А чем отличается неонацизм от нацизма, так сказать, олдскульного, кроме как отсутствием Гитлера, совсем толком не говорится. Фашизм не был популярен, тогда как нацизм приобрел популярность в 1933-1945 годах. относилась ли Германия к фашистской республике, отличия двух идеологий, особенности правления Гитлера и страны-представители фашизма. Различия «фашизма» и «нацизма» Фашизм и нацизм — отнюдь не тождественные.
Фашизм и нацизм: историческая разница понятий
Читайте также.
Возглавляющий ее лидер — А. Гитлер в Германии и Б. Муссолини в Италии — считался символом нации, реализующим ее волю. Эта воля в первую очередь связывалась с осуществлением программы покорения и подчинения более слабых государств, которые рассматривались как потенциальные противники.
В обеих странах национальная идея увязывалась с социальным эгалитаризмом. Подвергались критике либерально-демократическое государство, имущие классы, выдвигались обещания решить проблему безработицы, повысить уровень жизни и уменьшить социальное неравенство, выдвигались популистские лозунги типа «Земля тому, кто ее обрабатывает» лозунг Б. Единственное существенное отличие идеологий итальянского и германского фашизма было связано с тем, что последняя основывалась на откровенном расизме. Гитлер и его окружение провозглашали арийскую расу высшей, призванной осуществлять руководство другими народами, которые объявлялись неполноценными, занимающими жизненное пространство, необходимое Германии. Германский фашизм обратил расовую теорию, обосновывающуюся ссылками на силу «арийского духа», антропологические и этнографические изыскания, против самих европейских народов.
В идеологии итальянского фашизма преобладали ссылки на Римскую империю, преемником которой объявлялась Италия, претендовавшая на господство над Средиземноморьем. Это была идеология экспансии в чистом виде, но без столь явно выраженного расистского компонента, как в Германии. Значение развернувшегося в 30-е годы антивоенного движения выходит далеко за рамки своего времени. Антифашизм стал не только его цементирующей силой, но и определяющей тенденцией исторического процесса. Истоки антифашистской ориентации широких слоев международной общественности коренились в осознании опасности фашизма как орудия реакции, растаптывающего ценности человеческой цивилизации, несущего миру разрушительную и варварскую войну.
Поэтому поток различных антивоенных политических движений и общественных организаций выявлял центростремительную тенденцию «накопления единства» в целях предотвращения войны. Однако, хотя миролюбивая общественность и понимала, что представляет собой растущая военная угроза, антивоенные силы оставались раздробленными. Идейно-политические различия в главных направлениях антивоенного движения — коммунистическом, социалистическом, пацифистском, религиозном — были значительны. Они сказывались в политическом выборе, в степени реализма оценки международных конфликтов, в различной мере осознания общечеловеческого характера фашистской угрозы, в отношении к насильственным вооруженным методам предотвращения войны. Разобщенность антивоенного движения, и в первую очередь его левого крыла, в значительной мере определялась расколом пролетарских антивоенных сил, расхождениями между Коммунистическим и Рабочим социалистическим интернационалами.
После окончания Второй мировой войны в Италии была принята демократическая Конституция 1947 , запретившая восстановление в стране «в какой бы то ни было форме фашистской партии». Фашизм как идеология основан на воинствующем национализме , социальном дарвинизме , корпоративизме , расизме , милитаризме , решительном неприятии либерализма , социал-демократии и коммунизма. Фашизм как форма государственного правления предстаёт в виде тоталитарной системы, использующей для поддержания своего господства методы насилия и принудительный консенсус, опирающейся на силовые структуры и многопрофильные массовые организации, активно насаждающей ненависть к внутренним и внешним врагам и культ вождя, претендующей на формирование нового типа отношений в обществе и воспитание «нового человека», жёстко регулирующей экономику и социальные отношения, стремящейся к территориальной экспансии и мировому господству. На этапе зарождения фашизм опирается преимущественно на средние слои населения, а также часть рабочего класса и крестьянства, черпает резервы в маргинальной среде, получает поддержку части консервативной элиты и некоторых финансово-промышленных кругов. Существует множество определений фашизма и подходов к его изучению. Среди наиболее распространённых определений следует отметить «нравственную болезнь» общества Б. Кроче , «правоконсервативный революционаризм» А. Галкин , «палингенетическую форму популистского ультранационализма» Р. Гриффин , «террористическую диктатуру» реакционных кругов финансового капитала Г. Димитров , «форму тоталитаризма» Х.
Арендт , З. Бжезинский и др. Идейная питательная среда фашизма сформировалась на рубеже 19—20 вв. От синдикалистов Ж. Сорель фашисты унаследовали идею прямого революционного действия и легитимности политического насилия; у радикальных националистов Э. Коррадини заимствовали учение о «пролетарской нации» и необходимости борьбы с плутократическими режимами; социал-дарвинизм дал представление о борьбе индивидов за выживание, подкреплявшееся концепцией «сверхчеловека» Ф. Ницше ; «теория элит» Г. Моска , В. Парето предоставляла аргументы для обоснования власти избранного меньшинства. Востребованными оказались также геополитические теории о «жизненном пространстве» Ф.
На формирование фашизма оказали влияние также мифологемы эпохи романтизма о «духе нации», рассуждения о расовом превосходстве людей «нордического» типа Х. Чемберлен и даже оккультные представления. Так образовалась идейная смесь, которая оказалась востребованной после Первой мировой войны 1914—1918 гг. Европу охватил революционный подъём, с наибольшей силой проявивший себя в России. В Западной Европе на фоне кризиса быстро нарастали радикализация сознания и протестная активность масс, их готовность к антисистемным действиям. Наиболее успешно этими настроениями пользовались движения и партии, апеллировавшие к националистическим и классовым лозунгам и предлагавшие простые, наиболее радикальные способы решения проблем. Особенно тяжёлое положение складывалось там, где социальная неустроенность широких слоёв населения сочеталась с переживаниями и разочарованиями, вызванными поражением в войне Германия , либо неудовлетворённостью её результатами Италия. Радикализацию массового сознания в Западной Европе стимулировала и Октябрьская революция 1917 г. Взрывоопасная масса недовольных пополнилась бывшими военными — людьми, привыкшими к применению вооружённого насилия и беспрекословному выполнению приказов. Адаптация фронтовиков к мирной жизни носила конфликтный характер и усугублялась осознанием бессмысленности принесённых жертв.
Вместо ожидаемого «социального рая» наступил период мощных гражданских конфликтов «Красное двухлетие» в Италии, Ноябрьская революция 1918 г.
На самом деле идеологии фашизма и нацизма отличаются друг от друга. Что такое фашизм и национализм? Слово фашизм происходит от итальянского fascio - "союз". Слово fascio, в свою очередь, восходит к латинскому fascis - "связка", которым, в частности обозначались символы власти - фасции, связка прутьев с воткнутым в неё топором. Фашизм основан на тоталитарной власти государства и полного подчинения ему личности. Для фашизма характерен культ личности правителя, однопартийной системы управления и превосходства титульной нации над другими народами. В Италии фашизм пришел к власти в 1922 году после победы Муссолини на выборах, до этого партия фашистов имела места в парламенте. По сути своей фашизм, как политическое явление, был создан Б.
Муссолини и его объединением "Союз борьбы" в Италии. А вот национал-социализм, более известный как нацизм, является смешением идеологии нацизма и социализма. Для нацизма высшей ценностью был народ в Германии это была арийская раса , а фашисты ставили выше всего государство. Нацизм национал-социализм - детище А. Чемберлен - премьер-министра Великобритании в канун Второй мировой войны. В чем разница двух идеологий?
В чём отличие фашизма от нацизма
последовательное продолжение нацистских идей, фашизм и есть практическое использование догматов нацизма в жизненной действительности. Нацизм меняет свою внешность, прикрывается патриотизмом, активно заигрывает с молодежью. Фашизм, 1) праворадикальное политическое движение тоталитарного типа в Италии в 1919–1945 гг. Б. Муссолини в 1919 г. начал объединять бывших.
