Чудо на болоте». Михаил Пуговкин в детстве Мише было тринадцать лет, когда он приехал с родителями в Москву. Маме требовалась серьезная операция, которую могли сделать только в столице. Подросток пытался устроиться на работу.
На тормозном заводе имени Кагановича он соврал, что ему уже исполнилось пятнадцать лет, и его взяли учеником электромонтера. После смены, весь чумазый, Миша бежал в клуб имени Каляева, где был драматический кружок. Это была его отдушина и еще шаг на пути к мечте стать актером.
Первые роли На протяжении двух лет Пуговкин с упоением занимался в драмкружке, выступал на сцене. Однажды заболел исполнитель роли в спектакле «Свои люди — сочтемся» по пьесе Александра Островского. Мише предложили его заменить.
За одну ночь я выучил всю пьесу, и потом почти два года играл купца Большова. Когда в этом спектакле меня увидел знаменитый режиссер Федор Каверин, он был поражен. Мне ведь едва исполнилось шестнадцать лет!
Каверин пригласил Пуговкина в Московский драматический театр, во вспомогательный состав. И хотя зарплата там была в пять раз меньше, чем на заводе, Михаил, посоветовавшись с мамой, стал служить в театре. Сама крестьянка, мать хорошо поняла стремление сына: «Иди, раз душа просит.
Правда, с таким лицом разве берут в артисты? Михаил Пуговкин в юности 1939 год Пуговкина взяли. И не только в театр.
В 1940 году он дебютировал в фильме «Яков Свердлов», а перед самой войной на экраны вышла картина Григория Рошаля «Дело Артамоновых», где Михаил сыграл купца Степана Барского. Кадр из фильма «Дело Артамоновых» Летом 1941 года юноша записался добровольцем на фронт. Полтора года воевал: сначала под Москвой, затем освобождал Ельню.
Побывал в окружении, но с небольшой группой бойцов сумел пробиться к своим. Затем стал разведчиком. Михаил Пуговкин в годы войны В бою под Ворошиловградом Михаил получил тяжелое ранение в ногу.
В полевом госпитале врач принял решение ампутировать конечность, поскольку началась гангрена. Пуговкин взмолился: делайте, что угодно, но ногу сохраните, я же в мирной жизни артист! Михаил выдержал длительное и мучительное терапевтическое лечение, ногу ему сохранили.
Лишь только стало возможно, Пуговкина отправили в Москву, куда он добирался два месяца. Именно на фронте он из Пугонькина стал Пуговкиным: Когда во время войны был ранен и лежал в госпитале, там меня почему-то все называли Пуговкин. А поскольку я уже решил быть артистом, то мне это прозвище понравилось: запоминающееся такое, навязчивое.
Творческий путь: театр и кино По приезде в Москву Михаил устроился в Театр драмы, единственный столичный театр, открывавший двери для зрителей во время войны. Мишу ввели на главную роль в спектакле «Москвичка». За Петром Огоньковым в его исполнении поклонницы бегали толпами.
Фото со спектакля «Москвичка» Но для самого Пуговкина гораздо памятнее оказалась небольшая и бессловесная роль танцора в легендарной комедии «Свадьба», которую снял в 1943 году Исидор Анненский. Съемки проходили в Лиховом переулке Москвы. Тем более, мне было всего-то двадцать лет.
Да, фильм очень популярен, но мало кто знает, что на съемки я приехал еще с открытой раной на ноге. Так с ней и плясал: уж очень хотелось сниматься.
В столице 15-летний Михаил устроился на тормозной завод в качестве помощника электромонтера. После работы он посещал драмкружок, где сделал свои первые шаги на сцене.
В ходе одной из постановок на юношу обратил внимание режиссер Федор Каверин, руководивший тогда Московским драмтеатром. В результате, Каверин предложил Пуговкину место в своей труппе, благодаря чему Михаил начал играть на профессиональной сцене. Все шло хорошо до начала Великой Отечественной войны, на которую молодой артист отправился добровольцем. Изначально Пуговкин состоял в рядах народного ополчения, занимаясь постройкой оборонительных объектов.
Позднее он участвовал в Ельнинской операции. Когда он с однополчанами попал в окружение, ему удалось выбраться из него и благополучно дойти до своих. В начале 1942 г. Врачи планировали ампутировать ногу Михаила по причине начавшейся гангрены, но тот умолял их не ломать ему карьеру.
Интересен факт, что в последний момент в палату прибежала медсестра с телеграммой за подписью Сталина , где медикам предписывалось «остановить бесполезную ампутацию у бойцов». Благодаря данному распоряжению, нога Пуговкина осталась нетронутой. После выписки из военного госпиталя его комиссовали. Стоит отметить, что его отец и 2 брата погибли на фронте.
В разгар войны мать Михаила арестовали за кражу пирожка в пекарне где она работала, после чего сослали в лагерь. Женщина решилась на такой поступок, чтобы прокормить 13 своих родственников. Унося домой по пирожку она варила на них суп. Когда Наталья Михайловна оказалась в лагере, Михаил написал письмо на имя Сталина, подробно изложив всю ситуацию.
