СССР тогда штамповал 365 млрд штук сигарет в год — это примерно десятая часть общемирового производства. Сигареты с фильтром появились в СССР в 1966 году, когда московская табачная фабрика выпустила сигареты «Ява». Немного истории этого советского бренда Прима — марка советских и российских сигарет.
Давай закурим...
Сигареты новость ссср фото. особенно когда в стране появилось собственное табачное производство. Долгое время военнослужащим выдавали сигареты “Прима” без фильтра времен СССР, некоторой известностью пользовались сигареты “Прибой”. Много позже, уже в условиях сигаретного кризиса, "когда уши пухли", загибающийся Союз отчаялся до того, что начал покупать дешевые арабские и турецкие сигареты. В послевоенном Советском Союзе потребителя не баловали количеством сортов колбасы или хлеба.
Советские сигареты и папиросы: что курили в СССР?
Первые сигареты с фильтром международного классического стандарта «king size» были выпущены в Советском Союзе в 1966 году. Эти сигареты выпускались как с фильтром, так и без него. В советское время стоимость пачки не превышала 16 копеек. Те фильтры в сигаретах, которые нам более привычны, стала выпускать английская табачная компания в 1935 году. Сигареты СССР Сигареты СССР: что курили советские труженики и богема История СССР, как и история любой страны, претерпевала постоянные изменения. Так появились сигареты «Союз–Аполлон», производство которого было сначала развернуто на московской фабрике «Ява», а в 1977 году – уже на пяти советских табачных фабриках (Москва, Ленинград, Кишинев, Баку и Сухуми) и популярность которых в СССР была очень высока за. Tags: История СССР, Папиросы, Сигареты.
Сигареты времён СССР
В 1966 году в в Советском Союзе начали выпускать первые сигареты с фильтром по иностранной технологии и на оборудовании скопированном с иностранных аналогов. Советские сигареты с фильтром. Болгарские сигареты стоили немного дороже, но по качеству были лучше советских, поэтому их охотно покупали. «Ява» была первой сигаретой с фильтром в Советском Союзе, произведенной на отечественном заводе. В Советском Союзе появился занимательный вид табачного изделия – сигареты без фильтра. это не просто яркая коробочка – Самые лучшие и интересные новости по теме: СССР, истории, сигареты на развлекательном портале Немного истории этого советского бренда Прима — марка советских и российских сигарет.
Подробная история появления сигарет с фильтром
Они стали приобретать более сложную конструкцию, которая позволяла достичь определенных эффектов. Так появились фильтры с воздушной камерой. В ней продуцируемый дым охлаждается и очищается от канцерогенов и мелких частиц табака. Тяга сигарет благодаря воздушному фильтру становится легкой, а их вкус раскрывается равномерно. Существуют также ацетатные фильтры, в которые встроена капсула. В ней содержится ароматическое вещество, которое при надавливании на капсулу высвобождается и придает табачной смеси дополнительные аромат и послевкусие. Какие бренды сигарет появились первыми Первой на мировом рынке свою продукцию представила компания Philip Morris.
Это были турецкие сигареты, скрученные вручную. Их появление датируется 1847 годом. После того как компания расширила производство и с этой целью открыла филиал в Нью-Йорке, появились сигареты под торговой маркой Marlboro. В 1913 году табачный рынок стала осваивать компания R. Этот производитель выпустил сигареты, которые получили название Camel. Кроме того, друг за другом на рынке табачной продукции стали появляться такие сигареты: Chesterfield — 1873 год.
Сигареты, изготовленные под этой торговой маркой, набиты смесью из турецкого и виргинского табака. Их пачки первыми стали оснащаться дополнительным оберточным слоем, предотвращавшим воздействие влаги на продукцию. Это событие датируется 1916 годом. Woodbines — 1888 год. Сигареты отличались доступностью и крепким вкусом. Приобрести их можно было в жестяных банках.
Capstan — 1894 год. Выпускаемые британской компанией сигареты. Lucky Strike. Сигареты этой торговой марки выпускались компанией British American Tobacco. Изначально под этим названием производился жевательный табак. Торговая марка была присвоена сигаретам лишь в 1900 году.
Gitanes — 1910 год.
