Новости сайта. Информация о сайте. Документы и публикации о Козлове-Мичуринске. Тамбовская епархия в 1933–1935 гг. «Кировский поток» репрессий.
Вышел в свет очередной номер журнала "Тамбовские епархиальные ведомости".
Определение "Тамбовские епархиальные ведомости" в словаре Брокгауза и Ефрона. Тамбовские епархиальные ведомости — издаются еженедельно при Тамбовской духовной семинарии, с 1861 г., под редакцией протоиерея П. Соколова. Историко – статистическое описание Тамбовской епархии 1861г. Публиковались Тамбовские епархиальные ведомости с 1861 по 1917 г., и на протяжении 57 лет своего существования до революционных событий они издавались регулярно вне зависимости от внутриполитической ситуации в стране. Также в «Тамбовских епархиальных ведомостях» появляются отдельные статьи по истории тамбовских храмов, в частности, по истории главного кафедрального собора Тамбова – Спасо-Преображенского[12]. В галере выдающихся он — первый. Тамбовские вузы, тамбовские новости, тамбовские волки, тамбовские епархиальные ведомости архив. один из великих двунадесятых цер-ковных праздников - отмечается 15 августа по старому стилю, 28 августа по-новому.
ТАМБОВСКАЯ ЕПАРХИЯ
Нужда в построении более обширного храма чувствуется и чувствовалась давно. Еще Преосвященный Георгий, ныне Архиепископ Астраханский, в одно из посещений епархии, будучи в селе Столовом, указал моему предшественнику и всему приходу, что необходимо им озаботиться постройкой нового, более вместительного храма, чем существующий. Но не предшественнику моему, он уже в могиле, а мне пришлось выполнять указания своих Архипастырей о скорейшем построении храма во вверенном мне приходе. Может быть это дело и быстро бы подвинулось вперед, если бы при построении нового храма не возникло вопроса о месте для его постройки. Решение этого вопроса не всегда бывает мирно, а особенно там, где храм уже существует, как например, в сем приходе.
Нужно заметить, что село Столовое тянется вдоль большой дороги не менее, как на три версты. Существующий храм построен в конце села. Далеко показалось живущим в другом противоположном конце села ходить в храм за три версты. И вот эта часть села стала настаивать, что если строить новый храм , то строить его должно в центре села, чтобы посещение его было удобно для всего прихода.
Законное, кажется, требование и безобидное желание. Но это желание недопустимым показалось для живущих вблизи существующего храма. В свою очередь эта часть прихожан стала отстаивать свои интересы. И им хочется видеть новый и благолепный храм, но … вблизи храма существующего.
Здесь то, в назначении места для построения храма, возгорелись страсти и разыгралась борьба. Сколько слов убеждения, сколько мольбы и слез излито было мною пред моею паствою, лишь бы только достигнуть мира и любви в таком святом деле, как построение храма. Но глухо было и ожесточенно оказалось сердце главарей, разделившегося на два прихода. Мне, пастырю, использовавшему все меры для объединения прихода, ничего не оставалось, как перенести вопрос о месте постройки храма в нашем селе на суд епархиальной власти.
Епархиальное начальство тогда определило — строить храм средь села. Обиженная сторона, не имея возможности уже перерешить вопрос о месте постройки храма, решается на такое безбожное и греховное дело, как мешать самой постройке храма. Начинается подпольная работа.
Собравшихся также приветствовали главный федеральный инспектор в Там-бовской области С. Маркин и председатель Обществен-ной палаты Тамбовской области В. На пленарном заседании с докладом на тему: «Про-свещение истинное и мнимое: попытка христианского осмысления проблемы» выступил епископ Феодосий. В своем докладе Его Преосвященство осветил проблему XIV Питиримовские духовно-образовательные чтенияхристианского понимания образования и просвещения. Владыка указал на то, что в нашем обществе уже давно ве-дётся острая дискуссия о духовно-нравственном воспита-нии в рамках общего среднего образования. При этом до-кладчик отметил, что этому диалогу мешают стереотипы, сложившиеся у светской части общества по отношению к христианству.
Также Его Преосвященство в своём докла-де раскрыл основные положения учения святителя Григо-рия Паламы. Через исихазм Византия оказала огромное влияние на Русь. Целью жизни человека является его спа-сение и единение с Богом, а обожение человека достига-ется через преодоление зла в себе самом. Такой человек становится источником света для окружающих. Поэто-му слова преподобного Серафима Саровского о том, что «стяжи Дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся», помо-гают понять единственно возможный путь возрождения нашего общество. Затем Его Преосвященство рассказал о важности духовно-нравственного воспитания детей в том ключе, в каком это отражено у известного русского мыслителя Ильина. В заключение епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий поздравил собравшихся с от-крытием очередных чтений и пожелал участникам сек-ций плодотворной работы. Следующим был доклад начальника управления об-разования и науки Тамбовской области Н. Аста-фьевой «Первые уроки эксперимента по развитию духовно-нравственного просвещения».
В этом докладе был представлен проект по реализации центра духовно-нравственного просвещения на базе педагогического колледжа в селе Тулиновка. Никульшина «К вопросу о духовно-нравственном воспитании современ-ной молодежи». В докладе Валентина Яковлевича были отражены проблемы современных массмедиа с точки зрения духовно-нравственных традиционных ценностей. Затем состоялось награждение дипломами епископа Тамбовского и Мичуринского, которыми отметили пе-дагогов области, педагогов воскресных школ Тамбовской епархии, лауреатов Всероссийского конкурса «Красота Божьего мира», а также были подведены итоги и награж-дены победители регионального конкурса видеофильмов «Божий мир глазами детей». Награды вручали епископ Феодосий и начальник управления образования и науки Тамбовской области Н. В заключение участникам чтений был показан кон-церт, в котором приняли участие смешанный хор Там-бовской Духовной семинарии, смешанный хор Спасо-Преображенского кафедрального собора города Тамбова, детский танцевальный клуб «Вдохновение» и другие дет-ские коллективы. Затем работа чтений была продолжена на секциях. Информационно-издательский отдел Тамбовской епархии технической базе этого центра. Затем Наталья Егоровна сообщила о состоянии дел по введению нового учебного курса «Основы православной культуры» в школах.
В заключение она поздравила участников чтений с открытием и выразила надежду на дальнейшее взаимодействие её ведомства с управлением Тамбовской епархии по вопросам духовно-нравственного образования. Затем слово предоставили профессору Института жур-налистики и литературного творчества, члену Союза писа-телей России К. Ковалеву-Случевскому, выступившему с докладом на тему: «Духовно-нравственное просвещение и попытки фальсификации истории: чем это грозит новой России». В своем интересном выступлении Константин Петрович рассказал о любопытных фактах фальсифика-ции, которые имели место в советское время. Докладчик высказал озабоченность попытками современных фальси-фикаторов нивелировать значение подвига нашего народа и победы в Великой Отечественной войне. Затронул Кон-стантин Петрович и проблему детской киноиндустрии в наши дни. С одной стороны, современная кинопродукция насаждает деструктивные для нашего общества идеалы и модели поведения, с другой — советская кинопродукция морально устарела и насквозь идеологизирована. Основ-ной тезис доклада о том, что «без Неба русская культура мелка», был сильным и смелым утверждением, но он на-шёл понимание у православной аудитории. Из жизни епархии Page 26 4 ноября, в день празднования в честь Казанской иконы Божией Матери, по Тамбову прошёл крестный ход, кото-рый возглавил епископ Тамбовский и Мичуринский Фео-досий.