Что такое фашизм и нацизм: разница идеологий
E-mail: 1506657 mail. Единственным способом борьбы с указанной угрозой является хорошая нормативная база, которая должна содержать четкие понятия изучаемых преступных явлений. Однако, отечественное законодательство не содержит определений фашизма и нацизма, а также инструментов для их разграничения, что существенно затрудняет борьбу с ними. Данное исследование необходимо для освещения существующих понятий фашизма и нацизма в доктринальных источниках, а также раскрытия попыток внедрить и разграничить указанные понятия в отечественной правовой системе.
Модель: Проведен анализ научной литературы и нормативно-правовых актов России на предмет наличия и разграничения понятий фашизма и нацизма. Выводы: Отечественная правовая система не содержит понятий и способов разграничения фашизма и нацизма, а существующие нормы вносят ещё большие противоречия в данную проблему. На государственном уровне подтверждается, что необходимо бороться с указанными явлениями, однако, не ясно как законными способами бороться с преступными явлениями, которым не дано официального понятия.
Оригинальность: Научная статья содержит дискуссионные вопросы и является одним из немногих исследований понятий фашизм и нацизм с точки зрения отечественного законодательства. Ключевые слова: фашизм, нацизм, национализм, фашистская и нацистская идеология, понятие фашизма и нацизма, разграничение понятий фашизма и нацизма. Place of study: Moscow City Pedagogical University.
Department: criminal law disciplines chair. Keywords: Fascism, Nazism, Nationalism, fascist ideology and Nazi-ideology, the concepts of Fascism and Nazism, a distinction between the concepts of Fascism and Nazis. В 2015 году весь мир отмечал 70-летие победы над нацистской Германией и 70-летие окончания Второй мировой войны.
Величайшие по своей значимости юбилеи праздновали в России, Белоруссии, Китае, Великобритании, Франции, Германии, Греции, Соединенных Штатах Америки и во многих других странах мира, чья судьба неразрывно связана с вышеупомянутыми событиями. С особым размахом прошли праздничные мероприятия в России и Китае, эпицентром которых стали военные парады на Красной площади и площади Тяньаньмэнь с привлечением большого числа личного состава вооруженных сил, бронетехники и других средств вооружения. Такой масштаб празднования очередной раз подтверждает, что реализованная на практике фашистская идеология и крайне агрессивный нацистский толк, причинившие миру колоссальный урон в виде сотни миллионов унесенных и искалеченных жизней, не могут стать забытыми или оправданными.
На фоне активизации в России националистических и шовинистических проявлений с начала 90-х годов XX века, вызванные экономическим и политическим кризисами, тема фашизма и нацизма стала возвращаться в разряд актуальных и острых. Стоит отменить, что активизация указанных проявлений происходит повсеместно, а Россия - не единственная страна, где эта проблема существует. Так, например, в странах Западной Европы Германии, Австрии, Франции, Великобритании и Соединенных Штатах Америки фашистские и нацистские проявления часто уже не имеют скрытого характера и постепенно становятся частью политической системы.
Последние события, происходившие в Украине, Латвии и Польше, свидетельствует о международном характере проблемы фашизма и связанных с ним проявлений. В случае с Украиной государственная власть с помощью ультраправых организаций пыталась решить внутриполитические проблемы и восстановить территориальную целостность страны. Фашизм и нацизм, как политические и преступные явления, остаются предметом изучения большого количества учёных, занимающихся исследованием отечественной и зарубежной истории, политологии, философии, а также юриспруденции.
Несмотря на многочисленные работы в данной области, научная база не содержит в себе единого подхода к формированию изучаемых понятий, а также их разграничения. Что касается правовой стороны вопроса, то в действующих нормативно-правовых актах России не закреплены вышеуказанные понятия и принципы отличия их друг от друга. С момента возникновения понятия «фашизм» и до настоящего времени его значение постепенно менялось.
Прежде всего, это связано с историческими событиями, а также со степенью изученности данного явления. Термин «фашизм» часто имел обобщающий характер и использовался не только как обозначение ультраправых диктатур, устремившихся к власти в начале XX века в европейских странах, в том числе и нацизма, но практически всех радикальных движений, имеющих общие черты с указанным понятием [5, с. В настоящее время изучаемые явления стали использоваться с приставкой «нео», означающей новый возрождающийся , неофашизм и неонацизм.
Слово «фашизм» имеет итальянское происхождение и в переводе означает «союз» или «объединение». Его происхождение связано с латинским словом «fascis» -символ магистральной власти в Древнем Риме. В том смысле, в котором фашизм появился в начале XX века в Италии, его следует понимать, как массовое радикальное политическое движение, родоначальником которого являлся Бенито Муссолини.
Появление и завоевание лидирующих позиций фашизма в итальянском государстве к 1922 году было следствием политической и социальной обстановки не только в стране, но и Европы в целом. Причина его возникновения крылась в нарастающей угрозе правящему в стране классу буржуазии, а фашизм на деле смог доказать, что является надежной силой для достижения империалистских целей [2, с. Основной задачей итальянского фашизма стало создание «корпоративного государства» и объединение несовместимых начал: тоталитаризма, национализма, антикоммунизма, антикапитализма в одну корпоративную систему.
Деятельность фашистов была направлена на агрессивное завоевание всех рычагов государственного управления и подчинении существующей оппозиции. Режим Бенито Муссолини предполагал отмену или упрощение политических свобод, демократических и экономических институтов, всё становилось единым механизмом в борьбе за корпоративные интересы государства, а управление этой «корпорации» находилось в руках небольшой группы лиц. Процесс формирования новой политической системы в Италии стал характеризовать фашизм, как способ или систему управления государством и обществом.
У вышеуказанного явления можно выделить следующие отличительные особенности: - крайний радикализм во всех вопросах; - упрощение или ликвидация институтов, связанных личностными правами и свободами обычного населения; - достижение «корпоративных» интересов государства; - применение физической расправы над оппонентами и инакомыслящими; - наличие харизматического лидера. После того, как фашистский режим получил свое развитие в Италии, данное явление становится предметом пристального внимания научного сообщества, а также государственной и политической верхушки различных стран и союзов. Указанное явление неоднократно обсуждали на конгрессах Коммунистического Интернационала.
Решения, принимаемые Исполнительным комитетом Ком- мунистического Интернационала с IV по VII конгрессы с 1933 по 1935 года , уделяли огромное внимание характеристике фашизма, как социально-политическому явлению. В данных решениях фашизм характеризовался, как ни с чем несравнимая опасность для коммунистического и рабочего движения для социализма и мира. Особо отмечалась необходимость изучения данного явления и правильной оценки классового характера фашизма, а также конкретного изучения и учета своеобразного развития фашизма и различных форм фашисткой диктатуры в отдельных странах и на разных этапах [3, с.
В этот период закрепляется марксистское или классовое определение фашизма, предложенное Димитровым Г. Он характеризовал фашизм, как открытую террористическую диктатуру наиболее реакционных, наиболее шовинистических и наиболее империалистических элементов финансового капитала [6, с. В научном обществе с начала 20-х годов XX века также начинается активная работа по изучению указанного явления и формированию понятия надвигающейся угрозы.
В сборнике статей Мещерякова Н.
Фашизм и нацизм. Разгоца нацистов и фашистов.
Фашизм нацизм национализм. Национализм нацизм фашизм разница. Нацизм и национал-социализм разница.
Отличия итальянского фашизма от германского национал социализма. Чем отличается фашист от националиста. В чем отличие фашистов от нацистов.
Нацизм и национализм отличия. Фашизм и национализм разница. Националист и нацист разница.
Разница между нацистской и фашистской символикой. Элементы фашизма. Отличие нацизма от национализма и фашизма.
Сходства и различия фашизма и нацизма. Фашизм и нацизм отличия. Отгивие фашизма и нацизма.
Фашизм и национал-социализм. Сравнительная таблица фашизма и нацизма. Национализм и фашизм.