Но, переходя из одного театра в другой, Пуговкин продолжал активно сниматься в кино. К 1960 году его фильмография насчитывала уже 35 картин, в числе которых были «Верные друзья», «Солдат Иван Бровкин», «Максимка», «Адмирал Нахимов», «Илья Муромец», «Корабли штурмуют бастионы» и другие. И Пуговкин оказался перед выбором — чему отдать предпочтение: театру или кино. Подумав, Михаил выбрал кино. Фильмы Гайдая Пуговкин считал самыми удачными своими работами Всего же Пуговкин снялся более, чем в ста картинах. Причем большинство из них — комедии. В них Михаилу чаще всего доставались роли бюрократов, подхалимов, взяточников и приспособленцев.
При этом самыми удачными своими работами Пуговкин считал все фильмы Леонида Гайдая — «12 стульев», «Операция Ы и другие приключения Шурика», «Не может быть», «Иван Васильевич меняет профессию», «За спичками», «Спортлото-82». В перерывах между съемками Пуговкин много ездил по стране с творческими встречами и концертами, которые всегда проходили с неизменным аншлагом. В последний раз на экране Михаил Пуговкин появился в 2005 году. В мини-сериале «Бриллианты для Джульетты» он сыграл деда одного из героев. В 1947 году Михаил и Надежда сыграли свадьбу, а через два года у них родилась дочка Елена Алена. Поэтому уже в полгода Алену отправили в Смоленскую область к родителям Надежды, у которых она жила до самого совершеннолетия. По словам последней жены артиста, Ирины Константиновны, Алена на всю жизнь затаила на родителей обиду.
И когда ей говорили, что отец уже пожилой человек и нуждается в заботе, отвечала : «Родители обо мне не думали, почему я должна теперь о них заботиться? А потом начались постоянные упреки. Надежде не нравилось, что муж начал выпивать. А Михаил, в свою очередь, имел все основания ревновать супругу. В итоге они настолько устали от взаимных обид, что решили развестись. А, выйдя из ЗАГСа, оба вздохнули с облегчением. Уже через несколько месяцев, возвращаясь с выездного концерта, он оказался в одном купе с певицей Александрой Лукьянченко.
Всю дорогу они проговорили, а, вернувшись в Москву, начали встречаться. Лукьянченко была почти на 11 лет старше Пуговкина: еще до войны она записала восемь сольных пластинок и была не менее известной, чем Лидия Русланова. На момент встречи с Пуговкиным Лукьянченко была замужем за аккомпаниатором Яковом Немеровским и имела двух взрослых дочерей. Жила она в шикарной квартире на Арбате в кооперативном доме, построенном специально для артистов филармонии в соседней квартире жил Леонид Утесов. А всем знакомым, которые пытались ее отговорить, отвечала : «Пусть проживу с ним недолго, зато в любви». Потеря любимой жены сильно подкосила Пуговкина и с горя он даже запил. Чтобы хоть как-то отвлечь Михаила от скорбных мыслей, его друг и коллега Юрий Медведев посоветовал ему съездить с выступлениями в Крым.
Медведев сказал, что его двоюродная сестра Ирина как раз занимается организацией таких концертов и умеет обеспечить артистам хорошие условия и достойный прием. Ирина Константиновна Лаврова и вправду оказалась женщиной очень энергичной. К приезду Пуговкина у нее все было налажено — лучший номер в лучшей гостинице, холодильник до отказа забит овощами-фруктами, гастрольный график расписан буквально по минутам.
У него даже сумочка специальная есть».
Однако с радикулитом, который Пуговкин заработал на съемках «12 стульев», Гайдай сделать уже ничего не мог — там в кадре отец Федор крушит стулья в шторм. Всего в его фильмографии 110 работ. В трех из них Пуговкин запомнился еще и вокальными партиями. В ленте «Спортлото-82» пел его спекулянт.
Но самые яркие номера попали в комедию «Свадьба в Малиновке», где Михаил Иванович не только пел, но и плясал. Да еще как! А потом еще и серенаду выводил: «Эх, заживем мы на земле своей, Как пропоет нам песню соловей... И всю жизнь мечтал сыграть Василия Теркина...
Три жены и сто ролей. Михаил Пуговкин в жизни и на экране Подробнее С детства верил в Бога, бабушка его была в церкви старостой и часто говорила: «Минька, пойдем в храм». Михаил Иванович имел дочь от первого брака, двух падчериц от второй жены и пасынка — от третьей. Дождался внуков и правнуков.
Третья жена Ирина, с которой артист познакомился в Ялте, была на 20 лет моложе. Актеру тогда шел восьмой десяток. В последние годы жизни подружился с Александром Абдуловым и попросил похоронить себя рядом с ним. Воля его была выполнена.
Михаил Пуговкин умер через 12 дней после 85-го дня рождения.
Ему 36 лет, а ей 47: Мало кто знает, что лучшие роли Пуговкин сыграл благодаря второй жене
В 1944 году Михаил Пуговкин в числе первых поступил в школу-студию при МХАТ, а в 1947 окончил ее и получил распределение в Мурманск, в театр Северного флота. В 1960 году Михаил Пуговкин твёрдо решает посвятить своё творчество кинематографу и окончательно оставляет театр ради кино. Не стало Михаила Пуговкина — одного из самых ярких актеров советского кино. Пришла печальная новость.
фотографии >>
- Михаил Пуговкин – актер, переживший бедность, войну и смерть жены | STARHIT
- Пуговкин, Михаил Иванович — Википедия
- Михаил Пуговкин: биография, личная жизнь, жена и дети
- «Я перед тобой виноват»
- Сняв сапог, вылил из него кровь