Причем собиратели трудились строго до того момента, как на растения падала утренняя роса. Брежнев, по словам его личного фотографа Мусаэльяна, никак не мог бросить курить. Для него сделали сигареты с удлиненным фильтром, но он их даже пробовать не стал. Курил «Новость» Но подобный товар класса люкс был доступен лишь избранным небожителям. Например, Леониду Брежневу: специально для него изготавливали элитную марку Новость. Интересно, что Новость могли купить и простые смертные в обычных ларьках, но это уже были сигареты гораздо более низкого качества. Уже в начале 80-х сигареты без фильтра и папиросы начали считаться непрестижными.
Их курили солдаты, бедные студенты, отдельные эстетствующие элементы со склонностью к эпатажу и заядлые курильщики с колоссальным стажем. О последних надо сказать особо. Это ушедшая натура — люди, выросшие на военной и послевоенной махорке, курившие по нескольку пачек в день, для которых даже крепкие сигареты с фильтром были не более чем дамским развлечением. Курительный фольклор Сигареты для советских людей были не только продуктом первой необходимости, но и благодатной почвой для народного творчества. Маркам курева давали прозвища, на тему названий марок ходили хлесткие шутки-прибаутки. Излюбленным объектом фольклора были чрезвычайно популярные в СССР болгарские сигареты. Стюардессу называли Стервой, ВТ расшифровывалось не иначе как "бычки тротуарные", Шипку ввиду изображения обелиска на пачке называли "братской могилой", а Ту-134, соответственно, "смертью на взлете". Доставалось и продукции дружественных азиатских государств — Китая, Вьетнама и Кореи.
К примеру, вьетнамские сигареты за отвратительный вкус были прозваны "портянками Хо Ши Мина" в честь первого президента Демократической Республики Вьетнам. Впрочем, сигаретам не только придумывали грубовато-забавные лозунги — они становились частью уличных легенд. Распространена была байка, связанная с твердой пачкой сигарет Космос. Многие курильщики были убеждены, что, если разорвать боковую часть крышки пачки, между слоями картона можно найти некий тайный знак. А если таких знаков набрать сразу несколько, то взамен таких вот счастливых пачек прямо в киоске Союзпечати можно получить какой-то выигрыш, совсем как в моментальной лотерее. От постера лично: мне попадались пачки "Космоса" с уравнением внутри, на боковых гранях. Считалось, что если его решить, то можно получить в магазине целый блок. Для меня до сих пор загадка, что это было.
Решить ни разу не удалось, не только мне, но и вообще никому из знакомых. Последний выдох Новая эпоха для любителей крепкой затяжки наступила в пору перестроечного кризиса и тотального дефицита. Блоки сигарет упаковка из 20 пачек тогда стали чем-то вроде внутренней валюты — ими часто расплачивались за товары или услуги советские граждане. Высокому статусу блока существовало простое объяснение: во время табачного дефицита такая упаковка стала большой редкостью. Сигареты продавали официально не больше пяти пачек в руки по талонам. Еще куревом приторговывали люди, которые так или иначе были близки к работникам табачных фабрик, и за дефицитный продукт они брали втридорога. Причем часто на продажу выставляли даже не пачки, а завернутые в самодельную бумажную трубочку по 20 штук сигареты. Очередь в табачный киоск Другим видом спекулятивной "сортировки" табака стали неразрезанные сигареты — так называемая отбраковка, которую на рынках продавали рулонами, причем порой на вес.
В период острого дефицита предприимчивые советские граждане продавали даже сигаретные бычки. Пол-литровая банка такой роскоши стоила на рынке 3 руб. Да и качество сигарет упало очень низко. Производители экономили на всем: ставили бумажный фильтр вместо ватного, почти не сушили табак.
Но и там сидели достаточно креативные люди. Поэтому производители Chesterfield очень скоро почувствовали на себе всю мощь технологий «черного» PR. Курить табачок, приправленный лепрой, потребитель не желал.
И буквально за несколько месяцев продажи Chesterfield рухнули. Не помогло ни вмешательство мэра Ричмонда, ни даже официальное опровержение Совета по здравоохранению. Для пленных немецких солдат Chesterfield был единственной твердой валютой. Не успела компания толком оправиться от этого удара, как ей тут же «прилетело» вдогонку. Что тут началось… Слава богу, до погромов не дошло. Правда, на германскую культуру эти сигареты все-таки повлияли. Там, куда входили американские войска, именно Chesterfield быстро становились основной валютой.