Либеральный нацизм. Национализм и фашизм отличия. Фашизм примеры.
Нацизм примеры. Нацизм термин. Фашизм и нацизм разгийы.
Различия фашизма и национализма. Различие нацизма и национализма. Фашизм и социализм сходства и различия.
Основоположник нацизма. Различие фашизма от нацизма. Фашизм и национал-социализм различия.
Национал-социализм и нацизм. Нацизм и национализм. Коммунизм и фашизм сравнение таблица.
Фашизм и коммунизм разница. Фашизм и коммунизм сходства и различия. Шовинизм фашизм отличия.
Шовинизм фашизм нацизм. Шовинизм национализм нацизм разница. Шовинизм и нацизм в чем разница.
Национал социализм Гитлер. Фашизм в Германии нацизм в Италии.
На взгляд Галкина, фашизм представляет собой «иррациональную, неадекватную реакцию современного общества на острейшие кризисные процессы, разрушающие устоявшиеся экономические, социальные, политические и духовные структуры». Историк полагает, что Россия обладает устойчивым иммунитетом к фашизму. Однако иммунитет не бывает абсолютным. При определенных условиях возможно обеспечение успеха фашизму. Эти условия реализуются при «длительных экономических неурядицах, кризисе политической системы, очевидной потере веры в демократию как принцип управления общественными делами, укоренении в массовом сознании чувства ущемленности национального достоинства». Прогнозируя возможные пути развития постсоветской России, Александр Галкин отмечает, что в разных слоях российского общества велики симпатии к сильной власти. Глубинные причины этих настроений он находит в системном кризисе, социальной напряженности, идейной дезорганизации, разочаровании населения в эффективности существующей системы власти. Для режимов фашистского типа характерно усиление регулирующей роли государства как в экономике, так и в идеологии: корпоративизация государства посредством создания системы массовых организаций и социальных объединений, насильственные методы подавления инакомыслия, неприятие принципов экономического и политического либерализма.
Основными чертами идеологии фашизма являются: ярко выраженный национализм, традиционализм, экстремизм, этатизм, корпоративизм, популизм, антилиберализм, антикоммунизм, милитаризм, вождизм, декларирование опоры на широкие слои населения, не относящиеся к правящим классам. Для германского национал-социализма как «образцового» фашизма был характерен крайний антисемитизм. Такому пониманию фашизма близко определение, данное писателем Борисом Стругацким: «Фашизм есть диктатура националистов. Соответственно, фашист — это человек, исповедующий и проповедующий превосходство одной нации над другими и при этом активный поборник «железной руки», «дисциплины-порядка», «ежовых рукавиц» и прочих прелестей тоталитаризма. И все. Больше ничего в основе фашизма нет. Диктатура плюс национализм. Тоталитарное правление одной нации. А все остальное — тайная полиция, лагеря, костры из книг, война — прорастает из этого ядовитого зерна, как смерть из раковой клетки». По мнению историка Игоря Мазурова, фашизм как государственная система правления — это не авторитаризм, а тоталитаризм; между ними есть существенная разница.
В 1995 году Российская академия наук в связи с Указом президента России Бориса Ельцина от 23 марта 1995 года «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации» дала следующее определение фашизма: «Фашизм — это идеология и практика, утверждающая превосходство и исключительность определенной нации или расы и направленная на разжигание национальной нетерпимости, обоснование дискриминации в отношении представителей иных народов, отрицание демократии, установление культа вождя, применение насилия и террора для подавления политических противников и любых форм инакомыслия, оправдание войны как средства решения межгосударственных проблем». Это определение нашло свое отражение в Федеральном законе от 19 мая 1995 года «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной Войне 1941—1945 годов». Однако при всей универсальности приведенного определения, оно называет признаки крайние формы расизма и ксенофобии, культ вождя, антидемократизм, террор и насилие и т. Традиционализм, культ традиции. Нет места развитию знания. Истина уже провозглашена раз и навсегда. Традиционализм неизбежно ведет к неприятию модернизма. Век Рационализма видится как начало современного разврата. Поэтому ур-фашизм может быть определен как иррационализм. Иррационализм крепко связан с культом действия ради действия.
Подозрительность по отношению к интеллектуальному миру. Обвинение современной им культуры и либеральной интеллигенции в отходе от вековечных ценностей. Никакая форма синкретизма не допускает критики. Несогласие — это еще и знак инаковости. Первейшие лозунги движения направлены против инородцев. Ур-фашизм, таким образом, по определению замешен на расизме. Все разновидности фашизма опирались на фрустрированные средние классы, пострадавшие от какого-либо экономического либо политического кризиса и испытывающие страх перед угрозой со стороны раздраженных низов. Единственное, что может сплотить нацию, — это враги. Отсюда одержимость идеей заговора, по возможности международного. Лучший способ сосредоточить аудиторию на заговоре — использовать пружины ксенофобии.
Однако годится и заговор внутренний, для этого хорошо подходят евреи, потому что они одновременно как бы внутри и как бы вне. Сторонники фашизма должны чувствовать себя оскорбленными из-за того, что враги выставляют напоказ богатство, бравируют силой. Они представляются в одно и то же время, как и чересчур сильные, и чересчур слабые.
Чарльз Дарвин - теория естественного отбора в природе выживает самый сильный или приспособленный. Теория была переведена на общественные рельсы и превратилась в "социальный дарвинизм" - выживает самое сильное и приспособленное государство или нация. Сверхчеловек - воплощенное отрицание. Он отрицает религию и этику, нормы и правила. Это бунт против христианства, рабской морали и замещении слабостью и состраданием истинно важного — силы и мужества одиночек, которым история обязана своим развитием. Гюстав Лебон - психология масс и толпы. Толпа и народные массы неразумны, ими правят инстинкты, поэтому массы должны быть подчинены организованному меньшинству для их же блага. Жозеф Гобино один из любимых авторов Гитлера - француз который создал расовую теорию. Он создал тезис о расовом неравенстве как объясняющем принципе исторического развития, отразив таким образом субъективную духовную оценку равенства как идеи унизительной для человека. Ну, кто самые правильные по теории Гобино, мы все и так знаем, спасибо немцам. Вот на таких "гуманных" идеях формировались идеи фашизма и нацизма. Исторически сложилось, что Гитлер и Муссолини были соратниками - союзниками и их режимы частично пропитались идеологией друг друга. Общие черты фашизма и нацизма заключаются в следующем: Диктатура организованного меньшинства, вождизм;.
Фашизм и нацизм: историческая разница понятий
При этом современный нацизм отличается тем, что мерять черепа и доказывать расовое происхождение больше не нужно. Краткая характеристика нацизма и фашизма Общность и различие фашизма и нацизма Если рассматривать фашизм от Муссолини — фашистская доктрина основывается на государстве. определение, разница и идеология. Фашизм против нацизма Фашизм и нацизм нередко считаются одинаковыми или, по крайней мере, относятся к одним и тем же идеологиям. Ключевое отличие нацизма (германского) от фашизма (итальянского) – в том, что фашисты просто хотели создать «единообразное общество» и возродить некое подобие Римской империи (абсолютно интернациональной, замечу). В основу фашизма и нацизма легли разные идеологии.
Чем фашисты отличаются от нацистов?
Классический нацизм является основой для фашизма, который создается на почве ультраправых и командированных режимов правления. Первым отличием нацизма от фашизма можно считать элементы псевдонаучного антисемитизма и расизма. Общность и различие фашизма и нацизма. Если рассматривать фашизм от Муссолини — фашистская доктрина основывается на государстве. Различия фашизма и нацизма. Фашизм и нацизм разница.
Фашизм и нацизм. Есть ли разница?
Подход предполагающий, что между фашизмом и нацизмом существуют различия принципиального характера, в лучшем случае ошибочен, в худшем –своекорыстен. Чем же на самом деле отличается фашизм от нацизма? Нацизм и фашизм, отличия и общность. Проект посвящен изучению и анализу отличий нацизма от фашизма, включая их происхождение, идеологию и политические режимы.