В нём приняли участие свыше двух тысяч человек — духовенство и прихожане тамбовских храмов, видные руководители и деятели города, представители казачества. По окончании Божественной литургии в Казанском со-боре Казанского мужского монастыря г. Тамбова под ко-локольный перезвон верующие направились по улицам города к центральной площади. Здесь был совершен моле-бен Божией Матери перед главной храмовой иконой Ка-занского собора. Те-перь он восстановлен в своём былом великолепии, и сегод-ня, в престольный праздник нашего Казанского мужского монастыря, мы молились здесь Богу за праздничным богос-лужением. Также в этот день жители Тамбова не только торжественно прославляют Царицу Небесную, поклоня-ясь Казанскому Её образу, но отмечают и государственный праздник — День народного единения. В Смутное время именно вокруг иконы Казанской Божией Матери наш на-род смог объединиться и преодолеть смуту. И сегодня мы с вами так же должны объединиться вокруг православной веры и наших святынь, чтобы смело противостоять испы-таниям и искушениям», — сказал в своей поздравительной речи епископ Феодосий. Затем Его Преосвященство пожелал, чтобы Господь по-могал всем нам в дальнейшем достойно совершать своё земное служение.
После этого собравшихся поздравил глава города Тамбо-ва А. Алексей Юрьевич отметил, что такое совпа-дение государственного и церковного праздников очень символично. Вспоминая грозный для нашей Родины 1612 год, он заметил, что именно с ноября этого года в России та великая смута начала подходить к своему концу. Тогда Рос-сия выжила и начала укрепляться благодаря тому, что наш народ смог объединиться. Русский народ тогда силён, когда ощущает своё единство. В заключительном слове Алексей Юрьевич сказал: «В день празднования этих двух замеча-тельных праздников следует напомнить всем нам, что у нас великая нация и великая страна, за которую мы все несём ответственность перед Богом». В заключение выступил глава администрации города Тамбова П. Черноиванов, который также поздравил присутствующих с праздниками, ежегодно отмечаемыми в этот ноябрьский день. Пётр Петрович в своей речи поже-лал всему многонациональному народу нашей Родины дей-ствительного единства, чтобы добро, счастье и мир были нашим общенациональным достоянием.
Затем крестный ход вернулся в Казанский мужской мо-настырь города Тамбова, к месту строительства колоколь-ни. Там епископ Феодосий освятил фундамент будущей колокольни, и верующие вернулись в собор. Информационно-издательский отдел Тамбовской епархии Page 28 Page 29 4 ноября, в день празднования в честь Казанской ико-ны Божией Матери, епископ Тамбовский и Мичурин-ский Феодосий совершил чин освящения купольных крестов и колоколов для строящегося Свято-Троицкого собора города Тамбова. Архипастырь обратился к ве-рующим с поздравительной речью, в которой отметил, что этот храм является желанным и долгожданным для жителей северного района города. Ровно год назад было положено основание этому храму. Ровно год назад на это самом месте был только котлован. Теперь же мы видим, как горят золо-том его купола, которые сегодня увенчаются крестами. Это очень волнительное и радостное событие для жите-лей как этого района, так и всего нашего града, ибо мы обрели еще одну святыню, еще один дом Божий, дом молитвы». Владыка Феодосий сердечно поблагодарил руково-дителей области и города за их попечение и помощь в благом деле.
Его Преосвященство призвал верующих молиться, чтобы Господь помогал начальствующим в их нелёгком крестоношении. Затем Владыка от лица всех тамбовчан выразил особую благодарность генеральному директору ООО фирмы «Антарес», Федеральной сети мебельных салонов «Юнион», члену Союза архитекто-ров России, меценату Валерию Владимировичу Устю-хину, который на собственном примере показал, что кризис — это не помеха для строительства храмов и что при помощи Божией и личном усердии можно творить добрые дела и в такое непростое время. В заключение он ещё раз поздравил присутствующих с праздником в честь Казанской иконы Божией Мате-ри, с Днём народного единства и со знаменательным со-бытием — освящением крестов и колоколов для Свято-Троицкого храма. Далее выступил глава администрации города Тамбова П. В своем приветственном слове он от-метил как чудо Божие тот короткий период, за который был воздвигнут этот дивный храм. Затем глава админи-страции города выразил признательность и поблагода-рил Его Преосвященство за попечение о созидании хра-мов в областном центре. Устюхин в своём приветственном слове выразил убеждённость в том, что именно заступничество и бла-гопоспешение Божией Матери позволило воздвигнуть храм в такой короткий срок. Он рассказал о нескольких случаях Её явной помощи при строительстве Свято-Троицкого храма. Затем кресты были установлены на купола храма, а колокола — подняты на звонницу.
Информационно-издательский отдел Тамбовской епархии Освящение и установка крестов Троицкого храма г. Тамбова Page 30 Затем выступил губернатор, который выразил свою признательность епископу Феодосию и пожелал успе-хов в служении Богу и людям настоятелю храма иерею Павлу Шальневу. Вместе с председателем областной Думы В. Каревым он передал в дар Покровской церк-ви Иверскую икону Божией Матери. После этого поблагодарили архипастыря и поздрави-ли собравшихся Ю. Плужников и Н. Шохин, кото-рый подарил храму икону святителя Николая, архиепи-скопа Мир Ликийских. Информационно-издательский отдел Тамбовской епархии 14 октября, на праздник Покрова Божией Матери, епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий совер-шил чин Великого освящения церкви в честь Покрова Божией Матери в селе Булгаково Гавриловского района. По окончании освящения Владыка возглавил первую Божественную литургию в новом храме, после которой Его Преосвященство отслужил праздничный молебен с крестным ходом в честь престольного праздника.
На богослужении присутствовали губернатор Тамбов-ской области О. Бетин, председатель областной Думы В. Карев, генеральный директор завода подшипников Ю. Плужников, глава администрации Гавриловского района С. Павлов, глава администрации Пичаевского района Н. Шохин, представители прессы. По окончании богослужения Его Преосвященство по-здравил всех верующих с праздничным днем и знамена-тельным событием - открытием новой прекрасной церк-ви и передал в дар Покровскому храму икону Покрова Божией Матери. Архипастырь выразил благодарность областной и районной администрации за живое участие в работе по восстановлению и созиданию храмов, а также отметил, что во время кризиса руководители области и районов нашли силы и возможности заботиться о духов-ном здоровье людей. За помощь в строительстве церкви Владыка наградил архиерейскими грамотами С.
Павло-ва и Ю. Плужникова, одного из руководителей проекта. Эта святая упо-минается в Деяниях святых апостолов, где повествуется о том, как по молитвам апостола Петра Господь показал всему миру чудо воскрешения умершего человека. Пра-ведная Тавифа угодила Богу своей благочестивой жиз-нью, чем и заслужила эту великую милость. Праведная Тавифа Иоппийская является небесной покровительницей настоятельницы Вознесенского женского монастыря г. Тамбова монахини Тавифы Ко-выловой. Для того чтобы поздравить матушку настоя-тельницу с днем тезоименитства, Вознесенскую обитель посетил епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий. В храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбя-щих Радость» была совершена Божественная литургия, которую возглавил Его Преосвященство. По окончании богослужения Владыка тепло поздравил настоятельницу и благословил ее на дальнейшие труды на ниве церков-ной иконой преподобного Амвросия Оптинского.
К по-здравлениям архипастыря присоединились священнос-лужители, насельницы обители и прихожане. Владыка отметил, что в этом году празднование памя-ти святой праведной Тавифы совпало с Димитриевской родительской субботой. Владыка еще раз пожелал матушке многих и благих лет жизни, милости и помощи Божией в ее не-простом служении по устроению Вознесенской обители. В настоящее время тщанием настоятельницы по благословению епископа Тамбовского и Мичуринско-го Феодосия активно продолжается строительство Воз-несенского собора Вознесенского женского монастыря. Закончен нулевой цикл, и возводятся стены. В Вознесенском монастыре принимаются пожерт-вования на «именной кирпичик» для строительства со-бора. Имена жертвователей вносятся в поминальные синодики и записываются на кирпичах, из которых строится храм. Информационно-издательский отдел Тамбовской епархии День тезоименитства настоятельницы Вознесенского монастыря Page 32 Открытие духовно-нравственного центра в Тамбовской лётной школе имени Марины Расковой 21 октября состоялось открытие духовно-нравственного центра в Тамбовской лётной школе име-ни Марины Расковой. В рамках открытия центра заведующий Отделом Тамбовской епархии по взаимодействию с Вооружен-ными Силами и правоохранительными учреждениями иерей Владимир Сергунин освятил молельную комнату и совершил молебен.