В те времена среди немцев ходила даже такая не совсем смешная частушка: «Wettn Ami mil der Schwester spiel bekomme ich ein Chesterfield» «Если янки порезвится с моей сестренкой, я получу «Честерфильд». Но, несмотря на постоянные атаки, Chesterfield сумел не только выжить, но и снова набрать обороты. Этому бренд обязан продуманным рекламным кампаниям. В первую очередь, массовому привлечение кинозвезд. Также Chesterfield несколько лет спонсировал радиошоу знаменитого Глена Миллера и телевизионный сериал Gunsmoke. На рекламных плакатах бренда частыми гостями были и спортивные звезды — бейсболисты и футболисты. Мало того, на одном из постеров красуется ни кто иной, как Рональд Рейган.
Конечно, это произошло еще тогда когда он был всего-лишь известным актером, а не самым эффективным президентом. Став одним из самый эффективных президентов США, Рейган старался не вспоминать о рекламной кампании Chesterfield. Chesterfield потратили немало средств и сил, чтобы проникнуть в книги, пьесы и бродвейские постановки. Хитромудрые маркетологи умудрились втиснуть свои сигареты даже в рок-культуру. Так, в Сан-Франциско есть даже хард-рок группа The Chesterfields. В общем, секрет успеха прост: верь в себя, не обращай внимания на нападки, помни, что в табачном бизнесе нет запрещенных приемов, — и тогда тебя ждет успех. В случае с Chesterfield сработало на все 100.
Сигареты Winston. Наперекор грамматике Долгое время городок Винстон, который, собственно, и дал название этому табачному бренду, ничем особенным не отличался. Большой шаг в мировую историю он совершил, лишь когда в 1875 году Ричард Джошуа Рейнолдс, отец-основатель компании RJR, открыл здесь первую табачную фабрику. Поначалу, как и везде, основой ассортимента был жевательный табак, так любимый американцами и так не понятный всему остальному миру. Впрочем, весьма скоро перечень продукции был расширен за счет трубочного табака и сигарет. Табачная империя Рейнолдса начала свое победоносное шествие по США. Одним из главных прорывов на этом фронте было создание сигаретного бренда Camel.
Пиарщиков и маркетологов R. R Tobaco Company всегда отличала агрессивная манера и циничный креатив. Сражаясь со своим основным конкурентом компанией Philip Morris, они сумели создать хорошую базу для продвижения принципиально новой марки сигарет. Америка пресытилась крепким табаком и почти одинаковым вкусом, скрывавшимся под разными названиями. Для успешного продвижения нужен был качественный скачок. Пустующую нишу занял Winston. Из Швейцарии с фильтром По маркетинговой легенде новые сигареты появились благодаря одному из директоров R.
R Tobaco Company Эдварду Дарру. Якобы отдыхая в Швейцарии, он столкнулся с набиравшими в Европе популярность сигаретами с фильтром. Попробовал — понравилось. Окрыленный новыми веяниями, он вернулся в Штаты и созвал совет экспертов R. Снова подумали и решили, что новая фишка должна понравиться американскому потребителю. Главное — сделать так, чтобы из-за применения фильтра курильщики не потеряли возможности наслаждаться крепостью и вкусом сигарет. Одновременно с фильтром в новых сигаретах была применена и особая табачная смесь, быстро ставшая известной как «американская мешка».
Главным отличием оной от всех остальных стало присутствие в ее составе табачного сорта «барлей». К тому же он был не просто высушен, а специальным образом термически обработан для получения легкого карамельного привкуса на языке табачных профессионалов сей процесс именуется тостированием. В результате всех этих нововведений на свет появились сигареты, назвать которые было решено в честь города, ставшего колыбелью компании. Так американские курильщики познакомились с маркой Winston. На дворе стоял 1954 год. Цена ошибки Первым рекламным слоганом кампании по продвижению новой марки стал: «Winston tastes good like a cigarette should». В переводе сие должно было означать «Вкус хорошей сигареты должен быть как у Winston».