Что такое нацизм и чем он отличается от национализма
По определению советского историка Бланка А. Историк Галкин А. Эта форма власти используется тогда, когда традиционная для капиталистических стран система господства по тем или иным причинам оказывается несостоятельной» [4, с. Ещё один советский и российский историк Рахшмир П. Понятие фашизма было также включено в Толковый словарь русского языка Ожегова С. В зарубежной литературе выделяются фундаментальные работы по изучению фашизма Вебера Ю. В своей работе «Природа фашизма» Гриффин Р. Иначе говоря, фашизм - это идеология, направленная на революционное обновление, «новое рождение» нации, или расы, которая идеологами фашизма воспринимается, как особый надличностный субъект истории, могущий переживать, как периоды упадка, обусловленного нарушением ее органической целостности, так и периоды восстановления или повторного рождения [13, с. Американский историк Пакстон Р.
В современной научной литературе отмечается, что само понятие «фашизм» упрощается, при этом допускается его сравнение с коммунизмом сталинского СССР. Очень часто авторы научных работ в попытках дать определение фашизму используют характерные черты нацизма, тем самым, смешивая два понятия. В настоящее время отечественные исследователи характеризуют фашизм, как идеологию, устройство государства и общественных отношений и государственно-управленческая, политическая и общественная практика, основанные на присвоении выделенными людьми права превосходства и права насилия над другими людьми [1, с. Одним из самых радикальных и близких к итальянскому фашизму явлений считается нацизм национал-социализм. Нацизм возник от фашистского движения в Италии, став, своего рода, вдохновением для нацистского режима в Германии. При поверхностном изучении вышеуказанных понятий не просто определить между ними разницу, однако, они в достаточной мере отличаются друг от друга. Национал - социализм в германоязычном пространстве начала XX века, представлял собой радикально антисемитскую, расистскую, антикоммунистическую и антидемократическую идеологию. Германский нацизм возник в обстановке небывалого в истории этой страны обострения социальных противоречий и крайне высокого напряжения классовой борьбы.
Поражение кайзеровской Германии в первой мировой войне, Великая Октябрьская социалистическая революция в России, буржуазно-демократическая революция 1918 году в Германии, а также выполнение крайне жестких условий Версальского договора дало почву для одобрения и поддержки шовинизма, национализма, анти- семитизма и реваншизма у политически незрелых масс населения Германии [3, с. Германские нацисты провозгласили расовую теорию «основной основ», а развитие и защиту нации - главной задачей. Проблемы расы, как они утверждали, имеют ключевое значение в вопросах мировоззрения, политики и экономики. Германская раса провозглашалась носителем лучших качеств человеческих рас. Расовая теория и её компоненты - реакционный национализм и шовинизм - стали «теоретической базой» другой составной части нацистской идеологии - культа насилия и апологии войны [3, с. В момент своего формирования данное явление характеризовалось со стороны изучающих его людей, как разновидность политического режима в Италии -«германским фашизмом». По определению Шаховской С. Писатель Мстиславский С.
Другая группа советских публицистов и историков, публиковавшая свои работы, посвященные «германскому фашизму» в 1933-1934 гг. Также существовало достаточно широкое мнение, что события 20-х годов XX века в Германии скоротечны и идеология фашизма чужда немецкому народу. Путь германского нацизма к власти начался в 1919 году и закончился в 1933 году, когда Адольф Гитлер, будучи лидером победившей на выборах в рейхстаг национал-социалистической немецкой рабочей партии НСДАП , стал канцлером Германской империи. Вся политика правящей национал-социалистической немецкой рабочей партии и призывы Адольфа Гитлера строились на обмане и подмене понятий, обеляя ужасные истинные цели национал-социализма. Гитлер, в отличие от своего соратника Муссолини, не только получал безграничную власть и полномочия, но стал живым миссией, которому консервативный и глубоко верующий немецкий народ безоговорочно верил и всё им сказанное возводил в абсолют. Для получения одобрения со стороны широкой публики нацисты использовали популярные на тот момент понятия. Слова «социалистическая» и «рабочая» в названии партии Гитлера были использованы с учетом притягательной силы идей социализма и для получения доверия рабочих масс. Также на свое вооружения нацисты берут необходимые реквизиты для визуального подтверждения своих «партийных задач».
Был утвержден партийный флаг красного цвета, олицетворяющий социализм, белый круг внутри - национальные идеи, и черный крест - символ арийской расы и её исключительности. Политика нацистов была полностью антинациональной, так как призывала к новой войне и реваншу, следовательно, не учитывало печальные последствия в случае очередного поражения и антисоциальной не для рабочего класса , так как с самого начал существования выражала интересы крупных монополий и военных [3, с. Политика нацистов также характеризовалась оголтелым расизмом, антисемитизмом и убеждением об исключительности «арийской расы» и высшем предназначении немецкого народа, кроме того, дискриминация по расовому признаку касалась не только других национальностей, но и самих немцев, специальные государственные структуры определяли критерии «чистоты» населения по внешним и родословным признакам. Незаменимым атрибутом нацизма с самого начала оставалось мистификация и оккультный характер. В государственной атрибутике стали использоваться древние символы, возрождались старые языческие обряды и праздники, одновременно проводилась огромная работа по поиску фактов, доказывающих происхождение немецкий народ от древних ариев. Нацисты делали всё, чтобы немецкий народ был закрыт от страшной реальности и принял за истину безумные идеи своего вождя. Имея общие корни с итальянским фашизмом, гитлеровский нацизм во многом превзошёл своего «прародителя», а те идеи, которые пропагандировал Муссолини, были переложены на более радикальный, крайне агрессивный и воинственный лад. Анализируя все факты нацисткой идеологии в Германии, данное явление следует отличать от итальянского фашизма и охарактеризовать следующими чертами: - обострённый национализм, расизм, антисемитизм, реваншизм и шовинизм; - мистификация и оккультизм, пропаганда и дезинформация; - наличие не только харизматического лидера, но придание ему статуса миссии, отца народа, бога на земле; - военная агрессия, нечеловеческие зверства и истребление всех, кто не вписывается в собственные рамки и представления, не считаясь с размерами потенциального противника группа лиц или целые страны и народы.
Фашизм в Италии и нацизм в Германии имеют общие черты и начала, однако, особенности, которые имеет нацизм, позволяют разделить их друг от друга. Однако, как можно увидеть из существующих понятий, они не подлежали разделению, а зачастую, нацизм в Германии называли «классическим фашизмом». Нацистская идеология кардинально модифицировало заложенные в итальянском фашизме идеи, и по факту разделяло с ним только ультраправый радикализм. Германский нацизм и Итальянский фашизм имеют существенные различия, так они не схожи по причинам возникновения, поставленным целям и способам их достижения. В данной ситуации показательным для сторонников не разграничения понятий фашизма и нацизма является опубликованные вице-президентом Международной ассоциации прокуроров Звягинцевым А. Что же касается формирования вышеуказанных понятий и их разграничения в ответственной правовой системе, то ситуация здесь обстоит не лучшим образом, так как нормативно-правовыми актами Российской Федерации термины фашизм и нацизм, а также способы и принципы их разграничения не закреплены.
И в этом плане они мало чем отличаются от деятельности официальных украинских силовых структур, с которыми делят разные сферы.
К примеру, в нашем общем с Россией информационном пространстве сформирован ошибочный образ СБУ как некой карательной политической структуры. Реально же сотрудники этой организации зарабатывают деньги обеспечением покровительства, крышевания крупных объектов, комбинатов, портов, разруливанием споров между подконтрольными группировками. Борьба с инакомыслием там ведется не по идейным причинам, а только в качестве ответной услуги власти, которая закрывает глаза на обогащение лидеров нацистских группировок и их покровителей в погонах. Таким образом, в основе современного нацизма лежат деньги, нажива. И только потом — внешняя атрибутика, нацистская геральдика, мифология национализма. Сегодня это просто ОПГ, но завтра такие структуры смогут выступить в качестве параллельной власти и явно или неявно замещать посты в государстве, влиять на внутреннюю и внешнюю политику. Разница в том, что режимы типа пиночетовского по крайне мере формально старались отрицать связь с методами и идеологией нацизма.