Следует отметить, что окормление воспитанников Тамбовской лётной школы им. Рас-ковой клириками Тамбовской епархии имеет давнюю историю, начиная с момента основания школы. После построения и выноса знамени школы началась торжественная часть, во время которой от лица духовенства Тамбовской епархии воспитанников поздравил иерей Вла-димир Сергунин. Пастырь пожелал ребятам стать приме-ром для своих сверстников, подражая святому благоверному князю Александру Невскому, святому благоверному князю Даниилу Московскому, святому праведному воину адми-ралу Феодору Ушакову и многим другим святым воинам. К собравшимся также обратились представители Управления образования Тамбовской области, админи-страция школы, представители общественности, в том числе бывший выпускник ТВВАУЛ им. Расковой, ди-ректор магазина мебели «Юнион», Андрей Евгеньевич Буданцев. Он поблагодарил епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия за поддержку такого важного начинания и напомнил о трудных для верующих време-нах, когда они не имели права открыто молиться. Затем директор школы Л. Гришин поздравил при-сутствующих и поблагодарил духовенство Тамбовской епархии за тесное и продолжительное сотрудничество.
Он также поблагодарил всех, кто помог организовать от-крываемый центр. Отдел Тамбовской епархии по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями Page 33 27 октября по благословению епископа Тамбов-ского и Мичуринского Феодосия в Тамбовской Ду-ховной семинарии состоялся вечер памяти святого преподобного Амвросия, старца Оптинского. На это мероприятие были приглашены представители Дома ветеранов, учащиеся из многих учебных за-ведений, таких как Тамбовский государственный университет имени Г. Ушин-ского, Тамбовский медицинский колледж, воспи-танники воскресных школ, представители СМИ. Открыл вечер проректор Тамбовской Духовной семинарии иерей Виктор Лисюнин, который при-ветствовал собравшихся в стенах возрождаемого старейшего учебного заведения города Тамбова. Он рассказал об Оптинском подвижнике и отме-тил, что его уникальный опыт святости и благоче-стия в переломный для нашей страны период, на рубеже XIX-XX веков, является очень актуальным в наше непростое время. Затем перед многочислен-ной аудиторией выступили студенты пастырского и регентского отделений со своей музыкально-литературной программой. В представлении зачи-тывались биографические отрывки, читались стихи, исполнялись музыкальные произведения. Особен- но запомнился сложный музыкальный этюд, ко-торый исполнила одна из учащихся регентского отделения, а также оригинальная театральная по-становка беседы о выборе иноческого служения и путях спасения в монастыре и в миру иеромонаха Василия, убиенного сатанистом в Оптиной Пусты-ни в мае 1993 года.
В заключительной части своего выступления сту-денты семинарии исполнили хоровое произведе-ние. После этого иерей Виктор Лисюнин поблаго-дарил собравшихся за участие в вечере памяти и вручил присутствующим представителям учебных заведений и общественных организаций памят-ные подарки, а также пригласил на очередные XIV Питиримовские чтения. Информационно-издательский отдел Тамбовской епархии Вечер памяти преподобного Амвросия Оптинского в Тамбовской Духовной семинарии Page 34 31 октября 2009 года епископ Тамбовский и Мичу-ринский Феодосий совершил освящение колоколов для колокольни Никольского собора Мамонтовой пустыни. На освящении присутствовали: губернатор Тамбов-ской области О. Бетин, председатель Тамбовской об-ластной Думы В. Карев, глава Сосновского района Н. Зенкин, которые приняли непосредственное уча-стие в возрождении Никольской Мамонтовой пустыни и строительстве главного собора монастыря. Многое было сделано, но ещё много предстоит потрудиться для восстановления обители. Этот монастырь — одна из наиболее значимых свя-тынь Тамбовской земли — представляет собой не просто исторический и культурный памятник, но, прежде всего, это один из центров подвижничества Тамбовского края.
Это молитвенный уголок, где в течение нескольких сто-летий возносились молитвы к Всеблагому Богу о благоу-строении и процветании Тамбовской земли. И хочется надеяться, что по молитвам святителя Николая в скором времени монастырь возродиться в его былом величии. Информационно-издательский отдел Тамбовской епархии Освящение колоколов Никольского собора Мамонтовского монастыря Page 35 Господь наш Иисус Христос сказал: «Пусти-те детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небес-ное» Мф. Мы живем в государстве, где большинство населе-ния идентифицируют себя с православной культурой, которая является народообразующей, культурообра-зующей и государствообразующей в нашей стране. Личность не развивается сама по себе, для ее роста необходима опора на те идеалы, которые возвыша-ются над ней и значимы для нее. Нравственное вос-питание в системе православных ценностей — вот что особенно важно сейчас. Без помощи Церкви нельзя преодолеть губитель-ные пороки современного российского общества — пьянство, наркоманию, гражданскую пассивность и нравственное безразличие. В русской образовательно-воспитательной тра-диции всегда присутствовал акцент на духовность. Главное внимание уделялось формированию таких духовно-нравственных качеств, как совесть, благоче-стие, смиренномудрие, доброжелательность, терпе-ние.
Качеств, которых, к сожалению, так не хватает современным подросткам. Чтобы развить эти качества, необходима соответ-ствующая цель жизни, которая, по мысли великого рус-ского педагога К.
Архангельск, 1885-1887.
Далее: "Архангельские епархиальные ведомости", 1888-1918 Астраханские епархиальные ведомости. Астрахань, 1875-1918. Еженедельно, с 1882 года — 2 раза в месяц, с 1912 года — 3 раза в месяц.
Благовещенские епархиальные ведомости. Благовещенск, 1899-1917. Ранее: "Камчатские епархиальные ведомости", 1894-1899.
Варшавский епархиальный листок. Варшава, 1906-1915; М. Ранее: "Холмско-Варшавский епархиальный вестник", 1877-1905.
Вера и жизнь. Двухнедельный журнал Черниговской епархии. Чернигов, 1912-1917.
Ранее: "Черниговские епархиальные известия", 1901-1911 естник Виленского православного Свято-Духовского Братства. Вильна, 1907-1915; М. Вестник Грузинского Экзархата.
Тифлис, 1910-1917. Выходил взамен журнала "Духовный вестник Грузинского Экзархата". Бесплатное повременное издание.
Екатеринослав, 1917 Владивостокские епархиальные ведомости. Владивосток, 1903-1917. Владикавказские епархиальные ведомости.
Владикавказ, 1895-1917. Владимир, 1865-1917 2 раза в месяц, с 1906 года — еженедельно Изд. Вологда, 1864-1917.
Неофициальная часть — см. Кременец Тип. Почаевская Лавра , 1867-1907; Житомир, 1908-1917.
Воронеж, 1866-1917 2 раза в месяц, с 1910 года — еженедельно Восточный благовест. Листок для религиозно-нравственного чтения. Приложение к журналу "Владивостокские епархиальные ведомости".
Владивосток, 1912-1913 Неопределенно. Вятские епархиальные ведомости. Вятка, 1863-1918.
Гродно, 1901-1915. В 1907, 1909-1915 годах неофициальный отдел — 2 раза в месяц Донские епархиальные ведомости. Новочеркасск, 1869-1917.
Еженедельно, с 1870 года — 2 раза в месяц, с 1901 года — 3 раза в месяц, с 1915 года — еженедельно. Официальный и неофициальный отделы выходили отдельно, с 1915 года неофициальный отдел выходил под заглавием "Донской православный вестник" Донской православный вестник. Прибавление к "Донским епархиальным ведомостям" Неофициальный отдел.
Новочеркасск, 1915-1917. Духовный вестник Грузинского Экзархата. Тифлис, 1891-1906.
Екатеринбург, 1886-1917. Еженедельно, в 1901-1906 годах — 2 раза в месяц, с 1907 года — еженедельно Екатеринославские епархиальные ведомости. Екатеринослав, 1872-1917.
Енисейские епархиальные ведомости. Красноярск, 1884-1906; 1908-1917. В 1908-1917 годах — 2 раза в месяц Енисейский церковный вестник.