Однако в этой фразе допущена явная грамматическая ошибка, которая нам не очень заметна, но сразу режет слух англоязычному потребителю. Поэтому на слоган тут же посыпались обвинения в безграмотности. Сложно сказать сейчас, было ли это случайной ошибкой или продуманным рекламным ходом я лично склоняюсь ко второму варианту , но внимание общественности к бренду было привлечено моментально. Когда же на свет появился следующий слоган «What do you want, good grammar or good taste? Хорошая грамматика или хороший вкус? Так уже в 1956 году эти сигареты были признаны самым успешным табачными брендом. Оно и не удивительно, ведь в том году их было продано 31 миллиард штук.
Но производители не собирались останавливаться на достигнутом. Рекламные образы, делавшие ставку на потребность в семейном уюте, и новые виды продукции, например Winston 100 mm, помогали поднимать продажи. Winston сегодня Сегодня сигареты Winston давно вышли за пределы внутреннего американского рынка и являются одной из самых продаваемых мировых марок. Правда, компании, подарившей курильщикам этот бренд, уже не существует. Ее активы влились в вездесущую японскую Japan Tobacco Inc. Но это не стало катастрофой для самого бренда. Мало того, он продолжает развиваться.
Так, в 2007 году была запущено новое «легкое» направление Super Slims. А в 2008 на штурм табачного премьер-класса отправились Winston Premier. Сигареты Bond. Королевские любимцы На самом деле сигареты Bond, конечно же, не имеют никакого отношения к агенту 007. Хотя бы потому, что, судя по маркетинговой легенде, бренд появился в 1902 году, а Ян Флеминг придумал своего убийцу именем королевы только в 1953. Так откуда же взялись эти сигареты? В довольно скудной истории Bond есть немало мифов, в которых мы сейчас попытаемся разобраться.
Итак, начало прошлого века. Сигареты еще не получили повсеместного распространения. По преданию сигареты Bond появились на свет благодаря прямому участию английского правящего дома. Якобы действующий тогда король Альберт, или, если придерживаться протокола, Эдуард Альберт Кристиан Герг Эндрю Патрик Дэвид Виндзор, своим указом выделил Филиппу Моррису а именно его компании и принадлежал Bond , чью продукцию предпочитал, место под табачный магазин. И не где-нибудь, а на самой Бонд-стрит. Улице, на которой в Лондоне до сих пор располагаются самые дорогие и престижные бутики. Отсюда и появилось название новых сигарет.
Правда, полностью поверить в эту историю мешает тот факт, что в тот момент королю Альберту было всего восемь лет. Он родился только в 1894 году и вряд ли в 1902 мог принимать какие-либо решения. Сигареты Bond — скучная история Пожалуй, если сравнивать историю развития бренда Bond Street с другими марками сигарет, то она покажется слишком серой и спокойной. Здесь не было хитрых маркетинговых ходов, как в случае продвижения Camel, или скупки звезд кино и радио, как это любили делать рекламщики Chesterfield. Все очень пристойно. Может быть, это связано с тем фактом, что Bond всегда ориентировались на аудиторию со средним достатком и не лезли конкурировать с премиум-классом. То есть подвигались в массы сугубо за счет разумного сочетания качества и цены.
А может, ответ лежит в самой истории бренда. Сигареты Bond, тогда еще именовавшиеся Old Bond Street «старая улица Бонд» по-русски появились на свет в начале XX века и быстро завоевали популярность у лондонской публики. Правда, сама семья Моррис отец-основатель отправился в райские кущи еще в конце века XIX не успела насладиться плодами никотиновой торговли. В 1919 году их компанию заприметили предприимчивые американцы, и новая корпорация с подобным названием была зарегистрирована уже в Вирджинии. В память о британском прошлом остался лишь герб с королевской короной, который и сегодня можно встретить на пачках продукции Philip Morris International. А у этой корпорации были бренды и поважнее Bond — например, знаменитые Marlboro. Сигареты Bond — тихий лидер Пока «большие» никотиновые бренды сходились в кровавых схватках, подкупали врачей и по мелкому подличали черным пиаром, Bond Street с медленным упорством израненного терминатора завоевывали мировые рынки.