На тот момент это означало противопоставить себя международному антифашистскому движению, соцстранам, ОВД, оказаться в международной изоляции. Но сегодня им вполне достаточно опоры на США, которые обеспечат некоторую стабилизацию под видом внешнего управления. Разумеется, за такую стабилизацию, международную поддержку и кредиты надо платить. Поэтому в информационном пространстве постоянно звучат обвинения и угрозы в отношении России, а последний год — и в отношении Беларуси. К слову, Киев открыто заявил, что не признает действующую белорусскую власть и ни разу не принял нашего посла на официальном уровне с августа. Характерно, что украинский посол недавно лил слезы в СМИ по аналогичному поводу, умалчивая, что это Украина последовательно уничтожает торговые связи и отношения между нашими народами. Это именно то, что от них требуют американские хозяева.
Особый цинизм А теперь посмотрим и на западных соседей. Возможно, читатель не знает, но в современной Польше ведется борьба между правыми и крайне правыми политическими силами за американские симпатии. При этом правящая партия «Право и справедливость» в этой борьбе далеко не самая радикальная, хотя, казалось бы, польско-белорусские отношения еще никогда не были на таком низком уровне, как сейчас.
Путь к победе лежит через денацификацию государств обществ , поражённых «коричневой чумой».
А ещё эта борьба должна быть честной. Она не терпит лукавства, фальши, двойных стандартов. Нужны верные, взвешенные, умные решения в сфере науки и образования: просвещения, обучения, воспитания, развития личности. В этой связи необходимо особо выделить проблему сохранения исторической памяти и эффективного противодействия фальсификациям истории.
Скажем прямо — начиная с эпохи пресловутой «перестройки», на историческое сознание нашего народа оказывается постоянное и мощное деформирующее воздействие, основными субъектами которого выступают как внешние силы, так и аффилированная с ними, и потому по сути своей предательская, внутренняя оппозиция. Следует также признать, что в последние годы существования СССР ряд государственных институтов, «с лёгкой руки» М. Горбачёва, фактически потворствовал этой деструктивной деятельности. В «лихие девяностые годы» ситуация не была переломлена, негативные последствия чего сущностные и формальные, в том числе организационно-кадровые мы ощущаем до сих пор.
Нередко и сейчас правильные слова плохо подкрепляются практическими действиями, которые, даже в самых лучших случаях, производят впечатление разрозненных и паллиативных. История может и должна стать мощным фактором духовной и материальной силы российского общества. Нам не обойтись без соответствующих решений, принятых на высшем государственном уровне. Например, давно назрела потребность в максимально объективных историко-юридических оценках таких событий, как «Куропаты», «Катынь», «Советско-германский договор 1939-го года» и др.
Как долго ещё мы будем в ущерб себе игнорировать факты и признавать ложные перестроечно-горбачёвские трактовки истории? Собственно сказанное относится ко всему советскому периоду отечественной истории. История есть единый, неразрывный процесс. Наше дальнейшее движение вперёд невозможно без адекватного освоения опыта прошлого, что включает как знание ошибок, так и опору на достижения, среди которых важнейшее место занимает выстраданное понимание того, что общественный интерес выше личного, а все люди равны в главном — в своём праве на достойную и счастливую жизнь.
Без этого нам не защитить себя и других от фашистской заразы, без этого невозможно победить фашизм. Примечания В данном контексте фашизм рассматривается как идеология, общественное движение и форма политического режима. Подробнее см. Антироссийская Украина: от марионетки Германии и Австро-Венгрии до американской оккупации и войны против России.
Украинский фронт войны против России. Интересно, что термин «тоталитаризм» от позднелатинского totalitas — целостный , причем в позитивном ключе — как характеристика сильного государства, был впервые использован Б. Муссолини вскоре после его прихода к власти в Италии, в середине 1920-х годов. Однако уже через несколько лет это понятие взяли на вооружение антифашисты, которые стали применять его в выраженном негативном контексте, резко критикуя порядки, установленные в гитлеровской Германии.
Например: «Фашизм — социально-политические движения, идеологии и политические режимы тоталитарного типа. В любых своих разновидностях фашизм противопоставляет институтам и ценностям демократии, так называемый новый порядок и предельно жёсткие средства его утверждения. Опирается на массовую тоталитарную партию и непререкаемый авторитет вождя» Современная энциклопедия. Минск, 1999 ; «Фашизм — крайне правые националистические идеология и движение с тоталитарной и иерархической структурой диаметрально противоположные демократии и либерализму» Политология.
Толковый словарь. Аналогичные и близкие определения даны в Большом юридическом словаре М. В этой связи необходимо подчеркнуть одно важное обстоятельство. Практически во всех определениях нацизма акцент делается на такую его характерную черту, как расизм, под которым, прежде всего, понимается антисемитизм, действительно занимающий в «теории» и практике германского нацизма весьма заметное место.
Однако не только евреи рассматривались в Третьем рейхе как «недочеловеки». В эту категорию, со всеми соответствующими последствиями, были включены и славянские народы, которых в «новом мире» ожидала трагическая судьба. Показательно, что юридическая база для проведения расистской политики была создана уже в первые годы нахождения нацистов у власти. В 1935 г.
Согласно этим правовым актам, на германское гражданство, а значит даже на относительную безопасность, не могли претендовать все, кто не относился к немцам или родственным им «нордическим народам». Программные книги нацистских идеологов А. Гитлера «Майн кампф» и А. Розенберга «Будущий путь германской внешней политики» и «Миф XX века» буквально пронизаны духом расизма и агрессии.
Основное внимание в них уделено определению путей укрепления мощи Германии «посредством завоевания новых земель в Европе». Мы прекращаем вечное германское движение на юг и запад Европы и обращаем взор на земли на востоке… И если мы сегодня говорим о новых землях в Европе, то думаем в первую очередь только о России и подвластных ей окраинных государствах». Сталин говорил: «Немецких захватчиков, то есть гитлеровцев, у нас обычно называют фашистами. Следовательно, немцы хотят уверить нас, что партия гитлеровцев, партия немецких захватчиков, грабящая Европу и организовавшая злодейское нападение на наше социалистическое государство, является партией социалистической.
Возможно ли это? Что может быть общего между социализмом и гитлеровскими озверелыми захватчиками, грабящими и угнетающими народы Европы? Можно ли считать гитлеровцев националистами? Нет, нельзя.
На самом деле гитлеровцы являются теперь не националистами, а империалистами. Пока гитлеровцы занимались собиранием немецких земель и воссоединением Рейнской области, Австрии и т. Но после того как они захватили чужие территории и поработили европейские нации — чехов, словаков, поляков, норвежцев, датчан, голландцев, бельгийцев, французов, сербов, греков, украинцев, белорусов, прибалтов и т. Вороны, рядящиеся в павлиньи перья.
Но как бы вороны ни рядились в павлиньи перья, они не перестанут быть воронами» [8]. Широко известно на сей счёт высказывание министра народного просвещения и пропаганды Третьего рейха Й. Варварскую суть фашистской идеологии отражают и слова приказа командующего гитлеровской 6-й армией генерал-фельдмаршала В. Federal Register: 6 Fed.
August 2, Saturday. Список литературы «О сущности и признаках фашизма». По материалам Международного форума «Фашизм в тоталитарном и посттоталитарном обществе: идейные основы, социальная база, политическая активность». Москва, 20-22 января 1995 г.
Аверченко С. Багдасарян В. Современный фашизм: новые облики и проявления. Беляев В.
Война без вооружённого насилия. Галкин А. Германский фашизм. Головко Л.
Денацификация Украины: необходимость формирования правового механизма. Игнатов В.