Еженедельный церковно-общественный журнал. Красноярск, 1907- июль 1908. Ранее и далее: "Енисейские епархиальные ведомости", 1884-1906, 1908-1917 Забайкальские епархиальные ведомости.
Феодосовы Поляны Шацкого уезда, Благовещенская церковь с. Сосновки Моршанского уезда, с. Поганка Тамбовского уезда, с. Донская Слобода Тамбовского уезда, Крестовоздвиженская церковь с. Ольхи Шацкого уезда.
Ракша Моршанского уезда, г. Козлов, г. Лебедянь, Ахтырско-Богородицкий женский монастырь Козловского уезда, с. Александровка-Сабурово Козловского уезда. Козлов, собор г.
Козлова, Сторожевская — Николаевская церковь г. Козлова, Архангельская церковь г. Козлова, Боголюбская церковь г. Козлова, Пушкарская — Николаевская церковь г. Козлова, Троицкая церковь г.
Козлова, Ильинская церковь г. Козлова, Скорбященская церковь г. Козлова, Крестовоздвиженская церковь г. Лебедянь, соборный храм, Лебедянский Троицкий монастырь. Лебедяни, Христорождественский храм г.
Лебедяни, Собор г. Лебедяни, Рождество-Богородицкий храм г. Лебедяни, Покровский храм г. Лебедяни, Николаевский храм г.
Тамбовские епархиальные ведомости, № 8, 2009
Но странным образом сбываются порой слова и желания человека. По преданию, Елизавета Феодоровна при посещении церкви святой Марии Магдалины в Геф-симании в 1888 г. Мощи Великой кня-гини и инокини Варвары после освобождения Алапаев-ска белыми войсками были извлечены из шахты и через всю Сибирь перевезены отступающими колчаковцами в Хабаровск, затем в Пекин, Шанхай, а оттуда морем че-рез Суэцкий канал в Иерусалим. Архимандрит Серафим привез в январе 1921 г. Мансуров Борис Павлович 1826-1910 — действи- тельный тайный советник, член Комитета по принятию мер к устройству в Палестине русских богоугодных за-ведений для православных паломников, статс-секретарь, секретарь Палестинского комитета и Палестинской комиссии при Азиатском департаменте МИД 1860 , сенатор 1865 , член Государственного Совета 1872 , автор ряда работ по палестиноведению и библейской археологии. Личный фонд Б. Мансурова содержит 625 Из истории епархии Page 36 Духовной консистории. Ректор председательствовал на заседаниях Правления семинарии. Правление находи-лось в непосредственном ведении архиерея.
Прежде чем принять решение по тому или иному вопросу, оно пись-менно обращалось к нему через секретаря Правления. Архиерей должен был рассмотреть ходатайство в тече-ние трех дней и выразить свое согласие или несогласие. Если по истечении этого срока епископ не давал ответа или же выражал свое несогласие с мнением Правления, но при этом в течение недели не предлагал своего соб-ственного решения, то в действие вступало решение, принятое Правлением, даже если оно не было утверж-дено архиереем. В том случае если епископ выражал несогласие и предлагал свое решение, оно обсуждалось членами Правления. Если большинством голосов распо-ряжение архиерея не принималось, то спорное дело от-давалось на суд Комиссии духовных училищ, которое и выносило окончательное решение. Епископ мог сделать замечание любому члену Правления при обнаружении недостатков в его деятельности. Однако если замечание противоречило Уставу, то Правление могло его оспорить перед Академическим Правлением. Как писал исследо-ватель истории духовных школ Б.
Титлинов, «архиерей не был распорядителем в школьном деле. Оно направля-лось педагогически-учеными инстанциями и высшими учено-административными учреждениями, а не едино-личной волей преосвященных, что, несомненно, лучше обеспечивало нормальное течение школьной жизни»2. Второй по значимости в семинарии была должность инспектора. Кандидатура инспектора избиралась Прав-лением из среды старших профессоров, и с одобрения епископа утверждалась Академическим Правлением. Управление Тамбовской Духовной семинарией осно-вывалось на двух главных принципах: соподчиненность младших звеньев управления старшим и коллегиаль-ность при обязательном исполнении требований Устава и соответствующих инструкций. Семинарское управ-ление, его кадровая, административная, финансовая, экономическая деятельность не были сосредоточены в руках одного человека. В случае нарушения положений Устава всегда имелась возможность аппеляции к выс-шей инстанции. Во главе семинарии находилось Правление, состояв-шее из ректора, инспектора и эконома.
На них возла-галась вся ответственность по управлению семинарией. Каждый из них был наделен определенными полномо-чиями и осуществлял свои функции в строгом соответ-ствии с ними. Главное должностное лицо семинарии - ректор - пре-жде всего наблюдал за учебной частью. При этом, как подчеркивал Устав, он являлся руководителем «и про-чих частей управления и всех чиновников»1. Ректор на-значался на свою должность епархиальным архиереем. Его кандидатура должна была быть одобрена Академи-ческим Правлением. Если же Управляющий епархией намеревался освободить ректора от должности, то на это также было необходимо получить согласие Акаде-мического Правления. Епархиальный архиерей являлся для ректора прямым начальником, но в случае наруше-ния ректором каких-либо правил архиерей не мог его наказать без разрешения Комиссии духовных училищ.
На ректорскую должность мог быть определен человек, имевший священный сан и степень магистра богословия. Боялись его не одни ученики; по-баивались и инспектор, и все наставники и держали себя перед ним в струнку»6. Как уже было сказано устав 1814 года структуриро-вал учебную систему, выделив в ней четыре уровня об-разования от низшего к высшему и дав каждому из них собственное управление. По отношению к уездным учи-лищам за семинарией оставалось право ревизовать учи-лища, наблюдать за производимыми в них экзаменами, назначать учителей, контролировать их деятельность, принимать решение об их награждении. В свою очередь ректора училищ должны были представлять в семинар-ское Правление годовую ведомость об успеваемости, формулярные списки на учителей, отчеты о расходова-нии денежных и материальных средств. Духовные училища должны были быть отделены от семинарии, но в Тамбове, в силу разных обстоятельств, они долгое время располагались вместе с семинари-ей и окончательно были отделены от нее лишь к 1841 году. В 1825 г. Инспектор постоян-но контролировал их поведение, однако он «сам собою не мог вводить ничего нового.
Он должен представлять-ся с мнением своим Правлению»3. Ежемесячно на рас-смотрение Правления инспектор представлял таблицу поведения учеников семинарии. Эконом семинарии ведал экономической частью. Он назначался на свою должность архиереем по пред-ставлению ректора из преподавателей семинарии или священников, проживавших в губернском центре. Все семинарские средства хранились в Духовной консисто-рии. По доверенности Правления эконом ежемесячно получал необходимую сумму для нужд семинарии и раз в месяц отчитывался перед Правлением о произведен-ных расходах. Эконом также выдавал жалование препо-давателям, закупал продукты питания, нанимал рабочих для ремонта зданий, следил за пожарной безопасностью и состоянием классов и комнат в общежитии. По-разному складывались отношения Тамбовских епископов и ректоров.
Так, епископ Иона Васильев-ский смог назначить на должность ректора своего кан-дидата - архимандрита Иасона Никольского , который управлял семинарией до 1826 года. Взаимодействие его с архиереем были почти идеальными. Епископ Арсений Москвин был недоволен деятельностью ректора архи-мандрита Адриана Тяжелова , занимавшего эту долж-ность в 1833 - 1841 годах. Однако поменять ректора епископ не смог и все время своего управления Тамбов-ской епархией мирился с пребыванием архимандрита Адриана на этой должности. Епископ Николай До-брохотов поступил так же, как в свое время епископ Иона Васильевский , и прибыл на Тамбовскую кафедру со своим сослуживцем - бывшим инспектором Санкт-Петербургской Духовной академии архимандритом Иоасафом Покровским , который и стал ректором Тамбовской Духовной семинарии4. В исследуемый период семинарией в Тамбове управ-ляли выдающиеся личности. Архимандрит Анастасий Ключарев был ректором с 1828 по 1833 годы. В 1833 году он был вызван из Тамбова в Санкт-Петербург и 13 мая 1834 года хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии, а 22 мая 1837 года стал епископом Екатеринославским и Таганрогским5.