И тут средний ценовой сегмент играл марке только на руку. Допустим, рухнул очередной железный занавес. Где-нибудь в Китае. Обычно при этом основная масса населения, хотя и жаждет пристраститься к капиталистическим табачным ценностям, все же не имеет для этого достаточно средств. Доллар за пачку тех же Camel как-то, знаете, не всегда по карману не только велорикше, но и простому менеджеру среднего звена. Тут-то на помощь и приходит наш Bond. Стильная, похожая на мечту всех угнетенных тоталитарным режимами Marlboro, пачка.
Крупная надпись на забугорном языке. Да и скажем честно, вполне приличный табачок, пусть и не самой злой крепости. Не удивительно, что Bond Street упорно занимает ведущие места по продажам в странах, что принято немного пренебрежительно называть «развивающимися», и к которым, как ни крути, относится наша Россия. И подтверждением тому — отечественный «табачный рейтинг». Наш Bond Street занимает по популярности у россиян почетное четвертое место, обгоняя Marlboro и Alliance из нижней ценовой лиги. Такой вот тихий труженик никотина и синильной кислоты. Lucky Strike.
В знаменитом «табачном» штате Вирджиния в 1871 году компания R. Patterson зарегистрировала его для продажи… нет не сигарет, их вообще придумают чуть позже. Изначально под маркой «Удачное попадание» а именно так и переводится название Lucky Strike производили и сбывали населению прессованный табак. Впрочем, долгое время ничем особым данный бренд не выделялся и был лишь одним из многих в Соединенных Штатах. Не просто прикупить, но еще и заработать на «Попадании». Маркетологи сделали ставку на звучное название, полностью соответствовавшее духу времени, да что там, самой американской мечте. Одно удачное вложение могло принести миллионы зеленых бумажек.
А умение ловить момент и делать ставку на везение ценились выше, чем глубокие знания и практический опыт. Потребитель сразу отметил новый бренд, но настоящий взрыв был впереди.
Результаты были весьма противоположные. Получается, что мужики стали курить больше как бы назло пропаганде, что вполне в духе нашего менталитета. Но изменения были не только количественные, но и качественные. Сигарета считалась одним из атрибутов мужчины, но на курящих женщин, особенно молодых, у нас стали смотреть косо. Бывали случаи, когда мужья, позволявшие своим женам напиваться хоть до чертиков, били их смертным боем за увиденную в губах сигарету… С другой стороны, в СССР не проводились дурацкие антитабачные компании типа нынешней. Сигареты были доступны всем кроме детей и подростков , продавались в любом гастрономе, а их ассортимент был рассчитан на самого разного потребителя. Пожалуй, даже, он был куда шире, чем сегодня. Ведь сейчас в украинских ларьках, по сути, продается почти одна и та же табачная смесь в разных упаковках.
После того, как табачные фабрики Украины были проданы западным компаниям, а импорт сигарет практически прекратился, качество отечественных сигарет стало… одинаково неважное. Может потому, что в них слишком большой процент так называемого восстановленного табака, изготовляемого из отходов? Впрочем, это сугубо личное мнение. Но нельзя сказать, что советский табак был хорошим. Можно с уверенностью утверждать одно: в нем не было нынешней химии. Да, большинство советских сигарет могли затухнуть сами по себе — особенно если там вместо мелко нарезанного табачного листа попадалась двухсантиметровая «дровеняка». Кстати, тем и ценны были зажигалки, что ими было удобно подкуривать вновь и вновь, не рискуя обсмалить себе усы. Да, при покупке советских сигарет стоило обращать внимание на дату выпуска и целостность целлофановой упаковки, потому что «перележавшие», хранившиеся в неподобающих условиях, жутко смердели прелыми листьями и курить их было просто невозможно. Однако современные сигареты лишены этих недостатков потому, что их сырье проходит специальную обработку. И кто знает, какую химию нынче втягивают в себя курильщики.