Первоначально Сорель официально являлся ревизионистом марксизма , а в 1910 году он объявил о своём отказе от социализма , используя афоризм Бенедетто Кроче , что «социализм умер» из-за «разложения марксизма» [85].
С 1909 года Сорель становится сторонником реакционного национализма Шарля Морраса, который, в свою очередь, проявлял интерес к слиянию своих националистических идеалов с синдикализмом Сореля в качестве средства противостояния демократии. Моррас заявлял, что «социализм, освобождённый от демократического и космополитического элемента, подходит национализму так же, как хорошо пошитая перчатка подходит красивой руке» [86]. Жорж Сорель Слияние национализма Морраса и синдикализма Сореля оказали большое влияние на радикального итальянского националиста Энрико Коррадини.
Он говорил о необходимости движения национал-синдикалистов во главе с аристократами и антидемократами, которые бы разделяли приверженность революционных синдикалистов к решительным действиям и готовности сражаться. Коррадини говорил об Италии как о «пролетарской нации», которой необходимо проводить политику империализма, чтобы бросить вызов плутократическим режимам Франции и Великобритании [87]. Взгляды Коррадини были частью более широкого набора представлений в правой итальянской националистической ассоциации ANI , где утверждалось, что экономическая отсталость Италии была вызвана коррупцией в её политическом классе, либерализме и разделении, вызванным «неблагородным социализмом» [88].
ANI поддерживала связи и имела влияние среди консерваторов, католиков и деловых кругов. Итальянские национальные синдикалисты придерживались общего принципа: отказ от буржуазных ценностей, демократии, либерализма, марксизма, интернационализма и пацифизма; и пропаганда героизма, витализма и насилия [89]. ANI утверждала, что либеральная демократия больше не совместима с современным миром, и выступала за сильное государство и империализм, заявляя, что люди являются хищниками и что нации находятся в постоянной борьбе, в которой выживают самые сильные [90].
Футуризм был как художественно-культурным, так и изначально политическим движением в Италии во главе с Филиппо Томмазо Маринетти , написавшим «Манифест футуристов» 1908. В манифесте защищались модернизм и политическое насилие как необходимые элементы политики. В своей работе «Футуристическая концепция демократии» Маринетти отвергал обычную демократию, основанную на власти большинства и эгалитаризме, и предлагал новую концепцию: «Мы поэтому можем дать указания по созданию и демонтажу числа, количества, массе, ибо с нами число, количество и масса никогда не будут такими, как в Германии и России: число, количество и масса посредственных людей, неспособных и нерешительных» [91].
Футуризм повлиял на фашизм в акцентировании признания мужественной природы насильственных действий и войны как необходимости современной цивилизации [92]. Маринетти подчёркивал потребность в физической подготовке молодых людей, писав, что в обучении мужчин гимнастика должна иметь приоритет над книгами. Он также выступал за сегрегацию полов и считал что женская чувствительность не должна влиять на мужское образование, которое, должно быть «живым, воинственным, мускулистым и яростно динамичным».
Немецкий политолог Мануэль Саркисянц писал, что нацизм не является немецким изобретением: философию нацизма, теорию диктатуры сформулировал ещё британский публицист Томас Карлейль , наиболее почитаемый из политических пророков. Позднее его идеи были развиты Хьюстоном Чемберленом. По мнению Саркисянца, все основные доктрины нацизма взяты у Карлейля или у Чемберлена.
Как и Гитлер, Карлейль всегда отвергал к парламентскую систему и верил в спасительную добродетель диктатуры [93]. Межвоенный период Когда в 1917 году произошла революция в России , а после Первой мировой войны получила распространение «демократическая» революция, в качестве политической реакции на эти изменения поднялись антибольшевизм и антиэгалитаризм, ставшие сильными «реставрационными движениями» на европейской арене. В рамках этой волны сформировались фашистские движения [94].
В межвоенный период фашизм проявлялся преимущественно в форме возглавляемой элитой «вооруженной партии», которая пыталась, в основном безуспешно, создать массовое популистское движение при помощи «литургического» стиля и программы радикальной политики, которая обещала преодолеть «угрозу», по мнению фашистов, исходящую от международного социализма, спасти нацию от «вырождения» при либерализме и добиться радикального обновления её социальной, политической и культурной жизни в рамках новой эрой, которая открывается в истории западной цивилизации [2]. Фашисты рассматривали Первую мировую войну как революцию , которая принесла масштабные изменения в природу войны и государства. Тотальная война и тотальная массовая перманентная мобилизация уничтожили различия между гражданским населением и непосредственными участниками военных действий.
Возникло милитаризованное государство, способное мобилизовать в армию миллионы людей и обеспечить производство вооружения и других ресурсов. Получалось, что все граждане были тем или иным образом задействованы в войне [62]. Ультраправые движения в 1920—1950-х годах получили распространение в странах Европы и Америки.
В Болгарии , Венгрии , Польше , Румынии , Эстонии , Латвии у власти утвердились правые режимы, с большим или меньшим основанием относимые к фашистским [39]. В среде русской эмиграции также возникло фашистское движение , хотя и не обладавшее большим влиянием [95] , самыми известными организациями которого являлись Всероссийская фашистская партия и Всероссийская фашистская организация. В период с 1922 по 1945 год к власти в ряде стран пришли фашистские партии и движения: в Италии — возглавляемая Бенито Муссолини Национальная фашистская партия , в Германии — Национал-социалистическая немецкая рабочая партия , или нацистская партия, руководимая Адольфом Гитлером и представлявшая его национал-социалистическое движение, и др.
Здесь может располагаться отдельный раздел.
Чем отличается современный нацизм от нацизма образца 1945 года
Фашисты создали в Италии корпоративное государство, наладили неплохие отношения с церковью чего у немцев не было , не истребляли евреев и другие национальные меньшинства, вообще отличались меньшим уровнем агрессии внутри страны. Для них абсолютом было государство, тогда как для нацистов во главе угла стояла нация. Гитлер, напротив, разрушал немецкое государство см. Нойман, «Бегемот» , укрепляя таким образом безграничную личную власть и свою роль арбитра, «компаса» в устроенном им государственно-бюрократическом хаосе.
Нацисты Как пишет историк А. Патрушев «Германия в ХХ веке» , идеология национал-социализма представляла собой «идейную кашу», в которой все приверженцы правой части политического спектра могли найти для себя что-то привлекательное — тут и антикапитализм, и антикоммунизм, и антисемитизм, и расизм, и идеи имперского величия, и милитаризм. Все это нацисты не выработали сами, а аккумулировали и довели до крайности, позаимствовав в национально-ориентированной и просто популярной философии того времени тот же социал-дарвинизм, к примеру.
Вся эта «каша» замешана была на догматических антисемитских и расистских постулатах. По части основного идейного содержания движение национал-социалистов гораздо дальше от Муссолини, чем по части политических методов. Чтобы подчеркнуть ряд тонких различий между итальянцами и немцами, в последние десятилетия принято не называть национал-социалистов фашистами.
Это его главное отличие от нацизма. Главные признаки фашизма Контроль всех сфер общественной жизни Отсутствие политического плюрализма Господство одной идеологии, запрет альтернативных Преследование инакомыслящих и несогласных Государственная пропаганда на каждом этапе жизни Что такое нацизм? В первой половине XX века фашизм был модной формой политического устройства, как сейчас демократия. Они достаточно свободно получали народную любовь и приходили к власти.
Где-то путём прямого избирательного права, а где-то через военный переворот или революцию. Для каждого такого режима характерны свои особенности. Нацизм является главной отличительной особенностью германского фашизма, которая переросла в отдельную страшную идеологию, подразумевающую господство одной нации над другой.
Все вышепрописанные определения взяты из открытых источников, и никто не может нести ответственность за их распространение в соц сетях.
Но далее надо думать, как не допустить эти пороки в обществе или исправить их , если они все таки проникли в общество. Дело в том, что эти пороки свойственны только капитализму и родились в глубинах капиталистического общества. Они являются частью капитализма, и не могут быть исправлены без исправления самой системы, то есть нынешнюю систему капитализма надо поменять на социализм, нужно воссоздать СССР, который разгромил фашизм и нацизм в 1945 году и еще раз это сделает с большим удовольствием. Можно конечно сделать более глубокий анализ с использованием трудов В.