Архи-мандрит Платон Фивейский , будущий архиепископ Костромской, был ректором Тамбовской семинарии с 1847 по 1852 гг. Оба ректора оставили о себе добрую память у воспитанников. Об архимандрите Платоне протоиерей Виктор Певницкий, в частности, вспоми-нал: «Он принес и оставил много доброго и полезного в семинарии. Человек он был умный, ученый и добрый, мягкосердечный, но вспыльчивый. Ученики его боялись, но при этом все были к нему расположены за его серьез-ное, строгое, но сердечное отношение к ним. Управле-ние семинарией он крепко держал в своих руках, и сам зорко следил за всем. В конспекте ука-зывались программа уроков, количество часов, необ-ходимых для освоения той или иной темы, пособия, используемые при изучении данного предмета. По окон-чании учебного года составлялось обозрение уроков, то есть отчет о том, что пройдено из предлагаемой программы, а что нет и почему.
В низшем отделении изучалась словесность. Мно-го внимания уделялось теории словесности и основам стихосложения. В качестве образцов рекомендовались древние классические авторы, Священное Писание, тво-рения святых отцов. Однако в действительности все вы-глядело не так идеально. Дубасов вспоминал: «Нас совершенствовали в долблении записок об источниках изобретения, о тропах и фигурах. Что же касается до литературных образцов, то они тщательно от нас были скрываемы»11. Результатом такого теоретизирования «было то, что мы, не выработав у себя ясной и толковой речи, привыкли к самому необузданному фразерству»12. На этом же отделении начинали изучать граждан-скую историю и историю Церкви.
Цель изучения исто-рии определялась так: «Чтобы каждое происшествие, замечательное в бытиях мира уметь отнести к свое-му времени и месту и связать его с обстоятельствами современности»13. Изучение истории было сопряжено и с изучением географии. Также в курс наук низшего от-деления входило изучение математики и физики. Среднее отделение по-прежнему называлось фило-софским. Курс наук состоял из логики, психологии, метафизики, обозрения философских учений. Особое внимание уделялось рассмотрению философской терми-нологии и различных философских систем. Изучая фило-софию, ученики должны были исходить из следующего наставления: «Все, что несогласно с истинным разумом Священного Писания, есть сущая ложь и заблуждение и без всякой пощады должно быть отвергаемо». Поми-мо указанных предметов первые четыре года изучалось Священное Писание, гомилетика, а со среднего отделе-ния - литургика, герменевтика и библейская история.
На высшем отделении занимались преимущественно следующими науками: основным, догматическим, нрав-ственным, пастырским, обличительным богословием. Кроме того, продолжались изучаться курсы гомилетики и литургики. На этом отделении воспитанники семина-рии обязаны были подготовить и произнести две пропо-веди в храме. В семинарии продолжали изучать древние языки - ла-тинский и греческий. На высшем отделении дополни-тельно изучали еврейский язык, а также один из новых языков - немецкий или французский. В отношении но-вых языков требовалось лишь понимание их и умение переводить. Особенностью Тамбовской Духовной семинарии это- возведен. Наблюдение за строительством осуществлял эконом семинарии иерей Стефан Березнеговский, а смотрителем за постройкой был назначен иеромонах Варлаам.
Фундамент и стены корпуса возводил подряд-чик из Владимирской губернии; все внутренние работы осуществляли рязанские мастера. Местоположение кор-пуса неизвестно, но, судя по всему, он находился с юж-ной стороны главного семинарского корпуса. В новый корпус, согласно решению семинарского Правления от 18 июля 1825 г. Остающиеся праздными нынешние классные комнаты и нынешнюю столовую обратить в комнаты для жительства воспитанников»7. В январе 1826 года новый корпус был практически готов, и Прав-ление семинарии наняло бригаду рабочих из Тамбова для окончательной отделки здания снаружи и внутри. Эконом семинарии сообщил Правлению о полной го-товности нового семинарского корпуса для приема вос-питанников 22 ноября 1826 года8. Устав определял цель духовного обучения так: «Оно должно образовать благочестивых и просвещенных служителей Слова Божия»9. Весь учебный семинарский курс разделялся на три отделения: низшее, среднее и высшее -по два года обучения в каждом.
Изучаемые в семинарии науки делили на классы: философских наук, физико-математических наук и т. На всех отделениях обучение осуществлялось по строго определенным учеб-никам и учебным пособиям. Учитель семинарии обязан был не просто объяснять урок, а помогать «развитию ума» у воспитанников. Поэ-тому в семинариях не была принята лекционная форма подачи учебного материала; она, напротив, запрещалась уставом. Следовало проводить уроки в форме вопросов и ответов, причем особое внимание уделялось написанию воспитанниками сочинений, которые тщательно разби-рались учителем. На дом задавалось чтение из учебника для заучивания наизусть, а затем в классе ученик отвечал домашнее задание. Бывший воспитанник семинарии Николай Евгенов, однако, вспоминал, что дома они де-лали только письменные упражнения, но не читали, по-скольку библиотека состояла из книг на латинском язы-ке, которые они изучали в классе. Каждый урок начинался с молитвы «Царю Небес-ный», а заканчивался молитвой «Достойно есть».
Учени-ки отделений до 80 человек в каждом закреплялись по 3-4 человека за лучшими воспитанниками, которых на-зывали «авдиторами» от латинского audio — слушать. Учитель начинал урок с просмотра указанных «нотатов».
У тоя церкви двор попа Илариона, двор дьяков... Да в приходе к той церкви пятьдесят один двор крестьянский, восемь дворов бобыльских, всего 61 двор. К сим книгам села Новой Грязновки Явленский поп Иларион руку приложил». В 1709 году на средства прихожан была построена Казанская церковь, деревянная, холодная.
Впоследствии Новое Грязное заселяли служилые люди казаки, солдаты. В 1710 году в 103 домах здесь жили 440 человек. В 1745 году население составляло 264 чел. Пашни 1344 и лесу 66 десятин". В списках населённых мест Тамбовской губернии по сведениям 1862 года именуется как казенное село Новое Грязное при рч. В нём было 146 дворов с населением 1416 человек мужчин — 690, женщин — 726.
В селе располагались церковь, купоросный завод и мельница. Купоросный завод принадлежал купцам Порошиным, затем купцам Котельниковым. В 1880 году в Новом Грязном было 220 дворов, а население составляло 1843 человека. До начала 1880-х годов в селе работала водяная 2-этажная, деревянная мельница. По данным переписи 1897 года в Н. Грязном проживало 1950 человек мужчин — 903, женщин — 1047.
В 1910 году домохозяйств было 331, земли — 3338 десятин. В историко-статистическом описании Тамбовской епархии 1911 года сообщается, что в Новом Грязном насчитывалось 300 дворов с населением 2160 человек мужчин — 1063, женщин — 1097. Крестьяне имели по 20 саженей земли на душу в каждом поле. Школ в селе было две: церковно-приходская, смешанная и земская. Имелось церковно-приходское попечительство. В 1914 году население составляло 2392 человек мужчин — 1195, женщин — 1197.
Сейчас на сайте: 59. Ограниченный просмотр Вы находитесь в режиме ограниченного доступа к "Электронной библиотеке Тамбовской области" и просмотрели допустимое число страниц. Если вы хотите пользоваться электронной библиотекой без ограничений, необходимо осуществить вход на сайт.
Фотограф: иеродиакон Зосима Клинков. Авторами статей являются заведующие и сотрудники отделов епархии, сотрудники, духовенство, ведущие научные сотрудники музеев, исторических отделов, студенты вузов и семинарии, а также прихожане храмов епархии. Тематика издания определяется его духовно-просветительской направленностью.