Советский Союз занимал третье место в мире по выпуску сигарет — при этом каждая табачная фабрика могла выпускать как общесоюзные марки «Космос», «Столичные», «Прима» или республиканские «Флуераш», «Ватра» , так и собственные, придумывая их в бессчетном множестве. Сегодня вряд ли кто-то сможет упомянуть их все. Сигаретное разнообразие на порядок превосходило алкогольное и конфетное и просто поражало советских граждан, как-то не очень привыкших к изобилию марок и сортов. Пять-шесть сортов колбасы и десяток марок вин было неплохим ассортиментом для провинциального советского гастронома, но до середины 80-х в нем продавалось еще и два-три десятка марок сигарет и папирос. Помимо производства собственных сигарет, СССР еще импортировал их в немалых количествах. Впервые с иностранным табачком наши деды познакомились на войне: трофейные немецкие сигареты были определены как слабая дрянь, а вот союзнические американские очень понравились офицерам и женщинам. Позднее западные сигареты, олицетворяющие западный образ жизни, стали самыми престижными в СССР. Блок импортного «Marlboro» или «Camel» был шикарным подарком или хорошей взяткой, говорившей о… недалекости одариваемого. Ведь, по сути, это были совершенно заурядные американские сигареты, и рядом не стоявшие с кубинскими сигарами, которыми в 60-70-е завалил нас дружище Фидель. Вот только в 80-х они куда-то исчезли, а вместо них в магазинах появились кубинские сигареты, сделанные из «обрезков» сигарного производства.
Курить «Лигерос» и «Партагас» можно было разве что на «слабо», однако у них был небольшой такой клуб фанов — суровые люди, чье горло уже не драли махорка и «Беломор». На них смотрели с изумлением, как на индийских йогов. А вот на курящих индийский «Мадрас» и тем более странные сигареты из далекого Вьетнама, набитые, как говорили, старыми тряпками и водорослями, смотрели, как на идиотов. Обычно все мы начинали курить с тех сигарет, которые курили наши родители, друзья, коллеги по работе. Парень, устроившийся на завод, начинал курить со слесарями «Фильтр» или «Експрес».
История самых популярных папирос из СССР
Однако настоящими импортными сигаретами считались далеко не всякие даже весьма популярные в мире марки. А потому бывало и такое, что вполне неплохие западные сигареты могли лежать в свободной продаже и не пользоваться особым спросом. Самыми популярными были, конечно, сигареты Marlboro. Их производили по лицензии в Кишиневе и в какие-то периоды на других фабриках.
Качество было, мягко говоря, нестабильным, но это никого не волновало — курили не табак, курили Престижную Марку. Стоили они, кажется, рубль. Временами в продажу попадали и настоящие или «почти настоящие» импортные сигареты.
Все 80? Одно время, появились вдруг вполне нормальные Dunhill и Chesterfield за те же рупь пятьдесят. Особого ажиотажа они тоже почему-то не вызывали, причем не из-за цены, а потому как считалось, что сигареты, свободно продающиеся в киосках, «настоящими» быть никак не могут.
Изредка «всплывали» смертоубийственно крепкие французские Gitanes по 60 копеек. Пачка считалась пристойным подарком, блок — не самой мелкой взяткой. На черном рынке в 80?
Наиболее популярными сортами, помимо все того же Marlboro, были Kent, Camel, Salem, Newport, но попадалась и экзотика, например Philip Morris в пластиковых пачках. Пачки из-под импортных сигарет, были предметом массового коллекционирования. Причем почему-то крайне популярным выставочным местом таких коллекций был туалет: пачки наклеивались или хитро развешивались — чтобы не испортить на стенах и задней дверце.
Кроме того, коллекционировались непочатые пачки: обычно по советской привычке дефицитный товар не употреблялся по назначению, а бережно хранился «на потом», постепенно скапливалось некоторое количество и образовывалась коллекция, которую тем более было жалко тратить к коллекциям импортных сигарет часто добавлялись сигареты экзотических фабрик разных городов СССР. Потом практически все эти коллекции пошли на раскур во время табачного кризиса 1990 года. Махорка Махорка: однолетние травянистое растение рода табак семейство паслёновых, техн.
Выращивают в Польше, Венгрии, Индии и других странах. Стебли махорки используются для приготовления лимонной кислоты. Из них приготовляют крупку для курения, или Махорка курительную, нюхательную Махорка, отвары для мойки овец, извлекают никотиновую кислоту витамин PP.