Ленина, И. Сталина и других Великих мыслителей, но все они приведут к данному резюме. Итак мир снова стоит перед выбором. Быть или не быть.
То есть надо снова воссоздать наш СССР.
Были учреждены Особый трибунал для суда над антифашистами и тайная политическая полиция. Основным направлением реформы государственного устройства стала фашизация институтов власти. Госаппарат в обязательном порядке формировался из членов фашистской партии, правительство во главе с Муссолини отчитывалось перед королём, а не перед парламентом, который также был реформирован: список кандидатов в депутаты утверждался БФС, право их выдвижения получили лишь фашистские организации. В 1939 г. Взамен создана т. Государство, по замыслу фашистов, должно было стать корпоративным, т. Корпоративизм явился способом энергичного вмешательства государства в рыночную экономику и социальные отношения и позволил установить над ними контроль без покушения на принципы частной собственности.
Создание государственного института промышленной реконструкции, организация общественных работ, активная тарифная политика, финансовая помощь национальным монополиям, образование смешанных частно-государственных предприятий и другие меры были нацелены на преодоление последствий мирового экономического кризиса , больно ударившего и по Италии. На основе этих мер сложилась тоталитарная модель регулирования экономики и социальных отношений. В одобренной БФС «Хартии труда» 1927 содержалось определение нации как «морального, политического и экономического единства» итальянцев, реализованного в фашистском государстве, якобы выражавшем совокупную волю нации и каждого индивида. В Италии именно государство стало главным инструментом в руках фашистов в достижении основной цели — тотальной фашизации общества и индивида. Курс на полное подчинение общества выражался ёмкой формулой: «Всё — в государстве, ничего — вне государства, ничего — против государства». Вопреки устоявшемуся в Новое время либеральному идеалу свободы и равенства «доктрина фашизма» утверждала некую «свободу» через её отрицание, ибо её гарантом выступало само тоталитарное государство. Его характерными чертами стали: унитарная идеология — фашистская, корпоративная; культ дуче — харизматичного вождя, обожествление которого достигает пика в середине 1930-х гг. Члены детской фашистской организации проходят строем перед Бенито Муссолини.
На это была нацелена многопрофильная система фашистского воспитания в стране, включавшая присягу на верность преподавателей высшей школы и обязательное членство в партии школьных учителей, насаждение «фашистской культуры» и новых правил поведения «фашистские субботы», «фашистские свадьбы», разные «битвы», фашистский стиль, атрибутика Древнего Рима , массовая военно-спортивная подготовка и милитаризация быта. Под нажимом нацистской Германии в Италии были приняты расовые законы 1938 , ущемлявшие права еврейского населения страны. Фашистская пропаганда и репрессии не сломили, однако, демократические силы Италии, подтачивавшие режим изнутри. Осенью 1943 г. Итальянское движение Сопротивления и созданная им партизанская армия в значительной степени способствовали поражению фашизма, вступившего в тесный союз с германским нацизмом и отважившегося на внешнеполитические авантюры. После окончания Второй мировой войны в Италии была принята демократическая Конституция 1947 , запретившая восстановление в стране «в какой бы то ни было форме фашистской партии». Фашизм как идеология основан на воинствующем национализме , социальном дарвинизме , корпоративизме , расизме , милитаризме , решительном неприятии либерализма , социал-демократии и коммунизма. Фашизм как форма государственного правления предстаёт в виде тоталитарной системы, использующей для поддержания своего господства методы насилия и принудительный консенсус, опирающейся на силовые структуры и многопрофильные массовые организации, активно насаждающей ненависть к внутренним и внешним врагам и культ вождя, претендующей на формирование нового типа отношений в обществе и воспитание «нового человека», жёстко регулирующей экономику и социальные отношения, стремящейся к территориальной экспансии и мировому господству.
На этапе зарождения фашизм опирается преимущественно на средние слои населения, а также часть рабочего класса и крестьянства, черпает резервы в маргинальной среде, получает поддержку части консервативной элиты и некоторых финансово-промышленных кругов. Существует множество определений фашизма и подходов к его изучению. Среди наиболее распространённых определений следует отметить «нравственную болезнь» общества Б. Кроче , «правоконсервативный революционаризм» А. Галкин , «палингенетическую форму популистского ультранационализма» Р. Гриффин , «террористическую диктатуру» реакционных кругов финансового капитала Г. Димитров , «форму тоталитаризма» Х. Арендт , З.
Разница между фашизмом и нацизмом
Нацизм и фашизм - была ли Германия фашистской | Несмотря на некоторое сходство между двумя идеологиями, следует понимать, чем фашизм отличается от нацизма. |
Фашизм и нацизм – разница, чем отличается нацист от фашиста. Слушать в Звуке | Чем отличается фашизм от нацизма, в чём разница на примере истории?. |
В чем отличие фашизма от нацизма
Фашизм и нацизм, в чем разница | 8. Сторонники фашизма должны чувствовать себя оскорбленными из-за того, что враги выставляют напоказ богатство, бравируют силой. |
В чем отличие фашизма от нацизма | Нацизм является альтернативой международному социализму и очень удобен для подчинения определенной нации интересам «общего блага». |
В германии не было фашизма, или разница между фашизмом и национал-социализмом | Проект посвящен изучению и анализу отличий нацизма от фашизма, включая их происхождение, идеологию и политические режимы. |
Что такое нацизм и чем он отличается от национализма | Сейчас мы разберемся, чем отличается фашизм от нацизма. |
Можно ли было нацистов называть фашистами на самом деле - Русская семерка | Или описать, чем фашизм отличается от нацизма? |
Различия между итальянским фашизмом и немецким национал-социализмом
Для фашистов был крайне важен в этом отношении корпоративный подход в решении национальных проблем. Более того, Муссолини старался по возможности избегать этого слова, заменяя его понятием нация. Именно итальянская нация была для дуче предметом гордости и стимулом для её дальнейшего возвеличивания. Гитлер называл понятие «нация» «устаревшим и пустым», несмотря на присутствие этого слова в названии его партии. Национальный вопрос германские лидеры решали через расовый подход, в буквальном смысле путем механической очистки расы и поддержанием расовой чистоты через отсеивание инородных элементов. Расовый вопрос — краеугольный камень нацизма. Фашистской идеологии в ее изначальном смысле были чужды расизм и антисемитизм. Хотя Муссолини и признавал, что стал расистом еще в 1921 году, но при этом подчеркивал, что здесь нет никакой имитации германского расизма.
Более того, Муссолини не раз осуждал евгенические учения национал-социализма о чистоте расы. В марте 1932 года в беседе с немецким писателем Эмилем Людвигом он заметил, что «к настоящему времени в мире не осталось совершенно чистых рас. Даже евреи не избежали смешения». И это были не только слова. В то время как в Германии набирали силу антисемитские кампании в Италии многие важные посты в университетах, банках или армии продолжали занимать евреи. Только с середины 1930-х годов Муссолини заявил о белом превосходстве в африканских колониях Италии и перешел на антисемитскую риторику ради союза с Германией. Важно отметить, что нацизм не является обязательной составляющей фашизма.
И, наверное, помнит, что "краеугольный камень" есть не только в Кабе, но и в коммунизме. И называется он "Манифест коммунистической партии". Недавно перечитал. И просто диву даёшься, сколько там откровенной глупости и заблуждений. Хотя есть вещи и разумные. Ведь коммунизм захватил разум миллионов. Такие же "основополагающие" книжечки есть и в фашизме с нацизмом.
Вопрос только в том, что их никто не читал. Да и найти их в печатном виде очень непросто. Раньше это было невозможно. Но теперь, слава Богу, есть интернет! Наиболее чётко и конкретно основы фашизма изложены в "Доктрине фашизма" Бенито Муссолини. Совсем маленькая книжечка на несколько страничек. Но она даже запрещена в России!