Ведомости 1866
Новости сайта. Информация о сайте. Документы и публикации о Козлове-Мичуринске. попробовать найти лоты похожие на ТАМБОВСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ 1879 ГОДА. Тамбовские епархиальные ведомости, № 2, 2009. 12. Тамбовские епархиальные ведомости, 1861, № 26. 13. Сайт филиала МБОУ Сосновской СОШ №2 в с. Новое Грязное. 14. Списки населённых мест Сосновского района 1939 года. Историко – статистическое описание Тамбовской епархии 1861г.
ТАМБОВСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Журнал «Тамбовские епархиальные ведомости» был основан святителем Феофаном Затворником в 1861 году и просуществовал до 1918 года (в этот год вышел только один номер). Тамбовские епархиальные ведомости, № 2, 2009. Печатный орган Тамбовской и Шацкой епархии. Выходил еженедельно (в 1862–1869, 1873–1892 – 2 раза в месяц, в 1870–1872 – ежемесячно). Архив Тамбовских епархиальных ведомостей. Епархиальный центр — Тамбов. Новости сайта. Информация о сайте. Документы и публикации о Козлове-Мичуринске.
ТАМБО́ВСКИЕ ЕПАРХИА́ЛЬНЫЕ ВЕ́ДОМОСТИ
Тамбовские епархиальные ведомости. Г. 57 1917, № 26 | с 1901 г. во главе с редактором и издателем П.П. Падучевым и "Тамбовский голос" с 1905 г. под. |
Тамбовские епархиальные ведомости. № 12 (17 сентября 1861 г.). Прибавление | это главный печатный орган Оренбургской епархии. |
Курские епархиальные ведомости
Тамбовские Епархиальные ведомости № 24 (15 декабря). Тамбовские Епархиальные ведомости № 24 (15 декабря). Период создания: 1866 г. 1861. Метрическая книга по селу Хитрово Тамбовского уезда. Отдельной строкой, именно как исторический источник, я бы отметил Тамбовские епархиальные ведомости, которые издавались с 1861 г. по 1918 г. сначала 2 раза в месяц, затем еженедельно. ВЛАДИВОСТОКСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ «Владивостокские епархиальные ведомости», выходили в 1903-1917 гг. 2 раза в месяц.
Курские епархиальные ведомости
А вот при епископе Феофане было заложено здание Тамбовского Епархиального женского училища (1863 г.) и начали издаваться Тамбовские епархиальные ведомости (1861 г.) Еще один владыка, который не так долго пробыл на Тамбовской кафедре епископ Палладий (Раев). Тамбовские епархиальные ведомости. Историко-статистическое описание Тамбовской епархии / изд. канц. Епархиальные ведомости Курской епархии. В галере выдающихся он — первый. Тамбовские вузы, тамбовские новости, тамбовские волки, тамбовские епархиальные ведомости архив. сканы переведены в текст, текст официальной части выверен.
Новгородские епархиальные ведомости до 1917 г архив номеров
Вышел в свет восьмой номер Тамбовских епархиальных ведомостей за 2023 год - новости Тамбова | Епархиальные ведомости №4. Скачать. |
Тамбовские епархиальные ведомости: Еженедельное издание. №2 — 3624836 | Со времени учреждения епархии и до 1917 г. на Тамбовской кафедре побывало 24 епископа. |
Курские епархиальные ведомости | ТАМБОВСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ. «ТАМБОВСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ», периодическое издание, основано святителем Феофаном Затворником в бытность его епископом Тамбовским и Шацким в 1861. |
Фонд 1049 - Коллекция метрических книг церквей Тамбовской губернии
Эта серия на данный момент насчитывает 33 тома к настоящему времени вышел 41 том. Кроме летописей, к источникам по истории Русской Церкви следует отнести законодательные памятники. Древнейшим из них является Устав святого князя Владимира Святославовича. Документ сообщает о ряде судебных прав церковной власти, предоставленных ей великим князем после принятия Русью христианства X в. Подобного же рода и Устав князя Ярослава, сына князя Владимира. Большое значение для истории Русской Церкви имеют актовые материалы — договоры Руси с Византией 907, 911, 944 и 971 годов. В "Повести временных лет" помещены: договор князя Владимира с царевной греческой Анной, договор князя Ярослава с русским митрополитом Иларионом, судные и уставные грамоты удельных князей для местных епископов, жалованные грамоты монастырям. Сохранившиеся ханские ярлыки русским митрополитам сообщают о положении Церкви в монгольский период. Внутрицерковными руководствами законодательного характера служили деяния Владимирского Собора 1274 года, Московского Стоглавого Собора 1551 года, Большого Московского Собора 1666—1667 годов. Применительно к условиям жизни Русской Церкви создаются сборники канонических правил: "Церковное правило митрополита Иоанна II ", "Вопросы Кирика" и другие. Немалое значение имеют послания русских иерархов, отразившие в себе черты церковной жизни соответствующих эпох.
Послания были адресованы или пастве например, митрополита Симона в 1501 г. К историческим источникам относятся также проповеди русских проповедников. В "Степенной книге" и "Домострое" — литературных памятниках XVI века — также содержится много сведений о церковной жизни. К письменным источникам по истории Русской Церкви принадлежат Богослужебные книги, особенно службы русским святым, жития русских святых, а также синодики, каталоги иерархов, архивы монастырей, описания паломничеств по святым местам: "Хождение игумена Даниила, XI в. В состав церковно-исторических материалов входят и вещественные памятники древности. Это уцелевшие храмы, иконы, церковная утварь, надгробия. Известия иностранных авторов скажем, Герберштейна, Фабра , посетивших и описавших Русь, являются дополнительным материалом по истории Русской Церкви. Характер источников по истории Русской Церкви в Синодальный период 1700—1917 гг. Примечательно, что если в досинодальный период государственные законы принимались только после совета царя с первосвятителем Церкви, то с XVIII века царская власть нередко издавала законы даже в отношении Церкви без какого-либо предварительного обсуждения их с властью, притом законодательные распоряжения и установки затрагивали всю структуру церковного управления. Помимо Святейшего Синода царское законодательство касалось органов епархиального управления, приходского духовенства, монастырей, духовных школ, миссионерских учреждений.
Историческими источниками официального характера являются акты законодательные, опубликованные от имени правительства или Святейшего Синода. На основании этих законов издавали соответствующие распоряжения епархиальные органы. Царские законы, таким образом, определяли правовые нормы Церкви, поэтому они стали основным источником по истории Русской Церкви в Синодальный период. Очень важны, например, указы, вошедшие в "Полное собрание законов Российской империи" важнейшие из них Святейший Синод издавал в XIX в. В 1841 году выходит "Устав Духовных консисторий", который становится основным руководством для епархиального управления до 1917 года переиздан в 1883 году с незначительными изменениями. Интересен как источник и "Свод законов Российской империи" 1832 г. С начала XIX века стали издаваться "Мнения Государственного Совета" за подписью императора, а также "Решения" и "Разъяснения" Правительствующего Сената, касавшиеся различных церковных дел например, раскола, сект, церковных имуществ и пр. В 60-е годы XIX в. Труды комиссии содержали весьма полезные сведения о жизни Русской Церкви. Первая серия, изданная в десяти томах, называлась "Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания" и охватывала время с 1721 по 1741 гг.
Следующие четыре тома этой серии вышли под заглавием "Царствование императрицы Елизаветы Петровны". Они охватывают период до 1762 года, затем три тома "Царствование императрицы Екатерины II " до 1796 г. Священник М. Морошкин издал "Материалы царствования императора Николая I", в которых цитирует многие неопубликованные документы, подробно описывает деятельность Святейшего Синода и епархиальных архиереев. Упомянутая синодальная комиссия начала издавать собрания материалов под названием "Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительственного Синода". Сюда вошли описания различных документов епархиальных властей и настоятелей монастырей, притом часто с приложением самих текстов документов. Серия охватывает время с 1542 по 1770 гг. Она состоит из 22 томов. В основном это материалы о положении приходского духовенства, Духовных школ, монашества, о религиозно-нравственном состоянии народа Заслуживают внимания так называемые "Всеподданнейшие отчеты обер-прокурора Святейшего Синода" за период с 1836 по 1914 гг. Они состоят из двух частей: первая — сами отчеты, вторая — статистические таблицы.