Родина Махорка — северная часть Южной Америки. Махорка возделывают на незначительных площадях в Польше, Венгрии, Алжире и др. В СССР в 1940 посевы её занимали 110 тысяч га, к 1972 сократились до 16—20 тысяч га; средний урожай 18,5 ц с 1 га, в передовых хозяйствах — 30—35 ц с 1 га.
В эти же годы на рынке стали появляться недоступные прежде импортные сигареты "Parliament", "Kent", "Salem", "Pall Mall" в невиданном ранее формате 100 мм.
Высокому статусу блока существовало простое объяснение: во время табачного дефицита такая упаковка стала большой редкостью. Сигареты продавали официально не больше пяти пачек в руки по талонам. Еще куревом приторговывали люди, которые так или иначе были близки к работникам табачных фабрик, и за дефицитный продукт они брали втридорога.
Причем часто на продажу выставляли даже не пачки, а завернутые в самодельную бумажную трубочку по 20 штук сигареты. Очередь в табачный киоск Другим видом спекулятивной "сортировки" табака стали неразрезанные сигареты — так называемая отбраковка, которую на рынках продавали рулонами, причем порой на вес. В период острого дефицита предприимчивые советские граждане продавали даже сигаретные бычки. Пол-литровая банка такой роскоши стоила на рынке 3 руб. Да и качество сигарет упало очень низко.
Производители экономили на всем: ставили бумажный фильтр вместо ватного, почти не сушили табак. Так заканчивалась эпоха советских сигарет, которые окончательно исчезли после того, как бывшие республики Союза наводнила табачная продукция из-за рубежа. Например, что советские лётчики могут летать ориентируясь только по карте на пачке беломора! Эти сигареты выпускались как с фильтром, так и без него. В советское время стоимость пачки не превышала 16 копеек.
Папиросы «Казбек». Существует легенда, что рисунок на пачке утверждал лично Сталин. Комары, опрометчиво подлетавшие близко, осыпались пеплом. Индийский «Мадрас». Они были мгновенно переименованы в «Матрас», поскольку вкус и запах был таким, точно вместо табака в бумагу завертывали старый матрас, на котором умер не один человек.
Молдавская «Дойна». Отличия табака в этих сортах не было никакого, и даже парни с дудками оставались теми же. Украинский «Менеджер». Интересно, какой смысл тогда, в те далекие годы, вкладывался в это слово? Сигареты «Наири».
Сигареты «Югославия» из одноимённой страны. Сигареты «Шипка» в народе ласково называли «Братская могила». Выпускались, как в мягкой, так и в твердой упаковках. Несмотря на милую птичку, запахом и вкусом они мощно перебивали угольное производство. Абсолютно точное наименование.
Если при курении ты чувствуешь вкус сосны и запах сосны, значит это… правильно, сосна! Маленький кораблик посреди зловещей никотиновой тьмы. Нужно было и в самом деле суметь исхитриться, чтобы их раскурить. Горнолыжный курорт был увековечен в марке табачных изделий. После нескольких сигарет вы будете выглядеть так-же, как волк на пачке.
Видимо, волк то же озверел после этих сигарет! С гербами русских городов.
Советским военнослужащим, служившим в Германской Демократической Республике, равно как и мирным жителям этой уже несуществующей страны, до сих пор помнятся сигареты «Дымок»: советские солдаты меняли их на гэдээрошный ширпотреб, чему наши друзья по соцлагерю были несказанно рады, ибо немецкие сигареты стоили очень дорого. К концу 1960-х годов в СССР начали появляться сигареты с фильтром. Фабрика им.
Урицкого первой приступила к их выпуску в 1969 году, когда рынок уже был заполнен болгарскими сигаретами. К 1957 году на этой фабрике производилось свыше 20 миллиардов штук папирос ежегодно. Это было крупнейшее табачное предприятие в СССР. Но болгары продолжали наседать. С 1960 по 1975 год количество болгарских сигарет, ввезенных в СССР, возросло более чем в семь раз - с 10 до 71,4 миллиарда штук.