Я ещё понимаю запрет на кучерявую петрушку. Это не прикол, это реальность! В России она запрещена, как наркотическое растение можно это найти на сайте Роспотребнадзора! Оказывается, если съесть несколько пучков кучерявой петрушки, то начинает штырить! Но разве нормальный человек станет есть кучерявую петрушку пучками??? Ну да ладно... А что такое нацизм, можно понять из "Моей борьбы" Адика.
Британский политолог Роджер Гриффин писал, что в рамках сложившегося научного консенсуса фашизм понимается как «подлинно революционная, надклассовая форма антилиберального и, в конечном счёте, антиконсервативного национализма» [2]. В издании Колумбийского университета 1984 года фашизм понимается как организованная форма интегративного радикального националистического авторитаризма [44]. Социолог фашизма Хуан Линц даёт более пространное определение фашизма: «гипернационалистическое, часто пан-националистическое, антипарламентаристское, антилиберальное, популистское, частично антикапиталистическое и антибуржуазное, антиклерикальное или по меньшей мере неклерикальное движение, ставящее целью национальное и социальное объединение через единую партию и корпоративное представительство» [45]. Британский учёный Роджер Итвелл англ. Роджер Гриффин , обращая внимание прежде всего на ценностную составляющую, трактует фашизм как «мифическое ядро» «популистского ультранационализма », вдохновлённого идеей перерождения нации, расы или культуры и созданием «нового человека» [47]. Он определяет фашизм как «палингенетический ультранационализм», предполагающий, что в своём мифологическом ядре фашистская идеология нацелена не на возрождение нации как другие националистически-популистские идеологии , а на её «сотворение заново» [43] [48]. Эту концепцию, по мнению Андреаса Умланда , можно считать более или менее принятой на сегодняшний день в англоязычном научном сообществе [5]. По мнению Гриффина, идеология фашизма прочно связана с модернизацией и современностью, она приняла значительное разнообразие внешних форм для приспособления к конкретному историческому и национальному контексту и привлекла широкий спектр культурных и интеллектуальных течений, как левых, так и правых, антимодернистских и промодернистских.
Главной мотивацией идеологии, пропаганды, стиля политики и действия, является видение грядущего возрождения нации из упадка [2]. Галкин определял фашизм как «правоконсервативный революционаризм» [9]. Американский политолог и историк Роберт Пакстон англ. Кас Мудде и Кристобаль Кальтвассер утверждают, что, хотя фашизм «заигрывал с популизмом … в попытке заручиться массовой поддержкой», его лучше рассматривать как элитарную идеологию. В частности, отсылают к характерному для фашизма превознесению вождя, расы и государства, а не народа. Они отмечают, что популизм используется различными идеологиями, в том числе фашизмом, либерализмом и социализмом, не обязательно являясь определяющей характеристикой этих идеологий. Они называют сочетание популизма, авторитаризма и ультранационализма «браком по расчёту» [50]. Израильский политолог Зеэв Штернхель исключает нацизм из семьи общего фашизма из-за « биологического расизма » нацистской идеологии [2].
Австрийский психолог Вильгельм Райх , в годы нацизма вынужденный покинуть Европу, заявлял, что «фашизм возникает на основе расовой ненависти и служит её политически организованным выражением» [52]. Бенедетто Кроче понимал фашизм как «нравственную болезнь общества» [9]. Американский философ Ханна Арендт считала, что основной признак фашизма — это культивирование ненависти к внутреннему или внешнему врагу путём создания пропагандистского аппарата, для которого подчас не чуждо и использование лжи для достижения нужного системе эффекта [54]. Роберт Пакстон англ. Политический режим См. Как форма государственного правления [9] фашизм представляет собой диктаторский [57] режим с жёстким контролем над обществом и экономикой [2]. Фашисты считали полную мобилизацию общества в условиях тоталитарного государства необходимой для подготовки нации к вооружённому конфликту и эффективного реагирования на экономические трудности [58]. Во главе фашистского государства стоит сильный лидер например, диктатор и правительство работает в условиях военного положения или близкого к нему, что обеспечивает укрепление национального единства и поддержания стабильности в обществе [58].
Фашизм отвергает представление, что насилие априори имеет негативный характер, и рассматривает политическое насилие и войну как средства, которые могут обеспечить национальное развитие и процветание [59]. По мнению И. Мазурова, как государственная система правления, фашизм является не авторитаризмом , а тоталитаризмом , между которыми имеется существенная разница [60] [61]. В экономике фашизм обычно стремится достигнуть автаркии экономической самодостаточности , для чего активно используется протекционизм , государственное регулирование экономики и экономическое вмешательство [62]. Дирижизм занимал центральное место как в фашистских, так и в коммунистических системах, однако фашистские не требовали перехода к прямой государственной собственности на средства производства, пока экономика могла использоваться для служения целям фашистского режима [63]. По мнению Роберта Пакстона англ. Эти преобразования нередко приводили фашизм к конфликту с консерватизмом, укоренившимся в семье, церкви, обществе и в сфере собственности. Пакстон считает, что фашизм изменил границы между частным и общественным, резко сократив сферы жизни, которые ранее были неприкосновенно частными; изменил практику гражданства от реализации конституционных прав и обязанностей до участия в массовых церемониях демонстрации лояльности и подчинения; перенастроил отношения между индивидуумом и коллективом, так что у индивидуума больше не было прав вне общественных интересов; расширил полномочия управленческих структур — партии и государства — в стремлении к тотальному контролю [55].
Он не только перестает отражать интересы нации, но и сводит смысл ее существования к служению абстрактной национальной идее, в том числе и такими методами, которые противоречат объективным интересам народа. Предпосылки роста популярности национальной идеи в Италии и Германии были одинаковы. Италия понесла большие потери в первой мировой войне, вышла из нее с ослабленной и подорванной экономикой и, хотя принадлежала к лагерю победителей, получила от союзников значительно меньше, чем рассчитывала. Соответственно, идея восстановления «справедливости», создания Великой Италии встречала в обществе позитивный отклик. Германия капитулировала в ноябре 1918 г. В стране, измученной войной, началась революция. Однако ей были навязаны тяжелые и унизительные условия мира, хотя ее армия еще сохраняла способность сопротивляться, территория не была оккупирована. Это породило миф, что своим поражением в первой мировой войне Германия была обязана предательству со стороны внутренних антинациональных сил. Важной общей чертой, характеризующей развитие и Германии, и Италии в начале 1920-х гг.
Национальная идея в Германии и Италии излагалась сходными формулами. Они включали апелляцию к единству нации, выражали стремление к общей высшей цели — достижения национального величия; утверждение, что интересы единой нации может выражать лишь одна политическая партия. Возглавляющий ее лидер — А. Гитлер в Германии и Б. Муссолини в Италии — считался символом нации, реализующим ее волю. Эта воля в первую очередь связывалась с осуществлением программы покорения и подчинения более слабых государств, которые рассматривались как потенциальные противники. В обеих странах национальная идея увязывалась с социальным эгалитаризмом. Подвергались критике либерально-демократическое государство, имущие классы, выдвигались обещания решить проблему безработицы, повысить уровень жизни и уменьшить социальное неравенство, выдвигались популистские лозунги типа «Земля тому, кто ее обрабатывает» лозунг Б. Единственное существенное отличие идеологий итальянского и германского фашизма было связано с тем, что последняя основывалась на откровенном расизме.
Гитлер и его окружение провозглашали арийскую расу высшей, призванной осуществлять руководство другими народами, которые объявлялись неполноценными, занимающими жизненное пространство, необходимое Германии.
Фашизм и нацизм. Есть ли разница?
Нацизм меняет свою внешность, прикрывается патриотизмом, активно заигрывает с молодежью. Разница фашизма и нацизма также кроется в том, что второй сформировался на базе идеологических воззрений первого. лишь одна из форм. НАЦИЗМ (от назв.