Документы, вошедшие в это издание, неравноценны. Наиболее серьезные и обстоятельные "Отчеты" составлялись обер-прокурором Д. Толстым 1866—1880. Публикация их была неполной, а издавались они как "Извлечения из всеподданнейших отчетов". Последний отчет за 1914 год вышел в 1916 году. Немаловажное значение для истории Русской Церкви имеют переписка русских иерархов и документы из личного архива митрополита Филарета Дроздова, относящиеся к периоду с 1821 по 1867 год. Архиепископ Савва Тихомиров, издавая собрание этих материалов, включил в них документы из архивов Святейшего Синода и, что особенно важно, Министерства иностранных дел, ибо материалы этого архива, отражающие связь Русской Церкви и государства с православным Востоком и балканскими народами, прежде не публиковались. Личный архив митрополита Филарета исторически ценен тем, что содержит свидетельства, характеризующие взгляды московского иерарха, очень тонко и глубоко понимавшего исторические процессы церковной жизни. Для истории отношений Русской Церкви и православного Востока очень важен материал, содержащийся в дневнике архимандрита впоследствии епископа Порфирия Успенского ум. Начало XX века для Русской Церкви ознаменовалось движением в церковной среде в связи с намечавшимися реформами Русской Церкви.
Хотя проектируемые переустройства не осуществились, документация этих лет — "Отзывы" епархиальных архиереев, Духовных консисторий и собраний низшего духовенства, а также "Журналы и Протоколы Предсоборного Присутствия" за 1905—1906 гг.
За это время Гриша и Даша поняли, что хотят связать свои судьбы воедино. В 1906 г. Даша была глубоко верующей и трудолюбивой девушкой, но совсем неграмотной. Как вспоминает дочь Евгения Григорьевна, она знала только две буквы «р» и «д» — на-чальные от имени и фамилии. Талантливый и целеустремленный Григорий Рома-нов поступил в Саратовскую миссионерскую Кирилло-Мефодиевскую духовную школу и в 1914 году стал ее вы-пускником. С 1914 г. Репьевка Сердобского района Саратовской области.
А после революции 1917 года Романова переве-ли псаломщиком в Покровскую церковь с. Садовка Воль-ского района Саратовской области, где он проработал два года. В 1919 году Григорий Романов был рукоположен в сан диакона и оставлен в той же Покровской церкви. Юрьев-ка Вольского района в Казанскую церковь. В 1925 году отца Григория назначили священником Казанской церк-ви с. Озерок Вольского района Саратовской области. Там он прослужил до 1929 года. Потом батюшка вместе со своими домочадцами вернулся в родные места, где священствовал в Иоанно-Рыльской церкви с.
Адоевщина Базарно-Карабулакского района Саратовской области. В семье Романовых родилось десятеро детей, трое из которых умерли младенцами. Родители воспитывали де-тей в православном духе, а также дали им образование. Например, старший сын Георгий 1911 г. Он стал псаломщиком и регентом в храме, где служил отец Григорий. В начале 30-х годов местная власть начала рушить хра-мы. Романовы в это время проживали в селе Адоевщина Базарно-Карабулакского района Саратовской области. В один из дней, в феврале 1930 года, в селе Адоевщина около церкви собралась толпа народа.
Безбожники хо-тели сбросить с церкви крест и колокол. Батюшка Гри-горий вышел из храма вместе с сыном Георгием. В руке отца Григория был крест. Он обратился к сельчанам с речью о недопущении осквернения святого храма. Не-смотря на это, крест и колокола все же сбросили, коло-кола разбили. Плач стоял по всей Адоевщине. Отчаянно рыдали все: старики и старухи, молодые и малые. А отца Священник Григорий Павлович Романов 1888—1966 гг.
Отбывали они срок на лесоповале в Архангельской обла-сти. Сыну Георгию было в это время 19 лет. Семью свя-щенника местные власти стали считать врагами народа. Уже поговаривали о высылке их в Северный край. Но на-шлись добрые люди, которые помогли семье священника Романова переехать в г. Рассказово Тамбовской области. А в это время на лесоповале, когда батюшкин срок уже перевалил за половину, подошёл к нему однажды охран-ник и предупредил, что завтра отца Григория расстреляют. Доброжелатель предлагал священнику устроить побег.
Но любящий отец беспокоился о сыне. Тогда охранник заве-рил батюшку Григория, что такой музыкально-одарённый заключенный, как его сын Георгий, не пропадёт и скоро вернётся домой. И Григорий Павлович согласился. Охран-ник принёс ему одежду и еду, и батюшка бежал. В тюрь-ме в документах отметили, что Романов Г. Беглец благополучно добрался до своей семьи в г. Сначала родные его прятали, пото-му что боялись нового ареста. Потом отец Григорий пере-стал таиться, стал ходить в местный храм, скрывая своё священство.
В церкви на него обратили внимание и при-гласили читать и петь на клиросе. Батюшка согласился. Он помогал при храме, успевая при этом работать сани-таром в ветлечебнице г. Рассказово, куда устроился в 1934 году и где проработал до 1946 года. Сын Георгий в 1933 г. До войны устро-ился работать на Арженскую фабрику, где сменил много рабочих мест. Георгий Григорьевич организовал в клубе им. Кирова хор и был руководителем этого хора.
В 1941 г. Георгий Романов по-гиб в первый год войны. У Григория Романова было три брата, двое из которых были священниками. Он служил священником с 1910 по 1935 год. Постановление приведено в исполнение 15 дека-бря 1937 года в г. Вольске Саратовской области. Второй брат — священник Александр Романов — служил где-то в Саратовской области. Никаких сведений о нем нет.
А третий брат Иван был офицером царской армии, во время революции 1917 г. В 1944 году Тамбовскую епархию возглавил архиепи-скоп Лука Войно-Ясенецкий. Постепенно начали от-крываться храмы. Душа отца Григория тянулась к служе-нию у престола Божия. Он поехал в г. Тамбов на прием к архиепископу, которому и поведал всю свою жизнь. Пра-вящий архиерей, проэкзаменовав батюшку, направил в мае 1946 года отца Григория служить в Богоявленскую церковь с. Верхние Пупки Дегтянского района.
В февра-ле 1948 года он был переведён в село Царевка Знамен-ского района, где прослужил до 1951 года. Незамедлительно об этом после-довал доклад уполномоченному. И правящий архиерей Иоасаф объявил священнику Романову строгий выговор с предупреждением. Через три месяца архиепископ Иоа-саф перевел служить батюшку сначала в с. Ивановку Сам-пурского района на небольшой срок, а затем в марте 1952 г. По болезни в возрас-те 74 лет священник Григорий Романов ушёл за штат. В 1965 г. Похоронен он был на клад-бище в г.
Page 44 мысленное море всечеловеческого сообщества, то мно-гообразная горечь несчастий и смерти не превратилась бы в сладость, и жизнь на нашей планете окончательно потеряла бы всякий смысл. Давайте теперь обратимся к нашей практической жизни и рассмотрим ее несколько яснее и подробнее. Если бы не Крест, то откуда бы тогда появилась Цер-ковь? Если бы не Крест, то откуда освящение? Откуда совершение таинств? Откуда печать дарований? Отку-да источник Благодати? Откуда надежда обетования?
Если бы не Крест, то откуда бы взялось всеоружие наше: броня, шлем, щит; и в чем тогда мы воевали бы против начал, против властей, против мироправителей века сего и против духов лукавства ср. Если бы не Крест, то откуда мы взяли бы мужество, на-дежду, противостояние врагу и победу над ним? Разве осуществилось бы тогда поражение и падение наших противников? Волнующаяся сила греха, коварное и злобное безумие демонов, уступчивость и неустойчи-вость нашей природы, ужасные и коварные властители нашего рода — все это было окончательно сокрушено Крестом. Теперь любой возраст во все времена уча-ствует в «военных действиях» против духовных врагов В древнем Израиле особенно почитался Ковчег За-вета, который буквально был душой израильского на-рода. В Ветхом Завете везде заметны ностальгические чувства и любовь по отношению к нему, благоговение и почитание его. Израильтяне верили, что через него они освящались, получали защиту, узнавали волю Бо-жию, верили, что он имеет непреоборимую силу про-тив врагов. Они думали, что без него они не могли бы существовать как народ и племя, что и подтвердилось во время захвата Ковчега филистимлянами при свя-щеннике Илии 1 Цар.