Иногда в продаже появлялись польские сигареты «Спорт» - ай да поляки молодцы! Надо же так назвать зелье, совершенно несовместимое со спортом! Сигары же в подавляющем большинстве доставлялись с Кубы, где, возможно, табачные листья по-прежнему растирали на обнаженном бедре, если только этот эротичный процесс, наблюдать за которым было бы одним удовольствием, не был к тому времени механизирован или, выражаясь изящнее, деэротизирован неологизм мой. Хороши были кубинские сигареты «Лигерос», «Партагос», и те, и другие в сладкой папиросной бумаге, но дымить ими отваживались немногие - слишком уж они были крепкими, хотя в качестве «закуски» к дешевому портвейну были незаменимы. Курить начинали рано - лет в пятнадцать.
По воспоминаниям автора книги «Нахимовское училище» В. Однако спуститься туда и вернуться на занятия за пять минут перемены не всем удавалось. Гораздо доступнее был гальюн. Доведенный штрафниками до идеальной чистоты, он служил еще и местом встреч, где рассказывались свежие анекдоты, делались первые затяжки. Однажды нахимовец Женя Беляев спрятал незатушенный окурок себе в карман, уже занятый расческой.
Командир роты устроил затяжной допрос не одну затяжку можно было бы сделать , и тут в кармане Беляева полыхнуло и повалил едкий дым от пластмассы, очень нелюбимый как курильщиками, так и противниками табака. На бедре у виновника надолго остался шрам от ожога. Остается надеяться, что последующие поколения нахимовцев извлекут урок из ошибки своего товарища. Ассортимент табачной продукции 1970-х годов был в Ленинграде представлен коробками трубочного табака «Капитанский», самый популярный , который курили единицы, болгарскими сигаретами - «Шипка», «Опал», «Femina», ароматизированные «Дерби» на меду! Появились еще в конце 1950-х годов; тогда они были без фильтра , «Родопи», «Интер», «ВТ» латинские буквы, за которыми скрывалось название «Болгарский табак», - самые дорогие, 40 копеек за пачку, тогда как остальные сигареты с фильтром стоили не дороже 35 копеек, а без фильтра примерно 14.
Были также «Трезор», «Джебел», «Стюардесса», «ТУ-134», кубинские сигары , советские сигареты - «Пчелка» тоже на меду; «хороша, когда куришь не спеша», - так, кажется, говорили про «Пчелку», а чтобы все это знали, этими идущими от души словами были исписаны заборы и туалетные кабинки. В 1960-е годы появились сигареты с фильтром «Ментоловые», которые очень нравились подросткам. В продаже эти сигареты бывали редко, и молодежь придумала смачивать фильтр дешевых сигарет валидолом или ментоловыми каплями. Цена на эти сигареты в продолжение многих лет оставалась неизменной - десять копеек батон тогда стоил тринадцать копеек, а круглый черный хлеб - четырнадцать. Были еще сигареты «Махорочные» по шесть копеек за пачку, но они появлялись в продаже редко.
Тогда же начали выпускать половинные сигареты с фильтром -«Пегас», которые - вот удивятся любители «Марлборо» -выпускаются и покупаются до сих пор. В этот ряд можно поставить сигареты «Прибой», которые просили не курить в непроветриваемых помещениях: запах этого табака был неистребим. Но его смело молено было курить на природе, у костра, исполняя под гитару популярнейшую в 1960-е годы песню Б. Окуджавы «Сигарета моя, сигарета…». В прилолсении к этой книге приводится стихотворение поэта В.
Корнилова, тоже вдохновленное сигаретой. Первыми советскими сигаретами с фильтром были «Столичные» - совершенно отвратительное курево, с непроницаемым фильтром и кусками всякой всячины в табаке. Иногда, будучи оставленными без присмотра, они затухали, что для сигарет нетипично; затухали по собственной воле и другие сигареты советского производства, не говоря уже о «Беломоре», который можно гонять из одного угла рта в другой часами, что очень удобно для рабочих с грязными руками и водителей. Совершенно «нетягучими» были и укороченные сигареты «Новость». Страшно было смотреть на человека, пытавшего извлечь из них дым.
Сигареты «Друг», которые прославил герой фильма «Берегись автомобиля» Деточкин в исполнении И. Смоктуновского, тем не менее оставили о себе память как об отвратительном куреве в твердой яркой пачке с изображением умного пса. Умного потому, что не курил, пока не исчез из продажи. О том, что курили советские вожди и курили ли они вообще - ходят разные слухи.