Однако чем был этот Ковчег, как не символом? Чем он был по сравнению с нашим Честным Крестом Христо-вым? Чем были все эти символы Закона, все эти тени и прообразы, когда и сам этот Закон не оправдывал своих служителей? Не оправдится от дел закона всяка плоть, согласно святому Павлу Гал. И снова: Сень бо имый закон грядущих благ, а, не самый образ вещей... Для нас же Крест — не символ и не тень. Это сред-ство нашего спасения; это якорь нашей надежды; это оружие нашей победы и окончательного торжества; это всецелое поражение и уничтожение наших врагов и всей противоборствующей силы; это слава нашего Ии-суса, как говорит об этом евангелист Иоанн: Не у бо бе Дух Святый, яко Иисус не у бе прославлен Ин. Крест, слава нашего Иисуса, составляет наше главное до-стояние, потому что он послужил ради нас, наследников Бога и сонаследников Сына Его.
Отче, — говорит наш сладчайший Иисус, — славу, юже Мне дал, ecи, дах им Ин. И опять: Святи их во истину Твою; слово Твое истина есть Ин. Если не было бы Креста, не было бы и Воскресения. Если не было бы Креста, то не был бы посрамлен дья-вол и ниспровержен грех, не была бы попрана смерть и изглажено тление, не воссияли бы радость, ликование и свобода, никогда бы не вернулось к гармонии разроз-ненное состояние «сущих», находившихся под законом тления и смерти.
Начиная с 1943 года и по 1991 год все документы, касающиеся церкви аккумулировались в фонде Уполномоченного ф.
Р5220 в котором 4 описи и одна из них оп. В общей сложности в фонде почти 2000 документов и они прекрасно иллюстрируют жизнь епархии в период 1940-1980-х годах. Постсоветский период в истории епархии и современное положение в источниковедческом смысле темное пятно. В государственные архивы церковные документы не сдаются, а епархиальный архив для доступа исследователей закрыт. Остается единственный источник: «Тамбовские епархиальные вести», светская пресса и официальный сайт Тамбовской епархии существующий с 2002 года.
С 2008 года газета «Тамбовские епархиальные вести» преобразована в полноцветный журнал, который с 2009 года стал выходить под прежним своим названием продолжая преемственность традиций, заложенных еще святителем Феофаном Затворником в 1861 году. Вот все что можно кратко сказать об исторических источниках по истории Тамбовской епархии. Переходя к обзору литературы, следует отметить, что дореволюционный период это вообще время накопления материала, его систематизация и попытка практического применения в качестве церковно-исторических справок. И здесь есть ряд имен внесших существенный вклад в сбор сведений об истории епархии. Это, прежде всего протоиерей Стефан Абрамович Березнеговский 1797-1868 гг.
Он был первым исследователем истории епархии, ему принадлежит труд по истории строительства Спасо-Преображенского собора г. Тамбова, по истории тамбовского сектантства и статья, опубликованная в «Тамбовских епархиальных ведомостях» в 1861 году под громким названием «История Тамбовской епархии», хотя собственно сама история была доведена лишь до первых тамбовских епископов. Отец Стефан проследил обстановку в крае до появления городов, высказал некоторые мнения о распространении христианства и даже выдвинул предположение о подвластности первых тамбовских епископов Рязанским митрополитам в статусе викариев. Протоиерей Стефан Березнеговский занимался историческими изысканиями так сказать в свободное от работы время, это было его хобби. Он был настоящим знатоком церковной старины и подвижником своего дела.
В некотором роде продолжателем его деятельности стал протоиерей Георгий Васильевич Хитров 1820-1893 гг. В конечном итоге в 1861 году была издана книга «Историко-статистическое описание Тамбовской епархии» под редакцией протоиерея Хитрова. В «Описании» собраны справочные сведения, касающиеся епархии вплоть до 1859 года, однако это было не просто сухое изложение фактов, а концептуально продуманное справочное издание со своей внутренней логикой и в том, что труд получился именно таким заслуга без сомнения отца Георгия Хитрова. Логика труда заключалась в том, что истории епархии рассматривалась с ее основания и мыслилась как история деятельности епархиальных архиереев. Безусловно говоря о литературе по истории епархии нельзя не упомянуть об Иване Ивановиче Дубасове 1843-1913 гг.
Главная заслуга И. Дубасова заключается именно в том, что он не отрывал историю церкви от истории губернии, понимая какое исключительное значение, сыграло христианство в становлении нашего края. Несколько работ тамбовских любителей церковной старины посвящены описанием жизни подвижников благочестия. Они, эти описания, стали основанием для составления житий подвижников после их прославления в лике святых. Среди этих работ стоит отметить труд Н.
Молчанова в будущем архиепископа Виленского Никандра под названием «Жизнеописание свт. Питирима, епископа Тамбовского», выдержавшего два издания 1885 и 1914 годов. Это наиболее полное описание жизни нашего святителя, оно и сегодня является единственным в своем роде. Протоиерей И.
Имелись ли в Рассказово свои печатные периодические издания? Да, конечно имелись и появились они десятилетиями раньше нынешней «Трудовой нови». В дореволюционной России село Рассказово являлось волостным центром Тамбовского уезда крупнейшим в губернии, как по населению, так и промышленному развитию и не имело своей собственной типографии и периодического издания.
Впрочем, в большинстве уездных городов также отсутствовали свои газеты. Однако новости из Рассказово в большом количестве печатались в губернских газетах и журналах XIX-XX века, таких как Тамбовские Губернские ведомости 1838-1917 , Тамбовский край 1907-1917 , Тамбовский земской вестник 1916-1918 , Журналы Тамбовского Земского собрания 1865-1917 , Тамбовские Епархиальные ведомости 1861-1918 , Известия Тамбовского Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов с 1917 г. Прообразом местной провинциальной прессы стала так называемая: Газета общественной жизни - «Народная Нива». Данная газета издавалась с 27 марта 1909 г. Козлова, Кирсанова и Рассказово а также о наиболее важных Российских событиях, интересных случаях из других губерний и местных объявлений. Для каждого населенного пункта через несколько лет остались только новости Кирсанова и Рассказово на ее страницах существовал свой раздел, где чрезвычайно живым и доступным языком рассказывалось обо всех событиях в том числе и с критической стороны и происшествиях, происходивших, также и в ближайших селах. Первой полноценной Рассказовской газетой стала газета «Рассказовская беднота» издававшаяся местным отделением ВКП б с 1918 года.
Газета, вероятно, прекратила свое существование в 1920 г. Не найдено пока и ни одного номера данной газеты. Руководство Центрально-Черноземной области куда входила и территория современной Тамбовской области в августе 1930 г.
Значение ТАМБОВСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона
Электронная библиотека | ТОГБУ "Государственный архив Тамбовской области" | Новости Тамбовской епархии сегодня. Тамбовские епархиальные ведомости. Тамбовская духовная семинария буклет. Дата учреждения русской митрополии. Митрополия это в истории. Божественные литургии в духовной семинарии города Саратов. |
Тамбовские епархиальные ведомости. № 12 (17 сентября 1861 г.). Прибавление | Тамбовские епархиальные ведомости. издаются еженедельно при Тамбовской духовной семинарии, с 1861 г., под редакцией протоиерея П. Соколова. Первоначально выход был ежемесячный. |
Тамбовские епархиальные ведомости 1905 — Bitbucket | «Тамбовские Епархиальные Ведомости» стали выходить в свет с 1-го июля 1861 года двумя книжками в месяц, причем каждая книжка разделялась на две части: 1-я составляла «официальную часть» и 2-я «прибавление к Тамбовским Епархиальным Ведомостям». |